Беседа бережное отношение к вещам. Бережное отношение к вещам. Подрались между собой

2.4 Культура деятельности, бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе – важный компонент культуры поведения

Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца. По завершении деятельности, привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя, то чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.

Старшим дошкольникам прививают элементарные навыки организации свободного времени в соответствии с распорядком жизни дома и в детском саду, стремление быть занятым полезной деятельностью.

Под руководством взрослых, деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания.

Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в детском саду – игрушки, посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного отношения к общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда, когда в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

Необходимо приучать правильно, обращаться с учебными пособиями. Правильное обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных занятий – рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке ребенка к школе. Необходимо современно учить его экономно расходовать бумагу и клей, пользоваться простыми и цветными карандашами, кистью и красками и т.д., содержать все это в надлежащем порядке.

Также особому вниманию следует уделять правильному обращению с книгой. Книга – одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют.

К шестому году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность, готовить всё необходимое для игры, труда или занятия; определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок не приучен к этому, то его деятельность утрачивает целенаправленность и зависит от случайности. Если мы вовремя не воспитаем у ребенка умение готовиться к предстоящим делам, то отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда он станет школьником. Полезно разъяснить, что любая деятельность – требует определенной подготовки: надо предвидеть, какие игрушки или пособия потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начинал дело, пока не убедится, что все необходимое приготовлено.

Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намереваются делать, мысленно представляя план своих действий. Будущий школьник должен знать правила, помогающие организовать предстоящую деятельность, её ход и завершение (См. Приложение 4)

При целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность. Эти привычки являются основой для дошкольного развития организованности будущего школьника.

Но главное - воспитывающее значение детской деятельности, которая заключается в том, каково её содержание, устойчивость и длительность, чему она учит, какие нравственные качества развивает в ребенке. Взрослые должны руководить детской деятельностью: уметь создать условия для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка умению организовывать свою деятельность; содействовать вовлечению его в игры, занятия, труд; при необходимости оказывать ему помощь в выборе и формировании различной деятельности, в расширении её содержания, достижения поставленной цели.

Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.

В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу. На занятиях – культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию. В процессе трудовой деятельности – трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.

Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать его отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям.

Итак, в этой главе мы рассмотрели понятие культуры поведения, её составляющие компоненты и их сущность. Выделили основные задачи по формированию культуры поведения, их содержание и актуальность. Пришли к выводу о том, что эффективное формирование культуры поведения старших дошкольников осуществляется в единстве и целостности использования различных видов деятельности (игра, труд, занятия).


ГЛАВА 3 МЕТОДИКА НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

3. 1 Анализ программ по организации нравственного воспитания и формированию культуры поведения

Анализируя комплексные развивающие программы, принятые современной практикой образования можно сделать вывод, что раздел «Нравственное воспитание» декларативно выделен лишь в традиционной «Программе обучения и воспитания», где так же спроецирован на раздел «Музыкальное воспитание», сюжетно-ролевую игру и коллективный труд детей. В других комплексных программах содержание нравственной направленности фрагментарно введено в некоторые разделы. Так, например, в программе «Истоки» и «Радуга» задачи становления нравственной культуры решаются в разделе «Познавательное развитие» и «Социальное развитие». В программе же «Детство» под редакцией В.И. Логиновой - в разделе «Ребенок в мире людей и предметов», в частности в блоке «Общение и культура поведения» акцентируется внимание на формирование культуры поведения дошкольников.

На основе анализа содержания нормативных документов, ориентированных в целях и задачах на становление базиса личностной культуры ребенка в дошкольном возрасте, и соотнеся целевые ориентиры, во-первых, с содержанием раздела «Нравственная культура» представленным в современных образовательных программах и, во-вторых, с реальной практикой организации образовательного процесса в ДОУ (анализ перспективного, календарного плана, наблюдение за организацией образовательного процесса на занятии), выделяют следующие недостатки:

Недостаточно структурирован, содержательно прописан и интегрирован нравственный аспект личностной культуры.

Не прописаны принципы отбора содержания, приобщающего ребёнка к непреходящим общечеловеческим ценностям, доступным пониманию ребёнка в дошкольном возрасте, не исключает возможность случайного подбора содержания, исходящего из субъективного видения педагога.

Таким образом, отсутствие в содержании программ определенной системы работы по становлению нравственной культуры детей может привести к тому, что сензитивный период, который характеризуется тем, что дети умеют сознательно управлять поведением, а их нравственные чувства обладают большой побудительной силой, чем другие мотивы, может остаться педагогами незамеченным.

В целом нужно отметить, что вопрос о нравственном становлении личности имеет ряд специфических черт, в связи с которыми достаточно трудно разграничить его и выделить в отдельный раздел. Так процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений, что должно реализовываться во всех видах деятельности на протяжении всей повседневной жизни ребёнка. Поэтому, для более углубленного и эффективного становления этого процесса будет наиболее рационально использовать специальные методические пособия по формированию культуры поведения, так как они позволяют воспитателю реализовывать свои задачи в разделе «Познавательное развитие», при этом, предупреждая дополнительные нагрузки для детей, как это было бы при введении специализированных занятий по культуре.

Так, например, методическое пособие «Что я знаю о себе» под редакцией Л.С. Колмогоровой предназначено для педагогов, воспитателей, занимающихся с детьми старшего дошкольного возраста. Его цель - сформировать основы ценностного отношения к себе и другим, взрослым и сверстникам.

В пособие входит блок специально организованных занятий, который обеспечен планами-конспектами. Занятия предполагают ориентировку ребёнка в явлениях собственной жизни, в самом себе, понимание и осознание себя, своих поступков, желаний на нравственной основе.

Подобного рода методические пособия дают возможность плавного внедрения аспектов нравственности в основную программу воспитания и обучения старших дошкольников в детском саду.

3. 2 Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. Первые представления о норме поведения, принятых в обществе, ребёнок получает в семье и в детском саду.

Ребёнок много знает об окружающем мире от родителей и из собственных наблюдений, задача воспитателя – расширить и скорректировать эти знания, привести их в систему, общепринятую в обществе.

В этикетном поведении высока значимость нравственного аспекта, поэтому на него необходимо постоянно обращать внимание детей. Уважение личности ребенка, понимание, дружелюбие и доверительность создают наилучшие условия для формирования этикетного поведения. Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать к обращению по имени и отчеству. Испытывая радость от общения с воспитателем, дети всегда ожидают встречи с ним, верят в правоту его слов. Необходимый настрой создает выработанный совместными усилиями порядок поведения в группе, на занятии, в котором основными правилами являются следующие: сопереживать, проявлять дружеское участие и терпение; доброжелательно воспринимать других; не отказываться от участия в играх и упражнениях; не стесняться своего незнания и неумения; не бояться ошибаться; не смеяться над другими. Очень важно вводить в сознание ребёнка необходимость понимания своего места в мире, так как нет полного равенства между отцом и сыном, старым и малым, воспитателем и дошкольником. Первый имеет опыт, знания, приоритет положения и много другое. Второй только начинает жизнь, приступает к ее изучению. Он может стать равным первому, проделав над собой огромную, серьезную и трудную работу. Осознание своего места вовсе не означает, что первые неуважительно относятся ко вторым, не считаются с их мнениями, не прислушиваются к их пожеланиям. Основа развития общества состоит во взаимодействии тех и других, их взаимопонимании взаимопомощи. Это осознание происходит как в семье, так и в детсадовской группе. Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл, который включает: а) знание этикетного правила; б) понимание его разумности и необходимости; в) умение применять его прагматически; г) эмоциональное переживание от его выполнения. . (См. Приложение 5)

Важно, чтобы ребенок, познакомившись с тем или поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, снова возвращаются к изучаемому правилу, но на более высоком уровне. Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:

1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по имена, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей

2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Желательно всегда оценив свое поведение с позиций доказательности разумности, необходимости соблюдения этикета, соответствия его собственным поучительным словам, действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели - создание развития личности ребенка в творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.

3. Связь с семьей - необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания Общая цель семьи и детского сада - хорошо воспитанный культурный и образованный человек.

Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника. С этой целью необходимо расширять у ребенка круг этико-поведенческих понятий, что достигается с помощью словарной работы.

Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.

Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Основные способы педагогического воздействия на детей:

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

Широкое применение народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в поколение. 2.2 Особенности применения народных игр для формирования навыков общения детей старшего дошкольного возраста Идеи научного изучения народных игр и их практического применения в воспитании получили обоснование в трудах В.Г. Белинского. Н.А. Добролюбова. Н.Г. Чернышевского и др. ...

Транс с фиксацией внимания внутри себя. Ритмопластика в целом вырабатывает осознанное владение своим телом, связанное с этим психологическое раскрепощение. 1.3 Влияние ритмопластики на процесс формирования самосознания детей старшего дошкольного возраста в условиях современного ДОУ А.И.Буренина отметила, что в 5-7 лет у детей резко возрастает способность к исполнению разнообразных и сложных...

Классный руководитель:

Цели: уточнить характер отношения детей к предметам, созданным трудом человека, поддержать социально одобряемые представления детей о них; уметь правильно вести себя во время урока и на перемене; развивать творческие способности детей.

Оборудование : на листах пословицы (на доске); стихи и сказки у детей.

Пословицы: «Без охоты нет работы». «Горькая работа, да сладок хлеб». «Не потрудиться, так и хлеба не добиться».

Ход мероприятия.

1. Орг. момент .

Читает Кристина «Сказка об испорченных книгах и добрых учениках».

В одной деревне была школа. А в той школе находилась библиотека, в которой хранились разные очень интересные книги. Однажды в эту библиотеку пришли ученики. Они хотели почитать. Но увидели дети, что книги в ужасном состоянии. И стонут они и горько плачут. А встречает детей сама королева Книжная и говорит школьникам:

Помогите книгам, с ними приключилась беда! К нам в библиотеку пришли плохие дети и испортили все книги.

И дети дружно взялись за дело, стали приводить книги в порядок. Кристина подклеивала страницы, Валя чинила переплеты. Алеша складывал по порядку листы, Андрюша стирал ластиком надписи и укладывал книги на полки в алфавитном порядке. Скоро в библиотеке все засияло.

Радостные книги хихикали. И каждому из ребят рассказали по интересному рассказу или сказке. И благодарили на перебой всех детей.

Закончи предложение:

- Бережное отношение к вещам – это …

- Бережливый человек – это такой человек, который …

(на доску вывешивается плакат)

Бережливость – стремление к сохранению полезных вещей, созданных трудом людей.

(учащиеся читают стихотворение)

Сами вещи не растут.

Вещи сделать – нужен труд.

карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку – береги;

Не ломай, не мни, не рви.

Какое правило заключено в стихотворении?

(Учитель обращает внимание на пословицы на доске)

Горька работа, да сладок хлеб.

Без охоты нет работы.

Не потрудиться, так и хлеба не добиться.

(Дети читают пословицы о труде)

Что посеешь, то и пожнёшь.

Без дела жить - только небо коптить.

(Дети читают стихотворение)

Обиженная парта

(басня)

Из Парты капнула слеза –

Смолистая, густая…

Тут к Парте Глобус проявил участье:

- О чём ты плачешь, дорогая?

А ну-ка, вытри поскорей глаза

Да расскажи мне про своё несчастье…

И Парта скрипнула в ответ:

- Не мил мне белый свет!

Боюсь, к весне пойду на слом,

На большее не хватит сил.

Две буквы Витя изучил

И обе вырезал на мне ножом.

Ведь он меня изрежет в год,

Пока весь алфавит пройдёт…

Мораль из басни вы,

Подумав, сами выводите!

Она относится, увы,

Не к одному лишь Вите.

Почему парта заплакала?

Кто её обидел и как?

Поступаете ли вы так со своими партами или столами в школе, дома?

Дома вы готовили рассказы и сказки о неаккуратности человека к вещам.

(Дети читают сказки и рассказы)

Ребята, для того, чтобы ваши школьные принадлежности, школьное имущество были в порядке нужно ещё себя хорошо вести на уроках и переменах.

(Дети читают стихотворение)

«Угомон»

Что случилось нынче в школе?

Нет учительницы, что ли?

Расшумелся первый класс

И бушует целый час.

Поднял шум дежурный Миша.

Он сказал: - Ребята, тише!

Тише! – крикнули в ответ

Юра, Шура и Ахмет.

Тише, тише! – закричали

Коля, Оля, Галя, Валя.

Тише – тише – тишина!-

Крикнул Игорь у окна.

Тише, тише! Не шумите!-

Заорали Витя, Митя.

Замолчите!- на весь класс

Басом выкрикнул Тарас.

Тут учительница пенья

Просто вышла из терпенья,

Убежать хотела вон…

Вдруг явился угомон.

Оглядел он всех сурово

И сказал ученикам:

Не учи молчать другого,

А молчи побольше сам!

Что случилось в первом классе?

Почему расшумелся первый класс?

Что делали ученики, чтобы прекратить шум в классе? Что помогло? Почему?

Какой совет дал всем угомон? Вы с ним согласны?

Существуют правила поведения на уроке.

В школу надо приходить вовремя, не опаздывать. Если ты опоздал по уважительной причине, то надо попросить у учителя разрешения войти в класс. Утром, придя в класс, надо поздороваться сначала с учителем, а затем с ребятами. Если в класс входит учитель или взрослый, надо встать. Так дети здороваются. Вставать надо дружно, при этом соблюдать тишину. Сесть нужно только после разрешения учителя. Если хочешь ответить или спросить, подними руку. После разрешения учителя встань и говори. «Ты сиди за партой стройно и веди себя достойно. Учитель спросит – надо встать. Когда он сесть позволит – сядь».

(стихотворение «Два кота»)

Жили – были два кота –

Восемь лапок, два хвоста.

Подрались между собой

Серые коты.

Поднялись у них трубой

Серые хвосты.

Бились днём и ночью.

Прочь летели клочья.

И остались от котов

Только кончики хвостов.

Кого вам напоминают своим поведением коты?

Почему коты подрались?

Правильно ли поступили коты, когда начали драку?

Сумели ли они в драке доказать, кто из них прав?

Подумайте, как им надо было поступить.

(Учитель читает стихотворение)

«Перемена»

«Перемена, перемена!»

Заливается звонок.

Первым Вова непременно

Вылетает за порог, вылетает за порог-

Семерых сбивает с ног.

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним – большая перемена!

Не угонишься за Вовой!

Он, гляди какой бедовый!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел.

Он поставил три подножки (Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком, на перила сел верхом.

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил,

Сходу дал кому-то сдачи – словом,

Сделал всё, что мог!

Ну, а тут – опять звонок…

Вова в класс попёрся снова.

Бедный! Нет лица на нём!

Ничего, - вздыхает Вова, - на уроке отдохнём!

(Б. Заходер)

Правильно ли Вова выходит из класса после звонка на перемену?

А как нужно?

Как ведёт себя Вова на перемене?

Расскажите, как можно и нужно вести себя на перемене, а как не стоит.

(Учитель читает правила поведения на перемене.)

Выходить на перемену надо только после разрешения учителя.

В коридоре можно играть, не мешая другим, не толкаясь.

Бегать, бороться, кричать, когда это мешает другим, нельзя

На перемене побывать в туалете, чтобы не отпрашиваться на уроке.

На большой перемене следует пообедать.

Давайте попробуем изложить правила поведения в стихах. Я читаю стихотворение, а вы договариваете слово.

«На уроке будь старательным,

Будь спокойным и …(внимательным)

Всё пиши, не отставая,

Слушай, …(не перебивая).

Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё …(понятно)

Если хочешь отвечать,

Надо руку…(поднимать)

На перемене … (отдыхать).

Будь прилежен на уроке,

Не болтай: ты не … (сорока).

Если друг стал отвечать,

Не спеши … (перебивать).

А помочь захочешь другу –

Подними спокойно … (руку).

Знай: закончился урок, коль услышишь ты... (звонок).

Когда звонок раздался снова, к уроку будь всегда… (готовым).

Чтоб не тревожились врачи,

На перемене не … (кричи).

Краткий анализ:

Классный час, прошедший в форме круглого стола , способствовал формированию навыков правильного поведения в школе, в общественных местах, выработке навыков бережного отношения к школьному имуществу, развивал такие качества, как бережливость, взаимопонимание , доброжелательность и творческие способности детей.

Литература:

1. Журналы «Воспитание школьников» № 6 за 2004год, № 7 за 2007 год.

2. Творческие работы детей на тему «Если был бы я волшебником» (о бережном отношении детей к книгам).

Нравственное, этическое и духовное воспитание

План

1. Процесс воспитания личности. Направления воспитания. Методы воспитания.

2. Нравственное воспитание

3. Этическое воспитание

4. Духовное воспитание

  1. Нравственное воспитание

Воспитание у ребенка навыков и привычек, способству­ющих формированию нравственного поведения, должна осу­ществляться в единстве со всеми другими задачами воспита­ния.

Воспитатель должен развивать в ребенке следующие ка­чества.

Вежливость. Это качество украшает, делает привлека­тельным растущего человека, вызывает к нему симпатии ок­ружающих.

Деликатность. Тот, кто деликатен, никогда не даст пово­да показывать свое превосходство, не станет навязывать че­ловеку свое общество вопреки его желанию, задавать неуме­стные вопросы или проявлять излишнее любопытство.

Чуткость. Это моральное качество проявляется в заботе о людях, умении сопереживать, помочь, утешить.

Чувство такта. Оно является регулятором поступков че­ловека, его отношений с людьми.

Предупредительность. Добиваясь от ребенка предупре­дительности, воспитатель стремится, чтобы она проявлялась у него из добрых побуждений оказать внимание, помочь близ­ким и окружающим людям.

Скромность. Данная нравственная черта характеризует подлинную воспитанность. Скромный человек не старается ка­заться оригинальным, не выпячивает свое «я», ведет себя про­сто, естественно, с достоинством. Скромности сопутствуют уважение и чуткость к людям и в то же время высокая требо­вательность к самому себе.

Трудолюбие. Черта характера, которая имеет огромную социальную ценность. Она проявляется в активности, доб­росовестности, бережливости, уважении к труду, а также в стремлении самому делать то, что посильно.

Дисциплинированность. Дисциплинированность прояв­ляется в культуре чувств, поступков, потребностей.

ВОСПИТАНИЕ ЭТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Гувернер, решая социальные задачи воспитания, должен опираться па разумное и нравственное в человеке и помочь воспитаннику определить ценностные основания собственной жизнедеятельности, обрести чувство ответственности за сохранение моральных основ обществ;!. Применяя знания этики, как науки о нравственной жизни человека, воспита­тель способен выйти на глубинный этический диалог с вос­питанником о главных вопросах человеческого бытия п смыс­ла жизни. Для осуществления этического воспитания ребенка



необходимы знания целостной системы основ этической культуры. Методика предполагает сочетание этической ус­тановки на доброжелательные и уважительные отношения с формами предупреждения конфликтных ситуаций и достой­ного выхода из них.

Этика - область деятельности человека, направленная на внутреннее совершенствование личности, так как это наука о нравственной жизни человека.

Структура этического диалога между воспитателем и вос­питанником должна основываться на принципах возрастно­го подхода. Она должна быть направлена на влияние через эмоциональное насыщение занятия разнообразными методи­ческими формами включения ребенка в игру, творчество, деятельность, упражнения, педагогические задачи, тесты, эксперименты, раскрывающие личностный опыт ребенка, пробуждающие его чувства и собственные размышления.

Это могут быть интригующие вопросы, дилеммы, сужде­ния, предложенная для анализа ситуация, игры, незакончен­ный сюжет, адресованное ребенку письмо.

Важной смысловой составляющей этического диалога является построение логической цепочки развития мысли. Основным побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как ты думаешь?». Необходимо очень точно ста­вить вопросы и отбирать в развитии сюжета диалога те фор­мы, которые приведут ребенка к основе проблемы, необхо­димости не абстрактного ее осмысления, а в конкретном аспекте сопричастности к жизни человека. Нить рассужде­ний ребенка должна привести его с помощью воспитателя к осмыслению собственной личности, своего опыта.

Этика общения

Прежде всего, ребенку с малых лет нужно привить эти­кет. Этикет выражает содержание тех пли иных принципов нравственности в широком смысле слова.

Этикет - важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали.

Главная задача воспитателя - научить ребенка везде и во всем уважать общество в целом и каждого его члена в от­дельности, относиться к окружающим людям так, как он от­носится к себе. Культура человеческих отношений, общение ребенка со сверстниками, с людьми разного возраста играют важную роль в жизни. Если ребенок научится общаться куль­турно с близкими, знакомыми, он будет так же вести себя и с незнакомыми людьми.

В каждой эпохе - свой стиль общения, у каждого обще­ства свои правила поведения, но есть ценности общечелове­ческие, и именно па их основе развивается культура любого парода. Неотъемлемая часть культуры - этикет, складываю­щийся исками.

Воспитание нравственности начинается с колыбели. Ког­да мать улыбается ребенку, радуется ему - это уже воспита­ние самой глубокой нравственности, дружеского отношения к миру. Центральная фигура в обществе, от которой зависит будущее ребенка,- воспитатель.

С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношении с окружающими людьми и при­обретает опыт общественного поведения. Формировать у ре­бенка навыки поведения, воспитывать сознательное, актив­ное отношение к порученному делу, чувство товарищества надо начинать с детского возраста.

При ежедневном общении с ребенком у воспитателя есть возможность постоянно упражнять его в хорошем поведении, что способствует выработке привычек.

Каждый день ребенок здоровается и прощается, убирает после игры игрушки, умывается, одевается на прогулку и раз­девается. Ежедневно ему приходится аккуратно вешать одеж­ду, ставить обувь и т.д. Таким образом ребенок не только прак­тически овладевает различными навыками и умениями, по и осваивает определенные нормы поведения.

Воспитатель приучает ребенка здороваться с воспитате­лем, родителями, гостями, которые могут в течение дня прий­ти в дом, на улице со знакомыми, соседями. Многократные упражнения помогут ему осознать общее правило: здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые. Такая посто­янная связь формирует у детей положительную привычку. Имеет значение и то, как будет сказано ребенком «Здравствуй­те» или «Доброе утро», ведь внешняя форма вежливости вы­ражает уважение и доброжелательное отношение к окружаю­щим. Ребенок должен здороваться охотно и приветливо, без напоминания. Каждый случай неприветливости не следует рассматривать как факт проявления невежливости. Очень важноразобраться, почему ребенок не поздоровался, п помочь ему справиться с проблемой. Часто он здоровается формаль­но, не понимая смысла этого правила. Осо:;пав ценность пра­вил, он начинает активно ими пользоваться, и постепенно следование этим правилам становится для пего нормой пове­дения.

Бережное отношение к вещам

Перед воспитателем стоит задача воспитать у ребенка бе­режное отношение к вещам. Ее решение требует от педагога большого терпения. Малыша учат вешать одежду, складывать вещи. Воспитатель должен формировать у ребенка навыки и умения самообслуживания. Например, вводит правило: « Каж­дой вещи - свое место» - и строго контролирует его выпол­нение. На конкретных примерах воспитатель показывает ре­бенку, почему важно и необходимо соблюдать это правило. Когда все вещи на месте, можно быстрее одеться, ими удобно пользоваться, и они лучше сохраняются.

Создание культурных привычек можно начинать с вос­питания аккуратности и чистоплотности. Уже с трехлетнего возраста ребенок может сам, с некоторой помощью воспита­теля, одеваться, застилать свою кровать, убирать комнату.

Духовное воспитание

Духовность - это качество, которое закладывается с дет­ства. Ребенка нужно приучать ценить и понимать красоту, ко­торую можно усмотреть во всем - в окружающей природе, в звуке, цвете. В обычном, будничном можно увидеть красоту.

С младенческого возраста нужно воспитывать уважение к знанию - истинного двигателя эволюции. Можно просле­дить развитие науки за последние полвека и показать на при­мерах ее достижения.

Ребенку следует объяснять, что наша планета не являет­ся обособленным миром, она лишь одна из многих во Все­ленной. Основы астрономии заронят первые мысли о жизни в дальних мирах. Пространство оживет, астрохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Ребенок ощу­тит себя носителем духа, ответственным за всю планету. Для этого необходимо ознакомить ребенка с величием Мирозда­ния с помощью микроскопа и телескопа. Можно провести экскурсию в обсерваторию или планетарий. Не нужно опа­саться, что ребенок не поймет показанное. Он не только за­помнит увиденное, но и получит огромную радость.

Задача воспитателя - ознакомить с живой природой, на­пример с жизнью пчел, муравьев, рассказать о перелетных птицах. Естественная история должна быть преподнесена как можно полнее и увлекательнее. На примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровища заложе­ны в человеке. Если сравнительно низшие организмы чуют основы бытия, то тем более человек должен приложить уси­лия к преуспеванию. С самых первых уроков ребенок дол­жен научиться радоваться чудесам жизни.

С малых лет необходимо обращать внимание ребенка на красоту звука. В каждом человеке склонность к музыке зало­жена с рождения, но без воспитания она спит. Человек дол­жен слушать музыку и пение, и это пробудит чувство прекрас­ного. Без осознания звучания музыки невозможно понять и звучание природы. Важно услышать песню водопада, реки или океана, ветер, который принесет свою мелодию. На красоту нужно открыть ребенку глаза.

Часто достаточно одной фразы, одного рассказа, чтобы глаз ребенка навсегда постиг красоту мира.

Расширение сознания и кругозора должны стать основой и целью воспитания.

Большое место отводится детской и юношеской литера­туре. Воспитатель должен не только привить любовь к кни­ге, но и научить читать вдумчиво и внимательно: не глаза, а мозг и сердце должны читать.

Ребенка нужно воспитывать на примерах героев и подвиж­ников. Дети любят народных героев. Ребенок восхищается подвигами и мечтает видеть себя на их месте. Патриотизм есть высокое, благороднейшее и священное чувство. Истинный патриотизм проявляется в бескорыстной любви к Родине, в уважении к народам, населяющим, обогащающим наш мир.

Значение и влияние книги на сознание ребенка безгра­нично. Часто первые прочитанные книги дают толчок и на­правление всему дальнейшему развитию мышления.

Воспитатель должен привить уважение к произносимо­му понятию. Ребенок должен осознать, что словом можно больно ранить человека, и, наоборот, доброе слово способно исцелить. Воспитатель должен привить ребенку чувство лич­ной ответственности за каждое побуждение, за каждую мысль и поступок.

Воспитателю необходимо развивать внимание воспитан­ника. Малыш должен усвоить, что ненаблюдательный чело­век подобен слепому и глухому. Особенно важно поощрять ребенка высказывать свое мнение о прочитанном, услышанном и виденном им. Такие обсуждения заложат основу мыш­ления. Полезно вечером анализировать прожитый день. Спро­сите ребенка, с кем он встречался, о чем разговаривал. Что ему понравилось, а какие поступки окружающих людей, возмож­но, обидели его, как он реагировал на это.

Ребенок постарше может вести дневник, в котором отме­чает все хорошее, что было сделано за день, и все ошибки, ко­торые были допущены. При этом, начиная новый день, пусть принимает решение не допускать в течение всего дня опреде­ленного поступка, например - раздражения, грубости, лжи или же, напротив, утверждать особую внимательность, вежливость и бережность к окружающим. Ведение такого дневника, с це­лью самоанализа, очень поможет искоренению нежелательных привычек и утверждению новых и полезных.

Отсюда должно родиться чувство ответственности за каж­дую мысль, слово и действие. Ребенка следует учить пони­мать значение каждой мысли, каждого поступка, каждого проявления в природе, где ничего не может быть бессмыс­ленно и безнаказанно.

В дошкольный период дети овладевают навыками действий с предметами, игрушками, книгами, личными вещами.

Цель воспитания детей – бережного отношения к вещам и предметам

  • Привитие дошкольникам навыков правильного обращения с вещами.
  • Воспитание бережного отношения дошкольников к вещам и предметам, к личному и общественному имуществу (лестнице, лифту, к дворовым постройкам) и т. д..
  • Формирование навыков и умений, связанных с подготовкой к любой деятельности, т. е. учить своего ребёнка готовить своё рабочее место, все материалы, связанные с предстоящей деятельностью, планировать своё время на эту деятельность и доводить начатое дело до конца.
  • Воспитание умения замечать неопрятность в одежде, в комнате, приводить себя в порядок, развивать чувство удовлетворения от чистоты и порядка.
  • Старших детей учить наиболее экономным приёмам работы, воспитать бережное отношение дошкольников к вещам и предметам с детства.
  • Бережно относиться к материалам и инструментам. Воспитывать культуру трудовой деятельности.

Известно, что маленький ребёнок ещё не может самостоятельно организовать свою деятельность (как и чем играть, заниматься), поэтому организаторами детской деятельности являются взрослые, его родители. Именно под их руководством любая деятельность детей дошкольного возраста обретает содержательность, целенаправленность.

Воспитание бережного отношения дошкольников к вещам и предметам с детства

Давайте рассмотрим такие примеры:


Воспитание бережного отношения дошкольников к вещам и предметам труда человека

Ребёнка необходимо приучать беречь труд мамы, папы, бабушки, дедушки, няни, прачки в детском саду. Дети не замечают, что не заботясь о чистоте своего костюма, платья, полотенец, доставляют много хлопот взрослым и вещи быстро приобретают неприглядный вид. Воспитатель Т.И. после умывания пригласила детей посмотреть их полотенца и комментировала от лица полотенца: «Пете полотенце говорит, что он не промыл свои руки, на нём остались тёмные пятна. Это потому, что мой хозяин плохо моет руки и завтра будет вытираться грязным полотенцем. У Тани полотенце говорит, что она молодец. Витя не повесил полотенце, и оно на него обиделось». Таким образом Т.И. научила детей чисто мыть руки, поясняя, что это необходимо не только для чистоты рук, но и полотенце служит дольше, и его легче постирать. Кроме того, она научила детей следить за тем, чтобы полотенца аккуратно висели, чтоб не измялись и имели возможность подсохнуть после вытирания рук и лица.

Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Культура деятельности; бережное отношение к вещам, игрушкам, книгам, природе.

Культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу и свидетельствуют о его социальной зрелости. Основы их закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т.е. в процессе деятельности. Играя, занимаясь, выполняя посильные трудовые поручения дома и в детском саду в обществе сверстников, ребенок усваивает положительный опыт отношений к людям, к труду, вещам.

Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами, бережно относиться к общественному имуществу; формировать навыки умения, связанные с подготовкой к предстоящей деятельности (играм, занятиям, труду) т.е. учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься; четко и последовательно организовывать свою деятельность, планировать время в процессе деятельности, доводить начатое до конца.

По завершении деятельности привести в порядок свое рабочее место, аккуратно убрать после себя то, чем пользовался, сложить игрушки, книги, учебные материалы в таком виде и в таком порядке, чтобы обеспечивать их сохранность и удобство использования в следующий раз; привести в порядок свое рабочее место, помыть руки после занятий с глиной или трудовых поручений.

Старшим дошкольникам прививают элементарные навыки организации свободного времени, стремление быть занятым полезной деятельностью.
Известно, что маленький ребенок еще не может организовывать свою деятельность, поэтому организаторами являются взрослые. Под их руководством деятельность ребенка обретает целенаправленность, содержательность, становится важным средством воспитания.

Важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи. Воспитатель объясняет детям: «Все, что имеется в группе – игрушки, посуда, мебель – твое, мое, наше, общее, принадлежит нам всем. Вот это надо беречь, иначе будет не с чем играть и заниматься, и в группе станет неуютно». Там, где эта мысль внушается постоянно, дети быстро овладевают прочными навыками правильного обращения со всеми окружающими их предметами. Формирование бережного отношения к общественному имуществу тесно связано с воспитанием коллективистских черт. Только тогда, когда в сознании ребенка понятия «я», «моё» постепенно в результате взаимодействия со сверстниками, расширяются до понятий «мы», «наше», он начинает бережно относиться к вещам, принадлежащим другим.

Необходимо приучать правильно, обращаться с учебными пособиями. Правильное обращение с материалами и пособиями, которые необходимы для различных занятий – рисованием, лепкой, аппликацией и др., важная задача в подготовке ребенка к школе. Необходимо учить его экономно расходовать бумагу и клей, пользоваться простым и цветными карандашами, кистью и красками и т.д., содержать все это в надлежащем порядке.

Также особое внимание следует уделять правильному обращению с книгой. С первой встречи ребенка с книгой важно вызвать уважительное отношение к ней. Книга – одно из сокровищниц духовного богатства человека. Книги делают нас умнее и взрослее. Книги нас учат, забавляют, радуют. «Если хочешь посмотреть книгу, проверь руки, - чистые ли они», - это должно стать правилом для каждого маленького читателя. Дети должны знать, что книгой пользуются в специально отведенном для этого месте за столом, а не на ковре или в игровом уголке. Нельзя обращаться небрежно даже с ненужной книгой.

На протяжении дошкольного детства ребенок должен твердо усвоить правило обращения с книгой:

Береги книгу: не пачкай её, не заминай страницы, правильно их перелистывай, не смачивай палец слюной. Не играй с книгой, она от этого портится;

После того как посмотрел и почитал книгу, не забудь положить её на место;

Правильно храни книгу, в специально отведенном для неё месте – в книжном шкафу ил на полке;

Если заметил, что книга не в порядке, почини её сам или с помощь взрослого.

На пятом году жизни дети приобретают навыки, помогающие им организовать свою деятельность, готовить всё необходимое для игры, труда или занятия; определять свое место, чтобы было удобно, не мешать другим. Если ребенок не приучен к этому, то его деятельность утрачивает целенаправленность и зависит от случайности.

Если мы вовремя не воспитаем у ребенка умение готовиться к предстоящим делам, то отсутствие этого ценного навыка скажется и в дальнейшем, когда он станет школьником. Полезно разъяснить, что любая деятельность требует определенной подготовки: надо предвидеть, какие игрушки или пособия потребуются. Лишний раз напомнить, чтобы ребенок не начинал дело, пока не убедится, что все необходимое приготовлено.
Старших детей надо приучать предвидеть, что и как они намереваются делать, мысленно представляя план своих действий.

Будущий школьник должен знать правила, помогающие организовать предстоящую деятельность, её ход и завершение:

Прежде чем начать игру, любое дело, прикинь, что для этого потребуется;

Определи заранее, где удобнее играть или заниматься, чтобы ты не мешал другим, и тебя не отвлекали;

Подготовь заранее место, расположи на нем все необходимое так, чтобы все было под рукой;

Проверь свой внешний вид, не приступай к делу, пока не приведешь себя в порядок;

Твои дела не должны вносить беспорядок в комнату;

Не оставляй дело незаконченным;

Не берись за новое дело, не завершив старое;

Убери за собой все, чем ты играл и занимался, каждой веще свое место, чем ты пользовался, оставляй в полном порядке, пусть все игрушки, книги, пособия будут в состоянии готовности;

Кисти промытыми, а карандаши – отточенными, рисунки, лепка, альбомы

– сложенные в определенном месте, игрушки – ожидающими встречи со своим хозяином;

Не забудь привести и себя в порядок – вымыть руки, снять фартук, аккуратно сложив его, на место.

Знание указанных правил и умение руководствоваться ими помогает старшим дошкольникам приобрести навыки организации свободного времени. При целенаправленном воспитании у ребенка образуется привычка быть занятым; умение самостоятельно организовать свои дела по интересу, способность заниматься тем, чем необходимо, расходовать свою энергию на разумную деятельность. Эти привычки являются основой для дошкольного развития организованности будущего школьника.

Но главное - воспитывающее значение детской деятельности, которая заключается в том, каково её содержание, устойчивость и длительность, чему она учит, какие нравственные качества развивает в ребенке. Как он себя проявляет: умеет ли применить имеющиеся знания и умения, моральные представления в действии? Если играет вместе с товарищем, то, как себя проявляет: обходителен или дерзок, вежлив или груб, щедр или жаден и т.д.
Соответствует ли содержание деятельности уровню его возрастных возможностей? Взрослые должны руководить детской деятельностью: уметь создать условия для разнообразных игр, труда, занятий, учить ребенка умению организовывать свою деятельность; содействовать вовлечению его в игры, занятия, труд; при необходимости оказывать ему помощь в выборе и формировании различной деятельности, в расширении её содержания, достижения поставленной цели.

Каждый вид детской деятельности (игры, труд, занятие) создает благоприятные возможности для осуществления определенных задач воспитания, связанных с формированием культуры поведения дошкольников.
В игре формировать нравственные чувства, нравственное сознание и моральные поступки, коллективистские навыки, дружеские отношения, умение следовать игровым правилам, общему замыслу; на занятиях – культуру учебной деятельности, умение вести себя в соответствии с правилами, дисциплинированность, организованность, уважение к слову воспитателя, к общему заданию; в процессе трудовой деятельности – трудолюбие, бережливость, аккуратность, чувство ответственности, умение действовать сообща, рационально применять орудие труда и те умения и навыки, которые обеспечивают наибольшую результативность. В процессе любого вида деятельности нужно осуществлять широкий круг задач воспитания, связанных с формированием морального сознания, нравственных чувств и привычек, являющихся основой культурного поведения.

Руководя любым видом деятельности, взрослые могут влиять на ребенка, на его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, расширять и уточнять знания, формировать его отношение к обществу, к людям, к труду, к своим обязанностям.


Что еще почитать