Папье-маше
Кресло из папье-маше , инкрустированное перламутром
Несмотря на французское название, изделий папье-маше не было во Франции до середины XVII-го века. Родина папье-маше - Китай, где была изобретена бумага. Китайцы использовали папье-маше для шлемов и других вещей, которым придавали жесткость с помощью многих слоев лака. Такие предметы были обнаружены при раскопках, относящихся к династии Хань (202 до н. э. - 220 н. э.).
Wikimedia Foundation . 2010 .
Синонимы :папье-маше - нескл., ср. papier mâché жеваная бумага. 1. Пластичная масса из бумаги и клеящих веществ, применяемая для изготовления бытовых и художественных изделий. БАС 1. Сбитая бумага, бумажная сбоина, толченка, исколоть, бумажное месиво тесто. Даль. Битая … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Бумажная масса, смешанная с клеем и крахмалом; из нее выделываются ящички, орнаменты, головки для кукол и т. д. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ПАПЬЕ МАШЕ бумажное тесто с крахмальной мукой и клеем; … Словарь иностранных слов русского языка
- {{папье маш{}е{}}} неизм.; ср. [франц. papier maché] Быстро твердеющее вещество из бумажной массы, смешанной с клеем, гипсом, мелом, применяемое для изготовления различных предметов путём прессования. Шкатулка из п. Вазочка из п. * * * папье маше … Энциклопедический словарь
ПАПЬЕ МАШЕ, нескл., ср. (франц. papier màché, букв. жеванная бумага). Бумажная масса, смешанная с клеем, гипсом и мелом, из которой изготовляются путем прессования различные предметы. Игрушки из папье маше. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова
ПАПЬЕ МАШЕ, нескл., ср. Легко поддающаяся формовке масса из смеси бумаги (или картона), гипса, клея, крахмала, применяемая для изготовления различных предметов путем прессования. Муляж из папье маше. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова
- (франц. papier mache букв. жеваная бумага), легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеем, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье маше изготовляются бытовые, декоративно оформительские изделия … Большой Энциклопедический словарь
Папье маше, нескл., с … Русское словесное ударение
Нескл. ср. Пластичная масса из бумаги и клеящих веществ, применяемая для изготовления бытовых и художественных изделий. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
Ср., нескл., франц. сбитая бумага, бумажная сбоина, толченка, исколоть, бумажное месиво тесто. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
Сущ., кол во синонимов: 1 масса (96) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Слово «папье-маше» переводится с французского языка как «жёваная бумага» или «рваная бумага». Впервые эта техника появилась во Франции. Из папье-маше делали подносы, игрушки, табакерки, подсвечники и даже декоративную лепнину.
1:928 1:933Существует два способа создания изделий из папье-маше.
1:1040Первый - это лепка из поддающейся формированию массы, состоящей из мягкой бумаги и клеящего вещества.
Второй представляет собой наклеивание рваной бумаги слоями , этот вид ещё называют маширование.
Техника папье-маше совершенно не сложна, но требует аккуратности и терпения. Процесс изготовления задуманной вещицы, может затянуться на несколько дней из-за долгой сушки материала.
Но потраченное время не пропадёт в пустую, ведь в результате, своими руками можно сотворить самые разнообразные вещи, такие как декоративные элементы интерьера, шкатулки, копилки, статуэтки, маски, куклы, погремушки и многое другое.
Папье-маше, нередко совмещают с техникой декупаж. Такой союз даёт возможность создавать поистине настоящие шедевры.
Обычно для изготовления массы используются газетные листы, но это не принципиально, в ход можно пустить туалетную бумагу, бумажные полотенца.
Газетные листы рвём или режем на небольшие кусочки, складываем в глубокий сосуд и заливаем водой. Лучше всего использовать миксер, перемалывая небольшими порциями. Но можно обойтись и собственными силами, для этого порванную бумагу залить горячей водой и оставить для размокания примерно на 3 часа.
После чего вымесить руками до получения однородной массы. Через сито надо сцедить излишки воды, и в полученную гущу добавить смесь клея с клейстером. Вымешивать до тех пор, пока не начнёт немного липнуть к рукам.
Если не использовали за один раз, можно хранить в прохладном месте несколько дней, замораживать нельзя. При хранении масса может стать жидкой, в этом случае отожмите её и добавьте клей.
Масса готовится с клеем и клейстером, потому что при использовании только клея, трудно лепить, а один клейстер не даёт необходимой прочности. Для увеличения крепости можно добавить мелкие древесные опилки.
Клейстер для массы можно приготовить следующим образом:
смешать муку и воду в пропорции 1:3, тщательно перемешать, чтобы не было комков.
Поставить на огонь, и непрерывно помешивая довести до кипения.
Затем снять с огня и дать остыть.
Клейстер хранят в холодильнике несколько дней, плотно завернув полиэтиленовой плёнкой.
Окрашивать изделие нужно темперной, алкидной или масляной краской. Гуашь и акварель не подходят, в связи с тем, что они пачкаются и стираются.
Для большей стойкости гуаши, в неё добавляют немного клея ПВА. Покрывают окрашенное изделие бесцветным лаком. Перед окрашиванием изделие необходимо зашкурить и загрунтовать.
Маширование представляет собой оклеивание подготовленной формы кусочками бумаги. Бумага должна быть мягкой, также для этого подойдут газетные листы.
Самый идеальный вариант это смешенное оклеивание: нанесите первый слой цветной или белой бумаги, смажьте поверхность клеем, затем покройте вторым, используя бумагу контрастного цвета или газетные обрывки.
Применяется это для того, чтобы не запутаться в количестве пластов. В любом случае последний слой обязательно делается из белой бумаги. Сделать необходимо не менее 8-10 слоёв. Каждые два слоя должны просохнуть, прежде чем наносить следующие два. Необходимо следить за тем, чтобы кусочки бумаги при оклейке немного заходили друг на друга, ложились ровно и не морщились.
Бумагу для маширования ни в коем случае нельзя разрезать ножницами , исключительно рвать руками на небольшие кусочки. Края в этом случае получаются тонкими и хорошо сглаживаются в готовом изделии.
В зависимости от того, каким образом было выполнено папье-маше, маширование бывает внутренним (оклеено изнутри) и внешним (наружное) . Если вы рассчитываете на то, что оклеиваемая форма останется внутри изделия, смажьте её перед работой клеем. Но в случае последующего извлечения, покройте форму вазелином или жирным кремом.
Для маширования очень хорошо подходит обойный клей, который можно заменить клейстером собственного приготовления.
Варится клейстер так же, как и в случае работы с массой для папье-маше, но можно сделать его и следующим образом:
крахмал разводится водой комнатной температуры и размешивается до густоты сметаны.
Продолжая мешать, маленькими порциями добавляется кипяток, пока не получится похожая на кисель прозрачная, густая жидкость.
После остывания, клейстер готов к работе.
Долго его хранить нельзя, каждый раз лучше готовить свежий.
Также для работы используется казеиновый клей, который продаётся в строительных магазинах.
Маленькие детали доделывают смесью из клочков бумаги и клея. Нужно помнить, что при сушке они сильно уменьшаются в размере. Если такое произойдёт, то после полного высыхания оклейте детальки рваной бумагой до необходимого размера.
Сушится изделие при комнатной температуре в течение, приблизительно двух суток.
На батарее сушить противопоказано, так как оно может потрескаться.
Готовую, полностью высохшую заготовку надо снять с формы и хорошо обработать наждачной бумагой, стараясь добиться ровности поверхности. Затем загрунтовать. Для этого лучше использовать грунтовку на водной или латексной основе. Грунт наносится плоской кисточкой. Прежде, чем наносить очередной слой, дайте высохнуть предыдущему.
Окрашивается и лакируется выполненная вещь, так же как и изделие из массы для папье-маше.
Папье-маше – древнейшее искусство, не утратившее своей популярности. Попробуйте это несложное творчество и найдите в нем источник для новых шедевров!
Папье-маше – простая техника изготовления объемных предметов с помощью бумаги и клейстера. Даже с появлением различных пластичных масс (супер пластиков), папье-маше не теряет своей популярности, оставаясь незаменимой для некоторых видов творчества (например, масок). Совершите краткий экскурс в историю этой необычной техники и узнайте, какие существуют варианты ее применения, как делать папье-маше своими руками, и чем это занятие будет полезно.
Техника папье-маше проверена временем, ведь ее история насчитывает несколько тысяч лет! Древние египтяне делали посмертные маски, используя слои папируса, перемежеванного клеящим веществом. В Персии из многослойной бумаги изготавливали декоративные изделия, в том числе сундуки и кубки. Часто, поверх бумажного слоя наносили тонкие металлические пластины.
Прочность изделий из папье-маше с большим количеством слоев была подмечена еще в древнем Китае – там стали использовать эту технику для производства доспехов и щитов, которые могли защитить воина не только от стрелы, но и от удара мечом.
Многократное покрытие природными лаками прибавляло материалу дополнительную прочность. Кроме того, в Японии и Китае из этого материала изготавливали церемониальные маски, декоративные элементы к военному костюму, предметы домашнего декора (шкатулки, вазы) и даже пуговицы.
Часто поверхность изделий покрывали глянцевым лаком и, таким образом из сравнительно дешевого материала получали вещи, выглядящие роскошно. В Индии папье-маше можно было встретить на любом ремесленном рынке в виде богато-орнаментированных изделий для домашнего обихода.
С 17-го века папье-маше стало активно использоваться во Франции, а затем и в Англии, в кукольном деле – эта техника как нельзя лучше позволяла воспроизвести тонкие черты кукольных лиц. Большим преимуществом была высокая прочность материала. В отличии от фарфора, готовое изделие из папье-маше не было хрупким, а также было намного легче чем дерево.
В 18-ом веке папье-маше стало недорогой альтернативой архитектурной лепнине и резному дереву, позднее эту технику стали использовать даже для изготовления элементов мебели (например, спинок стульев) и церковной утвари.
По сегодняшний день папье-маше широко используется в кинопроизводстве и театре для изготовления бутафории (муляжей различных вещей: оружия, посуды, украшений, предметов интерьера, имитации рельефов в ландшафте или архитектурных конструкций), накладных элементов для грима (носов, подбородков), деталей сценического костюма (головных уборов, масок).
Папье-маше является одним из немногих видов творчества, который будет интересен практически каждому, ведь вариантов изделий из клееной бумаги огромное множество, а сам процесс работы в этой технике не требует художественной подготовки или определенных знаний. Несмотря на то, что для этого вида творчества используется бумага, оно не имеет ничего общего с другими бумажными хобби , плетением из бумажных трубочек.
Преимущества этого увлечения налицо:
Как уже было подмечено, папье-маше очень экономный вид творчества. Основное, что нужно для папье-маше, это тонкая бумага и клей (ПВА, столярный, канцелярский, желатиновый или крахмальный клейстер). Существует два принципиально разных варианта этой техники:
Включить это хобби в список своих увлечений могут все, о успех ждет только тех, кто не любит бросать начатое. Качества, которые будут полезны в работе с папье-маше:
Первый вариант (из кусочков) подходит для изготовления масок, кукольных голов, фигурок, шкатулок. Поверхность готовых изделий поддается шлифовке, поэтому достичь идеальной гладкости весьма просто. Весь процесс работы можно разделить на несколько этапов.
Подготовить тонкую бумагу (хорошо подходит газета). Для этого можно нарезать или порвать ее на кусочки, их размер зависит от предполагаемого размера изделия – для мелких работ это может быть 1х1 см, для крупных до 4х4, 4х10 см. Порванная бумага сделает поверхность изделия более гладкой, чем нарезанная.
Подготовить форму, на которую будет наклеиваться бумага. Для этого можно взять как уже готовый предмет, так и вылепленный из пластилина или глины (например, голову куклы).
Если берете готовый предмет за основу папье-маше, помните, что для получения объемной формы нужно будет разрезать уже готовое папье-маше на две половины, чтобы достать базовую форму, а затем склеить их. Поэтому основа может быть повреждена при разрезе. Для шаровидной формы можно взять воздушный шар, который по окончании работы можно извлечь через предварительно оставленное отверстие в слоях бумаги.
Чтобы готовое папье-маше получилось легко отделить от основы (как готовой, так и лепленной), рекомендуется смазать форму вазелином либо обернуть ее пищевой пленкой, перед тем как наносить первый слой бумаги.
Обклеить форму слоями бумаги. Количество слоев зависит от желаемой толщины и прочности – минимальное количество 4–5, максимальное – не ограничено, но уже при 15 слоях толщина стенки изделия будет около 0,5–0,7 см, поэтому делать слоев больше этого количества обычно смысла нет.
Для равномерного покрытия формы бумагой, удобно чередовать слои разных цветов – так будет понятно, когда начинать новый.
Хорошо просушить изделие (в течение суток) и снять с формы. Если для снятия требуется разрез, удобно сделать его острым ножом для бумаги. После извлечения формы, нужно с внутренней стороны изделия вдоль разреза наклеить кусочки бумаги так, чтоб половина кусочка выходила за границу разреза, затем промазать их клеем и приложить вторую половину изделия.
Также нужно заклеить линию стыка половинок снаружи двумя слоями бумаги и для прочности покрыть еще одним слоем папье-маше всю форму (если предполагается дальнейшее окрашивание, то лучше слоем белой бумаги).
Хорошо просушенное изделие можно отшлифовать с помощью мелкозернистой наждачной бумаги.
Разукрашивать папье-маше можно любой краской, но лучше всего взять акрил – он не будет стираться с формы и быстро сохнет. При желании папье-маше вскрывают лаком.
Второй вариант папье-маше (из бумажной массы) подойдет для формирования готовых изделий методом простой лепки или лепки на каркасе. Кстати, само название техники переводится с французского как «жеванная бумага». Вариантов рецепта приготовления массы довольно много, и после нескольких проб Вы найдете собственное оптимальное соотношения ингредиентов.
Обычно ее делают таким образом: размачивают газетную бумагу, картон от коробок либо яичных лотков, или туалетную бумагу в теплой воде, оставляют ее на несколько часов, периодически разминая руками (можно поставить на плиту, чтобы поддерживать воду в теплом состоянии).
После размокания, массу тщательно отжимают и измельчают блендером или на мясорубке (более трудоемкий вариант – протирают через сито). Далее к массе прибавляют клей и вымешивают до тех пор, пока однородная эластичная масса не перестанет липнуть к рукам.
Сформированное изделие полностью высыхает за 2-3 дня – сушить на батарее его не стоит, так как это может привести к появлению трещин. Высохшая масса становится твердой и очень легкой. Ее также можно отшлифовать и покрыть краской так же, как и или .
Как уже было подмечено, в технике папье-маше можно делать совершенно разные виды изделий, это отличный способ изготовить как декоративные произведения, так и вещи для практического применения в доме. С помощью этой техники можно сымитировать более дорогостоящие материалы, например, металл, камень или керамику.
Домик для кошки
Работа с папье-маше успокаивает, помогает сосредоточиться на процессе и отдохнуть от повседневных забот, развивает творческое мышление. Начиная с простых и распространенных изделий, вы быстро перейдете к реализации собственных креативных идей.
Чтобы вам легче было перейти от планов и сомнений к действиям, наши рукодельницы приготовили пошаговые инструкции с фото. Взяв за основу мастер-классы, вы быстро освоите технику папе-маше и научитесь создавать собственные шедевры, достойные подражания.
Посмотрите, какие куклы из папье-маше можно сделать, используя туалетную бумагу. Из этого же материала вы изготовите копилку, игрушки, новогодние поделки.
Снимите крышку с банки, переверните тару, поставьте ее на стол. Облепляя банку пластилином, сразу формируйте уши, глаза, лапы, черты лица тигренка. Вот как сделать копилку дальше.
Можно сначала смачивать кусочки газеты в воде, затем обмакивать их в ПВА, оформляя поверхность шарика, приклеивать сюда порванные бумажки.
Эти заготовки нужно прикрепить к основе малярным скотчем, поверх также нанести массу для папье-маше.
Не всегда основу просто обклеивают порванными газетами, существуют очень интересные рецепты приготовления масса для папье маше. Познакомитесь с одним из них.
Из такой массы вы сможете слепить фигурку животного, например, медведя. Возьмите:
Теперь нужно отжать бумагу. Для этого постелите на дуршлаг свернутую в несколько слоев марлю, положите сюда немного массы, часть воды стечет. Остальную удалите, приподняв края марли, выжав бумагу. Также выжмите и остальную, но не пересушите, немного воды оставьте.
Складывайте всю эту бумагу в большую миску, затем добавьте туда строительный клей. Перемешайте массу. Это будет легче сделать, если вы станете смешивать бумагу с клеем небольшими порциями.
Добавьте льняное масло, перемешайте. Оно позволит стать массе пластичней. Теперь можно лепить из папье-маше или складывать эту массу в формы, чтобы изготавливать детали игрушки. Склеивать вы будете при помощи ПВА, который называется «Момент столяр».
Когда в течение нескольких дней заготовки из папье-маше полностью высохнут, их нужно будет ошкурить средней, затем мелкой наждачкой.
Ее также можно сделать из массы, рецепт которой вы только что узнали или воспользоваться другим. Вот таким получится домик этого сказочного персонажа.
Слепите из массы для папье-маше окошко, ставни. Используя стек, украсьте их резьбой. Начинаем делать чердак, на фото он розового цвета.
Даже не верится, что такие замечательные произведения искусства можно создавать из туалетной бумаги.
Чтобы использовать меньше папье-маше, сначала вы можете обкрутить верхнюю проволоку фольгой, затем покрыть ее этой массой, сформировав черты лица, уши.
Создадим их, используя всё ту же технику папье-маше. Хотите, чтобы на елочке красовались вот такие веселые ежики, тогда приступайте к творческой работе прямо сейчас.
Для этого положите рядом с ним:
Заранее застелите стол газетами, покройте его полиэтиленовой пленкой. Тогда ребенок не испачкает рабочую поверхность.
Пусть ребёнок скатает из фольги шарики.
Когда пирожные хорошо высохнут, пусть ребёнок даст волю фантазии. Воспользовавшись красками, маленькими красными помпонами, мелко нарезанными цветными бумажками, сделает вот такое праздничное угощение для кукол.
В такой же технике можно смастерить и другие детские поделки на Новый год. Своими руками они соорудят заготовки из фольги, которую надо обклеить кусочками газеты. Этот процесс был описан только что. Чтобы прикрепить игрушку на елку, на этом этапе нужно привязать шнурком или веревкой кольцо для ковров, как это сделано на подсказке-фотографии.
Если хотите увидеть, как сделать массу для папье маше, тогда посмотрите второй сюжет.
В русский язык из французского пришло интересное слово «папье-маше». Что это такое? В переводе оно означает «жёваная бумага». На самом деле это материал, созданный на основе бумаги или картона с клеящими массами. Часто и саму поделку называют папье-маше. Фото замечательных вещей, выполненных в этой технике, приводят в восторг многих поклонников рукоделия.
Существует несколько вариантов этого материала в зависимости от технологии, по которой его изготавливают.
1. Послойное наклеивание бумажных кусочков на шаблон называют папье-маше. Что это такое, знают практически все, ведь знакомство с данной техникой включено в школьную программу занятий ручным трудом.
2. Вязкая тестообразная масса, сделанная на основе бумаги, мела и клея, из которой методом лепки или формованной отливки изготавливаются различные вещи, тоже называется папье-маше. Что это такое, знают уже не очень многие, так как эта технология является более сложной в исполнении и рассчитана на долгое время изготовления самой массы.
3. Предметы геометрической формы изготавливают из нескольких слоёв картона, который склеивается послойно и высушивается под прессом - тоже папье-маше.
Это такой способ, которым можно сделать достаточно быстро простейшую оригинальную вещичку. Для того чтобы сделать поделки из папье-маше своими руками, мастеру понадобятся: модель-шаблон для оклейки, непосредственно сам клей и кусочки бумаги.
Чтобы модель осталась неиспорченной, первый слой бумаги смачивают простой водой и прикладывают двумя слоями на поверхность шаблона. Затем уже следующие слои приклеивают с помощью скрепляющих составов. С этой целью можно использовать любой но ради экономии стоит сварить клейстер из крахмала или обычной муки.
Обычно требуется нанести до 100 слоёв с тем, чтобы поделки из папье-маше, своими руками изготовленные, были достаточно прочными. Нередко для повышения крепости на разрыв между слоями бумаги прокладывают ткань, то есть армируют изделие. Но если речь идёт о папье-маше для начинающих, то армирование будет излишним.
Кроме обычного магазинного для экономии часто пользуются самодельной скрепляющей субстанцией, изготавливая папье-маше.Инструкция приготовления клейстера - состава на основе муки или крахмала - довольно проста. Если говорить коротко, то это принцип варки киселя.
1. В кастрюлю наливают воду (2 литра) и ставят её кипятить.
2. В это время в небольшой ёмкости, например в стакане, размешивают в 100 граммах холодной воды 3 столовых ложки крахмала или обычной муки (не подходит мука с добавками, такая как оладьевая или блинная).
3. В кипящую воду тонкой струйкой выливают при активном помешивании суспензию из муки с водой и доводят до кипения. Обычно после наступления этого момента клейстер приобретает матово-белый цвет с некоторой прозрачностью.
4. Клейстер нужно остудить, и можно приступать к изготовлению папье-маше из газет.
Можно использовать готовые игрушки, маски, шкатулки для поделки. После оклеивания их бумагой обычно заготовку разрезают острым ножом или распиливают пилкой пополам, раскрывают половинки и достают игрушку-шаблон. Затем половинки необходимо склеить между собой по шву.
Но иногда под рукой нет подходящего шаблона для поделки из папье-маше. предмета, который мастер будет использовать для оклеивания, тоже не очень сложна. Чаще всего его конструируют из подручных материалов, скрепляя между собой картонные серединки-цилиндры из-под рулонов туалетной бумаги или бумажных полотенец, пустые спичечные коробки или картонные пакеты от соков и молока.
Существует ещё такой вариант подготовки шаблона, как вылепливание его из пластилина, глины и даже использование воздушных шариков.
Если нужно изготовить куклы из папье-маше, то здесь можно обратиться и к первому, и ко второму варианту. Для обоих способов необходим шаблон. Если же такового нет, то нужно сделать его самостоятельно, как это было уже сказано выше.
Существует такой вариант, когда куклы из папье-маше изготавливаются методом обмазывания шаблона массой на основе бумаги. После высыхания также рекомендуется разрезать верхний слой, не задевая шаблона, отделить половинки друг от друга, вынуть макет. Затем половинки папье-маше складываются и склеиваются между собой.
Можно вылепить массы «с нуля», опираясь лишь на эскиз, фотографию или картинку. Однако этот способ походит лишь для тех людей, которые обладают определённым талантом.
Техника папье-маше, состоящая в формовочной отливке бумажно-клеевой массы, больше подходит для изготовления партии одинаковых предметов. Поэтому для формы следует воспользоваться силиконовым герметиком. Также можно изготовить её из гипса. В обоих случаях форма должна состоять из двух половинок.
Герметик наносится на смазанный жиром шаблон, по возможности ровным слоем. Пластилиновый макет можно не покрывать маслом. Затем заготовка должна хорошо просохнуть. После снятия формы с макета его необходимо закрепить в коробке с солью или песком кверху внутренней частью. Затем в пустоты накладывают плотным слоем, без воздушных прослоек, массу и снова оставляют для просушки.
После извлечения из полуформ заготовок их склеивают, покрывают грунтовкой и раскрашивают. В конце рекомендуется нанести слой лака.
Гипсовые полуформы изготавливаются в коробке, куда заранее закладывается гипс достаточно густой консистенции. Шаблон также смазывают жиром или глицерином и наполовину погружают в субстанцию. После высыхания первой полуформы макет извлекается. Алгоритм создания полуформы повторяется, но окунается в гипс вторая половинка шаблона.
Если мастером выбрана техника папье-маше на основе размягчённой бумаги, сухих добавок и клея, то ему необходимо знать, как делать или отливки фигурок.
Существует несколько рецептур такой массы.
Некоторые мастера предлагают добавлять в массу несколько ложечек растительного масла.
Второй способ отличается от первого тем, что в него не добавляется сухой компонент (мука, мел или гипс). Но зато после размачивания бумагу отжимают через марлю, удаляя лишнюю жидкость, но не добиваясь полной её сухости.
Конечно, начинается всё с задумки автора. Когда художник сделает эскиз будущей поделки папье-маше своими руками, его фантазия уже приобретает реальные контуры. Некоторые, правда, берут за основу уже готовые рисунки или фотографии, по которым и начинают работать.
Далее мастер из проволоки и подручных средств изготавливает каркас скульптуры. После всех этих подготовительных операций мастер приступает к самому процессу лепки. И через некоторое время на месте корявого остова вырисовывается настоящее произведение искусства.
Не каждому человеку фантазия может помочь представить то, что истинные художники умеют творить из папье-маше. Фото самых настоящих шедевров скульптурного искусства завораживают и заставляют восхищаться умениями мастеров этого дела.
После того как изделие будет вылеплено и просушено, наступает второй важнейший этап работ. Теперь мастер выравнивает поверхность скульптуры, нанося ещё один тончайший слой папье-маше. Обычно в состав для лепки поделки папье-маше своими руками добавляют жидкость (воду и клей) с тем, чтобы бумажная масса стала более нежной, чтобы можно было выполнять достаточно тонкую работу.
После ещё одной просушки мастер берёт в руки острый нож и аккуратно срезает всё лишнее. Затем при помощи тонкой наждачки зачищаются все неровности.
Грунтовка и покраска изделия - последний, заключительный этап работы. Можно покрыть готовое изделие лаком.
Даже самое простое изделие, такое как шкатулка или настенная посуда и подносы, настоящий художник может превратить в прекрасное творение. Обращаясь к классике, мастера создают великолепные произведения. Палех, хохлома и гжель, федоскинская и восточная миниатюра - все эти направления сегодня находят своё отражение в изделиях из папье-маше.
Какую бы технику изготовления изделий из папье-маше ни выбрал мастер, какова бы ни была его творческая задумка, важно то, что художник через своё произведение реализует свой потенциал, самовыражается, пытаясь донести до окружающих то, что его волнует. Потому-то, наверное, после просмотра фотографий с шедеврами настоящих мастеров на душе становится светло и радостно. Творите и создавайте, созидайте, и да восторжествует в мире красота!
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам