День рождения Будды – Весак. Весак — Энциклопедия буддизма В чем отличие паринирваны у буддистов от рая в монотеистических религиях

Известный в народе как , праздник Весак – время буддистов со всего света, когда они собираются вместе и празднуют рождение, просветления и уход в паринирвану Гаутамы Будды. Празднования варьируются от медитаций и тихих молитв до раздачи милостыни монахам в составе длинных красочных процессий. В Индонезии подобные мероприятия проходят у храма Боробудур Махаяна, что делает его самой посещаемой достопримечательностью в стране. Весак отмечается каждый год в полнолуние в мае или июне.

(Всего 27 фото)

1. Буддисты со свечами вокруг статуи Будды в Весак в храме в провинции Накхон Патом на окраине Бангкока 17 мая. В этом году отмечается 2600-ая годовщина просветления Будды. Фото сделано с долгой экспозицией. (Chaiwat Subprasom/Reuters)

2. Буддийские монахи на церемонии в Весак у храма Ват Дхарммакайя в провинции Патум Тани на окраине Бангкока. (Damir Sagolj/Reuters)

3. Индонезийская мусульманка с буддистами выпускают фонарь у храма Боробудур в Весак в Магеланге 17 мая. Буддисты Индонезии празднуют Весак каждый год у этого храма, что делает его самым посещаемым объектом в стране. Праздник проходит в полнолуние в мае или июне, а главные церемонии проводятся в трех буддийских храмах, к которым идут паломники из Мендута в Павон. Маршрут заканчивается в храме Боробудур. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

4. Буддисты медитируют в Весак в Ват Дхарммакая в провинции Патум Тхани на окраине Бангкока. (Damir Sagolj/Reuters)

5. Буддийские монахи молятся у храма Боробудур в Магеланге. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

6. Огромное украшение в честь Весака на ежегодном буддийском фестивале в Коломбо, Шри-Ланка. (Lakruwan Wanniatachchi/AFP/Getty Images)

7. Буддисты на медитации в храме Боробудур в Весак – день рождения Будды. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

8. Общий вид подсвечивающегося храма Боробудур, вокруг которого ходят монахи, в праздник Весак. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

9. Буддистские монахи присоединились к процессии из храма Мендут в Боробудур в Магеланге. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

10. Буддисты зажигают свечи у храма Боробудур в Весак. Буддисты Индонезии празднуют Весак каждый год в полнолуние в мае или июне. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

11. Буддисты выпускают фонари у храма Боробудур. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

12. Буддисты прибыли к храму на религиозную церемонию в Весак. (Dinuka Liyanawatte/Reuters)

13. Буддисты со свечами в храме Ват Дхарммакайя на празднике дня рождения Будды Весак. (Damir Sagolj/Reuters)

14. Буддистские монахи омывают и осыпают статую лежачего Будды у храма Дхаммадипа Арама в городе Маланг, провинция Востояная Ява, Индонезия. (Aman Rochman/AFP/Getty Images)

15. Буддистский монах с радио раздает инструкции перед молитвой в честь Весака в провинции Патум Тхани у Бангкока. (Damir Sagolj/Reuters)

16. Индонезийка дает милостыню монахам во время процессии в честь Весака в Магеланге. (Dwi Oblo/Reuters)

17. Уличный торговец фонариками накануне фестиваля Весак в Коломбо, Шри-Ланка. Страны с буддийской религией отметили день рождения Будды, называемый Весак. Это трижды благословенный день для буддистов, чествующих рождение, просветление и уход в паринирвану Будды. В этот день фонарики из бамбуковых палочек и красочной бумаги вывешивают у домов и украшают ими улицы. (Lakruwan Wanniarachchi/AFP/Getty Images)

18. Буддийские монахи на церемонии подношения милостыни в коммерческом районе Бангкока. 12 600 монахов пришли на церемонию в честь Весака – ежегодного празднования дня рождения, просветления и ухода в впаринирвану великого Будды. Эта церемония была организована в честь Будды и для моральной поддержки буддистских монахов и новичков из неспокойных южных провинций Таиланда. В этом году состоялось 2600-летие просветления Будды. (Damir Sagolj/Reuters)

19. Тысячи буддистских монахов проходят мимо верующих во время церемонии раздачи милостыни в Бангкоке. (Damir Sagolj/Reuters)

20. Молящийся буддистский монах у храма Боробудур во время празднования Весака. (Ulet Ifansasti/Getty Images)

21. Буддисты со свечами ходят вокруг храма Ват Дхарммакайя в Весак в провинции Патум Тхани. (Damir Sagolj/Reuters)24. Молящаяся верующая у буддийского храма на фестивале Пурнима (Весак) в Чандигархе, Индия. (Ajay Verma/Reuters)27. Буддисты выпускают фонарики во время празднования Весака в городке Магеланг, провинция Центральная Ява. Считается, что храм был построен в 8-ом веке, он стал центром молитвы и поклонения Будде в Весак – день рождения, просветления и ухода Будды в паринирвану, празднуемый буддистами во всем мире. (Clara Prima/AFP/Getty Images)

(тиб., монг. — Сага Дава, Дончод хурал) — один из главных буддийских праздников. В переводе с тибетского языка означает "Праздник тысячи подношений".

Этот общебуддийский праздник отмечают в день полнолуния первого летнего месяца лунного календаря, который выпадает на конец мая — начало июня григорианского календаря. Индийское название этого месяца — санскр. вишакха, пали весак — закрепилось и за этим праздником.

Считается, что в этот день в разные годы произошло три величайших события: рождение (Джаянти) Будды, достижение им полного Просветления (Бодхи) в 35 лет и уход в Паринирвану в 80 лет.

В странах южно-азиатского буддизма все три события отмечаются на 14-й день месяца весак . В 2015 году этот день выпадает на 1 июня.

В северном тибето-монгольском и российском буддизме День рождения Будды отмечается на девятый день четвертого месяца тибетского календаря, а Просветление и Паринирвана — в ночь на 15-й день того же месяца. Тибетцы называют этот праздник Сага Дава, а монголы и традиционные буддисты России — Дончод хурал.

В соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 8 февраля 2000 года этот день ежегодно празднуется ООН в знак признания вклада, который буддизм — одна из старейших религий в мире — внес на протяжении двух с половиной тысячелетий и продолжает вносить в настоящее время в духовное развитие человечества.

Весак считается самым важным из всех буддийских праздников, длится он неделю. В канун праздника верующие посылают своим друзьям и родственникам поздравительные открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.

Считается, что в полнолуние четвертого лунного месяца заслуги увеличиваются в миллионы раз, поэтому в этот день буддисты особенно усердны в своей духовной практике. В день хурала во всех монастырях проводятся торжественные молебны, устраиваются процессии и шествия. Храмы украшаются гирляндами из цветов и бумажными фонариками — они символизируют просветление, пришедшее в мир с учением Будды. На территории храмов вокруг священных деревьев и ступ расставляются масляные лампадки. Монахи всю ночь читают молитвы и рассказывают верующим истории из жизни Будды и его учеников (даршаны).

Миряне тоже совершают медитацию в храме и слушают наставления монахов в течение всей ночи, подчеркивая тем самым свою верность учению Будды (Дхарме). С особой тщательностью в дни праздника соблюдается запрет на проведение сельскохозяйственных работ и другую деятельность, которая может причинить вред любым живым существам.

Во время хурала ламы читают священные сутры из Ганжура (священная книга буддизма) — "Поклонение и подношение Будде", "Пришествие Будды с небес Рая Тушита". Основной день хурала Дончод отмечается как Всемирный день Мира и Медитации во всех буддийских странах.

После окончания праздничного молебна миряне устраивают обильное угощение членам монашеской общины и преподносят им подарки (дана), чем свидетельствуют о своей верности наставлению Будды чтить монашескую общину (Сангху) как одну из Трех Драгоценностей.

Характерным обрядом праздника является омовение статуй Будды подслащенной водой (или чаем) и осыпание их цветами.

В этот день принято совершать гороо — круговой обход вокруг священного места (дацана или ступы) по часовой стрелке. Это считается одной из лучших практик очищения. Количество гороо — 3, 7, 21, 108 или столько, сколько вам лет.

Существует традиция в дни священного буддийского месяца воздерживаться от употребления мяса и алкоголя. В том случае, если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, буддисты, как правило, отказываются от мяса в первые 15 дней месяца.

Многие дают обет пребывать в молчании в течение семи дней, что символизирует важность воздержания в буддийской практике и одновременно поминовение Будды.

У буддистов стран Восточной и Юго-Восточной Азии в этот праздник широко распространена традиция подношения лампад в бумажных фонариках. У монгольских народов такой обряд ранее не практиковался. В 2008 году молебен подношения лампад был впервые проведен в Монголии: на крупнейшем стадионе Улан-Батора собрались свыше десяти тысяч верующих, в небо было запущено 3,5 тысячи лампад.

В Бурятии впервые молебен подношения лампад был проведен в 2009 году.

(Дополнительный

Весак (другие названия - Вишакха Пуджа, Дончод-хурал, Сага Дава) - буддийский праздник в честь рождения, просветления и смерти (ухода в паринирвану) Гаутамы Будды. Этот праздник относится к традиции тхеравады (одной из традиций раннего буддизма), согласно тхераваде все эти события произошли в один и тот же день года - в день майского полнолуния. Широко распространён в странах Южной Азии.

Праздник выпадает на день полнолуния второго месяца древнеиндийского календаря. Индийское название месяца - вайшакха, что на сингальском языке звучит как «весак». Таким образом, праздник получил своё название по названию месяца.

В 2016 году Весак отмечается в:
Таиланде - 20 мая .
Шри-Ланке, Бирме, Камбодже, Сингапуре, Непале, Индии, Китае, Малайзии, Вьетнаме - 21 мая .
Индонезии - 22 мая .

Также, 21 мая , день рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни отмечается и в Калмыкии как национальный праздник.

Его Святейшество Далай-лама возжигает лампаду в главном тибетском храме в честь праздника Весак –
дня рождения, просветления и ухода в паринирвану Будды Шакьямуни.
Дхарамсала, Индия. 21 мая 2016 г.
Фото: Тензин Чойджор (офис ЕСДЛ)

В центре внимания праздника - просветление Гаутамы Будды, знаменующее собой переломный момент в познании истины. В этот день принято украшать местные храмы и с наступлением темноты зажигать фонарики, что символизирует просветление, приходящее в этот мир. Фонарики для Весака делаются из бумаги на лёгком деревянном каркасе. На территории храмов вокруг деревьев Бодхи и ступ принято расставлять масляные лампы. Люди посылают своим друзьям открытки, на которых, как правило, изображаются памятные события из жизни Будды.

Миряне также посещают местные храмы и монастыри, слушают даршаны и медитируют в течение всей ночи, то есть обращаются к обряду. В традиции тай принято обходить вокруг монастыря три раза, в честь Будды, дхармы и сангхи (трёх драгоценностей). Выполнение наставлений в эти дни осуществляется с большей строгостью, что ведёт иногда к запрету на занятия сельским хозяйством и другую деятельность, которая может причинить вред живым существам. В дни праздника также поощряется дана как свидетельство милосердия.

Миряне, как правило, приносят в монастырь или храм обильное угощение в подтверждение того, что они не забывают о своём долге перед монастырской общиной (сангхой). Подношения подчёркивают, что сангха важна для мирян. Это также возможность заслужить уважение окружающих. В Бирме, в отличие от Шри-Ланки, этот праздник не считается праздником света, однако его важности отвечает обычай поливать дерево Бодхи в местном монастыре или храме.

Материал из Энциклопедия буддизма

Весак

(пали; санск. Вайшакха - Май; другие названия - Вишакха Пуджа, тиб. Сага Дава, монг. Дончод-хурал)

Главный буддийский праздник.
Отмечается в честь Просветления Будды Шакьямуни , а также его рождения и Паринирваны , в полнолуние второго месяца древнеиндийского календаря.

Считается, что в этот день Будда Шакьямуни достиг полного Пробуждения в Бодхгайе , а много лет спустя, в Кушинагаре , он ушёл в Паринирвану.

Праздник (санск. "пуджа") был назван в соответствии с тем месяцем, когда происходили эти важные события жизни Гаутамы Будды . Все они считаются подвигами исторического будды . В этот день, а также и в другие дни празднования - обычно в течение недели, соблюдают пост и нередко обет молчания, а также другие обеты, чтобы ничто не мешало глубокой медитации.
Главное внимание в праздновании Весака отводится одному событию - достижению принцем Сиддхартхой Просветления, ознаменовавшему переломный момент в познании.

Считается, что результаты благих и неблагих деяний в этот день умножаются в 10 (или 100) миллионов раз. Медитации, совершённые в этот день, особенно благоприятны. Если в этот день произнести хотя бы одну мантру , породив в сердце благое устремление, то заслуга от нее такая же, как если бы прочли несколько миллионов мантр. В то же время и последствия негативных действий умножаются многократно. Поэтому выполнение наставлений в эти дни осуществляется с большей внимательностью, например, в буддийских странах может быть введен запрет в дни празднования Весака на занятия сельским хозяйством и другую деятельность, которая может причинить вред живым существам.

Весак в Южной Азии

Празднование Весака было заведено впервые в традиции южно-азиатского буддизма , где все три события приходятся на полнолуния месяца весак - четвертого месяца года по лунному календарю (апрель-май), на 14-ый день которого и отмечается праздник, когда: - родился Сиддхартха Гаутама

Спустя 35 лет Сиддхартха обрел Просветление (Бодхи). - спустя еще 45 лет Гаутама Будда осуществил Паринирвану .
Со следующего 15-го дня традиция Тхеравада ведет летоисчисление "эры Будды".
В день майского полнолуния буддийские храмы украшают особенно пышно и с наступлением темноты зажигают повсюду фонарики, свет которых символизирует просветление, пришедшее в этот мир. Специальные фонарики для Весака созданы из бумаги на лёгком деревянном каркасе. На Шри-Ланке Весак считается праздником света. На территории храмов вокруг деревьев Бодхи и буддийских монументов - ступ принято расставлять масляные лампы. Буддисты посылают своим друзьям открытки с изображением памятных событий из жизни Будды. Все жители буддийских стран посещают местные храмы и монастыри и медитируют на протяжении всей ночи. В дни праздника всеми практикуется дана (щедрость) как свидетельство сострадания (каруна) ко всему живому.Миряне подносят монашеской общине обильное угощение. Традиция делать подношения подчёркивает, что сангха важна для мирян.
В Тайланде принято обходить вокруг монастыря три раза, в честь Трех Драгоценностей : Будды , Дхармы и Сангхи . В Бирме закрепился обычай поливать ритуальное дерево Бодхи в местном монастыре или храме.

Сага Дава в Тибете и Дончод-хурал Монголии и России

В северном тибето-монгольском и российском буддизме День рождения Будды отмечается на 9-ый день четвертого месяца тибетского календаря, а Просветление и Паранирвана - в ночь на 15-ый день того же месяца.Поэтому в тибето-монгольском и российском буддизме священным считается весь четвертый месяц тибетского лунного календаря, названный Сага Дава.

Его также называют "месяцем стотысячекратного приумножения", поскольку заслуги от благих и осквернения от неблагих деяний, увеличиваются в сто тысяч раз. Во время Сага Дава, буддисты особенно стараются уделять максимум времени духовной практике Существует традиция воздерживаться от употребления мяса и алкоголя в это время. В том случае, если не удается соблюдать вегетарианство на протяжении всего месяца, как правило, отказываются от мяса в первые 15 дней месяца, или хотя бы на 15-й день. Также буддисты возлагают на себя те или иные духовные обязательства, например, произнести сто тысяч мантр или совершить сто тысяч простираний.
Считается, что духовная практика, начатая в этот месяц, непременно будет успешно завершена и принесет плоды, очистит карму и позволит сделать существенный шаг вперед в духовном продвижении. Также, это время считается особенно благоприятным для очистительных практик.
У тибетцев, днем рождения Будды Шакьямуни считается либо седьмой, либо восьмой лунный день этого месяца, - в зависимости от традиции. В астрологической традиции Пхугпа, которой следуют большинство тибетцев, день рождения Будды приходится на седьмой лунный день. В традиции Цурпху, которая происходит от Третьего Кармапы Рангджунга Дордже, день рождения Шакьямуни отмечают на восьмой лунный день - 18 мая, в субботу. По третьей традиции, идущей из Тхеравады, дни рождения, Просветления и ухода Будды в Паринирвану отмечаются в один день.
Самым важным временем месяца Сага Дава, является пятнадцатый лунный день - когда Будда Шакьямуни достиг Просветления и затем через 45 лет ушел в Паринирвану. Этот день называется Сага Дава Дучен. Считается, что сила благих и неблагих намерений и действий в этот день возрастает в 10 000 000 раз и более.

Ханамацури в Японии

В японском буддизме день рождения Будды празднуют в апреле, Просветление - в феврале, Паринирвану - в декабре.
Весак в Японии называют ханамацури (花祭), он также известен как Канбуцу-э (灌仏会), Готан-э (降誕会), Буссё-э (仏生会), Ёкубуцу-э (浴仏会), Рюгэ-э (龍華会), Хана-эсики (花会式).

Международное признание праздника Весак

По просьбе 34 стран-членов ООН на проходившей в Нью-Йорке 13 декабря 1999 года 54-й сессии Генеральной Ассамблее ООН была принята резолюция «Международное признание дня Весак в Центральных Учреждениях Организации Объединенных Наций и в других её отделениях». Резолюция была поддержана многими азиатскими буддийскими странами, а также другими странами, включая Россию и США. Во многих странах, поддержавших резолюцию, большинство населения исповедует другую веру.
15 мая 2000 года Генеральная Ассамблея ООН впервые официально призвала международное сообщество отмечать буддийский праздник Весак.

Весак - это празднование рождения, просветления и перехода из воплощения Гаутамы Будды. Это - буддистский Праздник Нового Года.

В 2000 г. Весак был включен в календарь ЮНЕСКО и с этого времени является международным праздником. Сегодня, в Майское Полнолуние, миллионы людей во всем мире мысленно обращаются к Будде, стремясь попасть под Его и Иерархии влияние и благословение, когда Он ежегодно ненадолго возвращается, чтобы благословить человечество. Это признание будет расти до того не слишком отдаленного момента в будущем, когда срок Его служения завершится и Он уже больше не вернется, так как грядущий Аватар займет Его место в умах и мыслях народов мира. Его задача постоянного напоминания стремящимся о возможности просветления и Его работа поддержания открытого канала, через который Свет мог бы проникнуть в умы людей посредством нисхождения световой субстанции до самой земли, почти выполнены; близко то время, когда «в этом свете мы узрим Свет». Так, гласит легенда, Будда возвращается раз в год, чтобы благословить наш мир, передавая через Христа обновленную духовную жизнь. Затем Будда медленно удаляется, вновь превращаясь в глазах зрителей в неясное пятнышко в небе, которое в конце концов полностью исчезает. Вся церемония благословения, начиная от момента появления Будды вдали и до мига, когда он исчезает из вида, занимает всего лишь восемь минут. Ежегодное жертвоприношение, которое Будда совершает для человечества (Он тяжко платит за свое возвращение), окончено, и Он вновь возвращается в высокое место, где Он трудится и ждет. Год за годом Он и его Великий Брат, Христос, работают в теснейшем сотрудничестве ради духовного блага человечества. В этих двух великих Сынах Божьих сфокусированы два аспекта божественной жизни, и они действуют совместно как Хранители той высочайшего типа духовной силы, на которую способно откликнуться наше человечество. Через Будду проливается на нас мудрость Бога. Через Христа проявляется любовь Бога к человечеству; и именно эта мудрость и эта любовь изливаются на род людской каждое “майское” полнолуние.

Так гласит древний рассказ, такова легенда, стоящая за этим столь распространенным на Востоке праздником. Такова действительность, если мы осмелимся поверить в нее и если наши умы открыты достаточно широко, чтобы осознать ее возможность.

… если мы сможем охватить умом и понять все выше сказанное, то в нашем сознании возникнет новое видение и осознание того, что раса может уже сегодня сознательно подключится к новому источнику энергии и новому центру духовной силы.

Некоторые живущие (в сегодняшнем мире) люди связывают с Праздником некие чрезвычайно определенные и ясно обозначенные идеи, а также видят в нем великую предоставленную человечеству возможность. Перечислим эти идеи:

Во-первых, Праздник связывает прошлое с настоящим таким образом, каким этого еще не делал прежде никакой другой праздник, связанный с любой из мировых религий. Он выражает живую истину и открывшую сегодня перспективу. Осуществляют эту связь Будда и Христос в их общем служении расе. Они также сближают Восток с Западом и объединяют в единое целое христианскую традицию, буддийскую и индуистскую веры, а также стремление всех верующих в современном мире, ортодоксальных и неортодоксальных. Религиозные различия исчезают.

Во-вторых, Праздник обозначает высшую точку духовного благословения в мире. Это время необычайного истечения жизни и духовной стимуляции, и оно предназначено для того, чтобы придать стремлению всего человечества новую энергию.

В-третьих, во время Праздника благодаря объединенным усилиям Христа и Будды , работающих в теснейшем сотрудничестве, открывается канал связи между человечеством и Богом , по которому к жаждущему и нуждающемуся миру изливаются любовь и мудрость самого Бога. Говоря символически и помня о том, что символы всегда вуалируют истину, можно утверждать, что во время полнолуния словно бы широко распахивается дверь, которая во всех прочих случаях остается закрытой. Через эту дверь стремящиеся и ученики могут соприкасаться с энергиями, к которым трудно получить доступ иным способом. Через эту дверь можно приблизиться к Тем, Кто являются Водителями расы, а также к истине и реальности, что невозможно во всякое другое время. Эта возможность предоставляется всем, кто стоит по обе стороны двери, и она будет постоянно возрастать. Во время полнолуния Тельца словно бы открывается “дверь на Небеса” (если говорить, прибегая к еще большей символике), и тогда можно вступить в соприкосновение с теми еще более великими Жизнями, которые являются нашей планетарной Иерархией тем, чем Иерархия является для человечества. Как только это будет осознано, появится возможность развить Науку Сближения, внеся в нее более глубокие истины и силы жизни, которые все еще остаются скрытыми за завесой. Это явит Новый Век. И это является частью реально возникающего метода достижения Пути и духовного прогресса.

Кроме того, в это время становится возможным колоссальное расширение сознания, которое невозможно в другие времена. Ученики и посвященные, где бы они ни находились, могут получить помощь и духовную стимуляцию, чтобы сделать те гигантские шаги, которые мы называем посвящениями и которые позволяют человечеству проникнуть еще немного глубже и сознательнее в тайну царства Божьего. Они являют более отчетливо чудо божественности, красоту божественности в каждом человеке, а также еще немного приоткрывают План, которому подчиняется человечество и с которым оно может сотрудничать. «Для того, чтобы изменить мир, необходимо изменить природу человека», — утверждал Будда, и в этом утверждении заложена глубинная суть того, каким образом можно улучшить жизнь нашей планеты и ее обитателей... Предлагаю всем, кто исповедует буддизм и другие религии, в связи с празднованием Дня Весак задуматься о том, каким образом мы можем изменить свои действия, с тем чтобы проложить путь к более поступательному развитию в будущем».

Из послания Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна по случаю Дня Весак:

Нужно перестать вести самую трудную войну, войну с самим собой.
Нужно обезоружить самого себя.
Я вел эту войну несколько лет, она была ужасна. Теперь я безоружен.
Я больше ничего не боюсь, ибо “Любовь изгоняет страх”.
Я снял доспехи своей правоты, стремления себя оправдать, обвиняя других.
Я больше не стою на страже, ревниво вцепившись в свои сокровища.
Я все принимаю и делюсь всем, что имею.
Я не привязываюсь к своим идеям и планам.
Если мне предложат лучшие, - нет, просто хорошие, - я приму без сожалений.
Я отказался сравнивать.
Хорошее, истинное, настоящее для меня и будет лучшим.
Поэтому я больше не боюсь.
Когда ты обезоружишь себя, откажешься от собственной власти, откроешься навстречу Богочеловеку, творящему всё новое, тогда Он сотрет дурное прошлое, и введет нас в новое время, где все возможно.

А еще - в 2012 году Весак совпал со славянским празднованием - Даждьбога!

Даждьбог — Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич — это разные варианты имени одного и того же бога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Он считается первопредком славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» — даждьбожии внуки).

По славянским преданиям, Даждьбог и Жива вместе возродили мир после Потопа. Лада, матерь Живы, соединила браком Даждьбога и Живу. Затем обрученные боги родили Ария, по легендам, прародителя многих славянских народов — чехов, хорват, киевских полян.

Почитался в этот день и Ярило (Солнце), лик Даждьбога, возрождение природы. Бога Яра часто сравнивали с пахарем и воином Арием, сыном Даждьбога. Арий почитался, подобно Яру, воплощением Рода (в иных толкованиях — Велеса либо Даждьбога).

Даждьбог — Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожи

В день Даждьбога люди радовались, что Даждьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало окончание долгой Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях шумно славили Даждьбога.

«Славим Даждьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды и до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву дает скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зерна в житницах. И меду он не дает забродить. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И ему мы славу поем на полях, поскольку он — отец наш» /Вел. 31/.

День Даждьбога — это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Даждьбогу жгли огни и просили его охранять скотину:

Ты, Дажьбоже храбрый!
Спаси скотину, охрани ее от похитчиков!
Охрани от медведя лютого,
Сбереги и от волка хищного!

Считалось, что в этот день бог Велес украл у Перуна тучи-коровы и заточил их в горах Кавказа. Потому Яра, Даждьбога и Перуна просили вызволить тучи, иначе все живое на Земле погибнет. Славят в этот день победу Дождьбога над Велесом.

С наилучшими пожеланиями, Лена Голуб .

Что еще почитать