Дисграфия, описание и советы родителям. Семинар – практикум для родителей «Предупреждение оптической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста Ожидаемые результаты освоения программы

В последнее время дисграфия – стойкое нарушение письма, которое заключается в замене и искажении букв, — стала довольно распространенной проблемой начальной школы. Педагоги пришли к выводу, что нужно проводить как можно раньше, с того момента, как только ребенок начинает знакомиться с графическим изображением букв.

Основное занятие ребенка дошкольного возраста – игра. Предлагаю несколько игр, которые помогут вашему ребенку выучить и запомнить графические изображения букв.

Рекомендации для родителей из серии «Домашняя игротека» по профилактике дисграфии

Игра с пластилином

Слепите с детьми буквы из пластилина, а затем прикрепите их на гладкие дощечки, которые позжеможно будет использовать для тактильного исследования. Попросите ребенка закрыть глаза и попытаться на ощупь определить, какая это буква. Дома ребенок может вместе со взрослыми вылепить букву из теста, а потом испечь из них печенья.

Игра со счетными палочками или мозайкой

Дети с удовольствием выкладывают букву из счетных палочек или мозайки.

Ниткография

С помощью толстой шерстяной нитки или веревочки можно изобразить букву на кусочке фланели. Этот метод называется «ниткографией».

Буквы из проволоки

Взрослый может научить ребенка делать букву, изгибая тонкую проволоку в разных направлениях. Буквы из проволоки сразу оживают: они могут шевелить «ручками» и «ножками», кланяться и даже ходить по дорожке. Вместе с ребенком сочиняйте забавные истории из жизни букв.

Занятия на прогулке

На прогулке нарисуйте палочкой на земле буквы или слоги или выложите их из шишек, камешков, желудей или прутиков. Нарисованные на земле буквы можно читать, одновременно шагая по ним.

Игра с красками и водой

Предложите ребенку поиграть в художника и кистью нарисовать большие яркие буквы. Или, вместо краски, смочив указательный палец в воде, нарисовать буквы на поверхности стола. Не забывайте так же о цветных мелках, которыми можно рисовать на асфальте. Большое удовольствие доставляет детям рисование на запотевшем окне.

Развиваем тактильные ощущения

Для того, чтобы ребенок лучше , полезно научить его узнавать буквы тактильным способом. Для этого взрослый указательным пальцем «рисует» букву на руке, щеке или спине малыша.

Рисуем буквы в воздухе

Интересно и полезно «рисовать» буквы в воздухе указательным пальцем или всей рукой, как будто дирижируя. Причем, в одном варианте рисует взрослый, а ребенок отгадывает букву, а в другом, наоборот, рисует ребенок, а отгадывает взрослый. Советую вам встать перед большим зеркалом и «читать» с ребенком буквы, глядя на свое отражение, иначе все асимметричные буквы будут «смотреть» не в ту сторону.

Итак, приготовьте цветные карандаши, или спички (предварительно отломите от них головки), проволоку, пластилин и отправляйтесь вместе с ребенком знакомиться с буквами.

Болковенко Ольга Антоновна,
учитель-логопед 1 квалификационной категории,
МАДОУ детский сад комбинированного вида «Синеглазка»
ЯНАО, Тюменская область, город Ноябрьск

Одним из важнейших вопросов современной теоретической и практической логопедии, является профилактика нарушений письменной речи - дисграфии у детей. Основное содержание работы по профилактике дисграфии в дошкольном возрасте, должно быть направлено на устранение у детей возможных предпосылок этой проблемы. Если обратится к чисто логопедической стороне проблемы, связанной непосредственно с задачами обучения грамоте, то такими предпосылками будущей дисграфии являются:

  • отсутствие или неустойчивость слуховой дифференциации акустически близких звуков;
  • замены в устной речи одних речевых звуков другими;
  • несформированность к старшему дошкольному возрасту наиболее простых форм фонематического анализа и синтеза слов;
  • несформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
  • несформированность к началу школьного обучения грамматических систем словоизменения и словообразования.

Следовательно, главными разделами работы по устранению предпосылок дисграфии должны быть следующие:

  • формирование слуховой дифференциации звуков речи;
  • устранение звуковых замен в устной речи;
  • обучение простейшим видам фонематического анализа и синтеза слов;
  • развитие оптико-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза;
  • формирование грамматических систем словоизменения и словообразования;
  • обогащение словарного запаса.

Предлагаю примеры фронтальных занятий по развитию фонематических процессов и формированию грамматических систем словоизменения и словообразования и обогащению словарного запаса, для детей старшей логопедической группы.

Список использованной литературы

  1. Александрова Т.В. Живые звуки или Фонетика для дошкольников. - СПб., 2005.
  2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. - СПб., 1999.
  3. Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М., 2003.
  4. Гадасина Л.Я., Ивановская О.Г. Звуки на все руки. - СПб., 1999.
  5. Ефименкова Л.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. - М, 1972.
  6. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. - М., 2003.
  7. Ковшиков В.А. Исправление нарушений различения звуков. Методы и дидактические материалы. - СПб. 1995.
  8. Корнев А.Н. Дислексия и дисграфия у детей. - СПб. 1995.
  9. Новиковская О.А. Программа развития и обучения дошкольника. Найди букву. Профилактика дисграфии. - СПб., 2003.

Конспект фронтального занятия по формированию
фонематического слуха в старшей группе
по теме “Звуки [д - д’], буквы Дд”

Программное содержание: учить детей чёткому произношению звуков в слогах, словах, предложениях; закреплять навыки дифференциации согласных (звонкий - глухой, твёрдый - мягкий); определять позицию звуков в словах; совершенствовать умение фонематического анализа и синтеза; звуко-буквенный анализ слова “дом”, закреплять навыки образования относительных прилагательных, анализа предложений; развивать внимание, память, мышление; воспитывать отзывчивость, желание помогать другим.

Оборудование: предметные картинки со звуками [д-д’], буквы, символы гласных, согласных звуков - звуковички; полоски - символы слов, дома - синий и красный - для букв; игрушки - гномики; блюдца с манкой - для письма букв пальчиком, мяч, карточки с написанными буквами, фломастеры, бусы на шнурке из листиков или шишек с изображёнными на них буквами (гласными и согласными); большая разрезная картинка - дом, картинки 3-х домов - соломенного, кирпичного, деревянного, магнитофон, две дудки - большая и маленькая.

Ход занятия

I. Оргмомент

Дети входят в группу.

Логопед: Прислушайтесь, какая красивая музыка звучит (звучит музыка ).

Давайте закроем глазки, и представим, что мы с вами попали в сказочный волшебный лес.

Представили?

Открывайте глазки, вот мы и в лесу. (Звучит пение птиц )

Слышится чей-то плач.

Логопед: Ребята! Кто-то плачет, кому-то нужна помощь.

Да, это же гномик, давайте, подойдем и спросим, что случилось?

Дети здороваются с гномиком.

Что с тобой случилось?

Почему ты плачешь?

Гномик: Как же мне не плакать, случилась беда. Нам было так весело, мне и моим братьям гномикам, потому что Белоснежка всегда была с нами, она учила нас правильно произносить звуки, мы учили с ней буквы. Но злая мачеха заколдовала ее, усыпила своими злыми чарами. Помогите, нам, пожалуйста, расколдовать Белоснежку.

Дети: Конечно, поможем.

Логопед: Гномик, как же нам помочь тебе?

Гномик: Чтобы расколдовать Белоснежку, надо правильно выполнить все задания. А помогать вам будут мои братья гномики, которых вы встретите на своем пути.

II. Сообщение темы занятия

Логопед: Ребята, давайте скорее начнем помогать гномикам. А вот и первый гномик и наше первое задание. Гномик предлагает нам собрать картинку.

Дети собирают коллективно на полу дом (или на фланелеграфе).

Логопед: Что у вас получилось?

Дети: Получился дом?

Логопед: Какой первый звук вы слышите в слове дом?

Дети: Звук [д]·

Логопед: Не зря, гномик предложил нам такое задание, потому что [д] сегодня самый главный на нашем занятии, он нам и будет помогать спасать Белоснежку.

Ду - ду - ду - давненько, встарь
В дудочку дудел дударь.

Давайте, представим, что мы играем на большой дудочке.

Дети имитируют пальчиками и произносят:

Ду-ду-ду-ду

Да- да- да- да

До - до - до - до

Ды-ды-ды-ды

Дэ - дэ - дэ - дэ

А теперь поиграем на маленькой дудочке.

Дя-дя-дя-дя

Ди-ди-ди-ди

Де - де - де - де

Дю-дю-дю-дю

Де - де - де - де

III. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам; обозначение цветовыми символами

Логопед: Смотрите, на полянке столики стоят, третий гномик предлагает задания узнать.

Пройдемте сядем за столы.

Дети садятся за столы.

Логопед: Произнесем звук [д], кончик язычка стучит в бугорки за верхними зубками.

Попробуем намотать ниточку на клубочек (дети имитируют это руками).

Что происходит с ниточкой?

Ниточка рвется.

Мы не можем долго тянуть, петь звук [д].

Что мешает ветерку?

Зубы, язычок.

Значит звук [д] согласный.

Теперь приложим ладошку к горлышку и произнесем звук [д], дрожит горлышко или спит?

Значит звук [д] звонкий согласный.

А еще звук [д - д - д] - звучит твердо, это твердый согласный - твердый братик.

Давайте еще раз повторим, какой звук [д].

Дети повторяют и разгибают пальчики.

Согласный, твердый, звонкий.

Логопед: Мы будем обозначать согласный звонкий, твердый звук [д] - синим звуковичком с колокольчиком (показать детям ).

А теперь, посмотрите, мой ротик чуть-чуть улыбается, когда произносит звук [д’ д’ д’ д’].

У твердого звука [д] - есть мягкий братик звук [ д’], повторите [д’ д’ д’].

Мягкий звук [д’] будем обозначать зеленым звуковичком с колокольчиком.

Давайте поиграем со звуками [д - д’].

IV. Произношение звуков в слогах.

а) Я скажу слог твердо, а вы наоборот мягко

б) Следующее задание - я назову каждому два слога со звуком [д] или [д’], вы их повторите, а третий придумайте и назовите сами

да - до - дя - ди -
ду - ды- де - дю -
дэ - до- де - ди -
ды - дэ - дю - ди -
до - ды - де - дя -

V. Дифференциация звуков [д - д’]

Логопед: А теперь еще игра “Вы, готовы, детвора?”, игра называется “Твердый - мягкий”.

Я назову вам разные слова, вы их послушайте, и если услышите в слове твердый звук [д] - поднимите синего звуковичка, а если мягкий звук [д’], то зеленого.

а) Дятел, дупло, подушка, сковорода, дверь, диван.

б) Делать, долбить, догонять, дирижировать.

в) Деловой, домашний, деревянный, длинный.

VI. Произношение звуков в словах

И следующее задание:

а) Прослушайте ряд слов, повторите их, назовите лишнее слово, и скажите, почему оно лишнее:

1) дом, дуб, дорога, тапки - лишнее слово тапки, потому что начинается с другого звука;

2) диван, дятел, дерево, тетерев;

3) домик, Тобик, доски, дорога;

4) дача, Даша, Таня, Дарья;

5) кони, дожди, доктора, дороги;

6) дождь, дружина, пружина, духи;

7) Дима, дама, рама, Даша;

8) дача, дочка, точка, дождик

б) А теперь с мячом игра:

Звуки в слове исчезают,
Снова появляются.
Мяч волшебный помоги,
Звук нам в слово позови.

Добавьте звук в начало слова:

(д) - омик, (д)- ворник, (д) - ыня, (д) - ождик, (д)- иван, (д) - орога, (д) - ача, (Д) - аша.

А теперь звук пропал в середине слова, помогите словам, добавьте звук:

в) Следующее задание “Приготовьте свое внимание”.

Гном и дом

Жил да был веселый гном
Он в лесу построил... (дом)

Рядом жил поменьше гномик
Под кустом он сделал... (домик)

Самый маленький гномишко
Под грибом сложил... (домишко)

Старый мудрый гном – гномище
Выстроил большой... (домище)

VII. Определение позиции звука в слове

Дети встают, подходят к дереву с картинками.

Вот и гномик с заданием.

а) На картинки посмотри, ответ правильно скажи.

Посмотрите на картинки, назовите слова со звуком [д] или [д’] в начале слова.

Отвечайте полным предложением, например: “В слове дом звук [д] звучит в начале слова”.

Ответы детей.

Теперь назовите слова со звуком [д - д’] в cepединe слова.

Ответы детей.

VIII. Работа над предложением

Все картинки отгадали, где звук слышится узнали.

А теперь, пройдем сюда и узнаем из чего сделаны эти дома.

Дети подходят к другому дереву с изображениями домов из дерева, кирпича, из соломы.

Посмотрите, из чего сделаны эти дома.

Ответы детей.

Из соломы - соломенный дом.

Из дерева - деревянный дом.

Из кирпича - кирпичный дом.

За столы присядьте и придумайте каждый предложения со словом “дом”.

Выложите схему своего предложения на столе перед собой.

Назовите свое предложение, сколько в нем слов?

Какое первое слово? Какое второе слово? и т.д.

lХ. Физминутка

Ребята, мой веселый, звонкий мяч, снова просится играть, вставайте вкруг.

а) Игра “Назовите слово по частям”.

Логопед бросает детям мяч и называет слово. Поймавший мяч ребенок, называет первый слог этого слова и передает мяч следующему ребенку, второй ребенок называет 2- ой слог слова и передает мяч и т. д. Ребенок, назвавший последний слог кидает мяч логопеду, логопед называет новое слово.

(Слова: дорога, домашний, диван, дерево, долбить, делать)

б) А теперь поиграем повеселей, в игру “Домик”.

На поляне дом стоит - поднимают руки вверх , соединяют в виде крыши над головой.
Он не низок, не высок - приседают и поднимаются на носочки .
На двери висит замок - пальцы рук складывают в замок.
Кто его открыть бы смог? - делают движения запястьями вперед-назад.
Слева - зайка, справа - мишка - повороты головой.
Отодвиньте-ка задвижку! - пробуют потянуть замок в стороны.
Слева ежик, справа волк - повороты головой.
Нажимайте на замок! - сжимают, разжимают запястья.
Зайка, мишка, ежик, волк открывают на домике замок - разводят руки в стороны.

Х. Знакомство с буквой Д

Ребята, пятый гномик вот идет и что-то нам несет. Садитесь.

Сегодня мы с вами произносили и слушали звуки [д - д’], а обозначаются они буквой Д, вот гномик нам её принёс.

Это буква Д - большая, а это - маленькая - показать детям буквы.

Буква “Д” на дом похожа,
Две доски углом сложили,
Снизу доску положили.
На коротких ножках дом,
Поселились дети в нем.

А как вы думаете, на что похожа буква Д.

Ответы детей.

В какой дом мы поселили букву Д?

На какую улицу?

Давайте напишем эту букву пальчиком в тарелочке с манкой.

Но, сначала, посмотрите как мы будем писать букву Д.

Показ детям пальцем в воздухе.

Игра “Гласные - согласные буквы”

Вот два гномика просят нас еще помочь им собрать необычные бусы из шишек.

На нитку слева гномику в желтой одежде нужно нанизывать шишки с гласными буквами, а на нитку справа - гномику в фиолетовой одежде с согласными буквами.

Выбирайте себе шишку и объясняйте, куда ее будете нанизывать и почему?

Работа и ответы детей.

Хl. Звуко-буквенный анализ слова - дом

Следующее задание другой гномик предлагает.

Сколько звуков я сказала? - До, ды.

Какой первый звук, какой второй звук?

А теперь ловите звуки [д, о, м].

Дети хлопают, ловят звуки.

Какое слово поймали?

Слово ДОМ.

Дети хлопают один раз и отвечают - ОДИН.

Покажите на своей слоговой линеечке, что в слове дом - один слог.

А теперь давайте изобразим слово дом звуковичками.

Какой первый звук в слове дом?

Каким звуковичком изобразим? Почему?

Какой второй звук? Каким звуковичком изобразим? Почему?

Какой последний звук? Каким звуковичком изобразим? Почему?

Что у вас получилось?

Проверим, у всех получилась такая схема? (Логопед выставляет звуковичков на доске )

Звуки четко произносим,
Слушаем внимательно,
Буквы правильно читаем
И слова с ними составляем.

Изобразите слово “дом” под звуковичками - буквами.

А кто-нибудь выходите и составьте слово “дом” на доске.

Работа детей.

Давайте прочитаем.

А теперь замените букву О на букву Ы.

Кто хочет у доски это сделать?

Работа детей

Давайте прочитаем какое слово получилось/

XII. Итог занятия

Гномик: Спасибо ребята, звук волшебный [д] и букву Д вы узнали, все задания правильно выполняли и Белоснежку расколдовали. Скажем дружно: “Раз, два, три Белоснежка выходи”.

Выходит Белоснежка из-за дома большого.

Спасибо друзья, что так быстро спасли меня, я знаю, что это гномики постарались для меня и нужные задания вам давали всегда. Какие звуки вам сегодня помогали спасти меня?

Дети: Звуки [д - д" ]

Белоснежка: А какой буквой они обозначаются?

Дети : Буквой Д.

Белоснежка: Молодцы! А вот я теперь проверю какая у вас память, у кого лучше, и как вы занимаетесь на занятиях. Я принесла вам карточки с буквами, обведите кружочком буквы, которые вы уже учили на занятиях, но только те, которые учили.

Работа детей.

Белоснежка с логопедом проверяют.

Белоснежка: Хорошо вы занимаетесь, я очень рада за вас, но мне пора. До свиданья друзья, пойду гномиков учить я.

Логопед: Вот и подошло к концу наше волшебное занятие. - Понравилось вам занятие?

Попрощайтесь с гостями и пройдемте в группу, там вас ждет ещё сюрприз.

Конспект фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий и обогащению словарного запаса у детей в старшей логопедической группе детского сада.

Тема: “Приставочные глаголы”

Программные задачи: закреплять знания детей об окружающем нас мире слов, о значимости слов, различении слов предметов, признаков, действий, развивать внимание, память, учить детей образовывать глаголы при помощи приставок, дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу, учить самостоятельно подбирать по смыслу нужный приставочный глагол, познакомить детей со схемой образования приставочных глаголов, учить выделять приставочную часть слов-действий, подбирать приставочные глаголы-антонимы, использовать схемы приставок пространственного значения в глаголах движения, закреплять знания, воспитывать самостоятельность, активность, желание учиться в школе.

Оборудование: магнитная доска, фланелеграф, бабочка на нитке, ваза, цветок, схемы образования приставочных глаголов, схемы-карточки приставок пространственного значения в глаголах движения, ширма, макет улицы, игрушечная машинка, 2 стакана, кувшин с водой, шкатулка, схемы слов-предметов, признаков, действий.

Ход занятия

I. Оргмомент

1. Входят дети, здороваются с гостями, проходят на свои места.

Послушайте, пожалуйста, стихотворение, которое я хочу вам прочитать.

Я найду слова везде
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Всему название дано –
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным полно,
А безымянных нет!
И все, что только видит глаз –
Над нами и под нами
И все, что в памяти у нас,
Означено словами.
Каждое слово имеет значение и смысл.

II.Сообщение темы занятия

Сегодня, мы продолжим путешествие в страну слов. Ведь мир слов, который нас окружает, имеет волшебную силу: пожелаешь кому-то здоровья - и он выздоравливает. С помощью одних слов можно совершать чудеса, но можно и сделать много плохого. Если их неправильно употреблять, нас могут не понять, поэтому мы должны узнать о словах как можно больше.

Можно ли слово мяч катить по полу или кидать? – Нет

А что можно сделать со словом?

Слово, можно сказать, услышать, написать, прочитать.

Для чего нужны слова?

Ответы детей.

Вспомните, пожалуйста, здесь живут слова предметы, которые отвечают на вопрос кто? что?, слова признаки, которые отвечают на вопросы какой? какая? какое?, слова действия, которые отвечают на вопрос что делают? (На магнитной доске расположены схемы слов предметов, признаков и действий)

Я покажу на схему, а вы придумаете соответствующее слово и объясните, что оно значит.

Давайте поиграем в игру“Доскажи словечко”.

Картинки-стихи:

Кто знает, когда это бывает?
Дел у меня немало -
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома,
Зовут меня … (Зима)

Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня… (Весна)

Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
“Купайтесь!” - приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я … (Лето)

Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я … (Осень)

А какое сейчас время года?

По каким признакам вы узнали, что сейчас весна?

Назовите весенние месяцы.

Ответы детей.

III. Изучение нового материала

Душистыми цветами
Весна встречает нас,
И кажется, что с намиВесь луг танцует вальс.

Весной все просыпается, оживает, радуется, и у нас на занятии повеяло весной, к нам в гости прилетела красивая бабочка.

Сегодня мы с вами продолжим изучать слова-действия, похожие по звучанию, а бабочка нам в этом поможет.

Давайте за ней понаблюдаем.

Бабочка летает по нашему кабинету и всё рассматривает.

Давайте все вместе называть - что делает бабочка?

Ответы детей.

Бабочка на стол - Прилетела

Бабочка со стола - Взлетела

Бабочка к вазе - Подлетела

Бабочка вазу - Облетела

Бабочка в вазу - Залетела

Бабочка из вазы - Вылетела

Бабочка с вазы на цветок - Перелетела

Бабочка с цветка - Слетела

И от нас бабочка - Улетела.

Назовите, пожалуйста, слова-действия, похожие по звучанию, кто какие услышал и запомнил.

Индивидуальные ответы детей.

Обращаю внимание детей, что слова похожи по звучанию, но у всех этих слов-действий разное начало, а одинаковая часть - это слово летела.

Знакомлю детей со схемой образования приставочных глаголов.

Одинаковую часть слова летела, я обозначу красной полоской (прикрепляю к фланелеграфу), а к ней я добавлю начало частичку -при- и получится новое слово - прилетела (добавляю к красной полоске на фланелеграфе синюю полоску).

А теперь, добавим к слову летела - частичку под, получим слово - подлетела.

И так разобрать с детьми все слова действия: облетела, залетела, вылетела, перелетела, слетела, улетела.

Вот сколько новых слов можно получить от слова летела, добавляя к нему разные частички.

Я знаю еще такое слово, от которого можно получить много новых слов, добавляя к нему разные частички.

Посмотрите, что я сейчас буду делать, подойдите, пожалуйста, поближе.

Что я сейчас буду делать?

Лить воду.

Правильно, лить воду.

Ребята, давайте попробуем образовать новые слова - действия добавляя к слову лить разные частички.

На столе приготовлены: два стакана, кувшин с водой, цветок.

Дети подходят к этому столу.

Помогите мне назвать нужные слова-действия.

В стакан воду из кувшина можно что сделать? - Налить.

Дети договаривают хором.

Петя, налей из кувшина в стакан воды.

Что делает Петя?

Наливает воду.

В стакане воды немного, можно еще в стакан воды? - Долить.

Маша, долей воды в стакан.

Что делает Маша?

Доливает воду.

Можно цветок из стакана водой, что сделать? - Полить.

Ира, полей цветок.

Что делает Ира?

Поливает цветок.

Можно воду из одного стакана в другой что сделать? - Перелить.

Оля, перелей воду из одного стакана в другой.

Что делает Оля?

Переливает воду.

Можно из стакана в кувшин немного воды, что сделать? - Отлить

Андрюша, отлей немного воды из стакана в кувшин.

Что делает Андрюша?

Отливает воду.

Можно всю воду из стакана в кувшин, что сделать? - Вылить.

Женя, вылей воду из стакана в кувшин.

Что делает Женя?

Выливает воду.

А теперь, посмотрите на эту картинку, можно зимой каток, что сделать?

Что делает мальчик?

Заливает каток.

Правильно.

Сколько много новых слов вы получили, добавляя к слову лить разные частички, молодцы!

Давайте, повторим, как мы получили новые слова.

Дети подходят к фланелеграфу.

Как мы от слова лить получали новые слова?

Добавляли к нему разные частички.

Работа со схемой образования приставочных глаголов.

Как мы получили слово - налить?

И так разбираются все слова: долить, полить, вылить, перелить, отлить, залить, слить.

Молодцы! Хорошо работали.

Давайте немного отдохнем.

IV. Физминутка

Влад с корзиной в лес пошел (шаги на месте). Всю поляну обошел (поворот на месте). К старой елке подошел (2 шага вперед). И огромный гриб нашел (присесть).

Выполнить два раза.

Назовите похожие по звучанию слова-действия из услышанного стихотворения.

Ответы детей.

А как вы думаете, от какого одного слова мы их получили?

От слова шел.

Как мы получили слово - пошел.

Так разобрать слова: обошел, подошел, нашел.

V. Рассказ про маленькую машинку. Составление рассказа детьми

А сейчас я хочу рассказать вам историю про маленькую машинку.

Дети садятся на скамеечку перед макетом.

Я буду вам рассказывать, а вы мне немного помогать.

Я буду показывать действие с машинкой, и начинать предложение, а вы его закончите, подсказав мне нужное слово-действие.

Жила-была на свете маленькая машинка. Жила она в тесном гараже и больше всего любила путешествовать.

Вот однажды рано-рано утром, когда все в доме спали, она из гаража … Выехала.

Машинка по дороге … Поехала.

Машинка к мостику … Подъехала.

Машинка на мост … Въехала.

Машинка с моста … Съехала.

Машинка к елке … Подъехала.

Машинка елку … Объехала.

И той же дорогой вернулась назад.

И тихо машинка в гараж … Заехала.

Никто даже не догадался о путешествии машинки.

Я рассказала вам историю, а вы мне помогали, молодцы!

Назовите, какие вы услышали похожие по звучанию слова-действия.

Индивидуальные ответы детей.

Во всех словах, что вы назвали, какое начало, одинаковое или разное?

Как вы думаете, а к какому одному слову мы добавляли разные частички, чтоб получились новые слова?

К слову ехала.

Правильно.

Ребята, теперь вы расскажите мне эту историю, а помогут вам рассказать вот эти схемы. Возьмите себе по карточке, составьте предложение и подумайте, кто начнет и кто продолжит.

Дети составляют рассказ, каждый ребенок по предложению, с помощью карточки-схемы.

Молодцы! Вижу, сколько вы много новых слов научились получать, добавляя к одному слову разные частички.

Да, но я сейчас вас проверю, давайте поиграем в игру "Скажи наоборот".

Въехала на мост - съехала.

Въехала в ворота - выехала.

Подъехала - отъехала.

Переехала - объехала.

Приехала - уехала.

Заехала - выехала.

Молодцы!

VI. Пальчиковая игра “Две подружки, две портняжки”

А теперь еще игра, вы готовы детвора?

Две портняжки, две подружки (показать ладошки)
Взяли в руки по катушке: (сжать пальцы в кулачки)
Даше сшили сарафан,
Деду вышили кафтан, (разжимать по одному пальчику на обеих руках)
Бабушке жакет зашили,
Больше дырочек в нем нет,
Дядюшке из юбки старой (разжимать по одному пальчику на обеих руках)
Перешили галстук новый,
А девчонкам и мальчишкам
Подшили по штанишкам.

Какие похожие слова вы называли?

Как вы думаете, к какому слову вы добавляли разные частички, чтобы их получить?

Молодцы! А теперь пройдите на свои места, к нам спешит еще одна гостья, Фея Грамотея.

VII. Задания Феи Грамотеи

Здравствуйте! Я пролетала мимо и решила вас навестить. Ребята, я слышала, что в вашем детском саду все дети любят родной язык и хотят стать грамотными людьми, и вы сегодня на занятии учились образовывать новые слова-действия и правильно их употреблять.

Я даже хочу попросить вас мне помочь.

Мне нужно отправить письмо ребятам в школу, но у меня ничего не получается, злой колдун заколдовал мое письмо, части слов в нем перепутались, послушайте, что получилось, помогите мне исправить ошибки.

Весной первыми из теплых стран слетели (прилетели) грачи. Они залетели (подлетели) к старым кормушкам, но кормушки оказались пусты. В поисках мест для гнезд грачи прилетели (перелетели) через огромное поле и подлетели (залетели) в городской сквер. На деревьях остались старые грачиные гнезда, где хозяйничали воробьи. Увидев грачей, птичьи озорники перелетели (слетели) с чужих гнезд. Скоро в этих гнездах появятся маленькие грачи.

Дети исправляют ошибки. Объясняют, какую частичку нужно добавлять к слову летели, чтобы получилось правильное предложение.

Спасибо! Вы подружили слова в предложениях, теперь я смогу отправить его ребятам в школу.

Вы просто молодцы, но мне пора лететь посмотреть, как занимаются другие дети.

VIII. Итог занятия

Наше занятие подошло к концу. Вы сегодня славно потрудились. Расскажите пожалуйста, чем мы занимались на занятии? Что нового вы узнали? Вам понравилось занятие? А теперь, если вам понравилось занятие, то возьмите с себе синюю бабочку, а если очень понравилось, то возьмите красную, и можете взять их с собой на прогулку.

Семинар – практикум

для родителей

«Предупреждение оптической дисграфии

у детей старшего дошкольного возраста»

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи.

Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Диагностика дисграфии включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи по специальной методике. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонема тических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

С каждым годом возрастает неуспеваемость учащихся по русскому языку . При дисграфии дети в начальных классах с трудом овладевают письмом, их работы содержат множество грамматических ошибок.

Научные данные говорят о том, что предпосылки оптической дисграфии среди дошкольников 6 -7- летнего возраста имеют 46% детей, что говорит об актуальности этого вопроса и о необходимости работы по предупреждению данного вида нарушения.

Цель семинара: привлечение родителей к правильному выполнению логопедических занятий с детьми (в данном случае – заданий по профилактике дисграфии).

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок быстро и успешно научился читать. Но если ребенок до начала обучения грамоте не приобрел умение сравнивать предметы по форме, величине и не научился ориентироваться в пространстве расположении предметов по отношению друг к другу, то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных букв. Это объясняется тем, что все буквы русского алфавита состоят из небольшого набора одних и тех же элементов. Если ребенок не улавливает всех этих достаточно тонких различий, то это неизбежно приводит к трудностям усвоения начертания букв и, как следствие, к неправильному изображению их на письме, то есть к оптической дисграфии.


Данное нарушение не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей с высоким уровнем ее развития. Основные варианты ошибок на письме при оптической дисграфии.

Существует довольно много эффективных упражнений для коррекции дисграфии.

Развитие зрительного восприятия .

Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков:

· умение анализировать предмет, его изображение,

· составление картинки, разрезанной на части,

· конструирование по образцу, по представлению,

· умение видеть графему и ее точное расположение,

· запоминание элементов букв,

· различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания,

· дописывание элементов букв и т. д.

Для этого детям можно предложить задания:

1. "Учимся смотреть и видеть" - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее, найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т. д.

2. "Учимся следить глазами" - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т. д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.

3. "Учимся ориентироваться в пространстве" - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т. д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т. д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.

«Слева-справа»

Перед ребенком карточка с картинками. Взрослый задает вопрос: «Что находится справа от кровати?» Что стоит на столе? Ребенку необходимо ответить на вопросы.

«Верно-неверно»

В тетради пары букв, изображенных правильно и зеркально. Ребенку нужно зачеркнуть букву-ошибку.

«Что же это за предмет»

Перед ребенком контурные изображения предметов; недорисованные предметы; перечеркнутые изображения; наложенные друг на друга. Нужно угадать и назвать эти предметы

«Узнай и дорисуй»

Ребенок видит незаконченные контуры предметов. Нужно узнать, что это за предметы, и дорисовать их

Задания на развитие зрительной памяти.

«Запомни картинку»

Предложить ребёнку внимательно посмотреть в течение 50 сек. на картинку и постараться запомнить детали картинки, затем посмотреть на вторую картинку и ответить, что изменилось?

«Какой игрушки не хватает? »

Поставить перед ребёнком на 15-20 сек. 6 игрушек. Предложить закрыть глаза. Убрать одну игрушку. Какой игрушки не хватает?

Игру можно усложнить:

Увеличив количество игрушек.

Ничего не убирать, только менять игрушки местами.

«Рисуем на память узоры»

На листе бумаги нарисован узор. Предложить детям в течение 1 минуты посмотреть на этот узор и запомнить его. После этого узор убрать. Предложить детям воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, а также мелкая моторика рук.

«Бусы»

Задание: Попросите ребёнка внимательно посмотреть из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.


«Внимание»

Нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течение 10 сек. вам показывал взрослый.

«Где спрятана игрушка»

Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка. В один из ящиков на глазах ребёнка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку: «Запомни куда я положила». Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребёнка просят достать спрятанную игрушку.

Игру можно усложнить:

Убрать ящики на более длительное время.

Спрятать 2, а потом три игрушки.

Заменит игрушки.

«Запоминаем вместе»

Один ребёнок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет его и добавляет своё слово. Третий ребёнок повторяет первые два слова и добавляет своё третье слово и т. д.

Например: 1-й ребёнок говорит: «круг»

2-й – «круг, ромб»

3-й – «круг, ромб, квадрат»

Эту игру целесообразно повторять неоднократно. От раза к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, т. е. будет увеличиваться объём памяти.

« Кому что нужно для работы»

Дидактическая задача: Закреплять знания детей о профессиях и орудиях труда необходимых каждой из них.
Игровое правило: За определенное время правильно разобрать картинки или предметы по темам.
Игровые действия : Поиск, складывание картинок или предметов по темам.
Ход игры: В садик пришла посылка с картинками или новыми игрушками для игр детей. Открыв посылку, дети определяют, что это предметы необходимые для работы людям разных профессий. Но в дороге все они перепутались и необходимо, разобрать предметы по соответствующим профессиям.
Количество профессий и орудий труда может быть разным. (8 – 10).

« Создай образ»

Дидактическая задача: Упражнять в запоминании геометрических фигур и изображении этих фигур с помощью жестов и поз.
Игровое правило: Изображать геометрические фигуры с помощью только жестов и поз.
Игровые действия: Запоминать геометрические фигуры, изображать их с помощью жестов и поз.

Игровой материал: В актовом зале развешены картины или расставлены игрушки изображающие диких животных.
Ход игры: Предложить детям отправится в заповедник, понаблюдать за дикими животными. Громко разговаривать там нельзя, животные могут испугаться.
Для передачи информации детям предлагается запомнить условные слова, зашифрованные в геометрические фигуры. В процессе запоминания дети должны изображать позой, жестом каждый из предметов (геометрические фигуры расположены в ряд, от 8 до 10фигур).
Как « стирающий» фактор можно использовать прослушивание аудиозаписи с голосами леса.
Гуляя по заповеднику, дети делятся впечатлениями с помощью зашифрованных слов – фигур, изображая их позами и жестами.
2 вариант: в горах, когда находишься в зоне видимости, но не слышишь товарища; то же отделочники на высотном здании.

Задания на формирование

буквенного восприятия и узнавания (гнозиса)

«Узнай букву»

Перед ребенком изображены буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; буквы, наложенные друг на друга, находящиеся в неправильном положении. Задача состоит в том, чтобы узнать и назвать эт буквы

«Найди 10 отличий»

Даны две картинки, задача состоит в том, чтобы найти и назвать 10 отличий.

https://pandia.ru/text/80/343/images/image006_71.gif" width="32" height="32 src=">

Шансы на успех - каковы они?

Многих родителей интересует вопрос, возможно ли избавиться от этого дефекта? Устранить дисграфию возможно при условии своевременного выявления проблемы, а также упорного систематического выполнения занятий. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому для того, чтобы справиться с нарушением, кому-то потребуются месяцы, а кому-то и несколько лет. Очень многое будет зависеть от терпения родителей и систематических занятий с логопедом и дома. Важный момент представляет собой предупреждение грамматических ошибок в дошкольном возрасте. Имеется в виду то, что воспитатели должны уделять внимание тому, как ребёнок произносит звуки и выстраивает предложения.

Необходимо придерживаться правил!

Не учить ребёнка иностранным языкам в момент, когда ребёнок ещё не готов к этому психологически. Например, многие родители начинают обучение иностранному языку в возрасте трёх лет. Родители должны сами правильно и чётко говорить дома. Ни в коем случае нельзя повторять за ребёнком неправильно произнесённые слова и фразы. Это приводит к формированию неправильной речи. Выбирать ручки и карандаши таким образом, чтобы они были оснащены ребристой поверхностью, ведь, как известно, массаж подушечек пальцев способствует улучшению работы мозга в процессе письма. Оказывать ребёнку психологическую поддержку, т. к. малыши с такой проблемой очень часто чувствуют себя «не таким как все». Ни в коем случае нельзя ругать ребёнка за ошибки. Очень важно применять тактику поощрения и похвалы за успешное выполнение заданий.

Левина Наталья Ивановна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад № 82"
Населённый пункт: г. Ярославль
Наименование материала: статья
Тема: "Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте"
Дата публикации: 26.03.2017
Раздел: дошкольное образование

Консультация для родителей

на тему: «Ранняя профилактика

дисграфии в дошкольном возрасте».

Подготовила и провела учитель-логопед

МДОУ детский сад № 82

Ранняя профилактика дисграфии в дошкольном возрасте.

Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию консультацию, которая, надеюсь,

заинтересует Вас своей актуальностью.

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с

письмом и чтением. Хотя такие дети могут хорошо справляться с математикой и другими

школьными предметами. В последние годы значительно возросло количество таких детей.

Проблема

нарушения

актуальных

школьного

обучения.

Специфическое

расстройство

письменной

проявляющееся

многочисленных

типичных

стойкого

характера

о бу с л о вл е н н о е

несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе овладения

навыками письма – это дисграфия.

Вопросу профилактики дисграфии необходимо уделять особое внимание. Уже в

дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей

в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.

Причины дисграфии:

наследственная предрасположенность:

(наличие у родителей нарушений письменной речи. Дети наследуют от родителей

качественную незрелость головного мозга в его отдельных зонах);

патологические факторы (вредное воздействие):

пренатальный (дородовой период жизни ребенка);

натальный (в момент родов);

постнатальный (после родовой период).

Функциональные причины (воздействие биологических и социальных факторов):

длительное соматическое заболевание;

неправильная речь окружающих;

дефицит речевых контактов;

двуязычье в семье;

недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых.

Эти фактора задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе

письма и чтения.

Как же проявляется дисграфия в младших классах?

упражнения и диктанты содержат множество грамматических ошибок;

дети не пользуются заглавными буквами и знаками препинания;

путают схожие буквы;

имеют плохой почерк, пишут медленно.

Основные формы дисграфии:

Артикуляционно-акустическая:

ребенок, имеющий нарушения звукопроизношения, опираясь на свое неправильное

произношение пишет так, как говорит (рак-ак, лавка-вавка, чайка-тяйка);

Акустическая форма:

смешивает на письме буквы, обозначающие

Звонкие и глухие звуки (булка-пулка), козочка-косочка);

Свистящие и шипящие звуки (санки-шанки, яйцо-яйсо);

Мягкие и твердые звуки (письмо-писмо, любит-лубит);

Аграмматическая форма:

- аграмматизмы на письме отмечаются на уровне слова, словосочетаний, предложе-

ний, текста. Пропуск членов предложения.

Не согласование в роде и числе (желтая солнце);

Не изменяют слова по падежам, родам, числам (вижу рысю, два рыся);

Дисграфия на почве нарушений языкового анализа и синтеза:

- пропуски букв, слогов;

- перестановки букв и слогов;

- недописывание слов;

- написание лишних букв в слове;

- повторение букв и слогов;

- контоминация – в одном слове слоги разных слов (красная сумка – красика);

- слитное написание предлогов, раздельное написание приставок.

Оптическая дисграфия (на письме):

- замены графически сходных букв;

- зеркальное написание букв;

- искажения написания букв.

Дизорфография:

- стойкая неспособность применять орфографические и синтаксические правила на

письме (несмотря на знание соответствующих правил).

приводится

перечень

специальных

упражнений,

которые

будут

способствовать профилактике и коррекции дисграфии:

«Что звучит?» - сначала контрастные по звучанию предметы (бубен-дудочка), а

затем близкие по звучанию (большой колокольчик-маленький колокольчик);

«Где звучит погремушка?» (колокольчик, бубен и др.)

«Догадайся, что это?» - узнавание и дифференциация шумов (шуршание бумаги,

фольги, ткани и т.д.);

«Громко-тихо»

дифференциация

звучащих

предметов

присесть, громко – поднять руки вверх);

«Какие звуки нарушают тишину? »;

«Кто услышит больше звуков? » - прислушаться к звукам вокруг и назвать, что

слышно (звуки леса, луга, улицы);

«Найди коробочки, которые звучат так же» - в коробочки насыпаны разные виды

круп, монетки, пуговицы);

«Жмурки с колокольчиком» - водящий ловит играющих на звук колокольчика;

«Морзянка» - повторить ритм простукивания (постепенно усложняя ритмический

рисунок);

«Деление слов на слоги» - приседание, прохлопывание, шаги по количеству слогов в

«Повтори цепочку звуков, слогов, слов»;

«Поймай звук» - дети сигнализируют, если услышат нужный звук;

«Собери слова в корзинку» - дети называют слова на заданный звук;

«Найди место звука» - используются домики с окошками, которые обозначают

место звука в слове: начало, середина, конец;

«Разложи картинки» - Оле – картинки, название которых начинается со звука О, а

Ире – со звука И;

«Сколько гласных (согласных) в слове?» - используется звуковая линейка;

«Зрительные

диктанты»

нарисовать

(квадратиков,

сколько звуков в слове;

«Какая

картинка

лишняя? »

предметы

картинках

начинаются

определенную букву, а один предмет на картинке – на любую другую букву;

Дорисовывание, складывание букв из счетных палочек, лепка из пластилина,

обводка, выкладывание из круп, рисование на песке».

«Узнай, какие здесь буквы» - «зашумленные» рисунки (буквы наложены друг на

«Изографы»;

«Угадывание букв по написанному в воздухе или на ладошке изображению»;

Обсуждение и «оречевление» схемы написания буквы: из каких частей состоит

буква, куда смотрят части этой буквы;

Все упражнения должны быть разнообразны и насыщены игрой, чтобы ребенок

сохранял

интерес

занятиям,

главное

условие

успешной

работы

профилактике и коррекции дисграфии.

Учитель-логопед высшей категории

Предварительный просмотр:

Волобуева Ирина Анатольевна, логопед Детское поликлиническое отделение № 70 Приморского района, Санкт-Петербурга.

Основной целью написания рекомендаций является повышения уровня компетентности родителей в вопросах профилактики дисграфии. Исходя из намеченной цели, решаются следующие задачи: привлечь родителей будущих первоклассников к активном самостоятельному участию по профилактике письменной речи; знакомство родителей с доступными приёмами предупреждении нарушений письма; оказание помощи в предоставлении литературы по подготовке ребёнка к школе. Основная работа логопеда - доступно просветить родителей и предоставить информацию о нарушениях письменной речи. Убедить родителей о необходимости проводить профилактику дисграфии в дошкольном возрасте. Профилактика дисграфии дошкольников должна осуществляться не только специалистом, но и родителями. Родителей необходимо убедить, что легче предупредить ошибки на письме, чем исправлять их на коррекционных занятиях с логопедом. Для этого родителям необходимо предоставить доступные рекомендации предупреждения нарушений письменной речи, которые родители самостоятельно смогут выполнить вместе со своими детьми перед поступлением в школу. В дошкольном возрасте можно выделить предпосылки, которые в дальнейшем могут привести к нарушениям дисграфии /57/: не сформированность слуховой дифференциации акустически близких звуков может привести к акустической дисграфиих , поэтому при нормальном речевом развитии ребёнок должен различать «на слух» все звуки речи; дефектное произношение звуков речи и их замены могут привести к артикуляционно – акустической дисграфии; несформированность мелкой моторики пальцев рук влияет на темп письма и почерк и появлению специфических ошибок на фоне общей усталости рук. При составлении этих рекомендаций учитывались перечисленные предпосылки, т.к. работа по профилактике дисграфии должна проводиться в комплексе..

Рекомендации для родителей. Развитие фонематических процессов и коррекция звукопроизношения . 1.Перед школой родители должны вместе с ребёнком проконсультироваться у логопеда, т.к. первоклассник должен научиться правильно произносить и не путать между собой все звуки родного языка в речевом потоке. 2. Если первоклассник всё же дефектно произносит звуки родного языка, то занятия по исправлению неправильно произносимых звуков должен проводить только специалист, т.е логопед, а не сами родители. 3. К шести годам ребёнок должен правильно произносить слова, не переставлять и пропускать слоги типа: регулировщик, перекрёсток, термометр и т. д. 4. У ребёнка необходимо формировать способность к различению на слух звуков речи, что поможет в дальнейшем избежать трудностей в овладении письменной речью. Упражнения по развитию фонематических процессов можно выполнять дома, на прогулке, по дороге домой и т.д. Упражнения
Взрослый произносит ряд слов (рак, рука, радио…) и попросить ребёнка хлопнуть, топнуть, поднять руку, прыгнуть, когда услышит заданный звук (Р). « Зарычи когда услышишь звук (Р) в слове». В такую игру можно играть с любым заданным звуком речи.

В магазине попросить ребёнка, чтобы он нашёл продукты на звук (Ш). Можно предложить ребёнку самостоятельно придумать 4-6 слов на заданный звук. Предложить ребёнку вспомнить названия животных, продукты, фрукты, овощи на заданный звук (С). Произнести ряд слов, попросить ребёнка определить на каком месте находится согласный звонкий звук в словах (зонт, сом, ива, конь, кость, зима, коса, мак..); в начале слова (лак, лось, лоб…); в середине слова (синь, ива, астра, собака); в конце слова (кол, боль, укол, сон…). Попросить ребёнка придумать слова, которые начинаются на согласный звонкий - глухой, твёрдый - мягкий согласные звуки. У будущего первоклассника должны быть сформированы процессы языкового анализа и синтеза . Для формирования у ребёнка языкового анализа и синтеза можно выполнять специальные предложения, которые можно выполнять дома, на прогулке… Упражнения для формирования языкового анализа и синтеза. Сосчитай, слова в предложении: «Мама купила лук» .. Назвать первое и последнее слово в предложении: «Папа ловил сома. » Предложить ребёнку придумать предложение, которое состоит из 2-3 слов. Придумать предложение, в котором есть маленькое слово «на», «по», «под» (с предлогом). Доскажи слог, чтобы получилось слово, например: палат (ка), лод(ка). Предложить ребёнку сосчитать слоги в словах, например: сом, сок, ива, мак. Назвать первый звук в словах: дым, ком, кит,…согласный звук в словах, гласный звук. (Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов в слове) Назвать последний согласный звук или гласный звук. «Назови слово». Взрослый произносит слово по звукам, делая между звуками паузу, а ребёнок называет слово полностью. Например: С,а,н,к,и – санки. «Определи место звука в слове». Взрослый предлагает ребёнку определить место звука в слове (начале, середине, конце) слова. «Где спрятался звук (С)?» в слове «сом» (начале), в слове «коса» (середине), в слове «колос» (конце) . «Буквы рассыпались». Предложить ребёнку собрать звуки, чтобы получились слова. Например: «о,к,м» - ком; «к,м,а» - мак. Это задание можно выполнять вовремя прогулки, взрослый произносит или пишет на песке, земле, по манке… Развитие зрительно-пространственных представлений. Рисование по клеточкам различных фигур, животных… Это развивает зрительно-пространственные представления и подготавливает руку к письму. «Найти несколько отличий в картинках». «Чего не дорисовал художник?», «Найти на рисунках не достающие детали» и дорисовать. Материал к упражнениям можно найти в специальной литературе или в детских книжках. «Что изменилось», перед ребёнком разложить игрушки или картинки и предложить запомнить последовательность предметов и закрыть глаза. Поменяв игрушки местами, спросить, что изменилось? «Развитие мелкой моторики». Способствует стимуляции речевого развития, активируя отделы коры головного мозга. Штриховка картинок, фигур, орнаментов. Вырезание из бумаги геометрических фигур и фигурки животных Выполнения аппликации из природного материала и бумаги. Лепка из пластилина. Застёгивание пуговиц и мелких деталей одежды, зашнуривание и завязывание шнурков. Выкладывание фигур из счётных палочек, бисера, природного материала, крупы. Вышивание, пришивание пуговиц. Для успешной подготовки дошкольников к школьному обучению в домашних условиях предлагаю родителям воспользоваться актуальной специальной литературой современных авторов.

М:АСТ.Астрель, 2002. 2.В.А.Калягин. Когда ребёнок плохо говорит. Советы психолога СПб.КАРО,2004.

3.О.И.Крупенчук. Научите меня говорить правильно. - СПб. ЛИТЕРА,2005. 4.Н.В.Нищева.Если ребёнок плохо говорит. СПб. ДЕТСТВО - ПРЕСС, 2011. 5. В.В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Н.Новгород: ФЛОКС, 1995

В заключение рекомендую родителям, как можно больше уделять ребёнку внимания, проводить с ним всё свободное время, много разговаривать, читать, спорить, развивать речь ребёнка, чтобы в школьный период у первоклассника в процессе овладения письмом меньше было трудностей.

Список литературы

1.Л.Г. Парамонова. Дисграфия: диагностика, профилактика, коррекция. -СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. 2.И.Н.Садовникова. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма. М: АРКТИ, 2005.

Предварительный просмотр:

Методическая разработка родительского собрания

Используемые стимулирующие и коррекционные технологии: -психогимнастика; -цветотерапия; -музыкальное воздействие; -диалоговой технологией; -игровая технология; -ИКТ; -технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Составил логопед

Волобуева Ирина Анатольевна

Г. Санкт-Петербург

2018 г

Методическая разработка родительского собрания на тему:

На тему: « Моя семья – самая, самая дружная…..»

Используемые педагогические технологии:

Используемые стимулирующие и коррекционные технологии: -психогимнастика; -цветотерапия; -музыкальное воздействие; -диалоговой технологией; -игровая технология; -ИКТ; -технология личностно-ориентированного взаимодействия логопеда с детьми.

Форма организации: Интегрированное занятие. Образовательная область « Познавательное развитие ». Интеграция областей: « Речевое », « Социально – коммуникативное», « Физическое », «Художественно – эстетическое развитие».

Цель: воспитание семейных ценностей у детей, любовь и уважение к членам семьи. Развивать воображение, желание рассказывать о своей семье.

Задачи.

Коррекционно-образовательные

  • Учить составлять генеалогическое древо. Формировать представление о том, что такое род и родословная;
  • Закрепить представления у детей о семье, об индивидуальных отличиях каждой семьи. Формировать представления о составе семьи, используя фотографии членов семьи.

Коррекционно-развивающие

  • Закрепить знание и понимание русских пословиц о семье.
  • Совершенствовать умение составлять короткий рассказ, употребляя в речи имена и отчества родных.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать любовь и уважение к своим близким, доброжелательное отношение к членам своей семьи и других семей.

Словарная работа:

Род, родич, родословная, старинные уважительные обращения к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец).

Предварительная работа.

  1. Беседы: «Наша дружная семья», «Дом, в котором ты живешь», «Семейные традиции», « Моя любимая мама», «Лучший в мире папа», «Бабушка и дедушка».
  2. Рисование портретов членов своей семьи, своего дома.
  3. Рассматривание семейных альбомов с фотографиями.
  4. Повторение терминов родства (дедушка, бабушка, мать, отец, сын, внук, муж, жена, дочь), уважительных старинных форм терминов родства, обращений к родным (батюшка, матушка, сестрица, братец).
  5. Заучивание стихотворений: «Моя родня» Я.Аким, Т.Бокова «Папа», А.Н.Плещеев «Внучка».
  6. Чтение художественной литературы: С.Баруздин «Мамина работа», Р.Галезатов «Мой дедушка», В.Драгунский «Моя сестренка Ксения», Э.Машковская «Про бабушку», В.Осеева «Сыновья».
  7. Дидактическая словесная игра «Кто что может?».
  8. Использование физкультминуток «Семейная зарядка», «Кто живет у нас в квартире?»

Демонстрационный материал:

  1. Картинка с изображением ребуса со словом «семья».
  2. Схема родословной.
  3. СD запись песни «Моя семья» муз. и слова Александра Ермолова

Технические средства:

  1. Магнитофон с записью шума пропеллера.

Раздаточный:

  1. Листы бумаги с изображением схем родословного древа.
  2. Ножницы.
  3. Фото членов семьи.
  4. Пиктограммы со схематичным изображением семей.
  5. Клеевой карандаш.
  6. Дидактическая игра «Как мы помогаем родным?»

Методика проведения

В группе присутствуют гости: родители: папы, мамы, бабушки, сестры, братья.

С помощью листочков от дерева постарайтесь выразить свое настроение и эмоциональное состояние. Хочу напомнить, какому настроению соответствует какой цвет:

Красный - восторженное

Оранжевый – радостное

Желтый – приятное

Зеленый – спокойное

Синий – грустное

Фиолетовый – напряженное.

Черный – уныние.

Посмотрите на дерево, которое вы сотворили своими руками. Какой цвет преобладает на нем? Вы видите у нас с вами сегодня какое настроение.

(Звучит песня «Моя семья» муз.и слова Александра Ермолова).

Перед вами лежат «лепестки» нашей будущей «ромашки». Подумайте, что самое главное для вашей семьи, объедините это понятие одним словом и запишите на лепестке ромашки. После совместного обсуждения родителей и детей каждой семьи лепестки прикрепляются на доску, и получается ромашка на лепестках которой родители записали слова: любовь, труд, забота, уважение, понимание, выручка, опора, поддержка.

Логопед: Действительно, для каждой семьи важны такие понятия, как любовь, уважение, понимание, взаимовыручка, поддержка, труд, забота. О семье написано много стихотворений, в которых воспевается семья. Одно из таких стихотворений предлагаем вам послушать

Логопед: Ребята, вы прослушали отрывок песни. Кто скажет, о чем она?

Дети: (о маме, папе)

Логопед: Правильно. Я нашла и принесла необычный ребус и хочу, чтобы мы вместе его прочитали. Помогите мне отгадать? (дети пытаются отгадывать и родители им помогают. Получается слово «семья»). Когда появилось слово "семья"?
Когда-то о нем не слыхала Земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
- Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: "Я".
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: "Я".
- Кто пищу сготовит, о радость моя?
И Ева все также ответила: "Я".
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
"Я, я, - тихо молвила Ева. - Я, я".
Сказала она знаменитых семь "я".
Вот так на Земле появилась семья.

В жизни каждого человека семья играет важную роль. Что значит для вас слово «семья». - Что же такое семья? Семья – это не просто родственники, которые живут вместе, это люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни. Семья – это островок внимания, любви, тепла и нежности. Здесь мы черпаем силы, обретаем уверенность, перенимаем опыт, разрешаем сомнения, находишь прощение своих ошибок.

На части не делится солнце лучистое,

И вечную землю нельзя разделить,

Но искорку счастья- луча серебристого

Вы в силах родным подарить.

Дети, что такое семья? Расскажите про семью.

Если дети затрудняются, то задаю наводящие вопросы:

Кто живёт в вашей семье?

Как относятся друг к другу?

Чем занимаются члены семьи?

Для чего нужна семья?

Логопед: (подвожу итог детским рассказам).

Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, относятся друг к другу уважительно, говорят друг другу ласковые слова, делят вместе печали и радости.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью,

И провожают в путь с добром! Поиграем в игру «Назови ласково». Для этого я буду называть членов семьи, а вы, дети, должны назвать ласковое обращение к нему, а родители помогают своим детям.

1.Бабушка – бабуля, бабулечка, бабуся.

2. Папа – папуля, папулечка, батюшка, папочка.

3. Сын – сынок, сыночек, сынулечка.

4.Дочь – доченька, дочурка, дочка

5. Мама – мамочка, маменька, матушка, мамуля.

6. Дед – дедуля, дедулечка, дедуся, дедушка

7. Брат – братик, братец, братишка.

8. Сестра – сестренка, сестричка, сестрица.

Логопед: Как много ласковых, добрых слов вы назвали, теперь все мы будем так называть своих домашних. Как вы думаете, кто такие домашние?

Дети: Это люди, которые живут с нами дома (мамы, папы, братья, сестры)

Во все времена русский народ составлял пословицы и поговорки о семье. Давайте все вместе дети и родители вспомним пословицы и поговорок о семье.

  • «Когда семья вместе, так и душа на месте»
  • «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому. Родители – пример тому»
  • «Человек без семьи, что дерево без плодов».
  • «Семья в куче – не страшна туча»
  • «Дети не в тягость, а в радость»
  • «Не нужен клад, когда в семье лад»

Логопед: Молодцы! Много пословиц и поговорок знаете о семье, о детях, о родителях.

Логопед: Семья объединяет родных людей: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев, сестер. Это наши родные, родственники. Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На этой сказочной земле.

Логопед: А теперь давайте с вами поиграем.

Динамическая пауза: «Кто живет у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре, (Хлопаем в ладоши.)
Кто живет у нас в квартире? (Шагаем на месте.)
Раз, два, три, четыре, пять (Прыжки на месте.)
Всех могу пересчитать: (Шагаем на месте.)
Папа, мама, брат, сестра, (Хлопаем в ладоши.)
Кошка Мурка, два котенка, (Наклоны туловища влево - вправо.)
Мой сверчок, щегол и я - (Повороты туловища влево - вправо.)
Вот и вся моя семья, (Хлопаем в ладоши.) Логопед: - Теперь давайте познакомимся с вашими родителями.

  • Фамилия, имя, отчество родителей?
  • Назовите свой домашний адрес?
  • Где и кем работают ваши родители?
  • Есть ли традиции в вашей семье?
  • Как отдыхает ваша семья?
  • Назовите всех членов семьи проживающих вместе с вами. Логопед: Молодцы, и с этим заданием справились. Логопед: - Сейчас вам необходимо объяснить значение слов: родня, родословная. Родня – это все родственники и по крови, и по семейным связям. Родословная – перечень поколений одного рода. Логопед: - Надеюсь, всем понятны объяснения. Молодцы! Логопед: Ребята, а теперь задание на внимание. Поиграем в игру «Как мы помогаем родным?» Я вам раздам карточки с предметами перевернутыми рисунком вниз. Вы по очереди берёте по карточке с предметом и отвечаете на вопрос в соответствии с ней: «Как я помогаю своей старшей сестре?» (маме, тете и т.д.).например: «Я помогаю своей маме подметать пол», если вы говорите правильно, то оставляете карточку себе, если нет – возвращаете в стопку. Игра ведется до тех пор, пока не закончатся карточки в стопке. (Дети выполняют задание)

Логопед: Следующее задание творческое.

У каждой семьи есть своя история о своем роде, своих предках.

(Показываю картину с изображением дерева)

Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Сегодня старинная традиция возвращается. Наши дети совместно с вами попытались составить свои родословные. Много интересного можно узнать в ходе этой работы. (Выставка родословных деревьев) . Я думаю, что до этого времени ни у кого не было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье. Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи.

Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – ни будь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников. Во многих семьях есть традиция проведения отпусков и свободного времени.

Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии.

Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.

Существует традиция- собирать и хранить семейные фотографии.

Почему многие люди хранят эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

Одна из распространённых русских традиций – традиция застолья.

За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем. Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас. Всё течёт, всё изменяется – меняются вкусы людей, и другие блюда появляются на наших столах, становятся традиционными.

Родители называют блюда, традиционные в их семьях.

Отмечать семейные праздники – то же традиция.

Какие праздники отмечают в вашей семье

А для чего нужны семейные праздники?

Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздник видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться - не для гостей, а для себя, собственных детей, послушать любимую музыку, порадовать близких подарками. Сам по себе праздник не получится. Не придет в дом новогодняя елка. Не испечется вкусный торт. Не появятся подарки - сюрпризы, которые сделаны своими руками и берегут их тепло. Но разве не стоят семейные праздники наших усилий? Ведь взамен мы получаем такую радость- чувство, что мы нужны и близки друг другу, что нам хорошо вместе, что так будет всегда!

На семье все держится. Это как могучее дерево, с сильными корнями, с множеством ветвей и листвой.

Какие части деревьев вы знаете? (корни)

Вот и у людей есть свои корни. Как вы думаете, что такое «семейные корни»? (ответы детей). Семейные корни – это наши предки. Например, бабушки и дедушки это корни семьи. Вот посмотрите на родословную семьи одного ребёнка. (Родословная – это история семьи, рассказ о своем роде, своих предках).

Хотите, используя такие же рисунки, составить родословную своей семьи?

(раздаю детям заготовленные листы с изображением деревьев)

Тогда возьмите карандаши и нарисуйте всех членов своей семьи, а дома вместе с родителями сделаете ещё одно древо, но только вклеите фотографии всех членов семьи.

Теперь мы знаем вашу родословную, сколько человек в вашей семье.

Логопед: Глядя на ваши семейные древа, слушая ваши рассказы, я почувствовала, с какой любовью и нежностью вы относитесь к своим родным. Спасибо вам за это. Очень важно следовать семейным традициям, чтить их, хранить, передавать из поколения в поколение, главное - они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы у вас был родной дом. А в завершение беседы я хочу поблагодарить всех и выразить надежду, что сегодня нам удалось чуть лучше узнать друг друга и сделать ещё один шаг к взаимопониманию и единству. И последним штрихом вечера будет наша общая фотография на память.

Вернемся к «Дереву чувств», с помощью листочков сообщите, как изменилось у вас настроение и эмоциональное состояние?

Ребенок:

Семья – это мы. Семья – это я.

Семья – это папа и мама моя.

Семья – это Владик, братишка родной.

Семья – это котик пушистенький мой.

Семья – это бабушки две дорогие.

Семья – и сестрёнки мои озорные.

Семья – это крёстные тёти и дяди.

Семья – это ёлка в красивом наряде.

Семья – это праздник за круглым столом.

Семья – это счастье, семья – это дом.

Где любят и ждут и не помнят о злом.

Семья – это частичка нашей страны.

Логопед: Понравилось ли вам играть ребята? Что нового вы узнали сегодня? Какое творческое задание вы выполняли? Молодцы, вы все были сегодня активные, все старались. Спасибо, наша игра закончилась.

Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды, и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!!!

Составил логопед

Волобуева Ирина Анатольевна

Г. Санкт-Петербург

Что еще почитать