Ход проведения родительского собрания-тренинга психолога в детском саду. Методическая разработка на тему: Психологические игры для взрослых на родительском собрании

Давайте начнем с себя

Вступительное слово

Родители – первые воспитатели для своего ребенка и останутся ими на всю жизнь. Ведь народная мудрость не зря гласит: “яблоко от яблони не далеко падает”, “он сын своего отца”, “впитал с молоком матери”.

Мысль о том, что задача учителя, в качестве профессионального педагога, помочь родителям воспитать достойного, образованного гражданина нашего общества, но не заменить родителей, я стараюсь донести до каждого из родителей.

Во время обучения ребенка в школе мы (дети, учителя и родители) составляем треугольник <Рисунок 1 > (при этом я не умаляю роль общественных учреждений, домов культуры, соседей и др.). Главной вершиной треугольника, конечно же, является ребенок. Его задача, познавая новое, открывать самого себя для себя (что я могу, умею, на что я способен). А задача взрослых – помочь ему в этом очень нелегком деле.

Что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? Упадет!

А что сказано в басне И.А. Крылова “Лебедь, рак и щука”? “Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука”.

Отсюда вывод: нам стоит объединить наш усилия для того, чтобы ребенку хорошо жилось и работалось в его “втором” доме – в школе.

Участие родителей в школьной жизни детей имеет большое значение и для ребят, и для меня, и для самих родителей.

Особое значение играют родительские собрания. Правильно построенное общение родителей и учителя – это залог успешного воспитания школьника Благородным Человеком. Общаясь с родителями, я лучше узнаю детей, знакомлюсь с тем, чем “живет и дышит” семья, и мне становятся более понятны “детские трудности”. Беседы, анкеты, встречи со школьным психологом, обсуждения статей, обмен опытом по вопросам воспитания, помогает родителям познавать, лучше понимать своих детей, а порой и самих себя.

Перед собой я ставлю задачу подготовить и провести собрание так, чтобы родители не пожалели о времени, проведенном в стенах школы и шли с собрания в надежде на то, что следующая наша встреча будет не менее полезной и интересной для него чем та, на которой он только что участвовал и вынес несколько полезных “открытий” о своем ребенке, о секретах воспитания.

Возможно, кому-то из коллег покажется интересным фрагмент одной из наших встреч (занятия – тренинга) с родителями.

Поскольку собрания обычно проходят вечером, то для создания уютной обстановки в подсвечнике горит свеча.

Фрагмент собрания

Уважаемые родители, для проведения сегодняшней встречи я приготовила притчу и хочу вам ее рассказать.

Притча.

Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец.

Люди Васю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

Нет он… И этот не он… И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих.

Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Вот и взошла первая утренняя звезда. Где-то запел жаворонок. Где-то заплакал ребенок.

Но вот взошла Утренняя Звезда.

Люди уставились на дорогу – где Путник?

Где-то запел жаворонок.

Где-то заржал жеребенок.

Где-то заплакал ребенок.

А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

Пришли к мудрецу с жалобой:

Где же обещанный Путник Вечности?

(- А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был?)

А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

Беседа с родителями

Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

Ведь именно ему жить в будущем.

Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана <Рисунок 2>) .

Каким вы хотите видеть своего ребенка? (Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить?)

У каждого из Вас (и у меня) есть сердечко (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу и назовите качество, которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, называя качество, “помещают” сердечко в чашу. <Рисунок 3>)

Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…

Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка! А какими должны быть взрослые люди, среди которых живет ребенок, чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче?

Добрыми, умными, щедрыми, сильными, справедливыми, заботливыми…

Но кто из нас не без греха? У каждого есть отрицательная черта характера, которая мешает нам быть лучше. У одного это лень, у других – жадность, лесть, тщеславие, высокомерие, трусость…

Задумаемся над словами Л.Н. Толстого: “Главная ошибка родителей в том, что они пытаются воспитывать детей, не воспитывая себя!”

Давайте здесь и сейчас попробуем избавиться хотя бы от одного изъяна. Напишем каждый на своем листке эту черту. Теперь сомнём его и бросим на “чашу избавления” (это может быть тарелка, поднос и т.п.) . Мы сожжем наши пороки в “огне очищения”! (Здесь нам пригодится горящая свеча.)

Чувствуйте, как неприятен запах наших сгорающих пороков, и как легче, и свободнее становится на душе.

Давайте подведем итог нашей встречи.

Кто же является Путником Вечности, способным спасти человечество?

Ребенок.

Каким должен быть этот Путник?

Благородным Человеком.

Кто же воспитывает его?

Мы, Взрослые.

Наша задача воспитывать Благородного Человека, т.е. рождающего Благо!

Но прежде чем воспитывать ребенка, нам стоит начать воспитывать …

Литература:

  1. Ш.А. Амонашвили “Спешите, дети, будем учиться летать!”
  2. Издательский дом Шалвы Амонашвили
  3. Лаборатория гуманной педагогики МГПУ Москва 2006

Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" Октябрь 2017

Занятие № 1 «ЗНАКОМСТВО»
Цель: помочь родителям познакомиться, лучше узнать друг друга для успешного взаимодействия в дальнейшем.
Подготовка: родители приносят одно семейное фото (если папа и мама, то 2 фотографии).
ХОД
Присутствующие занимают места, образовывая один большой круг. Педагог-психолог сообщает цель тренинга, предлагает родителям быть откровен¬ными, открытыми, искренними.
Первое задание - «Знакомство»
Каждый из родителей называет себя так, как бы он хотел, чтобы к нему сегодня обращались, и записывает свое имя или имя и отчество на заранее подготовленном педагогом листе или купленном (т.н. бей-джике) и прикрепляет его к своей одежде.

ЗАНЯТИЕ № 2 «Ценности в воспитании ребёнка»

Цель: определить истинные ценности в своей жизни и помочь реализовать свои возможности в воспитании ребенка.
1.Приветствие
2.Упражнение «Мусорная корзина»
На листочках бумаги написать все те качества, которые мешают эффективно общаться с близкими людьми, и от которых хотелось бы избавиться. После того, как эти качества записали, подумать, что вы хотели бы получить взамен? Записать желаемые качества на бумаге. Бумажки с ненужными качествами выбросить в корзину, а с желаемыми качествами оставить у себя.
3.Упражнение «Шкала ценностей»
Родителям предлагается на горизонтальной прямой линии, символизирующей шкалу жизненных ценностей, отметить свои ценности, которые у них есть.
Затем, по 10 бальной системе оценить количество времени, которое они вкладывают в каждое направление:
работа быт магазин телевидение дети друзья дача.
Обсуждение этого упражнения строится вокруг таких вопросов: «Сколько времени мы уделяем детям? В каком эмоциональном состоянии мы находимся при взаимодействии? Какие чувства ребенок испытывает при общении с нами? Каких результатов мы ожидаем при таком подходе к воспитанию детей?
4.Упражнение «Будущее»
Родителям предлагается ответить на вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребенка во взрослой жизни?» Ответы записать в столбик №1. затем заполнить столбик №2 и №3.

Ответ на вопрос: «Каким вы хотите видеть своего ребёнка во взрослой жизни?» Личностные оценки в адрес ребёнка, в которые вы используете при общении с ним. Выражения,которые наиболее подойдут к достижению поставленной цели.
1 2 3

5.Релаксация.
1) Займите удобное положение. Закройте глаза, сделайте глубокий вдох. Почувствуйте, как расслабляются мышцы лица, шеи, приятная расслабленность опускается на плечи, руки. Вы чувствуете тяжесть и полную расслабленность в руках. Расслаблены мышцы спины, груди, живота, ноги неподвижно стоят на полу, они также полностью расслаблены. Во всем теле вы чувствуете приятную расслабленность. Отдыхает каждая клеточка вашего организма. Вы думаете только о приятном. Посторонние звуки для вас как шум дождя создают фон для приятного расслабления и отдыха. Приходит чувство спокойствия и радости от жизни, которая принадлежит вам.
2) В каждый последующий день Вы будете ощущать себя все более и более спокойно, уверенно. Внутреннее спокойствие будет помогать Вам взаимодействовать с Вашим ребенком, а если возникнут проблемы, то Вы будете спокойно и взвешенно решать их. Появится желание действовать и это желание появится прямо сейчас. Вы чувствуете, как от вас исходит энергия жизнелюбия, появляются новые желания, радость от самой жизни. Это чувство всегда будет с вами.
7.Прощание.

ЗАНЯТИЕ №3 «Воспитание уважительного отношения к особенностям другого человека»

Цель: воспитать уважительное отношение к особенностям другого человека, а также научиться принимать близких людей безусловно.
1.Приветствие
2.Упражнение «Разреши другому быть другим»
Большую роль в формировании личности человека играет не только отношение в семье, по также и врожденные особенности, с которыми ребенок появляется па свет. Таких особенностей девять, при воспитании необходимо их учитывать, и ни в коем случае не стараться их изменить, а тем более не обвинять ребенка за их проявление.
1)Родителям предлагается список врожденных качеств, с которыми ребенок рождается.
Анализируя и учитывая эти качества, родители составляют индивидуальный портрет своего ребенка с конкретными примерами различных проявлений.
Уровень активности (степень наследственной моторной активности, которая определяет активным или пассивным будет ребенок).
Ритмичность (регулярность или не регулярность таких функций, как голод, тип питания,
выделений, ритм цикла сон - бодрствование).
Приближение или удаление (тип естественной реакции ребенка па такие стимулы, как-
незнакомая еда. игрушка или человек).
Приспособлясмость (скорость и легкость, с которой ребенок способен видоизменить свое поведение в ответ на изменение окружающей среды)
Интенсивность (количество энергии, используемой при выражении эмоций и настроения).
Порог реактивности (уровень интенсивности стимула, требуемого для того, чтобы
проявилась нужная реакция).
Качество настроения (преобладание положительного настроя, проявляемого как радостный, приятный, веселый, дружелюбный характер в противовес отрицательному, который проявляется как неприятный, капризный, крикливый, недоброжелательный характер).
Способность отвлекаться (характеризует степень влияния посторонних помех на способность сконцентрировать внимание на своей линии поведения).
Интервал внимания и настойчивости (продолжительность времени, в течении которою ребенок сосредоточен на активной деятельности, и продолжительность активности в случае возникновения препятствий).
2) Выписать в столбик те качества ребенка, которые не устраивают родителей, а рядом с каждым таким качеством написать позитивную интерпретацию этого же качества, т.е. что хорошего в этом проявлении и где это можно использовать? Например, упрямство, вместо отрицательной общепринятой интерпретации, представить это качество как способность сказать «нет», возразить авторитетам.
3) После того, как все качества будут позитивно интерпретированы, необходимо написать новый портрет ребенка.
4) Сравнить эти два описания, и выбрать какой больше нравится. Посмотрите на ребенка по-другому и разрешите ему быть другим.
3.Упражнение «Стать лучше»
1. На чистом листе бумаги опишите себя:
* внешний вид;
* черты характера;
* способности;
* знания;
* умения;
* что вы делаете такого, что делать нельзя (всякие нарушения).
2. На другом листе напишите то же, но чуть-чуть приукрашая свои достоинства. Оставьте себе второй лист и перечитывайте его. Улучшать свой портрет всегда полезно!
4.Упражнение «Безусловное принятие»
В уже знакомом расслабленном состоянии
Представьте себе одного за другим всех знакомых людей - родителей, мужа детей, друзей. Скажите каждому из них: «я люблю тебя, безусловно, я принимаю тебя таким, какой ты есть».
Найдите среди знакомых вам людей, которым вы не можете сказать этого. Вспомните людей, которые, по вашему мнению, недостойны вашей поддержки, у которого вы не видите сильных сторон, которых вы не можете принять и любить безусловно. Постарайтесь понять, что именно ме¬шает вам, какие требования вы предъявляете ему, при каких условиях вы могли бы сказать ему: «я принимаю тебя таким, какой ты есть».
Теперь поставьте себя на место этого человека. Попробуйте понять, почему он критикует вас или плохо относится к вам? Что происходит в жизни этого человека, когда он общается с вами? Понимает ли он те условия и требования, которые вы ему выставляете? Скажите ему слова: «я прощаю тебя за... и снимаю условие, которое мешает моей безусловной любви. Теперь я люблю тебя безусловно и принимаю тебя таким, какой ты есть».
Обсуждение: Много ли вы обнаружили людей, которых не можете любить безусловно?
5. Прощание.

ЗАНЯТИЕ №4 «Активно слушать – лучше понимать детей »

ЗАНЯТИЕ №5 «Чувства в ситуации удача-неудача»

Цель: научиться лучше понимать чувства ребенка.
1.Приветствие
2..Упражнение «Пойми меня правильно»
Упражнение выполняется в парах.
Часть 1. Партнер А рассказывает о ситуации, где он был не на высоте, (например, не справился во время с отчетом на работе или резко отреагировал на поступок ребенка, что привело к конфликтной ситуации в семье).
Партнер Б реагирует, при этом использует выражение:
«Я тысячу раз говорил тебе, что...»
«Сколько раз тебе повторять...»
«Неужели тебе трудно запомнить, что...»
«Ты такая же, как твоя мама (папа)...»
Через 5 минут поменяться ролями.
Часть 2. Партнер А рассказывает ту же ситуацию, а партнер Б реагирует, используя следующие выражения:
«Расскажи подробнее, как это произошло?»
«Ты очень умный, и я знаю, что ты найдешь выход из этого положения: Что ты собираешься делать?»
«Чем я могу тебе помочь?»
«Что ты сделаешь в следующий раз в подобном случае?»
В обсуждении этого упражнения большое внимание уделить чувствам, которые испытывали участники в первом случае и во втором. Затем выйти на анализ конкретных ситуаций из опыта общения родителей со своими детьми.
3. Упражнение «Любимые мои дела»
Устройтесь поудобней. Закройте глаза (расслабление но той же схеме)
...Представьте себе, что вы оказались в своем детстве. Перед вами ребенок 5-6 лет. Посмотрите внимательно как он выглядит этот маленький человек: в чем одет, какая обстановка вокруг. Войдите в этот образ ребенка и представьте себе, что вы что-то делаете: может быть, рисуете, лепите, шьете кукле платье или еще что-то... Вы увлечены этим делом, вам интересно заниматься любимым занятием. Вот к вам подходит кто-то из взрослых людей и оценивает вашу работу. Прислушайтесь к словам, которые звучат из уст взрослого человека, и своим чувствам, которые воз¬никли у вас в связи с этой оценкой...
Эти чувства останутся там, в детстве, а мы будем постепенно возвращаться в настоящее время.
Я буду считать от 5 до 1, с каждым счетом вы будете чувствовать приближение реальности, вместе с этим прилив бодрости, энергии. На счет 1 откройте глаза.
В обсуждении этого упражнения важно определить внимание на то:
1) Каким делом был занят ребенок?
2) Позитивную или негативную оценку получил ребенок за свой труд?
3) Став взрослым человеком, сохранился ли интерес к тому делу, которым он занимался в детстве?
4) Обсудить значение собственных оценок в адрес ребенка, когда он чем-то занят, при этом большое значение уделить положительному эффекту позитивной оценки для развития интереса к разным видам деятельности.
4.Родители пишут «Историю своего успеха», после прохождения первого цикла занятий в группе «Тренинга родительско-детских отношений».
5.Психолог раздает памятки с кратким содержанием основных тем. которые обсуждались на занятиях и к которым родители могут обратиться в любое время. Это поможет им вспомнить информацию и ощутить атмосферу тренинга при взаимодействии в семье.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8 г. Березники

Ролевые игры на родительском собрании

Классный руководитель

Ибрагимова И.Б

2012

Цель : решение важных вопросов через игру

Часто ли мы разговариваем со своими детьми?

Мы приходим домой после работы обессиленными.

Порой, нам хочется просто помолчать…

Но мы не должны забывать, что в нашем доме есть ребенок, который нуждается в общении с вами.

Каждый день говорите с ним. Слушать должны вы, а не он.

Помните, что неговорящий ребёнок не понимает чужую речь. Нельзя подготовить гармониста, заставляя его только смотреть и слушать, он должен сам заиграть. То же самое происходит и с речью. Ежедневно провоцируйте ребёнка говорить: «Что было днём? Что ты делал?» Дайте ему возможность поговорить. Ребёнок должен привыкнуть слушать себя говорящим; сохранять спокойствие, когда взрослые смотрят и слушают его. Это нужно сделать для того, чтобы у детей не развивалась речевая застенчивость.

Цель: Показать родителям к чему приводит их частое «НЕТ» в отношении детей.

Ход тренинга:

Выбираются два человека, один играет роль «родителя», второй – «ребенок».

Вы приходите усталые домой, не дав вам прийти в себя, ребенок хочет рассказать вам о прошедшем дне. Ваш ответ: «Нет, не сейчас».

«Ребенку» завязывают рот. Ребенок хочет вам помочь, но вы отказываетесь. «Ребенку» завязывают руки. Не зная, чем себя занять, ребенок начинает носиться кругами по квартире. Вы ругаете его за шум и топот (завязывают ноги). Бедному ребенку остается, только молча сидеть и слушать разговоры взрослых. Вы опять его ругаете (завязываются уши). Ребенок, теперь молча, сидит и смотрит телевизор. Но вы говорите, что пора спать (завязываются глаза).

Общение с ребенком должно быть не менее 20 минут в день. В это время не входит выполнение домашних заданий, ужин и т.д.

Давайте поиграем в ролевую игру «Ребенок пришел из школы» . Пусть одни из вас будут «родители»,а другие «детьми».

Наша задача: «вытянуть» из ребенка максимум информации о том, как прошел его день, что нового произошло в школе, в классе и т.д.

Но следите за формулировками вопросов. Старайтесь, чтоб ваш сын или дочь больше говорил о положительном и интересном в отношениях с одноклассниками. Спрашивайте: «Что сегодня было самое интересное?, Чем вы занимались на уроке чтения?, Что веселого было на уроке физкультуры?, В какие игры вы играли?, Чем вас кормили сегодня в столовой?, С кем ты подружился в классе?» вместо вопросов: «Кто у вас в классе больше всех хулиганит?, У кого самые плохие оценки?» Этим самым вы провоцируете детей на ябедничество. Нужно дать детям понять, что вас интересуют не столько конфликты ребят сами по себе, сколько его собственное отношение к этому.

Ролевая игра «Машинка»

Цель: вовлечь родителей в образовательный процесс, выработать модель сотрудничества.

Оборудование: комплект из 3 листочков одинакового цвета (количество комплектов – цветов равно количеству команд).

Описание и ход игры: участники строятся по цвету листков друг за другом. Первый участник – «бампер», второй – «мотор», третий- «водитель». «Машина» начинает движение, причем у первого участника глаза закрыты, руки вытянуты вперед. После команды «стоп» участники меняются местами. Каждый должен побыть в роли «бампера», «мотора» и «водителя».

Вопросы: В какой роли выступает учитель? Родитель? Ученик?

Выводы: труднее всего ученику «бамперу», он двигается вслепую, натыкаясь на препятствия, не зная, правильно ли он идет. «Мотор» (родитель) хочет помочь не упасть, не споткнуться, но не знает, как это лучше сделать. От «водителя» (учителя) зависит, насколько профессионально он поведет «машину».

Игра «Испорченный телефон»

Предложите группе (уместно до 10 человек) передать по принципу детской игры несколько фраз, сравнивая то, что услышал первый, с тем, что услышал последний в цепочке.

Выбирать разные типы текстов:

Длинное предложение со сложными деепричастными оборотами

Известное четверостишие

Пословицу.

Примеры:

Осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, учащиеся часто не только опаздывают, но приходят промокшие и не готовы к занятиям, что очень мешает преподавателям.

Мы все учились понемногу,

Чему- нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

На дворе – трава, на траве – дрова.

После завершения «телефонной линии» проходит обсуждение: Почему получился именно такой результат? Какие нужно выбирать предложения, чтобы все участники могли их правильно понять и передать без искажения?

Вывод: легче понимается, воспроизводится и передается текст, состоящий из коротких

однозначных по смыслу, простых или знакомых предложений.

Игра «Хлопок»

Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получилось? Либо неудобно, либо тяжело и рука устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – вы. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки). При этом вы улыбались. Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат двух ладоней.

Игра «Бумажный самолетик»

Под руководством учителя сделать бумажный самолетик.

Можете ли вы назвать 2 одинаковых самолетика? Почему?

Положить его носом вправо, на крыле нарисовать солнце с 7 лучами. Напишите на лучах те слова, которые вы хотели бы пустить странствовать по нашему классу.

Запуск самолетиков.

Вывод: мы- взрослые люди – при одинаковых условиях делаем все по – разному.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого - то или чего - то хуже или лучше. Есть ДРУГОЕ!

Памятка для родителей

Умение правильно спросить – это целое искусство.

    Что самое хорошее из того, что произошло с тобой сегодня в школе?

    Что худшее из того, что произошло с тобой сегодня в школе?

    Расскажи мне что-нибудь смешное, над чем ты сегодня смеялся?

    Если бы ты мог выбрать, с кем бы ты хотел сидеть в классе? А с кем бы точно не хотел? Почему?

    Расскажи о самом классном месте в школе?

    Какое самое странное слово, которое ты сегодня услышал?

    Если бы мы пригласили сегодня твоего учителя к нам в гости, чтобы он мне рассказал о тебе, как ты думаешь?

    Кому ты сегодня помог?

    Может кто-то тебе сегодня помог?

    Расскажи, что нового ты узнал в школе?

    Был ил момент, когда ты чувствовал себя самым счастливым сегодня?

    Было ли тебе сегодня очень скучно или грустно?

    Если бы инопланетяне прилетели в ваш класс и забрали кого-то из учеников, кого бы ты хотел, чтобы они забрали?

    С кем ты чаще всего играешь на переменах? Что вы делаете?

    Если бы ты мог поменяться с кем-то местами, кто бы это был? Почему?

    О чем бы ты еще больше хотел узнать в школе?

    Чего тебе хотелось меньше делать в школе?

    От чего сегодня ты больше всего устал?

    У тебя есть какие-нибудь вопросы, которые ты бы хотел задать учителю?

    Был ли случай, когда ты сердился сегодня?

    Кто самый смешной ученик в вашем классе? Почему он такой смешной?

    С кем ты ходил на обед? О чем вы говорили? Что вы ели?

    Если бы завтра ты стал учителем, чтобы ты сделал?

    Как ты думаешь, может кому-то из вашего класса лучше уйти из школы?

    Что будут делать твои друзья в выходные?

Родительское собрание - тренинг «Вместе»

Цель: сплочение родительского коллектива и построение эффективного командного взаимодействия.

Задачи:

  • Формирование и усиление общего командного духа, путем сплочения группы людей;
  • Развитие ответственности и вклада каждого участника в решении общих задач;
  • Получение эмоционального и физического удовольствия от результатов тренинга;
  • Осознание себя командой.

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги, родители) составляем треугольник. Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Он, познавая новое, открывает самого себя (что я умею, могу, на что способен). Задача взрослых - помочь ему в этом нелёгком деле, не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребёнка. Как Вы думаете, что произойдет с треногим табуретом, если подломится одна ножка? (упадет) Правильно, упадет! Или вспомним басню Крылова «Лебедь, рак и щука» - «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, выйдет из него не дело, только мука!». Отсюда вывод, что нам предстоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду, и здесь очень важно наличие взаимопонимания и поддержки. Мы с Вами 4 года будем жить одной, я надеюсь, дружной семьей.

В коллективе необходим позитивный микроклимат, взаимопонимание и взаимодействие… Поэтому сегодняшнюю нашу встречу мы решили посвятить более близкому знакомству, сближению и сплочению нашего коллектива родителей. Ведь сплочение - это возможность для всей команды стать единым целым для достижения конкретных целей и задач. И сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед. Поэтому мы с вами сегодня проведем время интересно. И поиграем, и поразмышляем.

«Правила группа»

Цель: определить правила для эффективной работы в группе.

Материалы: ватман с уже написанными правилами.

Единая форма обращения друг к другу на “ты” (по имени). Для создания климата доверия в группе, предложить обращаться друг к другу на “ты”, включая тренера. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

Общение по принципу “здесь и теперь”. Во время тренинга все говорят только о том, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходит с ними в группе.

Конфиденциальность всего происходящего. Все, что происходит во время тренинга, ни под каким предлогом не разглашается и не обсуждается вне тренинга. Это поможет участникам тренинга быть искренними и чувствовать себя свободно. Благодаря этому правилу, участники смогут доверять друг другу и группе в целом.

Персонификация высказываний. Безличные слова и выражения типа “Большинство людей считают, что...”, “Некоторые из нас думают...” заменяем на “Я считаю, что...”, “Я думаю...”. По-другому говоря, говорим только от своего имени и только лично кому-то. Искренность в общении. Во время тренинга говорить только то, что думаешь и чувствуешь, т.е. искренность должна заменить тактичное поведение.

Недопустимость перехода «на личности». Следует говорить не о личностях, каких-либо отрицательных качествах человека, а о его действиях.

«Обратная связь». Каждый участник должен дать почувствовать другим, как он к ним относится.

Участники называют те правила, которые необходимо выполнять для успешной работы на тренинге. Обсуждаются и принимаются основные правила групповой работы: правило активности, правило контроля времени, правило организованной коммуникации, правило чуткости к себе и окружающим, правило закрытости информации и дисциплины.

А теперь присядьте в круг и сейчас мы повторим условия, т.е. принципы проведения тренинга.

«Здесь и сейчас»- разговор о том, что происходит в группе в каждый конкретный момент; исключение общих, абстрактных рассуждений.

Персонификация высказываний - отказ от обезличенных суждений типа «обычно считается», «некоторые здесь полагают».

Акцентирование языка чувств - избегание оценочных суждений, их замена описанием собственных эмоциональных состояний.

Активность - включенность в интенсивное межличностное взаимодействие каждого из членов группы, исследовательская позиция участников.

Доверительное общение - искренность, открытое выражение эмоций и чувств.

Игра знакомство.

Участники садятся в круг, каждый поочерёдно произносит своё имя и добавляет характерное качество на первую букву имени. Каждый последующий участник, называет имена и черты предыдущих, так, что последний называет всех присутствующих. Это позволяет хорошо запомнить имена всех родителей, вносит элемент игры, снимает напряжение и растерянность, иногда скованность.

Упражнение «Поменяйтесь местами те, кто…»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

Участники группы сидят на стульях в кругу. В середине круга стоит водящий. Он говорит: «Поменяйтесь местами те, у кого двое детей»; «Работает всю жизнь в одном учреждении»; «Поменяйтесь местами те, кто любит мороженое»; «Кто родился весной»; «Поменяйтесь местами те, кто в платьях»; «Поменяйтесь местами те, кто хорошо поет»; «Любит свою работу»; «У кого дома есть домашнее животное»; любит болтать по телефону; кто любит красный цвет; кто любит мороженое; кто любит ходить в кино; кто любит петь; кто любит танцевать; кто первый раз участвует в тренинге; любит ли смотреть телесериалы и т.д.

Сплочение - это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. А для этого нам и самим, я думаю, стоит быть немного дружелюбнее, ближе друг к другу.

Атомы и молекулы (оставить в парах)

Знакомство в парах.

Все родители разбиваются на пары путем совпадения при движении во - внешнем и во - внутреннем кругах. За 10 минут общения, разойдясь по разным местам, чтобы не мешать, друг другу, стараются узнать как можно больше информации о другом ребёнке (имя, что любит, что ценит, чем увлекается, кто друзья, интересы вне дома и школы). Затем все родители снова собираются в общий круг, и каждый представляет ребенка своего партнера.

Мы многое узнали друг о друге, а следующим упражнением я хочу посмотреть насколько вы внимательны друг к другу.

Упражнение «Кто как выглядит» (на наблюдательность)

Участники делятся на пары, встают спинами друг к другу и описывают, как выглядит человек, стоящий за спиной.

Сплочённость - это:

совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентации участников коллектива;

атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;

активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников.

Упражнение «Построимся»

Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Время: 10 минут.

Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников - построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется - им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.

Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

«Индивидуальность» Время:10 мин.

Процедура проведения: Игра с помощью, которой можно лучше узнать друг друга. Называется ситуация, на которую участникам, проигрывая, следует ответить.

Варианты высказываний:

Тот, у кого есть брат, должен щёлкнуть пальцами».

У кого голубые глаза - трижды подмигните;

Чей рост больше 1м 70см, пусть крикнет «Кинг Конг»;

Чей рост меньше 1м 70см, пусть крикнет «Ура»;

Тот, кто сегодня утром съел вкусный завтрак, пусть погладит себя по животу;

Кто родился с января по май, пусть возьмет за руку одного члена группы и потанцует с ним;

Кто родился с апреля по декабрь, пусть возьмутся за руки и поводят хоровод, сначала в одну сторону, затем в другую;

Кто любит собак, должен пролаять;

Любящие кошек скажут «Мяу!»;

Те, у кого есть красные детали одежды, получают особое задание: они должны сказать соседу справа, что он сегодня замечательно выглядит, причём в разных формах;

У кого есть замужняя сестра, пусть скажет соседу слева, что это и тебе советую;

Кто пьет кофе с сахаром и молоком, встаньте по росту;

Пусть единственный ребенок своих родителей поднимется на стул;

Кто рад, что попал в эту группу, громко скажет «А!»;

Кто считает себя любознательным человеком, пусть поменяется местами с тем, кто думает так же;

Кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного из участников;

Тот, кто умеет играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, пусть покажет, как это делается;

Те, у кого с собой есть шоколадка, жвачка или конфета, трижды громко чмокнете.

Упражнение «Моя изюминка»

На листочке бумаги каждый участник пишет свое качество, свою особенность, которая его ярко характеризует. Затем листочек складывается в «самолетик» и запускается в центр круга. Каждый участник берет по одному самолетику, еще раз запускает его в центр круга, вновь самолетики разбираются и разворачиваются. По очереди зачитывается то, что написано на листочках, и группа угадывает, кто этот человек.

По окончании упражнения обсуждается, легко ли было найти в себе качество-«изюминку», «насколько я себя знаю», «как меня воспринимают окружающие», каково было, когда приписывали чужие качества…

Невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь - это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.

Почему важна сплоченность: возможность стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.

Упражнение «Мы с тобой похожи тем, что...»

Цель: узнать друг друга, чем они похожи, для того, что бы уже найти приятелей по интересам.

Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга - внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое. Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д. Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д. Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера. Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.

Обсуждение:

Какие эмоции испытывали во время упражнения? Что нового узнали о других?

Что интересное узнали?

Давайте подумаем, что Вы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней - более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе.

Обсуждение тренинга

Притча древнегреческого мудреца Эзопа.

Солнце и Ветер поспорили, кто сильнее, и Ветер сказал: «Я докажу, что сильнее. Видишь, там старик в плаще? Бьюсь об заклад, что смогу заставить его снять плащ быстрее, чем ты».

Солнце спряталось за тучу, а Ветер начал дуть все сильнее и сильнее, пока не превратился почти в ураган.

Но чем сильнее он дул, тем крепче закутывался старик в свой плащ. Наконец Ветер стих и прекратился; и тогда Солнце выглянуло из-за тучи и ласково улыбнулось путнику. Путник согрелся под жаркими лучами солнца, повеселел и снял плащ. И Солнце сказало Ветру, что ласка и дружелюбие всегда сильнее ярости и силы.

— Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что вы - единое целое, каждый из вас - важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе вы - сила! Спасибо всем за участие!

Обратная связь

МБДОУ "ДС №6 "Буратино" город Мегион, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

Педагог-психолог Котова Юлия Викторовна

Родительское собрание-тренинг «Поглаживания: положительные и отрицательные»

Автор: Ганженко Ирина Геннадьевна, воспитатель МКДОУ детский сад «Колобок», Алтайский край, Угловский район, с. Круглое.
Описание материала: Предлагаю родительское собрание-тренинг «Поглаживания: положительные и отрицательные». Данный материал будет полезен воспитателям, учителям начальных классов.

Ход занятия:

Мы собрались на очередное занятие для родителей. Тема нашего сегодняшнего обсуждения - общение.
1. Человек - существо социальное, и от общения никуда не деться: мы общаемся дома, на работе, в магазине, с близкими и не очень близкими людьми.
Соприкасаясь друг с другом, мы обмениваемся положительными («ты хороший») и отрицательными («ты не выполнил моей просьбы») поглаживаниями.
2. Наверное, присутствующие согласятся, что во внимании нуждаются все. Отсутствие внимания может привести к патологическим изменениям в психике и соматике, недоразвитию (если внимания лишен маленький ребенок), «аффективной тупости».
Многие дети, не получая положительных поглаживаний, учатся получать отрицательные, то есть ведут себя так, что провоцируют взрослых на сердитые окрики, шлепки. Причем ребенок, привыкший к негативной схеме, может не воспринять и положительного поглаживания. Вспомните собачку, которая привыкла, что ее постоянно бьют. Вы проникаетесь сочувствием, протягиваете руку, чтобы погладить. А что делает собака? Кусает!
Если ребенок получает только положительные поглаживания, то в результате не различает негативное и позитивное поведение. Все, наверное, знают массу примеров, когда родители, а чаще бабушки, заласкивают любимых чад. Несмотря на это ребенок может демонстрировать жестокость (мучить кошку), шуметь, когда у бабушки болит голова, да еще и обижаться на замечания. Ребенок просто не понимает, что хорошо, а что плохо. И когда к такому ребенку начинают предъявлять требования, то он недоумевает, его мир рушится (мама, папа, бабушка были хорошие, все позволяли, а сейчас все не так). Он начинает протестовать: кричать, топать ногами. Расшатывается нервная система, возникают психосоматические расстройства. У такого ребенка часто появляются проблемы в отношениях со сверстниками.
Таким образом, можно отметить, что наличие только положительных или только отрицательных поглаживаний одинаково вредно.
3. А сейчас проведем небольшой эксперимент. Разбейтесь, пожалуйста, на пары, договоритесь, кто из вас будет первым, а кто вторым.
Задания такие:
похвалить себя;
похвалить другого;
поругать себя;
поругать другого.
Выполняя первое задание, участник хвалит себя за что-то, а партнер в это время говорит: «Ага».
Например:
- Посмотри, какую прическу я себе смастерила!
- Ага.
Затем по сигналу участники меняются ролями.
В ходе упражнения ведущий прохаживается около участников, отмечая, за что они хвалят-ругают друг друга. По окончании упражнения - рефлексия:
Как вы себя чувствовали в процессе выполнения упражнения? (Не очень уютно.)
Что было легче? Хвалить или ругать? (Ругать.)
Хвалить себя или другого? (Себя)
И что вы по этому поводу чувствуете? (Демонстрируется растерянность.)
4. А теперь давайте познакомимся с результатами диагностики, которая проводилась с детьми. Была предложена методика незаконченных предложений:
Моя мама чаще всего мне говорит...
Мой папа...
Моя бабушка...
Мой дедушка...
Можно отметить, что чаще всего наши дети слышат от нас: перестань, иди играй, сходи на улицу и т.п. И очень редко: ты хороший, я тебя люблю. Что вы по этому поводу почувствовали?
5. Все мы допускаем ошибки. И это нормально. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Ошибки можно и нужно исправлять. Давайте начнем прямо сейчас.
Правила:
- Чтобы иметь право на одно отрицательное поглаживание, нужно иметь девять положительных в запасе.
- Положительные поглаживания могут быть даны в одном месте, в одно время, в одной сфере, а получены в других. Например, вы поддержали ребенка в споре с ребятами - он вымыл посуду.
- Давая поглаживания, неэффективно сравнивать ребенка с кем-то. У него формируется негативное отношение к тому, с кем сравнивают, понижается самооценка. Лучше сказать: ты сегодня не превзошел себя вчерашнего, а это ты сделал лучше, чем в прошлый раз.
Отрицательные поглаживания часто проявляются в игнорировании: «Ты совсем не умеешь что-то делать». Вместо этого следует сказать: «Ты неверно это сделал».
6. Поглаживания бывают:
a) вербальные;
б) невербальные;
в) прямые и косвенные, причем косвенные действуют сильнее;
г) положительные неискренние (лесть);
д) «леденцы» (дают, чтобы отстал).
Разделимся на группы. Каждый участник загадывает, какое поглаживание он хотел бы получить. Нужно, чтобы все типы поглаживаний были задействованы. Участник сообщает группе желаемое и отходит в сторону; группа обсуждает, в какой форме будет даваться поглаживание, и демонстрирует его. Помним, что поглаживания бывают отрицательные и положительные.
По окончании упражнения - рефлексия:
- Что вы чувствовали в процессе выполнения?
- Что вынесли из этого упражнения?
7. Клод Стайнер выделил 5 запретов на поглаживания:
а) не давай поглаживаний, когда надо или хочется дать;
б) не напрашивайся на поглаживания, даже если ты нуждаешься в них;
в) не принимай поглаживаний, даже если ты нуждаешься в них (например: спасибо, не за что);
г) не отвергай поглаживаний, когда ты не нуждаешься в них (например: ты такая хорошая, добрая, вымой за меня посуду);
д) не гладь себя сам.
В результате следования этим запретам возникает иллюзия, что существует ограниченное количество поглаживаний, а следовательно, повышается их цена. Когда поглаживаний много, мы можем сами выбирать для них цену. Родители часто становятся монополистами поглаживаний. Это рычаг контроля, власти.
Например: мама говорит ребенку, что любит его за то, что он хороший. В результате мы можем наблюдать такую картину - ребенок, сделав что-то не так, рыдает: «Мама меня убьет».
Если бы не было запретов на поглаживания, можно было бы получать их от любого: от сверстников, родителей, воспитателей, других взрослых. Соответственно, и относиться к ним более критически, ибо, когда их привык получать, тогда легче и сделать отбор: это заслужил, а это получил авансом, а здесь мама погорячилась (с кем не бывает).
Дети, получающие много положительных поглаживаний, более уверены в себе, легче вступают в контакт, настроены на достижения. Но здесь существует одна оговорка: хвалить нужно только за действительный результат. Иначе дети перестают ценить эти поглаживания.
А теперь давайте нарушим один из запретов! Мы все вместе хорошо поработали и заслужили похвалу. Давайте погладим себя по плечу и скажем: «Я - молодец!» Что вы почувствовали? («Оказывается, это здорово!»)
8. А теперь давайте по кругу поделимся впечатлениями о нашей встрече: что понравилось, что нет, что вынесли из сегодняшнего занятия, с каким чувством вы уйдете домой, о чем расскажете близким?
9. И последнее. Это наше домашнее задание:
- попросить поглаживания;
- самому погладить, используя положительные и отрицательные поглаживания.
Желаем вам успешно выполнить задание, надеемся, что на следующей встрече вы поделитесь с нами, как это у вас получилось.

Что еще почитать