Идём в садик: что должен уметь ребёнок перед посещением детского сада? Канцелярия для занятий в саду. Постарайтесь ближе к сентябрю погулять с ребенком около детского сада. Обращайте внимание малыша на детей, играющих на территории детского сада, особенно

Идем в садик или нет?
Малышу уже исполняется полтора-два годика, и родители начинают задумываться о вопросе поступления в детский садик для своего крохи. На первый план, конечно, выходит сам детский садик, наличие в нем мест, но кроме этого, чтобы малыша взяли в детский сад, он должен быть здоров, и иметь на руках специальную заполненную по всем правилам карту.
Медицинская карта ребенка для образовательных учреждений была утверждена в 2000г. приказом Минздрава России. Карта должна быть правильно заполнена медицинскими специалистами, если она не заполнена или ее нет, то руководство садика может отказать вам в приеме ребенка. Кроме того вам временно могут отказать в приеме малыша по так называемым эпидемиологическим показаниям, когда в группе или в саду имеется вспышка заболевания, от которого малыш не привит, но отказ этот временный, когда ситуация нормализуется – вас обязаны взять.

Обращаю ваше внимание. Что для жителей Российской Федерации (по другим странам правила другие) - отсутствие всех или какой-то части прививок не является ограничением к приему деток. Если вам отказывают в приеме в детский сад только потому, что ваш ребенок не привит или не подписывают карту, заставляя делать прививки – это незаконно. Делать или не делать прививки – это ваше личное дело, никто не должен вам указывать или шантажировать вас садиком.

В каких случаях не возьмут малыша в садик?
Подготавливать малыша к поступлению в детский садик необходимо задолго до этого, в идеале с самого рождения. Если родители четко знают, в каком возрасте и когда малыши отправятся в сад, нужно знать в каких случаях могут отказать в приеме (кроме тех, что были перечислены выше).

Отказом для приема в садик могут стать, в первую очередь, острые заболевания инфекционной и неинфекционной природы. Если у малыша имеются заразные болезни глаз, кожи, педикулез, ограничение это так же временное. И не снимется до того момента, пока малыш полностью не поправится и не восстановит силы после заболевания. В том случае, если у малыша имеются хронические заболевания, и в недавнем времени были обострения, или недавно были перенесены корь, коклюш, ветрянка, малыша не возьмут в садик, пока не закончатся сроки карантина и изоляции. Сроки эти регламентированы и у каждого заболевания свои.

Кроме того, могут отказать в приеме в садик, если при лабораторном исследовании кала, смывов с горла, носа выявят носительство опасных микроорганизмов, которые являются возбудителями кишечных или респираторных инфекций. Отказ могут дать и в случае онкологических заболеваний, нарушениях кровообращения, туберкулезе, эпилепсии с частыми приступами, эндокринных нарушений и тяжелой аллергии, которые требует специальной диеты. Все остальные дефекты здоровья препятствием для похода в сад не являются.

Оформляем карту.
Чтобы поход в садик доставлял меньше проблем – необходимо пройти тщательное обследование не только педиатра, но и узких врачей-специалистов. Проходить их необходимо не раньше, чем за два месяца от предполагаемой даты поступления. В том случае, если вы проходили комиссию в прошлом году, и не попали в садик, карта считается не действительной и все необходимо пройти снова. Первым специалистом, к которому необходимо зайти, является, конечно, педиатр, после его посещения будет необходима консультация других специалистов, направления к которым даст участковый или семейный доктор.

Ортопед. Данный специалист оценит состояние скелета, осмотрит малыша и исключит или подтвердит нарушения осанки, плоскостопие. Если будут выявлены какие-либо патологии, даст свои рекомендации по профилактике заболеваний.
Консультация хирурга необходима для исключения грыж, фимозов у мальчиков, а так же проблем с яичками или любых других заболеваний, при которых может понадобиться хирургическое вмешательство.
При исследовании ЛОР-органов первоначально необходимо исключить очаги хронической инфекции на миндалинах, имеется ли у малыша аллергический насморк, аденоидные разрастания и другие заболевания.
Кроме того, у окулиста необходимо определить остроту зрения, и исключить косоглазие у крохи. Невролог проверит рефлексы, тонус мышц. Оценит, соответствует ли малыш своему развитию, и исключит неврозы, возможные нарушения сна.
Для установления проблем с адаптацией у крохи необходим прием у психолога.
Для исключения заразных заболеваний кожи, волос необходима консультация врача-дерматолога, который помимо всего прочего исключит или установит аллергию.

Если у малыша в прошлом были отмечены проблемы почек, ЖКТ, или были инфекционные заболевания, необходимо будет попасть на прием к соответствующим специалистам. Кроме того, необходимо пройти стоматолога, который оценит состояние полости рта, выявит очаги хронической инфекции – кариозные зубы. Если малыш поступает в садик после 3 лет, обязательно нужна консультация логопеда. Каждый доктор после осмотра может назначить дополнительные методы исследования, если таковые нужны. Если нет, то в соответствующей графе врач оставляет свое заключение о здоровье ребенка, закрепив это подписью и печатью.

Проверим анализы и прививки.
На своем приеме педиатр даст направление на 4 стандартных анализа, в некоторых случаях их требуется больше. Это общий анализ крови, мочи, кал на наличие яиц гельминтов, и на кишечную группу. Если малышу делаются прививки, доктор должен проверить наличие всех необходимых вакцинаций и ревакцинаций, и если каких-то прививок нет, то необходимо закончить их, как минимум, за 2-3 месяца до поступления в сад, тем более, если это прививка от полиомиелита. Если так получилось, что по срокам провести прививки не получается, лучше их отложить и сделать после адаптации малыша в садике. В завершении педиатр окончательно заполняет карту, анализирует рекомендации, выставляет группу здоровья малыша (о них мы поговорим в отдельном материале), дает рекомендации для медработника детсадовского учреждения.

Определяем готовность малыша к садику.
Определением готовности в основном занимаются педиатры, опираясь на заключение специалистов и на основании проведенного тестирования. Доктор оценивает в первую очередь биологическую зрелость малыша, психофизические критерии и уровень развития.

Биологическая зрелость определяется по зубной формуле, т.е на момент данного возраста сколько молочных зубов есть у малыша в наличии, на основании данных делается вывод, соответствует ли малыш своему паспортному возрасту, опережает, либо отстает. Кроме этого, используются и другие тесты, и не стоит впадать в панику, если малыш не проходит какой-либо тест, все малыши индивидуальны.

Когда придет пора?
Детский сад – это коллектив детей, в группе их будет как минимум 8-10 человек, если это частый или садик семейного типа. А в обычных детских садах детей бывает до 20-25 человек.
Вообще по нормам «Типового положения о ДДУ» – группы для детей разных возрастов четко прописаны и нарушать их количество нельзя – это грозит болезнями. Дети, посещающие ясли с года до трех лет, ходят в группу, где должно быть максимум 12-15 детей, а с трех лето допустимо увеличить группу до 20 детей. Это позволяет каждому ребенку иметь достаточно личного пространства. А воспитателю и его помощнику успеть следить за всеми детьми – вовремя подмыть их, переодеть и собрать на прогулку. Если это возможно, не торопитесь с поступлением в детский сад как минимум до трех лет, тогда иммунная система окрепнет, и ребенок будет болеть все-таки поменьше.

Выберите садик, где по возможности соблюдаются нормы приема в группу (это касается госсадиков, частники не берут много детей, им важно, чтоб дети ходили, Болезни детей приносят убытки). Если вы решили отдать ребенка в сад рано – в 1-2 года, заранее позаботьтесь о том, чтоб научить ребенка жизни в социуме – там он будет не вашей единственной кровинушкой, а одним из десятка. Чтоб создавать у малыша меньше стрессов и проблем, позаботьтесь о приучении его к пользованию горшком (или хотя бы проситься на него), хотя бы минимальным навыкам одевания и возможность пользоваться столовыми приборами – вилкой и ложкой. Воспитатели, конечно, присмотрят за вашим крохой – помогут поесть, одеться и сменят мокрые колготки, но он не один и постоянно следить только за вашим малышом будет невозможно.

Чтобы крохе было проще перестроиться – пойдите в садик заранее (в идеале за полгода-год) и попросите ксерокопию меню сада и его расписания. Уверена более чем на 100%, что ваш режим не совпадет с режимом сада – а перестройка режима сама по себе стресс, что приводит к снижению сопротивляемости и болезням. Начинайте ежедневно смещать режим дня на 5-10 минут в сторону садикового, таким образом не вызывая срыва адаптации и удобно для малыша вы подстроите его под режим ДДУ. Кроме того, чтобы избежать проблем в едой в саду и отказом кушать садиковую пищу, подстройте свое меню дома под меню садика – научите ребенка принимать пищу в те же временные промежутки, а состав блюд приблизьте по составу того, что дают в саду.

Кроме того, важно систематически заниматься закаливанием, это, конечно, не спасет от болезней полностью, но может реально сократить их количество в несколько раз. Только вот закаливание – это вещь эффективная, только если использовать ее день за днем, месяц за месяцем, не делая выходных и праздников. Не обязательно швырять малыша ежедневно в прорубь – закаливание это хождение босиком, контрастные души, обливание ног, воздушные ванны, прогулки и пробежки на свежем воздухе.

О проблемах адаптации в саду мы еще поговорим, обсудим все основные вопросы.

Приветствую вас, дорогие друзья. Как я писала ранее, мы проходим и совсем скоро моя малышка пойдет в детский сад, начнется новая жизнь у крохи. Ну а чтобы переход на новую ступеньку жизни прошел как можно легче, необходимо ребенка подготовить. Об этом и пойдет речь в сегодняшней статье. Я расскажу, как приучить ребенка 2 лет к садику без слез .

Как вы знаете, моему сыну 5 лет и он уже в течение нескольких лет ходит в садик (пошел он в садик в 2 года и 9 месяцев, как и Настюшка), так что тема адаптации к садику мне уже близка))
Конечно, все родители переживают, как ребенок адаптируется в новом коллективе, как найдет общий язык с ровесниками? Как мамы и папы могут помочь ему в этом, облегчить период привыкания ребенка к новым условиям, которые диктует детский сад? Как приучить ребенка ходить в садик с наименьшим стрессом для малыша?

Как приучить ребенка к садику без слез

Детский сад – это в первую очередь новая обстановка. Для ребенка адаптация в детском саду – стресс. Ведь его отрывают от матери, рядом с которой он до того находился круглосуточно, не разлучаясь ни на минуту. Причем острее на этот разрыв реагируют мальчики. Ведь именно они сильнее привязаны к матери нуждаются в ней постоянно.

Готовимся заранее. Чтобы адаптация прошла легче, рекомендуется начать подготовку заранее. Первое, что нужно сделать родителям – пойти в выбранный детский садик, познакомиться с администрацией и воспитателем. Посмотреть и оценить условия, в которых будет «жить» их чадо. Рассказать о своем ребенке, о его психологических особенностях.

Отзывы. Я искала также отзывы на нашем городском форуме в разделе, отведенном под наш детский сад. В этой группе другие мамы с радостью отвечали на наши вопросы (тех мам, которые только планировали поступление в садик). Там я очень многое узнала об условиях садика, особенностях той или иной воспитательницы, режиме дня, что кушают детки на завтрак/обед/полдник/ужин и в какое время.

Воспитатель. Я очень внимательно относилась к выбору воспитателей для своих детей. Сына сперва записали в другую группу, я ходила к заведующей и попросила перевести к другой, которая по моему мнению лучшая! Заведующая, к счастью, пошла на встречу, и теперь сын ходит к той воспитательнице, к которой я и хотела, чтобы он попал. Так сын всегда довольный, ухоженный, они постоянно занимаются, учат стишки, делают различные поделки. Да и просто общение с ней – одно сплошное удовольствие. Когда воспитательница в отпуске (буквально недавно, в июне месяце, ее не было месяц, так сын ее ждал, все время спрашивал, когда же Валентина Григорьевна выйдет.

С дочкой я тоже решила подойти к выбору воспитательницы серьезно, все ж этот человек будет находиться с моим ребенком большую часть дня на протяжении нескольких лет. Выбор был между двумя воспитателями, я выбрала ту, с которой общалась (она некоторое время «вела» группу сына и мне она очень понравилась). У нас был выбор пойти 1 июня к другой воспитательнице, или 1 сентября к той, которая нам понравилась. Мы ждем 1 сентября))

  1. Ребенка нужно приучить к общению с другими людьми: и детьми, и взрослыми. Поэтому чаще гуляйте с ним, причем в многолюдных местах: парках, площадках и т.п. Моя дочка раньше стеснялась других малышей, пряталась за меня и не хотела общаться. Мы стали почаще гулять на детский площадках и малышка уже тянется к другим деткам, вместе пытаются играть. Часто мы после того, как забираем сына из детского сада остаемся гулять на его территории, чтобы Настёнка привыкала;
  2. Для более легкой и быстрой адаптации постепенно приближайте режим дня ребенка дома к детсадовскому. Это нужно сделать заранее, за один-два месяца до поступления. Я писала раньше про наш , он примерно похож на режим детского садика, в который мы поступаем. Если вы не знаете режим дня вашего детского сада – сходите и поинтересуйтесь, думаю, воспитатели с удовольствием вам расскажут;
  3. Внушите ребенку, что детский сад – это хорошо. У него не должно быть боязни этого учреждения. Я дочке постоянно рассказываю, как в садике хорошо, там много деток, игрушек, добрые воспитатели. В садике играют, занимаются, спят, а вечером детки идут домой;
  4. Не приводите своего ребенка на ознакомительную экскурсию детсад рано утром, когда туда приводят других детей. Ведь не исключено, что он увидит их слезы. У него может сложиться мнение, что детский сад – это плохо. Он задаст вам вполне резонный вопрос: «Раз другие тут плачут – зачем мне туда идти?»;
  5. Когда ребенок уже начнет ходить в детский сад, в первое время не оставляйте его в группе больше, чем на 2-3 часа. Постепенно увеличивайте время его пребывания там. Сын у меня ходил до обеда, наверное, месяц, не меньше. Хотя многие детки через пару недель уже оставались на сон. Я не хотела ускорять процесс приучения, мы постепенно входили в новую жизнь. Как будет с дочкой – не знаю. Но будем ходить неполный день до тех пор, пока не пойму, что малышка готова остаться на сон. Все-таки я хочу приучить ребенка к детскому садику без слез и стресса;
  6. На первых порах ребенку в саду что-то должно напоминать о доме. Должно быть что-то свое. Это может быть игрушка. Убедите ребенка взять ее с собой в сад, и оставить там. Вот увидите – на следующий день он уже пойдет в сад с большим воодушевлением. Ведь он знает, что там его дожидается «друг»;
  7. Тяжелее всего адаптируются в детском саду те дети, с которыми постоянно сидела мама. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы рядом с вашим чадом были какие-то другие родственники, кроме вас – ваша сестра, брат, и т.п. Раньше с дочкой практически всегда находилась я или муж, сейчас же она может остаться на некоторое время с моей сестрой, моим папой или свекровью;
  8. Провожая ребенка в детский сад, уверьте его, что непременно вернетесь за ним. В детском садике психолог посоветовала нам (родителям) оставить в ящичке ребенка ключик и сказать, что мы идем на работу, а после работы зайдете за малышом, возьмете ключик и пойдете вместе домой. Без малыша и ключика вы домой все-равно не сможете попасть, так что заберете кроху в любом случае;
  9. Берегите хрупкую нервную систему ребенка, снизьте на нее нагрузку. Постарайтесь на время сократить походы в театр, цирк;
  10. Заранее научите ребенка навыкам самообслуживания. Ребенок к моменту поступления в детский сад должен уметь самостоятельно кушать, одеваться, обуваться, ходить на горшок, мыть ручки и самостоятельно засыпать – на ручках в детском саду качать не будут;
  11. Во время адаптации старайтесь проводить больше времени с ребенком. Не лишними будут совместные прогулки. Разговаривайте с малышом, спрашивайте, как прошел его день, хвалите за достижения. Даже за то, что он пошел в детский сад!
  12. Старайтесь выработать у ребенка положительное отношение к детскому саду. При нем не ругайте, не критикуйте воспитателя, нянечку или группу;
  13. Если ребенок вдруг отказывается идти в детский сад, позвольте ему эту маленькую шалость. Однако ненадолго. Перерыв должен составлять всего один-два дня. В эти дни говорите ему о том, сколько всего интересного ожидает его там;
  14. На первых порах, когда я отводила сына в садик, я обещала ему, что поеду в магазин и куплю для него сюрприз. Когда вернусь из магазина – сразу заберу его из садика. Я всегда сдерживала обещания и к моменту, когда надо забирать ребенка из садика, в моей сумке был какой-нибудь «сюрприз» — небольшая игрушка, киндер-сюрприз, какая-нибудь полезная вкусняшка (к примеру, мармелад) или что-нибудь еще. Но с этим методом необходимо соблюдать осторожность, чтобы не переросло в постоянную практику. Иначе малыш будет постоянно требовать подарки))

Памятка для родителей при поступлении ребенка в детский сад.

1. Прежде всего, убедитесь в своей уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности садовского воспитания. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

2. В доме необходимо создать спокойную обстановку, с пониманием относиться к эмоциональному напряжению, активным движениям и т.д… Следует пораньше укладывать малыша на ночной сон после теплой ванны. Общение с ребенком в этот период должно быть особенно ласковым.

3. Родителям заранее надо рассказать ребенку, что такое детский сад, зачем дети туда ходят, почему родители хотят, чтобы малыш посещал детский сад. Целесообразно провести с ребенком беседы: «Детский сад – это такой красивый большой дом, куда мамы и папы приводят своих детей. Мы бы очень хотели, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В детском саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, кроватки, маленькие раковинки для умывания, маленькие шкафчики, много красивых игрушек. В саду тебе будет очень интересно и весело…».

4. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку о том, как ему повезло – скоро он сможет туда ходить. В присутствии малыша расскажите родственникам и знакомым о большой удаче – его приняли в детский садик.

5. Учите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени; просить, а не отнимать игрушки. А так же проявлять внимание и сочувствие к сверстникам (делиться игрушками, уступать); отзываться на просьбу сверстника, помогать ему; называть по имени и отчеству воспитателей группы, знать свое имя, бережно относиться к вещам и игрушкам. В игре доброжелательно и с симпатией относиться к товарищам, играть вместе с другими детьми, совместно с другими детьми пользоваться игрушками.

6. Приучайте ребенка к режиму. Очень важно оздоровить ребенка. За 1-2 мес. пройти мед. осмотр, сдать необходимые анализы. Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше времени проводил на свежем воздухе (не менее 4-х ч. зимой и весь световой день летом). Постоянно проводите массаж, гимнастику, закаливающие процедуры. Если у малыша плохой аппетит, не кормите его насильно. Постарайтесь приблизить домашний рацион к рациону детского сада. Исключите из питания ребенка протертую пищу.

7. Собираясь в детский сад, с воспитателем группы, куда поступил ребенок, необходимо познакомиться заранее. Сообщить ему, каким ласковым словом (именем) называют дома ребенка, рассказать о его привычках, особенностях поведения и других подробностях домашней жизни.

Необходимо и в выходные дни, когда ребенок дома, придерживаться режима дня, принятого в дет. саду. Резкие изменения режима даже на протяжении нескольких дней выбивают ребенка из привычного ритма и вызывают излишнюю нервозность.

8. Если у ребенка к моменту поступления в детский сад сохранилась привычки к укачиванию или сосание соски, отучать необходимо постепенно: сначала дома, потом в детском саду, договорившись с воспитателем.

Малыш может принести в группу любимые игрушки, книжки или др. пустячки, с которыми он не расстается. Это поможет ребенку легче и безболезненно привыкнуть к ДОУ.

9. Разработайте с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания – ему будет проще отпустить вас.

10. Помните, что на привыкание ребенка в детском саду может потребоваться до полугода. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации малыша.

11. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых он построит взаимоотношения. Помогите ребенку в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по имени. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Толе и т.д. Поощряйте обращения вашего ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

12. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

13. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени – компенсируйте это качеством общения: чаще обнимайте ребенка, интересуйтесь его успехами и неудачами, отмечайте любые изменения его настроения.

14. Научите ребенка управляться с одеждой самостоятельно. Позаботьтесь о том, чтобы все вещи были максимально простыми и удобными, без лишних застежек или пуговиц, ботинки на липучках. Шапку и шарф лучше заменить на шапку-шлем – и шею не дует, и надевать проще. Вместо рубашек приготовьте водолазки, вместо кофт – свитера. Вообщем, главное, чтобы ребенок быстро собирался на прогулку и был аккуратным и опрятным.

Чтобы ребенку было легко убирать свои вещи, позаботьтесь о петельках на одежде, удобных для ребенка. Сделайте маркировку одежды. Целесообразно указать не только имя и фамилию, но и условный символ (цветок, бабочка и т.д.), познакомьте с ним малыша, чтобы он легко узнал свою одежду. Дома организуйте вешалку для верхней одежды ребенка так, чтобы она была доступна малышу, и чтобы он сам мог самостоятельно после прогулки вешать туда свою одежду. Не делайте этого за ребенка, но наблюдайте, направляйте его, помогайте ему, напоминайте, хвалите за то, что он сам, без напоминания, убирает свои вещи на место.

Перед сном поставьте рядом с кроваткой стульчик для одежды. Приучайте его снимать одежду самостоятельно и складывать ее на стульчике, а утром надевать чистую одежду, которую вы приготовили. Стремитесь к тому, чтобы ребенок знал название одежды и правильно указывал на нее. Когда ребенок одевается и раздевается, будьте рядом с ним, поощряйте, используя игровые приемы. При необходимости помогайте ребенку советами, выраженными в спокойном тоне. Не торопите ребенка, сохраняйте спокойствие: навык самообслуживания требует усилий, терпения и многократных повторений. Предоставьте ребенку возможность овладевать необходимыми навыками, в том числе и культурно-гигиеническими.

15. Обучайте ребенка здороваться и прощаться со взрослыми, сверстниками, употребляя слова, выражающие просьбу, благодарность (спасибо, пожалуйста); выполнять элементарные правила культурного поведения на улице и в помещении; не топтать зеленые насаждения, бросать мусор в предназначенных местах, аккуратно пользоваться туалетом, не выходить из-за стола не окончив еды, говорить «спасибо» и т.д. Необходимо помнить, что родители образец для поведения - что делают родители, то делают и дети!

Приготовьте «приданное для ребенка».

Чтобы ребенок комфортно чувствовал себя в первое время, он может брать с собой из дома в детский сад игрушку, которой покажет, где его кроватка, стол, какие игрушки в группе, познакомить с детьми.

Кроме того необходимо приготовить для детского сада следующее:

Сменную обувь (тапочки или туфельки на каблучке с удобной застежкой);

2 носовых платка;

Расческу;

Два комплекта нижнего белья;

Сменную одежду на случай, если ребенок нечаянно испачкается;

Пакет для испачканной одежды;

Запасная одежда находится в мешке на вешалке в шкафчике ребенка.

Проблема нежелания ходить в детский сад знакома так или иначе практически всем: мы храним в памяти далеко не лучшие воспоминания об утренних подъемах в раннем детстве или уже наблюдаем сцены, устраиваемые по этому поводу нашими собственными детьми. Как с этими непростыми ситуациями справляться?

Пожалуй, нет ребенка, который от первого до последнего дня ходил бы в детский сад с неизменной радостью. Трудности могут возникнуть как в самом начале посещения, так и «ни с того, ни с сего» с уже адаптированным ребенком.

Если ребенок плачет по утрам и просит оставить его дома, если он часами не отпускает маму, приведшую его в группу, - вполне может оказаться, что это лишь капризы, но разобраться в их появлении все равно стоит. Но если малыш стал тревожным и плаксивым без очевидного повода, чаще болеет, плохо спит, и, уж тем более, если стали наблюдаться такие проявления стресса, как рвота, понос, энурез - однозначно пора выяснить, что не так с детским садом.

Словом, у нежелания посещать детсад может быть множество причин. И нам нужно не только выявить их, но и устранить , чтобы доставлять чадо в сад регулярно, эффективно и желательно комфортно для всех.

Конечно же, вы постараетесь расспросить чадо о том, что его беспокоит и почему . Но проблема в том, что далеко не все дети готовы изложить вам свои чаяния в красочных формулировках. Некоторые, кроме недостатка словарного запаса для выражения чувств, еще и усугубляют дело своей застенчивостью, стеснительностью, боязнью наказания или замкнутостью. Если дитя, насупившись, молчит, а воспитатели в ответ на ваши каверзные вопросы разводят руками, придется пойти на хитрость.

Многие психологи и педагоги сегодня рекомендуют дома с ребенком играть в детский сад . В игру он неосознанно будет переносить ситуации реальной жизни - и многие проблемы могут всплыть на поверхность. Аналогичным действием могут обладать и придумывание сказок с персонажами, похожими на самого ребенка и его окружение . Правда, сказки лучше подходят для детишек, которые уже довольно хорошо разговаривают. Понаблюдайте, обижают ли друг друга персонажи, помогают ли друг другу, приходит ли кто-то на выручку, если у них сложности, как они ведут себя в тех или иных (конечно, подсказанных вами) ситуациях. Обратите внимание, нравится ли малышу в целом такая игра или он категорически отказывается погружаться в эти переживания.

Направляя сюжет такой игры или истории, вы можете не только узнать, что происходит в жизни отпрыска, когда он находится вне вашего внимания, но и сформировать позитивное отношение к садику, людям, там находящимся, и процессам, которые в нем происходят. И это отношение малыш (по крайней мере, до 3-4 лет) вполне способен перенести в реальную жизнь. Потому что дети в раннем возрасте игру, сказку и реальность разделять еще не умеют. У них нет ассоциативного мышления, и все, что с ними происходит - по-настоящему или понарошку - для них равно по значению.

Метод «проигрывания» ситуаций можно применять и как способ подготовить ребенка, когда вы еще только собираетесь отдавать его в детский сад. А также в других стрессогенных ситуациях вроде походов к врачу или просто в незнакомые места.

Как еще можно повлиять на решение ребенка посещать дошкольное заведение?

Первое и главное - дать понять ребенку, что вы на его стороне, но садик - это неизбежность. Для некоторых детей хорошим приемом является объяснение, что садик - это очень важное дело. Это его работа, как у взрослого. Мама идет на свою работу, а малыш - на свою, в сад.

Если ребенок плачет в момент расставания с мамой в раздевалке, но, как только за ней закрывается дверь, успокаивается и в течение дня ведет себя нормально, значит дело лишь в кратковременной эмоции расставания. Ее можно облегчить, если ребенка в садик будет отводить менее эмоциональный член семьи или тот, к кому ребенок не так сильно привязан, как к маме: папа, бабушка, старшие дети.

Не забывайте, оставляя чадо в детсаду, сказать, что вы за ним обязательно придете. Скажите, в какое время это произойдет (сразу после полдника, во время вечерней прогулки, сразу после тихого часа), и не опаздывайте.

Никогда при ребенке не ведите озабоченных разговоров о воспитателях, обстановке в детсаду, не выражайте тревогу или волнение по поводу его трудного привыкания к садику. И ни в коем случае не проявляйте сомнения или слабину в момент утреннего расставания. Дети очень хорошо чувствуют напряжение или неуверенность родителей. Один раз сдавшись под напором капризов, вы моментально станете объектом детской манипуляции, и в следующий раз уговорить отпрыска остаться в саду без истерик будет гораздо сложнее.

И напротив - почаще с гордость рассказывайте другим взрослым в его присутствии о том, какой он молодец, какой уже большой и ответственный, как помогает вам, посещая детский сад.

Расспрашивайте ребенка о том, что происходит в саду, внимательно слушайте, задавайте вопросы, проявляйте интерес - словом, стимулируйте его делиться происходящим и впечатлениями. Не только для того, чтобы получать информацию, но и для того, чтобы малыш чувствовал, что вы думаете о нем, даже когда уходите.

Старайтесь беречь поделки и рисунки, которые дитя приносит из детского сада. Особенно если это подарки вам. Они будут закреплять положительные эмоции о пребывании в саду, когда ребенок находится дома.

Почаще напоминайте, что садик - это здорово: там много игрушек, там друзья и интересные занятия, там дети поют песенки, рисуют, играют, гуляют.

Еще до начала посещения детского сада стоит научить малыша элементарным навыкам самообслуживания: проситься в туалет, самостоятельно кушать, одеваться, мыть руки. Это нужно не только для того, чтобы облегчить воспитателям и нянечкам работу, но и для того, чтобы избежать насмешек сверстников и неприятных конфузов, которые могут его ранить. Научите его просить о помощи взрослых, если ему что-то нужно или возникли затруднения.

Лучше дома поддерживать тот же режим дня, что и в саду, в том числе в выходные. Тогда у ребенка не будет дополнительных стрессов, связанных с адаптацией к распорядку дня.

Материал подготовлен педагогами Центра развития и образования «Элитора»

1. Убедитесь в собственной уверенности, что детский сад необходим для вашей семьи именно сейчас. Ребенок отлично чувствует, когда родители сомневаются в целесообразности « Садовского» воспитания. Любые ваши колебания он использует для того, чтобы воспротивиться расставанию с родителями. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы детскому саду.

2. Расскажите ребенку, что такое детский сад, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы малыш пошел в детский сад. Например: « Детский сад это такой красивый дом, куда мамы и папы приводят своих малышей. Я хочу, чтобы ты познакомился и подружился с другими детьми и взрослыми. В саду все приспособлено для детей. Там маленькие столики и стульчики, маленькие кроватки, маленькие раковины для умывания, маленькие шкафчики, много интересных игрушек. Ты все сможешь рассмотреть, потрогать, поиграть с этими вещами. В саду дети кушают, гуляют, играют. Я очень хочу пойти на работу, мне это интересно. И я очень хочу, чтобы ты пошел в детский сад, чтобы тебе тоже было интересно. Утром я отведу тебя в сад, а вечером заберу. Ты мне расскажешь, что у тебя было там интересного, а я расскажу тебе, что у меня интересного на работе. Многие мамы и папы хотели бы отправить в этот сад своих детей, но берут туда не всех. Тебе повезло, осенью я начну водить тебя туда. Но нам нужно подготовиться к этому. Купить все необходимые вещи, выучить имена воспитателей и правила детского сада.

3. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло - осенью он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и близким в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.

4. Расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ и чем чаще вы будете его повторять, чем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в сад. Спрашивайте у малыша, запомнил и он, что будет делать после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода вы сможете проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит, как и было обещано, он чувствует себя увереннее.

5. Поговорите с ребенком о возможных трудностях, к кому он может обратиться за помощью, как он это сможет сделать, Например: « Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: „Я хочу пить“, и Анна Николаевна нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом». Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: « Воспитатель не сможет одеть сразу всех детей, тебе придется немного подождать». Попробуйте проиграть все эти ситуации с ребенком дома. Например, вы - воспитатель, а медвежонок, за которого вам тоже придется говорить, просит пить.

6. Приготовьте вместе с ребенком « радостную коробку», складывая туда недорогие вещи. Это могут быть небольшие игрушки, которые привлекательны для вашего ребенка и уж точно обрадуют других детей, коробочки с вложенными в них забавными предметами: красивые бумажные салфетки или лоскутки из ткани, приятной на ощупь; книжки с картинками. Возможно, вы умеете складывать оригами, тогда смело отправляйте в « радостную коробку» бумажного журавлика или собачку. За лето вы наполните коробку. Тогда осенью по утрам вам проще будет отправлять малыша в детский сад: с игрушкой веселее идти и проще завязать отношения с другим ребенком.

7. Научите малыша знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки; предлагать свои игрушки, услуги другим детям.

8. Ребенок привыкнет тем быстрее, чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения. Помогите ему в этом. Познакомьтесь с другими родителями и их детьми. Называйте других детей в присутствии вашего ребенка по именам. Спрашивайте дома своего малыша о Лене, Саше, Сереже. Поощряйте обращение ребенка за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии.

9. Знаете ли вы, что чем лучше будут ваши отношения с воспитателями, с другими родителями и их детьми, тем проще будет привыкнуть вашему ребенку.

10. Будьте снисходительны и терпимы к другим. Совершенных людей нет. Тем не менее, прояснять ситуацию, тревожащую вас, необходимо. Делайте это в мягкой форме или через специалистов. В присутствии ребенка избегайте критических замечаний в адрес детского сада и его сотрудников. Никогда не пугайте ребенка детским садом.

11. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша. Теперь вы проводите с ним меньше времени. Компенсируйте это качеством общения. Чаще обнимайте ребенка. Скажите малышу: « Я знаю, что ты скучаешь без меня, что тебе бывает страшно. Когда происходит что-то новое, всегда сначала страшно, а потом привыкаешь и становится интересно. Ты молодец, ты смелый, я горжусь тобой. У тебя все получится».

12. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, и ему будет проще отпускать вас.

13. Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

14. Если через месяц ваш ребенок еще не привык к детскому саду, проверьте список рекомендаций и попытайтесь выполнить те из них, о которых вы забыли.

15. Если вы продолжаете испытывать потребность в контакте со специалистами, педагоги детского сада ждут вас! Семьи новых воспитанников имеют возможность, если не сделали этого раньше, побывать в группе, познакомиться с педагогами.

Детей с легкой адаптацией (по прогнозу) к детскому саду родители могут приводить на все время работы группы с 7 до 13 часов. Важно понимание родителями необходимости учитывать эмоциональное состояние ребенка. Если тот утром отказывается идти в сад, мама может сказать: « Да, так бывает, что иногда никуда не хочется идти. У меня как раз сегодня есть такая возможность - побыть с тобой, и ты можешь остаться дома, а завтра опять пойдешь в садик. Там ведь Мария Николаевна, Сережа - твой друг. Они будут скучать по тебе. Нам придется зайти в сад, предупредить Марию Николаевну, что ты только завтра придешь. А может, если ты захочешь, мы погуляем вместе с ребятами из твоей группы?». Для ребенка необходим этот опыт. Родители его понимают, прислушиваются к его желаниям. Очень важно малышу увидеть в этот день воспитателя. Убедиться, что взрослый не обижается на него и с уважением относится к его желанию побыть дома, радуется, пусть даже короткой, встрече с ребенком, говорит, что ждет его завтра. Родители могут ответить и так: « Я понимаю тебя, ты скучаешь по дому и маме. Но сегодня я занята, иду на работу. Давай сделаем так: ты побудешь в саду, а я на работе договорюсь, чтобы завтра остаться с тобой дома». Воспитатель должен быть предупрежден о состоявшемся разговоре.

Внимание! Важно чувствовать грань, отделяющую уважение родителями желания ребенка и потакание детскому капризу, хорошей профилактикой утренних детских капризов является уверенность родителей в своей позиции, утро без излишней суеты, оптимизм и чувство юмора.

Каких врачей необходимо обойти перед детским садом?

В поликлинике, в которой наблюдается малыш, вам выдадут « Медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, учреждения начального и среднего профессионального образования, детских домой и интернатов», форма № 026/у-2000. В этом документе будут накапливаться сведения о состоянии здоровья малыша из года в год, до тех пор, пока он не достигнет семнадцати лет. Этот документ будет сопровождать его во всех детских и образовательных учреждениях.

Кроме паспортных данных, в этой карте проставлены сведения о состоянии здоровья ребенка до настоящей диспансеризации, о перенесенных заболеваниях, аллергических реакциях, о проведенных профилактических прививках и т.д.

Сама диспансеризация предполагает осмотр:

  • хирурга - для выявления возможных дефектов развития, требующих хирургической коррекции;

  • ортопеда, который сможет выявить различные изменения осанки, начальные стадии искривления позвоночника, плоскостопие и т.д.;

  • невропатолога, который сможет отметить особенности нервной системы ребенка, его склонность к различным невротическим реакциям;

  • окулиста - он должен определить остроту зрения, а также необходимость его коррекции;

  • отоларинголога, который расскажет вам об особенностях строения носоглотки малыша, о возможной склонности к заболеваниям уха, горла и носа и даст рекомендации по их профилактике;

  • дерматолога, который оценит состояние кожи ребенка. Это особенно важно для детей с аллергическими заболеваниями; кроме того, некоторые изменения кожи, принимаемые родителями и даже врачами за так называемый диатез, могут быть проявлениями чесотки или грибковыми поражениями кожи, которые необходимо лечить;

  • особая задача стоит перед психологом: на основании скрупулезного обсуждения с родителями и поведения ребенка он должен дать рекомендации по его индивидуальной подготовке к вхождению в детский коллектив;

  • педиатр, после осмотра ребенка, назначает дополнительные исследования: общий анализ крови, анализ мочи, исследование кала на гельминты, в зависимости от показаний - электрокардиограмму, измерение артериального давления, ультразвуковое исследование органов брюшной полости и другие исследования, а также консультации кардиолога, нефролога, гастроэнтеролога и других специалистов.

В результате анализа всех данных о состоянии здоровья ребенка педиатром формируется полный диагноз, определяется группа здоровья малыша, дается медико-педагогическое заключение о его готовности находиться в детском коллективе общего типа или пребывании в детском саду коррекционного типа (ортопедического профиля, логопедического или другого).

Диспансеризация, проведенная перед оформлением в детский сад, должна помочь представить врачу и родителям полную картину состояния здоровья ребенка, что поможет дать рекомендации по оздоровлению его организма.

Непосредственно перед самым поступлением в детский сад ребенок должен сдать анализы для исключения у него дифтерийной палочки, кишечных инфекций (срок правомочности анализов - 7 дней) и взять справку из поликлиники или санитарно-эпидемиологической станции (СЭС) об отсутствии контактов с инфекционными больными (срок правомочности справки - 3 дня).

Что же касается профилактических прививок, то к трехлетнему возрасту согласно российскому календарю прививок ребенок должен быть привит против туберкулеза, четырехкратно - против дифтерии, коклюша и столбняка (АКДС), пятикратно - против полиомиелита, однократно - против кори, краснухи, эпидемического паротита. Кроме того, многие дети могут быть привиты к этому времени против гепатита В, гепатита А, гемофильной и меннингококковой инфекций. Ежегодно детям проводится реакция Манту, и при положительном ее результате ребенок должен получить консультацию у врача-фтизиатра.

Если по каким-либо причинам прививки ребенку проводились по индивидуальному графику или в связи с большим опозданием в связи с заболеваниями - вы можете нагнать график в летнее время. Прививание должно проводится только при условии полного здоровья ребенка. Однако отсутствие « полного набора» прививок у малыша на момент оформления его в детский сад не может быть причиной отказа в приеме.

Индивидуальные особенности

Период адаптации в коллективе детского сада у каждого ребенка свой. У одного это проявляется острыми респираторными вирусными инфекциями (ОРВИ), у другого - нарушениями в работе кишечника (запоры, поносы), у третьего - раздражительностью, плаксивостью, быстрой сменой настроения и т.д. Поэтому посоветуйтесь с педиатром, наблюдающим ребенка, о назначении профилактических препаратов, которые можно применять перед поступлением в детский сад и в первые недели пребывания в нем.

Привыкаем к новой обстановке детского сада

Постарайтесь ближе к сентябрю погулять с ребенком около детского сада. Обращайте внимание малыша на детей, играющих на территории детского сада, особенно если среди них есть знакомые и друзья ребенка. Вы можете иногда даже встречать их у детского сада.

Постепенно, в течение лета, подстраивайте режим дня ребенка к режиму дня в детском саду, особенно если это касается раннего вставания - не позднее восьми часов утра. После обеда ваш малыш должен спать не менее одного часа или хотя бы полежать с книгой или с игрушкой. Отойти ко сну следует не позднее 21 часа.



Что еще почитать