Истории из жизни. Чистые отношения в семейной жизни. Женщины, мужчины, романтическая любовь

Принцип наслаждения и интимные отношения

4.«Чистые отношения» любви

Концепция чистых отношений Гидденса вызывает некоторые историко-философские и историко-культурные аналогии. Как было сказано, Гидденс рассматривает конфлюэнтную любовь как одно из воплощений чистых отношений, т.е. таких отношений, значимость которых обусловлена ими самими, которые значимы сами по себе. Это отношения, основанные на эмоциональном общении и безусловном признании другой личности; они сами себе награда, в этом залог их сохранения и развития.

Но ведь описания такого типа отношений нам известны. Это, в общем, тот же тип, который представлен Аристотелем в узком понятии дружбы. Широкое понятие дружбы у Аристотеля включало самые разные отношения - между гражданами внутри государства, между заимодавцем и должником, благотворителем и нуждающимся, родителями и детьми и т.д. И это понятие вполне укладывалось в раннеантичное понимание дружбы как практически всяких позитивных отношений между людьми, во всяком случае, добровольно устанавливаемых отношений. При узком понимании, предложенном Аристотелем, дружба рассматривалась в ее совершенном воплощении, а именно, как добродетельные и нравственно-прекрасные отношения. Это такие отношения, при которых друзья благодетельствуют друг другу (желая другому блага ради него самого), проводят время совместно (или живут сообща), схожи во всем и делят друг с другом горе и радости, единомысленны, и каждый видит в другом свое другое Я. В так понимаемой дружбе друзья представляют друг для друга ценность сами по себе и «наслаждаются взаимным общением». Аристотель еще оговаривал: таково же отношение матери к ребенку. Из всего строя аристотелевской этики вытекает, что дружеские отношения - это отношения, ценные сами по себе, а не ради чего-то иного, внешнего этим отношениям и тем исключительным двум, которые обретают качество друзей благодаря этим отношениям, и отношения между которыми возникают благодаря тому, что они таковы, каковы они есть. Стоит принять во внимание, что многие современные комментаторы считают, что для Аристотеля дружеские отношения - это идеальные отношения внутри государства-полиса. Я не разделяю этого мнения, имея в виду, что Аристотель развивал широкое и узкое понятия дружбы (причем различающиеся по многим показателям); однако привожу его здесь как примечательное в сопоставлении чистых отношений Гидденса с дружбой Аристотеля. Для Гидденса чистые отношения - это качественно особая характеристика социальных отношений, и таковыми он видит не только семейные отношения и дружбу, но и сексуальные отношения. Аристотель понимает дружбу как качественно особую разновидность отношений, развиваемых на основе полисных, т.е. социальных отношений. Гидденс открывает эти отношения как социальный и политический философ, видя, что они приходят на место любви и семьи традиционного общества. И, разумеется, как современный социальный мыслитель Гидденс совершенно иначе, нежели Аристотель, воспринимает динамику таких отношений, утверждая, что их возникновение и окончание является результатом личного выбора включенных в них людей. Этот динамизм (актуальный или потенциальный) задает чистым отношениям неизбывный драматизм, в этом они не отличаются от всяких других социальных отношений. Интересные замечания относительно ценностной динамики в истории любовных отношений можно найти у Э.Фукса. Он усматривает кардинальный поворот в амурно-эротических нравах в эпоху Возрождения в распространении идеала индивидуальной любви, возвышенной над грубой чувственностью и освобожденной от сугубо репродуктивных, материальных, сословных мотивов. «Взаимное слияние», «высокое уважение и твердое, как скала, доверие», - вот некоторые из особенностей этого идеала любви, выросшего из «рыцарского культа дамы». Этот идеал начинает формироваться уже в Средние века, и на практике, говорит Фукс, «более высокая форма любви началась исторически с прелюбодеяния, с обоюдного прелюбодеяния, систематически организованного целым классом». Правда, либертинаж, фактически ставший нравственной нормой в эпоху абсолютизма, был совершенно чужд духовности, если, конечно, не видеть одухотворенность в свободе от запретов, предполагаемых институтом брака. Любовь как сладострастие, конечно, полностью независима от репродуктивных мотивов, скорее всего, и от материальных; но в Галантный век она стала непременным атрибутом нравов высшего света.

Некоторые исследователи находят прообразы «чистых отношений» у теоретиков, значительно предшествующих Гидденсу. Так, А. Сильвер указывал на то, что в шотландском Просвещении интимная дружба вообще воспринималась как основополагающее человеческое отношение; а Л. Джемисон - на то, что, по А. Смиту, до развития надперсональных систем торговли и государственного управления в основе человеческих отношений лежала именно дружба, и только развитие названных надперсональных систем приводит к тому, что дружба стала опосредствована лишь личной симпатией индивидов. Аристотелевская дружба - это, конечно, и любовь, любовь-филия. Но как тип отношений она ближе всего той любви (-эросу), который представляет в платоновском «Пире» Сократ. И, конечно, это не конфлюэнтная любовь Гидденса и даже не романтическая любовь. Аристотелевская филия - глубоко эмоциональна, но совершенно не сексуальна. Поэтому же основанию смитовская дружба не в полной мере релевантна трансформированной интимности Гидденса. Амурные нравы Галантного века были пропитаны сладострастным эротизмом, но этот эротизм был, скорее, индивидуалистическим, чем индивидуализированным, и, скорее, ритуальным, чем духовным.

Делись добром;)


Мне 28 и до этого возраста я не с кем не встречался серьёзно(максимальная продолжительность отношений 2 недели).Причина проста, мои жизненные принципы. Я не мог и не хотел брать денег у родителей на свои гулянки, и всё свободное время посвящал учёбе. Далее хотел достичь какой-то социальной позиции, меня интересовали и интересует карьерный рост. Сейчас мне всего 28, и на данный момент я не жалуюсь на своё материальное положение. Глядя на своих одноклассников и друзей, которые в большинстве своём уже женаты, я наконец решился на серьёзные отношения. Но вот беда опять-таки по своим принципам, я хочу чтобы у девушки я был первым и последним(сам конечно не девственник, но не в этом суть).Все мои сверстницы либо замужем, либо я у них 1000 молодой человек. Поэтому начал приглядываться к девушкам помоложе. На данный момент встречаюсь с 16 летней девушкой (когда начали встречаться ей было 15 лет).И у нас прекрасные отношения. Поэтому я считаю, что мужчина должен быть лет на 10 старше женщины.
Высказывайте своё мнение по этому поводу, интересны комментарии.

Вот тут читал кучу историй о том, что отношения с мужчиной намного старше - это плохо и в подавляющем большинстве они имеют семью и т.д. Поэтому решил рассказать мою историю.
Мне 28 и до этого возраста я не с кем не встречался серьёзно(максимальная продолжительность отношений 2 недели).Причина проста, мои жизненные принципы. Я не мог и не хотел брать денег у родителей на свои гулянки, и всё свободное время посвящал учёбе. Далее хотел достичь какой-то социальной позиции, меня интересовали и интересует карьерный рост. Сейчас мне всего 28, и на данный момент я не жалуюсь на своё материальное положение. Глядя на своих одноклассников и друзей, которые в большинстве своём уже женаты, я наконец решился на серьёзные отношения. Но вот беда опять-таки по своим принципам, я хочу чтобы у девушки я был первым и последним(сам конечно не девственник, но не в этом суть).Все мои сверстницы либо замужем, либо я у них 1000 молодой человек. Поэтому начал приглядываться к девушкам помоложе. На данный момент встречаюсь с 16 летней девушкой (когда начали встречаться ей было 15 лет).И у нас прекрасные отношения.
Многие говорят, какая разница какой я у девушки, но ничего поделать с собой не могу, с прошлой девушкой, ей 26 было, именно из-за этого расстались. меня эта мысль мучила, доканывала и я не мог смериться. Что я не единственный, что кто-то был до меня, в общем так и не смог ничего с собой поделать и бросил её. Я думаю многим мужчинам хочется, чтоб он был первым и последним.
И да я вполне нормальный: не пью, не курю, хорошая работа, есть авто(на фото:)) и квартира.
я приверженец позиции. Брак -это навсегда, я категорически отношусь к тем кто разводится ради жён помоложе. Просто, ну не могу я быть вторым и всё. я должен быть первым. А вот найти сверстницу лет 25-28 девственницу-это в наше время достаточно сложно. Не буду же я при знакомстве задавать первым вопрос, а как вас зовут, вы девственница, ну ладно тогда я другую поищу……Плюс уверен не будеш, начнёшь встречаться, а потом узнаешь, что ты не первый, а так я уверен, что я первый.

Поэтому я считаю, что мужчина должен быть лет на 10 старше женщины.
Высказывайте своё мнение по этому поводу, интересны комментарии.


Чистые отношения? Как это глупо, теперь говорят…
Вот и решение – ставить всех баб в один ряд!
Ясно, конечно же, что не поставишь всех в ряд.
Пробовали? Пробовали,- мне говорят.
И получается? Ну, как сказать… Не всегда.
И замечается, что получается, в общем-то, ерунда…

Чистые отношения, толкают мужчин на свершения.
Чистые отношения, в поступках воспринимаются.
А не когда, на виду обнимаются, целуются, милуются
А дома, грызутся, плюются а ночью сползаются,
Играют в «любовь» и ей «занимаются».
И только насытится «любви» этой раб – и в храп!

И это чистые отношения? Да что вы? Я вас умоляю!
Я никого здесь, пока что, не выделяю…
Но кажется, всё на дальнейшей их жизни скажется.
Но даже бывает такое: Романтический вечер при свечах,
Цветы разбросаны по полу и они, почти уже в «обручах».
И вдруг, ни с того, ни с сего, их любовный порыв зачах …

Как оказалось - чистого, здесь, ну уж как-то, совсем маловато…
А любовь, уж простите, великодушно, на запах, на вкус, гниловата…
Кольца, браслеты и жемчуга,
Берег лазурный – (ну да, ага!)
Новые платья, с тонким подбором,
Жаркий брюнет, с ровным пробором,
Новая иномарка и всё так круто!
Девушка, милая, он вас опутал!

А потом, сделает «своё дело» и ревновать, ну прямо Отелло!
Первый удобный случай, и друг на друга тучей!
А всё просто – у него богатые родители…
И как говорят, «не судят победителей!»
А сам-то он, обыкновеннейший хлыщ,-
(Ну, потеряли родители несколько тыщ…)

Все эти браслеты и жемчуга,
Чья-то, обыкновенная «пурга!»
А в иномарке, другая блондинка,
На заднем сиденье откинута спинка,
У первой, ни жемчугов, ни браслет
И слово «сучка» летит ей вслед!

И вот, со спины сбежали «мурашки».
И она уже в имидже «чебурашки».
А рядом ходил крокодил Гена,
И всё, не так уже офигенно…
А были, кажется, чистые отношения?
Прости нас, господи, за прегрешения!

И дай нам, господи, любви настоящей,
Ведь Ты Всекормящий и Всепоящий!
Упаси нас, господи, от ублюдков,
А у неё, двухлетний малютка.
А малютка знает, кто его папа?
И, заревев, упадёт она на пол!..

Я, в чистых отношениях, не дока.
Не верю в отношения до срока!
А срок придёт! Но его надо ждать,-
Можно и «победителей» побеждать!
Но надо иметь девичью гордость,
Она и покажет, ту самую твёрдость,
Перед которой не всем устоять,
Если, страстям дать себя обуять.

А сколько сломанных женских судеб?
А «победителей», не всегда судят…
А судят тех, кто в «любовь» заигрался,
А подумать, кто-нибудь, постарался?

Бывает любовь и в одеждах попроще…
И кто-то, кого-то, уводит к роще.
И обещает любить до гроба,
И вроде любят друг друга оба,
И вроде, впору уже раздеваться,
И вроде, некуда, как бы, деваться…

И тут, кавалер, получает по морде!
(Я девушке этой, присвоил бы орден!)
А он, поостыл, отрезвел, немного…
А девушка, так посмотрела строго,
Что у него по спине «мурашки!»
Вспомнили о «чебурашке?»

Там, где любовь – торговая лавка,
А кавалеры, с отцами из главка,
Чистые чувства «баблом» обрастают,-
Но они быстро растают…

Но не везде, не всегда так случается,-
Любят, живут и навек обручаются
И проживают в любви и согласии,
Переживая все катавасии!

Пусть, получая свои «минималки»,
Ищут любовь, не на жизненной свалке
И берегут, до конца своих дней,
Зная, что счастье, только лишь в ней!

16.08.11г.

Рецензии

Иван, столько жизненной мудрости в Вашем "взгляде изнутри" на отношения между мужчиной и женщиной! Хочется подписаться под каждой строкой, спасибо!!!
"И дай нам, Господи, любви настоящей..."!!!
И да здравствует любовь, которая дана сердцам свыше!
💌
Иван, дорогой, всего Вам желанного и вдохновляющего!
С самыми тёплыми и светлыми чувствами,

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Концепция чистых отношений Гидденса вызывает некоторые историко-философские и историко-культурные аналогии. Как было сказано, Гидденс рассматривает конфлюэнтную любовь как одно из воплощений чистых отношений, т.е. таких отношений, значимость которых обусловлена ими самими, которые значимы сами по себе. Это отношения, основанные на эмоциональном общении и безусловном признании другой личности; они сами себе награда, в этом залог их сохранения и развития.

Но ведь описания такого типа отношений нам известны. Это, в общем, тот же тип, который представлен Аристотелем в узком понятии дружбы . Широкое понятие дружбы у Аристотеля включало самые разные отношения - между гражданами внутри государства, между заимодавцем и должником, благотворителем и нуждающимся, родителями и детьми и т.д. И это понятие вполне укладывалось в раннеантичное понимание дружбы как практически всяких позитивных отношений между людьми, во всяком случае, добровольно устанавливаемых отношений. При узком понимании, предложенном Аристотелем, дружба рассматривалась в ее совершенном воплощении, а именно, как добродетельные и нравственно-прекрасные отношения. Это такие отношения, при которых друзья благодетельствуют друг другу (желая другому блага ради него самого), проводят время совместно (или живут сообща), схожи во всем и делят друг с другом горе и радости, единомысленны, и каждый видит в другом свое другое Я. В так понимаемой дружбе друзья представляют друг для друга ценность сами по себе и «наслаждаются взаимным общением». Аристотель еще оговаривал: таково же отношение матери к ребенку. Из всего строя аристотелевской этики вытекает, что дружеские отношения - это отношения, ценные сами по себе, а не ради чего-то иного, внешнего этим отношениям и тем исключительным двум, которые обретают качество друзей благодаря этим отношениям, и отношения между которыми возникают благодаря тому, что они таковы, каковы они есть. Стоит принять во внимание, что многие современные комментаторы считают, что для Аристотеля дружеские отношения - это идеальные отношения внутри государства-полиса. Я не разделяю этого мнения, имея в виду, что Аристотель развивал широкое и узкое понятия дружбы (причем различающиеся по многим показателям); однако привожу его здесь как примечательное в сопоставлении чистых отношений Гидденса с дружбой Аристотеля. Для Гидденса чистые отношения - это качественно особая характеристика социальных отношений, и таковыми он видит не только семейные отношения и дружбу, но и сексуальные отношения. Аристотель понимает дружбу как качественно особую разновидность отношений, развиваемых на основе полисных, т.е. социальных отношений. Гидденс открывает эти отношения как социальный и политический философ, видя, что они приходят на место любви и семьи традиционного общества. И, разумеется, как современный социальный мыслитель Гидденс совершенно иначе, нежели Аристотель, воспринимает динамику таких отношений, утверждая, что их возникновение и окончание является результатом личного выбора включенных в них людей. Этот динамизм (актуальный или потенциальный) задает чистым отношениям неизбывный драматизм, в этом они не отличаются от всяких других социальных отношений. Интересные замечания относительно ценностной динамики в истории любовных отношений можно найти у Э.Фукса. Он усматривает кардинальный поворот в амурно-эротических нравах в эпоху Возрождения в распространении идеала индивидуальной любви, возвышенной над грубой чувственностью и освобожденной от сугубо репродуктивных, материальных, сословных мотивов. «Взаимное слияние», «высокое уважение и твердое, как скала, доверие», - вот некоторые из особенностей этого идеала любви, выросшего из «рыцарского культа дамы». Этот идеал начинает формироваться уже в Средние века, и на практике, говорит Фукс, «более высокая форма любви началась исторически с прелюбодеяния, с обоюдного прелюбодеяния, систематически организованного целым классом». Правда, либертинаж, фактически ставший нравственной нормой в эпоху абсолютизма, был совершенно чужд духовности, если, конечно, не видеть одухотворенность в свободе от запретов, предполагаемых институтом брака. Любовь как сладострастие , конечно, полностью независима от репродуктивных мотивов, скорее всего, и от материальных; но в Галантный век она стала непременным атрибутом нравов высшего света.

Некоторые исследователи находят прообразы «чистых отношений» у теоретиков, значительно предшествующих Гидденсу. Так, А. Сильвер указывал на то, что в шотландском Просвещении интимная дружба вообще воспринималась как основополагающее человеческое отношение; а Л. Джемисон - на то, что, по А. Смиту, до развития надперсональных систем торговли и государственного управления в основе человеческих отношений лежала именно дружба, и только развитие названных надперсональных систем приводит к тому, что дружба стала опосредствована лишь личной симпатией индивидов. Аристотелевская дружба - это, конечно, и любовь, любовь-филия. Но как тип отношений она ближе всего той любви (-эросу), который представляет в платоновском «Пире» Сократ. И, конечно, это не конфлюэнтная любовь Гидденса и даже не романтическая любовь. Аристотелевская филия - глубоко эмоциональна, но совершенно не сексуальна. Поэтому же основанию смитовская дружба не в полной мере релевантна трансформированной интимности Гидденса. Амурные нравы Галантного века были пропитаны сладострастным эротизмом, но этот эротизм был, скорее, индивидуалистическим, чем индивидуализированным, и, скорее, ритуальным, чем духовным.

Чистые отношения - как они прекрасны! Как легко их разрушить или усложнить чем-то ненужным - даже не столько чем-то ненужным, сколько самой жизнью, тем, что скопилось с течением времени. Начальная стадия любых отношений чиста, будь то отношения с любимым человеком, другом, мужем или ребенком. Она чиста, проста и ничем не обременена. Она словно образ художника, перед тем как он облачит его в форму, словно цветок любви, перед тем как из него созреет твердый, но тяжкий плод ответственности.

Два человека слушают друг друга, две створки ракушки встречают друг друга, создавая общий мир. В гармонии этого момента не существует больше ничего: других людей, предметов, интересов.
Только что зародившиеся отношения прекрасны. Их замкнутое совершенство наполнено свежестью весеннего утра. Мы забываем о том, что за весной всегда идет лето, и нам зачастую кажется, что мы можем продлить весну первой любви, в которой оба влюбленных, обращенные друг к другу, остаются личностями без прошлого и будущего. Мы сопротивляемся любым изменениям, даже понимая, что процесс трансформации естественен и является частью жизни и ее развития. Как и страсть физическая, первая, восторженная стадия отношений не может всегда хранить ту же степень интенсивности. Она переходит на другой этап развития.

И мужчины, и женщины чувствуют, как изменяются их первоначальные отношения.
Жизнь меняется и становится все сложнее, а мы испытываем ностальгию по прежним отношениям. Отношения неизбежно развиваются, супруги - по крайней мере до какой-то степени - вживаются в свои роли, более четкие и функциональные: мужчина отдается обезличенной работе во внешнем мире, а женщина - своим традиционным обязанностям по ведению хозяйства и сохранению домашнего очага.

Но можно ли найти себя в ком-то другом? В чьей-то любви? В зеркале, которое кто-то держит перед нами? Я считаю, что настоящее ощущение идентичности возникает через «обращение внутрь себя самого и самопознание». Оно возникает из творческой деятельности, бьющей ключом изнутри. Парадоксально, но оно возникает, когда мы теряемся. Чтобы обрести его, нужно потеряться в своей жизни. Обрести себя женщине больше всего помогает погружение в своего рода внутреннее творческое начало.

Со временем мы понимаем, что постоянный возврат к прежним отношениям невозможен, более того - невозможно придерживаться одной и той же формы отношений. И в этом нет трагедии, это лишь часть бесконечно чудесного тока жизни и развития. Все отношения находятся в процессе постоянного изменения и расширения, они должны постоянно обретать новые формы.

Из замечательной книги
Энн-Морроу Линдберг - Подарок моря

Что еще почитать