Как научить ребенка правильно мыть руки? Другие способы искупать новорожденного малыша. Когда начинать купания

Скажите, приучены ли ваши дети мыть руки? Например, перед едой или после прогулки. И делают все сами, без вашего очередного напоминания? Если все еще нет, тогда срочно принимайтесь воспитывать в ребенке сознательное соблюдение гигиены рук.

У взрослых, конечно, больше опыта и примеров из жизни, чем может грозить игнорирование правил личной гигиены. А как донести это ребенку? Если на каждое ваше напоминание «надо помыть руки» готов ответ: «Зачем их мыть – они и так чистые, я же ни за что не брался».

Почему нужно мыть руки часто?

Во-первых, вы должны снова и снова объяснять, что навык мытья рук не просто полезен для каждого человека (не зависимо от возраста), но и ценен для окружающих. Например, из-за одного ленивого несознательного ребенка может заболеть вся его семья, а еще – детки в садике или в школе.

Обязательно рассказывайте, что с грязных рук бактерии попадают на предметы, которыми пользуются многие люди (игрушки, посуда, ручки двери), а потом и взрослые, и дети заражаются и попадают в больницу с кишечной инфекцией. А если потрогать грязными руками лицо, то можно заполучить еще и заболевания кожи и слизистой глаз. Если вы когда-нибудь лечили у малыша ячмень, просто напомните ему, как больно и неприятно это было.

Во-вторых, постарайтесь демонстрировать правила гигиены лично. Ежедневно напоминайте ребенку, что руки нужно мыть:

Перед едой;

После посещения туалета;

По возвращении с прогулки на улице;

После общения с животными – даже с домашними, которые самые-самые чистые и ухоженные;

После чихания, кашля, общения с болеющим человеком.

После поездки в общественном транспорте следует протереть руки влажной дезинфицирующей салфеткой, если нет возможности промыть их с водой.

Как научить мыть руки?

Маленьким детям любой процесс может быстро наскучить из-за монотонности, отсутствия разнообразия действий и впечатлений. Если у вас с мытьем рук дело обстоит именно так, то попробуйте прибегнуть к хитрости.

1. Играйте во время мытья рук. Слова «надо» и «должен» несут агрессию и неприязнь. Выбросите их из лексикона! Лучше расскажите и покажите малышу, как мыть руки под «аккомпанемент» забавной потешки или веселой песенки. И успех будет гарантирован! Например, разучите такие стишки:

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки!

2. Приобретите красивые аксессуары. Сейчас в магазинах детских товаров можно достать красивые мыльницы, детское мыло ручной работы в форме зверят, героев сказок или мультипликации. Еще пригодится яркое детское полотенце с интересным рисунком или вышивкой. Так что, ребенок с большим нетерпением будет ждать очередной возможности помыть руки.

3. Заведите в ванной стульчик. Обратите внимание на то, удобно ли ребенку находиться возле раковины. Может, он попросту не в состоянии дотянуться до крана или достать с высокой полочки мыло? Тогда имеет смысл поставить стул или табуреточку для малыша. Так он ощутит себя выше, взрослее, важнее, и процесс мытья рук будет даваться легко и без капризов.

Иди мой руки!

Родительскую обязанность объяснять детям, насколько важно мыть руки, можно сравнить с вечной борьбой двух противоположностей. Вы ежедневно доказываете, следите, приучаете. А малыш, что есть сил, сопротивляется и старается «увильнуть» от этой процедуры.

Конечно, в раннем возрасте дети не запомнят вашу лекцию о том, какие виды болезнетворных бактерий обожают поселяться на коже рук. Ваш рассказ про несметное количество бацилл на ладошках у малышей-грязнулек, которые не слушают старших, тоже мало впечатлит. В этом вопросе внимание нехочух 2-3-хлетнего возраста, скорее, следует акцентировать на том, что маме и папе будет намного приятнее видеть чадо с чистыми красивыми ручками, чем с грязными. И пускай настольной книгой у вас в этот период станет «Мойдодыр» Корнея Чуковского.

В процессе обучения мытью рук очень важно, чтобы ребенок запомнил последовательность действий.

Так, сперва нужно хорошо закатать рукава одежды. Далее смочить кисти водой. Взять в руки мыло и сделать много пены. Хорошенько промыть руки – как со стороны ладошек, так и с тыльной стороны. А еще между пальцами и под ногтями. Можно воспользоваться специальной щеточкой для рук. Потом тщательно промыть руки под струей воды от мыльной пены, обмакнуть полотенцем или просушить с помощью специальной сушилки.

Кажется, нет ничего сложного. Но, вот, почему-то с закатыванием рукавов малыши испытывают сложности. То ли забывают, то ли ленятся. А это приводит к тому, что ребенок ходит в мокрой одежде и переохлаждается.

* Купание *

209. Купать надо перед кормлением.

Обычно матери находят для себя удобным купать ребенка перед 10-часовым вечерним кормлением. Однако, можно купать перед любым кормлением (но не после него, так как после кормления ребенок обычно засыпает). Многие отцы с удовольствием купают своих детей перед 6-часовым или 10-часовым вечерним кормлением. Когда ребенок станет старше и будет ложиться спать не сразу после ужина, то можно будет купать его перед сном. Чтобы ребенок не чувствовал голода, пока его купают, давайте ему перед купанием сок. Купать ребенка нужно в теплом помещении, например в кухне.

210. Обмывания.

Согласно давно установившемуся обычаю, ребенка купают или обмывают целиком каждый день. Однако особой необходимости в таком частом купании нет. В прохладную погоду достаточно купать ребенка один или два раза в неделю при условии, что лицо и нижняя часть туловища содержатся в чистоте, т.е. обмываются в те дни, когда ребенка не купают. Многие неопытные матери вначале боятся купать ребенка. Ребенок кажется им таким беспомощным. Кроме того, он скользкий, особенно, когда намылен. Ребенку также неудобно и страшновато в ванночке, так как его трудно поддерживать, пока он такой маленький. Поэтому в первые несколько недель или даже месяцев вы можете обмывать его, пока и вы, и ребенок не почувствуете себя увереннее. Некоторые матери предпочитают обмывать ребенка, пока он не начнет сидеть, после чего они начинают купать его в ванночке. Обычно, пока у новорожденного не зажил пупок, его не купают. Обмывают ребенка либо на столе, либо держа его на коленях. Если вы моете его на столе, подстелите клеенку, а под клеенку подложите что-нибудь мягкое (большую подушку, сложенное одеяло и т. п.), чтобы маленький ребенок не перекатывался по столу, это может его испугать. Вымойте головку и лицо ватой или мягкой тряпочкой и чистой водой. С мылом головку моют один или два раза в неделю. Тельце слегка мылят рукой, тряпочкой или ватой. Затем минимум дважды обтирают его ватой или тряпочкой, намоченной в воде, обращая особое внимание на кожные складки.

211. Купание в ванночке.

Прежде чем начать купание, убедитесь, что вы приготовили все необходимое. Если вы забудете полотенце, вам придется идти за ним с мокрым ребенком на руках.
Не забудьте снять часы. Наденьте передник, чтобы не замочить платье. Приготовьте следующие предметы: мыло (любое нещелочное), тряпочку (или вату), полотенце, вату, чтобы чистить нос и уши ребенка, если есть необходимость, масло или пудру, если вы ими пользуетесь, распашонки, пеленки.
Купать ребенка можно в эмалированном тазу или в ванночке. Можно купать и в обычной большой ванне, но матери трудно так низко наклоняться. Для удобства можно поставить ванночку на стол, около которого вы будете сидеть, или на что-нибудь другое (выше стола), около чего вы будете стоять. Температура воды должна быть приблизительно такая же, как температура тела (32-38°). Вначале, пока вы не научитесь хорошо поддерживать ребенка в воде, наливайте в ванночку совсем немного воды. Если вы пользуетесь металлической ванночкой, постелите на дно пеленку, чтобы дно не было скользким. Сначала вымойте ребенку лицо ваткой без мыла, потом вымойте головку. Дважды смойте мыло мокрой ватой. Вата не должна быть слишком мокрой, чтобы мыльная вода не попала в глаза. Затем намыльте тельце ребенка рукой.
Вытирайте ребенка мягким полотенцем, но ни трите, а промокайте. Если вы купаете его, пока пупок еще не зажил, то после купания тщательно вытирайте пупок стерильной ватой.
Большинство детей через несколько недель начинают получать огромное удовольствие от купания. Не торопите ребенка и наслаждайтесь, купая его, как и он наслаждается купанием.

212. Уши, нос, глаза, рот, ногти.

Мойте только ушные раковины, но не слуховой проход. Сера образуется и скапливается в ушном канале, чтобы защищать и очищать его. Ушной канал покрыт крошечными, почти невидимыми волосками, которые медленно передвигают серу и скопившуюся грязь к выходу.
Глаза промываются слезами, которые образуются постоянно, а не только тогда, когда ребенок плачет. Поэтому здоровые глаза не нуждаются в промывании.
Как правило, рот тоже не нуждается в уходе.
Ногти новорожденного нужно обрезать, когда он спит. Удобнее пользоваться щипчиками для ногтей, а не ножницами.
Нос снабжен превосходной системой самоочищения. Крошечные волоски в носу двигают слизь и грязь к выходу, где они скапливаются на длинных волосках почти у выхода, что вызывает щекочущее ощущение в носу, и ребенок либо чихает, либо трет нос, освобождая его от скопившейся слизи и грязи.
Вытирая ребенка после купания, почистите его нос скатанной жгутиком влажной ваткой. Делайте это быстро.

213. Если нос забит засохшей слизью.

В этом случае ребенку трудно дышать. Дети более старшего возраста и взрослые в этом случае дышат ртом. Но новорожденным трудно дышать через рот. Если нос ребенка забит, почистите его описанным способом.

214. Масло или пудра (присыпка).

Многим матерям нравится пользоваться пудрой или маслом после купания. Но в действительности в этом нет необходимости (если бы такая необходимость была, то природа позаботилась бы об этом). Пудра помогает, если у ребенка чувствительная кожа, которая легко раздражается. Посыпьте немного пудры на руку, а затем тонким слоем нанесите ее на кожу ребенка, легко поглаживая его тельце. Можно пользоваться любой детской пудрой или даже простым тальком.
Если у ребенка сухая кожа, лучше пользоваться маслом.

* Пупок *

215. Заживление пупка.

Развиваясь в матке, ребенок питается через кровеносные сосуды пуповины. Сразу же после рождения врач обрезает пуповину ребенка. Оставшийся кусок засыхает и отпадает, как правило, через неделю, а иногда и позже. После отпадения пуповины остается открытый участок, который заживает через несколько дней, а в исключительных случаях - через несколько недель. Если пупок заживает медленно, может образоваться зернистая ткань. Но это не болезнь и скоро пройдет. Пупок не требует никакого лечения. Его просто нужно содержать чистым и сухим, чтобы туда не попали опасные бактерии. Если пупок сухой, он покрывается струпиками и затем заживает. Современные врачи рекомендуют не бинтовать пупок, чтобы он все время оставался сухим. Иногда врачи советуют не купать ребенка, пока не заживет пупок. Но если вы после купания вытираете пупок стерильной ватой, то все будет в порядке. Следите, чтобы мокрая пеленка не прикасалась к незажившему пупку, так как это может вызвать его раздражение.
Если пупок мокнет и гноится, его следует ежедневно вытирать спиртом и еще тщательнее следить за тем, чтобы его не касалась мокрая пеленка. Если пупок и кожа вокруг него покраснеют, значит попала инфекция и вам следует немедленно обратиться к врачу. До тех пор, пока врач не осмотрит воспаленный пупок, сделайте на него компресс (см. раздел 690).
Если корочку на заживающем пупке сорвет одеждой, могут выступить 1-2 капли крови. Пусть вас это не волнует.

216. Пупочная грыжа.

После того как кожа пупка заживет, внутри все еще остается полое пространство (пупочное кольцо), где прежде находились кровеносные сосуды. Когда ребенок плачет, часть его кишечника заполняет это полое пространство и выталкивает пупок. Это называется пупочной грыжей. Если пупочное кольцо невелико, то пупок выступает совсем немного (0,5 см). Маленькое пупочное кольцо закрывается через несколько недель (или месяцев). Если пупочное кольцо большое, то пупок будет выступать на 1 см и оно закроется только через несколько месяцев (или даже лет).
Раньше считали, что эластичные бинты помогают закрыть пупочное кольцо. Теперь известно, что эта мера ничего не дает. Не утруждайте себя бинтованием пупка.
Пупочная грыжа не опасна. Она редко беспокоит ребенка так, как другие виды грыжи (см. раздел 674).
Когда под кожей живота появляется жировая прослойка, пупок оказывается как бы втянутым в живот. Но это произойдет после 2-3 лет. А у маленького ребенка пупок (по виду напоминающий розовый бутон) выступает над поверхностью живота. Это не следует путать с грыжей. Грыжа прощупывается под кожей, как мягкий воздушный шарик. При грыже пупок выступает гораздо дальше.

* Половые органы *

217. Самый простой и распространенный метод - это ничего не делать с половыми органами мальчиков.
Недостаток его заключается в том, что есть риск заражения крайней плоти, однако при тщательном уходе за ребенком это встречается исключительно редко. Что касается девочек, то подмывание рассматривается как обязательная гигиеническая процедура.

* Родничек*

218. Не опасайтесь повредить его.

Мягкий участок на голове ребенка - это место соединения четырех костей, образующих верхнюю часть черепа. Постепенно кости срастутся и родничок исчезнет. Размеры родничка у всех детей разные. Пусть вас не пугает, если у ребенка большой родничок. Он просто позже закроется. У некоторых детей роднички закрываются уже в 9 месяцев; как правило, они зарастают в 12-18 месяцев, изредка - только в 2 года. При хорошем освещении видно, как родничок пульсирует в ритме пульсации сердца.
Матери излишне опасаются повредить родничок: он защищен прочной, как брезент, пленкой и практически повредить его невозможно.

* Одежда, свежий воздух и солнце *

219. Как одевать ребенка при комнатной температуре.

Это очень трудный вопрос для врача. Я могу дать лишь очень приблизительный совет. Ребенок, весящий меньше 2,5 кг, должен обогреваться извне (или даже содержаться в инкубаторе), так как он еще не может сам управлять температурой своего тела. Ребенок, весящий от 2,5 до 4 кг, не нуждается в дополнительном обогревании. Он будет прекрасно себя чувствовать при комнатной температуре (20-22°) под одним-двумя легкими шерстяными одеялами, одетый в хлопчатобумажное белье.
К тому времени, когда вес ребенка достигнет 4 кг, его организм научится лучше регулировать температуру тела. Кроме того, под кожей образуется жировой слой, который поможет ему сохранять тепло. Теперь во время сна ребенка в его комнате в прохладную погоду может быть около 16°.
Нет необходимости снижать температуру в комнате ниже 16°. При этой температуре ребенка надо укрыть теплее.
В комнате для игры и еды может быть 20-22°. Такая температура подходит как для новорожденных, весящих свыше 2,5 кг, так и для более старших детей и взрослых. При этой температуре ребенка можно укрыть легким одеялом, а пока он маленький, надевайте ему легкую кофточку поверх распашонки. Матери в большинстве случаев слишком кутают детей, что очень вредно. Если ребенок всегда слишком тепло одет, его тело теряет способность приспосабливаться к изменениям температуры. Такой ребенок скорее простудится. Поэтому лучше надеть меньше, чем излишне много. Наблюдайте за ребенком. Когда ему становится холодно, его щеки теряют краску и он может даже заплакать от холода. Цвет лица - самый точный способ узнать, холодно ли ребенку. Не смотрите, что у него холодные пальцы. Лучше пощупайте шею или ноги или руки.
Надевая ребенку свитер или рубашку через голову, помните, что голова его не круглая, как шар, а яйцевидная. Поэтому сначала соберите руками свитер и затем натягивайте его на голову с затылка вперед. А когда вы снимаете свитер, сначала выньте ручки ребенка из рукавов, затем стяните свитер прежде всего с лица, в то время как противоположная сторона отверстия держится за шею сзади. Потом снимите свитер совсем.

220. Не кутайте ребенка.

Самые лучшие одеяла - шерстяные или синтетические; они одновременно и самые теплые, и самые легкие. Но еще лучше вязаные шали. В них удобнее заворачивать ребенка и вы можете обернуть его столькими слоями, сколько требует температура воздуха, так как они тоньше обычных одеял. Не рекомендуется укрывать ребенка толстыми, тяжелыми одеялами, например стегаными.
Все одеяла и простыни должны быть достаточно большого размера, чтобы их можно было хорошо заправить под матрац, тогда ребенок не будет раскрываться. Клеенки и подкладки нужно заправлять под матрац либо закреплять с помощью тесемок, пришитых к их углам и завязывающихся за прутья спинки или за раму кровати. Матрац должен быть достаточно плоским и жестким, чтобы ребенок не лежал в изогнутом положении. Матрац в коляске должен закрывать все дно коляски. Маленькому ребенку не нужна подушка ни в кровати, ни в коляске.
Детские чепчики должны быть вязаными. Если такой чепчик и сползет на лицо во время сна, то ребенок сможет дышать через него. Можно пользоваться любыми шапочками при условии, что мать находится рядом.
Многие матери пользуются спальными мешками, которые застегиваются на молнию, затягиваются у шеи и привязываются к углам кровати. Конечно, такие мешки очень удобны, но я бы не рекомендовал пользоваться ими по двум причинам: во-первых, ребенок рискует задушить себя, будучи привязанным к кровати и одновременно затянутым около горла; во-вторых, некоторые специалисты-психологи считают, что если ребенок много времени в младенчестве, когда формируются его эмоции, проводит привязанным, беспомощным и неподвижным, это может исковеркать его духовный мир и отнять у него чувство непринужденности.
Вы можете сами сшить для ребенка спальный костюм из толстого одеяла. Или вы можете использовать комбинезон, из которого вырос ваш старший ребенок. Можно также сделать мешок, который будет пристегиваться английскими булавками на уровне подмышек; при этом на ребенка надевают одну или две кофточки. Даже если ребенок встанет в таком мешке, он все равно будет хорошо укрыт. Такой мешок можно сделать из старого одеяла. Продольный шов оставьте открытым сверху на одну треть. Положив ребенка в мешок, запахните две половинки, чтобы они плотно обхватывали тельце, и пристегните двумя английскими булавками на спине, где он до них не доберется. Если погода очень холодная, наденьте два мешка.

221. Свежий воздух.

Изменения температуры воздуха способствуют тому, что организм учится приспосабливаться и к холоду, и к теплу. Банковский служащий скорее простудится в холодную погоду, чем бродяга, который привык к любой погоде. Прохладный и холодный воздух повышает аппетит, румянит щеки и бодрит людей любого возраста. Ребенок, постоянно находящийся в теплой комнате, обычно бледный и аппетит у него плохой.
Холодный воздух суше теплого. Поэтому, когда такой воздух нагревается центральным отоплением, он становится еще суше, особенно, если температура в комнате выше 22°. Сухой, горячий воздух сушит влагу в носу и способствует воспалению слизистой оболочки верхних дыхательных путей. Это причиняет ребенку беспокойство и, по всей видимости, вообще снижает способность его организма сопротивляться инфекциям.
Каждому ребенку (и каждому взрослому) полезно бывать на свежем воздухе 2-3 часа в день, особенно тогда, когда в доме работает центральное отопление.
Во время сна необходимо открывать окно в комнате, чтобы температура
упала до 16°. Когда ребенок не спит, в комнате должно быть 20-22°. Вы должны
иметь дома термометр и смотреть на него несколько раз в день, пока не
научитесь чувствовать, когда температура превышает 22°.
Бывает, что неопытная мать, излишне беспокоясь о ребенке и стремясь
предупредить простуду, держит его в жаркой комнате, да еще тепло укрытым. В
результате у ребенка зимой появляется потница.

222. Когда и сколько надо гулять с ребенком.

Новорожденному, весящему 4,5 кг и больше, полезно бывать на свежем воздухе по 2-3 часа в день. Ребенок, весящий 3,5 кг и больше, безусловно, может бывать на свежем воздухе при температуре 16° и выше. Температура не так важна сама по себе. Холодный и влажный воздух холодит больше, чем сухой воздух той же температуры, а при ветре еще холоднее. Ребенок, весящий 10,5 кг, может гулять при температуре ниже нуля, если нет ветра, желательно на солнце. Зимой лучше всего гулять с ребенком в середине дня (в промежутке между 10-часовым утренним и 2-часовым дневным кормлением). Если вы живете за городом и у вас есть свой дворик, то, когда позволяет погода, вы можете выставлять ребенка на улицу на более длительное время. Пусть его лицо будет некоторое время на солнце, если это не доставляет ему беспокойства (см. раздел 223).
По мере того как ребенок вырастает, увеличиваются периоды его бодрствования и человеческое общество становится ему все нужнее. Поэтому старайтесь не оставлять его одного больше чем на час, если он спит. Даже когда ребенок развлекается сам, около него должны быть люди.
Если вы живете в городе, вам придется возить ребенка в коляске по улице. Теплое белье, брюки и шерстяные чулки очень скрасят родителям эти часы. Если вы любите бывать на воздухе и время вам позволяет, то чем дольше вы будете гулять с малышом, тем лучше.
Летом в жаркую погоду, если в вашей квартире станет очень душно, старайтесь найти прохладное место во дворе. Чем дольше там пробудет ребенок во время сна, тем лучше. Если в вашей квартире прохладно, а на улице жарко, все-таки вывозите ребенка на воздух хотя бы часа на два: на час с утра и на час во второй половине дня.
Когда вы переведете ребенка на трехразовое питание, вам, очевидно, придется изменить часы прогулок. Но правило остается прежним: выводите ребенка гулять минимум на 2-3 часа в день.
Чем старше становится ребенок, тем больше растет его интерес к окружающему. Если после обеда вы выходите с ним гулять, то он может уже не заснуть, как раньше. Поэтому после обеда вам придется положить его спать в комнате. В этом случае у вас останется мало времени для прогулки во второй половине дня, особенно зимой. Можно гулять с ребенком утром 1-2 часа и во второй половине дня еще час. Часы утренней прогулки зависят от часов его утреннего сна. Некоторые дети во второй половине первого года засыпают почти сразу после завтрака, а другие - позже, часов в 11 утра. Если ваш ребенок не может спать в коляске во время прогулки, то для сна вам придется укладывать его в кровать, а гулять с ним в оставшееся время.

223. Солнце и солнечные ванны.

Прямые солнечные лучи содержат ультрафиолетовые лучи, которые способствуют образованию витамина D прямо в коже. Поэтому разумно оставлять ребенка на солнце некоторое время. Но не забывайте о трех предосторожностях. Во-первых, продолжительность солнечных ванн следует увеличивать постепенно, чтобы избежать ожогов, особенно при чистом, прозрачном воздухе и сильном солнце. Следует избегать слишком продолжительных солнечных ванн, даже если кожа постепенно загорает. Сама способность кожи загорать - защитное средство против излишнего солнечного света. Организму необходимо умеренное количество солнечных лучей, он не в состоянии справиться с их излишком. Сильный солнечный ожог так же опасен, как и тепловой. Учтите это и не оставляйте ребенка на солнце слишком долго. Когда вес ребенка достигнет 4,5 кг, начните в теплую погоду облучать его тельце солнечными лучами. В меру упитанный ребенок не замерзнет, если будет полураздет. В прохладную, но солнечную погоду оставьте голенькими только ножки. Лицо маленького ребенка должно быть защищено от сильного солнца.
Зимой, если хотите, можно устраивать солнечные ванны около открытого окна, если в комнате тепло и нет сквозняка. Вначале продолжительность солнечных ванн должна быть 2 минуты. Постепенно увеличивайте это время на 2 минуты каждый день. Половину этого времени облучайте спинку, а половину - животик. Увеличивая продолжительность солнечных ванн, не увлекайтесь. Я бы не советовал держать ребенка на солнце более 30-40 минут, особенно летом. Следите, чтобы ребенок не перегрелся на солнце. Лучше поместить его на ровную поверхность (на подстилку на земле или на полу), а не в коляску. Если его будет обдувать воздухом, он не перегреется. Если ребенок раскраснелся, значит ему слишком жарко.
Если солнечный свет интенсивен (например, на пляже), ребенок должен оставаться в тени все время, по крайней мере первые 2-3 дня. При слишком нежной коже солнечный ожог может произойти даже в тени, настолько сильны могут быть отраженные лучи. Если ребенок уже сидит и ползает, то на солнце необходимо защитить его голову панамкой. Помните, что солнечный ожог проявляется только через несколько часов.

224. Сколько ребенок должен спать.

Матери часто задают этот вопрос. Ответ может дать только сам ребенок. Одному ребенку необходимо спать очень много, а другому - совсем мало. Если ребенок сыт, ухожен, много бывает на свежем воздухе и спит в прохладном помещении, вы можете позволить ему самому решать, сколько ему спать. Большинство новорожденных, если они сыты и желудок работает нормально, спят от кормления до кормления. Но некоторые дети с самого рождения спят мало и совсем не потому, что их что-то беспокоит. Вам незачем принимать какие-либо меры.
Чем старше становится ребенок, тем все меньше он спит. Обычно первый период бодрствования начинается примерно в 4-5 часов вечера. Со временем ребенок будет бодрствовать и в другое время дня. У каждого ребенка свое расписание сна. К концу первого года жизни он будет спать днем скорее всего только 2 раза. А между годом и полутора годами он перейдет на одноразовый дневной сон. Только в младенчестве можно быть уверенным, что ребенок спит столько, сколько хочет. В 2 года ребенок -- сложное человеческое существо. Он может спать меньше, чем требует его организм, из-за возбуждения, беспокойства и по другим причинам.

225. Засыпание.

Желательно приучить ребенка к мысли, что сразу же после еды он должен спать. Некоторые дети любят поиграть после еды. Я бы советовал постараться отучить их от этой привычки. Приучайте ребенка засыпать в своей кровати без чьего бы то ни было присутствия, по крайней мере после 3 месяцев, когда его перестанут беспокоить колики от газов.
Большинство детей привыкают как к тишине, так и к умеренному шуму. Поэтому не нужно ходить на цыпочках и шептать. Этим вы только приучите его к тишине и он будет легко просыпаться от неожиданных звуков. Если ребенок привык к обычным домашним звукам, то вы спокойно можете принимать гостей в соседней комнате, смотреть телевизор или слушать радио. Вы можете даже входить в комнату ребенка, не разбудив его.

226. На спине или на животе.

Большинству детей удобнее спать на животе с самого рождения, в особенности страдающим от газов, так как давление на живот частично облегчает эти боли. Другие дети спят и на животе, и на спине, либо только на спине. Лежание на спине имеет два недостатка. Во-первых, если ребенка вырвет, то он может захлебнуться своей рвотой; во-вторых, когда ребенок спит на спине, его голова всегда повернута в сторону, противоположную стене, поэтому она может сплющиться с одной стороны. Это не повредит его мозг и форма головы со временем выправится, но не сразу (на это может потребоваться около 2 лет). Избежать деформации головы можно, укладывая ребенка в постель головой то в одну сторону, то в другую, где раньше были его ноги. Он все равно будет поворачивать голову в ту сторону, куда ему нравится смотреть, и, таким образом, его голова будет лежать половину времени на одной стороне, а половину - на другой. Через несколько недель после рождения ребенок выбирает позу - на спине или на животе - и заставить его изменить эту позу трудно.
Желательно приучать ребенка с самого рождения спать на животе, если он не возражает. Впоследствии, когда он научится переворачиваться, он сможет сам изменить позу, если захочет.

227. Попробуйте приучить ребенка просыпаться утром позднее или приучите его спокойно дожидаться, пока проснетесь вы.
Новорожденные обычно просыпаются непростительно рано - в 5-6 часов утра. Но во второй половине первого года дети сами хотят поспать подольше. Многие родители вырабатывают привычку просыпаться и бежать к ребенку, как только тот пошевелится. Тем самым они лишают его возможности снова заснуть или спокойно поиграть в своей кроватке в ожидании, когда проснутся родители. В результате их ребенок может просыпаться раньше 7 часов утра даже в 2-3 года. Ребенок, привыкший к тому, что к нему подходят, как только он проснется, будет этого требовать. Поэтому, если вы хотите вставать утром в 7-8 часов, попробуйте следующий метод: заведите будильник на 5 минут позже, чем ваш ребенок обычно просыпается. Затем каждые несколько дней заводите его еще на 5 минут позже. Возможно, проснувшись раньше звонка будильника, ребенок научится засыпать снова или будет спокойно лежать. Если проснувшись, он плачет, подождите немного, - может быть, он успокоится. Но, конечно, если не успокаивается и плачет все сильнее, то вам придется встать. Но попробуйте проделать то же самое через месяц.

228. После 6 месяцев, если есть возможность, поместите ребенка в отдельную комнату.
Ребенок с самого рождения может спать в отдельной комнате, если это вам удобно и если вы достаточно близко, чтобы услышать его плач. Если же вначале его кроватка находится в комнате родителей, то в 6-месячном возрасте желательно переместить ребенка в другую комнату. Я бы не рекомендовал оставлять ребенка на ночь в комнате родителей после 9 месяцев. Ребенок привыкает спать с родителями и будет бояться спать в их отсутствие. Чем он старше, тем труднее перевести его в отдельную комнату.
Кроме того, ребенка может испугать половой акт родителей, он не поймет, что происходит, и испугается. Родителям покажется, что ребенок спит, но детские психиатры утверждают, что часто ребенок просыпается и лежит молча в страхе, а родители этого не замечают. Однако не подумайте, что риск испугать ребенка или сделать его слишком зависимым от родителей так уж велик. Если вам больше негде держать ребенка, кроме своей комнаты, отгородите его кровать занавеской или ширмой.

229. Не кладите ребенка в свою постель.

У маленьких детей бывают периоды, когда они просыпаются в испуге ночью и приходят в комнату родителей, отчаянно плача. Родители берут ребенка в свою постель. В такой момент это кажется им самой практичной мерой, но это ошибка. Даже, когда ребенок перестанет пугаться по ночам, он может продолжать приходить к родителям, полюбив спать в их теплой уютной кровати. Вам будет трудно отлучить его от этой привычки. Поэтому, если ребенок приходит к вам в комнату ночью, успокойте его, но будьте тверды и положите обратно в кровать. Я думаю, разумно ни под каким предлогом не брать ребенка в родительскую кровать.

* Когда ребенок не спит *

230. Спокойное дружелюбие должно быть главной чертой ваших отношений с ребенком.
Когда вы его кормите, одеваете, купаете, разговариваете с ним, меняете пеленку, держите его на руках или просто находитесь с ним в одной комнате, он все больше осознает, как много он значит для вас, а вы для него. Когда вы его ласкаете, обнимаете и показываете ему, что он самый лучший малыш на свете, вы делаете его счастливым. Ласка имеет такое же значение для эмоционального развития ребенка, как молоко -- для физического. Может быть поэтому мы, взрослые, всегда стремимся доставить ребенку удовольствие, инстинктивно начиная сюсюкать, кивать головой и т.п. Так ведут себя даже солидные и необщительные люди. Главный недостаток родительской неопытности - излишне серьезное отношение к родительским обязанностям, которое мешает получить удовольствие от материнства. В этом случае и мать, и ребенок лишаются огромной радости в жизни.
Разумеется, я не имею в виду, что вы должны без передышки болтать с ребенком все время, когда он не спит, или постоянно трясти и щекотать его. Это его только утомит, а в конце концов приведет к внутренней скованности или к избалованности. И для ребенка, и для матери важнее ласковое дружелюбие. Оно проявляется в тепле ваших рук, в любящем мирном выражении вашего лица, в нежных интонациях вашего голоса.

231. Дружелюбие без баловства.

Конечно, ребенку полезно находиться недалеко от матери (братьев и сестер, если они есть), когда он не спит, чтобы он мог видеть мать, лепетать, обращаясь к ней, слышать ее голос. Но неразумно постоянно носить ребенка на руках или развлекать его, не оставляя одного ни на минуту. Общество матери доставляет ребенку огромное удовольствие и приносит ему пользу, но в то же время ребенок должен научиться занимать себя сам. Бывает, что мать настолько обожает своего первенца, что держит его на руках, играет с ним все время, пока он не спит. Ребенок может привыкнуть к постоянному вниманию матери и постепенно будет становиться все более требовательным (см. разделы 256, 257).

232. Игрушки.

Чем старше становится ребенок, тем все больше увеличиваются периоды его бодрствования, особенно во второй половине дня. Пока дети не спят, они ищут чьего-либо общества и им хочется чем-то заняться. В 2, 3 и 4 месяца дети любят смотреть на яркие движущиеся предметы. На прогулке они с удовольствием наблюдают за движениями листьев, за игрой света и теней. Дома они изучают свои ручки, рисунок обоев. Вы можете подвесить яркие пластиковые игрушки на веревочке, протянутой между перилами кровати. Повесьте их достаточно высоко (а не у самого носа ребенка), но так, чтобы он смог достать их, когда начнет тянуться к предметам. Вы можете сами сделать вертушки из картона, оклеенного цветной бумагой, которые вращаются при малейшем ветерке. Подвесьте их к потолку или к люстре, чтобы ребенок не смог дотянуться до них, так как они слишком хрупки для игры и не подходят для жевания. Можно также подвешивать предметы домашнего обихода: ложки, пластиковые чашки и др. Помните, что в конце концов все попадает ребенку в рот. Около 6 месяцев главной радостью для него будет хватать, держать и брать в рот разнообразные предметы: погремушки, куклы, игрушечных животных, предметы домашнего обихода. Не разрешайте ребенку брать в рот и грызть предметы, покрашенные краской, содержащей свинец. Не позволяйте ему играть с целлулоидными игрушками, так как он сможет откусить маленькие острые кусочки. Не давайте ребенку бусы и другие мелкие предметы, которые он сможет проглотить и подавиться. Из резиновых игрушек удалите металлические пищалки.
Во второй половине дня, когда ребенку наскучит лежать в кроватке, кладите его в манеж, который вы поместите недалеко от того места, где вы работаете или просто сидите. Если вы вообще собираетесь пользоваться манежем, начинайте приучать к нему ребенка с 3-4 месяцев, прежде чем он научится сидеть и ползать и познает прелесть свободного передвижения. В противном случае ребенок воспримет манеж как клетку. Когда он научится сидеть и ползать, он будет развлекаться, передвигаясь от одного предмета к другому. Когда ребенку надоест находиться к манеже, посадите его за столик или в креслице-качалку. А когда ему и там надоест, спустите его на пол. Это ему и полезно, и приятно.

233. Манеж.

Иметь манеж совсем не обязательно. Некоторые психологи и врачи не одобряют эту идею, считая, что манеж не дает ребенку возможности исследовать окружающий мир и вырабатывать независимость. Это, конечно, не доказано. Манеж - очень практичная и полезная вещь, особенно для занятой матери. Помещенный на кухне или в комнате, где работает мать, манеж дает ребенку возможность быть с людьми и видеть все, что происходит вокруг. Позже ребенок будет развлекаться, выбрасывая игрушки из манежа и получая их назад. Когда ребенок начнет вставать, он сможет цепляться за его поручни, одновременно имея прочное основание под ногами. В хорошую погоду можно выставлять манеж на веранду, балкон или во двор, откуда ребенок будет наблюдать все происходящее.

234. Креслице-качалка.

Оно может пригодиться, когда ребенок научится сидеть прямо, и до того, как он научится ходить. Если основание креслица недостаточно длинное, то ребенок может, сильно раскачавшись, перевернуться. Отец может исправить эту беду, удлинив полозья качалки или ограничив амплитуду качания.
Не следует слишком долго держать ребенка в креслице-качалке. Ребенку нужно время, чтобы ползать и учиться стоять.

235. Меконий.

В первые 2-3 дня стул новорожденного состоит из вещества, называемого меконием, черно-зеленого цвета, жидкого и вязкого. Затем его цвет становится желто-коричневым. Если в течение 2 дней после рождения у ребенка стула нет, следует посоветоваться с врачом.

236. Стул у ребенка при грудном вскармливании.

Стул может быть несколько и даже много раз в день. В первые недели стул у новорожденного может быть после каждого кормления. Цвет обычно светло-желтый. По консистенции кал новорожденного обычно похож на густой суп-пюре или на тесто и практически никогда не бывает слишком твердым. В первые 2-3 месяца стул ребенка бывает то часто, то редко. У одних детей он бывает каждый день, а у других - только через день или через два. Это может испугать мать, которая привыкла считать, что стул должен быть каждый день. Вам не о чем беспокоиться, если ребенок хорошо себя чувствует. Кал ребенка, находившегося на грудном вскармливании, остается мягким, даже если он бывает через 2-3 дня.
Бывает, что ребенок с трудом выдавливает кал, накопленный за 2-3 дня, а по консистенции он как суп-пюре. Я могу это объяснить только тем, что кал настолько жидкий, что он не создает достаточного давления на внутренность заднего прохода. Обычно при введении твердой пищи в питание ребенка стул налаживается. Посоветуйтесь с врачом, он может рекомендовать ввести твердую пищу раньше. Две-четыре ложки пюре вареного чернослива помогут ребенку. Слабительные средства в таких случаях не нужны. Избегайте употреблять слабительное или клизму регулярно, так как ребенок привыкнет к ним. Попытайтесь обойтись черносливом или другой твердой пищей.

237. Стул у ребенка при искусственном вскармливании.

Сначала стул бывает 1-4, а иногда и 6 раз в день. Число испражнений не имеет значения, если консистенция кала нормальная и ребенок хорошо прибавляет в весе.
Кал ребенка, питающегося коровьим молоком, бывает светло-желтого или бежевого цвета. Однако у некоторых новорожденных кал напоминает мягкую яичницу или кусочки творога в жидкой среде. Если ребенок чувствует себя хорошо и нормально прибавляет в весе, то вам не о чем беспокоиться.
Наиболее часто встречающаяся трудность, которая возникает при искусственном вскармливании, - это предрасположенность к запорам (см. раздел 269). В первые месяцы у детей, находящихся на искусственном вскармливании, редко бывает жидкий, зеленоватый или створоженный кал. Если вы увеличите количество сахара в молочной смеси, то качество стула ухудшится. Если стул новорожденного характеризуется упомянутыми признаками, необходимо как можно чаще показывать ребенка врачу. Попробуйте совсем исключить сахар из питания ребенка. Но, если у ребенка всегда несколько жидкий стул, а он при этом весел, хорошо прибавляет в весе и врач не находит никакой болезни, то вы можете считать стул нормальным.

238. Изменения в стуле.

Вы убедились, что если ребенок хорошо прибавляет в весе и его стул всегда одинаков, то консистенция и цвет кала не имеют значения. Но, если стул резко меняется по качеству, необходимо посоветоваться с врачом. Если, например, как был вязким, а затем вдруг стал жиже с кусочками непереваренной пищи и участился, это может быть признаком расстройства пищеварения. Если кал стал очень жидким, частым, зеленоватым по цвету и имеет другой запах, то это почти наверняка означает кишечное заболевание (понос) в тяжелой или легкой форме. Если стула долго не было, а потом появился кал необычно жесткий и сухой, то иногда (но не обязательно) это означает начало простуды или другого заболевания. Дело в том, что инфекция не только уменьшает аппетит, но изменяет функцию кишечника. Вообще говоря, изменения цвета и частоты стула не так важны, как изменения консистенции и запаха.
В жидком стуле часто бывает слизь, наличие которой подтверждает заболевание кишечника. Слизь попадает в кал, если у ребенка насморк или бронхит. Часто у здоровых новорожденных в первые недели образуется много слизи.
Когда в питание ребенка вводят новый вид овощей, часть их может выйти в кале непереваренными. Если при этом кал становится жиже и в нем появляется слизь, в следующий раз давайте ему совсем немного этих овощей. В противном случае продолжайте давать то же количество или постепенно увеличивайте порции, пока ребенок не привыкнет к этому виду овощей. От свеклы кал может окраситься в красный цвет. На воздухе кал может стать коричневым или зеленым. Это ничего не означает.
Следы крови на поверхности кала говорят о том, что на стенках прямой кишки имеются царапины от слишком твердого кала. Хотя это не заболевание, но все-таки обратитесь к врачу, чтобы вовремя вылечить ребенка от запора. Запор оказывает вредное влияние не только на физическое, но и психическое состояние ребенка (см. раздел 362).
Если в кале много крови, что бывает крайне редко, то причиной может быть неправильное строение кишечника либо тяжелая форма поноса, либо инвагинация (см. раздел 671). Незамедлительно вызовите врача или доставьте ребенка в поликлинику.
О поносе см. раздел 275-277.

* Пеленки *

239. Как пользоваться пеленками.

Это зависит от размеров и ребенка, и пеленки. Главный принцип: самая толстая часть пеленки должна находиться там, куда попадает больше всего мочи, но не складывайте пеленку слишком много раз, иначе ребенку будет трудно сдвинуть ножки.
Большинство матерей меняют пеленку перед кормлением и после него. Но очень занятые матери находят, что достаточно менять пеленку либо до кормления, либо после, что экономит время и стирку.
Если ребенок много мочится, так, что вся кровать становится мокрой, можно использовать сразу две пеленки. Но вторую кладите не между ног, как первую, а оберните вокруг бедер.
После испражнения можно вытирать ягодицы ребенка детским кремом, глицерином либо простой водой и ватой. Если есть необходимость, можно помыть ягодицы с мылом (тщательно смывайте мыло). Меняя мокрую пеленку, не обязательно подмывать ребенка.

Наступил долгожданный момент. Вас и вашего ребенка наконец-то выписывают из роддома домой. Пока вы находились в роддоме, вам в уходе за ребенком помогал персонал отделения, и все казалось ясным и понятным. Но когда вы остались дома, один на один со своим крохой все представляется гораздо сложнее. Чтобы вы не растерялись, еще раз поговорим о гигиене новорожденного.

Как ухаживать за пупочной ранкой

Зачем и почему? Пуповинный остаток отпадает обычно на 3-5 день жизни ребенка. На его месте остается так называемая «пупочная ранка», которая заживает к 10-14 дню жизни. Для того, чтобы ускорить процесс заживления и предотвратить попадание инфекции в ранку, за ней необходимо ежедневно ухаживать. Удобнее обрабатывать пупочную ранку после купания ребенка. Это совсем не сложно, Вы справитесь!


Итак, Вам понадобится: стерильные ватные палочки, 3% раствор перекиси водорода, спирт салициловый.

  • Сначала нужно: снять с рук кольца, часы, тщательно вымыть руки.
  • Распеленать малыша, при необходимости подмыть его и уложить на пеленальный стол.
  • Большим и указательным пальцами левой руки развести края пупочного кольца (указательным пальцем потянуть кожу над пупком вверх по направлению к груди, а большим – кожу под пупком вниз).
  • Теперь возьмите в правую руку флакон с перекисью и капните 1-2 капли прямо на пупочную ранку. Подождите секунд 20-30, пока перекись будет шипеть и пениться – она вымывает отмершие корочки, очищая ранку. Продолжая удерживать левой рукой кожу в области пупка, возьмите правой рукой стерильную ватную палочку и аккуратными промокательными движениями просушите пупочную ранку. Не нужно пытаться снять те корочки, которые не отделились самостоятельно – их время еще не наступило. Возможно, они отпадут завтра или через день.
  • Возьмите другую ватную палочку, обмакните в салициловый спирт, снова разведите края пупочного кольца. Аккуратно, но тщательно промокните палочкой пупочную ранку, а затем протрите кожу вокруг пупка круговым движением.
  • Пусть спирт подсохнет несколько секунд
  • Вот и все. Можно надеть на малыша подгузник и запеленать его.

Как подмывать новорожденного ребенка

Зачем и почему? Кожа у малышей гораздо нежнее, чем у взрослых, раздражения и опрелости возникают очень легко, поэтому нужно подмывать ребенка каждый раз, после того, как у него был стул. Кроме того, содержание кожи в чистоте помогает вырабатывать Вашей крохе первые навыки опрятности.


Если вы находитесь вне дома, можно вместо подмывания воспользоваться специальными детскими салфетками, но не стоит совсем заменять мытье такой упрощенной обработкой кожи.

Маленькая хитрость. Младенцы, как правило, имеют привычку опорожнять кишечник после каждого кормления или во время него. Отсюда следует вывод, что подмывание перед едой – дело неблагодарное.

  • Первым делом надо закатать рукава, снять с рук кольца, часы, отрегулировать температуру и напор проточной воды. Подготовьте тонкую пеленку, чтобы просушить кожу после подмывания. Очень удобно просто повесить ее себе на плечо всегда будет под рукой.
  • Распеленайте малыша, снимите с него подгузник.
  • Держать ребенка удобнее левой рукой, а правой подмывать.
  • Мальчика при подмывании держат лицом вниз. Возьмите ребенка так, чтобы грудью он лежал поперек Вашего предплечья, при этом пальцами левой руки Вы будете держать его плечо. Как ни странно, но повиснув в такой позе, малыш не испытывает ни малейшего неудобства.
  • Девочку нужно подмывать только спереди назад, чтобы не загрязнять половые органы. Положите ребенка спиной на предплечье своей руки, так, чтобы голова находилась на локтевом сгибе, а пальцами Вы будете держать ее за левое бедро. Такое положение позволяет надежно удерживать малышку, а Вам оставляет полную «свободу действий».
  • Подмывайте ребенка, набирая воду в ладонь, аккуратными движениями сверху вниз, тщательно удаляя загрязнения с кожи. Особенно важно промыть все кожные складочки, где грязь может скапливаться, вызывая раздражение. Не используйте мыло без крайней необходимости, вполне достаточно мытья с мылом один раз в неделю.
  • Подмывая девочку, не нужно «тереть» половые органы, так как слизистая оболочка очень нежная. Кроме того, чересчур усердное мытье удаляет защитную смазку, которая предохраняет половые органы от попадания болезнетворных микробов.
  • После мытья подсушите кожу малыша. Сначала накиньте пеленку на нижнюю часть тела ребенка и перенесите его на пеленальный стол. Затем тщательно промокните половые органы, паховые, ягодичные и подколенные складки.
  • При необходимости (наличие раздражений) обработайте кожные складки небольшим количеством детского масла.
  • Ваша кроха снова довольна жизнью. Теперь хорошо бы «проветрить попу» минут 5-10, перед тем, как надеть новый подгузник.

Зачем и почему? Купание новорожденного (гигиеническая ванна) проводится всем здоровым детям после отпадения пупочного остатка. До заживления пупочной ранки рекомендуется купать малыша в кипяченой воде или в проточной воде, но в нее нужно добавить раствор марганцовки (марганцовокислого калия).

Пока Вашему малышу не исполнилось шесть месяцев, желательно купать его ежедневно, во втором полугодии жизни можно делать это через день. Как правило, деткам очень нравится купаться, ведь до рождения вода была их родной стихией. В воде мышцы расслабляются, ребенку комфортно и спокойно. Продолжительность купания на первом году жизни 5-10 минут. Мытье с мылом проводится не чаще одного раза в неделю. Желательно купать ребенка не ранее, чем через час после кормления, лучше всего – за 10-15 минут перед вечерним кормлением.


Купать новорожденного ребенка удобнее вдвоем, чаще всего в помощники призывают папу, а во многих семьях купание младенца – исключительно папина «почетная миссия». Большие и надежные мужские руки с поразительной нежностью держат крошечное тельце малыша, что способствует зарождению и развитию тесного контакта ребенка с отцом, который в эти минуты чувствует себя очень нужным. Но если Вам предстоит обходиться без помощника – не волнуйтесь, Вы прекрасно справитесь самостоятельно.

Важно! Если малыш нездоров, у него поднялась температура или появились признаки раздражения кожи лучше отложить купание до консультации с детским врачом-педиатром.

Вам понадобится: ванночка детская, кувшин с теплой водой для ополаскивания малыша, специальный водный термометр, детское мыло, махровая «рукавичка, большое махровое полотенце, пеленка, детское масло, пеленальный стол с подготовленной одеждой для ребенка, ватные палочки с ограничителями или ватные тампоны.

Если пупочная ранка еще не зажила, подготовьте две емкости с холодной и горячей кипяченой водой или раствор марганцовки для добавления в проточную воду. Раствор марганцовки нужно добавлять в воду «по каплям», пока вода не окрасится в слабо-розовый цвет. Перед использованием марганцовки убедитесь, что кристаллы полностью растворены, так как попадание кристалла марганцовки на кожу может вызвать ожог.

Температура воздуха в помещении во время купания ребенка должна быть 22-24 градуса. Купать малыша можно в ванной комнате, если она достаточно просторна, или в кухне.

  • Прежде всего, нужно подготовить ванночку – вымыть щеткой с мылом и ополоснуть кипятком. Поставьте ванночку в устойчивое, удобное положение и наполните ее водой на ½ объема. В начале наливают холодную, а затем горячую воду во избежание образования пара. Теперь нужно погрузить термометр в воду. Температура воды в ванночке должна быть 37-37,5 градусов. Измерять температуру воды локтем можно только при наличии достаточного опыта, термометром всегда надежнее.
  • На пеленальном столе разложите одежду для малыша, сверху постелите полотенце, на него положите пеленку для вытирания. Впрочем, пеленку можно положить около ванночки, чтобы Вам было удобнее взять ее.
  • Разденьте ребенка, если нужно – подмойте. Возьмите малыша так, чтобы головка лежала на предплечье Вашей левой руки, а пальцами придерживайте левый плечевой сустав ребенка (большой палец обхватывает плечо сверху, другие пальцы расположить в подмышечной впадине). Правой рукой поддерживайте ягодицы и ножки ребенка.
  • Медленно погрузите ребенка в ванночку: сначала ягодицы, затем ножки и туловище. Левой рукой продолжайте поддерживать головку ребенка, правая рука свободна для мытья. Уровень воды должен доходить малышу до подмышек.
  • Покачивайте ребенка на воде вперед-назад, вправо-влево. Ваши движения должны быть плавными, неторопливыми. Улыбайтесь малышу, ласково разговаривайте с ним.
  • Если предполагается мытье ребенка с мылом, то «рукавичку» надевают на правую руку. Намыливайте тело мягкими круговыми движениями и сразу ополаскивайте намыленные участки. Вначале мойте голову ото лба к затылку, затем шею, ручки, грудь, живо, ножки. Тщательно промойте складки кожи. В последнюю очередь мойте ягодицы и половые органы.
  • Извлеките ребенка из воды спинкой кверху. Ополосните тело и вымойте лицо малыша водой из кувшина. Накиньте на ребенка пеленку, положите его на пеленальный стол, осушите кожу осторожными промокательными движениями.
  • Просушите ушные раковины ватными палочками с ограничителями или тампонами из ваты.
  • Смажьте складочки кожи детским маслом. При необходимости обработайте пупочную ранку.
  • Запеленайте или оденьте ребенка.

Теперь Вашей крохе для ощущения полного счастья неплохо бы покушать и спать.

Утренний туалет новорожденного

Зачем и почему? Все мы знаем, что «чистота – залог здоровья», поэтому каждый день умываемся, чистим зубы, принимаем душ или ванну. Без этих привычных гигиенических процедур человек чувствует себя не комфортно. Для новорожденного ребенка ежедневный уход за кожей имеет гораздо большее значение, чем для взрослого человека, кроме того, первые навыки чистоты начинают формироваться неосознанно уже в столь раннем возрасте.


Ежедневный туалет малыша состоит из умывания, обработки глаз, носа, кожных складок. До заживления пупочной раки ее также необходимо обрабатывать ежедневно. Подмывать ребенка нужно после ночного сна и в течение дня всякий раз после того, как у ребенка был стул. Ушные раковины обрабатывают по необходимости в случае загрязнения и подсушивают после каждого купания. Ногти малышам подстригают по мере отрастания.

Вам понадобится: ватные диски (косметические подушечки), вата для изготовления жгутиков, масло детское или вазелиновое, емкость с теплой кипяченой водкой, емкость для использованных материалов, ножницы с закругленными концами, ватные палочки с ограничителями, набор для обработки пупочной ранки.

  • Сначала нужно снять с рук кольца, часы и вымыть руки. Подготовьте все необходимое: откройте флакон с маслом,
  • емкость для воды вымойте с мылом, ошпарьте кипятком, заполните теплой кипяченой водой,
  • скрутите из небольших кусочков ваты жгутики для носа длиной около 3 см и диаметром 2-3 мм,
  • подготовьте набор для обработки пупочной ранки.

Теперь, когда у Вас все под рукой, приступим к делу!

Умывание и уход за глазами

Умывание новорожденного ребенка проводится теплой кипяченой водой с помощью ватных дисков. Детей старше 3-х месяцев можно умывать проточной водой.

Возьмите ватный диск, смочите водой, слегка отожмите (чтобы не текло). Протрите личико малыша в следующей последовательности: лоб, щеки и, в последнюю очередь, область вокруг рта. Сбросьте этот диск в отходы.


Затем обработайте глаза отдельными для каждого глаза ватными дисками, смоченными теплой кипяченой водой, от наружного угла глаза к внутреннему.

Возьмите сухой ватный диск и просушите лицо ребенка в той же последовательности.

Уход за носовыми ходами

Носовые ходы новорожденного ребенка прочищают при наличии в них корочек мягкими жгутиками из ваты, смоченными вазелиновым или детским маслом.


Не используйте ватные палочки на твердой основе. Правую и левую ноздрю очищают поочередно отдельными жгутиками. Жгутики вводят в нос осторожными вращательными движениями, не глубже, чем на 1-1,5 см.

Уход за складками кожи

Для обработки складок кожи используется детское или вазелиновое масло. Достаточно удобны готовые детские салфетки с масляной пропиткой. Маслом можно смочить ватный диск, а можно просто нанести его на свои ладони.

Важно! Нельзя пользоваться одновременно маслом и присыпкой, потому что присыпка в этом случае будет скатываться в комочки, которые могут вызывать раздражение кожи и опрелости.

Сначала смажьте складки верхней половины тела (сверху вниз) – заушные, шейные, подмышечные, локтевые, лучезапястные. Затем другим тампоном складки нижней половины тела (снизу вверх) – голеностопные, подколенные, паховые, ягодичные.

Теперь, чтоб малыш не был похож на масляный пончик, излишки масла с кожи нужно удалить сухим ватным диском.

Уход за ушными раковинами

Ушные раковины и наружные слуховые проходы после купания нужно просушить от воды. Очень удобно пользоваться готовыми «ушными» ватными палочками с ограничителями. Если их нет, можно сделать из ваты маленькие тампончики. Аккуратными промокательными движениями просушите ушки малыша, используя отдельные тампоны.


Если в наружном слуховом проходе скопились выделения (ушная сера), то нужно очистить их с помощью ватных палочек с ограничителями или ватных жгутиков, смоченных вазелиновыми или детским маслом. Вводите жгутик в наружный слуховой проход осторожными вращательными движениями на глубину не более 0,5 см. Для каждого слухового прохода используйте отдельный жгутик.

Подстригание ногтей

Ногти новорожденному ребенку нужно подстригать по мере их отрастания на руках и ногах для того, чтобы малыш не оцарапал сам себя. Удобны и безопасны специальные детские ножницы с закругленными концами.

Маленькая хитрость. Многих мам пугает одна только мыль, что придется подрезать ноготки на таких крошечных пальчиках, которые постоянно находятся в движении. Поэтому всем будет спокойнее, если делать эту «тонкую работу, когда малыш спит.


Возьмите ручку ребенка так, чтобы свободными оставался только один палец, на котором Вы собираетесь подрезать ноготь. Захватываете пальчик большим и указательными пальцами своей левой руки, придерживая с двух сторон, а остальными пальцами левой руки Вы можете придерживать другие пальчики ребенка.

Ногти на руках подстригают в форме полукруга, на ногах – по прямой линии, чтобы избежать в будущем такой неприятности, как врастание ногтя. Подрезать ногти нужно непрерывными движениями ножниц, а не «по кусочкам». Проверьте, пожалуйста, не осталось ли выступающих острых частей на ноготках.

Не забудьте тщательно собрать обрезанные ногти, чтобы они, затерявшись в складках одежды и белья, не травмировали кожу малыша.

Не удивляйтесь. Мыть руки правильно умеет только 5% взрослых. А для детей необходимость процесса вообще не очевидна.

Добиться самостоятельного, без напоминаний, мытья рук ребёнком – задача не из лёгких. Попытка запугивания – обычная родительская тактика – срабатывает не всегда, потому что малыш ещё не способен устанавливать такие сложные взаимозависимости.

Хотя с особо впечатлительными детками это удаётся. В моей практике был только один ребёнок (к счастью один), панически боявшийся микробов. Почему к счастью? Потому что формирование фобий (психических проблем) вместо физиологических болей и расстройств – это не выход.

Остаётся единственный адекватный вариант – играть, сделав гигиеническую процедуру привлекательной.

Моем руки правильно

Купим мыло

  1. Детки 2-3 лет уже собственники. Пусть у ребёнка будет своё мыло, которое вы купите вместе с ним. Пусть мыло будет в красивом контейнере, приятно пахнущее и хорошо пенящееся, возможно фигурное (фигурки животных, предметов)
  2. Важно! Мыло должно быть безопасным для кожи малыша, pH-нейтральное, лучше специальное жидкое, содержащее не щелочные, а поверхностно активные компоненты. Они отлично смывают грязь, не нарушая природной защиты кожи. На мокром куске мыла могут остаться микробы. Чтобы оно побыстрее высыхало, подберите подходящую мыльницу с дырками для стекания воды.
  3. Полезно ли мыть руки детям антибактериальным мылом? В конкретных условиях, например, поездке, полезно. Только имейте ввиду: антибактериальное мыло подавляет и патогенную, и нормальную микрофлору. Поэтому небезопасно применять его постоянно.
  4. Можно мыть руки с мылом натуральным, ручной работы? Очень осторожно. В нём содержатся вытяжки из трав, мёд и прочие компоненты, способные спровоцировать аллергические реакции.

Алгоритм гигиенической процедуры

Повторимся.Как моем руки мы, взрослые? Это удивительно, но правильно моют руки лишь 5 % взрослых (источник – Мичиганский университет). Об эксперименте учёных Мичиганского университета рассказывает доктор Агапкин. И повторяет этот эксперимент.

Правило. Чтобы руки были чистыми, их надо мыть с мылом не менее 30 секунд.

Правило. Хотите научить ребёнка, учитесь сами правильно мыть руки. Он повторяет действия взрослого.

  1. Засучи рукава;
  2. Открой край (с помощью взрослого сделай тёплую воду);
  3. Намочи руки;
  4. Тщательно намыль руки мылом. Вымой ладошки, тыльную сторону, пальцы;
  5. Смой мыло водой;
  6. Сомкни пальцы рук в «замочек» и стряхни лишнюю воду;
  7. Вытри руки своим чистым полотенцем.

В детском саду индивидуальное полотенце обозначается определённой картинкой. Первоначально малыш ориентируется на неё. Дома полезно поступить также.

Полотенце обязательно просушивается. Следует помнить: полотенце отличная среда для микроорганизмов. Его сложно содержать идеально чистым. Выход: чаше менять.

Разговаривайте с малышом, умывая его. Умываться – хорошо, красиво, быть грязнулей – плохо, некрасиво. Не смущайтесь возрастом малыша: дети очень рано понимают «красиво – не красиво». Одна мамочка, показывая умытого (но не любившего умывание) ребёнка в зеркале, говорила: смотри, какой красивый парень!

Алгоритм в картинках

В каждом детском саду в группах раннего возраста имеется алгоритм мытья рук в картинках.

Полезно иметь картинный алгоритм и дома. Малышу раннего возраста, а также даунятам, ребятишкам с расстройствами аутического спектра и другими нарушениями образная опора чрезвычайно полезна (и в более позднем возрасте). Словесных инструкций маловато будет.

Сопровождение гигиенических процедур

Нашим мудрым народом придумано много присказок, поговорок, потешек, сопровождающих гигиенические процедуры ребёнка.

«Что бы было, что бы было, если не было бы мыла?

Если не было бы мыла, Таня грязной бы ходила!

И на ней бы, как на грядке, рыли землю поросятки!»

Часть мы поместили на ролик.

Ребятам постарше помогут разобраться с необходимостью мыть руки с мылом детские обучающие мультфильмы.

Большинство ребят любят поплескаться в воде. Это обстоятельство тоже полезно использовать для выработки привычки мыть руки.

  1. Разрешите самостоятельно открывать кран, предварительно показав как сделать тёплую водичку.
  2. Приветствуется помывка пластиковой или резиновой игрушки для ванной.

Не браните малыша за пролитую воду и намокшую одежду. Со временем он всему научится.

Наверное, нет на свете такого человека, который бы не слышал фразу «руки мой перед едой». Однако, эту процедуру необходимо выполнять в течение дня намного чаще, не только перед приемом пищи, но и после улицы, поездок в общественном транспорте.
Но так ли это просто - правильно вымыть руки? Давайте обсудим вопросы, касающиеся этой процедуры.

Как правильно?
Учеными Мичиганского университета доказано, что приблизительно 5% взрослого населения умеет правильно мыть руки. Дети, в большинстве своем, делают это поспешно, следовательно, неверно.
Малыши очень внимательны к поведению и поступкам родителей, поэтому взрослым самим необходимо научиться мыть руки, а также обучить этим навыкам своего ребенка.
Приучать малыша мыть руки необходимо с самого детства. Уже на первом году жизни, когда малыш активно познает мир, родителям в ненавязчивой форме нужно говорить о пользе воды и личной гигиене. Умывая вместе с ним личико или смывая грязь с ладошек, обязательно проговаривайте, зачем вы это делаете, что очень некрасиво и плохо, когда на кожице грязь и вредные микробы, которые смогут навредить организму, вызвать болезни. А после мытья ручек акцентируйте внимание на том, как хорошо, что малыш чистый и аккуратный.
Процедура мытья рук в жизни ребенка должна быть своеобразным ритуалом, который повторяется изо дня в день, таким же естественным, как и одевание, купание или прием пищи. Не забывайте о небольших поговорках, которые помогут запомнить малышу, в каких случаях ручки надо вымыть, например: «руки мой перед едой», «если ты пришел домой, руки с мылом сразу мой», «быть грязнулей не годится, будем ручки мыть водицей» и так далее.

В идеале, алгоритм мытья рук должен выглядеть следующим образом:
Засучить рукава;
Открыть край с теплой водой;
Намочить руки;
Используя мыло, тщательно намылить руки до образования пены (делать это необходимо не менее 20-30 секунд, промывая каждый пальчик, межпальцевые промежутки и запястья);
Смыть пену теплой водой (ополаскивание должно производиться от пальчиков к запястью, при этом ладошки приподняты «ковшиком»);
Просушить кожу чистым полотенцем.
Помните, у каждого члена семьи должно быть индивидуальное полотенце, которое необходимо часто менять и не допускать, чтобы оно долго оставалось влажным. В период заболеваний более гигиенично пользоваться одноразовыми салфетками или полотенцами, так как обычное махровое или вафельное полотенце могут накапливать микроорганизмы, и содержать их в идеальной чистоте крайне сложно.

Обратите внимание! Кран должен быть чистым перед тем, как вы закроете воду. Почему?
Вот наглядный пример. Вы приходите с улицы, открываете кран загрязненными руками, моете руки и закрываете «грязный» кран чистыми руками. При этом ваши руки снова становятся грязными. Поэтому не забывайте во время мытья рук промывать и ручки крана.

Как приучить ребенка мыть руки?
1. Малыши всегда ориентируются на поведение взрослых, поэтому своим примером показывайте, как правильно выполнять те или иные гигиенические процедуры.

2. Каждый раз напоминайте ребенку, почему необходимо мыть ручки. Рассказывайте про микробов - мелких и невидимых глазу организмов, которые, попав в ротик (носик, глазки) могут вызвать заболевания, боли в животике, рвоту, повышение температуры и прочее.

3. Создайте условия для осуществления ритуала мытья рук. Для этого около раковины должен стоять устойчивый стульчик или скамейка, чтобы малыш чувствовал себя комфортно и его ручки не были подняты вверх во время мытья рук.

4. Научите ребенка самостоятельно включать воду, но контролируйте этот процесс, чтобы малыш случайно не обжегся горячей водой, так как это может настроить на негативное отношение к водным процедурам.

5. Превратите умывание и мытье рук из рутиной процедуры в игру. Можно, к примеру, устраивать соревнования, у кого будет больше пены. При желании ваш малыш может не только промыть свои игрушки, но и «искупать» самую любимую из них. А если перед умывальником находится зеркало, то кроха может любоваться собой во время мытья рук или корчить смешные рожицы.

6. Читайте стихи или пойте песенки, они помогут отмерить время, необходимое на намыливание (не менее 20-30 секунд). Примеры: «Что бы было, что бы было, если не было бы мыла? Если не было бы мыла, Таня грязной бы ходила! И на ней бы, как на грядке, рыли землю поросятки!»; «Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок!» и так далее.

7. Не торопите ребенка. Пусть малыш поймет, что можно получать удовольствие от необходимых процедур. В противном же случае, ребенок не научится правильно мыть руки и будет считать эти важные процедуры «каторгой» или «тяжелой повинностью», а в последствии будет попросту игнорировать их.

8. Не ругайте кроху за мокрую одежду, воду на полу возле умывальника, полотенце, оставленное на полу и так далее. Со временем, благодаря вашим напоминаниям, малыш научится делать все более аккуратно.

9. Помните, что во влажной среде бактерии размножаются лучше. Поэтому, если кожу намочить, но не намылить достаточно хорошо, то микроорганизмов станет только больше. Всегда контролируйте процесс мытья рук, пока ваш малыш недостаточно овладел этими навыками. Ведь маленькие торопыжки не всегда хорошо самостоятельно справляются с загрязнениями.
В конечном счете, малыш запомнит, как правильно мыть руки и в каких случаях делать это необходимо.

Как выбрать мыло для мытья рук?
Существует огромный выбор моющих средств. Это и твердое кусковое мыло, и натуральное мыло ручной работы, содержащее экстракты различных трав, эфирные масла, мед и прочие ингредиенты, и туалетное мыло, и антибактериальное мыло, и лечебное мыло (серное и дегтярное), но использовать их детям не рекомендуется.
Так, например, в составе твердого мыла присутствует натриевые и/или калиевые соли жирных кислот. Эти щелочные компоненты оказывают негативное влияние на кожу ребенка, приводя к появлению сухости и раздражения. Экстракты различных трав, эфирные масла и другие компоненты натурального мыла могут спровоцировать аллергические реакции на коже ребенка. Частое использование антибактериального мыла не подходит не только для ребенка, но и взрослого, так как агрессивные вещества, такие как триклозан, убивает и вредные, и полезные бактерии, колонизирующие кожу, лишая ее естественной защиты. Поэтому использовать его можно только иногда. Однако, оно может стать незаменимым помощником в поездках, а также при очищении рук перед обработкой ран.
При выборе мыла для детей предпочтение нужно отдавать детскому мылу, которое не содержит щелочных компонентов (pH-нейтральное), а также ароматизаторов и красителей, способных вызвать раздражения или аллергические реакции.
Такое мыло чаще всего небольшого размера, хорошо помещается в ладошке у ребенка, а также может иметь форму различных фигурок, что вызывает у малышей положительные эмоции. Однако необходимо помнить, что на куске мыла после мытья рук могут оставаться бактерии, которые размножаются, особенно если в мыльнице остается влага. Поэтому, если вы используете кусковое мыло, выбирайте мыльницу, в которой оно может высыхать.
Идеальными средствами для очищения кожи малышей являются специальные жидкие средства, в том числе жидкое мыло. Они содержат нещелочные, а поверхностно активные вещества, которые замечательно справляются со всеми загрязнениями, но при этом не нарушают естественную защиту кожи, а также не вызывают сухость и раздражение.

Надеемся, наши советы помогут вам и вашему малышу овладеть навыками правильного мытья рук и избежать многих заболеваний. Будьте здоровы!

Что еще почитать