Как правильно сделать масленицу. Зачем совершают сжигание масленицы и что было раньше

Заканчивается Масленица Прощеным воскресеньем - в этот день принято просить друг у друга прощенье.

Празднование Масленицы в Москве в этом году будет проходить без традиционного сжигания чучела, сообщает Regions.Ru. "Раньше сжигали чучело, но теперь уходим от этого. Основные причины: пожарная безопасность, и есть такой момент, что при сжигании чучела дети начинали плакать", - пояснил глава городского комитета по туризму Григорий Антюфеев. По его мнению, следует отходить от традиций сжигать чучело и "находить другие композиционные формы, символизирующие уход зимы" - например, наряжать его.

"Согласны ли вы с мнением столичного чиновника? Допустимо ли существующие веками народные традиции трансформировать и подгонять под требования сегодняшнего дня?" - с такими вопросами коррепондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.

Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает, что народные традиции в Москве возрождают на редкость бестолково. "Действия московских властей в том, что касается возрождения традиций, иначе как глупыми не назовешь. Глупыми с богословской, и с общекультурологической точки зрения. Все, что связано с фундаментальной традицией, московские власти преломляют через призму собственного невежества", - заявил он.

"Сожжение Масленицы - чисто языческая традиция, и место ей в далеком языческом прошлом. Говорить о том, что это неотъемлемая часть российской культуры, просто неверно. А теперь московские чиновники, вместо того, чтобы заняться уборкой снега с улиц, думают теперь, чем бы заменить пожароопасную горящую Масленицу", - сказал священник.

"Им бы сесть за парты да ознакомиться с основами православной культуры. Тогда бы они узнали, что неделя перед Великим постом по традиции - время сугубой помощи малоимущим людям, больным и обездоленным. Но московских чиновников почему-то привлекают именно языческие традиции, хотя ни в культурном, ни в социальном отношении ничего хорошего в праздновании языческой Масленицы нет", - заключил он.

Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, также не понимает, чем обусловлено желание московских чиновников праздновать языческую Масленицу.

"Все уже давно забыли, в чем смысл этого языческого обряда. И какую духовную пользу мог бы принести людям этот праздник? Но общее внимание привлекается почему-то именно к народным гуляниям, а не к тому, что Масленица - это время приготовления к Великому посту. Вот на чем следовало бы сделать акцент", - сказал священник. "А сжигать или не сжигать Масленицу - дело третье, никакого отношения к настоящей христианской традиции не имеющее", - заключил он.

Согласен с мнением главы городского комитета по туризму председатель Отдела по делам молодежи Рязанской епархии иеромонах Платон (Воробьев). "Очень приятно, что московские власти решили отказаться от обычая сжигать на Масленицу чучело. Считаю, что эту традицию давно стоит отменить в России - кстати, как и новомодный "День святого Валентина", - сказал он.

"Масленица - языческий праздник. Обычай сжигать чучело был уже давно благополучно забыт, а потом искусственно воскрешен в 90-е годы прошлого столетия. Ничего плохого в том, чтобы от него отказаться, я не вижу", - отметил он.

Священник отметил, что отношение к традиции зависит от того, какая это традиция. "Если обычай добрый и хороший, то его вряд ли удастся трансформировать под сегодняшние требования. Так, в частности, вряд ли у кого-нибудь получится это проделать с православными догматами. Более того, вряд ли кто-либо вообще осмелится это сделать. Иначе наши деды перевернутся в гробах", - заключил отец Платон.

Священник Георгий Белодуров, клирик Воскресенского (Трех исповедников) храма г. Твери, сотрудник миссионерского отдела Тверского епархиального управления, напомнил, что Церковь никогда не одобряла сжигание чучела как пережиток языческих верований. "Было такое женское божество, которое называлось Кострома, и был ритуал сожжения ее чучела. От этого и пошли масленичные обряды", - сказал он.

"Погулять перед постом - это хорошая русская традиция. Вспомним, как прекрасно - и совершенно православно - выглядит Масленица в книге И.Шмелева "Лето Господне". Главное, чтобы в этот праздник народ не упивался вином и помнил, что главный смысл Масленицы - приготовление к Великому посту, особенно последний день, Прощеное воскресенье. Лучше в этот день сходить в храм и попросить прощения у всех, чем сходить в парк, наесться блинов и посмотреть, как сжигают чучело", - пояснил он.

"Я надеюсь, что чиновник просто побоялся заговорить о религиозной стороне этого вопроса, говоря о причинах запрета. Он все свел к пожарной безопасности и травмированию детей, а главное - отказ от пережитков язычества - обошел. Хотя и противопожарная безопасность - это тоже важно", - подытожил священник.

Священник Павел Грачев, настоятель храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, Принципиальной разницы между сжиганием и украшением масленицы я не вижу. В обоих случаях это связано с древними языческими обрядами, смысл которых, кстати, для большинства людей давным-давно утрачен. Для многих осталась только устойчивая ассоциация с блинами и веселым народным гулянием. Для верующих же "масляная" неделя - это в первую очередь время подготовки к Великому посту. Об этом, кстати, не следовало бы забывать и городским властям и сосредоточиться не на организации развлекательных мероприятий, а на делах благотворительности.

Иерей Александр Добродеев, зав. сектором по взаимодействию с правоохранительными учреждениями Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, считает, что не следует забывать о главном смысле Масленичной недели.

"С церковной точки зрения, Масленица это не просто народные гуляния, а прежде всего приготовление к Великому посту. Люди стремились вдоволь нагуляться, чтобы потом глубоко погрузиться в молитвы и душевное сосредоточение. Поэтому сжигание чучела - не главное в Масленице, это всего лишь традиция, часть представления", - сказал он.

"Мы сейчас живем в мире, где стали все реже замечать суть христианских праздников. Сейчас люди обращают внимание больше на само празднование, на представление, на угощения. Из Масленичной недели сделали коммерческий праздник, стали приглашать много туристов", - подчеркнул священник.

"Решение господина Антюфеева довольно разумное и даже полезное. Сейчас очень много других технических возможностей, чтобы красочно отпраздновать уход зимы, а открытый огонь все-таки опасен", - заключил отец Александр.

Священник Сергий Круглов, клирик Спасского собора г. Минусинска Красноярского края и известный поэт, не видит ничего плохого в обычае сжигать чучело на Масленицу.

"Меня особенно умилили слова, что многие дети плачут при сжигании чучела. Вообще-то дети плачут во многих случаях. Так, например, достаточно дать посмотреть ребенку современное телевидение, - он не только плакать, но и заикаться будет", - сказал он.

"Думаю, что подгонять многовековые обычаи под требования сегодняшнего дня - это вполне естественно. Однако все же здесь дело в том, насколько крепки эти традиции и насколько они святы для человека. Ведь если люди празднуют что-то хорошее и доброе, то они и будут продолжать это праздновать, несмотря на любые запреты", - подчеркнул он.

"Сжигание чучела на Масленицу - это хоть и древний обычай, но языческий, который, безусловно, не имеет никакого отношения к христианству. Получается, что Масленичная неделя смешала в себе языческое празднование прихода весны и подготовку к Великому христианскому посту, которая не предусматривает сжигание чучел. Однако я не могу сказать, что сжигание Масленицы это - плохой обычай. На мой взгляд, это нормальная и хорошая традиция", - заключил отец Сергий.

Главным персонажем и незаменимым атрибутом для обрядовых действий на празднике является масленик, масленичная кукла, чучело Масленица или как его еще называют современники Масленичное чучело. Практически во всех уголках России знали, что без него Масленичная неделя невозможна. Народ в деревнях свято верил, что Масленичное чучело, каким бы его не сделали, наделено невообразимым магическим даром. Поэтому с помощью обрядов старались продемонстрировать его преувеличенные показатели как наружные, так и внутренние. По традиции многих поколений Масленица была широкая, разгульная, обжористая, пьяница. На уличных гуляниях все присутствующие дружно скандировали: «Толстуха Масленица вина напилась и блинов обожралась!». Одеждой, рваной, нелепой, санями старыми, ветхостью и необычностью «выезда» подчеркивали отживание этого персонажа. В славянской мифологии этот атрибутный персонаж олицетворял смерть и зиму. И заливистый смех, громкий крик и повальное веселье, присутствующие во всех обрядах, расценивались как защитные свойства.

На празднике она воссоздавалась огромной человекоподобной (соломенной или деревянной) фигурой. Могла иметь как женский, так и мужской облик. Зачастую ее роль исполнял реальный человек.

Популярна была не только Масленица, но и Масленик. Их могли задействовать как вместе, так и поодиночке. В самом начале сыропустной недели поручали делать их молодым замужним женщинам, имеющим ребенка, под руководством пожилой крестьянки. Основой для туловища Масленицы служил сноп соломы, на который крепили веревками голову и руки. Большую грудь делали из жгутов соломы. Когда тело было готово, его наряжали в праздничную вышитую рубаху, поверх которой надевали красивейший сарафан с аппликациями, бахромой и узорчатый фартук. На голове завязывали, концами назад, непременно красный платок.

Как делали чучело Масленицы в древности?

Изображаемые куклы в древности не только походили формой на человеческое тело, но и обязательно имели особенные признаки присущие к тому или иному полу. Масленица изображалась с большой грудью, а Масленик имел явные мужские особенности. Важнейшее обрядовое действие при создании таких персонажей было их одевание — «наряжение». Костюмы у масленичных чучел должны были быть старыми, ветхими, рваными, а иногда на них надевали еще шубы, с вывороченным наружу мехом. При всем этом, как солому для снопа (туловища) Масленицы, так и все предметы для одежды обязательно отбирали в разных крестьянских домах. Могли даже купить в складчину, считая чучело обрядовым символом всех членов деревни. В большинстве случаев, персонажу еще и присваивали личное имя Гаранька, Авдотья, Дуня, и т.д.

В некоторых Сибирских районах не только женщинами изготовлялось масленичное чучело, но и молодыми парнями.

А население центральных губерний Москвы, Калуги, Владимира изготавливали наряду с главным общим обрядовым персонажем «семейные» миниатюрные куклы, уподобленные обще деревенской Масленице. Не более того домашние образы обладали привлекательной внешностью. Брови, глаза, нос разрисовывали им углем, губы — свеклой. Старались наряжать в яркий нарядный костюм, все также подчеркивая признаки пола. Как для домашнего, так и общественного Чучела подбирали соответствующие аксессуары, характеризующие выпекание блинов. Так дома могли Масленицу снабжать сковородками, половниками, мисками, пристраивали на лавку, имитируя выпечку блинов. Такое изображение не имело какого-то серьезного значения. А жители в Калужской губернии изготовляли до 7 различных фигур, соответствующих каждому дню Масленичной недели, которые у окна на лавке занимали почетном место. Девицы, брали их с собой, собираясь на посиделки, игрища, гуляя с ними по деревне, катаясь на санях, распевая страдальческие любовные песни. В основном такой персонаж создавали там, где была девушка на выданье. Довольно часто ряженая кукла после празднования становилась простой игрушкой, и она была, как и кукла-мотанка, своеобразным оберегом.

У крестьян из Пермской губернии главным символом праздника была не соломенная кукла, а деревянная статуя. Они наряжали или деревянный толкач, или скатывали из снега снежную бабу, усаживали на санки катали ее с горки и по улицам деревни.

Но в пятидесятых годах ХIХ в. традиции во многих местах России изменились.

Теперь для обряда на роль Масленицы общественность подбирала какого-либо эксцентричного крестьянина. Его всем селом, хохоча и веселясь, наряжали в разношерстную одежонку. Она обязательно должна была быть женской, ветхой, смешной и рваной. Многочисленными нелепыми аксессуарами и средствами передвижения дополнялся персонаж Масленицы.

Крестьянин, фантастически и нелепо одетый разъезжал по всему селению. Лошадь, была запряжена в сани старые и разваливающиеся. Их застилали выцветшими половиками, рваными рогожами, вешали мочалу, лапти. Он громко пел, паясничал, жеманничал и собирал вокруг себя толпу шумных односельчан. Масленицу провожали за околицу села, на поля или в лес, где он переодевался в обычную одежду. После обряда «Проводы Масленицы» все возвращались по домам.

В Вологодских деревнях по современным традициям на эту роль выбирался молодой парень, который катался на детских салазках, запряженных маленьким жеребенком с соломенной сбруей.

А в деревнях Пензенской губернии в перевернутые бороны запрягали телят и жеребят, усаживали легкого молодого парня, давали в руки ему помело и кочергу и, под дикий хохот односельчан возили его по деревне. Во Владимирских деревнях на роль Масленицы подбирали мужика, усаживали его в огромные сани на колесо, прикрепленное к высокому шесту. Ездил он с бутылем вина и огромным калачом.

Интересные традиции русского народа на Масленницу имели одно общее свойство: они все начинались и заканчивались карнавальным шествием. Популярный обряд сжигания чучела Масленицы символизировал «проводы, похороны» отжившей зимы.


Обряд сжигания чучела Масленицы выражает идею векового и ежегодного обновления. В древности на этот костер подбрасывали старые ненужные вещи, чтобы предать огню все грешное, печальное и плохое. От того как все горело, зависел приход ранней весны. Ведь правильно проводить надоевшую Зиму (быстрое сжигание Чучела), значит помочь Весне. Пеплом удобряли поля для обилия будущего урожая.

Как сделать Масленичное чучело?

1. Современное масленичное чучело сильно отличается от того, которое делали наши древние предки. Все чаще и чаще его создают, взяв за основу огородное пугало. Его делают из двух сухих, разных по длине брусков. Длинный — это основа для туловища, тот, что короче — для рук. Бруски прикладываю накрест и сбивают.

2. Для формирования тела берут сено, бумагу, солому — самые горящие материалы. Их привязывают веревками, шпагатом, создавая фигуру чучела. Если нет в наличии соломы или сухой травы, замените их на 2-3 веника.

3. Голову комплектуют из светлого полотняного мешка, который заполняют соломой, сеном и внизу сшивают. Вместо мешка можно взять белую бумагу, обернув ее соломой. Ярким платком, завязанным кончиками сзади, покрывают голову.

4. Для наряда масленичному чучелу выберите старый или сарафан, или платье, зашив его подол. Тогда трава, солома из чучела сыпаться не будут.

Если есть желание творить сделайте гламурную Масленицу — последний писк моды!

Оденьте ее в шокирующий укороченный жакет с рукавами — фонарик, на голову — берет, на шею — огромный шарф. Низ — юбка контрастного цвета. Для кистей рук возьми старые рукавички, и тоже набейте их сеном. Укрепите их на концах меньшей палки веревками.

5. Разрисуйте лицо. Глаза — обязательно закрытые — тонким косметическим карандашом. Для алых щечек и губок подойдут румяна и яркая помада. Такой персонаж отчетливо будет контрастировать с белым снегом.

Сжигание Масленицы - обряд, который знаком сегодня, наверное, если не всем, то большинству. Но не все наши современники знают, что изначально этот праздник не был христианским.

Несколько слов об истории Масленицы

Почему на Масленицу принято много и сытно есть, веселиться, устраивать народные гуляния и сжигание Масленицы?

Обычай пришел из дохристианских времен. Праздновать начинали за неделю до весеннего солнцестояния. В тот день марта, когда день становится «на куриную лапку» длиннее ночи, славяне ходили будить медвежьего бога Кома. Это ему несли первый блин - символ солнца. Обычно медведя изображал парень. Его будили с помощью горящих головней, песен и танцев. Но просыпался он только после того, как самая смелая девушка усядется ему на спину. После этого гуляние набирало обороты. Семьи и даже целые роды славян ходили друг к другу в гости, много ели и веселились. Им нужно было как следует насытить организм после голодной зимы, чтобы хватило сил на весенние сельхозработы.

С приходом на Русь христианства архипастыри запретили любые языческие действа и праздники. В 17 веке была введена Масленица. Но окончательно победить древнюю Комоедицу не удалось. До сих пор празднество сопровождается разгульными гуляньями, обильным угощением, шуточной демонстрацией силы. Завершает праздник сжигание Масленицы. Так же, как в Комоедицу жгли горящие головни, так сегодня сжигают чучело, символизирующее прошедший год. А главной едой является старинный языческий - блин.

Масленица в христианстве

Для нас сегодня Масленица - это неделя перед Великим Постом. В церкви проводятся специальные службы, а на улицах полным ходом идет гуляние. Люди ходят друг к другу в гости, угощают и угощаются сами.

Масленица считается еще и В селах раньше поздравляли молодоженов, заключивших брак в прошлом году. Для них готовили особое развлечение: катание в санях. За это молодые должны были как следует угостить всех гуляющих. Если угощение было скудным или невкусным, горе-хозяев окунали лицом в снег.

Сегодня все, наверное, видели, что собой представляет обряд под названием сжигание финального аккорда яркого праздника известен даже в городах. Однако раньше костры жгли на протяжении недели. В них бросали старые вещи, изломанную утварь, рваную одежду. Эти костры служили символом очищения и обновления. Мероприятия проводились на площади, которую украшал высокий столб - символ весеннего солнца.

Сегодня сжигание Масленицы (фото представлены в статье) проводится во многих странах мира, во всяком случае там, где есть русские общины.

Масленичные правила

Возможно, для многих основные правила станут откровением. Однако нужно помнить: праздник с языческими корнями имел не только мистически-религиозное, но и сугубо функциональное значение. Отсюда - многие его правила.

  • На Масленицу можно есть все, что угодно, кроме мяса и мясных продуктов. Мясоед (так называется период между Рождественским и Великим постами) заканчивается накануне Масленицы, в воскресенье.
  • Единственный раз в году, на масленичной неделе, обильная пища должна стать формой жизни. Есть пословицы о том, что есть нужно столько раз, сколько прокаркают вороны или махнут хвостом собаки. Этот обычай тоже уходит корнями в дохристианские времена. Оголодавшие за зиму люди не смогли бы заниматься весенними работами. Им следовало накопить силы. Вот почему во время масленичной недели нужно ходить в гости, звать гостей к себе.

Чем обильнее, веселее и сытнее пройдет Масленица, считали наши предки, тем богаче и удачнее будет наступивший год.

Каждый, кто хотя бы отдаленно знаком с обрядами славян, знает о традиции сжигания куклы-чучела на Масленицу. Наверное, это самый известный обычай, который практически без изменений, дошел до наших дней и продолжает широко использоваться во время народных гуляний. Правда, далеко не все из нас могут детально объяснить, что сжигают на Масленицу и главное, зачем и для чего именно проводят этот красочный обряд. Большинство ответит о символическом сжигании чучела и прощании с зимой, но мало кто знаком с историей этого славянского обряда. В этой статье мы предлагаем более детально разобрать данный обряд и узнать корни традиции сжигания чучел на Масленицу.

Что сжигают на Масленицу: чье чучело и зачем предают огню в последний день Масленицы

Начнем, пожалуй, с ответа на вопрос, а что сжигают на Масленицу - чье именно это чучело и зачем его предают огню в последний день празднования. Как известно, Масленица – древний славянский праздник, связанный со сменой сезонов. Наши предки-язычники верили в то, что за сменой времен года стоят божества, которых следует задобрить щедрыми преподношениями. Например, те же блины, которые традиционно пекут во время масленичной недели, изначально были посвящены славянскому богу Солнца, а точнее, его весенней ипостаси – Ярилу. Именно для того чтобы задобрить Ярило, который должен был разбудить землю от зимней спячки, хозяйки всю неделю пекли блинчики. А при чем тут сжигание чучела на Масленицу? Все просто: огонь был одним из символов бога Солнца и этот обряд сигнализирует о его победе над зимой.

Что за чучело и зачем предают огню (сжигают на костре) в последний день Масленицы

Исходя из вышеописанного, несложно догадаться, что чучело, которое сжигали славяне на Масленицу, символизировало собой зиму. Следовательно, сам обряд был действием, которое передавало суть верований древних славян касательно окружающего мира. Так как в их мифологии все природные явления были олицетворены божествами, то и зима была не просто временем года, а богиней - Марой. Славяне верили, что Мара является воплощением смерти. Кроме того, Мара представляла собой и саму зиму с ее непростыми испытаниями для всех живых существ в виде холода, непогоды и голода. В начале зимы Мара выглядела как молодая красивая девушка, а в конце сезона она превращалась в старуху, носящую лохмотья. Именно поэтому чучело, символизирующее ее на Масленицу, наряжали в старые вещи. Сжигая куклу-чучело на костре, славяне верили, что помогают Ярилу одолеть Мару, разбудить землю ото сна и дать начало новой жизни.

Что еще сжигают на Масленицу вместе с чучелом зимы согласно древним традициям

Помимо чучела зимы Мары, на Масленицу древние славяне согласно традициям сжигали и другие предметы. В основном в костер бросали старые вещи и одежду, вышедшую из обихода. Считалось, что такой обряд позволяет расстаться со всем старым и ненужным, освобождая место для нового и хорошего. Также в этот период сжигали вещи умерших родственников. Как правило, для этой цели не создавались отдельные костры. Вещи просто надевали на чучело или бросали в пламя основного кострища.

Что еще согласно древних славянских традиций сжигают вместе с чучелом зимы на Масленицу

Что еще сжигали на Масленицу вместе с чучелом зимы древние славяне? Помимо Мары, славяне делали и чучела, символизирующие сам праздник Масленицы. Чучело это было мужского пола и называлось Масленок. Наряжали Масленка также в старые вещи, но старались приукрасить его образ. Сжигание Масленка было связано с окончанием недели празднований и своеобразным прощанием с Масленицей. Примечательно, что данная традиция также сохранилась до наших дней в отдельных регионах и странах.

Что сжигают на Масленицу в других странах - обряды и традиции

Многие уверены, что празднование Масленицы является исключительно славянской традицией. Но по факту обряды, связанные с проводами зимы и зазыванием весны есть у многих народов. В большинстве европейских стран до сих пор существуют ярмарки и фестивали, очень сильно напоминающие народные гулянья на Масленицу у нас. Традиционные развлечения для таких мероприятий также напрямую связаны с древними языческими обрядами. Например, блины, символизирующие солнце, пекут в последнюю неделю зимы и в самом начале весны практически во всех европейских странах. Примечательно, что их не просто едят, а часто используют в различных играх. К примеру, в Англии устраивают забеги со сковородками, на которых есть блинчики. Задача участников во время бега перевернуть блинчик в воздухе не менее трех раз.

Что сжигают на Масленицу согласно древним традициям и обрядам в других странах

Так, а что сжигают на Масленицу в других странах согласно древним традициям и обрядам? В большинстве стран, в которых существуют народные празднования, связанные с проводами зимы, никаких кукол и чучел не сжигают. Если в ходе гуляний и зажигают костры, то используют их зачастую для прыжков через пламя. Считается, что такое действие способно освободить от всего негатива, накопившегося за год жизни человека. Надеемся, что теперь вы точно знаете, что сжигают на Масленицу, чье это чучело и зачем проводят данный обряд. Уверены, что эта информация поможет вам лучше понимать древние традиции нашего народа.

Ни одна Масленица не обходится без символа этого праздника - чучела. Все мы радуемся и ликуем, когда его сжигают в последний день - прощеное воскресенье. Но не все знают смысл этого ритуала и как правильно должно выглядеть чучело. Вот и разберемся в этой статье - как же соблюдать традиции наших предков на Масленицу!

Названий у чучела очень много - Масленица, Масленичная кукла, Масленик, Масленичное чучело. Но от этого суть этого символа праздника совсем не меняется. Издавна чучело на Масленицу символизировало зиму.

Сделать его очень просто, а вот материал и одежда должны быть неизменны. Прежде всего - это солома. Ее сносили со всех дворов на главную площадь села и обвязывали деревянное основание. Одевали чучело в самую старую и рваную одежду, ее тоже «собирали» все односельчане. И чем страшнее одежда, тем лучше - символизируя скорый «конец» Масленицы.

Чучело на праздник делали в понедельник - начало масленичной недели. Создание образа зимы на Масленицу должно было проходить по определенным правилам. Оно должно быть похожим на человека не только внешне, но и по высоте. Делать его должны молодые замужние женщины, которые имели маленького ребенка. Голову чучела обязательно украшали красным платком с завязанными концами. Лицо разрисовывали угольками и ярким соком свеклы.

Оказывается, чучело может быть не только женского пола, но и мужского. Их обычно изготовляли одновременно, устанавливали рядом друг с другом или в разных концах села.

Вот таких «красавцев» катали на старых санях, заезжая в каждый отдаленный уголок села. Особенностью такого развлечения являются громкие песни и музыка. Это делалось для того, чтобы напугать зиму и быстрее освободить весну. В четверг устанавливали чучело на снежной горке, с которой катались на гуляньях.

В конце всех гуляний, чучело Масленицы обязательно сжигали. Огонь издавна символизировал обновление и новую жизнь. Вот и символ зимы нужно обязательно спалить, тем самым окончательно проводить ее и очистить путь для прихода весны.

Сгорала в огне не только главная героиня - Масленица. Разводили целый костер, в который бросали старые вещи и остатки сытной еды. Вместе с ними сгорали все печали и грехи прошлого, тем самым начиная весну с Великого поста.

Вокруг костра всегда водят хороводы, поют песни, зазывая весну. При этом обязательно нужно ругать зиму и хвалить первые весенние лучи солнца!

Скорость сгорания чучела тоже имеет свою примету. Чем сильнее горит костер и имеет высокое пламя, тем быстрее придет весна и принесет с собой богатый урожай. Сжигая чучело, мы тем самым «помогаем» весне прогнать надоедливую зиму!

В этот день, после обряда сжигания соломенной куклы, нельзя разводить огонь дома и даже поджигать свечи - плохая примета!

Но на этом традиции, связанные со сжиганием чучела не заканчиваются. Оказывается, пепел от костра нужно собирать и удобрять им свои поля. Это делалось для того, чтобы получить с полей обильный будущий урожай.

Вот такие традиции и обычаи связаны с самым главным символом Масленицы - чучелом.

Если правильно сделать зимушку-красавицу и громко проводить ее, то будущий год принесет Вам только радость и благополучие!

Что еще почитать