Кризис первого года что делать. У ребёнка кризис первого года: наставления родителям

Кажется, что малыша словно подменили: ни с того ни с сего слезы, капризы и протесты по малейшему поводу, нарушился без видимых причин сон… Что случилось с крохой? Не тревожьтесь, все идет по плану, намеченному природой, ведь, скорее всего, именно сейчас ваш ребенок переживает кризис одного года.

Что такое кризис 1 года у ребенка?

Кризис 1 года - это не что иное как переходный возраст крохи от младенчества к раннему детству. И наступает он тогда, когда малыш впервые начинает осознавать свое «я». То есть, если раньше, будучи младенцем, ребенок не отделял себя от окружающего мира и, в первую очередь, от мамы, то теперь он стал ощущать себя личностью, которой свойственны собственные мнения и желания.

Этот важнейший психологический процесс неразрывно связан с физическим развитием ребенка. Он пополз, затем встал на ножки, потом сделал свои первые шаги - обрел физическую независимость от взрослых. И получив ее, кроха хочет двигаться в нужном ему, а не родителям, направлении. Хочет изучать то, что интересно ему, а не то, что считает нужным для его воспитания мама.

При этом ребенок еще, конечно, слишком мал для того, чтобы разобраться в себе и донести до взрослых все то, что сейчас происходит в его сознании (а это настоящая революция!). Он не владеет аргументированной для корректной демонстрации своей воли (хочу это, не хочу то) и пояснения своих целей (мне нужна эта вещь по такой-то причине). Но как-то же объясняться надо! Вот ребенок и объясняется доступными ему способами: кричит, плачет, отвергает.

Бояться кризиса не стоит - это абсолютно нормальное явление. Более того, кризис 1 года и его бурное внешнее проявление явное свидетельство того, что процесс формирования личности крохи проходит правильно.

Маленькому капризуле можно помочь легче справиться с кризисом, порадовать его необычными новыми покупками, купите в Мамином Магазине:

  • для спокойного отхода ко сну;
  • , которые так любят малыши;

Когда наступает кризис одного года?

Ошибочно полагать, что кризис наступает строго в тот день, когда малышу . У каждого ребенка свое время. Но, по наблюдениям психологов, чаще всего детки сталкиваются с кризисом в возрасте от 9 до 18 месяцев.

Как долго длится кризис - еще один вопрос, на который нет единого для всех малышей ответа. Кто-то переживает кризис за месяц, а кому-то может потребоваться полгода и даже год. Здесь очень многое зависит от , психологической обстановки в семье, реакции родителей. Взрослым крайне важно помочь ребенку пройти этот непростой в его жизни момент. Увидеть положительные стороны происходящего и, конечно, поддержать малыша, отнестись с терпением и пониманием к изменению его поведения и привычек.

Как проявляется кризис 1 года?

Признаков, характерных для кризиса, несколько.

  • Противоречивость и непоследовательность.

Данил (13 месяцев) собирается на прогулку. Собирается охотно, ведь на прогулке он будет кормить голубей! Но вдруг в один момент мальчик категорически отказывается одеваться (за окном зима, отправиться налегке не выход из ситуации), стучит ножками, плачет, стягивает шапку, варежки. При этом на вопрос мамы: «Ты не хочешь идти гулять?», сквозь рев отвечает: «Гуля!» (голубь). То есть кормить птиц Данил хочет, но собираться и выходить на улицу - нет.

  • Обиды, агрессия.

Маша (18 месяцев) играет с конструктором. Одну деталь никак не может соединить с другой. В результате, детали с силой разбрасываются по комнате, ломается и все то, что уже было удачно построено.

  • Упрямство, настырность.

Лиза (10 месяцев) дает маме куклу по имени Бу. Мама берет куклу, Лиза кричит: «Бу, Бу, Бу!». Мама: «Да, доченька, это твоя куколка Бу». Лиза продолжает кричать имя куклы. Мама проговаривает то, как выглядит кукла, какая она красивая, как нарядно одета, вот ее глазки-ручки-ножки. Крик «Бу!» становится все громче. Мама предлагает вместе покормить Бу. Крик дочки только нарастает. Так продолжалось до тех пор, пока мама не догадалась начать говорить с Лизой от имени Бу высоким «кукольным» голосом.

  • Непослушание.

Саша (15 месяцев) во время прогулки с большими уговорами зашел вместе с бабушкой в магазин. Покупки были сделаны быстро, но выйти из магазина оказалось еще сложнее - ребенку хотелось ходить туда-сюда в прикассовой зоне, расталкивая покупателей. Уговоры бабушки встречались сначала весельем (мол, игра такая я убегаю, ты догоняешь), затем - слезами и громким криком-протестом.

  • Нетерпимость к замечаниям.

Маша (18 месяцев) гладила кошку. Потом дернула кошку за хвост. Замечание мамы о том, что кошку обижать нельзя - ей больно, спровоцировало очередное дергание животного за хвост и обиду на маму.

  • Капризность.

Всегда отличающийся хорошим аппетитом Никита (14 месяцев) стал крайне разборчив за столом. Те блюда, которые раньше он ел с удовольствием, теперь могут быть отвергнуты (нередко переворачивается тарелочка вместе с содержимым), взамен требует только хлеб.

  • Отстаивание своего.

Сюжет, когда дети на площадке делят одну игрушку, наверняка, знаком всем мамам. Что происходит? А вот что. Один малыш кричит «дай», отстаивая свой интерес к конкретному объекту. Другой же, крепко вцепившись в игрушку, демонстрирует осознание своих личных границ и нежелание отдавать то, что считает своим продолжением (примерно до 3 лет дети именно так воспринимают игрушки как продолжение самих себя).

  • Отказ от выполнения привычных занятий или процедур.

Ваня (17 месяцев) стал хуже укладываться спать. И перед дневным, и перед ночным сном он устраивал родителям настоящее испытание: сначала догони его, потом покачай, потом расскажи сказку, потом дай попить, потом опять расскажи сказку, потом нужна книжка…

Даша (13 месяцев) всегда умница на занятиях в детском развивающем клубе (легко выполняла любые задания преподавателя) вдруг перестала делать то, что раньше давалось ей без особых усилий. Вся группа отделяет мячики от кубиков, а Даша просто сидит в сторонке. Группа танцует, Даша пошла играть с мячиками.

Все приведенные выше примеры - яркие иллюстрации кризиса 1 года. Однако далеко не все из возможных, ведь каждый ребенок индивидуален, а значит, по-своему будет вести себя в той или иной ситуации. Что делать родителям? Быть готовыми ко всему и стараться правильно реагировать.

Стоит приобрести домой разнообразные игрушки для развития познавательного интереса ребенка. Купите:

  • красочные и интересные ;

Как помочь ребенку преодолеть кризис 1 года?

В это достаточно непростое время взрослые должны с максимальным пониманием отнестись к малышу и тем переменам, которые с ним происходят.

  • Прислушивайтесь к желаниям ребенка.

Дайте малышу понять, насколько он важен как личность, насколько важны его интересы. Пусть это будет игра с той игрушкой, которую предложит кроха. Пусть это будет тот маршрут прогулки, который выберет малыш. По сути, ребенок ведь еще в силу очень юного возраста не в состоянии пожелать того, что заставит родителей крепко задуматься: «А стоит ли?».

  • Опекайте мягко и ненавязчиво.

Понятно, что следить за любознательным карапузом приходится в оба. Однако не стоит демонстрировать это очевидно. Приходите на помощь лишь тогда, когда этого потребует сам ребенок или ситуация (вы понимаете, что ваше невмешательство чревато явной угрозой здоровью малыша). Такое поведение взрослых способствует развитию у крохи .

  • Не кричите и не наказывайте.

Даже если нервы на пределе, это вопрос не столько к ребенку, сколько к вашему самообладанию. Поверьте, «неправильным» поведением малыш не стремится вам насолить, ему сейчас, действительно, трудно разобраться самим с собой.

Чего, например, можно добиться, прикрикнув на ребенка, который не хочет возвращаться с прогулки домой? Вероятно, нового витка детской истерики, подпитанной теперь еще и обидой на маму… Не лучше ли попробовать договориться с малышом: «Давай сделаем еще круг по двору и пойдем обедать, сегодня я тебя угощу вкусным супом!» В конце концов, лишние пять минут на воздухе только на пользу растущему организму. Или же сделайте поход домой привлекательным по другим причинам, например, доверьте ребенку нести ключи с предложением пойти и вместе открыть дверь.

  • Не демонстрируйте свое превосходство.

Ваша задача сейчас стать первым другом малыша, мудрым товарищем.

Высказывания в стиле «я знаю, как лучше», «можешь капризничать, это никому не интересно», «хочешь или нет, а слушаться придется» никак не поспособствуют укреплению между вами доверительных отношений, а, кроме того, нарушат правильное развитие в ребенке самостоятельности. Апатичность, боязнь принятия решений уже во взрослой жизни берут свое начало именно в этих авторитарных фразах родителя.

  • Сократите число запретов.

Сейчас ребенку крайне важно изучать все, что его окружает. Дайте ему эту возможность!

Подумайте, так ли уж критично, если малыш потрогает овощи, принесенные из магазина (ручки-то легко потом помыть), заглянет в мамин шкаф (извлеченные из него вещи за несколько минут можно сложить обратно), потопает по луже (что стоит обуть ребенка по погоде). Пойдя навстречу исследовательским потребностям крохи, вы не только избежите слез и капризов, но и существенно расширите его кругозор! Согласитесь, ради этого можно перетерпеть некоторые неудобства для мамы (лишний раз что-то сложить, что-то постирать).

  • Выработайте одну схему поведения для всех взрослых членов семьи.

Если уж что-то нельзя, то это ребенок должен слышать от всех старших.

Например, мама считает, что ребенку нельзя играть с мобильным телефоном. На его попытки завладеть гаджетом всегда отвечает отказом, объясняя, что это не игрушка. Папа же, придя с работы, вручает малышу свой телефон без малейшего сомнения. Естественно, кроха решает, что телефон - не такое уж и нельзя. Каково будет его недоумение, когда завтра мама снова запретит брать телефон! Протест против такой непонятной ситуации будет гарантирован. И это понятно, даже взрослого отсутствие логики сбивает с толку.

  • Предоставьте право выбора.

Везде, где только это возможно. Что надеть (дайте несколько футболок на выбор). Что съесть (грушу или яблоко). Во что поиграть (в «ку-ку» или построение башенки из кубиков). Уметь делать выбор, оценивая ситуацию - очень важное качество для формирующейся личности. А иметь возможность выбирать - это именно то, чего сейчас малыш хочет больше всего.

Услышьте вашего кроху, поймите его потребности, творчески подойдите к решению той или иной задачи, которую ставит перед вами ребенок. Так вы не только поможете малышу легче преодолеть переходный период, но и сможете посмотреть на кризис одного года под иным углом - как на важный и интереснейший этап в жизни ребенка и всей семьи в целом.

Существует мнение о том, что чем сильнее проявляется кризис первого года жизни, тем сильнее и независимее формируется личность ребенка. Поэтому не подавляйте желание малыша защищать свое право на то, чтобы быть самим собой.

Мы Вам поможем легче преодолеть кризис первого года, собрав интересные вещи и игрушки для Вашего, уже практически самостоятельного, малыша. С Маминым Магазином Вы научитесь проще находить общий язык со своим/своей крохой. Здесь можно выбрать и купить удобные , чтобы одевать малыша легко, быстро и без лишних слез. У нас есть развивающие

Наша команда старается сделать Ваши покупки максимально удобными и приятными в обслуживании .

Благодарим за помощь в подготовке материала Антонину Гриценко.

Ребенок в любой семье является центром внимания. И каждое его новое достижение не что иное, как причина всеобщей радости и восхищения.

Но, когда ближе к первому году у малыша начинает меняться поведение, когда он становится беспокойным, капризным и в некоторых случаях абсолютно неуправляемый, то это не может не беспокоить и не причинить неудобство всех членов семьи и особенно маму малыша.

И в данной статье мы поговорим именно о такой важной проблеме, которая у специалистов имеет свое название – »Кризис первого года». Рассмотрим причины данного кризиса у малышей и попытаемся понять, как и чем же можно помочь ребенку.

Повод для беспокойства или обычное дело?

Если у ребенка нет особых проблем со здоровьем то, как правило, он бывает спокойным и дарит только радость своим родителям. Однако, чем ближе становится первое день рождение малыша, тем больше у него появляются проблемы, капризы.

И в такой непонятной ситуации многих родителей мучает вполне уместный вопрос: что же случилось с малышом? Сперва нужно успокоиться, так как это не является проявлением испорченного характера малыша (так как у многих возникает такие мысли). Это не повод для ваших страхов, такое состояние является просто естественным переходным моментом в жизни малыша. Он начинается в 9 или 10 месяц жизни ребенка и может длиться до 2 лет.

Однако, прежде всего необходимо убедиться, что такое беспокойное состояние у ребенка вызвано именно кризисом первого года. Ведь у малышей могут быть и другие причины для беспокойства и капризов. Именно поэтому необходимо прежде всего знать, какими признаками проявляется данный кризис.

Учимся распознать кризис по признакам

Как и в любом другом случае, данное состояние у ребенка тоже имеет свои отличительные признаки. Узнав их, родители могут не испугаться и зря не переживать.

  1. У малыша резко меняется поведение – ребенок, который раньше был активным, всегда в хорошем настроении, вдруг теряет своё настроение. Он по большей части бывает недовольным и даже любимые занятия и процедуры, которые всегда доставляли ему приятные ощущения, становятся ему в тягость и он может отказаться от их выполнения. Это может быть как плавание, так и любимая игра и даже прогулка. К тому же малыш становится агрессивным.
  2. Противоречия в его поведении – во время кризиса кроха может хотеть что-то (к примеру, игрушку), но потом сразу же отказаться от него. Это касается и его желаний, малыш может проситься к вам на ручки, а потом ударить вас.
  3. Требование к вниманию – еще одним явным признаком кризиса первого года является его желание быть в центре внимания всех. Он может показывать чувства ревности, требовать, чтобы все смотрели на него, проводили с ним время и тому подобное.
  4. Обидчивость – малыш в этот период становится очень чувствительным и может очень легко обижаться, когда взрослые делают ему замечание.
  5. Упрямство – непослушание и упорство становятся его каждодневным поведением.
  6. Беспричинные капризы и истерики – именно в этот период у малышей начинаются капризы и истерики, без особых поводов и причин.


Это самые явные признаки того, что у малыша кризис. Ко всем выше описанным признакам надо добавить еще и то, что малыш боится потерять маму из виду. И когда она отходит, даже на несколько минут, у него начинается самая настоящая истерика.

Почему такое происходит?

Конечно, такое поведение не может радовать никого. И каждый хочет найти ответ и понять, почему же такое происходит с ребенком.

Ведь когда родители видят своего ребенка в таком состоянии, первое, чего они хотят, это помочь им, успокоить. Но, к сожалению, этого не так уж и легко добиться.

Давайте рассмотрим причины кризиса у малышей.

Прежде всего нужно учитывать, что первый год у крохи – это период, когда он активно развивается как умственно, так и физически. Ведь в большинстве случаев дети в этом возрасте уже могут ходить и это открывает для них большие возможности увидеть новое, брать в руки новые вещи, исследовать их и даже пробовать на вкус. У многих уже получается говорить какие-то слова. Все это большая нагрузка на малыша. Да и из-за всех этих новых возможностей ребенку начинает казаться, что он самостоятельный. А когда ему пытаются запретить что-то, не объясняя причины отбирают игрушку, то все это приводит его к капризам и обидам. Малыш снова чувствует себя зависимым от взрослых.

Для родителей трудно понимать, что ребенок уже начинает приобретать самостоятельность и по-прежнему возятся с ним как с младенцем. А когда видят капризы своего малыша, ошибочно полагают, что нужно внести больше запретов и в жизни малыша появляются все новые »Нет», »Нельзя», »Не трогай» и т.п. Конечно, все это не может не усугублять ситуацию.

Как уверяют специалисты, основной причиной кризиса у крохи является то, что взрослые не пускают его во взрослую жизнь. Малыш рассуждает так: »Я уже могу держать ложку и даже в некоторых случаях могу черпать кашу. Так почему же мама или другой взрослый не позволяет мне есть самому?». Или же: »я могу ходить, почему же меня держат за руки и не пускают ходить одного?».

Это все может и выглядит как из ряда фантазии, однако, если смотреть на вещи и на ситуацию глазами ребенка, то так оно и есть. Ведь боясь за ребенка или же не понимая, что он уже может делать маленькие вещи самостоятельно, взрослые все время нагнетают ситуацию своими запретами или же ограничениями.

К тому же, начиная с этого периода, ребенок уже начинает »выбирать» себе еду и если ему не понравился какая-то еда, он может выплюнуть его. На это родители реагируют почти всегда одинаково: наказывая кроху.


Все выше сказанное приводит к тому, что у ребенка начинаются капризы, истерики. Но малыш это делает для того, чтобы родители понимали, что он уже взрослый. Ведь у него уже есть свое »Я».

Отношение взрослых к кризису

Кризис первого года является первым кризисом в жизни малыша. Впереди вас ожидают много новых возрастных кризисов и поэтому необходимо знать, как вести себя и как справиться с этим кризисом?

Иногда родители предпочитают смириться с капризами малыша, выполнять его желания и надеяться, что случится чудо и повзрослев все пройдет. Другие родители впадают в другую крайность и, не желая терпеть такое поведение своих малышей, начинают борьбу с капризами и истериками малышей, употребляя крики, шлепки и даже запугивание. Как может убедиться каждый, ни то и не другое не является правильным подходом. Ведь на сегодняшний день есть немало способов, которые реально помогут родителям бороться с кризисом первого года и в то же время не вредить ребенку. Рассмотрим несколько способов, которые помогут вам справиться с кризисом малыша.

  1. По мере возможности приводите к минимуму запреты. Когда ребенок начинает ходить, то лучше заранее убирать все опасные вещи и предметы с его видимости, чтобы лишний раз не кричать на ребенка и не отбирать из его рук опасный предмет, до которого он дотянулся. Если кроха хочет сам есть, то ничего страшного не произойдет, если он будет пробовать это делать. Ведь так или иначе когда-то он все равно должен научиться самостоятельности. Если вместо бумаги он хочет рисовать на руке, пусть сделает, потом можно и помыть малыша. Иными словами, не нужно дергать ребенка по всяким пустякам. Ведь так или иначе он сделает все по-своему, найдет способ рисовать на себе, брать то, что ему интересно и тому подобное. Так зачем же его еще и заставлять нервничать, трепать свои же нервы.
  2. Не надо заставлять малыша есть, если он отказывается, то предлагайте другое. Ребенок все равно что-то будет есть, когда проголодается.
  3. Услышьте его. Понять своего малыша, который еще не говорит, может каждая любящая мама. Это происходит на инстинктивном уровне. Не надо игнорировать просьбы и желания ребенка.
  4. Для детей важно, чтобы их родители были для него другом, а не строгими наставником. Больше времени проводите с ним, играйте с ним. Таким образом будет намного легче достигнуть взаимопонимания.
  5. Больше общайтесь с ребенком. Этим вы не только уделите ему необходимое внимание, но и поможете развить его речь. Можно комментировать все то, что вы делаете. Расскажите ему сказки, стишки, познакомьте с окружающими предметами. Или же просто обращайтесь к нему, спрашивайте что он делает, хочет ли чтобы ему помогали и тому подобное. Все это даст свои плоды.
  6. Чем больше времени вы будете проводить с ребенком, и чем больше вы будете делать разные вещи совместно, тем он более значимым будет себя чувствовать. Дети любят »помогать» взрослым, а когда их за это еще и хвалят, то это станет вообще любимым их делом.
  7. Запомните, что физические наказания и ругание никогда не могут привести к хорошим результатам. Вместо этого научитесь отвлекать свою кроху, когда у него начинаются капризы или истерика. Но тут также важно понять, что нельзя давать ребенку »взятку»-конфеты, вместо того, чтобы он успокоился. Ведь он может думать, что это естественно и вырастет с таким закрепленным поведением.
  8. Если у малыша истерика и он не слышит ваши уговоры, то оставьте его на несколько минут. Пусть он останется наедине. Часто истерики и капризы набирают обороты благодаря публике. А когда ребенок понимает, что на него никто не обращает внимания, то он начинает успокаиваться и быстро отвлекается.


А в тех случаях, когда малыш не хочет отпускать от себя маму, можно найти приемлемое решение. Необходимо проводить с ребенком 30 минут в день, это только ваше время, где вы общаетесь, играете с ребенком. Главные правила тут следующие:

  • Не растягивайте это время на часы или же на целый день;
  • И ребенок должен насытиться вами за это время. Главное, чтобы вы провели это время продуктивно.

Это те основные советы и способы, которые помогут без ущерба психике ребенка справиться с кризисом первого года.

Кое-что напоследок

Конечно, каждый родитель видя беспокойство своего малыша не может не переживать за него. Но, как мы уже показали, бороться с кризисом первого года является вполне возможным. Главное найти правильный подход к малышу.

Не надо переживать, все кризисы проходимы. Нужно только набраться терпением и помнить, ведь трудно не только вам, но и малышу. Так что постарайтесь не травмировать хрупкую психику своего малыша.

Нет! Не хочу! Не буду! Не дам! Уйди! Ты плохой(плохая)! Я тебя не люблю! Ты мне не нужен (не нужна)! Вы уже слышали подобные фразы от своих детей? Поздравляю!!! У вашего ребенка наступил возрастной кризис 1, 3, 7, 14 или 18 лет.

Вы спросите, почему поздравляю? А потому, что это означает правильное и нормальное развитие Вашего чада. По мнению психологов, у ребенка не прошедшего настоящего кризиса в положенное время, не возможно полноценное дальнейшее развитие.

Однако многие родители боятся этих периодов и зачастую прибегают к кардинальным мерам, чтобы усмирить маленького «революционера». Иногда накал эмоций достигает такой степени, что взрослые могут на него прикрикнуть и даже шлепнуть. Но такие воздействия как минимум не принесут пользу, как максимум больше усугубят ситуацию (это зависит от психических свойств самого ребенка и внутреннего микроклимата в семье). А большая часть родителей еще и будет потом сожалеть и мучиться из-за своей неожиданной реакции, корить себя, какие они плохие воспитатели.

Здесь важно помнить, что то раздражение и злость, которые испытывают родители, это нормальная реакция в данном случае, поскольку на самом деле эти кризисы не только детские, но одновременно и семейные кризисы, в том числе. И негативные эмоции могут испытывать как дети, так и взрослые. Это нормально! Нужно просто это понять, принять и правильно отреагировать на сложившуюся ситуацию.

Кризисы развития сопровождают человека всю жизнь: кризис новорожденности, 14-ти, 17-ти, 30-ти лет, и т.д. Кризис — явление временное. При правильном его понимание, мы можем либо полностью избавить себя от проявлений кризиса, либо свести их к минимуму. Однако, если этот период не пройден ребенком полноценно и с пользой, то все неразрешенные проблемы, возникшие в прошлый критический период проявятся с новой силой уже в следующем возрастном кризисе и в купе с новыми проблемами следующего возраста дадут еще больший эмоциональный и психологический взрыв, чем он мог бы быть.

Почему так случается, что Ваш любимый, милый и послушный малыш сегодня неожиданно превратился в капризного и нервного вредину? Давайте рассмотрим подробнее основные кризисы у детей по годам.

Кризис новорожденности

При рождении ребенок попадает из среды полностью приспособленной для него в мир, к которому он должен приспосабливаться сам. Это становится большим стрессом для малыша. В это время закладываются его отношение и доверие к внешнему миру. Для успешного прохождения этого критического периода с ребенком должен быть рядом только постоянный человек. Не обязательно здесь должна быть мама, но кто-то один должен быть рядом постоянно. Кормить, купать, переодевать, подходить на плач, брать на руки. Если нет рядом такого взрослого и потребности в контакте и близости с ним не удовлетворены, то это может отразиться в дальнейшем на поведении ребенка, а затем и на взрослом человеке. Так, например, в будущем возможны очень быстрые сенсорная и эмоциональная перегрузка и утомляемость.

В этот период существует так называемый симбиоз, когда мама и ребенок чувствуют и понимают друг друга на глубинных невербальных уровнях. Соответственно любые чувства и эмоции матери проецируются на ребенка. Так, например, если мама спокойна, то и ребенок спокоен, а, если мама переживает и нервничает, то ребенок реагирует на это очень беспокойным поведением. Ребенок в это время очень «удобен» и понятен. Покормили — сыт, укачали — спит. Конечно же мамочки привыкают к тому, что ребенок полностью зависим от нее и по привычке продолжают думать и делать все за ребенка. Но по мере роста и взросления ребенка, такая связь перестает его удовлетворять, и когда, наконец, он научается сидеть, а затем ходить, наступает новый кризис 1 года.

Кризис 1 года

В это время ребенок по-новому осознает, понимает и воспринимает мир. Если раньше он воспринимал себя и маму как единое целое, то сейчас начинается их эмоциональное и психологическое отделение друг от друга. Во многих ситуациях ребенок встречает иную мамину реакцию на события, чем у него. Так его счастье от того какие удивительные следы остаются от фломастера на обоях или радость от увлекательного процесс размазывания каши по рукам и столу не всегда могут совпадать с мамиными эмоциями.

Примерно в возрасте 1-го года малыш начинает ходить. У него появляется больше свободы, возникает острая исследовательская потребность. Родители же привыкли, что ребенок остро в них нуждался, все время был на руках. Дети протестуют против ограничения свободы (не трогай, сядь, не ходи и т.д.), а следовательно познавательной активности.

В этот период закладываются и отрабатываются такие личностные ценности как самооценка, самоуважение, доверие к себе и своему телу, отработка точности движения. Ребенку необходимо предоставить как можно больше свободы действия, заранее обеспечив при этом максимальную безопасность для малыша. Дети этого периода остро реагируют на запреты и ограничения, но при этом очень легко отвлекаются. Поэтому в этом возрасте будет правильнее ребенка отвлечь чем-то ярким и интересным, чем ограничить его действия запретом и получить очередной каприз и бунт.

Подробнее о кризисе 1 года у ребенка .

Кризис 3 лет (наступает с 1,5 до 3 лет)

Сейчас Ваш малыш начинает разделять себя и окружающий мир. Это, так называемый период «я сам», когда ребенок ищет и пытается понять свое «я», формирует свои внутренние позиции. Это период осознания кто я для окружающих. Ребенок, который раньше чувствовал себя центром всей вселенной, вдруг обнаруживает, что он является лишь одной из многих вселенных, окружающих его.

В этот период идет отработка таких личных ценностей как ощущение внутреннего порядка, умение принимать решения в своей жизни, уверенность в себе, самодостаточность. Для маленького человека сейчас очень важно осознание любого самостоятельного действия, как собственного выбора без использования взрослыми уговоров, метода кнута и пряника. Лучшим решением будет дать ребенку возможность делать то, что он считает нужным, предоставляя ему выбор без выбора. Т.е. мы предлагаем ему выбор из 2-3 вариантов действий, заранее выгодных и правильных для нас, но он при этом ощущает свою самостоятельность.

Обязательно в этом возрасте ставим детям рамки и границы их поведения. Если этого не делать, то они не будут знать, где нужно остановиться, а это уже чревато большими проблемами в подростковом возрасте. Такие подростки будут иметь трудности в выстраивании границ при общении с другими людьми, попадать в зависимость от мнения более авторитетных товарищей.

Подробнее о кризисе 3-ёх лет у ребенка .

Кризис 7 лет (наступает с 6 до 8 лет)

В это время ребенок получает новый социальный статус — школьник. А вместе с этим появляются новые обязанности и права. Встает вопрос о том, что же делать с новой свободой и ответственность. Так же у ребенка на все есть свое собственное мнение. И здесь уважение к нему родителей очень важно! Сейчас ребенку очень необходима поддержка во всем. Возвращаясь домой, школьник должен быть уверен, что здесь он всегда может найти поддержку во всех трудностях жизни, новом общении со сверстниками и взрослыми, в проблемах обучения.

Ваш вчерашний малыш уже повзрослел. И, несмотря на то, что иногда он все еще по-детски импульсивен и нетерпелив, его рассуждения и поступки становятся более логичными, обретают смысловую основу. Он начинает различать и разделять свои собственные чувства и эмоции, учится самоконтролю.

В этот период должны появиться не только новые учебные, но и домашние обязанности, которыми занимается только он и никто больше. Ему можно предложить на выбор вымыть посуду, приготовить все для уборки, ухаживать за домашним животным и т.д. При этом ребенок должен сам решать, когда и что он будет делать, но знать, что есть последствия невыполнения своих обязанностей. Эти обязанности у каждого ребенка разные в зависимости от желаний и предпочтений. Нельзя ни в коем случае навязывать ему исполнение каких-либо дел без его согласия и желания. Необходимо исключительно договариваемся с ним об этом. Ребенок становится с нами на равных. Теперь он один из полноправных членов семьи, а не подчиненный.

О кризисе 7 лет подробнее читайте

Пубертатный кризис (наступает с 11 до 15 лет)

Проблемы этого возраста наступают в связи с физиологическими изменениями. В этот период мы наблюдаем так называемую «болезнь роста». Тело быстро растет, меняется. Подросток должен привыкнуть к себе новому, принять себя и научиться жить с изменившимся телом. Наш взрослый ребенок ощущает большие перегрузки нервной системы. Отсюда возникает психологическая неустойчивость, его легко вывести из себя. С одной стороны он очень бурный, неусидчивый, деятельный, но в тоже время подвержен большой физической утомляемости и вялости. Происходит гормональный взрыв. Подросток ощущает новые чувства, справиться с которыми он еще не в состоянии. В результате мы видим эмоциональную неустойчивость, быструю смену настроения. Буря чувств и эмоций захватывают подростка. Ему кажется, что никто его не понимает, все от него что-то требуют и негативно настроены к нему. Ребенок наблюдает и ощущает мир в новых насыщенный красках и проявлениях, но что со всем этим делать и как правильно себя в этом новом мире вести, он пока еще не понимает.

Что нам делать в этот период? Поскольку это «болезнь роста», то ничего с этим делать не нужно. Мы спокойно ждем, когда наш родной человечек «переболеет». Относимся к нему в этот период бережно, осторожно, аккуратно, с большим вниманием.

Так же этот период связан для ребенка с переходом из детства во взрослость. Он уже не ребенок, но еще не взрослый. Он мечется между этими полюсами и не может принять одну из этих ролей полностью. С одной стороны он пока еще ребенок, в нем не угас интерес в играх и развлечениях, не хочет расставаться с миром детства. С другой стороны, он уже считает себя взрослым, его притягивает эта кажущаяся свобода взрослого мира, но в тоже время понимает, что здесь много обязанностей, брать которые на себя он пока еще не хочет.

А что делать с этим? Тоже самое — ничего. Ждем, когда завершиться этот период неопределенности и наш взрослый человечек достигнет полного понимания и принятия своей взрослости. Принимаем его таким какой он есть, даем максимальную поддержку и участие, если он этого попросит.

Кризис 17 лет (наступает с 15 до 18 лет)

Это время связано с периодом начала социальной зрелости, периодом стабилизации процессов предыдущего развития. Наш бывший ребенок, наконец достигает стадии взросления. Кризис 17 лет совпадает с временем окончания школы, когда перед юношей (девушкой) встает вопрос дальнейшего жизненного пути, выбора профессии, последующего обучения, работы, для мальчиков — служба в армии. Все психологические проблемы в этот период связаны с адаптации к новым условия жизни, поиску своего места в ней.

Большую роль и помощь сейчас может оказать человеку поддержка семьи, близких ему людей. Как никогда вашему ребенку сейчас требуется чувство уверенности в себе, ощущение своей компетентности.

Если ваш ребенок не получит необходимой ему помощи и поддержки, то его страх и неуверенность может породить невротические реакции, которые в свою очередь приведут к соматическим проблемам, а далее к болезням на физическом уровне. Будьте внимательны к своему взрослому человеку!

Кризис возраста — это период, в который количество полученных ранее знаний и опыта переходят в качество будущей жизни. И, если взрослый человек зачастую остается один на один с собственными проблемами переходного возраста, то ребенку помочь преодолеть этот не простой период может и должен его самый близкий и родной человек, который его воспитывает.

Не нужно бояться таких периодов. Немного терпения и должного внимания к ребенку, и эта критическая возрастная точка будет вами пройдена без особых потрясений.

Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года. Возросшее самосознание наиболее ярко проявляет себя в кризисе одного года . Симптомы этого кризиса охватывают все сферы жизнедеятельности ребенка. Однако кризис первого года жизни не относится к числу острых.

Организм младенца регулировала биологическая система, связанная с биоритмами. Теперь же она вошла в противоречие с вербальной ситуацией, основанной на самоприказе или приказе со стороны взрослых. Таким образом, ребенок в возрасте около года оказывается вообще без системы, позволяющей ему надежно ориентироваться в окружающем мире. Биологические ритмы сильно деформированы, а речевые не настолько сформированы, чтобы ребенок мог свободно управлять своим поведением.

Кризис характеризуется общим регрессом деятельности ребенка, как бы обратным развитием и проявляется в аффективности с примитивными эмоциями. При этом наблюдаются нарушение биоритмических процессов (сон – бодрствование), нарушение удовлетворения витальных потребностей (например, чувства голода) и эмоциональные аномалии (угрюмость, плаксивость, обидчивость).

Кризисом одного года обычно называют переходный период между младенчеством и ранним детством. Кризис связан с появлением новых возможностей, которые не удовлетворяются социальным окружением. Ребенок еще не говорит, и сформулировать просьбу или свое состояние для него затруднительно. Сильные эмоциональные реакции у

ребенка обычно возникают, когда взрослые не понимают его желаний, его слов, жестов, мимики, или понимают, но не выполняют то, что он хочет. Ребенок уже ходит или активно ползает, увеличивается круг досягаемых для него предметов. Эмоциональные всплески при очередном отказе могут достигать значительной силы: дети могут кричать, падать на пол, бить по нему руками и ногами. Выход из кризиса находится в предоставлении ребенку разумной самостоятельности, в определении тех границ активности, которые можно позволить. Ребенку можно позволить многое, но для этого необходимо соответствующим образом организовать пространство, чтобы его действия не причинили вред ему самому и окружающим. Взрослый человек должен переходить от роли обслуживающего персонала к роли консультанта в познании окружающего мира (показывать, объяснять).

Чаще появление бурных эмоциональных реакций связано с определенным стилем воспитания в семье: излишнее давление или непоследовательность требований, когда сегодня можно, а завтра нельзя, или можно при бабушке, а при папе – нельзя. Смягчают кризис и помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций предоставление ему некоторой самостоятельности, терпение и последовательность требований со стороны взрослых.

Главным приобретением переходного периода является автономная речь. Она значительно отличается от взрослой речи и по звуковой форме (фонетическому строению), и по смыслу (семантической стороне). Детские слова по своему звучанию иногда напоминают «взрослые», иногда резко отличны от них. Автономная речь характеризуется рядом особенностей:

    не совпадает с речью взрослых как артикуляционно, так и фонетически ("би-би")

    не совпадает с речью взрослых по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);

    общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;

    своеобразие связи между словами (речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте).

Итак, годовалый ребенок, вступая в период раннего детства уже многое может: он ходит или хотя бы пытается ходить; выполняет различные действия с предметами; его действия и восприятие можно организовать с помощью речи, так как он понимает обращенные к нему слова взрослых. Он начинает говорить и, хотя его речь ситуативна и многозначна, непонятна большинству окружающих, его возможности общения с близкими людьми значительно расширяются. Познавательное и эмоциональное развитие ребенка основывается в первую очередь на потребности в общении с взрослым - центральном новообразовании данного возрастного периода.

Вопросы для самоконтроля:

    Как развивается ребенок в пренатальном периоде?

    В чем основное содержание теории С.Грофа?

    Что представляет собой кризис новорожденности?

    Какие основные психологические новообразования появляются в младенчестве?

    Как проявляется кризис 1 года?

Еще вчера кроха был милым и послушным, а сегодня капризничает, не хочет делать то, что обычно любил, не слушает родителей. Его как будто подменили. Знакомая ситуация для всех родителей годовалых детей. Так протекает кризис первого года жизни.

Как вести себя в такой ситуации? Главное – набраться терпения и помочь своему ребенку пережить трудный психологический период.

Родители с нетерпением ждут, когда их малыш станет самостоятельным. Ведь столько времени приходится его носить, одевать, кормить. Кажется, вот начнет ходить, станет легче.

И вот ребенку исполняется годик. Он уже многое умеет делать сам: ходит, играется, кушает и другое. Но появляются новые проблемы. И оказывается, что родители не так уж и готовы к самостоятельности крохи.

Психология ребенка в этом возрасте меняется. Его мировоззрение расширяется. Обычно скачки в психологическом росте связаны с развитием новых умений.

Так ближе к 12 месяцам ребенок начинает активно передвигаться самостоятельно. У него появляется возможность самостоятельно изучить множество окружающих его предметов, которые раньше были для него недоступны. Это кухонные столы и плита, обувные полки и шкафы для одежды, и многое другое. Все до чего он может дотянуться, ему нужно потрогать, изучить, попробовать.

При этом заботливые родители, конечно же, многое ему запрещают. Постоянные запреты раздражают и обижают кроху. Он начинает плакать и капризничать. Его поведение резко меняется. Он противится воле взрослых и выражает это протест как может: плачет, капризничает, делает все «назло», не слушает, что говорят взрослые, отказывается подчиняться. Наступает так называемый кризис первого года.

С такими кризисами еще предстоит столкнуться не раз по мере взросления ребенка. Возрастная психология выделяет такие этапы развития ребенка: младенчество, ранний возраст, детство (дошкольный возраст).

Очень часто именно переход на определенный этап развития сопровождается своеобразным кризисом. Так переходом из младенчества в ранее детство обусловлен кризис 1 года жизни. Психологи отмечают кризисы в 1 год, 3 года, 7 лет, подростковый (12-14 лет).

Признаки

Не всегда кризис 1 года у ребенка начинается в одно время.

У одних может быть раньше уже в 10 месяцев, а в других через 2-3 месяца после года. Однако возрастная психология уверена – кризиса не избежать.

Начало этого состояния можно определить по таким признакам:

    1. Ребенок очень негативно воспринимает все замечания , особенно запреты.
    2. Поведения малыша непоследовательно

Он просит то одно, то другое и тут же бросает.

    1. Ребенок капризный , плачет, кричит, топает ногами.
    2. Малыш отказывается выполнять последовательные действия , к которым раньше относился спокойно

Например, не хочет одеваться, купаться, садится на горшок.

    1. Часто нарушается спокойный сон крохи
    2. Ребенок пытается все делать самостоятельно , даже если не получается.
    3. Иногда ситуация бывает наоборот, ребенок не хочет ничего делать сам

Даже если до этого умел.

  1. Малыш требует к себе больше внимания , чтобы на него смотрели, с ним играли и прочее.
  2. У многих годовалых детей развивается страх потерять маму

Они требуют, чтобы она все время была рядом, не отпускают никуда ни на минуту.

У каждого ребенка свои особенности и проявления кризиса могут отличаться как по признакам, так и по степени их проявления. Поэтому каждый родитель, зная характер своего ребенка, сможет увидеть изменения в его поведении.

Обычно в 1 год ребенок овладевает очень важным навыком — учится ходить, но у некоторых развитие этой способности задерживается. Читайте в нашем следующем материале.

Причины

Возрастная психология детей первых лет жизни определяет такие причины кризиса 1 года:

  1. Увеличение двигательной и познавательной деятельности ребенка ;
  2. Лишние запреты на исследовательскую активность малыша со стороны родителей;
  3. Невозможность ребенка вести диалог с взрослыми (отсутствие речи);
  4. Непонимание родителями возрастных особенностей ребенка .

Таким образом, подросший ребенок активизируется и начинает действовать самостоятельно. Родители же не готовы к тому, чтобы их малыш, которого они привыкли опекать и оберегать от всего опасного, учился на своих ошибках. Они начинают ему все запрещать. Это вызывает негативные эмоции у крохи. Он пытается донести взрослым свое виденье ситуации, но не может это сделать. У него пока отсутствует речь, а родители не понимают его позывы.

Что чувствует малыш?

В этом возрасте ребенок становится более самостоятельным. Если до этого им управляли – одевали, кормили, носили, когда хотели родители, то теперь он сам пытается управлять не только своей деятельностью, но и родителями.

Малыш начинает ходить и тянется до всего, что находится в поле его зрения. Ему интересен процесс познания. Он пытается все не только потрогать, побить, разобрать, но и пробует на вкус. Родители начинают ему все больше говорить «нельзя». Малыш не понимает, почему одно можно, а другое нет.

Например, если родители запрещают трогать провода или собирать окурки на улице, то кроха думает, что его не понимают и не любят. Ведь сами взрослые выполняют многие действия, которые ему запрещены. Он начинает протестовать, проявляя свой характер.

Ему кажется, что родители нарочно препятствуют его познанию мира. Малыш хочет сам выбирать себе, чем играть, когда и сколько гулять, и даже одежду. Речевое развитие ребенка этого возраста не дает возможности выразить свои желания. Поэтому малыш становится агрессивным, непослушным.

Так как годовалые детки начинают копировать поведение родителей, то будет полезно, если взрослые будут спокойно показывать, как правильно выполнить то или иное действие. Пусть пока у него плохо получается.

Не нужно его все время поправлять, ведь он только учится. Чтобы ребенок вырос самостоятельной и ответственной личностью, умеющей принимать решения в нужный момент и отвечать за них, необходимо с детства его соответственно воспитывать — давать больше самостоятельности, возможность учится на своих ошибках.

Капризы и истерики в 1 год — не редкость

Продолжительность

Сколько длится этот кризис? Таким вопросом задаются многие родители. Но однозначного ответа на него нет. На продолжительность кризиса влияют многие факторы: характерные особенности ребенка, методика воспитания взрослых, насколько они прислушиваются к его потребностям. Поэтому кто-то вообще не замечает кризиса первого года, у кого-то он длится несколько недель, а у кого-то и несколько месяцев.

Стоит ли этого бояться?

Родителям не стоит бояться заранее. Главное понять, что кризис 1 года жизни – это вполне закономерное явление, которое предусматривается возрастной психологией ребенка. Если у кого-то кризис протекает более остро, а кто-то вообще не заметил признаков, то не значит, что первый вариант хуже. Ведь для психологического формирования личности важны эти переходные этапы (кризисы). Поэтому о возможных проблемах скорее нужно задуматься тем, у кого не меняется поведение ребенка с возрастом.

Найти подход к ребенку, у которого кризис 1 года, удается далеко не всем родителям. Многие просто начинают строго пресекать неповиновение малыша, часто его ругать и даже наказывать. Это вряд ли принесет пользу. Скорее только навредит неокрепшей психике ребенка. Он не способен сделать причинно-следственные выводы и наказание за что-либо не даст результата. Малыш просто решит, что родители его не любят.

Некоторые взрослые наоборот идут на поводу у капризов ребенка, во всем ему потакают. Такая вседозволенность вредна для формирования личности малыша. Он становится еще более капризным, кризис усугубляется.

Пережить этот трудный период, не впадая в крайности, могут помочь такие рекомендации психологов:

    1. Постарайтесь ограничить количество запретов

Говорите «нельзя» как можно реже, только в тех случаях, когда действия малыша становятся опасны для его жизни. При этом нужно не просто сказать нельзя, а и объяснить почему. Например, нельзя выбегать на проезжую часть дороги, может задавить машина. Не ограничивайте по возможности двигательную деятельность крохи, разрешайте ему ползать, бегать, шуметь. Это просто необходимо малышу. Хочет порисовать не на листе бумаги, а на себе – пусть рисует. Так он познает мир.

    1. Чтобы запретов было меньше, лучше заранее спрятать подальше то, что трогать нельзя
    2. Если ребенок хочет сделать что-то самостоятельно, предоставьте ему такую возможность

При этом не нужно ему постоянно пытаться помочь или торопить, ведь он пока еще только учится.

    1. Малыш отказывается от еды – не заставляйте его есть

Голодным он точно не останется. Нельзя кормить ребенка насильно. Пусть ест столько, сколько ему нужно. Если кроха не хочет есть какое-то блюдо, оно ему не нравится на вкус, не настаивайте. У всех есть свои предпочтения в еде и малыш так же индивидуален как и все.

    1. Учитесь понимать своего малыша

Он пока не может выразить свои чувства словами, поэтому внимательно относитесь к его позывам.

    1. Старайтесь уделять ребенку больше времени, играть с ним

Игры помогут занять ребенка, сблизиться с ним, научиться лучше его понимать. Любую неразрешимую ситуацию можно попробовать решить в игре. Например, малыш не хочет одевать какую-то вещь. Поиграйте с ним с магазин. Разложите аналогичную одежду и пусть он «купит» себе, что понравилось. Поможет и любимая мягкая игрушка или кукла. Пусть она ест вместе с крохой, одевается и ходит гулять.

    1. Вместо того, чтобы запрещать ребенку что-то, постарайтесь переключить его внимания на то, что можно и интересно крохе

Все, что нельзя брать, лучше держать вне зоны видимости малыша.

    1. Если у ребенка истерика и его невозможно успокоить или отвлечь, пусть поплачет какое-то время

Не нужно обращать на него внимание. Он поймет, что истерика не поможет и успокоится.

  1. Малыши любят в возрасте 1 – 1.5 лет подражать взрослым

Пусть помогает вам в домашних делах. Например, мама прибирает и кроха хочет помогать – дайте ему тряпочку, пусть моет с мамой. Обязательно похвалите его и поблагодарите за помощь.

Необходимо соблюдать привычный режим дня, но сделать его более гибким. Например, чтобы малыш проголодался и хорошо кушал, подольше погуляйте, пусть наиграется и набегается, но не давайте ему что-то перекусить. Тогда вернувшись домой, малыш покушает и хорошо поспит днем.

Чего делать нельзя

Для преодоления кризиса понадобиться много терпения и любви со стороны взрослых. Это бывает нелегко, но от поведения родителей на этом этапе зависит, какой личностью станет их малыш в будущем.

Поэтому есть ряд мер, которые категорически не рекомендуется использовать при воспитании малыша:

    1. Нельзя кричать на ребенка, обзывать его, унижать

Очень часто родители злятся и начинают кричать на ребенка. Это самый доступный метод влияния на ребенка, но самый не эффективный. Гнев не помогает решению проблемы, а только усугубляет ее. Ребенок при этом испытывает непонимание, страх, неприятие. Он не осознает, за что его ругают, а только замыкается в себе, не чувствует поддержки родителей, их любви.

  1. Применять физическое насилие
  2. Отбирать у малыша предмет, который он взял для игры, даже если он запрещен
    Постарайтесь поменять его на что-то другое, что заинтересует кроху. В будущем держите запрещенные вещи вне поля зрения ребенка.
  3. Потакать всем капризам ребенка
  4. Запретов должно быть мало, но они должны быть строго определены. Их нельзя нарушать. Это момент воспитания, его нельзя отменять. Поощрять ребенка за хорошие поступки, отвлекать от того, что нельзя, не ругать, но объяснять.
  5. Не оставлять ребенка расстроенным после ссоры

Он не должен думать, что мама его бросила, потому что он плохой.

Что делать, если ребенок никуда не отпускает маму

Бывают ситуации, когда ребенок ни на минуту не отпускает от себя маму. Он ходит за ней как привязанный и начинает плакать, если он куда-то вышла. В раннем возрасте дети очень привязаны к своей маме. Им необходима уверенность, что мама всегда будет рядом, никуда не денется. Чтобы ребенок легче переносил разлуку с мамой, психологи советуют следующее:

    • Находясь с ребенком, старайтесь не просто присутствовать рядом физически, а и уделять ему свое внимание

Например, многие мамы любят «сидеть» в интернете, а ребенок играется рядом. Казалось бы, мама находится вместе с ребенком, видит его, но малыш чувствует, что он не с ним.

    • Проводите с ним время насыщенно, играйте, разговаривайте, говорите обо всем, а главное, что вы всегда будете рядом.
    • Не пугайте малыша, что уйдете и оставите его одного или отдадите кому-то, когда он плохо себя ведет

Это травмирует психику ребенка. Делает его уязвимым. Малыш должен чувствовать, что в любой ситуации мама с ним и любит его.

    • Не уходите тайком, оставляя малыша ненадолго с кем-либо

Обязательно говорите ему куда идете и зачем, даже если кажется, что он не понимает.

    • Не идите на поводу у ребенка, если он начинает кричать

Если мама возвращается, когда малыш кричит и плачет, он это быстро поймет и будет манипулировать мамой.

  • Играйте с малышом в прятки

Так он привыкнет, что мама ненадолго пропадает и появляется снова и будет меньше бояться ее исчезновения.

Стоит проявить немного любви и терпения, ведь малыш быстро растет и меняется. Скоро он сможет обходиться и без мамы, но важно, чтобы он был всегда уверен в ее любви и заботе. Это поможет вырасти ему более уверенным в себе человеком.

Мнение доктора Комаровского

Известный врач – педиатр, автор многих трудов по педиатрии и детской психологии Комаровский Евгений Олегович, отмечает, что родители, которые столкнулись с кризисом 1 года жизни у ребенка, должны понять его. Научиться понимать своего ребенка, меньше говорить слово «нельзя», но в то же время ребенок должен четко знать, что именно опасно для него. С раннего возраста необходимо создавать систему запретов и наказаний, строго ее соблюдать и тогда не возникнет понятия «непослушный» ребенок.

Важно, чтобы ребенок знал, что за какие-то хорошие поступки родители обязательно его оценят.

Конечно, справиться с ситуацией, когда ребенок не слушается, часто бывает нелегко. Порой родителям легче применить силу, заставить ребенка поступать по-своему. Но не стоит забывать, что обидеть ребенка легко, а вот исправить последствия своих действий намного сложнее.

Прежде чем предпринять какое-либо действие, почаще вспоминайте, что перед вами самый любимый и дорогой малыш, и он не заслуживает отрицательных эмоций.

Непослушный ребенок — что делать

Что еще почитать