Личная гигиена ребенка. Советы родителям. Личная гигиена детей дошкольного возраста

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

С одержание

инфекционный оздоровительный противоэпидемический дошкольник

1. Общие сведения

2. Принцип групповой изоляции

3. Оздоровительные мероприятия

4. Противоэпидемические мероприятия

5. Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях

Заключение

Список использованных источников

1. Общие сведения

Дошкольный возраст, или период первого детства, характеризуется интенсивным развитием всех органов и систем. Ребенок с первых дней жизни имеет определенные унаследованные биологические свойства, в том числе и типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребенка.

В последние годы наблюдается тенденция увеличения количества детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников резко ухудшилось: снизилось количество детей 1-й группы здоровья (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось - детей 2-й группы, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и 3-й группы - c хроническими заболеваниями (с 15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу тот факт, что к моменту поступления в школу отмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.

С учетом изложенного проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна. Ясно, что состояние здоровья детей далеко не соответствует ни потребности, ни потенциальным возможностям нашего общества.

Важнейшим этапом в повышении качества здоровья детского населения и в снижении показателей заболеваемости является профилактика заболеваний в детских дошкольных учреждениях, профилактика инфекционных заболеваний в частности.

2 . Принцип групповой изоляции

К дошкольным организациям относятся организации следующих видов:

Детский сад;

Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

Детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, оздоровительных мероприятий и процедур;

Детский сад комбинированного вида (на основе сочетания детских групп с вышеназванными направлениями обслуживания в любом сочетании);

Центр развития ребенка - детский сад физического и психического развития, поддержки и оздоровления всех воспитанников.

В зависимости от потребностей населения могут быть организованы группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы и иные подобные им виды дошкольных организаций различных организационно-правовых форм, форм собственности, в том числе созданные в виде структурных подразделений государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, на объектах дошкольных образовательных организаций, учреждений дополнительного образования и иных помещений, отвечающих требованиям санитарных правил (СанПиН 2.4.1.2660-10)

Основным принципом планировки детских дошкольных учреждений является групповая изоляция. Это необходимо в связи с большой восприимчивостью детей к инфекционным заболеваниям. Групповая изоляция заключается в том, что каждая группа имеет полный набор необходимых помещений, объединенных в групповую ячейку с самостоятельным входом для ясельных групп. Допускаются общий выход и одна лестница для двух ясельных групп, размещенных на втором этаже, общий вход в групповые ячейки не более чем на 4 группы детей дошкольного возраста.

В планировке земельного участка также соблюдается принцип групповой изоляции. Количество групповых площадок должно соответствовать числу групп.

Групповые площадки - индивидуальные для каждой группы из расчета не менее 7,2 кв. м на 1 ребенка ясельного возраста и не менее 9,0 кв.м на 1 ребенка дошкольного возраста.

Таким образом, обеспечение принципа групповой изоляции в детских дошкольных учреждениях достигается:

· наличием у каждой группы ячейки с полным набором помещений;

· применением блочной композиции здания с отдельным входом

· наличием у каждой группы игровой площадки;

· применением зеленых насаждений в качестве разделителей площадок.

3 . Оздоровительные мероприятия

Занятия физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла должны занимать не менее 50% общего времени реализуемой образовательной программы (занятий). Объем лечебно-оздоровительной работы и коррекционной помощи детям (ЛФК, массаж, занятия с логопедом, с психологом и другие) регламентируют индивидуально в соответствии с медико-педагогическими рекомендациями.

Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе, соответствующая возрасту продолжительность сна и других видов отдыха.

Для достижения достаточного объема двигательной активности детей необходимо использовать все организованные формы занятий физическими упражнениями с широким включением подвижных игр, спортивных упражнений с элементами соревнований, а также пешеходные прогулки, экскурсии, прогулки по маршруту (простейший туризм).

Работа по физическому воспитанию проводится с учетом состояния здоровья детей при регулярном контроле со стороны медицинских работников.

В общем комплексе профилактических мероприятий следует выделить вопросы выполнения режима дня, правильную организацию сна и бодрствования, питания, физического воспитания, закаливания.

Воздушный режим является едва ли не важнейшим элементом профилактики респираторных заболеваний. Доказано, что передача респираторно-вирусной инфекций облегчается с повышением температуры помещений, особенно при недостаточной вентиляции. Надо вести неустанную разъяснительную работу с персоналом учреждения и родителями в этом направлении, подчеркивая, что прохладный свежий воздух в помещении препятствует передаче инфекций, а не вызывает "простуду". Передача инфекций практически прекращается во время прогулок и сна в хорошо проветриваемом прохладном помещении, поэтому максимальное пребывание на свежем воздухе - наиболее действенный путь борьбы с распространением респираторной инфекций.

Правильная организация питания детей, соблюдение установленных нормативов калорийности и содержания основных питательных веществ в рационе ребенка, обогащение его витаминами, минеральными солями, микроэлементами имеет важное значение в повышении сопротивляемости организма ребенка.. Особое внимание должно быть уделено борьбе с перекормом детей углеводистой пищей, что играет основную роль в предупреждении паратрофии. Известно, что дети, страдающие паратрофией, более восприимчивы к респираторной вирусной инфекций, которая протекает у них в более тяжелой форме. Количество и качество пищи, получаемое в детском учреждении и дома, должно быть приведено в соответствие с потребностями ребенка. Поэтому детское учреждение должно давать четкие рекомендации родителям в отношении питания детей в домашних условиях. Серьезного отношения требуют также дети с проявлением пищевой аллергии, предрасположенные к заболеваниям вирусной инфекцией и длительному

Физическое воспитание и закаливание детей также играет большую роль в профилактике острых респираторных заболеваний. Физическое воспитание оказывает благотворное влияние на все функции растущего организма, способствует развитию сердечно-сосудистой и дыхательной систем; играет большую роль в совершенствовании деятельности центральной нервной системы и развитии моторики ребенка, равномерному и своевременному развитию костно-мышечного аппарата, правильному формированию осанки. В этом и заключается огромное оздоровительное значение физического воспитания.

Система физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста включает в себя массаж и гимнастику для детей первого года жизни, физкультурные занятия для детей старше года, утреннюю гигиеническую гимнастику, подвижные игры, элементы спорта для детей дошкольного возраста.

Особое значение имеет дыхательная гимнастика. При проведении дыхательных упражнений надо соблюдать общее правило: создается спокойная обстановка, перед началом занятий ребенок опорожняет кишечник и мочевой пузырь, он должен быть в удобной одежде.

Особого внимания требует организация закаливания детей, являющаяся мощным средством профилактики так называемых "простудных" заболеваний. Система закаливающих воздействий направлена на повышение выносливости ребенка, сопротивляемости его организма вредным факторам внешней среды, улучшение приспособляемости к резким изменениям температуры, влажности, движению воздуха. Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций, основывается на тренировке - систематическом повторении воздействия закаливающих факторов, начиная с кратковременных и слабых, с постепенным нарастанием по силе и длительности.

В качестве основных средств закаливания используются естественные природные факторы: воздух, вода, солнечный свет - при непременном соблюдении следующих условий:

1. Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.

2. Комплексное использование всех природных факторов.

3. Постепенность в увеличении силы воздействия используемого фактора.

4. Систематичность.

5. Спокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

4. Противоэпидемические мероприятия

В целях профилактики возникновения и распространения инфекционных заболеваний и пищевых отравлений медицинские работники дошкольных организаций проводят:

Медицинские осмотры детей при поступлении в учреждения с целью выявления больных, в т.ч. на педикулез;

Систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников, особенно имеющих отклонения в состоянии здоровья;

Работу по организации профилактических осмотров воспитанников и проведение профилактических прививок;

Распределение детей на медицинские группы для занятий физическим воспитанием;

Информирование руководителей учреждения, воспитателей, методистов по физическому воспитанию о состоянии здоровья детей, рекомендуемом режиме для детей с отклонениями в состоянии здоровья;

Ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (при необходимости), выявление заболевших детей, своевременную их изоляцию, оказание первой медицинской помощи при возникновении несчастных случаев;

Один раз в неделю осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют домой для санации. Прием детей после санации допускается в дошкольные организации при наличии медицинской справки об отсутствии педикулеза;

Ежедневно в ясельных группах ведется карта стула детей;

Систематический контроль за санитарным состоянием и содержанием территории и всех помещений, соблюдением правил личной гигиены воспитанниками и персоналом;

Организацию и проведение профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий;

Работу по организации и проведению профилактической и текущей дезинфекции, а также контроль за полнотой ее проведения;

Работу по формированию здорового образа жизни с персоналом и детьми, организацию "дней здоровья", игр, викторин на медицинскую тему;

Медицинский контроль за организацией физического воспитания, состоянием и содержанием мест занятий физической культурой, наблюдение за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола, возраста и состояния здоровья;

Контроль за пищеблоком и питанием детей;

Ведение медицинской документации.

Персонал дошкольных организаций проходит медицинские осмотры и обследования, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию в установленном порядке.

Каждый работник дошкольных организаций должен иметь личную медицинскую книжку, куда вносят результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, перенесенных инфекционных заболеваниях, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации.

При отсутствии сведений о профилактических прививках работники, поступающие в дошкольные организации, должны быть привиты в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

Ежедневно перед началом работы медицинским работником проводится осмотр работников, связанных с приготовлением и раздачей пищи, на наличие гнойничковых заболеваний кожи рук и открытых поверхностей тела, а также ангин, катаральных явлений верхних дыхательных путей. Результаты осмотра ежедневно перед началом рабочей смены заносятся в "Журнал здоровья".

Не допускают или немедленно отстраняют от работы больных работников или при подозрении на инфекционные заболевания. Не допускают к работе по приготовлению блюд и их раздачи работников, имеющих на руках нагноения, порезы, ожоги.

Персонал дошкольных организаций должен соблюдать правила личной гигиены: приходить на работу в чистой одежде и обуви; оставлять верхнюю одежду, головной убор и личные вещи в индивидуальном шкафу для одежды; коротко стричь ногти.

У помощника воспитателя дополнительно должен быть фартук и косынка для раздачи пищи, фартук для мытья посуды и специальный (темный) халат для уборки помещений.

Перед входом в туалетную комнату следует снимать халат и после выхода тщательно вымыть руки с мылом; работникам не допускается пользоваться детским туалетом.

Работники пищеблока не должны во время работы носить кольца, серьги, закалывать спецодежду булавками, принимать пищу и курить на рабочем месте.

Для работников дошкольных организаций следует предусмотреть не менее 3 комплектов санитарной одежды.

Для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков необходимы: своевременное выявление больных и носителей инфекции, изоляция их от здоровых и затем лечение; исключение контакта здоровых с загрязненными предметами (посуда, игрушки и другие предметы обихода); строгое соблюдение санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях и дома.

При поступлении детей в детское учреждение при них обязательно должны быть заключение педиатра о состоянии здоровья ребенка, результаты лабораторных исследований и заключение эпидемиолога об отсутствии в течение двух предшествующих недель контактов с инфекционными больными. Ежедневно при приеме детей в учреждение медицинская сестра или воспитатель опрашивает родителей о состоянии здоровья детей, осматривает зев и кожу; в ясельных группах всем детям измеряют температуру тела, в дошкольных -- по показаниям; контролируют характер стула.

При подозрении на заболевание ребенка изолируют до установления причины плохого самочувствия.

При выявлении инфекционного заболевания должны быть немедленно приняты меры по предупреждению распространения инфекции. Каждый медицинский работник (врач, фельдшер, медицинская сестра), обнаруживший инфекционного больного или подозрительного на инфекционное заболевание, обязан заполнить карту экстренного извещения и направить ее в районную или городскую СЭС; в организованном детском коллективе -- поставить в известность руководство учреждения. Каждый случай инфекционного заболевания регистрируется в специальном журнале. Педагоги и воспитатели ежедневно отмечают в журналах отсутствующих детей и сообщают об этом медицинскому работнику учреждения для выяснения причин отсутствия ребенка.

По указанию эпидемиолога проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение распространения инфекции среди организованных детских коллективов. В зависимости от характера инфекции и способа ее передачи может предусматриваться карантин, дезинфекция, вакцинация и др. или комплекс предупредительных мероприятий. Кроме того, принимаются все меры для контроля за всеми контактными детьми и персоналом, проводятся обследования по выявлению носительства и т. д. Как правило, медицинский персонал учреждения принимает участие в эпидемиологическом обследовании, проводимом эпидемиологом, санитарным врачом или их помощниками. Медицинский персонал детских и подростковых учреждений поддерживает также тесный контакт с эпидемиологом и санитарным врачом тех районов, на территории которых находятся детские учреждения и куда направляются дети на отдых, с целью получения от них сведений об эпидемиологической обстановке в данных районах.

Среди профилактических мероприятий важное место занимает формирование невосприимчивости организма детей и создание у них иммунитета к различным болезням путем проведения предохранительных прививок, закаливающих процедур и других оздоровительных мероприятий. Невосприимчивость организма к инфекционным болезням достигается применением препаратов специфической профилактики (вакцины, сыворотки, Y-глобулин), а также использованием химиопрепаратов (антибиотики, сульфаниламиды и пр.). В настоящее время в качестве основных средств специфической профилактики широко применяются вакцины, на введение которых организм формирует специфический иммунитет к соответствующей инфекции.

Организацию и проведение профилактических прививок осуществляет медицинский персонал детских и подростковых учреждений. Вакцинация детей проводится как в плановом порядке (обязательные прививки), так и по эпидемиологическим показаниям.

Особого внимания требует вопрос о сроках допуска переболевших детей в детское учреждение. Сроки допуска детей в коллектив после перенесенного острого респираторного заболевания должны определяться главным образом индивидуальными особенностями реконвалесцента и характером перенесенной инфекций. Большинство детей могут быть допущены в детское учреждение после исчезновения у них симптомов острого катара (насморка, конъюнктивита, фарингита) вне зависимости от срока, прошедшего от начала заболевания. Такой подход оправдан тем, что наиболее заразный период совпадает с периодом разгара катаральных явлений. Чаще всего при острых респираторных вирусных инфекциях катаральные явления держатся 5-6 дней, так что допуск в учреждение детей при отсутствии осложнений возможен на 7 день от начала заболевания.

У некоторых детей после респираторной вирусной инфекций может длительно держаться субфебрилитет, умеренные катаральные явления. При отсутствии данных, указывающих на активность процесса, они могут быть допущены в дошкольные учреждения по заключению педиатра поликлиники.

Дети с перенесенной внутричерепной родовой травмой, дающие фебрильные судороги, и другие, у которых вирусные инфекций сопровождаются неврологической симптоматикой, возвращаются в коллектив после консультации с невропатологом.

Наибольшая длительность течения заболевания отмечается у детей с очагами хронического воспаления (назофарингитами, тонзиллитами). Эти дети требуют энергичной терапии и могут допускаться в группу после стихания симптомов обострения очаговой инфекций. Режим учреждения во время эпидемической вспышки должен предусматривать изоляцию групп, недопущение в группы лиц, не связанных непосредственно с обслуживанием детей, а также воспитателей с признаками заболевания. Во время эпидемической вспышки внимание персонала должно быть направлено на неукоснительное соблюдение санитарно-гигиенических правил, воздушного режима, обязательное проведение кварцевания групповых помещений.

Ответственность за выполнение перечисленных требований возлагается на руководителей учреждений, ежедневный контроль -- на медицинского работника этих учреждений, а периодический -- на органы и учреждения санитарно-эпидемиологической службы.

5 . Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях

Гигиеническое воспитание и обучение тесно связаны с общим образованием, выработкой материалистического мировоззрения, политехническим и трудовым обучением, с нравственным и эстетическим воспитанием.

Система гигиенического воспитания и обучения детей различных возрастных групп основывается на ряде принципов: систематичность, преемственность, целенаправленность, дифференцированность. В задачу гигиенического воспитания и обучения входит систематическое сообщение обучающимся основных сведений по охране здоровья, привитие осознанных прочных гигиенических навыков.

Важное значение в системе гигиенического воспитания имеет принцип преемственности. Это значит, что содержание гигиенического воспитания должно не только учитывать, но и закреплять, углублять уже имеющиеся у детей знания и навыки.

Гигиеническое воспитание должно содержать сведения о личной и общественной гигиене, гигиене умственного труда, об оздоровительном значении физкультуры и спорта, закаливании, гигиене питания, профилактике травматизма, гигиенических аспектах нравственного (полового) воспитания.

Детям с раннего возраста необходимо разъяснять смысл и значение каждого гигиенического навыка. Учитывая, что навыки -- это своего рода рефлексы, их надо выполнять систематически, последовательно, в одно и то же время.

Прививать гигиенические навыки детям должны родители, медицинские работники, воспитатели, учителя, педагоги, общественность. Все заинтересованные в проведении данной работы лица должны действовать в тесном контакте друг с другом, дополнять один другого. Медицинские работники учебно-воспитательных учреждений должны оказывать постоянную консультативную, методическую помощь работникам других учреждений в деле гигиенической подготовки воспитанников. Функциональной обязанностью медицинских работников является специальная гигиеническая и санитарная подготовка обслуживающего персонала детских учреждений, так как они все являются проводниками санитарной культуры в детских коллективах.

Быстрота и прочность усвоения знаний детьми зависят от условий, которые окружают их, от соблюдения санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил и норм в семье, учебно-воспитательных учреждениях, требовательности воспитателей (родители, педагоги, учителя) к себе и окружающим. Всегда аккуратный, подтянутый, опрятный, строго выполняющий все правила личной гигиены воспитатель (родитель, учитель, педагог) является хорошим примером для подражания.

Прививая гигиенические навыки детям, мы тем самым развиваем у них эстетическое чувство и вкус. И наоборот, обучая детей понимать, создавать и ценить красивое, мы помогаем воспитанию и закреплению прочных гигиенических знаний и навыков. Приучая детей заботиться не только о своем здоровье, но и о здоровье своих близких, друзей и т. д., мы способствуем воспитанию у них чувства товарищества, коллективизма и дружбы.

Гигиеническое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется по нескольким направлениям:

1. Гигиеническое воспитание детей различных возрастных групп.

2. Гигиеническая подготовка заведующих и воспитателей дошкольных учреждений.

3. Гигиеническая подготовка медицинского персонала.

4. Гигиеническая подготовка технического персонала.

Санитарно-просветительную работу и гигиеническое воспитание в яслях, яслях-садах осуществляют заведующие дошкольными учреждениями, педагоги, медицинские работники. Большая роль в воспитании гигиенических навыков у дошкольников принадлежит родителям. Важно помнить, что выполнение любых гигиенических правил и процедур должно сопровождаться положительными эмоциями. Например, во время умывания можно обратить внимание ребенка на душистое мыло, красивое полотенце, использовать народную потешку: «Водичка, водичка, умой мое личико...» Это формирует у малыша положительное отношение к умыванию, вызывает у него желание быть чистым. В дошкольный период необходимо сформировать навыки личной и общественной гигиены; содержать руки, лицо, тело волосы в чистоте, мыть мылом руки перед едой, после игры с животными, посещения туалета, пользования общими игрушками, книгами, после прогулки, мыть перед сном ноги, чистить зубы утром после сна и вечером перед сном, полоскать рот после каждой еды. Ребенка необходимо приучить соблюдать чистоту и аккуратность в одежде, в комнате, на рабочем месте, бережно обращаться с игрушками, книгами, поддерживать порядок в шкафах и на стеллажах.

Детей 2--3 лет учат аккуратно есть, самостоятельно умываться, пользоваться носовым платком, причесываться, чистить зубы, убирать на место свои игрушки, книги. В последующие годы эти навыки совершенствуются, число их увеличивается, и они превращаются в устойчивую привычку. В гигиенических целях необходимо, чтобы каждый ребенок имел предметы индивидуального пользования: мыло, зубную щетку, расческу, мочалку, полотенце, кружку для полоскания рта, посуду.

К 6 годам дети должны самостоятельно, без напоминания взрослых выполнять все правила личной гигиены, уметь чистить одежду, обувь, содержать в порядке свои игрушки, рабочее место, соблюдать порядок в групповой комнате и спальне дошкольного учреждения. Дети должны быть обучены правилам поведения за столом при приеме пищи. Они должны уметь правильно пользоваться столовыми приборами, салфетками, правильно есть: не спеша, тщательно пережевывая пищу. Старшие дошкольники должны уметь выполнять посильную работу, связанную с сервировкой стола, уборкой своего уголка дома, групповой комнаты, спальни, участка.

В дошкольном возрасте прививаются интерес и уважение к труду, умение трудиться в коллективе. Работа в живом уголке, на участке, посадка, прополка и поливка овощей, цветов и т. д. требуют соблюдения определенных гигиенических правил, способствующих выработке у детей соответствующих гигиенических привычек. Например, дети должны знать о том, что когда кормишь животных, нельзя есть самому; перед тем как съесть ягоду с грядки, надо ее тщательно вымыть чистой водой и др.

В целях профилактики детского травматизма ребят старшего дошкольного возраста надо научить пользоваться острыми, режущими, колющими предметами, тогда при работе с ножами, ножницами, иголками и т. п. они не получат травму сами и не нанесут ее другим.

Методы и формы гигиенической подготовки детей дошкольного возраста разнообразны. Широко используются такие методы, как наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур, демонстрация плакатов, диапозитивов, фотографий, детских кино- и мультфильмов на различные гигиенические темы, а также различные игры детей, особенно с куклами. Наиболее популярны игры в дочки-матери, детский сад, школу, больницу и т. п. Во время игры детям необходимо спокойно, ненавязчиво подсказывать, как нужно правильно выполнять ту или иную процедуру.

В дошкольном возрасте ребенок приобретает начальные гигиенические знания и навыки, которые еще не крепкие и, если их не повторять в дальнейшем, теряют свое значение. В школьном возрасте проводится дальнейшее их закрепление и совершенствование

В дошкольные годы детям сообщают элементарные сведения о болезнях, которые передаются от человека к человеку через грязные руки, немытые овощи и фрукты. Необходимо познакомить их с понятием «осанка» во время ходьбы, сна, на занятиях и в доступной для детского восприятия форме сообщить о значении соблюдения ее для здоровья и красоты человека.

Залогом здоровья служит выполнение ребенком режима дня. Детям важно разъяснить значение необходимого для их возраста режима, заложить положительное отношение к тем режимным процессам, которые они выполняют с нежеланием (заигравшись, не хотят вовремя лечь спать, делать утреннюю зарядку, проводить закаливающие процедуры и т. д.), В последний год пребывания в детском саду воспитанников знакомят с режимом дня школьника.

Гигиеническое воспитание помогает решать общие задачи воспитания, способствует развитию воли, дисциплинированности и других положительных черт характера.

Заведующие дошкольными учреждениями организуют воспитательный процесс таким образом, чтобы обеспечить, прежде всего, охрану и укрепление здоровья детей. Они создают гигиенические условия воспитания и развития детей в дошкольных учреждениях. В их обязанности входит организация полноценного питания, правильного режима дня, пребывания детей на свежем воздухе, участие в проведении закаливающих процедур. Они контролируют соблюдение гигиенических требований на занятиях, прогулках, во время игр, приема пищи, сна и др.; обеспечивают методическую подготовку воспитателей, оказывают им административную помощь; осуществляют контакт с родителями для обеспечения единства гигиенических требований в дошкольном учреждении и в семье. В большей степени гигиеническое воспитание детей в группах осуществляют воспитатели. Используя методы дидактики и дошкольной педагогики, они прививают ребятам гигиенические навыки, сообщают научные гигиенические сведения. Гигиенические навыки и представления дети приобретают на занятиях по развитию речи, физической культуре, труду и др. Важным достижением работы воспитателей является обучение детей проводить анализ своих действий на основе уже имеющихся гигиенических представлений и сформированных навыков. Для этого не следует при наличии навыка давать детям прямое указание, что надо сделать. Например, можно детям сказать, что игра закончилась, через 10 минут будет обед или дневной сон. Дети сами должны догадаться, что пора мыть руки или готовиться ко сну. Такой прием хорошо обнаруживает сознательное применение закрепленного навыка.

При проведении гигиенического обучения воспитатели, учитывая особенности конкретного восприятия и мышления детей Дошкольного возраста, должны использовать игры, прогулки, пользоваться книжками-картинками, плакатами на гигиенические темы и просить детей рассказывать по ним.

Воспитатели устанавливают и поддерживают контакт с родителями для обеспечения единства требований при гигиеническом воспитании дошкольников.

Общие вопросы гигиенического воспитания детей, укрепления здоровья и физического развития, сообщение об опыте лучших дошкольных учреждений района, о формах и методах работы передовых коллективов и отдельных семей по воспитанию здоровых детей выносятся на родительские собрания. Технические работники дошкольного учреждения, ежедневно выполняя свои обязанности, тесно соприкасаются с детьми, При несоблюдении ими правил личной гигиены и мер профилактики инфекционных заболеваний они могут сами оказаться источником их распространения. Санитарное просвещение технического персонала необходимо.

Эти работники обеспечивают санитарный режим, уборку и проветривание помещений, правильное обслуживание детей. Своим примером и поведением они должны способствовать гигиеническому воспитанию детей. Для повышения санитарного уровня технического персонала организуются специальные курсы, где рассматриваются вопросы профилактики инфекционных заболеваний, пути и источники их распространения, меры их предупреждения, вопросы личной гигиены, санитарные правила уборки помещения и участка дошкольного учреждения, правила гигиенического обслуживания детей. Медицинские работники, заведующий дошкольным учреждением и воспитатели проводят беседы с техническим персоналом по всем вопросам жизни дошкольного учреждения, знакомят со специально подобранной медицинской литературой, памятками, брошюрами и другими материалами санитарного просвещения. Беседы могут проходить и индивидуально. Весь технический персонал должен постоянно повышать свой санитарно-культурный уровень, самостоятельно изучая необходимую специальную литературу.

Заключение

Таким образом, основными мероприятиями по профилактике инфекционных заболеваний в детских дошкольных учреждениях являются:

Соблюдение принципа групповой изоляции при планировке учреждения;

Оздоровительные мероприятия:

· рациональный режим сна и отдыха;

· физическое воспитание;

· воздушный режим;

· правильная организация питания;

· закаливание;

· дыхательная гимнастика;

Противоэпидемические мероприятия:

· медицинские осмотры детей и работников;

· систематическое наблюдение за состоянием здоровья воспитанников и сотрудников;

· соблюдение санитарных норм;

· контроль за пищеблоком;

· своевременное выявление больных и носителей инфекции

· вакцинация

· карантинные мероприятия

· эпидемиологический контроль

· Гигиеническое воспитание.

Список использованных источников

1. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 июля 2010 г. N 91 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях"

2. Гигиена детей и подростков. Г.Н. Сердюковская

3. А.П. Чабовской “Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста”, М., 1980 год

4. Если малыш часто болеет. Б.В. Шеврыгин

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Групповая изоляция в дошкольном учреждении, которая заключается в том, что группа имеет набор помещений, объединенных в групповую ячейку с самостоятельным входом с целью профилактики инфекционных заболеваний. Оздоровительные и гигиенические мероприятия.

    реферат , добавлен 06.12.2010

    Особенности состояния здоровья детей в дошкольных учреждениях. Оздоровление детей с использованием комплекса медико-профилактического оборудования. Исследование и анализ роли медицинской сестры детского дошкольного учреждения в профилактике заболеваний.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2011

    Исследование причин возникновения инфекционных заболеваний. Пути передачи инфекций. Сравнительная характеристика воздушно-капельных инфекций. Профилактика острых респираторных вирусных инфекций в детских дошкольных учреждениях. Вакцинация дошкольников.

    реферат , добавлен 24.02.2015

    Большое количество методов профилактики кариеса зубов, которые внедряются в здравоохранение на групповом и индивидуальном уровнях. Структурно-функциональные особенности, способствующие Заболеваемости кариесом и болезням пародонта в детском возрасте.

    презентация , добавлен 14.01.2016

    Понятия "инфекция" и "профилактика". История вопроса профилактики инфекционных заболеваний. Классификация профилактики. Вакцинация и ее виды. Сравнение средств профилактики гриппа. Специфическая и неспецифическая профилактика инфекционных заболеваний.

    реферат , добавлен 23.10.2008

    Особенности костной системы у детей дошкольного и школьного возраста. Обзор заболеваний при нарушениях осанки. Принципы лечения и специфика профилактики этой патологии у детей дошкольного и школьного возраста. Роль медицинской сестры в этом процессе.

    курсовая работа , добавлен 11.12.2014

    Здоровье населения и окружающая среда. Основы экологии человека. Питание как фактор сохранения и укрепления здоровья. Гигиена труда и охрана здоровья работающих, лечебно-профилактических учреждений, детей и подростков. Закаливание детей и подростков.

    контрольная работа , добавлен 09.04.2016

    курсовая работа , добавлен 26.06.2012

    Физиологические основы закаливания организма детей дошкольного возраста. Ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется Применение солнечных ванн. Температура воды для подгрупп детей и консультация для родителей.

    реферат , добавлен 24.09.2014

    Основные эпидемические признаки дифтерии. Лечение противоэпидемических заболеваний. Специфическая, патогенетическая, симптоматическая и этиотропная терапия. Критерии выздоровления. Проведение противоэпидемических мероприятий. Виды комбинированных вакцин.

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Личная гигиена детей дошкольного возраста требует соблюдения основных и первостепенных мер для создания нужных условий для сохранения здоровья ребенка. Главной задачей является здоровый сон, своевременный прием пищи и необходимый отдых в обеденное и ночное время. Если необходимый режим не соблюдается, можно заметить плохое самочувствие ребенка, вялость, усталость, в дальнейшем психологические заболевания.

ГИГИЕНА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА - ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Руки надо непременно мыть, выйдя из туалета. Это обязательное условие личной гигиены не только ребенка. Если в вашем доме живут домашние животные, следите, чтобы ваш малыш после соприкосновения с ними также вымыл руки. Также очень важно уметь правильно мыть руки. Научите ребенка не просто споласкивать их без применения мыла, объясните, что необходимо взять мыло, вымыть руки, а затем насухо протереть полотенцем. Эти же правила нужно объяснить ребенку, чтобы в общественных местах малыш не забывал выполнять правила гигиены.

Объясните ребенку, что крайне нежелательно часто дотрагиваться руками до носа и нельзя чесать глаза грязными руками. Таким образом бактерии попадают на слизистую оболочку носа и глаз и дают дальнейшее развитие заболевания. Следите за тем, чтобы в кармане детской куртки всегда присутствовал платочек. Таким образом при чихании или кашле малыш прикроет рот и инфекция не станет распространяться дальше по воздуху. Естественно, медики твердят о том, что лучшим способом личной гигиены для ребенка является частое мытье рук . Это самый лучший способ не допустить проникновения инфекции.

Ребенку необходимо не просто намылить руки и смыть, нужно мылить руки в течении минуты, затем смыть , только в этом случае это принесет пользу. Научите ребенка чистить зубки правильно . Этому нужно обучить малыша в возрасте двух лет. Объясните вашему ребенку, что щетку необходимо мыть перед чисткой зубов и после. Объясните вашему ребенку, что зубки необходимо чистить 2 раза в день, после того, как он поел, ведь оставшаяся пища разъедает его молочные зубки, что влечет за собой образование кариеса. Если ребенок решил перекусить где-то, скажите, чтобы обязательно хотя бы сполоснул полость рта. Научите малыша расчесываться, ведь это также является гигиенической нормой каждого человека.

Залогом здоровья ребенка считается своевременное подстригание ногтей . Вы должны выделить ребенку индивидуальные средства по личному уходу. У малыша должно быть свое полотенце, зубная щетка, мыло, расческа . Приучите вашего ребенка самостоятельно принимать душ, первое время конечно это будет совсем маленькая струя воды, но это только в первых попытках приучить малыша ухаживать за собой самостоятельно , без посторонней помощи. Напор воды делайте слабый, так как ваш ребенок может испугаться и это станет самым большим страхом в дальнейшие годы для ребенка. Шампунь для ребенка выбирайте тот который не вызывает слез . Купите вашему ребенку халат. Обязательно наличие индивидуальных тапочек, мочалки. Выделите малышу Полотенце яркого цвета. Таким образом, вашему ребенку будет приятнее им пользоваться и он быстрее привыкнет к нему.

Следите за здоровьем вашего ребенка, ведь правила гигиены необходимо соблюдать всем, от малого до великого.

Овладение навыками личной гигиены не только содействует профилактике различных инфекционных заболеваний, но и служит воспитанию элементарной культуры. О том, какие правила надо обязательно соблюдать и каких неприятностей можно избежать, если не пренебрегать элементарными правилами гигиены, рассказывает Наталия Борисовна Мирская, доктор медицинских наук, врач по гигиеническому воспитанию Центра гигиенического образования населения Росптребнадзора

Какое значение имеет гигиеническое воспитание детей?

Гигиеническое воспитание способствует развитию эстетических чувств, и нужно суметь доказать детям, что то что полезно, с точки зрения гигиены и соответственно здоровья, то и эстетично (чистые руки, волосы, носовой платок, расчёска, зубная щётка, одежда, обувь, здоровые белые зубы и т.д.).

Дети должны быть убеждены, что неряшливый человек, не соблюдающий правила гигиены, неприятен для окружающих, а также опасен как распространитель многих инфекционных заболеваний. У дошкольников и младших школьников в процессе гигиенического обучения необходимо формировать навыки личной гигиены, сознательное отношение к сохранению своего здоровья и здоровья своих близких, товарищей и окружающих людей.

Для того чтобы дети лучше понимали и усваивали учебный материал, важным моментом обучения должны быть хорошо подобранные иллюстрации, рисунки, таблицы, кроме того, в гигиеническом воспитании детей всегда помогут сказки, пословицы, поговорки, загадки и литературные тексты.

С раннего детства необходимо приучать ребёнка пользоваться носовым платком. Ребёнку нужно объяснить, что при кашле и чихании, даже если человек здоров, из его носоглотки выделяется большое количество болезнетворных микробов и если не пользоваться носовым платком, то с брызгами происходит заражение окружающих.

Кроме того, отсутствие носового платка является основной причиной несформированного, особенно у дошкольников и младших школьников такого очень важного для здоровья навыка как правильно сморкаться. В этом случае ребёнок втягивает в себя и проглатывает отделяемое из носа, что очень вредно. В последнее время, к сожалению, это становится распространённым явлением.

Как правильно использовать носовой платок при сморкании?

Начиная пользоваться носовым платком его нужно полностью развернуть и сморкаться в середину, освобождая сначала одну ноздрю, а потом другую. Далее платок нужно свернуть использованной частью внутрь, не комкать его, но и не складывать.

Если использованный, например, для носа платок сложить, то можно забыть, что он был уже использован, и через некоторое время воспользоваться им как чистым. Это опасно, т.к. инфекция с платка может попасть на глаза, кожу, губы и т.д. вызывая такие заболевания как конъюнктивит, ячмень, герпес, стоматит и др.

Отсутствие у ребёнка носового платка способствует развитию у него таких

вредных для здоровья привычек как:

Вытирать пальцами, ладонью, кулаком, рукавом одежды: нос, рот, слёзы из глаз, пот со лба и других частей лица, а также шеи;

Сморкаться «в два пальца» на улице, а мотом вытирать руки об одежду или окружающие предметы, распространяя инфекцию;

Тереть руками глаза;

Вынимать пальцами попавшую в глаз ресницу, соринку и др.

Поэтому необходимо чтобы у каждого ребёнка был отдельный платок для носа и отдельный для глаз (особенно во время простуды), во избежание попадания инфекции из носа на глаза и наоборот.

Платки должны быть чистыми. Менять их необходимо ежедневно, даже если ими не пользовались. Вытирать глаза, рот, лоб, лицо или перевязывать царапину нужно только чистым платком.

В последнее время стали отдавать предпочтение бумажным салфеткам или платкам. Насколько это правильно?

Что касается использования бумажных разовых носовых платков в повседневной жизни, то полная замена ими носовых платков из ткани не рекомендуется.

Бумажные разовые носовые платки можно сравнить с разовыми бумажными полотенцами, скатертями, посудой, которые следует использовать в общественных местах, в дороге лишь иногда.

В отличие от носовых платков из ткани разовые бумажные носовые платки имеют ряд существенных недостатков, которые не позволяют использовать их в качестве защиты от заболеваний:

Бумажный разовый носовой платок не позволяет сформировать навык правильного сморкания;

Высокая способность бумажного платка впитывать влагу и его маленький размер делают его быстро абсолютно мокрым (даже от одного сморкания), что не позволяет высморкаться в него несколько раз – столько сколько необходимо;

Даже мягкая бумага, из которой сделаны разовые платки, может оказать раздражающее действие на кожу, так использование для сморкания нескольких бумажных платков подряд (особенно при насморке) может вызвать сильное раздражение кожи под носом и вокруг него (покраснение, боль).

Разовый бумажный носовой платок не предохраняет от распространения инфекции:

в силу высокой впитывающей влагу способности бумажного платка и его маленького размера даже после одного сморкания на руки, особенно при насморке, попадает много болезнетворных микробов.

Другим фактором риска распространения инфекционных заболеваний нередко является отсутствие места безопасного временного хранения и утилизации использованных разовых носовых платков: у детей, как правило, отсутствует свой специальный, пакет для временного хранения использованных разовых носовых платков.

Во время учебных занятий в школе, даже при наличии у учащихся индивидуальных пакетов для временного хранения использованных носовых платков и мусорной корзины в классе, во время урока, как правило, нет возможности выбросить использованные разовые носовые платки, и школьники вынуждены класть их рядом с собой на рабочий стол. Довольно много таких платков накапливается за урок, но особенно много их бывает, если у детей насморк.

В связи с тем, что разовые платки сделаны из бумаги они не могут быть использованы: когда из глаз текут слёзы во время плача, сильного смеха, при резком изменении внешней температуры воздуха (тепло-холод, холод-тепло), при потреблении горячей пищи, при реакции на яркий свет, едкие вещества, при попадании в глаз инородного тела и т.д.; при повышенном выделении пота на лбу и других частях лица, а также шеи.

Таким образом, современный ребёнок, постоянно нуждается в наличии и активном использовании носовых платков, причём не только, непосредственно для носа. Платков должно быть несколько, а предпочтение следует отдавать платкам из ткани.

Известно, что при отсутствии навыков дети имеют риск получить различные заболевания. Какие наиболее типичные заболевания развиваются в ситуации пренебрежения гигиеническими правилами?

В результате проведённого анкетирования родителей и анализа результатов медицинских осмотров ряда общеобразовательных учреждений Москвы выявлена высокая распространённость нарушений и заболеваний органа зрения, которая составила 46,1% (43,9% среди мальчиков и 48,8% среди девочек). На первом месте оказались воспалительные заболевания придаточного аппарата глаза в виде конъюнктивита (22,2%) и ячменя (5,1%), что в сумме составило более 27% от всех выявленных нарушений и заболеваний органа зрения.

Какими симптомами характеризуется конъюнктивит?

Конъюнктивит - это воспаление слизистой оболочки век и глазного яблока (конъюнктивы). Является одним из наиболее распространённых заболеваний глаз, что связано с доступностью конъюнктивы воздействию различных факторов окружающей среды: болезнетворных бактерий и вирусов (инфекций), а также механических и термических раздражителей. Чаще конъюнктивит имеет инфекционную природу.

Различают острый и хронический конъюнктивит. Острый конъюнктивит начинается сразу, без предвестников, и почти всегда на обоих глазах одновременно. Возникают слёзотечение, чувство жжения и рези в глазах. Веки припухают. Конъюнктива отекает и резко краснеет. Появляются обильные слизистые, чаще гнойные выделения.

В некоторых случаях конъюнктивит может сопровождаться насморком и общими расстройствами: головной болью, бессонницей, повышением температуры тела.

При появлении первых признаков острого конъюнктивита прежде всего необходимо устранить причинный фактор и провести лечение способствующего конъюнктивиту заболевания.

Как бороться с этим состоянием?

При остром инфекционном конъюнктивите эффективны противобактериальные, противовирусные и другие (в зависимости от вида возбудителя инфекции) лекарственные средства. Использовать лекарства можно лишь по назначению врача и под его контролем. Заметное облегчение приносят различные вяжущие и обезболивающие средства в виде капель.

Нельзя накладывать на глаза повязку, так как это создаёт благоприятные условия для развития микробов, а также способствует вовлечению в процесс роговицы. По мере накопления гноя глаза необходимо обильно промывать с помощью кусочка ваты, смоченного свежекипячёной остуженной водой, в направлении от наружного угла глаза к внутреннему углу (к носу). Нельзя прекращать лечение без разрешения врача, даже если исчезли видимые признаки конъюнктивита. В таких случаях болезнь может принять затяжное, хроническое течение.

Как происходит заражение?

При остром инфекционном конъюнктивите возбудители инфекции обычно передаются через предметы обихода (постельные принадлежности, полотенца, носовые платки и др.). Нередко возбудитель заносят в здоровые глаза грязными руками. Поэтому в профилактике заболевания главную роль играет соблюдение правил личной гигиены.

Иногда симптомы конъюнктивита могут быть выражены слабо – имеются лишь небольшое покраснение конъюнктивы и скудное отделяемое, которое скапливается по утрам в виде гнойного комочка у внутреннего угла глаза.

Однако следует помнить, что конъюнктивит, вызываемый бактериями и вирусами, т.е. инфекционный, независимо от остроты проявления является очень заразным.

Какие ещё воспалительные заболевания глаз встречаются у детей?

Ячмень – острое гнойное воспаление волосяного мешочка ресницы и сальной железы, находящейся у края века. В начале заболевания у края века образуется ограниченная болезненная красноватая припухлость, возникает отёк кожи и слизистой оболочки века. Через 2-3 дня на верхушке припухлости появляется гнойная головка, при вскрытии которой выделяется гной.

Чаще всего ячмень развивается вследствие нарушения гигиенических правил - вытирания глаз грязным полотенцем, платком или руками.

Возможно возникновение сразу нескольких ячменей, которые могут сливаться в один, что сопровождается ухудшением общего состояния, повышением температуры тела. Нередко процесс носит повторяющийся характер.

Какие методы лечения существуют и чего делать нельзя при этом заболевании?

В начале заболевания область болезненной точки на веке можно смачивать 3-5 раз в день 70% спиртом или 1% спиртовым раствором бриллиантовой зелени, что нередко позволяет приостановить дальнейшее развитие процесса. При развившемся ячмене врач назначает сульфаниламиды, антибиотики, чаще в виде капель или мазей, сухое тепло, УВЧ-терапию на область поражения.

Не следует применять компрессы и влажные примочки, так как они могут способствовать распространению инфекции. Весьма опасно выдавливать из ячменя гной, так как при этом инфекция может распространиться по кровеносным сосудам и привести к серьёзным осложнениям: менингиту, сепсису, флегмоне глазницы и др.

Каковы профилактические меры?

Основными мерами профилактики распространения указанных заболеваний является контроль за чистотой рук.

Профилактика ячменя заключается в тщательном соблюдении правил личной гигиены, своевременном лечении заболеваний, которые могут ослабить защитные силы организма.

На грязных руках содержится большое количество болезнетворных микробов, которые попадая на кожу и слизистую глаз, могут вызвать заболевание, поэтому руки должны быть всегда чистыми, а детей, имеющих вредную привычку постоянно тереть лицо и глаза руками, нужно от этой привычки срочно отучать.

Обычно процесс мытья рук проходит автоматически, и никто об этом не задумывается…. Есть ли правила для этой повседневной гигиенической процедуры?

Приучать ребёнка мыть руки нужно с раннего детства. Этот навык должен быть полностью сформирован к концу дошкольного возраста. Однако дети нерегулярно моют руки, придя с улицы, перед едой, после игр, посещения туалета, общения с животными. Родители и педагоги, к сожалению, часто ограничиваются лишь формальным контролем за тем, вымыл ли ребёнок руки или нет, не обращая внимания на то, как он это сделал.

Между тем детям необходимо знать, когда, как и зачем они должны мыть руки. Руки нужно мыть несколько раз в день: перед едой, придя с улицы, после посещения туалета, после общения с животными и т.д., т.е. после любого загрязнения.

Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребёнка полезных навыков, т.е. перехода их в стойкие привычки.

Как правильно мыть руки?

1. Бумажное полотенце целесообразнее использовать в общественных местах.

2. Мыть руки нужно с мылом под струёй воды из под крана, кувшина, ковшика, но не в тазу.

3. При наличии в трубах горячей воды её необходимо немного смешать с холодной, сделав сильно тёплой. Чем вода горячее, тем она лучше смывает грязь.

4. Использование мыла при мытье рук обязательно, особенно если нет горячей воды. Руки, вымытые холодной водой без мыла, чистыми считать нельзя.

5. Руки следует намыливать1-2 раза.

6. Мыло тщательно смыть водой.

7. После мытья рук их следует вытереть насухо чистым сухим полотенцем. Полотенце у каждого ребёнка должно быть своё.

8. Если полотенце после того, как ребёнок им вытер руки, осталось чистым, означает, что руки вымыты хорошо.

9. Для того чтобы определить насухо ли вытерты руки, надо приложить руки тыльной стороной ладони к лицу и тем самым определить их сухость.

Продолжительность всей процедуры занимает 40-60 секунд.

Чистка зубов, умывание, купание — какие ещё правила личной гигиены актуальны для детей школьного возраста? Давайте пробежимся по основным.

Правила личной гигиены для детей

Личная гигиена — это то, к чему следует приучать с самого детства. Как показывает практика, дети, родители которых вовремя не привили им необходимые навыки, на всю жизнь остаются неаккуратными. Таких людей называют по-разному: неряха, замухрышка, замарашка, поросёнок… Общество придумало немало синонимов для обозначения нечистоплотного человека. И для того, чтобы ни один из горе-терминов нельзя было адресовать вашему чаду, вам придётся немного поработать.

Правила личной гигиены просты. В них нет ничего замысловатого. Подрастающий малыш не способен выполнять все до единого из них самостоятельно. Поэтому первые годы жизни маме и папе придётся помогать своему крохе. Спустя время все привитые навыки будут с лёгкостью реализованы без родительской помощи.

Правила личной гигиены для детей школьного возраста

Правила личной гигиены для малышей и для детей школьного возраста начинаются одинаково — с мытья рук. Перед обедом, после туалета, после прихода с улицы, после общественного транспорта.

Умывание

Утреннее умывание — ещё одно обязательное правило. Приучите ребёнка умываться в нижнем белье. В этом случае он не забрызгает школьную форму и не измажет её зубной пастой. Кстати, о зубной пасте: чистить зубы необходимо два раза в день — утром и перед отходом ко сну. Приучив чадо делать именно так, вы избавите его от необходимости часто посещать стоматолога в будущем.

Уход за волосами и ногтями

Ухаживать за волосами и ногтями ребёнка мамам и папам приходится даже тогда, когда чадо ходит в среднюю школу. Но здесь важно другое. Важно научить кроху обращать внимание на состояние ногтей и волос. Если он сам подходит к вам с просьбой подстричь ногти или расчесаться, значит, вы на верном пути.

Интимная гигиена

Обязательным правилом является ежедневная интимная гигиена и купание (будь то утренний душ или вечерний). Интимная гигиена важна для девочек и мальчиков абсолютно одинаково. Объяснить ребёнку необходимость ежедневного мытья — одна из основных родительских задач в этой области.

Что ещё должен уметь школьник?

Вы ознакомились с основными правилами личной гигиены. Но это отнюдь не все умения, которыми должен обладать ребёнок школьного возраста. Что же он должен уметь делать кроме этого?

  • Использовать салфетки за трапезой,
  • прикрывать ладонью рот во время чиханья или кашля (врачи рекомендуют кашлять и чихать в согнутый локоть, дабы избежать распространения вирусов),
  • мыть фрукты и овощи перед употреблением,
  • заботиться о своём внешнем виде.
Личная гигиена детей дошкольного возраста

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия - благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.

Гигиеническое воспитание - это часть общего воспитания, а гигиенические навыки - это неотъемлемая часть культурного поведения. Глубоко не правы те, кто считает, что сообщение детям гигиенических знаний и привитие им гигиенических навыков является делом медицинских работников. Это кровное дело родителей, тем более что грань отделяющая навыки гигиенического поведения от элементарных правил общежития, настолько неопределенна, что ее можно считать несуществующей.

Приходить в детский сад или школу с чистыми руками - это гигиеническое или общекультурное правило? Закрывать рот носовым платком при кашле? Не приходить в детский сад или школу больным? Все эти правила и обосновывающие их знания должны войти в сознание детей путем внушения, систематического воспитания и это должны делать в первую очередь родители.

Большое значение в профилактике различных заболеваний принадлежит личной гигиене. Личная гигиена - это уход за своим телом и содержание его в чистоте. Кожа защищает тело человека от болезней. Когда ребенок бегает, прыгает и ему становится жарко, то на его коже появляются капельки пота. Кроме того, на коже есть тонкий слой жира, кожного сала. Если кожу долго не мыть, то на ней накапливается жир и пот, на которых задерживаются частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать тело.

Грязная кожа может принести вред здоровью и, кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны всем окружающим. Поэтому кожу нужно мыть и за ней необходимо ухаживать.
Каждое утро все дети должны умываться: мыть лицо, руки, шею, уши. Умываться также нужно после прогулок и вечером.


  1. К умыванию нужно подготовить мыло, полотенце и если нет крана и умывальника, то кувшин с водой и таз;

  2. Полотенце следует повесить на вешалку или гвоздик, а не накидывать себе на шею или плечи, т.к. на полотенце при умывании попадут брызги, и оно будет мокрым и грязным;

  3. Умываться лучше всего раздетым до пояса или в трусиках и майке;

  4. Сначала надо хорошо вымыть руки с мылом под струей воды из-под крана или кувшина, но не в тазу. Руки следует намыливать один-два раза с обеих сторон и между пальцами, хорошо смыть мыльную пену, проверить чистоту ногтей;

  5. Затем уже чистыми руками мыть лицо, шею, уши;
    После умывания следует вытереться насухо чистым, сухим полотенцем. У каждого ребенка должно быть свое полотенце.
Если полотенце, после того как им вытирались, остается чистым, значит, ребенок умылся хорошо.
Ребенок в 4 года должен научиться самостоятельно мыть лицо, уши, верхнюю часть груди и руки до локтя, а с 5 - 7-летнего возраста - обтираться до пояса. После умывания следует помочь ему хорошенько растереться полотенцем до ощущения приятной теплоты.

Перед сном необходимо мыть ноги потому, что на ногах особенно сильно потеет кожа и накапливается грязь. Редкое мытье ног, ношение грязных носков, чулок способствует появлению опрелостей и потертостей, а также предрасполагает к грибковым заболеваниям. По этой причине не рекомендуется надевать и мерить чужую обувь. В бане, бассейне, на пляже нужно надевать специальные тапочки.

После мытья ноги нужно тщательно вытирать специальным полотенцем. Чулки и носки менять не реже, чем через день. Дома переодевать домашние туфли или тапочки.

Водные процедуры утром и вечером перед сном имеют не только гигиеническое, но и закаливающее значение, хорошо влияют на нервную систему, способствуют быстрому засыпанию.
Все тело необходимо мыть не реже одного раза в неделю дома в ванне, под душем или в бане. Для того чтобы снять с кожи жир и грязь, мыться нужно обязательно теплой водой, натирать тело мочалкой с мылом. После мытья следует одеть чистое белье.

Очень тщательно нужно промывать волосы, т.к. на них и между ними накапливается много кожного жира, грязи и пыли. Легче ухаживать за короткими волосами: они лучше промываются. Поэтому желательно, чтобы мальчики стриглись коротко, особенно в летнее время. Девочкам, у которых длинные волосы, нужно мыть голову не реже одного раза в неделю, после мытья их тщательно расчесывать только своей и обязательно чистой расческой.

Требуют также ухода ногти на пальцах рук и ног. Один раз в 2 недели их необходимо аккуратно подстригать потому, что под длинными ногтями обычно скапливается грязь, удалить которую трудно. Кроме того, такими ногтями можно поцарапать кожу себе и окружающим. Грязные ногти - признак неаккуратного, неряшливого человека, который не соблюдает правил личной гигиены. Ни в коем случае ногти нельзя грызть!

Особенно важно следить за чистотой рук. Ребенку нужно объяснить, что руками он берет различные предметы: карандаши, ручки, книги, тетради, мячи, игрушки, гладит животных (кошек, собак), берется за дверные ручки, притрагивается к различным предметам (ручкам, цепочкам, крючкам и т.д.) в туалетных комнатах. На всех этих предметах есть грязь, часто невидимая глазом и она остается на коже пальцев. Если брать немытыми руками продукты питания (хлеб, яблоки, конфеты и т.д.), то эта грязь попадает сначала в рот, а потом в организм. С грязью передаются различные болезни от больного человека здоровому. Поэтому нужно мыть руки перед едой, после посещения туалета, после всякого загрязнения (уборка комнаты, работа в огороде, игра с животными и т.д.) и перед сном. Совершенно недопустимо брать пальцы в рот.

Каждый ребенок должен следить за чистотой зубов и ухаживать за ними, ибо зубы влияют на здоровье, настроение, мимику и поведение человека. Приятно видеть, как преображают человека красивые зубы и, наоборот, неприятное впечатление оставляет человек с гнилыми зубами.

Самой распространенной болезнью зубов является кариес - разрушение зуба с образованием в нем полости. При этом возникает сильная боль от приема холодной или горячей, кислой или соленой пищи. Если такой зуб не запломбировать вначале заболевания, то внутри зуба развивается сложный воспалительный процесс с поражением зубного нерва, корня и надкостницы. Кариозные зубы, как и другие очаги хронического воспаления могут быть причиной гайморита, тонзиллита, отита, менингита, а также ревматизма, бронхиальной астмы, болезней почек.

При наличии кариозных зубов пища попадает в желудок плохо пережеванная и мало пропитанная слюной. Такая пища механически раздражает стенки кишечника, желудка и медленнее переваривается. Возникают хронические гастриты, спастические колиты, боли в животе, запоры и др. Как правило, кариес наблюдается у детей старше 2 - 3 лет. Непосредственной причиной кариеса зубов является гниение остатков пищи, застревающей между зубами. В результате гнилостного брожения остатков пищи у детей возникает неприятный запах изо рта и начинается разрушение зубов. Развитию кариеса зубов благоприятствует деформация прикуса и нарушение зубного ряда.

Деформация прикуса часто развивается из-за привычки сосать пальцы или является следствием врожденной предрасположенности. Как же сохранить зубы ребенка здоровыми?

Детям нужно давать твердую пищу, чтобы для ее разжевывания потребовалась значительная работа зубов и челюстей с обеих сторон. Не старайтесь кормить детей с молочными зубами протертой пищей. Пусть грызут яблоки, репу, морковь и корки от хлеба. Энергичное жевание усиливает не только отделение слюны, но и приток крови к челюстям, улучшая их питание. При этом челюсти развиваются нормально, и постоянные зубы располагаются ровными рядами.

Важно своевременно начать уход за полостью рта и зубами ребенка. Родителям следует помнить, что уход за молочными зубами и их сохранение здоровыми до появления постоянных зубов также необходимы, как и уход за постоянными зубами, т.к. кариес молочных зубов вызывает разрушение постоянных.

Поэтому, как только у ребенка появились молочные зубы, следует после каждого кормления давать кипяченую воду, а более старших детей приучать полоскать рот после каждой еды.

Приучите чистить зубы утром и обязательно вечером перед сном.

Чистка зубов выполняется так: сначала нужно вымыть руки с мылом и хорошо промыть зубную щетку под струей воды; тщательно прополоскать рот водой комнатной температуры, затем на смоченную водой зубную щетку взять немного детской зубной пасты или порошка и чистить при сомкнутых зубах передние и боковые поверхности зубов, при этом щетка должна двигаться снизу вверх и обратно.

После этого ребенок должен открыть рот и чистить жевательную и внутреннюю поверхность зубов.

Заканчивают чистку зубов тщательным полосканием водой несколько раз, до тех пор, пока не останется частиц порошка или пасты.

При чистке зубов не следует щадить десны, даже если они немного кровоточат. Далее тщательно промыть зубную щетку, стряхнуть и поставить в стакан ручкой вниз, чтобы щетка хорошо просохла.

Хранить свою зубную щетку, пасту или порошок следует в чистоте, в определенном месте (на полочке, на подставке и т.п.).

Детей старшего дошкольного возраста и школьников нужно обучить приемам массажа десен: пальцем руки, вымытой с мылом, массируют движением сверху вниз для верхней челюсти, а для нижней челюсти - движениями снизу вверх. Движения пальца должны сочетаться с небольшим давлением на челюсть. Массаж десен очень полезен для зубов.

Однако чистка зубов и массаж десен не избавляют от неправильного расположения зубов и деформации челюстей. Исправить их может только специалист - врач стоматолог-ортодонт, к которому необходимо обращаться своевременно.

Очень важно устранить болезни, вызывающие затрудненное дыхание через нос, и не допускать дурных привычек, таких например, как сосать пальцы, грызть твердые предметы (карандаши, ручки, орехи, леденцы и т.п.). Для удаление частиц пищи, застрявшей в межзубных пространствах, нужно пользоваться зубочисткой. Ни в коем случае не применять для этого иголки и булавки. Не есть много сладкого. Побольше есть фруктов, овощей, черного хлеба, творога и пить молоко. Избегать резкого перехода от горячей пищи к холодной и наоборот. Два раза в год посещать зубного врача.

С раннего детства необходимо приучать ребенка обязательно пользоваться носовым платком. Он должен знать, что, кашляя и чихая из носоглотки, выделяется большое количество микробов и если не пользоваться платком, то с брызгами происходит заражение окружающих. Кроме того, если у ребенка нет носового платка, он втягивает в себя отделяемое из носа и проглатывает, что крайне вредно.

Ребенок должен иметь отдельный платок для носа и отдельный для глаз (особенно во время простуды), во избежание попадания инфекции из носа на глаза и наоборот.

Платки должны быть чистыми. Менять их необходимо ежедневно, даже если они не использованы. Вытирать рот, лицо или перевязывать царапину нужно только чистым платком.

Начиная пользоваться носовым платком его нужно полностью развернуть и сморкаться в середину, освобождая сначала одну ноздрю, а потом другую. Потом платок нужно свернуть использованной частью внутрь, не комкать, но и не складывать. Дело в том, что если использованный, например, для носа платок сложить, то можно забыть, что он использован, и через некоторое время воспользоваться им как чистым. Это опасно, т.к. инфекция с платка может попасть на глаза, кожу, губы и т.д., вызывая такие заболевания как конъюнктивит, герпес, стоматит и т.п.

Не разрешайте детям вытирать нос пальцами, тереть руками глаза, брать пальцы в рот.

Возмутительно и совершенно недопустимо, когда взрослые люди плюют и сморкаются "в два пальца" на улице, а потом вытирают грязные руки об одежду или окружающие предметы, чем распространяют инфекцию и вызывают омерзение!

Старайтесь, чтобы Ваши дети не пили из стаканов или кружек, которыми пользовались много людей, а использовали разовые стаканчики. Но если такой возможности нет, то Вы всегда должны помнить, что общий стакан или кружку нужно хорошо вымыть, прежде чем пить из них. Особенно важно хорошо вымыть края, так как к ним прикасаются губами и вместе со слюной возбудители болезней от больного человека могут перейти к здоровому. Недопустимо также пить воду из крана, прикасаясь к нему губами.

Не разрешайте Вашему ребенку навещать товарищей, заболевших инфекционными заболеваниями.

Очень важно следить за своевременным опорожнением кишечника и мочевого пузыря у Вашего ребенка. Запоры и задержка мочи очень вредны и могут вызвать отравление организма. Детям необходимо об этом знать, т.к. некоторые из них терпят, особенно первоклассники, потому что стесняются попроситься в туалет. Туалетом же нужно пользоваться аккуратно.

Дети также должны знать, что при возникновении зуда или других неприятных ощущений в области половых органов, нельзя их трогать, а необходимо сразу, не стесняясь, обратиться к близким взрослым.

Личная гигиена включает вопросы гигиены быта, в первую очередь - поддержание чистоты воздуха в жилище, уход за одеждой и постельными принадлежностями, создание нормальных условий для сна и отдыха.

Воздух жилого помещения легко подвергается загрязнению, при котором увеличивается содержание в нем микробов. Проветривание позволяет снизить загрязненность воздуха в 3 - 5 раз. Оно должно производиться зимой не менее 3-х раз в день (утром, во время уборки и перед сном) продолжительностью не менее 30 минут.

Наиболее эффективно сквозное проветривание. При наличии печного отопления целесообразно сочетать топку печей с одновременным проветриванием. Наиболее благоприятная температура в жилых помещениях 18 - 20 и относительная влажность 30 - 60%. Во избежание сырости следует избегать сушки белья в жилых помещениях. Уборка должна проводиться влажным способом (влажной тряпкой, щеткой) или с помощью пылесоса.

Сухое подметание приводит к подъему в воздух большого количества пыли и микробов. С раннего возраста детей необходимо приучать всегда вытирать ноги при входе в помещение, и дома переодевать сменную обувь; проветривать свою комнату в течение дня и перед сном, а в школе на перемене проветривать класс; систематически вытирать пыль и убирать свою комнату; содержать в порядке свое рабочее место, книги, тетради, игрушки; аккуратно и быстро стелить постель и ежедневно ее проветривать.

Обращаем Ваше внимание на то, что у ребенка должна быть отдельная постель, чистая и не слишком мягкая. Длина кровати должна быть на 15 - 25 см больше длины тела ребенка. Спать он должен в ночной рубашке или пижаме из мягкой хлопчатобумажной ткани и его не надо слишком укутывать. Одежда в процессе носки и постельное белье подвергаются загрязнению пылью и микроорганизмами. Накопление загрязнений в белье за 6 дней носки достигает 4 - 5% его веса; за 120 дней носки - 11%, в верхней одежде накапливается грязи до 15%. Очищение одежды от грязи достигается чисткой щеткой, выколачиванием и стиркой.

Каждый ребенок должен быть опрятным в одежде и обуви, уметь пользоваться одежной и обувной щетками и ежедневно чистить свою одежду и обувь. Так, придя с улицы, одежду надо снять, очистить от пыли при помощи платяной щетки и проветрить. Далее переодеться в специальную чистую одежду для дома. Верхнюю одежду необходимо хранить изолированно в специальном месте (вешалка, шкаф и т.д.).

Постельные принадлежности (простыни, пододеяльники и верхние наволочки) следует менять не реже 1 раза в неделю, а одеяла вытряхивать на открытом воздухе. Почаще выносить подушки и одеяла на открытый воздух и подвергать их солнечному облучению.

Совершенно недопустимо садиться и тем более ложиться на кровать в верхней одежде, не сняв обувь и класть домашних животных на постель. Для животных, содержащихся в доме, необходимо отводить специальное место, выделять посуду, расческу, подстилку.

В городах выгуливать собак в специально отведенных для этой цели местах. В сельской местности не заносить в дом новорожденных животных (теленка, ягненка, жеребенка и др.).

Не гладить и не трогать бездомных и чужих кошек и собак. При укусе животных срочно обращаться к врачу или к взрослому.

Во многих городах и поселках люди пользуются водопроводной водой, которая очищается от примесей при помощи специальных очистительных сооружений и устройств. Кроме того, водопроводная вода хлорируется, и болезнетворные микробы в ней погибают. Но прежде, чем употреблять эту воду некипяченой, нужно, чтобы она отстоялась несколько часов в графине, бачке, ведре. Весной, во время таяния снега, вода загрязняется, и водопроводная вода загрязняется также, изменяются ее цвет, вкус. В это время вода может представлять опасность для здоровья человека. Вот почему нельзя забывать, что каждую весну сырую воду пить нельзя, а только кипяченную.

Кипячение обезвреживает воду, делает ее безопасной для здоровья.

Во многих поселках нашей страны летом используется озерная и речная вода, а зимой воду получают изо льда и снега. Она подолгу хранится в бочках, ведрах и другой посуде. В такой воде много различных примесей, в ней могут содержаться и болезнетворные микробы. Эту воду необходимо кипятить и хранить не более суток в закрытой посуде.

Совершенно недопустимо купаться в загрязненных водоемах, в заросших прудах, в местах стока канализации, в местах водопоя скота.

Ребенок дошкольного возраста легко поддается воспитательному воздействию благодаря развитому чувству подражания, наблюдательности, любознательности и потребности в самостоятельных действиях. Поэтому необходимо использовать эти свойства ребенка при привитии детям гигиенических навыков (своевременное мытье рук, чистка зубов, бережное хранение своей одежды и т.п.). Для этого широко практикуется наглядный показ правильного выполнения гигиенических процедур. Закрепление этих навыков происходит быстрее, если по времени они совпадают с очередными режимными моментами (чистка зубов перед сном, полоскание рта после еды и т.д.).

Большое значение имеет личный пример взрослых, которым дети обычно подражают и уважительное отношение к ним.

Дети должны иметь возможность обращаться за разъяснениями при возникновении каких-либо вопросов к близким взрослым. Для этого необходимы дружба и откровенность с родителями.

Дети хорошо слушают рассказы, стихотворения, смотрят картинки, диапозитивы, плакаты, с большим интересом воспринимают детские фильмы, постановки кукольного театра на гигиенические темы. Разнообразные игры, особенно с куклами, помогают воспитанию гигиенических навыков. Этому способствует и посильная помощь взрослым по хозяйству.

Только при повседневном гигиеническом воспитании и контроле можно добиться формирования и закрепления у ребенка полезных навыков, т.е. перехода их в стойкие привычки.

Многие навыки прививаются с трудом, и требуется немало усилий и терпения от родителей и педагогов, чтобы они стали привычками.

Что еще почитать