«Дружба и вражда». Это пятое направление тем по литературе на выпускном сочинении 2017 года. На мой взгляд, это одна из сложных тем, несмотря на кажущуюся лёгкость. Что такое дружба? Люди по-разному отвечают на этот вопрос. Где та грань, которая разделяет дружбу и вражду? Попробую поразмышлять над этим.
Готовится статья с 10-ью аргументами по данной теме по произведениям:
Следите за публикациями.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Герои романа И.Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров в начале произведения производят впечатление друзей. Но были ли отношения между этими героями дружескими?
Аркадий и Евгений Базаров — представители молодого поколения. Но как различны их взгляды!
Евгений — нигилист, то есть отрицает все старые взгляды и ценности. Он – за новую жизнь, стойко отстаивает свои взгляды.(«Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои») Аркадий же только внешне хочет походить на него, а в душе — он типичный представитель старого мира с его веками сложившимися традициями и устоями.
Автор показывает, что они во всём противоположны друг другу. Так, Базаров — труженик, занимается врачебной деятельностью, наукой, он много читает, стремится к самосовершенствованию. Аркадий же ленив, бездельничает, ничем серьёзным не занимается. Но самое главное, они различны в понимании назначения человека, смысла жизни. Слова Базарова: “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”.
Такое различие жизненных позиций не может привести к дружбе, здесь нет взаимопонимания. Кроме того, в дружеских отношениях не может быть подчинения одного другому. А именно это видим мы в романе, ведь слабая личность –Аркадий — подчиняется сильному Базарову.Правда, со временем он начинает высказывать свои мысли. Но они так различны с мнением Базарова, что тем более о дружбе говорить не приходится.
Кстати, уже в начале романа, когда Аркадий представляет Базарова своему отцу, он называет его не другом, а приятелем: «…позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым…» . Приятельские отношения легко возникают и легко проходят. Так произошло и во взаимоотношениях этих героев. Не стали они друзьями, да и вообще, Базаров в романе показан одиноким, уж очень он не похож не только на дворян Кирсановых, но и на молодых людей, которые пытаются создать видимость того, что идут в ногу со временем, а на самом деле, как Аркадий, остались в веке « минувшем» («псевдонигилисты» Ситников и Кукшина Авдотья Никитишна)
Противостояние Базарова и Аркадия в начале романа почти незаметно. Однако к концу вся яснее становится их различие. Поэтому и происходит разрыв отношений. Мы сейчас не даём оценку характеров и поступков героев. Что-то мы принимаем в них, что-то нет. Мы пытаемся понять, почему не стали они друзьями, так холодно разошлись. Причина тому — отсутствие общих интересов, дел, целей. Это — основа дружбы. А именно этого и не было. Примечательно, что в конце романа Аркадий отказывается помянуть Базарова за общим столом — так неприятен был ему этот человек («В память Базарова, — шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.»)
Герои романа И.Тургенева «Отцы и дети» Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров в начале произведения производят впечатление друзей. Но были ли отношения между этими героями дружескими? Аркадий и Евгений Базаров - представители молодого поколения. Но как различны их взгляды! Евгений - нигилист, то есть отрицает все старые взгляды и ценности. Он – за новую жизнь, стойко отстаивает свои взгляды.(«Я ничьих мнений не разделяю. Я имею свои») Аркадий же только внешне хочет походить на него, а в душе - он типичный представитель старого мира с его веками сложившимися традициями и устоями. Автор показывает, что они во всём противоположны друг другу. Так, Базаров - труженик, занимается врачебной деятельностью, наукой, он много читает, стремится к самосовершенствованию. Аркадий же ленив, бездельничает, ничем серьёзным не занимается. Но самое главное, они различны в понимании назначения человека, смысла жизни. Слова Базарова: “Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим”. Такое различие жизненных позиций не может привести к дружбе, здесь нет взаимопонимания. Кроме того, в дружеских отношениях не может быть подчинения одного другому. А именно это видим мы в романе, ведь слабая личность –Аркадий - подчиняется сильному Базарову.Правда, со временем он начинает высказывать свои мысли. Но они так различны с мнением Базарова, что тем более о дружбе говорить не приходится. Кстати, уже в начале романа, когда Аркадий представляет Базарова своему отцу, он называет его не другом, а приятелем: «…позволь познакомить тебя с моим добрым приятелем, Базаровым…» . Приятельские отношения легко возникают и легко проходят. Так произошло и во взаимоотношениях этих героев. Не стали они друзьями, да и вообще, Базаров в романе показан одиноким, уж очень он не похож не только на дворян Кирсановых, но и на молодых людей, которые пытаются создать видимость того, что идут в ногу со временем, а на самом деле, как Аркадий, остались в веке « минувшем» («псевдонигилисты» Ситников и Кукшина Авдотья Никитишна) Противостояние Базарова и Аркадия в начале романа почти незаметно. Однако к концу вся яснее становится их различие. Поэтому и происходит разрыв отношений. Мы сейчас не даём оценку характеров и поступков героев. Что-то мы принимаем в них, что-то нет. Мы пытаемся понять, почему не стали они друзьями, так холодно разошлись. Причина тому - отсутствие общих интересов, дел, целей. Это - основа дружбы. А именно этого и не было. Примечательно, что в конце романа Аркадий отказывается помянуть Базарова за общим столом - так неприятен был ему этот человек («В память Базарова, - шепнула Катя на ухо своему мужу и чокнулась с ним. Аркадий в ответ пожал ей крепко руку, но не решился громко предложить этот тост.»)Предлагаю для обсуждения подобранные мною материалы к пятому направлению итогового сочинения – «Дружба и вражда».
«Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду».
Попыталась представить это направление в разных ракурсах. Пока их у меня получилось пять. Подобрала в соответствии с ними цитаты (высказывания великих, пословицы). Думаю, что какие-то из них можно представить в качестве названий тем сочинений, какие-то взять в качестве эпиграфа.
Дружба – великая сила
И дружить уметь нужно
Друг познается в несчастье
Порой меж дружбой и враждой лишь шаг…
«Уроки» врагов
Первое, что приходит в голову, естественно, «Война и мир» Л.Н. Толстого – роман, как говорится, на все случаи жизни.
«Маленький принц» А.де Сент-Экзюпери.
« Разговор о друге» А. де Сент-Экзюпери.
«Мститель» В. Солоухина.
«Повесть о дружбе и недружбе» Стругацких...
БЕРЕГИТЕ ДРУЗЕЙ
Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.
Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился -
Ты ему греха не поминай.
Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.
Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его - вини дорогу
И коня не торопись менять.
Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.
Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.
После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!
И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.
Расул Гамзатов
***
Я врагами богат и друзьями,
Стало быть, и вражда — не беда,
Но беда, что сильна, и криклива,
И смела боевая вражда.
А наивная дружба готова
Мне и денег, и славы желать,
Но робка, щекотлива и любит,
Молча мне сострадая, вздыхать.
И я, право не знаю, что лучше, —
Эта дружба иль эта вражда?
Поневоле, завидуя силе,
Я врагами горжусь иногда.
Яков Полонский
У дружбы есть свои законы…
У дружбы есть свои законы,
И у вражды есть свой закон, –
Враг может другом стать,
А друг - врагом.
Таков у жизни вечный круг,
Нет злей врага, чем бывший друг.
Генрих Акулов
***
Мой
мальчик, нанося обиды,
о чем заботятся враги?
Чтоб ты не выполз недобитый,
на их нарвавшись кулаки.
Тема "Дружбы и вражды" всегда будет животрепещущей. Рассматривать ее можно как в глобальном аспекте отношений между государствами, так и на уровне обычных человеческих отношений. Тема сложная, интересная, и всю жизнь, можно сказать ежедневно мы так или иначе с этими понятиями сталкиваемся.
Конечно, тут идет противопоставление "Дружба и Вражда". Хочется сказать, что в жизни часто есть еще и промежуточные формы отношений, например те же нейтральные отношения между людьми, а то и вовсе - равнодушие. Поэтому иной раз и не знаешь,что хуже - враг (он хотя бы движем каким то интересом к твоей персоне) или псевдодруг, которому по крупному счету все равно, что произойдет с человеком.
Из всех высказываний о дружбе мне особенно нравится высказывание Марка Твена.
"Настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой".
В действительности, это так и есть, потому как сложно оставаться другом тому, кто противопоставляет себя большинству, кто возможно заблуждается. И у человека есть простой выбор, или пытаться быть рядом, помочь чем можешь, пробовать общение, понимать мотивы поступков. Или опираясь на то, что человек не прав с общественной точки зрения, умыть руки, и принять сторону большинства. Ведь оно не осудит, раз человек не прав. А остаться с таким другом - значит навлечь на себя лишнее внимание, а возможно и порицание, за такую то дружбу.
Вообще, высказывания и афоризм великих о дружбе иногда заставляют сильно задуматься. А иной раз они даже вводят в ступор. Вот есть известное всем с детства выражение "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу - кто ты". Это даже не пословица, это какой то закон жизни. " Не водись с Машей, она из "неблагополучных", Что про тебя подумают? Наберешься от нее всякого" И так ребенок не успев обзавестись другом, прислушивается к данному выражению и...он вполне может обзавестись врагом. В лице той самой обиженной гипотетической Маши.
Поэтому в противовес этой народной мудрости неожиданно на ум идут слова Поля Валери -" Никогда не судите о человеке по его друзьям. У Иуды они были безупречны". И прошу заметить, что данное правило работает в обе стороны.
Если говорить о литературных героях, на примере которых можно более детально рассмотреть понятия "Дружбы и вражды", то мне лично кажется, что Герой нашего времени и главный герой Печорин очень для этого подходит. К слову сказать, в школе, я как раз не любила это произведение, так как Печорин, как и обломов на меня навевал скуку. Но потом уже перечитывала книгу в более зрелом возрасте и удивлялась, до чего же этот образ современен. Даже еще более современен, чем чем допустим 100 лет назад. И причина в том, что люди стали на мой взгляд менее способны на искреннюю дружбу.
А Печорин, как раз такой. При ряде своих неоспоримых достоинств,он остается человеком, просто не умеющим дружить. Для дружбы важна некая жертвенность, хотя бы в минимальном проявлении. Тратить время на человека, чтобы его выслушать, напрячь голову, чтобы дать дельный совет, если нужно изменить свои планы - дружить на самом деле не просто.
Печорин видит в дружбе некое посягательство на его свободу, ведь если ты друг, то делать все как тебе заблагорассудится, ты не можешь. И исключив из своей жизни подобные привязанности, Печерин уж точно не становится счастливей. Для меня вообще его внутреннее состояние ассоциируется с болотом. Тягучим, медленно засасывающим, настолько медленным, что человек уже и не понимает, что пропущен тот момент, когда еще можно спастись.
И как мы видим, Печорин при таком умении дружить довольно быстро становится с Грушницким врагами.
И страшно то, что таких не умеющих дружить, эгоистичных, но по своему эффектных натур не так мало. Но они " не рыба, не мясо". Поэтому о Печорине и звучат эти строки " Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. И то и другое будет ложно"
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам