Маска чумного доктора. Зачем на самом деле чумные доктора носили маски в виде клюва Докторская маска

Зарекалась ведь писать сюда про косплей - должно же быть место, свободное от бесконечного "обожемой, Санж, нужны были агатовые кабошоны, а вы купили оникс!", но...
Я люблю косплеить персонажей в масках. Не нужно следить за выражением лица, да и чувствуешь себя в подобном амплуа куда увереннее. И наткнувшись однажды на изображение чумного доктора (the plague doctor), я подумала "А почему бы и нет?".
Основная проблема заключалась, конечно, в изготовлении маски. Изначально они выполняли функции простейших противогазов (помогали, правда, мало) и делались из натуральной кожи. Но дело в том, что я с кожей так тонко (жилетки и штаны - не в счет) работать не умею. Совсем.
И все же решила попробовать. И у меня, кажется, получилось.

А сейчас я, чайник, хочу рассказать другим чайникам (если таковые еще остались в этих наших интернетах), как не имея ни опыта, ни дорогостоящих инструментов, сделать из натуральной кожи маску чумного доктора.

Начинаем с выкройки. В интернете я не нашла ни одной (может быть, просто плохо искала), и поэтому делала выкройку вот прямо по себе, методом проб и ошибок, опираясь на фотографии музейных образцов и творения профессиональных... маскоделов?.. кожевников?.. кожекрафтеров?.. в общем, вы меня поняли. Два дня боли и страданий - и выкройки готовы.


Моих куриных силенок не хватило на то, чтобы вырезать детали самостоятельно (обувная кожа все-таки), поэтому пришлось экстренно звать на помощь домашнего супергероя. Дедушка справился на ура. На конце нижней детали с помощью шила и ножа пробито несколько дырок (на фото еще одна только) для того, чтобы было, чем дышать.




Теперь нужно пробить дырки, ведь кожа слишком толстая, чтобы шить сразу. Шило, молоток, доска и несколько часов в режиме "человек-сосед".


Начинаем шить. Мне пришлось купить специальные обувные нитки, и хотя, в принципе, можно шить и обычными нитками, обувные значительно сокращают время производства. Сначала скрепляются две боковые детали, от основания клюва до его кончика. Я настолько слабачка, что не могу сразу протаскивать иглу даже через пробитую шилом кожу, поэтому в ход пошли плоскогубцы.


Затем пришивается нижняя деталь.


И, наконец, лобовая часть.


У меня нет ни пластмассы, ни тонкого стекла, но тут снова пришел на помощь дедушка, предоставив на разорение свои старые сварочные очки. Поковыряв их ножом, я смогла вытащить два идеальных тонированных стеклышка. Если посмотреть сквозь них, то весь мир предстанет в зеленовато-чумном цвете.


Из кожи, благо, моих сил на это хватило, я вырезала четыре "бублика", при этом внешняя окружность должна быть больше окружности стекла, а внутренняя - меньше. Внутреннюю окружность я, как настоящая девочка, обработала "заборчиком", а потом сшила "бутерброды бублик+стекло+бублик". Все неровности загладила наждачной бумагой со средним зерном (мелкое не имеет никакого эффекта, а крупное портит кожу).


Полученные "бутерброды" нужно пришить к отверстиям для глаз, по лобовой и боковым деталям.

Чума - страшная болезнь, которая унесла миллионы жизней в Средние века и наложила отпечаток на дальнейшее развитие всей цивилизации, особенно в Европе.

Переносчиками чумы являются мелкие животные, такие как сурки и крысы. Даже в настоящее время периодически встречаются вспышки заболевания, особенно это касается бедных поселений, с повальной антисанитарией и обилием крыс.

К счастью, в настоящее время при быстром установлении диагноза и правильно подобранной терапии чума лечится практически без негативных последствий для человека.

Неизгладимый след в истории человечества

Первое упоминание о чумной пандемии датируется 551-580 годами и называется ""Юстинианова чума"". Очагом возникновения стал Египет, после чего болезнь распространилась практически на весь цивилизованный мир того времени. Жертвами стали приблизительно 100 миллионов человек.

Однако когда говорят о чуме, чаще всего имеют в виду страшную эпидемию в 14 веке. Черная смерть, занесенная из Китая, выкосила треть населения Европы.

В этот период и появилась такая профессия, как чумной доктор. Это врач, чьей обязанностью было лечение больных зараженных чумой. Чтобы не заразиться, врачи надевали специальный защитный костюм, изображение которого наверняка многим знакомо.

Прежде всего, данный костюм известен благодаря маске с ""клювом"", которая, к слову, сыграла впоследствии значительную роль в европейской культуре. Ее начали копировать в итальянских комедиях Ренессанса и она стала прототипом

Медицина в средневековом мире

Конечно, в Средневековой Европе медицина находилась в весьма плачевном состоянии и не имела никаких адекватных методов лечения даже простейших заболеваний, из-за чего смертность была очень высокой, а срок жизни крайне мал. Были забыты все достижения докторов Римской Империи, и мир снова начал утопать в эпидемиях и пандемиях.

Из-за сомнительных методов лечения и их неэффективности отношение людей к лекарям было неоднозначным. Однако с приходом чумы особо выбирать не приходилось.

Первые чумные доктора

Папа Римский Климент 6 первым ввел такую должность, как чумной врач. Доктора начали искать лекарство от недуга, и вероятнее всего, они нашли какие-то слабые методы, либо же смогли показать видимость прогресса. Поэтому вскоре профессия эта стала очень востребованной и высоко оплачиваемой.

Так, исходя из записей, жалованье чумного доктора в 4 раза превышало зарплату обычного врача.

Основными методами лечения черной смерти были кровопускание, прижигание или вырезание чумных бубонов, прикладывание жаб, лягушек и еще непонятно чего к пораженным участкам. Антисептиков в те времена не было.

Костюм

Костюм чумного лекаря в своем окончательном виде появился в 1619 году, и изобрел его медик французского происхождение Шарль да Лом. Одеяние делалось из кожи и напоминало собой доспехи. Оно включало в себя:

  • маску с ""клювом"";
  • длинный, до лодыжек, плащ;
  • узкие штаны;
  • перчатки;
  • ботинки;
  • шляпу.

Имелась особая технология для того, чтобы полностью свою функцию выполняла маска чумного доктора. Своими руками создание такой маски было маловероятным делом, этим занимались специально обученные люди.

Маска с клювом

Маска с клювом, как считалось, своим видом должна отпугнуть болезнь. Однако она имела и более функциональную нагрузку, а именно защищала врача от царившего вокруг смрада, в котором и протекали будни лекарей. В кончике клюва размещались специальные лекарственные травы с сильным запахом. Клюв имел и обратный эффект, так как доктора постоянно жевали чеснок, маска защищала окружающих от чесночного запаха.

В ноздри и уши помещались ватки с ладаном. Также маска имела стеклянные вставки, защищающие глаза.

Интересный факт: знаменитый предсказатель Нострадамус тоже работал чумным доктором.

Костюм чумного доктора в наше время

Наряд чумного врача популярен и узнаваем в настоящее время. Так, на многих костюмированных вечеринках или праздниках типа Хэллоуина образ средневекового доктора будет смотреться весьма кстати. Не говоря уже о разных театральных постановках.

Именно поэтому маска чумного доктора, своими руками изготовленная, будет очень полезной заготовкой для будущего мероприятия. Смастерить ее можно различными способами, и в целом делается она легко и не требует каких-то специфических навыков. Существует много методов, посредством которых может появиться весьма внушительная маска чумного доктора.

Своими руками выкройки делаем методом проб и ошибок, подбирая нужную форму клюва. Вся маска должна быть пропорциональной. Не делайте клюв чересчур длинным или толстым.

Маска из бумаги

Например, маска чумного доктора своими руками из бумаги делается элементарно. Просто возьмите бумагу формата А3 или 2 листа А4. Далее вырезаем две половинки маски с длинным клювом, лобную часть боковую. Все это склеиваем с помощью скотча.

Приклеиваем тонкую резинку, чтобы маску можно было надеть. При желании раскрасьте ее в черный или какой-либо другой цвет.

Делаем маску чумного доктора из папье-маше

Маска чумного доктора, своими руками из папье-маше изготовленная, будет гораздо плотнее и реалистичнее, нежели просто из бумаги.

Для этого понадобится:

  • острый нож;
  • пенополистерол;
  • предыдущий бумажный вариант маски;
  • клей;
  • туалетная бумага;
  • газета.

Итак, берем два блока пенополистерола, шириной приблизительно в 7 сантиметров каждый. Для начала нам нужен правильный макет. Придадим блокам некое подобие маски. Для этого просто обводим бумажный вариант на пенополистероле. Далее с помощью ножа обрабатываем каждый блок, придавая им вид половинок маски.

Склеиваем две половинки при помощи клея. Ждем несколько минут, пока маска высохнет. И потом ровняем поверхность так, чтобы она стала относительно гладкой.

Теперь берем клей ПВА и разводим его водой в пропорции 4:1. Хорошо перемешиваем кисточкой. Фольгой плотно обмотаем макет. Ничего страшного, если она помнется. Далее берем кусочек туалетной бумаги, прикладываем ее к фольге и обмазываем раствором клея. Таким образом обклеиваем всю маску.

На следующий день надо отсоединить маску от макета. Для этого можно слегка поддевать ее с помощью канцелярского ножа. Когда маска отсоединена, достаньте фольгу.

Теперь следует вырезать отверстия для глаз, впоследствии их можно украсить с помощью круглой оправы для очков. Для красоты покрасьте маску гуашью. Только используйте минимум воды, чтобы не размочить конструкцию. Приклейте резинку.

Маска чумного доктора, своими руками созданная, готова.

из кожи?

Вот и дошли мы до материала, из которого изготавливались оригинальные маски докторов. Это будет маска чумного доктора, своими руками из кожи сделанная. Приступим.

  1. Понадобится бумажная основа. Разрезаем бумагу на отдельные элементы маски.
  2. Используя полученную выкройку, вырежьте такие же детали из кожи.
  3. Сшейте две половинки клюва.
  4. Теперь присоединяем клюв к основной части маски.
  5. Далее нужно склеить боковые части маски.
  6. Когда клей высохнет, аккуратно сшить детали для прочности и красоты.
  7. Если хотите придать маске нужный цвет, это надо сделать на данном этапе, используя краситель для кожи.
  8. Следующим этапом станет приделывание с помощью заклепок, клея или ниток ремней.
  9. И последний штрих - украсить глазные отверстия. Например, с помощью боковых граней крышек от бутылок.

Все, маска чумного доктора, своими руками созданная, готова. Легко и быстро. Теперь никакой возбудитель чумы вам не страшен и смело можно противостоять напасти. Осталось только подобрать плащ, и ботинки с перчатками.

Не бойтесь экспериментировать с разными материалами, чтобы получилась максимально правдоподобная маска чумного доктора. Своими руками как сделать макет, вы уже знаете.

Интересно, что штаны и плащ чумного врача были пропитаны воском или маслом. Считалось, что это защитит от болезни. В любом случае блохи на подобную пропитку реагировали отрицательно и держались подальше от борцов с чумой. Возможно, именно это и спасало врачей.

Своеобразный костюм дополнялся палкой, которой врачи протыкали бубоны, откидывали трупы, а порой защищались от агрессивных жителей зараженных территорий.

Кстати, в оригинальных масках стекла для глаз должны были быть красного цвета, вероятнее всего, люди верили, что красный цвет отпугнет болезнь, как и птичий клюв. Непонятно только, думали ли лекари, что заразу переносят птицы или, наоборот, птицы отпугивают чуму. Как бы там ни было, а маска имела именно такой вид, что несет преимущественно мистический характер.

Кроме того, бытовало еще одно заблуждение: будто бы чуму переносят коты, поэтому очень часто в целях профилактики мохнатых братьев меньших просто сжигали, вместе с трупами и домами.

На поясе у врачей имелась связка чеснока. Очевидно, что докторами могли стать исключительно мужчины, так как женщины в христианской Европе не имели особых прав.

Вот мы и разобрали, как можно сделать сделать такой необычный предмет, как маска чумного доктора, своими руками. Мужские чумные маски несколько отличались по внешнему виду в зависимости от региона, где работал доктор. Так что строгих критериев для изготовления нет.

В провинциальном городке
Был праздник, музыка звучала,
Но вот в ликующей толпе
Возник зловещий лик бродяги.
Он шёл, как будто бы один,
Толпа его не замечала.
И как-то странно на него
Смотрели местные собаки.
Был грязный плащ на нём одет,
Цилиндр чёрный смят в гармошку,
Себе под ноги он глядел,
А в кулаке сжимал он маску.
В чёрном цилиндре, в наряде старинном,
В город на праздник путник очень спешил…

Доброго времени суток!
Припев этой песни звучал в голове, когда делалась эта маска. Дабы отвлечься от ремешковой тематики взялся за эту работу. Давно хотел ее осуществить, и тут поступил заказ от моего друга на маску. Делалась не быстро, иногда лежала месяц другой, особенно в поисках латунной фурнитуры. А еще были переделки. Основная задача была сделать к Хэллоуниу. В заданные сроки я уложился.
Первым делом перелопатил интернет, на предмет отчетов по изготовлению маски. Чертежей не густо, но того что есть хватило - и
В обоих вариантах мне не понравилась форма клюва, хотелось более «изящных форм». И нужно было уложиться в размеры имеющихся в наличии кусков кожи. Для этого сделал несколько разных вариантов из бумаги.

На основе бумажных выкроек вырезал детали маски из кожи толщиной около 4 мм, с припуском 6мм для шитья.

Тут же пробил отверстия под шов. Края припусков срезались под углом 45 градусов, на клюве и низе они загибались внутрь.

Лобная часть так же срезалась под углом, но без загиба. Далее сшил между собой боковины и лоб.

Приобрел красные линзы из акрила. Стекло под защитной пленкой. И вырезал кожу под них. Торцы еще не красил.

Простые кругляши из кожи смотрелись не интересно, решил сделать бортики - имитацию век. Нашел 3 пластиковых кольца, каждое на 2 мм в диаметре меньше другого. Подобрал самую тонкую кожу из запасов, толщиной меньше 1мм и замочил ее в теплой воде. После размачивания она хорошо тянется. И продел ее через эти кольца. Затем дал высохнуть, потом намочил центральную часть, прорезал в ней отверстие и вытянул в обратную сторону. Среднее колечко осталось внутри и посажено на клей.

В результате получились такие элементы.

Занялся нижней частью.

Затем снова вернулся к глазам.

P.S. от себя дам совет - отверстие под стекло в маске и в наглазнике должно быть как минимум на 10 мм меньше диаметра стекла. От края наглазника до линии шва у меня где-то 3-4 мм. В таком случае стекло зажмется между двумя слоями кожи. В противном случае стекло может выскальзывать. Я этого не учел, и мне пришлось изнутри делать еще 3-й слой кожи, т.к. стекла у меня проваливались во внутрь из-за большого отверстия в маске - оно было меньше диаметра стекла на 5 мм.

Ну и общий вид. Мне не понравилось место на клюве, где сходятся все 4 части. Вышло не очень аккуратно.

А с пряжками вышла задержка. Из-за моего перфекционизма и желания добиться аутентичности пряжки планировались исключительно из латуни.
Первый вариант был нарисован в corel draw и вырезан гидрорезом.
Но приложив к маске мне показалось, что они не вписываются в композицию.
Возможно позже применю их в другом изделии.

Затем путем поисков была найдена пряжка которая мне понравилась, делаются в Англии. При цене 0,86$ за пряжку минимальная доставка заказа в Россию с сайта производителя порядка 30$. Есть они и на амазоне, но в 3 раза дороже. Удалось найти одну в России. Но не подошла по размеру - под ремень 25 мм.

И еще друг откопал в закромах такие пряжки под 18 мм. Тоже латунь, за годы простоя покрылись патиной.

А вот и вся куча.

Пока искались пряжки маска лежала без дела, брал ее в руки и все казалось, что-то не то. И вот уже и пряжки на руках, а она все лежит. Потом у меня случился двухмесячный аврал на работе, работал по 13-14 часов и не было свободного времени. В итоге когда раскидал аврал пришел к выводу, что все дело в швах. Распорол низ, и шов поверху клюва. Подрезал по линии сгиба и перешил верх. Предварительно так же сняв 45 градусов с внутренних кромок. Шов косичкой, при этом обе половины не зафиксированы жестко между собой. Поэтому пустил еще дополнительную нить, красного цвета для контраста.

Наступила очередь ремней. Их будет два - сбоку и сверху. Соответственно пряжек тоже 2. А 3-я… тоже в дело пойдет))) Люверсы и хольнитены из чистой тру латуни, тоже пришлось заказывать на стороне.

Левый бок.


Правый бок.

P.S. Хлястик вышел коротким, чуть позже я его переделал.

С лобной части срезал окружность.

Хлястик переделал.

И занялся нижними половинками. Их я вырезал заново.

P.S. На такой шов нитки уходит много, примерно девять длин шва. В самом начале брал 45 метров вощенной нитки. Сейчас осталось совсем чуть-чуть, хватит только на нижний шов. Если бы не однократные переделки еще бы осталось метров 5-10.
Шью я обычно при помощи рыбацкого поводка из гитарной струны. Нравится тем что жесткий, тонкий и длинный, его можно продеть в труднодоступных местах. Особенно удобно вдеть в отверстие куда трудно залезть рукой и вытащив с внутренней стороны продеть в него нить и вытянуть наружу.

И вот конечный результат.

В нижней части для вентиляции установил 6 люверсов. Еще видны линии разметки.

На ремешках установил шлефки для фиксации хлястика.

Потом появилась запоздалая мысль, что с красными нитками можно было и так обыграть… но сроки уже поджимали, поэтому оставил как есть.

Торцы закрашивались и заглаживались. Об этом и об остальном инструменте по коже подробнее в моем топике с . Поверхность кожи покрыл кремом и блеском.

Другу работа понравилась. Фото от него.

А чуть позже мы сделали небольшой фотосет.

На этом все. Готов ответить на все вопросы.

Хорошего дня всем! Сегодня наша команда подготовила для вас очень яркого персонажа.
Формально являясь , наш герой сеял в любом городе панику и ужас, просто появившись там. И дело даже не в ужасающем экстерьере, который добавит заикание и нервный тик в историю болезни каждого своего пациента. Мы знаем — вы уже догадались, о ком идёт речь, ведь рисовать мы будем чумного доктора. Кстати говоря, паника при виде человека в характерной маске вызывалась не только его внешностью – ужас на людей наводил факт появления чумы в их городе, самым первым и очевидным признаком которого являлся визит чумного доктора.

Чума в те времена являлась неизлечимой болезнью и имела весьма страшные клинические признаки – лихорадка, крайнее нервное возбуждение, боли, ну, и естественно – образование крупных зловонных нарывов по всему телу, то есть бубонов. Больной превращался в стонущее распухшее создание, невероятно заразное для всех окружающих. Об истинной причине эпидемий чумы никто в те времена догадаться не мог (а причиной такой являлись расплодившиеся в средневековой антисанитарии блохи, служившие переносчиками бактерий болезни), поэтому и польза от чумных докторов была, прямо скажем, невелика. Тем не менее, эти врачи помогали людям косвенно – по крайней мере, увидев такого товарища на улице, можно была спастись от начинающейся эпидемии бегством.

Изображаем позу чумного доктора

Рисовать чумного доктора мы будем в стиле средневековой гравюры, поэтому задаём кружочками и палочками соответствующую позу. Колени и локти мы решили не намечать вообще ввиду того, что наш Айболит будет облачён в длинный бесформенный балахон, который скрывает тело буквально с головы до пят. Средневековая наука считала, что чуму насылают рыжеволосые, а проходит она от поцелуя короля, но тем не менее с защитной одеждой тогдашние учёные не ошиблись — многослойное платье, покрытое воском, надёжно защищало от укусов блох.

Клюв маски и наброски одежды

Теперь пришло время лица.Набрасываем поперечную ось, на которой позднее расположим линзы маски. Намечаем продольную ось лицевой симметрии, по которой прорисовываем клюв. Кстати, существует две версии, объясняющие такую форму маски — согласно первой, чума зарождается из «неправильного воздуха», а поскольку в воздухе обитают птицы, болезнь должна перекинуться с больного на врача.

Вторая версия гласит о том, что повторяла черты головы древнеегипетского бога, который победил чуму. Рисуем шляпу, характерную для всех врачей той эпохи, набрасываем очертания балахона поверх силуэта тела, намечаем сапоги. Помещаем в руки нашего доктора палку, которая нужна была, чтобы протыкать бубоны на теле больного, не имея с ним сенсорного контакта. Ей же чумной врач отбивался от буйных больных, потерявших рассудок от страданий.


Рукава и перчатки

Отлично, теперь приступим к третьему шагу. Здесь мы дорисуем руки — длинные и широкие рукава балахона заправляются в перчатки из плотного материала (про перчатки страшного факта мы найти не смогли).

Детализация головы и обозначение складок одежды

Четвертым этапом рисуем глазные отверстия маски, покрытые стеклом, сразу за которыми будет проходить плотно зафиксированная ткань, создающая герметичность на стыке балахона и маски. Рисуем линию этой ткани — визуально она будет проходить из-под шляпы, то есть от виска через скулы и подбородок к другому виску. Небольшими штрихами набросьте складки на эту ткань и рукава балахона — фигура доктора станет намного реалистичнее. Здесь же детализируем пальцы рук и намечаем шею, полностью скрытую одеянием. Наши художники обращают ваше особое внимание на форму шеи — поза и положение фигуры врача располагают к тому, что именно на этом этапе можно потерять плечевую симметрию. Прикладывайте линейку для выравнивания плеч, не допускайте перекосов условных плечевых » углов», образованных поперечной линией на месте ключицы и двумя линиями, соединяющими шею и туловище.

Пятый этап будет совсем простой, но, тем не менее, важный, потому то мы будем прорисовывать маску. Стираем часть овала лица, проходящий за клювом и набрасываем линию, разделяющую клюв на две верхнюю и нижнюю части (обратите внимание, что это разделительная линия практически параллельна самой нижней линии клюва). Поверх разделительной линии рисуем ещё одну линию, состоящую из точек — так мы обозначаем шов. Маска должна получится визуально крупной и вместительной, ведь в этот самый клюв закладывали пахучие дезинфицирующие лекарственные травы, которые в небольшой мере обеспечивали защиту от инфекции и чумного зловония. Этим же шагом детализируем глаза и ремешок за ними. Набрасываем также складки в нижней части балахона. Наконец, стираем все лишние штрихи от предыдущих этапов, чтобы наш выглядел примерно так:

Заключительным шагом будет наложение теней. Представим, что свет на чумного доктора падает откуда-то с левой части потолка — значит, все выступающие верхние части с левой стороны оставляем светлыми, тени же накладываем с противоположной стороны. Сами тени мы будем создавать уверенными, но мягкими штрихами с последующей растушевкой (то есть затиранием штрихов смятой бумагой для создания эффекта рассеянной тени). Наша композиция предусматривает плавный переход от света к тени, поэтому обращаем внимание на места, где происходит стык темноты и световых пятен. Этим же шагом прорисовываем сапоги доктора, обозначая носы, каблуки и пряжку.

Это был довольно сложный урок, и вы действительно имеете способности к рисованию, если у вас в конце получилось что-то похожее на наш рисунок. Если видите серьёзные отклонения в вашем рисунке — попробуйте проследить этап, на котором это изъяны появились и смело исправляйте — в конце концов, ваше упорство сделает вас крутым художником в любом случае. На сегодня мы прощаемся с вами и искренне надеемся, что ваш участковый терапевт выглядит не настолько инфернально, как наш сегодняшний герой. Всем здоровья, ждите новые уроки поэтапного рисования на сайте Drawingforall!

Что еще почитать