Мы собрались в поход. Внеклассное спортивно-туристическое мероприятие "мы собираемся в поход". Фонарик и батарейки к нему

Проект мероприятия

«Мы собираемся в поход»

Туризм – прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта, но зато здоровью туриста могут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, промокнуть под дождем. Туризм закаляет так, как ни один другой вид спорта.

Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных качеств. Турист умеет правильно ходить, развести огонь, сварить кашу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починить одежду.

В туристических походах школьников оживают и получают совершенно новое звучание многие знания, полученные на уроках географии, биологии, математики, астрономии, краеведения, которые подчас усваиваются формально и остаются обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению. Но туризм – это не только средство физического и прикладного воспитания. Велика роль туризма в нравственном и духовном воспитании, социализации и развитии коммуникативных качеств школьников.

Актуальность заключается в том, что тема здоровья школьников в последнее время широко обсуждается на страницах печати специалистами разного профиля. Обозначаются проблемы, предлагаются конкретные рекомендации по выходу из сложившейся ситуации. Хотя педагоги издавна считали природу вечным источником мыслей и добрых чувств детей, в школьной практике воспитательные и познавательные возможности общения с природой используются крайне неудовлетворительно. В качестве доступного средства формирования экологической этики у ребят и укрепления здоровья можно рекомендовать туристические походы.

Цели:

· Проверка знаний ребенка по туристическим навыкам, а именно: умение поставить палатку, уложить правильно рюкзак, оказать первую помощь.

· Физическое воспитание детей, привитие любви к труду и умению трудиться, приобретение детьми необходимых в походной жизни навыков.

· Дать ребятам возможность освоить все премудрости пешеходного туризма.

· Воспитание у учащихся выносливости, внимательности, настойчивости в преодолении трудностей, проворности, смекалки, целеустремленности.

    пропагандировать новый комплекс ГТО и на его основе обеспечить дальнейшее массовое развитие туризма, вовлечение в туристские походы, путешествия и соревнования по ориентированию школьников.

Задачи:

    Формирование интереса к путешествиям, приобщение к романтике походной жизни.

    Воспитание активной, творческой личности, стремящейся к гармонии с собой, с другими людьми и с природой.

    Формирование у ребенка уверенности в своих силах, поддержка увлеченности туризмом.

    Укрепление здоровья, развитие двигательных способностей детей.

    Формирование навыков правильного поведения на улице, в лесу, воспитание бережного отношения к природе, ответственности за ее сохранение.

Направления деятельности:

    подготовка участников по вопросам автономного выживания в природных условиях;

    практическое изучение различных приемов ориентирования;

    овладение навыками добычи воды и пищи, постройки жилища, изготовление простейших предметов быта;

    развитие устойчивости к психологическим стрессам;

    освоение на практике различных методов самооздоровления;

    формирование навыков для обеспечения личной безопасности.

Положение мероприятия

«Мы собираемся в поход»

    Цели и задачи:

    • популяризация туристских соревнований как средства оздоровления и обеспечения досуга учащейся молодежи;

      развитие массового спортивного туризма;

      выявление лучших команд и спортсменов.

    Время и место проведения:

Мероприятие проводится ___ сентября 20___ года на спортивной площадке Программа:

В программу включены:

1. Туристская полоса препятствий;

2. Ориентирование на местности по КП;

3. Туристские конкурсы:

4. Творческие конкурсы;

    визитная карточка;

    конкурс на лучшую туристическую песню.

6. Спортивные игры и эстафеты:

  • перетягивание каната.

5. Краеведческая викторина;

    Руководство:

Общее руководство слетом осуществляет администрация школы. Непосредственное проведение соревнований возложено на главного судью ________________

    Участники:

В соревновании принимают участие учащиеся 5-11 классов. В туристических соревнованиях, конкурсах, краеведческой викторине принимают участие команды в количестве 6 человек

    Заявка команд:

Предварительная заявка подается на совещании представителей команд.

    Условия приема участников:

Участники располагаются в полевых условиях.

    Определение победителей:

В туристских соревнованиях победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции (за отведенное контрольное время).

В краеведческой викторине и конкурсной программе - по наибольшему количеству баллов, набранных командой.

В спортивных играх победители определяются в соответствии с результатами игр.

Общий зачет среди классов проводится по сумме мест в отдельных видах.

Победителем в общем зачете становится класс, набравший наименьшую сумму мест по всем видам соревнований.

В каждом виде определяется лучший результат среди команд.

    Награждение:

Победители в отдельных видах награждаются грамотами и призами. Победители в общем зачете награждаются грамотой и специальным призом.

Во время занятия дети с родителями на улице в игровой форме учились собираться в поход, преодолевать дороги и трудности, ориентироваться на местности по карте, разбивать палатки, укладывать костры, соревновались в силе быстроте, ловкостив, прыгали в длину, на скакалке, в метании мячей в цель, папы стреляли из лука и отжимались.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 226" г. Саратова

Конспект

непосредственной образовательной деятельности

в форме туристического похода

с родителями и детьми старшей группы.

«Мы собираемся в поход»

Инструктор по

физической культуре

Варфоломеева С. В.

Саратов, 2015

Цель: приобщить детей и взрослых к здоровому образу жизни.

Задачи:

Закрепить представление у детей и родителей о сохранении здоровья через активный отдых на природе. Привлечь внимание родителей к формам физкультурной оздоровительной работы в ДОУ;

Упражнять детей в ходьбе на длительное расстояние. Прививать детям и совершенствовать у взрослых навык ориентировки на местности;

Развивать физические качества, обеспечивая высокую двигательную активность детей;

Развивать выносливость, терпение, чувство взаимопомощи;

Укреплять мышцы дыхательной системы, носоглотки и верхних дыхательных путей;

Воспитывать стремление бережно относиться к окружающей природе;

Показать детям и родителям красоту и осенний природы;

Создать атмосферу радости и дружелюбия, доставляя детям и родителям удовольствие от совместной двигательной деятельности.

Предварительная работа с детьми: знакомство детей с компасом, с картой – схемой их назначением и принципом работы; беседа о изменениях в природе в разное время года; о взаимосвязи живой природы; рисование экологических знаков; знакомство с правилами поведения в природе; разучивание подвижные игры и упражнений, дыхательные упражнения; просмотр видеороликов о туристических походах, знакомство с разновидностями костра.

Оборудование: детские рюкзаки14 штук, предметы необходимые для похода, более 20 наименований по три штуки; карта-схема, шишки,

2 палатки, 2 котелка, 2 флагштока, ткань, 14 листьев, 7 прыгалок, место для прыжков в длину с места, 2 мишени для стрельбы из лука, 2 мишени для стрельбы малыми мячами, 14 мячей, 2 корзины, набор палок и верёвок для преодоления препятствий; эмблемы, грамоты, медали, памятные подарки, фотоаппарат, видеокамера.

Участники: Дети старшей группы. Родители детей 14 человек (мамы и пап), инструктор по физической культуре – ведущий, воспитатель группы Герой – тигр, жюри – 3 человека

Ход занятия

Подготовительная часть занятия.

Инструктор: Сегодня мы с вами отправляемся в поход.

Много нас открытий ждёт.

А поход наш не простой,

Слёт туристов, вот какой!

С вами мы сейчас не дети

Взрослые туристы мы.

Справимся со всем отважно

Всё преодолеем на пути.

Наш туристический поход

Нам здоровье принесёт.

Мы отправляемся в поход с хорошим доброжелательным настроением. Мы должны улыбаться всему живому, радоваться любой погоде. Получить заряд бодрости. Ведь это всё, наш организм сделает крепким, здоровым и закаленным.

Но сначала мы должны собрать рюкзаки. (10 рюкзаков у детей)

(на столах разложены предметы необходимые для похода, и не относящиеся к походу, каждый участник может взять в свой рюкзак только по 6 предметов необходимых для похода.)

Игра: «Собери рюкзак»

Дети все собирают одновременно свои рюкзаки, подбегают к родителям, они проверяют их, если все участники собрались на своих местах, они берутся за руки и кричат: « Мы готовы».

(Родители проверяют правильность и быстроту укладки).

1часть вводная

Инструктор. Рюкзаки со всем необходимым собрали, ну что готовы, тогда в путь (дети с родителями строятся парами,10 пар). На пути нас ждёт весёлая тропинка, где мы должны будем выполнять различные задания: «Ручеёк», «Туннель», «Кочка»

Под весёлую музыку дети с родителями, отправляются вокруг детского сада. Дети и родители в парах идут по тропинке.

Что бы было веселее в дороге, мы споём песню: «Дружба крепкая…»

По сигналу «Ручеёк» останавливаются, держась за руки поднимают их вверх и слегка отходят друг от друга. Последняя пара в колонне пробегает под поднятыми руками игроков и встаёт впереди колонны. И такое задание выполняет каждая пара. Когда все пары пробегут и встанут на свои места ходьба продолжается.

По сигналу «Туннель» родители встают друг за другом, расставив ноги, а дети подлезают в туннели, как все дети пролезут через туннель движение родителей и детей продолжается в парах.

По сигналу «Кочка» все останавливаются, дети изображают кочку, присаживаясь на корточки, а взрослый перепрыгивает, через своего ребёнка и так прыжки продолжаются до определённой черты. Игра заканчивается, как только все пары допрыгают до определённого ориентира.

(Детей встречает Тигр )

Тигр .

Здравствуйте дети!

Я тигр, вожусь в лесах

Шкурка в чёрных полосах

У меня большие лапы,

Когти могут поцарапать

И порой рычу немножко,

Всё же я большая кошка.

А вы кто такие, куда собрались?

Мы туристы собрались в поход.

Я тоже люблю ходить в поход, а можно мне с вами?

Дети. А что ты умеешь делать?

Тигр . Я могу провести с вами разминку:

Если хочешь быть умелым,

Ловким, быстрым, сильным, смелым,

Спорт ты научись любить,

Коль здоровым хочешь быть!

Дети. Хорошо мы согласны.

Ритмическая гимнастика: «Дружба»

Тигр. Ребята, какие вы молодцы, у вас дружная команда. И думаю, вы справитесь со всеми заданиями, которые вас ждут впереди, так как вы сегодня настоящие туристы то вы должны хорошо уметь ориентироваться на местности по карте.

(каждой паре даётся карта, на которой отмечено место, где спрятан необычный осенний лист, по команде вы должны будите найти свои листья и вернуться назад, когда все листья, будут собраны, вы прочитаете слово).

И так пары разобьются на две команды по цветам листьев, сложив, их вместе они прочитают название своей команды.

(6 листьев красного цвета, 6 листьев жёлтого цвета)

Каждая команда выбирает себе капитана.

Команда: «Костёр»

Нащ девиз: «Гореть, не тлеть и всё уметь!»

Команда: «Дружба»

Нащ девиз: «Дружба и успех! Мы победим сегодня всех!»

Тигр. А я тоже бродил по лесу и нашёл вот такие листочки.

Инструктор. Что ты наделал, это экологические знаки, напоминающие людям о правила поведения в лесу.

Тигр. Что же я наделал

Инструктор . Ладно, не расстраивайся, я думаю, что ребята тебе обязательно помогут и исправят твою ошибку, и вернут на место знаки.

Инструктор. А, давай проверим ребят,

знают ли они что обозначают эти знаки.

Инструктор. У нас образовались две команды. Можно начать настоящие соревнования. Каждой команде я буду по очереди показывать знак, а вы отвечать и зарабатывать очки. (экологические знаки)

(Ребята рассказывают, какие правила необходимо соблюдать в их лесу).

1 Тщательно тушите костёр, уходя с места вашего отдыха.

2 Не оставляйте после себя мусор.

3 Не набирать охапки цветов.

4 Не ломайте деревья они могут засохнуть и погибнуть.

5 В лесу не шуметь, не пугать жителей леса, не разорять гнёзда птиц.

6 Не топтать мухоморы.

Инструктор. Ребята всегда соблюдайте эти правила, тогда наша природа будет вас встречать солнечной и весёлой погодой.

2 основная часть

После этого дети и родители двумя командами заходят в лес. Определяют для себя, место привала и место расположения на полянке. На протяжении всего туристического похода командам будут даваться задания. И за их правильное выполнение, каждая команда будет получать шишку. Победителем туристического похода окажется та команда, которая наберёт большее количество шишек.

1 задание «Привал» каждая команда готовит себе привал, место для отдыха, работа выполняется, одновременно 2 командами папы собирают палатку с детьми из двух команд 4 папы 4 ребёнка; 4 папы готовят костёр, для приготовления пищи вешают котелок, 2 мамы рисуют флаг своей команды и поднимают на флагшток.

2 задание «Метко в цель»

Папы стреляют из лука, мамы кидают мячики в цель, дети метают мяч в корзину снизу.

3 задание «Самый спортивный»

Папы отжимаются, мама на прыгалке, дети в длину с места прыгают.

4 задание «Большая эстафета»

Взрослые участники держат в парах верёвки на разной высоте. Дети должны подлезть под верёвку, перешагнуть. Кто быстрее переберётся через препятствия

Участники (дети) друг за другом, преодолевают полосу препятствий.

Чья команда первая.

3 часть заключительная.

Наш туристический поход подходит к завершению

Я предлагаю вспомнить всех кто живёт в природе кого мы должны оберегать.

Подвижная игра « Земля, огонь, воздух, вода».

Все игроки встают в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из слов: «земля», «вода», «воздух», «огонь». Если водящий сказал «земля!» тот кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде. На слово «вода!» играющий отвечает названием рыб. На слово «воздух!» - названием птиц. При слове «огонь!» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращается водящему.

Дети и родители строят по периметру спортивной площадки.

Инструктор: Славно мы повеселились.

Очень крепко подружились

Соревновались и играли

Все вокруг друзьями стали.

Подводятся итоги туристического похода. И победившей команде вручается грамота.

Используемая литература

  1. Борис Мишин, Михаил Фролов, Марина Юрьева, Владимир Шолох, учебник Основы безопасности жизнедеятельности, 6 класс/АСТ: М. - 2012.
  2. Лидия Журавлева, Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет/ Мозаика-Синтез: М. - 2006.
  3. Ермолаев С. Д. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры/ Детство-Пресс: М. - 2013
  4. Алексеев А.А. Питание в туристском походе. – М.: ЦДЮТур МО РФ, 1996.
  5. Грицишина Т Маленькие туристы ж. Детский сад со всех сторон. №36 (216) 2004.
  6. Дрогов И.А. Юные туристы-спасатели. – М. ЦДЮТ и К МО РФ, 2000.

Классный час в 5-7 классе.

Цель: Привитие учащимся навыков и знаний о трудностях, подстерегающих на туристкой тропе.

Научить детей бережно относиться к природе.

Воспитывать любовь к природе, чувство коллективизма , ответственность за свои действия.

По белу свету странствовать

Ступай.

П. Марик.

Ведущий-учитель: Дорогие ребята!

Лето-это время увлекательных походов. А вы хотели бы отправиться в поход по родному краю? Чтобы всем нам стать бывалыми туристами, знающими и любящими природу, нужно ходить в походы. Но для начала давайте поиграем, устроим веселые соревнования, чтобы проверить, готовы ли вы к походу.

Итак, в путь отправятся 2 группы.

Труден путь по лесным тропам, много опасностей поджидает вас, и победит в нашей игре та команда, которой первой пройдет этот путь.

Разминка.

Ведущий: Вот первая неожиданность. Представьте, что перед вами топкое болото, преодолеть которое можно только прыгая с кочки на кочку поодиночке. (На пути расставлены «кочки»-круги из картона). А на той стороне болота находятся засыпанный листвой и цветами родник, на каждом листочке написана буква. Турист, преодолев болото, должен взять один листок, расчищая родник. Причем следующий игрок не должен начинать движение, пока не возьмет свой листок предыдущий игрок. Когда родник будет расчищен, составьте слово из букв, написанных на листочках. Это слово-название вашей команды. Итак, начали!

(Команды выполняют задание).

Ребята! Давайте узнаем названия ваших команд. («Рюкзак», «Компас»).

В конкурсах за каждый правильный ответ команды будут получать карточки с соответствующим числом «км». («1 км.», «2 км», и т. д.). В конце подведем итог. Команда «прошедшая» больше «км», и будет победительницей.

Сейчас первой определила название своей группы команда…..Она получает

Следующее испытание «Нужно собираться в поход».

А что бы вы взяли с собой? Сейчас мы это узнаем

«Нужные вещи в походе».

А) Команды по очереди отгадывают загадки и получают за правильный ответ карточки 1 «км».

1.Он в походе всем нам нужен,

Он с кострами очень дружен,

Можно в нем уху варить,

Чай душистый вскипятить. (котелок)

Проживают гномики.

Уж такие добряки-

Раздают всем огоньки. (спички)

3. Я маленький, да удаленький,

Стоит на меня взглянуть,

И тотчас узнаешь путь. (компас)

4.Два ремня висят на мне,

Есть карманы на спине.

Коль в поход идешь со мной,

Я повисну за спиной. (рюкзак)

5.Я горячее храню,

Я холодное храню,

Я и печь, и холодильник

Вам в походе заменю. (термос)

6.Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает подгорелый. (хлеб)

7.Длиннохвостая лошадка

Привезла нам каши сладкой.

Ждет лошадка у ворот-

Открывай пошире рот. (ложка)

8.Этот глаз-особый глаз,

Быстро взглянет он на вас,

И появится на свет

Самый точный ваш портрет. (фотоаппарат)

Б). Ребусы.

(отгадать ребусы, что взять в поход, но среди них одна вещь, которую не берут в поход) (рояль)

В походе очень важно вкусно и разнообразно питаться. Кулинарные навыки отдельных путешественников нередко превращаются в хобби, приятное и для товарищей по походам.

Лесная кухня.

(за правильные ответы участники получают карточки 2 «км»)

Вопросы команде «Рюкзак».

1.Назовите, из каких растений в походе можно приготовить крепкий, ароматный чай. (Иван-чай, душица, зверобой)

2.Какой способ обычно используют туристы для того, чтобы приготовить печеную картошку с румяной, хрустящей корочкой?

(1 способ: вымытые и просушенные клубни закапывают в горячую золу.

2 способ: В большую жестяную банку или ведро насыпают чистый сухой песок, зарывают в него картошку и обкладывают его горячими углями, примерно через час картошка готова.)

Вопросы команде «Компас».

1.Назовите растения, которые в лесу или на лугу можно есть сразу, без кулинарной обработки?

(щавель, горькая редька, полевой хвощ)

2.Как испечь в походе рыбу, используя деревянные или металлические пруты?

(Насадить рыбу на пруты и поместить над горящими углями костра)

Ведущий: Еще в походе для приготовления пищи можно использовать грибы.

«Съедобные-несъедобные».

(от каждой команды выходят знатоки грибов и по иллюстрациям определяют съедобные и несъедобные грибы)

1а-лисичка 2а-подберезовик 3а-мухомор 4а-сыроежка

1б-опенок 2б - подвешенник 3б-сыроежка 4б - подосиновик

(Пока знатоки определяют грибы, с болельщиками или с командами мы порешаем экологические задачи).

Экологические задачи.

(за правильный ответ-получают по 2 «км»).

1.Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе?

(Этот грибник погубил грибницу, возраст которой может быть 3лет)

2.Костя и Миша взяли корзинки и пошли в лес за грибами. Придя в лес, они разошлись в разные стороны. Костя набрал полную корзину крепких боровиков и пошел в условленное место. Выйдя на поляну, Костя увидел своего друга у которого в руках была корзина, полная мухоморов.

Ты зачем набрал мухоморов?-удивленно спросил Костя.

Я их набрал, чтобы другие не отравились,-ответил Миша.

Правильно ли поступил Миша?

(Нет, Миша лишил пищи лесных жителей и сам не будет есть собранные грибы.)

«Живая вода».

(правильный ответ-1 «км»)

1.Все обходят это место:

Здесь земля как будто тесто;

Здесь осока, кочки, мхи.

Нет опоры для воды. (болото)

2.С высоты большой срываясь,

Грозно он ревет.

И о камни разбиваясь,

Пеною встает. (водопад)

3.В огне не горит, в воде не тонет. (лед)

4.Вечером родится, ночь живет, утром умирает. (роса)

5.Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою. (сосулька)

6.Какой летний праздник связан с водой, водными играми, купанием?

(день Ивана Купалы, 7 июля)

А). Викторина о птицах.

(правильный ответ-1 «км»)

1.Какие птицы выводят птенцов зимой? (клесты)

2.Какие птицы ночуют, зарываясь в снег? (тетерева, рябчики)

3.Какая птица к зиме белеет? (Белая куропатка)

4.Какая птица самая большая в мире? (Африканский страус)

Б). Загадки.

1.Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь.

А зовется птица ……. (грач).

2.На шесте-дворец,

Во дворце-певец.

А зовут его ………….. (скворец)

3.Встали братья на ходули,

Ищут корма на пути,

На бегу ли, на ходу ли им с ходулей не сойти (журавли).

4.Он серенький на вид,

Но пеньем знаменит

(соловей).

Физкультминутка.

На болоте две лягушки,

Две зеленые подружки

Утром рано умывались,

Полотенцем растирались,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет-

Всем друзьям физкультпривет!

Викторина о животных «Отчего и почему?»

(за правильный ответ «1 «км»).

1.Что значит «волка ноги кормят?»

(Волк догоняет добычу, а не сторожит ее в засаде).

2.Умеют ли слоны плавать?

(Да, погружаясь в воду, выставляют хобот над водой)

3.Где раки зимуют?

(В береговых норах в песке)

4.Всегда ли рак движется назад?

(только когда плавает, но к пище движется вперед)

И, конечно, в походе нельзя обойтись без лекарственных трав, посмотрим, знаете ли вы их.

(за правильный ответ 2 «км»)

1.Тонкий стебель у дорожки,

На конце его-сережки,

На земле лежат листки-

Маленькие лопушки (подорожник).

(Лечит ранки, порезы; применяется от желудочных болезней, при кашле).

2.Стоят кругом сестрички-

Желтые глазки-белые реснички (ромашка).

(Полощут т горло при ангине , пьют как успокаивающий чай)

3.Дикой розой называют,

Как лекарство принимают (шиповник).

(Сироп его богат витамином С)

4.Ты растение не тронь-

Жжется больно, как огонь (крапива)

(Отваром моют голову, полезна в свежем виде. Останавливает кровь)

В походе предсказать погоду можно по различным признакам. Умеете ли вы это делать?

«Какая будет погода?»

Задание для команды «Рюкзак».

(за правильный ответ-1 «км»)

1.Муравьи закрывают ходы в муравейнике (к дождю).

2.Обильная роса по утрам (Днем будет хорошая погода).

3.Птицы купаются в пыли (Будет жарко).

Задание для команды «Компас».

1.Ласточки летают низко над землей (к дождю).

2.Идет дождь, и на лужах пузыри (Дождь будет идти долго)

3.Белая кувшинка закрылась днем (К плохой погоде, дождю).

Ведущий: Молодцы! Думаю, что плохая погода не застанет вас врасплох.

Туризм и погода-понятия неразделимые. Природа прекрасна, она сама делает жизнь тех, кто ее любит, кто умеет смотреть на нее добрыми глазами, прекраснее, ярче, богаче. Важно не только самому стать на защиту живой природы. Важно убедить в этом своих товарищей, важно уметь сказать «нельзя», когда это необходимо.

«Правила поведения в природе».

Ведущий: После произнесенной мной фразы вы должны сказать соответствующее слово «нельзя» или «нужно».

Разрушать памятники природы и культуры………..нельзя.

Оборудовать и очищать места отдыха……………нужно.

Ломать растения, срывать цветы…….нельзя.

Загрязнять природную среду…..нельзя.

Оберегать и подкармливать животных и птиц……….нужно.

Беспокоить животных, разорять муравейники, птичьи гнезда……..нельзя.

Выкапывать растения……….нельзя.

Оберегать растения, любоваться красотой цветов в природе, ходить по тропинкам………..нужно.

Молодцы! Все ваши утверждения можно оформить в таком виде.

(Демонстрируется плакат «Это зависит от каждого из нас»).

Ребята! Испытания вы выдержали. А теперь проверим, сколько «км» преодолела каждая команда.

(Подсчитываются очки).

Мы любим лес в любое время года,

Мы слышим речек медленную речь.

Все это называется-природа.

Давайте же всегда ее беречь!

Подсолнух солнечного цвета,

Такой, что радостно всем жить.

Природой называется все это,

Давайте же с природою дружить!

Летят, звеня, снежинки с небосвода,

Клубится на заре тумана дым….

Все это называется-природа,

Давайте же сердца ей отдадим!

(Команде-победительнице вручаются дипломы «Бывалому туристу».

А второй команде, тоже успешно прошедшей путь, дипломы «Начинающему туристу».

Теперь вы настоящие туристы!

Счастливых вам дорог!

Экологическая игра «Мы идем в поход».

(Для обучающихся 5-7 классов).

По-своему чудесен каждый край,

И если хочешь ты увидеть чудо,

По белу свету странствовать

ступай.

П. Марик.

Экологическая

Игра

«Мы идем в

Поход».

Диплом. Диплом.

Вручается бывалому туристу Вручается начинающему туристу

…………………………………………, …………………………………………………..,

за победу в экологической за участие в экологической игре

игре «Мы идем в поход». «Мы идем в поход».

МОУ «Катандинская СОШ»2010 год. МОУ «Катандинская СОШ» 2010 год.

Виктория Анатольевна Василец

Данный материал можно использовать при реализации летней программы.

b]ПАСПОРТ МИНИПРОЕКТА

«Собираемся в поход »

Руководитель проекта : Василец В. А.

Вид проекта : творческо-информационный

Продолжительность проекта : краткосрочный

Срок реализации проекта : I неделя

Участники проекта : воспитатели, дети старшей дошкольной группы , родители воспитанников.

Актуальность темы :

Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому-то всё, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются фундаментом развития личности. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям.

Анкетирование родителей показывает, что после прихода из дошкольных групп и в выходные дни 60 % детей смотрят телепередачи, читают книги – 23%; 28 % занимаются изобразительной деятельностью; настольно-печатными играми 32% и лишь 30 % - спортивными играми. Экскурсии, прогулки, выходы в природу в выходной крайне редки, только 18% семей активно отдыхают на природе.

Таким образом, чтобы привлечь внимание родителей к проблеме организации полезного отдыха вместе с детьми, разработан данный проект. Дети не только должны получать знания об окружающем мире в дошкольных группах , но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данный проект поможет сформировать у дошкольников интерес к активному отдыху, желание вести здоровый образ жизни.

Цель проекта : познакомить дошкольников с таким видом отдыха, как поход . Формирование у детей бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому. Приобщение родителей к проблеме воспитания здорового ребёнка.

Задачи :

Дать детям представления о походе , правилах безопасного поведения во время похода .

Формировать у родителей и детей осознанное отношение к своему здоровью.

Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Воспитывать у детей навыки правильного поведения на природе и бережного отношения к ней.

Вызвать у родителей интерес к походу как средству активного отдыха.

Итог проекта : развлечение «Мы идем в поход

Предполагаемый результат :

В ходе реализации данного проекта дети познакомятся с правила поведения в походе , в природе, с походным снаряжением . Закрепят знания по ориентировке в пространстве, получат знания о лекарственных растениях, которые могут помочь при оказании первой помощи в походе , и ядовитых растениях, которых следует остерегаться.

Расширятся знания родителей по вопросу физического воспитания дошкольников . Родители воспитанников заинтересуются детским туризмом, как средством активного отдыха, научатся проводить совместные подвижные и спортивные игры с ребёнком, в свободной самостоятельной деятельности. Реализация проекта обеспечит преемственность методов и приёмов воспитания детей в семье и в дошкольных группах , а значит, повысится эффективность работы по оздоровлению детей.

План реализации проекта «Собираемся в поход »

Дни недели

Понедельник

Музыкальная зарядка на свежем воздухе,

БЕСЕДЫ :

«Что такое поход , «Правила поведения в походе , «Собираемся в поход » (обсуждение и разработка маршрутов различной направленности : экологический, исторический, познавательный по плану-схеме с условными обозначениями).

«Одежда для похода » (удобная, по погоде, цель похода , место для похода .)

«Наш походный рюкзачок » (знакомство с походным снаряжением , развитие умения ориентироваться по компасу).

Обсуждение : в какой поход ходили с родителями . Правила поведения на дороге и в природе.

П/И «Через пропасть» (Ходьба по бревну, «День и ночь» , «Дружные пары» .

Дыхательная гимнастика : «поющие деревья» (пение шепотом, «Кто громче?» , «» Звуки леса»

Музыкальная гимнастика на свежем воздухе.

Беседы : «Как ориентироваться по компасу в лесу, деревьям, солнцу, звездам» .

Наблюдение : нахождение солнечных и теневых сторон в соответствии с приметами.

Летний вернисаж (рисование, лепка, аппликация) : «Летняя полянка» (рисование тычками, смятой бумагой по тонированной бумаге, «Цветущий куст» , «Одуванчик» , Огонь –друг, огонь –враг», «Что возьмем с собой в поход » (рисование карандашами, восковыми мелками) .

Изготовление атрибутов для похода :

Изготовление из бумаги флажков, конструирование пилоток из бумаги, газеты и их украшение.

Труд в природе : очистка места для привала.

Фотопоход : «Мы в походе » (дети приносят семейные фото и вместе с воспитателем и другими детьми рассматривают фото).

П/И «Вперед четыре шага» , «Ходим кругом» .

Разучивание песен по выбору детей.

Чтение художественной литературы по теме недели, «Приключения Незнайки и его друзей» .

Беседы : «Что возьмем с бой в поход »

Д/И «Наш походный рюкзачок »

Наблюдение : «Растения –друзья»

Игра : «Где чей домик?» (рассматривание места обитания насекомых : муравья, паука, дождевого червя).

Опыты : «Такая разная кора» , «Растения и их семена» (определение приспособлений семян к размножению : колючки, крылышки).

Игра «Что мы видели не скажем, а что видели покажем» .

Упражнения на равновесие : «Темные очки» (ходьба с закрытыми глазами, «На пенечке» (удержание равновесия сидя на мяче, «Не упади» (ходьба по лини, шнуру) «Невидимки» (хождение на носочках, «Панама» (хождение с мешочками на голове) .

П/И «Паровозики» , «Трудный переход» (дорожка) .

Музыкальная зарядка на свежем воздухе.

Беседы : «Первая помощь при укусе насекомых» , «зеленая аптечка» (закрепление знаний о лекарственных растениях, которые могут помочь при оказании первой помощи в походе , и ядовитых растениях, которые следует остерегаться,

«Снаряжение для похода » (аптечка, запас питьевой воды, легкая палатка) .

Ходьба по «дорожке здоровья» :

«Неожиданная встреча» (встречная ходьба, «По колючкам» (разные виды ходьбы босиком, «Заблудились» (бег врассыпную с остановкой по сигналу «АУ!» , «По тропинкам»

(ходьба, бег змейкой между предметами) .

Дыхательная гимнастика :

«поющие деревья» , «Кто громче» , «Звуки леса» , «ветер в лесу» .

Игра «Эхо» (дети передают звук, расстояние между детьми 1-2 м) .

Пальчиковая гимнастика :

«Кто быстрее добежит?» (бег пальчиками, «Пальцы играют в прятки»

Музыкальная зарядка на свежем воздухе, проводит любой герой.

Беседы : «Если друг потерялся вдруг» , «Не лови зверей и птиц» .

Развлечение «Мы идем в поход » поход на территории дошкольных групп , установка палатки.

С/Р игра : «На привале» .

Игры : «Собери рюкзак» , «Пляшут звери на опушке» , «Варись, варись кашка»

Ходьба по «дорожке здоровья» :

«По дорожке босиком» , «По дорожке на одной ножке» , «Веселая прогулка» (ходьба и бег с остановками, «Через болото» (ходьба с прыжками) .

Исполнение песен о лете.

Летний вернисаж : выставка рисунков о лете.

Итог проекта : развлечение «Мы идем в поход

Ура! Отправляемся в поход !

Преодолеваем препятствия!


Разбиваем лагерь!


Хорошо с друзьями на привале!

Теоретическое занятие «Собираемся в поход»

Кошевая Оксана Николаевна, учитель начальных классов МОУ «Школа № 97 г. Донецка», Донецкая Народная Республика
Назначение: Целью туристической деятельности как средства укрепления здоровья, здорового образа жизни и профилактики правонарушений является создание условий для привлечения как можно большего количества детей к занятиям туризмом. Данная разработка рассчитана на младших школьников, может быть использована учителями начальных классов, вожатыми, воспитателями пришкольных и загородных лагерей.

Цель: создание условий для развития интереса к туризму.
Задачи:
Образовательные:
расширить знания о туризме; учить ориентироваться на местности; познакомить с основными правилами техники безопасности; углубить знания о правилах поведения в природе.
Развивающие:
развивать память, внимание, наблюдательность, познавательный интерес; умение анализировать и делать выводы; диалогическую речь, умение договариваться.
Воспитательные:
воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому; желание помочь другим; приобщать к здоровому образу жизни.
Оборудование: презентация Power Point, мяч.
Ход занятия
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой
Настроение у нас отличное,
А улыбки – дело привычное.
Пожелаем друг другу добра,
Разговор начинать нам пора.
II. Введение в тему
1. Работа над кроссвордом.
Ребята, чтобы узнать, о чём мы сегодня будем говорить, предлагаю вам разгадать кроссворд.
Заполните на дереве названия предметов. По вертикали вы сможете прочитать тему нашего занятия.



II. Работа по теме
1. Рассказ с элементами беседы.

Сегодня мы поговорим о туризме.
- Что означает слово «туризм»? (Ответы детей).
Обратимся к словарю.
Туризм
- Вид спорта – групповые походы, имеющие физическую закалку организма.
- Вид путешествий совершаемых для отдыха и самообразования.
А кто не любит путешествовать? Жажда познания нового, заложена, наверное, в каждом из нас.
Люди путешествуют с давних времён.
Ещё древние племена, чтобы найти лучшие места для проживания, вынуждены были совершать длительные переходы и путешествия.


Путешествовать можно по-разному. Каким образом? (Ответы детей).


Чтобы путешествие прошло хорошо, нужно заранее составить маршрут, т. е. намеченный путь следования.
Подберите синонимы к слову «путешествие».
(Путь, дорога, экспедиция, поход, экскурсия, круиз и т. д.)
Чтоб всегда здоровым быть,
Нужно нам в поход ходить,
На природе отдыхать.
Свежим воздухом дышать.
- Ребята, зачем люди ходят в походы? (Ответы детей).
(Закалять организм; развивать силу, выносливость; знакомиться с природой родного края, достопримечательностями; любоваться красотой природы; поднимать себе настроение).
2. Работа над загадкой.
Отгадайте загадку. Как называют людей, которые идут в поход.
На себе он тяжесть носит,
А устанет – наземь бросит.
(Турист).



Тот, кто хочет стать настоящим туристом, должен многое знать и уметь: как ориентироваться на местности, как установить палатку, развести костёр; разбираться в растениях и грибах; знать повадки животных и птиц; правила экологической безопасности; оказание первой помощи.
Мы в поход за наукой
Сегодня пойдём.
Внимание, смекалку
С собою возьмём.
3. Работа в группах «Что берём с собой в поход».
Путешествие может быть длительным, а может занять несколько часов. Отправляясь в поход, туристы должны знать, что необходимо взять с собой.
Собираемся в поход,
Угадайте, - кто идёт?
Нет, не дяди с рюкзаками
И не тёти с котелками,
И не старший брат с усами…
Нет! В поход идём мы сами!
И. Рослова
Представьте, что мы с вами идём в поход в ближайший лес, без ночёвки. Составьте список того, что вам нужно взять.
(Ребята составляют списки необходимых вещей для похода).
(Обсуждение ответов)
Если вы в поход идёте,
Не забудьте взять рюкзак,
Без него в любом походе,
Обойтись нельзя никак.

А ещё вам нужен компас,
Кружка, ложка, нож, топор,
Чтобы вы, нарезав веток,

Развести могли костёр.

Можно взять с собою снасти.
Чтобы рыбы наловить,
А ещё котёл побольше,
Чтобы в нём уху сварить.

Вам ещё нужна палатка,
Чтобы было, где поспать,
И гамак, чтоб покачаться,
И в тенёчке подремать.

И, конечно же, продукты,
Дней примерно так на шесть,
Нужно взять с собою маму,
Приготовить вам поесть.

Нужно сумку-переноску,
В ней сидит любимый пёс.
И ещё конечно папу,
Чтобы он всё это нёс.

А чтоб счастье было полным
Дам ещё один совет:
Положите непременно,
В свой рюкзак мешок конфет.
И. Бутримова
4. Игра «Съедобное - несъедобное».
В походе важно хорошо подкрепиться.
Мы обязательно берём с собой продукты, но вдруг случится непредвиденное.
Своими друзьями вы называете тех, кто готов прийти на помощь. Друзьями могут быть не только люди, но и растения! Они нас кормят и одевают, помогают учиться и лечат.
Как вы думаете, что можно употребить в пищу, если остался без продуктов?
Воспитатель бросает мяч детям, называя названия съедобных и несъедобных ягод и грибов.
(Земляника, подберёзовик, мухомор, шиповник, малина, подосиновик, голубика, бледная поганка, лисички, брусника, волчье лыко, маслята, белый гриб, ложные опята, черника, вороний глаз, рыжик, сыроежки, сатанинский гриб, ландыш майский, груздь)
Запомните опасные ягоды и грибы.


5. Сюрпризы лесной поляны или «Походные неприятности».
В походе с кем-нибудь может произойти несчастье.
Можно отстать от группы и заблудиться, пораниться, получить укус насекомого или змеи.
Игра «Доскажи словечко».
Нет конца у строчки,
Где стоят три точки.
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец.
Пробираясь сквозь кусты,
Поотстань немного ты.
И к тому, кто впереди,
Слишком близко не иди.
А иначе метко
В глаз ударит… (ветка).
Воду из реки не пей,
Плавают микробы в ней,
Но гораздо хуже
Пить из грязной … (лужи).

Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжёлой ношей,
И спешит на помощь друг –
Тут народ хороший.
Без работы, хоть убей,
Жить не может… (муравей).

Всё жужжит она, жужжит,
Над цветком кружит, кружит.
Села, сок с цветка взяла,
Мёд готовит нам… (пчела).

Пролетела мимо уха
Вроде муха, но не муха.
Эта муха не жужжала,
У неё, ребята, жало!
Коль ужалит – будет «ай»!
Кто же это? Отгадай!
Муха с жалом? Чудеса!
Знают все – это… (оса).
Между окнами есть щель,
В щель влетел мохнатый … (шмель).

Верёвка по земле ползёт.
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова Я,
Потому что Я - … (змея).
Если произошла неприятность, вы должны уметь оказывать первую помощь себе или товарищу при небольших повреждениях: ранках, ожогах, ушибах, занозах, укусах.
Давайте вспомним правила оказания первой помощи.


6. Составление памятки «Если ты заблудился».
Торопливая тропинка
Держит путь издалека.
Вьётся по лесу тропинка,
Словно нитка из клубка.
Вы засмотрелись на красивую бабочку и отстали от группы. Что же делать?
(Ответы детей).
- Не паниковать, постараться успокоиться.
- Если есть телефон, позвоните.
- Постарайтесь вспомнить, какие приметные места встречались на пути. (Линии электропередач, ручей, особые деревья и т. д.)
- Старайтесь громким криком привлечь внимание.
- Не бегайте по лесу! Оставайтесь на одном месте!
- Будьте уверены, вас обязательно найдут.
Чтоб в пути не заблудиться,
Не отстать от группы вдруг,
Компас точно пригодится.
Знать, где север, а где юг.
А. Невзоров
А если нет компаса? Каждый турист должен уметь ориентироваться на местности, нужно знать природные приметы, которые помогут это сделать.


7. Игра «Это я, это я, это все мои друзья». Правила поведения на природе.
Ребята, если вы согласны с содержанием строк, то дружно отвечаете «Это я, это я, это все мои друзья», если нет, то говорим «Это не я, это не я, это не мои друзья».
Мухомор увидев, я
Мимо прохожу друзья.

Выпал птенчик из гнезда,
Трогать нам его нельзя.

Кто бруснику собирает,
С корнем кустик вырывает?

По тропинке кто шагает,
На жуков не наступает?

Веточки мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем.

Мы ежонка увидали
И домой его забрали.

Муравейник мы найдём,
Понаблюдаем и уйдём.

Магнитофон мы взяли в лесок
И заглушили птичек голосок.

В лес собачек мы возьмём,
Спокойней птичкам будет в нём.

Ландышей нарву в лесу,
На праздник маме принесу.

Съедобные грибы мы топчем и сбиваем,
А несъедобные, в корзинку собираем.


Ты, человек, любя природу
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей.
М. Пляцковский
III. Итог занятия. Рефлексия
Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие.
Ну, вот и вышло время,
Домой идти пора.
Немало впечатлений
Природа нам дала.
Н. Мачнева
Закончи предложение:
- сегодня я узнал…
- было интересно…
- я понял, что…
- мне захотелось…

Что еще почитать