Обучение детей дошкольников. Обучение детей дошкольного возраста. Речевое развитие: Чтение художественной литературы

Краткое содержание: Советы родителям. Чему и как учить дошкольника? Обучение ребенка и типичные заблуждения родителей.

Итак, вашему ребенку исполнилось три года. Наверное, вы безмерно рады, что трудное и напряженное время уже прошло. Теперь не нужно вскакивать по ночам, чтобы накормить малыша по требованию, носить бесконечно на руках и сновать по квартире вслед за ползающим и залезающим во все уголки маленьким чудом.

Вместе с ребенком повзрослели и вы. Теперь у вас трехлетний родительский стаж (если, конечно, вы воспитываете первенца). Вы овладели множеством практических навыков по уходу за ребенком и, возможно, прочитали немало книг, посвященных воспитанию. Но вот удивительно: чем больше вы знаете и умеете, тем острее стоит вопрос, как не ошибиться, не опоздать, не навредить в таком сложном деле, как воспитание. Что важнее всего для трехлетнего ребенка? Чему его надо научить? От чего уберечь? Как быть уверенным родителем?

В помощь заинтересованным мамам и папам попробуем дать ответы на вопросы: чему учить и как учить дошкольника.

Чему учить?

Большинство родителей в первую очередь интересует проблема интеллектуального развития ребенка. Причем не развитие речи, внимания, памяти, а умение малыша читать, считать, писать, говорить по-английски. Некоторые родители прилагают максимум усилий, чтобы сделать из своего ребенка восходящую звезду, и поэтому с трех лет водят его в англоязычный детский сад или музыкальную школу.

Бывает, что, настойчиво идя к своей цели, родители порой забывают о ребенке. Как развивается он физически и нравственно? Все ли звуки выговаривает? Какие сны ему снятся? Какое занятие у него любимое?

В развитии ребенка нет ничего незначительного, что бы не заслуживало родительского внимания. Но может, тогда предоставить развитие малыша природе, пусть он постигает мир спонтанно, сам приобретает необходимые ему навыки без помощи взрослых?

Действительно, благодаря врожденной способности к подражанию ребенок многому учится сам: ползать, стоять, ходить, бегать. Взрослые только создают для этого определенные условия или, при необходимости, помогают. Как много должен постичь трехлетний малыш! Четыре мира предстоит ему познать: мир природы, мир рукотворный, мир самих людей и внутренний мир своего Я. В каждом из миров ребенок должен ориентироваться, соотнося свои потребности и возможности. Ребенку предстоит овладеть богатством родного языка, его грамматикой и фонетикой, научиться ориентироваться в пространстве и времени, распознавать свои и чужие эмоции, обогатить свой сенсорный опыт.

Этот перечень столь же бесконечен, сколь бесконечна, разнообразна жизнь. Каковы же приоритеты отбора информации при организованном обучении, а по сути дела, осознанном, а не стихийном родительстве? На этот вопрос каждая семья отвечает самостоятельно, в соответствии со своими ценностями, интересами, семейными традициями. Конечно, у родителей будут и радости и неудачи. Чтобы последних было меньше, хочется познакомить мам и пап с несколькими типичными заблуждениями.

Заблуждение первое: "Главное - интеллект!"

Воспитанием шестилетней Танюши усиленно занималась бабушка. Пока родители находились на работе, бабушка, в прошлом педагог, всецело была поглощена обучением внучки. Девочка посещала подготовительные курсы при престижной школе, занималась музыкой и рисовала в изостудии у знаменитой художницы, к тому же каждый вечер читала по пять страниц текста и писала диктанты под руководством бабушки. Чтобы успевать всюду, бабушка одевала внучку, обувала, чуть ли не кормила с ложечки, не позволяя делать ей "лишних" движений. Шестилетнюю, физически здоровую девочку бабушка, гуляя с ней зимой, усаживала на досочку, подталкивала и скорей бежала вниз, чтобы встретить. Девочка же, скатившись, не делала даже попыток подняться, сидела, словно кукла, не пошевелив ни рукой ни ногой, и терпеливо ждала, когда бабушка подбежит к ней, поможет встать, возьмет досочку и за руку поведет внучку на горку.

Родители очень часто недооценивают значение двигательного развития детей. На самом деле у дошкольников сложно провести границу между физическим, в частности двигательным, развитием, с одной стороны, и интеллектуальным - с другой. В дошкольные годы дети совершенствуют двигательные навыки, в том числе моторику: грубую (способность совершать движения большой амплитуды: бег, прыжки, бросание предметов) и тонкую (способность совершать точные движения малой амплитуды). По мере развития тонкой моторики дети становятся все более самостоятельными, что заметно при выполнении ими повседневных действий. Развитие моторики позволяет ребенку непринужденно передвигаться, самому заботиться о себе и проявлять свои творческие способности. Вообще, все, что ребенок делает в течение дошкольного детства, становится основой не только формирования двигательных навыков, но и интеллектуального, социального и эмоционального развития. Поэтому столь важно обратить пристальное внимание на формирующиеся навыки и умения вашего ребенка. Предлагаем вам соотнести результаты ваших наблюдений и следующие утверждения. Какие из них можно полностью отнести к вашему ребенку?

1. Ребенок хорошо бегает.
2. Может менять скорость и направление бега по сигналу взрослого.
3. Может перейти от бега к ходьбе по сигналу взрослого.
4. Умеет бросать мяч, не теряя при этом равновесия.
5. Умеет прыгать с места.
6. Чередует ноги, поднимаясь по лестнице.
7. Катается на трехколесном велосипеде.
8. Может одновременно действовать руками и ногами (например, маршировать или хлопать в ладоши и притопывать).
9. Самостоятельно одевается и обувается.
10. Расстегивает самостоятельно молнии, пуговицы, кнопки.
11. Берет предметы одной рукой, начиная отдавать предпочтение правой или левой руке.
12. Сам ест.
13- Умеет забивать гвозди молотком.
14. Умеет пользоваться ножницами.
15. Умеет копировать простейшие рисунки, круги, прямые, пересекающиеся линии.
16. Рисует человека с шестью частями тела (голова, туловище, руки, ноги), хотя и примитивно.
17. Собирает и разбирает трехсоставную матрешку.
18. Собирает и разбирает трехсоставную пирамидку.

Если какое-то из утверждений вы не сможете в полной мере отнести к своему ребенку, то на это необходимо обратить внимание при занятиях с малышом.

Заблуждение второе: "Играют - значит, тратят время зря"

Прежде чем доказать обратное, приведем пример.

Мама трехлетнего Гриши забрала ребенка из частного детского сада, объясняя это тем, что воспитатели недостаточно серьезно занимались с детьми. "Как ни зайду в группу, так они то зайчиками прыгают, то снежинками кружатся, то, как осень, листочки раскрашивают. Никаких серьезных уроков: ни математики, ни английского".

Родителям дошколят иногда хочется поторопить время и сделать своих малышей старше их возраста. Едва ли не с самого рождения взрослые учат детей чтению, счету, отдают предпочтение энциклопедическим знаниям, но забывают о сказках и стихах. В результате трехлетние мудрецы не верят в Деда Мороза, не знают "Трех медведей", но замечательно ориентируются в динозаврах и компьютерах. Действуя из самых лучших побуждений, родители, увы, тормозят развитие важнейшего для дошкольников образного мышления - способности мысленно воспроизводить и осуществлять действия с объектами в их образном представлении. А ведь ни в каком другом возрасте у ребенка нет таких психических возможностей для развития этого вида мышления!

С одной стороны, дошкольник наиболее успешно обучается, если ему предоставляется образно организованная информация (вспомним зайчиков и снежинок в приведенном выше примере), с другой - чем лучше развито образное мышление, тем сильнее так называемая обучаемость ребенка. Так, с помощью ярких, впечатляющих образов вы можете увлечь ребенка любой областью человеческих знаний, заинтересовать любой деятельностью. Если вы превратите обычную кисточку для рисования в Королеву Кисточку, то малышу будет легче с ней обращаться бережно, а работать с пластилином будет не так утомительно, если приговаривать: "Господин Пластилин, не ленись! И в кого я скажу, превратись!"

Развитие образного мышления - необходимая ступенька в становлении интеллекта ребенка. Образовавшуюся пустоту в дальнейшем не восполнить. Образное мышление является фундаментом мышления логического. Развитие образности в сознании ребенка проходит несколько стадий: образ - символ - знак - понятие. А значит, образное мышление является основой и понятийного, абстрактного мышления. И чем выше уровень его развития, тем сильнее оно будет востребовано при усвоении большинства предметов школьной программы.

Поскольку образное мышление является основой всякого творчества, позволяет находить оригинальные решения в любой области, его важность не уменьшается и при сформированном логическом мышлении.

Аня Т. в возрасте трех лет десяти месяцев начала рисовать в своеобразной манере: на основе разноцветных пятен-клякс она изобретала необыкновенные художественные образы. Родители стали настойчиво обучать ее изобразительному творчеству, пытаясь заставить девочку использовать линию в своих рисунках. Через пять лет Анины работы показали профессиональному художнику. Не останавливаясь подолгу на последних рисунках Ани, он был изумлен шедеврами кляксами и воскликнул: "Дайте мне этого гениального ребенка!" Но увы! Девочка давно уже не рисует пятнами и при всем желании не может к ним вернуться.

Как только ребенок начинает пользоваться символами, его мыслительные процессы усложняются. "Водой" он называет воду, капающую из крана, и воду журчащего весеннего ручья. Малыш уже понимает, что песок в песочнице и в пластмассовом ведерке - один и тот же песок.

Умение использовать символы проявляется у ребенка в игре. Когда вашему малышу было два с половиной года, для игры ему нужны были игрушки, в точности напоминающие настоящие предметы. Для ребенка старше трех с половиной лет замещающие предметы могут быть совсем не похожи на реальные объекты. Так, карандаш может быть градусником, пистолетом, ложкой и даже волшебной палочкой.

Именно благодаря усложняющемуся образному мышлению ребенок начинает воспринимать другого человека как автономное существо, имеющее свои собственные чувства и взгляды. Образность, таким образом, формирует предпосылки социального развития, помогает овладевать навыками общения. Поэтому так важно уделять внимание развитию образного мышления на протяжении всего дошкольного детства.

Заблуждение третье: "Сказка - это несерьезно"

Родители дошкольников иногда недооценивают роль сказки в развитии ребенка. Детские сказки заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Аргументируя свою позицию, мамы и папы заявляют, что знакомят детей с реальным окружающим миром, а не с выдуманными небылицами, что иногда сказки слишком жестоки и страшны, что все сказки ребенок узнал еще до трех лет и сейчас они для него неинтересны.

Л. Ф. Обухова: "Помимо игры и изобразительной деятельности, в дошкольном возрасте деятельностью становится также восприятие сказки. К. Бюлер называл дошкольный возраст возрастом сказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. <...> Сказка - произведение искусства. <...> И как почти каждый вид искусства, сказка становится своего рода психотерапией, потому что каждый человек (каждый ребенок) открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем".

В действительности дошкольный возраст - это возраст сказки. Именно через сказку ребенку передается культурное наследие человечества. Особенно это относится к народной сказке, над которой трудились тысячи людей, отбрасывая неважные детали и добавляя важные. Это сделало сказку сгустком человеческой мудрости и опыта. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. Ребенок не просто слушает сказку, а становится героем произведения и пытается преодолеть стоящие на пути препятствия. Он находит в сказке решение насущных жизненных проблем. Сказка в полной мере учитывает возрастные возможности дошкольника, поскольку:

Язык сказки доступен ребенку;
- сказка опирается на образное мышление малыша: наслаждаясь ее образами, ребенок незаметно для себя усваивает информацию, в то же время сказка развивает и логику;
- настроение сказки очень близко эмоциональному миру ребенка. В сказке часто встречаются образы животных, говорящих и действующих, как люди. Это очень понятно малышу, посколько в этом возрасте он не сомневается, что представители мира живой и неживой природы, сказочные существа наделены такими же свойствами, что и окружающие его люди и, естественно, он сам;
- чтение сказки - один из лучших способов привить ребенку любовь к книге.

Как сделать сказку другом вашего малыша?

1. При выборе книг не забывайте: у маленьких детей понимание текста имеется только тогда, когда они могут опираться на изображение, а не только на словесное описание. Поэтому первые детские книги должны быть с картинками.

2. Возможно, вам придется читать одну и ту же сказку своему малышу много раз. Иногда дети просят почитать полюбившуюся книгу снова и снова. Происходит это по нескольким причинам. При прослушивании сказки ребенок воспринимает текст частично. Упущенное достраивается с помощью фантазии самого маленького слушателя. Поэтому одна и та же сказка предстает перед ним каждый раз по-разному. Кроме того, ребенок "вживается" в сказку, становится ее главным героем и переживает все события как реальные. Раз за разом проходя сказочные испытания, ребенок оттачивает свои личностные качества.

3. Читая сказку ребенку в очередной раз, старайтесь разнообразить стиль прочтения: прочитайте быстрее или медленнее, сдержаннее или эмоциональнее и т. д.

4. Если ребенок впечатлителен, "страшные" эпизоды сказки не стоит выделять выразительным чтением.

5. Прочитав сказку, попросите ребенка нарисовать иллюстрацию к ней, слепить героев из пластилина. Посмотрите спектакль или фильм по этому произведению, сыграйте его в домашнем театре. Такие "послесказия" позволяют ребенку глубже понять и почувствовать сказку.

В сказке кроется огромный потенциал для всестороннего развития ребенка. Чем полнее используются ресурсы сказки, тем ярче и интереснее жизнь малыша.

Как учить?

Младший дошкольный возраст - счастливое время для родителей, которое они в полной мере могут посвятить общению с собственными детьми. О том, как важно выделять в своей повседневной жизни время для этих целей, пишет известный американский психолог Росс Кэмпбелл: "Важно проводить время с семьей, узнавать своих детей, говорить им, что вы их любите, всеми способами показывать им, что они для вас много значат".

Бывает, что родители вполне понимают значимость повседневного общения с ребенком, но совершенно не знают, о чем говорить с детьми, в какие игры играть с ними. В других семьях таких проблем нет. Молодые родители не задумываются над подобными вопросами, а от души играют с ребенком, с удовольствием читают детские книги, самозабвенно гоняют с малышом в футбол. Как правило, эти взрослые сами выросли в таких счастливых семьях, где принято на равных вести беседы с детьми, обсуждать насущные проблемы, читать по вечерам вслух для всей семьи, мастерить елочные игрушки под Новый год или отправляться всем вместе в зимний лес на лыжах. Общение с детьми таким взрослым дается легко, привычно, естественно, оно как будто "в крови". У них не возникает вопросов, какие слова сказать или какие игры выбрать для ребенка. Слова будут те же самые, что говорили им мама с папой в подобных случаях, а игры - те же, в которые они сами играли в детстве. Так по наследству передается богатство общения с детьми.

Увы! Не все взрослые могут похвастаться таким счастливым опытом детства. Если детство было трудным, не очень радостным, родители находятся в непростой ситуации. Имея сознательное желание быть максимально хорошим отцом или матерью, они становятся в тупик перед конкретными вопросами, возникающими в процессе общения с ребенком. О чем говорить? Какие слова использовать? Чем заняться? Как правильно наказать? Как реагировать на слезы, упрямство и т. п.? Иногда родители бывают по-детски беспомощны перед шквалом таких "простых" вопросов. Порой взрослых изматывает общение с детьми, они испытывают панику, беспомощность, гнев, страх, чувство вины. Тут уже не до педагогических методов. Происходит подобное в силу того, что у взрослых нет определенной модели родительского поведения, усвоенной в детстве.

За помощью к психологу обратилась молодая женщина. Ее волновала ситуация, которая сложилась в семье, и в первую очередь поведение мужа. Он исправно выполняет отцовские обязанности: провожает и встречает детей из садика и школы, делает со старшей дочерью уроки, читает младшей сказки перед сном. При этом он малословен, угрюм, неулыбчив, при малейшей возможности уединяется. При встрече с мужем выяснилось, что иногда он испытывает беспричинную ненависть к детям и жене: "Я просто не могу смотреть на них". Рассказывая о детстве, мужчина говорил о том, что не помнит своего отца, который бросил их с матерью, и о том, что сам себе поклялся быть самым верным и любящим отцом.

Неужели этой и похожим на нее семьям придется довольствоваться только своим печальным опытом? Конечно, все не так безнадежно. Каждый заинтересованный взрослый может обогатить традиции своей семьи. Для этого необходимы три поистине магические силы: желание, знание и настойчивость. Хочется думать, что родители, читающие эти строки, обладают по крайней мере одной из этих сил: непреходящим желанием восполнить семейные традиции взаимодействия взрослых и детей. Попробуем понять, как организовать совместную деятельность с ребенком.

Провести время с пользой и удовольствием можно за многими занятиями: чтением книг, просмотром телевизора, лепкой пельменей или походом за грибами. Но мы с вами рассмотрим три важнейшие для дошкольника сферы деятельности: игру, изобразительное творчество и трудовую деятельность.

Игра. Игра для ребенка дошкольного возраста - наиболее естественный вид деятельности. Знаменитый отечественный психолог Д. Б. Эльконин называл игру "гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека". О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Благодаря игре малыш развивает образное и логическое мышление, речь и воображение. Кроме того, в игре ребенок осваивает систему человеческих отношений, в конечном итоге постигает "взрослые" смыслы жизни.

Родители, строящие свои взаимоотношения с ребенком, должны знать, что детская игра на каждом возрастном этапе предстает в своем особом неповторимом обличий. Тип игры зависит от задач, которые актуальны для ребенка. Родителям важно знать особенности каждого типа игры, с тем чтобы учитывать возрастные возможности малыша и посредством подходящей игры развивать его способности.

Первый тип игры, наиболее привлекательный для трехлетних малышей, - игра-имитация . Те родители, которые не умеют играть со своими детьми и совершенно не помнят своего детства, легко освоят ее. Для этого достаточно запеленать куклу, покачать ее на руках, спеть ей колыбельную. Или загрузить машинку и отправить ее по дороге. Поначалу детям нужны игрушки, представляющие точную копию реальных предметов: ложечки, тарелочки или молотки, плоскогубцы.

Пройдет немного времени, и кирпичик из деревянного конструктора может запросто стать мобильным телефоном. Это уже другой тип игры - символическая игра , важная стадия развития игры и необходимая ступень развития ребенка. Посредством символической игры формируются предпосылки логического мышления, стимулируется воображение. Взрослые могут легко поддержать ее, применив свою фантазию и творчество.

Гораздо больше изобретательности потребует от родителей следующий тип игры - сюжетно-ролевая игра . Она заключается в разыгрывании знакомых ребенку ситуаций: дочки-матери, доктор и больной, школа, магазин и т. п. Игра включает в себя не только имитацию чьего-либо поведения, но и элемент фантазии. В сюжетно-ролевой игре дети, проигрывая разные роли, экспериментируют с различными моделями поведения и знакомятся с их последствиями. Игра позволяет детям выражать свои чувства, разрешать внутренние конфликты, учит детей смотреть на происходящее глазами другого человека, понимать его чувства.

Трех- и четырехлетние дети в игру включают чаще животных, чем людей. Это образно-ролевые игры . В них живут и действуют мишки, белочки, зайчики, лисички. Дети иногда сами исполняют эти роли, иногда скрываются за игрушками, за которых двигаются и говорят. Порою в игру вводятся "живые" машинки, конфетки, флакончики. Такие действия вполне закономерны для детей трех-четырех лет и объясняются характерной для этого возраста способностью одушевлять все движущиеся предметы. Родителям нужно серьезно, с большой бережностью и уважением относиться к этой детской особенности, ни в коем случае не смеяться и не иронизировать. Взрослые, включенные в игру, могут обогатить ее, используя свой жизненный опыт, новыми ситуациями, новыми поворотами сюжета, способами взаимодействия участников.

Внимательные родители, наблюдая за игрой своего малыша или участвуя в ней, могут много узнать о его внутренних трудностях, о невысказанных вопросах, которые его волнуют, о том, каким он видит окружающий мир. Игра может быть помощницей при подготовке дошкольника к новой для него ситуации: выход в театр, день рождения бабушки, стоматологический кабинет, поездка в поезде и т. п. Предварительное проигрывание обучит ребенка желательному поведению в незнакомой ситуации, ослабит чрезмерное эмоциональное напряжение, донесет до понимания малыша внимание и заботу родителей.

Даже зная особенности каждого типа игры, не так просто увлечь ребенка, с одной стороны, и сделать игру полезной для него - с другой. Вспоминается высказывание одного папы. "Говорю своей дочурке: "Давай поиграем!", а она мне отвечает: "Опять математикой заниматься!"" Для организации и поддержания игры требуется неуклонное соблюдение определенных принципов.

Принцип интереса. Для обоих участников, и взрослого и маленького, интересен сам процесс игры. Цель игры - в ней самой. Даже если родитель ставит перед собой обучающую цель, она должна быть подчинена главной цели. Без интереса нет игры.

Принцип равенства. В игре невозможно доминирование ни одного из участников, даже если это умный взрослый. При доминировании взрослого дети не учатся играть, игра не получается. Взрослым нужно уважать права детей в игре и относиться к ним как к равным. Но иногда в родителях просыпается свой "внутренний" ребенок, который в детстве не удовлетворил свою потребность в игре - "не наигрался". Такой "взрослый ребенок" ведет себя нетерпеливо, импульсивно. Так, папа отбирает у сынишки машинку, чтобы самому проверить ее ходовые качества, а мама, увлекшись настольной игрой, рвется к победе, не замечая, как по щекам дочки тихо катятся слезы. Ей даже не приходит в голову, что условия игры изначально неравные и победа ее не вполне заслуженна. К слову сказать, соревновательные игры для детей младшего дошкольного возраста крайне нежелательны, они делают малышей жестокими, болезненно самолюбивыми, завистливыми.

Принцип добровольности. Игра не терпит принуждения. Заставить можно отбывать наказание, но не играть и наслаждаться игрой.

Принцип двух реальностей. Участники игры должны существовать одновременно в двух реальностях: настоящей и игровой. Дети с легкостью выполняют это требование. Для обозначения игровой реальности они используют специальный термин "понарошку". В игре "доктор" делает операцию "больному", а в реальности осторожен и бережен к своему товарищу. Взрослому важно не забывать об этом принципе и внимательно выстраивать игровую реальность, соблюдая логику ее развития.

Изобразительная деятельность. Игра не единственная деятельность, которая, с одной стороны, увлекает и целиком поглощает ребенка, а с другой - является эффективным средством развития и обучения малыша. Не менее важной является изобразительная деятельность. Ребенок с удовольствием рисует, лепит, вырезает, клеит. Начиная с полутора лет, когда ребенок впервые берет в руки цветной карандаш, он создает рисунки, все усложняющиеся по форме: сначала каракули, бесформенные линии и черточки, потом круг, прямой и диагональный крест. В конце концов отдельные элементы превращаются в изображения знакомых объектов, которые ребенок выполняет вполне сознательно.

В три-четыре года он рисует уже человека, так называемого "головонога", состоящего из круга - головы с глазами и ртом, а также рук и ног, растущих прямо из головы.

Для маленького человека рисование - очень важный процесс. Значение его не только в совершенствовании тонкой моторики руки и процесса восприятия. Детский рисунок, подобно речи детей, - это способ изучения окружающего мира и взаимодействия с ним. Рисунок ребенка - это отражение его мыслей и чувств. В то же время, рисуя, малыш решает свои внутренние проблемы: ослабляет эмоциональное напряжение, борется со страхом или преодолевает чувство одиночества. Родители часто начинают волноваться, наблюдая, как при раскрашивании ребенок преимущественно пользуется темными цветами. Они справедливо полагают, что ребенка переполняют негативные эмоции, и... строго запрещают ему использовать темные цвета. А это уже никак нельзя назвать полезным для ребенка. Запрещать рисовать темными красками - это то же самое, что не позволять рассказать человеку о своих негативных чувствах. Таким образом затрудняется переживание ребенком психотравмирующих ситуаций, от которых в детстве никого не уберечь. Они случаются даже в самых счастливых семьях. Связано это с тем, что взрослые и дети очень разные, и самые чуткие взрослые не могут в полной мере представить себе мир глазами маленького человека.

Изобразительная деятельность не только гармонизирует эмоциональное состояние малыша, но имеет большой развивающий эффект. Развивается тонкая моторика руки, что совершенно необходимо в дальнейшем для овладения процессом письма. Посредством изобразительной деятельности развивается также пространственное мышление и зрительная память, усидчивость и внимание. Занимаясь художественным творчеством, дети любят экспериментировать с разными материалами. Акварель, гуашь, пластилин, глина, соленое тесто, цветная бумага, ткань, крупа, песок - все это дает им хорошую возможность познакомиться с новыми формами, цветами, фактурой. Так, дети получают многообразный сенсорный опыт, сталкиваются с новыми для них понятиями: толщина, твердость, текучесть, плотность, прозрачность и т. д.

Но иногда дети наотрез отказываются от рисования. Почему такое случается? Что при этом предпринимать родителям?

Мама и дочка (три года десять месяцев) получили задание вдвоем нарисовать цветы, мама должна была рисовать цветы, а дочь - раскрашивать. В пределах своего задания каждый мог произвольно выбирать форму и цвет. Мама старательно рисует цветы и передает рисунок дочери. Девочка спрашивает:

- Раскрашивай, как тебе нравится. Учительница же сказала, что можно выбрать любой цвет.
Девочка берет на кисточку черную краску и начинает раскрашивать. Мама взволнованно восклицает:
-Ты зачем такой некрасивый цвет выбрала, все мои цветы испортишь!
Дочь спокойно спрашивает:
- Мама, а каким цветом раскрашивать?
- Тебе же сказали, каким хочешь! - понемногу раздражается мама.
Девочка берет коричневую краску. Мама вскрикивает:
- Что ты делаешь? Этот цвет не подходит! Возьми другой!
Девочка спокойно повторяет вопрос:
- Мама, а каким цветом раскрашивать?
- Раскрась каким хочешь, - не скрывает раздражение мама.
Девочка берет фиолетовый цвет.
Мама почти кричит:
- Почему ты выбираешь такие некрасивые цвета! - И в ответ слышит категоричное заявление:
- Я не буду рисовать.
Мама поворачивается к педагогу и со вздохом обреченно говорит:
- Вот, всегда она отказывается рисовать.

Изобразительная деятельность - творческий процесс. Человек в порыве творчества раним и уязвим. Тем более уязвим ребенок, делающий первые шаги в овладении рисованием, лепкой или аппликацией. Попробуйте вспомнить тот счастливый момент, когда ваш любимый малыш только-только начинал самостоятельно ходить. Вот он, широко расставив ноги и смешно протягивая руки, делает шаг. Вы умиляетесь, безмерно радуетесь, и, конечно, вам не придет в голову говорить: "Как же ты ходишь? Не ставь широко ноги, это некрасиво!" Но освоение изобразительной деятельности не менее трудное дело, чем овладение ходьбой. Почему же в этом случае мы лишаем ребенка поддержки, а себя - радости?

Главное правило совместного творчества: поддерживайте ребенка в его первых, пусть незначительных успехах. Найдите в рисунке хотя бы одну малейшую деталь, которая вам действительно нравится, и искренне похвалите его. Пусть ваша похвала будет конкретной и честной. Постарайтесь не уподобиться одной маме, которая заявила: "Я всегда хвалю свою дочь, и за этот рисунок похвалила: "Неплохо. Кто бы мог подумать, что у тебя так может получиться?""

Создайте условия для художественного творчества ребенка: организуйте детское рабочее место, где можно лепить и красить, приобретите бумагу, краски, кисти, пластилин, клей, ножницы и т. д.

Обеспечьте ребенка рабочей одеждой, чтобы не звучали постоянные наставления "Не запачкайся". Это достаточно важное требование. Его невыполнение часто приводит к тому, что ребенок заявляет: "Не буду рисовать - вдруг запачкаюсь".

Очень важна внутренняя установка родителей. Установка не на результат, а на сам процесс рисования или лепки. Действительно, что важнее: чтобы ребенок в дальнейшем стал художником или чтобы получал удовольствие от процесса творчества?

Наблюдая много раз совместное творчество детей и взрослых, мы отметили несколько родительских стереотипов, которые отнюдь не способствовали привитию ребенку интереса к изобразительной деятельности. Позволим себе описать некоторые из них.

"Мой ребенок лучше всех", - искренне считают некоторые родители. Они видят в своем ребенке одни достоинства, совсем не находя их в других детях. Взрослые восторгаются и умиляются всем, что бы ни сделал их любимец. Если его поведение или "творение" не вызывает такой же реакции у окружающих, родители готовы обвинить их в несправедливости. Поведение ребенка в этом случае становится все более заносчивым, он болезненно реагирует на любые замечания, привыкает не тратить силы на улучшение результатов своего труда, при встрече даже с незначительными трудностями пасует.

"Мой ребенок должен быть лучше всех" . Такая установка встречается у родителей, которые достаточно объективно оценивают результаты творчества своего ребенка, но при этом ставят перед ним непомерно высокую планку достижений. Что бы ни сделал малыш, все недостаточно хорошо, родители недовольны им в любом случае. Поведение ребенка становится все более неуверенным. В дальнейшем он предельно строго оценивает результаты своего труда. Рисуя, малыш часто стирает, в конце концов может заплакать или вообще отказаться что-либо делать.

"Мой ребенок хуже всех" . К сожалению, есть родители и с такой безрадостной установкой. Они видят в своих детях одни недостатки, если же кто-то хвалит ребенка, родители стеснительно уклоняются от похвалы, объясняя хорошие результаты счастливым стечением обстоятельств, случайностью. Родители постоянно делают замечания ребенку, поправляя его на каждом шагу. Тогда у ребенка формируется поведение, описанное в предыдущем случае: неуверенное, пассивное.

Трудовая деятельность. Еще одной сферой, где будет весьма полезно взаимодействие взрослого и ребенка, является труд. Для трех-четырехлетних детей трудом можно считать деятельность по самообслуживанию, занятия по способностям (интеллектуальные, музыкальные, изобразительные, технические, спортивные, пластические и т. п.), к труду относится и помощь.

Труд по самообслуживанию для трехлеток имеет не только практический, но и личностный смысл. Этот возраст часто называют возрастом "я сам". Дети умеют ходить, говорить, держать ложку, пользоваться горшком. Они чувствуют свою самостоятельность и желают стать еще более независимыми от мира взрослых. Труд по самообеспечению является материальным воплощением автономности ребенка, поэтому у него существует постоянное стремление к овладению разными навыками самообслуживания.

Как ни странно, на пути совершенствования навыков самообеспечения часто именно родители ставят барьеры. Они пытаются уберечь детей от практических действий. Причина этого чаще всего в страхе взрослых за своих детей и их безопасность, в нетерпеливости и спешке. Родителям следует учесть, что трехлетних детей можно обучать следующим навыкам:

Завязывать шнурки;
- резать ножницами (с тупыми концами);
- наливать воду в чашку;
- самостоятельно одеваться;
- расстегивать и застегивать молнии, пуговицы и застежки;
- мыть посуду;
- вытирать пыль;
- поливать цветы и т. п.

Труд-помощь - это посильные трудовые действия ребенка в ответ на чью-либо просьбу. В этом случае труд для ребенка - не только овладение практическими навыками, но и развитие его нравственности. Поэтому так важно благодарить ребенка именно за отзывчивость и оказание помощи. Даже качество трудового результата может отойти на второй план. Важно поддерживать малыша в его стремлении помочь, отозваться на чью-либо просьбу. Дети в этом нежном возрасте очень открыты к просьбам других, доброжелательно реагируют на просьбы окружающих. Поддержанное в это время качество в дальнейшем приносит добрые плоды: ребенок вырастает отзывчивым, внимательным, чутким, открытым. Безусловно, это помогает человеку обрести легкость и успешность в общении.

К теме нравственного развития ребенка, несомненно, относится и разговор об обучении детей нормам поведения. Обучение в этом возрасте очень эффективно. Предлагаем вашему вниманию список правил общения, которым можно обучить детей с трехлетнего возраста. Итак, при некоторых усилиях со стороны взрослых ребенку вполне удается:

Первому здороваться со знакомыми взрослыми, а также с незнакомыми в определенных ситуациях (например, с врачом в поликлинике);
- вежливо просить, если ему что-нибудь нужно;
- спрашивать разрешения, если хочет взять чужие вещи;
- просить прощения, если нечаянно заденет другого;
- не перебивать взрослых или просить разрешения вмешаться в разговор;
- соблюдать очередность в определенных ситуациях (в игре, при раздаче подарков, еды и т. д.);
- спокойно слушать замечания взрослого и воспринимать их;
- не разговаривать громко в театре во время спектакля;
- обращаться к взрослым на "вы".

Рекомендуем родителям и специалистам лучший в Рунете сайт с бесплатными развивающими играми и упражнениями для детей - games-for-kids.ru . Регулярно занимаясь с дошкольником по предложенным здесь методикам, вы без труда подготовите ребенка к школе. На этом сайте вы найдете игры и упражнения на развитие мышления, речи, памяти, внимания, обучение чтению и счету. Обязательно посетите специальный раздел сайта "Подготовка к школе игры" . Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:

Организация образовательного процесса

В дошкольном отделении ГБОУ Школы №1371 «Крылатское» по адресу Осенний бульвар дом 16 корпус 5 образование и воспитание проводится по программе «Истоки», созданной коллективном.

Основная идея «Истоков» — обогащение развития личности, а не акселерация, то есть вызываемое искусственно ускорение. При этом личность авторами программы рассматривается через набор основных характеристик: компетентность; творческий подход; инициативность; активность и самостоятельность; произвольность; безопасность и свобода поведения; самооценка; самосознание.

Такой подход обуславливает пять линий развития: познавательное; социально-коммуникативное; речевое; эстетическое; физическое. Для каждого возраста по этим направлениям определяются задачи и стандарты развития.

Цели программы «Истоки» состоит в: разностороннем развитии личности ребёнка (физическом, духовном, интеллектуальном); формировании у детей умений и навыков, соответствующих возрастным возможностям и общественным требованиям (так, к примеру, в 4-5 лет малыши уже могут на занятиях по математике пользоваться интерактивной доской, детскими планшетами); обеспечении одинаковы условий и стандартов развития для дошкольников (например, при проведении опыта со снегом для исследования свойств воды в старшей группе каждый малыш может попробовать себя и в роли сборщика материала, и в качестве исследователя, формулирующего выводы); сохранении и укреплении физического и эмоционального здоровья.

10 принципов реализации программы «Истоки»

1. Вся информация детям подаётся от общего к частному. Это позволяет каждое явление рассматривать как часть чего-то обобщённого, а в старших группах облегчает процесс «встраивания» новых знаний в сложившиеся системы понятий. Таким образом, программа помогает реализовывать системный подход к организации образовательного процесса. Например, когда дети знакомятся с животным миром Севера, особенностям их жизни, ребята без труда относят этих представителей фауны к диким.

2. Информация каждой из областей знаний (окружающий мир, рисование, чтение и т.д.) даётся интегрировано. С одной стороны, такой подход взаимно обогащает их, углубляет, а с другой — не нарушает целостности. Например, при изучении темы «Осень» в средней группе на занятиях по окружающему миру дети обсуждают, какие животные делают запасы на зиму, а на занятии по художественному творчеству делают поделку из пластилина «Запасы для ёжика» (на заготовку ежа из цветной бумаги малыши добавляют «яблочки», «грибочки» из пластилина).

3. Эвристический подход к обучению, когда дети сами приходят к тем или иным выводам, а педагог их только направляет. Например, при изучении свойств воды, ребята старшей группы наливают её в разные ёмкости и сами приходят к выводу, что жидкость принимает форму посуды.

4. Акцент на демонстрацию. Так, к примеру, чтобы объяснить детям подготовительной группы понятия целое, половина, четверть, педагог разрезает яблоко или разламывает булку.

5. Проведение опытов с разными материалами для стимуляции поисковой активности малышей.

6. Учёт не только личностных качеств воспитанников (лидерство, решительность и др.), но и темпа выполнения заданий. Если малыш медлительный, то задания для него нужно немного корректировать. Например, если ребята раскрашивают картинки с шестью объектами для заполнения цветом, то для отстающих в скорости выполнения это количество можно сократить до четырёх.

7. Изложение материала должно опираться на все каналы восприятия: слух, зрение, осязание. Дети с разными ведущими каналами восприятия будут одинаково усваивать знания, а кроме того, тренировать те каналы, которые развиты слабо.

8. Использование освоенного на занятиях материала в самостоятельной деятельности. Например, рисование, конструирование.

9. Учёт в умеренной степени гендерных особенностей воспитанников. Например, при прослушивании текстов для мальчиков более значимым оказывается содержание, а для девочек — эмоции, с которыми материал излагается. Поэтому педагогу нужно, с одной стороны, чётко и понятными словами рассказывать, а с другой — не забывать сопровождать историю эмоциями.

10. Ориентирование не столько на результат продуктивной деятельности, сколько на сам процесс. То есть важно не показать в конце занятия, как малыши второй младшей группы аккуратно выполнили поделку «Подснежник», а то, что дети научились создавать фигуры размазыванием пластилиновой «колбаски» пальчиком.

Программа «Истоки» нацелена на формирование личности дошкольника с учётом его психологического возраста. То есть предполагает некоторые несовпадения с возрастом физическим и поэтому не просто наполняет малыша объёмами информации для последующего обучения в школе, а даёт возможность осваивать умения и навыки, способы получения знаний, соответствующие возрасту ребёнка. Структура программы состоит из базового и вариативного компонента, методология выполнение каждого из которых может дополняться или перерабатываться в соответствии с образовательным направлением ДОУ.

В дошкольном отделении организована система дополнительного образования, которая включает в себя занятия по социально-педагогической, физкультурно-спортивнойхудожественно-эстетической и технической направленности.

В дошкольном отделении ГБОУ Школы №1371 «Крылатское» по адресу Осенний бульвар дом 16 корпус 3 образование и воспитание проводитсяпо программе «Развитие», созданной коллективном психологов под руководством Л.А. Венгера.

Основополагающий принцип программы - развивающее обучение с опорой на теорию развития способностей детей дошкольного возраста

Специфическое отличие от других программ: усиленное внимание к средствам обучения, формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач. Программа «Развитие» не только сообщает знания, прививает умения и отрабатывает навыки,но и дает стройную систему инструментов для познания окружающего мира.

Соблюдаются условия развития личности:

  • Привлекательные виды деятельности
  • Возможность проявления инициативы
  • Внимание и уважение со стороны взрослых
  • Подлинное сотрудничество ребенка со взрослым
  • Сотрудничество ребенка со сверстником

Огромная роль отводится экспериментальной деятельности, во время которой ребенок совершает «научные открытия». В ходе опытно-экспериментальной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь.

Наши воспитанники являются постоянными участниками городских фестивалей и конкурсов, регулярно принимают участие и становятся победителями спортивных состязаний.

В учреждении ведется логопедическая работа с дошкольниками. Педагог-психолог осуществляет диагностическую работу по выявлению одаренности и способностей ребенка. Для детей с особыми образовательными потребностями психолого-педагогической службой организуются занятия по направлению и рекомендациям городского центра ЦПМПК.

В учреждении для дошкольников, посещающих наш дошкольное отделение, существует разветвленная система дополнительного образования, которая включает в себя занятия по социально-педагогической и художественно-эстетической направленности. В каждой группе работают кружки интеллектуального развития дошкольников по программе дополнительного образования «Развитие Плюс». Для старших дошкольников по желанию родителей преподается английский язык.Помимо этого есть занятия для детей 3-5 лет по тестопластике «Волшебное тесто», а для детей 5-7 лет организованы занятияпо оригами и смешанным техникам «Умелые ручки». Для укрепления физического развития работают кружки «Танцевальная мозаика» и «Ритмика», охватывающие все возрастные группы.

Наши выпускники успешно обучаются в образовательных комплексах по программам повышенной сложности, участвуют в городских и всероссийских олимпиадах и конкурсах.

Кадровый ресурс.

Всего сотрудников 28 человек, из них;

20 воспитателей, 1 социальный педагог, 1 логопед, 1 музыкальный руководитель, 1 педагог-психолог, 1 инструктор по физической культуре.

Сотрудники отделения имеют высшее педагогическое образование - 24 человека, среднее специальное 6 человек; высшую квалификационную категорию - 12 человек, первую категорию - 5 человек, соответствие занимаемой должности - 5 человек, без категории - 4 человека.

Материально-тенический ресурс.

В ДО имеются 10 групповых комнат, спален, раздевалок для детей, игровая комната ГКП, изостудия, физкультурный и хореографический класс, кабинет логопеда и психолога, музыкальный зал, кабинет музыкальных руководителей, методический кабинет. Группы и кабинеты оснащены необходимыми техническими средствами. Обстановка и оснащение групп и кабинетов постоянно обновляется и соответствует ФГОС ДО.

Организация средового пространства носит развивающий характер (стимулирует самостоятельность, познавательную активность ребенка, развивает разного вида способности) соответствует возрасту, учитывает психологические особенности детей. В каждой группе имеется свой набор развивающих игр и игрушек, пособий, книг точно подобранных для каждой группы. Многие игры и пособия были сделаны в проектной деятельности. Имеется ИКТ оборудование: ноутбуки, планшеты, персональные компьютеры, интерактивные сенсорные доски в каждой круппе, мультимедийное оборудование.

Все базисные компоненты развивающей предметной среды включают оптимальные условия для полноценного физического, эстетического, познавательного и социального развития детей.

Контингент обучающихся.

Дошкольные группы 2019-2020 учебный год

Название

группы

Направленность группы

Возраст

детей

Группа № 1

«Березки»

Старшая группа

Общеразвивающая группа

Группа № 2

«Страна Чудес»

Старшая группа

Общеразвивающая группа

Группа № 3

«Пчелки»

2 - я младшая группа

Общеразвивающая группа

Группа № 4

«Звёздочки»

Средняя группа

Общеразвивающая группа

Группа № 5

«Радуга»

Средняя группа

Общеразвивающая группа

Группа № 6

«Подсолнухи»

2 - я младшая группа

Общеразвивающая группа

Группа № 7

«Горошинки»

Средняя группа

Общеразвивающая группа

Группа № 8

"Фантазёры"

Подготовительная группа

Общеразвивающая группа

Группа № 9

"Почемучки"

Подготовительная группа

Общеразвивающая группа

Группа № 10

«Кнопочки»

Старшая группа

Общеразвивающая группа

Группа кратковременного пребывания

Адаптационная

3х часовое пребывание

Среднесписочный состав в каждой группе: 30 - 31 ребенок.

Режим работы.

Дни недели

Время работы

Понедельник

с 7.00 до 19.00

с 7.00 до 19.00

с 7.00 до 19.00

с 7.00 до 19.00

с 7.00 до 19.00

Суббота, воскресение

выходной

Программа "Развиие". Учебный план организованной образовательной деятельности на 2019 - 2020 учебный год. http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Razvitie.pdf

Образовательные области

БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ

Количество занятий

2-я младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

неделя

месяц

неделя

месяц

неделя

месяц

неделя

месяц

Физическая культура

Познавательное развитие: сенсорика

Познавательное развитие:

Познавательное развитие:

Познавательное развитие:

Речевое развитие:

Худ.эстетическое развитие:
(изо, лепка)

Общее количество ООД

10+ ½ нед

2 ч. 30 мин.

3 ч. 40 мин.

6 ч. 25 мин.

Социально-коммуникативное развитие

Познавательное развитие: сенсорика

Познавательное развитие: развитие элементарных математических представлений

Познавательное развитие: конструирование

Познавательное развитие: ознакомление с пространственными отношениями

Познавательное развитие: развитие экологических представлений

Познавательное развитие: развитие элементов логического мышления

Речевое развитие: Чтение художественной литературы

Речевое развитие: первоначальные основы грамоты

Худ.эстетическое развитие:
(изо, лепка)

Худ.эстетическое развитие: Музыка

Общее количество ООД

10+ ½ нед

Продолжительность одного занятия

2 ч. 30 мин.

3 ч. 40 мин.

6 ч. 25 мин.

Дополнительные услуги.

№ п/п

Название

Группа

ФИО педагогов

Программа

ОБЪЕДИНЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Размышляй-ка»

Душакова Т.А.

Таджиева Ф.О.

«Развитие Плюс»

«Знай-ка»

Попова Т.Ю.

«Развитие Плюс»

«Маленькие гении»

Бондарчук А.И.

Казакевич Е.В.

«Развитие Плюс»

«Ступеньки познания»

Корчагина С.К.

Дорофеева Д.А.

«Развитие Плюс»

«Интеллектуальная мастерская»

Титова Л.Ю.

Кузовкина И.Ю.

«Развитие Плюс»

«Почемучки»

Купцевич Г.В.

Темченко Л.Е.

«Развитие Плюс»

«Шаг за шагом»

Коротеева О.А.

Аюпова А.Х.

«Развитие Плюс»

«Эрудиты»

Конопкина Е.В.

Жегалина Е.Е.

«Развитие Плюс»

9

«Умники и умницы»

Цветкова Т.А.

Ганеева И.Н.

«Развитие Плюс»

«По дороге к школе»

Барышполь Н.Б.

Морозова Е.С

«Развитие Плюс»

Говори правильно

Все группы (индивид./подгр.)

Аксарова Л.Ю.

Логопедические занятия

ОБЪЕДИНЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«Танцевальная мозаика»

Младшие и средние группы

Курочкина Т.К.

«Танцевальная мозаика»

«Ритмика»

Старшие и подготовительные

Курочкина Т.К.

«Ритмика»

«Волшебное тесто»

Младшие и средние группы

Потрашкова М.Ю.

«Волшебное тесто» (тестопластика)

«Умелые ручки»

Старшие и подготовительные

Потрашкова М.Ю.

«Умелые ручки» (смешанные техники2

Успехи и достижения.

2019 год

  • «Преемственность и инновации в образовании 2018», Номинация «Интеллектуальное образование одаренных дошкольников», победители
  • Олимпиада«Музей, парки, усадьбы», победители
  • «ИКТ педагогам» конкурс фотографий «Чудеса природы», победители
  • Московский городской фестиваль экологических театров, победители
  • «Педагогический триумф 2019 » , победители 1 степени
  • «Таланты России 2019», победители 1 степени
  • «Крылатские звездочки 2019», победители 1 степени
  • «Огонь друг, огонь враг» , лауреаты конкурса
  • Конкурс Карусель 2019, Танцевальный, Диплом лауреата 2 степени
  • Конкурс творческих проектов «Древо жизни», Диплом лауреата 1 степени
  • Мир дошкольника первый опыт 2019 , лауреаты конкурса
  • лауреаты конкурса

2018 год

  • Международный инновационный центр «PERSPEKTIVA PLUS»во II Международном экологическом конкурсе «Мир вокруг нас» 3 место
  • Всероссийский экологический фестиваль «Древо жизни» Победители II степени
  • Городской экологический конкурс «Юные экологи Москвы» лауреаты конкурса в номинации
  • лауреаты конкурса
  • Всероссийский профессиональный конкурс педагогов образовательныхорганизаций«Лучший в профессии»в номинации «Методист» 3 место
  • «Школа мяча» I место среди команд комплекса, III место среди команд района

2017 год

  • «Юный шашист» 1 место среди команд комплекса
  • «Веселые старты» 1 место среди команд комплекса, 1 место среди команд района, II место среди команд округа
  • «Папа, мама и я - спортивная семья» 1 место, II место, III место среди команд комплекса, II место среди команд округа

2016 год

  • Всероссийский конкурс «Лучшая инновационная площадка»:Стажировочная площадка на базе дошкольного учреждения«Дошкольное образование: интеллектуальный ресурс развития нации. Одаренные дети. Поддержка детской инициативы» - лауреат конкурса.

В предыдущие года воспитанники детского сада также неоднократно становились призерами и лауреатами интеллектуальных, творческих и спортивных соревнований. Несколько воспитанников детского сада занесены в энциклопедию «Одаренные дети - будущее России».

В октябре 2010 г. педагогический коллектив ДОУ участвовал во Всероссийском конкурсе «Детские сады - детям вг. Москве - номинация «Лучший педагогический коллектив», заняв III место.

С 2008 детский сад участвовал в Пилотном проекте ЮНЕСКО «Московское образование: от младенчества до школы» и взаимодействует с РЦ «Маленькие гении» и «Московская семья - компетентные родители». Успехи дошкольного учреждения высоко отмечены международным комитетом.

Неоднократно педагогический коллектив дошкольного учреждения участвовал в различных городских конкурсах «Детский сад года»,

«Воспитатель года» и становились призерами и финалистами.


В дошкольном отделении ГБОУ Школы №1371 «Крылатское» по адресу: Осенний бульвар дом 16, корпус 4,

реализуются общеобразовательные программы дошкольного образования:

  • «Истоки» под редакцией М. Н. Лазутовой и Л . А . Парамоновой .
  • «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» О.В Князева.
  • «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей», «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» Т.Б Филичева, Г.В Чиркина, Т.В Туманова.
  • «Музыкальное развитие детей» О. Радынова
  • «Праздник каждый день» И Каплунова, И Новоскольцева.
  • «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина
  • «Юный эколог» С.Н. Николаева
  • «Физическая культура в детском саду» Л.И Пензулаева.

Главная идея программы «Истоки» - обогащение развития личности, а не акселерация, то есть вызываемое искусственно ускорение. При этом личность ребенка рассматривается через набор основных характеристик:

  • творческий подход;
  • инициативность;
  • активность и самостоятельность;
  • произвольность;
  • безопасность и свобода поведения;
  • самооценка;
  • самосознание;
  • компетентность.

Такой подход обуславливает пять линий развития: познавательное, социально - коммуникативное, речевое, эстетическое, физическое. Для каждого возраста по этим направлениям определяются задачи и целевые ориентиры развития. Программа «Истоки» соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, обеспечение его разностороннего развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Решение программных образовательных задач происходит в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей: в рамках непосредственно образовательной деятельности, при проведении режимных моментов в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, культурно-досуговой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтении).

Поисковую и познавательную активность детей стимулирует проведение опытов с разными материалами. Эвристический метод обучения, когда дети сами приходят к тем или иным выводам, а педагог их только направляет, позволяет формировать творческую активность и умственные способности детей.

В нашем отделении работает музей «Берегиня». Экспозиция этнографического музея «Берегиня» является частью образовательного пространства, где ребёнок получает возможность познакомиться с предметами и традициями народного быта, ремёслами России. С репродукциями картин русских художников. Часть экспозиции посвящена героическим событиям в нашей истории. Образовательно - воспитательная деятельность музея обеспечивает культурно - исторический диалог прошлого и настоящего. В музее проходят мастер-классы, семинары, проекты, интерактивные путешествия для детей, родителей и педагогов.
Психологическое сопровождение осуществляет педагог - психолог. С детьми проводятся игровые развивающие занятия в мини-подгруппах и индивидуально. Дети играют, учатся общаться, сотрудничать, управлять своим поведением и эмоциями. Помощь в адаптации ребенка к дошкольному учреждению, развитие познавательных процессов, социального интеллекта, психологическая подготовка к школе. Ежедневно проводятся консультации для родителей по вопросам развития и воспитания дошкольников.

Учитель-логопед проводит работу по формированию полноценной структуры речевой деятельности, устранению дефектов речи. Форма занятий -индивидуальные и подгрупповые. Проводит консультации для родителей и педагогов.

Для детей с особыми образовательными потребностями педагогом-психологом и логопедом организуются занятия по направлению и рекомендациям городского центра ЦПМПК.

Физкультурно-оздоровительной работе в нашем отделении уделяется особое внимание. Воспитанию потребности в здоровом образе жизни, развитию физических качеств в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка, приобщению детей и родителей к традициям большого спорта. Созданы условия для реализации потребности детей в двигательной активности в повседневной жизни: физкультурные уголки в группах, спортивный зал, физкультурная площадка, логопедический кабинет. Система работы по физическому воспитанию включает: утреннюю гимнастику, прогулки и подвижные игры, физкультурные занятия в спортивном зале и на свежем воздухе, гимнастику после дневного сна, динамические паузы, физкультминутки, пальчиковую гимнастику, тематические недели по ОБЖ и валеологии, секции и кружки с элементами ОФП. Традиционно у нас проходят недели Здоровья, ОБЖ, Зарница, спортивные досуги, праздники, квесты, соревнования с участием семей воспитанников.

Для любителей классики ежеквартально открывает свои двери Литературный салон и конкурсы чтецов.

Во второй половине дня в дошкольном отделении работают объединения дополнительного образования по всем направлениям:

  • Современные формы изобразительного искусства «Детства радужные краски»,
  • Театральная мастерская «Мериданс»,
  • Лего-конструирование,
  • «Я учусь танцевать»,
  • ОФП «Ловкий мяч»,
  • Интеллектуальный клуб «Умка»,
  • «Развивайка» по системе «Монтессори»,
  • Английский язык для детей дошкольного возраста,
  • Развитие интеллектуальных способностей «Волшебная доска»,
  • Детский сад по системе «Монтессори» младшая группа,
  • Детский сад по системе «Монтессори» средняя группа,
  • ОФП с элементами Тхэквондо,
  • «Будущий первоклассник».

Наши воспитанники являются постоянными участниками городских и окружных конкурсов, фестивалей, спортивных соревнований.

Педагогический коллектив дошкольного отделения насчитывает - 28 творческих профессионалов , из них;

22 воспитателя, 1 педагог-организатор, 1 логопед, 1 музыкальный руководитель, 1 педагог-психолог, 1 инструктор по физической культуре.

Все педагоги имеют профессиональное образование. Многие воспитатели и специалисты являются победителями и лауреатами профессиональных конкурсов. Награждены почетными грамотами Министерства образования, имеют Почетное звание. Новаторский опыт педагогического коллектива неоднократно транслировался в СМИ.

В дошкольном отделении работают 11 групповых комнат, спален, раздевалок для детей, музей «Берегиня», спортивный и музыкальный залы, кабинет логопеда и психолога, методический кабинет. Созданы условия для всестороннего развития детей. Состояние материально-технической базы соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, обеспечивает современный уровень воспитательно - образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Должность

Кол-во

Высшее образование

Среднее специальное образование

Награды

Медали

Звания

Воспитатель

2 чел.

К 850-летию Москвы - 4 чел.

Ветеран труда - 4 чел.

Музыкальный руководитель

Инструктор по ФИЗО

Учитель-логопед

Педагог-организатор

Почетная грамота Министерства образования и науки РФ

Ветеран труда

Педагог-психолог

Почетная грамота Министерства образования и науки РФ

Почетный работник общего образования РФ

Дошкольные группы на 2019-2020 учебный год

Название группы

Направленность группы

Возраст детей

Время работы

Средняя группа

Группа №11

«Карамельки»

Общеразвивающая группа

Старшая группа

Группа №12

«Одуванчики»

Общеразвивающая группа

Подготовительная группа

Группа №13

«Непоседы»

Общеразвивающая группа

Средняя группа

Группа №14

«Звездочки»

Общеразвивающая группа

Старшая группа

Группа №15

«Веселые нотки»

Общеразвивающая группа

2-я младшая группа

Группа №16

«Пуговки»

Общеразвивающая группа

Подготовительная группа

Группа №17

«Фиксики»

Общеразвивающая группа

2-я младшая группа

Группа №18

«Цветочный город»

Общеразвивающая группа

Старшая группа

Группа №19

«Пчелки»

Общеразвивающая группа

Подготовительная группа

Группа №20

«Акварельки»

Общеразвивающая группа

2-я младшая группа

Группа №21

«Капельки»

Общеразвивающая группа

ГБОУ Школа №1371 «Крылатское» Дошкольное отделение, корпус 4 полностью укомплектовано детьми от 3 до 7 лет.
Наполняемость групп до 30-32 человек. Общее количество детей на сентябрь 2019г -313 человек.

Дошкольное обучение очень значимо. С вашей помощью и под вашим руководством дошкольный период станет удивительным, замечательным, успешным и полным воспоминаний. У вас есть возможность внести свой вклад в процесс эмоционального, физического и социального развития вашего малыша. (Ведите журнал приобретенных им навыков и умений и, когда спустя пару месяцев вы будете его просматривать, то с радостью удивитесь, насколько способный и умный ваш ребенок.)

Следующие составляющие успешного обучения могут показаться простыми, поэтому часто принимаются взрослыми как сами собой разумеющиеся, однако они являются важным началом больших достижений в будущем. Обратите внимание на советы специалистов, которые помогут вам занять ребенка учебой в домашних условиях. Итак, помните: ваш малыш уже готов отправиться в путешествие по миру знаний, которое даст ему прочный фундамент на всю жизнь.

Дошкольное обучение

1. Грамотность

Обучение чтению и письму начинается с распознавания букв и соответствующих им звуков. Дети сначала учат заглавные буквы и несколько звуков, затем начинают узнавать и некоторые строчные буквы. Малыши также должны уметь узнавать и писать свое имя , и, вполне возможно, даже имена мамы и папы.

Приобретите наборы букв - они могут быть пластиковыми, магнитными или даже картонными. Вместе с ребенком вы можете петь песни об алфавите и откладывать каждую букву, о которой поете; повторение поможет ребенку запомнить весь алфавит.

Подкрепляйте эти навыки в повседневных занятиях, и вскоре ваш малыш сможет различать буквы и даже простые слова. Возьмите его любимый напиток или коробку хлопьев, научите звукам первых двух или трех букв и попросите его произносить их. Когда вы идете в магазин или кафе, запишите имя ребенка на бумаге, чтобы он мог визуализировать его.

Каждый день. Продолжительность концентрации внимания малышей короткая, поэтому чтение будет занимать всего несколько минут; но при этом оно существенно повлияет на процесс обучения малыша. Постарайтесь вовлечь ребенка в историю, используйте его имя как имя главного героя и задавайте вопросы о прочитанном сюжете. Попросите ребенка отыскать на странице определенное изображение и похвалите его за усилия, а не только за успешный результат.

2. Счет

Знание цифр от 0 до 9 - это первостепенный шаг в формировании математических навыков ребенка. Сначала он должен научиться определять фактическую форму и последовательность цифр, а затем можно приступать к обучению малыша соотношению чисел и счету. Со временем ребенок поймет связь между счетом и количеством. Этот навык тоже требует запоминания.

Используйте любимые предметы ребенка, чтобы он мог считать с удовольствием - возьмите несколько детских книжек и попросите его сосчитать их. Дети всегда весело считают пальцы на ногах и руках, особенно если счет сопровождается щекоткой. Когда вы поднимаетесь по лестнице, попросите малыша посчитать ступени. Каждый день увеличивайте количество продуктов, которые вы даете ребенку для перекуса, например, изюма, и попросите малыша сосчитать, сколько изюминок у него сегодня. Вскоре он начнет считать все, что будет попадаться ему на глаза.

3. Цвета и формы

Одно из самых интересных занятий, которое всегда привлекает внимание ребенка, - это изучение цветов и форм . Обучение легко можно превратить в игру - так оно будет забавным, и вы сможете подкреплять знания ребенка, получаемые им в детском саду.

Вы можете использовать детскую одежду, чтобы сравнивать цвета, просить малыша выбрать красную рубашку или синие ботинки. Для изучения форм можно использовать кухонные принадлежности, например, вилки и ложки, также можно попросить ребенка поискать квадратные или треугольные формы на рисунке в раскраске. Не забывайте хвалить малыша. Даже если он делает ошибку, вы можете просто сказать: «У тебя почти получилось», а затем показать ему правильный ответ.

4. Наука и естествознание

У детей хорошо развита наблюдательность, они здорово умеют описывать то, что видят. Наблюдая за деревьями или жучками, не упускайте возможности задать ребенку несколько вопросов. Какова высота дерева? Какого цвета листья на нем? Сколько лапок у жучка? Где, по-твоему, он живет? Вы можете попросить ребенка описать дождь или даже нарисовать его. Дайте ему увеличительное стекло и покажите, как преображаются предметы, когда мы смотрим на них через лупу, а затем отпустите малыша на улицу, и пусть он исследует окружающий мир самостоятельно.

Наблюдая, можно изучать все вокруг. Попросите малыша посмотреть на что-то и различить как можно больше деталей, затем укажите ему на то, что он упустил.

5. Моторика

Навыки мелкой моторики очень важны. Умение обращаться с детскими ножницами, правильно держать в руке карандаш или вилку - это огромный шаг вперед. Дети полностью овладевают данными умениями к старшему детсадовскому возрасту. Зрительно-моторная координация также очень важна.

Дети лучше орудуют большими по размеру карандашами и мелками. Забавные, интересные занятия, такие как рисование , мотивируют малышей вовлечься в творчество. Учеба не должна быть скучной! Давайте детям занятия на увеличение силы в руках, например, замешивание теста или просто игру с ним. Уголок искусств в доме с собственной доской для рисования непременно заинтересует малыша.

6. Социальные навыки

Социальные навыки включают в себя намного больше, чем просто умение ладить с другими людьми. Дети должны уметь говорить, когда что-то не так или когда им что-то нужно. Вооружите своих малышей основным инструментом, который нужен в жизни каждому человеку, начиная с ясельного возраста, - навыками эффективной коммуникации . Сопутствующими навыками являются умение следовать простым правилам, соблюдать очередь, работать в группе.

Родители играют важную роль в обучении детей социальным навыкам. Организовывайте и наблюдайте за общением и взаимодействием вашего ребенка с другими детьми при каждом удобном случае. Установите дома несколько простых правил и заведите семейную традицию делиться , соблюдать очередь и обсуждать в кругу семьи события прошедшего дня. Для начала научите ребенка заправлять собственную кровать (можно неидеально), убирать после себя и складывать грязную одежду в нужном месте. Спрашивайте малыша о том, что он планирует делать сегодня и какое занятие ему больше всего нравится. Просто научите его делиться своими идеями или мыслями, и не забывайте про «пожалуйста» и «спасибо», когда дело касается обучению вежливости.

7. Другие важные составляющие дошкольного обучения

  • Навыки решения проблем . Если ребенок голоден, он просит есть; если он читает книгу, а страницы перелистываются, он кладет что-то, чтобы удержать их на месте.
  • Умение следовать указаниям. Попросите ребенка написать свое имя, ваше имя и номер телефона. Дайте ему два разных задания в одном предложении. Например, попросите его переодеть рубашку и принести вам расческу.
  • Логическое мышление и классифицирование предметов. Возьмите два зеленых яблока, три красных яблока и четыре апельсина, смешайте их в корзине и попросите ребенка разложить их по порядку. Вы можете приобрести наглядные учебные пособия с цифрами, буквами или

марина лескина
Особенности обучения детей дошкольного возраста

1. Своеобразие освоения детьми дошкольного возраста учебных навыков и умений

2. Общая характеристика учебной деятельности

а. Структура учебной деятельности

б. Становление элементов учебной деятельности; условия необходимые для развития учебной деятельности дошкольника

3. Формы организации обучения , используемые в дошкольном образовательном учреждении

4. Уровни развития учебной деятельности и степень готовности ребёнка к обучению и учению

Тема : Особенности обучения детей дошкольного возраста

Своеобразие освоения детьми дошкольного возраста учебных навыков и умений.

Процесс передачи знаний, умений, навыков выступает как социальное явление, присущее человеческому обществу, и называются обучением .

Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия педагога (взрослого, который выполняет функции обучающего ) и учащихся (воспитанников детского сада) направленный на овладение определённой суммой знаний, умений, навыков, действий, привычек поведения. В ходе обучения осуществляются также воспитание, формирование, развитие.

Педагогический процесс – это сознательно организованное, целенаправленное и планомерное взаимодействие педагога и воспитанников с целью воспитания и обучения последних .

Под обучением понимается такое целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников дошкольных учреждений , результатом, которого становятся овладение навыками, умениями, знаниями, раскрытие способностей и возможностей дошкольников с целью их скорейшей адаптации к занятиям в начальной школе. В основе обучения , следовательно, лежат навыки, умения и знания.

Навыки – способность к автоматическому выполнению необходимых в том или ином случае действий, доведения до совершенства путём постоянных повторений.

Умения – способность самостоятельно выполнять конкретные действия, используя приобретённые навыки. Умения определяются как знания в действии, как система приёмов, которую последовательно выполняет человек в каком – то виде деятельности для достижения результата.

Умения можно подразделить в соответствии с видами человеческой деятельности.

Трудовые умения, умения пользовательной деятельности, умения умственной деятельности умения учебной деятельности, умения речевой деятельности, умения в художественной деятельности, умения общения и поведения человека.

Владение динамичической системой умений – составная часть образования. Умения образуются на основе знаний и включает ранее приобретённые навыки.

Знания – отражение дошкольником окружающей действительности в форме усвоенных понятий. Это целостная и систематизированная совокупность научных понятий о закономерностях природы, общества, мышления и способах деятельности , накопленная человечеством в процессе активной преобразующей производственной деятельности, проверенная практикой и направленная на дальнейшее познание и изменение объективного мира.

В течении дошкольного детства ребёнок должен усвоить определённый объём знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников . Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности , творческое начало.

Воспитателям работающим с детьми дошкольного возраста , важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подогнать» детей к освоению навыков обучения , а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов . При этом следует использовать наиболее подходящие для дошкольников виды обучения . Это могут быть разнообразные развивающие игры, постановка детских спектаклей, занятия в кружках по различным тематикам. Очень важна деятельность в коллективе.

Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является её наглядно – действенный и наглядно – образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающие познанные предметы, явления, их некоторые особенности , действия с ними ребёнка. В связи с этим знания ребёнка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщённые, не связанные между собой.

Общая характеристика учебной деятельности

Центральным, основным компонентом обучения является учение-учебная деятельность. Процесс познания, происходящий в учебной деятельности ребёнка, отражает диалектику познания в её основных положениях. Познание ребёнком окружающей действительности идёт по тем же законам, что и познание мира человечеством в ходе его истории.

Обучение в детском саду является составной частью педагогического процесса, дошкольника . Формирование личности ребёнка дошкольного возраста осуществляется в ходе освоения им общественно – исторического опыта.

Основная задача обучения представлена в его образовательной функции : обеспечить освоения основ современной науки о природе и обществе, о человеческой деятельности и законах познания, полноту этих знаний, их системность и осознанность.

Для учения характерны все основные компоненты, составляющие любую деятельность : цель или конкретная задача, мотивы, планирование, процесс осуществления познания с помощью личных действий и операций, результат. В процессе обучения дети овладевают знаниями о способах учебной деятельности, что обеспечивает усвоение основ наук и формирование деятельности учения. Цель учения – освоение знаний и способов деятельности в процессе обучения – представлена системой постепенно усложняющихся конкретных учебно – познавательных задач.

Решение любой познавательной задачи осуществляется в процессе обучения через систему взаимосвязанных учебных действий, на уровне навыков и умений.

Учебная деятельность у детей вызывается и определяется системой разнообразных мотивов. С возрастом они развиваются и меняются. Среди мотивов учения (широких социальных, моральных и др.) ведущее значение имеют познавательный интерес и познавательные потребности. Основными условиями формирования познавательного интереса как мотива учебной деятельности являются постоянное углубление содержания обучения и обеспечения активной позиции обучающихся в процессе обучения .

Таким образом, деятельность детей в едином процессе обучения представлена учебной деятельностью с её целью, средствами и мотивами. Овладение навыками и умениями этой деятельности, как и процесс освоения знаний, осуществляется под руководством педагога.

Деятельность педагога в процессе обучения направлена на организацию процесса активного усвоения знаний, навыков и умений. При этом он выполняет ряд функций : информационную – выступает как источник знаний; организационную – организует познавательную деятельность учащихся; контрольно – диагностическую – определяет уровень и степень освоения содержания и в соответствии с этим организует дальнейший процесс обучения ; воспитательную – формирует отношение к познаваемым объектам, обеспечивает развитие личности ребёнка. Эти функции взрослого тесно связаны и отражают основные функции процесса обучения в формировании личности ребёнка : образовательную, развивающую, воспитывающую (Г. И. Щукина) .

Своеобразие последовательности и систематичности обучения дошкольников проявляется в малых объёмах содержания, предлагаемого для одновременного усвоения, в частой и многократной повторности содержания при небольшом увеличении объёма и усложнения. Процесс обучения строится линейно – концентрически и осуществляется различными методами.

Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся , направленная на достижение поставленных учебно – воспитательных задач. Метод включает как способ деятельности обучающего , направленный на организацию и руководство деятельностью обучающегося , так и способ , вид деятельности обучающегося , стимулированный деятельностью взрослого.

Систематичность и последовательность обучения дошкольников обеспечивают прочность усвоения ими знаний, навыков и умений. Этому способствует и использование в процессе обучения разнообразных методов (наглядных, практических и словесных) .каждая группа методов строится на основе той или другой ведущей формы мышления (наглядно – действенной, наглядно – образной, словесно – логической, что и создаёт условия для прочного усвоения содержания обучения .

В процессе обучения используются самые разнообразные методы – рассказ взрослого (педагога, учебные лекции, беседы, демонстрация опытов, показ диафильмов и кинофильмов, обучающие игры , разнообразные упражнения, лабораторные опыты, работа с учебником и т. д. необходимость использования разнообразных методов диктуется разными причинами : многообразием содержания обучения , уровнем сформированности учебно – познавательной деятельности обучающихся , структурой учебного процесса на разных этапах его осуществления и.

Формы организации обучения , используемые в дошкольном образовательном учреждении.

Под формой обучения следует понимать специально организованную деятельность обучающего и учащихся , протекающую по установленному порядку и в определённом режиме. Формы различаются по количественному составу обучающихся , характеру взаимодействия между учащим и обучающимся (степенью активности и самостоятельности) , способам (методами и приёмами) деятельности; месту проведения, а также по удельному весу – по тому месту, которое они занимают в целостном учебном процессе. Это место в свою очередь определяется характером образовательно – воспитательных задач, которые решаются при той или иной форме организации процесса обучения .

Формирование у детей основных компонентов учебной деятельности наряду с овладением знаниями является одной из основных задач обучения . Основным компонентом учебной деятельности является учебная задача. Учебные задачи в дошкольном обучении охватывают содержание знаний, навыков и умений, а также способы умственной и практической деятельности.

На первых этапах обучения дошкольников мл . гр. для них характерна слитность, недифференцированность практической и учебной задачи. Лишь постепенно у детей возникает умение принимать учебную задачу в форме дробных заданий по ходу деятельности или конкретных вопросов по ходу восприятия и наблюдения.

На втором этапе, который относится в основном к средней группе детского сада происходит постепенная дифференцировка практической и учебно – познавательной задачи. Сохраняющаяся связь учебно – познавательной задачи с практической требует от воспитателя учёта детского опыта при формулировке задач, а также установления связи между занятиями разного содержания.

Важнейшими условиями дальнейшего формирования у детей умения принимать учебно – познавательную задачу являются её конкретность и определённость, связь с практической задачей и близость детскому опыту.

В детском саду используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения . Кроме того, образовательная работа с детьми осуществляется в связи с организацией их жизни и разнообразной неучебной деятельностью в повседневном общении, в процессе руководства играм и т. д.

В течении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей . Во всех случаях образовательная работа с детьми в повседневной жизни с использованием разных методов тесно связана с основной формой – занятиями. При этом решаются две дидактические задачи : предварительное накопление представлений или двигательного опыта, который затем используется на занятиях, или отработка навыков и умений, закрепление представлений, полученных на занятиях. В этих же целях в повседневном педагогическом процессе применяется групповая форма обучения , которая охватывает небольшое количество детей . Использование индивидуальных и групповых форм обеспечивает дифференциацию обучения , более конкретный учёт уровня развития учебно-познавательной деятельности детей и их активное включение в процесс обучения на занятии . Одной из форм обучения является дидактическая игра. Она используется прежде всего в повседневной жизни как для закрепления знаний, навыков и умений, так и при освоении нового содержания. Однако в ряде случаев, особенно в группах детей раннего и младшего дошкольного возраста , занятия приобретают форму дидактической игры.

Для занятия как формы организации обучения характерен ряд признаков :

1. на занятии идёт освоение детьми умений по тому или другому разделу обучения , предусмотренному программой.

2. занятия проводятся со всеми детьми данной возрастной группы , с постоянным составом детей .

3. занятия организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приёмы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний , умений и навыков (А. П. Усова)

На занятиях осуществляется освоение содержание программы всеми детьми, поэтому они являются основной формой обучения . Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению содержания занятий или выступают как средство индивидуального изменения процесса усвоения знаний.

Образовательная работа с детьми дошкольного возраста направлена на обеспечение разносторонней ориентировки ребёнка в окружающем : в предметном мире, созданным людьми (с разнообразием свойств и качеств вещей и предметов) ; в мире природы, в мире человеческой деятельности и отношений и т. д. Ребёнок овладевает основными видами деятельности : предметной, трудовой, игровой, учебной и т. д.

В целом обучения на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью детей , разнообразием приёмов и действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приёмов обучения .

Литература

Аванесова В. Н. обучение самых маленьких в детском саду. – М., 1968г.

Бабанский Ю. К. оптимизация процесса обучения . – М., 1977г.

Дошкольная педагогика . Учеб. Пособие для студентов пед . Ин-тов. В 2 ч. Ч. 2. методика и организация коммунистического воспитания в детском саду / В. И. Логинова, П. Г. саморукова, Б. С. Лейкина и др. ; Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. саморуковой. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 1988г. – 270 с.

Лернер И. Я. дидактические основы методов обучения . – М., 1981г.

Основы дошкольной педагогики/ Под ред . А. В. запорожца, Т. А. Марковой. – М.,

Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики. – М., 1980г.

Усова А. П. Обучение в детском саду . – М., 1981г.

Что еще почитать