Организация предметно пространственной развивающей среды доу. Организация развивающей предметно-пространственной среды доу в связи с введением фгос. методическая разработка на тему. В музыкально-театральном центре «Задоринки»

Одним из требований к условиям реализации ФГОС ДО является создание развивающей предметно–пространственной среды. Она должна быть трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Педагог должен обеспечить свободу действий в условиях групповой комнаты, предусмотреть ее тематический и сюжетный поворот, найти для каждой игры только ей присущий стиль игрового интерьера и оборудования. Управление игрой при помощи игрового материала может оказать существенное влияние на развитие в игре детей.

Изучив психолого-педагогическую литературу, социальные сети, пронаблюдав за играми детей и проанализировав развивающую предметно-пространственную среду в группах, пришли к выводу, что необходимо создать такую среду, которая бы отвечала требованиям ФГОС ДО.

Мы, педагоги ДОУ, находимся в постоянном поиске путей создания такой среды.

Проблема недостаточности финансирования серьёзно ограничивает возможности создания такой среды. Очевидно, что решать данную проблему нужно посредством использования нетрадиционных, доступных, экономичных материалов.

В 2015 году нами совместно с родителями были созданы маркеры игрового пространства из сэндвич–панелей, которые прекрасно прижились в группах и понравились детям.

На этом мы решили не останавливаться, задумались, из чего ещё можно сделать аналоги дорогих пособий? И в 2016 году в ДОУ появились подобные маркеры и оборудование, изготовленное из ПВХ-труб. Как оказалось, данный материал даёт ещё больше возможностей для творчества и вариативности. Всего лишь один раз изготовив конструктор из труб, можно обеспечить группу различными вариантами игрового оборудования. Элементы такого конструктора лёгкие, эстетичные и безопасные. А изготовленное оборудование полифункционально, вариативно и трансформируемо.

Конструктор из ПВХ-труб - это набор полипропиленовых труб разного размера, одного диаметра, заглушки, уголки, тройники, крепления – клипсы. Концы труб обработаны с помощью специального приспособления (снят верхний слой на ширину 30 мм), что дает возможность для монтажа, избегая спайки и демонтажа конструкций.

Методическое руководство к конструктору

Цель изготовления конструктора: предоставление возможности для творческой самореализации детей в игре посредством преобразования РППС самими детьми.

Конструктор реализует следующие задачи :

  • Развивать умение самостоятельно организовывать деятельность, трансформируя пространство в зависимости от замысла игры, обогащая тем самым содержание игр.
  • Развивать способности детей к анализу и синтезу, способности комбинированию. Содействовать формированию умения составлять план действий и применять его для решения практических задач, осуществлять анализ и оценку проделанной работы;
  • Содействовать формированию социально-коммуникативной компетенции детей, инициировать необходимость договариваться с партнером во время взаимодействия.
  • Содействовать гармоничному физическому развитию детей, посредством разнообразных упражнений, с использованием конструкций.

Конструктор обладает рядом достоинств и отвечает современным требованиям:

  • Легко трансформируется;
  • Многофункционален;
  • Вариативен;
  • Развивает детскую фантазию и воображение;
  • Активизирует двигательную активность;
  • Рассчитан на все возрастные категории детей;
  • Отвечает гигиеническим требованиям (легко моется, безопасен);
  • Конструкции имеют эстетичный вид;
  • Занимают мало места при хранении;
  • Выполнен из недорогих и доступных материалов.

Из конструктора собираются различные конструкции - «маркеры».

Состоит из одинаковых труб 1,2м. (12 шт.) и тройников (8шт.)

  • Маркер «Дом». Может быть дополнена тканью на кольцах, съемными атрибутами (окна, балкончики, вывески, № дома), которые также как и ткань могут крепиться к кольцам с прищепками или привязываться к самому каркасу, либо могут быть использованы липучки. Можно дополнительно прикрепить крышу. Конструкция крыши состоит из длинной трубы (1,2 м), на концах которой присоединены тройники с короткими трубами. Крыша крепится с помощью клипс к верхним деталям куба и коротким деталям крыши.

  • На данную конструкцию можно сшить тематический чехол («Космос», «Подводное царство» и т.д.) и использовать как для сюжетно-ролевых игр, так и как уголок уединения.
  • Для улучшения эмоционального комфорта в группе можно использовать «Куб» как для основы «Сухого дождя». Для этого, с помощью клипс, крепятся трубы большей длины с ленточками, заглушками на концах, что исключает падение лент, если они на кольцах, как в нашем случае, кроме того добавляя эстетичности конструкций. Количество труб может быть разным и возможно крепление их в разных направлениях и на разном уровне по высоте.
  • «Куб» используется и как основа для полосы препятствий во время самостоятельной и совместной деятельности детей физкультурно-оздоровительной направленности (НОД, развлечения, бодрящие гимнастики и т.д.) Для этого прикрепляются трубы большей длины, чем использованы для «Куба», с заглушками. Крепятся вертикально для разных видов ходьбы, бега и даже ползания между рейками, используя клипсы. Легко регулировать высоту перекладин. Для подлезания и перешагивания также используются трубы, большей длины, с заглушками, прикрепленные горизонтально клипсами. «Полосу препятствий» можно увеличить, вынеся ее за пределы контура «Куба», прикрепив клипсами.
  • «Куб» можно использовать, как ограничитель пространства, для организации развивающих центров, основу для помещения иллюстративного материала различной направленности. Например, внутри «Куба» выставочный павильон посвященный творчеству того или иного писателя или художника. Иллюстрации могут быть прикреплены в карманы разными способами к каркасу «Куба». Снаружи с 1 стороны «Куба» в те же карманы может быть размещен другого рода иллюстративный материал, например образцы для конструирования или другой художник и т. д., а с третьей стороны творчество другого художника, или рисунки детей. Либо «Куб» может быть посвящен 4 временам года.

2. Конструкция «Ворота»

Для двух ворот понадобится по 4 трубы (1,2м.), 2 тройника сверху, 2 короткие трубы (0,4м) сверху, 4 уголка снизу, 2 трубы (0,8м) снизу и по бокам сзади ворот на клипсах наклонно крепятся 2 трубы (1,8м) с заглушками.

  • Конструкция «Экран» это вертикально стоящий квадратный контур, обтянутый белой тканью, состоит из 4 труб по 1,2 м; 2 уголков и 2 тройников, 2 короткие трубы с заглушками, для опоры контура. Использование:
  • Теневой театр
  • Просмотр диафильмов
  • Мультимедиа
  • Кукольный театр

это вертикально стоящий квадратный контур, для декораций и фона, состоит из 4 труб по 1,2 м; 2 уголков (крепление сверху) и 2 тройников внизу. И параллельно стоящий прямоугольный контур (2 трубы по 1,2м горизонтальные; 2 трубы по 0,6м - вертикальные; 2 угольника вверху и 2 тройника внизу), 2 средние трубы соединяют обе части и являются опорой. Использование: кукольный, пальчиковый, перчаточный театр. На прямоугольный контур необходимо повесить ткань и декорации.

Это 3 вертикально стоящих квадратных контура, скрепленных между собой клипсами, каждый из которых состоит из 4 труб по 1,2м; 2 уголков и 2 тройников, внизу добавлены короткие трубы с заглушками, для устойчивости. Сверху с помощью клипс крепятся трубы с заглушками:

  • для переднего оформления сцены (2,8м), можно прикрепить и афишу;
  • для занавеса (2,10м);
  • для кулис (2,8м);
  • для съемных декораций (1,8 м).

состоит из 2 частей. Первая часть (нижняя)- это вертикально стоящий прямоугольный контур, скрепленный между собой уголками, каждый из которых состоит из 4 труб: 2 трубы - 82 см, 2 трубы - 40 см. Стол стоит на 4 ножках по 46 см.

Вторая часть (верхняя) используется для переливания воды, которая состоит из вертикальной трубы - 95 см. и 2 боковых труб – 36см., скрепленных между собой уголками. Также используются дополнительные детали: краны, воронки, заглушки.

На горизонтальную поверхность стола в зависимости от деятельности можно крепить: тазы, подносы, прозрачную раму.

Можно использовать как в здании, так и на участке детского сада в теплое время года. Обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами: с песком, манкой и водой; развитие крупной и мелкой моторики, эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.

  • Рисование на песке (песком), манке
  • Лепка из кинетического песка
  • Опыты с водой
  • Опыты с песком
  • Сухой бассейн.

Все действия выполняются пальцами рук, однако в качестве приспособлений могут использоваться стеки и кисточки.

Многофункциональная трёхстворчатая конструкция, разделяющая пространство. Ширма устойчиво стоит на полу. Ширма одета в кусочки ткани яркой расцветки, которые закреплены на кольцах с прищепками и с помощью петель на кнопках. Ткань легко снимается и стирается. Напольная ширма предназначена для сюжетно-ролевых и режиссерских игр (театрализованная деятельность, ряжение, освоение социальных ролей и профессий и пр.), театральных постановок с использованием различных видов кукол, как уголок уединения, разделение пространства, развития двигательной активности. На ткани с одной стороны сделаны прозрачные карманы, в которых можно расположить наглядный материал.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА – совокупность условий, целенаправленных на всестороннее развитие ребенка в детском саду, на состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования. Развивающая предметно-пространственная среда –часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т.д), материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.




Социально-коммуникативное развитие –направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе и т.д. ОО социализация (познание, чтение худ.лит-ры, труд, коммуникация, безопасность) ОО труд (познание, чтение худ.лит-ры, социализация, физ.культура, худ. творчество) Примерные центры активности: центр сюжетно- ролевых игр Центр труда, уголок дежурств ОО безопасность Центр ПДДЦентр пожарной безоп.


Познавательное развитие – предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т.д.), о малой родине и Отечестве и т.д. (дидактические игры, обучающие и др.). (включает ОО «Познание»: чтение худ лит-ры, коммуникация, социализация, безопасность, музыка) Примерные центры: Центр «Мы познаем мир» или Уголок краеведения, центр сенсорного развития, центр конструктивной деят-ти, центр математического развития Центр экспериментирования.


Развитие – включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д. РЕЧЕВОЕ развитие – включает владение речью как средством общения и культуры; развитие связной, грамматически правильной речи, знакомство с книжной культурой, детской литературой и т.д. (включает ОО «Коммуникация», « Чтение художественной литературы» Интеграция: социализация, безопасность, чтение худ. лит-ры, познание, труд, физич. культура, здоровье Примерные центры: центр речевого развития или уголок речи и грамотности, центр «Будем говорить правильно» центр «Здравствуй, книжка» логопедический уголок




Художественно-эстетическое развитие включает в себя - музыкальное, изобразительное, словесное искусство (включает ОО «Художественное творчество», «Музыка»; Интеграция: познание, чтение художественной лит-ры, коммуникация, труд, социализация, физкультура) Примерные центры: Центр изобразительной деятельности или уголок творчества»Умелые руки» Центр музыкально-театрализованной деятельности


Физическое развитие Включает ОО области «Физическая культура», «Здоровье»; Интеграция: коммуникация, познание, музыка, здоровье, социализация, безопасность. Примерные центры: Центр физического развития Центр сохранения здоровья Спортивный уголок «Будь здоров!»






Развивающая предметно-пространственная среда должна ОБЕСПЕЧИВАТЬ: возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста; во всей группе и в малых группах); возможность двигательной активности детей; возможности для уединения.






Пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости: ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ пространства обеспечивает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости: от образовательной ситуации от меняющихся интересов детей от возможностей детей


ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.) наличие не обладающих жестко закрепленным способом употребления полифункциональных предметов (в т. ч. природные материалы, предметы-заместители)


ВАРИАТИВНОСТЬ среды предполагает: Наличие различных пространств для игры, конструирования, уединения и т.д. Разнообразных материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми Периодическую сменяемость игрового материала Появление новых предметов, которые стимулируют игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей


ДОСТУПНОСТЬ среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудования




Вывод: организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности


Создавая развивающую среду необходимо помнить: Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.


В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы.



Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова). Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие – считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно одновременное включение в активную коммуникативно-речевую и познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так и всех детей группы.

Развивающая предметно - пространственная среда должна обеспечивать:

  • максимальную реализацию образовательного потенциала пространства и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков развития;
  • возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста) во всей группе и в малых группах, двигательной активности, а также возможности уединения.

Принципы построения предметно-пространственной развивающей среды (по А.Г.Асмолову, В.А. Петровскому):

  • дистанции, позиции при взаимодействии;
  • активности, самостоятельности, творчества;
  • стабильности - динамичности;
  • комплексирования и гибкого зонирования;
  • эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
  • открытости - закрытости;
  • учета половых и возрастных различий детей.

Согласно требованиям ФГОС ДО развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
  • в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды обязана соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство группы оснащается средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами (в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем в соответствии со спецификой программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность (в том числе развитие крупной и мелкой моторики), участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства подразумевает изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, и т.д.);
  • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности качестве предметов- заместителей в детской игре.

Вариативность среды предполагает:

  • наличие в группы различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

  • открытость для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений ДОО, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих ДОО (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Безопасность предметно-пространственной среды подразумевает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечиванию надежности и безопасности их использования.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций. Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в труде, так и в игре.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно-развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно-пространственной среды. Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы предметы и игрушки, которыми будет манипулировать и действовать ребенок, на первом этапе освоения данной среды были не просто объектами его внимания, а средством общения со взрослыми.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

  1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
  2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
  3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
  4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.
  5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.
  6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.
  7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.
  8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
  9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Организация и наполнение развивающей предметно-пространственной среды

Ясельная группа

Вид деятельности

Материалы по сенсорному развитию: пирамидки разной величины, коробочки-вкладыши. Плоскостные сенсорные эталоны, «Ящик Сегена», цилиндрики-вкладыши, рамки-вкладыши, геометрические головоломки, настенные панно для обогащения сенсорных представлений, развития мелкой моторики рук (шнуровка, застежки, липучки и т.п.), мягкие пазлы, шнуровки, настольно-печатные игры, логические блоки Дьенеша, игра лото, парные картинки, крупная пластиковая мозаика, наборы разрезных картинок.

Творческая мастерская

Краски: гуашевые, пальчиковые; цветные восковые мелки; кисточки толстые беличьи, колонковые; бумага разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; наличие места на стене для творчества детей (доска для рисования мелом, восковыми мелками); поролоновые губки-штампы, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином, иллюстрации сказок, репродукции росписи народных промыслов.

Игровая

Атрибуты для сюжетных ролевых игровых действий с куклами: куклы, кукольные одежда и мебель, коляски для кукол, посуда, расчески, щетки, тазик для купания, мочалки, полотенце, разнообразные резиновые игрушки; атрибуты для игры «Больница»; машинки средних и малых размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек.

Физкультурный уголок

Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для создания сюжета на физкультурных занятиях.

Театрализован-ная

Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, театр игрушек; атрибуты перчаточного театра, театр на фланелеграфе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки и др.); полка с книгами (по 5-6 прочитанных и 1-2 новые). Все материалы переодически обновляются, музыкальные игрушки, музыкальные инструменты: металлофон, бубны, колокольчики, барабан.

Уголок экспериментирования

Специально оборудованный столик для экспериментирования с водой и песком - вода кипяченая, песок прокален в духовом шкафу; ведерки, совочки, формы для песка, плавающие игрушки, чашки для переливания воды

Уголок природы

Животные - аквариумные рыбки (1-2 крупные), попугаи, канарейки; растения - с красивыми крупными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, герань, гибискус и др.); пейзажи по времени года.

Конструирова-ние

Напольный крупный строительный материал, к нему для обыгрывания крупные машины и игрушки-двигатели, сюжетные наборы фигурок: животные, люди, настольный мелкий конструктор с материалом для обыгрывания.

Младшая группа

Вид деятельности

Сенсорное, математическое развитие

Материалы по сенсорному развитию: пирамидки разной величины, коробочки-вкладыши, плоскостные сенсорные эталоны, «Логический куб», геометрические головоломки, настенные панно для обогащения сенсорных представлений, развития мелкой моторики рук, мягкие пазлы, шнуровки, настольно-печатные игры, мозаика крупная и мелкая, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера с комплектом дидактических картинок, геометрические головоломки на фланелеграфе «Танграм», игры: «Составь картинку». «Волшебный круг», лото, домино.

Творческая мастерская

Краски: гуашевые, пальчиковые, акварельные; цветные восковые мелки; цветные карандаши. кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; наличие места на стене для творчества детей; поролоновые губки-штампы, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином, иллюстрации сказок, репродукции росписи народных промыслов, предметы народных промыслов (городецкая роспись, дымковская игрушка, игрушки из соломы), цветные мелки для рисования на асфальте, периодически сменяющаяся выставка детских работ (рисунки, поделки)

Игровая

Атрибуты: куклы, кукольные мебель и одежда, коляски для кукол, разнообразные резиновые игрушки; «Больница», «Магазин игрушек», «Шофер-пассажиры», «Гараж»; машинки разных размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек

Физкультурный уголок

Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, театр игрушек; атрибуты перчаточного театра,пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки, парики и др.), фонотека с записями сказок, рассказов, детских песен, классических музыкальных произведений для прослушивания; полка с книгами (по 5-6 прочитанных и 1-2 новые). Все материалы периодически обновляются.

Уголок экспериментирования

Специально оборудованный столик для экспериментирования с водой и песком - вода кипяченая, песок прокален в духовом шкафу; ведерки, лопатки, формы для песка, плавающие игрушки, чашки для переливания воды

Уголок природы

Животные - аквариумные рыбки (1-2 крупные), попугаи, канарейки; растения - с красивыми крупными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, герань, гибискус и др.); репродукции или сменяемые настенные панно экосистем по временам года (лес, город и др.), инвентарь для ухода за растениями и животными, экологическое лото.

Конструирова-ние

Средняя группа

Вид деятельности

Сенсорное, математическое развитие

Материалы по сенсорному развитию: коробочки - вкладыши, плоскостные сенсорные эталоны, геометрические головоломки, настенные панно для обогащения сенсорных представлений, развития мелкой моторики, мягкие пазлы, шнуровки, настольно-печатные игры, логические блоки Дьенеша, счетные палочки Кюизенера с комплектом дидактических картинок, геометрические головоломки на фланелеграфе «Танграм», игры: «Составь картинку». «Волшебный круг», лото, домино, мозаика.

Творческая мастерская

Краски: гуашевые, пальчиковые, акварельные; цветные восковые мелки; цветные карандаши. кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; раскраски, наличие места на стене для творчества детей; поролоновые губки-штампы, штампы-печати, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином, иллюстрации сказок, репродукции, предметы росписи народных промыслов (дымковская игрушка, архангельские птицы из щепы, жостовские подносы, кружево вологодское, городецкие доски), репродукции живописи (пейзажи, натюрморт), цветные мелки для рисования на асфальте, периодически сменяющаяся выставка детских работ (рисунки, поделки)

Игровая

Атрибуты: куклы, кукольные мебель и одежда, коляски для кукол, разнообразные резиновые игрушки; «Больница», «Магазин игрушек», «Морское плавание», «ППД», «Парикмахерская», «Семья»; машинки разных размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек

Физкультурный уголок

Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс.

Театрализован-ная деятельность, литература

Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, театр игрушек; атрибуты перчаточного театра, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки, парики и др.), фонотека с записями сказок, рассказов, детских песен, классических музыкальных произведений для прослушивания; полка с книгами (по 5-6 прочитанных и 1-2 новые). Все материалы периодически обновляются, в литературном уголке репродукции иллюстраций В.Сутеева, Ю.Васнецова, Е.Чарушина

Уголок экспериментирования

Специально оборудованный столик для экспериментирования с атрибутами: весы, мерные емкости для воды и сыпучих материалов; природный материал: шишки, каштаны, одинаковые емкости с материалом для экспериментов: мука, песок, крупа, кусочки различных по фактуре тканей, маленькие емкости для изготовления цветного льда, глина, инструменты для выдувания мыльных пузырей, материал для игр с зеркалом, звуками, светом.

Уголок природы

Животные - аквариумные рыбки (1-2 крупные), попугаи, канарейки; растения - с красивыми крупными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, герань, гибискус и др.); репродукции или сменяемые настенные панно экосистем по временам года (лес, город, река, море, горы, поле в различные времена года), ландшафты степи, реки как региональный компонент присутствует постоянно, инвентарь для ухода за растениями и животными, экологическое лото.

Конструирова-ние

Крупный строительный материал пластмассовый, мелкий деревянный для создания построек. Конструкторы типа Лего, кубики большие и малые, напольные мягкие модули для строительства, игрушки для обыгрывания построек (машинки, животные, куклы, пупсы и т.д.)

Старшая группа

Вид деятельности

Сенсорное, математическое развитие

Материалы развития мелкой моторики: шнуровки, настольно-печатные игры, логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера; геометрические головоломки, настольный, настенный, напольный варианты; на фланелеграфе «Танграм»,

«Колумбово яйцо», «Сфинкс», пазлы, игры «Составь картинку», «Лабиринт», «Соедини точки», счетные палочки, игры типа лото, домино, рамки-вкладыши, настенный и настольный «Геоконт».

Творческая мастерская

Краски: гуашевые, пальчиковые, акварельные; цветные восковые мелки; уголь, цветные карандаши, кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; раскраски, наличие места на стене для творчества детей; поролоновые губки-штампы, штампы-печати, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; глина, иллюстрации сказок, репродукции росписи народных промыслов (хохломская и гжельская росписи, палехские миниатюры, предметы быта из бересты), репродукция живописи (пейзажи, натюрморт, портрет), цветные мелки для рисования на асфальте, предметы - результат детского творчества.

Игровая

Атрибуты: куклы, кукольные мебель и одежда, коляски для кукол; «Больница», «Магазин игрушек», «Вокзал»,«Морское плавание», «ППД», «Парикмахерская», «Семья»; машинки разных размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек

Физкультурный уголок

Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс.

Театрализован-ная деятельность, литература

Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, авторский, теневой, атрибуты перчаточного театра, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки, парики и др.), фонотека с записями сказок, рассказов, детских песен, классических музыкальных произведений для прослушивания; полка с книгами (по 5-6 прочитанных и 1-2 новые). Все материалы периодически обновляются, в литературном уголке репродукции портретов детских писателей.

Уголок экспериментирования

Уголок природы

Конструирова-ние

Подготовительная группа

Вид деятельности

Сенсорное, математическое развитие

Настольно-печатные игры, логические блоки Дьеныша, палочки Кюизенера, геометрические головоломки: настольный, настенный, напольный варианты, на фланелеграфе: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сфинкс», «Пентамимо», пазлы, игры: «Составь картинку», «Лабиринт», «Соедини точки», счетные палочки, игры типа лото, домино, «Четвертый лишний», рамки-вкладыши, настенный и настольный «Геоконт»

Творческая мастерская

Краски: гуашевые, пальчиковые, акварельные; цветные восковые мелки; уголь, цветные карандаши, кисточки толстые, тонкие беличьи, колонковые; бумага разного формата для индивидуального рисования и совместного творчества; раскраски, наличие места на стене для творчества детей; поролоновые губки-штампы, штампы-печати, тканевые салфетки для рук, пластилин, доски для работы с пластилином; глина, иллюстрации сказок, репродукции росписи народных промыслов, изделия с росписью (хохлома, гжель палех, предметы быта из бересты), репродукция живописи (пейзажи, натюрморт, портрет), цветные мелки для рисования на асфальте, предметы - результат детского творчества.

Игровая

Атрибуты: куклы, кукольные мебель и одежда, коляски для кукол; «Больница», «Магазин игрушек», «Вокзал», «Морское плавание», «ППД», «Салон красоты», «Школа», «Семья», «Супермаркет»; машинки разных размеров, кубики, различный строительный материал для создания построек

Физкультурный уголок

Мячи резиновые большие и малые, султанчики, флажки, скакалки, массажные мячики, массажная дорожка, атрибуты для подвижных игр, игровой спортивный комплекс.

Театрализован-ная деятельность, литература

Ширма, настольный театр: плоскостной, конусный, авторский, теневой, атрибуты перчаточного театра, пальчиковый театр, театр на фланелеграфе; декорации; элементы костюмов для персонажей (маски, юбки, платочки, парики и др.), театр предметов, домашний театр; фонотека с записями сказок, рассказов, детских песен, классических музыкальных произведений для прослушивания; полка с книгами (по 5-6 прочитанных и 1-2 новые). Все материалы периодически обновляются, в литературном уголке репродукции портретов детских писателей.

Уголок экспериментирования

Специально оборудованный столик для экспериментирования с атрибутами: весы, мерные емкости для воды и сыпучих материалов; природный материал: шишки, каштаны, одинаковые емкости с материалом для экспериментов: мука, песок, крупа, кусочки различных по фактуре тканей, маленькие емкости для изготовления цветного льда, глина, инструменты для выдувания мыльных пузырей, эталоны меры, термометр, микроскоп, литература: детские энциклопедии по разным областям знаний, различные измерительные приборы.

Уголок природы

Животные - аквариумные рыбки (1-2 крупные), попугаи, канарейки; растения - с красивыми крупными листьями, четко просматриваемой структурой строения, цветущие (фикус, бальзамин, герань, гибискус и др.); репродукции или сменяемые настенные панно экосистем по временам года (лес, город, река, море, горы, поле в различные времена года), ландшафты степи, реки как региональный компонент присутствует постоянно, инвентарь для ухода за растениями и животными, экологическое лото, сменяемые панно различных климатических зон (Арктика, пустыня, джунгли, подводный мир)

Конструирова-ние

Крупный строительный материал пластмассовый, мелкий деревянный для создания построек. Конструкторы типа Лего, кубики большие и малые, индивидуальные наборы строительного материала, конструкторы металлические, пластины из толстого картона, тонкой фанеры различные по конфигурации (квадратные, круглые, многоугольные и т.д.) для перекрытий в постройках детей


Надежда Сородник

Одним из определяющих факторов воспитания детей является предметно-пространственная развивающая среда. Предметно-развивающая среда – это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности. Предлагаю Вашему вниманию наш вариант развивающей среды.

Центр конструирования "Самоделкино"

Задачи:Развивать творчество, воображение, способность созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе. Развивать умение конструировать по собственному замыслу, по схемам, рисункам. Формировать умение договариваться и строить совместную деятельность.


Центр сюжетно-ролевой игры "Раз,два-начинается игра"

Задачи:Формирование ролевого взаимодействия. Учить отражать в сюжетно-ролевой игре разнообразные бытовые сюжеты. Развивать умение определять тему, сюжет, распределять роли, включаться в разные ролевые диалоги. Воспитывать чувство доброжелательности, стремление самостоятельно договариваться друг с другом.








Центр музыкально-театральный "Задоринки"

Задачи: Пробудить интерес детей к театру. Музыка - не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Воспитывать уверенность в себе, положительную самооценку, умение преодолевать комплексы.



Центр художественно-эстетического развития "Город мастеров"

Задачи:Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации. Учить детей выполнять работу аккуратно, доводить начатое дело до конца.


Центр науки и экспериментирования "Почемучкино"

Задачи:Развивать интерес к природе, ее живым и неживым объектам и явлениям.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.» К. Е. Тимирязев



Центр краеведения "Я познаю мир"

Задачи:Расширять знания детей о родном городе, крае, стране. Формировать знание о государственных символах страны, культуре. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - герба, гимна, флага.

Центр математических представлений "Планета размышления"

Задачи:Формировать у детей интерес к элементарной математической деятельности. Развивать логическое мышление, познание и размышление.



Центр физического развития "Здоровячок"

Физическое развитие в дошкольных учреждениях – это единство цели, задач, условий, методов и форм работы, направленных на укрепление здоровья ребенка. Цель физического развития - формирование у детей основ здорового образа жизни. Основные задачи:

Охрана и укрепление здоровья детей,

Развитие физических качеств,

Формирование двигательных умений и навыков в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка,

Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности.



Центр правила дорожного движения"Светофор"

Задачи:Познакомить с обозначением дорожных знаков. Сигналов светофора. Формировать привычку переходить улицу только на зеленый сигнал светофора. Выработать у ребенка алгоритм безопасного поведения в тех или иных дорожных ситуациях и закрепить его через игровую форму.



Мы весь день в саду играли,

И под вечерок устали.

Мы дома отдохнем,

А завтра вновь играть придем!

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Предметно-пространственная развивающая среда Цель: создать для формирования и развития творческой личности ребёнка развивающую предметно-пространственную среду в соответствии с требованиями.

Одно из важнейших условий успешного воспитания и обучения детей является предметно-развивающая среда в группе. Предметно - развивающая, игровая.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ в соответствии с ФГОС Что такое среда? “Среда – совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним как с организмом и личностью” (Психолого-педагогический.

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию развивающую предметно-пространственную среду нашей группы. Стремились создать.

Организация

развивающей

предметно- пространственной

среды ДОУ в связи с

введением ФГОС.

Старший Воспитатель

МБДОУ №97

Шумских Ольга Анатольевна

Нижний Новгород

2015г

Актуальность создания развивающей предметно – пространственной среды.

Вопрос создания развивающей предметно-пространственной среды на сегодняшний день стоит особо актуально.

Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, приказ

Министерства образования и науки Российской Федерации утвержденного 17 октября 2013года №1155 и вступившего в силу с

ФГОС ДО это генеральный документ ДО, который раскрывает требования: (в ФГТ – их 2, в ФГОС - 3 Т), к структуре и содержанию программы , к условиям реализации программы, и к результатам программы по дошкольному образованию. Особое внимание по ФГОС уделяется условиям предметно пространственной среде.

В центре предметно-пространственной развивающей среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательное учреждение (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности.

По концепции С.Л. Новоселовой "Развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально модернизирующая содержание развития его духовного и физического облика».

Основной целью ФГОС - создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, позволяя ему реализовать собственные возможности.

Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представляющая специально организованным пространством (групповые помещения, специальные помещения (спортивный, музыкальный зал) + прилегающая территория, находящаяся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей.)

Значение развивающей предметно – пространственной

Среды.

Она должна обеспечивать:

1. возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых

2 .двигательной активности детей

3. возможности для уединения (т.к. постоянно в группе находится большое количество детей, ребенку хочется отдохнуть, уединиться, самостоятельно поиграть.)

Предметно – пространственная среда проектируется на основе:

Реализуемой в детском саду образовательной программы;

Требований нормативных документов;

Имеющихся условий, предпочтений, уровня развития детей;

Общих принципов построения.

Пространственная среда включает в себя совокупность пространств, в которой должны прослеживаться определенные направления и образовательные области, их 5

ФГТ ФГОС

1.Познание. 1. Познавательное развитие .

2.Коммуникация. (Коммуникация, Познание)

3.Социализация. 2. Социально - коммуникативное

4.Безопасность развитие. (социализация, труд

5.Труд. безопасность)

6.Чтение худ. лит. 3.Речевое развитие.

7.Худ. творчество 4.Художеств. - эстетич. развитие

8.Музыка музыка, худ. развитие)

9. Здоровье 5.Физическое развитие

10.Физ. культура (здоровье, физич. культура)

Сравнение требований к Развивающей среде:

ФГТ к предметно- ФГОС к предметно-

развивающей среде пространственной среде

  • вариативность вариативность
  • полифункциональность полифункциональность
  • Трансформируемость трансформируемость
  • информативность насыщенность
  • педагогическая доступность

Целесообразность безопасность

3 из них сохранились, а 2 изменились.

При организации предметно - пространственной среды наши сотрудники - воспитатели руководствуются следующими принципами:

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной среды и от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Раньше использовались стационарные шкафы с полками, где располагались игры, о трансформированности не было речи, то сейчас дети самостоятельно делят пространство ширмами, маркерами)

3) Полифункциональность материалов предполагает:

  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
  • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов -заместителей в детской игре.

4)Вариативность среды предполагает:

  • наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5)Доступность среды предполагает:

  • доступность для воспитанников, всех помещений группы, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6)Безопасность предметно - пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно- пространственной среды ДОУ.

Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Воспитатели обогащают среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Предметно - пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом Размещение оборудования по центрам развития (секторам) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально - игровая деятельность, экспериментирование. Обязательным в оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для опытно - поисковой работы- магниты, увеличительные стекла, весы, мензурки и прочее; большой выбор природных материалов для изучения, экспериментирования, составления коллекций.

Модернизация предметно – пространственной среды предусматривает определенную систему организационных мероприятий с педагогическим коллективом и родителями воспитанников, которая способствует улучшению качества образовательного процесса в ДОУ.

Особое значение в детском саду мы уделяем оснащению предметно - пространственной среды. Наличие полифункциональных материалов; таких как разнообразные маркеры пространства, раскладные перекидные ширмы с различными декорациями, емкости, модульный материал, игровые коврики, лоскуты тканей, позволяют дошкольникам обозначить игровую территорию, изменять игровое пространство по своему желанию. Различные предметы, допускающие самое разнообразное их использование, служат обязательным элементом любой детской игры. С их помощью ребенок может замещать недостающие ролевые атрибуты, реализовать любую идею, найти нестандартное решение.

Важный этап в развитии интеллектуальных способностей детей - развитие знаково - символических функций . С этой целью, во всех группах представлены опорные схемы, планы, модели деятельности, алгоритмы действий, они позволяют систематизировать представления детей, ориентируют в пространстве, развивают мышление, память и речь.

Насыщенная предметно - пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.

При организации предметно - пространственной среды наши сотрудники руководствуются следующими принципами:

1.принцип дистанции позиции при взаимодействии ; Одно из условий среды, которое дает возможность педагогу приблизиться к позиции ребенка, а ребенку « подняться» до позиции воспитателя, это разновозрастная мебель. В современном ДОУ появилась такая мебель, которая легко трансформируется и дает возможность ставить столы по – разному. Психологи утверждают, что дети, сидя за круглым столом, чувствуют себя комфортно и защищено, поэтому активны в учебной деятельности.

2.принцип активности самостоятельности, творчества ;

3.принцип стабильности – динамичности развивающей среды; Предметно - пространственная среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой педагогами программы. Ширмы помогают ограничивать или расширять пространство. Важно помнить, что ребенок не "пребывает" в среде, а преодолевает, "перерастает" ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.

4.принцип комплексирования и гибкого зонирования; Жизненное пространство в детском саду должно давать возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности: физкультурой, музыкой, рисованием, конструированием, шитьем, моделированием, экспериментированием.

5.принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды). В группе должно быть, не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер группы развивает вкус, чувство прекрасного.

6. принцип открытости и закрытости (природе, культуре, Я - образ). Наблюдая за окружающим миром, они приходят к пониманию того, что природой можно наслаждаться, восхищаться, любоваться, но и, что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране.

Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я - образа». Наличие в группе зеркала позволит ребенку рассматривать себя и увидеть, что при общем сходстве с другими детьми он не похож на своих сверстников.(другой цвет глаз, волос, курносый нос, пухлые губы.

7. гендерный принцип реализует возможность для девочек и мальчиков проявлять свои склонности в соответствии с общественными нормами; При создания среды педагоги учитывают возрастные особенности воспитанников, интересы, наклонности мальчиков и девочек. Наблюдения показали, что мальчики любят играть с крупным строителем, машинками, лего, а девочки охотнее играют с куклами - лечат, купают их, ходят в магазин, играют в школу.

8.принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого. Учитывая то, что ребенок в детском саду находится целый день необходимо создавать ему оптимальные условия. Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство: кровать и шкаф для одежды, место для хранения принесенных из дома игрушек, семейного альбома.

Педагогам ДОУ важно так организовать детскую деятельность, в том числе самостоятельную, чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. При этом показателем развития ребёнка являются не знания и навыки, а способность организовать свою деятельность самостоятельно: поставить перед собой цель, оборудовать своё рабочее место, спланировать деятельность, приложить волевые усилия, выстроить логическую цепочку действий, добиваться задуманного результата, проявляя при этом положительные культурно-этические качества в общении со взрослыми и сверстниками.

При отборе предметного содержания развивающей предметно – пространственной среды важно ориентироваться на "зону ближайшего развития" (Л.С.Выготский), т.е.на завтрашние возможности детей (то, что не требует усилий, не "работает " на развитие).

Игры, игрушки, пособия не должны находиться в группе в течение года бессменно. Условно их можно разделить на три категории:

- "вчера" (материал исследованный, уже известный, освоенный в личном опыте, используемый в повседневной жизни для приобретения новых знаний.

-"сегодня" ( тот материал, с которым дети начинают знакомиться на занятиях или в других организованных формах взаимодействия со взрослыми).

- " завтра" (содержание с которым предстоит познакомиться в недалеком будущем).

Эмоцианальная насыщенность - неотъемлемая черта развивающей среды. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Эту особенность детской памяти воспитателю надо всегда учитывать.

При создании в группе условий для саморазвития не следует забывать, что мальчики и девочки по- разному смотрят и видят, слушают и слышат, по - разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Так мальчикам требуется больше пространство, чем девочкам, они не могут изо дня в день делать одно и то же. Но и девочки и мальчики должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвижения новых идей, актуализации прежних знаний при решении новых задач. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников обоего пола.

Таким образом, создавая предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную пространственную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Таким образом, создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Предметно-развивающая среда в ДОУ

Учебный центр расположен таким образом, чтобы свет на рабочие столы попадал с левой стороны. Столы для занятий размещены в соответствии с нормами СанПиНа. Доска находится на уровне глаз детей. В учебной зоне размещены: центр творчества, мастерская, уголок природы, кабинет, минибиблиотека, уголок сенсомоторного развития, центр экспериментирования, уголок музыкального развития, патриотический уголок. Такое размещение связано с тем, что расположенные рядом столы и стулья позволяют использовать эти «функциональные помещения» как на занятиях, так и в свободной деятельности, в индивидуальной работе с детьми.

Центр искусства и творчества стимулирует детей к опробованию и реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности. В этом центре дети обычно проводят много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, вырезая из бумаги и т. д.

Минибиблиотека представляет собой столик с полочками для книг и иллюстраций к сказкам, произведениям. Минибиблиотека размещена рядом с центром творчества, чтобы дети могли рассматривать книги и здесь же рисовать к ним иллюстрации. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц. Новые книги выставляются в соответствии с программой по чтению .

Патриотический уголок , расположенный в зоне холла детского сада, способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны

В центре строительства дети могут конструировать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многие вещи. Оно помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, дает опыт решения проблем.

В центре драматизации имеются костюмы и предметы, которые дают детям желание разыграть сценки из реальной жизни. Это помогает им лучше разобраться в том, что происходит вокруг, и лучше понять свою роль в мире.

В центре науки воспитатель подбирает материалы, которые дети собирают и разбирают, такие как головоломки и конструкторы. Такие материалы развивают речь, интеллектуальные способности, тонкую моторику и координацию.

Уголок природы расположен непосредственно у окна. Цель: обогащение представлений детей о многообразии природного мира, воспитание любви и бережного отношения к природе, приобщение детей к уходу за растениями и животными, формирование начал экологической культуры. В уголке природы необходимо разместить краеведческие материалы (фотографии посёлка, гербарии растений, типичных для района).

Лаборатория - новый элемент развивающей предметной среды. Она создается для развития у детей познавательного интереса, интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию научного мировоззрения. В то же время лаборатория - это база для специфической игровой деятельности ребенка (работа в лаборатории предполагает превращение детей в "ученых", которые проводят опыты, эксперименты, наблюдения). Центр песка и воды - это специальный стол в группе - дает детям прекрасную возможность для познавательных игр, для использования органов чувств. Дети творят, мыслят и общаются.

В бытовой зоне располагается уголок дежурства . Цель: формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать положительное отношение к труду, самостоятельность. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с предметными картинками, которые каждый день выставляем в специальные рамки.
Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. Для девочек должны быть швейные машинки, утюги, куклы, пупсы, игрушечный домик для кукол; для мальчиков – наборы инструментов, солдатиков, военной техники.

В игровой зоне располагается уголок ряжения и театр , способствующий стимулировать творческие замыслы, индивидуальные творческие проявления. В создании театра игрушек-самоделок активное участие принимают сами дети.

«Интеграция развивающих центров активности детей обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребенка в образовательном процессе .

Насыщенная предметно- пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметно – пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Мы надеемся, что созданная в нашем детском саду предметно - пространственная среда будет способствовать интеллектуальному, творческому и личностному развитию наших воспитанников, поможет обогатить, их знания и впечатления, а также вызывать позитивное отношение родителей к ДОУ.

Литература

  • Киреева, Л.Г. Организация предметно-развивающей среды: из опыта работы / Л.Г. Киреева // Учитель. – 2009. – С. 143.
  • Кирьянова, Р.А. Принципы построения предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении / Р.А. Кирьянова// Детство-Пресс. – 2010. – С. 5-12.
  • Марецкая, Н.И. Предметно-пространственная среда в ДОУ как стимул интеллектуального. Художественного и творческого развития дошкольника / Н.И. Марецкая// Детство-Пресс. – 2010. – С. 13-40.
  • Нищева, Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н.В. Нищева// Детство-Пресс. – 2010. – С. 128.
  • Петровская, В.А. Построение развивающей среды в ДОУ / В.А. Петровская // Москва. – 2010.
  • Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М.Н. Полякова // Детство-Пресс. – 2010. – С. 41-62.
  • Ясвин, В.А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин // Москва. – 2000.

Что еще почитать