Праздник мертвых в мексике. Как в мексике отмечают день мертвых

Ко мне, упыри! Ко мне,
вурдалаки!

К/ф «Вий»

Если бы моя бабушка каким-нибудь чудесным образом оказалась в Мексике в первых числах ноября, она бы непереставая крестилась, думая, что оказалась в гостях у Дьявола.

1 и 2 ноября в Мексике отмечают один из самых грандиозных и красочных праздников – День Мертвых (Dia de los Muertos) . Как оказалось, именно в Оахаке и ее окрестностях он проходит с особым размахом. Тысячи туристов приезжают сюда посмотреть на торжество мертвых душ и их живых родственников. Ну а нам, живущим в Оахаке, грех было не окунуться в атмосферу праздника с головой.

У мексиканцев совершенно особое отношение к смерти. Мало того, что они ее не боятся, так еще и подшучивают частенько над этим неизбежным событием. Черепа, скелеты – неотъемлемая часть их повседневной жизни. Чего только одна колоритная стоит. Кто это, спросите вы? Катрина – это милейшая женщина-скелет в шикарной шляпке. Ее образ очень популярен в Мексике и встречается повсеместно, даже на одной из знаменитых фресок Диего Риверы.

День же Мертвых – самый настоящий апофеоз отношений мексиканцев, смерти и всяких потусторонних сил в целом.

Этот праздник уходит своими корнями еще во времена ольмеков и майя. Посвящен он памяти умерших и празднуется с большим размахом, увлекая всех жителей в единый водоворот. Никто не остается безучастным, никто не сидит дома. Считается, что в эти дни души умерших родственников посещают родной дом и их пытаются встретить с распростертыми объятиями, любовью и радостью. Никто не грустит и не печалится, да и, сказать честно, мексиканцы вообще не любят грустить ни в какие из дней. Чтобы было веселее, устраивают парады, костюмированные шествия и украшают все вокруг.

Что же получается? Выходит, что наполовину этот праздник внешне напоминает наши Пасху и Троицу, наполовину – американский Хэллоуин. С одной стороны, мексиканцы, помимо приглашения усопших в дом, толпами отправляются на кладбища, дабы почтить своих умерших родственников. Там они наводят порядок, украшают все охапками ярких цветов (одни мы называем бархатцами, другие – петушками). Плюс к этому пекут Хлеб Мертвых (Pan de Мuerto) – аналог наших пасхальных куличей. Ну, чем не Пасха? Разве что не принято грустить. Наоборот, устраиваются шумные концерты, театрализованные сценки, гулянья, в общем, все веселятся от души. Даже над могилами родственники вспоминают смешные и курьезные случаи из жизни ушедших и смеются от души.

С другой стороны, мексиканцы устраивают костюмированные карнавалы, что очень напоминает «тыквенный праздник». Место тыкв занимают черепа, а улицы заполняют толпы всевозможных страшилищ: ведьмы, колдуны, скелеты, зомби. Наряжаются все: от малых детей до преклонных лет мужчин и женщин.

Пожалуй, хватит разговоров, давайте-ка посмотрим на праздник. Если помните, официально длится он два дня, на деле растягиваясь порой на неделю.

Первого ноября мы с Андрюсиксом отправились в центр города, в сторону улицы Алькала (Calle Alcala) . Там-то и происходит все самое интересное, захватывая также центр города с площадью Сокало (Zocalo) и прилегающие улочки.

Не успев дойти до Алькалы, начали замечать всякие необычные невиданные до того штуковины. Из глубины дворов на нас смотрели яркие алтари. Подобные шедевры встречались рядом с церквями и на центральной площади. Традиционно алтари украшают черепами, цветами и любимыми кушаньями усопших, в честь которых они создаются.

На улицах стали появляться колоритные персонажи. Творили этих симпатяг здесь же, посреди улицы, с помощью нехитрого набора красок и нескольких кисточек. При желании за 200 рублей можно было превратиться в милого мертвеца, упырька или сестренку Катрины.

Детишки повсюду клянчили мелочь у прохожих и особенно усиленно и самоотверженно у туристов.

Некоторым было явно не до праздника.

Ноги сами собой привели нас на главный рынок Бенито-Хуарес (Benito Juárez) . Здесь многие продавцы и прочий персонал также перевоплотились в персонажей из потустороннего мира.

Побродив по городу, мы с Андрюсиксом отправились на центральное кладбище – Пантеон Генераль (Panteon General) . На задворках кладбища нас встретил цветочный рынок, пестрящий яркими красками.

Пантеон Генераль – старейшее кладбище во всей Оахаке, многие могилы датированы второй половиной девятнадцатого века. Шикарные надгробия и склепы делают его практически музеем.

Некоторые украшения, если честно, устрашают))

Посетителей на кладбище можно повстречать самых разных: здесь и ничем не выделяющиеся обыватели, и уже вошедшие в образ. Побывать в обители усопших может любой желающий, независимо от внешнего вида или национальной принадлежности. Туристы посещают пантеон охотно и с большим любопытством. Еще бы! Такие персонажи, да в такой обстановке!

Незадолго до того, как мы покинули кладбище, повсюду стали зажигать свечи. Говорят, что огонь свечей помогает душам мертвых найти дорогу туда, где их помнят и ждут.

День неуклонно приближался к вечеру. Стремительно темнело. Толпы гуляющих становились все плотнее, а персонажи еще забавнее. Казалось, что мы попали на выставку забавных уродцев, пытавшихся перещеголять друг друга.

Хозяева даже собак своих попытались сделать частью всеобщего веселья. Четвероногие, кажется, были довольны, щеголяя в искрящихся плащах и сбрасывая с себя островерхие шляпы.

Туристы, надо заметить, тоже не отставали, разукрашивая свои лица не менее, а может, даже более охотно, чем мексиканцы. Экзотика, однако.

Город гудел и извергал громкие звуки. То и дело поток гуляющих разрывали группы музыкантов, заполняя все вокруг немного нескладными, но заводными мелодиями.

Андрюсикс не успевал нажимать на кнопку затвора, пытаясь запечатлеть интересные типажи, в которых не было недостатка. Нам было интересно все! Подобное действо мы видели впервые. Разве что парад в честь Девы Марии Гваделупской запомнился, на который мы однажды попали в Мехико.

В центре, совсем рядом с Сокало мы увидели нечто новенькое – картины из песка, покрывавшие и перекрывавшие собою проезжую часть дороги.

К восьми-девяти вечера толпа слилась в нечто единое, покрыв Алькалу ровным шевелящимся покрывалом. Перемещаться можно было только подстроившись под общий ритм.

На силу вырвались из бушующей толпы и отправились в сторону дома, решив, что на сегодня впечатлений достаточно. Не успели подойти к нашей улице, как увидели еще один эпицентр празднества в паре минут от нашего дома, у церкви Iglesia de San Matias Jalatlaco . Здесь плясали, пели и взрывали петарды. Уснуть в тишине нам сегодня явно не грозило. В итоге так и заснули под непрекращающиеся взрывы и звуки оркестра.

Второго ноября было решено продолжить приобщение к мексиканскому колориту. Видимо, истосковались мы по нему за время путешествия по Штатам и последовавших за этим трудовых будней. С этой целью отправились в расположившийся недалеко от Оахаки городок Куилапам-де-Герреро (Cuilapam de Guerrero) . Главной нашей целью было посещение тамошнего бывшего монастыря. Я уже упоминала о нем в дневнике , возможно, еще и подробную заметку напишу с технической информацией, потому что монастырь этот оказался неожиданно интересным и атмосферным местом.

После обследования монастыря, заглянули на местное кладбище (Panteón Municipal) . Вы не думайте, мы не маньяки, просто кладбища у мексиканцев на День Мертвых очень уж нарядные и яркие.

На этом мы поставили точку в нашем знакомстве с мексиканским Днем Мертвых. Остались очень довольны, получив массу положительных эмоцией и хлебнув с излишком местного задора!

Ах, да, чуть не забыла! Всем тем, кто планирует провести второе ноября в Оахаке, советуют также посетить кладбище Panteon San Felipe , что к северу от города.Мы поленились и не поехали туда, решив, что хватит с нас подобных мест. Тем боле, что находится это кладбище весьма далеко от центра города – надо искать автобус, да еще и ехать минут пятнадать-двадцать.

Побольше вам интересных праздников, дорогие читатели!

Мексиканский праздник «День Мертвых» – один из самых шокирующих, и в то же время, захватывающих и самобытных праздников мира. «Dia de los Muertos», как его дословно называют в Мексике, - время, когда тысячи мертвецов оживают и выходят на улицы городов, празднуя и веселясь, вместе с живыми. В это время, в Мексике все словно переворачивается «с ног на голову»: ночь превращается в день, кладбище - становится наиболее популярным местом отдыха в городе, живые надевают личину мертвых, усопшие - оживают. Об этом аутентичном мексиканском празднике, посвященном мертвым, мы и расскажем в нашей статье.

Стоит сразу отметить, что в Мексике практикуется совершенно иное отношение к смерти, нежели у нас и в Европе. Смерть для мексиканцев не является концом всему, а лишь продолжением жизни, но уже в ином, более лучшем мире. Поэтому, мертвых тут принято не поминать, как у нас, а встречать с радостью и весельем. Ведь, мексиканский «День мертвых» - это действительно праздник, так как, только в это время, любимые мертвые родственники, имеют возможность навестить своих близких, оставленных в этом мире.

История этого праздника уходит во времена языческих верований коренных народов Мексики, и связана с традициями древних ацтеков и майя, практиковавших различные ритуалы смерти и воскрешения мертвых. До того, как Мексику завоевали испанцы, у ацтеков было принято хранить в доме черепа своих родственников и использовать их, в разного рода, церемониях. В течение одного летнего месяца у них устраивались кровавые жертвоприношения, чтобы таким образом отдать дань уважения своим мертвым предкам, всему загробному миру и покровительнице того мира - богине Миктлансиуатль. Первые завоеватели Мексики, увидев такие обряды, были шокированы, ведь проводя их, ацтеки словно смеялись над смертью, индейские ритуалы были, самым настоящим кощунством, в глазах, просвещенных европейцев. Испанцы начали срочное обращение коренного населения Центральной Америки в католическую веру, хотя искоренить, прижившиеся здесь веками традиции было очень сложно. Им удалось отменить принесение кровавых жертв, а также сократить этот праздник до пары дней в году. Тем не менее, подмена радости на скорбь и черепа - главного символа мексиканского праздника «Dia de los Muertos», на крест - не удалась.

До сих пор, для впервые попавших на этот праздник туристов, он кажется весьма экстравагантным, и это, наверное, мягкое определение переживаний по этому поводу. Традиционно, праздник «День мертвых» в , отмечают первого и второго ноября. Причем празднование идет на территории всей Мексики. Мексиканцы утверждают, что в те дни загробный мир оживает, а души ждут в их земных жилищах, украшая их фотографиями почивших родственников и друзей, готовя им самые любимые сладости, везде размещают символы праздника - яркие черепа. Еще одним символом «Дня Мертвых», является «Катрина» - это женский скелет, наряженный в яркое платье и широкую шляпу. Он олицетворяет ацтекскую богиню смерти Миктлансиуатль.

Что самое интересное, так это то, что зловещим теперь остается лишь название праздника, но сам он, вызывает лишь положительные эмоции. По улицам гуляют тысячи переодетых и загримированных под мертвецов людей, везде работают ярмарки, где продаются праздничные атрибуты на эту тему: фигурки-скелеты, черепа из керамики, свечи, различные сладости, в форме гробов, скелетов, черепов. На всех крупных площадях, основных улицах городов, устанавливаются громадные черепа, а также сооружаются яркие инсталляции, на тему загробной жизни. Очень интересно в эти дни оказаться на главной площади столицы Мексики – города Мехико, которая называется - Площадь Соккало или Площадь Конституции. На этой площади, занимающей двести сорок квадратных метров, и являющейся символом города, стоят старинные строения, оставшиеся со времен нахождения тут древней столицы ацтеков – Теночтитлана, а также, невероятно красивые здания, в колониальном стиле, построенные европейцами. Недалеко от площади находится пирамида, на ее вершине века назад был Храм бога Солнца и бога Дождя. И именно на этой площади, в «День мертвых», традиции мексиканцев вырисовываются очень наглядно. Но стоит сказать, что в разных частях Мексики, во время празднования «Дня мертвых», есть некие различия: если в долине Мехико, основное внимание уделяется украшению алтарей и домов усопших людей, то в городе Оахака-де-Хуарес, праздник «Dia de los Muertos» идет с грандиозным размахом: тут стартует настоящий карнавал и город заполняют «танцующие скелеты», которые веселятся под музыку духовых оркестров и песни мариачи. Пустынные улицы днем, ближе к ночи заполняют толпы танцоров, оркестры, за которыми шагают ряженые и зеваки-туристы. Такие шествия возникают совершенно спонтанно, без маршрута и расписания. Любой человек со стороны, имеет возможность присоединиться к этой беснующейся толпе и бродить за ней улицам города. Карнавальное настроение охватывает всех и каждого, и длится оно до первых лучей солнца третьего ноября. А вот в мексиканском городке Помучь до сих пор чтят традиции индейцев, существовавшие еще до вступления европейцев на этот материк: в «День мертвых» здесь извлекают из земли останки близких, очищают их от сгнившей плоти или тщательно полируют, уже очищенные в прошлые годы кости. Поэтому, слабонервным туристам, ехать в тот город и ходить на кладбище в те дни, не рекомендуем. То есть, как вы уже поняли, в традициях празднования «Дня мертвых» в Мексике, имеются некоторые региональные отличия. Но везде, праздничный размах этих дней в Мексике, затмевает празднование Рождества. Порой, мексиканцы настолько жаждут наступления «Дня мертвых», что начинают его отмечать, даже чуть раньше – с тридцать первого октября. «Dia de los Muertos» - официальный национальный праздник Мексики, дни которого являются выходными, в этот период не работают ни школы, ни предприятия.

Праздничные дни можно подразделить по смысловой нагрузке. Первого ноября в Мексике празднуют «День маленьких ангелов» - «Día de Angelitos», он посвящается почтению памяти усопших детей или младенцев. Второго ноября, начинается «Día de los Muertos» - почтение взрослых умерших. Но этому, предшествует многомесячная подготовка, когда в школах, в институтах, других сообществах начинается изготовление масок, костюмов, ростовых кукол, идут ежедневные репетиции музыкантов, создаются дизайны торжественных алтарей. Непосредственно перед праздником создаются эти алтари, которые украшают цветами - желтыми бархатцами. Считается, что таким образом можно создать символическую дверь между мирами, через которую души могут вернуться домой. Недаром бархатцы называют «цветком мертвых» - «flor del muerto». Такой алтарь должен быть в каждом мексиканском доме, а также их создают на площадях, в местных школах, магазинах, ресторанах, больницах, отелях, аэропортах. К алтарям возлагают не только цветы, но и прочие подношения: свечи, тамале - мексиканское блюдо, приготовленное из кукурузной муки, фрукты, игрушки - для маленьких умерших детей, алкоголь - для взрослых умерших. Обязательными атрибутами каждого алтаря на «День мертвых» является вода, потому что, мексиканцы считают, что духи страдают от жажды после путешествия между мирами и от голода, который может утолить только специальный сладкий хлеб – «pan de muertos», дословно «хлеб для мертвых». Женщины-мексиканки готовят блюда, которые очень любили мертвые при жизни, в каждом доме специально заправляют кровать, на которой пришедшие мертвые могли бы отдохнуть. В домах принято собираться родным и близким, чтобы радостно встретить покойных.

В дни перед праздником, на всех прилавках магазинов, лавочек продают символы праздника – гробики, черепа, скелетики, - они могут быть изготовлены из шоколада, из глины, из картона. Вообще, черепа и скелеты в это время можно увидеть повсюду: их рисуют на дверях и окнах домов, на асфальте и стенах, на одежде тоже должны быть эти символы. Но желательно, чтобы черепа были нарисованы яркими цветами и улыбались, ведь «День мертвых» в Мексике - праздник радости и веселья, а не скорби и тоски. Поэтому, если в эти дни вам подарят символический череп или гробик, где написано ваше имя, то не будьте шокированы: это сделали от всей души, потому что так принято в Мексике. Такие подарки делают всем родным и близким, а также друзьям. Кроме того, на витринах магазинов, можно часто увидеть пирамидки - ацтекские «цомпантли», которые индейцы воздвигали из черепов поверженных врагов. Это мексиканский символ неразрывной связи жизни и смерти.

В течение празднования «Дня мертвых», принято ночью посещать кладбища, но это, опять-таки, не грустное событие, а настоящая кульминация праздника и долгожданная встреча с родственниками, ушедшими в другой мир, возможность провести с ними время, выпить и поесть в кругу родных и близких. Стоит предупредить, если вдруг вы тоже решите съездить на кладбище в эти дни, чтобы посмотреть на традиции празднования мексиканцев, что парковка будет занята, а машины местных жителей заполонят несколько кварталов вокруг. Люди стекаются сюда плотным потоком. Они убирают могилы, посыпают их лепестками цветов, ставят венки и букеты из желтых бархатцев, украшают свечками, приносят сюда самую любимую еду, напитки их покойного, а также его фотографии. Потом устраивают на могиле пикники и танцы, под веселую музыку музыкантов-мариачи. Европейцев это вводит в ступор и кажется кощунством, а для мексиканцев – это возможность создать семейную идиллию у каждой могилы. Тут все как на наших семейных праздниках: женщины суетятся, накрывая стол, мужчины общаются и рассказывают интересные истории о жизни покойного, нарядные дети играют и бегают, а младенцы спокойно дремлют в колясках. Но стоит сказать, что чаще всего, традиции задушевных посиделок на кладбище, поддерживаются теперь в маленьких городках и селах, а жители крупных городов предпочитают устраивать веселые карнавалы.

В любом случае, для европейцев, знакомство с традициями празднования «Дня умерших» в Мексике, станет ударом по привычным стереотипам и раскроет совершенно иную и противоположную точку зрения на смерть. Поэтому, если у вас будет возможность побывать на этом мексиканском празднике, то очень вам рекомендуем это сделать.

Существует одна таинственная и древняя традиция, внесенная ЮНЕСКО в список нематериального культурного наследия человечества и вдохновившая многих художников, историков и антропологов, наблюдавших ее. Это День мертвых в Мексике. Узнайте больше об этой волшебной дате, а также о том, где лучше всего встретить этот праздник.

Истоки Дня мертвых восходят к доиспанским временам. В древних мексиканских культурах ацтеков, майя, пурепепеча и тотонака идеи жизни и смерти всегда были взаимосвязаны, одна не могла существовать без другой. Исходя из этого возникло множество обычаев.

Например, индейские народы сохраняли черепа умерших и использовали их в своих церемониях как символы смерти и перерождения. Смерть присутствовала во всех формах самовыражения и эта традиция сохранилась до сих пор.

Во времена ацтеков праздник отмечали на протяжении месяца в августе. Богиня Миктлансиуатль была королевой мертвых, аналогом нынешней Катрины (женского скелета, олицетворяющего смерть). Фестиваль был посвящен памяти ушедших родственников и детей.

Когда в XVI веке сюда прибыли испанские конкистадоры, они отнеслись к празднику с уважением, но перенесли ее на начало ноября, что совпадало с католическим Днем Всех Святых.

День Всех Святых наступает сразу после Хеллоуина, празднества, произошедшего от кельтского Самайна, также связанного с мертвыми. Таким образом, испанские евангелисты объединили все эти традиции, из которых и получился современный День мертвых.

Тем не менее празднования в разных регионах страны отличаются друг от друга. Поскольку Мексика — мультикультурное государство, то каждый город, народность и социальная группа добавляет ко Дню мертвых собственные элементы. Именно поэтому его нельзя назвать единым католическим праздником, это скорее результат смешения европейской и коренных культур, которых на территории страны неисчислимое множество.

Согласно верованиям, души детей возвращаются в наш мир 1 ноября, но основные празднования проходят на следующий день, когда приходят души взрослых. Ранним утром семьи идут на кладбища, чтоб украсить могилы родственников поразительными алтарями, которые, по преданиям, помогают душам вернуться на верный путь.

Алтари и могилы украшают свечами и цветами календулы, чтоб души не блуждали в темноте. Также мексиканцы приносят предметы, связанные с покойными: любимые игрушки детей, картины, любимые блюда, напитки, цветы и т. п.

Зачастую на алтаре можно найти сахарные черепа с именами умерших и традиционный “хлеб мертвых”, который сделан из сладкого теста с полосками, символизирующими кости. Многие семье также устанавливают алтари дома и там чествуют своих покойных близких.

Кроме того, мексиканцы пишут стихи-калаверы, в которых Катрина высмеивает живых, отмечая их недостатки, и обрекает их на смерть. Каждый год в газетах печатают стихи, посвященные политикам и прочим знаменитостям.

В целом отношение к смерти в Мексике многогранно. Она торжественна и празднична, и несмотря на многочисленные шутки, к смерти относятся с уважением и религиозным почтением. Все это можно увидеть во время Дня мертвых.

В Мехико праздник принято отмечать с размахом, и лучше всего делать это в Сан-Андрес-Мишкик или Сочимилько. Первый — это маленький и древний городок к югу от столицы. На местное кладбище 1 и 2 ноября съезжаются тысячи людей со свечами, цветами, сахарными черепами и вкусной едой. Для поднятия настроения с ними приезжают и марьячи. Мексиканцы открывают двери домов, чтоб души умерших могли проникнуть в помещение и утешиться алтарями в свою честь.

В Сочимилько проходит прекрасное представление, насладиться которым можно с борта традиционной деревянной лодки трахинеры.

Вечером нужно проплыть по каналам к маленькому острову, на котором играют популярную мексиканскую легенду про Плакальщицу. По пути вы увидите, что дворики домов украшены свечами и яркими алтарями, и услышите ароматы цветов и “хлеба мертвых.

Помимо прочего, алтарями украшены улицы, площади, музеи и церкви. В это время проходит множество конкурсов на лучший алтарь и разного рода выступлений. В начале ноября всю Мексику заполоняют Катрины, цветы календулы, разноцветные флажки, черепа, скелеты и прочие предметы, связанные с праздником.

И это лишь несколько причин, по которым не стоит пропускать древнее празднество в столице Мексики. Это один из самых сюрреалистических фестивалей мира, самый оживленный праздник смерти не нужно пытаться представить, его стоит видеть.

А вы бывали когда-нибудь на дне мертвых в Мексике? Расскажите об этом в комментариях к статье.

И подписывайтесь на обновления сайта, чтобы не пропустить следующую интересную статью.

В эти дни устраивается карнавал, готовятся сладости в виде черепов, делаются специальные фигурки одетых женских скелетов — Катрина, то есть модница, франтиха (исп. La Calavera de la Catrina).

В 2004 году студенты Национального автономного университета Мексики выстроили из 5667 сахарных, шоколадных и карамельных черепов стену, что на 2667 черепов превышает прежнюю стену. Стена занесена в Книгу рекордов Гиннесса.

Ко дню мертвых украшают кладбища лентами и цветами, дороги к домам умерших их родственники заставляют свечами, чтобы покойник мог найти дорогу домой.

День мертвых стали отмечать на территории современной Мексики ещё древние народы, такие как ольмеки и майя. По мнению ученых ритуалы, связанные с почитанием умерших отмечались ещё 2500—3000 лет назад. В период до испанской колонизации местные жители часто держали в домах настоящие черепа умерших — как своеобразную семейную реликвию, их часто демонстрировали во время различных ритуалов, они должны были символизировать смерть и воскрешение.

Во времена империи ацтеков праздник, похожий на День мертвых, отмечался в девятый месяц ацтекского календаря, который приходится на современный август. Ацтеки праздновали этот праздник целый месяц, во время которого почиталась богиня Миктлансиуатль — богиня смерти. В современной мифологии этой богини соответствует символ Катрины. Во многих областях Мексики этот праздник празднуется в течение двух дней: 1 ноября почитают умерших детей и младенцев, который ещё называют Днем ангелочков (исп.Día de los Angelitos). 2 ноября, в День умерших (исп.Día de los Difuntos) почитают всех взрослых мертвецов.

Многие из тех, кто отмечает этот праздник верят, что в День мертвых души умерших могут посетить живых родственников и друзей. В этот день люди посещают кладбища чтобы пообщаться с душами умерших, на могилах строят алтари с фотографиями и реликвиями, приносят любимые напитки и еду умерших. Все это делается для того, чтобы побудить душу усопшего посетить живых. Иногда празднования приобретают весёлую окраску, когда родственники умерших вспоминают у надгробия смешные или веселые факты из жизни умершего.

Празднование Дня мертвых в разных регионах имеет свои отличия. Как правило, к празднику готовятся на протяжении целого года, когда понемногу собирают вещи, которые должны быть на алтаре умершего. Во время празднования 1 и 2 ноября родные украшают цветами и фруктами могилы умерших. Очень часто в украшениях на могилах используют специальные цветы — оранжевые бархатцы, которые по повериям притягивают души умерших. В Мексике эти цветы называются «Цветы мертвых» (исп.Flor de Muerto). В День ангелочков приносят игрушки для детей и сладости. Для взрослых же чаще всего приносят текилу, пиво и другие алкогольные напитки.

В Москве мексиканский Алтарь мертвых можно увидеть в дни праздника в Институте Сервантеса, где его уже два года подряд строят преподаватели из Мексики.

День мертвых в современной Мексике - красочное, мистическое, пародийное, немного ностальгически щемящее и детски наивное действо. Для возвращающихся в этот день на землю усопших на специальном домашнем алтаре раскладывают разнообразное угощение и те вещи, которые они любили при жизни (по языческим повериям, духи могут любоваться ими, а также вдыхать запахи приготовленных для них блюд). Кроме того, на алтарь часто кладут подписанные именами умерших близких сахарные фигуры в виде черепов, pan de muertos (хлеб мертвых) - специальную выпечку с изображением перекрещенных костей и посыпанную сахаром - и букетики сезонных желтых бархатцев flor del muerto (считается, что это любимые «цветы мертвых»). Семьи, в которых кто-то умер в последние 12 месяцев, готовят особые яства - тамале (традиционное мексиканское блюдо из кукурузной муки) и атоле (горячий напиток из кукурузной муки).

Любопытно, что одну кровать заправляют нарядным покрывалом - это постель, на которой умерший может отдохнуть после долгого путешествия. А в некоторых мексиканских селениях существует обычай выкладывать лепестками цветов и горящими свечами дорогу от могилы умершего к дому, где его ждет торжественный прием. Так исключается вероятность того, что он случайно заблудится по пути.

Массовое посещение кладбищ знаменует кульминацию праздника. Семьи не только приводят в порядок могилы, но и устраивают пикники и танцы под живую музыку, участвуют в шумных и веселых гуляния до поздней ночи.

День мертвых в Мексике - национальный праздник и всенародный выходной.

Отличие от Хэллоуина

Необходимо отметить, что, хотя День мертвых и Хэллоуин имеют сходное происхождение и ряд смежных черт, это абсолютно разные праздники. Хэллоуин в больше степени связан со страхом перед нечистой силой, сумевшей пробраться из потусторонних миров. День мертвых же представляет собой гостеприимное приглашение дружелюбных духов на землю и чествование их за общим столом. Тем не менее заразительная традиция отмечать Хэллоуин проникает и в Мексику. Наряду со специальными товарами ко Дню мертвых, сахарными черепами, скелетиками из папье-маше и pan de muertos, в магазинах в больших количествах продаются тыквы-фонари и вампирские клыки. А в больших городах на северо-западе дети даже взяли на вооружение традицию trick-or-treat, только облаченные в костюмы ведьм и дракул мальчики и девочки выпрашивают сладкий символ Дня мертвых - calaverita (шоколадный или сахарный череп).

В праздничные дни толпы туристов собирает, как правило, Сан Андрес Мишкик, часть Мехико, где расположено единственное открытое для посещения кладбище в пределах столицы. В дополнение к классическим обычаям здесь проводятся веселые игры, концерты и народные танцы, а также весьма любопытное шествие с картонным гробом. Под конец «покойник» неожиданно выпрыгивает из гроба и со всех ног убегает под дружный смех толпы.

Тем, кто обладает крепкими нервами и хочет увидеть ожившие языческие ритуалы, стоит отправиться в город майя Помуч. Здесь в канун Дня мертвых проводят жуткую церемонию эксгумации останков усопших. По прошествии трех лет после захоронения человеческие кости достают из гроба, очищают, аккуратно складывают в красиво оформленный именной ящик и выставляют на кладбище на всеобщее обозрение. После торжеств останки укладывают в специальное хранилище. На следующий год церемония повторяется. Считается, что такого рода кощунственные в понимании многих манипуляции - знак уважения и проявления заботы. Если их не проводить, души умерших будут беспокоить своих живых родственников и в праздник не смогут побывать дома.

Представьте: приходит к вам гость и дарит коробочку. Вы её открываете - а в коробочке череп. На черепе - ваше имя, и сам он такой весёленький, разукрашен цветочками и звёздочками. А в это время ваши детишки вовсю уплетают сахарные гробики и шоколадных мертвецов… В этом нет ничего странного: наверное, ваш гость мексиканец или недавно вернулся из Мексики с целой кучей сувениров.

Смерть приручённая, смерть своя

Крылатые песочные часы в костлявой руке обозначают, что время летит слишком быстро. Вот и смерть пришла

В Европе со смертью не шутят. Это смерть шутит со всеми, пляшет на погостах, скалит зубы и машет костлявыми руками. Смерть в Европе неопрятна, ходит в истлевшем саване или, в лучшем случае, в чёрном балахоне. Она может разъезжать на коне или в телеге, стреляя в людей из лука. Она правит бал, она триумфатор. В руках у Смерти меч, коса, песочные часы, иногда гроб.

В каждой стране смерть представляют по-своему. Влияют на это и традиции, и язык. Так, в Англии и Германии смерть мужского рода - Мрачный Жнец, скелет, всадник, победитель. Он не прочь позаигрывать с красавицей-девицей, но шутки его грубы и холодны. Да и незачем мертвецу думать о делах амурных, у него другие интересы. Он пришёл из страны, где нет ни времени, ни любви, ни радости, ни покаяния - всё это остаётся на земле. Мрачный Жнец приходит внезапно - и скашивает людей, как колосья, вырывает их из привычной жизни, тащит плясать с собой, несмотря на слёзы, мольбы, отчаяние.

В России, Испании, Франции и Италии смерть женского рода. Впрочем, суть всё та же: форма черепа ничуть не смягчается, кости не становятся привлекательнее.

Ужас перед смертью давил на европейскую культуру не всегда. Когда-то смерть была неотъемлемой частью жизни. Всякий родившийся должен вырасти и умереть, это так же нормально, как зима после осени. Человек прощался с домашними, складывал с себя обязанности и засыпал до пробуждения в конце времён. Такую мирную кончину историк Филипп Арьес в своём труде «Человек перед лицом смерти» называет «приручённая смерть».

Всё меняется в XII веке. На могилах появляются эпитафии, заказываются заупокойные мессы, умирающий подробно объясняет, как и где его хоронить. Арьес называет этот период «смерть своя». Благодушие прежних веков подошло к концу, грешные души нуждаются в искуплении. Человек уже не покоится в ожидании воскресения, когда все, кроме отъявленных злодеев, отправятся в рай. Он со смертного одра приходит на неизбежный и справедливый суд к Богу. Есть от чего прийти в панику и заранее умолять о снисхождении, есть от чего просить помощи у живых. Пусть родные и друзья молятся усерднее за того, кто сам молить о милосердии уже не сможет.

Скорбное шествие. Впрочем, скелеты не выглядят печальными

Но настоящий смертный ужас Европа узнала в 1347 году, когда в средиземноморские порты прибыли с Востока заражённые чумой корабли. Эпидемия распространялась с огромной скоростью, люди умирали за считанные дни. Чума двинулась в победное шествие по Европе, а за ней следовали голод, война и смерть - всадники Апокалипсиса не ездят поодиночке. Истощённые люди были бессильны перед болезнью, масштабы бедствия росли. Деревни горели, города не вмещали всех нуждающихся в укрытии. Трупы по много дней валялись непогребёнными - некому было хоронить.

В живописи и словесности того времени царит один сюжет: пляска смерти. Её называли Totentanz в Германии, danse macabre во Франции, danza de la muerte в Испании. Вереницу людей ведут весёлые скелеты, некоторые из них играют на музыкальных инструментах, из гробов поднимаются всё новые жуткие плясуны в развевающихся саванах. За смертью следуют плачущие дети, женщины, короли, законники, кардиналы и сам папа, уличные музыканты, бродячие торговцы, благородные дамы и рыцари - никто не может избежать участия в мрачном карнавале.

Первые картинки с вереницами плясунов пришли из немецкого города Вюрцбурга в 1350 году и с тех пор кружили по всем странам. Популярность этого сюжета связана с его универсальностью и некоторой садистской справедливостью: ты мог жить богато или бедно, быть красавцем или уродцем, но конец твой неотвратим. Картинки охотно раскупали, ими украшали рукописи, фрески с вереницами плясунов сохранились на зданиях. Иногда рисунки сопровождались стихами: покойники жаловались, что их надежды и мечты пошли прахом, им уже не исправиться, смерть подсекла их косой, и впереди только Страшный Суд. А Смерть либо дула в дудку и колотила в барабан, либо невозмутимо возглавляла процессию. Её посланники-скелеты смиряли сопротивляющихся, вовлекая их в строй.

Не вполне понятно, откуда пошло слово «макабр». Возводят его то к арабскому maqabir (гробы), то к ветхозаветным воинам Маккавеям. Крестоносцы завезли слово или ещё какими путями оно пришло в Европу - уже неважно. Оно прижилось - и понеслись сплошные «данс макабры». Кстати, слово danse в Средние века означало, помимо танца, ещё драку и бойню.

Итак, смерть перестала быть чистой и честной. На смену строгим каменным гробницам и благообразным статуям пришло отвратительное месиво обнажённых тел, вздутых, лопнувших, истекающих сукровицей и гноем, с разверстыми внутренностями, где кишат черви. Такова она, смерть, которой не избегнет никто.

Нельзя сказать, что средневековье прежде не видало трупов. На кладбищах в те времена было людно, тут жили, гуляли, торговали, в том числе собственным телом, и даже пекли хлеб. Никого не смущали груды костей из разрытых могил, тяжёлый запах и трупы, ожидающие погребенья. Но именно во времена чумных пандемий человечество по-новому увидело страшную картину пляшущей и хохочущей смерти - и с тех пор так и не оправилось от шока. Тут уж не до смеха - ты жалок и бессилен перед всесокрушающей поступью Смерти, и куда она поведёт грешников - это уж её дело.

Смерть перевёрнутая

Вот так веселятся скелеты

Войны и катаклизмы ХХ века научили человека новому отношению к смерти. По выражению Арьеса, человечество вступило в новую фазу - «Смерть перевёрнутая», смерть, которую прячут, словно бы стыдясь. Ещё в XIX веке смерть была делом социальным, публичным, сопровождалась тщательно прописанными ритуалами типа посещения умирающего, похорон, поминок, траура. Теперь же общество старается скрыть факт смерти. Как пишет Арьес, «смерть больше не вносит в ритм жизни общества паузу. Человек исчезает мгновенно. В городах всё происходит так, словно никто больше не умирает».

Общество не желает помнить о смерти, она - грубая, грязная, безобразная и физиологичная - скрыта. Это проявляется даже на языковом уровне. Интересно, что в русском языке слова «покойник» и «мертвец» относятся к категории одушевлённых, а более новое слово «труп» - нет. Язык ставит чёткую границу: труп - это не «кто», даже не «бывший кто». Труп - это «что», это вещь. К жизни он не имеет никакого отношения. Смерть становится неприличной темой, как до недавнего прошлого - секс. Мир Запада отказывается иметь перед глазами назойливое свидетельство того, что все смертны. Если кончина известного человека хоть как-то удостаивается внимания общественности, то смерть обывателя касается лишь его родственников, коллег и знакомых, а соседи по подъезду могут и не узнать, что жилец 25-й квартиры переселился в мир иной. Носить траур уже не принято, избыточно предаваться скорби - тоже. Смерть в XIV веке бросалась в глаза, хватала людей за подол, напоминая о себе. Смерть в ХХ–ХХI веках решительно изгоняется из домов. Всё больше народу умирает не в своей постели, а в больницах и домах престарелых.

При этом мы живём в мире, где смерть повсюду. В кино и играх мы встречаем самые жуткие её облики - куда там средневековью против современных «живых мертвецов». Оживший труп - это враг, он приходит, чтобы убить тебя, ну или хотя бы внести разлад и хаос в нормальное течение жизни. Но реальной смерти при этом как будто не видно. Она спрятана, стёрта, табуирована. Её убрали, выгнали, как пытались выгонять из городов в Средние века, сжигая чучело Смерти.

Даже вспоминая о трагических страницах истории - например, о Великой Отечественной войне, - на первый план выносят подвиги героев. О жертвах войны говорят редко, среди радостного праздника предаваться скорби как-то неловко. Смерть как бы остаётся за кадром. Этому способствуют и её масштабы - человеку просто не под силу осмыслить чудовищность потерь, а раз так, то и осмыслять нечего. Это не политика, а недопущение смерти в свой мир. Её смакуют в фильмах, играх, книгах - где угодно, но вне обыденности.

Наши любимые мертвецы

Афиша праздника мёртвых. Ни намёка, что будет грустно

Мексика - не Европа. Это другое духовное пространство из совсем иного мира. И хотя мексиканцы говорят по-испански, культура Мексики питается не от испанских корней. Европа тут словно бы и ни при чём: перед нами Мезоамерика. Стоит ли удивляться, что мы настолько не схожи?

Все, кто был в Мексике или знаком с мексиканцами, в один голос говорят: это очень весёлый и открытый народ. Несколько непунктуальный, шумный, яркий. Но при этом мексиканец может быть очень чопорным, особенно с иностранцем. Мексиканцы страстно преданы семье, мать для мексиканца - святое. Привилегированным классом в Мексике считаются дети - с точки зрения европейца они здесь очень избалованы. Детей в семьях много - это католическая страна, где аборты и гормональная контрацепция запрещены. Жизнь в Мексике привольная, радушная, в Международном индексе счастья Мексика находится на 23-м месте (для справки: Россия, увы, на 172-м).

При этом смерть в Мексике не постыдная семейная проблема, не болезнь, которую прячут от посторонних глаз. Филологи насчитали в мексиканском испанском 20 000 слов и выражений, обозначающих смерть. Со смертью мексиканец давно свыкся, идея смерти накрепко прописана в языковой картине его мира, и никакого дискомфорта он по этому поводу не испытывает.

Смерть прекрасна и разнообразна (Larry Lamsa / Flickr | CC BY)

Особенно это видно во время традиционного мексиканского праздника - Дня мёртвых (Dia de los Muertos). 1 и 2 ноября вся Мексика расцветает и вскипает бесчисленными процессиями, жутковатыми и едва ли не шокирующими на вкус заезжего гринго. Красотки в пышных платьях кокетливо выглядывают из-под огромных шляп; всюду рассыпаны ярко-оранжевые цветы - бархатцы (да-да, они родом из Мексики); продают лакомства; играет музыка; прямо на мостовых создаются чудесные насыпные картины из фасоли, крашеного песка, цветных опилок, гороха и соли. Столики уличных торговцев буквально ломятся от сластей, сувениров и разнообразной праздничной символики. Продаётся всё, что только может понадобиться на весёлом карнавале. Горят свечи - целые вереницы свечей. Гуляют нарядные дамы и щеголеватые кабальеро. Всё это посвящено мертвецам. Лица красоток загримированы: белые, с чёрными впадинами вокруг глаз. Сласти тоже весьма характерны - сахарные черепа, сладкие гробики из цветной помадки и могилки с марципановыми цветочками и червячками, особый круглый «хлеб мёртвых». А музыканты - весёлые скелеты в национальной одежде. И все хохочут, веселятся, лакомятся, танцуют. А что до бархатцев - то это признанные цветы мёртвых: их высаживают на кладбищах, ими украшают памятные алтари в честь умерших членов семьи. Интересно, думают ли об этом наши садовники, высаживая их где попало?..

Ну и что? Наши петушки на палочке тоже могут показаться странными (Razi Marysol Machay / Flickr / CC BY)

Первый день этого праздника, 1 ноября, - День Ангелочков. Поминают мёртвых детей. Для нас словосочетание «мёртвый ребёнок» буквально кричит, это что-то кощунственное, неправильное, невозможная трагедия. А в Мексике города и села в этот день засыпают игрушками, сластями, одеждой-обувью - всем, что может порадовать малыша (мы же помним: радовать детей в Мексике умеют). День Ангелочков - это и вправду праздник для детей, и не так уж важно, на том или на этом свете они пребывают. Что с того, что эти дети умерли? Им тоже полагаются вкусности и маленькие детские радости. А на следующий день приходит черёд взрослых - и тут карнавал бушует вовсю.

Надо сказать, что в Мексике отношение к смерти не просто будничное. Мексиканец с ней запанибрата. Его можно понять - он слишком часто с ней сталкивался в прошлом, он сделан из другого теста, его не пугает скелет, стучащий в окошко. Мексиканцы, народ приветливый и вежливый, скорее всего, спросят, чем они могут помочь уважаемому костлявому кабальеро. Ну или спровадят гостя восвояси, если тот окажется слишком уж назойлив.

Типичная для Мексики картина. То есть для Мексики в самом начале ноября Miguel Tejada-Flores / Flickr / CC BY)

В городе Гуанахуато, например, есть музей мумий. Вход в него недорогой - около 50 песо. История этого музея показательна: в XIX веке власти города ввели налог на захоронения. Власти можно понять: в это время в Мексике шла ожесточённая гражданская война, мятежников массово расстреливали. Умирали люди и от голода, и от болезней. Место на кладбище стоило дорого, и старые заброшенные могилы огорчали городское руководство. Родственники умерших, конечно, в эти времена существенно пополнили казну города, но, как всегда, нашлись злостные неплательщики. Часть мертвецов оказалась не востребована, а за кого-то родня не пожелала платить. Так что отцы города распорядились очистить кладбище от должников и передать их могилы платёжеспособным мертвецам. И тут выяснилась интересная деталь. Вместо праха, остатков костей и волос на поверхность из могил подняли почти нетленные останки. Поверить, что все эти люди при жизни поголовно были святыми, горожане не могли. А уничтожать отлично сохранившиеся трупы рука ни у кого не поднялась. Их просто сложили в помещение при кладбище, и туда, прознав про это чудо, потянулись любопытные. За несколько песо зевак стали пускать осмотреть коллекцию и насладиться необычным зрелищем. Так родился музей мумий, одна из видных городских достопримечательностей.

Фото может показаться шокирующим

Гуанахуатский музей мумий. Покой этих людей был недолгим (Russ Bowling / Flickr / CC BY)

Разгадка чуда оказалась проста: химический состав почвы Гуанахуато и особенности местного климата способствовали мумификации покойников. Не разлагались даже одежда и обувь. Налог на похороны действовал почти 100 лет, с 1865 по 1958 год, и за это время в коллекции музея собралось 111 мумий. Здесь есть дети, люди, умершие насильственной смертью, есть даже одна женщина, похороненная заживо во время летаргического сна, и одна беременная. Она умерла на позднем сроке, и её нерожденный ребёнок стал самой маленькой мумией в мире - он выставлен в одной витрине с мамой. Дети одеты в свои лучшие одежды, по моде сентиментального XIX века: девочки - в белых платьицах, мальчики - в костюмчиках. Их тоже называют «Ангелочками», и мексиканцы считают, что малыши выглядят очень трогательно. Там же на стенах развешаны фотографии: члены семьи фотографировались со своими покойниками. На снимках братья и сёстры окружают мёртвого младенчика. Что делать, жизнь такова. Никто не падает в обморок перед входом в этот музей. Ну мумии, ну мёртвые… Все там будем.

Не стоит искать в этом ожесточение души, цинизм, пренебрежение к смерти. Уникальность мексиканского подхода в том, что, несмотря на горечь разлуки с дорогим и любимым существом, несмотря на скорбь, которую испытывает каждый человек, смерть не считается чем-то конечным, навсегда отрезающим покойного от живых. Семья любит своего мёртвого брата, сына, отца так же, как любила его живым. Удивительным образом для мексиканцев не существует ужаса и позора «перевёрнутой смерти». Покойный остаётся родственником, а не врагом, не кошмарным выходцем с того света.

Свечи, бархатцы, фрукты, сахарные черепа и фотография покойного родственника - типично мексиканский натюрморт. Наша традиционная поминальная рюмка водки, накрытая хлебушком, кажется особенно аскетичной на фоне этого буйства красок (Ute / Flickr / CC BY)

Так как же не устроить праздник родным, как не порадовать их вкусной едой, цветами и подарками, алтарём, на котором лежат их тщательно сохранённые любимые вещи? Как не провести дорожку из свечей от кладбища до дома, чтобы они не заблудились? Так же почитают мексиканцы и тех, кем они по праву гордятся. Великие мексиканские художники Фрида Кало и Диего Ривера - почётные гости на празднике мёртвых. Да и не только они. Порой здесь можно встретить самых неожиданных гостей.

Королева бала

Самая шикарная и обворожительная дама на мексиканском карнавале мёртвых - Катрина Калавера. Катрина вовсе не производное от Екатерины. В переводе с испанского её имя означает «Череп-щеголиха». Катрина - хозяйка бала мёртвых, её изображения так распространены, что стали одной из визитных карточек Мексики.

Весёлая красотка в затейливой шляпе - воплощение праздника смерти

Происхождение Катрины самое будничное: в 1913 году гравер и художник Хосе Гваделупе Посада вырезал гравюру с весёлой нарядной дамой-скелетом. Незатейливая картинка свела с ума Мексику, образ щеголихи Калаверы попал в самую точку. Позже великий Диего Ривера (самый известный художник Мексики после Фриды Кало) увековечил Катрину на своём полотне «Сон о воскресном дне в парке Аламеда». А в недавнем мультфильме Гильермо Дель Торо «Книга Жизни» именно нарядная Катрина Калавера управляет страной мёртвых.

Жертвы великому солнцу

Это, конечно, имитация. Но в Средние века головы были настоящими

Если посмотреть повнимательнее, то мы увидим: начало ноября практически во всём католическом мире - время памяти об умерших, и здесь католическая Мексика не выделяется среди прочих стран. Но именно Мексика поминает своих мертвецов настолько уникальным способом, что в 2003 году ЮНЕСКО включило его в список нематериального культурного наследия человечества. Это вам не превращённый в детский утренник Хэллоуин с его традиционными ведьмами и тыквами. Но это и не кельтский Самайн - когда накануне зимы мир мёртвых проносится через мир живых, и не дай бог оказаться у него на пути. На самом деле этот день не имеет отношения к христианству - он намного древнее, чем первый миссионер на мексиканской земле, - и к европейской мифологии (в самом деле, с чего бы?). Только под влиянием церкви День Мёртвых перенесли на 1 ноября, как и во всём католическом мире.

Изначально праздник отмечался в девятый месяц ацтекского календаря, с 24 июля по 12 августа. Смерть сопровождала ацтеков постоянно, поэтому с ней надо было поддерживать хорошие отношения. Праздники продолжались весь месяц, сопровождались играми, множеством ритуалов и, конечно, жертвоприношениями. Кровь была необходима богам, чтобы двигаться дальше; таким образом, жертва поддерживала жизнь Вселенной. В жертву приносили животных, птиц, насекомых. Иногда ацтек добровольно жертвовал богам свою кровь, нанося себе раны, или свои страдания, уязвляя тело шипами.

Но высшей формой жертвоприношения было человеческое. Кожу жертвы красили синим мелом. На верхней площадке огромной пирамиды располагалась каменная плита, на которую укладывали жертву, и начинался ритуал. Живот жертвы разрезали ритуальным ножом из обсидиана (грудную клетку сложно вскрыть каменным ножом, а мягкие ткани живота - вполне), после чего жрец погружал руки внутрь ещё живого человека, вынимал его сердце и показывал Солнцу. Сердце клали в особый каменный сосуд, а тело сбрасывали на лестницу. Череп, отполированный до блеска, занимал своё место в цомпантле - «башне черепов».

В жертву могли приносить и другими способами: пытать до смерти, топить, расстреливать. Всё зависело от того, кому из богов предназначалась энергетическая помощь. Правда, учёные не могут поверить в заявленный размах этих обрядов: очевидно, число жертв завышали ради пропаганды. Но даже если их были не сотни тысяч, а тысячи, кровавые обряды не становятся менее кошмарными.

В жертву обычно приносили военнопленных, но случалось, что ацтек предлагал себя в жертву добровольно. Как это объяснить? Лучшее посмертие в суровом мире ацтеков ожидало воина, павшего на поле брани, и человека, который окончил жизнь на алтаре под ножом жреца. Ещё бы, ведь его кровью напитались боги! Даже враг, принесённый в жертву, на равных входил в это боевое братство.

В Восточном Раю, в Доме Солнца, эти счастливцы жили в садах, наполненных цветами, состязаясь друг с другом в силе и ловкости. На них была возложена почётная обязанность: они сопровождали Солнце в его пути по небу, от рассвета и до середины пути, несли его на носилках из драгоценных перьев птицы кетцаль. В зените их встречали женщины, умершие при родах. Они окружались не меньшим почтением, чем жертвы и воины. Женщины эти жили в Западном Раю, в Доме Зерна, и сопровождали Солнце от середины пути до горизонта. Там Солнце отправлялось в подземный мир, а на следующий день всё повторялось. Таких женщин называли сиуапипилътин. Их изображали с черепом вместо головы и с когтями на руках и ногах. Прядь волос и средний палец левой руки женщины, умершей при родах, делали воина непобедимым - достаточно было прикрепить их к щиту.

Южный Рай находился под юрисдикцией бога дождя, грома, воды и сельского хозяйства. Бога звали Тлалок, а его страну - Тлалокан. Он забирал к себе убитых молнией, утопленников, самоубийц, а также умерших от водянки, ревматизма или проказы. Ему приносили в жертву рабов и детей, которых для этого топили. Южный Рай был страной вечной весны. Там всегда цвели цветы, там всегда можно было есть досыта, что при жизни удавалось далеко не всем. Судя по сохранившимся кодексам, души в Тлалокане веселились и предавались развлечениям: плавали в реке, ловили бабочек и пели песни.

На мексиканском карнавале богиня Миктлансиуатль вполне сошла бы за свою

Души возвращались на землю через четыре года. Они могли стать колибри или яркими бабочками. Те же, кто не умер героической смертью и не попал в руки Тлалока, обречены были отправляться на Север, в Миктлан, где их ждали Миктлантекутли (Хозяин Миктлана) и его супруга Миктлансиуатль с лицом-черепом и в юбке из гремучих змей. Дорога в Миктлан занимала четыре дня, была трудна и опасна, да и жить в Северной Преисподней было далеко не так весело и почётно, как в Домах Солнца и Зерна и в Тлалокане. Души в Миктлане проводили дни в отчаянии, скуке, холоде и голоде. В течение четырёх лет в праздник Мёртвых душам приносились дары: табак, куропатки, благовония, лепёшки - всё, что могло бы их порадовать и поддержать. Через четыре года душа должна была окончательно упокоиться в Миктлане - и жертвоприношения прекращались.

Когда испанские солдаты Кортеса увидели статуи богов и осознали, как именно поклоняются этим чудовищам, то признали их дьяволами, чем глубоко оскорбили ацтекского правителя Монтесуму. В 2006 году на раскопках в селении Текуак, недалеко от Мехико, были найдены кости одного из последних ацтекских массовых жертвоприношений - 550 человек из каравана Кортеса. В караван входили как конкистадоры, так и дружественные им индейцы, в том числе женщины и дети. Их приносили в жертву, вспарывая грудную клетку и вырывая сердце (по крайней мере, именно такие повреждения были у найденных скелетов). При этом на оставшихся костях есть следы зубов и ножей. Эти находки - ещё одно подтверждение, что ацтеки практиковали ритуальный каннибализм.

Смерть не остановила лучадора Хуана из игры Guacamelee! - он сам упокоил немало живых мертвецов, чтобы спасти дочь Эль Президенте

Да, белым людям, пришедшим из-за моря, приведшим с собой страшных невиданных животных - собак и лошадей, - многое в размеренной и упорядоченной жизни ацтеков могло показаться невыносимым и отвратительным. Два мира оказались столь несхожими, что на полюбовное согласие рассчитывать не приходилось. На стороне конкистадоров были ружья, пули, пушки и невиданная пассионарность. Победа осталась за ними. Но через несколько веков в огромном плавильном котле, именуемом Мексикой, образовалась новая культура, соединившая ацтеков и европейцев.

Святая Смерть неизменно находит своих поклонников

Культ Святой Смерти (Санта-Муэрте) в последнее время набирает популярность как в Мексике, так и за её пределами. В этом образе слились Дева Мария Гваделупская, покровительница Мексики и всей Латинской Америки, и древние ацтекские божества мёртвых - персонификации Смерти, помогающей живым. Католическая церковь этот культ не одобряет: поклонников Санта Муэрте обвиняют в чёрной магии или причисляют к сатанистам. Сами же они считают себя добрыми христианами: разве может Святая Смерть нарушить волю Господа, её создавшего?

Культ зародился в середине ХХ века в самых тёмных низах общества. К Святой Смерти обращаются с теми просьбами, с которыми не пойдёшь в церковь. В самом деле, неловко просить Деву Марию об устранении конкурента, благополучной продаже партии наркотиков или успехе в работе на панели. А Святая Смерть поможет: ей не привыкать, для неё все равны - и проститутка, и наркобарон, и подросток-оборванец, удравший из дома. Святая Смерть не спросит, как тебе не стыдно просить о таких нехороших вещах. Святая Смерть не поставит никаких условий, не потребует от тебя исправиться. У Святой Смерти множество имён - от Тощей до Невесты. Подарить ей можно что угодно - яблоко, конфеты, пулю, деньги или сигары. Любая жертва будет милостиво принята. По всей Латинской Америке можно встретить фигурку скелета в просторном одеянии. В руках у скелета глобус, песочные часы или коса. Наряд Святой Смерти может быть самых разных цветов - в зависимости от того, что ты просишь.

(Maurice Marcellin / Wikimedia | CC BY)

Святая Смерть неприхотлива. Только не надо с ней ссориться - и всё будет отлично

Традиционный цвет накидки - белый, ведь самые популярные имена Святой Смерти - Белая Девочка и Белая Сестра. Но накидка может быть и красной, и золотой, и зелёной - в зависимости от просьбы, с которой пришёл почитатель. Медальоны с изображением Святой Смерти, картинки, специальные листочки с молитвами и самое главное - цветные обетные свечи - продаются повсюду. Обетные свечи покупают особенно охотно: они бывают любого размера, на них может быть написана просьба к Крёстной (ещё одно имя Святой Смерти), а может быть украшение из черепов. Самая распространённая свеча - белая, это угодная жертва Белой Девочке, она означает чистоту, обещание, защиту и покровительство. В проведении публичных ритуалов белые свечи используют чаще всего. Ну а для каждого конкретного случая пользуются особенными свечами. Символика цветов, как правило, понятна, но опытный продавец всегда даст подсказку начинающему адепту. Если надо помочь в делах сердечных, свечи для Сантиссимы (так её тоже называют) выбирают цвета крови - чем красней, тем лучше. Фиолетовые (лавандовые) свечи помогают исцелиться, свечи кофейного цвета служат для обретения нового знания (их используют студенты, желающие преуспеть во время экзамена). Зелёный уладит проблемы с законом, восстановит справедливость, золотой или жёлтый принесёт финансовое благополучие, а чёрный поможет в трудных жизненных ситуациях, особенно таких, что относятся к «тёмной стороне» культа. Сантиссима в радужной накидке - её ещё называют «Санта Муэрте Семи Королевств» - означает «хочу всё сразу». В радужной свече отражены все аспекты - и любовь, и справедливость, и исцеление, и богатство. Но семицветная свеча, кроме того, зачастую носит название «На погибель моим врагам» - и это очень сильное колдовство. На время Чемпионатов мира по футболу Святую Смерть наряжают в зелёный, белый и красный - цвета мексиканского флага, а в руки ей вкладывают футбольный мяч: пусть Белая Девочка принесёт удачу сборной.

Алтарь для Святой Смерти делается очень просто: в середине ставят фигурку Санта Муэрте, вокруг раскладывают дары для неё, зажигают свечи нужных цветов - и готово, можно приступать. Впрочем, стоит помнить: Санта Муэрте ревнива, ничьих изображений, кроме её собственного, рядом быть не должно. Ну разве что икона апостола Иуды Фаддея, которому молятся во всех сложных случаях, - он тоже крайне популярен в Мексике.

Статуэтки Санта Муэрте - от крохотных, в ладонь величиной, и до огромных, которые и не поднимешь, - продаются в «недобрых» кварталах практически везде. Ведь чем хуже живётся, тем больше нужна надежда. И Святая Смерть охотно выручает своих почитателей.

* * *

Поэт, писатель, нобелевский лауреат Октавио Пас недаром писал: «Слово “смерть” непроизносимо в НьюЙорке, Париже, Лондоне; оно обжигает губы. А мексиканец со смертью знаком близко; он шутит о ней, ласкает её, прославляет, спит с ней; это одна из его любимых игрушек и самых крепких привязанностей». Современные мексиканцы - наследники испанских конкистадоров и индейцев. Их отношение к смерти, шокирующее европейцев, во многом обусловлено слиянием воззрений ацтеков и католиков. Весёлый праздник мёртвых с его особым хлебом и дорожками из свечей, «скелетные святые», помогающие живым изза незримой черты во всех делах, не различая доброго и недоброго, обетные свечи на алтаре и молитвы к Святой Смерти, прямо повторяющие формы католических новенн (молитв, читающихся в течение девяти дней подряд), - всё это очень похоже на обрядовую сторону католического христианства, по крайней мере, на его «народную» разновидность. Но ведь и у нас, навещая мёртвых в урочные дни Радоницы, православные христиане оставляют на могилах не только цветы, но и крашеные яйца, конфеты, различную снедь, чтобы побаловать своих покойников. В России память о дохристианских богах забылась, стёрлась, а в Мексике - жива. И ацтекские боги до сих пор нет-нет, да и промелькнут на общем празднике жизни, то есть смерти.

Что и говорить - смерть для мексиканцев и вправду своя. Не приручённая, не спрятанная за семью засовами, не конец всех путей - но родная, привычная, как порог собственного дома. Там, где мы скажем «я - тёртый калач», мексиканец улыбнётся: «Я уже умирал и теперь знаю, что такое вечность».

Что еще почитать