Проект для детей старшей группы тема магнит. Исследовательский проект в подготовительной группе «Чудесные свойства магнита. Тема экспериментальной деятельности

Мастер-класс.

Тема: «Удивительный магнит».

Цель: представление опыта работы с детьми по развитию познавательной активности через поисково-исследовательскую деятельность.

Задачи:

Повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер- класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследоватекльскую деятельность;

Представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми;

Сформировать у участников мотивацию на использование в воспитательно-образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.

Ход мастер-класса.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас!

Детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Ребенок настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать. Процесс познания – творческий, и наша задача – поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованию, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Сегодня мы на миг окажемся в волшебной стране «Экспериментов», поэтому я хоть и не волшебник и не маг, превращаю вас в юных исследователей! Я буду к вам обращаться как к детям.

Ребята! Я предлагаю Вам отправиться в волшебную страну. В этой стране учились волшебству разные волшебники из сказок.

Вспомните, каких волшебников, вы знаете? (Хоттабыч, Фея, Баба-Яга)

Ребята, что у нас за цветочек на доске?

Это - «Цветик-семицветик, он поможет нам открыть тайны волшебства (берем один лепесток).

- Лети, лети, лепесток,

Через север на восток,

Через запад, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься, ты, земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы все мы превратились в волшебников!

1 задание – Давайте, дети оденем шляпы и превратимся волшебниками. Я тоже одену и вместе с вами стану волшебницей.

Ой, на доске еще какое – то письмо, давайте, прочитаем его.

Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы (снял доспехи, сделанные из железа)

(показываю магнит)

-«Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит ».

Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то притягивает ли он другие предметы? Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем! Мы проведем опыт и узнаем все ли притягивает магнит? Ребята, давайте посмотрим, какими чудесными свойствами обладает наш волшебный камень – магнит.

Волшебство начинается…

Только надо обязательно соблюдать правила безопасности с острыми предметами.

Опыт 1. Для этого вам надо поднести магнит к каждому из предметов на столе.

- На красный квадрат положите предметы , которые не притягивает магнит ,

а зеленый – которые притягивает. Приступайте!

Расскажите, что вы делали и что у вас получилось.

Вывод : все железные предметы притягиваются к нему, значит, магнит притягивает железные предметы: шурупы, гвоздики, скрепки монеты и т.д.

А какие предметы не притянул? (Пуговицы, ткань, резину, карандаш, ластик и т.д.)

Опыт 2. А теперь положите на железные предметы лист бумаги и поднесите к нему магнит. Что произошло?

Вывод: Железные предметы притягиваются через бумагу.

Опыт 3. Сейчас накройте железные предметы кусочками ткани и поднесите магнит. Что произошло, покажите.

Вывод: Магнит действует через ткань.

Опыт 4. Положите все железные предметы в пластмассовые тарелочки, а магнитом проведите под тарелочкой. Что происходит?

Вывод : Предметы двигаются. Магнит действует через тонкий пластмасс.

Обобщение : магнит притягивает только железные предметы.

Опыт 5.

А сейчас чтобы нам стало веселее мы устроим

дискотеку для сказочных героев.

Через картон (магниты один сверху, другой снизу) делаем разнообразные движения.

Вывод: магниты притягиваются друг к другу.

Опыт 6

Вы любите фокусы?

* «Магнитный фокус – кораблики»

Оборудование: таз с водой, кораблики.

Ход опыта : опустить лодочки с иголочками на мачте в воду, управлять лодочками, двигая над тазом (не касаясь их). Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.

Вывод: магнит действует даже на расстоянии.

Опыт 7

* Мы будем совершать следующее волшебство.

Оно называется «Рыбалка».

Нужно достать рыбок из воды не замочив рук и магнита.

Опыт 8: В стакан с водой кладем рыбок, как достать с помощью магнита?

Магнитом надо вести по стенке стакана. Магнит поднимает рыбку.

Что же это за волшебство? Как вы думаете, почему у вас получилось достать рыбки из воды, не замочив рук?

Вывод:

Магнит может действовать на предметы через стекло.

Опыт 9

Сейчас я предлагаю вам игру «Волшебный лабиринт».

У вас у всех лежат карточки с дорожками. Попробуем по этим дорожкам провести железный предмет (монетку) с помощью магнита через бумагу. Для этого монетку положите сверху на дорожку, а магнит приложите снизу. Нужно двигать монетку с помощью магнита как можно точнее, не сходить с намеченного пути.

Воспитатель: что происходит с монеткой?

Вывод: Магнит снова оказывает свое волшебное действие через бумагу.

Опыт 10

В сказке «Золушка» злая мачеха перемешала чечевицу с горохом и заставила перебирать Золушку. И помогли Золушке в этом птички. Но коварная злая мачеха снова смешала крупы с шурупами, болтами и гайками и опять заставила перебирать Золушку. Птицы помочь не могут, боятся сломать клювики.

Может быть, мы сможем помочь? Как это сделать быстрее? (при помощи магнитов).

Вы хорошо сегодня поработали и много узнали интересного про волшебный камень – магнит…

Довольны ли, вы, секретам волшебства?

Так как приближается праздник Новый год. Про него говорят – он подарки принесет. И я на память хочу подарить магнитики, которые вы украсите сами.

Возьмите - горсточку счастья, любви и везения! (бисер). Украсьте свои магнит.

Предварительный просмотр:

Памятка

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

ЧЕГО НЕЛЬЗЯ

ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ

Не следует отмахиваться от желаний ребёнка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребёнок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребёнку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать что-то новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребёнка.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно и как можно.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребёнка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребёнка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребёнка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребёнок их достиг (он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам».

Ральф У. Эмерсон


Буко Дарья

Маковеева Антон и на

Учреждение образования "Средняя школа №6 г.Жодино"

Минская область, город Жодино

Волшебная сила магнита

Работа выполнена коллективно

Руководитель работы: Михеева Марина Владимировна

Предметное направление:

ФИЗИКА И ТЕХНИКА;
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ;
ГУМАНИТАРНОЕ;
ДОШКОЛЬНОЕ

Введение 3

1. Воздействие магнита на другие предметы 4

2. Подводный магнетизм 4

3. Сила разных магнитов 4-5

4.Магнитные полюсы 5

Список литературы 7

Приложение 8

Введение 3

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе предметы всегда вызывала у людей удивление. С магнитами мы часто встречаемся в повседневной жизни: это наши первые магнитные азбуки, магнитная доска в классе, «Шашки» на магнитной доске, магниты-сувениры на холодильнике и прочие чудеса. Нам стало интересно: «Так, что же такое магнит? Почему магнит притягивает?»

Оказывается, более 2000 лет тому назад, древние греки узнали о существовании магнетита – минерала, который в состоянии притягивать железо. Магнетит назвали так в честь древнего турецкого города Магнесия (теперь это турецкий город Маниза), где этот минерал нашли. Кусочки магнетита называют естественными магнитами.

Магнит можно изготавливать искусственным путем, намагничивая куски стали. Сила притяжения магнитов, воздействующая на предметы, называется магнитной силой.

Свойства магнита притягивать некоторые предметы и в наши дни не потеряло своей чарующей таинственности.

Недаром говорят, что не родился тот человек, который мог бы сказать: «Я знаю о магните всё».

Объект исследования:

Магнит и его свойства.

Цель исследования:

При помощи опытов узнать природу свойств магнитной силы.

Задачи исследования:

- провести опыты, определяющие способность магнита притягивать к себе и намагничивать предметы;

Выявить, как магниты воздействуют на другие предметы.

Методы исследования:

- анализ литературы по теме исследования;

- проведение опытов.

Гипотеза:

Мы предположили, что магниты способны притягивать любые предметы, имеют одинаковую силу, их полюса притягиваются.

1. Воздействие магнита на другие предметы 4

Нас заинтересовал вопрос, все ли притягивают магниты? Чтобы ответить на него мы провели такой опыт:

    Взяли предметы из бумаги, металлов, пластмассы, стали и ткани разделили их на две группы: металлические и не металлические. Поднесли магнит по очереди к предметам первой группы.

    Поднесли магнит по очереди к предметам второй группы.

    Затем поднесли магнит к поверхности холодильника, шкафа, стене, оконному стеклу.

В результате установили: некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения; к некоторым поверхностям магнит притягивается сам, а к другим нет.

Это происходит потому, что магниты это куски железа или стали обладающие способностью притягивать предметы из железа, стали и металлов содержащих их в небольшом количестве.

Дерево, стекло, пластмасса, бумага ткань не реагируют на магнит. К железной поверхности больших размеров магнит притягивается сам, будучи более легким.

Вывод: магниты воздействуют на предметы из железа, стали и некоторых других металлов.

2.Подводный магнетизм

Изучая энциклопедическую литературу, мы узнали, что магниты используют под водой. Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Чтобы проверить так ли это, мы провели следующий опыт:

    В кувшин с водой бросили скрепку.

    Прислонили магнит к стенке кувшина на уровне скрепки. И после того, как она приблизилась к стенке кувшина, медленно двигали магнит по стенке вверх.

Скрепка перемещалась вместе с магнитом, пока не поднялась на поверхность. Это происходит потому, магнитная сила действует и сквозь стекло и сквозь воду.

Таким образом, мы выяснили, что магнитная сила может проходить через предметы и вещества.

3.Сила разных магнитов

Нас заинтересовал вопрос: одинаковая ли сила у магнитов? Чтобы ответить на него мы взяли три магнита разных размеров и три одинаковых монеты.

    Положили на стол линейку и вплотную к ней разложили монетки, но на достаточном расстоянии от магнитов.

В результате одни монетки притягивались к магниту сразу же, другие только тогда, когда приближались к магнитам на близкое расстояние.

Это происходит потому, что магниты притягивают предметы на определенном расстоянии. Чем больше магнит, тем больше сила притяжения и тем больше расстояние, на котором магнит оказывает свое воздействие.

А можно ли изолировать магнит, можно ли воспрепятствовать действию магнитной силы?

Для того, что бы это проверить мы взяли лист бумаги, фольгу, полотенце и стальной предмет.

    Обернули магнит в фольгу и проверили, притягивает ли он стальной предмет

В результате установили, что магнит притягивает предмет через тонкий слой материала, но перестает притягивать, когда слой материала достигает определенной толщины.

Поэтому магнитная сила может быть нейтрализована, если магнит будет закрыт плотным слоем ненамагничивающегося материала.

Так от чего же зависит сила магнита? Чтобы это узнать, мы провели «соревнование» на силу:

Взяли три магнита разной формы и разного размера.

1. Разложили в три картонные коробки различные металлические предметы (гвозди, монеты, скрепки) по группам.

2. Затем подносили по очереди магниты к разным коробкам и подсчитали, сколько однотипных предметов сможет поднять каждый магнит. Полученный результат поместили в таблицу

Тип магнита

Поднято предметов

ПОЛУЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

В результате было установлено, что один магнит поднимает больше предметов, чем другие. Это происходит потому, что форма и размеры магнита влияет на его силу. Подковообразные магниты сильнее прямоугольных, те, в свою очередь, сильнее, чем круглые. Среди магнитов, имеющих одну форму, сильнее будет магнит большего размера.

Вывод: сила магнита зависит от его формы и размера.

4.Магнитные полюсы

Проводя все эти опыты, мы заметили, что два одинаковых магнита могут не только притягиваться, но и отталкиваться. Мы приблизили друг к другу сначала одинаковоокрашенные полюсы магнитов, потом разноокрашенные.

В результате этого установили, что полюсы одного цвета отталкиваются, а разного притягиваются. Это происходит потому, что полюсы каждого магнита имеют противоположные знаки (положительный и отрицательный). Полюсы противоположных знаков притягиваются; одинаковых – отталкиваются.

Выводы 6

Проделанная нами работа по теме исследования «Волшебная сила магнита» убедила нас в таинственности этого предмета. Благодаря своим чудесным свойствам магнит активно используется человеком в повседневной жизни. Проведенные нами опыты позволили нам сделать следующие выводы:

1.Магниты воздействуют на металлические предметы. Благодаря своей способности притягивать предметы даже под водой магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

2.Магнит способен притягивать предметы даже на расстоянии. Благодаря этому свойству магниты используют в химическим и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные вещества в небольших количествах.

3.Сила магнита зависит от его формы и размера.

4.Магниты одного полюса отталкиваются, а разных - притягиваются. Магнитные поля располагаются вокруг магнита в упорядоченном виде.

Во время работы мы испытали большие и маленькие магниты, попытались помешать их силе или даже прервать их воздействие, устроив забавные эксперименты. Таким образом наше предположение о том, что магниты способны притягивать любые предметы неверно, так как опыты доказали воздействие магнитов на металлические предметы. Не подтвердилась гипотеза об одинаковой силе магнитов. Опыты показали, что сила магнита зависит от его формы и размера.

Список литературы

1.Большая книга экспериментов для школьников,- Москва. Росмэн,2009

2.Ф. Кларк, Л. Хоуэлл, С. Кхан. «Чудеса и тайны Науки», - Москва,

Росмэн, 2005.

3.А. Крейг, К. Росни. «НАУКА энциклопедия», - Москва. Росмэн, 2001.

4.Ф. Чепмен. «Юный исследователь. ЭЛЕКТРИЧЕСТВО», - Москва.: Росмен, 1994.

5.А.Леонович.«Я познаю мир. ФИЗИКА. Энциклопедия»,-ООО «Издательство АСТ», 2006.

Приложение

Опыт №1

Разделили предметы на две группы.


Поднесли магнит по очереди к каждой группе.

Опыт №2

В кувшин с водой бросили скрепку, прислонили магнит к стенке кувшина.

Скрепка перемещалась вместе с магнитом, пока не поднялась на поверхность.

Опыт №3

Разложили на столе магниты в ряд, на расстоянии 10см друг от друга.

Потихоньку подталкивали линейку с монетами в сторону магнитов.


Одни монетки притягивались к магниту сразу же, другие только тогда, когда приближались к магнитам на близкое расстояние.

Опыт №4

Обернули магнит в бумагу и проверили, притягивает ли он стальной предмет.


Обернули магнит в фольгу и проверили, притягивает ли он стальной предмет.


Обернули магнит в несколько раз сложенное полотенце и проверили, притягивает ли он стальной предмет.



Опыт №4

Разложили в три картонные коробки различные металлические предметы (гвозди, монеты, скрепки) по группам.

Подносили по очереди магниты к разным коробкам и подсчитали, сколько однотипных предметов сможет поднять каждый магнит.


Опыт №5

Приблизили друг к другу сначала одинаковоокрашенные полюсы магнитов, потом разноокрашенные.


СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»

ГБОУ СОШ №2 им. В.Маскина ж.-д. ст. Клявлино

В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ:

«ВОЛШЕБНЫЙ КАМЕНЬ МАГНИТ»


Руководители проекта:

Воспитатель

Воспитатель

Апрель, 2016г.

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают

способность сами ставить вопросы и получать на них ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл»

Паспорт проекта

Тип проекта

1. По доминирующей деятельности: познавательно-исследовательский.

2. По времени проведения: краткосрочный (2 недели).

3. Участники проекта: дошкольники старшей группы, родители, педагоги.

II. Актуальность проекта:

Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребёнку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.

В дошкольном возрасте в процессе развития у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.

III. Проблема:

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования предусматривает полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающую ключевыми компетентностями, способной к самореализации и к ответственному поведению в современном ей обществе.


Согласно ФГОС ДО, образовательная область «Познавательное развитие» включает развитие интересов, любознательности и познавательной мотивации; развития воображения и творческой активности.

Ребёнок рождается исследователем. Его любопытство, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения об окружающем мире рассматриваются как черты детского поведения.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребёнок делает сам»

мерсон (американский поэт и философ).

Большой интерес дети старшего дошкольного возраста проявляют к экспериментам с магнитами, и тема изучения магнита и его применение стала актуальной.

Магнит - доступный для ребёнка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита.

Для этого заинтересовать родителей совместной эксперементальной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей.

IV. Гипотеза:

Предположим, что магнит – объект, которое создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.

V. Цель проекта:

Развитие познавательной активности ребёнка в процессе формирования представлений о магните, его свойстве и использование в медицине, технике, быту и в группе.


VI. Задачи проекта:

    Знакомство с понятием «магнит»; Формирование представлений о свойствах «магнита»; Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком; Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения; Развивать познавательную активность детей, любознательность, наблюдательность, мелкую моторику рук;
    Способствовать активному участию каждого ребёнка в решении проблемных ситуаций; Расширять и углублять знания и представления ребёнка об окружающих его предметах. Воспитывать внимательность, аккуратность, осторожность при работе с опасными предметами. Воспитание навыков сотрудничества, .

VII. Ожидаемый результат:

    Научатся взаимодействию с педагогом и сверстниками при проведении ; Научатся самостоятельно работать в коллективе; Появится стремление к познанию; Разовьётся логическое мышление, обогатится словарь дошкольников по теме «Магниты»; Научатся делать выводы, обосновывать свой ответ.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА:

I. Подготовительный – сбор информации, материала, пополнение экспериментального уголка.

II. Основной – разработка содержания занятий с детьми, бесед, проведение занятия по экспериментированию, самостоятельная деятельность детей в уголке экспериментов.

III. Итоговый – презентация проекта, анализ полученных результатов, обобщение опыта.

ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА:

I. Подготовительный этап:

1. Разработка плана проекта «Волшебный камень магнит».

2. Разработка перспективного тематического плана работы с детьми. Подготовка методической литературы.

3. Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом».

4. Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

5. Оформление информационно-просветительского материала для родителей в виде, папок-передвижек, материала в уголке для родителей.

6. Помощь родителей в оформлении уголка экспериментирования.

II. Основной этап:

Чтение сказки «Мечты одного магнита». Легенда о магните. Презентация «Ознакомление с природным происхождением магнита». Разучивание стихотворения о магните. Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит», «Компас»). Проведение опытов с магнитами. Игры с магнитным конструктором, азбукой, мозаикой. НОД «Путешествие в страну магнитов».

III. Заключительный этап:

Презентации проекта. Создание картотеки опытов.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ИНТЕГРАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАГНИТА В СВОБОДНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ОПЫТЫ

«МЕЧТЫ ОДНОГО МАГНИТА»

На столе лежал большой магнит и вздыхал. Ему было очень скучно. Ухватить и прилепить к себе некого, а ведь он обладает такой уникальной способностью, и напрасно магнетики внутри него стояли рядами ровно, как солдаты, и все смотрели в одну сторону, не двигаясь.

Магнит очень гордился своими магнетиками. Он считал себя немного в родстве со светом и его Светиками. Он ведь также состоял из многих мельчайших частиц, только они, в отличие от Светиков, были послушны, стояли тихо и спокойно, никуда не летели, даже смотрели в одну сторону. У любого металла такие магнетики есть, но все в разные стороны смотрят, не слушаются. А тут, такая сила! Потому что все вместе. Как схватят кого, так и не отпустят. Жалко только, что схватить они могут лишь железо.


А если их нагреть? Может, тогда они сильнее станут и начнут всех хватать и примагничивать?

От этой мысли магнит чуть не подпрыгнул. Вот это идея! Ведь и лежит он на полке около самой плиты. Стоит свалиться с полки, и он окажется совсем близко к печке!

Магнит стал раскачиваться, приказал магнетикам там, внутри него, тоже раскачиваться из стороны в сторону. Через некоторое время магнит с грохотом свалился на пол и постарался упасть как можно ближе к печке.

Приятное тепло разлилось по всему магниту. Он мечтательно закрыл глаза. Но внезапно шум и голоса внутри него нарушили безмятежный покой.

Что же он увидел, открыв глаза? Послушные некогда магнетики крутились в разные стороны, болтали друг с другом, а некоторые вообще выбежали из строя!

Что такое, что за беспорядок? — крикнул он. Но магнетики не обратили на его крик никакого внимания.

Тут на кухню вошла хозяйка. Она увидела валяющийся на полу у самой печки магнит и всплеснула руками.

Ой, он же теперь испортился!

Хозяйка быстро подняла магнит и приложила его к холодному железному крану. Но если раньше магнетики все вместе хватались за предложенную железку, то теперь многие из них не обратили на кран никакого внимания. И, когда хозяйка убрала руку, магнит шлепнулся в раковину.

Какой позор! — всхлипнул он, — значит, тепло не помогает нам, а, наоборот, мешает! Что же теперь будет? Неужели меня выбросят?

Хозяйка задумчиво покрутила магнит в руках и положила на полку.

Посмотрим, может он еще и не испортился. Вот остынет, тогда проверим.

Лежа на полке, магнит замирал от страха. Однако, он остывал, температура понижалась. И чем холоднее становился магнит, тем послушнее становились магнетики. Они снова выстроились в ряды и замерли, дружно глядя в одну сторону.

Уф, неужели пронесло? — пробормотал магнит — Никогда больше не стану мечтать о том, чего у меня нет. Притягиваем мы железо, и хорошо! Просто замечательно!

И действительно, магниты — это очень интересные, почти волшебные…предметы? Ну да, предметы. Но они же почти живые!

Лариса Анатольевна Воронова
Познавательно-исследовательский проект «Чудо-магнит»

КОНКУРС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

(2016/ 17 учебный год)

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

МЕСТО ВЫПОЛНЕНИЯ :

МБДОУ «Паутовский детский сад «Солнышко»

Актуальность. Данная тема актуальна тем, что в образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей. Дети активно работают с магнитом, не задумываясь о его свойствах, истории появления, о значимости в жизнедеятельности человека.

В дошкольном возрасте в процессе развития познавательной деятельности у ребёнка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Тема изучения магнита и его применение стала актуальной. Магнит - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется в детских игрушках, в конструкторах. Дети активно работают с магнитом, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о магнитах, его свойствах и использовании. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из магнита. Для этого есть необходимость в обогащении предметно - пространственной среды, воспитывать жизненную активность у детей.

Проблема : Первое знакомство с магнитом произошло тогда, когда дети подходили к магнитной доске и начинали двигать магнитными держателями. Сначала детей занимали сами игры, но потом стало интересно, почему всё так прочно держится.

И так, детям захотелось выяснить, что же такое магнит, какие тайны хранит он в себе.

Гипотеза : Предположим, что магнит – объект, который создаёт магнитное поле, обладает свойством притягивать другие предметы и широко используется в жизни человека.

Цель проекта : Дать представление детям о свойствах магнита. Развивать познавательную активность детей в процессе знакомства со свойствами магнита. Способствовать овладению приемами практического взаимодействия с окружающими предметами, развивая мыслительную активность, наблюдательность.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Образовательные :

Знакомство с понятием «магнит» .

Формирование представлений о свойствах магнита (магнетизм, магнитные силы) .

Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.

Развивающие :

Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Развивать любознательность, логическое мышление и стремление к самостоятельному познанию и размышлению .

Воспитательные :

Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.

Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.

Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.

Методы проекта : игровой, творческий, проблемно поисковый, опытно –экспериментальный.

ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности : познавательно - исследовательский .

Участники проекта : дети старшей группы МБДОУ «Паутовский детский сад «Солнышко» , воспитатели, родители.

По времени проведения : краткосрочный.

По характеру контактов : в рамках МБДОУ, внутригрупповой.

Стратегия осуществления проекта :

Данный проект осуществляется на базе МБДОУ детский сад «Солнышко» в старшей группе под руководством воспитателя.

Проект реализуется в совместной деятельности детей – педагога - родителей, а также в самостоятельной деятельности каждого участника проекта .

Ожидаемый результат :

Активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогом и сверстниками при проведении исследовательской деятельности, выстраивать игровое действие, сопровождая его речью. Уметь самостоятельно работать в коллективе, стремиться к познанию , размышлению, логическому мышлению, обосновывать свой ответ.

Этапы и сроки реализации.

1этап. Подготовительный;

2этап. Практический;

3этап. Заключительный.

1 этап. Подготовительный

Мы знакомились с темой, выделили ее актуальность, спланировали деятельность.

Подбор методической, художественной и детской литературы.

Пополнение развивающей среды :

дидактические, развивающие игры «Магнитная азбука» , «Магнитная мозаика» .

Разработка факультативного занятия «Чудо-магнит » .

Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта .

Подборка рассказов, иллюстраций по теме «Опыты, экспериментирование с магнитом»

Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2 этап. Практический

Практический этап работы складывается из ряда направлений :

Работа воспитателя с детьми

Чтение сказки «Мечты одного магнита» . Легенды о магнитах.

Просмотр мультфильма «Фиксики» («Магнит» , «Компас» ).

Факультативное занятие «Чудо-магнит » (опыты с магнитами) .

Игры с магнитной азбукой, мозаикой.

3 этап. Заключительный

Пополнение развивающей среды играми на магнитах.

Определение результативности проекта ;

Презентация «Чудо-магнит » ;

Создание магнитного театра «Колобок» .

Домашнее задание : изготовление героев сказок для театра на магнитах.

Методическое обеспечение проекта .

Большая книга экспериментов для детей/ Под ред. Антонеллы Мейяни; Пер. с ит. Э. И. Мотылевой. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС» , 2006.

Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. Том 7 – Москва, 1994.

Dic.academic.ru›dic.nsf/enc_colier/5789/МАГНИТЫ

Кумсковская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. – М., 2003.

Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизвестное рядом. – М., 2001.

Киселева А. С., Данилина Т. А., Ладога Т. С., Зуйкова М. Б. проектный метод в деятельности дошкольного образования. – М., 2004.

Большая книга «почему» / под редакцией А. В. Веселовой. Изд-во : ЗАО «РОСМЭН» 2014.

Приложение

Познавательно – исследовательская деятельность.

КОНСПЕКТ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

ТЕМА : “ЧУДО - МАГНИТ” .

Цели :

Развивать мыслительные операции, умение делать выводы;

Активизировать словарь детей;

Закреплять представления о магните и его свойстве притягивать предметы.

Задачи :

Развивать способность детей вести целенаправленную деятельность – отыскивать предметы, свойства которых отвечают предметным требованиям (притягиваются к магниту) ;

Расширять средства познания и естественнонаучный опыт детей, связанный с познанием свойств материалов , из которых сделаны предметы.

Ход занятия

Я хочу рассказать вам одну интересную легенду : В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого моря огромная гора. У подножья этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой – притягивать к себе некоторые предметы.

Неподалеку от горы был город Магнезия, в котором жил храбрый рыцарь Магнитолик. Как и все рыцари, он носил доспехи, сделанные из железа, и поэтому ничего не боялся, ни стрел вражеских, ни диких зверей.

Смело разгуливал Магнитолик, где хотел. Только в одном месте еще ни разу не был – возле той самой горы. С детства рассказывала ему мама, что ни один рыцарь мимо нее проехать не может . Притягивает гора их к себе и больше уже не отпускает…

Но Магнитолик был очень храбрый, да и любопытно ему было, что за колдовство в этом месте скрыто, вот и поспорил он, что мимо горы проедет и живым и невредимым в город вернется.

Но как ни был Магнитолик силен и отважен, гора все равно притянула его к себе.

Магнитолик был не только храбрым, но и умным. Он нашел способ как от нее освободиться и освободил всех рыцарей.

Ребята, вы догадались, как называлась эта гора?

Какой способ нашел Магнитолик, чтобы освободиться от этой горы? (снял доспехи, сделанные из железа) .

Магнит – это камень, который умеет притягивать металлические предметы. У магнита есть северный и южный полюс. Даже если разломить магнит, у него все равно будет северный и южный полюсы. Магнит притягивает только предметы, сделанные из железа и стали. Область вокруг магнита называется магнитным полем. Это зона, в которой действует сила его притяжения. Силы, которые притягивают предметы, называются магнитными силами.

Чтение стихотворения «Магнит» :

С мамочкой мы мастерицы :

Занимаемся шитьем.

То иголочками, то спицей

Целый день одежду шьем.

А вчера совсем случайно

Потеряли мы иглу.

Целый день ее искали

И придумали игру.

Если мы возьмем магнит-

Он и тянет, и манит.

Отыскали все под лавкой

И колечки, и булавку.

Даже в щелях и в пыли

Гайки папины нашли.

Получился целый праздник.

Вот такой магнит-проказник!

“Вот перед вами обычный магнит,

Много секретов в себе он хранит”.

Если магнит такой сильный и притягивает предметы из железа, то может быть он должен притягивать и другие предметы?

Чтобы проверить это, давайте поэкспериментируем :

“Важное дело – эксперимент!

В нем интересен нам каждый момент”.

Исследование «Как достать скрепку из воды не намочив руки»

Гипотеза : знакомить детей со свойствами магнита в воде.

Вывод : вода не мешает действию магнита. Магниты действуют на железо и сталь даже если они разделены с ним водой.

Исследование «Всё ли притягивает магнит?»

Вывод : магниты обладают способностью притягивать предметы из железа или стали, никеля и некоторых других металлов. Дерево, пластмасса, бумага, ткань не реагируют на магнит. Способность магнита притягивать предметы, называется магнитным притяжением.

Исследование «Сила магнита»

Гипотеза : можно ли с помощью магнита построить цепочку предметов соединенных между собой?

Вывод : вокруг магнита есть магнитное поле. Металлические предметы, находясь рядом с магнитом, намагнитились и стали магнитами тоже. Они обладают магнитными свойствами незначительное время.

Исследование «Магнитная стрелка» .

Гипотеза : может ли с помощью магнита стрелка показывать направление?

Вывод : свободно плавая в воде, иголка повернется в том же направлении, что и магнит.

Исследование «Есть ли у магнита препятствия?»

Наполненная емкость с различными веществами (песок, крупа, камни, вода, на дне которой помещены металлические предметы. Дети опускают магнит в емкость.

Вывод : Магнит может притягивать и вытаскивать предметы из песка, гречи, гороха. Магнит не боится препятствий.

Опыт – игра «Магнитные гонки»

Гипотеза : можно ли с помощью магнита передвигать предметы?

Вывод : магнит образует магнитное притяжение, которое действует через припятствие.

Опыт «Не замочи руки»

В стакан с водой опустим скрепку. А затем надо вести магнит по внешней стороне стакана. Скрепка следует за движением магнита вверх.

Вывод : Магнитная сила проходит через воду и стекло.

Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются?»

Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.

Вывод : у каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса - северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный - в красный.

В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.

Опыт – эксперимент «Кораблики бумажные»

На кораблике есть скрепки, а они металлические, значит магнит их, притягивает. Интересно сможет ли магнит притянуть кораблики через толстую, деревянную столешницу?

Вывод : Магнит действует сквозь препятствие (стол – это препятствие) .

Вот мы и выяснили, почему магнит называют волшебным

Нам осталось выяснить, для чего нужен магнит?

Медицина

«Применение магнитов в медицине»

Магниты используются во многих медицинских приборах. Для их создания используются постоянные магниты большой мощности, они позволяют добиться однородного магнитного поля, при этом не потребляют электричество. Так же магниты очень часто используются при лечении сложных переломов костей. Широко распространён магнитный метод удаления металлических частиц из глаза. Магнитные браслеты, благотворно влияющие на больных с нарушением кровяного давления.

В быту :

В аудиосистемах, например, в наушниках, магниты помогают создать мощный звук, в электрических гитарах.

Двери нашего холодильника также имеет внутри магниты, чтобы они лучше прилипали. Именно магниты не дают дверцам холодильника открыться и плотно прижимают Лак для ногтей с магнитными частицами. Для созданий узора необходимо лишь поднести магнит. Магниты используют и для фиксация столовых принадлежностей на кухне.

Магниты применяют в металлоискателях. Военные ищут в земле спрятанные мины и снаряды.

3 этап заключительный

Театрализация сказки на магнитах «Колобок»

Сказка “Колобок”

Я расскажу вам старую сказку, на новый “магнитный” лад. Называется сказка “Колобок”.

Жили-были старик со старухой. Не было у них детей. Решили они сделать себе помощника. Долго они думали из чего сделать, из бумаги, ткани, дерева…

Да только жили они так бедно, что ничегошеньки у них не нашлось.

Уж мела, мела старуха о амбару, скребла по сусекам, по всей горнице – ничего не нашла. Устала и пошла спать. Помел старик по сараюшке, да намел немного гаечек, болтов и шурупов.

Вздохнул : “Разве из этого что-нибудь сделаешь?” Открыл печь, швырнул туда горсть с железками, да и пошел спать.

Наутро опять встали, собрались печь топить, открывают, чтобы дрова положить, а там “колобок” лежит, да не простой, а железный. Обрадовались старики. И стал он им по хозяйству помогать.

Но колобок оказался любознательный. Попросился он как-то погулять, свет посмотреть. Катится, катится и поет свою песенку :

Я колобок, колобок,

Я железный бок.

Я хочу гулять,

Все на свете знать.

Услышал его песенку заяц. Говорит : “Колобок, железный бок, я тебя съем!” Схватил, да не смог даже от земли оторвать, такой тяжелый был колобок, и слишком твердый по зубам зайцу. Так и остался заяц ни с чем, а колобок покатился дальше.

Катится, катится, а навстречу ему волк : “Колобок, колобок я тебя съем!” Схватил колобка, чуть приподнял, да не удержал, уронил и прямо себе на лапы. Завизжал волк, а колобок в это время покатился дальше.

Катится, катится колобок, а навстречу ему медведь : “Колобок, колобок, а я тебя съем!” Схватил колобка, в карман положил, идет и думает “сейчас зайду подальше в лесок, сяду на пенек и съем колобка”. Тропинка в лесу вела возле Магнитной горы. Идет медведь, мечтает, как колобка есть будет, и даже не заметил, как Магнитная гора вытянула колобка у него из кармана. Колобок прилип к горе, не может освободиться. А тут мимо горы бежала лиса. Видит – колобок к горе примагнитился. Уж очень ей есть хотелось. Подбежала, хотела оторвать, не получилось. Ходила возле него, и понюхает, и полижет. Только зубы обломала. Постучала по нему – понравился звон, который он издавал. Песенку поет. Эту песенку услышал дедушка, он колобка уже давно искал. Вытащил магнит, поднял к колобку потянул и забрал его домой.

С тех пор стали они вместе жить. Радуются старик со старухой. Вот и сказке конец!

Герои моей сказки из чего сделаны? (Из бумаги) .

Экран какой? (Бумажный) .

В чем секрет моей сказки, почему бумажные герои передвигались по бумажному экрану? (Раскрыть секрет детям)

Домашнее задание : Вырезать любых героев русских народных сказок и с обратной стороны приклеить металлическую пластинку. Будем придумывать, и показывать новые сказки.

В конце занятия всем детям дарю по магниту и предлагаю обследовать группу.

Язык проекта:

Меня заинтересовало: что же такое магнит? Какие у него особенности и свойства? Для чего нужны магниты? Собранный материал я выделил в 4 главы: 1 глава – что такое магнит, история открытия магнетизма, как делают магниты; 2 глава – ход опытов и экспериментов, проведенных мною; 3 глава – область применения магнитов; 4 глава – магнитные свойства нашей планеты. Итак, магнит – это кусок металла, способный притягивать другие металлические предметы. У магнита есть два полюса северный и южный. Разноименные полюса двух магнитов притягиваются, а одноименные отталкиваются. Более 2000 лет назад древние греки узнали о существовании магнетита – минерала, который притягивает железо. Человек научился не только пользоваться естественными магнитами, но и делать искусственные. Магниты изготавливают, намагничивая куски стали или других сплавов. Материал проходит термическую обработку и охлаждается в сильном магнитном поле. Остыв и затвердев, он приобретает все свойства магнита. Самый сильный в мире магнит находится в Национальной лаборатории имени Лоуренса в Беркли (США). Его магнитное поле в 250 000 раз сильнее магнитного поля Земли. Не только в литературе, но и практически я находил ответы на многие вопросы. Вот один из опытов, доказывающий свойства магнитов: 1) разноименные полюсы магнитов притягиваются, а одноименные отталкиваются, 2) временная передача магнитных свойств происходит контактным способом. Благодаря этим способностям магниты широко используются в нашей жизни и окружают нас повсюду. Открытие магнетизма было одним из значимых в науке.

Все началось с того, что мне подарили конструктор фирмы «Geomag ». Он состоит из металлических шариков и палочек, которые не нужно скреплять между собой винтиками или каким-то другим способом. Детали конструктора «прилипают» друг к другу сами. Из него можно моделировать и строить разные пространственные фигуры. Основан этот конструктор на магнитных свойствах.

И я очень заинтересовался: что же такое магнит? Какие у него особенности? Какими свойствами он обладает? Для чего вообще нужны магниты? Почему детали конструктора «прилипают» только друг к другу, а к деревянному столу нет?

И я стал изучать эту тему под руководством моего учителя – Андреевой Надежды Вячеславовны. Собирая материал про магниты, я многое узнал. Оказывается, магнит обладает многими полезными свойствами, и мы каждый день сталкиваемся с его воздействием. Собранный материал я выделил в 4 главы.

В главе 1 описано, что такое магнит, история открытия магнетизма и как можно сделать магниты.

В главе 2 описан ход опытов и экспериментов, которые я провел, изучая свойства магнитов.

В главе 3 рассказывается об области применения магнитов в нашей жизни.

В главе 4 описываются магнитные свойства нашей планеты.

Что такое магнит?

Магнит – это кусок металла, способный притягивать другие металлические предметы. Магнетизм - вид силы, он объясняется особым расположением атомов в металле. У магнита есть два полюса северный и южный.

Разноименные магнитные полюса двух магнитов притягиваются, а одноименные – отталкиваются. Все магнитные материалы состоят из небольших групп атомов – доменов, подобных маленьким магнитам с северным и южным полюсами. Когда материал намагничивается, миллионы его доменов выстраиваются в одном направлении.

Магнитное поле – область вокруг магнита, в котором проявляется действие его магнитной силы и влияние на другие магнитные тела. Магнитное поле создается также движущимися электрическими зарядами и постоянным электрическим током.

Открытие магнетизма

Более двух тысяч лет тому назад древние греки узнали о существовании магнетита – минерала, который в состоянии притягивать железо. Происхождение слова «магнетит» до конца не установлено. Возможно, магнетит обязан своим именем древнему турецкому городу Магнессия (теперь это турецкий город Маниза), где этот минерал нашли. А есть еще одна версия: этот минерал был впервые замечен греческим пастухом, который пас стадо на горе Ида. Он обнаружил, что гвозди, которыми были подбиты его сандалии, притягиваются к камням. Звали его Магнес, и это имя сохранилось в названии магнитного минерала. Кусочки магнетита называют естественными магнитами. Сильная магнитность этого минерала связана с присутствием в его структуре атомов двух- и трехвалентного железа, которые способны обмениваться друг с другом электронами, создавая магнитное поле.

Изготовление магнитов

Человек научился не только пользоваться естественными магнитами, но и делать искусственные. Магниты можно изготавливать, намагничивая куски стали или особых сплавов. Магниты даже изготавливают из редкоземельных элементов, которые очень редко встречаются и добываются в малом количестве.

Материал проходит термическую обработку, охлаждается в сильном магнитном поле. Остыв и затвердев, он приобретает все свойства магнита.

По способу производства магниты делят на спеченные и магнитопласты . Спеченные магниты изготавливаются по технологии порошковой металлургии, обладают высокими магнитными свойствами, но дороги в производстве и хрупки. В магнитопластах используют полимерный наполнитель для удержания частиц магнитного сплава. Они обладают более слабыми магнитными свойствами, но дешевы, пластичны и легко обрабатываются.

Самый сильный в мире магнит находится в Национальной лаборатории имени Лоуренса в Бекли (штат Калифорния, США). Его магнитное поле в 250000 раз сильнее магнитного поля Земли.

Глава 2.

Эксперименты.

Необыкновенная способность магнитов притягивать к себе железные предметы или прилипать к железным поверхностям всегда вызывала удивление. Попробуем поближе познакомиться со свойствами и поведением магнитов. Для этого проведем ряд экспериментов.

  • Все ли притягивают магниты?
    • предметы из дерева, металлов, пластмассы, стали, бумаги, ткани
    • поверхности из разных материалов: дверца холодильника, шкафа, стена, оконное стекло.
    • Магнит, подвешенный за нить.
    • нужно поднести магнит к различным предметам и поверхностям, наблюдая за его реакцией.
    • некоторые металлические предметы притягиваются к магниту, а некоторые не испытывают его притяжения, к некоторым поверхностям магнит притягивается сам, а к другим – нет
    • магнит притягивает предметы из железа, стали, никеля, хрома, кобальта или предметы, содержащие их в небольшом количестве.
    • дерево, стекло, бумага, ткань не реагируют на магнит.
    • к железной поверхности больших размеров магнит притягивается сам, как более легкий.
  • Действует ли магнит через другие материалы?
    • магнит, стеклянный кувшин, скрепка, вода
    • в кувшин с водой бросим скрепку и постараемся ее вытащить с помощью магнита. Для этого поднесем магнит ко дну кувшина на уровне скрепки и будем медленно перемещать магнит по стенке вверх.
    • скрепка следует за движением магнита и поднимается вверх до тех пор, пока не приблизится к поверхности воды. И ее легко можно достать не замочив рук.
    • магнитная сила действует через стекло и сквозь воду. Если бы стенки кувшина были металлические, скрепка все равно передвигалась бы, но слабее, потому что часть магнитной силы поглотила бы стенка кувшина.
    • магнит, поверхность стола, металлическая гайка большого размера, картонная коробочка.
    • гайку положим в коробку и поставим ее на стол. Магнит расположим под столом в том месте, где стоит коробка с гайкой, и будем двигать его вдоль стола.
    • коробочка двигается по траектории движения магнита, который приводим в движение мы.
    • палочка длиной около 40 см, магнит, нитки, 2 иглы, цветная бумага, ножницы, корковые пробки, зубочистки, скотч, тазик, вода.
    • из палочки, нити и магнита сделаем удочку. Сделаем лодку из пробок, скрепив их зубочисткой. Воткнем иглы в пробку – это будут мачты. Из цветной бумаги вырежем паруса и прикрепим их к мачте скотчем. Наполним тазик водой и пустим лодку плавать, возьмем в руки удочку и понаблюдаем за лодкой.
    • движение удочки над тазиком вызывает движение лодки, даже если удочка их не касается.
    • магнитная сила притягивает иглы-мачты даже на расстоянии и приводит в движение лодки.
    • 3 магнита разных размеров, несколько одинаковых монет, стол, линейка.
    • разложим на столе магниты в ряд, на расстоянии 10 см друг от друга. Положим на стол линейку и вплотную к ней разложим монетки, но на достаточном расстоянии от магнитов. Потихоньку будем подталкивать линейку с монетками в сторону магнитов.
    • одни монетки притягиваются к магниту на большом расстоянии, другие – только тогда, когда приблизятся к магнитам на близкое расстояние.
    • магниты притягивают предметы из железа даже на определенном расстоянии. Чем больше магнит, тем больше сила притяжения и тем больше расстояние, на котором магнит оказывает свое воздействие.
    • Газета, ткань, губка для мытья посуды, магнит, стальной предмет.
    • нужно обернуть магнит в газету и проверить, притянет ли он стальной предмет. Повторить опыт с другими материалами. Повторить еще раз, но на этот раз слои различных материалов, укрывающие магнит, должны быть толще.
    • магнит притягивает предмет через тонкий слой материала, но перестает притягивать, когда слой материала достигает определенной толщины.
    • магнитная сила имеет определенную интенсивность и может преодолеть тонкие слои некоторых материалов. Но толстые слои материалов она преодолеть не может. Значит, магнит можно изолировать во избежание его нежелательных воздействий на другие предметы.
    • магниты разной формы (подкова, круг, брусок) и разного размера, мелкие металлические предметы (скрепки, гвоздики), коробки.
    • в одну коробку положим гвоздики или иголки, а в другую скрепки. Поднесем по очереди магниты к разным коробочкам и подсчитаем, сколько однотипных предметов может поднять каждый магнит.
    • одни магниты поднимают больше предметов, чем другие.
    • форма и размер магнита влияет на его силу. Подковообразные магниты сильнее прямоугольных, те в свою очередь, сильнее, чем круглые. Среди магнитов, имеющих одну форму, сильнее будет магнит большего размера.
    • Железные опилки (обработанные напильником с железных предметов)
    • Магнит в форме прямоугольного бруска
    • Магнит в форме подковы
    • Два кусочка картона
    • клейкая лента прозрачная, красного и синего цвета
    • два магнита в форме брусков
    • компас
    • две плоские картонные коробки одинакового размера
    • ножницы
    • два карандаша
    • шпагат
    • Два магнита в форме брусков
    • Игрушечная машина
    • Скотч
    • тазик, вода, магнит в виде бруска, плоская тарелка (она должна плавать в тазике, не ударяясь о его края), цветная клейкая лента
    • Магнит в форме бруска, две толстые иглы.
    • несколько игл, магнит, твердая поверхность
    • 40 раз потрем иглу по всей длине (только в одном направлении) о конец магнита
    • поднесем намагниченную иглу к другим иглам.
    • Как и в предыдущем опыте, намагниченная игла притягивает все остальные.
    • несколько раз уроним намагниченную иглу на твердую поверхность.
    • Снова поднесем иглу к остальным.
    • игла утратила свою магнитную силу из-за падения на твердую поверхность. При трении игла намагничивается, удары же действуют на нее противоположным образом. При намагничивании частицы - домены приобретают упорядоченный вид, а удары приводят их в беспорядочное состояние, при котором магнитные свойства утрачиваются.
    • большая игла, магнит в форме бруска, клещи,
    • 40 раз потрем иглу по всей длине (только в одном направлении) о конец магнита. Поднесем магнит поочередно к двум концам иглы. С одной стороны игла притягивается, с другой – отталкивается.
    • Обе половинки сломанной иглы ведут себя как самостоятельные магниты с северным и южным полюсам.
    • Магнит, два гвоздя.
    • Подцепим с помощью магнита гвоздь и поднесем его к другому гвоздю.
    • Первый гвоздь притянул к себе второй.
    • Теперь отцепим гвоздь от магнита, но будем держать его по близости.
    • Первый гвоздь по-прежнему притягивает второй, и они не распадаются.
    • удалим магнит.
    • гвоздь, магнит в форме бруска, стальной шарик от подшипника.
    • Прислоним шарик к магниту, почувствуем, с какой силой он притягивается.
    • Возьмем гвоздь, коснемся им шарика и потянем его к себе.
    • Шарик притягивается к гвоздю.
    • Магнит, скрепка, цветная бумага, скотч, нитки, карандаш, ножницы.
    • Нарисуем на цветной бумаге небольшого воздушного змея, вырежем его, прикрепим скотчем скрепку. Отрежем нить длиной 30 см, один конец привяжем к скрепке, а другой прикрепим к столу. Поднесем сверху к змею магнит.
    • Змей поднимается и поворачивается в сторону магнита.
    • Магнитная сила больше силы тяжести, удерживающей змея на столе.

Нужно:

Ход опыта:

Результат:

Вывод:

Нужно:

Ход опыта:

Результат:

Вывод:

Проведем еще один опыт:

Нужно:

Ход опыта:

Результат:

Вывод:

Это происходит, потому что магнитная сила магнита, проходя через поверхность стола, притягивает стальную гайку и заставляет коробку следовать за движением магнита. Таким образом, магнитная сила может проходить через предметы или вещества.

3) Может ли магнит притягивать на расстоянии?

Нужно:

Ход опыта:

Результат:

Вывод:

4) Сравнение сил разных магнитов.

Нужно:

Ход опыта:

Результат:

Вывод:

5) Можно ли изолировать магнит?

Нужно:

Ход опыта:

Результат:

Вывод:

6) Отчего зависит сила магнита?

Нужно:

Ход опыта:

Результат:

Вывод:

7) Все ли магниты имеют одинаковую силу?

Нужно:

Ход опыта:

Положим прямоугольный магнит на картон.

Положим на картон металлическую стружку и постучим по нему пальцем.

То же самое сделаем на другой картонке с другим магнитом.

Результат:

Большая часть опилок соберется по концам обоих магнитов, меньшая часть – рассредоточится вдоль всего магнита.

Вывод:

Магнитная сила концентрируется на полюсах, то есть по концам магнита. Чем дальше от полюсов, тем магнитная сила слабее. Металлические опилки располагаются вокруг магнита по линиям, которые показывают нам зону активности магнита.

8) Почему иногда магниты отталкиваются?

Нужно:

Ход опыта:

Подвесим магнит, как показано на рисунке, и подождем, пока он не остановится. Сравним направление стрелки компаса и магнита. Кусочек красной ленты наклеим на полюс бруска, ориентированный как стрелка компаса, а синей ленты – на противоположный. Сделаем то же самое со вторым магнитом.

Приблизим друг к другу сначала одинаково окрашенные полюсы магнита, потом – разноокрашенные.

Результат:

Полюсы одного цвета отталкиваются, разного - притягиваются.

Ход опыта:

Положим магниты в коробки, закроем их и отметим снаружи цветной лентой соответствующие полюсы.

Положим два карандаша на одну из коробок, совместив цвета меток двух коробок.

Скрепим две коробки прозрачной лентой. После этого вытащим карандаши и нажмем на верхнюю коробку.

Результат:

Верхняя коробка стремится оттолкнуться от нижней.

Вывод:

Это происходит потому, что полюсы каждого магнита имеют противоположные знаки (положительный и отрицательный). Полюсы противоположных знаков притягиваются, одинаковых – отталкиваются. Так как полюсы магнитов одного знака в коробках совмещены, коробки отталкиваются одна от другой.

9) Действие на расстоянии.

Нужно:

Ход опыта:

Один магнит закрепим на машине, другим магнитом будем пользоваться, чтобы двигать фургон.

Результат:

Когда сближаем одноименные полюсы, фургон едет вперед, когда разноименные – назад.

Вывод:

Это происходит, потому что движение фургона определяется магнитной силой и происходит или в сторону магнита, который находится в руках (два разноименных полюса притягиваются), или в противоположном направлении (два одноименных полюса - отталкиваются).

10) Что заставляет двигаться магнитную стрелку компаса?

Нужно:

Ход опыта:

Наполним тазик водой и опустим на ее поверхность тарелку с прикрепленным в центре магнитом. Покрутим тарелку и подождем, пока она остановится.

Наклеим на края тазика скотч соответствующих цветов. Снова покрутим тарелку.

Результат:

Когда тарелка остановится, полюсы магнита снова совпадут со сделанными ранее метками.

Вывод:

Это произошло потому, что магнитная сила Земли заставляет все свободно двигающиеся магниты ориентировать свои полюсы один на Север, другой на Юг.

11) Можно ли намагнитить предмет?

Нужно:

Ход опыта:

Одним концом бруска нужно потереть примерно 40 раз обе иглы (тереть необходимо все время в одном направлении).

Поднесем иглы одну к другой, сначала со стороны ушка, потом с острия.

Результат:

Иглы либо притягиваются, либо отталкиваются – в зависимости от приближаемых концов.

Вывод:

Это происходит потому, что натирание магнитом вызвало их намагничивание. Они ведут себя как два магнита, взаимно притягиваясь или отталкиваясь – в зависимости от сближаемых полюсов. Любой железный или стальной предмет может быть намагничен трением предмета об один из полюсов магнита.

12) Может ли магнит утратить свою силу?

Нужно:

Ход опыта:

Результат:

Ход опыта:

Результат:

13) Может ли у магнита быть один полюс?

Нужно:

Ход опыта:

Разломаем иглу на две половины и снова поднесем магнит к обоим концам каждой половинки.

Результат:

Вывод:

Магниты состоят из бесчисленного множества элементарных магнитов, которые имеют свой северный и южный полюс. Даже если мы разделим магнит на мельчайшие кусочки, каждый из них сохранит два полюса. Это наблюдение показывает, что магнетизм – свойство самых маленьких частиц магнита, то есть составляющих его атомов.

14) Можно ли передавать магнитную силу?

Нужно:

Ход опыта:

Результат:

Ход опыта:

Результат:

Ход опыта:

Результат:

Гвозди распадаются и второй гвоздь падает.

Вывод:

Находясь в контакте с магнитом, первый гвоздь намагничивается и служит магнитом для второго гвоздя. Во втором случае магнитная сила магнита действует также через воздух и передается гвоздям. При удалении магнита воздействие магнитной силы утрачивается.

15) Обмен магнетизмом

Нужно:

Ход опыта:

Результат:

Вывод:

Это происходит потому, что сила магнита передается гвоздю и делает его более сильным, чем сам магнит.

16) Может ли магнитная сила противостоять силе тяжести?

Нужно:

Ход опыта:

Результат:

Вывод:

Таким образом, в ходе проведенных опытов выявлены следующие свойства магнитов:

  • магниты воздействуют на предметы из железа, стали и некоторых других металлов;
  • магнитная сила может проходить через предметы или вещества;
  • магнит оказывает свое действие даже на расстоянии, в зависимости от своей мощности;
  • магнитная сила может быть нейтрализована, если магнит будет изолирован плотным слоем ненамагничивающегося материала;
  • сила магнита зависит от его формы и размера;
  • магнитная сила наиболее интенсивна у концов магнита, то есть у полюсов;
  • разноименные полюсы магнитов притягиваются, одноименные отталкиваются;
  • Земля ведет себя как большой магнит;
  • любой железный или стальной предмет может быть намагничен трением об один из полюсов магнита;
  • магнит может утерять магнитную силу, если подвергается ударам;
  • в магнитах северный и южный полюсы располагаются всегда на двух противоположных концах;
  • временная передача магнитных свойств может происходить контактным способом;
  • магнитная сила может победить силу тяжести.

А еще, читая литературу, я обнаружил, что магнетизм и электричество тесно связаны друг с другом.

Прежде считалось, что магнетизм и электричество – два различных явления. Но в начале девятнадцатого века датчанин Эрстед и француз Ампер обнаружили между ними теснейшую связь: электрический ток тоже может создавать магнитное поле. Магнитная сила, созданная с помощью электроэнергии, имеет громадное преимущество: ее можно прервать, отключив электроэнергию простым поворотом выключателя. Все электрические моторы работают благодаря взаимодействию магнетизма и электричества.

Электричество и магнетизм – две разные стороны одного явления: электромагнетизма. Электромагнитная сила удерживает вместе атомы в молекулах. Эта сила очень важна, ведь весь окружающий мир состоит из молекул!

Глава 3.

Область применения магнитов.

Область применения магнитов очень широка. Вы, наверное, с помощью магнитов прикрепляете записки к дверце холодильника. Магниты удерживают дверцы шкафов в закрытом положении. Магниты встроены в моторы всех детских движущихся игрушек, в DVD - проигрыватели, часы, лифты.

Видео и аудио кассеты тоже основаны на магнитных свойствах, потому что их лента покрыта крохотными магнитиками. Записывающая головка ориентирует магнитики на пленке так, что проходя через воспроизводящую головку, они создают электрические сигналы, а те потом превращаются в звуковые.

В дисках используется магнитно-оптический способ записи. Лазер перемагничивает участки поверхности диска, создавая на нем узор по-разному ориентированных магнитных доменов.

Магниты используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные вещества в небольших количествах. Стерильную стальную пластинку располагают в пробирке, а под ней размещают магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.

Магниты используются и в сканирующих приборах, которые применяются в медицине для построения изображения внутренних органов. Это магнитно-резонансные томографы.

Магниты, благодаря тому, что магнитная сила действует через вещества, используются при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.

Магниты используют в магазинах-супермаркетах. Их прикрепляют к одежде, бытовой технике, наклеивают на упаковку лекарственных средств, парфюмерии. Такой товар нельзя без оплаты вынести из магазина, так как при прохождении через контроль будет издаваться звуковой сигнал. Размагничивание производят на кассе после оплаты товара.

Огромные магниты используют для сортировки металлолома, предназначенного на переплавку. При этом используется их огромная подъемная сила и способность притягивать железо и сталь.

Поезда на магнитной подушке движутся, не касаясь рельсов, из-за явления магнитного отталкивания. Трение о рельсы не тормозит их движение. Это очень скоростные поезда, они не имеют колес.

Большая часть электроэнергии вырабатывается на электростанциях магнитами, вращающимися между проволочными обмотками и индуцирующими электрический ток. Магниты используются и в атомной энергетике.

Для ориентирования на местности используют компас. Компас – это прибор, который состоит из намагниченной иглы (стрелки), установленной на точке вращения. Он был изобретен китайцами более 4000 лет назад. Но стали пользоваться компасом лишь около1000 лет назад. Стрелка компаса всегда указывает на север. Компас помогает путешественникам не заблудиться и на море, и в лесу.

Даже телеграф, изобретенный в 1873 году Самуэлем Морзе, основан на электромагнетизме. Принцип работы аппарата: при передаче контакты ключа включают электромагнит на другом конце линии. При быстром нажатии на ключ на ленте приемного аппарата отпечатывается точка, при более длительном – тире. Морзе разработал азбуку, состоящую из точек и тире. Она позволила передавать и принимать любой текст. Это было революционное изобретение того времени.

Кроме того, наша планета Земля является огромным магнитом. Об этом я подробно расскажу в следующей главе.

Глава 4.

Земля – огромный магнит.

Под нашими ногами находится огромный магнит, имеющий два магнитных полюса. Это они ориентируют стрелки компасов и дарят нам незабываемые зрелища полярных сияний… Наша планета обладает огромным магнитным полем, создаваемым электрическими токами внутри ее ядра. Ядро состоит из железа и никеля, и вращается вместе с земным шаром. Линии магнитного поля идут от одного полюса к другому. Стрелка компаса ориентируется по этим линиям.

Северный магнитный полюс, на который указывает стрелка компаса, не совсем совпадает с географическим полюсом и находится на острове Батарст в Канаде, в 1900 км от географического полюса. Южный магнитный полюс находится в море, в 2600 км от географического полюса. Положение магнитных полюсов не постоянно, с течением тысячелетий они блуждают, меняются своими местами: Южный полюс становится Северным и наоборот, Северный – Южным. Это случается один раз в 500 миллионов лет (магнитные эпохи) или каждые 4-5 тысяч лет (магнитные явления).

Следы этих явлений остаются в скальных породах, содержащих железистые минералы, особенно в породах вулканического происхождения. Когда лава после извержения застывает и затвердевает, она намагничивается в направлении магнитного поля, существующего на тот момент.

Магнитосферой называется слой атмосферы, который простирается на высоте около 500 км. В нем электрически заряженные частицы, прилетевшие к нам от Солнца, улавливаются благодаря действию земного магнитного поля. Вверху за этим слоем находится другой слой, магнитопауза , в котором действие земного магнитного поля ощущается не так сильно.

Полярное сияние.

Полярное сияние возникает, когда заряженные частицы солнечного ветра под воздействием магнитного поля Земли попадают в атмосферу возле магнитных полюсов, где сталкиваются с молекулами воздуха, заставляя их светиться.

Полярные сияния - одно из самых красивых световых явлений в природе, поэтому они привлекали внимание человека на протяжении всей его истории. Упоминания о полярных сияниях можно найти в трудах Аристотеля, Плиния, Сенеки и других древних философов.
Долгое время полярные сияния рассматривали как предвестники катастроф - эпидемий, голода и войн. Например, это явление связали с падением Иерусалима и смертью Юлия Цезаря. Во всяком случае, в этом видели проявление гнева богов или других сверхъестественных сил. Люди, проживающие в местах, где полярное сияние не редкость, старались объяснить его появление естественным путем. Например, высказывались предположения о том, что это отражение солнечного света от морской поверхности или излучение солнечных лучей, накопленных за день в толще льда.
На русском Севере полярные сияния называли пазорями или сполохами . Первое из этих слов указывает на сходство рассматриваемого явления с зорями, а второе происходит от слова "полошить", то есть тревожить, беспокоить, поднимать тревогу. Действительно, во время полярных сияний небо может стать красным, как на пожаре. Известны случаи, когда полярное сияние красного цвета принимали за зарево пожара и пожарные команды выезжали к огромному зареву в северной части горизонта.
Наиболее часто полярные сияния имеют вид лент или пятен, напоминающих облака. Более интенсивное сияние приобретает форму лент, которые при уменьшении интенсивности превращаются в пятна.
По яркости сияния разделяются на четыре класса, отличающиеся друг от друга в 10 раз. В первый класс попадают еле заметные сияния, сходные по своей яркости с Млечным Путем. Сияния же четвертого класса по яркости можно сравнить с полной Луной.
Сияния также сопровождаются сильными вихревыми токами в огромных областях пространства. В результате индуцируются сильные магнитные поля и развиваются так называемые магнитные бури. Яркие вспышки сияния могут сопровождаться звуками, похожими на треск. Сильные изменения в ионосфере сказываются на качестве радиосвязи.

В большинстве случаев она ухудшается.


Магнитная восприимчивость животных.

Электричество и магнетизм – две природные силы, которые часто играют невидимую, но жизненно важную роль в существовании многих животных. Ученые всегда считали, что минерал магнетит может быть создан только в земных недрах, в магме, при высоком давлении и температуре. Никто не мог и предположить, что какие-либо животные могут синтезировать это вещество. Но в начале 1960-х годов профессор Хайнц Ловенстам в Калифорнийском технологическом институте сделал замечательное открытие. Он обнаружил животное, производящее магнетит внутри себя. Изучая примитивных моллюсков хитонов, Ловенстам обнаружил, что зубы на их лентообразном языке состоят из магнетита, именуемого также магнитным железняком. Он предположил, что хитоны синтезируют этот минерал самостоятельно. Исследования показали, что магнетитовые зубы помогают им ориентировать положение своего тела по геомагнитному полю планеты. Калифорнийские хитоны прикрепляются к скалам, ориентируясь на север.

Медоносные пчелы также содержат в своих тканях магнетит. В1970 году зоолог Жозеф Кирсшвинг показал, что магнетит содержится в клетках брюшка пчелы, образуя поясок. Покачивающиеся в танце, вернувшиеся в улей пчелы таким способом указывают сородичам в колонии, где найти нектар. Это поведение пчел связано с их способностью чувствовать магнитное поле Земли.

Ориентирование птиц в полете.

Среди многочисленных гипотез, выдвигаемых учеными для объяснения того, как ориентируются птицы в своих дальних перелетах, существует и такая: птицы умеют пользоваться магнитным полем Земли. Наиболее известные магниточувствительные создания – это птицы, а более всего среди них почтовые голуби. Даже лишенные привычных ориентиров и возможности ориентироваться по Солнцу, голуби все же находят путь к дому и возвращаются, если их чувство магнитного поля не повреждено. Проводили эксперимент, прикрепляли к голове птицы магнит, меняющий полярность магнитных линий, и голубь летел в обратном от дома направлении.

Искусственное магнитное поле может сбивать с курса перелетных птиц. Пока еще магнитные рецепторы птиц изучены слабо. Частицы магнетита найдены в клюве и в костях черепа голубей и семейства воробьиных.

Среди животных не только птицы, но и многие морские обитатели также чувствительны к магнетизму. Первые магнитные рецепторы, связывающие магнетит с нервной системой и поведением, были обнаружены недавно: в 19997 году в Оклендском университете. Изучая рыбу бурого гольца, исследователи обнаружили в ее мозге магнетит, показывающий, что эта рыба тоже чувствительна к магнетизму.

Выводы.

Я нашел ответы на многие вопросы, волновавшие меня в начале изучения этой темы. Практическим путем я изучил некоторые свойства и способности магнитов.

Благодаря этим способностям магниты очень широко используются в нашей жизни. Они, как настоящие волшебники или палочки-выручалочки, используются и в быту, и в медицине, и в строительстве, и в энергетике, и в транспортной промышленности, и в геологии. Они окружают нас повсюду. Я считаю, что открытие магнетизма было одним из значимых открытий в науке.

Теперь я знаю, что магниты и магнитные явления изучают в разделе физики «Электромагнетизм». Там много сложных формул и правил, которые я пока не понимаю. Но эта тема очень заинтересовала меня, и я хотел бы продолжить ее изучение в старших классах.

Предметы:

Что еще почитать