Формирование речи у детей - очень сложный процесс, в котором участвуют дыхательные пути, лёгкие, голосовая щель, мягкое небо, зубы, язык, губы, головной мозг. Если наблюдается сбой в работе любого из этих органов, а тем более - структур мозга, могут диагностироваться проблемы с речью. Среди них самое распространённое - заикание, которое определяется как периодический спазм верхних дыхательных путей, приводящий к нарушению выговаривания слов. Часть врачей приравнивают его к неврозам.
Это явление мешает социальной адаптации ребёнка, а в запущенной форме будет сказываться на его дальнейших успехах в обучении. Очень важно помочь заикающимся на раннем этапе формирования речи, чтобы справиться с этим недугом к школе.
Заболевание описывается даже в древних исторических манускриптах, но причины заикания у детей стали понятны, лишь благодаря русскому учёному И. П. Павлову, который, сформулировав понятие о высшей нервной деятельности, помог разобраться в происхождении неврозов. Нарушения могут определяться внутренними или внешними факторами.
Предрасположенность к заболеваниям данного характера может объясняться следующими причинами:
В большинстве случаев такого рода проблема определяется генетическими отклонениями. Если ребёнок начал заикаться, как только научился разговаривать, причины нужно искать именно в патологиях головного мозга.
Но если ребёнок стал заикаться позже, в 3-4 года, причины нужно искать во внешних обстоятельствах. Заболевание могли спровоцировать следующие факторы:
Родители должны понять, почему ребёнок заикается: это поможет выбрать правильный курс лечения и обезопасить его в дальнейшем от подобных провоцирующих факторов (имеются в виду внешних).
Очень многое зависит от той эмоциональной обстановки, в которой он растёт. Если она благоприятна, малыш чувствует родительскую заботу (в меру), не обделён любовью, не испытывал никогда серьёзных стрессовых нагрузок, с речью у него проблем не возникает. Если же всё с точностью до наоборот и семья страдает от постоянных конфликтов, кроха зажимается, и в результате у него диагностируется заикание в той или иной форме.
По страницам истории. Первое подробное описание заикания можно найти в трудах Гиппократа, а это IV век до н. э.
Для клинической картины заболевания характерна одна очень важная особенность. Если заикание обусловлено неврозом, оно усиливается при психоэмоциональном перенапряжении, но практически исчезает в спокойной обстановке.
Если причина - патология головного мозга, проблема будет иметь постоянный характер. При этом судороги мышц языка, гортани, нёба, диафрагмы проявляются разными речевыми нарушениями:
Добавочными симптомами к заиканию становятся:
Заикание формирует у ребёнка логофобию - это страх речевого общения с другими людьми. Он заранее ожидает свои неудачи, боится непонимания и насмешек, замыкается и отказывается от разговоров. Поэтому так важна роль взрослых в его жизни: они должны помочь ему преодолеть все эти барьеры.
Коррекция нарушений речи возможна и приносит хорошие результаты при постоянных занятиях, но всё будет зависеть от того, какой формой заикания страдает малыш.
С миру - по нитке. Самые известные заики - пророк Моисей, оратор Демосфен, физик Исаак Ньютон, писатель Льюис Кэрролл, красавица Мэрилин Монро, политик Уинстон Черчилль, актёр Брюс Уиллис и многие другие.
Существуют различные виды заикания, каждый из которых характеризуется своими особенностями и требует определённой схемы коррекции. На данный момент времени существует несколько классификаций этого речевого нарушения.
В зависимости от причины:
В зависимости от речи:
В зависимости от формы протекания заболевания:
Логопед при обследовании ребёнка выявляет вид его заикания и уже после этого назначает ту или иную методику коррекции, каждая из которых подбирается индивидуально. Главное - вовремя отвести малыша к специалисту и пройти до конца весь путь лечения. А начать придётся с обычной диагностики.
Любопытный факт. Согласно историческим источникам, в Древнем Риме заикание лечили подрезанием языка.
Полноценное обследование детей с заиканием предполагает консультации у следующих специалистов:
С помощью всевозможных тестирований и инструментальных обследований врачи проверяют:
У заикающихся деток проводят обследование звукопроизношения, лексико-грамматического содержания речи, фонематического слуха. Логопедическое заключение содержит в себе описание формы, степени заикания и характер судорог. Патологию необходимо дифференцировать с тахилалией, дизартрией, спотыканием.
Для выявления органического поражения нервной системы невролог может назначить:
Только после всех этих обследований врачи могут сказать, как вылечить заикание у ребёнка в том или ином случае, потому что каждый из них индивидуален и практически неповторим. Полное выздоровление могут гарантировать только регулярные занятия, упорство, желание и точное следование всем рекомендациям специалистов. Лечение должно быть комплексным.
Согласно статистике. Заикание диагностируется у 4% детей и только у 2% взрослых.
Что значит комплексное лечение заикания у детей? Оно предполагает коррекцию нарушений речи сразу по нескольким направлениям. С ребёнком должны работать не только профессионалы в специализированных условиях. Многое зависит от домашних занятий, которые должны организовывать сами родители. Только так можно навсегда избавиться от этой патологии и отправить малыша в школу уже без комплексов.
Вполне логично родители интересуются, какой врач лечит заикание у детей: невропатолог и психолог определяют только его причины, психотерапевт при необходимости может назначить медикаментозные препараты. Но только дефектолог-логопед устраняет первичные и вторичные нарушения речевой функции с помощью конкретных коррекционных программ, подбираемых индивидуально.
Есть специальные логопедические упражнения, которые позволяют работать над плавностью детской речи и развивать дыхание при разговоре. В результате ребёнок преодолевает барьер заикания и начинает говорить в нужном темпе. Занятия будут эффективными лишь в том случае, если атмосфера окружающей обстановки благоприятная.
Логопед вместе с ребёнком неторопливо, размеренно ходят по кругу и на каждый шаг произносят фразу: «Мы смешные карусели - опа-опа-опа-па-па, татати-тати-тата».
Логопед ритмично машет руками. На каждый его взмах ребёнок произносит нараспев гласные, слоги, слова - всё, что ему захочется.
Ребёнок попеременно прыгает то на одной, то на другой ножке, изображая цыплёнка и каждый раз меняя при этом дежурную фразу: «Хлоп-топ-хлоп! Ап-цап-тап! Уф-ив-аф! Тап-тип-рап-роп-цып-цып!».
Логопед произносит различные слова нараспев, очень медленно. На каждый гласный звук ребёнок должен хлопнуть в ладоши. Постепенно упражнение усложняется: вместе с прихлопом он должен ещё и ногой топнуть.
Предложить ребёнку прочитать наизусть любое коротенькое стихотворение, но нараспев, под спокойную музыку (лучше взять классику или инструментальную мелодию). Задача - попасть в такт. Если маленький пациент хорошо выполнит задание, можно взять более длинное стихотворение.
Однако коррекция заикания у детей дошкольного возраста не ограничивается только лишь логопедическими весёлыми упражнениями. Так как это не только психологическая и речевая проблема, но и физиологическая, она требует вмешательства и других специалистов в процесс лечения. Например, массажиста.
Чтобы устранить заикание у ребёнка, запишите его на массаж к специалисту. Проводить его самостоятельно в домашних условиях не рекомендуется, потому что нечаянно можно повредить мышцу или гортань. Только опытный детский массажист, специализирующийся именно на лечении речевых нарушений, может гарантировать эффективность процедуры.
Основные правила для её проведения таковы:
Процедура проводится последовательно по зонам:
Основная цель такого массажа - расслабление мышц, которые у заикающегося находятся в постоянном тонусе. Полный курс составляет 12 процедур. При необходимости он повторяется через 2 недели.
Чтобы логопедическая коррекция заикания у детей и массаж были наиболее эффективны, при расстройствах нервной системы врачи могут посоветовать медикаментозную терапию.
Медикаментозные препараты от заикания назначаются только при тяжёлых расстройствах психики, нервной системы. По большей части, это противосудорожные, успокоительные средства или транквилизаторы (в крайних случаях). Это могут быть:
Можно найти и гомеопатическое лекарство от заикания для детей, которое тоже буде отличаться мощным успокаивающим эффектом. Выбор большой:
Самостоятельно подбирать медикаментозное лечение заикания для ребёнка нельзя. Если природа речевого нарушения вовсе не в проблемах нервной системы, такая терапия усугубит состояние больного. Только невропатолог или психотерапевт могут проконсультировать вас в данном вопросе. Даже фитотерапия не всегда показана.
Иногда врачи могут посоветовать лечение заикания у детей народными средствами, т. е. успокаивающими травами. Можно собирать их самостоятельно, а можно покупать готовые аптечные сборы и заваривать в дозировках, рекомендованных специалистом.
Снять напряжение помогут:
Если ребёнок заикается, родители должны понимать, что просто полоскания отварами трав и медовые компрессы на язычок не смогут устранить столь тяжёлое речевое нарушение. Они лишь помогут основному курсу терапии, но самостоятельным и полноценным направлением в лечении детского заикания не являются. Гораздо более эффективными окажутся игровые занятия.
Для поддержки логопедических упражнений и усиления их эффективности родители могут проводить игры для детей с заиканием в домашних условиях.
Подбирать их самостоятельно не стоит: лучше проконсультироваться со специалистом, который уже занимается с ребёнком. Учитывая его индивидуальное речевое развитие (о нормах и отклонениях развития речи для детей 3-4 лет, читайте ), дефектолог подберёт наиболее оптимальные варианты. Вот самые популярные из них.
Ребёнок рассматривает картинки и называет несоответствия с действительностью: например, изображена осень, а листья на деревьях зелёные. Здесь важен соревновательный аспект: он должен сделать это как можно быстрее.
Ребёнок должен повторять вслед за взрослым звуки, которые произносят различные домашние животные. Сначала он делает это медленно, нараспев, стараясь не заикаться. Как только у него начнёт получаться, темп нужно ускорить.
Если малыш хорошо рисует, предложите ему что-нибудь нарисовать и параллельно с этим давать комментарии, рассказывать, что он изображает. Обычно в творческом порыве напряжение снимается и речь становится более плавной. Вместо рисования это может быть лепка, пение и другие увлечения.
Игровые занятия с заикающимися детьми в домашних условиях тренируют и закрепляют правильные навыки речи и поведения в усложнённых условиях. Это своеобразный, но очень необходимый мостик для переноса приобретённых навыков из игровых условий в обычные. А самое главное - ребёнок учится правильно вести себя в разных речевых ситуациях, что воспитывает в нём нужное отношение к окружающим и коллективу.
Поможет избавить ребёнка от заикания дыхательная гимнастика, которая проводится сначала - со специалистом, затем - с родителями в домашних условиях. Особенно популярна методика А. Н. Стрельниковой.
Её задача - развитие правильного дыхания при нарушенных речевых функциях. Она идеальна для занятий с детками и в 3 года, и в 6 лет, т. е. возрастных ограничений нет. Включает в себя дыхательные упражнения, сочетающие короткий и резкий вдох с движениями. Активность различных частей тела провоцирует прилив кислорода к тканям.
Ребёнок принимает вертикальное положение. Руки опущены. Он делает короткий и резкий вдох, одновременно наклоняясь вперёд. Спина округляется, голова опускается вниз. Затем он слегка приподнимается, при этом делая выдох (любой - можно через нос, можно через рот).
Целиком упражнение должно состоять из 8 вдохов, 12 повторов с интервалом в 5 секунд. Но ребёнок может сразу не справиться с таким объёмом. Приходите к нему постепенно. Если малыш пожаловался на головокружение или боль в пояснице, пусть попробует в следующий раз выполнить «насос» из положения сидя.
Так как данное дыхательное упражнение даёт колоссальную нагрузку на различные органы, для его выполнения есть несколько противопоказаний: травмы головы, проблемы с позвоночником, повышенное давление (причём любое - артериальное, внутриглазное или внутричерепное), камни, миопия, плохое самочувствие, обострение любых заболеваний.
Данное упражнение выполняется из вертикального положения. Руки согнуты, кисти подняты на уровне плеч. Ребёнок должен свести их друг другу навстречу, одновременно делая короткий шумный вдох. Он должен словно обнять себя за плечи, локти при этом сходятся на груди.
При правильном выполнении упражнения руки должны находиться параллельно друг другу, а не как это часто случается - крест-накрест. На момент выдоха (его можно делать через рот или через нос) руки расходятся, образовывая квадрат. Общее количество вдохов - 8. Всего упражнение нужно сделать 12 раз с небольшими интервалами. Противопоказания - сердечная недостаточность и другие тяжёлые заболевания.
Данные дыхательные упражнения помогут вылечить заикание у детей дошкольного возраста, чтобы не возникло проблем с обучением. За два месяца, при правильной технике их выполнения, появляется глубокое и плавное дыхание, которого раньше не было. А очередное обследование покажет, что голосовые связки стали гибкими и подвижными.
Родители должны понимать, что нельзя проводить лечение заикания у детей в домашних условиях без привлечения специалистов. Для устранения этого серьёзного речевого недостатка нужны и массаж, и логопедические упражнения, и терапия медикаментами. Только комплекс мероприятий даст нужный результат.
Это интересно! В 1841 году Диффенбах, немецкий хирург, предложил лечить заикание удалением части мышц языка.
Естественно, каждый родитель беспокоится о том, можно ли вылечить заикание у ребёнка. Прогнозы зависят от многих факторов (возраста пациента и формы заболевания), и в каждом случае они индивидуальны:
Главное - родители должны понимать, что делать, если ребёнок заикается: оказать ему помощь любыми способами, привлечь специалистов, создать благоприятную психологическую атмосферу. А ещё лучше - предпринять всё возможное, чтобы данной проблемы вообще не возникло, т. е. заниматься профилактикой.
А Вы знали, что... существует международная ассоциация заикания, у которой есть собственный Устав о правах и обязанностях всех заикающихся?
Заикания у детей можно избежать с помощью соответствующих профилактических мероприятий:
Как показывает практика, спокойные дети, выросшие в благоприятной атмосфере и не испытывающие нехватки родительской любви и заботы, редко страдают от заикания, если проблема не в наследстве и не в генетике.
Если же это всё-таки случилось, не нужно считать своего ребёнка особенным и не таким, как все. Данное речевое расстройство - обычное заболевание, которое можно вылечить. Это должно давать надежду на выздоровление и полную социальную адаптацию.
Заикание — относится к разряду заболеваний, называемых лого-неврозами. Лечение заикания у детей - это сложный, трудоемкий и длительный процесс, который требует комплексного подхода. Чаще всего они проявляются у детей, когда они начинают разговаривать, где-то в возрасте от 2 до 3 лет. Второй период может возникнуть у подростков от 12 до 15 лет. И вот в эти периоды нужно по-доброму относится к таким детям. Для начала я предлагаю пройти один небольшой тест: Громко и четко с ребенком проговорите слово: «Стрептококк». Ну как получилось? Ваш ребенок смог четко и внятно произнести это слово? Тогда у него с заиканием нет проблем! Но если не смог, обязательно прочитайте статью до самого конца!
Сразу хочу сказать, что от испуга не будет заикания! Это все выдумки! А вот почему реально возникает заикание сейчас расскажу более подробно. Заикание может иметь органическую природу. Всем известно, что наш мозг отвечает за движения различных частей тела, а также и за их контроль. Так вот, огромная часть мозга отвечает за губы и язык (центры и зоны формирования речи). Первая проблема нарушение речи может быть связана с инсультом (это у взрослых). Основная причина заикания у детей - это задержка развития речевого центра! У детей может возникать первый период заикания из-за того, что эти центры и зоны формирования речи, которые отвечают за координацию этой речи еще не созрели (позднее созревание этих зон), поэтому нужно правильно подходить к пониманию и лечению ребенка, тогда вы быстрее компенсируете данную проблему. Все мы знаем, что в нашем мозгу два полушария левое и правое. Центр речи находится в левом полушарии (это у правшей) и в случае если центр речи не сформирован, то правое полушарие будет мешать левому, благодаря этому дети и заикаются. Задача учителей, родителей — если у ребенка заикание не мучать его заучиванием стихов и чтением книг, переведите все в письменный формат!
Прежде всего, необходимо определить тип заикания, ведь именно от него будет зависеть план дальнейших действий.
Существует три вида заикания:
Лечение заикания всегда носит комплексный характер, и начинать его стоит только после прохождения всестороннего обследования. Если доктора решат, что у ребенка невротический тип заикания (логоневроз), то главным специалистом, с которым вам предстоит контактировать, станет детский психолог. Его основными задачами будут обучение способам релаксации, снятие мышечного и эмоционального напряжения, повышение эмоциональной устойчивости ребенка к стрессам, обучение родителей методам эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его свойств нервной системы, выбор оптимальных воспитательных мер и пр. Также, скорее всего, необходим будет прием фармакотерапии в виде успокаивающих и снимающих мышечные спазмы препаратов, правильно подобрать которые сможет невролог. Безусловно, потребуется и работа с логопедом. При неврозоподобном заикании в большей степени предстоит сотрудничать с логопедом-дефектологом, т.к. этот вид заикания требует в большей степени логопедической помощи, которая должна быть регулярной и продолжительной (не менее года). Основная цель работы логопеда - научить ребенка правильно говорить. Также предстоит динамическое наблюдение невролога, который, скорее всего, назначит длительное комплексное медикаментозное лечение, игнорирование которого не увенчает логопедическую работу успехом. Психотерапевтическая помощь в данном случае не играет ведущую роль.
Чтобы ребенок преодолел заикание, только работы со специалистами недостаточно, поможет лечение народными средствами. Важно научиться взаимодействовать с ребенком конструктивно и создать спокойную, понимающую атмосферу в доме, а иначе труды специалистов пойдут насмарку. При общении со своим ребенком старайтесь придерживаться следующих правил.
С раннего возраста дети осваивают речь, знакомятся с разными буквами и звуками. Сначала они пробуют создавать из них слова, а затем полные красивые предложения. Что делать, если ребенок внезапно начал заикаться? Как помочь ему справиться с этой проблемой?
Заикание у детей - это не распространенное заболевание, и встречается только у пяти процентов. Считается, что физиологическая причина заикания кроется в речевых мышцах. Ребенку сложно произносить нужные звуки, потому что возникают сложности с координацией этих мышц.
Наиболее часто подобные проблемы с речью возникают у детей дошкольного возраста, от двух до пяти лет. Именно в этом возрасте ребенок начинает заикаться. Специалисты сходятся во мнении, что невозможно выделить одну причину, которая вызвала заикание. Обычно это несколько факторов. И сейчас мы их внимательно рассмотрим.
Первая причина заикания - генетическая. В шестидесяти процентах случаев заикание передается по наследству. Если ребенок заикается, возможно у кого-то из членов вашей семьи в детстве тоже были сложности с речью.
Вторая причина - быстрое развитие ребенка. В возрасте от двух до пяти лет у детей происходит быстрое физическое, эмоциональное развитие и формирование навыков речи. Все дети разные, поэтому у кого-то это происходит стремительно и гладко. А у некоторых возникают задержки с речью, и проявляются они в форме заикания.
Следующая причина - внешние факторы. В эту категорию входит влияние родителей на поведение детей. Их отношение к детям, ожидания от развития ребенка. Многие родители хотят, чтобы развитие ребенка проходило быстро, особенно это касается их речи. Иногда это желание проявляется слишком сильно и оказывает давление на детей. После этого ребенок замыкается в себе, что нередко становится причиной заикания. Атмосфера в семье также влияет на развитие речи ребенка. Частые ссоры родителей и критика становятся причиной замыкания ребенка в себе, а затем проявляется в виде затруднений с речью.
Встречаются разные степени заикания. Бывает легкая форма, когда трудности с произношением возникают в некоторых словах и нерегулярно. В более тяжелых случаях ребенку сложно произносить большинство слов, причем это отражается еще и на мышцах лица - речь нарушается из-за их постоянных сокращений. Если у ребенка проявляются симптомы хронического заикания, нужно срочно обратиться за помощью к специалисту. Какие это симптомы?
Но если вы не заметили у ребенка серьезных осложнений, то помочь ему избавиться от заикания можно в домашних условиях. И мы поделимся несколькими простыми советами и упражнениями.
Помните, что заикание - это недостаток речи, который исправляется. Родителям, в период исправления заикания, важно проявить чуткость. Обратите внимание, чтобы проблемы с речью не привели к стеснению и комплексам в дальнейшем. Если вовремя заметить проблему, можно справиться с ней еще в дошкольном возрасте.
Бывает так: в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, ваш двух-трехлетний карапуз начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу кашу!». На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми, мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. И все-таки, поддаваться панике не надо. Заикание очень часто путают с так называемыми «запинками» (физиологическими итерациями) даже проработавшие не один год логопеды. И тот, и другой речевой недостаток очень похожи в проявлениях: их роднит нарушенный ритм речи. Необходимо уметь отличать заикание от запинок, ведь от этого будет зависеть содержание коррекционной работы.
Заикание – это нарушение темпа и ритма речи при судорожном состоянии мышц речевого аппарата. Судороги бывают различной локализации: голосовые, артикуляционные, дыхательные.
Физиологические запинки (итерации) — часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое требует иной коррекции, нежели заикание и обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности. Часто сопровождаются хорошим развитием, как умственным, так и физическим. Велик риск возникновения запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных. Обычно мамы начинают паниковать, ожидая худшего – заикания. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию. Однако если вовремя не обратить внимание на повторы слогов и слов в речи и не принять профилактических мер, то риск возникновении заикания довольно велик.
Как только вам послышались в речи малыша «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.
3.Проанализируйте причины «неожиданного» нарушения ритма речи у ребенка. Корни проблемы малыша с запинками уходят в область эмоций, особенностей нервной системы, проблем детско-родительских отношений; запинки частенько являются симптомом невроза. Бывает, что они проявляются, когда ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками начинают повторять первые слоги или слова. Заикание же – это неврологическая проблема и поддается коррекции труднее, чем запинки. Считается, что заикание всегда наследственного происхождения (заикаться мог прадедушка, и его правнуку передалась предрасположенность к заиканию).
Если своеобразие речи не исчезает на протяжении двух-трех недель и даже имеет тенденцию к ухудшению, пора принимать меры. Посетите логопеда и психоневролога. И тот и другой помогут с диагностикой, то есть выявят заикание (иногда его называют логоневрозом). Психоневролог пропишет лекарства, которые имеет смысл принимать, если у малыша, действительно, заикание средней или тяжелой степени. При запинках лекарства не нужны, за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом. При коррекции запинок делаем следующее:
При коррекции заикания делаем так:
Советы родителям на каждый день.
Следует пересмотреть свое поведение в отношении воспитания малыша: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.
Если запинки в речи малыша проявляются нечасто, никак не влияют на качество общения, не напрягают самого ребенка – то кроме консультации у логопеда ничего делать не нужно. При правильном психолого-педагогическом подходе все это проходит само собой.
аикание – один из самых распространенных детских неврозов. Почти всегда оно возникает в раннем возрасте (от двух до пяти лет), хотя изредка встречаются случаи, когда заикаться начинают школьники.
Время, когда малыш учится говорить, наиболее уязвимо с точки зрения возникновения заикания. Дети радуются обретенной возможности общаться, начинают разговаривать быстро, торопливо, как бы «захлебываясь» словами, скороговоркой.
В 3-4 года у многих детей можно наблюдать и повторение отдельных слогов и слов. Это повторение носит физиологический характер. Дело в том, что речевая функция мозга в этом возрасте – наиболее слабая и уязвимая (по сравнению с другими психическими функциями). Полностью она созревает только к 5-6 годам. В силу этого стрессы, нагрузки в первую очередь отражаются на речи. Заикание чаще встречается у мальчиков, чем у девочек именно по этой причине: речевая функция мальчиков созревает на 1-1,5 года позже, а нагрузки, в том числе речевые, у всех детей обычно одинаковы.
Неприятно, даже горько слышать, как ребенок с заиканием то и дело «спотыкается» об отдельные звуки и слоги, как будто они стали для него непреодолимой преградой. В этот момент речевые мышцы малыша подвергаются судорогам. Эти судороги можно наблюдать не только во время речи, но и перед ее началом.
В литературе описано много случаев, когда заикание появляется после сильного стресса, испуга (нападение собаки, запугивание, грубое обращение, ссора, драка и т. п.). Однако стресс и испуг дают лишь толчок, запускают «механизм заикания», но не являются его глубинной причиной.
Совсем не каждый ребенок начинает заикаться после нападения собаки. Это состояние обусловлено предрасположенностью его нервной системы. В группе риска находятся дети со слабой, быстро истощаемой нервной системой. Если малыш к тому же впечатлителен, эмоционален, тревожен – любой, даже незначительный повод может привести к заиканию.
Нервная система такого типа может быть врожденной. Но чаще ее ослабляют разнообразные внешние факторы.
Это могут быть болезни:
Встречается ещё и врожденная слабость речевого аппарата (в него входят связки, гортань, язык, нёбо, зубы), которая выражается в его быстрой утомляемости, неспособности к длительной, интенсивной работе. При форсированных нагрузках голосовой аппарат может дать сбой. Этот сбой выражается в различных болезнях, в том числе заикании.
Заикание может вызвать даже недостаточное физическое развитие ребенка. В этом случае должным образом не развиваются артикуляционный аппарат, мелкая моторика, а они прямо влияют на развитие речи.
Ослаблять нервную систему могут психические и психологические факторы разного рода:
Заикание может спровоцировать и чрезмерная языковая нагрузка. Многие родители загружают малыша серьезным изучением иностранных языков в то время, когда родной язык им еще плохо освоен. Впрочем, такая нагрузка может быть связана с переездом и резкой сменой речевой обстановки.
Даже в рамках родного языка не стоит форсировать развитие ребенка, вводить сложные речевые конструкции раньше того времени, когда малыш будет готов к ним. Это может вызвать перенапряжение речевого центра и, как следствие, заикание.
В целом, к развитию речи детей требуется подходить очень внимательно и ответственно. Речь взрослых должна быть четкой, правильной, неспешной, выразительной. Известно, что маленькие дети подражают взрослым. Они перенимают общий строй речи, ее интонации, повторяют свойственные взрослым словечки. Когда взрослые умиляются этому, они поступают неразумно, поскольку поощряют ребенка к дальнейшему подражательству. В какой-то момент малыш захочет показать «как смешно разговаривает соседский мальчик», изобразит судорогу, а то и сразу заикание. Навык может закрепиться на уровне условного рефлекса, и избавиться от него будет трудно.
Заикание поддается коррекции. По данным разных исследований, вылечить заикание удается в 7-8 случаях из 10 (речь остальных детей улучшается в той или иной степени).
Эффективность лечения зависит от возраста ребенка. Дошкольнику избавиться от заикания гораздо проще, чем школьнику. Если родители, заметив неполадки в речи ребенка, без промедления обратятся за помощью, будут действовать грамотно и ответственно, то заикание пройдет полностью.
Бывает, что ребенок замолкает внезапно и надолго (от нескольких часов до суток). Вызвано ли это испугом, или же явных причин такого состояния родители не видят, но разговорить ребенка не получается – он молчит. Когда же, наконец, он начинает говорить – то уже заикается. Если в период молчания успеть обратиться к специалисту – заикания можно избежать.
Другие признаки начала заикания:
Заметив любые из этих признаков, родителям следует немедленно обратиться к трем специалистам — психологу, психоневрологу (невропатологу), логопеду. Помните:
Заикание легче предупредить, чем лечить.
Результат и способ лечения зависит и от типа заикания. Неплохо знать об этом, чтобы понимать, почему ребенку назначено то или иное лечение.
Выделяют два вида заикания.
Этот вид заикания встречается чаще всего и успешнее лечится. Он не связан с так называемыми «органическими поломками» в центральной нервной системе (то есть мозг при таком заикании работает нормально) и представляет собой всего лишь разновидность невроза.
Обычно логоневроз начинается после каких-то травмирующих психику ситуаций у детей, предрасположенных к невротическим реакциям.
Лечение логоневроза заключается в помощи:
При обследовании ребенка с заиканием этого типа врачи выявляют поражение центральной нервной системы разной степени тяжести. Обычно такие дети отстают и в физическом, и в психическом развитии. Заикание у них развивается вместе с тем, как малыш учится говорить.
Ведущая роль в коррекции заикания у таких детей принадлежит логопеду.
В любом случае, лечение заикания – дело трудоемкое и длительное. Занятия с логопедом, при любом течении болезни, должны продолжаться как минимум год.
Прежде всего, родителям ни в коем случае не следует брать на себя лечение заикания. Разобраться в его причинах, оказать правильную помощь могут только специалисты!
Дело родителей — создать дома такие условия, которые помогут преодолеть недуг. Ребенок с логоневрозом требует особого внимания, спокойной домашней обстановки, правильного общего и речевого режима.
Следует избегать раздражителей, которые перенапрягают нервную систему ребенка:
Жизнь малыша должна быть спокойной и предсказуемой: исключительно важно соблюдение режима дня.
Не менее важен и правильный метод воспитания. Нельзя баловать ребенка; в то же время требования, которые ему предъявляют, должны соответствовать возрасту. Ровность и постоянство – вот ключ к обращению с ребенком.
Наказания, если они необходимы, должны быть спокойными. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка в темной (плохо освещенной) комнате одного. Лучше предложить ему посидеть на стуле, молча, в присутствии взрослых, и подумать о своем поведении.
Речевое окружение не менее важно для лечения заикания.
Доказано, что физически крепкие дети заикаются реже. Это неудивительно – ведь их нервная система крепче.
При лечении заикания физическая активность должна стать образом жизни. Подойдут гимнастика, физкультура, плавание, водные процедуры, подвижные игры на свежем воздухе – все то, что постепенно делает ребенка более крепким и выносливым.
Знаменитый советский актер Василий Лановой в детстве заикался. Он пошел в школу в небольшом одесском селе в самом начале войны. Одна учительница в этой школе нашла способ помочь мальчику. Она стала разучивать с ним украинские песни. После нескольких месяцев занятий заикание исчезло.
Историй о лечении заикания пением рассказывают много. Дело тут не только в волшебном воздействии музыки, хотя его не стоит преуменьшать. Занятия пением помогают научиться правильному дыханию, развивают чувство метроритма (логопеды при коррекции заикания всегда используют ритмичную речь). Мелодия заставляет воспринимать каждое слово как естественное продолжение предыдущего, не отрывая слова одно от другого.
Слова песни разучиваются заранее, а не произносятся спонтанно. При пении ребенок обращает на слова меньше внимания, потому что старается правильно воспроизвести мелодию и ритм. А если он поет в хоре, то ошибки произношения и вовсе никому не заметны. Так преодолевается «боязнь речи», свойственная заикающимся людям.
Серьезных исследований по лечению заикания пением не проводилось, но многие врачи рекомендуют занятия пением как эффективный способ коррекции легких форм заикания.
Подведем итог. Вот четыре вещи, на которые родители могут повлиять, чтобы помочь заикающемуся ребенку:
Следует помнить: заикание всегда может вернуться. Поэтому соблюдать рекомендации необходимо даже после того, как ребенок полностью излечился.
Заикающийся ребенок часто становится робким, замкнутым. Он смущается других детей. Встречается и другая крайность – повышенная возбудимость. Даже если малыш лечится и борется с заиканием, попутно он приобретает разного рода комплексы.
Закомплексованность обостряется у детей, когда они становятся школьниками. Обычно мальчики переживают свой недуг острее, чем девочки.
Выйдет такой ребенок к доске, и сразу зажимается, краснеет, покрывается потом.
Если подобные состояния повторяются регулярно, развивается так называемый вегетативный невроз, который добавляет трудностей в лечении логоневроза.
Заикающимся детям нужно всячески помогать избавляться от ложного стыда. Скажите ребенку, что многие люди периодически заикаются. Приведите примеры знаменитых людей, которые заикались. Это поможет малышу осознать, что его недостаток – совсем не признак неудачника.
Вот всего лишь некоторые из них: Демосфен, Исаак Ньютон, Льюис Кэрролл, Уинстон Черчилль, Элвис Пресли, Брюс Уиллис.
Помогите ребенку подобрать приемы, сглаживающие речевой дефект, к примеру, слова и словосочетания, которые произносить легче. Можно найти оптимальный темп и ритм речи, вставлять междометия («ну», «вот», «это», «э-э», «м-м»).
Всегда относитесь к заикающемуся ребенку доброжелательно и корректно. Нельзя подчеркивать его недостаток, но и избегать разговоров о нем тоже не стоит. Выражайте твердую уверенность, что заикание пройдет. Не давайте возможности «зацикливаться», воспринимать заикание как трагедию. Принимайте речевые ошибки без всяких оговорок, чтобы малыш почувствовал, что его любят и принимают таким, какой он есть. Не надо делать постоянных замечаний по поводу ошибок, неправильной речи. Малышу можно сказать: «Я вижу, тебе немного трудно было проговорить это слово? У меня тоже такое бывает». Со школьником хорошо побеседовать более открыто.
Чего делать нельзя:
Что правильно делать:
Физически крепкий, выносливый, уверенный в себе человек почти не замечает недуга. Тем более что с возрастом он действительно ослабевает или проходит совсем.
Больше оптимизма, веры в себя и своего ребенка!
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам