С помощью каких приемов создают загадки. Художественные особенности загадок. Контрольная работа по дисциплине

Основа: . Текст и примеры: Эмануэль Т.

Предположим, Вам вдруг захотелось обыграть понятие / явление / объект. Или пришлось запомнить какой-то термин. А может, просто надо намекнуть, какой подарок Вы хотите получить.. В любом случае, выбранное Вами «нечто» можно закодировать в загадку! Всего за 3,5 шага! Автор - Алла Александровна Нестеренко

Шаг 1. Ответ

Первым делом решите, о чем будет Ваша загадка.
Как правило, это существительное, отвечающее на вопрос «Что?».

Для примера возьмем часы.

Шаг 2. Характеристики

В левый столбик запишите основные характеристики и функции выбранного объекта или явления. Для этого просто ответьте на вопросы «Какой?», «Что делает?» и т.д.

Например, наши часы: точные, карманные, ходят и показывают.

Кстати, Вы можете дополнить список своими ассоциациями, отношением и т.д. А также смело внедрить : часы ведь могут быть и академическими, и настенными, и…

Шаг 3. Аналогии

Далее для каждого выделенного Вами свойства приведите . Для этого подберите примеры того, что подходит под данное описание, выполняет те же функции. Иными словами, ответьте на вопрос: «Что еще бывает таким?». Ответы запишите в правом столбике.

Например,
точными бывают также науки,
карманными – фонарики,
ходят (в том числе) шахматные фигуры,
а показывать умеют и проекторы.

Всё! Загадка готова! Осталось реализовать половинку шага – вставить связки! Просто допишите словесные конструкции «но не» между каждой характеристикой и объектом-аналогией (2м и 3м пунктом). В результате стилизации получается загадка:

«Точные, но не науки;
карманные, но не фонарики;
ходят, но не шахматные фигуры;
показывают, но не проекторы.
Что это? Часы!».

Теперь Ваша очередь составлять загадку. Чему Вы посвятите ее?? Может быть, вам захочется составить ?

Таким образом, для каждой выделенной характеристики исходного понятия Вы подобрали соответствующие объекты-аналогии, после чего сформулировали итоговую загадку.

Загадка для термина

А теперь с помощью загадки запомним какой-нибудь термин.
Для этого в качестве исходного объекта загадки выберите понятие или явление, относящееся к профильной области. Например: «электрон».

Вспомним, что это - стабильная, отрицательно заряженная элементарная частица, одна из основных структурных единиц вещества. Выделим ключевые слова и воспользуемся разобранной схемой составления загадки.

Загадка это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами.


















Логическая структура и стратегия отгадывания загадок недостаточно изучена. По оценкам Г. Л. Пермякова, логических моделей, по которым построены загадки (аналогия, метафора, метонимия, парадокс и т. д.), не более сорока, но они универсальны для всех типов культур.


Семантическая структура загадки определяется соотношением трех ее основных компонентов: денотата (или десигната), т. е. объекта, загадываемого и подлежащего дешифровке; заместительного объекта, имеющего какие-то общие с загаданным свойства, и «образа», т. е. некоторого описания, применимого одновременно к обоим объектам.


Создаваемый в загадке образ принципиально «нереалистичен», он строится на расчленении загаданного объекта и выделении некоторых его свойств, на сочетании несочетаемого (отсюда частый прием негации), на изменении границ, на преобразовании ситуации и т. п. Разные фольклорные традиции располагают примерно одинаковым набором структурных типов загадки, однако удельный вес каждого из них в разных традициях не совпадает. Сравнительное изучение слав. загадок в отношении их структуры практически отсутствует.






Самое главное в пословице – умение выразить суждения о жизни в сжатой, меткой форме. В пословицах нет ничего случайного. Н.В. Гоголь прекрасно определил художественные достоинства пословицы. Он писал: «В пословицах наших видна необыкновенная полнота народного ума, умевшего сделать все своим орудием: иронию, насмешку, наглядность, меткость живописного изображения»


Двухчастная Целостное предложение, отличающееся неразрывной связью двух частей сложного предложения. "Белый свет не околица, а пустая речь не пословица", "Умный плачет, глупый скачет"


П.У Бакирова выделяет в своей работе черты, присущие и пословицам и поговоркам: Клишированность - свойство того или иного текста восприниматься глобально, как существующее в готовом виде конструктивное и семантическое целое без существенных изменений в соответствующих коммуникативных ситуациях). Афористичность - свойство предполагает меткость, емкость и сжатость. Утилитарность. С этим свойством связан наставительный, назидательный характер пословиц, отражение в них жизненно-практического смысла. Этим свойством обладают все виды паремий. Антропоцентричность. "Пословица всегда обращена к человеку: она учит его жить, предписывает или запрещает какие-либо действия, дает мудрые советы"

Все загадки можно разделить на группы в зависимости от указанных признаков предмета или явления. По разным источникам выделяют несколько классификаций загадок и их видов. Самая распространенная приведена ниже.

Загадки, в которых дается описание предмета или явления путем перечисления различных его признаков, например:

Кафтан на мне зеленый, а сердце как кумач.

На вкус, как сахар, сладок, а сам похож на мяч. (Арбуз).

Эта загадка основана на трех признаках, свойственных арбузу (цвет, вкус, форма). Решение загадок подобного вида основано на анализе (выделение всех признаков) и синтезе (объединение их в единое целое).

Загадки, где описание предполагает краткую характеристику предмета

или явления (по одному - двум признакам восстановить целостный образ).

Например:

Под ногой шуршат, шуршат.

Скоро будет голый сад. (Листья).

Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.

В загадку включено отрицательное сравнение.

Например:

Есть панцирь, а не черепаха, живет на ветке, а не птаха. (Орех).

Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река).

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные, и в то же время в чем-то сходные предметы, явления, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в другом сочетании.

Загадки, в описании которых использованы метафоры.

Например:

Рукавом взмахнул - деревья пригнул. (Ветер).

На пяти проводах отдыхает стая птах. (Ноты).

Разгадывание этих загадок предусматривает расшифровку метафоры. Для этого необходимо сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, отнести к одной смысловой категории.

Загадки, в которых представлено описание не самого предмета (явления), а буквенного (слогового) состава слова, его обозначающего.

Этот тип загадок включает:

а) Шарады - слова загадки, в которых несколько букв, слогов или частей слова выделены и описаны самостоятельно. По описаниям нужно разгадать целое слово;

Например:

Мой первый слог - предлог, и во втором мы проживем все лето,

А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. (За-дача).

б) Метаграммы - загадки, в которых из загаданного слова путем замены одной буквы другой получается новое слово;

Например:

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машинах я бываю. (Чайка-Гайка).

в) Анаграммы - это слова, получающиеся из других слов при обратном чтении (кот - ток) или при перестановке слогов и букв (сосна - насос);

Например:

Легко дыша в моей тени, меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои и целый лес ты мною свалишь. (Липа - пила).

г) Логогрифы - слова-загадки, меняющие свое значение при отнимании или прибавлении букв (гроза - роза);

Например:

Известное я блюдо, когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха - муха).

«Загадки - складки».

Эти загадки легко разгадываются, так как ответ напрашивается сам собой в рифму. Такие загадки подготавливают детей к восприятию более сложных загадок.

Например:

Тучки в небе побежали, я раскрою зонтик,

Дружно капли заплясали. Это значит… (Дождик).

«Загадки - шутки».

Какое личное местоимение можно добавить к другому личному местоимению, чтобы получить много крупных плодов? (Ты-к-вы).

Фонетические загадки.

У какой рыбы нет чешуи?

Налим или сом?

(В отгадке все согласные звуки звонкие) .

По мнению Н.И. Кравцова и А.В. Кулагина тематика загадки очень разнообразна. Есть загадки о природе, о людях, о животных, о растениях, о профессиях людей, о явлениях природы, о временах года, героях сказок и о многом другом. Например, о явлениях природы: «Тянется в окно золотое полотно»; о человеке: «На земле он всех сильней, потому что всех умней»; о животных: «Белые хоромы, красные подпорья».

Наиболее полное отображение в русских загадках нашли земледельческий быт и крестьянский труд. Явления природы, человек и его строение изображаются при помощи образов, связанных с конкретной, хозяйственной жизнью крестьянина. Часто в загадках сатирически изображается богатство, высмеивается духовенство. Очень характерно для загадки использование нарицательных имен собственных («Дарья и Марья видятся да не сходятся»). Богаты загадки и аллитерациями и другими приемами звуковой игры («Кутька да Лайка, да Пипупочек»). Иногда они построены на звукоподражании. .

В загадках проявляется наблюдательность, образное мышление, яркая выразительность поэтической речи. Существует несколько видов загадок:

загадки-признаки (Конь стальной, хвост льняной…);

загадки-вопросы (Без какого ключа не откроешь дверь…);

загадки-сравнения (Кругла как мяч, желта как репа…);

загадки-действия (Упадет - поскачет, ударят - не плачет…);

загадки-противопоставления (Не огонь, а жжется…);

загадки-описания (Красное, румяное я расту на ветке, любят меня взрослые и маленькие детки…).

Загадки-описания созданы на основе поэтической образности; они удивляют нас поэтическими картинами, художественными деталями. Загадки-вопросы и загадки-задачи сильны своей логикой, игрой не воображения, а - ума.

В своей работе, Ю.Г. Круглов «Русские народные загадки, пословицы, поговорки», предлагает более простую классификацию:

загадки - иносказания;

загадки - описания;

загадки - вопросы;

загадки - задачи (Летела стая гусей, одного охотники убили. Сколько осталось? Ответ: один - убитый) .

Существуют множество разнообразных видов загадок. Загадки о технике можно использовать во время прогулок по городу или поселку, на экскурсиях на стройку. Загадки о транспорте уместны при изучении правил дорожного движения . Рассказывая об инструментах, с помощью загадок можно проверить, как дети усвоили новые знания. Для этого, загадывая загадку об инструментах, следует, предложить найти отгадку среди расположенных на столе инструментов .

Начальный этап работы с загадкой на уроке русского языка начинается именно с показа разнообразных типов загадок, чтобы учащиеся видели, насколько богат и разнообразен язык даже в таком маленьком жанре, как загадка .

Таким образом, можно сказать, что классификации этой малой формы фольклора едины, а сама загадка носит обучающий характер и способствует развитию мыслительной деятельности человека.

Обычным мыслям придать образно – ассоциативную метафорическую форму выражения на основе замедленной метафоры (зашифровка, уводящая в сторону), каламбурного алогизма, на основе затруднённого параллелизма.

СХЕМА СПОСОБА СОЗДАНИЯ ЗАГАДКИ.

ПРЕДМЕТ ВИД ЗАГАДКИ МЕТАФОРА ЗАГАДКА
1. Мышь Загадываемый предмет сопоставляют с одним метафорическим образом. Шарик Маленький шарик под лавкой шарит.
2. Человек Загадываемый предмет выражается через несколько метафорических образов. Пни Бочка Кочка Лес Бес Стоят два пня, На пнях - бочка, На бочке – кочка, На кочке – лес, В лесу – бес.
3. Пчела Бабочка Стрекоза Несколько загадываемых предметов выражается через один метафорический образ. Лоскуток Разноцветный лоскуток Сел на маленький цветок, Аромат его вдохнул… И, довольный, упорхнул…
4. Зубы Язык Несколько загадываемых предметов выражается через несколько метафорических образов. Силачи Говорун Белые силачи, Рубят калачи. Красный говорун подкладывает.

Задание № 3: конструирование загадки.

Для этого нужно проделать четыре действия:

1) задумать предмет или явление, которое хотите загадать. Отстраниться

от него (как будто вы его видите впервые) и дать ему определение;

2) подумать с чем ассоциируется этот предмет или явление;

3) найти подходящую метафору;

4) придать загадке привлекательную форму.

Чтобы загадка получилась, нужно учитывать:

· форму, размер;

· функции, качества загадываемого предмета, явления, образа.

Например:

1) полевой цветок – ВАСИЛЁК (это растение на тонкой ножке, с тоненькими

листиками, резными синими лепесточками, похожими на глаза и издающими

тонкий аромат. Растет среди травы, колосьев пшеницы. Его любят насекомые);

2) в определении было сказано, что васильки напоминают глаза, значит идёт

сравнение с глазами по форме и цвету – «синие глаза»;

3) теперь можно дать василькам метафорическое определение: « то, что растёт



на поляне, имеет глаза дивной синевы»;

4) придать загадке форму стиха: « На пригорке, меж травы,

Глазки дивной синевы.

Что же это за цветы?

Отгадать попробуй ты».

Придумать загадки:

· про своего сокурсника;

· характеристика изучаемого предмета;

· бытовое действие (ответ глагол);

· любимое блюдо;

· твой любимый цвет (использовать только семь цветов радуги).

____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________

Ф.И. студента ____________________________________

Число ___________________________________________

Оценка за задание ________________________________

Для специализации «Фотовидеотворчество».

Раздел программы: « Основа драматургии фильма».

Тема работы: « Видео этюд на основе искусства живописи»

Цель: поэтапная драматургизация для создания видеосценария и подготовка

к демонстрационному видео показу этюда на основе искусства живописи.

Условия работы .

Произведение живописи подбирается самостоятельно, утверждается преподавателем по сценарному мастерству, и является основой для разработки видеосценария этюда.

Работа состоит из двух частей: I- теоретической; II- практической.

I часть – теоретическая :

· оформляется в папке и состоит из 7 этапов;

· каждый этап начинается с нового листа с названием этапа;

· текст печатный, шрифт № 14;

· ремарки в видео сценарии располагаются с нового абзаца, в круглых скобках,

шрифт № 12;

· теоретическая часть работы защищается и утверждается за 8 недель до съёмки этюда;

II часть – практическая.

· практическая защита работы – экзамен по разделу дисциплины;

· экзамен проходит в форме демонстрационного видео показа;

· время демонстрации видео показа этюда 5 - 7 минут;

· основой для съёмки является режиссёрско -постановочный сценарий утверждённый преподавателем по режиссуре.

Теоретическая часть работы оформляется по следующей схеме.

Этап №1 Исследовательская работа.

  • Цветная репродукция живописного произведения.
  • Сведения об авторе произведения.
  • Сведения о произведении (мнение критиков и современников).
  • Мотивировка выбранной темы.
  • Актуализация выбранной темы.

Этап № 2 Аналитическая работа.

Примерная схема трехмерного изображе­ния характера героя.

Вопрос Персонаж
ФИЗИОЛОГИЯ
Пол.
Возраст.
Рост и вес
Цвет волос, глаз, кожи.
Телосложение, комплекция, излюбленные позы.
Внешность: приятная, опрятная, неопрятная и т. д. Полнота, худоба, форма головы, лица, членов
Дефекты: уродства, родимые пятна и т. д. Болезни.
Наследственность.
СОЦИОЛОГИЯ
Класс: нижний, средний, высший.
Занятия: род работы, время работы, доход, условия тру­да, есть профсоюз или нет, степень организованности труда, способности к этой работе.
Образование: сколько классов, какая школа, оценки, лю­бимые предметы, нелюбимые предметы, склонности, увлечения.
Домашняя жизнь: образ жизни родителей, заработок, сиротство, родители в разводе, привычки родителей, интеллекту­альное развитие родителей, их пороки, пренебрежение, невнимание (к ребенку). Семейное положение персонажа.
Религия.
Раса, национальность
Групповое положение: лидер среди друзей, в клубе, в спорте.
Политические симпатии.
Развлечения, хобби: книги, журналы, газеты, которые он читает.
ПСИХОЛОГИЯ
Половая жизнь, моральные правила.
Личные цели, устремления.
Поражения, разочарования, неудачи.
Темперамент: холерический, беспечный, пессимисти­ческий, оптимистический.
Отношение к жизни: покорное, активное, пораженческое.
Комплексы: навязчивые идеи, вытесненные образы, пред­рассудки, фобии.
Экстраверт, интраверт, средний тип.
Способности: знание языков, особые таланты.
Качества: воображение, рассудительность, вкус, уравно­вешенность.
Уровень умственного развития

Примечание.

На каждого героя видеоэтюда составляется отдельная характеристика.

Типы характеров.

БЕЗУДЕРЖНЫЙ (не обязательно плохой человек): Что-то важное на карте – Не может повернуть назад – Решимость – Честолюбие – Отчаянность – Загнан в угол – пойман в ловушку – Страх поражения – Воинствующая правдивость – Великая Страсть (любовь, ненависть) – Целеустремленность – Эгоцентричность – Односторонний ум – Предусмотрительность – Мстительность – Жадность.

БЕСПОМОЩНЫЙ: Мечтательность – Безыниативность – Лень – Нет цели в жизни – "Авось обойдется".

УМНЫЙ: Хитрость – Сообразительность – Способность убеждать – Наблюдательность – Интеллект – Талант – Хороший психолог.

ЗАНУДА: Тупоумие – Эгоизм – Эгоцентризм – Тревога или страх – Нехватка наблюдательности, чуткости.

РАЗДРАЖИТЕЛЬНЫЙ: Невнимание к другим – Гневливый – Нервный – Нечуткий – Нетерпеливый – Неудачник – Злобный – Больной – Своевольный – Избалованный – Находчивый.

АНТИСОЦИАЛЬНЫЙ: Жестокий – Хищный – Бесчеловечный – Безжалостный – Все, что вредит людям – Нетерпимый – Упрямый – Порочный.

ЛЮБОВЬ К РОСКОШИ: Распущенный – Чувственный – Тяга к самовыражению – Жажда красота – Упадочность – Увлекающийся.

САМОДОВОЛЬСТВО: Придирчивый – Нетерпимый – Пугающий – Боязливый – Комплекс неполноценности – Страсть к господству – Эгоист – Злословие – Боец.

ПОДОЗРИТЕЛЬНОСТЬ: Тревога – Чувство вины – Скептицизм – Подлость – Тщеславие – Трус – Несчастный – Не может оценить ситуацию – Комплекс неполноценности.

ФАНАТИЗМ: Судит других только по своим меркам – Ортодоксальность – Отсутствие воображения – Холодная злоба – Благопристойность – Непреклонность – Реакционность –Формализм – Вежливость – Чувство вины.

ХАМ: Эгоизм – Бессовестный – Зависть – Неуверенность – Тщеславие – Переменчивый – Одиночество – Комплекс неполноценности – Отсутствие творческих способностей.

ЧЕСТОЛЮБИЕ: Восстание против статус кво – Жажда признания – Жажда оправдать свое существование – Неудовлетворенность – Стремление к власти – Ревность – Самоосуществление – Безжалостность – Тяга к безопасности, надежности.

Этап № 3. Жанрово – тематическая составляющая драматургизации.

· Жанр.

( Эстетический угол зрения).

Указать особенности выбранного жанра.

· Тема (о чем?)

(Формирует сюжет, конкретна и индивидуальна).

· Идея (зачем?)

(Главная мысль, имеющая целью «жизненный урок», проблема).

· Конфликт (между чем и чем)

(Столкновение характеров, судеб, мнений, действенный символистический акт, который ведёт к изменению исходной ситуации, социокультурных или духовно-нравственных отношений).

Этап № 4. Фабульная составляющая драматургизации .

Памятка.

Фабула- структура повествования. Сочинить фабулу – значит прорисовать действие – мотивы, конфликты, решение, развязку – в «абстрактном» пространстве, времени и поведении героев. Фабула описывает действие. В соответствии с ней осуществляется отбор и упорядочение эпизодов по более или менее жесткой схеме.

Фабула – это рассказ о событиях, аранжированных во временной последовательности.

(Патрис Павис. Словарь театра. – М. «ГИТИС» -2003.стр. 445)

Этап № 5. Композиционная составляющая по фабуле для драматургизации видеоэтюда.

(Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал).

- Экспозиция (название) .

Исходное событие

(ввод в действие, создаёт атмосферу)

- Завязка (название)

Основное событие

(1й эпизод, начало развитие конфликта).

- Развитие действий (название к каждому событию) .

(ряд событий ведущих к кульминации)

- Кульминация (название)

Центральное событие

(высшая точка напряжения конфликта)

- Развязка (название)

Финальное событие

(последний эпизод, способ разрешения конфликта).

- Финал (название)

Главное событие

Этап № 6. Сценарий видеоэтюда .

Памятка.

Составляется на основе фабулы, с учётом темы, идеи, конфликта, жанра, по законам композиции, с развёрнутыми ремарками в зависимости от жанра и действия (театрально- драматической; повествовательно-прозаической; поэтико-лирической).

Ремарка – это относительно краткое, но точное описание того, что должно быть изображено на экране.

Этап № 7. Режиссёрско – постановочный сценарий видеоэтюда.

Контрольная работа по дисциплине

«Сценарное мастерство и основы драматургии»

Как жанр народного творчества загадка давно привлекает внимание писателей и поэтов, которые создают литературные загадки. Литературная загадка продолжает традиции народной загадки: она основывается на том же образном представлении о предмете, сравнении и сопоставлении.

Загадки, будучи разнообразны по тематике и содержанию, едины по своей сущности, по проявлению своей главной особенности. Главная особенность загадки состоит в том, что эта миниатюра представляет собою логическую задачу. Каждая загадка содержит вопрос, поставленный в явной или скрытой форме.

Отгадать загадку - значит найти решение задачи, ответить на вопрос, то есть совершить довольно сложную мыслительную операцию.

Предмет, о котором идет речь в загадке, скрыт, зашифрован разными способами. От способа шифра зависит тип логической задачи, ее сложность, а следовательно, и характер умственной операции, которую предстоит совершить отгадывающему.

В исследованиях Ю.Г. Илларионовой были выделены различные способы построения логических задач в загадках:

Загадка, построенная на перечислении признаков предмета, явления.

В числе их могут быть величина, цвет, форма, вкус, звучание, движение, материал, назначение и др. По указанным признакам и нужно найти отгадку.

Например: Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку

Здесь перечислены четыре признака, свойственные кролику; признаки внешнего вида и действия животного.

Загадки, в которых характеристика дается кратко, с одной-двух сторон.

Отгадывающий должен по двум, а то и по одному признаку восстановить целостный образ предмета:

Всегда во рту, а не проглотишь.

Чтобы решить подобную задачу, отгадывающий должен быть хорошо знаком с этим единственным признаком, уметь выделить его, связать по ассоциации с другими, не названными в загадке.

Загадки, построенные на основе отрицательного сравнения.

Например: Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц,

С копытами, да не лошадь.

Отгадывание таких загадок представляет собой доказательство от противного: отгадывающий должен поочередно сопоставлять разные и в то же время в чем-то сходные предметы, выделять в них сходные признаки, группировать их по-новому, в новом сочетании и путем исключения возможных, но ошибочных ответов, при накоплении новых признаков находить отгадку.

Метафорические загадки.

Разгадывание представляет собой расшифровывание метафор.

Например: Красненьки сапожки в земельке лежат. (Свекла)

Проникая в скрытый смысл метафоры, отгадывающий должен сопоставить, сравнить предметы или явления из разных, часто очень далеких областей, увидеть в них черты сходства, выделить их, отнести к одной смысловой категории и на основе этого определить загаданное, решить логическую задачу.

Необходимо выделить композиционные и языковые особенности загадок.

Загадка, как мы отметили, всегда вопрос, но оформляется он по-разному. Загадка может быть представлена в виде вопросительного предложения: Кто на себе домик носит? (Улитка.) Но чаще загадка состоит из одного или нескольких повествовательных предложений, обозначающих признаки, а вопрос возникает в сознании слушателя, потому что содержание этих предложений непонятное, необычное. Сама непонятность загадки оказывается, таким образом, ее скрытым вопросом, оформление которого становится заботой отгадывающего: Зубасты, а не кусаются. - «Что это?» (Грабли).

Богаты и разнообразны изобразительно-выразительные средства загадок. Это объясняется самой природой загадки, требующей сопоставления, иносказания, красок, точности в употреблении языковых средств.

Цель создания загадки - поставить собеседника в затруднительное положение, как говорят, заставить поломать голову, поэтому в ней средства языка используются таким образом, чтобы создавалась преднамеренная многоплановость понимания.

Употребление слова в ином, переносном значении - наиболее распространенный прием для создания загадки. Употребление слова в переносном значении чаще всего оказывается возможным на основе внешнего сходства предметов: или их общего вида и общего назначения, или только их частных признаков - формы, окраски, действий. Так, в загадке - У нас под крышей белый гвоздь висит. Солнце взойдет - гвоздь упадет - по принципу внешнего сходства сосулька названа белым гвоздем.

Итак, композиционные и языковые особенности загадки обусловлены своеобразием жанра. Они делают загадку выразительной, а логическую задачу занимательной.

Отгадывание загадок способствует активному развитию речи детей младшего школьного возраста. Сама природа загадки, ее назначение требуют от разгадывающего особенно вдумчивого отношения к ее языковой форме: словарю, морфологии, синтаксису. Они помогают ребенку увидеть вторичные значения слов. Загадки позволяют развивать детские языковые представления о возможностях переносного употребления слова.

Таким образом, под влиянием загадок у младшего школьника складывается привычка рассматривать слово как живое и многогранное речевое средство. Это совершенствует не только языковую подготовку ребенка, но естественно и успешно развивает его мыслительные способности, расширяет представления о материальном и духовном мире.

Загадки полны познавательного смысла. Загадка ставит перед ребенком вопросы:

Что откуда?

Что из чего делается?

Что чему служит?

Она ставит перед ребенком предмет то одной, то другой гранью, то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Каждая группа загадок содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Все, что раньше было для ребенка предметом знакомства и стороннего наблюдения, что составляло пространство его жизни, теперь - предмет загадывания.

Играя в загадку, ребенок как бы сдает экзамен на сообразительность. Хорошо ли он знаком с окружающим миром? Знает ли он признаки, качества, свойства предметов и явлений. Наблюдение и изучение жизненных явлений в сложных и многообразных связях является базой для логически правильного рассуждения и умозаключения.

Подводя итог сказанному, отметим, что с древнейших времен загадки были своего рода поэтическим окошком, открывавшим ребенку окружающий мир с таких сторон, которые невидимы при поверхностном наблюдении. Загадки учили «смотреть в корень», видеть взаимосвязь всего сущего, находить схожее в различном и отличия в одинаковом. В загадках мир поэтизирован, предстает необычным, удивительным, наделенным душой, чувствующим, действующим, говорящим с человеком. Как литературное произведение, вводит младших школьников в целый мир художественных образов, знакомит с различными речевыми конструкциями, выразительными средствами языка.

Что еще почитать