Skyrim dawnguard вампиры или стражи. Ночь против солнца в The Elder Scrolls V: Skyrim — Dawnguard. Рецензия. Быть мохнатым оборотнем

Dr.Kostet
Порядочных людей больше)). Но по мнению психологов, быть на стороне порядка, организовывать пространство вокруг себя, более типично для большинства людей, так как это способствует процветанию человеческого вида. Быть плохим для человека неестественно, нужно переступать через генетически заложенную программу или быть "сломанным", т.е. больным. Поэтому нормальным людям тяжело отыгрывать чисто отрицательных, деструктивных героев

Давно сие писано, дак и я давно сюда не хаживал, но не смог удержаться, чтобы не ответить. Для живущего в нашем мире человека - все выше сказанное выглядит, как наивный идеализм.

1. Порядочных людей больше? В Скайриме и уж тем паче в реальной жизни?! Well... i hate to birst your booble))) Хотел бы я ошибаться и не сгущать краски.
2. По мнению психологов, быть на стороне порядка, организовывать пространство вокруг себя, более типично для большинства людей ?! История человечества - история бесконечных войн, разрушений и метаний из "стороны в сторону". И странно так получается, что побеждает обычно не тот, кто следует правилам, законам или моральным принципам. Сие же применимо и к пресловутой игре. Отравленное лезвие и удар в спину - лучший способ одолеть того, кто сильнее тебя, или я вновь ошибаюсь? Да и выгляни в окно, друг, разве увидишь ты там чистые улицы и приветливых граждан? Один из ста пожертвует собой ради сотни, остальные 99 пожертвуют сотней ради себя и это... естественно и присуще человеческой природе.
3. Переступать через генетически заложенную программу или быть "сломанным" ?! В "генетической" гонке побеждает не самый честный или добрый, ни самый правильный или умный, или даже красивый. Побеждает самый успешный, опять же не всегда честно. Да, героям ставят памятники, но только род продолжают выжившие. Какая разница, что ты делал, если в результате добился успеха? И если опять говорить об игре, то... драконорожденный генетически запрограммирован разделять и властвовать, что немыслимо без "сделок" с совестью.
4. нормальным людям тяжело отыгрывать чисто отрицательных, деструктивных героев Ну, понятие "норма" вообще всегда было относительным, смотря с кем общаешься и тут, друг, ты, как я понимаю, превзошел себя. Вот одной фразой огульно охаить море людей, которые в настоящей жизни являются таки приличными?! Очень многим нравится отыгрывать злодеев именно потому, что в настоящей жизни они бы никогда себе этого не позволили. А никогда никто не задавал себе вопрос, почему во многих историях (в играх, фильмах, книгах) "зло", как таковое, представлено наиболее харизматичными персонажами? И если приплести сюда настоящих психологов и социологов, то они в один голос скажут, что насилие и секс - первые по популярности темы в человеческом мире. "Зло" обладает сильными притягательными свойствами... если "подано" должным образом (я, конечно, не говорю, что это хорошо).

Ps. Я не хейтер, не фрик и не какой - нибудь еще псих. У меня есть дом, работа, девушка и по ночам я на людей не нападаю. Но в играх, чаще всего, я предпочитаю выбирать злой путь, ибо это, как по мне, несравнимо забавней и потому еще... что в играх.

Elder Scrolls 5: Skyrim - Dawnguard за вампиров или страж рассвета? и описываем почему)) и получил лучший ответ

Ответ от Олег Шишкин[гуру]
Вполне. Если вы этого хотите сами, то никто вас за это не смеет упрекать. Каждый сам в жизни выбирает дороги.

Ответ от Вафка Борисенко [новичек]
Ребят не знаю как вы, но я прохожу за "Стражу рассвета" (на момент написания этого теста у меня "04.08.2017 12:37" и знаете мне кажется что за "рассвет" хоть и прикольно проходить НО ГЕ-МО-РОЙ, вот правда туда пойди сюда пойди принеси то не знаю что! Хотя арбалет прикольная вещь и огненные стрелы) Единственное почему не советую проходить за вампира, тебя ненавидеть будут все (лично я не решился из-за проблемы) У меня проблема была (Вышел после обучения лорда и сразу говорили типо ты не в облике и т. д. т. п) Так что Выбирайте как вам будет удобней я просто поделился своим мнением))


Ответ от Илья Хайров [новичек]
У вампиров вампиризм он мешает ну и трансформация норм и квестов много, а так мне больше стражи нравятся


Ответ от Јепот в темноте [активный]
А меня продолжает преследовать стража рассвета, даже после того как я прошел весь квест и потом превратился в человека. Подскажите что делать?


Ответ от Кузькин отец [новичек]
Мне лучше за стражу.


Ответ от Ёергей Ерёменко [новичек]
за стражу рассвета не играл, кто пойдёт за вампиров сразу перечислю +
1. Лорд-вампир - если честно лорд тоже самое что оборотень, просто по моему оборотня быстрее убивают чем лорда вампира, но у вампира эта высасывался жизни и оживление от 3-го лица хрен попадёшь в противников... и в оборотне можно быстро бегать)) пол карты можно пробежать)
2. проходя за вампиров вы попадетё в мир Камней Души, там убьёте Дракона, дракон отом научит вас Вызову Дракона то есть его в мир живых, я читалв прохождение что седобородые или кто то научит тому же самому вашего героя намного позже... т. е кто любит вампиров сможет вызывать дракона, который в течении нескольких минут будет помогать вам) не скажу что с вызванного дракона толку много, но смотрится потрясающе, как два дракона в небе сражаются... ещё дракон будет учить вас новым словам, 2-3 вызова и он кучей слов наградит) не особо нужных.
3. если там же где убьёте дракона в мире камней, будут души людей.. один даст квест на сбор чего то и даст "рандомно случайный предмет" типо топор пламени и тд.. шмот или оружие. 25 штук собрать в тамком большом пространстве геморойно))
4. там же в мире душь душа воина даст вам квест найти скелет его лошади, когда вы найдёте и принесёте ему он попросит унести его друга-лошать в мир живых и научит вас "призывы коня-нежити" ..по квестам есть 2 вида лошади.. это 3-я)
дальше что не знаю.. но вызов дракона+лошать нежить + лорд вампир. за кампанию вампиров.


Ответ от Николай Рясик [гуру]
еще не проходил, но буду проходить за стражу рассвета, так как я оборотень


Ответ от Ѐой Джонс [активный]
За обоих интересно:), за ними идут много увлекательных квестов).


Ответ от Бехтерев Иван [эксперт]
Лучше за стражу рассвета арбалеты оооочнь мощная вещь и у них есть разные типы болтов. А у вампиров пока в форму привратишся тебя в котлету превротят и она не очень сильная.


Ответ от Александр Кошкарёв [гуру]
Я и за тех, и за других играл, ради интереса...


Ответ от AndrewSith [активный]
За вампиров, у тебя такой мод, будет миссия, спасёшь дочку лорда вампира он тебя наградит даст возможность вампира и лорда вампира.Лорд вампир слабый, тогда незнаю) Я вот за вампиров шёл


Ответ от Ѐустам Балконский [активный]
Вампиры, так как трансформация есть

Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Duo 2,0 ГГц/AMD Athlon 64 X2 2,4 ГГц, 2 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9 и 512 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce 8800 GT/AMD ATI Radeon HD 2900 XT, 7 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam Рекомендуемые требования Процессор Intel Core 2 Quad 2,4 ГГц/AMD Athlon II X4 2,6 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9 и 1 Гбайт памяти, например AMD ATI Radeon HD 4890/NVIDIA GeForce GTX 260 Дата выхода 2 августа 2012 года Возрастной ценз от 17 лет Платформы PC, PlayStation 3, Xbox 360 Официальный сайт

Игра протестирована на PC

Прежде чем рассказывать о том, что Bethesda приготовила в дебютном дополнении к «пятому свитку», позволим себе небольшое лирическое отступление. В свое время ваш покорный слуга по-настоящему утонул в Skyrim, проведя за исследованием северной провинции трещащей по швам Империи больше двух сотен часов. Глубокие подземелья, древние руины, битвы с драконами, воровство и магические изыскания, гражданская война… в конце концов было принято решение завязать — отнюдь не потому, что холодная земля Скайрима исчерпала себя. Просто с такими темпами можно было натурально пустить корни в компьютерное кресло и навсегда остаться перед монитором.

Но Skyrim манил к себе, притягивал, как зеленые рощицы, в которых скрываются коварные спригганы. Выход Dawnguard на PC стал для автора той самой последней каплей, заставившей забросить все дела и снова отправиться исследовать холодные просторы страны нордов. Пожалуй, лучше всего рассматривать DLC именно так, ведь если попытаться трезво проанализировать ситуацию, то выяснится, что 449 рублей — это слишком много за десять-двадцать часов игры, одну новую сюжетную линию и обязательное пополнение в копилке монстров-предметов-локаций. Впрочем, поклонники вселенной TES все равно купят дополнение, даже если придется обманывать Steam, убеждая его, что вы живете в России. А ко всем остальным вопрос: зачем вы вообще читаете этот текст?

⇡ Последний закат

Лучше всего приниматься за Dawnguard, создав нового персонажа, — действующие лица дополнения все равно не признают в бывалом Довакине спасителя Скайрима. Впрочем, никто не запрещает исследовать DLC высокоуровневым героем, так как новые противники подчиняются общей системе, подтягивающей их «злобность» сообразно прогрессу вашего альтер эго.

Стоит только зайти в первый попавшийся город, как до наших ушей долетают слухи о возрождении Стражи рассвета — древнего ордена борцов с вампирами. Кровососы нынче совсем обнаглели — напали на резиденцию Дозорных Стендарра, вырезав едва ли не всех воинов этой касты. Дозорные слишком размякли и не воспринимали угрозу со стороны клыкастых всерьез, считает реформатор «Стражи» Исран.

Уже в самом начале сюжетной линии DLC мы узнаем, что он оказался прав: предводительствует вампирами могущественный лорд Харкон, задумавший, ни много ни мало, погрузить Тамриэль в вечный сумрак. Самое крупное разочарование Dawnguard поджидает именно здесь — выбор между Стражей Рассвета и хозяевами ночи не повлияет на финал истории, а лишь определит набор инструментов и бонусов, с помощью которых нам предстоит сорвать планы безумствующего Харкона. Сценарий дополнения линеен, а различия в прохождении заключаются в небольших деталях нескольких квестов — перезагружаться и проходить аддон по второму кругу будет неинтересно, но альтернатива придется кстати, если когда-нибудь захотите начать новую игру за другого персонажа.

⇡ Святой огонь против жажды крови

Неважно, в чью пользу сделан выбор, — Dawnguard не заставит жалеть о нем, ведь каждая из сторон конфликта обладает солидными возможностями. Стражи рассвета преуспели в дрессировке троллей — увешанные тяжелой броней, они являются надежным подспорьем в любой драке. Да и арбалеты, впервые появившиеся в серии со времен Morrowind, оказались очень удачной находкой — механизм долго перезаряжается, но устрашающая пробивная сила, сравнимая с ударом двуручного молота, компенсирует этот недостаток. Кроме того, с арбалетами связана небольшая квестовая линейка, в ходе которой мы сможем значительно улучшить их характеристики. Если же этого окажется мало, на помощь в битве с вампирами придут новые заклинания, поражающие нечисть вспышками чистого солнечного света.

Посягающим на дневное светило созданиям тоже есть чем ответить — угостившись кровью Харкона, вы получите возможность превращаться в вампира-лорда. Крылатая тварь парит над землей и сеет смерть, разбрасывая попадающихся под руку горе-охотников и высасывая их жизненные силы. Игра за это чудовище интересна сама по себе, но вдобавок разработчики приготовили новую ветвь способностей, разучивая таланты которой вы станете еще сильнее. Среди прочего в списке увеселений значится возможность призывать горгулий, парализовывать несчастных противников и телепортироваться, превращаясь в стаю летучих мышей.

Отрастив крылья вампира-лорда, чувствуешь себя невероятно крутым — к черту зачарованные доспехи и легендарные артефакты, когда можно разрывать врагов на части острыми когтями, дьявольски хохоча и подпрыгивая на табуретке. К сожалению, дизайн некоторых локаций осаживает веселье на полном скаку. Увлекшись проработкой способностей смертоносного создания, разработчики забыли сделать двери пошире — во многих местах приходится принимать человечий облик, чтобы преодолеть проем. Точно такая же проблема наблюдалась в оригинальной игре при превращении в оборотня, неужели нельзя было сделать выводы?

А вот что реализовано совершенно правильно, так это механизм прокачки веток умений вампира и оборотня. Дизайнеры справедливо рассудили, что у тех, кто будет играть уже развитым героем, свободных очков талантов не окажется. Поэтому улучшать свою темную сторону вервольфы и кровососы смогут, пожирая павших врагов или выпивая их кровь. Таким образом, стать опасным чудовищем можно как за один уровень, так и растягивая удовольствие — все зависит от того, как часто вы будете превращаться и убивать врагов в своей ужасной форме.

⇡ Возвращение в Скайрим

Сюжет Dawnguard рассчитан примерно на десять часов прохождения, однако общее время сильно зависит от вашего стиля игры — можно как пронестись вихрем по новым территориям, так и неторопливо исследовать каждый уголок, чему способствует большое количество укромных тайников и побочных заданий. Да и просто не раз захочется остановиться, разглядывая пейзажи. Новых локаций не слишком много, но они выглядят необычно и свежо, внося разнообразие в просторы оригинальной игры. Безжизненные земли Кургана Душ, окрашенные в пурпурные цвета, контрастируют с искрящейся снегом долиной. Она усеяна развалинами некогда прекрасных строений, напоминающих о былом величии живших в этих местах снежных эльфов — до того, как они стали слепыми и безмозглыми фалмерами...

По большей части аддон концентрирует свой контент в новых локациях, однако и для мира Skyrim тоже кое-что припасено. Небольших добавок немало — к примеру, драконьи кости наконец-то можно пустить на изготовление оружия, а в подземельях завелись отвратительные летающие жуки, способные своим ядом быстро отправить на тот свет неподготовленного Довакина. Прогуливаясь по Скайриму, вы вполне можете натолкнуться на один из нескольких новых квестов, никак не связанных со Стражами рассвета или вампирами — это создает приятное ощущение целостности дополнения и оригинала. Не в пример Shivering Isles, который, при всей своей замечательности, был просто прилеплен к Oblivion и никак не сообщался с основной игрой.

Вообще, Bethesda пошла правильным путем, в случае с дополнениями к Skyrim предпочтя количеству качество, — очень хорошо, что в компании работают над такими проектами, как Dawnguard, а не клепают броню для лошадей «по два бакса за кило». А если вспомнить порядок выхода крупных аддонов для предыдущих игр серии, то можно надеяться, что через полгода-год мы получим намного более масштабное DLC. По крайней мере, схемы «Tribunal — Bloodmoon» и «Knights of the Nine — Shivering Isles» наводят именно на такие мысли.

⇡ Достоинства:

  • десятичасовая сюжетная линия, посвященная противостоянию вампиров и Стражей рассвета;
  • арбалеты займут достойное место в арсенале персонажа-стрелка;
  • интересные ветки способностей для вампиров и оборотней, прокачка которых удачно вписана в общую систему;
  • охапка новых предметов, артефактов, заклинаний и драконьих криков.

⇡ Недостатки:

  • DLC продается почти по такой же цене, как оригинальная игра;
  • в некоторых локациях вампир-лорд банально не может пролезть через двери.
Графика Монументально-суровый замок борцов с вампирами, величавая и мрачная резиденция древнего клана кровососов, затерянные ледяные долины с низвергающимися водопадами — новые локации разнообразны и впечатляют не меньше просторных панорам оригинала. Технологических прорывов ждать не стоит — все-таки это загружаемое дополнение, а не новая игра. 8
Звук Персонажи дополнения озвучены неплохо, а места, в которые нас занесет, обладают своими музыкальными темами. Приятный штрих: ключевую девушку-вампира озвучила Лора Бейли, в свое время подарившая голос несравненной мисс Рейн из дилогии BloodRayne. 8
Одиночная игра Сюжетная линия дополнения жестко прописана независимо от того, какую сторону вы выберете, однако в деталях прохождение за вампира и Стража рассвета немного различается. Плюс каждая фракция предлагает к услугам игрока свою резиденцию и набор бонусов. 8
Коллективная игра Не предусмотрена
Общее впечатление Dawnguard является отличным поводом для возвращения в Скайрим. Двадцать часов на изучение всего содержимого DLC — ничто в масштабе оригинальной игры, но гораздо больше, чем могут предложить многие самостоятельные проекты. 8

⇡ Видео:

Поднимитесь по лестнице на верхний ярус, и встретите уже знакомую нам вампиршу Серану. Она разъяснит ситуацию: ее отец хочет, как тот крокодил, убрать с неба солнце, чтобы вампиры могли безбоязненно гулять на открытой местности в любое время суток. Исран, конечно, не в восторге от того, что в крепости поселилась вампирша, но, если его хорошо попросить, он не станет нанизывать Серану на осиновый кол.

Серана приволокла с собой Древний свиток. Прочитать его может только монах Мотылька Предка. Все они, как вы помните, живут в Сиродиле, но один из них очень кстати околачивается где-то в Скайриме.

Чтобы найти его, можно поспрашивать волшебников в Коллегии, опросить содержателей таверн или таксистов пригородных повозок. Однако надежнее всего заглянуть в библиотеку. Местный орк Ураг подскажет, что искать монаха лучше в деревне Драконий мост. Местные жители подскажут, что монах совсем недавно проезжал через реку. Увы, далеко он не уехал. Повозка валяется за мостом, охранники мертвы, монаха нигде не видно. Компас укажет на записку, а записка подскажет, где искать монаха - в потайной пещере неподалеку.

Внутри пещеры обнаружится группа вампиров и автор записки Малкус. Его придется убить. Чтобы освободить монаха из-под магического барьера, возьмите фокусировочный камень с тела Малкуса и затолкайте в управляющий механизм.

С монахом Дексионом Эвикусом тоже придется сразиться - он под гипнозом. Победив, расспросите его о свитке и отправьте в крепость. Там поговорите с Исраном, а потом предложите монаху прочесть свиток.

Древний свиток содержит пророчество о затмении солнца и о мощном артефакте - луке Ауриэля. Монах утверждает, что нам нужны еще два Древних свитка: в одном написано про драконов, а в другом - про вампиров.

Прохождение за вампиров:

Лорд Харкон расскажет нам о пророчестве, с помощью которого он надеется погасить солнце. Пророчество таится в Древнем свитке, который мы добыли вместе с Сераной.

Выслушайте речь Харкона в обеденном зале. Он призывает разыскать монаха ордена Мотылька предка. Искать его придется точно так же - опрашивая извозчиков, содержателей таверн, либо магов из Коллегии - а именно, орка Ураг гро-Шуба.

Серана, само собой, напросится с нами в дорогу. Поговорив с орком, мы узнаем о Драконьем мосте, а там жители уже отправят нас через реку, к погибшему каравану. Записка от Малкуса будет той же самой, но в пещере, где прячут монаха, нас встретят уже не вампиры, а Стражи рассвета. Разберитесь с ними, и с их предводителем по имени Ваник. После этого возьмите с тела Малкуса камень-ключ и освободите монаха. С ним придется драться.

Чтобы заставить монаха сотрудничать, используйте на нем вампирские чары, а потом укусите. Отправьте монаха в Волкихар и сами двигайтесь следом, готовясь с хода отбивать нападение Стражей рассвета.

В самой крепости монах любезно прочтет Древний свиток. Тут-то и выяснится, что нужны еще два.

Chasing Echoes (В погоне за эхом)

Прохождение за Стражей рассвета:

По словам Сераны, о местонахождении третьего свитка может знать ее мать - Валерика. Она где-то скрывается, намекнув, что прячется там, где Харкон ее не будет искать. Быть может, он не стал бы искать ее в собственной крепости? Возвращаемся в Волкихар!

Потайной вход в крепостные подвалы находится слева от крепости. Его охраняет нежить. Внутри вас с Сераной встретят крысы, псы и вампиры. Откройте проход к руинам, дернув за рычаг.

В руинах берегитесь ловушек с острыми шипами. Не пропустите сундук, спрятанный за стеной паутины. Разобравшись с пауком, дерните рычаг в тупике и возвращайтесь к началу подземелья, где открылся проход во двор Волкихара.

В самом центре двора стоят большие лунные часы. На циферблате не хватает трех отметок-полумесяцев. Серана подсказывает, что их нужно поискать. Одна метка - в луже, вторая за кустами, а третья - возле столика наверху лестницы. Разложите метки по циферблату, и откроется новый проход - в руины Волкихара. За дверью потяните за цепь, открывая следующую потайную дверь. Дурные предчувствия Серану не обманули - придется биться с нежитью, заседающей в пиршественном зале. После этого вам начнут встречаться еще и ожившие горгульи.

За третьей по счету горгульей прячется цепочка, отпирающая решетку к лестнице. После большого и несколько дезориентирующего зала вы попадете в мастерскую, где высекали горгулий. Естественно, они захотят с нами познакомиться. Чтобы открыть потайной проход, поверните подсвечник на стене слева от камина.

Теперь вы - в мастерской Валерики. На книжной полке стоит ее дневник, из которого следует, что для открытия портала в потайную Гробницу душ нужна костная мука, соль пустоты и камень душ - но не обычные, а высокой очистки.

Костная мука стоит на столе. Камень душ - за лестницей на тумбочке. Соль пустоты - в шкафчике на самом верху. Положите все три ингредиента в чашу, и дайте Серане накапать туда ее крови.

Пройти в гробницу душ будет не так просто. Пропустит он только вампиров, либо того, кто согласится пожертвовать частью души. Выбор за вами - большой разницы тут нет.

Прохождение за вампиров:
Харкон требует два оставшихся свитка. Серана тут как тут - в тайне от отца она предложит поискать ее мать Валерику и свиток там, где «Харкон не будет ее искать». Само собой, это замок.

Единственное различие в прохождении этого квеста за вампиров состоит в том, что до потайного входа в Волкихар идти ближе. И еще, поскольку герой - вампир, гробница душ впустит его без всяких условий.

Beyond Death (За гранью смерти)

Прохождение за Стражей рассвета:

Гробница душ - место специфическое. Внешне она напоминает Обливион. По полям здесь бродят призраки, захваченные в камни душ. Именно тут и скрывается от гнева Харкона его супруга Валерика. Можно сразу направиться к ней через всю область, а можно заняться исследованием. Но лучше сделать это после того, как вы завершите основной квест. Причина в том, что, если вы ненароком убьете сюжетных врагов - Хранителей башен - задание может застрять.

Что здесь есть:

  • Скелетеобразные и драугровидные враги, вырастающие из-под земли.
  • Особые растения, называющиеся «шелуха душ». Их имеет смысл собирать.
  • Парящие в воздухе камни душ огромного размера. Под ними обычно стоят сундучки с ценностями, но при приближении камень душ начинает лупить героя магией. Если съесть порцию шелухи душ, герой на десять секунд становится неуязвим к магии камня.
  • Тут есть сияющие магией отверстия-переключатели, которые активируются огненным заклинанием и отпирают решетки на дверях.
  • Есть и мини-боссы - такие, как прячущийся в одном здании могучий гигант Жнец и его верные скелеты.
  • Здесь ходят неприкаянные души. У некоторых лишь реплики, а кое-кто может дать и квест.
  • Так, например, здесь бродит Святой Джиб - призрак темного эльфа из вступительной части TES III: Morrowind. Он просит отдать ему десять разбросанных по округе листов его книги. В награду мы получим книгу и амулет, усиливающий выносливость и носимый вес.
  • Еще одна неприкаянная безымянная душа просит найти его коня по имени Арвак. Череп коня вы найдете в небольшой беседке на востоке. Отбивать его придется у призрачных скелетов. Зато в награду мы получим бессмертного коня, которого можно призывать снова и снова.
  • Торговец Морвен Страуд, в свою очередь, может за 25 растений душ товар из ассортимента: меч, секиру, легкую броню, тяжелую или книгу заклинаний.

Найдите мать Сераны под парой высоких башен. Валерика сначала возмутится тем, что дочь привела к ней охотника на вампиров, но потом немного прояснит ситуацию: оказывается, ключ к победе Харкона над солнцем - не столько древние свитки, сколько сама Серана и ее кровь. Принеся дочь в жертву, Харкон мог бы превратить лук Ауриэля в оружие, способное погасить солнце. К счастью, сам Харкон этого пока не знает.

Чтобы добыть спрятанный Валерикой свиток, нужно убить в округе трех мощных Хранителей, вернуться с докладом, а потом убить дракона по имени Дурневир. К сожалению, Дурневир после смерти испарится полностью, не дав нам ни души, ни костей.

Зато потом, когда Древний свиток крови будет уже у нас в руках, дракон вернется. Нападать он не станет, а обзовет героя словечком «Канарин» и попросит оказать услугу: освободить его из гробницы душ. Всего-то нужно, вернувшись в Тамриэль, позвать дракона по имени. Награда - возможность вызывать дракона на помощь, правда, только на открытом пространстве, где он может уместиться.

Покинуть замок проще всего через балкончик.

Прохождение за вампиров:
Полностью аналогично прохождению за Стражей рассвета.

Быть мохнатым оборотнем

Вместе с вампирским деревом перков в дополнении Dawnguard свое получили и оборотни. Cпособности они развивают, поедая тела убитых врагов. Посмотрим, что у них есть:

  • Bestial Strength (Сила зверя): Навык о четырех уровнях. Повышает урон в форме вервольфа на 25%, 50%, 75% и 100%. Очень полезно.
  • Animal Vigor (Сила животного): Прибавка к здоровью и выносливости по 100 единиц. Тоже очень хороший перк.
  • Gorging (Пожирание): Удваивает количество здоровья, полученного от поедания тел.
  • Savage Feeding (Дикое питание): Позволяет восстанавливать силы, поедая не только гуманоидов, но и зверей.
  • Totem of Ice Brothers (Тотем Братьев льда): Тотем Братства призывает ледяных волков (задействовать можно только когда активен именно этот тотем - это относится и к следующим тоже).
  • Totem of the Moon (Тотем Луны): Тотем Братства призывает вервольфов на помощь.
  • Totem of Terror (Тотем Ужаса): Усиливает тотем Ужаса - он начинает действовать на персонажей более высокого уровня.
  • Totem of the Predator (Тотем Хищника): Усиливает тотем Охоты - расширяет область действия. Тотем также показывает, находятся ли враги в состоянии боя или поиска.

Что еще почитать