Стакан воды александры коллонтай. Стакан воды. Антология сексуальной революции большевизма

По одной из улиц города бежит толпа обнаженных мужчин и женщин с наспех заготовленными плакатами и цветами. «Долой любовь! Долой стыд!», — кричат они. Прохожие в растерянности, а некоторые из них, недолго думая, раздеваются догола и присоединяются к этой, с первого взгляда кажущейся странной, манифестации. Добро пожаловать в Москву двадцатых годов прошлого века!

Такие своеобразные манифестации нового духа проходили не только в Москве, но и в Петрограде, Одессе, Саратове и других крупных городах молодой советской республики. Противники стыда пытались доказать таким образом, что все, что естественно — не безобразно. Сразу после Октябрьской революции шел слом многих устоев, как в сфере общественной, так и в сфере личной жизни — была предпринята попытка изменения сексуальной морали и изменения взглядов на традиционную семью. Студенческая и рабфаковская молодёжь 20-х годов воспитывалась на «теории стакана воды».

И суть этой теории, точнее системы взглядов, заключалась в отрицании любви и сведении отношений между мужчиной и женщиной к инстинктивной сексуальной потребности, которая должна находить удовлетворение без всяких «условностей», так же просто, как утоление жажды (заняться сексом просто, как выпить стакан воды). Порядочной комсомолке не следовало отказывать товарищу, которому невтерпеж заняться любовью. Секс объявлялся такой же естественной человеческой потребностью, как сон, еда, и прочее. Прекрасные чувства, воспетые поэтами серебряного века, всячески высмеивались, так же как и все остальные пережитки прошлого, присущие буржуазному быту.

Сама фраза («стакан воды») впервые эта фраза появляется в биографии Фредерика Шопена, написанной Ференцом Листом в середине XIX века (1852), это слова подруги Шопена, главной женщины-эмансипантки той эпохи, Авроры Дюдеван: «любовь, как стакан воды, дается тому, кто его просит». Идеи эмансипации женщины начали развивать в середине XIX века. Предсказания о том, что социализм уничтожит буржуазную семью, высказывали так же Маркс и Энгельс.

Сам Ленин, тем не менее, отрицательно относился к теории стакана воды и называл её «совершенно немарксистской и сверх того противообщественной»:

Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории «стакана воды» наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой «марксизм».

Луначарский — нарком образования в своей статье «О быте: молодежь и теория стакана воды» критиковал теорию жестче:

Молодежь говорит: пол, удовлетворение пола есть вещь голая, простая, надо отучиться об этом задумываться. А если у девушки возникали сомнения, если она говорила: может быть, это и правильно, может быть, это и научно, но все-таки как же это будет: если ты меня бросишь, а у меня будет ребенок, то что же мне делать? - «Он» отвечал ей: какие мещанские рассуждения! Какая мещанская предусмотрительность! До какой степени ты сидишь в буржуазных предрассудках! Нельзя тебя считать за товарища! И запуганная девушка думала, что она поступает по марксистски, по ленински, если она никому не отказывает. От этого происходили самые настоящие трагедии, самые настоящие беды, самая настоящая гибель женской молодежи.

Авторство этой теории часто необоснованно приписывают Инесса Арманд, Кларе Цеткин и Александре Коллонтай, которые, хоть и высказывали свободные феминистские взгляды, никогда не доводили их до уровня «стакана воды».

Так Александра Коллонтай о «стакане» не говорила, напротив: в своих теоретических работах она защищала «крылатый Эрос» (духовную близость) против «бескрылого Эроса» (чисто физическое влечение).

Как показал опрос населения, проведенный в 1923 году среди московских студентов, самой передовой и раскованной части молодежи, 72 процента юношей и 81 процент девушек предпочитали «стакану воды» крепкую и прочную любовную связь, пусть даже не освященную браком. И чем дальше, тем меньше оставалось приверженцев свободной любви.

Но на деле не все было так гладко. Государство до поры смотрело на всю эту ситуацию сквозь пальцы. Закон о браке и семье появился в СССР лишь в 1926 году. В то время такого либерального закона не имела ни одна страна в мире. Регистрация советского брака сводилась к простой статистической отметке, а развестись можно было по заявлению любого из супругов без объяснения причин. Как следствие — резко увеличилось количество детей, рождённых вне брака. В 1927 году около полумиллиона детей не имело понятия, кто их отцы. Виражи «крылатого эроса» привели к тому, что в 1934 году на одно рождение приходилось три аборта. Другим следствием послереволюционной вольницы стал рост венерических заболеваний среди населения.

В итоге мораль все же удалось спасти и теория «стакана воды» не прижилась ни у нас, ни в других странах: общество снова возвратилось к традиционным супружеским отношениям. Правда, пришлось полностью закрыть тему каких-либо сексуальных отношений, что в свою очередь оказало не лучшее влияние на психологический климат в стране советов.

Уважаемые камрады и камрадессы.

Вот интересный случай десоветизации. Причем со стороны, вроде бы, адекватного и, по его словам, левого, уже бывшего камрада.

Вместо предисловия от себя приведу свой первый коммент:

Инсинуации от начала и до конца!

К данному тезису отношение Ленина ВСЕГДА было критическим и негативным. В частности он пишет "Вы, конечно, знаете знаменитую теорию о том, что в коммунистическом обществе удовлетворить половые стремления и любовную потребность так же просто и незначительно, как выпить стакан воды. От этой теории «стакана воды» наша молодёжь взбесилась, прямо взбесилась. Она стала злым роком многих юношей и девушек. Приверженцы её утверждают, что это теория марксистская. Спасибо за такой марксизм." (Надеюсь, понимаете, что слово "спасибо" имеет саркастический оттенок:))
Больше всего об этом писал, как того требовала должность, Анатолий Васильевич Луначарский. В частности, этому посвящена его статья "О БЫТЕ: МОЛОДЕЖЬ И ТЕОРИЯ „СТАКАНА ВОДЫ". "http://allk.ru/book/229/2262.html
Очень советую ознакомиться. Сразу станет ясно, какую позицию занимало официальное руководство страны по поводу подобного бесовства.
Далее, скажу, ни Коллонтай, ни Цеткин, хоть и были ярыми феминистками, не могли поддерживать подобное сексуально-доминирующее отношение "комсомольцев" над "комсомолками" (если комсомолец просит, комсомолка дает, а если не дает, то она мещанка). А приведенный "декрет", кстати, фальшивка пера русского националиста Уварова, разоблаченного еще в 1918 году:)))

Еще добавлю, что НИКАКИХ доказательств сказанного не привел и привести не мог. Словом, сами читайте и наслаждайтесь хрестоматийным случаем десоветизации.

Оригинал взят у hayduk в Стакан воды. Антология сексуальной революции большевизма.

Эта советская марка была напечатана в 1972 году при режиме Брежнева. На ней изображена мать и одна из идеологинь большевистской сексуальной революции в России Александра Коллонтай.

Сегодня трудно сказать кому принадлежит фраза "секс для ревлюционера это тоже самое, что стакан воды". Возможно ей, а возможно соратнику Ленина Карлу Радеку

Возглавившему в двадцатых годах прошлого века на Красной площади парад комсомольцев-нудистов в неглиже, но с лозунгом "Долой стыд" на красной революционной ленте прекинутой через обнажённые плечи. С трибуны на юные тела свергающих буржуазные предрассудки комсомолок и комсомольцев с восторгом взирали руководители партии и правительства,преисполненные гордости за достойную смену. А возможно автором фразы была незабвенная Инесса Арманд


секс-бомба Ильича, делившая днём и ночью Ленина с его женой Наденькой Крупской

Или Роза Люксембург, из того же букета суфражисток, только германских.

Или товарищ Клара Цеткин

соблазнившая сына своей подруги.

Секс - как стакан воды дл жаждующего. И ни одна революционерка-большевичка не должна от него отказываться, тем более если в нём нуждается товарищ по партии. Здесь и сейчас, сделал дело - гуляй смело. Типографии страны в свободное от партийных заданий время вовсю печатали порнографические открытки, которые ни чем не уступят современным. Продавали их за сущие копейки - идея превыше всего. Институт брака был распущен, женщина стала национальным достоянием. В те времена и возник термин "социализация", который нес в себе тогда совсем другой смысл. Твоя жена - моя жена. Девственность псле 16-ти лет - предрассудок и мещанство. Многие большевики были недовольны и требовали снизить возрастной порог до двенадцати лет. В школах преподавали основы сексуального воспитания, основным принципом которого был "стакан воды". В этих целях издавались учебные пособия и методички. Не имеющим сексуального партнёра большевикам выдавались мандаты на определённое количество женщин, которых он имел право забрать и пользовать, даже если им этого не хотелось. И забирали во имя торжества революции, прямо со школьной скамьи.. Социализация большевизма. И если бы не репрессии с миллионами безвинно погибших и искалеченных, то товарища Сталина можно было бы поблагодарить уже только за то, что перевёл и избавил страну от большинства верных ленинцев.

В качестве справки можно вспомнить, что большаком называли также главу семьи в эпоху расцвета снохачества. Трудно было снохе отказать свёкру, пусть попы в церквях и кричали: снохачи изыдите.

Сексуальная революция большевиков.

«Большевики первыми в мире добились «раскрепощения нравов»

Отсчет сексуальной революции принято вести с середины 60-х годов, когда на Западе возникло движение хиппи (sex, drugs and rock-n-roll). Однако на самом деле, «бунт чувственности» (термин Ленина) долгое время был одним из основ государственности в СССР. Можно даже сказать, столпом страны победившего социализма.

Переписка на интимные темы

«Чувственность и сексуальность» обсуждались на партийных съездах большевиков еще задолго до революции. И не только обсуждались. На III съезде РСДРП даже было поручено Льву Троцкому разработать новую теорию отношений полов в случае победы большевиков. А сам Владимир Ленин еще в 1904 году писал, что «раскрепощение духа чувственности, энергии, направленной не на псевдосемейные
ценности, поможет выплеснуть этот сгусток на дело победы социализма».

Немецкий психолог В.Райх в своей работе «Сексуальная революция» (1934 г.,
первое издание) приводит отрывок из переписки Троцкого и Ленина (1911 г.), посвященной этой теме. Вот что пишет Троцкий: «Несомненно, сексуальное угнетение есть главное средство порабощения человека. Пока существует такое угнетение, не может быть и речи о настоящей свободе. Семья, как буржуазный институт, полностью себя изжила. Надо подробнее говорить об этом рабочим...» Ленин отвечал ему: «...И не только семья. Все запреты, касающиеся сексуальности, должны быть сняты... Нам есть чему поучиться у суфражисток: даже запрет на однополую любовь должен быть снят».

Разработки большевиков в сфере секса принесли свои результаты: с победой революции в 1917 году можно было смело, а главное — быстро, внедрять теорию на практике.

«Так держать, товарищи!»

Многие положения большевиков в сфере «сексуального законодательства» даже сегодня выглядят сверхлиберально. Так, вскоре после знаменитых декретов «О мире» и «О земле» выходят декреты Ленина (19 декабря 1917 года) «Об отмене брака» и «Об отмене наказания за гомосексуализм» (последний — в составе декрета «О гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния»). В частности, оба декрета предоставляли женщине «полное материальное, а равно и сексуальное самоопределение», вносили «право женщины на свободный выбор имени, места жительства». По этим декретам «сексуальный союз» (второе название — «брачный союз») можно было как легко заключить, так и легко расторгнуть.

В 1919 году директор Института социальной гигиены Баткис с удовлетворением констатировал: «Брак и его расторжение стали исключительно частным делом... С удовлетворением также можно видеть, что количество сексуальных перверсий (извращений), будь то изнасилование, сексуальное надругательство и т.п., вследствие раскрепощения нравов сильно сократилось». Именно в это время появилась и теория о любви как «о стакане выпитой воды».

Само же раскрепощение нравов зашло так далеко, что вызывало уже удивление по всему миру. Например, писатель Герберт Уэллс, посетивший в это время революционную Москву, позже удивлялся тому, «как просто обстояло дело с сексом в стране победившего социализма, излишне просто».

Наряду с революционными датами, в СССР с размахом отмечались и другие праздники. Так, в Петрограде 19 декабря 1918 года праздновалась годовщина декрета «Об отмене брака» шествием лесбиянок. Троцкий в своих воспоминаниях утверждает, что на это известие Ленин радостно отреагировал: «Так держать, товарищи!». На этом же шествии несли плакаты «Долой стыд». Этот призыв окончательно вошел в широкий обиход в июне 1918 года, когда несколько сот представителей обоего пола прошлись по центру Петрограда совсем голыми.

Страна победившего секса

Изменение отношений между полами в это время носило всеобъемлющий характер. Например, при разрыве отношений в семье с детьми выплата алиментов производилась лишь на протяжении шести месяцев и только при условии, если один из партнеров был безработным или нетрудоспособным. Законодательство в отношении полов в послереволюционные годы постоянно развивалось, обновлялось, дополнялось. Так, Александра Коллонтай, одна из разработчиц «Кодекса о браке», писала: «Чем дольше длится сексуальный кризис, тем более хронический характер он принимает». И далее добавляет: «Сексуальный просвет в школах должен начинаться с 12-13 лет. В противном случае мы все больше будем сталкиваться с такими эксцессами, как, например, ранняя беременность. Не редкость, когда этот возраст (деторождения) сегодня составляет 14 лет».

И правительство большевиков спускает в регионы директивы о введении в школах секспросвета. Но это начинание наталкивается на препятствия: «косность мышления» в глубинке России и недостаток квалифицированных сексологов-преподавателей. Если с первым препятствием действительно было справиться проблематично, то со вторым — дефицитом секс-преподавателей — вполне по силам. В Россию потянулись сексологи из-за границы, особенно — из Германии. Например, с 1919 года и по 1925 год в СССР прибыло около 300 таких специалистов из-за границы. К примеру, сексолог, немка Халле Фанина вспоминала: «СССР в 1925 году действительно предстал передо мной как нечто фантастическое. Вот где простор для работы! Всему миру, и особенно Германии, стоит позавидовать тому, что произошло здесь. Тут так продвинулась прикладная сексология и психология, что материала для их изучения хватит на несколько лет». Кстати, СССР был первой страной в мире, где официально были признаны теории Зигмунда Фрейда.

В это же время не смолкают дискуссии о плюсах и минусах свободной любви. Интересны были доводы некого партработника Маркова на конференции «По вопросам социальной гигиены» в 1924 году: «Я предупреждаю, что на нас надвигается колоссальное бедствие в том смысле, что мы неправильно поняли понятие „свободной любви“. В результате получилось так, что от этой свободной любви коммунисты натворили ребятишек... Если война дала нам массу инвалидов, то неправильно понятая свободная любовь наградит нас еще большими уродами».

Но такие доводы до поры до времени тонули в общем хоре одобрительных голосов. В СССР миллионными тиражами выходят книги и брошюры на эту тему (самая раскупаемая в 1925 году брошюра— некого Енчмиана «Сексуальные рефлексы»). Проводятся семинары. Темы одного из них были, к примеру, таковы: «1)Естественна ли сексуальность ребенка? 2)Как нам надлежит понимать и регулировать отношение детской сексуальности к труду?» В печати проводятся дискуссии о том, что «раньше дети играли в Красную Армию, а теперь игры похуже, а именно — сексуальные».

В начале 20-х годов также наблюдается резкий всплеск внебрачных рождений детей. Так, партработник Лысенко из Москвы приводит цифры, из которых явствует, что в столице в 1923 году минимум половина младенцев рождалась вне брака. Сама же семья как «ячейка общества» заменяется понятием «пара» (сегодня такое сожительство принято называть «гражданским браком»). В 1924 году, по данным Цейтлина, работника аппарата Троцкого, «в крупных городах „пары“ по сравнению с семьями составляют большинство».

В это же время широко встает вопрос о контрацепции. Аборты приветствуются, так они «освобождают женщину». Производство презервативов возрастает в несколько раз по сравнению с дореволюционным уровнем. Академик Павлов проводит опыты на собаках по стерилизации, надеясь в будущем перенести их результаты на советских людей. Множество шарлатанов от науки моделируют новые контрацептивы, искусственное осеменение женщин, таблетки для повышения потенции.

Как уже говорилось выше, директивы «о социальной гигиене» спускались из Москвы «на усмотрение трудящихся». То есть, в губерниях власти должны были сами решать, какую сексуальную политику им вести. Часто их решение было весьма интересным...

Например, в Рязанской губернии власти в 1918 году издали декрет «О национализации женщин», а в Тамбовской в 1919 — «О распределении женщин». В Вологде же претворяли в жизнь такие положения: «Каждая комсомолка, рабфаковка или другая учащаяся, которой поступило предложение от комсомольца или рабфаковца вступить в половые отношения, должна его выполнить. Иначе она не заслуживает звания пролетарской студентки».

Прообраз шведской семьи

Но, конечно же, наиболее полно и ярко сексуальная революция воплотилась в обеих столицах социалистической России — в Москве и Петрограде. Мы привыкли считать, что «шведская семья», т.е. совместное проживание множества лиц обоего пола — изобретение чисто шведское. Оказывается же, что это изобретение наше, чисто российское.

Уже упоминавшийся Баткис в 1923 году в своей брошюре «Сексуальная революция в Советском Союзе» писал: «Задачей сексуальной педагогики в СССР является воспитание здоровых людей, граждан будущего общества в полном согласии между естественными влечениями и великими социальными задачами, ожидающими их... Пролетарская коммуна с ее свободой отношений должна помочь им в этом». Аргументация была такова, что раз брак — это пережиток буржуазного прошлого, то комсомольская коммуна — семья будущего.

Обычным явлением того времени были комсомольские коммуны. На добровольной основе в такой «семье» обычно проживало 10-12 лиц обоего пола. Как и в нынешней «шведской семье», в подобном коллективе велись совместные хозяйство и половая жизнь. Вот что пишет по этому поводу наш современник психолог Борис Бешт: «Разделение на постоянные интимные пары не допускалось: ослушавшиеся коммунары лишались этого почетного звания. В отличие от шведского аналога, рождение детей не приветствовалось, так как их воспитание могло отвлечь молодых коммунаров от строительства светлого будущего. Если все же ребенок рождался, его отдавали в интернат... Постепенно половое коммунарство получило распространение по всем крупным городам страны». Доходило даже до того, что, к примеру, в коммуне Государственной библиотеки в Москве коммунарам предоставлялись не только одинаковые пальто и обувь, но и... нижнее белье.

Образцовой в этом смысле считалась трудовая коммуна ГПУ для беспризорных в Болшево, созданная в 1924 году по личному распоряжению Дзержинского. В ней насчитывалось около 1 тысячи малолетних преступников от 12 до 18 лет, из них примерно 300 — девочки. Воспитателями коммуны приветствовались «совместные сексуальные опыты», девочки и мальчики проживали в общих казармах. В одном из отчетов об этой коммуне писалось: «Половое общение развивается в совершенно новых условиях. Коллектив так усложняет отношения индивида с другими людьми, что оказывается невозможным застраховаться от смены партнера или от начала новых отношений. Вместе с тем совместная жизнь отвлекает воспитанников от противоправных поступков и дурных настроений». Таким образом, можно сказать, что коммуна в Болшево была (и остается) самой крупной «шведской семьей» в истории. Кстати, подобная практика существовала и в других детских домах и даже в пионерских лагерях.

«От рассвета — к закату»

Так назвал свою статью немецкий психолог Вильгельм Райх, посвященную свертыванию сексуальной революции в СССР.

Действительно, с приходом к власти Сталина в конце 20-х годов сексуальная революция сходит на нет. Как обычно, для оправдания этого воспользовались авторитетом Ленина. Все чаще и чаще начинают приводить цитату из беседы Ленина с Кларой Цеткин: «Хотя я меньше всего аскет, но мне так называемая „новая половая жизнь“ молодежи — а часто и взрослых — довольно часто кажется буржуазной, кажется разновидностью буржуазного дома терпимости».

Индустриализация стала требовать того, чтобы индивид тратил свои силы не на сексуальные развлечения, а на строительство коммунизма. «Распущенность нравов» стала официально порицаемой. Общественное мнение снова стало склоняться к тому, что «семья — ячейка общества», а основа порядка — моногамность.

Не отставало от общественного мнения и советское законодательство. С принятием сталинской конституции потерял силу декрет «Об отмене брака». В 1934 году были запрещены аборты, в марте этого же года Калинин подписывает закон, запрещавший и каравший половые контакты между мужчинами. После этого начались массовые аресты гомосексуалистов в крупных городах СССР.

Сексуальное воспитание среди молодежи прекращалось, свертывались научные работы на эту тему. В СССР наступало время, когда любой гражданин мог с гордостью заявить: «В нашей стране секса нет...»»


"Теория стакана воды" Александры Коллонтай Считается, что пропаганда беспорядочности интимных связей, полигамии, промискуитета и прочих видов разврата пришла к нам с Запада вместе с сексуальной революцией, гремевшей во второй половине шестидесятых. Возможно, что «дети цветов» и сыграли определенную роль в формировании современных взглядов на семью во всем мире, но не стоит и умалять значения марксизма в этом процессе. Наиболее ярким проявлением агитации за свободные отношения между мужчинами и женщинами стала «Теория стакана воды» Александры Коллонтай, пользовавшаяся большой популярностью в молодежной среде двадцатых годов, а нынче почти забытая. Предпосылки возникновения Маркс определял семью как способ сохранения наследственных прав на нажитое имущество. Она же, в ее буржуазном проявлении, клеймилась позором и называлась инструментом закабаления женщины. Прогрессивные теоретики разных толков, проповедовавшие всеобщее равенство, сходились в XIX веке на том, что вскоре понятия «муж» и «жена» отомрут за ненадобностью. При коммунизме собственность как таковая исчезнет, следовательно, и наследовать станет нечего, и отцам не нужно будет переживать о том, похожи ли на них дети. Вот такие теоретические основы имела «Теория стакана воды». Но главное, что возбуждает любопытство обывателя, касается другого вопроса. Как будет происходить «это» при коммунизме? «Теория стакана воды» напрямую связана с понятием «трудовых пчел», введённым Александрой Коллонтай, которым некогда озадачиваться поиском подходящего трутня для спаривания - они заняты делом. 31 (19) марта 1872 года родилась Александра Михайловна Коллонтай из рода князей Домонтович. Первая в мире женщина-министр. Первая женщина-посол (это звание у неё оспаривают, но не очень убедительно). Александре Михайловне делает ничуть не меньше чести любовь и уважение её друзей, как и ненависть врагов. Например, Иван Бунин, щедро одаривший ядовитыми характеристиками почти всех своих заметных современников, уделил несколько капель яда и ей: "Судебная и психиатрическая медицина давно знает и этот (ангелоподобный) тип среди прирожденных преступниц и проституток... О Коллонтай - Я её знаю очень хорошо. Была когда-то похожа на ангела. С утра надевала самое простенькое платьице и скакала в рабочие трущобы - «на работу». А воротясь домой, брала ванну, надевала голубенькую рубашечку - и шмыг с коробкой конфет в кровать к подруге: «Ну давай, дружок, поболтаем теперь всласть!».

Чем ценно для нас идейное наследие Александры Михайловны? Пожалуй, тем, что она не боялась быть первой. Первой стала на сторону Владимира Ильича, когда он сто лет назад произнёс свои "Апрельские тезисы". После чего сами большевики, воспринявшие поначалу тезисы Ильича с сомнением, сочинили о ней язвительную частушку: Что там Ленин не болтай, С ним одна лишь Коллонтай! Подразумевалось - только одна Коллонтай и согласна с Ильичём в силу своей легкомысленности. "Эта поддержка, - замечал меньшевик Суханов, - не вызвала ничего, кроме издевательств, смеха и шума". Потом она смело пошла за поддержку Ленина в тюрьму... И Ленин этого не забыл. "Помню, - писал Горький о Ленине, - как весело и долго хохотал он, прочитав где-то слова Мартова: "В России только два коммуниста: Ленин и Коллонтай". А посмеявшись, сказал, со вздохом: - Какая умница! Эх...". Под "умницей" он имел в виду, конечно, Мартова, но его слова указывают и на его отношение к Коллонтай. Коллонтай получила очень неплохое образование, хоть и домашнее, но разностороннее. Ее отец, блестящий офицер, образованнейший человек, беззаветно преданный отечеству служака. По национальности он был украинец, а мать Александры родилась в Финляндии в семье простого крестьянина. Её отец разбогател, продавая древесину.Брак дворянина Домонтовича и влюбившейся в него крестьянки для XIX века - событие из ряда вон выходящее. Дело усугубляло ещё то, что Александра Мравинская влюбилась в князя Домонтовича, когда уже была замужем. У неё имелись дети, и она с огромным трудом получила развод. Всё это представляло собой нетипичное явление, и породило много сплетен и пересудов в обществе. Связь родителей, в основе которой лежало большое и чистое чувство, сказалась в определённой степени на мировоззрении юной Саши. Родители попрали устоявшиеся нормы общества, бросили им вызов. Их дочь, имея перед глазами живой пример, поступила точно также, только пошла гораздо дальше в своих устремлениях, желаниях и представлениях о браке. В 1893-м она, по своему выбору, восстав против воли родителей, вышла замуж за В. Коллонтая, небогатого офицера, Шура Домонтович приходилась ему троюродной сестрой по материнской линии. Прожить на жалование поручика вдвоём - это считалось немыслимым. Шура сказала, что пойдёт работать. На это мать скептически хмыкнула и заметила: «Тебе работать!? Ты даже не можешь заправить свою собственную кровать, чтобы она выглядела аккуратной и опрятной. Ты гуляешь по дому как принцесса и никогда не помогаешь служащим с их работой. Ты всё время находишься в мечтах, как и твой отец, и постоянно забываешь книги на столах и на стульях». Они всё же поженились в 1893 году. Родители девушки так таки дали согласие на брак. Но через пять лет ушла от него, оставив ему сына. Дальнейшая ее биография связана с революционным движением. Решающую роль в выборе дальнейшего жизненного пути для нашей героини сыграло знакомство с Еленой Дмитриевной Стасовой (1873-1966). Эта девица была тесно связана с Надеждой Крупской (1869-1939), Владимиром Ульяновым (1870-1924), Юлием Мартовым (1873-1923) и другой «скользкой» публикой, хорошо известной полиции. Все они были примерно ровесниками, отличались непомерными амбициями, жестокостью, беспринципностью и представляли собой новую поросль революционеров, ставивших своей первоочередной задачей свержение существующего строя. Ленин, между прочим, немного завидовал Александре Михайловне за доставшийся ей мощный голос, раскаты которого долетали до отдалённых уголков огромных залов (Её сводной сестрой от первого брака матери была Евгения Мравинская знаменитая оперная певица.) Однажды он пожаловался: "Я больше не оратор. Не владею голосом. На полчаса – капут. Хотелось бы мне иметь голос Александры Коллонтай".

Международный социалистический конгресс, 1910 год Ближе всех сидит Роза Люксембург, за ней Клара Цеткин. Самая дальняя – Коллонтай Александра Коллонтай за время своих множественных «мытарств» за границей стала феминисткой и представляла собой новый тип женщины. Она ратовала за равенство полов, мечтала о том, чтобы прекрасная половина человечества наконец-то освободилась от буржуазных оков, а в дневнике писала: «Необходимо широко распахнуть перед женщиной врата полноценной жизни. Нужно закалить её сердце и волю. Пора наконец-то научить женщину смотреть на любовь не как на основу жизни, а как на средство, способное выявить своё истинное Я». Самая длинная любовная связь продолжалась с Александром Гавриловичем Шляпниковым (1885-1937). Это революционер, ближайший соратник Ленина. Он был моложе Александры на 13 лет. Она вообще предпочитала мужчин младше себя по возрасту. Сама же выглядела гораздо моложе своих лет. Следила тщательно за внешностью и очень любила модно одеваться. Находясь в близких отношениях со Шляпниковым, отнюдь не считала себя чем-то связанной. Могла завести кратковременную интрижку с понравившемся мужчиной. Её всегда привлекали сильные, незаурядные и волевые личности. Таковых среди революционеров было предостаточно. Легко разрывала отношения. Причём всегда являлась инициатором. Её любимая фраза в те годы: «Иду на разрыв».

Стареющая нимфа революции и молодой мужественный красавец, беззаветно преданный делу большевистской партии. Красивая сказка, безумная страстная любовь. Они сочетаются официальным браком. Эта запись является первой в книге актов гражданского состояния молодого государства рабочих и крестьян. Роман Александры с большевиком Дыбенко проходил бурно, причем каждый из партнеров не связывал себя обетом верности. Павла Ефимовича в России каждая бродячая собака знает. Именно он отдал приказ легендарному матросу Железняку (1895-1919) разогнать Учредительное собрание. Тот вышел в президиум и сказал историческую фразу: «Караул устал». С этой минуты власть окончательно и бесповоротно перешла в руки Ленина и его партии. Именно Павел Ефимович возглавил первые отряды Красной армии. Он выступил против немецких оккупантов и наголову разбил их полчища под Нарвой. Они оба входят в состав Советского правительства. Дыбенко - нарком по военным и морским делам. На этом посту он будет находиться до 18 марта 1918 года. Его вклад в победу Ленина и Троцкого несомненен. В ночь переворота именно Павел Ефимович сказал своё веское слово. По его приказу крейсер «Аврора» и ещё десяток военных кораблей вошли в Неву; 10 тысяч матросов встали под большевистские знамёна. В этом немалая заслуга Шуры Коллонтай. С тех славных времён вся страна и празднует 23 февраля - День советской армии и военно-морского флота. Подлинная действительность несколько иная. В ней нет места красивым подвигам, а есть пьянство, садизм, патологическая трусость и ненависть к простым русским людям. Погибли тысячи невинных людей. Их убивали только потому, что они были офицерами, членами их семей или просто образованными людьми. Исход этой исторической личности закономерен. Дыбенко полностью получил по заслугам в 1938 году. Очищая партию от садистов и подонков, Сталин приказал расстрелять и Павла Ефимовича, так как тот был как раз из этой компании. Будучи на министерском посту, Александра Михайловна занимается вопросами материнства и младенчества. Сама она, правда, была плохой матерью. Оставила сына на руках у мужа, видела его эпизодически, воспитанием никогда не занималась. Большевичка продемонстрировала недюжинные дипломатические таланты, хотя и не без некоторых курьезных происшествий.

Она избежала сталинских репрессий и благополучно умерла за год до кончины «отца народов». «Теория стакана выпитой воды» стала наиболее известным ее достижением, хотя было и множество других. Концепция «Теория стакана воды» укладывается в два слова: «захотел – попил». А нет жажды, так и не надо. Интимные потребности людям будущего удовлетворять следует без излишней траты времени и эмоций, не прерывая по возможности производственной деятельности. Конечно же, столь примитивно эти взгляды не излагались, слог был изысканнее, а теоретическое обоснование просто безупречным. "Современному человеку некогда "любить", – с сожалением отмечала она в том же 1918 году. – В обществе, основанном на начале конкуренции, при жесточайшей борьбе за существование... не остаётся места для культа требовательного и хрупкого "Эроса"... На одни "свидания" уходит сколько ценных для "дела" часов!". Позднее, в 1923 году, она развивала эти мысли в знаменитой статье "Дорогу крылатому Эросу!". Коллонтай писала: "Перед грозным лицом великой мятежницы – революции – нежнокрылому Эросу ("богу любви") пришлось пугливо исчезнуть с поверхности жизни. Для любовных "радостей и пыток" не было ни времени, ни избытка душевных сил". Поэтому, по Коллонтай, в дни революции и победил "общипанный бескрылый Эрос" – "телесное влечение пола". Выражаясь современным языком, секс без любви. Новая женщина, свободная от предрассудков и условностей, должна была зачинать детей именно так. Все люди равны, следовательно, и выбор отца для будущего потомства значения не имеет. Молодежь двадцатых по своей сути мало отличалась от современной. Стоит ли удивляться тому, что «Теория стакана воды» пользовалась огромным успехом?

Целевой социальной базой взглядов Александры Михайловны была главным образом незрелая молодежь. Комсомолкам было как-то неловко отказывать своим товарищам мужского пола в интимной близости, чем те охотно пользовались. Но не только у юных членов коммунистического интернационала молодежи пользовалась славой «Теория стакана воды». Маяковский, великий пролетарский футуристический поэт, например, жил сложно. И хотя он призывал в окнах РОСТА «не подражать буржую» и в театр брать жену «свою, а не чужую», но некоторые вольности себе позволял. Не отставали от поэта и другие советские деятели искусств, порой немолодые. Как ни странно, взгляды Коллонтай на половой вопрос не разделяли многие деятели большевистской партии, в том числе Ленин. Сам пролетарский вождь не отрицал наличия жажды, но считал невозможным утолять ее из всякого доступного в настоящий момент источника, например, из грязной лужи, да и к чистоте стакана он предъявлял некоторые требования. «Теория стакана воды» вызывала возражения и у Луначарского, написавшего даже критическую статью «О быте…», посвященную молодежным вопросам. Взгляды Коллонтай не признавались в полной мере марксистскими, хотя и абсолютно враждебными и вредными их тоже не называли. Смелой большевичке просто указывали на некоторую разницу между свободой и развратом.

Подавляющее большинство населения бывшей Российской империи оказалось не готово к восприятию идеи, казавшейся Кларе Цеткин и Александре Коллонтай столь прогрессивной и привлекательной. «Теория стакана воды» нашла, конечно, своих адептов, но их увлеченность ею носила избирательный характер. Сторонники «утоления жажды», ходя «налево», обычно не предоставляли права на ее применение своим женам и мужьям, обывательски блюдя чистоту собственного семейного гнезда. Этой психологической особенностью российского народа неоднократно пользовались противники большевизма, приписывая коммунистам даже пороки, которыми те не обладали. Например, некий Уваров, будучи членом националистического «Союза русского народа», опубликовал сочиненный им же декрет, якобы изданный Саратовским Губернским Советом Народных Комиссаров, в котором декларировалось всеобщее обобществление женщин и право пользования ими любым желающим. Этот же документ применяли для антикоммунистической пропаганды и немцы во время Великой Отечественной войны. Ещё многое можно было бы рассказать об Александре Михайловне, об её последующей биографии Чрезвычайного и Полномочного посла Страны Советов... Она не дожила до 80 лет всего 3 недели. Личность это легендарная. Первая в мире женщина-министр. «Разменяв полтинник», активно занялась дипломатической работой. Работала полпредом в Норвегии и Мексике. С 1930 года занимала пост посла в Швеции. Также принимала активное участие в работе Лиги Наций с 1934 по 1939 год. Но главное всё-таки заключалось в том, что уже сказано выше: она не боялась идти вперёд, не боялась быть первой. Как выразился Мартов, хоть и меньшевик, в приведённой выше цитате: "в России только два коммуниста: Ленин и Коллонтай". Что-то в этом есть...

В конце жизненного пути, Москва, 1948 год

Многие женщины оставили глубокий след в истории России. Имена одних из них всегда на слуху, имена других, гремевшие в свое время, ныне почти забылись. Но каждая из них по своему замечательна.

Александра Михайловна Коллонтай (1872-1952), в девичестве Домонтович, – активная участница Великой Октябрьской социалистической революции и первая в мире женщина-министр и женщина-дипломат, выпорхнула из генеральской семьи. Она не была в числе вдохновителей социального переворота 1917 года, ей досталась роль одного из «рыцарей революции». Но она была вдохновителем переворота сексуального. И именно это обстоятельство ставила себе в заслугу на склоне лет: «Главное, что сделала за жизнь: подняла в России и помогла двинуть разрешение вопроса равноправия женщин во всех областях, включая разрешение равноправия в сексуальной морали». Столь необычное для представителей «ленинской гвардии» смещение акцентов с вопросов классовой борьбы на вопросы взаимоотношения полов объясняется охватившим ее в зрелом возрасте глубоким разочарованием советской действительностью сталинской эпохи: «Мы проиграли. Идеи рухнули. Друзья превратились во врагов. Жизнь стала не лучше, а хуже. Мировой революции нет и не будет. А если бы и была, то принесла бы неисчислимые беды всему человечеству».
Александра Коллонтай была автором ставшего расхожим в послереволюционные годы сравнения акта удовлетворения половой потребности с испитием стакана воды. «От этой теории «стакана воды» наша молодежь взбесилась, прямо взбесилась, - сетовал Ленин в беседе с немецкой коммунисткой Кларой Цеткин. – Конечно, жажда требует удовлетворения, но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи?»
Александра Михайловна, озвучив эту хлесткую метафору, не предполагала тогда, что у ее «стакана воды» окажутся такие острые грани.
Шурочка Домонтович шла по жизни, походя растаптывая жизни влюблявшихся в нее мужчин. Она обладала неким магнетизмом, притягивавшим к ней отнюдь не заурядных представителей противоположного пола. Когда ей было семнадцать, застрелился из отцовского пистолета отвергнутый ею восемнадцатилетний сын генерала Драгомирова, героя русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Влюбленный в нее с детских лет морской офицер Михаил Буковский пустил себе пулю в висок, когда в 1917 году имя возлюбленной стали склонять в определенном контексте на всех перекрестках.
Вопреки воле родителей она вышла замуж за бедного офицера Владимира Коллонтая, родила от него сына, а вскоре вступила в открытую связь с его другом и однокашником Александром Саткевичем, жившем с молодой четой в их огромной квартире. Муж время от времени деликатно оставлял их наедине, давая возможность насладиться друг другом. «Мы все трое хотели быть великодушными друг к другу, - писала она много позже в дневнике, который вела всю жизнь. – Я уверяла обоих, что их обоих люблю – сразу двух. Они не исключают, а дополняют друг друга».
Владимир Коллонтай, будучи генерал-майором, умер в госпитале в 1917 году, так и не сумев вытравить из сердца свою бывшую супругу, хотя обзавелся новой семьей. Недолго длилась и эйфория в отношениях с Александром Саткевичем: когда встал вопрос о замужестве, Александра Михайловна предпочла претившей ей роли жены и матери роль борца за интересы трудового народа. Она подалась за границу, где поочередно разделяла ложе с тогда уже известным экономистом Петром Масловым, которого Ленин громил за «измену марксизму», и знаменитым большевиком Александром Шляпниковым. Шляпников был расстрелян в подвалах НКВД в 1937 году, а Саткевича, дослужившегося при царизме до генерал-лейтенанта и при советской власти ставшего членом-корреспондентом Академии наук СССР, такая участь постигла пятью годами позже. Маслов же стал академиком и скончался в 1946 году. И все до последних минут сохранили к Александре Коллонтай самые теплые чувства. Как и она к ним.
Истерзавшая потом всю душу любовь постигла Александру Михайловну 28 апреля 1917 года на трапе, перекинутом с катера на набережную в Гельсингфорсе (ныне Хельсинки): по заданию Ленина Коллонтай агитировала матросов линкора за большевиков, а после митинга председатель Центробалта матрос Павел Дыбенко (1889-1938) на руках отнес ее на берег. «Среди ладно скроенных, ловких в движениях моряков Павел Дыбенко выделялся законченной солидностью: басистым голосом, спокойной уверенностью походки, спокойной выдержкой черных глаз и курчавистой бородкой – красавец парень и деловитый», - свидетельствовал один из современников. А Коллонтай начертала в дневнике: «Значит, опять?».
Ей было сорок пять, ее статьи печатали многие газеты и журналы мира. Ему было двадцать восемь. Он родился в неграмотной крестьянской семье на Брянщине, до конца дней писал с грамматическими и орфографическими ошибками. Когда Коллонтай спросили, как она решилась связать свою жизнь с малограмотным и намного ее моложе матросом, она ответила: «Мы молоды, пока нас любят».
Роман Коллонтай и Дыбенко развивался столь же стремительно, как стремительно надвигалась на Россию подталкиваемая и ими тоже катастрофа. Свершился Октябрьский переворот, Ленин включил Александру Михайловну в состав своего правительства – Совета Народных Комиссаров – наркомом государственного призрения (по теперешнему – социального обеспечения). В состав Совнаркома вошли и два ее любовника – бывший Шляпников (нарком труда) и нынешний Дыбенко (член коллегии по военным и морским делам). С помощью присланных Дыбенко матросов Коллонтай захватила здание министерства государственного призрения и арестовала чиновников, отказавшихся ей подчиниться. А вскоре представила на утверждение в Совнарком два декрета – о гражданском браке и о разводе. Теперь для развода было достаточно ничем не мотивированного заявления одного из супругов. В сыпавшихся, как горох из дырявого мешка, статьях и брошюрах она развивала идею свободной любви. «Семья перестала быть необходимой. Она не нужна государству, ибо отвлекает женщин от полезного обществу труда, не нужна и членам семьи, поскольку воспитание детей постепенно берет на себя государство». «Изживший себя институт семьи противоречит идее коммунизма; вместо нее надо просто создать фонд помощи всем, кто нуждается из-за последствий свободной любви». «Ревность – это конгломерат биологических и социальных факторов. Чем больше ласки (полового акта) достается на долю другой особи, тем меньше для обойденного субъекта. Что победит ревность? Уверенность каждого мужчины и каждой женщины, что, лишаясь ласк данного лица, они не лишаются возможности испытать любовно-половые наслаждения (смена и свобода общения служат этому гарантией)».
К Ленину поступило письмо в стихах, где анонимный автор назвал Коллонтай «****югой». Откровенное пренебрежение принципами морали, демонстрируемое известными в стране личностями, стало тяготить большевистскую верхушку. Любовников – Коллонтай и Дыбенко - вынудили через газеты объявить о бракосочетании. Позже Александра Михайловна утверждала, что с регистрации ее брака с Дыбенко стали вестись в Советской России книги записи актов гражданского состояния.
«Наши отношения с Павлом всегда были радостью через край, - много лет спустя делилась она с дневником своими воспоминаниями. – Наши расставания полны были мук, эмоций, разрывающих сердце. Вот эта сила чувств, умение пережить полно, горячо, сильно, мощно влекли к Павлу». А расставания были неминуемы: началась Гражданская война, Дыбенко мотался по фронтам и слал Александре Михайловне трогательные письма, начиненные ошибками. Мягкий знак он вообще игнорировал. В письмах он называл ее Голубем («Голуб» в его написании). Но вместе с письмами стали до нее доходить слухи о том, что свою оторванность от нее он компенсирует доступностью обозных девиц. Она, поборница свободной любви, помчалась к нему на Украину. В Харькове, в шикарной квартире, реквизированной у бежавшего от большевиков «буржуя», ее встретили две молодые женщины, неясная роль которых в жилище Павла угнетала Александру Михайловну. «Такие и раньше бывали при полках», - записала она в дневнике. Из Харькова Дыбенко направили в Крым. С ним отправилась и Коллонтай. Собирая вещи уезжавшему на фронт мужу, нащупала в кармане френча письма. Два оказались Павлу от любовниц, а третье его, недописанное: «Дорогая Нина, любимая моя голубка…».
«Неужели Павел разлюбил меня как женщину? – терзается она. – Самое больное – зачем он назвал ее голубкой, ведь это же мое имя. Он не смеет его никому давать. Меня мучает ревность. Я думала, что это чувство во мне атрофировано. Видимо, потому что раньше всегда уходила я, а страдали другие. А теперь Павел уходит от меня. Как в такие дни можно думать о ревности? Видимо, во мне все еще сидит проклятое наследие женщины прошлого. Павел на фронте, а я упрекаю его за какие-то глупые поцелуи. Руку, товарищ Дыбенко, я твой соратник по общему революционному делу».
Соратники встретились через несколько дней. Дыбенко, герой Гражданской войны, заплакал, когда Александра Михайловна сказала, что «рвется на свободу от нашего брака». Потом забрасывал письмами: «Шура, мой милый, мой нежно, нежно любимый Голуб…». Она его простила. Была бурная ночь – и опять расставание: партия бросила Дыбенко на Восточный фронт, а потом в Одессу. Опять докатились до нее слухи, что не одна она у него свет в окошке. Коллонтай выклянчила отпуск, приехала к нему. «Весь этот день Павел был такой нежный, растроганно нежный, как в былые дни. И я с радостью схватилась за надежду: Павел любит меня. Все эти слушки – обычные сплетни кумушек».
Как-то вечером Дыбенко ускакал на коне по своим делам, обещав скоро вернуться. Коллонтай ждала его в саду, надев шелковое платье. Шел час за часом, а его не было. Часы в доме пробили два ночи, когда послышался стук копыт. Муж подошел к ней с виноватым видом. Вином от него не пахло, хотя в последнее время он стал злоупотреблять спиртным. «Значит, «красивая девушка», - подумала Александра Михайловна и прокричала ему в лицо:
- Не лги! Мне все равно, где ты был. Между нами все кончено.
Дыбенко твердым шагом направился к дому. Прозвучал выстрел. Пуля задела орден Красного Знамени и миновала сердце. Оказалось, «красивая девушка», новая любовница, в этот вечер поставила ему ультиматум: или я, или она. Этой девушке были чужды принципы свободной любви. Как выяснилось, следовать им не получилось и у их горячего проповедника.
Александра Михайловна выходила Дыбенко и уехала в Москву. Обратилась к Сталину с просьбой услать куда-нибудь подальше. Набиравший силу вождь в 1923 году направил ее в Норвегию. Впервые в истории чрезвычайным и полномочным послом стала женщина.
Пуля НКВД в 1938 году не задела на френче Дыбенко орден Красного Знамени: «врагам народа» стреляли в затылок.

Секс в физиологическом плане во все времена был одинаковым, а вот взгляды на него – совершенно разными. В одной культуре он занимал главное место, ему поклонялись, в другой был разрешён только для продолжения рода. У каждого народа своё отношение к половому вопросу. Для СССР можно вспомнить известную фразу «В СССР секса нет», но не менее популярной была теория стакана воды, имевшая место в годы Гражданской войны в России. Она стала прямым последствием становления новой советской власти. В некотором роде уникальное явление, которое можно считать репетицией сексуальной революции в странах Запада в 1960-1970-х годах.

Никаких чувств — только секс.

Теория стакана воды очень простая. Большевики заявили, что октябрьская революция уравняла мужчин и женщин в правах, секс теперь представляет собой простое удовлетворение полового влечения, то есть идёт речь про секс без обязательств. Совершить половой акт так же просто, как выпить стакан воды. Вовсе не обязательно было встречаться с девушкой какое-то время, чтобы зародились чувства между людьми. Теория стакана воды напрочь отрицала любовь, привязанность к человеку. На секс смотрели как на способ удовлетворить либидо. Название теории пошло от выражения «Любовь – стакан воды, она даётся тому, кто его просит». Фразу произнесла деятель движения эмансипации Аврора Дюпен, более известная под псевдонимом Жорж Санд.

После поражения Белого движения в Гражданской войне в России произошла не только смена власти, но и полностью изменились взгляды на семейную и половую жизнь. Кардинальные изменения в обществе в любые времена становились причиной таких же изменений во всех сферах жизни. Те чувства любви, которые воспевались поэтами времён империи, были объявлены буржуазными предрассудками. Половое влечение такое же естественное явление, как и ощущение голода, которое надо удовлетворить путём приёма пищи. А для либидо нужен секс, без всякого стеснения. Молодёжи прямо внушалась мысль, что заниматься сексом нужно всегда, когда этого требует организм. Комсомолец должен удовлетворять свои желания, а комсомолка не может ему в этом отказать. Если кто-либо из партнёров отказывал другому в близости, то считалось, что у него буржуазное воспитание.

Особые демонстрации.

В начале 1920-х годов можно было стать свидетелем удивительных демонстраций. По крупным городам (Москва, Петроград, Саратов, Киев, Одесса) шли толпы обнажённых людей с плакатами, на которых красовались надписи «Долой любовь – буржуазный предрассудок! Долой чувство стыда!» И это происходило в 1920-х годах, чем не репетиция знаменитой сексуальной революции? Теория стакана воды была призвана искоренить прошлую, буржуазную семью, в которой женщина объявлялась собственностью империалистов. Но со временем эта теория, поддержанная советским правительством, была им же и отвергнута. Почему так произошло?

Противником теории стакана воды был сам создатель советского государства Ленин, и другие видные политические деятели того времени. Секс без обязательств – хорошая вещь для молодёжи, но только не на государственном уровне. И распространена была теория стакана воды недолго. Хронологически она охватывает период примерно с 1918 года по 1926-й, когда был принят закон о браке и семье. Теория стакана воды представляла собой ничто иное, как свободные отношения, поощряемые государством. Теория была нужна лишь на короткий промежуток времени, чтобы разрушить старое представление о сексе и перейти к созданию новой, советской, семьи. А что было, если бы такое представление о половой жизни сохранилось на несколько десятилетий вперёд?

Теория стакана воды — обычный секс без обязательств.

Если человеку дать свободу сексуальных отношений на государственном уровне, то через некоторое время страна превратится в самый настоящий бордель, клиенты которого являются носителями венерических болезней. Кстати, после Гражданской войны был зафиксирован рост таких заболеваний. Свободные отношения дали жизнь почти миллиону детей, но этот миллион рос без отца, поскольку после секса партнёры расставались, часто навсегда, а средства контрацепции были развиты слабо. А самое главное, сексуальное просвещение в 1920-х годах было… Точнее, его не было вовсе. Не нужно забывать, что после двух войн людям было не до рассуждений на интимные темы. Теория стакана воды дала человеку возможность заниматься сексом с кем попало, и когда угодно, но не разъяснила, к чему это может привести.

Если бы государство и дальше поддерживало такой тип отношений, возможно, сексуальная революция произошла бы на несколько десятилетий раньше обычного, и в совсем другой стране. Но история не знает сослагательного наклонения. На рубеже 1920-1930-х годов произошло активное внедрение 12 половых заповедей пролетариата. В них было всё в точности до наоборот по сравнению с теорией стакана воды. Истинный коммунист должен был помнить, что половой акт – выражение любви и привязанности к партнёру, не должно быть секса за пределами семьи. То есть закреплялось мнение о семье, как главной ячейке общества. Так в течение каких-то 10-ти лет произошло кардинальное переосмысление роли секса в жизни рядового советского человека.

Что еще почитать