Воспитание читателя. «Воспитание читателя – воспитание Человека» Из опыта одной мамы

Если вы думаете на год вперед - сейте зерна,

если вы думаете на десять лет вперед - сажайте деревья,

если вы думаете на сто лет вперед - воспитайте Человека.

(Народная мудрость)

Актуальность

В настоящее время проблема развития интереса у учащихся к чтению становится проблемой поколения: книга в любой своей форме все быстрее отдаляется, интерес к чтению падает. Перегрузки в учебе, сокращение свободного времени приводят к оскудению интересов подростка. Развитие общества привело к колоссальному информационному взрыву. Объем получаемой информации в несколько десятков раз превышает объем, который получал человек 10 - 15 лет назад. Это закономерный результат развития современных технологий. По оценке психологов основное влияние информационная революция оказывает на детей школьного возраста. Ребенок, получая огромные информационные нагрузки, быстро утомляется, снижает свою творческую активность и как результат отказывается от чтения. Порой современные школьники не в состоянии оценить красоту «правильной, нормативной» речи, а выступления юмористов, которые высмеивают безграмотность современников, просто не понимают и смеются за компанию. Все эти обстоятельства сыграли немалую роль в появлении у довольно большой части молодежи апатриотизма, бездуховности, низкой нравственности, поэтому, на мой взгляд, перед учителем словесности стоит одна из главнейших задач современности - возродить отодвинутый на задний план интерес школьника к чтению, попытаться вытеснить занявшие, в настоящее время, главенствующее место компьютерные игры, видеофильмы и другие различные виды развлечений, предлагаемые шоу-бизнесом.

По оценкам международной программы PISA -2009 российские 15-летние учащиеся демонстрируют относительную умелость в извлечении нужной информации и интерпретации авторских сообщений и слабость в умении выразить свое мнение по поводу прочитанного, включить сообщение текста в контекст собственного опыта, критически отнестись к авторскому сообщению. Средний балл российских учащихся по читательской грамотности в 2009 году составил 459 баллов по 1000-балльной шкале, что статистически ниже, чем средний балл по странам ОЭСР (493 балла). Российские учащиеся по данной области занимают 41-43 место среди 65 стран с учетом ошибки измерения.(Слайд 2)

Результаты исследования убедительно показывают, что России, как и большинству стран мира, предстоит преодолеть ряд препятствий на пути к всеобщей читательской грамоте в ее сегодняшнем понимании.

Среди первостепенных:

  • Сбалансировать развитие трех основных читательских умений, составляющих читательскую грамотность.
  • Оказать адекватную помощь двум группам педагогического риска: самым «слабым» и самым «сильным» читателям - обеспечить достижение порогового уровня читательской грамотности большинством учащихся и создать условия для более полного раскрытия способностей талантливой молодежи.

Я выявила причины снижения интереса к чтению (слайд 3)

Являясь учителем русского языка и литературы, 19 лет отдаю своим ученикам частицу своего сердца, помогаю найти свой путь в жизни каждому ученику, учу доброте и справедливости, учу быть Человеком, как я это понимаю.

Чтение - форма получения и усвоения социального опыта, культурных традиций. Проблема отчуждения детей от чтения обостряется все сильнее с каждым годом и волнует не только учителей русского языка и литературы, а все общество.

При анкетировании обучающихся выявлены вполне предсказуемые данные о роли чтении в их жизни. (Слайды 4-5)

Цели изучения литературы в школе с введением ФГОС несколько видоизменились(Слайд 6)

Достижение этих целей возможно через решение следующих задач :

Проанализировать методическую литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы;

Поиск путей развития интереса к книге и стремления к чтению;

Привитие младшим школьникам навыков чтения;

Организация творческих занятий, конкурсов, с целью развития учащихся как читателей;

Помочь родителям осознать ценность детского чтения как средства образования и воспитания школьников, вовлечь их в решение проблемы его поддержки.

Воспитать творческую личность без книги невозможно: чтение развивает познавательные процессы, личную культуру, формирует восприимчивость. Школьная программа по русскому языку и литературе для основной школы ставит задачу научить школьников V, VI и VII классов "осмысленно и бегло" читать научные и учебные тексты, выразительно читать тексты художественного и публицистических стилей. В VIII и IX классах обучение чтению программой уже не предусматривается.

Такой подход не отвечает одной из главных задач предмета, а именно - не развивает у подростков "умения читать", понимая под "умением читать" способность ребенка не только воспринимать информацию и прослеживать сюжетную линию, а способность эмоционально чувствовать настроение автора и его литературных героев. Процесс обучения чтению должен быть непрерывным, начиная с начальной школы, и в идеале должен научить ребенка видеть в книге произведение искусства.

Работа над методикой изучения художественного произведения требует от учителя-словесника продуманной программы действий (слайд 7)

Работая в этом направлении, я использую следующие технологии обучения:

  1. 1. Проектное обучение (слайд 8)
    Установлено, что у детей, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация выражена сильнее, существенно снижена школьная тревожно.

2.Учебное сотрудничество (слайд 9)

Дети помогают друг другу, осуществляют взаимоконтроль, взаимопомощь. Стоит ли говорить, что сами школьники это очень любят. Чтобы научиться учить себя, школьнику нужно поработать в позиции учителя по отношению к другому (пробую учить других) или к самому себе (учу себя сам). В результате формируются регулятивные и коммуникативные УУД. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества. Сюда же можно отнести и разновозрастное сотрудничество, которое предполагает, что младшим подросткам предоставляется, например, роль учителя в 1—2 классах. В моей практике это имеет место быть: шефство (внекласс.деятельность), миниспектакль, посвящённый 200-летию Михаила Лермонтова (инсценировка некоторых биографических сцен), уроки единого чтения, проводимые семиклассниками для обучающихся начальной школы (Метерлинк «Синяя птица», стихотворения С.Есенина и др.)

3.Дискуссия (слайд10)
На своих уроках я часто применяю этот вид деятельности. Это диалог обучающихся не только в устной, но и в письменной форме. На определённом этапе эффективным средством работы со своей и чужой точками зрения может стать именно письменная дискуссия. Наиболее удобное время для этого — основное звено школы (5—8 классы), это даст возможность высказаться всем желающим, даже тем детям, которые в силу своей неуверенности, застенчивости, медленного темпа деятельности, предпочтение послушать, чем высказаться, не участвуют в устных обсуждениях, а также дополнительной возможности концентрации внимания.

4. Технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской(слайд 11)
I этап. Работа с текстом до чтения.

Фрагмент урока в 5 классе.

Догадайтесь, о чём пойдёт речь на нашем уроке? Составьте пословицу и объясните её смысл. (Работа в группах).

А) Слово, злое, доброе, а, лечит, калечит.

Б) Дело, пело, делай, сердце, доброе, чтобы.

Группы составляют пословицы:

А) Доброе слово лечит, а злое калечит.

Б) Делай доброе дело, чтобы сердце пело.

Чему учат эти пословицы? Какова тема урока? (Добро и зло).

II этап. Работа с текстом во время чтения.

Выявление первичного восприятия (например, с помощью беседы).
Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
Перечитывание текста- повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.) Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Выразительное чтение. Цель анализа текста на этом этапе- создание его читательской интерпретации и, главное, ее корректировка объективным авторским смыслом. В 5 -6-м классах - речь идёт о собственно анализе. В 7-8-м классах текст анализируется чаще в родово-жанровой специфике, в 9-м классе - в контексте художественного мира писателя с позиции общего историко-литературного процесса.

III этап. Работа с текстом после чтения.

1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Цель - корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
2. Знакомство с писателем. Беседа о личности писателя. рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет
соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения. Работа с материалами учебника, дополнительным источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Беседа о смысле заглавия, о его связи с темой, главной мыслью автора и т.д. Вопросы по иллюстрации: какой именно фрагмент текста проиллюстрировал художник (а может быть, это иллюстрация ко всему тексту в целом)? Точен ли художник в деталях? Совпадает ли его видение с вашим? И т.д.

4. Выполнение творческих заданий.

Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Внеклассная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса. Она способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей. Я выделяю следующие ее компоненты: внеклассные занятия; работа с учреждениями культуры; работа с родителями (слайд 12).

Каждый ученик в классе имеет свой дневник чтения, который постоянно заполняется и наблюдается учителем. В нем школьники записывают название, автора, краткое содержание книги и рисуют сюжеты из книги. В конце каждого учебного года выявляются лучшие чтецы и эрудиты года.Ведется тетрадь для творческих работ, где ребята пишут аннотации на прочитанные книги, пишут небольшие стихи, рассказы, мини-сочинения. Изготавливают самодельные книжки, в которых пишут свои сказки, рассказы.Также организую разнообразные формы работы с учреждениями культуры. В своей практике я использую следующие формы работы:

экскурсии в школьный музей;

конкурсы чтецов;

инсценировки сказок.

Повышению читательского интереса способствуют регулярные посещения школьной и сельской библиотек. Беседы, знакомство с новинками детской литературы, практические занятия по выбору книг, периодических изданий, внедрению информационных технологий воспитывают настоящего читателя.

Семья, безусловно, является важным фактором, влияющим на развитие детского чтения в нашей стране. В семье формируется личность ребенка, ее изначальное отношение к различным видам деятельности, в том числе и к чтению.(Слайды 13-14)

С целью выявления отношения семьи к чтению было проведено анкетирование родителей. Обработка анкет показала, что дети больше любят читать сказки. Анкетный опрос свидетельствует, что у половины семей есть детские книги.

В последние годы возникла проблема обучения детей с низкой мотивацией . (Слайд 15)В условиях общеклассных форм обучения использую разнообразные методы и средства дифференциации в урочной форме обучения

Результаты (слайды 16-17)

В результате трёхлетней работы по данным технологиям на моих уроках обучающиеся научились искать закономерности, рассуждать по аналогии, что несомненно повысило мотивацию к обучению, дети стали больше читать, научились более-менее контролировать свои результаты, научились сотрудничать, самостоятельно находить ответы на вопросы путём логических рассуждений, чувствовать ответственность за поведение и действия себя и других.
Итак, при такой работе, как мы видим, включаются практически все виды универсальных учебных действий: и личностные (самоанализ, самоконтроль, и регулятивные (формирование умений ставить цель, планировать её достижение, прогнозирование и адекватная оценка результатов), познавательные(поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (включая электронные, цифровые), коммуникативные: аргументирование своей точки зрения, выслушивание собеседника и ведение диалога, умение обратиться за помощью, адекватная реакция на замечания.

Выводы (слайд 18)

Я убедилась, что использование данной методики на уроках и во внеклассной работе дает хорошие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, повышает интерес к предмету.

Чтение = удовольствие. Эта формула – единственно верная в воспитании настоящего Читателя. Об этом нужно всегда помнить родителям. Но как же достичь такого равенства? О некоторых приёмах и маленьких хитростях привлечения детей к чтению продолжают рассказывать сотрудники центральной городской детской библиотеки им. А.С. Пушкина Светлана Александрова и Татьяна Плохотник.

Современные дети уже в 5-6 лет начинают читать. И именно в этом возрасте многие родители допускают роковую ошибку, «убивающую» едва родившегося читателя – они перестают читать ребенку вслух. Но техника чтения малыша еще слишком слаба. Он не в состоянии самостоятельно читать большие объёмы текста, получая от этого удовольствие.

Все усилия уходят на то, чтобы сложить вместе отдельные буквы, несколько слов. Где уж тут добраться до общего смысла прочитанного!

Из опыта одной мамы:

Нам набрать скорость чтения помогли… комиксы! Летом после первого класса поехали с ребёнком в дальнюю поездку на поезде, надо было чем-то занимать сына. В активные игры в вагоне не поиграешь, вот и купила разных комиксов – о супергероях, знакомых по мультикам. Всю дорогу сын сидел, как мышка, только странички шуршали. Оказалось, это именно тот формат, что ему был тогда нужен – крупные картинки почти на всю страницу, текст под ними в пять-семь строк Это он читал самостоятельно, а книжки побольше читали вместе. Комиксами сын «переболел» буквально за три-четыре месяца, но зато ко второму классу пришёл, уже читая бегло, и перестал бояться объёмных книг.

Но получать удовольствие, только лишь набрав скорость чтения, не получится. Самое главное – вывести ребёнка на чтение содержательное, то есть понимание текста, углубление в текст. Придумывайте любые маневры, любые игры, чтобы ребёнок сам захотел читать.

Ни в коем случае не акцентируйте внимание на ошибках при чтении, не упрекайте – поправлять ребёнка нужно очень аккуратно, незаметно. Радуйтесь каждому прочитанному слову ребёнка, ведь это действительно его маленькие победы!

В специальной литературе описаны самые разные игровые методы приобщения детей к чтению. Некоторые из них мы предлагаем вашему вниманию.

Метод Кассиля

Этот метод годится для ребёнка, который уже наработал технику чтения, но читать не любит. Читательское любопытство в нём ещё не разбужено.

Родители выбирают интереснейший текст (в соответствии со вкусами своего ребенка), начинают читать и останавливаются на самом интересном месте. Причина – невероятная занятость, срочные домашние дела и у мамы, и у папы… но книжка – вот она! Бери, читай! И обязательно расскажи потом, чем же закончилось дело! Ребёнок без особого энтузиазма берётся за книгу, но желание узнать, что случилось с литературными героями слишком велико. Через какое-то время к нему присоединяются и взрослые, оставив свои дела. Они хвалят ребёнка за стремление читать и чтение уже вместе. Постепенно технический навык перерастает в содержательный.

Метод Искры Даунис (детского психолога)

Однажды ребёнок просыпается и находит под подушкой письмо, к примеру, от Карлсона, где литературный герой в двух строчках сообщает малышу, что его любит и хочет с ним дружить. И что «там-то и там-то» он спрятал для него подарок. Подарок в нужном месте находится. Ребёнок подозревает игру, но с радостью в неё включается.

На следующее утро ещё одно письмо, где уже про подарок ни слова, а говорится, к примеру, что он хотел оставить ему билеты в цирк, но видел, как малыш дёргал кошку за хвост, а она визжала. И потому билеты в цирк откладываются. С каждым днём письма длиннее, а читаются быстрее. Навык становится содержательным, а у ребёнка с чтением связывается чувство удовольствия и радости.

Метод древнего народа (который еще называют Народом Книги)

Ребёнку разрешают читать, только когда он хорошо себя ведёт и в награду не только дают возможность прочитать несколько строчек (или даже полстранички), но даже пекут специальное печенье в виде книжечки, которое ребёнок получает в ознаменование радостного момента. Чтение – радость и праздник. И это ребенок должен знать каждый раз, когда берётся за книгу. Если ребёнок плохо себя ведёт, книгу читать нельзя.

Не уверены, что данный метод подойдёт современным детям, хотя кому-то, может быть, и стоит попробовать.

Метод неграмотной татарской женщины

Жили мать и сын. Были они очень бедны. Женщина даже грамоты не знала. Сын же был одарённым мальчиком: он сам выучил все буквы. Чтобы научить ребёнка читать, эта женщина придумала свой способ. Когда она садилась чистить картошку, то говорила мальчику: «Помоги мне, сынок; мои руки будут меньше болеть, если ты почитаешь мне книжку». И так три раза в день. С каждым днём сын читал всё лучше и лучше, а мать говорила ему: «Я вот неграмотная, а ты у меня учёным станешь»; и сын соглашался с ней. Её слова действительно сбылись, а метод татарской женщины помогает многим приобщить детей к чтению.

Конечно, нужно понимать, что одного универсального приёма приобщения к чтению нет. Возможно, для вашего ребенка вам придётся комбинировать несколько предложенных методик, или даже изобрести свою.

Чтение должно стать ежедневной полезной привычкой, такой же, как чистить зубы или умываться. И задача взрослого – выработать эту привычку и у своего ребёнка, и у себя самого. Ведь самая действенная методика привлечения детей к чтению – это окружающие их читающие взрослые.

Покупайте книги, дарите их ребёнку! Ходите вместе в книжный магазин и давайте малышу возможность самому выбрать книгу.

Оставляйте печатные материалы везде, где ребёнок может их увидеть.

Разрешите ребёнку «заведовать», к примеру, кулинарными рецептами, и, когда готовите, просите читать их вслух.

Играйте в настольные игры, предполагающие чтение.

Собирайте домашнюю детскую библиотеку и запишите ребёнка в библиотеку.

Предлагайте ребёнку до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.

Если у ребёнка появляются вопросы, предложите ему поискать вместе ответ в книге.

По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.

Читайте с ребёнком книги о том, как мастерить своими руками.

Спрашивайте мнение ребёнка о книге, которую он читает.

Читайте ребёнку и вместе с ним перед сном каждый вечер.

Продолжение следует!

КАК ВОСПИТАТЬ ЧИТАТЕЛЯ МЕТОДИКА А. М. КУШНИРА Кушнир предлагает отставить сложные упражнения на развитие слуха и начать обучение сразу с чтения слов и текстов, без всякой разбивки на звуки. Это не только обеспечит грамотность, но и сделает процесс овладения чтением более простым. Попробуйте объяснить, что такое звук или буква. А слово? Что проще? Конечно, слово! Ребенок владеет словом, но не владеет буквой и звуком. Когда начинать читать Начинать учить чтению надо не раньше пяти с половиной лет. А до этого возраста нужно подготовить малыша к встрече с книгой. Во-первых, мы воспитываем «Читателя, влюбленного в книгу». То есть просто читаем ребенку вслух. Все попытки пораньше сбагрить с рук «читателя», на которого уже не надо тратить время, – это лень и эгоизм взрослых, считает Кушнир. Читать вслух детям надо обязательно. Во-вторых, мы осваиваем буквы. Просто запоминаем, как они выглядят, с помощью любых кубиков (не Зайцева, а обычных). Делают это дети легко и быстро. Если ребенок способен верно собрать из кубиков слово по образцу, написанному авторучкой, или с небольшими ошибками, но по слуху, это значит, он готов осваивать чтение. А значит, ищите книжку и приступайте к занятиям. Возможные ошибки родителей 1. Не читайте несколько раз одну и ту же книгу. Нужно заранее подобрать много интересных текстов. 2. Не читайте с ребенком вслух (на всякий случай). Так вы создаете лишнюю трудность. 3. Не оставляйте малыша один на один с книгой. У ребенка должен быть звуковой ориентир (то есть вместе с ним должен читать родитель, учитель). 4. Не обсуждайте прочитанное при посторонних. Ваши дети готовы делиться своими мыслями с вами, а не с кем-то еще. 5. Не стремитесь одновременно научить читать и писать, как это предполагается в некоторых методиках. Кушнир считает, что учить писать человека, который не умеет читать, чаще всего бессмысленно. Первый шаг к письму – это развитие способности читать рукописный текст. 6. Не нужно перегружать занятие разнообразными упражнениями и сменой видов деятельности. Так принято делать в традиционных методиках обучения, чтобы малыш не заскучал. У вас же есть увлекательный текст, который заменит все уловки и ухищрения. КАК УЧИТЬ ЧИТАТЬ До чтения: осваиваем алфавит Хотя методика и учит читать сразу целыми словами, но без знания букв, понятно, ребенок не зачитает, ведь ему придется выучить, как выглядят все слова, словно они написаны иероглифами. Поэтому предварительно нужно выучить буквы. Делается это, как уже упоминалось выше, с помощью кубиков. Но и тут есть свои особенности. Традиционная методика требует от ребенка немедленно озвучивать письменный знак: увидел букву – назвал звук. В варианте Кушнира вы показываете букву и сами же называете ее, провоцируя тем самым у ребенка непроизвольно речемоторный акт, или, говоря проще, в его сознании звук наложится на букву. Этот этап обычно не занимает более десяти дней. Весь буквенный материал предъявляется детям сразу. Чтобы заинтересовать малыша, можно использовать любые игры и ухищрения, не только кубики, но и карточки, магнитные азбуки, игры с буквами, узнавание букв, нахождение звуков в названиях предметов, конструирование слов из букв, вырезание букв из старых газет и журналов, аппликации, вылепливание слов из пластилина, «печатание» и др. Что бы вы не делали с ребенком в течение этих десяти дней: гуляли, рисовали, играли, лепили – все занятия должны касаться букв. Накопление операций со звуками и буквами должно достичь критической массы, когда процессы словоизображения перестают быть какой-либо тайной. Способность расшифровать и понять написанное слово должна сама собой всплыть на поверхность. Первый этап: читает мама Буквенная лавина обрушилась на малыша, и вот вы видите, что он уже способен относительно верно «собрать» предложенное слово из кубиков на слух, без письменного образца. Значит, пришла пора перейти к чтению. Отбираем художественные тексты, лаконичные и яркие, хорошо понимаемые и узнаваемые ребенком. Детская поэзия – лучший материал для этого периода. Многие стишки дети и так знают наизусть. Обратите внимание! На первых порах появление в книжке знакомых героев вызовет оживление и радость у детей. Ребенок только начал читать, для него это чуждое, новое, неизвестное занятие. Стремление сделать его понятным и «домашним» пока преобладает над желанием узнать что-то новое. Поэтому-то вы и берете знакомые тексты. А в дальнейшем будете использовать каждый раз только новый материал. Читаемую книгу кладем перед малышом. Садимся рядом. Начинаем читать текст, сопровождая собственное чтение движением руки или указки по строке по принципу караоке. Следим, чтобы ребенок тоже следовал по строке глазами. Затем взрослый читает, но показывает то, что читает, пальчиком ребенка, двигая его руку по тексту. Одного-двух уроков по этой схеме достаточно, чтобы дети освоили прием. Второй этап: берем в руки указку Теперь даете ребенку в руки указку или карандашик. Продолжаете читать текст, а ребенок указкой движется по строчкам, как бы показывая вам, где нужно читать. Мама читает текст в том темпе, в каком движется указка. Прошло немного времени, ребенок освоился с новым заданием, начинаем лидировать в чтении, то есть читаем в своем темпе (чуть более быстром), и заставляем ребенка догонять нас по строке. Далее можно использовать аудио запись вместо собственного громкого чтения. При записи текста (со скоростью 40-50 слов в минуту.) не надо растягивать слова, или пропевать их, или выделять голосом орфограммы, или, того хуже, читать по слогам. Запись должна представлять собой обыкновенное выразительное понятное чтение, разве что с увеличенными паузами. Включаете запись, ребенок также следит по книге указкой или пальчиком, а вскоре малыш уже следит за чтением глазами. Третий этап: наращивание темпа Теперь выбираем книжку посложнее, большую по объему, с развитым сюжетом, и набираем темп. Ежедневно можно увеличивать темп на одно слово в минуту, и к концу этого этапа темп составит от 50 до 70 слов в минуту. Ребенок все так же следит за мамой или диктором, но мы уже предлагаем ему читать вместе, шепотом повторяя слова. Но надо быть внимательным! Предложить такое задание можно лишь тогда, когда ребенок отслеживает текст по книге без особого напряжения – непроизвольно. Вначале маленький читатель способен произносить вместе с диктором лишь фрагменты слов. Чтобы произнести слово одновременно, необходимо уже не просто отождествить написанный текст со звучащим, но и самому успеть произнести слово. А это можно сделать только тогда, когда глаза забегут вперед звучащего текста. То есть возникнет самостоятельное чтение, пока, правда, в элементарной форме. Этот вид работы прекращается немедленно, как только ребенок продемонстрировал, что у него получается. Это упражнение ни в коем случае не должно становиться тренировкой навыков чтения. Иначе закрепятся принципы чтения вслух, о которых уже говорилось выше, и возникнет препятствие для развития чтения как информационного процесса. Четвертый этап: чтение-«схватывание» Увеличиваем темп звучания текста с магнитофонной ленты до 120 слов в минуту и продолжаем ежедневно ускорять его на одно слово. Малышу всегда должно быть чуть-чуть сложно. Если он вдруг потерял нужное место в тексте, следует быстро показать ему, но без комментариев: берете руку ребенка в свою и помогаете ему «догнать» текст. Первое время взгляд ребенка будет сфокусирован очень точно на звучащем слове, однако постепенно за чтение начнет отвечать периферическое зрение. Это основа для скорочтения – чтения информационными блоками. Нам удалось избавить ребенка от трудоемкого складывания и расшифровывания букв – произнесенное слово мгновенно соединяется со значением. Стремительно формируется словарь узнаваемых слов – слов, смысл которых «считывается» мгновенно. И вот мы с удивлением обнаруживаем, что ребенок читает куда быстрее про себя, чем мы читаем ему вслух. Это и есть искомый навык чтения, а не навык озвучивания текста, который большинство родителей принимают за чтение. Теперь осталось только читать и читать. ЗА И ПРОТИВ Плюсы методики 1. Учимся быстро. Новый подход к обучению чтению позволяет научить детей читать целыми словами за два – два с половиной месяца. За первый год ребенок осваивает материал не только первого, но и второго класса. 2. Читаем быстро. Темп чтения про себя, хотя для Кушнира это и последний по значимости критерий, не менее 300 слов в минуту. А в традиционных системах – в два, в три раза ниже. 3. Дети любят книгу. Эта любовь на всю оставшуюся жизнь. Если обычно дети за первые годы обучения чтению осваивают три-четыре книжки, то, занимаясь по методу Кушнира, они прочитывают как минимум 50-60 книг. Причем это литература самой высокой пробы, том за томом из библиотеки мировой классики. То есть закладывается огромный потенциал будущего развития человека, духовного и интеллектуального. 4. Скорость чтения не мешает понимать смысл. Наоборот, чтение без понимания в методике Кушнира невозможно. 5. Обучение от буквы, слова к его произношению закрепляет в памяти правильный образ слова – так, как оно пишется, а не произносится. Дети, обучавшиеся по Кушниру, изначально пишут грамотно. Минусы методики 1. Начав заниматься, нельзя прекращать занятия ни на один день. Пропустите пару дней, и вам придется все начинать сначала, ребенок просто забудет все, что освоил. 2. Вашего малыша ожидают трудности в школе. Дети читают бегло, понимают, пишут грамотно, но не умеют делать фонематический анализ. Возникает, конечно, вопрос: зачем им фонематический анализ, если они и так хорошо читают и пишут? Но не нам с вами менять школьную программу. 3. Отдав ребенка в обычную школу, вы рискуете растерять добытые навыки. Ведь по программе он все равно будет вынужден делать упражнения на развитие фонематического слуха, и может случиться так, что слуховой образ слова начнет вытеснять его зрительный образ, и письмо станет менее грамотным. Кому не стоит заниматься по Кушниру Неустойчивое внимание, рассеянность – это препятствие на пути освоения метода. Ребенок не сможет следить за вами по тексту, соотносить произнесенное слово с написанным. Слишком подвижный, неусидчивый ребенок тоже с трудом сможет высидеть рядом с мамой, даже если читать суперинтересный текст. Вам придется учиться по чуть-чуть, урывками. Результата в таком случае можно ждать очень долго. Чересчур занятые родители, которые не могут с уверенностью сказать, что каждый день они готовы посвятить обучению хотя бы полчаса, тоже рискуют потерпеть фиаско.

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Шатрова С. А. Воспитание будущего читателя // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 11. – С. 6–10..htm.

Аннотация. Статья посвящена подготовке будущего читателя, раскрытию роли произведений художественной литературы в воспитании личности дошкольника

Аннотация. Статья посвящена подготовке будущего читателя, раскрытию роли произведений художественной литературы в воспитании личности дошкольника.
Ключевые слова: литературное образование, эстетическое восприятие произведений художественной литературы, детская книга, художественно - речевое развитие, будущий читатель.

Воспитание юного читателя начинается в дошкольном возрасте, когда начинают закладываться первые основы, создающие фундамент для литературного образования, к которым относится эстетическое восприятие, эстетические чувства и эмоции.

По мнению Гурович Л.М., Береговой Л.Б. и Логиновой В.И., жизненный опыт ребенка и его особенности восприятия литературных произведений тесно взаимосвязаны .

Литературное произведение выступает перед ребенком в единстве содержания и художественной формы. Надо подготовить ребенка к восприятию литературного произведения. Педагог обращает внимание детей на содержание и конечно на выразительные средства языка произведений, таких как сказки, рассказы, стихотворения и другие .

Известно, что современный ребенок предпочитает просмотр мультфильмов, теле - и видео фильмов, игру на компьютере - чтению художественной литературы. Технический прогресс уводит маленького ребенка от такого важного процесса, как знакомство с художественной литературой в ее первозданном - печатном, а не электронном виде.

Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, А. М. Горький, C. Я. Маршак, К. И. Чуковский подчеркивали неповторимое влияние детской литературы на ребенка. Н. К. Крупская определила функцию художественного произведения в воспитании детей: «Детская книга дает яркие образы, она должна быть для ребенка источником радости, помогать ему осмысливать окружающую жизнь, явления природы и отношения между людьми». А также ею был выделен воспитательный эффект произведений художественной литературы, но только в том случае, если в художественном отношении детская книга будет «стоять на высоте требований, предъявляемых к литературе общей» .

Так, С. Я. Маршак писал, что у «живого слова множество оттенков, оно богато и щедро .

Детская книга является средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Поэт Токмакова И. называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинкого, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» .

А.М. Горький писал, что воспитательное значение литературы огромно, потому что она действует одновременно и одинаково на мысль и чувства. Художественное исполнение художественных произведений усиливает воздействие содержания на слушателя .

Интерес к книге проявляется у ребенка очень рано. Вначале ребенка привлекает ее яркая обложка, цветные картинки, рассказывание наизусть или чтение взрослого. Но уже к третьему году малыш проявляет интерес к судьбе героя, переживает за его судьбу.

У дошкольников формируется способность воспринимать композицию произведения, развитие сюжета, динамику событий, взаимоотношения героев, разные средства художественной выразительности.

Дошкольники испытывают явное удовольствие при слушании литературных произведений, проявляют стремление к постоянному общению с книгой.

Сила впечатления, которую получает малыш при слушании произведения, напрямую зависит от его уровня восприятия произведений художественной литературы, в единстве его содержания и формы.

Авторами Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, А.В. Запорожцем и др. выявлены два периода восприятия детьми произведений художественной литературы: до пяти лет, когда ребенок недостаточно хорошо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда для ребенка становится самоценным само искусство слова .

Очень важно, чтобы при чтении у ребенка возникала эмоциональная заинтересованность, проявилось его личностное отношение к героям, событиям.

Ребенок - дошкольник не умеет разделять свои переживания от событий, происходящих в книге. Он не может быстро выходить из образа, так как еще не осознает и не управляет своими эмоциями.

Дошкольники любят фантазировать, допридумывать события, поэтому педагогу необходимо следить, чтобы воображение ребенка не уводило бы его от содержания произведения, а наоборот включало бы ребенка в процесс восприятия художественного произведения и правильно направляло.

Но в процессе слушания у ребенка могу возникать следующие трудности:

Ребенок не может подчинить воображение тексту;

У ребенка возникают ассоциации, связанные с действительностью.

В современных комплексных программах Л.А. Парамоновой «Истоки», И.В. Логиновой и Т.И. Бабаевой «Детство», Е.А. Бунеевой и др. «Детский сад 2100» и др. отражена тематика книг, рекомендованных для чтения, рассказывания детям и заучивания наизусть. Как дополнение могут быть предложена специальная парциальная программа литературного образования детей О.С. Ушаковой, Н.В. Гаврилина и др. «Знакомим дошкольников с литературой». Авторы предлагают специальный раздел по формированию связи между произведениями художественной литературы и другими видами искусства .

Н.В. Зиновьева, А.С. Спиваковская, С.В. Безрукова и др. изучают процесс формирования читательских навыков у дошкольников.

По мнению А.В. Запорожца, ребенок проходит длительный путь развития отношения к художественному произведению: от непосредственного наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия .

Детское чтение включает в себя: опосредованное, самостоятельное, чтение - сотворчество.

Во время опосредованного чтения, главная роль у взрослого (родителя или педагога), поэтому он должен:

Контролировать этот процесс (соблюдать правила подготовки текста к чтению, делая его более доступным детям);

Использовать выразительные средства для передачи содержания;

Наблюдать за реакцией слушателей.

После выбора произведения, педагог ведет подготовку к его выразительной передаче. Работа ведется в трех направлениях:

Овладение средствами эмоциональной и образной выразительности;

Расстановка логических ударений и пауз;

Выработка ясного и правильного произношения, чтобы каждое слово звучало четко и правильно .

Текст художественного произведения необходимо обыгрывать, создавая голосом образы героев, но при этом нельзя переигрывать.

Дети часто обращаются с просьбой прочесть им какое-нибудь произведение, но взрослые не всегда отвечают на нее. Чтение должно быть радостным и доставлять удовольствие и читающему и слушающим. При чтении у взрослого могут возникать следующие трудности:

Выбор произведения (не всегда дети единогласно вбирают произведение, поэтому необходим компромисс со стороны взрослого);

Готовность взрослого отвечать на вопросы, выслушивать комментарии по произведению, реагировать на проявление эмоций, вызванных содержанием текста.

Чтение - это процесс общения, разговора к которому ребенок уже готов, взрослому же об этом нужно напомнить.

Таким образом, процесс чтения является творчеством, в котором участниками являются взрослый и ребенок на равных.

Совместное творчество, открытие нового мира дает ребенку положительные эмоции и развитие таких процессов, как слушание, восприятие произведения художественной литературы, развитие речи и мышления.

Одна из главных задач подготовки детей к школе - художественно - речевое развитие, которая включает в себя следующие виды работ:

Ознакомление с различными жанрами художественной литературы;

Формирование выразительности речи;

Пересказ и рассказывание.

Эта работа формирует следующие художественно-речевые умения:

Умение слушать художественные произведения и эмоционально отзываться на них;

Умение воспринимать содержание произведения в единстве с формой, мотивированно оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств;

Умение пересказывать произведения эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства и выражения, в определённом жанре, выразительно исполнять произведение .

Одним из наиболее действенных приемов является пересказ произведения. Для этого ребенку предлагают продолжить пересказ произведения или закончить его после педагога.

Возможно использование другого варианта работы: во время повторного чтения взрослым произведения художественной литературы, ребенок слушает и считает повторяющееся слово.

Следующим приемом пересказа произведения может быть процесс моделирования. Этот метод знакомит детей с графическим способом предоставления информации - моделью, изображением. В качестве условных заместителей могут выступать разнообразного характера символы: геометрические фигуры; символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы); условные обозначения; контрастная рамка и многие другие.

С помощью символов дети выделяют качественные характеристики героев (злой, добрый, трусливый и т. п.).

Произведения художественной литературы соединяют в себе разные виды искусств: художественное слово, изобразительное искусство (декорации, куклы или силуэты), сценическое искусство, музыка. Инсценирование сказок требует от педагога предварительной подготовки, которая заключается:

1. в подборе игрушек, атрибутов;

2. обучении детей выразительному исполнению ролей;

3. проведение репетиций спектакля для правильной передачи действий.

По мнению А. М. Леушиной, в развитии выразительности речи дошкольников существует три особенности:

1. на ранних этапах детская речь исполняет функцию эмоций.

2. с увеличением требований со стороны взрослого дети начинают овладевать теми средствами, которые характеризуют выразительность речи, и начинают ими сознательно пользоваться.

3. ближе к 6-7-летнему возрасту речь с интонационной выразительности переходит на стадию языковой выразительности. В речи ребенка появляется образность: метафоры, эпитеты, сравнения .

Инсценировка, творческий пересказ от лица литературного героя дают ребенку возможность «войти внутрь» изображаемых обстоятельств, осмыслить ситуацию, уловить взаимосвязи между персонажами, проникнуть в смысл их поступков и самого произведения. У ребенка повышается эмоциональная отзывчивость по отношению к описываемым событиям и героям, он сочувствует и сопереживает им, видит индивидуальность каждого героя.

Очень интересны произведения стихотворного содержания, когда ребенок повторяет фразу, связанную с предыдущей рифмой.

Сотворчество при знакомстве с книгой приближает ребенка к самому процессу чтения, который еще не доступен дошкольнику. Можно знакомить ребенка с буквами, находя их в названиях произведений, подписях к иллюстрациям.

Многие произведения художественной литературы послужили содержанием диафильмов, которые можно демонстрировать через фильмоскоп. В нескольких десятках рисунков передается содержание, к каждому из которых написан небольшой текст. На начальном этапе текст читает взрослый (педагог или родитель), далее некоторые слова могут читать сами дети.

Наиболее сложный переход - это переход дошкольника к самостоятельному чтению, так как он может сопровождаться неудачами, ослабевающими интерес к этому процессу.

Самостоятельное чтение приводит к возникновению следующих проблем:

Вначале слабая техника не дает возможности ребенку вникнуть в содержание произведения;

Выразительное чтение произведения взрослым делает его более привлекательным;

Незнакомые слова, встречающиеся в тексте детей, вызывают трудности в их осмыслении.

Чтение обладает уникальной возможностью воспитания ребенка как личности, делает общение со взрослым более близким.

Чтение способствует преодолению дефицита общения детей и родителей, духовной связи ребёнка со взрослым, потому что процесс осознания художественной литературы не может быть механическим: это совместная работа души и ума. Сотрудничество детей с родителями является очень важным в приобщении ребёнка к книге. Но. к сожалению, не все родители относятся к детскому чтению с должным вниманием .

Педагогам детских садов необходимо доводить до сведения родителей информацию о том, какие произведения художественной литературы необходимо читать с ребенком дома, какие книги лучше покупать, на что нужно обращать внимание при покупке новой книги, как заинтересовать ребенка чтением, о чем можно с ним побеседовать после чтения, как можно обыграть содержание произведения.

На литературных досугах всегда царит атмосфера взаимопонимания, содружества, совместного творчества детей и взрослых. Важная задача для педагога - создание условий для эмоционального отдыха детей, снятия психического напряжения. Поэтому педагоги должны уметь организовать детский досуг, и как игровой, импровизационный, веселый и радостный для каждого дошкольника. Нельзя исключать и процесс обеспечения психологического комфорта: педагог хвалит, подбадривает ребенка, создает ему условия для творчества. На развлечениях ведется спонтанная импровизация, либо исполнение по показу взрослого, что вообще исключает оценку детского исполнения.

Можно сказать, что основные «ключи» к организации детских досугов - это три «И»: Интеграция - Игра - Импровизация. Педагогу необходимо ими овладеть, толко тогда он будет готов к организации и проведению веселых развлечений. Помогает детям и родителям объединиться в ещё более тесный круг, налаживать взаимоотношения желание радовать окружающих.

Желательно представлять новинки детской литературы с краткой аннотацией для родителей. Психолог может проводить индивидуальные консультации для родителей, как учитывать индивидуальные особенности ребенка при подборе книг и организации домашнего чтения.

Педагог может посоветовать родителям, какие литературные места лучше посетить с ребенком, может пригласить родителей на литературный вечер в группу, познакомить с книжным уголком, привлечь к участию в различных инсценировках, чтении по ролям.

Необходимо находить время для чтения с ребенком художественных произведений в детском саду и дома, читать вместе с ним, по очереди, возвращаться к прочитанному снова.

  1. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400с.
  2. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. - М., 1992.
  3. Дмитриева Е. Д. Выразительное чтение. - М.: Просвещение, 1975. - 123 с.
  4. Крупская Н. К. К вопросу об оценке детской книжки // Собр. соч. в 10 т. Т.6. - М., 1960. - С. 75-76.
  5. Маршак С. Я. Воспитание словом. - М.: Сов. писатель, 1964.
  6. Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: для дошк. пед. училищ. / О.И. Соловьева. - М.: Изд-во «Просвещение», 1966. 176с.
  7. Шатрова С. А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя //Журнал «Начальная школа плюс до и после. - 2008. - № 11 - М. - С.22-25.
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер Ком, 1999. — 679 с.
  9. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.А. Стародубова. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 256с.
  10. Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2013. - Спецвыпуск № 08. - ART 13579. - 0,5 п. л..htm.

Список литературы

Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.

Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 1992.

Дмитриева Е. Д. Выразительное чтение. – М.: Просвещение, 1975. – 123 с.

Крупская Н. К. К вопросу об оценке детской книжки // Собр. соч. в 10 т. Т.6. – М., 1960. – С. 75–76.

Маршак С. Я. Воспитание словом. – М.: Сов. писатель, 1964.

Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду: для дошк. пед. училищ. / О.И. Соловьева. – М.: Изд-во «Просвещение», 1966. 176с.

Шатрова С. А. Приёмы формирования у дошкольника-слушателя навыков будущего самостоятельного читателя //Журнал «Начальная школа плюс до и после. – 2008. - № 11 – М. – С.22-25.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер Ком, 1999. - 679 с.

Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.А. Стародубова. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 256с.

Шатрова С. А. Влияние литературных произведений на развитие художественной речи дошкольника // Научно-методический электронный журнал Концепт. – 2013. – Спецвыпуск № 08. – ART 13579. – 0,5 п. л..htm.

Учитель русского языка и литературы Бухарбаева Дамелы Рамашовна. Город Житикара, Костанайская обл., КГУ «Средняя школа №3»

Воспитывать читателя

Сегодня, в наш компьютерный век, когда книга «сдаёт свои позиции», когда мы обеспокоенно говорим о не читающем поколении, одна из основных задач словесника – сформировать у своих учеников интерес к книге, пробудить у них желание обратиться к произведениям.

Но как сделать процесс чтения радостью для учащихся? Как сделать так, чтобы ученики полюбили чтение? Эти вопросы заставляют искать, пробовать, накапливать в своём опыте.

Чтобы воспитать у детей любовь и интерес к книге, надо прежде учить их на уроке литературы читать правильно и вдумчиво.

Правильное чтение – это наиболее простой способ научиться ставить вопросы и отвечать на них, залог формирования творческой личности

Вдумчивое чтение расширяет сознание человека, стимулирует воображение, помогает ребёнку научиться мыслить.

Ученику нужно понять, в чём же польза чтения. Для этого я разработала памятку «Польза от книг невероятна!» , которая состоит из следующих пунктов:

Чтение книг увеличивает словарный запас человека;

Способствует выработке более чёткого и ясного мышления, что позволяет формулировать и выражать мысли яснее;

Чтение- это зарядка для мозга, оно оказывает на него такое же влияние, как спорт на состояние тела;

Начитанность гарантирует учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин.

Помните: огромная масса профессий, так или иначе связана с чтением различных деловых бумаг, что требует языкового развития;

Помните: В.Сухомлинский, великий педагог, говорил: « Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Так увидьте и познайте этот мир и самих себя!

Каждый урок литературы я начинаю словами В.Сухомлинского: « Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой, но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда».

Далее обращаю внимание ребят на то, что чтение - далеко не простое дело: чтобы книга осталась в памяти, чтобы её герои стали близки, надо приложить усилие. Важно запомнить автора, основных героев, разобраться, где и когда происходит действие, узнать значение непонятных слов. И в этом ученикам помогает дневник чтения, который они заводят с пятого класса. Он состоит из следующих граф:

Название;

Главный герой, действующие лица;

Значение слов

Моё мнение.

Для повышения эффективности уроков использую работу в группах, парах. Групповая работа помогает сильным ученикам не только в изучении нового материала, но и в самоконтроле. На уроках создаю ситуации, направленные на то, чтобы ребёнок пропустил через себя поступки, совершённые литературным героем, учился верить, дружить, любить, сопереживать.

Учитывая читательские интересы учащихся, в своей практике применяю различные методы и приёмы работы:

-создание проблемно-поисковых ситуаций , настраивающих всех детей на активное участие и решение проблемных вопросов;

-беседы-дискуссии , которые учат школьников размышлять о прочитанном, высказывать своё мнение (например, А.С.Пушкин «Повести Белкина» - нужно устроить свою жизнь или выполнять долг перед родителями; М.Горький «На дне» -сладкая ложь или горькая правда; Л.Толстой «После бала» - счастливая любовь, семейная жизнь или одиночество, разочарование…);

-использование приёма устного словесного рисования ;

-словарная работа , особенно при чтении сложных текстов;

-литературные конкурсы, викторины с использованием ИКТ.

- Описание героя в разных жизненных ситуациях Учащийся представляет героя в разных жизненных ситуациях, даже если это не подразумевается в тексте.

- Цитатная характеристика героя . Анализируя образ того или иного персонажа, можно провести работу с «разбросанной» в произведении характеристикой с целью сравнить описания героя в разных ситуациях, что позволяет глубже проникнуть в характер героя, понять смысл его поступков.

Заинтересовать учащихся произведениями поэта или прозаика можно и тогда, когда они будут знать об основных этапах его жизни, о том, как связаны его жизнь и творчество. Поэтому так важны обзорные уроки, на которые по программе не отводится достаточно часов. Эту задачу приходится выполнять во внеурочное время на внеклассных мероприятиях. Интересно и увлекательно были проведены литературные вечера о жизни и творчестве М.Цветаевой, А.Ахматовой, М.Булгакова, А.С.Пушкина…

Современная жизнь требует от молодёжи эрудиции, творческого мышления, а значит – начитанности. Человек, обладающий капиталом, базирующемся на чтении, легче находит общественное признание, у него лучше развита речь, он более востребован, более успешен в любом деле, свободнее выражает себя в общении, лучше понимает других. От того, читают ли наши подростки, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а значит судьба страны, её будущее.

Что еще почитать