Если в семье рождается сын, то, раньше или позже, родители начинают задаваться вопросом, как воспитать его настоящим мужчиной. Но каждый из них имеет свое видение «правильности» данного процесса.
Причем, мнения иногда могут быть даже диаметрально противоположными. А, чтобы достичь результата, родителям нужна единая стратегия.
И помочь ее выработать могут лишь опытные педагоги и психологи. Что думают они насчет воспитания маленького мужчины, вы можете узнать из данной статьи.
Как известно, у мальчишек существуют три стадии развития, каждая из которых имеет свои особенности воспитания: до 5-6 лет, 5-6 – 14 лет и от 14 до совершеннолетия.
Роль отца в воспитании сына является не менее важной, чем материнская. Поэтому здесь мы дадим несколько советов для пап:
Воспитание мальчика до года считается прерогативой матери. Но, чтобы полноценно развиваться, малышу нужно внимание обоих родителей. Основные рекомендации, которых нужно придерживаться в младенческом периоде:
Как же дело обстоит в случае неполной семьи? Воспитать мальчика настоящим мужчиной без отца тоже можно.
Но при этом на мать ложится не только двойная нагрузка, но и обязанность найти маленькому мужчине хороший пример для подражания. В этой роли может выступить друг семьи, дед или кто-то из родственников.
Мать же обязательно должна оставаться женщиной. Чтобы правильно привить сынишке мужские качества, она ни в коем случае не может становиться мужеподобной. А чтобы ребенок имел перед глазами пример общения мужа с женой, желательно чаще общаться с полными семьями.
Воспитательный процесс во многом состоит из ошибок. Постарайтесь свести к минимуму самые распространенные:
Стремление к самоутверждению присуще мужчинам с самого раннего возраста. Особое же внимание прививанию лидерских качеств у сына необходимо уделить перед его поступлением в школу. Воспитать сына лидером помогут несколько рекомендаций:
Чтобы воспитать мальчика настоящим мужчиной, одной прочитанной статьи, конечно, недостаточно. Для этого нужны родительская мудрость, рассудительность и терпение. Но, благодаря выше описанным советам и рекомендациям, легче сделать первые шаги в правильном направлении и допустить меньше ошибок в воспитательном процессе.
Воспитание мальчика до трех лет
Казалось бы, как воспитывать мальчика с года, если он ещё только учится ходить, познает мир, как материю, и вроде бы и не понимает взрослых.
До трех лет ребенок неосознанно копирует родителей: мальчик – отца, девочка – мать. Мальчик на подсознательном уровне изучает привычки отца, и особенно те, которые отец осуществляет легко и непринужденно, те привычки, которые приносят ему радость.
Ребенок чувствует эмоциональное удовлетворение отца и запоминает то, что приносит ему это позитивное состояние. Поэтому, милые папочки, старайтесь получать удовлетворение от правильных вещей: жены, ребенка, книг, познания, труда, семьи. Потому что, если удовольствие состоит в бутылке пива и телевизоре, вы опускаете духовный и интеллектуальный уровень ребенка на более низкую ступень старта в будущее. И, вместо того, чтобы получать наслаждение от позитивных вещей, имеете проблему в виде его стремления остановится на алкоголе и бездеятельности.
Никогда, дорогие папочки, не перекладывайте воспитание свого сына на жену. С самых ранних лет младенца вы должны помнить, что женщина не сделает из него мужчины. Она может только поддерживать вас в вашем воспитании, помогать, организовывать быт и возможности для этого воспитания. Здесь секрет в том, что, качества человека, с которым ребенок больше общается, он вбирает в себя.
В полтора-два года (у девочек раньше, чем у мальчиков) начинается активный период становления речи. Запас слов до года – около тридцати. Вопросы «Где?», «Как?» исполняют специфические функции организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения ситуации («Дай!»). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути – они глаголы.
Не спешите отгонять от себя малыша. Ему нужно познавать мир, запоминать. Сейчас он проходит настройку (адаптацию) в нем.
Теперь, после , он – полноправный член рода. И ему за очень короткий период нужно понять этот мир. Более того, выучить столько слов и понятий! Поэтому помогите ему. Особенно его вдохновляет общение с отцом, ведь это доверие к нему, познание его, изучение мужской энергии. Всё это крайне необходимо маленькому мужчине на первых ступенях его сознательной жизни.
Во время обучения речи с ребенком нужно говорить четко, выразительно, чтобы передавать ему навыки правильного произношения, показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения речи происходит успешнее, когда ребенку в этом помогают родители.
До трех лет происходит разделение психического развития мальчиков и девочек. Им свойственны разные типы главной деятельности. У мальчиков формируется наглядная деятельность, которая включает манипуляцию с предметами человеческого производства, задатки конструирования, вследствие чего у мужчин лучше развито прямое, логическое, абстрактное мышление.
Половое отличие в поведении детей обусловлено не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Направленность мальчиков и девочек на разные виды деятельности задается самым обществом вследствие усвоения культурных образцов. Поэтому, начиная с трех лет важно, чтобы в воспитании и познании мальчика принимал участие отец. Важно, чтобы ребенка сознательно готовили к половому самоопределению.
Так до трех лет у детей появляются задатки самосознания, самооценка. Ребенок прорабатывает 90% работы по усвоению речи. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. Первые представления о себе возникают у младенца до года. Это – представление о частях свого тела, но обобщить их малыш пока еще не может. При направленном обучении взрослыми ребенок до полутора лет может узнавать себя в зеркале, усваивает самоопределение отображения своей внешности.
До трех лет – новый этап самоидентификации. С помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе сегодня. Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает власть над самим собой.
Трехлетний ребенок интересуется всем, что с ним связано, например, тенью. Начинает использовать местоимение «я», усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особенном интересе к людям, которые носят это же имя.
До трех лет ребенок осознаёт уже, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него те, кто его окружает. Выяснение ребенком принадлежности к определенному полу происходит в первые два-три года, и присутствие отца при этом чрезвычайно важно. Для мальчиков потеря отца после четырех лет мало отражается на усвоении социальных ролей. Потому что время усвоения себя как мужчины длится именно до трех лет.
И потому еще раз напоминаем, милые отцы, пример мужчины вы закладываете в сына именно сейчас, а не потом. Поэтому не поленитесь, отложите все дела и научитесь отдыхать с сыном, общаясь с ним, играя в игры, рассказывая сказки о мужественных воинах, о достойных мужских подвигах. Не важно, поймет малыш или нет, но необходимые образы «загрузятся» в его сознание автоматически.
До трех лет ребенок проявляет начало самоосознания. У него развивается стремление достичь признания со стороны взрослых. Позитивно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах ребенка, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.
Словарный запас детей в полтора года содержит обычно около десяти слов, в 1.8 года – 50 слов, в два года – около двухсот. До трех лет словарный запас составляет уже 900-1 000 слов. Современные психологи установили прямую зависимость между количеством и качеством общения в семейном кругу и качеством развития речи ребенка в три года.
Критическим периодом в развитии детской речи является возраст от десяти месяцев до полутора лет. Именно в этот период нужны спокойные развивающие игры и нежелательны стрессы.
При усвоении речи дети всех народов проходят стадии односложных, двусложных и многосложных слов. Во всех существующих на Земле языках существуют правила грамматики, синтаксиса, семантики. Сначала дети полностью обобщают или игнорируют эти правила. Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у «ходящих» детей является их телесно-двигательная активность. Дети одного-двух лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который состоит из нескольких разделов.
1 – 1,5 года – экспериментирование с предметами. Главная цель деятельности – в самих экспериментах. Малыши любят наблюдать, как ведут себя предметы в новых ситуациях. На смену подсознательно-инстинктивному поведению приходит настоящая умственная деятельность, ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
1,5 – 2 года – появление символического мышления. В этот период у ребенка появляются способности отображать в мозгу психические образы (символы предметов) и воспринимать их в тот или иной момент. Т.е., теперь ребенок может взаимодействовать не только с явными предметами, но и с воображаемыми, представленными предметами. Он уже может решать простые задачи в голове, не прибегая к методу попытки. Кроме того, физические действия тоже благоприятно действуют на успешную работу мышления.
Для восприятия внешнего мира на данном этапе умственного развития характерен эгоцентризм . Ребенок в полтора-два года уже осознает свое обособление, он отделен от других людей и предметов, также он понимает, что некоторые события могут происходить независимо от его желаний. Но он продолжает считать, что все видят мир так же, как и он. Формула восприятия малютки: «Я – центр Вселенной!», «Весь мир крутится вокруг меня!».
У детей в возрасте от одного до трех лет количество страхов намного больше, чем у младенцев. Это объясняется тем, что с развитием их способностей восприятия, а также умственных способностей расширяются и рамки жизненного опыта, из которого черпается всё новая и новая информация. Замечая, что некоторые объекты могут исчезать из их поля зрения, дети боятся, что и сами они могут исчезнуть. Они могут побаиваться водопроводных труб в ванной и туалете, думая, что вода может их понести за собой. Маски, парики, новые очки, кукла без руки, воздушный шар, который медленно сдувается, – всё это может вызвать страх. У некоторых детей может возникать страх перед животными или машинами, которые двигаются. Поэтому многие дети боятся спать одни.
Эти страхи со временем исчезают сами по мере усвоения ребенком более глубоких способов мышления. Чрезмерная раздражительность, нетерпение, гнев родителей могут только усилить детские страхи и содействовать появлению у ребенка чувства обездоленности. Чрезмерная родительская опека тоже не избавляет ребенка от страха. Лучшим способом является постепенное приучение к общению с предметами, которые вызывают страх, а также собственный наглядный пример общения с ними.
Поэтому, когда мальчик чего-то боится, не спешите жестко относиться к нему, потому что он – мужчина. Прежде всего, ребенку необходимо объяснить, чтобы в его сознании возникло понимание сущности вещей и действий, которых он боится. Помогите ему пересилить страх, зайдите вместе в темную комнату, которой он боится, возьмите в руки ту вещь, которая пугает сына. Но не тыкайте это ему под нос, подождите, пусть он овладеет своим страхом и сам потянется руками, чтобы дотронуться. Вот где победа над его страхом. Насильно заставляя его погладить кошку или собаку, вы вводите его в состояние аффекта, которое ничего хорошего не даст. А наоборот, проникнет глубоко в подсознание, и будет проявляться страхом перед определенными животными и недоверием к отцу до конца его жизни.
Учите его справляться со страхами, и когда это получилось хорошо, - он сам взял в руки страшную вещь или вошел в комнату, - порадуйтесь вместе с ним, проявляя яркие эмоции на лице и в глазах. Это вдохновит его снова преодолевать страхи. И результат, который он всегда будет ожидать, - блистательная победа.
Но помните, есть вещи, с которыми ребенок не может справиться сам. Поэтому вы должны донести в его сознание, что есть то, что нужно делать только с родителями. Это поможет ему уже рационально разделять опасность и не бросаться бессмысленно к действию.
Дети в возрасте от одного до трех лет все еще зависят от родителей. Они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. В это время для мальчика тоже очень важно и мамино общение, и мамина любовь. Мама учит своего сына получать женскую любовь. Часто мужчины говорят, что нельзя нежить сына. Но пусть они сами задумаются, сколько женской любви и внимания требует уже взрослый мужчина. Интимная любовь – это тоже нежность и проявление чувств женщины, уже не говоря о ласковых словах, объятиях и т.п.
Каждую ночь взрослый мужчина получает женское тепло, прикасаясь к любимому телу. Так же и мальчик-ребенок. Ему очень нужна материнская любовь и ласка. Она словно наполняет его силой и уверенностью в себе, а также эмоциональной зрелостью для новых свершений. Теперь, когда ребенок наполнен любовью, отец может обучать его и тренировать мужество. Только это общение должно быть один на один, без участия матери, чтобы ребенок не чувствовал, что есть кто-то, кто может пожалеть, и где он может расслабиться.
Когда ваше общение закончилось, и вы достигли нужных результатов, можете похвалить сына и оставить его одного. Пусть самостоятельно играет или отдыхает. Нельзя сразу же отдавать его матери, особенно, если ему было очень тяжело, и он проявлял негативные эмоции.
Ребенок на примере отца должен увидеть, как реагировать на страх, боль, как проявлять свои эмоции. Поэтому именно отец должен его успокоить и помочь перейти эмоциональный барьер. В противном случае, как только появятся трудности, он будет бежать к женщине, чтобы она решала за него проблемы и жалела его. Мать проявляет любовь, когда ребенок просыпается, когда кормит его, когда обучает, когда укладывает спать. Но когда воспитывает отец, она не должна вмешиваться в мужское обучение.
Конечно, дорогие отцы, нельзя переступать границу и в обучении. Часто бывает, что отец не воспитывал постоянно, систематически своего сына, а раз в неделю, когда у него появилось настроение, взялся за воспитание. Как правило, такого общения, какого он желал бы у него не получится. Как следствие, на ребенка и мать выливается отцовская агрессия, что у него сын – баба, что жена испортила всё воспитание. Заканчивается всё тем, что отец отдаляется от сына вообще. Помните: воспитание – это длительный процесс. Поэтому, чтобы не было подобных ситуаций, ребенка нужно приучать к урокам с отцом постепенно, проводить их систематически и с хорошим настроением. Тогда и у вас, и у ребенка всё будет хорошо.
В воспитании ребенка принимает участие весь мир. Кроме мамы и отца, есть бабушки и дедушки, сестры и братья, тети и дяди, такой опасный телевизор и мир природы. Родители должны осознать, что всё вокруг них направлено на воспитание их ребенка. Поэтому нужно в полной мере использовать эти возможности.
Женщина-мать учит сына любить, принимать и проявлять любовь. Она печется о комфорте ребенка (кушать, спать, быть в чистоте и т.д.)
Мужчина-отец учит сына мужеству, принимать, анализировать и отдавать знания. Все мужские качества ему вкладываете вы, дорогой наш отец.
И кто из родителей не дорабатывает, те качества и будут в ребенке слабо проявлены. Поэтому, когда вы видите, что мальчик ведет себя не как мужчина, это значит, что отец совершил промах в его воспитании. А ещё это значит, что он копирует отца. Просто себе трудно признаться, что вы себя ведете «как баба», а ребенку бросить это слово в состоянии агрессии запросто.
Если ваш сын не проявляет в себе мужские качества, это значит, что этих качеств нет и у вас. Потому что, когда ему было от одного до трех лет, он не имел объекта копирования мужских качеств. Да, вы можете возразить: «Я – вот такой, такой… Достиг того и того!». Но вы не забывайте, что ваш ребенок ещё не того возраста, что вы, и у него свои жизненные задачи.
Поэтому, дорогой папочка, сядьте и задумайтесь, как вы себя проявляете в мире. Не видят ли вас люди таким, каким вы видите своего сына? Спросите у жены. Но так спрашивайте, чтобы она не боялась вашей агрессии или неудовольствия от честного ответа.
Женщина всегда чувствует, насколько муж является мужчиной. Если она не будет бояться вашего разочарования и это не повлияет на ваши отношения, то она всегда поможет увидеть вам правду о себе. Но никогда не нужно падать духом. Так случилось, что эти такие нужные вам черты, не вложил в вас ваш отец. Но можно же работать над собой. А это уже немало. Ведь есть для чего. Если вы станете лучше, ваш сын станет настоящим мужчиной!
Помните: никогда не поздно. Мы знаем много случаев, когда мать и отец работой над собой меняли характер и поведение сыновей, которым уже далеко за пятнадцать. Поэтому работать нужно уже сейчас.
Вернемся все же к нашему трехлетнему малышу. В его развитии есть критические моменты, на которые нужно обратить внимание, чтобы воспитание проходило приятно и без стрессов. Итак, в этот период ребенок может проявлять:
- негативизм. Это реакция не на содержание предложений взрослых, а на то, что оно исходит от взрослых. Стремление сделать наоборот, даже вопреки собственному желанию.
- упрямство . Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого пожелал, он связан своим первичным решением.
- норовистость. Она безличностна, направлена против норм воспитания, способа жизни, который сложился до трех лет.
- своеволие . Стремится всё делать сам.
- протест-бунт . Ребенок в состоянии войны с окружающими.
- симптом обесценивания . Проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, раздражать и обзывать родителей.
- деспотизм . Ребенок заставляет родителей делать всё, что он требует. По отношению к младшим сестрам и братьям деспотизм проявляется, как ревность.
Такое поведение протекает, как кризис социальных отношений и связано со становлением самосознания ребенка. Появляется позиция: «Я сам!». Ребенок узнает разницу между «нужно» и «хочу».
Если кризис протекает вяло, это говорит о задержке в развитии аффектной и волевой сторон личности. У детей начинает формироваться воля, независимость, самостоятельность. Дети перестают нуждаться в опеке со стороны взрослых и стремятся делать выбор сами. Чувство стыда и неуверенности вместо независимости возникает тогда, когда родители ограничивают проявления независимости ребенка, наказывают или высмеивают любые попытки самостоятельности.
Зона ближайшего развития ребенка состоит в получении «могу». Он должен научиться соотносить свое «хочу» с «нужно» и «нельзя» и на этом основании определить свое «могу». Кризис затягивается, если взрослый стоит на позиции «хочу» (вседозволенность) или «нельзя» (запрещения). Следует дать ребенку сферу деятельности, где он мог бы проявлять самостоятельность.
Эта сфера деятельности – в игре. Игра с её особенными правилами и нормами, которые отображают социальные связи, служит для ребенка тем безопасным островом, где он может развивать и апробировать свою независимость и самостоятельность.
Современные женщины жалуются, что настоящих мужчин, способных на поступки и признания, в природе не осталось. А ведь как хочется, чтобы рядом был уверенный в себе, мужественный и сильный молодой человек!
Откроем вам секрет: настоящие мужчины не появляются из ниоткуда. Их характер, закаленный и твердый, идет родом из детства, а при правильном воспитании и мудрых действиях со стороны родителей мальчика из него в итоге вырастает Принц на белом коне и Рыцарь в сверкающих доспехах.
Но как воспитывать ребенка, чтобы не ошибиться в верности педагогических методов? Как не передавить его волю и характер запретами, и при этом не «перегреть» бесконечной любовью и лаской, вырастив из ребенка закомплексованного парня?
Хотя малыш проявляет себя как настоящий «взрослый» человек, он все еще зависим от мамы. Малыш постоянно ищет ее, нуждается в заботе и ласке, прикипая к материнской юбке и не в силах от нее оторваться. Цель воспитания - создание у мальчика чувства защищенности и уверенности.
Мальчик хочет поскорее стать мужчиной, при этом все еще не отрываясь от матери и считая ее близким человеком. Цель воспитания - повысить уровень его знаний и интенсивно развивать способности, сочетая это с прививанием ребенку открытости и доброты.
Взрослеющий мужчина нуждается в наставнике, при этом иногда выбирая на эту роль не только отца, а учителя или тренера. Главная цель - обучение жизненным навыкам, прививание чувства самоуважения и беспрекословной ответственности за поступки.
В эти непростые периоды становления личности ребенка мамы избирают, как им кажется, самый действенный способ воспитания - борьбу, стараясь задавить на корню попытки все исследовать и стать беспрекословным лидером. Проявляя мужественность и, порой, агрессию, мальчики получают взамен бой и сражение, с которыми мама на них идет.
Делать так категорически нельзя. Вместо запретов изберите для себя способ «доверия и свободы». Дайте ребенку возможность самостоятельно знакомиться с этим миром, аккуратно корректируя полученные впечатления.
В такой непростой период роль папы в его становлении станет определяющей. Именно он на своем мудром примере покажет ребенку «мужскую» жизнь и познакомит его со своими увлечениями и системой ценностей, показав важные жизненные приоритеты.
Как пишет в своей книге Игорь Сергеевич Кон, авторитетный и признанный психолог, нельзя верить специалистам, утверждающим, что в неполных семьях растут трудные подростки.
Да, воспитание ребенка — непростая задача, если маме приходится в одиночестве растить сына, а рядом нет ни дедушки, ни дяди, ни старшего брата. Ведь личный пример отца — та важная модель поведения, которую малыш копирует и переносит на будущие свои жизненные приоритеты.
Многие из нас слышали от молодых мамочек суровое: «Не реви, мальчики не плачут!». Но такая попытка подавить эмоции ребенка приведет только к тому, что он перестанет вам доверять, закроется в себе со своими переживаниями, перенеся «эмоциональную скупость» на партнершу в будущем.
Быть мужчиной - это не значит быть черствым и грубым. Наоборот, это означает мужественность, силу и великодушие, с проявлением терпения и любви к тем, кто слабее его априори. Открыть дверь, помочь сделать ремонт, перенести тяжесть или поддержать в трудную минуту — будущие мужчины должны воспринимать эти вещи как самые важные в жизни.
Правильно воспитывать мальчика — это значит следовать выбранной программе воспитания, понимая, какие методы воздействия требуются мальчику на определенном этапе развития.
Этот тип воспитания предполагает, что вы договоритесь со своим ребенком по поводу его обязанностей, при этом не угрожая и не требуя от него их беспрекословного выполнения и, тем более, не наказывая его.
Если ваш ребенок не догадывается о том, что нарушение установленной договоренности может повлечь за собой какие-то неприятности, установите наказание за неправильное поведение.
Этот уровень воспитания должен включаться тогда, когда ребенок пытается выбиться из рамок и ставит под угрозу свою личность. Чтобы мальчик не попал в переделку, изберите для него более строгие рамки и правила поведения.
Не поддаваясь никаких запретам, иной ребенок начинает представлять опасность не только для самого себя, но и для других людей. Он кричит, балуется, откровенно пакостит или даже ввязывается в плохие компании. Наступает время решительных мер, когда родители должны круглосуточно контролировать ребенка.
Иногда ребенок ведет себя уж очень непослушно. Особенности ли это характера или он просто не хочет слушать запретов и просьб? Может быть, это является признаком гиперактивности?
Если сын не может усидеть на месте, постоянно отвлекается, импульсивен и быстр в всем, возможно, у вас растет гиперактивный подросток. Да, с ним непросто, он изводит и родителей, и учителей, попадая в список трудных детей, его родителей постоянно вызывают в школу, жалуются на ребенка, но вопрос воспитания не решается.
Что же делать?
Если в вашей семье есть такая проблема и вы воспитываете гиперактивного ребенка, просто признайтесь в этом сами себе. Любить его нужно со всеми трудностями и сложностями, не пуская выздоровление сына на самотек. Прочитайте все о синдроме гиперактивности и проконсультируйтесь по этому вопросу с психологом.
Ребенок, страдающий дефицитом внимания, нуждается в установке рамок и границ, потому вашей первостепенной задачей будет помочь ему организовать распорядок дня.
Помните, что такому малышу невероятно сложно быстро переключиться с одного дела на другое. Он очень рассеян, забывчив и, увлекаясь чем-либо, забывает обо всем.
Не опускайте руки, если на ребенка жалуются и ругают: вы рискуете разозлиться и начать давить на подростка жесткими методами. Это недопустимо, ведь сфокусировать внимание сына можно на чем-то, что ему понравится и будет по душе. Например, отдайте его в спортивную секцию.
Гиперактивный подросток не в состоянии долго предаваться одному и тому же делу, поэтому необходимо разделить нагрузку. Если мы говорим об уроках, то стоит делать их с перерывами: 30 минут работы и 20-ть отдыха, потом начните работу снова.
Когда сын не прав, скажите ему об этом несколькими короткими фразами, формулируя требования четко и конкретно.
Позволяйте учителям помогать вам в воспитании ребенка и сотрудничайте с преподавателями: они не только будут работать на подхвате, но и немного разгрузят вас.
Поддерживайте гиперактивного ребенка и отмечайте все достижения — особенно те, когда он сумел самостоятельно справиться с неправильным поведением.
Безусловно, любые родители выбирают свои принципы воспитания сына. Так, одни делают акцент на чтение книжек, другие отводят его в спорт, а третьи с детства приучают к труду в доме и на улице.
Но самое важное в воспитании ребенка — пример, которому он будет следовать, и если родители пытаются вырастить сына настоящим мужчиной, человеком, трудолюбивым и сильным, то должны соблюдать эти приоритеты: любить труд, порядок и чистоту, заниматься спортом.
Воспитание мальчика — процесс непростой и длится он практически всю жизнь, потому что для любой мамы ее сын всегда будет оставаться ребенком. Самое главное, чтобы вы успели вложить в него правильные жизненные приоритеты, и тогда он не оступится на дороге жизни, став настоящим мужчиной, которым вы будете гордиться!
В каждой семье, где рождается мальчик, рано или поздно встает вопрос — как же его правильно воспитать, как сделать из него настоящего мужчину. Не каждый родитель может ответить на этот вопрос однозначно.
Воспитывать мальчика надо начинать с самого рождения. По мере его взросления необходимо прилагать все больше и больше усилий к этому процессу. Но, как бы там ни было, при правильном подходе, ваш труд всегда даст положительные результаты.
Каким образом все же следует воспитывать мальчика, напрямую зависит от его возраста.
В этом возрасте в вопросе воспитания ребенка пол не имеет абсолютно никакого значения. Как правило, ребенок постоянно находится с мамой. Между малышом и его мамой наблюдается тонкая, но очень прочная связь.
Как бы активно папа не принимал участие в жизни мамы и ребенка, малыш продолжает оставаться только маминым сыном, ее отрадой, отдушиной. Ребенок достаточно остро воспринимает даже недолгую разлуку со своей любимой мамой.
ВАЖНО: Папа не должен чувствовать себя обиженным за такое поведение ребенка. Этот период в жизни малыша продлится не очень долго. Настанет момент, когда папе придется стать ключевой фигурой в воспитании ребенка.
Маме же стоит вести себя так, чтобы:
ВАЖНО: Если есть возможность, то до трех лет следует избегать детских садов, в связи с тем, что малыш будет чувствовать себя там брошенным. Его поведение может изменится — появится беспокойство, агрессия.
Как показывают исследования, родители гораздо реже обнимают своего ребенка-мальчика и гораздо чаще, чем ребенка-девочку, его наказывают. Для придания уверенности в жизни вашему ребенку, повышения его самооценки, следует делать все наоборот.
ВАЖНО: Если лишить ребенка внимания и заботы, он может чувствовать себя ненужным, лишенным любви.
К трем годам ребенок начинает различать людей по половому признаку, осознает, что он мальчик. В это время стоит подчеркнуть у него мужские качества — силу, храбрость, ловкость. Это позволит ему в дальнейшем быстрее прийти к тому, как хорошо, важно и ответственно быть мужчиной.
В отличии от девочек, мальчикам требуется больше усилий для развития речи. Поэтому родителям стоит уделять немало времени на игры и беседы со своим ребенком, дабы помочь ему освоить навыки общения.
Следует помнить, что осознав свою принадлежность к мужскому полу, мальчик начнет проявлять интерес и к противоположному полу. Самым близким представителем женского пола является его мама. Этим, кстати, и объясняется такая сильная привязанность мальчиков к мамам.
В этот период очень важно правильно подобрать игрушки и игры. Не стоит запрещать ребенку играть с куклами, либо посудкой. Это никак не скажется на его социальной роли в обществе, зато поможет дать старт развитию всесторонней личности.
Процесс воспитания малыша в этом возрасте практически не отличается от периода, рассмотренного в разделе выше. Самое главное, что могут сделать родители мальчика — окружить его огромной любовью и заботой, дать ему возможность ощутить себя в безопасности.
ВАЖНО: Ваше поведение поможет малышу шагать вперед с чувством уверенности.
В это период жизни мальчик постепенно начинает сближаться с отцом и отдаляться от матери. Иногда так случается, что рядом нет отца. В таком случае ребенок обращает внимание на других мужчин из его окружения — дедушка, дядя, старший брат, сосед и т.д.
ВАЖНО: В этот период жизни ребенка ни в коем случае отец не должен игнорировать своего сына. Это может сказаться на поведении ребенка.
Отцу стоит как можно больше сблизиться со своим сыном. Это поможет ему сформировать доверительные отношения с ребенком, которые более явно проявятся в подростковом и старшем возрасте мальчика.
ВАЖНО: Мужчине не стоит быть слишком строгим с мальчиком в этом возрасте. Он может начать бояться его, замкнуться в себе.
Ребенку в этом возрасте нравится ощущать себя мужчиной, ему становится комфортно от этого понимания.
Отличительные черты этого возрастного периода следующие:
ВАЖНО: Ни в коем случае не препятствуйте выражению отрицательных эмоций. Следует лишь объяснить, как иначе он может добиться желаемого, не используя кулаки.
Старайтесь всесторонне развивать своего ребенка. В этом возрасте следует большое внимание уделить развитию личности ребенка:
Если лишить ребенка материнской любви и заботы в этот период его жизни, мальчик скорее всего будет иметь проблемы в семейных отношениях в будущем. Он будет груб и резок со своей супругой и детьми.
ВАЖНО: Мама продолжает играть важную роль в жизни ребенка, хоть при этом ее роль и отходит на второй план. Ребенок должен быть уверен, что мама всегда его примет и поддержит.
Воспитать одного сына — ответственность, а воспитать двоих сыновей — двойная ответственность. Особенности и правила воспитания мальчишек одинаковы, главное помнить некоторые принципы. Если вы воспитываете двух мальчиков одного возраста:
Если вы воспитываете сыновей разных возрастов, помимо вышеназванных советов, следует учесть:
ВАЖНО: Не допускайте ревности к вам. Каждый ребенок должен чувствовать себя нужным и важным.
ВАЖНО: Если старший ребенок не имеет желания ухаживать за младшим, не заставляйте. Это может вызвать отрицательные чувства к малышу. Старший ребенок сам должен прийти к тому, чтобы помочь вам.
Как показывает практика, одинокая женщина вполне может справиться с воспитанием сына — вырастить настоящего мужчину. Однако следует помнить некоторые правила:
Для того, чтобы создать и на протяжении всей жизни сохранить прочную связь между отцом и сыном, мужчине следует начать прилагать усилия еще до рождения малыша. Необходимо всячески поддерживать беременную женщину — мечтать и строить планы.
Для воспитания мальчика отец должен:
ВАЖНО: Ребенок любит тех людей, кто с ним играет
Что касается воспитания мальчика матерью, психологи считают, что следует придерживаться следующих правил:
Гендерное воспитание — формирование представления о мальчиках и девочках, о мужчинах и женщинах. Мальчик должен понять какова его половая роль, как он должен себя вести, чтобы его называли мальчиком, а в дальнейшем мужчиной.
Половое воспитание начинается с семьи. После двух лет малыш только начинает понимать, что он мальчик, а вот после трех лет стоит всерьез заняться гендерным воспитанием.
Родителям стоит придерживаться некоторых правил:
ВАЖНО: Если вы отнесетесь к половому воспитанию своего ребенка серьезно, то поможете своему малышу избежать ошибок в дальнейшем, не стать изгоем в коллективе.
При гендерном воспитании вашего ребенка важно использовать следующие методы и приемы:
Участниками гендерного воспитания вашего ребенка, помимо вас, являются педагогические коллективы детских садов, врачи, окружение ребенка.
Всем известный факт, что мальчики в большей степени развиты физически, чем девочки. Они более шустрые, выбирают более активные игры.
Однако родителям стоит заботиться и о физическом воспитании мальчика. Ведь жизнь маленького мужчины не будет ограничиваться играми. В будущем ему придется выполнять более серьезную физическую работу.
ВАЖНО: Если наравне с малышом, зарядкой будет заниматься взрослый из окружения мальчика. Личный пример поможет малышу не отстраняться от этого занятия.
В случае, если ваш ребенок проявляет интерес, например, к футболу, то следует рассмотреть вопрос об определении его в спортивную секцию.
В начальной школе ребенок уже самостоятельно может выбрать себе спортивную секцию. Обязательно поддержите его. Помимо физического развития, это поспособствует личностному развитию.
ВАЖНО: Пусть ваш малыш и не станет великим спортсменом, зато он научиться правильно распоряжаться своим личным временем, своей жизнью.
Ваше желание вырастить хорошего человека, всесторонне развитую личность, а также ваша безграничная любовь помогут преодолеть все трудности и воспитать настоящего мужчину. Подходите к вопросу воспитания вашего сына с пониманием дела.
Когда ребенок растет, он проходит несколько этапов своего развития, характеризующихся психологическими и физическими особенностями.
Чтобы узнать, как вырастить мужчину, почитайте советы психологов, которыми мы с Вами поделились.
За первые 2 года жизни ребенок превращается из совершенно беспомощного младенца в маленького человечка, который уже обладает чертами характера.
Ребята в возрасте 1-2 лет обладают высокой двигательной активностью. Едва начав ходить, сыновья начинают с большим интересом осваивать пространство вокруг себя. Сначала комнату, потом всю квартиру и улицу.
В этот период необходимо:
К двухлетнему возрасту появляется необходимость выработать некоторые запреты, так как иногда желания малыша могут нанести вред здоровью и жизни. Кроме того, с 2 лет нужно постепенно прививать нормы поведения и ввести систему ограничений и наказаний.
На этом этапе воспитания нельзя окутывать ребенка чрезмерной заботой, ограничивать его двигательную активность и любознательность, за исключением случаев, представляющих опасность.
Если малыш еще не начал разговаривать, то не давите на него, не заставляйте говорить и не показывайте недовольство. Учитывайте, что по сравнению с девочками, мальчики начинают разговаривать позже.
Главной задачей воспитания малыша до 2 лет является развитие моторики, физических качеств и любознательности.
Главное занятие карапуза в этом возрасте – игры, которые он любит. Если ребенок предпочитает активные занятия – бег, мяч или лазанье, и не любит собирать кубики и рисовать, то не нужно его заставлять. Периодически предлагайте ему это, но не навязывайте.
К трехлетнему возрасту малыши уже осознанно выполняют простые операции, разговаривают и общаются со сверстниками. В это время происходит четкая дифференциация по полу, то есть ребенок осознает мальчик он или девочка. Для сына все еще главным человеком остается мама.
Задачи воспитания трехлетнего малыша следующие:
К четырем годам у детей начинает формироваться эмоциональность.
Воспитание в этом возрасте заключается в следующем:
В четырехлетнем возрасте заканчивается формирование представления о собственной личности, как о представителе мужского пола. В 4 года малыш уже ясно понимает, что он мальчик, и относит себя к категории мужчин.
В этом возрасте ребенок уже освоился в детском саду, если он его посещает, и выработал навыки поведения и общения со сверстниками. Наступает подготовительный период к школе.
К продолжению физического развития добавляются новые задачи воспитания:
Подростковый период – переломный и сложный момент не только для родителей, но и для ребенка. Но не все дети тяжело переживают возраст 13 – 14 лет, для некоторых переходный период проходит практически незаметно.
Воспитание подростка базируется на нескольких принципах:
В подростковом возрасте юноша пытается показать свою самостоятельность и значимость, поэтому примите его как равного.
Огромное место в жизни ребенка занимает мама. В течение первых нескольких лет, мама для него – весь мир. Ребенок зависит от нее не только физически, но и психологически. В процессе взросления значимость мамы и то, как воспринимает её ребенок меняется.
Чтобы Ваш сын воспринимал Вас правильно, мы дадим несколько советов.
Главные принципы воспитания на всех возрастных этапах – поощрение активности, любознательности и стремления к труду. В детском возрасте запрещается только то, что опасно и выходит за рамки поведения в обществе.
Активно подключайте мужа к воспитанию сына. Это поможет ему получить важные практические навыки, общения и мужского поведения.
Не бойтесь, что проявлением любви избалуете мальчика и он вырастет нежинкой. Доказано, что дети, к которым родители проявляли любовь и ласку, вырастают уверенными и самодостаточными людьми.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам