Значение экологического воспитания в жизни дошкольников. Роль экологического воспитания в дошкольном учреждении

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

3. Платежи за вредные выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду

Заключение

экологический атмосфера выброс загрязняющий

Введение

Что такое экология? Экология - это наука о взаимодействиях организмов друг с другом и с окружающей средой. Я считаю, что экология - это очень серьезное и многозначащее понятие.

В наше время это понятие стало на одну ступень с понятием "жизнь". Мы сейчас живем в ХХЙ веке. Что он нам несет? Что можно от него ожидать? Вернемся в недавнее прошлое. Вспомним экологическую историю ХХ века. Какие же экологические проблемы сопровождали эти сто лет. Во-первых вспомним Первую Мировую войну. Это была очень жестокая война со всеми выходящими от сюда последствиями. Как и любая война, она сопровождалась негативными экологическими последствиями. Был нанесен огромный ущерб мировой природе. Пострадали миллионы гектаров зеленых насаждений, сильно пострадал видовой состав животных. Вторым огромным испытанием для нашей планеты стала Вторая Мировая война. Кроме того, что была уничтожена огромная часть фауны, были огромные демографические проблемы, загрязнение атмосферного воздуха. Однако о загрязнении атмосферного воздуха, литосферы, а также и гидросферы говорит и другой факт - катастрофа. Этой мировой экологической катастрофой стала авария на Чернобыльской АЭС.

Окружающий нас мир как никогда находится в экологической опасности. Основными экологическими проблемами сейчас являются:

1. Загрязнение атмосферного воздуха.

2. Изменение климата.

3. Поднятия уровня мирового океана.

4. Истощение озонового слоя.

5. Опустынивание.

6. Проблема пресной воды.

7. Гибель плодородных земель.

8. Загрязнение продуктов питания.

9. Проблема кислотных осадков

10. Загрязнение Мирового океана.

11. Сокращение видового состава.

12. Демографические проблемы.

1. Значение экологического образования

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Термин "экология" (от греч. oikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биол. науки развивала идеи Ч. Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой. В современной науке понятие "экология" не ограничивается только биологическими рамками. Выделяют социальную, техническую, медицинскую экологию и др., которые вместе с экологией природных систем составляют современную комплексную экологию, призванную обеспечить равновесно-динамичное состояние природы, а также оптимальное взаимодействие природы и общества при условии рационального использования природных ресурсов и регулирования природных процессов на основе знания объективных законов и закономерностей развития природы. Элементами окружающей человека среды и его жизни считаются социально-экономические, технико-технологические, природные, культурные, информационные условия. Состояние окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Различные аспекты экологических знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки, производства, искусства, морали, права и образования. Становление и теоретическое осмысление экологии, проблем в науке, их актуальность и значимость для хозяйства определили развитие педагогического аспекта этих проблем, формирование нового направления в педагогической теории и школьной практике. Связанное с раскрытием в учебно-воспитательном процессе экологических проблем (сохранение окружающей природной среды), это направление определяется целым рядом терминов ("природоохранительное просвещение", "природоохранительное образование", "экологическое образование", "экологическое воспитание").

Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

Необходимостью повышения экологической культуры человека;

Необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;

Необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;

Необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;

низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;

недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Цель и задачи воспитания экологической культуры

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем) ; экологии человека (науки о системных связях человека с окружающей средой) (Деряпин, 1996).

С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.

В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников (Коменский, Локк 1989).

2. Круговороты веществ и их нарушение человеком

КРУГОВОРОТ ВЕЩЕСТВ

В природе, относительно повторяющиеся взаимосвязанные физические, химические и биологические процессы превращения и перемещения вещества в природе. До создания В. И. Вернадским биогеохимии и учения о биосфере в науке бытовало представление о замкнутых круговоротах вещества и энергии, обеспечивающих "равновесие в природе". В дальнейшем была доказана разомкнутость круговоротов отдельных химических элементов и соединений и отсутствие "круговоротов энергии" (правильнее говорить о направленных потоках энергии, её трансформации, концентрировании и рассеивании в биосфере).

Круговорот веществ и превращение энергии, многократно ("бесконечно") повторяющийся процесс совместного, взаимосвязанного превращения и перемещения веществ в природе, носящий более или менее циклический (круговой) характер. Вещества, участвующие в круговороте, циркулируют между атмосферой, почвой, гидросферой и живыми организмами, являющимися основным звеном круговорота.

Круговорот веществ происходит в биогеоценозе со времени зарождения на Земле жизни и является непременным условием её существования. Он осуществляется на всех уровнях - от молекулярного до биосферного. Складывается из отдельных процессов круговорота неорганических (вода, углерод, азот, сера, фосфор и др.) и органических (углеводы, белки и др.) веществ. В процессе круговорота происходит потеря веществ и их видоизменение.

БИОГЕОХИМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ И ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Биогеохимический круговорот веществ, обмен веществом и энергией между различными компонентами биосферы, обусловленный жизнедеятельностью организмов и носящий циклический характер. Термин "Б. п." введён в 10-х гг. 20 в. В. И. Вернадским, разработавшим теоретические основы биогеохимической цикличности в учении о биосфере и трудах по биогеохимии. Все биогеохимические циклы в природе взаимосвязаны, составляют динамичную основу существования жизни, а некоторые из них (циклы С, О, Н, N, S, Р, Са, К. Si и др. т. н. биогенных элементов) являются ключевыми для понимания эволюции и современного состояния биосферы. Движущими силами Биогеохимического цикла служат потоки энергии Солнца (более широко -- космоса) и деятельность живого вещества (совокупности всех живых организмов), приводящие к перемещению огромных масс химических элементов, концентрированию и перераспределению аккумулированной в процессе фотосинтеза энергии. Благодаря фотосинтезу и непрерывно дейстнующим циклическим круговоротам биогенных элементов создаётся устойчивая организованность биосферы Земли, осуществляется её нормальное функционирование. Нормальные (ненарушенные) Биогеохимические циклы в биосфере не являются замкнутыми, хотя степень обратимости годичных циклов важнейших биогенных элементов достигает 95--98%. Неполная обратимость (незамкнутость) -- одно из важнейших свойств Б. ц., имеющее планетарное значение. За всю историю развития биосферы (3,5--3.8 млрд. лет) доля вещества, выходящая из биосферного цикла (длительностью от десятков и сотен до неск. тыс. лет) в геол. цикл (длительностью в млн. лет), обусловила биогенное накопление кислорода и азота в атмосфере, различных химических элементов и соединений в земной коре. Особенно показателен Биогеохимический цикл углерода. Ежегодно биосферного Б. ц. наземных экосистем выходит ("сбрасывается") в геол. цикл ок. 130 т углерода, что составляет всего 10 -- 18% от запасов углерода, находящихся в обращении в совр. биосфере. В течение фанерозоя (ок. 600 млн. лет) за счёт неполной обратимости цикла углерода в ископаемых осадках накопились огромные запасы углеродистых отложений (известняков, битумов, углей, нефтей и др.), оцениваемые в 1016 --1017 т. Сложившаяся в ходе развития биосферы направленность планетарных и региональных Б. ц. привела к созданию устойчивого биогеохимич. (т. н. нормального) фона, характерного для той или иной местности. Этот фон различается для определённых регионов биосферы, в пределах которых по недостатку или избытку определённых химических элементов выделяются естественные геохимические аномалии -- биогеохимической провинции. С вариациями исторически сложившегося общего геохимического фона территории и естественными биогеохимическими аномалиями, отражающими реально существующую неоднородность химического состава биосферы, связаны многие эндемичные болезни животных и человека. Глобальный характер хозяйственной деятельности человека приводит к качественным изменениям в естественной биогеохимической цикличности природных процессов биосферы. По ряду параметров масштабы антропогенных воздействий сопоставимы с кол-вом веществ, вовлечённых в нормальные Б. ц. Техногенные продукты, поступающие в биосферу, перегружают нормальное её функционирование и выпадают частично или полностью из системы устойчивых Б. ц. Возникает новый тип техногенных геохимич. аномалий, наз. "неоаномалиями" или "антропоаномалиями". Они формируются на нормальном биогеохимич. фоне в чрезвычайно короткие сроки и охватывают не только живое вещество, но и биокосные тела биосферы (атмосферу, почвы, природные воды), проникают в глубокие горизонты земной коры. Происходит нарушение отлаженных во времени природных Б. ц. биосферы. Для ряда элементов и соединений Б. ц. становятся природно-антропогенными (циклы тяжёлых металлов, азота, серы, фосфора, калия и др.). Некоторые создаваемые человеком материалы (пластмассы, детергенты и др. продукты хим. синтеза -- г. н. ксенобиотики) не включаются в природные и природно-антропогенные циклы и не перерабатываются в биосфере. Меры борьбы с нарушением Б. ц. связаны с природоохранной деятельностью, созданием малоотходных технологий, широкой реутилизацией продуктов пром. и с.-х. произ-ва, с поисками путей оптимизации осн. характеристик Б. ц. и возможностью разумного управления ими.

3. Платежи за вредные выбросы и сбросы загрезняющих веществ окружающую природную среду

Плата за загрязнение окружающей природной среды - это форма частичного возмещения экономического ущерба, возникающего при осуществлении природопользователем хозяйственной, управленческой и иной деятельности в пределах установленных нормативов негативного воздействия на качество окружающей природной среды, а также при их несоблюдении, если оно не привело к значительным экологическим последствиям, требующим специального расследования, оценки, немедленной ликвидации и добровольного либо по решению суда возмещения вреда окружающей среде в полном объеме.

Порядок платы за загрязнение окружающий природной среды определен в постановлении правительства от 28. 08. 92, № 632 "ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛАТЫ И ЕЕ ПРЕДЕЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ ЗА ЗАГРЯЗНЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, РАЗМЕЩЕНИЕ ОТХОДОВ, ДРУГИЕ ВИДЫ ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ". Постановление предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду:

Выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников;

Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты;

Размещение отходов;

Другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия).

Устанавливается два вида базовых нормативов платы:а) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах допустимых нормативов;

б) за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, другие виды вредного воздействия в пределах установленных лимитов

(временно согласованных нормативов).

Базовые нормативы платы устанавливаются по каждому ингредиенту загрязняющего вещества (отхода), виду вредного воздействия с учетом степени опасности их для окружающей природной среды и здоровья населения.

Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам платы, учитывающие экологические факторы - природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально - культурных объектов.

Дифференцированные ставки платы определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в размерах, не превышающих установленные природопользователю предельно допустимые нормативы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемы размещения отходов, уровни вредного воздействия, определяется путем умножения соответствующих ставок платы за величину указанных видов загрязнения и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за загрязнение окружающей природной среды в пределах установленных лимитов определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения.

Плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.

Средства, полученные за пользование и загрязнение водных объектов распределяется следующим образом:

Федеральный бюджет 10%

Бюджет субъекта РФ 30%

Местный бюджет 60%

Кроме платы в пределах установленных лимитов, штрафных санкций на руководителей предприятий и должностных лиц, ст. 84 Закона "Об охране окружающей природной среды" предусматривает наложение штрафа в административном порядке на предприятие в суммах от 50 до 500 руб.

Заключение

"Вплоть до XX века Земля не знала экологических катастроф. С каждым годом усиливается воздействие человека на окружающего его природную среду, расширяется использование естественных ресурсов, включается в орбиту хозяйственных усилий людей новые виды энергии. Эти явления повлекли за собой глубокие, в большинстве своем крайне нежелательные изменения в природных условиях - загрязнение атмосферы, водоемов и наземных пространств производственными, транспортными и бытовыми отходами, а также ядохимикатами, нарушение ландшафтов в следствие добычи полезных ископаемых, разрушение и снижение продуктивности на значительных территориях в результате эрозии и других процессов почвенного покрова Земли, сокращение по мере развития промышленности и сельского хозяйства площадей занятых лесом, пойменными, суходольными и горными лугами, уменьшение численности диких животных. Влияние человека начало все более отражаться на состоянии и функционировании экологических систем в целом.

Несмотря на то, что экобаланс на планете уже нарушен, экологическая обстановка ухудшается в арифметической прогрессии."

В Российской Федерации, созданы хорошие предпосылки для охраны и поддержания здоровой экологической обстановки. Однако на практике нормы об Экологии далеко не всегда выполняются и потребуется еще не мало времени и усилий, как государства, так и человека на их реализацию.

Список используемой литературы

1. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - М.: Юристъ, 1999. - 352с.

2. Конституция Российской Федерации

3. Воронов Н.А. Основы общей экологии/ Н.А. Воронов.-М.:Агор, 1999.-96с.

4. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающй среды в России/В.Ф. Протасов.-М.:Финансы и статистика, 2001.-672с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Защита климата и озонового слоя атмосферы как одна из наиболее острых глобальных экологических проблем современности. Суть и причины возникновения парникового эффекта. Состояние озонового слоя над Россией, уменьшение содержания озона ("озоновая дыра").

    реферат , добавлен 31.10.2013

    Всемирные изменения окружающей среды под воздействием человека. Проблемы загрязнения атмосферы, почвы и вод Мирового океана, истощения озонового слоя, кислотных дождей, парникового эффекта. Основные условия сохранения равновесия и гармонии с природой.

    презентация , добавлен 22.10.2015

    Воздействие человека на окружающую среду. Основы экологических проблем. Парниковый эффект (глобальное потепление климата): история, признаки, возможные экологические последствия и пути решения проблемы. Кислотные осадки. Разрушение озонового слоя.

    курсовая работа , добавлен 15.02.2009

    Основные проблемы загрязнения атмосферы: парниковый эффект, обеднение озонового слоя Земли, выпадение кислотных дождей. Загрязнение мирового океана. Основные загрязнители почвы. Засорение космического пространства. Пути решения экологических проблем.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2010

    Принцип ценностного равноправия всего живого как основа экологической этики. Описания производственных и транспортных катастроф, которые ведут к массовой гибели живых организмов. Обзор проблем озонового слоя, загрязнения мирового океана, атмосферы, почвы.

    презентация , добавлен 06.04.2013

    Основные причины возникновения экологических проблем в мире. Воздействие общества на окружающую среду. Разрушение озонового слоя. Кислотные осадки и обезлесение. Деградация земель и их опустынивание. Загрязнение мирового океана и дефицит пресной воды.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Характеристика предприятия как источника загрязнения атмосферы. Расчет масс загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах предприятия. Характеристика газоочистного оборудования. Нормирование сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду.

    курсовая работа , добавлен 21.05.2016

    Последствия загрязнения приземной атмосферы. Отрицательное влияние загрязненной атмосферы на почвенно-растительный покров. Состав и расчет выбросов загрязняющих веществ. Трансграничное загрязнение, озоновый слой Земли. Кислотность атмосферных осадков.

    реферат , добавлен 12.01.2013

    Количество загрязняющих веществ в океане. Опасности нефтяного загрязнения для обитателей моря. Цикл воды в биосфере. Значение воды для жизнедеятельности человека и всего живого на планете. Основные пути загрязнения гидросферы. Охрана Мирового океана.

    презентация , добавлен 09.11.2011

    Негативные изменения атмосферы Земли. Воздушная экологическая проблема истощения озонового слоя. Антропогенное загрязнение. Расчет выбросов угольной пыли, загрязняющих веществ топлива в котлоагрегатах, диоксида серы, оксида углерода, твердых частиц.

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, часто случающиеся аварии — это проблемы, которые касаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшие людей в последнем столетии, — вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.

К плохой среде обитания, загрязнённым воде и воздуху, продуктам питания особенно чувствительны дети. Дети России находятся в особо неблагоприятных условиях. Экологические проблемы и катастрофа человечества непосредственно связаны с процессом населения — его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. имеет важное социальное значение для всего общества. Своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны — работники сферы дошкольного воспитания и родители детей.

Формирование начал экологической культуры — это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, создающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Многолетнее накопление теоретического и практического материала, а так же апробирование его в работе с детьми 4-7-летнего возраста позволило нам создать систему работы направленную на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры. Основная цель, которой — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Для достижения этой цели решаем следующие задачи :

  • развивать познавательный интерес к миру природы.
  • направлять активную деятельность дошкольника на осознанное сохранение природы.
  • воспитание экологического сознания, нравственного отношения к миру.
  • формировать у детей экологические знания, культуру и отношение к природе

Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста

Формы и методы работы с детьми

  • региональный компонент
  • научность и доступность понятий
  • принцип «спирали»
  • междисциплинарности и интеграции
  • содержания — занятия и уроки;
  • экологические минутки;
  • экскурсии;
  • экологические сказки;
  • практическая деятельность в природе;
  • природоохранные акции;
  • реклама;
  • эксперименты и опыты;
  • развивающие дидактические игры.
  • выставки

Работа с родителями

  • ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, специальные экспозиции, видеофильмы, собрания, конференции и т. д.);
  • организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с использованием их профессионального опыта медицинского работника, лесничего, пожарника).
  • ознакомление родителей с результатами обучения (открытые занятия, различные общие мероприятия, информация в уголках для родителей и прочее);
  • туристические походы на природу, соревнования.

Развивающая экологическая среда

  • зимний сад;
  • уголки в группах (экспериментальные, природные, коллекционные);
  • растительный мир на участке;
  • учебно-наглядные пособия;
  • живой уголок

Основополагающими принципами нашей работы по экологическому воспитанию являются:

Принцип регионального компонента (изучение природы родного края) позволяет:

  • формировать у детей понятия на основе непосредственного наблюдения и изучения предметов и явлений окружающей природы;
  • использовать имеющую у детей информацию для того, чтобы они применяли свои знания в разнообразных видах практической деятельности;
  • помогает решать задачи воспитания нравственно-патриотических чувств, воспитания гражданственности.
  • создавать благоприятные условия для самовыражения, организации коммуникативного общения, в котором каждый ребенок имеет возможность проявлять свою индивидуальность.

Принцип научности и доступности понятий . На каждом этапе работы с детьми первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, постепенно переходя в понятия, которые формируют знания. Таким образом, естественные научные знания оформляются по схеме: «представления — понятия — знания». Такая последовательность обеспечивает преемственность знаний и углубление их содержаний.

Принцип «спирали» необходим для того, чтобы дети, возвращаясь к тем или иным объектам и явлениям природы, шли из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления и понятия, учась применять более сложные приемы и методы исследования. Следует подчеркнуть, что для детей дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание и утомляемость. Поэтому обращение к одной и той же теме несколько раз способствует развитию внимания детей и длительному сохранению интереса.

Из-за небольшого объема часов в учебном плане, выделяемых для изучения природного мира, только на познавательных занятиях невозможно достичь нужного результата. Поэтому мы используем принцип междисциплинарности и интеграции, который позволяет соединить всю воспитательно-образовательную работу в одно целое.

Таким образом, почти каждая тема по экологии подкрепляется продуктивными видами деятельности (рисование, ручной труд, аппликация и т.д.) и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе. Приведу пример. На одном из занятий по математическому развитию в подготовительной группе я знакомила детей со способами уравнивания двух множеств. Выставила на наборное полотно 7 цветов и 6 бабочек. На вопрос: "Что нужно сделать, чтобы цветов и бабочек стало поровну?" — дети ответили: "Пусть прилетит еще одна бабочка, и будет поровну, по 7". "А еще как?" — спрашиваю я. И тут один мой воспитанник говорит: "А больше никак, потому что цветы срывать нельзя!". Я испытала чувство гордости за детей, которые начали самостоятельно проявлять экологическую грамотность. И таких примеров немало.

Формы и методы работы с детьми по экологическому воспитанию

В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому мы стараемся строить занятия таким образом, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель занятия мы видим не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для этого мы разнообразили структуру и методы проведения занятий, способствующих развитию логического мышления и активности детей. Для организации интересной мыслительной деятельности помогают : урок-путешествие, занятие-сказка, викторина, игра, и т.д. Проводим такие занятия в группе, в учебном классе, в зимнем саду, если позволяют погодные условия на участке, в парке.

На таких занятиях широко используем :

  • блицопрос (предварительно дети повторяют материал, необходимый для изучения новой темы);
  • проблемные ситуации или проведение опытов (позволяющих «открыть новое знание») ;
  • практическую работу и поисковую деятельность;
  • игровые приемы.

В утренние часы традиционным стало проведение экологических минуток . Их цель — создание проблемных ситуаций или моделирование биоцинозов. Биоциноз — это совокупность всех живых организмов, обитающих на данной территории. С помощью моделирования можно установить закономерности природных явлений, не проводя экспериментов, а так же решить ряд экологических задач в игровой и доступной для детей форме. Например, биоциноз зимнего леса, где объекты помещены в нетипичное положение (рыжая белка, серый заяц, насекомые, растения, птицы). Задание для детей: найти ошибки и обосновать ответы.

Большое значение в экологическом развитии придаем экскурсиям .

Детям очень нравятся экскурсии в океанариум, где они могут увидеть множество необычных жителей водного мира

На экскурсиях знакомим детей с многообразием органического мира, проводим наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года. Дети учатся ориентироваться на местности, знакомятся с особенностями города и края. Особое внимание при проведении комплексной экскурсии мы уделяем организации деятельности детей: Приучаем детей к мысли, что они идут в гости к природным обитателям, в их большой дом, а поэтому должны следовать заповедям , которые необходимо выполнять гостям природы.

  • 1 заповедь : соблюдение тишины (Л.П. Симонова).
  • 2 заповедь : терпение (умение длительное время наблюдать за растением, животным).
  • 3 заповедь : внимательность (учим находить взаимосвязи в природе, проверять народные приметы, прогнозировать последствия поведения людей).

Экологические сказки. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных персонажей, их действий, а также конечным результатом.

Экологические сказки учат научному видению в занимательной форме, помогают раскрыть сложные явления в природе. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам нравятся волшебные сказки. Сказки, написанные самими детьми, занимают особое место в экологическом воспитании. Они помогают нам глубже понять детские интересы и их направленность.

Практическая деятельность в природе. Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к растениям и животным является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. Мы учим детей осознавать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных (в пище, воде, тепле, солнце, и др.). Каждый организм живет, растет, развивается, если для этого имеются соответствующие условия. Постепенно дети прослеживают и полностью начинают понимать зависимость жизни и состояния растений и животных от труда человека.

Природоохранные акции — это общественно-значимые мероприятия, направленные на сохранение объектов природы. Совместно с родителями мы часто проводим такие природоохранные акции:

  • «Чтобы деревья были большими» (посадка деревьев осенью)
  • «День цветов» (создание цветочных клумб)
  • «Лесная аптека» (сбор лекарственных трав)
  • «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)
  • «Чистое утро» (уборка территории)
  • «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление) и т.д.

С уверенностью могу сказать, что, участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.

Реклама — это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу и играют в нее. Опыт показывает, что, предложив детям создать свою рекламу, они с восторгом включаются в эту игру. Чтобы составить рекламу ребенок должен как можно больше узнать об объекте и выделить наиболее характерные, на его взгляд, особенности. Например: Ребенок выбирает любое животное или растение и от его имени рекламирует место обитания: «Я дятел, живу в лесу. У меня красивый клюв, с его помощью я лечу деревья, уничтожаю вредных насекомых. Без меня лес пропадет».

Эксперименты и опыты. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в нашей работе отведено опытам и экспериментам. В процессе работы учим детей размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например: Очень просто и легко объяснить пятилетнему ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

В ознакомлении с природой особое место занимают дидактические игры . Решая задачи, поставленные в дидактической игре, ребенок учится вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать по определенным общим признакам. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщения, при этом тренируется их внимание, память, произвольное восприятие. При решении игровой задачи часто нужно объяснить свои действия, а это способствует развитию речи детей. Дидактические игры учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют воспитанию умения играть вместе. Игры дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивая их, отмечать изменения отдельных внешних признаков.

Игра "Пищевые цепочки водоёма"

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках водоёма.

Правила игры: Воспитатель предлагает силуэты обитателей водоёма и просит детей выложить, кто кому необходим для питания. Дети выкладывают карточки:

Комар - лягушка - цапля
червячок - рыбка - чайка
водоросли - улитка - рак
ряска - малёк - хищная рыба

Игра "С чем нельзя в лес ходить?"

Цель: Уточнение и закрепление правил поведения в лесу.

Правила игры: Воспитатель выкладывает на стол предметы или иллюстрации с изображением ружья, топора, сачка, магнитофона, спичек, велосипеда... Дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лес.

Игра «Гимн природе» Дети встают в круг. Все они маленькие снежинки. Просим каждую снежинку сказать о своей матушке Зиме несколько добрых слов. Дети не должны повторять ответы других детей. Педагог записывает все слова, и из них получается гимн Зиме. Дети могут быть осенними листочками, капельками дождя и т.д.

В нашем дошкольном учреждении силами педагогов и родителей создана развивающая экологическая среда для повышения эффективности экологической работы с детьми. Элементы развивающей среды, представленные в таблице, способствуют:

  • познавательному развитию ребенка;
  • эколого-эстетическому развитию;
  • оздоровлению ребенка;
  • формированию нравственных качеств ребенка;
  • формированию экологически грамотного поведения;
  • экологизации различных видов деятельности ребенка.

Для полноценного осуществления экологического развития детей, наша система работы в ДОУ сочетается с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья дает первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает пример отношения к объектам природного и растительного мира. Разработанные нами рекомендации для родителей направлены на создание условий приобщения детей к природе в семье.

  • Доступность. Создаваемые родителями образы природы должны быть реалистичными, близкими эмоционально - чувственному опыту ребёнка.
  • Яркость и колоритность образов. Чем ярче выражены особенности природного образа, чем чётче они отражены в рассказе или беседе с детьми, тем сильнее они действуют на их чувства и сознание.
  • Учёт жизненного опыта и интересов детей в процессе приобщения к природе.
  • Объяснение сущности природы, её явлений и механизмов.
  • Осуществление процессов приобщения к природе: в домашне-бытовых условиях, общественно- трудовой деятельности в рамках семьи.

Эколого-развивающая среда в домашних условиях должна включать:

  • Уголок живой природы, в который входят разнообразные комнатные растения, выращенные ребёнком самостоятельно или вместе с родителями, а также все средства, необходимые для ухода за ними. Здесь возможно, но не желательно нахождение каких-либо зверьков (хомячков, морских свинок, черепах, рыбок, птичек и т.д.);
  • Оснащение необходимыми средствами для самостоятельной исследовательско- практической деятельности детей (выращивание, пересадка, лечение растений, наблюдение за их развитием): инструменты для работы с землёй, земля, песок, мелкие камешки, вода, рассада, семена цветов и овощей или косточки от фруктов и т.д.
  • Фотографии на тему "природа”, журналы и книги о родной природе и всего мира в целом.

Итоги работы

Анализ работы по данной системе экологического образования детей позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов»; на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Результаты диагностики показали, что высокий уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы у дошкольников составляет 75 %, средний 23 %.

Таким образом, видно, что разработанная нами система экологического образования детей в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективна. Ну а самое главное в экологическом воспитании - личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей, воспитателей и родителей желание любить, беречь и охранять природу.

Экология – это то что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных животных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.

Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начинать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в наши дни экологическое воспитание дошкольников приобретает растущую актуальность.

Дошкольный возраст – самое подходящее время для формирования у ребенка основ восприятия мира. Дети в раннем возрасте очень эмоциональны, отзывчивы и сострадательны и воспринимают природу как живой организм.

Прежде всего, направлено на формирование положительного отношения ребенка к окружающей среде – земле, воде, флоре, фауне. Научить детей любить и беречь природу, бережно использовать природные богатства – главные задачи экологического воспитания.

Какое значение для дошкольников имеет экологическое воспитание?

  • вырабатывает ответственность за сохранение природы;
  • воспитывает чувство прекрасного, способность видеть природную красоту;
  • дает понимание тесной взаимосвязи всего живого на планете;
  • предотвращает агрессивные, разрушительные действия по отношению к природе;
  • направляет детскую активность в положительное русло и расширяет кругозор.
Как привить ребенку экологическую культуру?

Воспитание экологической культуры дошкольников начинается в семье ребенка. Дети копируют поведение своих родителей. Поэтому очень важно чтобы родители объясняли малышу основы экологической культуры и подкрепляли свои слова действиями. Нельзя научить ребенка тому, чего сами родители не соблюдают.

Рассказывайте ребенку о удивительном разнообразии форм жизни на суше и воде. На этом пути вам помогут иллюстрированные энциклопедии и кинофильмы про животных и растения.

Почаще читайте своему ребенку замечательные, добрые рассказы о природе В. Бианки, Л. Толстого, Б. Заходера, Н. Сладкова, М. Пришвина, К. Ушинского. Дети готовы часами зачарованно слушать рассказы взрослых. После чтения побеседуйте с малышом о проблемах героев.

Малыши дошкольного возраста очень отзывчивы. Если вы дадите им возможность почувствовать чужую боль, как свою, – то научите проявлять заботу к тем, кто в ней нуждается. Также, никогда не проходите мимо попавших в беду растений и животных.

Всячески привлекайте и поощряйте участие ребенка в уходе за животными или растениями. Начинать можно с самого простого – полива любимого цветочка или установки кормушек для птичек зимой.

Рассказывайте в доступной форме о проблемах окружающей среды и том, что нужно делать, чтобы их не было.

Летом экологическое воспитание может стать для дошкольников увлекательным приключением. Прогулки в лес, поле, парк, луг помогут ближе познакомится с типичными представителями местной флоры и фауны. Это расширит знания ребенка об окружающих его животных и растениях. Помогите малышу научится видеть красоту окружающей природы.

Важное место в экологическом воспитании дошкольников принадлежит играм. Устройте маленький театр с игровыми персонажами – куклами. Пусть герои расскажут о том, как себя нужно вести по отношению к природе. Можно спорить, шутить и смеяться вместе со своими героями.

Вариантов и форм воспитания экологической культуры у дошкольников множество. Все зависит от вашего желания и вашей фантазии. Но научить ребенка с ранних лет жить в ладу с – это не простая, но очень важная задача.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Заключение

Введение

Для дошкольной педагогики экологическое воспитание является новым направлением. Оно появилось на рубеже 80-х и 90-х годов ХХ века и в настоящий момент проходит этап становления. Его базовую основу составляет традиционно сложившийся программный раздел «Ознакомление детей с природой». Его главный смысл состоит в том, чтобы сориентировать маленьких детей в различных явлениях природы, главным образом доступных непосредственному наблюдению: научить различать растения и животных, давать им некоторые характеристики, в отдельных случаях устанавливать причинно-следственные связи.

В последнее десятилетие работа дошкольных учреждений сосредоточилась на воспитании у детей бережного отношения к живому? ознакомление с природой приняло природоохранную окраску.

Цель экологического воспитания дошкольников заключается в формировании начал экологической культуры, т.е. становления осознанно-правильного отношения детей непосредственно к самой природе (во всем ее многообразии), к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природойНиколаева С.Н. Юный эколог: система работы в старшей группе детского сада: для работы с детьми 5-6 лет /

Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными (сообществами живых организмов), их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

Широкие возможности для экологического воспитания имеются именно в дошкольном возрасте. Об этом свидетельствуют труды таких ученых и практиков: С.Д. Дерябо, В.А. Ясвина, В. Зебзеевой, Е.В. Михеевой, С.Н. Николаевой, С.А. Суркиной, Л.М. Хафизовой и др.

Цель исследования: изучить роль экологического воспитания в дошкольном учреждении.

Для достижения цели поставлены задачи:

раскрыть понятие экологического воспитания дошкольников;

показать роль экологического воспитания дошкольников;

охарактеризовать воспитательное значение экологических игр для формирования начал экологической культуры детей дошкольного возраста.

Практическая значимость: Полученные результаты исследования могут быть применены в учебно-воспитательном процессе.

экологический воспитание дошкольный культура

1. Понятие экологического воспитания дошкольников

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологииРыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду [электронный ресурс] / Н.А. Рыжова. ? Режим доступа: http://dob.1september.ru/2001/08/3.htm. .

В классической экологии центральными понятиями являются: взаимодействие отдельного организма со средой его обитания; функционирование экосистемы - сообщества живых организмов, которые проживают на одной территории (имеющих поэтому однотипную среду обитания) и взаимодействующих между собой. Оба понятия, в форме конкретных примеров из ближайшего окружения ребенка-дошкольника, могут быть представлены ему и стать основой развивающего взгляда на природу и отношения к нейНиколаева С.Н. Юный эколог: система работы в старшей группе детского сада: для работы с детьми 5-6 лет / С.Н. Николаева. ? М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 166с..

Взаимодействие человека с природой - второй, крайне важный аспект экологии, который стал основой интенсивно развивающихся отраслей - социальной экологии, экологии человека - также не может остаться в стороне от познания современного ребенка. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов и последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть взяты на вооружение дошкольной педагогикой с целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.

Итак, в основе экологического воспитания находятся адаптированные на дошкольный возраст ведущие идеи экологии.

Цель экологического воспитания можно определить как формирование экологической культуры личности, под которой мы понимаем систему составляющих ее сфер - экологически развитого сознания, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер. Это предполагает соблюдение нравственных и экологических принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местностиБродовская З. В. Экологическое воспитание личности как ценностная компонента современного образования / З. В. Бродовская // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 130-133..

Для характеристики сущности и структуры экологической культуры личности применяют такие понятия как «экологическое восприятие» (обеспечивающие человеку видение, обоняние, слышание, осязание природы во всей ее гармонической естественной и эстетической целостности), «экологическое воображение» (продуктивное, творческое воссоздание последствий того или иного вмешательства человека в жизнь природы и общества), «экологическое чувствование» (сознательно-бессознательное единение человека с природой, переживание боли, страдания, мучения от ее ущербности, упоение, восторг, вызванное чистотой, гармонией природы), «действенно-практическое волевое, экологически обоснованное, практическое отношение к природе, поведение в ней в соответствии с объективными законами взаимодействия, нормами права, этики, морали, безущербной целесообразности» Кудрявцева Е.А. Педагогическая поддержка развивающего игрового пространства как способ становления индивидуальности ребёнка в детском коллективе / Е.А. Кудрявцева // Дошкольник. Младший школьник и дошкольное воспитание и обучение: журнал. - 2012. - №4 . - С. 16-23..

Экологическая культура - часть общечеловеческой культуры, система социальных отношений, общественных и индивидуальных морально-этических норм, взглядов, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы.

Показатели ее сформированности исследуют на двух уровнях: внутреннем и внешнем - качественные изменения в структуре личности и их проявления во взаимодействии человека с окружающим миром.

На внутреннем уровне мы используем такие категории, как потребности, интересы, способности, ценности, привычки, мотивы, эмоции, чувства, субъективная позиция, знания, умения, навыки и др. На внешнем уровне применяются такие категории, как отношение, поступок, поведение, деятельность, взаимодействие и др.

На каждом этапе личностного развития общие категории имеют свое конкретное содержание и формы выражения, которые обусловлены психолого-педагогическими особенностями, спецификой возрастаВиноградова Е.Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 4. - С.9..

Задачи экологического воспитания - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект - очевидные проявления начал экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.

Они сводятся к следующему:

создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;

создание в дошкольном учреждении условий, который обеспечивает педагогический процесс экологического воспитания;

систематическое повышение квалификации педагогического персонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;

проведение систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в эмоциональной, интеллектуальной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение - конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознаниюНиколаева С.Н. Юный эколог: система работы в старшей группе детского сада: для работы с детьми 5-6 лет / С.Н. Николаева. ? М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 166с..

2. Роль экологического воспитания детей дошкольного возраста

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.

Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру.

Важнейшим показателем экологической воспитанности старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо объяснять детям, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам.

Заботиться о природных объектах следует скорее в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке. Следовательно, дети могут помогать растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, т. е. тем, чье благополучие зависит от действий людей.

Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой.

Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности.

3. Экологическое воспитание дошкольников в процессе игровой деятельности

В жизни дошкольника игра является ведущим видом деятельности. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: самосознание, образное мышление, творческое воображение. В ней развиваются память, произвольное внимание, складывается соподчинение мотивов и целенаправленность действий. Через игру маленький человек познает окружающую действительность, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.

Игра представляет собой эмоциональную деятельность. Занятый игрой ребенок активен, доброжелателен, находится в хорошем расположении духа. Результативность ознакомления дошкольников с природой в значительной степени зависит от их отношения к воспитателю, который дает задания, обучает, организует наблюдения, опыты с представителями флоры и фауны.

Поэтому первым моментом, который объединяет два аспекта педагогики (игру и ознакомление с природой), состоит в том, чтобы «погрузить» дошкольников в любую деятельность и создать благоприятный фон для восприятия «природного» содержания.

Второй важный момент заключается в выработке отношения дошкольников к природе. По наблюдениям психологов, игровая деятельность является проявлением сложившегося у ребенка положительного отношения к тому содержанию, которое она в себе несет. Все, что нравится детям, что их впечатлило, используется ими в сюжетной или другой игре. Поэтому, если дети дошкольного возраста организовали игру на природоведческий сюжет (ферма, зоопарк), это означает, что полученные представления оказались яркими, вызвали эмоциональный отклик, запомнились, преобразовались в отношение, которое ее и спровоцировало.

В свою очередь усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживания, не может не влиять на формирование у них бережного и внимательного отношения к представителям флоры и фауны. А знания по экологии, которые вызывают эмоциональную реакцию у ребят, войдут в их самостоятельно организованную игру, станут ее содержанием лучше, чем знания, воздействие которых касается только интеллектуальной сферы.

Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т. е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, которые ограничивают практическую деятельность дошкольников. Поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны основываться на соблюдении определенных правилШошина Л. Давайте чистым воздухом дышать (из опыта работы) / Л. Шошина // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 7. .

Игра как метод экологического воспитания представляет собой специально организованную воспитателем игру и включенную в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определённую дидактическую цель, т. е. игровую обучающую ситуацию (ИОС), характеризует следующее:

игра имеет несложный короткий сюжет, который построен на основе жизненных событий или хорошо знакомого дошкольникам сказочно-литературного произведения;

в игре используются необходимая атрибутика, игрушки;

для проведения игры специально организуется пространство и предметная среда;

игру проводит воспитатель: сообщает название и сюжет, распределяет роли, берёт одну роль на себя и исполняет её на протяжении всей игры, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

педагог руководит всей игрой: он следит за исполнением ролей детьми, развитием сюжета, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру игровыми действиями и ролевыми диалогами, через которые и осуществляется дидактическая цель.

Можно выделить несколько видов игровых обучающих ситуаций, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

1. Игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения. Игрушечных аналогов животных множество, они существуют в самом различном исполнении (резиновые, мягкие, заводные, пластмассовые и др.).

Игрушки-аналоги хороши тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчётливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда характерных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать: что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т. е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: занятия, наблюдения, труд в природе. Их можно взять на прогулку, на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов, видеофильмов. Во всех случаях они помогут в формировании у детей отчётливых реалистических представлений о природе. В отдельных случаях игрушку-аналог необходимо демонстрировать до знакомства с животным. Это относится к некоторым млекопитающим (кролик, собака, кошка и др.), которые вызывают у дошкольников яркие и сильные эмоции, желание общаться с ними - обычная игрушка на их фоне блекнет. Соперничать с ними может только интересно сконструированная заводная игрушка, которая воспроизводит элементы поведения (например, собака, продвигающаяся вперёд, виляющая хвостом, лающая и поднимающаяся на задние лапы). Анализ такого сопоставления, несомненно, вызовет интерес у старших дошкольников, поможет им глубже понять специфику живого.

2. Игровые обучающие ситуации с литературными персонажами. Второй тип игровых обучающих ситуаций связан с использованием кукол, которые изображают персонажей хорошо знакомых дошкольникам произведений. Герои любимых рассказов, сказок, мультфильмов и диафильмов воспринимаются дошкольниками эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Для осуществления целей экологического воспитания подходят такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение.

В детском литературном репертуаре таких произведений много. Это, прежде всего, народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и другие. С куклами, изображающими главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой, выработать у них необходимые навыки.

Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа, его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать её литературной биографии; в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении.

Литературный герой, привнесённый в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определённым характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т. е. действует в своём «амплуа», и взаимодействует непосредственно с ними.

Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: играть роль знающего, хорошо осведомлённого в каком-либо материале героя, или, наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, как доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у дошкольников представлений о природном мире. Принципиальное значение имеет еще одно обстоятельство. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»: он рассказывает, объясняет, задаёт вопросы, поучает,- он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа-простачка (например, Незнайки), проявляющий полную неосведомленность в событиях, дети переходят в другой статус. Уже «не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»: сообщают ей то, что сами знают, учат, поправляют. Такое соотношение позиций в ИОС придаёт детям уверенность, они обретают авторитет в своих собственных глазах. Действует сильная игровая мотивация, и дети не берут в расчёт, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно объясняют, высказываются, дополняют, и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их.

Иначе говоря, использование куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, которая базируется на достаточно сильной игровой мотивации.

3. Игровые обучающие ситуации типа путешествий. Это еще один тип ИОС, которое имеет существенное значение в осуществления игры как метода экологического воспитания дошкольников. Под путешествиями в данном случае понимается собирательное название разных в посещение выставок, зоопарка, салона природы, на сельскохозяйственные фермы, в поездки, экскурсии, походы, путешествия, экспедиции. Для таких игр характерно то, что дети, играя в них, посещают интересные места, и в процессе игры приобретают новые знания о природе. Этому способствует обязательная в игре «роль руководителя» (начальника экспедиции, заведующего фермой, экскурсовода), которую берет на себя педагог. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, растениями, животными, получают различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней. В каждом конкретном случае сюжет игры должен продумываться таким образом, чтобы дошкольники при посещении новых мест знакомились с новыми объектами и явлениями в качестве посетителей, путешественников, экскурсантов, туристов. В рамках ролевого поведения дошкольники слушают пояснения, рассуждают, «фотографируют». Для того, чтобы игра оказалась полноценной и с ее помощью педагог смог осуществить поставленные цели, он должен тщательно продумать свою роль (содержательные сообщения, слова для контакта с посетителями, возможные ролевые и игровые действия). Игра овладеет детьми, если педагог с помощью специальных приемов будет постоянно поддерживать воображаемую ситуацию того пространства, в котором она осуществляется (жаркой пустыни, летнего леса с завалами или болотистыми местами, зимнего заснеженного леса или арктических льдов).

Отбор игр для экологического образования дошкольников, может осуществляться по следующим требованиям:

Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей

и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.

Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.

Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.

Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка-дошкольника.

Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.

Заключение

Исследование было посвящено актуальной теме? «Роли экологического воспитания в дошкольном учреждении».

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, когда педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Задачами экологического воспитания в дошкольном учреждении являются:

создание в педколлективе атмосферы приоритетности экологического воспитания;

создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс экологического воспитания;

систематическое повышение квалификации педперсонала: осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;

выявление уровня экологической культуры - реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.

Дошкольный период - идеальное время для экологического воспитания ребенка. В этот период закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру.

Наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Поэтому нужно формировать у ребенка соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит развитие эмоционального отношения к растительному и животному миру.

Формирование экологической культуры личности должно быть направлено на гармонизацию отношений человека с природой.

Ребенок должен в дошкольном возрасте усвоить правила поведения в природе, а также такие нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание.

Ведущим видом деятельности в жизни дошкольника является игра. Игра как метод экологического воспитания представляет собой специально организованную воспитателем игру и включённую в процесс познания природы и взаимодействия с ней.

Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.

Список использованной литературы

1. Бродовская З. В. Экологическое воспитание личности как ценностная компонента современного образования / З. В. Бродовская // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 130-133.

2. Виноградова Е.Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. - 2012. - № 4. - С.9.

3. Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников //Дошкольное воспитание. - 1998. - №7. - С. 45.

4. Кудрявцева Е.А. Педагогическая поддержка развивающего игрового пространства как способ становления индивидуальности ребёнка в детском коллективе / Е.А. Кудрявцева // Дошкольник. Младший школьник и дошкольное воспитание и обучение: журнал. - 2012. - №4 . - С. 16-23.

5. Николаева А. Материал от природы // Дошкольное образование. - 2012. - № 6 (311). - С. 18-23.

6. Николаева С.Н. Юный эколог: система работы в старшей группе детского сада: для работы с детьми 5-6 лет / С.Н. Николаева. ? М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 166с.

7. Рыжова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду [электронный ресурс] / Н.А. Рыжова. ? Режим доступа: http://dob.1september.ru/2001/08/3.htm.

8. Шошина Л. Давайте чистым воздухом дышать (из опыта работы) / Л. Шошина // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 7.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Цели, задачи экологического воспитания у дошкольников, его содержание. Развитие познавательной деятельности ребенка в процессе ознакомления с окружающим миром. Экологическая тропа как условие воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2014

    Актуальность экологического воспитания подрастающего поколения. Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Принципы воспитания экологической культуры у дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 11.03.2014

    Проблема экологического обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста. Разработка методов и средств организации педагогического процесса. Формирование экологической культуры личности, познания единства человека и природы. Оценка результатов.

    дипломная работа , добавлен 01.06.2014

    Изучение педагогических условий воспитания и основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста. Анализ методики использования предметно-развивающей среды как средства экологического воспитания. Приобщение детей к экологической культуре.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2014

    Проблема и психолого-педагогические основы формирования начал экологического воспитания у дошкольников. Педагогические условия формирования экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста в процессе элементарной поисковой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 10.06.2011

    Раскрытие сущности и содержания экологического воспитания старших дошкольников. Определение уровня сформированности знаний детей о взаимодействии человека и окружающей природы. Осуществление работы по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении.

    курсовая работа , добавлен 10.02.2016

    Определение критериев, анализ показателей и характеристика состояния экологического воспитания дошкольников. Экспериментальная оценка работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2012

    Экологическое воспитание в дошкольном учреждении - формирование экологической культуры (экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности). Использование дидактической игры как средства развития детей дошкольного возраста.

    аттестационная работа , добавлен 06.05.2010

    Анализ психолого-педагогической литературы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении. Нетрадиционные системы в воспитании и оздоровлении.

    курсовая работа , добавлен 01.10.2014

    Интегративные тенденции экологического образования детей дошкольного возраста. Комплексные мероприятия экологического содержания в ДОУ. Экспериментальное исследование экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей дошкольного возраста.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научаться бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Термин "экология" (от греч. oikos - дом, жилище и logos - наука) введён в 1866 Э. Геккелем, считавшим предметом исследования экологии связь живых существ со средой. Первоначально экология оставалась в сфере биол. науки развивала идеи Ч. Дарвина о многообразных взаимосвязях растений и животных со средой. В современной науке понятие "экология" не ограничивается только биологическими рамками. Выделяют социальную, техническую, медицинскую экологию и др., которые вместе с экологией природных систем составляют современную комплексную экологию, призванную обеспечить равновесно-динамичное состояние природы, а также оптимальное взаимодействие природы и общества при условии рационального использования природных ресурсов и регулирования природных процессов на основе знания объективных законов и закономерностей развития природы. Элементами окружающей человека среды и его жизни считаются социально-экономические, технико-технологические, природные, культурные, информационные условия. Состояние окружающей среды во многом обусловливает здоровье человека. Проблемы социальной экологии учёные рассматривают как проблемы отношения человека к человеку, человека к природе. Различные аспекты экологических знаний направлены на оптимизацию деятельности человека по использованию природы, достижение гармонии отношений между обществом и природой. Решению этой задачи благоприятствует процесс экологизации всех областей науки, производства, искусства, морали, права и образования. Становление и теоретическое осмысление экологии, проблем в науке, их актуальность и значимость для хозяйства определили развитие педагогического аспекта этих проблем, формирование нового направления в педагогической теории и школьной практике. Связанное с раскрытием в учебно-воспитательном процессе экологических проблем (сохранение окружающей природной среды), это направление определяется целым рядом терминов ("природоохранительное просвещение", "природоохранительное образование", "экологическое образование", "экологическое воспитание").

Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает. Это вызвано:

  • - необходимостью повышения экологической культуры человека;
  • - необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
  • - необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
  • - необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;

низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично значимых;

недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.

Цель и задачи воспитания экологической культуры

Создание нового отношения человека к природе - задача не только социально-экономическая и техническая, но и нравственная. Она вытекает из необходимости воспитывать экологическую культуру, формировать новое отношение к природе, основанное на неразрывной связи человека с природой. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание, где под воспитанием в широком смысле слова понимается образование, развитие, воспитание (в узком смысле слова).

Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Сама природа понимается не только как внешняя по отношению к человеку среда - она включает в себя человека.

Отношение к природе тесно связано с семейными, общественными, производственными, межличностными отношениями человека, охватывает все сферы сознания: научную, политическую, идеологическую, художественную, нравственную, эстетическую, правовую.

Ответственное отношение к природе - сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем, что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач: образовательных - формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения; воспитательных - формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни; развивающих - развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Нужны конкретные требования, охватывающие ценностные ориентации, знания и умения на базовом уровне экологического образования. Этому способствует определенное содержание, основанное на интеграции областей знания: социальной экологии (человек рассматривается единственным сознательным компонентом всех экосистем) ; экологии человека (науки о системных связях человека с окружающей средой) (Деряпин, 1996).

С традиционной точки зрения мир существует для человека, который выступает мерой всех вещей, мерой же природы является ее полезность. Отсюда потребительское отношение к природе.

В противовес новая система ценностей исходит из понимания уникальности и самоценности природы. При этом человек рассматривается как часть природы, а при характеристике природы подчеркивается ее многосторонняя ценность для человека.

Выявляется междисциплинарный состав содержания экологического воспитания, которое можно сгруппировать в четыре компонента - научный, ценностный, нормативный и деятельностный.

Научный - ведущие идеи, теории и концепции, характеризующие здоровье человека и природную среду его обитания; происхождение, эволюцию и организацию природных систем как объектов использования и охраны.

Ценностный - экологические ориентации человека на различных этапах истории общества; цели, идеалы, идеи, характеризующие человека и природу как универсальные ценности; понятие экономической оценки окружающей среды, ущерба, наносимого ей, затрат, необходимых на ее восстановление и предотвращение ущерба.

Нормативный - система нравственных и правовых принципов, норм и правил, предписаний и запретов экологического характера.

Критерием эффективности экологического воспитания и образования могут служить как система знаний на глобальном, региональном, локальном уровнях, так и реальное улучшение окружающей среды своей местности, достигнутое усилиями школьников (Коменский, Локк 1989).

Что еще почитать