3 д головы животных. Как сделать оленя из бумаги в разных техниках. Этапы выполнения работы

Или Viber/WhatsApp +380679814242

Продолжим тему по созданию каркасных фигур из листового материала. Сегодня расскажем о таком направлении, как животные в виде мангалов. Видели в сети много интересных проектов и решили, как только будет время, сделать подобную конструкцию, точнее модель. И сегодня можем показать, что из этого получилось.

Модель решили делать сразу из металла толщиной 4 мм. На счет жаровни, то толщина вполне оправданна, а вот на счет ребер самого оленя, то тут, как говорится, “на любителя” и толщину материала вполне можно уменьшать до 3 мм. При проектировании подобных изделий сразу нужно учитывать свои нюансы. Такой мангал обязательно должен быть устойчивым, все-таки масса в итоге будет существенная (наш из 4 мм металла получился около 75 кг.). При проектировании желательно избегать лишних ребер. Эстетику они могут и придать, но при этом и увеличат себестоимость изделия.

Модели по типу d-torso для таких изделий можно брать как основу, при этом выкидывать лишние ребра и оставлять только несущие и придающие объем. Все операции мы делали как и раньше в SketchUp. Такой мангал будет хорошим эстетическим и функциональным дополнением на участке. После создания модели решили в свободное время поэкспериментировать с другими “зверями”.


В этом мангале постарались максимально уменьшить количество ребер при этом не “испортить объем”. Ну и третий тип подобного изделия в виде кабана.


Сами мангалы мы не изготавливали, но при проектировании еще необходимо учитывать толщину паза, под который выбираете материал, а именно толщину реза вашего металлорежущего оборудования. Можно с этим не заморачиваться и делать пазы на 1 мм больше толщины металла. Тогда все станет без проблем. Человек, который резал модель олень-мангала на гидроабразивной резке советовал для металла 4 мм делать паз 4,5 мм. Тогда все становится прекрасно. Ниже фото некоторых наших работ.


Мангал лось



Мангал Лев








Продолжаем рассказывать о таком направлении, как создание каркасных фигур или 3Д пазлов из фанеры. Сегодня рассмотрим пример создания такого изделия из модели крокодила с помощью плагина SliceModeler. В предыдущих записях и мы уже показывали пример использования данного плагина, но как помним результат был не очень. Модель, с которой будем сегодня работать, позволяет применить SliceModeler и при этом получить неплохой результат.


Модель крокодила изначально была со всеми конечностями, мы убрали лишнее и приоткрыли пасть для придания модели эффектности. Все операции делаем в программе SketchUp. Изначально планировали делать модель вручную, как и голову слона, но плагин SliceModeler с этой моделью довольно легко справился.


Сразу масштабируем модель до реальных размеров изделия(у нас десятикратный масштаб). Запускаем плагин и устанавливаем параметры: расстояние между элементами пазла (20мм), толщину стенки (4мм), направление сечения (ось X), слой (оставляем по умолчанию) и цвет слоя (можно не менять).


Во время работы плагина программа спрашивает нужна ли нумерация элементов. После этого переходит к следующему шагу – сечение по другой оси. Берем ось Y и аналогично устанавливаем параметры.


Результат сечения модели по двум осям довольно неплох. Есть стыковочные пазы во всех элементах пазла, вектора все замкнуты, нигде нет “висящих” в воздухе деталей. Единственное, с чем не справился плагин, это не придал объема элементам пазла. Это пятиминутная операция, которую можно сделать вручную.


Уберем несколько ребер по оси Y, оставим только три основных и добавим взамен элементы по оси Z. Сам плагин SliceModeler делает сечение модели по двум любым осям. Если же необходимо добавить детали из третей плоскости, то тут нужно прибегнуть к хитрости. Делать операцию сечения модели попарно по двум осям, причем одну общую оставлять как связующую. На нашем примере операция сечения проводилась попарно по осям XY и XZ, где ось X играет роль связующей.

Производим аналогичные операции по осям X и Z. По эти осям плагин SliceModeler полностью выполняет свои функции. Если нет проблем при пересечении элементов, то в конце работы плагин запрашивает делать ли раскладку деталей в одной плоскости.


Ниже видно результат работы плагина.


Убрав “мусор” получаем сечение модели в плоскостях X и Z.

Группируем все детали пазла. Не забываем что детали по оси Z нужно будет доделать вручную, так как пазы в них привязаны к элементам по оси X. Мы же их связываем с деталями по оси Y.


Раскладываем детали в одной плоскости и экспортируем в векторном формате для последующей резки.



В CorelDraw дорисуем основание под голову крокодила и добавим пазы для стыковки с основной моделью.


Размер итогового изделия получился 190x150x365 мм без учета размеров основания. Всего на такую модель ушло 5 листов размером 300×450 мм. Фанера толщиной 4 мм.


Plywood trophy alligator head
Plywood trophy crocodile head

Фото готового изделия и предыдущей работы.


Ну и стандартный бонус в конце статьи:


В добавление к теме напишем еще и о создании 3D пазла слона из фанеры. Имея исходную 3D модель мы решили поэкспериментировать и создать пазл по типу макетов компании D-torso. Сразу покажем готовый результат для представления работы.


Процесс создания такой модели вам знаком с предыдущих статей. Единственное отличие – количество деталей, составляющих пазл, их в нем 83 штуки. Размеры слона (без ушей) составляет 50х35х16 см. Материал все та же 4 мм фанера. Размер модели исходно делался таким, дабы соответствовать моделям, которые мы резали раньше.


Кроме нашего слона это все модели компании D-torso. Самым проблематичным процессом оказалось создание пазов пересекающихся ребер. Сложного ничего, просто монотонная работа. Все делалось в том же SketchUp. Применение плагина Slice Modeler, как мы и предполагали, оказалось неуместным.


Как видите, все те же проблемные сечения, незамкнутые вектора. Доработка вручную нецелесообразна, так как времени уйдет больше, чем на создание с ноля. Наша итоговая работа:


Весь процесс создания модели занял 2 дня. Это с большими перерывами. Резка и сборка модели еще 1,5 часа. На рисунке ниже видно в каких плоскостях мы решили пересекать модель. Шаг 20 мм между сечениями.





После создания всех элементов пазла, раскладываем их в одной плоскости. Экспортируем из SketchUp в Corel и дальше раскрой.


Детали пазла

Общий файл:



Как создаются пазлы из фанеры? Сегодня многие из вас видели на просторах интернета много скульптур созданных при помощи пересекающихся ребер. По нашему скромному мнению, наиболее в этом деле преуспела японская фирма d-torso. Как создаются такие шедевры мы расскажем в этой статье.

Существует несколько способов. Первый и самый простой – это создание чертежей с помощью специального ПО. Из известных нам программ это Autodesk 123d make: загружаете 3D модель, задаете параметры сечений и на выходе получаете раскладку в векторном формате. Минусы Autodesk 123d make – это сечение только в двух выбранных плоскостях (это есть нормально, так как по другому алгоритм не сможет работать) и проблема с загрузкой многих 3D моделей. Программа еще сырая и последнее обновление было от 2014 года. Есть еще плагин к программе SketchUp, о котором мы расскажем дальше и называется он Slice modeler. Общий минус таких программ это ручная доработка моделей и выкидывание огромного количества ненужных деталей. По времени может занять так же, как и третий способ, о котором дальше.


Второй способ – это создание векторных рисунков в графическом редакторе с просчетом сечений в разных плоскостях. Для такого способа необходимо иметь хотя бы минимальные навыки художника и хорошее пространственное мышление. Контура можно обрисовывать в том же CorelDraw. Тут же и сечь плоскостями. Кто хорошо учил инженерную графику в вузе сразу словит. Минусов такого способа не видим, имея опыт, такие модели можно делать довольно быстро. Плюс к этому присутствует творческая составляющая. Незначительный минус – это невозможность увидеть 3D модель в изометрии уже в собранном виде без предварительной порезки.


Третий способ – это создание пазла с исходной 3D модели “вручную”. Этот способ сочетает в себе преимущества двух предыдущих. Вы можете сами решать в каком месте делить плоскостями модель, на сколько далеко будет заходить контур элемента в модель. Сразу видно общая картина при создании плоскостей. Минусы этого способа – это обязательное наличие 3D модели, как и для первого варианта. Мы расскажем именно об этом способе на примере изготовления головы слона.

Основной процесс изготовления – это работа с программой SketchUp. Тем более есть и бесплатная версия этого продукта (хотя подобным способом можно моделировать почти в любой программе для создания трехмерной графики). Находите 3D модель, которую хотите сделать в виде пазла и загружаете в SketchUp.



… копируем с определенным шагом в нужную сторону.


Следующий этап – это пересечение модели плоскостями. Необходимо такие операции проводить с параллельными плоскостями или с плоскостями, которые взаимно не пересекаются. Обязательно перед этим создать опорную точку для того, что бы в будущем правильно группировать элементы с разных плоскостей.


Выделяем плоскости и с помощью команды Intersect Faces пересекаем модель в нужном месте.


После выполнения команды, которая может занять довольно долго в зависимости от ПК, можно увидеть контур в месте пересечения плоскости с моделью.


После этого удаляете модель вместе с плоскостями сечения и у вас должны остаться контуры будущих элементов пазла. Обязательно перед этим скопируйте модель вместе с опорной точкой для последующего сечения другими плоскостями.


У нас появился набор замкнутых контуров, которые формируют будущие элементы пазла. Для того, что бы сформировались сечения каждый из контуров замыкаем линией.

Некоторые контура после удаления модели и секущих плоскостей могут терять отрезки. В таком случае нужно вручную их замыкать. Все это конечно же зависит от исходной модели.


Осталось поудалять мелкий “мусор” и конечная картина будет выглядеть …


Следующий этап аналогичный предыдущему. Только сечем модель по другой оси. Если первая ось условно была X, то сейчас берем Y.


Последующие операции повторяются.


Не забываем о точке привязки. На нижнем фото видно наложение сечений из разных плоскостей при использовании точки привязки.


Обрежем нашу будущую модель и удалим лишние элементы.

Как видим нижние сечения хобота висят в воздухе. Сделаем сечение между двумя предыдущими и “свяжем” элементы хобота в цельную конструкцию.


Осталось добавить сечения по оси Z. Весь процесс вам знаком.

В последствии выяснилось, что по оси Z достаточно будет двух сечений и средние были выкинуты. Добавили бивни и в масштабе в Corel нарисовали уши. С Corel вектора импортировали в SketchUp и состыковали с нашими элементами.

Далее с помощью команды Push/Pull придаем объемности сечениям. Тянем на толщину будущего материала. Если вырезать планируете из 4мм фанеры, то и соответственно на это значение и тянете. Советуем сразу всю модель делать в реальном масштабе для представления общей картины в будущем.


Итоговая 3Д модель


Создание пазов для состыковки элементов пазла делается вручную и это довольно долгий и монотонный по сравнению с предыдущим процесс. Кто знаком со SketchUp, тот сделает это без проблем. Покажем эту операцию на примере двух деталей хобота. Важный момент: в процессе создания элементов, еще на стадии создания сечений, обязательно группируйте каждый элемент отдельно.


Выбираем один из элементов и заходим в режим редактирования. Рисуем контур пересечения наших элементов.

Для удобства с помощью команды Hide скрываем пока “ненужный” элемент и замыкаем контур паза.


С помощью команды Push/Pull выдавливаем паз в элементе.



Аналогичную операцию проводим с другим элементом пазла.


Создание пазов можно делать и быстрее с помощью той же команды Intersect Faces, но все-равно придется дорабатывать в ручную. Далее проводим аналогичные операции с остальными деталями пазла. И в конечном итоге раскладываем все элементы на одну плоскость для последующего экспорта в CorelDraw.


Сразу уточним, что экспорт 2D графики из SketchUp еще плохо реализован и некоторые файлы можно экспортировать только с помощью установленных плагинов. Наиболее подходящий формат файла для экспорта это dxf. Можно пробовать и dwg и eps. В общем любой формат для достижения цели подойдет. При экспорте сечений обязательно убедитесь, что они лежат в одной плоскости и у вас выбран соответствующий режим камеры (обзора). Камера(обзор) должна смотреть строго перпендикулярно к элементам. В противном случае будут экспортироваться лишние кривые.


Собственно на этом этапе и завершается создание модели для векторной порезки 3D пазла. Далее непосредственно изготовление пазла на любом раскроечном станке ЧПУ или вручную по лекалам. Еще мы обещали рассказать о плагине к SketchUp “Slice modeler”. Этот плагин позволяет проделывать вышеописанную работу автоматически, но как и в любом процессе автоматизации есть свои недостатки. Slice modeler прекрасно работает с простыми объемными фигурами, а также с несложными 3D моделями. Со всеми моделями, которые мы импортировали в SketchUp он работал кривовато.


При запуске плагина выкидывает окно, в котором выбираем шаг сечения, направление по оси, толщину конечного элемента, цвет и слой. Для примера мы выберем ось Х. Плагин дает информацию о количестве сечений и производит собственно сам процесс.


После некоторого времени выдает готовые сечения модели и запрашивает информацию о другой оси. Для примера выбрана ось Z.



Результат работы плагина с данной моделью не очень хороший, так как много сечений нужно править и доводить до ума. При нормальной работе Slice modeler в конце процесса раскидывает элементы пазла в одной плоскости, при чем делает еще и нумерацию каждой детали. Этот плагин сечет в двух плоскостях, сечения в третей плоскости надо доделывать в ручную или же делать хитрым способом – попарно производить процесс в двух плоскостях, а потом их накладывать (например XY и XZ). Итог таков: Slice modeler можно использовать с простыми 3D моделями или с моделями, сделанными на высоком уровне (пример ). По времени этот процесс может занять даже больше, чем “раскрой” вручную.

Теперь переходим непосредственно к процессу изготовления наших деталей. Мы будем кроить элементы пазла на вот этом красавце.


Лазерный гравер A3+SPLIT в настольном исполнении. Это уже второе поколение A3+SPLIT. Размер рабочего поля 300х450, реальная скорость гравировки 550 мм/с. Резка 4мм фанеры на скорости 12-15 мм/с. После мучения с К-40 гравером работа на этом станке одно удовольствие. Сделан у нас в Украине, комплектующие у ребят всегда в наличии и поддержка на высоком уровне. К стати есть комплектация с “пиновым” столом. Кто работал с фанерой в больших количествах, тот знает все “прелести” отмывания ребер ножевого стола от копоти.


Собственно процесс работы сводится к установке фанеры на рабочий стол и запуска программы для резки контуров, которая тесно интегрируется с CorelDraw.




Всего на всю модель ушло пять листов размерами 300 х 500 мм. Это даже с учетом основания щита, который дорисовали уже в CorelDraw. Обязательно проверяем толщину фанеры перед резкой и подгоняем реальные чертежи с учетом толщины реза лазера в 0,1 мм.


Размеры готовой модели составили 50х50х40 см.



И, наконец, готовый результат.


Всего по времени данная работа заняла один полноценный рабочий день. Конечно для начинающих это время может немного быть большим, но с опытом придет и автоматизация процесса. Хотим подчеркнуть, что данный способ изготовления подобных изделий не есть единственным и если есть желание и время, то дерзайте.


Ни одно животное не пострадало во время изготовления 3D пазла.

Паперкрафт (Papercraft) - вид моделирования, материалом для которого служат выкройки (развертки), вырезанные из бумаги или картона. Паперкрафт пользуется широкой популярностью за рубежом, у нас же данный вид моделирования называют просто «поделки из бумаги».

Сегодня мы будем создавать трофейную голову оленя для украшения интерьера в таком виде паперкрафта, как низкополигонное моделирование (low poly).

Я воспользовался готовой бесплатной развёрткой, найденной в сети, автором которой является Jan Krummrey . Как оказалось, найти что-то более-менее красивое в бесплатном доступе не так уж и легко. Это и понятно, так как развёртки моделей делаются вручную и занимают огромное количество времени и сил. По этой причине авторы моделей просят за свою работу небольшое вознаграждение .

Итак, скачиваем файл с развёрткой по этой ссылке . Далее вам нужно определиться с размером будущей модели. Если используется формат бумаги А4, как у меня, то размер модели будет составлять примерно 60×34х32 см. Если используется больший формат бумаги бумаги, например, А3, то размер модели увеличится в два раза. Как по мне, А4 это оптимальный вариант.

Затем нужно приобрести бумагу плотностью 200 г/м2 и выше. Я использовал белый матовый ватман А4. Тестовую модель я собирал из обычной бумаги для принтера. Офисная бумага недостаточно плотная и жёсткая, рога у оленя обвисли, а сама модель смотрится ужасно из-за того, что грани полигонов повыгибались. По этому не повторяйте мои ошибки и сразу купите нормальный материал.

1) Клей ПВА
2) Канцелярский нож
3) Ровная доска или фанера
4) Зубочистки
5) Большие и маленькие ножницы
6) Линейка
7) Предмет для продавливания граней развёртки (у меня это кусок жести от заглушки системного блока)

Вырезать детали развёртки нужно очень аккуратно, иначе косяки будут сильно бросаться в глаза. Вырезать можно канцелярским ножом, положив макет на доску или фанеру, прикладывая линейку к линии обрезки, либо обычными ножницами.

В итоге мы получим кучу деталей для склейки.

Далее необходимо «продавить» тупым предметом пунктирные и штрих-пунктирные линии изгибов деталей. Это необходимо для того, чтобы изгиб шёл ровно по указанной линии. Продавливать можно тупой стороной лезвия канцелярского ножа, прикладывая линейку к линии изгиба и проводя ножом. Мне этот способ показался неудобным, и я использовал заглушку из жести от системного блока компьютера. Её удобнее держать и проще продавливать линии изгиба.

Только после того, как все детали продавлены, мы можем приступать к сгибанию. Штрих-пунктирные линии обозначают внутренние углы (сгибаем угол внутрь), пунктирные линии — внешние углы (сгибаем угол наружу). Если сделать всё наоборот, то разметка деталей (номера и линии изгибов) получится у вас с лицевой стороны, а нам нужно, чтобы они были внутри модели.

Теперь приступаем к самому ответственному моменту — склейке деталей. На каждой детали есть номера, находим такую же цифру на другой детали и склеиваем между собой.

Порядок склейки не имеет значения, но для удобства я разделил голову оленя на несколько частей: уши, рога и шея с головой, чтобы в конце их можно было удобно соединить.






Сегодня не много у кого встретишь висящее на стене чучело головы оленя. Гораздо гуманнее, да и дешевле сделать ее своими руками, тем более как раз сейчас подобные украшения в моде. Они могут быть совершенно разными, начиная от цвета и заканчивая материалом. Хоть это и нелегко, но если быть внимательным и усердным, то все непременно получится.

Важно уделить особое внимание размерам. Голова оленя на стену должна соответствовать размерам помещения, в котором будет находиться. Если сделать ее слишком большой, то она будет выглядеть крайне неуместно и мешать общему дизайну. А слишком маленькая скульптурка будет выглядеть не так эффектно, как могла бы.

Материал

Если есть мужские руки, готовые вам помочь, то голова оленя может быть сделана из фанеры, так как там придется поработать лобзиком. Если же этот вариант не подойдет, то вполне можно обойтись и обычным картоном. Это самые оптимальные материалы для данной цели.

Но если есть возможность сделать из фанеры, то лучше остановить свой выбор на ней. После того, как конструкция будет готова, ее можно обработать пропиткой, покрасить, и украшение будет смотреться очень даже красиво. Кроме того, окончательный вид изделия во многом зависит от краски. Если вы решите использовать несколько цветов, то это будет выглядеть даже выигрышнее.

Голова оленя из фанеры

Плюс фанеры заключается в том, что она гибкая, легко пилится лобзиком и склеивается. Мастера рекомендуют использовать для поделок фанеру на основе бакелита. Ее важное свойство заключается в устойчивости к влаге, то есть в последующем уже готовое изделие можно будет спокойно мыть. Но, к сожалению, это дорогостоящий материал, и не каждый решится тратить такие большие деньги.

Готовое изделие непременно будет собирать много пыли, так что влажная уборка будет обязательной. Это еще раз подтверждает то, что обработать фанеру пропиткой и покрасить будет обязательным этапом.

Голова оленя (своими руками) из картона

На изготовление данного украшения уйдет около 10 часов. Материал - обычный картон.

Чтобы все получилось аккуратно и качественно, лучше не спешить. Делайте перерывы во время процесса, если чувствуете усталость, особенно если нужно поработать с мелкими деталями, так как кропотливая работа очень утомляет. Также будьте предельно аккуратны во время работы с режущими предметами, проводите все подобные действия в направлении от себя.

  1. Первым делом вырезаем шаблоны сначала из бумаги. Далее разместим эти вырезки на картоне, стараясь максимально оптимально использовать пространство, чтобы материала хватило. Для удобства прикрепите бумажные вырезки двусторонним скотчем.
  2. Вырежьте все элементы, после чего приступите к прорезям. После того, как все элементы будут полностью вырезаны, отсоедините бумажные шаблоны.
  3. Следующий этап - окрашивание деталей. это лучше всего сделать до сборки конструкции. Покрасить картонные элементы можно акриловой или водоэмульсионной краской, но удобнее всего это делать балончиками.
  4. Дайте деталям как следует высохнуть и приступайте к сборке. Наша голова оленя с рогами готова! Украсьте комнату, повесив ее на стену.

Достоинства такого украшения

На самом деле голова оленя - это распространенный элемент декора сегодня. Именно ненастоящая или даже сделанная своими руками. Такую вещь могут повесить у себя дома даже самые ярые защитники животных. Тем более такой элемент декора может идеально вписаться в любой интерьер, так как сейчас представлено множество самых различных вариаций из самых разных материалов.

Такая конструкция будет выглядеть намного дружелюбнее пугающего чучела. Подобная декорация позволит вам выплеснуть всю свою креативность, возможно добавив и какие-то новые элементы. Тут вы можете полностью воплотить свои мечты и дополнить дизайн комнаты таким оригинальным украшением, которого точно ни у кого больше не увидите.

Как сделать голову оленя из картона бесплатно без регистрации и СМС February 19th, 2015

В интернетах много интересных идей относительно макетов голов животных, встречаются часто, и очень сильно хочется такую штуковину себе.
Вот и я занялся поиском идей, к тому же, давно не занимался макетированием и хотелось повырезать.


В процессе, наткнулся на сайт с развёртками, доступными для свободного скачивания.
http://www.instructables.com/id/Create-faceted-paper- ..
Распечатал их на 14ти листах А4, купил 3 листа плотного картона размера 50х70 для гуаши и понеслась.
Сами развёртки никак не переводил на картон, просто прикладывал поочереди листы с распечатками к картону, фиксировал, плотно прижимал рукой, что бы не съехало, и прям поверх вырезал канц. ножом, делая ещё прорези для сгибов.

Первые 10 листов - голова, последние 4 - рога.

Для склеивания распечатал развёртки повторно, что бы было где искать деталь и понимать что к чему клеить.
Склеивать не так сложно, как думал, номер к номеру прикладываешь и клеишь, вначале сложнее найти 2 одинаковых номера, но под конец само собой уже без номеров идёт, главное постоянно сверяться с распечатками. Так пару раз запутался, приходилось расклеивать.

Справедливости ради стоит заметить, что работу можно существенно упростить, распечатав развёртки прямо поверх картона и ничего не переводя, вырезать. Минус данного подхода в том, что эти циферки и линии остануться на самой голове, мне же хотелось чистый макет цветом картона.
Каждый найдет свой метод вырезания)

Можно включить фантазию и расписать потом голову акрилом, можно вырезать детали из разноцветных листов случайно, можно всё сделать одним цветом, либо как я: рога один цвет, голова - другой, да хоть сусальным золотом покройте или проволокой обмотайте, результат зависит только от вашей фантазии.

P.S. - у меня на вырезание и склеивание ушло 2 месяца. Неторопливые вечера, 2-3 раза в неделю по паре часов.
В принципе, вполне реально сделать за неделю, если сосредоточенно сидеть каждый вечер.

Эти животные загадочны и красивы, из-за чего они часто фигурируют в древних мифах и на полотнах художников. Работа по изготовлению головы оленя из бумаги небыстрая, для этого потребуется время и терпение. Готовую поделку можно подарить другу или использовать как украшение стола.

Делаем оленя из бумаги своими руками

Материал и инструмент:

  1. Листы чистой или разноцветной плотной бумаги формата А4 - 14 шт.
  2. Планка.
  3. Ножницы.
  4. Стержень.
  5. Клейстер.
  6. Двусторонняя клейкая лента.
  7. Нить или шпагат.

Это один из наиболее простых вариантов, как можно сделать оленя из бумаги. Шаблон уже готов - распечатайте выкройку изделия, её можно найти в интернете. На изготовление головы оленя потребуется 10 листов , а на рога - 4 листа. Цвет выбирайте сами, все зависит от вашей фантазии.

Осторожно вырежьте все детали изделия. Затем сгибаем детали для придания им формы и клеим между собой.

Когда распечатаете выкройку, увидите линии, которые означают:

Гнуть необходимо на внешнюю сторону;

Гнуть необходимо внутрь.

При помощи планки и ножниц обозначаем линии для сгиба: планку накладываем на отрезки, а ножницами ведём по линейке, чтобы выдавить бороздки. При помощи этого приёма гнуть бумагу будет легче. Вместо ножниц, можно использовать стержень, пинцет или пустую шариковую ручку .

Потом склейте полученные детали, согласно номерам, которые будут на выкройке. Клеить необходимо номер к номеру. Делать это надо осторожно, чтобы излишки клея не перепачкали лицевую сторону. Для склеивания труднодоступных мест можно применять тоненькую кисть.

Последним этапом будет фиксация нити или верёвочки на клейкую ленту, чтобы можно было повесить голову оленя на стену.

Голова оленя из бумаги готова!

Техника оригами

Оленя можно сделать и из одного листа бумаги, используя для этого технику оригами.

Можно радоваться - наш олень готов.

Папье-маше

При помощи этой техники можно изготовить фактически любую форму.

Для изготовления изделия нам потребуются:

  • газеты;
  • скотч;
  • ножницы;
  • клей ПВА;
  • краски;
  • картон;
  • основа из дерева для крепежа.

Клей для такой техники можно приготовить самому. Его необходимо сделать непосредственно перед работой. В соотношении 1:5 берём просеянную предварительно муку и воду. Все смешиваем до получения однородной массы.

Есть ещё один рецепт приготовления клея. Три части воды выливаем в кастрюлю и кипятим её. Затем добавляем часть муки, уменьшаем температуру, смесь перемешиваем в течение 3 минут, добавляем сахар. Состав перемешиваем и даём клейстеру остыть, на поверхности будет образовываться плёнка, её надо убрать.

Этапы выполнения работы

После того как все материалы будут подготовлены, приступаем к изготовлению изделия:

  1. Необходимо скомкать три шарика из газет разной величины.
  2. Соединяем их в единое целое при помощи скотча, образовывая голову.
  3. Оборачиваем полученную конструкцию газетой, чтобы поверхность тала гладкой.
  4. Шею оленя делаем идентично голове.
  5. Из картона надо вырезать круг, при помощи которого изделие будет крепиться к поверхности стены. Приклеиваем круг к шее.
  6. Рвём газету на множество небольших кусочков.
  7. Каждый кусок опускаем в клейстер и наклеиваем на голову.
  8. Как только сформировали один слой, даём изделию подсохнуть на протяжении нескольких часов, затем той же техникой наклеиваем следующий слой.
  9. Из картона вырезаем уши животного, клеим их на голову и обклеиваем так же, как мы обклеивали голову.
  10. При помощи большого куска бумаги формируем нос, предварительно нужно смочить бумагу клеем.
  11. Делаем выступы для глаз.
  12. Для изготовления рогов можно использовать ветви деревьев или скрученную плотную бумагу.
  13. Рога также обклеиваем бумагой в технике папье-маше.
  14. Раскрашиваем полученное изделие в разные цвета, крепим его к деревянной основе.

Наша поделка готова!

Что еще почитать