Бордюрный камень и его назначение. По всему городу почти новые бордюры меняют на новые - зачем? Двойной бордюр

Хорошие дороги были известны достаточно давно, еще со времен Римской империи. В те времена в качестве дорожного покрытия использовалась брусчатка. Однако кроме нее римляне известны как создатели бордюрного камня.

Хорошие дороги были давно

Известный документ под названием «12 таблиц», который известен с 450 г. до н.э., представлял собой разработанные и принятые технические условия эксплуатации дорог. Так дорога в те времена была многополосной. Одна полоса отводилась для пешеходов, вторая для всадников, третья для повозок с одной упряжью, а кроме них сооружалась основная проезжая часть из двух полос. Тем дороги, что вели в Рим, составляли в ширину до 10 метров, а главные улицы столицы Римской империи доходили в ширине до 14 метров. Уже тогда задумались о том, чтобы на улицах в безопасности себя чувствовали и пешеходы и те, кто передвигается на транспорте. В этом помог как раз бордюрный камень, который высился на 45 сантиметров от уровня дороги. Вдоль него устраивали желоба и кюветы, по которым вода во время дождей и не размывала ее.

Ничто не вечно, в том числе и империи. После того, как великое Римское правление подошло к концу, и империя канула в вечность, бордюрный камень тоже исчез из поля зрения. В средние века дорога едва ли отличалась от того, что сейчас можно увидеть в глубинках нашей страны. Да и из транспорта в средневековых городах встречались в основном кареты, представленные в совсем небольших количествах. Дороги были выложены булыжниками, в сочетании с грязью придававшими городам унылый вид, а для пешеходов единственным спасением стали дощатые тротуары . Все изменилось, когда транспортный поток заметно вырос на рубеже XVIII и XIX в.в. Вот тогда-то старый добрый бордюрный камень и показался из глубины веков.

Изначально такие бордюры изготавливались путем обжига и выглядели как длинные кирпичи, разграничивающие тротуар и проезжую часть. Уже в это время бордюр не только служил разграничителем дороги, но и предотвращал размытие обочин и продлевал срок службы дорожного покрытия.

Бордюр приходящий

Времена менялись, и нагрузки на дороги только возрастали. Настал момент, когда копыта и колеса карет сменили колеса автомобилей. К этому времени уже вошел в обиход бордюр из железобетона , которые изготавливается из песчаного бетона методом вибролитья и вибропрессования.

Сегодня бордюры используются не только на загруженных машинами дорогах, но и на парковых территориях в рамках садово-паркового строительства, а также в ландшафтном дизайне. Благодаря им можно достичь желаемого разделения на функциональные зоны. Поимо декоративной функции бордюр как в давние времена укрепляет мощеные дороги. Он увеличивает срок службы дорог и не позволяет плитке расползтись в разные стороны при выпадении осадков и при оттепели, препятствуя расширению зазоров, в которых скапливается вода.

Дорожный и садовый бордюр

Сейчас железобетонный бордюр делится на два вида – дорожный и садовый бордюр.

Дорожный бордюр применяется там, где нужно оформить улицы и тротуары, а также площадки и зоны для пешеходов. Первоначально устанавливается именно бордюр, и только потом укладывается дорожное покрытие. Так изначально достигается разметка участка. При создании бордюра учитывается то, что за время своей службы на него выпадают высочайшие нагрузки как механического, так и климатического характера. Использование тяжелых песчаных бетонов позволяет в сочетании с методов вибропрессования создать продукт, обладающий высокой морозоустойчивостью и износостойкостью.

Самый типичный бетонный бордюр, который часто можно встретить на улицах, составляет в длину 1 метр. Если длина бордюра увеличивается, его дополнительно армируют стальной проволокой, создавая каркас. Если бордюр устанавливается на магистралях и других дорогах с высоким транспортным потоком, его установка происходит на бетонное основание с применением цементно-песчаной смеси.

У садового бордюра меньшая длина, более плавные линии, да и вообще декоративный внешний вид. Его с большим успехом применяют в ландшафтном дизайне для того, чтобы укрепить почву и посадки, красиво оформить дорожки, газоны и клумбы. Этот вид бордюра производят как с помощью вибролитья, так и с помощью вибропрессования.

Для садового бордюра заранее приготавливают траншеи перед укладкой, в них выкладывают песок вперемешку со щебнем для обеспечения качественного дренажа. При установке бордюра его выкладывают выше почвы по уровню. Это позволяет предотвратить размывание почвы и ее попадание на дорожки.

В приобретении бордюрного камня нет никаких сложностей. Достаточно знать, что благодаря современным технологиям производства бордюр может прослужить более десятка лет. При покупке удостоверьтесь в том, что вместе с товаром в наличии документ, подтверждающий его качество. В этом документе должны быть указаны адрес фирмы-изготовителя и обозначение продукции.

Снова по Москве не проехать, не пройти. На вылетных магистралях и проспектах ведутся ремонтные работы по замене старого бордюрного камня на новый, белый и красивый. А раз меняют бордюры, значит впереди и замена дорожного покрытия. В общем, не успел полностью сойти снег, как городские службы уже принялись активно ремонтировать город.

1. Зачем менять старые бордюры на новые? Разумеется, чтобы распилить жирный, московский бюджет! — это вам скажет любой интернет-специалист.

Но есть и побочные причины, которые не столь очевидны:
— многие бордюры разваливаются или уже развалились, их срок службы подошел к концу. На многих улицах центральной части города бортовой камень, несмотря на жесткие условия эксплуатации, сохранился с послевоенных лет и его срок службы достиг уже 60 - 70 лет;
— иногда приходится менять геометрию улиц в связи с изменением транспортной схемы, а значит переносить бордюры;
— сохранение и улучшение архитектурного облика улиц города, а также реконструкции по проекту "Моя улица" и создание безбарьерной среды.

2. Демонтаж старых бордюров. Я спросил, почему нельзя проводить работы ночью, чтобы не мешать движению (в данном случае общественному транспорту):
— Как ни крути, любой подобный ремонт — это неудобства. Днем мы мешаем транспорту проехать, ночью местным жителям не даем спать. Даже когда все работы закончатся, найдутся недовольные, у которых не спросили мнения как лучше ремонтировать дороги.

3. За пять минут я изучил технологию установки камня. Срезается асфальт, выкапывается углубление под бордюр, из бетонной смеси с щебнем готовится основание, на которое устанавливают и выравнивают камень.

4. После того, как весь участок будет готов, вокруг бордюра с обоих сторон заливают марочный бетон.

5. По словам работяг, срок эксплуатации гранитного бортового камня в разы дольше, чем бетонного борта, который нужно менять каждые 5-7 лет. Все камни приезжают разного размера по длине. На прямых участках это вообще не заметно и не важно (только если не дай бог их не начнут красить в желто-зеленый цвет!), а в местах радиусов и устройств понижения пешеходных переходов, где требуется подпилка, камни подбирают индивидуально.

6. Никакой специальной хитрой техники не используется. Обычный погрузчик и два добрых молодца.

8. Нано-полено для утрамбовки и точной юстировки блока)

9. Пример выполнения радиуса. Каждый камень подпиливается индивидуально вручную. На таких участках в дело идут в том числе и бракованные блоки с изъянами на углах, все равно их обрезают и подгоняют под радиус.

12. Понижение для пешеходного перехода. Выглядит аккуратно. Стоит отметить, что наши строители неплохо научились подпиливать камни, и таких страшных косяков, которые встречались на первых реконструированных улицах в центре, уже не найти.

13. Американский аналог, правда бетонного, а не гранитного бордюра и понижения.

14. Американцы заливают лотковую часть из бетона. Да и сами бордюры, такое ощущение, льют прямо на месте, а не привозят с завода.

15. Бетонные бордюры менее надежны, чем гранитные, но их можно раскрашивать в любые цвета.

17. Бетонный «приляпыш» — временная мера, пока не заменят асфальт.

18. Снова американские аналоги. Не дают они мне покоя, уж больно симпатичные и круглые. Но из бетона.

20. Что вам больше нравится? Вам слово, расскажите мне всю правду про бордюры!

Взят у
Жми на иконку и подписывайся!

На ул. Профсоюзов рабочие выломали и распилили практически новые бордюры. А после – свалили их в кучи. Подобное происходит практически в каждом районе Красноярска, это заметили сами горожане:

«В Железнодорожном районе были нормальные бордюры. Сейчас особых изменений нет, ремонт только доставляет неудобства».

«Были бордюры до этого вполне неплохого качества».

«Второй год уже меняют, наверное, нужно раз так. Местами они, правда, страшные, местами можно было бы и не трогать».

Если бордюры все-таки выломали, то использовать их больше нельзя. Все из-за остатков бетона. Но так происходит только с обычным ограждением.

Старинные и гранитные бордюры убрали и на Красной площади. Однако рабочие и в мэрии уверяют, здесь они по-прежнему останутся, их только приводят в соответствие, чтобы позже начать ремонтировать дорожное полотно.

В мэрии пояснили Новостям ТВК, на всех участках, где меняют бордюры, позже будут ремонтировать дорогу.

В управлении дорог и благоустройства решают, какие бордюры нужно заменить, а какие нет. То есть проводят, так называемую, дефектовку. После чего составляется смета для подрядчика. А он, по словам экспертов,

«УДИБ и департамент горхозяйства географически не отмечает, где этот камень. Заходит подрядчик, сплошняком меняет, укладывает, а потом говорит: а бордюрного камня не хватило, потому что в смете его не было.

Таким образом, получается, что подрядчик не провел ровно ту же самую дефектовку», – уверен координатор Федерации автовладельцев России по Красноярскому краю Егор Фролов.

Однако в департаменте городского хозяйства уверены, такого быть не может. Якобы подрядчики меняют только старые бордюры.

«Новые бордюрные камни никто не меняет. И те бордюрные камни, которые соответствуют требованиям безопасности и внешне выглядят достойно, их оставляют», – пояснил заместитель руководителя департамента горхозяйства Анатолий Кукарцев.

Видимо, целые, но прошлогодние бордюры не устроили чиновников. И на бюджетные средства их решили обновить.

Напомним, в 2018 г. на ремонт 53 объектов потратят больше 1,5 млрд руб.

Снова по Москве не проехать, не пройти. На вылетных магистралях и проспектах ведутся ремонтные работы по замене старого бордюрного камня на новый, белый и красивый. А раз меняют бордюры, значит впереди и замена дорожного покрытия. В общем, не успел полностью сойти снег, как городские службы уже принялись активно ремонтировать город.

1. Зачем менять старые бордюры на новые? Разумеется, чтобы распилить жирный, московский бюджет! - это вам скажет любой интернет-специалист.

Но есть и побочные причины, которые не столь очевидны:
- многие бордюры разваливаются или уже развалились, их срок службы подошел к концу. На многих улицах центральной части города бортовой камень, несмотря на жесткие условия эксплуатации, сохранился с послевоенных лет и его срок службы достиг уже 60 – 70 лет;
- иногда приходится менять геометрию улиц в связи с изменением транспортной схемы, а значит переносить бордюры;
- сохранение и улучшение архитектурного облика улиц города, а также реконструкции по проекту «Моя улица» и создание безбарьерной среды.

2. Демонтаж старых бордюров. Я спросил, почему нельзя проводить работы ночью, чтобы не мешать движению (в данном случае общественному транспорту):
- Как ни крути, любой подобный ремонт - это неудобства. Днем мы мешаем транспорту проехать, ночью местным жителям не даем спать. Даже когда все работы закончатся, найдутся недовольные, у которых не спросили мнения как лучше ремонтировать дороги.

3. За пять минут я изучил технологию установки камня. Срезается асфальт, выкапывается углубление под бордюр, из бетонной смеси с щебнем готовится основание, на которое устанавливают и выравнивают камень.

4. После того, как весь участок будет готов, вокруг бордюра с обоих сторон заливают марочный бетон.

5. По словам работяг, срок эксплуатации гранитного бортового камня в разы дольше, чем бетонного борта, который нужно менять каждые 5-7 лет. Все камни приезжают разного размера по длине. На прямых участках это вообще не заметно и не важно (только если не дай бог их не начнут красить в желто-зеленый цвет!), а в местах радиусов и устройств понижения пешеходных переходов, где требуется подпилка, камни подбирают индивидуально.

6. Никакой специальной хитрой техники не используется. Обычный погрузчик и два добрых молодца.

8. Нано-полено для утрамбовки и точной юстировки блока)

9. Пример выполнения радиуса. Каждый камень подпиливается индивидуально вручную. На таких участках в дело идут в том числе и бракованные блоки с изъянами на углах, все равно их обрезают и подгоняют под радиус.

12. Понижение для пешеходного перехода. Выглядит аккуратно. Стоит отметить, что наши строители неплохо научились подпиливать камни, и таких страшных косяков, которые встречались на первых реконструированных улицах в центре, уже не найти.

13. Американский аналог, правда бетонного, а не гранитного бордюра и понижения.

14. Американцы заливают лотковую часть из бетона. Да и сами бордюры, такое ощущение, льют прямо на месте, а не привозят с завода.

15. Бетонные бордюры менее надежны, чем гранитные, но их можно раскрашивать в любые цвета.

17. Бетонный «приляпыш» - временная мера, пока не заменят асфальт.

18. Снова американские аналоги. Не дают они мне покоя, уж больно симпатичные и круглые. Но из бетона.

20. Что вам больше нравится? Вам слово, расскажите мне всю правду про бордюры!

С начала летнего ремонта дорог в Красноярске начали массово менять бордюры. Развороченные обочины можно наблюдать повсюду - и в центре города, и на окраинах. Всё бы ничего - ремонт же, но к качеству бортового камня и к самому ремонту много претензий. Зачем городу нужны новые бордюры выяснял корреспондент «АиФ-Красноярск».

Нестройная линия

Всего на замену бордюров в городе запланировано потратить около 50 млн рублей, 13 улиц в городе должны обрести стройную линию. Но пока об этом говорить рано. Красноярцы возмущены тем, что с виду нормальный камень, который был установлен пару лет назад, меняют на новый - на проспекте Комсомольский, улицах Дубровинского, Киренского и других.

«Замена бортового камня выполняется не сама по себе, его меняют всегда, когда начинают ремонтировать дорогу, - говорит начальник отдела управления улично-дорожной сетью Никита ДРЕСВЯНКИН. - Негодным считается камень, в котором есть пустоты глубиной 3 мм и длиной 15 мм. Редко когда возможно заменить только один, потому что под землёй они скреп-лены между собой замковым соединением - если вырвать один камень из ряда, соседние неизбежно сломаются».

Вопросы у населения есть и к организации доступной среды. Фото: АиФ/ Ирина Якунина

Однако и новый оказался бракованным. Недавняя проверка уличила подрядчиков в установке дефектных бордюров. 14 из 52 образцов не прошли испытаний - на улицах Партизана Железняка, Тамбовской, Тимошенкова, пер. Медицинском. Вопросы к качеству бордюров также есть к компаниям, проводившим работы на проспекте им. газеты «Красноярский рабочий», улицах 60 лет образования СССР и 26 Бакинских Комиссаров. Как отметили в мэрии, установленные в этих местах камни имеют недостаточные показатели прочности, не соответствуют геометрическим характеристикам.

Более того, на некоторых центральных улицах Красноярска бордюры из долговечного красного гранита были заменены на обычный бетон.

«Мы рискуем окончательно потерять лицо, как бы пафосно это ни звучало. Дело ещё и в том, что гранит, добытый на границе с заповедником, является частью города, его визиткой и историей - он присутствует на многих ключевых объектах города, - говорит общественный активист, руководитель технической службы проектной мастерской Виталий ЧЕУСОВ . - Слегка грубоватая форма гранитного бордюра выглядит эстетично и благородно. Кроме того, это износостойкий материал, со временем он практически не разрушается».

Новый бордюр оказался бракованным. Фото: АиФ/ Ирина Якунина

Где проехать?

Вопросы у населения есть и к организации доступной среды. К примеру, на проспекте им. газеты «Красноярский рабочий» с одной стороны тротуара бордюры занизили, с другой он так и остался высоким. То же самое на улице Вейнбаума. На улице 26 Бакинских Комиссаров комиссия по контролю за ремонтом дорог, куда входят и представители маломобильных групп населения, не приняла ни один пешеходный переход, так как там есть ступеньки. Зато в Советском районе комиссия дала хорошую оценку перекрёстку на пересечении улиц Алексеева и Батурина.

«Я живу недалеко от этого перекрёстка. Раньше здесь вообще ничего не было. Теперь гладкий асфальт, удобные тротуары и почти полностью оборудованные пешеходные переходы, - говорит общественный деятель и член комиссии Наталья КАПТЕЛИНИНА . - Меня как человека с ограниченными возможностями радует, что ремонтные работы идут. Многое сделано для того, чтобы мог проехать человек на коляске. Надеюсь, что через пару лет город станет доступнее всем».

Мнение эксперта

«Мне кажется, что, к большому сожалению, логика в действиях департамента городского хозяйства отсутствует, - говорит депутат ЗС Илья ЗАЙЦЕВ. - Раньше они всегда ссылались на отсутствие средств в бюджете. В этом году выделили беспрецедентную сумму на ремонт дорог в краевом центре (в том числе с привлечением федеральных средств), но лучше не стало. Чиновники продолжают относиться к этому формально. Из последнего: они меняют весь бордюрный камень, где есть сколы глубиной более 3 см, гранит меняют на бетон, чтобы сделать улицы однообразными, ссылаются на невозможность заказывать гранитные бордюры, хотя в других субъектах находят, как это сделать».

Что еще почитать