Детская агрессия: причины и профилактика. Детская агрессивность причины и профилактика

В определенном возрасте родители замечают, что ребенка будто подменили: он становится импульсивным и неуправляемым. Обычно это случается в период с 2 до 4 лет и связано с пресловутым кризисом трехлетнего возраста. «Зажимать» и подавлять сильные негативные эмоции нельзя, значит, им нужно давать выход. Детям лучше всего «выпускать пар» через игры. О том, как избавиться от детской агрессии с помощью игр, пойдет речь ниже.

Природа детской агрессивности

В некоторых ситуациях проявлять агрессию совершенно нормально даже маленьким детям. Природой заложено так, что когда нам что-то угрожает – мы защищаемся. Например, дать сдачи хулигану, который отбирает игрушку в песочнице или толкается – нормальная защитная реакция. Но иногда агрессивность становится как бы «хроническим» состоянием ребенка. Ребенок уже не только защищается, но и нападает сам, причем без видимого повода. Это говорит о том, на ребенка постоянно что-то давит, он не может расслабиться и постоянно «на взводе».

Чтобы работа с детской агрессией дала плоды, нужно выяснить причину этого состояния.

1. «Погода в доме»

Когда родители постоянно ссорятся и кричат, ребенку плохо. Маленьким детям свойственен эгоцентризм, то есть ощущение себя «центром Вселенной». Из-за этого в случае семейных ссор ребенок все принимает на свой счет, поскольку считает, что вся жизнь семьи вращается вокруг него. У малыша в голове складывается следующий «пазл»: «Раз мама с папой ругаются, значит, я не хороший».

2. Сомнительные методы воспитания

Когда родители не справляются со своими эмоциями и кричат на ребенка (полезно для мам: ) , бьют его, наказывают молчанием и игнорированием, ребенок выходит из равновесия – отсюда и агрессия. Даже такой популярный у родителей метод, как пугать малыша разлукой («Сейчас тебя дядя заберет к себе» или «Я пошла, а ты тут оставайся») вызывает нарушение поведения, ведь для ребенка разлучаться с родителем очень страшно, и он постоянно находится в напряжении.

3. Неблагополучная атмосфера в садике или школе

Иногда в детских коллективах находятся детки-тираны, которые держат в напряжении всю группу или класс, и остальные вынуждены постоянно «выпускать шипы», чтобы защитить себя. К сожалению, агрессорами бывают не только сверстники, но и педагоги (воспитатели, учителя). Для того чтобы удержать власть над детским коллективом, они применяют угрозы, унижают детей.

5. Отвержение и блокирование детских чувств и эмоций

Маленький ребенок – это не только улыбки и смех, но и капризы () , крики, слезы, обиды. Если отрицательные эмоции и чувства не принимаются родителями, они копятся и трансформируются в агрессию. Непринятие может проявляться в виде запрета на чувства («Мальчики не плачут») или в виде высмеивания чувств («Распустила нюни, ой, как не красиво»).

6. Высокий уровень тревожности у ребенка

Зачастую в тревогу ребенка вгоняют сами родители, если на каждом шагу сами тревожатся за него и везде видят опасность («На качели нельзя — упадешь», «К собачке не подходи – укусит»). Бывают и просто от природы очень чувствительные и впечатлительные детки, которых все пугает. В обоих случаях ребенок начинает думать, что мир враждебен по отношению к нему, и проявляет агрессию как защиту от окружающих опасностей.

Проявления агрессии у детей

Агрессивное поведение у ребенка может проявляться в следующих действиях:

  • драки;
  • укусы;
  • попытки пинать, бить родителей;
  • обзывательства и грубые выражения;
  • агрессивные действия, направленные на себя (ребенок может расцарапывать себе руки и ноги, кусать себя, дергать за волосы, биться головой);
  • ссоры со сверстниками из-за того, что ребенок никогда не соглашается на уступки;
  • подражание отрицательным героям сказок (Кощею Бессмертному, Бабе Яге), положительных героев при этом ребенок игнорирует.

Игры — выпускаем пар

Помочь ребенку выразить агрессию так, чтобы никто не пострадал, лучше всего через игры. Психологи выделяют специальные игры, в процессе которых можно проработать агрессивное поведение, выплеснуть эмоции. Эти игры подходят и для целой группы детей, и для того, чтобы играть маме наедине со своим малышом. Лучше всего для игр выделить отдельное время и никак его не ограничивать. Не исключено, что от некоторых игр поначалу ребенка будет не оторвать.

1. «Обзывашки»

Для игры нужен небольшой мячик. Встаем с ребенком друг напротив друга и начинаем перекидываться мячом. На каждый бросок кидающий должен назвать соперника «обидным» словом. Правда, слово это должно быть условно обидное: не грубые ругательства, а обычные слова, например: «Мама редиска!» — «Ваня арбузик!» и т.д.

2. «Пылевыбивалка»

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Отличная игра, чтобы на физическом уровне дать выход агрессии. Берем мягкую подушку среднего размера и просим ребенка помочь выбить пыль из нее. Ребенок может делать с подушкой все, что угодно: бить ее руками, пинать, подбрасывать, даже кричать.

3. «Подеремся?»

Вооружитесь вместе с ребенком небольшими подушками и устройте бой. Для создания веселой атмосферы можно включить музыку. Перед игрой договоритесь о правилах: драться можно только подушками, обзываться нельзя. Если кто-то распускает руки или говорит грубости – игра прекращается. Строго следите за правилами.

4. «Обстрел снежками»

Заготовьте с ребенком «снаряды»: в качестве снежков можно использовать скомканную бумагу. Бросайтесь друг в друга бумажными снежками, не забывая прятаться в укрытия и уворачиваться от «снарядов» соперника. Дети такую «войнушку» очень любят и готовы играть в нее очень долго.

5. «Фейерверк»

Заготовьте пачку цветной бумаги, которую вы отдадите на «растерзание» ребенку. Суть игры в том, что ребенок сначала рвет листы бумаги на кусочки, а затем подбрасывает обрывки вверх. Самое главное – приготовить побольше бумаги, чтобы ребенок играл до тех пор, пока не иссякнет интерес, а потом нужно вместе ликвидировать последствия игры с пола.

6. «Катаем мячик»

Берем теннисный мячик и укладываем его на поверхность так, чтобы он никуда не укатывался. Задача ребенка – дуть на мяч, чтобы тот сдвинулся с места. В более сложном варианте можно придумывать разные траектории и пытаться силой дуновения катить мячик именно по ним. Глубокий выдох, который неизбежен в такой игре, очень хорошо расслабляет все мышцы и успокаивает, поэтому дыхательные упражнения очень эффективны при работе с агрессией.

7. «Шторм»

Можно играть в эту игру во время купания, а можно просто набрать воды в глубокую и широкую емкость, вообразить, что это море, и предложить ребенку устроить шторм. Ребенок должен дуть на воду так, чтобы получались волны.

8. «Повелитель ветра»

Садимся напротив ребенка и объявляем его повелителем ветра. Его задача – дуть как можно сильнее. Мама в это время подыгрывает малышу, изображая, как ее сдувает с места, и изо всех сил сопротивляясь порывам ветра.

9. «Упрямый ослик»

Лучше всего малышу лечь на что-то мягкое, чтобы не отбить себе пяточки. Итак, ребенок укладывается, например, на кровать, поднимает ноги и с силой опускает их вниз, на каждый удар произнося «нет!», «ни за что!», «никогда!» и т.д.

10. «Домашний футбол»

Для игры нужна маленькая подушка или тряпичный мяч (чтобы в случае чего не разбить люстру). Ребенок и мама (или папа) играют в футбол, предварительно договорившись о том, что можно делать в игре, а чего нельзя. Смысл в том, чтобы дать ребенку вволю попинать, покидать мяч.


Девочки привет! Сегодня я расскажу вам, как же мне удалось прийти в форму, похудеть на 20 килограммов, и, наконец, избавиться от жутких комплексов полных людей. Надеюсь, информация окажется для вас полезной!

Родительское собрание

Тема: Агрессивность детей. Причины. Предупреждение детской агрессии.

Класс: 2.

Цель: формирование у родителей умения выявлять причины детской агрессии и корректировать своё поведение в отношениях с ребёнком в конфликтных ситуациях.

Задачи: раскрыть понятия «агрессия», «детская агрессия»; обсудить с родителями причины детской агрессии; раскрыть её влияние на формирование ребёнка; способствовать формированию у родителей культуры понимания проблемы детской агрессии и путей её преодоления.

Вопросы для обсуждения:

Ознакомление родителей с результатами диагностики учащихся.

Что такое агрессия? Детская агрессия, её формы.

Причины детской агрессии. Конфликты.

Приёмы преодоления детской агрессии.

Диагностика родителей.

Ход собрания.

Вступительное слово.

Уважаемые родители! Тема нашего собрания очень серьёзна. В таком возрасте, как сейчас наши дети, тема актуальна. Сегодня мы сталкиваемся на каждом шагу с агрессий не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, интернета. Возраст проявления агрессии молодеет. С чем это связано и как бороться с проявлением детской агрессии? На эти важные вопросы мы сегодня с вами ответим.

Ознакомление родителей с результатами диагностики учащихся.

С детьми были проведены две методики: «Кактус», «Три дерева». Данные методики были проведены с целью выявления агрессивности и тревожности у учащихся, так же конфликтные ситуации в окружающем ребенка мира и семье. Результаты данного теста показали.

Изображение данных методик в процентном соотношении на экране.

После проведения методик стало понятно, что многие учащиеся в той или иной степени подвержены агрессии. Многие учащиеся тревожны и неуверенные в себе. После проведения беседы, многие учащиеся рассказали о своих внутренних проблемах. Многие проявляют боязнь перед поражением, многие конфликты у учеников в связи с отношениями в детском коллективе.

Что такое агрессия? Детская агрессия, её формы.

Что же такое «агрессия»?

Агрессия - это реакция на срыв деятельности, задуманных планов, на ограничение чего либо, запреты или неожиданные ситуации. Агрессия может проявляться физически и вербально. Физически - драки. Вербально - ругань, крики, угрозы.

Часто проявление агрессии путают с настойчивостью, напористою и упрямством. Как вы думаете, это качества равнозначны?

(Ответы родителей)

Детская агрессия проявляется довольно часто, но мы иногда ее путаем с настойчивостью. Уровень детской агрессии меняется в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляется в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих и принимают его, как враждебное. К агрессии больше направлены мальчики.

Причины детской агрессии.

Как вы думаете, почему дети ведут себя агрессивно? Почему у них проявляется конфликтное поведение?

(Ответы родителей)

Причины детской агрессии.

Со стороны семьи:

- Недостаток внимания со стороны родителей;

Неправильная реакция родителей на поведение ребенка;

Нездоровая атмосфера в семье, злоупотребление ее членами алкоголем;

Копирование родителей, которые сами неспособны справиться с выражением негативных эмоций;

Слишком жесткие действия и наказание за любую малую провинность;

Попустительское отношение с боку родителей на агрессивные поступки;

Гиперопека со стороны родителей.

Со стороны окружающей среды, школы:

Смена вида деятельности ребенка;

Желание быть во всем первым;

Реакция на неудачу, трудность;

Конфликтные ситуации с окружающими детьми;

Защитная реакция.

Внутренние изменения:

Серьезные заболевания головного мозга и расстройство психики;

Возрастные изменения, так называемые кризисы: 7 лет, 12 лет;

Превращение агрессивного поведения в обыденное;

Использование агрессии, как способ самовыражения.

5. Приёмы преодоления детской агрессии.

Самое первое, что мы должны дать ребенку - любовь. И принять его таким, какой он есть. Ребенок должен каждый день чувствовать нашу любовь и заботу. Он должен понимать, что он нужен. Как в семье, так и в школе, ребенок должен знать, что он уникален. И никакие оценки или конфликты не имеют такого большого значения, как его внутреннее развитие.

Раздача памяток родителям «Профилактика детской агрессии».

Диагностика родителей.

Опросник « Агрессивность. Ребенок глазами взрослого А. А. Романов»

Анализ результатов совместно с родителями.

Итоги собрания.

Подошла к концу наша встреча. Давайте вместе с вами подведем итог.

Ответили ли мы на основные вопросы, которые ставили вначале?

(Мнения родителей)

Вызвала ли наша беседа раздумья, желание изменить и перестроить взаимоотношения с ребенком?

(Мнения родителей)

Какие виды помощи и взаимодействия со школой мы бы выбрали сейчас?

(Ответы родителей)

Хотелось бы раздать вам памятку, которая способствует информированию о том, как предупредить агрессию у детей.

Приложение 1

Памятки для родителей

Если ребенок агрессивен…

Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть. Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем (чем) привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные и близкие ребенка не должны проявлять агрессию. Предъявляя ребенку требования, учитывайте не свои желания, а его возможности. Гасите конфликт, направляя интерес ребенка в другое русло. Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми. Расширяйте кругозор ребенка. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость. Игнорируйте легкие проявления агрессивности ребенка, не фиксируйте на этом внимание окружающих.

Бороться с агрессивностью нужно…Терпением. Это самая большая добродетель, какая только может быть у родителей.

Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, чем то, что он пытается делать.

Неторопливостью. Не спешите наказывать ребенка - сделайте это только если поступок повторится.

Наградами. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение - это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова.

Правила родительского поведения, способствующего снижению детской агрессивности

Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение. Свои собственные агрессивные реакции на какие-то события не переносите на ребенка. Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный. Не унижайте и не оскорбляйте ребенка, особенно при посторонних; обеспечьте ему чувство защищенности. Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка и помочь ему. Будьте внимательны к чувствам и желаниям своего ребенка. Адекватно оценивайте возможности ребенка. Умейте идти на компромисс. Найдите оптимальный путь воспитания ребенка, с которым согласны все, кто участвует в этом процессе. Любите ребенка просто за то, что он у вас есть, без каких-либо условий.

Приложение 2

Упражнения на снижение уровня агрессивности
у детей

Упражнение "Разукрась шары"

Задание для учащихся. Нарисуйте и раскрасьте круги с веселыми и злыми рожицами. Какого цвета могут быть "злые" круги? Какого цвета - "добрые"? Объясните почему.

Упражнение "Бумажный волейбол"

В этом упражнении используются изготовленные заранее бумажные шары. Площадка для игры делится пополам. Дети разбиваются на 2 команды, у каждого участника свой бумажный шар. Следует перебросить все свои шары на поле противника. По сигналу игра прекращается и подсчитываются шары. На чьем поле их меньше, та команда и выиграла.

Упражнение "Руки"

Дети разбиваются на пары. Один учащийся берет другого за руки и проговаривает: "Эй, рука, трясись, трясись - только больше не дерись! Расслабляйся, рука, и больше не кусайся!". Потом меняются ролями. Упражнение повторяется 2-3 раза.

"Солнечный зайчик"

Задание для учащихся. Солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Зайчик побежал по голове, шее, животу, рукам, ногам, забрался за шиворот - погладьте его и там. Он не озорник - он любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним.

"Спаси птенца" Задание для учащихся. Представьте, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь согрейте его: медленно, по одному пальчику сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к груди, отдайте птенцу тепло своего сердца. Раскройте ладони, и вы увидите, что птенец радостно взлетел. Улыбнитесь ему и не грустите, он еще вернется к вам!

Разрядка гнева и агрессии

1. Сильно сожмите руки в кулаки, чтобы пальцы впились в ладони, а затем разожмите пальцы, расслабьте их. Выполняйте упражнение до тех пор, пока не почувствуете, что напряжение уходит.

2. Вытяните руки вверх и тянитесь изо всех сил, до предела, как будто хотите что-то достать с потолка. Потом опустите руки вниз, расслабьте их. Почувствуйте, как напряжение уходит из рук.

3. Закройте глаза и напряженно нахмурьтесь. Сохраняйте такое выражение лица сколько можете, а потом расслабьтесь. Почувствуйте, как напряжение исчезает.

4. Откройте рот как можно шире и сложите губы в большую букву "О". Закройте рот. Так вы расслабили мышцы лица.

5. Трите ладони друг о друга, пока они не нагреются, а затем положите их на лицо. Закройте глаза и почувствуйте расслабление.

Приложение 3

Агрессивность.
Ребенок глазами взрослого (опросник)

А. А. Романов

Фамилия, имя ребенка______________________________________

Возраст_____________Дата заполнения______________________

Заполнил: родитель, психолог, педагог________________________

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 — не проявляется никогда, 1 — иногда наблюдается, 2 — наблюдается довольно часто, 3 — проявляется почти всегда, 4 — наблюдается постоянно.

Показатели

проявления

агрессивности

Поведенческие акты

Частота

проявления

1. Вегетативные признаки

и внешние проявления

агрессивности

Краснеет (бледнеет) в состоянии раздражения, гнева

кусает, облизывает губы в состоянии раздражения, гнева

сжимает кулаки в состоянии обиды

сжимает кулаки в состоянии раздражения, гнева

01234

01234

01234

01234

2. Длительность выхода

из состояния раздражения,

гнева

После агрессивной реакции успокаивается в течение 15 минут

после агрессивной реакции успокаивается в течение 30 минут

после агрессивной реакции успокаивается в течение 1 часа

после агрессивной реакции пребывает в напряженном состоянии в течение дня

01234

01234

01234

01234

3. Чувствительность к помощи

взрослого

Не может успокоиться без помощи взрослого

замечания в устной форме не тормозят вербальной агрессии

замечания в устной форме не тормозят физической агрессии

чувство неприязни к другим не корректируется извне

01234

01234

01234

01234

4. Отношение к собственным

проявлениям агрессии

Сам признает негативность своего поведения и прекращает его

признает негативность своего поведения после комментариев взрослого и прекращает агрессивные действия

признает негативность, но продолжает агрессивные проявления

не воспринимает собственные агрессивные действия как негативные

01234

01234

01234

01234

5. Недостаточность

в проявлении гуманных чувств

Делает что-то назло другим

проявляет безразличие к страданиям других

стремится причинить другому страдания

отсутствие чувства вины после агрессивных реакций

01234

01234

01234

01234

6. Реакция на новую обстановку и на ограничения

Непривычная обстановка не тормозит проявлений агрессии

непривычная, незнакомая обстановка провоцирует проявление агрессии

в ситуации ограничения активности проявляет агрессивность

оказывает сопротивление при попытке ограничить агрессивные действия

01234

01234

01234

01234

7. Реактивность чувствительность к агрессии других

Реагирует агрессией на агрессивные проявления других

проявляет вербальные агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

проявляет физические агрессивные реакции в ответ на вербальную агрессию других

провоцирует проявление агрессии

01234

01234

01234

01234

8. Проявление агрессии

в присутствии других

Проявляет агрессию один на один

проявляет агрессию в присутствии других сверстников

проявляет агрессию в присутствии взрослых

ситуация совместной деятельности провоцирует проявление агрессии

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

9. Проявление физической агрессии, направленной

на предмет

Ломает, портит вещи противника в ситуации ссоры

портит свои вещи в состоянии раздражения, гнева

в состоянии раздражения, гнева портит те вещи, которые попадаются под руку

портит вещи независимо от состояния и ситуации

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

10. Проявление агрессии, направленной на других

детей

Проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева

проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули и т. д.)

задирается, провоцирует проявление агрессии

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

11. Проявление агрессии,

направленной на взрослых

Проявляет агрессию по отношению к родителям

проявляет агрессию по отношению к чужим взрослым

проявляет агрессию по отношению к другим в состоянии раздражения, гнева

проявляет агрессивные реакции на случайные действия других (задели, толкнули

и т. д.)

проявляет агрессию по отношению к другим без видимой причины

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

0 1 2 3 4

12. Проявление агрессии,

направленной на себя

Причиняет себе ущерб в состоянии раздражения, гнева (бьет кулаком в стену, бьется головой)

причиняет себе ущерб после агрессивных реакций по отношению к другим

просит причинить ущерб в наказание

причиняет себе ущерб без видимых причин

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

13. Проявление агрессии,

направленной на животных

Насильно ловит животных

причиняет ущерб животным в состоянии раздражения, гнева

причиняет ущерб животным без видимых причин

убивает животных

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

14. Проявления вербальной

агрессии

Говорит обидные слова детям

говорит обидные слова взрослым

говорит нецензурные слова детям

говорит нецензурные слова взрослым

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

15. Проявления физической

агрессии

Замахивается

щипает, дергает за волосы

бьет рукой

бьет ногой

01 2 3 4

0 1 2 3 4

01 2 3 4

0 1 2 3 4

По данной схеме наблюдателю предлагается фиксировать частоту поведенческих актов ребенка в соответствии с 15 показателями проявления агрессивности:

0 — не проявляется никогда,

1 — иногда наблюдается,

2 — наблюдается довольно часто,

3 — проявляется почти всегда,

4 — наблюдается постоянно.

Общая сумма баллов по частоте наблюдаемости определяет уровень агрессивности:

1-й уровень (от 0 до 65 баллов) свидетельствует о том, что поведение ребенка позволяет говорить об отсутствии тенденции закрепления ситуационно-личностных реакций агрессии как патохарактерологических; скорее всего, ребенок в состоянии самостоятельно овладевать собственной агрессивностью.

2-й уровень (от 66 до 130 баллов) говорит об опасности закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических скорее всего, ребенку требуется помощь в овладении собственным деструктивным поведением.

3-й уровень (от 131 до 195 баллов) характеризует поведение ребенка как патологическое, что предполагает оказание значительной психолого-педагогической помощи ребенку в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций.

4-й уровень (от 196 до 240 баллов) — скорее всего, свидетельство серьезных патохарактерологических изменений в личности ребенка, требующих медицинского вмешательства.


Предварительный просмотр:

«Детская агрессия:

причины, преодоление, профилактика» (рекомендации родителям).

Истоки детской агрессии в первую очередь следует искать в том, как родители воспитывают ребенка. На детей влияют не только преднамеренные и целенаправленные воспитательные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей. Родители, как правило, не видят ни процесс развития отношений между ними и детьми, ни их последовательность, пока не произойдет тревожная ситуация. А негативные ситуации в поведении детей крайне редко возникает случайно и внезапно.

Разберем примеры детской агрессивности и поведение родителей

Отсутствие реакции взрослых на негативные поступки детей само по себе является подкреплением агрессии. Конечно, как способ коррекции плохого поведения может быть использовано наказание, но, между его строгостью и уровнем агрессии детей существует положительная зависимость. Если ребенка наказывать за любое проявление агрессивности, он научится скрывать ее в присутствии родителей, но это не гарантирует подавление агрессии в любой другой ситуации. Строгость родителей может привести к тому, что вне дома ребенок будет вести себя еще более агрессивно. Кроме того, склонный к телесному наказанию родитель подает ребенку пример агрессивного поведения. Ребенок делает вывод, что агрессия по отношению к окружающим допустима, но жертву всегда нужно выбирать меньше и слабее себя. А физическая агрессия - средство воздействия на людей и контроля над ними. В случаях, когда родители осуждают агрессию, проговаривают свои чувства ребенку (о его проступке, активно поощряют его положительное поведение, агрессия постепенно угасает.

Часто дети используют агрессию для того, чтобы привлечь к себе внимание взрослого. Дети для развития нуждаются как в положительных, так и в отрицательных эмоциях. Как правило, хвалят детей гораздо реже, чем наказывают. Если ребенок ведет себя хорошо, то родители не обращают на него внимания, а если плохо – наказывают. И тогда ребенок любым способом пытается обратить на себя внимание родителей, пусть даже негативное. Поэтому дети «становятся неблагополучными», агрессивными из-за невозможности каким-либо иным способом получить внимание родителей.

Малыши, родители которых отличаются чрезмерной уступчивостью, неуверенностью, не чувствуют себя в полной безопасности и также становятся агрессивными (вспышки гнева, с помощью которых можно влиять на дальнейший ход событий и добиваться своего).

Порой дети понимают, что ведут себя плохо, но им сложно выплеснуть накопившиеся эмоции. Если ребенок скандалит, то изначально нужно найти причину плохого поведения и по возможности устранить ее (ребенок устал, голоден, смотрит долго мультики, тревожится и т. д.).

Причины детской агрессивности

Исследования в области изучения детской агрессии показывают, что на формирование данной особенности влияют:

Негативизм близких (отчужденность, равнодушие, постоянная критика);

Безразличное отношение, игнорирование агрессивных проявлений ребенка по отношению к другим детям и взрослым (фактически поощрение агрессивного поведения);

Суровость дисциплинарных воздействий (физическое наказание, психологическое давление, унижение).

Социальное научение (пример взрослых, киногероев и т. д.).

На формирование детской агрессии может воздействовать предрасположенность к возбудимости нервной системы. Но речь идет только о предрасположенности! Практика показывает, что на агрессивность ребенка больше воздействуют социальная среда и его окружение. Агрессивный ребенок скорее вырастет в семье с агрессивными родителями, но не потому, что это передается генетически, а потому, что родители не умеют справляться со своей агрессивностью. Поэтому и не смогли научить этому своего ребенка. Это самые основные причины детской агрессии, к тому же обобщенные. Помните, что ваш ребенок и вы – уникальные люди, и чтобы разобраться в причинах агрессивности именно вашего ребенка, нужно разбираться в данном конкретном случае и искать специфические именно для вашего ребенка причины. К тому же, чтобы воспитать желаемые черты поведения у своего ребенка, надо разобраться со своими собственными недостатками и достоинствами.

Принципы общения с агрессивными детьми:

1. Помогайте ребенку осваивать конструктивные способы преодоления препятствий, разрешения проблем. Покажите, что есть более эффективные и безопасные способы, чем физическое нападение. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте предельно кратким.

2. Помогайте ему лучше узнать себя и других людей. Не исключено, что ребенок ведет себя агрессивно потому, что не видит другого способа самоутвердиться или воспринимает мир как враждебный.

3. Давайте ребенку возможность выплеснуть агрессию (порвать бумагу, поколотить подушку, крепко сжать кулаки и т. д.)

4. Вспомните причины собственных агрессивных поступков в детском возрасте. Например, из-за чего происходили ваши стычки с братом или сестрой, или собственными родителями, или одноклассниками. Возможно, вы сможете лучше понять своего ребенка и помочь ему.

5. Хвалите ребенка, тогда и поводов для непослушания будет меньше. Если вы похвалили ребенка за хорошее поведение - это пробудит в нем желание еще раз услышать ваши добрые слова. Так же не стесняйтесь обнять ребенка, говорить о своей любви к нему.

6. Никогда не унижайте достоинство ребенка, не произносите фраз типа: «Ничего путного из тебя не вырастет! » К сожалению, в большинстве случаев, за критикой его отдельных поступков он чувствует непринятие его в целом. Родители зачастую используют такие фразы: «Ты хулиган», «Ты ничтожество», «Зачем я только тебя родила? »

7. Показывайте ребенку личный пример конструктивного (неагрессивного) поведения.

Помните, что ребенок всегда подражает тому, за кем привык наблюдать, поэтому ни вы, ни другие родные ребенка не должны проявлять агрессию. Направляйте активность ребенка в другое русло (активные подвижные игры во дворе, секции по его интересам и возможностям и т. п.) . Учите ребенка правильному общению со сверстниками и взрослыми. Расширяйте кругозор ребенка. Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость.

Пути преодоления детской агрессивности

Столкновение с детской агрессивностью всегда вызывает растерянность у взрослых. Но некоторые проявления жестокости, упрямства и непослушания не всегда свидетельствуют о наличии у ребенка каких-либо психических отклонений, часто он просто не знает, как себя правильно вести, и ему достаточно просто немного помочь, оказать поддержку. Психологи говорят, что с агрессивными или демонстративными детьми работать легче, чем с замкнутыми или заторможенными, так как они быстро дают понять, что с ними происходит.

Для профилактики детской агрессивности очень важно культивировать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию ребенка. Чем более уверенным в себе он станет, тем реже будет испытывать гнев, зависть, тем меньше в нем останется эгоизма.

Родителям следует сосредоточить усилия на формировании желательного поведения, а не на искоренении нежелательного, подавая детям пример просоциального поведения (заботы о других, помощи, сочувствия и т. д.).

Необходимо быть последовательными в своих действиях по отношению к детям. Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Например, за один и тот же поступок ребенок в зависимости от настроения отца мог получить либо подзатыльник, либо поощрениее.

Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство.

Важно помочь ребенку научиться владеть собой, развивать у него чувство контроля. Дети должны знать о возможных последствиях своих поступков и о том, как их действия могут быть восприняты окружающими. К тому же у них всегда должна быть возможность обсудить спорные вопросы с родителями и объяснить им причины своих поступков - это способствует развитию чувства ответственности за свое поведение.

Ребенок имеет право выражать свои отрицательные эмоции, но делать это не с помощью визга или тумаков, а словами. Надо сразу дать понять ребенку, что агрессивное поведение никогда не принесет выгоды. Научите ребенка говорить о своих переживаниях, называть вещи своими именами: «я разозлился», «я обиделся», «я расстроился». Когда вы рассержены, старайтесь сдерживать гнев, но выскажите свои чувства громко и сердито: «Я поражен и обижен». Ни в коем случае не обзывайте ребенка глупым, тупым и т.д. - он будет так же вести себя с другими детьми.

Нужно обратить внимание на то, что без родительской помощи и внимания ребенок может замкнуться в себе и агрессивный стиль поведения станет для него нормой. А чтобы избежать этого помогите свои детям. Ведь порой для того чтобы снять агрессию достаточно лишь ласковых и теплых слов.

Так же замечательно снимают напряжения творческие занятия, такие как рисование, лепка из пластилина, папье – маше, и так далее.

Для профилактики детской агрессивности:

Проследите, чтобы агрессивное поведение ребенка не поощрялось окружающими, чтобы он не получал видимой выгоды от агрессии.

Не допускайте бесконтрольного просмотра мультфильмов, фильмов, телепередач, видеофильмов (а так же игр на компьютере, компьютерной приставе). Выбирайте видеопродукты без элементов насилия, агрессии.

Не наказывайте своего ребенка за то, что позволяете делать себе.

Не изменяйте своих требований по отношению к ребенку в угоду чему-либо. Справедливым можно назвать такое требование, которое было озвучено родителями, и которые хорошо известно ребенку. Несправедливость требований родителей часто происходит вследствие их внутреннего состояния и не обусловленного непосредственно поступками ребенка (например, на работе – раздражение и ребенок получает наказание за то, на что обычно родители не обращают внимания (например, неубранные игрушки). У ребенка возникает путаница из-за непоследовательного поведения взрослых, чувство несправедливости, обиды, агрессия.

Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом.

Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих.

Так же хочется заметить, что родители, столкнувшись с агрессивностью своего ребенка, часто оказываются перед необходимостью понимания своего ребенка. Без искреннего интереса к личности ребенка невозможно полноценно воспитывать его, добиваться расположения и доверия, создавать условия для его развития, побуждать к хорошим поступкам и т. д. То есть, родителям необходимо понять причины и следствия, управляющие их ребенком. Одной из важнейших причин конфликтов в детско-родительских отношениях является низкий уровень заинтересованности родителей в отношениях с детьми. Т. е. родители не способны правильно понять реальное эмоциональное состояние своего ребенка, осмыслить его и, что хуже всего, не стремятся откликнуться на его проблемы, что вызывает протесты, агрессию и обиды детей.

В заключении, можно напомнить, что агрессия присуща практически всем детям как оборонительная реакция. Поэтому не следует жестко пресекать нормальные агрессивные реакции ребенка, важно лишь научить проявлять их в адекватной и социально приемлемой форме.


Детская агрессия

С детской агрессией мне, как педагогу начального образования, приходилось сталкиваться и раньше. Сегодня мы все чаще встречаем детскую агрессию даже в младших классах. Возраст детской агрессии явно помолодел.
Практически в каждом классе есть задиристые и драчливые ребята, которые постоянно нападают на одноклассников, оскорбляют их, грубят взрослым. Такая агрессия чаще идет из семьи. Семейные неурядицы, пьющие отцы, занятые своими заботами матери. Ведь агрессия-это отражение внутренних проблем ребенка, которые чаще всего возникают из-за жестокости и безучастия взрослых.
Если проанализировать причины проявления негативных эмоций и чувств детей, то они в первую очередь связаны с семейной обстановкой,с семейным воспитанием. Постоянные ссоры родителей, физическое насилие родителей друг над другом, грубость ежедневного общения, унижение, сарказм и ирония, желание видеть друг в друге плохое и подчеркивать это, вот ежедневная школа агрессии в которой ребенок формируется и получает уроки выживания.
Причины, провоцирующие агрессивное поведение у детей, имеют под собой вполне реальную почву. И знание этих причин родителями важно для того, чтобы можно было справиться с проявлениями данной агрессии. Наиболее распространенными семейными причинами детской агрессии являются:
- Неприятие детей родителями.
Данная агрессия присуща не только детям. Статистика подтверждает, что приступы агрессивности проявляются у взрослых не желающих детей. Хотя родители и не говорят ребенку, что его не ждали,не хотели, но он это чувствует по их поведению, жестам, интонации. Такие дети всеми способами пытаются доказать, что они имеют право на существование, что они хорошие и пытаются завоевать право быть любимыми.
- Безразличие или враждебность со стороны родителей.
Дети очень тяжело переживают, если родители безразличны, а порой даже враждебны по отношению к ним. Равнодушие эмоциональных связей в семье. Повышенная агрессия ребенка может являться следствием разрушения положительных эмоциональных связей как между родителями с ребенком, так и между самими родителями. Если между родителями возникают частые ссоры, то жизнь ребенка в такой семье становиться настоящим испытанием. Особенно опасной становится ситуация, где родители используют его, как аргумент в споре между собой. Ребенок живет в постоянном напряжении, страдая от конфликтов между самыми близкими для него людьми, либо черствеет душой, либо вырастает прекрасным манипулятором, полагающим, что весь мир ему что-то должен. Неуважение к личности ребенка, некорректная и нетактичная критика, оскорбительные и унизительные замечания в адрес ребенка вызывают у него неуверенность в себе и своих силах, порождают глубокие и серьезные комплексы и могут побудить откровенную ярость.
- Избыток или недостаток внимания со стороны родителей.
Если ребенку уделяется чрезмерное внимание (родители стараются предугадать каждое его желание) то он вырастает избалованным и капризным. И если очередной его каприз не исполняют, то в ответ получают вспышку агрессии.
Причиной агрессии может послужить отсутствие внимания со стороны родителей, их занятость(пусть лучше отругают, отчитают, чем не заметят).
Если мы не обращаем внимания на страдания детей, их душевную боль, то у ребенка складывается впечатление, что взрослые не могут его понять и помочь и его охватывают чувства одиночества, незащищенности и беспомощности. В результате появляются неадекватные агрессивные реакции.
- Чрезмерный контроль или полное его отсутствие.
Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) как и полное его отсутствие (гипоопека) очень вредны для ребенка. Если властные родители стараются во всем управлять своими детьми, подавлять их волю - это вызывает у них чувство угнетенности, страха. В этом случае агрессивным поведением ребенок выражает протест против существующего положения вещей, постоянных запретов.
- Запрет на физическую активность.
Часто вспышки агрессивного поведения ребенка являются следствием установок или запретов взрослых. Агрессия в этом случае обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно,не имеет свойства исчезать бесследно.
- Чувство вины.
Повышенную агрессивность могут проявлять дети с обостренным чувством совести, потому, что они испытывают чувство вины и стыда по отношению к тем, кого обидели.
- Плохое самочувствие, переутомление.
Чаще всего дети ведут себя агрессивно, если они не выспались, плохо себя чувствуют или обиделись на кого-либо или на что-либо.
- Влияние продуктов питания.
Доказана взаимосвязь между повышением тревожности, нервозности,агрессивности и шоколадом.
Повышенную агрессивность детей вызывают так же такие факторы, как повышенный уровень шума, вибрации, теснота, температура воздуха.
Повышенная агрессивность может быть обусловлена биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Дети, как губка впитывают в себя « семейные установки». Именно по этому, тревожит факт агрессивного поведения детей, вызванного расовыми предрассудками и неприязнью.
По сути, самой главной причиной агрессивного поведения детей оказывается равнодушие к эмоциональному миру ребенка. Именно поэтому они и ополчаются на весь мир, родителей и самих себя.
Общение ребенка с родителями имеет очень большое значение. Специалисты считают, что агрессивное поведение – своеобразный крик ребенка о помощи, просьба о внимании к его внутреннему миру, в котором накопилось слишком много разрушительного. Выплескивая это, он таким образом, борется за свое психологическое выживание.
Агрессивность ребенка проявляется, если:
- ребенка бьют,
- над ребенком издеваются,
- над ребенком зло шутят,
- ребенка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда,
- родители заведомо лгут,
- родители пьют и устраивают скандалы,
- родители воспитывают ребенка двойной моралью,
- родители нетребовательны и неавторитетны для своего ребенка,
- родители не умеют любить одинаково своих детей,
- родители не доверяют своему ребенку,
- родители настраивают детей друг против друга,
- закрыт для друзей вход в дом,
- родители живут своей жизнью, отдельной от жизни ребенка,
- ребенок чувствует, что его не любят.

Профилактика детской агрессии.

Что еще почитать