Если ребенок кусается. Кусание в возрасте после трех лет. Покусы в детском саду: как быть родителям

В годовалом возрасте дети часто кусают родителей за щеку. Когда у них режутся зубы, они готовы кусать все подряд, тем более если чувствуют усталость.

Если в возрасте 1-2 лет один ребенок укусит другого, будь то «по-дружески» или от злости, это тоже не повод для беспокойства. Дети такого возраста еще не умеют выражать чувства словами, поэтому выплескивают свои эмоции более примитивным способом вроде кусания. Кроме того, они еще не в состоянии поставить себя на место обиженного и не осознают, насколько это больно.

Родители в этом случае должны твердым тоном сказать: «Так нельзя! Это больно!» - и спустить ребенка с коленей на пол или забрать его из группы играющих детей. Ему просто надо дать понять, что такое поведение вам не нравится, даже если он еще слишком мал, чтобы уяснить себе, почему именно.

Младенец начинает кусаться из простого любопытства. Ему интересно посмотреть, что будет, если во время кормления он укусит мамину грудь? Чаще всего мама реагирует очень ярко и эмоционально, что и требовалось крохе. Ребенок до года не рассуждает: «Я сейчас тебя укушу, и тебе станет больно». Он ведет себя непосредственно, не задумываясь о последствиях. Но по мере взросления кусание становится все более осознанным.

Итак, почему же кусаются дети в возрасте от года до трех? В первую очередь это может быть старая привычка, закрепившаяся с тех пор, когда у малыша резались зубки. Однако намного чаще встречается ситуация, когда ребенок таким образом пытается выразить свои эмоции или чего-то добиться.

Некоторые считают, что самый простой и эффективный способ борьбы с этой дурной привычкой - укусить в ответ. В моей практике были случаи, когда родители поступали именно так и ребенок действительно переставал кусаться, но не потому, что понимал, как это плохо, а лишь от страха. Он знал: если укусит он, укусят его и ему будет больно. Соглашусь, вы действительно можете таким способом добиться хорошего поведения - но какой ценой? Опустившись на уровень агрессии ребенка, уравняв себя с ним. Не удивляйтесь, если в результате такого воспитания он утратит уважение к взрослым и не будет видеть разницы между ними и своими сверстниками.

Что же делать, если ваш малыш привык решать спорные вопросы с помощью зубов? Прежде всего, проанализируйте, в каких ситуациях он кусается чаще всего. Когда ему чего-то не дают? Когда на него не обращают внимания? Когда что-то запрещают? Кусание - это проявление агрессии. Допустим, вы заметили, что ваш малыш таким образом борется за право поиграть с чужими игрушками. Тогда перед выходом на улицу проведите профилактическую беседу: «Давай договоримся, что ты никого не будешь кусаться на площадке. Если ты захочешь поиграть с чужой игрушкой, ты просто попросишь или предложишь поменяться. Как только я увижу, что ты кого-то хочешь укусить, мы уйдем с площадки и будем гулять одни». Возможно, ребенок захочет проверить, насколько серьезны ваши намерения. Даже если на площадке не возникнет конфликтной ситуации, он ее спровоцирует исключительно для того, чтобы посмотреть, сдержите ли вы свое слово. И здесь необходимо проявить твердость. Делайте то, что обещали, - уводите его с площадки. Если этого не сделать, то в дальнейшем никаких рычагов управления ребенком у вас не будет - он просто не будет воспринимать ваши слова всерьез.

Многие дети перед тем, как укусить, оскаливаются, как тигрята. Если вы внимательно наблюдаете на прогулке за своим малышом, то можете уловить этот момент и зажать ему рот рукой: «Помнишь, о чем мы договаривались? Ты не кусаешься».

Бывает, что ребенок играет, изображая какое-то животное. Он шипит, рычит, царапается и кусается. Понаблюдайте за тем, в каких ситуациях малыш начинает играть в эту игру. Может быть, он прибегает к ней только в общении с другими детьми, чтобы выразить свою агрессию, которую ему запрещают демонстрировать открыто. А может быть, он просто увлекается и кусает от избытка чувств.

Если малыш кусает вас

Когда речь шла о грудном ребенке, я советовала не подавать вида, что вам больно, вообще никак не реагировать на его действия. Теперь тактика должна принципиально измениться. Подросший ребенок очень зависит от настроения родителей. Он уже понимает, что мама может испытывать разные чувства, и боится ее расстроить. Поэтому не скрывайте, что вам больно, что вы буквально плачете. Он поймет ваши эмоции. Будет нелишним даже немножко их гипертрофировать: «Ой, как мне больно! Посмотри, теперь у меня будет синяк. Ты меня очень сильно расстроил».

Если ваше огорченное лицо малыша не останавливает, и он продолжает кусаться, значит, пришла пора отвести специальное место в квартире, куда он будет отправляться каждый раз, когда не сдержится. Это может быть скамейка, диван, ковер. Обнимите малыша и скажите: «Я тебя очень люблю, но мне больно. Я не хочу, чтобы ты мне делал больно. Иди, посиди в другой комнате, успокойся». - «Я не хочу. Я больше не буду». - «Больше не будешь? Тогда давай мириться. Но если ты сделаешь так еще раз, придется тебе отправиться на диван». Очень важно не лишать ребенка в этот момент своей любви. Он не должен чувствовать, что вы его игнорируете. Ваше «посиди и успокойся» не должно звучать угрожающе, не должно выглядеть как наказание. Это просто тайм-аут, который вы даете ребенку, чтобы он пришел в себя. При этом совершенно бессмысленно говорить: «Иди и подумай, как ты себя ведешь». Ребенок еще не в состоянии размышлять над своим поведением и оценивать его с точки зрения этики и морали.

Иногда от привычки кусаться помогает избавиться... резиновая игрушка. Каждый раз, когда малыш собирается кого-то укусить, протягивайте ему эту игрушку: «Кусай». - «Я не хочу». - «А мы не хотим, чтобы ты кусал людей». Таким образом вы даете ребенку возможность выплеснуть эмоции, не причиняя никому вреда, и, что особенно важно, фиксируете его внимание на том, что он делает. Ведь малыш на втором и даже на третьем году жизни не всегда может контролировать свое поведение, часто у него сначала срабатывает импульс - укусить, а потом уже приходит осознание того, что он сделал. Резиновая игрушка становится своеобразным тренажером, помогающим ему научиться сначала думать, а потом уже действовать.

Если ваш ребенок укусил другого ребенка

Итак, это произошло. Рядом громко плачет малыш, показывая своей маме следы зубов на ручке. Ваши действия?

Первый импульс родителя - наброситься на своего ребенка и наказать его. Желание вполне понятное, но не спешите ему следовать! Подумайте, к чему ведет такая реакция? Вместо того чтобы научить ребенка контролировать свое поведение, вы сами преподаете ему урок агрессии: ты укусил - я тебя нашлепала. Получается, что кусаться нельзя, а бить можно. Эту ли истину вы хотите донести до своего малыша?

Я предлагаю и здесь следовать тактике, о которой мы говорили в предыдущей главе, - лишить внимания своего ребенка и направить на обиженного. Подойдите к укушенному и извинитесь, проговорите то, что вашему ребенку самому трудно выразить словами: «Саша (Дима, Петя) тебя обидел. Тебе больно. Мне очень жаль, и я прошу прощения за него. Да, он очень плохо поступил. Давай я позову твою маму. Вот у меня есть платочек. Давай я слезки тебе вытру». Если вы знакомы с укушенным ребенком и он вам доверяет, можно его обнять. Вашему малышу будет больно это видеть, возможно, он заплачет. Но при этом поймет: «Если я буду кусать других детей, моя мама будет обращать внимание на них, а не на меня». Кроме того, вы своим примером покажете ему, что делать, если он вдруг кого-то обидел, - надо подойти, извиниться и постараться исправить ошибку.

Кусание у детей постарше

Если ребенок кусается в возрасте от 2 до 3 лет, вы должны определить для себя, насколько часто это происходит, и дать оценку поведению ребенка в целом. Если ребенок постоянно выглядит напряженным и недовольным и часто кусает других детей, это является признаком, что с ним что-то не в порядке. Возможно, его слишком часто наказывают и одергивают дома. Или же у него не было возможностей привыкнуть к обществу других детей и он считает, что они опасны и могут угрожать ему. Может, он испытывает ревность по отношению к своему младшему брату или сестре и выплескивает свой страх и обиду на других детей, считая их такими же соперниками.

Если кусание сопровождается другими агрессивными действиями, это симптом более серьезной проблемы, которая заслуживает куда большего внимания, чем само по себе кусание.

Обычно же вполне здоровый и нормально развивающийся ребенок вдруг может неожиданно укусить кого-нибудь. Это совершенно естественный этап развития, который не представляет собой никакой психологической проблемы. Однако многих родителей это беспокоит, поскольку они опасаются, что из их тихого и спокойного ребенка в будущем вырастет злодей. Кусание - это всего лишь определенная стадия развития, через которую проходят даже самые добрые и ласковые дети.

Что сделать, чтобы ребенок не кусался

Прежде всего, надо уметь предотвращать такие случаи. Если вы заметили, что ребенок кусается в каких-то определенных ситуациях, то необходимо, чтобы в эти моменты рядом с ним был кто-то из взрослых. Если ребенок часто испытывает разочарования и стрессы, так как является, к примеру, самым маленьким и слабым среди детей или из-за того, что вы непоследовательны в своих требованиях, подумайте над тем, чтобы внести изменения в его повседневную жизнь.

Постарайтесь уделять ему больше внимания именно в те моменты, когда он ведет себя хорошо. Ведь родители зачастую обращают пристальное внимание на детей как раз тогда, когда они что-то ломают или кого-то кусают. Намного полезнее будет, если внимание родителей будет наградой за хорошее поведение.

Если вы видите, что в ребенке нарастает недовольство, отвлеките его чем-нибудь. Если ребенок уже достаточно подрос, то можно выбрать время и обсудить с ним эту проблему, попросив его задуматься над тем, как это больно, и что еще он может предпринять, когда чувствует желание укусить кого-нибудь.

Если же ребенок уже успел укусить кого-то, то внимание надо уделить прежде всего пострадавшему малышу, игнорируя «агрессора». Успокоив обиженного, твердым тоном скажите своему ребенку, что вам не нравится его поведение, и потребуйте, чтобы он так никогда больше не делал. А потом посидите рядом с ним некоторое время, пока он будет переваривать сказанное. Возьмите его за руку или обнимите, чтобы он не убежал от вас. Постарайтесь избегать долгих нравоучений.

Можно ли укусить ребенка в ответ?

Некоторые родители, испытавшие на себе укусы маленького ребенка, спрашивают, можно ли укусить его в ответ. Я считаю, что родители должны быть родителями, а не опускаться до уровня младенца и не отвечать на его плохое поведение укусами, шлепками или криком. Кроме того, если вы кусаете или шлепаете маленького ребенка, он, скорее всего, опять ответит вам тем же, поскольку решит, что это игра. Кроме того, он может подумать, что если вы позволяете себе такое поведение, то ему и подавно можно. Лучше всего, чтобы предотвратить повторный укус, отстранить ребенка от себя, как только вы заметите характерный блеск в его глазах, и ясно дать ему понять, что вам такое поведение не нравится и вы не намерены его допускать.

Кусание в возрасте после трех лет

Обычно дети перестают кусаться к трем годам или чуть позже. К этому возрасту ребенок уже в состоянии воспользоваться словами, чтобы выразить свои желания и чувства. Кроме того, он уже лучше умеет контролировать себя.

Если же ребенок продолжает кусаться, это может оказаться признаком достаточно серьезной проблемы развития. В этом случае вам помогут опытный врач или другой специалист.

Дети до трех лет довольно часто проявляют несдержанность и так называемые аффективные реакции: кусаются, бьют, щипают, царапают, толкают сверстников. Стоит сказать, что агрессивное поведение в 1, 2 или 3 года является крайним вариантом нормы психического развития маленького человека.

Столкнувшись с проблемой нестандартного выхода детской агрессии, мамочки склонны впадать в панику и необоснованно искать в детском характере признаки нездоровья. Естественно, нужно побыстрее разобраться, почему ребенок кусается, и принять меры. Но с ходу вешать на него ярлык патологии — преждевременно.

В большинстве случаев достаточно проявить немного внимания к проблеме и аккуратно перестроить поведение малыша через диалог, игру или упражнения — в зависимости от возраста. В помощь испуганным мамам и папам разработаны надежные инструкции, как отучить ребенка кусаться на том или ином возрастном этапе.

Из этой статьи вы узнаете

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах. И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание ! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детей Наиболее вероятные проявления негативных эмоций Физиологические причины Психологические причины Стратегии поведения взрослых:
Э - эффективная
Н - неэффективная
3-11 месяцев Капризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного тела Прорезывание зубов, болевые ощущения Недостаток внимания, тревога, ожидание кормления Э: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели

Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование

1 год Укусы, удары или плач во время игры Переутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системе Избыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоения Э: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса - твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы)

Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование

2 года Укусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др. Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений

Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системы

Намеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитания Э: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса.

Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания

3 года То же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защите Отставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить.
Неуравновешенность и слабость нервной системы
Кризис 3 лет.
Педагогическая запущенность. Страх.
Проблемы коммуникативной сферы.
Задержка речевого развития.
Несформированность волевого контроля эмоций
Э: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог!

Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты

4 года Любые из приведенных ранее При нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины - только психологические Кризис 3 лет.
Подражание взрослым!
Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация.
Педагогическая запущенность
Э: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими

Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ

Старше 4 лет Обратитесь к специалистам: психологу и неврологу - для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа - также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Кстати ! Намеренное разбрасывание вещей тоже может быть проявлением несформированности эмоционально-волевых процессов. Не дайте этому поведению превратиться в манипуляцию.

Методы отучения

В таблице выше приведены эффективные и неэффективные стратегии взрослых по отношению к кусающимся детям. Полезные коррекционные приемы разберем более подробно.

Приобретение зубных прорезывателей

Остановитесь на классической форме и материале — силиконовое кольцо с массажными элементами. Игрушка-жевалка не имеет права навязывать никаких стереотипов, например, имитировать пищу, образы живых существ или издаваемые ими звуки.

Ребеночек уже в этом возрасте должен строго различать, что можно грызть, а какие предметы под запретом. Обезболивающие гели, естественно, гипоаллергенны и одобрены врачом.

Ай! Больно!

Своевременная активация альтруизма (полтора года — оптимальный возраст) положительно повлияет на будущий характер маленького человека. Важно, чтобы слово «больно» не сопровождалось имитацией страха или разочарования.

В интонацию лучше вкладывать возмущение и удивление. Последующая временная приостановка игры необходима не для наказания, мол, «Ты плохой, я не хочу с тобой играть», а для снижения психического возбуждения, которое и привело к потере контроля. Иными словами, ребенок укусил не потому, что хотел это сделать, а просто не сумел сдержать эмоциональный всплеск.

«Пожалей! Смотри, он плачет»

Формирование сочувствия и эмпатии у детей — еще одна важная педагогическая задачка для мам и пап. Умение оценивать эмоциональное состояние собеседника или партнера по игре — определяющий навык в общении на следующем возрастном этапе — преддошкольном, когда малыш будет вынужден считаться с мнением группы, социальными правилами и семейными традициями.

Взывать к детскому сочувствию и раскаянию за нанесенную обиду лучше всего через театрализацию:

  • Мягкая игрушка может заплакать. Лучше всего временно перейти на перчаточные куклы. Их легче оживлять, они лучше воспринимаются детьми как живые. Для находчивого родителя не составит труда сымитировать звуки плача, всхлипывания и даже настоящие мокрые слезы!
  • Если агрессия направлена на взрослого, показать эмоции обиды и грусти еще проще. Отвернуться, потереть глаза, похныкать и посетовать на боль сможет даже самый брутальный папа. В ближайших играх закрепите материал с помощью карточек с масками-эмоциями. Уместно будет использовать конструкции «Покажи, как улыбается/грустит…»

Полезные сказки

Сказка с древних пор помогала старшему поколению в простой и доступной форме разъяснять детям сложные законы окружающего мира. Через сказку транслируется не только народная мудрость, но и семейные традиции. Поэтому, выбирая сказки для чтения, заранее подумайте, соответствует ли их содержание вашим представлениям о воспитании подрастающего поколения. Чему вы хотите научить детей?

Помимо народных сказок, существуют так называемые терапевтические. Читать их нужно, как и обычные, — среди дня или на ночь. С той лишь разницей, что после такой сказки у взрослого с детьми должна обязательно состояться беседа по рекомендованной автором сказки схеме.

Подбирать сказки нужно по общей идее: нормализовать общение. Например, читать известные истории о Золушке и Белоснежке, указывая при этом, что обе девушки добрые, ласковые, внимательные. Эталон девочки. Ребенку станет понятно, что достигать целей можно не физической силой, а терпеливым ожиданием, вежливыми просьбами и красотой. В итоге ведь обе девушки стали принцессами.

Для мальчиков в качестве эталонного героя можно выбрать храброго портняжку или Щелкунчика. Обязательное условие для чтения любой сказки — диалог с ребенком по ходу развития сюжета.

Литература:

З. Брокет, Г.Шрейбер. «Целительная сила сказок »;

Н. Радина. «Истории и сказки в психологической практике »;

А. Капская, Т.Мирончик. «Подарки фей. Развивающая сказкотерапия для детей »;

О. Хухлаева. «Терапевтические сказки в коррекционной работе с детьми ».

Для кусающегося малыша легче всего придумать историю о кусачей кошке.

Суть истории:

Кошка была очень красива, мила и очаровательна, пока кто-нибудь не протягивал к ней руку, чтобы погладить. Оказывается, бедняжку обидели злые мальчишки, и теперь она ссорится даже с теми; кто желает дружить с ней по-настоящему.

Вопросы ребенку:

Как ты думаешь, у кусачей кисы появятся друзья?

А почему?

А что кисе нужно сделать, чтобы обрести дружбу?

Сюжетно-ролевые игры

Игра — любимый и самый понятный детям способ наработки навыков. И в контексте темы мы говорим о навыках коммуникативных, социальных. Предложите кусающейся девочке поиграть в дочки-матери. Не будет же она кусать своего «младенца» за проступки или плач в коляске?

Юному кусаке поручите тренировку импровизированной армии бойцов из мягких игрушек или соседских мальчишек. Пусть подбирает нужные слова и действия, а покусы постепенно станут неэффективным средством достижения целей.

Пересмотр стиля воспитания

Дети во многом подражают своим родителям в выражении негативных эмоций. Детская психика непредсказуемо преломляет родительский опыт. И там, где мать в конфликтах кричит на отца, ребенок вполне может начать кусаться. Старайтесь, чтобы детвора не была свидетелем семейных ссор. И обязательно исключите из списка воспитательных мер деструктивные:

  • директивные указания в грубом тоне;
  • переход на крик;
  • угрозы «отдать в детдом», «вывезти в поле» и т.д.;
  • рукоприкладство: от подзатыльников до избиений.

Бить детей всерьез и постоянно не рекомендует ни один специалист от педагогики. Физическое наказание порождает не авторитет, а страх — плохой советчик. Но некоторые персоны, например известный доктор Комаровский, допускают небольшие шлепки по мягкому месту — как способ переключения внимания малыша.

Папе и маме важно обсудить стиль воспитания с бабушками и дедушками, чтобы дети не оказывались между деспотизмом отцов и попустительством дедов. Желательно, чтобы все члены семьи использовали единые правила и предъявляли к ребенку равные требования.

Дурной пример заразителен

Иногда родители выражают свою любовь друг к другу ласковыми покусываниями или «царапками». В отношениях взрослых людей такие нежности допустимы, но ребенок воспринимает их слишком буквально и потому неверно воспроизводит.

Если малышу больше 3 лет, объясните, что для выражения любви не нужно делать больно, а лучше пока лишите малыша возможности наблюдать «звериные» отношения родителей.

Вектор агрессии

Высокий уровень тревоги, причины которой должен выяснить специалист, толкает детей на необдуманные действия, аффекты. Дисбаланс энергии возникает из-за несовершенства психики. Чтобы перенаправить агрессию в позитивное русло, запишите забияку в секцию плавания, боевых искусств или творческую студию.

Перенаправление детской энергии — хороший совет для тех мам, которые замечают любые признаки тревожности у 3-4-летнего малыша: неспокойный сон, неконтролируемую физическую активность, снижение концентрации внимания, лень, апатию, колебания аппетита, частые истерики или беспричинные слезы.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры . В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора . Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя» . Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ». Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.
  • Лишение развлечений . «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания . Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Важно ! Наказав малыша, обязательно объяснитесь с ним. Дайте понять, что вы по-прежнему любите своего детеныша и очень расстроены тем, как он несдержан в поведении и подвергает опасности собственное здоровье или жизнь. Помните, что детей нужно обнимать несколько раз в день , даже если вы в ссоре. Уверенность в защите — базовая потребность человека.

Зеркальный ответ . Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками.

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство. В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Важно ! Не совершайте частую родительскую ошибку, пытаясь тайно запугать обидчика. Это лишь усилит противостояние с его родителями, да и самому ребенку может навредить.

Если он щипается и дерется

Кусание, царапанье, драки, разрушения — все это звенья одной цепи. Дети не знают иного способа пережить стресс, кроме как выразить свои эмоции вовне. Другие механизмы еще просто не сформировались.

Множественные и систематические признаки агрессии у детей — не самый положительный симптом. Возможно, вашей семье пора обратиться к специалисту. Довольно распространены случаи, когда поведение здоровых детей диагностично для семейного психолога.

  • Предупреждайте агрессию. Агрессивное поведение — признак дисбаланса в семейной атмосфере. Возможно, недавно произошел переезд, стрессовая ситуация или смерть одного из родственников, рождение младшего или даже приобретение домашнего питомца. Для профилактики будущих проблем обсудите свои вопросы с консультантом. Научитесь контролировать вспышки гнева у детей.
  • Переключайте внимание. До того как агрессия вырвется наружу, переключите детское внимание на другую игрушку. Новый вид деятельности или интересное событие из внешнего мира. Гнев сам собой сойдет на нет, а нервная система получит опыт контроля собственного возбуждения. Эта рекомендация особенно важна тем родителям, которые столкнулись с холерическим темпераментом маленького бунтаря.
  • Удерживайте ребенка. Когда не знаете, как поступить, вместо физического наказания или нотации просто крепко обнимите ребенка и заболтайте его любыми вопросами. Это элемент холдинг-терапии, который используется психологами даже с неговорящими детьми. Замечание: иногда холдинг-прием провоцирует усиление приступа агрессии. В этом случае, увы, придется переждать и отпустить малыша лишь, когда он перестанет сопротивляться.
  • Предложите еду. Еще один простой способ объяснить несмышленышу, что его поведение неуместно, — предложить то, что действительно можно кусать и грызть. Например, для годовалого малыша, склонного к кусанию, держите в кармане фрукты: «Хочешь кусать меня? Нет. Мне не нравится. Кусай лучше яблоко!» В конце концов это превратится в забавную шутку.
  • Говорите об ощущениях. Вместо того чтобы кусать или щипать ребенка в ответ, поговорите с ним об ощущениях. Заметьте — не о чувствах! Продемонстрируйте, что такое боль. Обязательно предупредите, что делаете это в учебных целях: «Смотри, ты ущипнул меня. Я могу ущипнуть тебя в ответ. Вот, почувствуй сам». Ваши воздействия должны быть действительно неприятными, но не заставляющими малыша плакать!
  • Сочувствуйте пострадавшему . Это хорошо работает с 2-2,5 года. Обиженный получает внимание и защиту, обидчика никто не поддерживает. Но не переусердствуйте с сочувствием, чтобы ваше чадо не стало имитировать боль, желая добиться вашего внимания. Вы должны быть уверены, что даете своему ребенку достаточно ласки, тогда его излишняя ревность — это другая педагогическая проблема.
  • Поддерживайте, но не одобряйте . Детям свойственно ошибаться и нарушать запреты. Даже отругав за очередной укус, все же продолжайте быть ласковым родителем. Помните о том, что не одобряете вы лишь один элемент поведения, а не всю личность своего ребенка. Дайте ситуации время, не требуйте быстрого результата.

Посмотрите еще одно видео с полезными советами для родителей.

Повод для беспокойства: когда нужен врач

Если долгое время не удается справиться с раздражительностью и агрессивным поведением, лучше переступить через свою гордость и посетить кабинет невролога и психолога. Никто не заинтересован в том, чтобы ставить на ребенке клеймо девиантности (отклонений), но если все оставить как есть, вред возрастет. Обязательно проконсультируйтесь и получите рекомендации у невролога, если:

  • Есть задержка речи, которая мешает малышу достигать взаимопонимания с окружающими вербально.
  • В поведении сочетаются разные виды агрессивных проявлений: вербальные, мимические, физические.
  • Ребенок уже старше 4 лет и продолжает игнорировать запрет на покусы.
  • Драчун испытывает явное психоэмоциональное возбуждение или даже удовольствие, причиняя боль окружающим.
  • Приступы ярости не связаны с явными конфликтами за какие-либо ресурсы.
  • Проявляет агрессию по отношению к домашним животным.
  • Плохо спит и ест, не усваивает учебную информацию, отказывается от игр со взрослыми и сверстниками.

Картинка нарисовалась нерадостная. Не спешите приписывать своему малышу какие-то патологии. Хотеть кусаться и кусаться в процессе формирования поведения — это совершенно разные психологические структуры.

Отклоняющееся поведение, признаки которого не замечены до 4-5 лет, — огромная редкость благодаря внимательности членов семьи и ежегодному наблюдению невролога и психолога в поликлиниках. Скорее всего, ваш малыш просто формируется по своему индивидуальному сценарию. А ваша задача — поддерживать и направлять.

ВАЖНО ! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на перво

В детском саду в каждой группе зачастую имеется ребёнок, который кусает своих сверстников. Такое поведение малыша неприятно всем: пострадавшему, родителям обеих сторон, воспитателю и самому «кусаке». Естественно, мама сразу задаётся вопросами: почему ребёнок кусает детей в садике? Что делать? Попробуем разобраться, почему возникают такие ситуации, как на них реагировать и можно ли их предотвратить.

Первые действия родителей после инцидента

После того как родители узнали, что их ребёнок укусил сверстника в детском саду, в первую очередь нужно сделать следующее:

Почему ребёнок кусается?

Если же ребёнок стал пускать в ход зубы после того, как начал посещать детский сад, то виной этому может стать просто заразительный пример. Даже малыш, которому не свойственно проявление агрессии, может попасть под влияние большинства и начать совершать такие действия, чтобы не выделяться. Уверенные в себе дети, которых хвалят родители, чаще всего в такой ситуации не будут поддаваться влиянию коллектива.

Ниже подробно описаны основные причины появления этой вредной привычки у ребёнка, и приведены способы решения возникших в связи с этим проблем.

Причина первая. Доказательство значимости

Зачастую ребёнок начинает кусаться лишь для того, чтобы доказать свою значимость и завоевать авторитет в коллективе. Таким способом он хочет добиться подчинения ему окружающих воспитанников группы и возможности контролировать их действия. Первая причина, почему ребёнок кусает детей в садике, обозначена. Как действовать в таком случае?

Главное - это научить ребёнка выражать свои желания не с помощью укусов, а словами. Доступно объяснить малышу, что укушенным быть обидно и больно, можно с помощью игр, где он должен участвовать в ситуации сначала в роли «кусаки», а после в качестве пострадавшего. Во время этого развлечения нужно показать, что простые фразы вроде «я не хочу», «я сержусь» или «мне это не нравится» действуют гораздо эффективнее укусов.

Причина вторая. Чувство тревоги

Ребёнок может кусаться в том случае, когда испытывает чувство тревоги или дискомфорта от нахождения в конкретном месте или окружении. Вероятно, ему страшно, или он чувствует себя беззащитным. Если ребёнок кусает детей в саду именно по этой причине, то для решения проблемы родителям нужно окружить его ещё большей любовью и заботой, а воспитателю постараться создать дружественную атмосферу вокруг малыша и, может быть, дать ему немного больше личного пространства. Работникам детского сада следует помочь своему подопечному найти уголок, где он будет чувствовать себя безопасно. Если кроха ходит в сад совсем недавно, нужно дать ему время для адаптации. Пусть возьмёт с собой в группу любимую игрушку или другую вещь из дома, которая даст ему чувство уверенности и спокойствия.

Причина третья. Нерастраченная энергия

Порой случается, что в роли «кусаки» выступает гиперактивный ребёнок. И пускает в ход зубы он лишь потому, что в течение дня ему не удалось выплеснуть достаточное количество энергии.

Когда такой ребёнок кусает детей в детском саду, что делать воспитателю и родителям? Чётко соблюдать распорядок дня малыша. До обеда ему рекомендованы подвижные игры и физические нагрузки, к примеру, танцы, плавание, езда на велосипеде. А вот вторую половину дня лучше провести спокойно, рисуя, играя с конструктором, лепя из пластилина или читая книги.

Причина четвёртая. Чрезмерная эмоциональность

Если малыш с помощью укусов выражает положительные эмоции, то нужно предложить ему альтернативу, как показывать свои чувства другими способами - используя добрые слова, объятья и поцелуи.

Возможен другой вариант - когда ребёнок кусает детей из-за нахлынувшей на него агрессии. Как по-другому можно её выразить, кроха пока не знает. Вот и прибегает к использованию зубов.

Причина пятая. Недостаток внимания

Если малышу кажется, что мама с папой не уделяют ему должного внимания, он ищет способы исправить это. Чтобы хоть как-то зацепить родителей, ребёнок кусает детей в саду.

Что делать при этом взрослым? Нужно постараться проводить с крохой как можно больше времени. Обнимать его, целовать, вместе играть, читать книги и просто общаться. Вскоре между родителями и ребёнком установится невидимая связь, его психология станет более понятна, и появится возможность предугадать, когда и по какой причине малыш может укусить. Именно в этот момент нужно переместить его внимание на что-либо, отвлекающее ребёнка от возникшего желания пустить в ход зубы.

Что нужно делать после того, как ребёнок кусался, и чего предпринимать не стоит

Категорически запрещается отвечать «кусаке» агрессией. Нельзя кричать или пытаться шлёпнуть его, тем более не стоит пытаться тоже пустить в ход зубы с целью воспитания. Ответная агрессия не приведёт к решению проблемы, а может лишь запугать ребёнка и зародить в нём комплексы. Главное, что должен сделать взрослый - спокойно и уверенно объяснить крохе, как он сделал больно своему сверстнику.

Нужно дать понять ребёнку, что укусы лучше заменить словами «нет», «мне не нравится», «не хочу», «я сержусь». Что использование речи более эффективно, чем применение зубов. Проигрывание таких ситуаций с использованием кукол оказывает положительное влияние на малыша.

Бывает, ребёнок кусает детей для проверки окружающих. Ему любопытно, какая последует реакция, каков предел дозволенного, и что может сойти ему с рук. В таком случае взрослые должны чётко дать понять, что этого делать нельзя. Родителям нужно объяснить: когда кусаешь - причиняешь боль. Гораздо лучше обниматься и целоваться.

Если ребёнок раскаивается

Случается, что ребёнок кусает детей в садике не целенаправленно, а в порыве эмоций или в силу усталости. После этого он сам пугается своего поступка и искренне раскаивается.

В таком случае не нужно его отчитывать. Наоборот, следует предложить ребёнку попросить прощения у сверстника, подуть на место укуса, приклеить пластырь, подарить ему игрушку. Но такое поведение взрослых предполагается только в случае, когда для малыша эта ситуация действительно единична и не является нормой поведения.

Как отучить малыша кусаться?

Принципы избавления ребёнка от вредной привычки следующие:


Как малышу выплеснуть гнев?

Гнев - это природная эмоция, которая имеет такое же право на существование, как и прочие. Порой даже взрослые люди, которые умеют держать себя в руках, испытывают это чувство. Отличие малыша от мамы или папы состоит в том, что родители знают, как выплеснуть гнев, не причинив при этом вреда окружающим, а их отпрыск этим умением не владеет. Почему ребёнок кусает детей? Потому что разгневан. Нужно научить его избавляться от этой эмоции с помощью неодушевлённых предметов. Например, можно поколотить диванную подушку, порвать ненужную бумажку на мелкие кусочки, побросать мягкие мячи в стену, слепить из пластилина и расплющить кулаком его чувство гнева, громко покричать и порычать.

Нельзя полностью пытаться подавить негативные эмоции малыша, ведь впоследствии это может привести к посещениям детского психолога и невропатолога.

Профилактика вредной привычки

Почему ребёнок кусает детей? Потому что его не хвалят родители. Вовремя сказанное одобрительное слово предотвратит появление желания укусить. Нужно хвалить кроху, когда его поведение соответствует вашим просьбам, к примеру, если он угощает сверстников, делится игрушками, считается с желаниями других, проявляет терпение.

В нужный момент обняв ребёнка, можно помочь ему ассоциировать своё неагрессивное поведение с приятными ощущениями. Скоро кроха поймёт, что лучше получать позитивную реакцию на своё миролюбивое поведение, чем негативную - на искусанных сверстников.

В свою очередь, родители и работники детского сада должны своим примером показывать малышу, как следует справляться с гневом и раздражением.

Хорошим методом профилактики являются ролевые игры с ребёнком. Вот несколько тем для таких психологических тренингов:

  • У ребёнка отбирают игрушку.
  • Малыш рассердился.
  • Кроху ударили или обозвали.
  • Ребёнку страшно.

Целью таких занятий является возможность научить малыша выражать эмоции исключительно словами, без пускания в ход зубов.

Воспитатель сказал, что ваш ребёнок кусает детей. Что делать с этой проблемой? Нужно помочь малышу. В первую очередь следует попробовать разобраться с причиной, вследствие которой у малыша появилась эта вредная привычка. Дальше главной задачей родителей является устранение этого фактора, влияющего на поведение крохи. Взрослые должны запастись терпением и проявить свою мудрость в решении этой проблемы. Главными помощниками в этом станут внимание, объятия и поцелуи. Уверенный в себе ребёнок, которого часто и по делу хвалят, не станет решать вопросы, кусая других детей. И помните, что любовью избаловать нельзя. Благодаря этой статье у вас обязательно получится превратить злого "кусаку" в самого лучшего "целоваку".

Дети, как и все люди, могут выражать свои эмоции по-разному. Разница, пожалуй, состоит лишь в степени выражения эмоций. Нам трудно себе представить, чтобы взрослый человек устраивал истерику, ложась на пол супермаркета, или в порыве гнева швырнул тарелку с кашей на пол.

Дети, не задумываясь, совершают все эти действия. И они могут укусить. Укусить по-настоящему, больно и сильно. Причем причина для этого может быть совершенно разной: неумение владеть своим телом, радость, испуг, гнев и так далее.

Для того чтобы узнать, отчего ребенок кусается, необходимо рассмотреть причины по возрастам.

Ребенок кусается в возрасте до года. Что делать?

В этом возрастном периоде есть несколько причин, по которым малыш может укусить.

1. Ребенка беспокоят десна из-за прорезывания зубов. Ему очень сложно удержаться от того, чтобы не почесать их, а это возможно, только если он укусит что-либо или кого-либо. Очень часто в этом возрасте мамы, которые кормят малютку грудным молоком, жалуются на то, что ребенок кусает грудь. Что делать в этом случае? Во-первых, не стоит эмоционально реагировать на такой укус. Даже если вам было очень больно, постарайтесь сдержать вопль. В противном случае, малютка может воспринять ваши крики за игру и будет кусать вновь и вновь. Заберите у ребенка грудь и строгим голосом скажите ему, что так делать нельзя. А для того чтобы унять зуд в дёснах предлагайте малютке различные прорезыватели, а также любые безопасные и чистые предметы.

2. Ребенок начинает активно познавать мир. Ему интересно все, поэтому он стремится познать вкус разных предметов. Тело человека тоже обладает своими физическими свойствами: плотностью, вкусом кожи. Малыш может укусить вас чисто из любопытства. В этом случае, вам стоит отвлечь ребенка на более интересное занятие. Дети этого возраста легко переносят свое внимание на другие предметы, и малыш быстро забудет о своем желании кусаться.

3. Ребёночку также интересно бывает смотреть на то, как реагируют разные люди на его укусы . Через реакцию людей он познает социальные взаимоотношения между людьми. Поэтому в данном случае, ребенку строгим безэмоциональным голосом следует объяснить, что так делать нельзя, а потом опять же отвлечь ребенка с помощью интересной игрушки.

Ребенок кусается в возрасте с года до 3 лет. Что делать?

Малыши этого периода жизни переживают сразу два кризиса подряд. И в обоих случаях дети могут начать кусаться.

1. Сначала они проходят кризис сепарации, освоив умение ходить. Им становится очень важно осваивать новые возможности своего тела, а именно — прямохождение. Потому любые попытки взрослого уберечь ребенка от возможных опасностей воспринимаются малышом как ограничение его свободы. Соответственно, он будет защищаться. Дети этого возраста начинают устраивать истерики, падать на пол, разбрасываться игрушками. А могут и укусить. В этом возрасте для устранения подобных истерик лучше всего подходит правильно подобранный режим дня. Если малыш сыт и не хочет спать, то он меньше капризничает и его легко отвлечь на что-либо другое. Помогает также всегда иметь при себе различные вкусняшки и яркие игрушки. Не ругайте ребенка за укусы, но и не допускайте их.

2. Второй кризис приходит после двух лет. Сознание ребенка постепенно начинает осознавать себя как отдельную личность, у которой есть свои желания и потребности. Малыш начинает понимать, что его желания могут не совпадать с желаниями родителей. Эта ситуация для него непривычна. Каждый ребенок по-разному проживает этот период. Возможно, что защищая свои права и свою самостоятельность, ребенок начнет кусаться. Если при этом он истерично ревёт, то необходимо для начала успокоить малыша. Отойдите от него на пару шагов. После того, как его эмоции чуть-чуть схлынут, дайте ему понять, что вы по-прежнему все также любите его. Обнимите малютку, поцелуйте. Вы увидите, как он расслабится в ваших руках. Лишь,после того как ребенок успокоится, спокойным и твердым голосом поясните малышу, что кусаться не допустимо. Объясните ему, что он вправе злиться и обижаться, но выражать это можно другими способами, не нанося ущерб другому человеку.

Ребенок кусается в возрасте с 3 до 7 лет. Что делать?

В этом возрасте дети становятся более уравновешенные, однако поводов для укусов может быть много. Приведем лишь частный пример.

Ребенок трудно переживает появление в семье сестрёнки или братика. Ему кажется, что внимание родителей полностью перешло на другого малыша. Соответственно, он пытается сделать все, чтобы завоевать это внимание обратно. Причем для него уже не важно, каково будет качество этого внимания — будут ли его хвалить, или наоборот ругать. Чаще всего, послушного и тихого ребенка не замечают, а принимают такое поведение как должное. Поэтому ребёночек неосознанно выбирает стратегию “плохиша”. Среди прочих поступков, он может начать кусаться. Эта ситуация требует глубокого и комплексного решения. Если вы просто будете наказывать ребенка за плохое поведение и ругать его, то, скорее всего, только усугубите ситуацию. Необходимо найти внутрисемейные ресурсы, которые позволили бы родителям проводить время с ребенком наедине, без второго малютки.

Конечно, проблема может быть не обязательно во втором ребенке. Быть может, родители слишком сильно поглощены своей работой и совсем мало времени проводят с малышом. Или они постоянно ссорятся и выясняют отношения между собой. Возможно, проблема идет не из семьи, а из детского сада. В любом случае, в этом возрасте необходимо внимательно проанализировать условия жизни ребенка и решить для начала первопричину агрессивного поведения малыша.

Ребенок кусается в возрасте 7 лет и старше. Что делать?

В семь лет дети идут в школу. Для многих из них, это стрессовая ситуация. Ребенку приходится жить по строгому расписанию, затрачивать огромное количество интеллектуальных и волевых ресурсов. В таких условиях любой человек может начать агрессивно выражать свои эмоции. Для детей укусы также могут быть нормой. Ребенок может подраться со своим одноклассником и в процессе драки укусить соперника. В такой ситуации, необходимо спокойно поговорить с ребенком. Можно сходить с ним к психологу, чтобы тот предложил возможные альтернативные варианты выражения негативных эмоций. Или вы сами, вместе с ребеночком, можете обсудить способы сброса стресса и усталости.

На вопрос, что делать, если ребенок кусается, никогда не будет однозначного ответа. Все ситуации индивидуальны, поэтому просто постарайтесь вникнуть в чувства вашего малыша. Это поможет вам при решении многих проблем.

>>Маленький ребёнок кусается

Маленький ребёнок кусается, что делать? Почему дети кусаются?

Что делать, если маленький ребёнок кусается и как ого отучить от этого? Кусаться могут дети и в полгода и в год и в три, и даже дети старше трёх лет и это уже достаточно серьёзная трудность и для родителей и для воспитателей. Конечно, в большинстве случаев, период, когда ребёнок кусается, проходит.

Но, в некоторых случаях, уже достаточно большой ребёнок в возрасте 4-7 лет может продолжать кусаться. В любом случае, необходимо понять, почему дети кусаются и такое поведение необходимо корректировать.

Причины, почему дети разного возраста кусаются?

В каждом возрасте у детей свои "причины для кусания" и не всегда это может быть проявлением агрессии. В раннем возрасте дети кусаются, не осознавая, что причиняют боль. Дети постарше уже кусаются вполне сознательно и знают, что делают другим больно.

Почему дети кусаются в возрасте до 8 месяцев и что делать в этом случае?

Что делать в такой ситуации? Покажите, что вам больно. Пусть ребёнок увидит вашу реакцию, услышит ваш вскрик (только не напугайте малыша) и поймёт, что кусаться - больно. Только изображайте боль искренне. Если будете делать это неискренне и обратите всё в шутку, ребёнок подумает, что это игра. И будет дальше вас кусать, чтобы мама ещё сделала "смешное лицо".

Почему кусаются дети в возрасте 8-15 месяцев и что с этим делать?

1. Примерно 10% детей рождаются очень эмоциональными. Эмоции захлёстывают малыша и требуют выхода. Но в таком возрасте малыш ещё не научился их выражать. И начинает выражать, "как умеет". Например, кусать родителей или других детей и взрослых.

Что делать в таком случае? Предотвращать попытки ребёнка кого-либо укусить, закрывая его рот ладонью внушая, при этом, что кусаться - это плохо. При этом, говорить нужно жёстко и твёрдо. Ребёнок в возрасте одного года может не понять значение слов, но интонацию и строгое выражение лица он точно увидит. Очень важно, при этом, чтобы не только родители, но и другие родственники, знакомые и воспитатели поддержали родителей в этом вопросе и тоже делали строгий вид при попытке крохи укусить кого-нибудь. Для отрабатывания "кусательных навыков" можно предложить ребёнку твёрдые фрукты и овощи - яблоки, морковь, огурцы и т.д.

Почему кусают других дети в возрасте 15мес-3лет и как бороться с этим?

1. . Иногда маленькие дети ссорятся. И более агрессивный ребёнок может укусить другого малыша. В более редких случаях ребёнок может укусить взрослого человека, родителя или воспитателя. Контролировать и справляться с эмоциями дети до трёх лет ещё не умеют. И таким образом, "через кусание" эмоции выходят наружу.

Что предпринять в такой ситуации? Помирить обидчика и пострадавшего. При этом, побудить обидчика пожалеть ребёнка, которого он укусил, пробуждая, таким образом, сострадание у ребёнка и уменьшая его агрессию.

2. Часто дети кусаются, когда не могут выразить своё раздражение словами. Как известно, слова - хороший выход для эмоций, но в этом возрасте у ребёнка речь ещё недостаточно развита и он не может полноценно выразиться.

Как быть в этом случае? Помочь ребёнку, сформулировав нужную фразу и подсказать ему, как правильно действовать. Например: "Ты, наверное, хочешь поиграть в мячик, которым играет Миша? Тогда, давай подождём, когда он поиграет и положит мячик. Или, давай попросимся поиграть в мячик вместе с ним". А можно предложить альтернативу: "Давай, пока Миша играет в мячик, мы с тобой поиграем с паровозиком (машинкой, солдатиками, посмотрим книжки и т.д.).

3. Ребёнок может кусаться, когда пытается повлиять на других детей и это у него не получается. В педагогике известно немало случаев, когда ребёнок предлагал другому ребёнку какую-либо игру, а если тот отказывался, тогда он кусал его.

Как поступить в этой ситуации? Также помирить обидчика и пострадавшего, побудив "агрессора" пожалеть "жертву". И также, помочь ему словами выразить свои чувства.

4. Недостаточно личного пространства. Если в семье растёт старший ребёнок, то может кусать его, когда он нарушает "границу" младшего. Правда, где граница у ребёнка, тяжело сказать. Но это распространённый случай, когда дети, таким образом, пытаются "отстоять" личное пространство. Когда , он там может продолжать кусаться.

Что необходимо сделать? Нужно дома обеспечить ребёнка, по возможности, его личным пространством, где он мог бы спокойно играть и заниматься своими вещами. И не претендовать на это пространство, не загромождать его.

Как правило, в этом возрасте большинство детей перестают кусаться. Дети осознают с возрастом, что хорошо, а что нет. И в этом возрасте они уже "доросли" до того, чтобы осознать, что кусаться - это плохо. Однако, некоторые дети продолжают кусаться и после трёх лет.

Почему кусаются дети старше трёх лет и что с этим делать?

1. Тяжёлое эмоциональное состояние или психологические проблемы. вполне осознают, что такое кусать других людей. И если дети кусаются в этом возрасте, то, значит, у них могут быть проблемы с самоконтролем и самовыражением.

Что предпринять в этом случает? Посоветоваться с детским психологом. Возможно, в садике есть психолог, с которым можно обсудить этот вопрос и выполнить все рекомендации, которые он посоветует, и поставить воспитателей в курс дела. Таким образам вам удастся скорректировать поведение малыша. При этом, не забывайте похвалить малыша, когда он начинает правильно реагировать на ситуации (выражать словами или эмоциями), в которых раньше кусался. Награждайте малыша за хорошее поведение.

2. Подражание. Ребёнок может кусаться, перенимая эту привычку, например, у своих родителей или старших детей. Они могут слегка покусывать малыша, играя с ним. И он может перенять эту привычку и тоже кусаться, когда играет. Только кусаться по настоящему, а не "понарошку".

Что делать в такой ситуации? Перестать кусаться самим. И ребёнок тоже вскоре кусаться перестанет.

Как нельзя действовать, когда ребёнок кусается.

1. Применять телесные наказания. Часто многие родители пытаются отучить ребёнка кусаться с помощью ремня.

Почему так нельзя делать? А, исходя из причин, которые побудили ребёнка к этому. Малыш поймёт лишь, то, что его бьют. И ребёнок из-за страха может, действительно перестать кусаться. Но проблемы лишь усилятся, при этом. Если ребёнок агрессивный, он станет ещё агрессивнее. Если у него какие-то психологические проблемы, то их станет ещё больше от телесных наказаний. Кроме того, самое главное, ребёнок НЕ ОСОЗНАЁТ, что кусаться - плохо. Осознает он лишь одно - что его бьют. И таким методом можно лишь продемонстрировать ребёнку отрицательную линию поведения.

2. Кусать ребёнка за то, что он кусается. Часто можно услышать такой совет от "добрых" людей.

Почему так нельзя делать? А потому что, опять же, ребёнок поймёт лишь то, что его кусают. Взрослый как рассуждает: "Вот он укусил сестрёнку. Если его в ответ укусить, то он почувствует боль и поймёт, что он тоже сделал больно ей. И когда в следующий раз захочет сестрёнку укусить, он вспомнит, как его укусили, и не будет её кусать".

Но сможет ли подобным образом рассуждать ? Конечно, нет. Его мозг ещё не настолько совершенен, чтобы такую цепочку действий понять и сопоставить их между собой. Зато, он может понять следующее: "Мне НЕЛЬЗЯ кусаться. А родителям МОЖНО кусать меня, они злые". Выражение "клин вышибают клином" не всегда действует.

3. Мыть рот ребёнка мылом. Ну, это, вообще, ни в какие рамки не лезет. Это какой должен быть извращённый и садистски настроенный ум, чтобы додуматься до такого? А если двухлетний малыш, извините, покакал, случайно, мимо горшка? Ему что, попу горчицей мазать надо?

Уважаемые родители, пожалуйста, внимательнее относитесь к своим детям. Ребёнок - это не кукла для игр и экспериментов. Это маленький человечек. И относитесь к нему, как к маленькому человечку. И он, конечно, не всегда действует правильно. Ну, так направьте его в верном направлении, используя родительскую мудрость. Воспитывайте, а не кусайте его, и не мойте рот с мылом.

Что еще почитать