Формирование личности у детей в возрасте семи-десяти лет. ☺ Игра «Велосипедная камера». Что делать родителям

Физическое развитие ребенка в 10 лет

Как и все родители, вы тоже удивляетесь тому, как быстро растет ваш ребенок? Вроде недавно в первый класс провожали, а уже и первая круглая дата - 10 лет!
Рост детей в этом возрасте: рост мальчиков - 125,6 - 136,3 см, девочек - 129-142 см. (не удивляйтесь, но в этом возрасте девочки действительно растут быстрее мальчиков - девочки начинают развиваться значительно быстрее мальчиков, что будет продолжаться несколько лет). Вес мальчика в 10 лет - 27,7 - 34,9 кг, вес девочки в 10 лет - 28,2 - 35,1 кг.

Очень важно в этом возрасте воспитывать и поддерживать чувство собственного достоинства. Так ваш ребенок будет уверен в себе и в своих силах, сможет находить решение в сложных жизненных ситуациях, не будет поддаваться влиянию других детей и будет делать то, чего ему не хочется (вандализм, хулиганство).

Многие десятилетние дети ведут себя как взрослые люди: у них уже такие языковые навыки и знания, что могут формулировать продуманные и организованные мысли, выражать мнение, как выражают его взрослые. Поэтому в его компании будет интересно, так как это хороший собеседник. Но помните, он еще ребенок (!), который хочет бегать, прыгать и играть.

В десятилетнем возрасте есть острый момент - против родительского контроля в любых его проявлениях. Утратить авторитет очень легко. Стоит где-то дать слабину или, наоборот, перегнуть палку - и та тонкая психологическая ниточка, которая связывает вас с ребенком, порвется. Парадокс этого возраста заключается в том, что подросток лучше поддается влиянию чужих людей, чем собственных родителей. А влияют на него очень многие и очень многое. Поэтому важно быть другом своему ребенку!

Интеллектуальное развитие ребенка в 10 лет

В этом возрасте дети активно учатся - им нравится узнавать новое. Навыки чтения уже вышли за рамки обучения, и большинство детей наслаждается более сложной литературой. Они узнают все больше трудных непонятных слов. Их логика способствует написанию сочинений и выражению мыслей и критики на бумаге. , обсуждайте их, вместе читайте! Детей всегда радует не только самостоятельный сбор информации и исследования, а и совместная работа с родителями. И не забывайте хвалить! Это очень важно - признание детских трудов.

Уже начинает формироваться потребность и способность доводить начатое дело до конца.

Исследования показывают, что 62-63% мальчиков выбирают профессию, о которой подробно говорили с родителями в возрасте 10-12 лет.

Потом, в подростковом возрасте, они обсуждали и другие профессии, но, миновав пубертат, возвращались к прежним интересам. Так что родителям стоит быть особенно внимательными к интересам мальчика в этом возрасте, почаще и поподробнее обсуждать с ним, чем бы он хотел заниматься профессионально. В этом возрасте он делает какие-то поделки (модели машин, к примеру), какие-то рисунки, что-то собирает, коллекционирует. Через пару лет, в подростковом возрасте, он обо всем этом чаще всего забудет. Но задача родителей — все это полностью сохранить, чтобы мальчик смог на все это посмотреть, ко всему этому вернуться. Врач-психотерапевт Дебора Таннен подчеркивает: «Увлечения и интересы 10—12-летнего мальчика идут из глубины его души, они порождены его сокровенными интересами и способностями. Все более поздние интересы навязаны ему микросоциумом, за ними стоит желание понравиться «ближнему кругу».

Мама

Мамы десятилетних детей должны к этому детскому возрасту стать отличными психологами. Ребенок растет и меняется почти на глазах. Если вы мама девочки - рассказывайте ей о взрослении, о первой менструации, готовьте к взрослению. Мамы мальчиков должны постараться не растить инфантильных сыновей. И здесь вам должен помочь папа!

Мамы, от вас зависит микроклимат в семье! Поэтому прилагайте максимум усилий для того, чтобы ребенку было интересно именно дома, с вами, а не за его пределами (в целях детской безопасности).

Вы ведь знаете, что интересует вашего ребенка?! Поэтому вместе ходите на спектакли, на соревнования, на мюзиклы, интересные шоу-программы.

И обязательно уделяйте время себе! Иначе это грозит «профессиональным» выгоранием…

Совместные будни

Вашему ребенку 10 лет, а это значит, вы уже всей семьей можете играть в квесты и даже самостоятельно их придумывать. Хороша любая активность - поэтому вместе катайтесь на велосипеде, роликах, коньках, лыжах. Если пап или мама увлекаются скалолазанием - пора приобщать к этому и ребенка. (инструктор поможет выбрать подходящую «скалу»).

В этом возрасте дети любят . Поэтому собирайте домашнюю бибилиотеку или приобщите ребенка к посещению муниципальной библиотеки. Также 10-летние дети по-прежнему обожают, когда им читают вслух.

Хорошая крупная моторика позволяет ребенку : футбол, баскетбол, гимнастика, катание на коньках и многое другое. В компьютерных и видеоиграх это уже серьезный соперник с повышенной координацией и рефлексами. Если до этого он ничего не знал о музыкальных инструментах, то стоит познакомить. Может понравиться?

В десятилетнем возрасте уже можно . Этот вариант (при условии, что место, куда вы собираетесь отправить сына или дочь, проверенное и достойное) близок к идеальному. В лагере ваш ребенок одновременно и самостоятелен, и находится под присмотром. Можно совместить приятное с полезным, и отправить ребенка в специализированный лагерь - спортивный или такой, который специализируется на изучении иностранных языков.

В 10-летнем возрасте ребенку становится интереснее в компании сверстников, чем в вашей. Не стоит запрещать общаться с тем, кто вам не нравится, критиковать друзей и вообще чрезмерно выражать негативные эмоции в отношении тех, кто окружает вашего отпрыска. Можете быть уверены, все будет сделано с точностью наоборот - просто из чувства противоречия. Если даже , постарайтесь спокойно ему об этом сказать. Формулировка «Я тебе запрещаю с ним общаться» категорически не подходит. Наоборот, подчеркните, что вы уважаете его выбор, но просите обратить внимание на какие-то качества характера, которые, на ваш взгляд, не очень соответствуют статусу друга или подруги.

Постарайтесь смириться с тем, что ваш ребенок постепенно отдаляется от вас, не пытайтесь привязывать его к себе силой. Определенная степень контроля, безусловно, нужна. Но отвечать агрессией на агрессию не стоит. В чем-либо убедить ребенка, который активно утверждает собственное «Я», можно только путем переговоров. Советуйте, но не будьте навязчивыми. Проявляйте настойчивость, но не давите слишком сильно - эффект будет прямо противоположным.

Придумывайте какие-то совместные занятия, которые будут интересны и для вас, и для вашего ребенка. Бывает, что родители друга или подруги пользуются у ребенка большим уважением, чем его собственные. Причины могут быть самые разные: от личных качеств чужих родителей до страха, который ребенок испытывает перед своими папой и мамой. В десять-одиннадцать лет человек уже достаточно взрослый, и отношения с ним во многом зависят от способности тех, кто старше, сотрудничать.

Список дел

  1. Выбрать подходящий лагерь для детского отдыха во время каникул (предпочтение стоит отдавать спортивно-оздоровительному или языковому).
  2. Записать ребенка на дополнительные занятия (изучение иностранного языка).
  3. Предложить ребенку внеклассные творческие занятия (актуально для мам девочек, мальчикам подойдут танцы).
  4. Проверять состояние детских зубов у стоматолога два раза в год.
  5. Посещать детского дерматолога , если в период взросления у ребенка начались проблемы с кожей.

Мы рассмотрим моторные игры для детей от 7 до 10 лет

В этом возрасте дети очень активны. Физические игры для детей каждого возраста подбирают в соответствии с их физическим и психическим развитием. Для возраста 7—10 лет характерны сложные моторные игры, лучше групповые.

Дети любят игры, являющиеся плодом их творческого воображения. Иногда они по ходу совершенствуют, изменяют игру. В подобных случаях не следует чрезмерно опекать детей, корректировать их деятельность и каждое движение. (Это они получают достаточно на уроках физкультуры.) Такие игры очень полезны, они развивают творческую инициативу, приучают детей к самостоятельности, формируют навыки социального взаимодействия, воспитывают у детей чувство уверенности в себе.

☺ Игра «Осьминог»

Игровая зона (комната, игровая площадка) делится на две части. Одна часть будет представлять морское царство осьминога. Ее можно соответственно оформить, но так, чтобы оформление не мешало движению участников игры. Другая часть — берег. Можно отметить эту границу мелом или договориться, что «море» заканчи-вается возле шкафа. Выбирается «осьминог», который не может выходить на «берег», но зато остальные участники бегают, где хотят, «купаются в море», стараясь не попасть в «щупальца» осьминога. Если «осьминог» смог прикоснуться к участнику, тот считается пойманным и превращается в «ракушку». «Ракушка» падает на колени и группируется. «Ракушку» можно освободить, если обежать вокруг нее 3 раза.

«Купающиеся в море» участники могут дразнить осьминога песенкой:

Осьминог — восемь ног!

Нас поймать никак не мог!

☺ Игра «Танцевальный марафон»

Для игры понадобятся газеты. Лучше — четное количество участников, разделенных на пары, но, как вариант, можно танцевать и поодиночке. Каждая пара расстилает свою газету и под музыку начинает танцевать на ней. Правило: нельзя ступить с газеты на пол. По сигналу ведущего, пары складывают свои газеты пополам и продолжают танцевать. По следующему сигналу — вчетверо, затем — восьмушкой и т.д. Пара, которая наступила с газеты на пол, выбывает из игры. Побеждает та пара, которая осталась последней в танце на газете.

☺ Игра «Мостик Через ручеек»

Игра проводится на воздухе или в просторном помещении. Число участников не ограничено. Выбирается ведущий, который бегает за остальными игроками, пытаясь их «осалить». Тот, кого «осалили», замирает на месте. Но, если он может дотянуться до другого игрока, также замершего, и взяться с ним за руку, то они образуют «мостик». Теперь если по «мостиком» пробежит или проползет один из игроков («ручеек»), то замершие игроки освобождаются. Игра может так продолжаться достаточно долго, особенно если игроков много. Поэтому ее можно зафиксировать на время. Например, 5 или 10 минут водит один игрок, затем второй и т.д.

Победитель определяется по количеству «замерших» игроков на момент окончания этапа игры (для ведущего) или по количеству освободившихся игроков («для ручейка»). Эта игра кроме моторики развивает такие качества, как командный дух, взаимопомощь, напористость, риск и т.д. То есть качества, которые обеспечивают упорство в достижении цели.

☺ Игра «Горная тропинка»

Все дети встают в затылок друг другу. Первый, ведущий, ведет всю группу по горной тропинке. Он переходит воображаемые препятствия (перепрыгивает трещины, перелезает через камни, идет по узенькому месту тропинки). Все остальные игроки повторяют его движения. По хлопку взрослого ведущий становится в конец змейки, а второй игрок становится ведущим. И так до тех пор, пока все по очереди не выполнят роль ведущего.

☺ Игра «Петушиный бой»

Для игры потребуются метелочки для смахивания пыли. Дети, желающие участвовать в «петушином бое», получают по метелочке и принимают следующую позу (для правшей): встают на правую ногу, а левую поднимают к груди, согнув в колене, и прижимают ее левой рукой. В правую руку берут метелочку. Начинается «бой».

Игроки, прыгая на одной ноге, пытаются с помощью ме-телочек осалить противника и вынудить его встать на обе ноги. Кто оступился и встал на обе ноги, покидает площадку, а его место занимает другой «петух». Победитель определяется по числу побед.

☺ Игра «рыбачья сеть»

Выбирается ведущий, а остальные игроки разбегаются по площадке. Водящий бегает за игроками и пытается коснуться кого-либо. Попавшийся игрок берет за руку водящего, и они вместе начинают «ловить» остальных. Потом присоединяется третий и т.д. Образуется сеть, которая ловит остальных игроков. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки или последние не окажутся внутри сети, когда сеть будет состоять из достаточного количества игроков и не сможет быть порвана.

☺ Игра «Салки»

Классическая детская игра с мячом. Все дети свободно бегают по площадке для игр, а водящий пытается попасть в игроков мячом. «Осаленный» игрок выходит из игры и уходит с поля площадки. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один «неосаленный» игрок. Именно он становится победителем. Перед игрой важно предупредить детей о технике безопасности. Нельзя бросать мяч очень сильно. Надо стараться не попасть в голову других игроков. Нарушение этого правила «карается» штрафом: ведущий покидает площадку, и выбирают другого водящего.

Кризис в возрасте 7 лет – очередная ступень развития ребенка, связанная с изменением социального статуса: дошкольник превращается в школьника. Основные черты этого переходного периода – проблемы с дисциплиной и соблюдением правил поведения в обществе. Как понять, что сын или дочка переживает кризис? Почему так происходит? Как вести себя маме и папе, чтобы помочь отпрыску? Рассмотрим ответы на эти вопросы с точки зрения возрастной психологии.

Кризис 7 лет связан с нежеланием ребенка подчиняться общепринятым дисциплинарным требованиям

Проявления кризиса

Переживая кризис 7-8 лет, ребенок готовится к новому этапу жизни, который начнется, когда он переступит школьный порог. Преодоление эмоциональных сложностей поможет ему стать полноценным членом новой среды, принять ее правила и осознать выгоды. Особенности этого периода:

  • изменения во взаимоотношениях со старшими членами семьи;
  • общение со сверстниками, каждый из которых в той или иной мере переживает кризис.
  • Для переходного этапа характерны определенные закономерности поведения ребенка, основные из которых:

    • наигранность;
    • вертлявость, неусидчивость;
    • вредные действия, мотивы которых не поддаются логическому объяснению;
    • передразнивание взрослых;
    • клоунада и паясничанье как способы привлечения внимания.

    Перечисленные особенности поведения семилетки дополняются такими эмоциональными характеристиками, как:

    • повышенная утомляемость;
    • раздражительность;
    • вспыльчивость;
    • рассеянность, которая зачастую приводит к не очень хорошей успеваемости в школе;
    • агрессивность или противоположные черты – замкнутость, застенчивость.

    В кризисный период дети начинают соотносить себя со сверстниками:

    • сравнивают себя с другими, часто недооценивая собственные возможности;
    • ищут авторитет - к сожалению, во многих случаях им оказывается ребенок, отличающийся не очень хорошим поведением;
    • кляузничают на приятелей, заискивают перед взрослыми, пытаясь «подняться» в их глазах.


    Кривляние и паясничание - характерные признаки кризисного периода

    Самостоятельная диагностика

    Дорогой читатель!

    Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

    Определить, что ребенок столкнулся с кризисом, мама и папа могут, внимательно понаблюдав за его поведением. Упорядочить выводы и дать оценку эмоциональному состоянию отпрыска поможет следующая анкета. Отвечая на ее вопросы, следует ставить «2 балла», если перечисленные черты и особенности поведения проявляются постоянно, «1 балл» – заметны периодически, «0 баллов» – они вообще несвойственны ребенку.

    Анкета, позволяющая выявить признаки кризиса 7 лет :

    1. В течение последних 6-12 месяцев ребенок кардинально изменился.
    2. Все время пытается «переговорить» старших, грубит.
    3. Утратил интерес к детскому саду, развивающим занятиям в детском центре.
    4. Стал безразличен к игрушкам, которые раньше сильно любил. Интересуется только играми с другими детьми.
    5. Ему больше нравится общаться со старшими ребятами, чем с малышами.
    6. Полюбил игру в школу, много спрашивает о ней.
    7. Часто ругается с родителями из-за мелочей.
    8. Упрямится, отстаивает свое мнение вопреки всему.
    9. Паясничает, кривляется, разговаривает «не своим» голосом.
    10. Подражает взрослым, пытается выполнять их обязанности.

    После того как получены ответы на все вопросы, следует подбить сумму баллов, она получится в интервале от 0 до 20. Интерпретация результатов:

    1. 0-5 баллов. Для семилетки это слишком мало. Ребенок очень спокоен, но такое поведение может указывать на некоторое отставание в психоэмоциональном развитии.
    2. 5-10 баллов. Данный итог, скорее всего, не означает наличие кризиса. Плохое поведение может быть обусловлено индивидуальными особенностями характера или ошибками в воспитательном процессе.
    3. 10-20 баллов. Отпрыск переживает кризис 7 лет. Сгладить его проявления и помочь ребенку можно, изменив систему требований и отношение к нему. В противном случае кризис может затянуться и привести к формированию негативных черт характера.


    Грубые слова и проявления ребенка могут шокировать неподготовленных родителей

    Причины кризиса

    Кризисы подросткового возраста, трех, семи лет имеют одну общую черту – отрицание. Вместе с тем, каждый сложный период характеризуется своими особенностями.

    В три года малыш борется за свою самостоятельность – возможность совершать поступки автономно. Семилетка начинает терять непосредственность, свойственную детству, между поступком и переживанием вклинивается интеллектуальный момент. Плюс подключается непростая адаптация к школе.

    Конфликт между потребностями и окружающей средой

    Ребенок 7-8 лет больше всего на свете хочет стать взрослым. К этому подталкивают его не только внутренние потребности, но и культурная среда. Большинству мальчиков и девочек старшие члены семьи внушают, что поход в первый класс означает взросление.

    Начав посещать школу, ребенок искренне надеется, что он стал самостоятельным и приобрел новую социальную позицию. По его мнению, устоявшиеся бытовые правила, которые действовали в «прошлой детской жизни», должны претерпеть изменения. В результате он начинает им сопротивляться - хочет сам решать, когда и куда ему идти, что надевать и так далее. Ребенок убежден, что имеет полное право вести себя как взрослый.

    Утрата детской непосредственности

    Еще один аспект кризиса 7 лет – утрата ситуативности реакций и непосредственности. Поведение детей становится более произвольным, оно поддается меньшему влиянию внешних факторов. Именно поэтому появляется кривляние, наигранность, манерничанье.

    Мальчик или девочка выбирает для себя роль и следует ее логике, при этом его позиция может абсолютно не соответствовать ситуации. В результате возникают беспричинные скачки настроения, непоследовательность эмоций, изменения в поведении, неестественность реакций на те или иные события.

    Результат кризиса

    Наряду с трудностями отпрыск переживает стремительное развитие. Сначала, в первый период кризиса, возникает дисгармония – ребенок и среда, которая его окружает, вступают в противоречие. Затем, на втором этапе, все стабилизируется. Как следствие, происходит психическое новообразование, которым является новая структура личности. Его суть для кризиса 7 лет – потребность и возможность функционировать в социуме. Отпрыск стремится к социальной позиции, в частности к позиции ученика школы.

    Что делать родителям?

    Что делать маме и папе «кризисного» ребенка? Прежде всего - не паниковать. Важно понимать, что критический период не продлится долго. В итоге вместо кривляния ребенок научится действовать по собственной воле в любой ситуации, учитывая внешние обстоятельства, но не слепо следуя им. Он обретет собственную позицию, свое мнение, свое отношение к различным перипетиям, которые будут возникать в жизни. Он сконструирует собственное «Я», свой внутренний мир с пространством для работы воображения и выбора действий.

    Облегчить протекание кризисного периода под силу понимающим родителям. Следует изменить свое отношение к отпрыску, расширив границы его свободы. Необходимо дать ему возможность разобраться в себе. Важно меньше опекать и ограничивать сына или дочку - забота должна проявляться не в тотальном управлении жизнью ребенка, а в контроле и острожном наставлении.

    Право на собственные решения

    Основное поле для проявления негативных признаков кризиса семи лет – требования, предъявляемые к ребенку в школе и дома, которым он отчаянно внутренне сопротивляется. После того как прозвучит первый звонок, очень многие действия переходят в категорию «нужно делать», «должен». Как следствие, из уст отпрыска все чаще и чаще звучат слова «не хочу», «не буду».



    В 7 лет ребенок уже хочет принимать многие решения самостоятельно

    Маме и папе нужно проявлять хитрость. Следует формулировать требования так, чтобы сын или дочка захотел их выполнить по своей воле. Можно призвать в помощь авторитетного для ребенка героя, рассказав поучительную историю, в которой он оказался в аналогичной ситуации и поступил правильно.

    К 7 годам отпрыск накапливает некоторое количество жизненного опыта, и часть решений он способен принимать, основываясь на нем. По возможности родителям следует апеллировать к этому опыту, а не давить на чадо своим авторитетом. Например, ребенок не хочет тепло одеваться. Ему нужно напомнить, как он недавно замерз, будучи экипированным не по погоде.

    У семилетнего ребенка во многих вопросах уже есть собственное мнение. Нельзя его заглушать - наоборот, следует учить чадо аргументировано спорить, доказывая свою позицию. С одной стороны, это заставит его обосновывать свои требования или отказ от выполнения наставлений старших, а с другой – мама и папа научатся слышать и считаться с мнением своего ребенка.

    Одна из главных проблем кризиса 7 лет – непослушание. Родителям необходимо пересмотреть свою позицию в общении с сыном или дочкой. Не должно быть приказов. Важно вести диалог на равных. Ребенку следует задавать вопросы, интересоваться его мнением, давать возможность принимать решения, а также отвечать за них. Например, если сын отказывается следовать установленному режиму дня, не нужно принуждать его. Лучше спросить, сколько времени ему требуется на то или иное дело, затем подкорректировать график вместе.



    Чтобы ребенок стал послушным, лучше применять метод диалога, а не приказов

    Сохранение детства

    В кризисный период происходит переход на очередной этап становления личности, но отпрыск все еще остается ребенком. Не стоит забывать об этом. В сложные моменты можно использовать поучительные мультфильмы, сказки, истории. Сын или дочка будет с удовольствием следовать положительному примеру любимых героев. Маме и папе такой подход позволит сместить авторитарную роль с себя.

    С началом школьной жизни появляется необходимость проводить много времени за уроками. Ребенку сложно полностью погрузиться в учебный процесс. В его жизни должно оставаться место для игр. Хорошо, если есть возможность вводить школьные предметы играючи - например, позволить сыну или дочке заняться любимым делом, а тем временем повторять слова или устно решать примеры. Буквы можно рисовать карандашами или мелками. Важно учиться вместе с чадом, так ему проще будет принять новые процессы и они станут гармоничной частью режима дня.

    При условии правильного отношения родителей кризис 7 лет проходит почти незаметно. Более того, в этот период у ребенка могут сформироваться человеческие качества, которые затем будут помогать ему в жизни. Важно, чтобы взрослые члены семьи придерживались простых правил:

    • объясняли;
    • слушали;
    • советовались;
    • исключили насилие;
    • предоставляли личное время;
    • не относились к ребенку как к собственности.


    В воспитании ребенка элемент физического наказания должен быть полностью исключен

    Объяснять

    Разумеется, в жизни ребенка должны быть запреты, но перед тем как ввести «табу», следует объяснить, почему так нельзя поступать. Кроме того, стоит правильно формулировать правила – в виде совета или предостережения, а не приказа. Благодаря этому ребенок почувствует свое равенство со взрослыми.

    Не нужно бояться, что такой подход приведет к потере родительского безусловного авторитета. Сын или дочка будут продолжать прислушиваться к словам старших на инстинктивном уровне.

    Слушать

    Маме и папе нужно внимательно слушать ребенка без критики. Пусть рассказывает истории, даже если в них присутствуют фантазийные элементы, делится тем, что ему интересно. Психологи отмечают, что боязнь публичных выступлений закладывается в детстве, когда старшие члены семьи не удосуживаются выслушать ребенка или, что еще хуже, смеются над ним (рекомендуем прочитать: ).

    Ребенок начинает постепенно осознавать себя новой частью социума, понимать важность своей роли в обществе. Не нужно лишать его значимости дома, он должен чувствовать себя полноправным членом семьи.

    Следует интересоваться мнением сына или дочки - планируя досуг, совершая покупки. Важно привлекать отпрыска к составлению семейного бюджета. Это поможет ему понять ценность денег. В подростковом возрасте он не будет их требовать или самовольно брать у родителей.



    Когда родители советуются с ребенком и учитывают его мнение, конфликтов будет гораздо меньше

    Исключить насилие

    Нельзя проявлять насилие по отношению к чаду – ни моральное, ни физическое. Унижение способствует формированию низкой самооценки. Если ребенка очень строго наказывают за непослушание, то в будущем он не умеет говорить «нет» в ответ на просьбы других людей. Жесткие физические меры воздействия сеют в детской душе обиду, которая остается на всю жизнь.

    Предоставлять личное время

    Семилетке приходится подолгу пребывать в коллективе и находить общий язык с разными детьми. Разумеется, это требует много энергии и сил. Стоит предоставлять ему возможность побыть одному. Если ребенок закрывает в дверь в свою комнату, не нужно его беспокоить, пусть проведет время так, как ему хочется – порисует, потанцует, споет песню, пофантазирует.

    Не относиться к ребенку как к собственности

    Родителям, которые потратили массу времени и сил на взращивание ребенка, сложно отпустить его и перестать опекать. Однако он является не их собственностью, а отдельной личностью, которая имеет право на свои особенности, увлечения, мнения. Тяжелее всего кризис семи лет проходит у тех детей, родители которых усиленно пытаются взять их под свой контроль. Сыну или дочке нужна помощь и поддержка, а не нравоучения и ужесточение правил. Если ситуация очень сложная, стоит обратиться за консультацией к психологу, который поможет разобраться в родительских чувствах.

    В этой статье:

    Возраст 7-10 лет соответствует младшей школе. Сейчас многое для ребенка меняется, мир вокруг становится сложнее. Этот период связан с активной работой психики. Предстоит многому научиться, ведь школьная жизнь, новые друзья стимулируют развитие личности. Теперь у ребенка есть возможность увидеть себя со стороны – это сформирует социальную составляющую его «я».

    Появляются новые стремления: например, всем детям хочется получить похвалы, поощрения. Для этого нужно стать «лучше всех», и такое стремление мотивирует активную работу мозга. А еще в этом возрасте начинается второй этап волевого развития. Теперь деятельность детей носит направленный характер: они знают, чего хотят и как этого добиться. Но, конечно, хоть взросление очень заметно, это все еще маленький ребенок, который нуждается в поддержке родителей. Они должны помочь ему сформировать правильные нравственные ценности и просто быть с ним рядом.

    Младший школьный возраст

    С 7 до 10 лет детей относят к возрастной группе «младшая школа». Это не самый простой период в жизни ребенка. Сейчас идет активное развитие психики и личности. Школа, новые правила, нормы поведения сильно меняют взгляд ребенка на мир, и в первую очередь на самого себя. Появляются новые личностные качества, начинают функционировать особые психологические механизмы. Возрастные особенности проявляются во время так называемого кризиса 7 лет. Это позитивный момент развития личности, ведь школьник начинает осознавать важность собственного «я».

    Сейчас родителям нужно понять: все эти процессы меняют поведение ребенка и его взгляд на жизнь. Изменения могут быть разными, но для его психики они позитивные. С чем-то придется смириться, ведь детство уходит и начинается пора взросления. Необходимо переосмыслить ценности, со стороны взглянуть на собственные действия. Социальная ситуация в школе способствует этому. Словом, в 7-10 лет у детей появляется возможность понять самих себя лучше. Это, конечно, еще не окончательное становление личности. Сейчас закладывается базис для будущих возрастных изменений.

    Психологические особенности

    Дети взрослеют - это нормальный процесс. Конечно же, вместе с этим будет меняться и их взгляд на жизнь. Раньше общение малыша в детском саду сводилось к совместным играм. Теперь же появились другие социальные возможности:

    Все это дает возможность вашему малышу взглянуть на себя уже с точки зрения общества. Он может переосмыслить свое поведение, когда увидит, что товарищи не принимают его в игры. В этот момент появляются два желания:

    • быть как все, принадлежать к большинству;
    • быть лучшим, получать похвалы, награды.

    Все это вполне можно совмещать, но этому придется научиться. Теперь школьник уже совсем не хочет быть ребенком – он стремится к своему психологическому взрослению. Это тоже хорошо. Учебная деятельность, развитие логики, мышления подталкивают его к психологическому росту. Сейчас выделяются некоторые возрастные особенности, которые могут дать ответ на вопрос «почему ребенок так себя ведет».

    Утрата непосредственности

    Данный термин введен Л.С. Выготским и хорошо отражает то, что происходит с детьми 7-10 лет. Дело в том, что теперь деятельность не является праздной или неосмысленной. Ребенок учится принимать решения, выделять важность совершения тех или иных действий в зависимости от их целей. Это значит, что деятельность носит теперь осмысленный, направленный характер.

    Так, малыш 3-4 лет берет в руки чашку, пытается поставить себе на голову, роняет ее и разбивает. На все вопросы «зачем» он не может ответить, так как до 5-6 лет деятельность стихийна, не всегда осмысленна. Малыш сам не видит логики своего поведения. Теперь же все меняется – теряется детская непосредственность действий и мышления.

    Новые психологические механизмы

    Сейчас самое главное то, что у детей появляются смысловые переживания. Многим взрослым тяжело в это поверить, но сами по себе переживания появляются именно в 7-8 лет, когда ребенок уже понимает то, что с ним происходит в эмоциональном и психологическом планах. Например, отказ родителей отвести его в парк развлечений злит и обижает малыша. В этот момент он понимает, что зол, расстроен, обижен. Эмоции приобретают значение, переживания приобретают смысл. Вместе с этим приходит лучшее понимание себя:

    • что радует;
    • печалит;
    • приводит в гнев;
    • не требует внимания (отсутствие переживаний).

    Теперь у детей появляется возможность прочувствовать все эмоциональные состояния. Ребенок точно знает, как это - расстраиваться из-за проигрыша, радоваться победе, сопереживать. У большинства детей это период обостренной эмпатии. Они научились распознавать собственные переживания и теперь делают попытки понять своих родителей, друзей, учителей с этой новой стороны.

    Социальное «я»

    Чем взрослее ребенок, тем важнее ему кажется его новый статус школьника. В первом классе у детей только формируется гордость за свой новый социальный статус. Дальше - больше. Он теперь четко осознает, где его место в мире. Какие-то ступени (ясли, садик) он уже прошел и обладает опытом. А впереди еще много лет школы, затем – институт, работа…

    Особенности
    восприятия себя в этой системе таковы, что ребенок быстро приспосабливается. Ему нравится быть частью общества, он понимает свое взросление. Сейчас самое время для развития социальной составляющей личности.

    В этом новом обществе нужно занять какую-то позицию, социальную роль. Такой процесс уже проходил в садике, но тогда деятельность была не такой осмысленной, все было на уровне инстинкта. Теперь, с утратой непосредственности, ребенок понимает, как работают законы его нового общества. Необходимо:

    • найти друзей;
    • добиться расположения;
    • чувствовать себя комфортно, принадлежать к группе (без группы нет чувства комфорта);
    • иметь возможность влиять на принятие общественных решений (вносить вклад).

    Тут школьник уже осмысленно подходит к выбору тактики. Необходимо следовать правилам, которые установлены в этом обществе – только так можно стать его частью.

    Волевое развитие

    Начиная с первого класса идет быстрое волевое развитие. У детей 7-10 лет восприятие перестраивается с эгоистического на самокритичное. Теперь он отличает «нужно» от «хочу – не хочу». Ребенок учится постепенно делать волевые усилия над собой. Это не так легко, как может показаться взрослым. В этот период поддерживайте его, хвалите за правильно принятое решение. Сейчас еще тяжело принимать такие решения. Если малыш будет знать о поддержке (знать, что поступает правильно), то ему будет гораздо проще.

    Формирование нравственных качеств

    Некоторые особенности поведения свойственны возрасту, но быстро проходят. Главное тут не упустить момент. Еще с раннего детства малыш понял, что такое «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя». Его ругали, учили, напоминали. Теперь это школьник, он более или менее свободен в выборе действий. Сейчас все зависит от того, в каком обществе он находится. Родители, школа должны привить ему правильные моральные и нравственные качества. Иначе момент будет утерян. В 7-10 лет дети поддаются влиянию авторитетов. Кто станет таким авторитетом, очень важно для воспитания.

    «Быть лучше всех»

    Вместе с формированием нравственных качеств приходит и желание быть лучше других.
    Это попытка позиционировать себя в обществе других детей. Пока что основная деятельность ребенка - учеба, общение. Получать хорошие оценки, признание учителей, быть популярный в группе детей - вот чего хочется школьнику. Это желание не может быть реализовано, если не прошла еще утрата непосредственности. После нее дети уже хорошо знают, как добиться желаемого. Тут необходимы:

    • волевые качества (нужно делать то, что требуется, и тогда будет желанный эффект);
    • уметь следовать установленным нормам и правилам;
    • сосредоточиваться на своей деятельности;
    • получать «обратную связь» (переживания, эмоции, понимание своих потребностей).

    Особенности данного психологического явления таковы, что оно становится мощным мотиватором психического развития. Чтобы быть лучше других, приходится развивать память, логическое мышление (находить выход из разных ситуаций), мыслить нестандартно, обладать лидерскими качествами. Конечно, все это приходит не сразу. Кто-то от природы лидер, а кому-то придется учиться брать на себя ответственность, инициативу. Кто-то так и не сможет этому научиться. Борьба за «быть лучше других» становится в 7-10 лет основным двигателем развития личности.

    Необходимость признания успехов

    Вся эта деятельность по борьбе за свой авторитет направлена на получение желаемого: похвалы, поощрения. Родители должны понимать, что для детей это очень важно. Важно, чтобы оценили их труды, подбодрили, сказали, что так и нужно делать дальше. Словесное поощрение не менее важно, чем какое-то другое. Конечно, тут не нужно концентрировать внимание ребенка на материальных ценностях:

    • платить за хорошие отметки;
    • только за хорошую успеваемость обещать и покупать подарки;
    • делать послабления (пойти спать попозже, дольше играть на компьютере, раз получил «пятерку»).

    Так ребенок быстро перенимает неправильную модель. Он начинает хорошо учиться и стараться только для того, чтобы было поощрение. Другие мотивы его уже не интересуют. Привыкнув к этому с родителями, ему будет тяжело во взрослой жизни. Поощрения и подарки могут быть, но главное - показать ребенку ценность самого достижения. Таковы особенности возрастной психологии, когда ребенок смещает саму ценность своих хороших поступков, только чтобы что-то получить в награду.

    Деятельность

    Деятельность становится предметной. Теперь, кроме игры проступает второе важное направление - учеба и развитие. Особенности отношения ребенка 7-10 лет к учебной деятельности складываются благодаря участию родителей и учителей.

    Основная деятельность

    Сейчас произошло смещение основного вида деятельности. Раньше это была игра, теперь же -
    учеба, интересы. Постепенно меняются приоритеты, но игровая деятельность еще долго будет оставаться важной для детей этого возраста. Первый класс (6-7 лет) рассчитан на плавный переход от игровой формы работы к реальной. Так, уже к концу третьего класса (9-10 лет) ребенок готов сосредоточиться на учебе и развитии. Теперь его воля развита сильнее, он готов дольше концентрировать внимание, увеличился объем памяти.

    Первые три класса подходят для постепенной психологической перестройки ребенка. Успеваемость или неуспеваемость в это время не является показательной. Бывает, что отличник в начальной школе совершенно не может справляться с основной нагрузкой средней школы. Тут все зависит от того, успели ли сформироваться основные качества этого возраста:

    • желание похвалы;
    • усидчивость;
    • волевой интеллект;
    • эмпатия;
    • нацеленность на результат.

    Сейчас важно постепенно прививать малышу понятие об ответственности за свои решения, действия. Для этого можно ввести некоторые дополнительные домашние обязанности, секции и кружки. Главное – не перенапрягать младшего школьника. Слишком большая нагрузка сейчас пойдет только во вред.

    Игра – это один из самых важных для детей способов освоения мира. Именно так, в игре, проходит обучение подрастающих поколений во всей живой природе. Она позволяет животным в безопасной форме освоить жизненно важные навыки, перенять детенышам от старших наработанный опыт и найти свои способы взаимодействия с окружающим миром.

    Человечество также за тысячелетия не придумало лучшего способа обучения, чем игры. Сложность требований к современному человеку привело и к многообразию игр, которые помогают оттачивать самые разнообразные умения и навыки. Всё больше среди них тех, которые ведут к длительной малоподвижности детей. Поэтому так важны подвижные игры для детей в помещении от 7 до 10 лет.

    У детей младшего школьного возраста резко вырастают интеллектуальные нагрузки, образ жизни основательно отличается от дошкольного детства. На смену регулярным прогулкам и занятиям на свежем воздухе приходит необходимость проводить по много часов в малоподвижном состоянии в помещении школы и за выполнением уроков дома. Подвижные игры призваны смягчить этот переход для детей, дав необходимую для здоровья физическую нагрузку.

    Обучающие и развивающие игры для младших школьников помогают им освоить навыки интеллектуальной деятельности, развивать мышление, легко и с удовольствием узнавать новое. Командные игры, которые активно осваиваются детьми 7 – 10 лет, дают им важнейшие для жизни навыки социального взаимодействия.Они учат детей добиваться поставленных целей, не бояться трудностей.

    У детей дошкольного возраста и прогулки на улице, и во многом игровая деятельность организовывалась взрослыми. Хотя самостоятельность младших школьников увеличивается, но они всё ещё нуждаются в помощи взрослых, чтобы освоить новые игры и более продуктивно проводить свое свободное время. В отличие от подростков, они готовы и хотят принять участие взрослых в организации игр.

    Подвижные игры

    Дети 7-10 лет физически крепче и выносливей дошкольников. У школьников этого возраста происходит развитие костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, укрепление связок, увеличение объема легких, улучшение координации движений. Поэтому дети этого возраста могут играть с достаточно большой физической нагрузкой более длительное время. Сами игры усложняются и становятся более разнообразными.

    Оптимально для здоровья проводить подвижные игры на свежем воздухе, но наш климат и необходимость для школьников проводить значительное время в помещении не всегда позволяют это. Поэтому приведем несколько подвижных игр для детей 7 – 10 лет, которые можно проводить как на улице, так и в просторном помещении.

    Мальчикам этого возраста особенно полезны силовые упражнения. Такие, например, как перетягивание каната или «Бой петухов».

    • «Бой петухов» . Мелом чертится достаточно просторный круг, внутрь которого становятся двое играющих. Они должны заложить руки за спину и согнуть одну ногу. Прыгая на одной ноге и не помогая руками, они должны постараться вытолкнуть соперника из круга. Проигрышем считается не только покидание круга, но и если игрок становится на две ноги или использует руки.
    • «Вытяни соперника ». По кругу друг против друга выстраиваются две команды. Задача игроков у одних затащить противника в круг, у других – вытянуть из круга. Это нужно сделать за одну – две минуты индивидуальных схваток, дергая соперника за пояс или руки. Тот, кто был побежден в этом коротком поединке, выбывает из игры. Проводятся несколько раундов и побеждает та команда, где осталось больше игроков.
    • Девочки же предпочитают упражнения на развитие гибкости, чувства равновесия или ритмики. Хотя и мальчики охотно принимают в них участие.
    • «Пройди под лентой ». На уровне груди детей натягивается веревка. Нужно пройти под ней, не задев. В более усложненном варианте игрок должен при этом откланяться назад. Затем веревка последовательно опускается всё ниже и ниже до тех пор, пока не останется один игрок.
    • Но большинство подвижных игр, отличающихся от спортивных меньшей жесткостью правил и более свободным составом участников, ориентированы на детей разного возраста, независимо от пола.
    • «Рыбак ». Здесь один ведущий – «рыбак» с «сетью»скакалкой. Он стоит в центре. Остальные участники стоят по кругу. Рыбак крутит скакалку по полу, стараясь задеть игроков. Их задача, подпрыгивая, избежать этого.
    • «Атомы, молекулы ». Школьники произвольно двигаются до тех пор, пока не прозвучит команда ведущего. Он произносит число, например, три или пять. Игроки «атомы» должны тут же объединиться в «молекулы» из названного количества участников. Тот, кто не успел попасть в «молекулы», выбывает из игры.

    Подвижные игры для детей. Мамина школа.

    Физкультминутки для начальной школы

    Дети 7-10 лет находятся в фазе активного роста. Природа заложила в них потребность в активном движении, которое обеспечивает гармоничное физическое развитие формирующихся мышц. А общество требует в первую очередь интеллектуального развития, которое возможно лишь при школьном обучении. Физические упражнения на физкультуре не могут дать ученикам младшего школьного возраста необходимого уровня нагрузок.

    Поэтому в начальной школе обязательно проводят физкультминутки на уроках и переменах. Они обязательно включают в себя упражнения на различные группы мышц. Одна из обязательных рекомендаций по проведению физкультминуток – проведение их на фоне положительного настроя школьников. Обеспечить это помогают подвижные игры.

    Физкультминутки зачастую включают упражнения с использованием различных предметов .

    1. «Пройди вслепую ». Несколько кеглей расставляются по прямой на равном и достаточно большом расстоянии (около 80 см) друг от друга. Играющий должен пройти от начала до конца дорожки, не сбив их.
    2. «Передай товарищу ». Детей выстраивают в ряд вдоль парт, и в каждом ряду от края к краю передается под музыку кегля. Музыку время от времени останавливают, и тот, у кого в этот момент остается кегля, выбывает из игры.
    3. «Успей схватить ». Школьников ставят друг против друга на возможно большем расстоянии. Посредине между ними ставят стул с кеглей. По сигналу одновременно пара детей бежит к стулу. Побеждает тот, кто схватит кеглю.

    Обучающие игры

    Подвижные упражнения могут соединяться с дидактическими, обучающими целями. Они предполагают более четкие правила по сравнению с обычными подвижными играми и продуманную педагогами обучающую цель.

    1. «Верю – не верю »: Для детей 7 – 10 лет на развитие логического мышления. Дети становятся в круг, а водящий кидает мяч, говоря при этом фразу. Тот, кому ведущий бросает, должен сказать «Верю», и поймать его. Если он считает утверждение ложным, то мяч не ловится и произносится «Не верю!». Если реакция была верной, то игроки меняются ролями.
    2. «Слова» . Обучающая игра с мячом на закрепление знаний для детей 7- 10 лет. Один участник кидает мяч и задает тему, например, животные. Тот, кто ловит мяч, называет какое-нибудь животное. Затем принявший мяч бросает его следующему из школьников, и задает уже свою тему.
    3. «Пряталки »: На развитие внимания и наблюдательности у младших школьников. Детям дается время внимательно посмотреть на помещение. После этого они отворачиваются и закрывают глаза. Один или несколько ведущих прячут в комнате несколько предметов средней величины. Затем под музыку остальные ищут спрятанное. Победители те, кто первыми нашли спрятанное.Если играют команды, побеждает та, которая нашла больше предметов.

    Игры с мячом для школьников

    Упражнения с мячом одни из самых популярных у детей самого разного возраста. Играть с мячом дети начинают ещё с дошкольных лет, и к подготовительной группе делают это уже достаточно хорошо. У детей младшего школьного возраста координация движений и выносливость выходят на новый уровень, поэтому упражнения с ним ведутся уже по более сложным правилам. Конечно, упражнения с мячом можно проводить лишь в достаточно просторном помещении без бьющихся предметов.

    1. «Попробуй, отбери! ». Дети делятся на две группы. Ведущий вбрасывает мяч. Одной группе нужно перекидываться мячом, не давая ему упасть на землю. Вторая часть детей им всячески мешает. Игрок из второй группы, схвативший мяч, меняется ролями с тем, кто его уронил.
    2. «Захвати вкусняшку ». На столик выкладываются настоящие или игрушечные фрукты, орехи или конфеты.Дети по очереди подбрасывают мяч, и пока он не коснется пола нужно успеть схватить что-то из вкусненького. Школьников, которым это не удалось, выводят из игры.
    3. «Зелёные и красные ». Здесь потребуется два средних мяча разного цвета, например, зеленого и красного. Детей делят на две команды, в которых выбирается по капитану. Ведущий подает сигнал и капитаны кидают мячи как могут далеко. По второму сигналу игроки бегут каждый за своим мячом. Игрок, принесший капитану мяч первым, приносит очко команде. Затем всё повторяется для следующей пары школьников. Мяч бросает только капитан. Все действия происходят только по сигналу ведущего.

    Командные игры

    Как видим, большая часть подвижных игр предполагают командные действия. Дети 7 – 10 лет вполне готовы к этому. Но ребята этого возраста ещё очень эмоциональны, не всегда могут контролировать свое поведение. Поэтому организаторам игр стоит учесть несколько правил.

    Организация командных игр должна быть особенно хорошо продумана, так как в отличие от просто подвижных игр, включает мощный элемент состязательности. Это делает игру более эмоциональной и может спровоцировать конфликты школьников при взаимодействии.

    Необходимо убедиться, что участники хорошо поняли правила и цель игры, чтобы не породить конфликт из-за их разночтений у противоборствующих команд.

    Организаторы должны постараться разбить участников на примерно равные по силам и умениям группы.

    Необходимо обеспечить объективное судейство, так как дети весьма чувствительны к несправедливости.

    Активные упражнения должны чередоваться с более спокойными заданиями, объединяясь в игры-эстафеты. Потому что дети этого возраста при непрерывном интенсивном движении более 15 минут могут переутомиться.

    Конкурсы для детей 7 – 10 лет. Подвижные конкурсы и игры для детей от 7 до 10 лет.

    Что еще почитать