Игры в песочнице для детей. Игры с песком и в песочнице

Детство – время игры. Для многих оно ассоциируется с классиками, прыжками на скакалке, играми в мяч и, конечно, возней в песке. Песочница остается самым востребованным местом на детской площадке для всех малышей – и сегодня дети всех возрастов стремятся к ним, вооружившись ведерками, лопатками и формочками.

Такая тяга к пересыпанию песка должна только радовать родителей: педиатры всего мира продолжают настаивать на том, что занятия с сыпучими материалами отлично развивают мелкую моторику.

Многие мамы и папы используют время, когда чадо с упоением возится в песке, как своеобразную передышку — возможность посидеть спокойно и подышать свежим воздухом. Однако почему бы не повеселиться со своим любимым сыном или дочкой? Малыши, особенно в раннем возрасте, пока ещё не слишком хорошо представляют себе, какие возможности предоставляет сыпучий материал – фантазия у них пока что ещё только пробуждается.

Интересные и веселые игры в песочнице для детей оставят массу приятных впечатлений для мамы и малыша и весьма благотворно скажутся на его развитии. Самое главное – подойти к этому с выдумкой.

Игры для домашней песочницы

Сегодня многие родители приобретают для ребенка домашние песочницы. В магазинах по большей части продаются настольные, предназначенные для детей старше трёх лет. Как правило, они отличаются яркими корпусами и чистым белым или желтым (а в некоторых моделях даже разноцветным) мелким песком, и к ним нередко прилагаются наборы игрушек и удобные коврики, благодаря которым содержимое корпуса не рассыплется по всей квартире.

Впрочем, малышам наверняка понравится и напольная песочница, которую можно даже из фанеры или листов гипсокартона. Достаточно прочно подогнать детали корпуса друг к другу, убедиться в прочности поддона, засыпать тщательно просеянный речной песок (для очистки совести его можно даже прокипятить) – самодельная и безопасная песочница готова! Её стенки можно разрисовать героями из любимого мультфильма малыша или украсить яркими наклейками, купить легкий, красивый и удобный пластмассовый инвентарь. Самое главное – быть готовыми к частой уборке, поскольку песок – материал сыпучий и приставучий.

Для детей до трёх лет

Созидательная активность в раннем детском возрасте пока ещё не так развита, а вот познавательная – вполне. Поэтому игры в домашней песочнице на данном этапе в первую очередь связаны с удовлетворением любопытства и развитием тактильных ощущений. В настольном приспособлении можно рисовать различные фигурки пальчиками, переспать песок из ладошки в ладошку – это поможет малышу составить представление о свойствах материала. Рисовать на чистом песке можно даже лопаткой или грабельками – чем раньше малыш научится ими орудовать, тем лучше.

В напольной песочнице можно заняться тем же самым, с той лишь разницей, что площадь поверхности позволяет заняться и другими играми: можно слегка смочить песок и попробовать орудовать формочками, слепить первый куличик, потопать, а то и вовсе порисовать пальцами ног – такая зарядка станет прекрасной профилактикой плоскостопия.

Для детей старше трёх лет

Младший и дошкольный детский возраст – время творчества, и в песочнице можно заняться увлекательными делами примерно такого плана:

  • разыгрывание сценок с игрушками, входящими в комплект настольной песочницы;
  • строительство домов, замков;
  • сооружение гор, оврагов, русла реки (в домашней песочнице очень удобно изучать земной рельеф);
  • игра в кухню, лепка пирожков, пирожных, печенья;
  • рисование палочкой, создание картин на цветном песке.

Если ребенок играет в домашней песочнице, очень важно научить его убирать за собой. Сложить и убрать игрушки, смести и вернуть высыпавшийся песок на место дети в состоянии уже с 4 лет. Орудование веником и совочком способно стать для малыша ещё одной увлекательной игрой.

Игры для уличной песочницы

При посещении детской площадки обойти песочницу стороной просто невозможно. Поэтому собираясь на прогулку, следует запастись следующими предметами.

  1. Ведерком. Желательно взять пару-тройку различной формы, но можно обойтись и одним. Ведро должно быть легкими, иметь адекватные возрасту малыша размеры и прочную ручку.
  2. Совок и грабельки. Они опять же могут быть разных цветов и размеров, однако набирать чересчур большой арсенал вовсе необязательно – главное, чтобы инвентарь был удобен в использовании.
  3. Формочки. Современные игрушки для песочницы отличаются интересными формами и яркими расцветками. Для детских игр желательно приобретать крупные игрушки – малышу будет легче орудовать именно такими.
  4. Набор игрушечной посуды. Кажется, что кукольные тарелочки и чашечки могут пригодиться только девочкам, но нередко и мальчики с удовольствием присоединяются к такого рода играм.
  5. Различный игрушечный транспорт – самосвалы, экскаваторы, лодочки, катера – очень пригодятся мальчишкам: они дадут им возможность почувствовать себя настоящими строителями.
  6. Игрушечные звери и куклы из пластмассы или резины отлично подойдут для ролевых игр и строительства сказочных городов, а вот плюшевые игрушки и кукольных красавиц с длинными роскошными волосами лучше оставить дома.
  7. Природный материал – камушки, веточки, листья, цветы и даже ракушки (желательно собрать их заранее).
  8. Воду для смачивания песка (с мокрым материалом лепка пойдет куда веселее).

Конечно, брать все эти игрушки с собой разом совсем не нужно: лучше спланировать с малышом все игры перед прогулкой и взять только то, что нужно.

До трёх лет

Годовалому и даже двухлетнему малышу уличная песочница может показаться целым миром, наполненным интересным по свойствам материалом. С детьми этого возраста можно сыграть в такие игры:

  • «Пересыпалки» - пересыпание песка из руки в руку, сжимание кулачка;
  • «Поиски клада» - закапывание игрушек или монеток в песок и их поиск;
  • «Конкурс рисунков» - создание на песке картин и аппликаций;
  • «Веселый кондитер» - лепка куличиков, пирожных и даже целых тортов.

В этом возрасте за ребенком необходим тщательный присмотр: именно сейчас тяга полакомиться песком сильна как никогда.

После трёх лет

Дети старше трёх лет в песочнице – отдельная тема. Зачастую там кипят настоящие страсти: передел территории, отъем формочек и бросание песком. Здесь завязывается вечная дружба и кровная вражда – по крайней мере, до следующей прогулки. Однако существуют игры для песочницы, которые позволят не только с пользой и удовольствием провести время маме и малышу, но и объединят всю находящуюся здесь детвору.

  1. «Строительство города». Ведерки пригодятся для сооружения башен, лопатки, формочки и ветки – для возведения стен и прокладки мостов, игрушечные самосвалы обеспечат подвоз стройматериалов, ну а зверюшки и куклы с удовольствием заселят этот сказочный город – так что и мальчишкам, и девчонкам будет чем заняться.
  2. «Кафе» Здесь как нельзя кстати придется и кукольная посуда, и листья. Похожим образом можно сыграть и в магазин.
  3. «Стройка» - игра для настоящих мужчин. Рытье котлованов, перевоз песка, строительство гигантских сооружений придется по вкусу маленьким обладателям машин и другой игрушечной техники.
  4. «Волшебный сад». Здесь применение найдет природный материал – веточки, цветы, камни. Каждому ребенку можно поручить создание отдельного участка – чащи, опушки, озера.

Чтобы игры шли веселее, не нужно забывать регулярно поливать песок водой – так все сооружения окажутся намного долговечнее. Также неплохо захватить на прогулку сменную одежду: после столь активных игр дети редко выглядят чистюлями.

Что делать, если ребенок наелся песка

Едва ли можно найти родителей, которые не сталкивались с довольно пугающим проявлением детской непосредственности – пробами песка на вкус. Удивляться повальному желанию детей отведать содержимое песочницы не стоит: любопытство – один из наиболее сильных механизмов, которые движут ребенком в этот период, а вылепленные из песка тортики и куличики могут выглядеть так аппетитно, что малышу удержать невозможно. Итогом такого исследовательского интереса и может стать полный рот песка.

Родителям, получившим такой «сюрприз» от любимого чада, следует сохранять спокойствие и спокойно разобраться в ситуации. В первую очередь нужно учесть, что едва ли найдется малыш, способный наесться песка, так сказать, от души: приятным вкусом он не отличается, на зубах скрипит противно, да ещё и язык может щипать и обдирать. Поэтому чаще всего количество съеденного оказывается очень небольшим, и родителей больше пугает грязная мордашка сына или дочери, до ушей перемазанных в такой «вкусности». Впрочем, это не значит, что ситуацию следует оставлять без должного внимания.

Если ребенок съел песок из домашней песочницы, сильно беспокоиться не стоит: он относительно безопасен, а малыш едва ли проглотил его столько, чтобы себе навредить. Однако как минимум в течение суток за ним следует наблюдать и как можно чаще поить его различными жидкостями. В большинстве случаев песок выйдет естественным путем, однако иногда может вызвать временное расстройство стула или колики. Приём пробиотиков или активированного угля в этот период вреда не принесет, но если нездоровое состояние сохранится более двух суток или малыш пожалуется на рези в животе, к врачу следует обратиться незамедлительно.

Ситуация, когда ребенок полакомился содержимым уличной песочницы, куда серьезнее : песок может быть заражен гельминтами, содержать вредные и токсичные примеси. В этом случае желательно попробовать вызвать у малыша рвоту, дав выпить слабый раствор марганцовки. Если не получилось, необходимо отпаивать малыша теплой водой (только водой!) в течение суток и кормить только протертой пищей. Если в течение 1–2 суток самочувствие ребенка не ухудшилось, скорее всего, ничего страшного не произошло. Однако через 2–3 недели всё же необходимо посетить педиатра и сдать анализы на яйца глист. При жалобах ребенка на боль, повышение температуры следует немедленно обратиться к врачу или же вызвать скорую помощь. Впрочем, такие экстренные ситуации случаются не так уж часто, поэтому паниковать не стоит.

Увлекательные игры в песочнице не только принесут малышу много радости, но и позволят значительно продвинуться вперед в развитии. Всё, что требуется от родителей – сделать это развлечение не только интересным и веселым, но и полезным.

Кинетический песок своими руками

— развивающие игры для детей раннего и дошкольного возраста в песочнице, дома или во дворе. Вы узнаете, как можно организовать игры с песком, какой выбрать песок для домашней песочницы, в чем ценность этого материала для игр с детьми, что еще можно делать в песочнице кроме куличиков и башен, чтобы обучать и развивать Вашего малыша.

Лето — пора игр на свежем воздухе, время экспериментов с водой и песком, месяцы наблюдений за цветами и деревьями, жизнью природы вне города. А знаете ли Вы, что песок — это замечательный материал не только для построения песочных городов и замков, но и для обучающих игр с детьми.

Об этих играх с песком Вы узнаете из видеороликов, которые подготовлены педагогами и психологами- преподавателями педагогического колледжа №6 в г.Москве. Большая благодарность этим людям за то, что они делятся своим опытом с мамами и коллегами и делают обучающие видеоролики для родителей по играм с детьми. Ведь качественного материала по играм в сети не так много! Авторам роликов — низкий поклон и пожелание успехов в работе и творчестве!

Видеоролик №1. Игры в песочнице

Игры в песочнице: знакомим с понятием «маленький» и «большой, даем детям азы математики и геометрии, развиваем тактильную чувствительность и мелкую моторику, развиваем речь и много другое. Вы найдете в этом видеоролике игры как для самых маленьких детей, так и для будущих первоклассников. Всем очень рекомендую посмотреть. Это просто кладезь развивающих идей на лето!

Видеоролик №2. Играем с песком и развиваем речь.

В этом видеоролике Вы услышите советы логопеда о том, как сочинять сказки в песочнице вместе с ребенком. И как использовать песочную терапию для развития речи дошкольников. Вы увидите, как можно сделать из домашней песочницы настоящий театр для придумывания и разыгрывания сказок с детьми!

Всем приятного отдыха летом и интересных игр с песком! Вам понравились эти игры? Будем рады, если поделитесь с нами своими успехами и идеями по играм в песочнице в комментариях после статьи и в нашей группе ВКонтакте «Развитие ребенка от рождения до школы»!

Вот и пришла весна. Еще только-только начинается весенняя капель, еще не окончательно ушли зимние морозы, но веселое яркое солнышко с каждым днем все больше согревает нашу землю. Не успеешь оглянуться — побегут ручейки, зазеленеет трава, радостным пением птиц наполнится воздух. Вот и для игр в песочнице подошла пора. Так что готовим ведерки и лопатки – встретим весну во всеоружии!

Кроме традиционного ведерка и совочка, ребенку еще понадобятся грабельки, различные формочки, легкомоющиеся игрушки (например, резиновые). Игрушечные машинки – тоже важный «инвентарь» для песочницы, причем с ними с удовольствием играют и мальчики, и девочки.

Во что можно поиграть с ребенком в песочнице? Песочные куличики (пасочки) – неисчерпаемо интересный, но далеко не единственный способ развлечься с песком. Например, те же куличики могут «превратиться» в «волшебный» замок, в клумбу или даже в целый «город». Из песка ребенок может построить норку для своей игрушки или гараж для машинки. Совместно дети могут построить целую сеть дорог, ездить друг к другу «в гости».

Песок и вода – это уйма различных игр. Можно строить запруды и плотины, мосты. Можно устроить «кашу-малашу», болото для машинки. С помощью воды даже сухой песок подходит для строительства замков, которые, к тому же, можно окружить водяным рвом.

Детям до 3 лет будет интересно в песочнице оставлять разные «волшебные» следы: вот пробежал зайчик или мышка, вот прошел большой медведь. Можно дополнить следы камешками, прутиками, листиками – получатся веселые рыбки, птички и т.д.

Пару слов о правилах. В песочнице ребенок приоретает свой первый опыт общения со сверстниками. Кто-то может захотеть потрогать его лопатку или ведерко, кто-то из малышей может разрушить любовно созданный куличик, некоторые дети могут начать бросаться песком. Все эти нюансы непременно нужно учитывать.

Обязательно следует захватить детские влажные салфетки (без спирта), чистый носовичок, небольшую бутылочку воды на случай экстренного промывания глаз или рук ребенка. Лучше также взять побольше игрушек, рассказать ребенку, что с другими детьми можно делиться, учить его просить разрешения, если хочется взять поиграться чужой игрушкой, и учить благодарить.

Начинать игры в песочнице можно вместе с малышом, показывая ему варианты взаимодействия с песком. Постепенно можно будет оставить ребенка в песочнице одного, присматривая за ним с соседней скамеечки.

Какую песочницу лучше выбрать? С одной стороны, очевидно, что нужна чистая песочница без мусора и экскрементов животных. А с другой – где же ее такую найти? В наше время очень многие детские площадки просто-напросто не оборудованы песочницей. Бывает, жильцы двора сообща закупают песок и высыпают его горкой на ближайшем пятачке земли. Однако такую кучу очень быстро размывают дожди, а некоторые жильцы выгуливают в этот песок своих домашних животных.

Неплохой вариант – собственная песочница на даче . Не составляет труда сколотить четыре доски и насыпать в получившееся сооружение чистого песка. Дно песочницы можно предварительно застелить полиэтиленом или листом фанеры. На ночь можно накрывать песочницу для предотвращения ее загрязнения различными животными.

Песочница и самостоятельность

Как связана самостоятельность с играми в песочнице? Если задуматься, то каждый новый навык, который ребенок приобретает во время игр, – это его новая победа. Кроха осознает свои растущие возможности – повышается его уверенность в себе. И вот он уже начинает проявлять инициативу, придумывать собственные игры с использованием разных игрушек или подручных материалов. Так развивается не только самостоятельность, но и творческие способности, пространственное мышление, фантазия и логика. Вы можете посодействовать этому процессу. Как? Очень просто!

* Избегайте чрезмерного контроля. Показать ребенку, как делается куличик, не будет лишним, но не более пары раз. Потом все-таки стоит дать ему больше свободы и постараться уменьшить свое участие в детских забавах. Пусть он понаблюдает за тем, как «работают» детки постарше, а затем попробует сделать все сам. Да, скорее всего, песок просыплется мимо формочки, а на выходе не получится ничего красивого и достойного фотографии на память, но даже такой результат – это опыт, который работает на обретение ребенком самостоятельности. Малыш как бы прощупывает границы своих возможностей и постепенно, в игре, расширяет их.

* Не ставьте сверхсложных задач. Не стоит предлагать годовалому крохе построить туннель, найти «клад» или сделать что-то, не соответствующее его возможностям (особенно если он не сможет сделать это даже с вашей помощью). С другой стороны, старайтесь ребенка любого возраста привлекать к совместной игре, давать ему возможность самостоятельно что-то открывать, исследовать границы песочницы или детской площадки.

Песочница и навыки общения

На детской площадке ребенок общается и получает опыт взаимодействия с другими детьми. Даже несмотря на то, что деятельность малыша в песочнице кажется достаточно однообразной, в процессе игры могут возникать ситуации разные по структуре, возможным вариантам действия и стратегиям поведения. Задача родителей – помочь малышу извлечь из них максимальную пользу: научить делиться своими игрушками, находить компромиссы в спорных ситуациях, достигать целей, получать то, что хочется, не нарушая при этом границы других детей и т.п.

*Подавайте пример. Обязательно здоровайтесь с детьми и взрослыми, которые находятся на площадке и в песочнице, когда вы туда приходите. Показывайте малышу, как знакомиться, как предлагать совместную игру и как отказываться от нее, если вам пора идти домой, как делиться игрушками, как попросить чужую игрушку, если она заинтересовала, как забрать обратно свою. Все эти ситуации нам, взрослым, кажутся очевидными, но для ребенка это совсем не так. Именно поэтому их нужно проговаривать вновь и вновь.

* Наблюдайте. Если у ребенка уже есть какие-то трудности в общении или возникают конфликты на детской площадке, то личного примера может быть недостаточно. В этом случае используйте сказкотерапию и сюжетно-ролевые игры: то есть уже дома придумывайте героев, которые будут ребенку симпатичны, используйте любимые игрушки и обыгрывайте конфликтные ситуации, в которых ребенок становится «жертвой» или «агрессором».

*Будьте предусмотрительны. Иногда важно не только уметь вовремя сказать нужную фразу, но и иметь про запас какое-что материальное. Постарайтесь не брать в песочницу один совочек, одну формочку и одну машинку, потому что это уже потенциально конфликтная ситуация. Придут другие детки, которым захочется поиграть с игрушками вашего ребенка. И если у него кто-то заберет любимый голубой совочек, он может сильно огорчиться. Не поленитесь взять с собой двойной комплект самых ходовых игрушек для песочных забав. Хорошо, если игрушки, которые вы берете с собой на прогулку, предполагают не только возможность обмена, но и позволяют устраивать совместные игры – это отличный повод для установления контакта с другими детьми. Например, у вас есть самосвал, но нет лопатки. Предложите другому ребенку поиграть вместе с вами: он будет загружать самосвал, а ваше чадо – отвозить и выгружать песок.

Для деток, которые не ходят в детский сад или не посещают групповые занятия, не имеют братьев и сестер, песочница может стать, пожалуй, единственным местом, где они смогут приобрести опыт коммуникации с другими детьми и научиться общаться.

Песочница и интеллектуальное развитие

Песочница – не только хорошая площадка для воспитания личностных качеств, но и прекрасное место для проведения разнообразных развивающих игр. Когда строительство куличиков немного поднадоест, попробуйте ставить эксперименты и опыты.

*Захватите на прогулку бутылочку воды. Поливайте отдельные участки песочницы и смотрите, что получается. Обращайте внимание крохи на то, как водичка уходит в песок. Сравнивайте, какие куличики получаются из сухого и мокрого песка. Дайте малышу возможность потрогать, поковырять песок разной консистенции и температуры (сухой, сырой, холодный, теплый, горячий). Расскажите, что из мокрого песка очень хорошо лепить и конструировать, а в сухом – можно поиграть в знакомую всем игру: откопать руку мамы, не дотронувшись до ее пальцев. Откапывать лучше руками, а не совочком, потому что в этом случае идет не только развитие мелкой моторики, но и обогащение сенсорных впечатлений ребенка.

*Проводите опыты по смешиванию песка с водой, глиной, землей, камушками, еловыми иголками и т.д. – смотрите и наблюдайте, что происходит. Проведите интересный эксперимент: возьмите ведерко, желательно прозрачное, насыпьте туда камешки или шишки и спросите ребенка, поместится ли туда еще пять совочков песка. Скорее всего, он ответит «нет», потому что ведерко полное. А вы расскажете ему, почему он не прав, и пусть он сам насыплет в «полное» шишек ведерко еще много-много песка.

* Еще одно полезное и увлекательное занятие в песочнице – поиск в песке сокровищ. На роль сокровищ сгодятся мелкие камешки, шишки, игрушки, принесенные из дома. Соорудите уголок из песка, где закапывайте сокровища. Задача малыша – отыскать ваш клад.

*Песок дает прекрасные возможности для обучения счету и математике: можно считать куличики, формочки, любые игрушки, можно сравнивать куличики по форме и размеру, предлагать ребенку выкопать ямки для маленькой и большой формочки, прорабатывая тем самым понятия формы и размера. Можно строить последовательности из природных материалов (камешек-веточка-шишка) или куличиков разной формы: круглый, квадратный, квадратный, круглый – какой будет следующим?

Песочница и творческие способности

Прежде всего, это, конечно, рисование на песке. Рисовать можно пальчиком, палочкой, ножками, камушками, струей водички из бутылочки – все это будет способствовать развитию творческих способностей крохи. Можно заниматься лэнд-артом – с использованием песка и других природных материалов (веточек, мха, семян) создавать интересные композиции и объекты. Можно поиграть в игру «Волшебные отпечатки»: оставьте отпечатки своих рук и ног на песке, а затем дорисуйте или дополните их подручным материалом, чтобы получились осмысленные рисунки – рыбки, котики, цветочки и т.п. Полезно и конструирование из песка – создание самых разных построек и всего, что только придет в голову вам и ребенку. Важно только познакомить кроху с самой технологией: что и как нужно делать для того, чтобы постройка была устойчивая, прочная и не развалилась при первом дуновении ветра – а дальше можно предоставить ему свободу действий. Пусть он проявляет свои собственные представления о том, какой должна быть его конструкция: будет у него замок, крепость или гараж? Эти построенные из песка и подручных материалов сказочные миры дают широкое поле для организации сюжетно-ролевой игры. Маме лишь стоит предложить ребенку придумать историю о построенном им песочном городе или разыграть историю с использованием игрушек, палочек, цветочков. В процессе такой игры важно стимулировать малыша проговаривать слова и фразы о том, что он построил в песочнице, тем самым способствуя развитию речи и воображения.

Игры в песочнице не только увлекательны, но и полезны для малыша: по мнению психологов, они благотворно сказываются на общем развитии, стимулируют пальчиковую моторику, учат добиваться поставленной цели, развивают творческие способности, фантазию, воображение и, конечно же, усидчивость.

Что делать, если…

Вы только начали осваивать пространство песочницы, а уже слышите требовательное «Мое!» или заливистый детский плач. Итак, что делать, когда ваш ребенок…

1. … забирает игрушки у других детей. Не паникуйте и не кричите. Этим вы покажете пример неконструктивного поведения в конфликтной ситуации, и в лучшем случае малыш просто от испуга выронит игрушку. Кроха до 3–4 лет еще не способен понять чувства другого ребенка, и даже ваши объяснения не решат проблему. Понаблюдайте. Если хозяин игрушки активно не протестует, не стоит и вмешиваться. Но если конфликт набирает обороты, отвлеките свое чадо другой игрушкой или сменой деятельности и незаметно отведите в сторонку. Эта рекомендация актуальна и в том случае, если у вас не получается организовать справедливый обмен игрушками.

2. … бросается песком. Практически бесполезно объяснять, что это плохо. Кроха играет, ему весело и интересно, он увлечен процессом. Но в таких ситуациях нужно действовать без промедления, потому что ваш ребенок создает угрозу безопасности для других детей. Лучше всего сказать, что игру придется прекратить, а поиграть в нее будет можно, только когда другие детки уйдут. Если малыш не внимает вашим словам, попробуйте отвлечь его или увести на другую площадку.

3. … стал жертвой (кто-то сломал его куличики, отобрал игрушки и т.п.). Сохраняйте спокойствие и оцените реакцию ребенка. Если слезы наворачиваются на глаза, а губки собрались в складочку, стоит поспешить на помощь и взять ситуацию в свои руки. Например, подойти вместе к обидчику и спокойно попросить его вернуть игрушку. Если «захватчик» ни в какую не хочет ее отдавать и не согласен поменяться, можно призвать на помощь его родителей. Когда ситуация не такая критическая, и реакция крохи на несправедливость спокойная, то и вам не следует фиксировать на случившемся внимание. Возможно, он даже не осознал, что кто-то его обидел. Может быть, это была часть его замысла: вот сейчас эти куличики сломают слоны – и тут действительно кто-то подбежал и сломал. Ребенок спокойно продолжает игру, так как случившееся логически хорошо встроилось в его сценарий игры.

4. … не хочет делиться. Когда кроха не хочет делиться, первая реакция почти любой мамы – сказать примерно следующее: «Пусть Петя поиграет, он же потом отдаст». Получается, что мы принуждаем ребенка делиться, хотя он настойчиво и вполне однозначно заявил о своем нежелании это делать. Спросите себя, действительно ли вы считаете, что ребенок должен делиться всегда, везде и всем. Если вы сами придерживаетесь такой концепции и следуете ей по жизни (например, даете свой мобильный телефон позвонить каждому, кто попросит), тогда подавайте пример малышу и прививайте ему эту стратегию поведения. Но если вы так не делаете, и у вас тоже есть любимые вещи, постарайтесь встать на позицию вашего драгоценного чада. Не хочет сейчас делиться? Не нужно принуждать. Можете так и объяснить другому ребенку: этот грузовик – любимая игрушка вашего сына или дочки, и сейчас он хочет поиграть именно с ней. Предложите замену – что-то другое из ваших игрушек – если есть такая возможность. Попробуйте переключить внимание чужого малыша на другой объект, не усиливая конфликтную составляющую ситуации. И всегда оставайтесь на стороне вашего крохи – он это обязательно почувствует.

Что еще почитать