Как наказывали женщин за измену: неоправданная жестокость, от которой стынет кровь. Женская измена: как за нее наказывали в разных странах

«Женщина сотворена для мужчины, а не мужчина для женщины» - такой постулат насаждала Русская Православная Церковь. Это рождало недоверие обоих полов друг к другу, поэтому браки заключали не по любви, а по воле родителей. В таких семьях супруги относились к друг другу с неприязнью, не ценили друг друга – поэтому измена часто сопровождала такие отношения, несмотря на порицание обществом.

Древняя Русь

Самый ранний документ, в котором упоминается о супружеской неверности – Устав князя Ярослава Мудрого. В нем говорится, что мужчина считался прелюбодеем, если у него была не только любовница, но и дети от нее. За измену жене мужчина должен был платить штраф церкви, а размер штрафа определял князь. В летописи существует запись о том, что Мстислав Владимирович (сын Владимира Мономаха) «не скупо жен посещал, и она (княгиня), ведая то, нимало не оскорблялась... Ныне же, - продолжил он (согласно летописи), - княгиня как человек молодой, хочет веселиться, и может при том учинить что и непристойное, мне устеречь уже неудобно, но довольно того, когда о том никто не ведает, и не говорит».

Изменой женщины считалась любая связь женщины с посторонним мужчиной. Ее мужу необходимо было наказать легкомыслие жены. Если он прощал изменницу и продолжал с ней жить, то ему полагалось наказание. Чтобы избежать наказания, мужчине необходимо было развестись с неверной супругой, и не оттягивать этот момент: «Еще ли жена от мужа со иным, муж виноват, пуская ее...»

XVII и XVIII век

В XVII и XVIII веке супружеская измена была поводом к разводу. В допетровские времена муж мог отделаться годом епитимьи и штрафом, женщина всегда несла более тяжкое наказание, чем мужчина. Если женщину уличали в измене, то после развода она должна была вступить в прядильный двор, и ей запрещалось повторно выходить замуж. Чтобы доказать измену жены, муж должен был привести свидетелей. Это отразилось в поговорке Владимира Даля: «не пойман – не вор, не поднята – не бл---ь».

Дворяне относились к изменам терпимо. Крестьяне гораздо суровее относились к измене и порицали ее. Тем не менее, наказания не становились препятствием для супружеской измены. Это отражается в поговорках: «Как полюбит девка свата - никому не виновата», «Не мать велела - сама захотела» и особенно: «Чуж муж мил - да не век жить с ним, а свой постыл - волочиться с ним».

Было много случаев, когда муж «развода не искал» с изменницей. Часто супруг был согласен на наказание жены – плетьми, кнутом или исправительными работами. Жене, которую поймали на измене, запрещалось носить фамилию мужа. Епитимья для жен был многолетней (до 15 лет), либо ее отправляли в монастырь.

Обращение мужей с требованием развести его с «неверной» всегда удовлетворялись. Это привело к тому, что если мужчине «жена стала не нужна», то это был удобный предлог, чтобы развестись и завести новую семью. Впрочем, было немало случаев, когда разводили по просьбе жены.

Если на измене «ловили» мужа, то его наказание заключалось в устыдительной беседе с «духовным отцом».

XIX - начало XX века

В XIX веке, как и в предыдущие века, к измене жены относились строже, чем к измене мужа. Мужчине полагалось моральное наказание. Был нюанс: в обществе разведенному мужчине негласно ставили ограничения на продвижение по службе, могли не дать желаемую должность. Эта ситуация описывается у Льва Толстого в «Анне Карениной». В простонародье применялись «позорящие наказания». К измене женщины относились строго «Такие бабы вдвойне грешат - и чистоту нарушают, и закон развращают... растащихи, несоблюдихи».

Мужчины использовали «измену» жены как повод с ней развестись, поэтому прошений такого рода в архивах сотни. Волостные суды в этом случае назначали женщине-«изменнице» формальное наказание – арест, общественные работы.

Муж мог и самостоятельно наказать жену – выгнать ее из дома, забрав у нее приданое.

Жены не могли развестись с мужем. Мужчины не давали согласия на развод, «а без согласия мужа ей паспорта не дадут». Но женщина могла отомстить разлучнице за перенесенное унижение – в Ярославской губернии, например, жены могли побить окна, вымазать дом сажей и ворота дегтем.

В Ярославской губернии и в Поволжье муж мог избить жену-изменницу, причем в Поволжье считалось правильным избивать ее «на людях». На Русском Севере, в Тверской и Костромской губернии предпочитали «не выносить сор из избы» и там судьями неверных жен и мужей выступали старики. Распространённой формой женского наказания было ее «впрягание» в телегу. Муж заставлял ее везти его, а сам бил ее плетью.

В XX веке наказания за измену трансформировались. Разводы стали затруднительными, советское правительство придерживалось политики «укрепления семьи». Частная жизнь человека перестала быть частной, личные отношения и интимные связи стали частью партийных и комсомольских собраний. На протяжении существования СССР сохранялась традиция обсуждения семейных кризисов на собраниях, государственная политика «прочной советской семьи» активно насаживалась в умы граждан.

«Неверность – это когда тебе нечего сказать мужу, потому что все уже сказано другому». Франсуаза Саган.

Сегодня к женским изменам относятся совершенно не так, как раньше, но всегда полезно знать, . Сегодня муж может простить жену, может расстаться с ней мирно, или перед уходом изрядно потрепать ей нервы и даже поколотить. Но все это не выходит за рамки семьи. В прежние времена наказание женщин за измену было суровым и иногда, на наш взгляд, неоправданно жестоким.

Хотя уже во времена Чехова женская измена могла вызвать разве что скепсис: «Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству», – говаривал писатель Чехов. Но давайте посмотрим, как наказывали женщин за измену в разных странах в разное время.

Наказание женщин за измену

Довольно просто – изменить.
Куда труднее – измениться.
Александр Красный


1. В дохристианские времена на Руси женская измена не была чем-то из ряда вон выходящим. Ее не выгоняли из общины, не наказывали физически. Максимум, что ей грозило – муж выгонит из дому. Но, как правило, у каждой было приданое, и она могла спокойно прокормить себя и даже детей, работая на земле.

2. После христианства к браку стали относиться с большим трепетом. Теперь уже наказание женщин за измену настигало их в соответствии с библейскими канонами. Еще во «Второзаконии» говорилось, что и женщина, и мужчина за измену должны поплатиться жизнью. Если доказать ничего невозможно, жену отдавали священнику, а тот отрезал ей волосы и расторгал брак. Кстати, если кто брал женщину насильно, это не считалось за женскую измену, но по закону насильник обязан был на ней жениться. Если, конечно, этот факт можно было доказать.

...На сто обманутых красавиц,
Каков бы ни был средь людей их чин,
Всегда пятьсот обманутых мужчин.
Лопе де Вега


3. Совершенно мирным способом решалась женская измена в Болгарии. Муж мог требовать расторжения брака и выплаты алиментов. Видимо, за моральный ущерб. Кстати, платить должен был любовник, а не бывшая жена.

4. С конца прошлого столетия в Турции нет понятия женская измена. Там в таких случаях к ответу привлекают обоих оступившихся – упекают в тюрьму на пять лет. Это выглядит довольно легким наказанием, если сравнить с тем, как наказывали женщин за измену в этой стране ранее. Их раздевали донага, засовывали в мешок и туда же – кошку. Мешок завязывали и били цепями, но так, чтобы попасть по кошке. От боли животное набрасывалось на женщину и исцарапывало ее.

5. В Дании женская измена испокон веков каралась смертью. К слову, за умышленное убийство там полагался штраф. Интересная статистика, сегодня в этой стране каждый пятый мужчина страдает бесплодием, а в стране – демографический кризис. Сложно сказать, связано ли это с тем, как наказывали женщин за измену ранее, но факт остается фактом.

6. В Греции женская измена тоже каралась смертью, но этим правом обладал только обманутый муж. Исключение составляла Спарта – там измен не было в помине. Не потому, что все спартанцы придерживались пуританских взглядов, а потому, что они были вольны в выборе партнера, и измена за измену там не считалась. Мужья годами пребывали в военных походах, поэтому не воспринимали остро шалости жен. Даже детям от таких шалостей радовались, как родным.

«Женщина такое тонкое существо, что начинает жалеть тебя уже за несколько дней до своей измены». Корнель Макушиньский

7. Сурово наказывалась женская измена в Римской империи. Там изменщиц продавали, как рабынь на рыночной площади. К слову, такая же участь ждала и мужчин, которые отказывались идти в войско. Своеобразная измена родине тоже не оставалась неучтенной.

8. По-разному воспринимается женская измена в Африке. Все зависит от конкретного племени и его моральных устоев. Скажем, кочевники масаи, ровно относятся к слабостям жены, даже предлагают ее в подарок на ночь гостю. Мужчина туарег будет безумно горд своей женой, если он пользуется успехом других у мужчин. Но если вы попадете в Луанго, обходите замужних женщин стороной. Там любовников без лишних слов сталкивают со скалы. А готтентоты готовы поверить даже слову ребенка в подозрении женской измены. И там тоже неверных жен придают смерти.

9. Воистину ужасающе каралась женская измена в древнем Таиланде. Неверную жену сажали в специальную клетку, которая напоминала слониху в недвузначной позе. Слон с готовностью пользовался этим предложением, но заточенная в клетку женщина такого надругательства не выдерживала физически и умирала.

«Многие жены не изменяли бы мужьям, если бы знали более тонкий способ ото мстить». Юзеф Булатович

10. Не менее изощренно каралась женская измена в Папуа – Новой Гвинее. Правда, в этом случае больше страданий выпадало на долю любовника. Он должен своей возлюбленной отрубить палец, а затем съесть его. После чего его мучениям приходил конец – обманутый муж отрубал ему голову.

Кстати, в большинстве стран всю вину за случившееся возлагают именно на женщину. Мужчины обычно или совсем оказываются ни при чем, или страдают весьма условно. Если не считать нескольких африканских наказаний. В остальном примеры того, как наказывали женщин за измену , заставляют просто удивляться – где же справедливость?

Когда люди вступают в брачные отношения, по традициям большинства стран подразумевается, что партнеры добровольно отказываются от сексуальных партнеров на стороне, вне брака. Очень жаль, что не всегда эти традиции не воспринимаются современными людьми, как руководство к действию. И зачастую так называемые леваки для многих становятся ничего незначащим явлением, унижая партнера и обесценивая связь, которая и так хрупка между людьми. Раньше прелюбодеяние всегда считалось достойным суровой кары, правда, только для девушек, у мужчин это не было настолько достойно порицания.

В разных странах наказание женщин за измену всегда было довольно жестким. Оно должно было стать позором для женского пола, сильным унижением ее перед соседями так, чтобы впредь неповадно было и ей, и другим, глядя на нее. Не всегда после этого несчастной удавалось выжить — например, в восточных странах избиение за измену с помощью разных предметов могло убить несчастную.

Обычно чем севернее регион, тем мягче кара, вероятно, это было связано с тем, что мужчин было в этих краях больше. За женскую измену нечестивица могла поплатиться ушами, губами или носом — как это было в средневековой Европе, потому заточение в монастырь могло быть не самой страшной карой. Но подробней об особенностях отношения и карания за супружескую неверность в разные времена и в разных странах — чуть дальше.

В старину наши предки славяне заключали браки не по любви, но по воле родителей. Потому часто случалось так, что супруги находились вместе не только без симпатии, но и с более яркими негативными чувствами. Как следствие — часто заводились связи у супругов на стороне, хотя это и очень порицалось общественной моралью.

Причем мужская неверность не была собственно неверностью, а вот женская преследовалась по всей жесткости морали того времени. В Уставе князя Ярослава Мудрого упоминается, что мужчина не является прелюбодеем, если у его любовницы есть дети от него. За прелюбодеяние предполагался штраф, размер которого определял сам князь. Но в целом существовал принцип «не пойман — не вор»: если об этом никто не говорит и делает вид, что не знает, то ничего страшного и не происходит.

За измену в Древней Руси наказывали, как ни странно, сильную половину: муж, простивший предавшую его жену, получал ощутимое порицание сам, потому что пустил ее на сторону.

Во избежание позора и кары, ему следовало развестись со своей супругой, причем сделать это немедленно, чтобы не усугублять ситуацию.

В допетровские времена супруга каралась в разы сильнее, чем супруг. Неверная после развода (неизбежного в данном случае) обязана была вступить в прядильный двор, ей было запрещено повторно выходить замуж. Особо жестко реагировали на неверность в крестьянской среде (дворяне были более толерантные в этом вопросе, позволяя и себе подобные шалости). Несмотря на неизбежность и суровость кары, желающие тем не менее оставались, что отражалось в фольклоре того времени, зафиксировано в пословицах и поговорках.

В других странах

Как в разных странах карали женщин за измену мужу — об этом можно писать диссертации, настолько широка эта тема. Наказание в разных странах основывалось на традициях и ценностях культуры той или иной страны, отражало ее социальный уклад и матримониальные отношения. Потому способы кары за неверность были и есть настолько разнообразны, что волосы шевелятся на голове.

У датчан в древности за супружеское предательство полагалась смерть, тогда как убийство было чревато только обычным штрафом. Это показывало, насколько серьезно воспринимали в Датском королевстве этот проступок. О мужской неверности речи не шло.

Монголы разрубали оступившуюся на две части.

Древние бретонцы секли ее до тех пор, пока она не умирала.

Галлы вымазывали ее тело в грязи, помоях и волокли по земле через весь город. Местные жители в знак порицания могли бросать в нее чем угодно, оскорблять и бить.

Готы не ждали суда или разрешения от внешних инстанций: супруг мог самостоятельно своими руками вынести приговор провинившейся.

В Китае провинившуюся обмазывали салом и бросали к голодным собакам.

Аборигены Канады пользовались своей характерной традицией снимать скальпы: там поступали и с неверными.

Греция сделала месть за подобный грех доступной любому гражданину, причем совершить его он мог любым способом. А вот в Спарте поход налево не был грехом и даже не был достоин порицания.

В исламских государствах уличенную красавицу могут забить камнями до смерти.

У древних монголов казнь за измену была очень жестокая: только разрубив грешницу на несколько частей, можно в достаточной мере покарать ее за проступок. Для такой особы достойная смерть была невозможна — уж слишком недостойной была ее вина.

Наказание за измену в древности на Востоке Римской империи предполагало несколько коммерческий подход: грешницу выставляли на продажу на рынке, и любой желающий мог ее купить. Но вот если товар был не интересен никому из покупателей, тогда дело было совсем плохо…

Особо больно слышать, как наказывали женщин за измену на Востоке. Провинившиеся обитательницы гарема страдали особенно изощренно: им надрезали тело в самых тонких чувствительных местах, плавили свинец и заливали его в получившиеся раны и в отверстия на теле. Могли втыкать в тело деревянные гвозди, пропитанные серой, которые затем поджигали, и пламя еще долго держалось за счет подкожного жира несчастной жертвы.

В Сингапуре наказывали за измену с помощью палок, причем этот способ применяется и в наши дни.

Жители Диарберкира казнили преступницу всей семьей: каждый член семьи должен был нанести ей удар кинжалом.

Интересно, как наказывали женщин за измену немцы в древности. Само карание было незамысловатым на фоне предыдущих вариантов — четвертовали. Но профилактика была необычна: перед военным походом муж надевал на свою даму сердца пояс верности, выкованный из железа, и снимал его после возвращения из похода.

Если вспомнить, как наказывали за преступления в Вавилоне, то в Талмуде говорится о четырех способах, как можно сделать это наиболее болезненно для виноватого и показательно для других: удушение, усекновение головы, сожжение, кроме того, могли сбросить с высоты на камни.

Так называемые среднеассирийские законы давали право мужу, который застал свою супругу с другим, убить на месте и ее, и любовника. Если он не делал этого сам, то суд карал прелюбодея таким же способом, каким муж — свою половинку.

Наказание за измену в разных странах весьма разнообразно и показательно с точки зрения того, насколько в культуре той или иной страны значимы и важны семейные ценности и как они соотносятся с человеческой жизнью.

Самые страшные наказания за измену существовали в темные времена. Изощренные умы иезуитов пытали и наказывали женщин в средневековье за такие проступки с глубоким пониманием физиологии. И в любом случае потерпевшая лишалась имущества и детей, так что дорога ей оставалась или воровать, или заниматься проституцией. Что интересно, даже если страдалица была верна своему мужу, но не торопилась отдать супружеский долг, государство могло помочь обездоленному супругу взыскать его принудительно. В Барселоне, к примеру, существовал Коррекционный дом, куда можно было сдать жену на перевоспитание: там она постилась, молилась, неустанно трудилась целыми сутками и, конечно же, подвергалась телесным весьма болезненным карам.

Испанский кодекс «Семь партид» (XIII в.) запрещал женскому полу совокупляться с иноверцами — маврами и иудеями. Правда, статус (и насколько она была состоятельна в том числе) очень влиял на степень порицания. Вдову или девицу лишали собственности, которая была в ее распоряжении, повторное прелюбодеяние грозило костром, на котором сжигали обоих участников процесса. Замужняя испанка получала свою порцию мести от мужа, так как не имела ничего своего, вплоть до того, что муж в своем гневе мог сжечь ее в порядке мести.

В средневековой Европе расплата за прелюбодеяние тоже была суровой. Причем заточение в монастырь было не самым страшным, хотя там ее могли приказать и задушить. И даже отрезание губ, носов и ушей уступало другой мере борьбы с грешницами. Молодых и не очень дам сжигали на костре подобно ведьмам, считая, что только огонь может избавить душу нечестивицы от колдовства, уводящего ее из семьи. Такая судьба ждала только особи женского пола. Великобритания создала закон, по которому обманутый муж имел право на одноразовую денежную компенсацию. Причем сумма должна была покрывать не только материальные затраты мужа, которые он понес в течение всей супружеской жизни на содержание жены, но и включать выплату за моральный ущерб, который был нанесен его гордости вследствие неверности жены.

Среди самых страшных практик можно назвать женскую кастрацию — в некоторых африканских племенах именно такой операции подвергалась та особа, которая себя не блюла.

Как бы страшно ни звучало все это, но есть еще десяток тяжелых способов воспитать супругу, даже если она не выживет после.

Топ-10 самых страшных наказаний женщин

  • В Турции при обнаружении подобного нечестивицу ждала ужасная судьба: ее сажали в мешок, туда же помещали кошку, и били по мешку цепями так, чтобы максимально задеть животное. Процедуру совершали до тех пор, пока неверная в мучениях не умирала.
  • В Корее заставляли пить уксус до тех пор, пока несчастная не распухала, а затем ее били палками до смерти.
  • Некоторые племена Америки при обнаружении предательницы бросали ее к ногам вождя, били, дробили все кости в теле, затем рубили на части и всем племенем съедали.
  • Пакистанских женщин по шариату приговаривала к смертной казни через повешение.
  • В небольшом королевстве Луанго в Африке по давним обычаям любовников сбрасывают со скалы.
  • В Сиаме существовало в древние времена одна из самых жестоких казней — слоном: провинившуюся сажали в клетку специальной конструкции и подводили к ней животное. Слон, будучи уверенным, что перед ним самка его вида, убивал ее в процессе.
  • В Северной Бирме поступали с женской неверностью весьма своеобразно. Девочкам с самого раннего детства надевают на шею кольца, и под их количеством шея постепенно сильно вытягивалась. Когда девочка входила в период полового созревания, ее шея была длинна настолько, что самостоятельно не могла держать голову — так атрофированы были все мышцы. Если жена изменила мужу, с ее шеи снимались эти обручи, и она умирала вследствие перелома шеи, или оставалась на всю жизнь калекой.
  • Афганистан в лице переходного правительства восстановил полицию нравов, действовавшую некогда при талибах. Прелюбодеяние каралось 100 ударами палок и тюрьмой.
  • Самым необычным способом наказывали в Папуа-Новой Гвинее, причем даже не саму любовницу, она как раз оставалась жива. А вот мужчине, который имел смелость соблазнить чужую жену, отрубали голову. Но при этом он перед смертью должен был съесть палец любовницы. Выжившая любовница оставалась со своим недостатком, все племя знало о ее вине и найти себе пару ей после этого было невозможно. Такова была ее расплата за поступок.
  • В Иране, Саудовской Аравии, Судане, Нигерии женщин забивали камнями за прелюбодеяние.

Конечно, то, как наказывают за измену в разных странах сейчас, существенно отличается от страшных способов кары прошлых веков. Сейчас супружеские измены в Китае, например, караются двумя годами тюрьмы и конфискацией половины имущества. Несомненно, это намного более гуманный способ, чем быть заживо съеденным дикими собаками, как это было ранее. Кара камнями во многих странах уже не актуальна. к счастью.

Так, Индонезия предусматривает наказание женщин за измену тюремным заключением сроком до 15 лет.

10 штатов США сегодня также наказывают тюремным заключением дам-ходоков. В Миннесоте, например, загулявшая супруга может быть заключена в тюрьму на 5 лет или оштрафована на 1000 долларов. А может и получить оба варианта одновременно.

Можно порадоваться толерантности европейских стран, которые в порядке порицания за неверность выбирают в основном имущественное поле.

«Женщина сотворена для мужчины, а не мужчина для женщины» - такой постулат насаждала Русская Православная Церковь. Это рождало недоверие обоих полов друг к другу, поэтому браки заключали не по любви, а по воле родителей. В таких семьях супруги относились к друг другу с неприязнью, не ценили друг друга – поэтому измена часто сопровождала такие отношения, несмотря на порицание обществом.

Древняя Русь
Самый ранний документ, в котором упоминается о супружеской неверности – Устав князя Ярослава Мудрого. В нем говорится, что мужчина считался прелюбодеем, если у него была не только любовница, но и дети от нее. За измену жене мужчина должен был платить штраф церкви, а размер штрафа определял князь. В летописи существует запись о том, что Мстислав Владимирович (сын Владимира Мономаха) «не скупо жен посещал, и она (княгиня), ведая то, нимало не оскорблялась... Ныне же, - продолжил он (согласно летописи), - княгиня как человек молодой, хочет веселиться, и может при том учинить что и непристойное, мне устеречь уже неудобно, но довольно того, когда о том никто не ведает, и не говорит».

Изменой женщины считалась любая связь женщины с посторонним мужчиной. Ее мужу необходимо было наказать легкомыслие жены. Если он прощал изменницу и продолжал с ней жить, то ему полагалось наказание. Чтобы избежать наказания, мужчине необходимо было развестись с неверной супругой, и не оттягивать этот момент: «Еще ли жена от мужа со иным, муж виноват, пуская ее...»

XVII и XVIII век
В XVII и XVIII веке супружеская измена была поводом к разводу. В допетровские времена муж мог отделаться годом епитимьи и штрафом, женщина всегда несла более тяжкое наказание, чем мужчина. Если женщину уличали в измене, то после развода она должна была вступить в прядильный двор, и ей запрещалось повторно выходить замуж. Чтобы доказать измену жены, муж должен был привести свидетелей. Это отразилось в поговорке Владимира Даля: «не пойман – не вор, не поднята – не бл---ь».

Дворяне относились к изменам терпимо. Крестьяне гораздо суровее относились к измене и порицали ее. Тем не менее, наказания не становились препятствием для супружеской измены. Это отражается в поговорках: «Как полюбит девка свата - никому не виновата», «Не мать велела - сама захотела» и особенно: «Чуж муж мил - да не век жить с ним, а свой постыл - волочиться с ним».

Было много случаев, когда муж «развода не искал» с изменницей. Часто супруг был согласен на наказание жены – плетьми, кнутом или исправительными работами. Жене, которую поймали на измене, запрещалось носить фамилию мужа. Епитимья для жен был многолетней (до 15 лет), либо ее отправляли в монастырь.

Обращение мужей с требованием развести его с «неверной» всегда удовлетворялись. Это привело к тому, что если мужчине «жена стала не нужна», то это был удобный предлог, чтобы развестись и завести новую семью. Впрочем, было немало случаев, когда разводили по просьбе жены.

Если на измене «ловили» мужа, то его наказание заключалось в устыдительной беседе с «духовным отцом».

XIX - начало XX века
В XIX веке, как и в предыдущие века, к измене жены относились строже, чем к измене мужа. Мужчине полагалось моральное наказание. Был нюанс: в обществе разведенному мужчине негласно ставили ограничения на продвижение по службе, могли не дать желаемую должность. Эта ситуация описывается у Льва Толстого в «Анне Карениной». В простонародье применялись «позорящие наказания». К измене женщины относились строго «Такие бабы вдвойне грешат - и чистоту нарушают, и закон развращают... растащихи, несоблюдихи».

Мужчины использовали «измену» жены как повод с ней развестись, поэтому прошений такого рода в архивах сотни. Волостные суды в этом случае назначали женщине-«изменнице» формальное наказание – арест, общественные работы. Муж мог и самостоятельно наказать жену – выгнать ее из дома, забрав у нее приданое.

Жены не могли развестись с мужем. Мужчины не давали согласия на развод, «а без согласия мужа ей паспорта не дадут». Но женщина могла отомстить разлучнице за перенесенное унижение – в Ярославской губернии, например, жены могли побить окна, вымазать дом сажей и ворота дегтем.

В Ярославской губернии и в Поволжье муж мог избить жену-изменницу, причем в Поволжье считалось правильным избивать ее «на людях». На Русском Севере, в Тверской и Костромской губернии предпочитали «не выносить сор из избы» и там судьями неверных жен и мужей выступали старики. Распространённой формой женского наказания было ее «впрягание» в телегу. Муж заставлял ее везти его, а сам бил ее плетью.

Советский период
В XX веке наказания за измену трансформировались. Разводы стали затруднительными, советское правительство придерживалось политики «укрепления семьи». Частная жизнь человека перестала быть частной, личные отношения и интимные связи стали частью партийных и комсомольских собраний. На протяжении существования СССР сохранялась традиция обсуждения семейных кризисов на собраниях, государственная политика «прочной советской семьи» активно насаживалась в умы граждан.

Как многим известно, издавна Восточные страны отличались практически полным отсутствием прав у женщин, их подчиненностью и дискриминацией по половому признаку. Девушке был приготовлен супруг ещё задолго до её сознательного возраста, порой, в раннем детстве. В 13 или 10 лет девочка могла стать полноправной супругой, однако в большинстве стран Востока родители всё же ждали, пока девочка станет девушкой, только тогда отправляли её в дом супруга. Вполне предсказуемо, что в таком обществе происходили измены, так как супруги не выбирали друг друга самостоятельно. Однако мужчинам такое поведение прощалось, не редки были и гаремы, в которые набиралось много жен, чтобы одна не наскучила. По отношению к женщинам обычаи не были столь снисходительны – им положено было понести наказание. О некоторых из них и пойдет речь ниже.

Как в восточных странах мужья мстили за измену – Османская Империя

Одна из самых могущественных и крупных Империй древности насчитывает более шестисот лет истории. Здесь были и могущественные султаны, шейхи и их гаремы. Женщин можно было брать в жёны столько раз, сколько посчитает нужным муж. В одно время это были полноправные супруги, а в одно – наложницы, жившие в специальных замках. Измена жены из такого общества могла караться практически безгранично, ведь её полным повелителем был муж. На защиту женщины могли выступить братья и отец, но их голос мало что решал в ее жизни после замужества.

Самый страшной местью становилась казнь. Особенно, если она была долгой и мучительной. К наказаниям с не летальным исходом можно отнести такой способ: женщину сажали в один мешок с кошкой или несколькими кошками. Мешок туго заматывали и ставили посреди площади. Сам муж либо обученный человек размахивал тяжелыми цепями и ударял по мешку. Таким образом, если удары приходились по женщине – они причиняли ей сильную боль, если же по кошке, то животное от боли начинало царапать и кусать женщину до глубоких ран.

Как в восточных странах мужья мстили за измену – Ирак

Для примеров в этой стране не придется ходить слишком далеко в дебри истории – Ирак и по сей день стоит на 21 месте из 22 возможных по правам женщин в арабских странах. Здесь наказывать супругу мог не только муж, но и его братья, а также близкие родственники.

За измену мужу наказание женщина несет сразу же, на месте так называемого преступления. При этом, способ наказания выбирает сам муж либо его братья, которые акт измены засвидетельствовали. Жестокость мести определяется только авторитетом и ограничениями власти мужа. Это могло быть и избиение камнями, и продажа жены, и более суровые методы.

Как в восточных странах мстили женам за измену – Сингапур

Мало кто знает, но в Сингапуре также в одно время сложился прочный патриархат, который подразумевал вседозволенность мужа. В данной стране были официально разрешены избиения палками, поэтому, только заподозрив неверность жены, муж сразу мог её за это наказать прилюдно.

Также муж тоже мог выбирать методы мести. Есть задокументированный случай, когда житель Сингапура сделал на теле жены за измену множество татуировок со скрытым смыслом, тем самым показывая всем вокруг, что она неверна и греховна.

Как в восточных странах мужья мстили за измену – Афганистан

Здесь порядки не отличались особой мягкостью: жену можно было колотить за измену, в более ранних годах существования страны встречались наказания иглами, свинцом, уродованием жены. Такая месть разрешалась не только по отношению к неверным, но и любой жене, которая порочит честь мужа.

Оглядываясь на опыт истории, методы мести женам в Восточных странах кажутся крайне варварскими и жестокими, однако современный мир не лишен таких примеров. Так, ныне известная на весь мир девушка Аиша лишилась носа и ушей в Афганистане от руки собственного мужа и его братьев. Теперь лицо девушки можно встретить на обложках самых известных журналов, которые призывают обратить внимание на проблему равноправия в Восточных странах.

Что еще почитать