Как научить ребенка быстро и правильно читать: упражнения и игры для улучшения техники чтения. Как научить ребенка читать и выучить буквы в игровой форме — в каком возрасте начинать и заинтересовать малыша

Основными причинами замедленного чтения у детей являются : 1.Низкий уровень внимания и памяти (ребенок, читая четвертое слово, уже не помнит первого и соответственно не может понять смысла прочитанного).

Внимание – двигатель процесса чтения. Ребенок, который медленно читает, переключает внимание на посторонние мысли, интерес к читаемому тексту пропадает, чтение становится механическим, смысл не доходит до сознания. Дома, родители систематически должны проводить работу по развитию памяти.

2. Пониженный объем оперативного поля зрения (ребенок охватывает взглядом не целое слово, а две, три буквы).

3. Маленький словарный запас.

4.Регрессия – возвратные движения глаз. Многие дети, сами не замечая читают слово дважды, как бы для верности.

5. Не развитый артикуляционный аппарат.

6. Не по возрасту подобранные произведения.

1. Вовлекайте своего ребенка в процесс чтения .

Читая ему, остановитесь на интересном моменте и, сославшись на усталость, попросите прочитать небольшой кусочек произведения. Обязательно спросите, что он прочитал, какие слова несколько раз повторялись? Объясните непонятные слова.

2.Чтение – необходимо для жизни . Пишите ребенку записки, открытки, списки дел, которые Вы его просите сделать.

3. Просмотр диафильмов.

Медленная смена кадров, короткие подписи, удобные для чтения- то, что нужно для совершенствования техники чтения.

4. Параллельное чтение.

Приготовьте два одинаковых текста, Вы текста, а ребенок вслед за вами, ведя пальцем по строчкам. Читая, наращивайте скорость, но следите за тем, чтобы ребенок успевал. Читайте и медленно и быстро. Поинтересуйтесь у ребенка, заметил ли он смену скорости?

5. Чтение за определенное время.

Выберите несложный текст, засеките время, например минуту, посчитайте прочитанные слова. Начинайте опять читать этот текст, засекая время, прочитанных слов будет уже больше. Сделайте так не больше трех раз. Это задание покажет ребенку, что он может читать быстрее.

6.Чтение не вслух, а про себя .

При чтении вслух глаза читают текст, сигнал идет в мозг, подготавливаются органы речи, проговаривается текст, уши воспринимают. Потеря скорости при таком чтении очевидна, прошептывание — та же история. При чтении про себя – глаза забегают вперед, ребенок понимает смысл прочитанного текста.

7. Игры с ударением.

Выбирайте любое слово и ставьте ударение по очереди на все слоги, так ребенку понятнее, о чем идет речь. Поинтересуйтесь, как же все — таки правильно.

8. Спотыкание о согласные.

Дети часто спотыкаются при чтении, видя несколько согласных букв подряд. Ваша задача написать такие слова на листе бумаги и периодически давать ребенку их читать, не ленитесь писать новые.

9. Жужжащее чтение .

Ребенок читает про себя и одновременно жужжит, как пчела.

10. Развитие зоркости .

Напишите ряд гласных букв (пять, шесть штук), вставьте согласную, спросите какая буква лишняя? Варьируйте.

11.Пишите слова, отличающиеся одной буквой : кот – кит, кот – рот, лес – вес. Спросите, чем отличаются и чем похожи эти слова.

12. Артикуляционная гимнастика. Совершенствует произношение, ставит дыхание, делает речь четкой.

Читайте скороговорки по — разному: шепотом и медленно, громко и уверенно, следите за прочитыванием окончаний слов, они должны четко проговариваться. Сюда же входит чтение пословиц и поговорок.

13. Развитие поля зрения.

Начертите таблицу, в каждой клетке напишите по одной букве, пусть ребенок, про себя указывая карандашом на букву, прочитает их все, стараясь читать быстро. Ребенку нужно запомнить расположение следующих друг за другом букв или слогов. Буквы или слоги можно читать сверху вниз, составлять из них слова.

14. Антиципация (смысловая догадка).

Читая текст, ребенок боковым зрением ловит контур следующего слова, на основании прочитанного может догадаться, какое слово будет следующим.

Упражнение на развитие антиципации: напишите слова с пропущенными буквами или слогами, пусть ребенок допишет буквы.

15. Чтение с закладкой.

Читая текст, ребенок движет закладкой не под строкой, а закрывая уже прочитанное слово- это исключает повторы и наращивает темп.

16. Чтение слов написанных разными шрифтами.

17. Наращивание слов.

Пишите столбиком на листе бумаги:
Кот лес дом

Котик лесок домик

Котеночек перелесок домишко

18. Чтение «канон» . Один человек начинает читать текст, другой читает этот же текст, но с опозданием на три, четыре слова.

19. Ребенок на максимальной для него скорости, читая незнакомый текст, плотно сжимает зубы и губы. После чтения отвечает на вопросы по тексту. Проводится такое упражнение перед чтением вслух каждого текста.

20. Чтение со звуковым сопровождением — когда играет музыка.

21. Простукивание ритма .

Ребенок читает незнакомый текст и стучит карандашом заранее выученный ритм.

22. Поиск .

Ребенок на максимальной скорости читает текст и находит ответы на вопросы, это учит его находить в тексте главное.

23. Ежедневные пятиминутки чтения.

В режиме жужжащего чтения ребенок читает пять минут, проводить 4 урока в день.

23. Устраивайте в своей семье различные игры в слова и буквы . Такая тренировка поможет легко ориентироваться в пространстве букв и читать незнакомые слова.

24. Чтение согласных .

Ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных, любой набор, например с,т,п,г,в,ж,к,н,ш,щ,л,г,н,ф.

25. Складывание слов из двух половинок .

Берете несложное слово, пишете его на двух карточках, заготовьте около 10 слов на один урок, ребенку предложите сложить карточки, чтобы получилось слово. Карточки постоянно меняйте.

26. Чтение с выражением при переходе на новую часть текста .

27. Тренируем внимание . Ребенок читает текст, по команде «остановись», отрывает голову от книги, закрывает глаза и отдыхает, по команде «начинай» ребенок должен найти то место в книге, где он закончил читать.

28. Очередь

Ребенок читает на максимальной скорости молча небольшой абзац, следующий абзац начинает читать вслух, затем опять про себя.

29. Ролевое чтение.

30. Перевернутый текст .

Лист с текстом переворачивается и так читается, это способствует запоминанию целостных эталонов букв, сочетать буквенный анализ со смысловым окончанием слова.

31. Набор деформированных предложений .

Меняйте слова в предложении, например: ко — мне на праздник пришли друзья, пишите: друзья ко праздник пришли мне. Напишите на листе с десяток таких предложений, пусть ребенок распутывает.

32. Поиск заданного слова .

Говорите любое слово, которое есть в тексте, кто быстрее его найдет. Это игра сформирует способность увидеть целостный образ слова и разовьет словесную память.

33. Таблицы Шульте.

Это случайно расположенные числа для быстрого нахождения их по порядку, применяется для развития скорости зрительно поисковых движений, расширяет поле зрения. Начертите квадрат 20-25см, разбейте на 30 ячеек, впишите беспорядочно числа от 1до 30. Искать цифры нужно беззвучным счетом про себя. Найденные цифры указывать карандашом. Перед началом упражнения ребенок должен зафиксировать взгляд в центре, чтобы видеть таблицу целиком. Горизонтальные движения глаз запрещены.

Обязательным условие улучшения техники чтения является систематичность и позитивный настрой.

В современном мире родителям приходится сталкиваться с необходимостью учить ребенка чтению в домашних условиях. Далеко не всегда в детском саду дети могут научиться этому. Коллективные занятия не всегда усваиваются малышом в полной мере. Дополнительные занятия с педагогами стоят довольно дорого, не все могут себе их позволить. Поэтому родители стараются сделать это дома.


Последствия раннего чтения и этапы развития

Сейчас многие стремятся начать развивать и обучать своих детей как можно раньше. Однако такой подход может оказаться не только бесполезным, но и вредным для здоровья ребенка. Итоги раннего начала обучения могут сказаться совсем не сразу. Они могут проявиться спустя несколько лет и выявиться в совсем неожидаемой форме: заикание , тики, навязчивые движения, неврозы.

Для того, чтобы понять, почему бывают такие последствия, необходимо знать об основных этапах развития и формирования ребенка.

  • С самого начала беременности и до достижения крохой 3 лет формируется основа для его будущего физического и психического здоровья. В это время активно формируется эмоциональная сфера, а также в ускоренном темпе развивается тело ребенка и его познавательные интересы.
  • В период с трехлетнего возраста и до 5-8 лет идет активное развитие органов чувств: слуха, зрения, обоняния, осязания, вкусовых рецепторов. До 5-6 лет укрепляется цилиарная мышца глаза, которая отвечает за остроту зрения. Именно поэтому, врачи офтальмологи не рекомендуют давать больших нагрузок на глаза в этот период, это опасно развитием близорукости.
  • В возрасте от 7 до 15 лет активно развивается сознательная психика ребенка.


Не следует спешить в обучении ребенка чтению

Для того чтобы избежать негативных результатов раннего обучения, необходимо учитывать все эти факторы.

Предварительная подготовка

Начинать подготавливать ребенка к чтению необходимо задолго до процесса обучения. Нужно активно развивать фонематический слух ребенка и чувство ритма. Это важные составляющие для успешного обучения чтению.

Чувство ритма

Начинать развивать чувство ритма можно еще во время беременности. Пойте колыбельные крохе, который находится еще в утробе, этим будущая мама поспособствует развитию у него чувства ритма. Малыш запомнит их ритмический рисунок и, родившись, намного быстрее будет успокаиваться под звуки, которые уже слышал. Можно не только напевать колыбельные, но и рассказывать стихи, поглаживать живот, соблюдая ритм исполнения.


Пение песен для малыша находящегося еще в утробе, в будущем, улучшит его развитие

В грудничковом и раннем возрасте ребенку можно читать потешки, прибаутки. Во время чтения похлопывайте его, поглаживайте, хлопайте маленькими ладошками, подкидывайте на коленях, топайте ножками в заданном темпе. Такие простые игры с малышом будут отлично способствовать развитию у него чувства ритма. Также можно использовать небольшие песенки-попевки, совмещать их с массажем. Начиная с 4 месяцев, вы можете совмещать песенки с ритмичными движениями. В качестве примера можно использовать песенку «Мы качались на качелях. Качь, качь, качь, качь!». Совмещайте напевание песенки и покачивание ребенка в заданном темпе. Учите кроху танцевать, двигаться под непохожие друг на друга мелодии – вальс, польку, марш.

Используйте «звучащие жесты» тела: хлопки, звонкое и тихое пошлепывание по телу, топанье, щелканье пальцами не только в воздухе, но и по телу. Учите ребенка стучать различными предметами: ложками, кубиками, игрушками. Когда он сможет ходить самостоятельно можно начинать ритмическую гимнастику.


Развивайте чувство ритма с помощью речи. Прохлопывайте и протопывайте слова, стихотворения, песенки, потешки в ритме чтения. Длинные слоги будут редкими хлопками, короткие слоги – частыми. Используйте плавность движения рук. Учите воспроизводить ритмический рисунок, который вы изобразили. Используйте простейшие музыкальные инструменты: погремушки, маракасы, колокольчики, барабан, ложки, металлофон, металлический треугольник.

Все эти простые игры не только будут интересными и веселыми для ребенка, но и отлично помогут в развитии чувства ритма.


Фонематический слух

С помощью фонематического слуха, или речевого, мы отличаем и распознаем звуки, воспринимаем их поочередность в слове, понимаем смысл произнесенного, отличаем слова, которые похожи по звуковому составу. Если он не развит в достаточной мере, то у малыша будут возникать проблемы в произношении звуков, в речевом развитии, в умении строить связные рассказы, будут не развиты навыки грамотного письма и чтения.

Начинать развивать речевой слух у крохи можно с момента его появления на свет. Разговаривайте с ним, произносите звуки, которые произносит он и которых он еще не умеет произносить. Пойте ему песенки для детей и колыбельные, читайте стихи, потешки.


Разговоры с грудничком, пение ему песен, чтение сказок, стишков, формирует речевой слух у малыша

Периодом, имеющим очень большое значение в развитии речевого слуха, является возраст от полугода до двух лет. Но окончательное его формирование заканчивается к 7 годам, когда речь ребенка становится похожа на речь взрослого человека.

Полезные занятия в период от 6 месяцев до 2 лет:

  • Когда малыш станет постарше, можно предложить ему «послушать тишину», закрыв глаза. Пусть он потом расскажет вам о тех звуках, которые были им услышаны (тиканье, капание воды, шум от соседей), а потом сравните их с теми звуками, которые были услышаны вами.
  • Предложите ребенку найти звук. Для этого спрячьте любую, издающую звук вещь и пусть он ее найдет. Можно поиграть в «жмурки», завязать глаза и звенеть колокольчиком.
  • Покажите, как звучат разные предметы (стук ложки, отбивание мяча об пол, шуршание полиэтилена, шелест бумажных листов, скрип двери, падение на пол чего-нибудь). После этого завяжите ребенку глаза и попросите отгадать, какой предмет издает звук. Поиграйте так с музыкальными инструментами.
  • Сделайте с ребенком игрушки-шумелки. Для этого наполните маленькие баночки разными сыпучими предметами (песок, камни, манка, пшено, фасоль, маленькие металлические предметы). Сделайте по паре каждого вида. Затем попросите малыша закрыть глаза и пошумите. Пусть ребенок найдет пару, баночку с таким же наполнением.


Игры с предметами, издающими звуки, развивают фонематический слух ребенка

В развитии фонематического слуха могут помочь игры для развития чувства ритма:

  • Поиграйте в игру «Громко-тихо». На громкие слова или звучание каких то предметов, договоритесь совершать одно действие, на тихое звучание – другие действия.
  • Найди нужное. Для игры подберите слова с похожими звучаниями (точка-ночка) и соответствующие картинки к ним. Называйте предмет, а ваш кроха должен как можно быстрее найти его на картинке.
  • Попросите ребенка хлопать или топать только тогда, когда вы называете предмет правильно. Допускайте ошибку в произношении, заменяйте первую букву: грилавок, дрилавок, трилавок, прилавок, шрилавок…
  • Пусть малыш найдет ошибки: Мы зажгли овечку (свечку). В речке плавал дом (сом).
  • Договоритесь о произношении только одинаковых слогов, а если вы допускаете ошибку, то ребенок говорит «стоп», хлопает или топает. Ра-ра-ра-ра-ра-ба-ра-ра.
  • Для развития фонематического слуха используйте звукоподражания. Попросите сказать, как говорит кошка, собака, как летает муха, комар…
  • «Чей домик». Для игры нарисуйте домики с разным количеством окошек (2, 3, 4, 5, 6, 7). Подберите слова с соответственным количеством звуков (ум, рот, тигр, мышка, сорока, подарок). Объясните, что у каждого слова есть свой домик и для того, чтобы его найти, надо посчитать количество окошек в домике и количество звуков в слове. Для одного звука – одно окошечко.
  • «Сбежавшая буква». Попросите малыша отгадать, какая буква сбежала: _орона, _агон, _оробей, _аренье, _арежка. (Сбежала буква В).

Развивайте фонематический слух с помощью развивающих игр. Во многие из этих игр можно играть не только дома, но и в длинной очереди, на прогулке, во время поездки.


Хорошо, если вы рано научите ребенка делить слова на слоги. Как это сделать, рассказывает учитель Светлана Орочко в следующем видео.

Как понять, готов ли ребенок учиться читать?

  • ребенок строит связные рассказы, не путается, составляя предложения, речь осмысленная и внятная;
  • он выговаривает все звуки, не имеет логопедических проблем;
  • у него все в порядке со слухом;
  • развитие фонематического слуха на должном уровне;
  • имеет ориентиры в пространстве, может показать, где лево-право, верх-низ.
  • интересуется литературой и, может быть, даже просит вас научить его читать.

Если все эти факторы присутствуют, то вы можете начинать обучение чтению.


Выбор методики обучения

Если раньше все пользовались только традиционной методикой, то сейчас их множество. К выбору подходящей программы вам необходимо подойти ответственно, ведь каждая из них имеет не только плюсы, но и свои минусы. Обучение по методу Тюленева , кубики Зайцева, методика обучения Глена Домана и его карточки – все эти модные методики, у которых пока нет долговременных изучений.

Часто можно столкнуться с тем, что ребенок умеет читать уже в 3-4 года. Однако это может очень не понравится логопедам, учителям и специалистам по неврологии. У детей, выбор родителей которых упал на заучивание слогов, могут появиться проблемы со звукобуквенным разбором слов. Ученики, обучающиеся нетрадиционным способом, могут иметь трудности с делением слов на слоги, «проглатывать» окончания слов. Переучивание таких детей дается педагогам намного тяжелее, чем обучение с нуля.

Со стороны неврологии могут появиться проблемы с гиперактивностью, повышенной возбудимостью. Социализация ребенка может проходить очень тяжело. Чтение может быть механическим. Ребенок быстро составляет слова из слогов, может отлично прочитывать предложения, но при этом абсолютно не понимает, что он прочитал.


Дети научившиеся рано читать могут иметь проблемы со стороны невролгии

Подробнее о выборе методики смотрите в следующем видео.

Учим буквы

Начинать изучать буквы стоит с гласных «а», «о», «у», «э», «ы», «и». Расскажите ребенку, почему эти буквы называют гласными. Их можно пропеть голосом, согласные пропеть не получится.

После изучения гласных, начинаем учить звонкие согласные – «м», «л», «н». Необходимо, чтобы ребенок фиксировал свое внимание именно на букве, ее графическом написании, а не ассоциирующейся с ней картинке (А- Аист, Б – бегемот).

После тщательного изучения малышом гласных и звонких согласных можно начинать учить глухие согласные («т», «п», и другие) и шипящих «ж», «ш», «ч», «щ».

Запомните, при изучении букв никогда не используйте их название. Ребенку надо запоминать буквы с помощью звуков. Никаких «ЭР», «ДЭ» «ЭМ», и т. п., только «Р», «Д», «М». Малышу еще сложно понять, что если буква называется «ЭМ», то почему в слове МАМА ее так не читают. Он будет читать ЭМАЭМА.


Каждый раз закрепляйте ранее изученный материал. При изучении буквы обязательно вспомните те, которые кроха уже знает.

Проявляйте спокойствие и терпение. Даже взрослым ничего не дается сразу. Поймите, что мир букв для малыша очень сложный. Если сегодня он не может вспомнить букву, которую изучали вчера, то значит надо не ругать его за это, а следует повторить снова, и обязательно вспомнить ее на следующий день. Повторяйте пройденный материал до тех пор, пока ребенок не станет в нем хорошо ориентироваться.


Учимся правильно читать слоги

Начинать учить сложению букв надо практически сразу. После того, как вы выучите гласные и пару согласных, уже можно сливать слоги.

Очень доступно для детей, как образуются слоги из букв, описано в «Букваре» Н. Жуковой .

Веселый мальчик бегает от буквы к букве. Первый звук тянется до тех пор пока не добежит до второго. Вместо веселого мальчика вы можете использовать любую любимую игрушку ребенка. Это может быть кораблик, плывущий из одного порта в порт; медвежонок, путешествующий от одной буквы к другой; машинка, которая переезжает с одной стоянки на другую… Вариантов много, малыш сам может подсказать сюжет.


Начинайте обучение чтению по слогам с сочетания двух гласных: АААУУУ, ОООУУУ. Когда ребенок будет понимать, как соединять звуки, переходите к слогам с сочетанием согласная+гласная (БА, ДА, НО). Изучайте букву и складывайте с ней слоги. Сложнее для ребенка будет складывать слоги с шипящими согласными (ЖУ, ЖА, ЧА). Это будет следующим этапом обучения.

После того, как ребенок усвоит, как складывать открытые слоги (согласная+гласная), переходите к закрытым (гласная + согласная). Можете порадовать малыша, что он научился читать слова (АХ, ОХ, ДА, УЖ).

На начальном этапе обучения чтению слогов просите ребенка пропевать их, так он не будет произносить отдельные звуки. Пропевание поможет вам научить слитно читать слоги. Всегда повторяйте изученное ранее. Можно воспользоваться готовыми видео-уроками или презентациями. Это внесет нотку разнообразия в ваши занятия.


Пример того, как буквы нужно соединять в слоги, смотрите в следующем видео.

Как научить правильно читать по слогам?

После того, как ребенок запомнил все буквы и научился читать слоги приходит время учиться читать по слогам.

Поначалу предлагайте для чтения простые слова: МАМА, РАМА, МЫЛО, БАБА, МИЛА. Следите за произношением ребенка. Научите его читать слова из 3 букв : СЫР, КОТ, ДОМ, РОТ. Позже, переходите к чтению слов с 3 слогами и более: ВОРОНА, СОРОКА, МОЛОКО. Выбирайте для чтения слова, которые обозначают конкретные предметы или действия.

После того, как у малыша будет получаться читать отдельные слова, начинайте читать простые предложения. РО-МА МЫЛ РА-МУ. МА-МА МЫ-ЛА МИ-ЛУ. Я И РО-МА – МО-ЛОД-ЦЫ. Обращайте внимание на то, чтобы ребенок делал паузы между словами, предложениями, соблюдал ритм и интонационную окраску. В этот период можно объяснить ребенку, что такое знаки препинания и для чего они нужны. Нужно рассказать о вопросительном и восклицательном знаках, чем точка отличается от запятой, что предложение содержит законченную мысль.


Терпение, регулярность и поощрения дадут большие плоды в освоении чтения

Как научить ребенка бегло читать?

Послоговое чтение характерно тем, что на него у детей уходит много времени и сил. Ребенок сначала прочитывает слово по слогам, потом объединяет слоги в слово. Если он читает предложение, то эти процессы происходят с каждым словом из него. Только потом он объединяет слова в предложения и может понять его смысл. В результате, при чтении маленького текста, юный чтец не всегда может выявить его смысл. Целостное восприятие текста отсутствует.

Следующим этапом в обучении будет чтение знакомых простых слов целостно, а вот более сложные слова ребенок будет по-прежнему читать по слогам. В это время он может допускать много ошибок при чтении, потому что начинает угадывать слова, заменять окончания в них. Очень важно не пропустить этот момент. Если вы обратили внимание на большое количество ошибок при чтении, нужно снизить темп. Это делается для того, чтобы частое возвращение к уже прочитанному для исправления ошибок не привело к регрессии движения глаз.

Только пройдя через этот этап, ребенок научиться читать целостно, бегло. При этом увеличивается темп чтения, становятся редкими ошибки.

Для того чтобы ребенок научился бегло читать нужно обратить внимание на:

  • развитие оперативной памяти (информация хранится в памяти то время, которое нужно для выполнения какой-либо задачи, достижения цели);
  • расширение угла зрения;
  • развитие внимания;
  • недопустимость регрессирующих движений глаз;
  • расширение словарного запаса;
  • хорошее развитие артикуляции.


Дайте ребенку время хорошо освоить азы

Очень помогут вам в формировании навыка беглого чтения многократные тренировки в чтении. Не надо заставлять ребенка читать подолгу, пусть он почитает 5 минут и отдыхает. Такие читательские пятиминутки в течение дня можно устроить несколько раз. Неоценимую помощь окажут зрительные диктанты. Они очень хорошо помогают развивать оперативную память. В формировании навыка беглого чтения поможет чтение скороговорок, выразительное чтение.

Для развития оперативной памяти ребенку можно предложить поиграть в следующие игры:

  • Рассматриваем картинку с изображенными на ней предметами в течение 30 сек – 1 мин. Закрываем ее и просим малыша назвать предметы или записать их. По такому же принципу можно расположить на столе несколько предметов (около 10) и дать рассмотреть их. После этого попросите кроху отвернуться и уберите 2 предмета или поменяйте местами их между собой. Попросите ребенка назвать предметы, которые были убраны или рассказать, что изменилось.
  • Может помочь игра «Найди одинаковые карточки». Все карточки перевернуты изображением вниз. Ребенок поочередно открывает по паре карточек и ищет такие же. Победит тот, у кого собранных пар оказалось больше.
  • В течение нескольких секунд предложить рассмотреть картинку, а затем убрав ее, попросить ребенка рассказать как можно подробнее о том, что было изображено.


Для расширения угла зрения у ребенка очень эффективным будет использование таблиц Шульте.


Принцип работы с таблицей заключается в концентрации внимания на центральном числе, при этом необходимо найти все числа по порядку не отводя взгляд от центра

В развитии внимания вам смогут помочь следующие игры:

  • «Найди картинку». Перед играющим раскладывается несколько ярких, красочных картинок. Нужно как можно быстрее показать на ту картинку, которую называет ведущий. Игра пройдет интереснее, если играющих будет 2 или 3. Кто быстрее показал на нужную картинку, тот забирает ее себе.
  • «Зачеркни букву». Ребенку предлагается листок с написанными на нем буквами. В течение нескольких секунд он должен зачеркнуть на листе все буквы, которые сказал взрослый (Например, АПИГПЫЙЬОПАРТААБДРЛТСА – Зачеркни букву А). Время, которое дается на зачеркивание определяется исходя из количества букв на листке.
  • «Хлопни, когда услышишь» Ребенку в быстром темпе говорятся различные слова. Ему необходимо хлопнуть в ладоши, когда он услышит слово на заданную тему. Темы можно предлагать каждый раз разные: овощи, фрукты, дикие животные, домашние животные, посуда…
  • Обучайте только в игровой форме. Воспринимать и усваивать информацию по другому дошкольнику еще очень тяжело. Эффекта от скучных занятий не будет.
  • Не заставляйте. Этим вы можете отбить желание читать.
  • Подавайте пример. Дети всегда подражают родителям.
  • Рассказывайте ребенку о важности умения читать.
  • Ответственно подойдите к выбору методики обучения.
  • Занимайтесь каждый день. Регулярность занятий имеет очень большое значение.
  • Не завышайте требования к ребенку. Действуйте только по его возможностям.
  • Не сравнивайте ребенка ни с кем.
  • Дозируйте предлагаемую информацию.
  • Закрепление изученного очень важно в обучении чтению.
  • Используйте разные способы подачи информации.
  • Проявляйте терпение, доброжелательность и любовь к ребенку.
  • Поощряйте малыша за успехи.
  • Следуйте от простого к сложному.
  • Обучайте ребенка везде, где только позволяют обстоятельства.
  • Читайте ребенку сами. Самостоятельно читать ему пока еще очень тяжело, а любовь к чтению необходимо поддерживать.

Посмотрите видео GuberniaTV, в котором Елена Кондрашина рассказывает о том, как научить ребенка читать.

В обучении чтению могут хорошо помочь и игровые видеоуроки.

Современные системы обучения детей диктуют свои правила. Если раньше первокласснику, пришедшему в школу первый раз, достаточно было опрятно выглядеть и иметь минимальные представления о правилах поведения в обществе, то сейчас требования к малышам ужесточились. Первоклассник не только должен уметь считать минимум до десяти, но и иметь неплохие навыки чтения. Несмотря на это, в начальных классах нередки случаи, когда техника чтения детей оставляет желать лучшего. Чаще всего проблемы касаются скорости чтения. Как же научить ребенка читать быстро?

Причины медленного чтения

Почему один ребенок читает медленно, а техника чтения другого выше всяких похвал? Причин медленного чтения может быть несколько:

Недостаточное развитие памяти и внимания;

Маленький словарный запас ребенка;

Сниженный объем оперативного поля зрения (случаи, когда малыш в силу каких-то причин не может взглядом охватить слово целиком);

Совершение глазами возвратных движений (когда ребенок прочитывает одно и то же слово по два раза);

Недостаточное развитие артикуляционного аппарата;

Необходимость прочтения слишком сложных текстов, не соответствующих возрасту ребенка.

Чтобы , необходимо усвоить один момент. Без постоянной практики это невозможно! Чтобы малыш не только начал быстро читать, но и лучше понимал смысл прочитанного, необходима ежедневная практика в чтении.

Существует несколько базовых приемов для достижения желаемой скорости чтения:

Читая малышу книжку, периодически останавливайтесь и просите ребенка прочитать тот или иной эпизод самостоятельно. Лучше, если Вы остановитесь на самом интересном месте, сказав, что Вы устали и хотите, чтобы ребенок почитал Вам. После чтение того или иного эпизода попросите малыша кратко пересказать Вам прочитанный текст. Если в тексте есть непонятные слова, объясните их малышу. Постепенно Вы сможете научить ребенка читать быстро и хорошо понимать прочитанное.

2. Многократное чтение одного и того же текста

Предлагайте ребенку несколько раз прочитать самостоятельно один и тот же текст. Засекайте время и подсчитывайте количество прочитанных слов. Постепенно скорость чтения данного текста должна увеличиться, а впоследствии и скорость чтения других текстов тоже. В разных текстах всегда есть повторяющиеся слова. Но в этом упражнении есть одно «но»: не повторяйте процесс чтения одного и того же текста более 3 раз.

3. Тренировка «чтения по догадке»

«Чтение под догадке» - прием, которым пользуются при чтении взрослые. Его смысл заключается в том, чтобы читать только часть слова, восстанавливая вторую часть «по догадке» - в зависимости от контекста. За счет тренировки такого умения можно очень легко научить ребенка читать быстро.

Для тренировки «чтения по догадке» существуют специальные тексты с повторяющимися словами, словами, имеющими только один вариант толкования или со словами, смысл которых легко восстанавливается из контекста. Такие тексты нужны для предупреждения разного рода ошибок и неправильного восстановления слов «по догадке» самим ребенком.

4. Параллельное чтение

Суть этого приема в следующем. Вы читаете текст вслух, а ребенок водит пальчиком по строчкам, читая вслед за Вами. Постепенно необходимо наращивать темп чтения - тем самым, Вы сможете научить ребенка читать быстро .

5. Упражнение на поиск

Предложите найти ребенку в тексте какое-либо слово (Вы заранее должны убедиться, что оно там присутствует). Малыш должен найти это слово как можно быстрее! Такое упражнение развивает словесную память малыша и учит его видеть целостный образ слова – и, как следствие, таким образом, можно научить ребенка читать быстро.

По мере роста умений ребенка можно давать ему задание на поиск в тексте ответов на различные вопросы.

6. Упражнения на чтение буквосочетаний и букв

Если все Ваши попытки научить ребенка читать быстро упираются в трудности, которые он испытывает при чтении отдельных букв или словосочетаний – Вам необходимо предложить малышу специальные упражнения для ликвидации этих проблем. Такие упражнения можно найти в специальных пособиях или в Интернете. Суть их такова: чтение пар слов, отличающихся одной (проблемной) буквой, чтение слов с несколькими согласными подряд и т.д. Есть хорошее упражнение на чтение согласных: ребенок делает вдох и на выдохе читает 15 согласных подряд.

Обучение, оторванное от реальности, всегда утопично. Поэтому беглое чтение должно стать необходимо Вашему ребенку в повседневной жизни. Только так Вы сможете научить ребенка читать быстро!

Пишите ему записки с заданиями на день, подписывайте открытки, составляйте списки дел на выходные. И потом обязательно проверяйте выполнение всех заданий.

8. Просмотр диафильмов

Сейчас диафильмы, которыми наслаждались мы и наши родители в детстве, успешно заменили мультфильмы и компьютерные игры. Между тем, только диафильмы способствуют совершенствованию техники чтения Вашего ребенка и развитию его речи.

Медленная смена кадров в диафильме, недлинные подписи, написанные удобным для чтения шрифтом – все это поможет Вам научить ребенка читать быстро .

Кстати, чтение подписей под диафильмами способствует развитию навыков чтения даже у тех детей, у которых нет особого желания читать.

9. Чтение про себя

Учите ребенка читать про себя. Так восприятие и понимание текста происходят намного быстрее. Это очевидно: при чтении вслух ребенок должен сначала прочесть текст, осознать его, а затем лишь воспроизвести его в речи. При чтении про себя процесс упрощается – и скорость чтение увеличивается.

10. Развитие навыков различения гласных и согласных букв

Напишите в ряд несколько гласных букв (до десяти) и вставьте между ними одну согласную. Пусть малыш определит, какая буква лишняя.

11. Чтение с закладкой

Чтобы научить ребенка читать быстро, необходимо, во-первых, исключить все отвлекающие факторы. Для этого практикуется чтение с закладкой или линейкой. Этими предметами прикрывается нижеследующий текст и как бы подчеркивается необходимая для прочтения строчка.

12. Тренировка внимания

По команде «остановись» ребенок прерывает чтение и отрывает голову от книги, а по команде «начинай» он быстро ищет место на листе, где произошла остановка, и продолжает чтение.

Такое упражнение тренирует внимание и помогает научить ребенка читать быстро .

13. «Распутывание» предложений

Создайте несколько «запутанных» предложений, в которых изменен порядок слов. Например, предложение «Сегодня утром мы в первый раз пойдем в школу» может стать предложением «Раз в школу в первый утром пойдем мы сегодня». Малыш должен «распутать» предложение и поставить все слова в правильном порядке.

Не забывайте о систематичности занятий и позитивном настрое во время них. Почаще хвалите своего малыша, если он делает успехи, и подбадривайте, если у него что-то не получается. Только в этом случае Вы сможете успешно научить ребенка читать быстро!

Педагоги отмечают, что к моменту поступления в первый класс довольно большой процент учащихся не только не умеют читать, но не имеют даже представления о буквах и алфавите. Хотя на самом деле научить читать 5-6 летнего ребенка довольно просто. Именно поэтому большинство из них склонны считать, что приобрести первичные навыки чтения желательно приобрести еще до поступления детей в школу. Это значительно облегчит им усвоение школьных знаний.

Обучение чтению можно начинать в 4-5 лет

Однако в стремлении «вооружить» ребенка навыками чтения, родителям как нельзя важно строго следовать принципу «золотой середины», не стараясь излишне нагружать ребенка развивающими занятиями как минимум, по двум причинам:

  • Во-первых, чтение – это достаточно серьезный шаг, сделать который способен лишь ребенок, достигший определенного уровня психологической зрелости.
  • Во-вторых, учитывая то, что школьная программа рассчитана на «среднего» ученика, ребенку, умеющему читать, будет неинтересно учиться. Это негативно скажется на его познавательной мотивации в будущем.

Когда же лучше всего начать обучение ребенка азам чтения?

Как определить готовность ребенка к чтению?


Некоторые методики предполагают начало обучения с 1-го года

Прежде всего, нужно выбрать идеальный возрастной период для этого.

Большинство современных педагогов считает, что оптимальный возраст для научения ребенка чтению – 5 лет.

Однако, учитывая индивидуальные отличия, присущие каждому ребенку, необходимо обращать внимание на целый ряд критериев, выдающих готовность ребенка воспринимать эти уроки. В первую очередь, к ним относятся:

  • Развитый фонематический слух. Об уровне сформированности этого свойства говорит умение ребенка различать и распознавать первый, последний и некоторые другие звуки в словах.
  • Достаточный уровень развития речи. Ребенок должен обладать хорошим словарным запасом; его речь должна состоять из распространенных предложений. Он также должен уметь составлять связные рассказы.
  • Наличие навыков пространственно-временной ориентации. Наличие четкого понимания понятий «верх», «низ», «право», «лево».
  • Отсутствие у детей логопедических проблем. Правильное произношение звуков, грамотный ритм, мелодика и темп речи. Ребенок должен легко произносить слова и целые фразы, не сталкиваясь с трудностями в произношении.

Чем лучше развит ребенок, тем скорее он научится читать

Если ребенок демонстрирует наличие всех этих качеств и сформированность навыков, можно говорить о том, что он готов учиться читать. На сегодняшний день педагогами всего мира разрабатываются и используются на практике все новые и новые методики развития навыков чтения. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Обучение ребенка слоговому чтению

Способность головного мозга распознавать и запоминать элементы знаковых систем, в том числе букв алфавита, у ребенка складывается уже к пяти годам. Именно поэтому в таком возрасте уже можно пробовать проводить первые уроки слогового чтения.


Карточки для слогового чтения

В самом начале задачей родителей будет формирование у ребенка представлений о буквах, которые впоследствии он сможет объединять в слоги, а их, соответственно – в целые слова.

Как эффективно научить читать своего ребёнка? Для начала обучения понадобится не так уж много – всего лишь букварь и кубики или карточки с буквами. Однако отнестись к выбору учебника необходимо очень серьезно. Материал в книге должен быть изложен подробно, последовательно и логично. Учитывая то, что произвольное внимание в этом возрасте находится чаще всего на стадии формирования, очень желательно, чтобы он сдержал максимум картинок и наглядных пособий. Они хорошо дополнят базовый материал, при этом, не отвлекая от него ребенка.


Знакомство с буквами

Как мы уже отмечали, развитие навыков чтения следует начинать с изучения букв и звуков, руководствуясь классическим принципом «от простого к сложному». Лучше всего делать это в следующей последовательности:

  • Открытые гласные: А,О,У,Ы,Э
  • Твердые звонкие согласные: Л, М
  • Глухие, шипящие звуки

В процессе изучения букв и звуков, не стоит торопить детей, пытаясь в максимально короткие сроки освоить весь букварь. Напротив: начинать каждое задание следует с повторения уже пройденного материала. Это позволит максимально прочно закрепить полученные навыки и знания. И развить правильную технику чтения у ребенка.

После того, как ребенок разучит большую часть букв и звуков, можно переходить уже непосредственно к слоговому чтению. Для того, чтобы ребенку было легче усваивать незнакомый и пока непонятный для него материал, удобно проводить занятия в игровой форме.


Кубики Зайцева для слогового чтения

Например, разделив слог на буквы, можно представить себе, как одна буква «бежит» к другой, после чего они начинают произноситься слитно. Первые слоги, которые выучит ребенок, должны быть простыми и состоящими из двух звуков. Желательно, чтобы согласный звук шел перед гласным; слоги, в которых гласный звук находится на первом месте, а также слоги с шипящими лучше оставить на потом. Поняв, по какому принципу формируются слоги, ребенок уже не будет испытывать трудности в дальнейшем.

Освоив слоги, ребенок может переходить к чтению простых слов. Это могут быть слова, составленные из простых или повторяющихся слогов. Со временем слова для чтения могут усложняться.

В процессе обучения ребенка чтению, важно строго следить за его произношением на каждом этапе. Ребенок должен выдерживать паузы в словах, соблюдать интонацию, ударение.


Занятие должны быть ежедневными

Даже если обучение будет идти медленными темпами, и у ребенка будут наблюдаться трудности, не стоит торопить его, ускоряя темп занятий. Пусть чтение будет для него в первую очередь, интересной и увлекательной игрой. У детей, чьи родители излишне обеспокоены скоростью их обучения, чаще чем у других отмечаются логопедичскиее проблемы и трудности с самооценкой.

Обучение по методике Тюленева: достоинства и недостатки системы

«Научиться читать, раньше, чем ходить» - вот главный тезис методики Тюленева. Однако легко ли это? Реально ли овладеть необходимыми навыками в столь раннем возрасте? Как такого маленького ребенка научить читать на уровне 5-6 летнего дошкольника? И, что немаловажно, каковы реальные достоинства и недостатки этого метода?

Рассуждая о раннем развитии детей, Тюленев полагал, что начинаться оно должно с самого рождения до полуторагодовалого возраста. Именно поэтому фундаментальный вопрос, которым он задавался в своей работе - как научить ребёнка читать целые слова самостоятельно и максимально быстро , а также другие единицы речи. Среднее развитие начинается в полтора года и длится до двух. А возрастной период с двух до трех лет педагогом относится уже к позднему раннему развитию.


Детей легче учить в игровой форме

В случае, если после трех лет ребенок не освоил значимые для школьного обучения навыками, система Тюленева признает его педагогически запущенным.

Для достижения максимальных результатов Тюленев рекомендовал готовить детей к чтению в соответствии со строгим планом, в которые занятия должны быть расписаны не просто по дням, но по часам.

Начиная с самого рождения ребенку необходимо демонстрировать карточки с буквами, либо нотами. Это - первый методический инструмент работы с ребенком – азбука МИР (методики интеллектуального развития). При помощи азбуки ребенок усваивает буквы, чтобы после перейти к слоговому чтению.

В продаже предлагает готовая азбука МИР Тюленева

Изучение слогов легко осуществляется при помощи тех же каhточек, а после – компьютерных таблиц или печатной машинки. Кубики, рекомендуемые многими педагогами, в системе Тюленева используются на более поздних этапах работы со слогами. А в большинстве случаев – и вовсе заменяются набором слогов на компьютере.

Достоинством методики Тюленева является отсутствие специальных упражнений и тестов, что позволяет ребенку развиваться самостоятельно при помощи правильно подобранных игрушек. Занятия просты; участие в них родителей минимально. Учет всех правил раннего развития, по мнению Тюленева, дает возможность многократно ускорить обучение и добиться поразительных результатов уже в первые годы жизни.

Однако методика Тюленева не лишена и недостатков. К примеру, большинство педагогов отмечает, что пытаясь научиться читать в раннем возрасте, ребенок не пытается уловить смысл слов: он лишь собирает буквы-символы в «правильные» комбинации. Раннее интеллектуальное развитие ребенка также способно существенно затормозить его социальное развитие, лишая возможности приобретать навыки общения со сверстниками и т.д.

Звуко-буквенный метод научения чтению

В основе звуко-буквенного метода лежит простой тезис: если в самом начале ребенок начинает воспринимать не буквы, а звуки, то вполне логично именно с них и начинать обучение чтению. Именно в этом и заключается преимущество звуко-буквенного метода над слоговым чтением. Кроме того, заучивая слоги, либо слова целиком, ребенок едва ли задумывается над из значением, что зачастую сводит обучение к механическому запоминанию.

Слоговое чтение имеет еще один существенный, по мнению сторонников звуко-буквенного метода недостаток. Чтение по слогам не позволяет ребенку воспринимать текст целиком, а значит – уловить смысл его содержания. Принцип «от простого к сложному» также соблюдается далеко не всегда, поскольку система символов довольно сложна.

Изучать игрушечные буквы намного интереснее

Первый этап обучения предполагает развитие у ребенка мотивации к обучению. Это достигается благодаря включению в процесс занятия материалов об истории возникновения букв, различных системах письменности, принятых в странах мира.

Затем ребенок начинает приучаться к осознанному восприятию звуков. Он внимательно вслушивается в каждый звук, стараясь запомнить его. В памяти формируется первичная база звуков, которую ребенок впоследствии начинает классифицировать, выделяя гласные и согласные звуки, запоминая, чем именно они отличаются друг от друга.

Следующий этап обучения – буквенный. Для того, чтобы ребенок максимально эффективно усваивал предложенный ему материал, для занятий можно использовать яркие плакаты с буквами и картинками. Однако использовать этот метод нужно с осторожностью и чередовать изображения так, чтобы ребенок не ассоциировал с буквой один конкретно взятый образ.


Важно также, чтобы у ребенка было хорошо развито фонематическое восприятие речи и он мог безошибочно назвать звук, который он слышит в начале или в конце каждого названного слова.

Обучение чтению по методу Г.Домана

Эта методика подойдет как для самых маленьких, так и для детей постарше. Научить читать - просто, если превратить чтение в интересную и увлекательную игру – вот основная задача, которую преследует метод обучения чтения по методике Г.Домана. В его основе лежат пять базовых ступеней.

На первом этапе ребенок заучивает первые 15 слов. Для обучения необходимо создать максимально комфортные, способствующие восприятию условия: помещение должно быть уютным, на ребенка не должны воздействовать никакие посторонние звуки и другие раздражители. Сам ребенок обязательно должен быть в хорошем настроении.

Демонстрация карточек осуществляется следующим образом. Ребенку показывается изображение, помещенное на расстоянии около 35 сантиметров от лица. После чего родитель называет предмет, не комментируя при этом ничего и не заставляя его повторять. Аналогичная процедура повторяется и для другой карточки.


Тематические карточки Домана

Желательно сортировать карточки по тематическим категориям («Семья», «Фрукты», «Овощи», «Животные» и т.д.)

В первый день обучения карточки демонстрируются ребенку в среднем 4 раза. Повторение сеанса происходит примерно каждые полчаса. Общая продолжительность занятия, как правило, не превышает трех минут. Во второй день основное задание также повторяется трижды, кроме того ребенок получает еще три демонстрации нового комплекта карточек.

В третий день родитель использует уже три набора карточек по три в каждом. Количество занятий при этом возрастает до 9.

Таким образом, ребенок учит первые в своей жизни 15 слов. Подобрать их достаточно просто: это могут быть имена его близких, простых фруктов, овощей или продуктов питания, названия животных.


Развивающие карточки для маленьких детей

Как бы ни хотелось родителям ускорить процесс обучения, делать это нельзя ни в коем случае потому, что частая демонстрация карточек сделает занятия излишне скучными и неинтересными для ребенка. Не имеет смысла также и увеличение продолжительности занятий: уже за первые три дня ребенок приобретает навыки распознавания знаков, а также первичные навыки чтения.

Изучив первую группу слов, ребенок может переходить к другой. Тематику можно выбирать самостоятельно. Второй набор слов можно разделить уже на пять наборов по 4 группы в каждой. В дальнейшем для удобства можно будет каждые 5 дней убирать из набора одну карточку и заменять ее другой.

На втором этапе, когда ребенок уже обладает определенным запасом слов, можно переходить уже к разучиванию словосочетаний. Словосочетания играют роль связующего звена между словами и целыми предложениями.


Если правильно использовать метод Домана, то ребенок сам научится читать за 2 месяца

Для того, чтобы научить ребёнка грамотно и легко читать целые словсочетания самостоятельно, составлять их нужно на основе тех слов, которые уже есть в его словарном запасе. К примеру, если ребенок уже выучил названия базовых цветов, к ним можно добавлять существительное: легкие словосочетания, получившиеся таким образом, будут легко усвоены ребенком. А значит, родителям можно будет переходить к более сложным: синонимам, антонимам и т.д.

Этапом, следующим за словосочетаниями, является изучение простых предложений. Словарный запас ребенка к тому времени расширяется уже до 75 слов.


Карточки Домана можно сейчас скачать онлайн

Родители по-прежнему занимаются с детьми по карточкам, только теперь на них нужно писать не слова, а предложения. Такой набор из 5 предложений необходимо показывать в течение 3-5 дней, также как раньше – три раза в сутки. Размер шрифта должен быть таким, чтобы с одной стороны ребенку было удобно воспринимать слова, с другой – чтобы слова легко размещались на карточке. Каждые несколько дней из набора удаляется в среднем по два предложения и на их место встают новые. Каждое предложение можно также сопровождать картинкой, соответствующей его содержанию.


Наборы карточек Домана для раннего развития ребенка

После этого ребенок будет готов к одному из важнейших шагов на пути к чтению – он начинает понимать смысл отдельно взятых слов. Как приучить ребенка к предложениям? Обучение на этом этапе происходит по тому же самому принципу, что и на предыдущем; но количество слов по мере продвижения постепенно увеличивается.

По мере того, как дети будут усваивать новый материал, допустимо уменьшать размер шрифта, поменять его цвет с красного на черный. Если ребенок захочет, он может повторять слова за вами, но требовать от него это не стоит.

Заключительный этап обучения чтению предполагает работу с книгами, содержащими большое количество мелко напечатанного материала. На этом этапе можно будет переходить к связным тексам максимально легко. Однако далеко не каждая книга подойдет для этих целей.

Перед тем, как перейти к такому методу, внимательно осмотрите книгу.


При приавльном подходе дети свободно читают уже в 4 года

Обучающая книга должна включать в себя от 50 до 100 слов. Предложения, из которых состоит книга, должны быть знакомы ребенку. На каждую страницу должно приходиться максимум одно предложение. Иллюстрации в книгах должны быть на отдельных страницах.

Внимательно изучив методики развития навыков чтения можно подобрать ту, которая лучше всего подойдет ребенку. И тогда станет понятно, как легко можно научить ребенка грамотно читать, открыв ему удивительный мир литературы.

В России детям, поступающим в школу, обычно от шести до восьми лет. Учебная программа общеобразовательных учреждений предполагает возможность быстрого овладения первоклассниками чтением, письмом и счетом буквально с нуля. Но жизненные реалии свидетельствуют об обратном.

Быстро научить малыша всем базовым навыкам невозможно. Поэтому об их развитии родителям следует позаботиться заранее. Если не заниматься с ребенком дома до школы, то непосильная нагрузка, плохая успеваемость и нелестные сравнения с одноклассниками наверняка приведут его к психологической травме.

К школе ребенок должен быть знаком с чтением

Совет: начинать знакомить ребенка с буквами нужно за два года до школы, осваивать чтение – приблизительно за год.

Если малыш, как и предписывает отечественное законодательство, пойдет в первый класс в полных шесть с половиной лет, то приобретать навыки чтения слогов и слов нужно с пяти лет.

Навыки, которые должны быть сформированы у шести летнего ребенка

Степень готовности к чтению зависит от уровня интеллектуального развития, психической и эмоциональной зрелости дошкольника. Ведь конечная цель родителя – научить ребёнка не бездумно воспроизводить вслух написанное, а понимать смысл прочитанного. Поэтому прежде чем начинать обучение чтению, важно убедиться, что:

  • малыш имеет достаточный словарный запас;
  • его речь правильна и грамотна;
  • у ребенка нет явных дефектов звуковоспроизведения.

Если словарный запас дошкольника мал, его речь изобилует ошибками или дефектами, приступать к чтению рано. Дома лучше работать над общим развитием малыша. Посредством выполнения логопедических упражнений его важно научить произносить звуки правильно.


Подготовку к школе надо начинать с 5-ти лет

Чтение требует длительного удержания внимания. Невозможно быстро научить читать или с поминутно отвлекающемся ребёнком. Навыки концентрации у непоседы можно развивать разными способами, в том числе – составлением картин из пазлов, разрисовыванием, играми с конструктором.

Важно научить ребенка водить в книге пальчиком или указкой. Если этого оказалось недостаточно, и малыш перепрыгивает со строки на строку или часто теряет место, где остановился, стоит вырезать окошко в белом листе и передвигать его на нужную область.

Для большинства детей чтение – тяжкий труд. Важно позаботится о позитивном восприятии этого процесса.


Знакомство с буквами надо начинать с 2-3 лет

С двух-трех лет ребёнка следует постепенно приучать к книгам. Стоит остановиться на экземплярах с яркими подробными картинками, которые можно рассматривать и описывать устно. В шесть–семь лет книжки с крупным шрифтом пригодятся для внеклассного чтения.

Заучивание букв

Существуют разные точки зрения относительно того, правильно ли заучивать все буквы алфавита прежде, чем приступать к чтению. Автор оригинальной методики обучения грамоте Н.С. Жукова предостерегает от таких действий. Разработанный ею букварь построен так, что ребенок учит буквы постепенно. По мере увеличения количества знакомых букв слоги становятся разнообразнее и сложнее, а затем превращаются в слова.


Магнитная Азбука Жуковой

Родителям, решившим следовать одной из авторских методик обучения чтению, следует придерживаться рекомендаций их разработчиков. А у тех, кто решил научить ребёнка читать по-старинке, особого выбора нет. Им предстоит сначала вызубрить алфавит, а уж потом приступать к чтению. Показывать буквы ребенку целесообразно уже с двух–трех лет.


Оригинальный способ заучивания букв

Важный момент: согласные буквы с ребенком заучивают так, как они читаются в слове, – без призвука «э». Правильно произносить «р», а не «рэ» или «эр». Если этому правилу не следовать, слог «ра» ребенок станет читать как «рэа» или «эра».

Заучиванию букв способствует их визуализация. Кубики с буквами, магнитная азбука, интерактивный плакат с алфавитом – пригодиться любой вспомогательный инвентарь. Для начала ребёнка нужно научить быстро искать нужную букву среди предложенных. Позже с ним можно выкладывать букву из палочек или спичек, лепить ее из пластилина и, наконец, писать ее. Тем, кто путает буквы, правильно будет предложить ощупывать их объемные изображения с закрытыми глазами. Тактильные ощущения помогают запоминанию.


Надо следить за правильным произношением звуков

Совет: при заучивании гласных важно обращать внимание ребенка на схему звуковоспроизведения. Например «А» – рот широко открыт, «у» – губы трубочкой, «э» – рот растянут в стороны.

Отдельные правила касательно заучивания букв

Важно поощрять ребенка вслушиваться в слова и искать в них нужные звуки. Если заучивается буква «о», можно назвать ребенку начинающиеся на нее слова: облако, олень, ослик. Чтобы проверить, насколько усвоен урок, вперемежку со словами на «о» правильно предлагать ребенку и слова, начинающиеся на другие буквы. Аналогичным способом ребёнка можно быстро научить находить нужную букву в конце и средине слова.

Важно знать: ребенку проще всего выделить в слове начальную гласную (особенно, если она ударная). Относительно просто указать на конечный согласный. При этом выделить начальный согласный и последний гласный малышу очень трудно.


Лепка букв помогает их быстрее запомнить

Полезно писать с ребенком буквы красками, фломастерами. Важно, чтобы в своем воображении при идентификации звука и буквы он не ограничивался определенным размером или цветом. Можно показывать разные шрифты в газетах, на таре и упаковке, на вывесках и т. п.

Совет: ребенка до 6 лет однозначно не стоит путать, предлагая ему к прочтению прописные буквы наряду с печатными.

Тем более, не стоит учить дошкольника писать прописью дома. Полученные в домашних условиях навыки могут не соответствовать представлениям учителя относительно наклона, слитного или раздельного написания, способа соединения и подобного.

Прочтение слогов

Важно, чтобы в восприятии ребёнка 5-6 лет единицей чтения стал именно слог, а не отдельная буква. Буквосочетание должно восприниматься дошкольником как единый графический элемент. Если не уделить этому вопросу достаточного внимания, навык прочтения слогов и слов по буквам может закрепиться у ребенка надолго. Это не даст ему читать слоги и воспринимать слова. Ребёнка, усвоившего неправильную методику чтения, в итоге все равно придется переучивать.

Стоит испробовать следующий способ обучения слиянию букв в один слог. Одну букву пишут в начале строки, другую – в конце. Между ними проводится соединительная стрелка. Ребенку предлагается медленно вести по ней пальчиком и все это время «тянуть» (протяжно произносить) первый звук. Второй звук достаточно произнести кратко. Пример: А?У произносятся как «ааау», Н?О как «ннно».


Слоги-проводилки помогают слитному произношению

В результате таких тренировок ребенок должен самостоятельно, водя пальчиком по соединительной линии, свободно читать слоги из двух букв. Слоги ребенку нужно предлагать в такой последовательности:

  • состоящие из гласных (ао-, уа-);
  • открытые, состоящие из одной согласной и одной гласной (на-, да-);
  • закрытые, состоящие из одной гласной и одной согласной (ан-, ем-).

Многим детям сложно определить последовательность из букв в одном слоге. К примеру, «ам-» они могут читать как «ма-» или наоборот. Умение правильно сочетать буквы в двухбуквенном слоге нужно довести до автоматизма. Предлагать прочтение трех- и четырех буквенных слогов можно только дошкольникам, слитно и свободно читающим двухбуквенные слоги.

Чтение слогов не стоит рассматривать только как подготовку к прочтению слов. Прочтение слогов, особенно – сложных и непривычных (шпы, впу, смо, здры) тренирует навыки правильного звукопроизношения. В отличие от слов, абстрактные слоги ребенок ни с чем мысленно не связывает, поэтому прочтение слогов устраняет соблазн читать наугад.


Быстрому чтению помогают картинки

Совет: параллельно с чтением стоит научить ребенка 6 лет противопоставлять слоги с твердыми и мягкими согласными (ма-мя, ну-ню, ко-кё). Это поможет ребенку правильно писать их в школе.

Прочтение слов

Традиционно самыми простыми считаются слова, состоящие из двух повторяющихся двухбуквенных открытых слогов типа «мама» и «папа». Дети, ранее тренировавшиеся читать сложные слоги, без проблем осилят слова, состоящие из одного предложения (кот, рак, сон, хор, лук).

При прочтении слов у детей могут возникать проблемы с расстановкой ударения. Эта проблема не имеет универсального решения. Читая слово, ребенку придется его «узнавать». Обеспечить ему такую возможность можно только одним способом – расширяя его кругозор и словарный запас. Важно, чтобы родитель контролировал понимание его чадом смысла прочитанных слов.


Чтение слов по слогам - карточки

Совет: если при переходе от слогов к словам у ребёнка возникли проблемы, стоит упростить ему задачу и разделить слова на слоги черточками.

Пример: му-ха, лу-на, сло-ны, стру-на. Если подобных проблем у ребенка нет, можно сразу читать слова, написанне слитно.

Чтение предложений

Малыш 5-6 лет быстро осознает, что предложение – это законченная мысль. На этом этапе самое время познакомить ребёнка со знаками препинания («.», «!», «?»). По ним маленький читатель должен ориентироваться, где заканчивается предложение. Для начала стоит предложить ребенку предложения, состоящие из двух слов типа «Коля гуляет».

Переход к чтению предложений происходит проще всего

Главная сложность при прочтении предложений состоит в том, чтобы помнить предыдущие слова при прочтении последующих. Лучший способ научить ребенка составлять предложение из трех слов заключается в следующем.

Читается первое слово. Ребенок должен его запомнить. Повторяя его по памяти, он читает второе слово и тоже его запоминает. Далее малыш по памяти повторяет первое и второе слово и читает третье. Так достигается составление и понимание предложения в целом.

Похожие материалы

Что еще почитать