Как решать конфликты в детском саду. Причины конфликта воспитатель-родитель, пути решения

После летнего отпуска очень непросто влиться в рабочий процесс даже нам – взрослым людям, а детям тем более. Может быть, поэтому в нашей группе возникли проблемы в общении друг с другом? Мы перелопатили кучу советов педагогов и психологов для решения этой проблемы. Нашли много полезной для себя информации и для вас подобрали статью педагога – психолога Марии Митлиной. И может быть данная статья поможет нам наладить оптимально - гармоничное взаимодействие в нашем коллективе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему возникают конфликты между родителями и воспитателем?

«Ребенок и детский сад - тема непростая. Достаточно просто послушать разговоры на детской площадке, чтоб понять это. И проблемы поднимаются самые разные - от того, в какой садик лучше пойти, до конфликтов родителей с воспитателями. Причем последняя тема вызывает огромное число откликов "с обеих сторон". А ведь для ребенка на 4-5 году его жизни детский сад становится вторым домом, в котором он проводит большую часть дня. И если мы, родители, хотим, чтобы ребенку в детском саду было хорошо и комфортно, необходимо учится разрешать разногласия и возможные конфликты, ведь на кону - душевное благополучие наших детей.

Воспитатель - это работник дошкольного учреждения, который не только непосредственно отвечает за жизнь и здоровье вверенных ему детей, но и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой детского сада . Родитель - это "заказчик", который приводит своего ребенка в детский сад и хочет, чтобы в нем для его любимого (а зачастую и единственного ребенка) были созданы самые благоприятные условия. У родителя ребенок один (два, три). У воспитателя - в среднем 23 - 25. Комплектации групп, кстати, зависит от времени года, бывает, что и около 30. И это тоже нужно учитывать, потому что количество персонального внимания на каждого ребенка обратно пропорционально количеству детей. И он также заинтересован в том, чтобы обеспечить детям благоприятные условия, не забывая про свои образовательно-воспитательные обязанности.

Так почему же возникают конфликты между родителями и воспитателем? Противостояние родителей и воспитателей, как и любой конфликт, возникает из-за того, что кто-то из сторон (чаще - воспитатель) не оправдывает ожиданий и представлений другой стороны о том "как должно быть". Вам нагрубила продавщица в магазине, вы можете просто перестать ходить в этот магазин. Поменять же садик, в которой ходит ваш ребенок и в котором вас что-то не устраивает, намного сложнее. Так же как и воспитатель не может прекратить общение с кем-то из родителей только потому, что тот ведет себя некорректно. Поэтому конфликты в садике разрешать необходимо, причем налаживать взаимодействие должны обе стороны, не вставая в позицию виновного и обвиняемого, ведь конечная цель и у сотрудников детского сада, и у родителей одна - здоровье и развитие ребенка.

Приходя в детский сад, не стесняйтесь рассказать воспитателю как можно больше о своем ребенке. Так ему с самого начала будет гораздо проще найти к малышу подход. Расскажите о том, чем ребенок увлекается, какие игры у него любимые, отметьте об особенности его темперамента, характера. Скажите о том, какие блюда он предпочитает и какие продукты есть категорически отказывается. Как проще засыпает. Обязательно скажите, на что следует обратить особое внимание. Возможно, у крохи есть какие-то проблемы со здоровьем (аллергия, какое-либо хроническое заболевание).

Вместо того, чтобы высказывать недовольство тем, что в 20 градусов тепла не надеты колготы, можно сказать о том, что у ребенка проблемы с почками, и требуется более теплая одежда.

Не стесняйтесь рассказать о том, что ваш ребенок еще не умеет делать (проситься на горшок, кушать самостоятельно, застегивать пуговицы, завязывать шнурки). А так же об особенностях развития и характера, которые вас волнуют: например, ребенок очень агрессивен или слишком замкнут и стеснителен. Лучше, чтобы воспитатель сразу знал, чему в процессе работы с ребенком надо будет уделить больше внимания. Запомните: чем больше воспитатель знает о вашем ребенке, тем с большим пониманием он будет к нему относиться.

Лучше будет, если вы расскажете о методах воспитания, принятых в вашей семье. Заставляете ли вы ребенка есть или демократично подходите к этому вопросу? Какие методы наказания допускаются в вашей семье? Хорошо, если воспитатель сам заговорит об этом, но ведь далеко не каждый воспитатель решится расспрашивать родителей, хотя такая информация зачастую необходима для того, чтобы лучше понимать ребенка.

Если в вашей семье приняты строгие методы воспитания, в том числе - физические наказания, будьте готовы к тому, что с вашим ребенком возникнут проблемы. В арсенале у педагогов нет ремней, а самая строгая мера педагогического воздействия, допустимая в детском саду - посадить ребенка на стульчик, отстранив от игр и занятий, и дети, привыкшие к физическим наказаниям, могут просто её не воспринимать. Следовательно, и работа с таким ребенком может стать настоящей проверкой на прочность для воспитателя.

Будьте приветливы и вежливы с воспитателем. К сожалению, некоторые родители даже не считают должным поздороваться или попрощаться с воспитателем, приводя ребенка в детский сад.

Не забывайте сами спрашивать о том, как провел ребенок время в детском саду, что ел, с кем играл, как засыпал во время тихого часа. Если вы будете говорить об этом с воспитателем, он обязательно станет внимательнее присматриваться к вашему ребенку в течение дня, чтобы потом иметь возможность более подробно ответить на ваши вопросы. Также воспитатель будет спокойнее относиться к вашим просьбам и замечаниям, ведь вы в его глазах будете восприниматься как заботливый и неравнодушный родитель. Гораздо труднее налаживать контакты с теми родителями, которые вспоминают о существовании воспитателя только тогда, когда их что-то не устроило.

И напоследок еще немного. Иногда отзывы о детских садах напоминают передачу про интриги, скандалы и расследования. Мамы и папы шпионят за воспитателями, подслушивают, что происходит в группе, ищут любую мелочь, чтобы придраться к педагогу, которая никогда не полюбит вашего ребенка. Но ведь воспитатель в садике и не должен любить детей как родных. Для этого у ребенка есть родители. Воспитатели выполняют свою работу, работу очень сложную и, на мой взгляд, достойную большого уважения. И если родитель настроен на негатив, скорее всего по закону притяжения он его и получит. Детский сад - это не рай и не ад для ребенка, это такой же этап в его жизни, как школа, институт, и от умения выстраивать правильно отношения с людьми, работающими с нашими детьми, зависит во многом то, как будет складываться их жизнь в детском саду ».


Родители должны знать, что конфликты между детьми в детском саду неизбежны. Так формируется коммуникабельность, умение отстаивать свое мнение. Ведь когда малыш подрастает, его отдают в детский сад, где он учится общаться и находить выход из различных ситуаций.

В зависимости от возраста участников детские конфликты могут иметь различные причины. Если, к примеру, говорить о , то ссорятся они, в основном, из-за того, что не хотят делиться игрушками. Кроме того, слезы и плач могут возникать, если кто-то кому-то сломал башенку или растоптал куличик в песочнице. Не имея еще достаточных навыков выражения мыслей и эмоций, дети начинают драться, . Такие действия направлены на привлечение внимания взрослых людей к тому, что произошло. Ребятишки хотят, чтобы их пожалели.

Взрослея, каждый ребенок имеет уже более развитую речь, чем раньше, и способен лучше выражать свои мысли. Однако споры не прекращаются. Ссорятся зачастую из-за совместных игр. Кто-то не хочет с кем-то играть вместе или один отказывается подстраиваться под другого. К конфликтуют из-за того, какими должны быть правила игры, сюжет, кто какую роль будет выполнять в игре.

Детские конфликты в 4-5-летнем возрасте практически всегда связаны с игрой. Игры и их правила становятся более сложными, а решать все с помощью компромиссов не выходит. Ссоры возникают и во время планирования игры и во время самих игровых действий.

Детишкам, не достигшим 5-6 лет, еще сложно разобраться со своими эмоциями и желаниями. Поэтому и к тому, чего хотят окружающие, они относятся без особого внимания и не понимают, что это важно для их сверстников. Сложности в отношениях вызваны и тем, что ребята неспособны поставить себя на место другого и понять его чувства. Дети дошкольного возраста до последнего будут стоять на своем, они не будут слушать, стараясь перекричать друг друга.

Все описанные причины разногласий объясняются несформированными навыками общения. Всему этому детей можно научить. Однако результат будет положительным только при совместных усилиях родителей и работников детского сада.

Способы разрешения конфликтов

В некоторых случаях предупреждать конфликтные ситуации легче, чем находить выход из уже разгоревшегося спора. Однако иногда невозможно даже догадаться о разгорающемся противостоянии между малышами. В связи с этим детские психологи рекомендуют воспитателям с родителями стараться построить необходимую модель поведения для разрешения возникших проблем.

Чтобы дети учились задумываться над своими поступками, можно задавать следующие вопросы:

  • Почему вы поссорились?
  • Вы старались сами разрешить спор?
  • Что можно было сделать, чтобы не возникла ссора?
  • Как нужно поступить каждому из вас, чтобы не обидеть товарища, но в то же время получить, что хочешь?
  • Если снова возникнет такая ситуация, как вы будете поступать?

Чтобы конфликты в детском саду сводились к минимуму, необходимо приложить определенные усилия. В этом случае очень пригодятся сказки и мультфильмы. Пример поведения и поступков любимого героя не останется незамеченным. Детишки, безусловно, будут подражать ему, таким образом учась правильно знакомиться, находить общий язык с одногодками.

Немаловажно научить кроху правильно отстаивать свою точку зрения в спорных ситуациях. Следует говорить, что оскорбления и обидные слова не помогут разрешить проблему. Обижая товарища, можно лишь усугубить положение дел. Чем правильнее ребенок будет бороться за свое мнение, тем больше будет возрастать его уверенность в себе.

Работать над поведением малыша нужно начинать как можно раньше. Если, начиная с 2-3 лет, постоянно сосредоточивать внимание на этом, то уже к 4-5 годам они смогут самостоятельно, без помощи взрослых, разрешать конфликты мирным путем. При конфликтах в этом возрасте воспитательница может вмешиваться только в случае «психологических атак»: детишки кричат, топают ногами, при этом ничего не объясняют. Однако все же в этот возрастной период они устраивают словесные перепалки.

Конфликтность в 5-6-летнем возрасте заключается в использовании угроз в адрес товарища. Угрозы обычно имеют следующий смысл:

  • Все расскажу воспитателю!
  • Не буду с тобой играть!
  • Не хочу с тобой дружить!

Старшие дошкольники уже начинают пользоваться логическими обоснованиями: «Тоже хочу!», «Являюсь водителем и знаю, как вести машину!» и т.д. Они уже знакомы со многими правилами поведения и пытаются их использовать: «Нужно делиться!», «Надо быть вежливым!». Также нередкими становятся дразнилки и обзывания друг друга.

Неверное поведение взрослых во время детских конфликтов

Многие родители да и некоторые воспитатели совершают серьезные ошибки, неправильно реагируя на детские конфликты. Существует несколько разновидностей ошибочных действий. К самым распространенным можно отнести невмешательство. Если взрослый знает, что малыш умеет вести правильно спор, то вмешиваться необязательно. Однако стоит наблюдать за происходящим. Ведь если конфликт переходит в активную фазу, и ребенок не может самостоятельно справиться, оставлять без вмешательства данную ситуацию абсолютно неверно.

Такой способ, как избегание, также является ошибочным. Чтобы прекратить конфликт с воспитателем или детьми в детском саду, родители часто переводят свое чадо в другое дошкольное заведение. Но решить проблему таким образом не получится. Все снова повторится через некоторое время при возникновении какого-либо кризисного момента. Такая позиция родителей не научит малыша решать споры самостоятельно, наоборот, он посчитает это нормой и во взрослой жизни будет постоянно избегать конфликтов, оставив их неразрешенными.

Импульсивные и вспыльчивые люди подвержены такой ошибке, как активная конфронтация. Они всегда готовы идти в наступление, защищая своего ребенка, при этом зачастую не разбираются, кто прав, кто виноват. Такое поведение родителей может напугать ребятишек. Кроме того, дети могут прийти к выводу, что именно так и следует решать конфликт в детском саду.

Запрещать общаться с обидчиком — не лучший выход из конфликтной ситуации. Дети (в особенности дошкольного возраста) способны на частые выяснения отношений, но обиды они забывают и прощают быстро. К сожалению, не единичны случаи, когда воспитатели в детских садах наказывают провинившихся ребятишек публично. Такое наказание приводит к формированию низкой самооценки. Беседовать с ребенком нужно наедине.

Прежде чем предпринимать какие-то действия во время ссор между детьми, взрослые должны хотя бы на минуту задуматься. Любое неверное решение может негативно сказаться на будущем ребенка, его адаптации в обществе.

Предупреждение конфликтов

Заниматься обязаны в первую очередь родители. Они должны понимать, что полностью избежать разногласий между сверстниками в детском саду невозможно. Как утверждают детские психологи, этого и не стоит делать. Вступая в конфликт, малыш учится находить выход из сложных ситуаций, а это — важная предпосылка успешной социализации.

Взрослые должны научить свое чадо правильно вести спор. Для этой цели . Совместная игра формирует такие навыки, как умение распределять обязанности, действовать согласованно, искать общие решения. Полезны с этой точки зрения сюжетно-ролевые игры (больница, магазин, школа, автомойка и т.д.). Кроме того, можно воспользоваться приемами неигрового типа. К ним относятся приветствия и прощения, ведение диалога о впечатлениях от игры.

Роли должен распределять родитель, в то время как малышу можно предоставить возможность устанавливать начало и конец игры. Ребенка нужно всегда выслушивать внимательно, учить передавать свои чувства и переживания. Любовь к малышу должна быть адекватной, то есть следует контролировать собственные эмоции. Кроха должен чувствовать, что его любят, но не считать себя особенным. Нужно учить его идти на уступки другим.

Расстраиваться по поводу того, что малыш повздорил с кем-то в детском саду, не нужно. Важно интересоваться его жизнью и на собственном примере показывать, как правильно себя вести в конфликтных ситуациях.

Инструкция

Самым непростым конфликтом является недопонимание между родителями и воспитателем. Именно по этой причине надо выбирать не садик, а воспитателя. Ведь с ним ваш малыш будет проводить по нескольку часов ежедневно и очень важно, чтобы между ними установился контакт.

Будьте вежливы и приветливы с сотрудниками детского сада. Не считайте их обслуживающим персоналом, которые должны исполнять капризы вашего ребенка. Учите ребенка уважать воспитателей и няню. Никогда не обсуждайте их действия в негативном ключе при ребенке. В любой спорной ситуации выслушайте все стороны. Привлеките свидетелей произошедшего конфликта. Обратитесь к штатному психологу.

Есть вещи, которые воспитатель не имеет права делать. Он не может кричать на ребенка (именно кричать, а не просто повышать голос). Бить! Это вообще под запретом. Нельзя наказывать ребенка, запирая его одного, лишая еды или сна. Кормить насильно (если вы не обговаривали это). Если же такие случаи, даже единичные, были, немедленно идите к заведующей детского сада и пишите заявление. Подобные конфликты ни в коем случае не нужно замалчивать. Если же такие «воспитательные» меры со стороны персонала будут продолжаться, вы имеете право написать заявление в Департамент образования вашего города. И в создавшейся ситуации будет разбираться специальная комиссия.

Но есть еще более сложная ситуация – конфликт с другими родителями. Чаще всего он возникает на почве ссор и драк между детьми. Запомните главное правило – никаких разборок с чужим ребенком. Вы имеете право общаться по этому вопросу только с воспитателем и его родителями. И другая сторона тоже не в праве делать замечания вашему ребенку. Сначала разберитесь в произошедшем с воспитателем. Выслушайте версию своего ребенка (если возраст позволяет). И только после этого корректно пообщайтесь с родителями другого участника конфликта.

В ситуации, когда один ребенок терроризирует всю группу, лучше объединиться с другими родителями и вынести этот вопрос на общем собрании. Если ситуация происходит в частном детском саду, подобные конфликты отлично решаются с руководством. Ведь проще и выгоднее убрать одного ребенка из группы, чем потерять 10-15 детей.

Но и в обычных садах не хотят выносить сор из избы. И если ребенок действительно агрессивно настроен, бьет, кусает других детей, родителей могут попросить забрать ребенка из сада, пригрозив органами опеки. Да, таковы сегодняшние реалии, что сотрудники детских учреждений должны сообщать в надзорные органы обо всех значительных нарушениях в отношении детей.

Декрет закончился и мама может вздохнуть полной грудью, отправиться на работу, по которой немного даже начала скучать, а ребенка передает в заботливые руки детского воспитателя. Зачастую этот красивый сценарий существует лишь в голове матери, а на деле новые проблемы — конфликт с воспитателем. Мать недовольна воспитателем, а нянечка — ребенком. Кто прав и как быть сторонам, чтобы урегулировать извечный конфликт с воспитателем. Разберем несколько вариантов конфликта с воспитателем, в которых может оказаться любая мамочка.

Какие конфликты с воспитателем могут возникнуть?

Проблема 1: воспитатель кричит

Подруга поведала историю о том, что после перевода в новую группу, ребенок стал тихим и замкнутым. Сначала на это внимания как то не обращалось — возможно сын переживает из-за нового коллектива. На вопросы, что случилось, кроха не давал никакого ответа. Стоило пораньше привести ребенка и застать разговор воспитателя с другим малышом, как все встало на свои места. Женщина разговаривает с детьми криком, да таким, что барабанные перепонки дрожат. И так со всеми детьми. Неудивительно, что он стал зажат. Особенно когда в семье не разговаривают на повышенных тонах. При таком звуковом воздействии побоится даже взрослый.

Конечно, такое поведение воспитателя — не норма. Крик для малышей — вреден. Родитель смело может вступить в диалог с педагогом на эту тему и попросить быть более сдержанным. Если это не поможет, то есть смысл обратиться к заведующей или сменить группу. Психологическое здоровье деток превыше всего.

Проблема 2: невнимательный воспитатель

Безусловно, профессия педагога в детском саду крайне тяжелая эмоционально и физически. Порой так сложно справиться с одним крохой, а тут их больше десятка. И все они разные по характеру и активности, нужно найти подход к каждому. Родители должны это понимать и перестать требовать «особенного» ухода за своим чадом.

На одном форуме женщина возмущенно рассказывала ситуацию из детского сада. Мол, прокололи дочке уши, они стали тяжело заживать, ведь туда попадали волосы и грязные детские руки. «Ну как так можно! Нельзя разве убирать волосики с ушка крохи? Они же у нее загноятся!»

Заведение, кстати, частное. Мать, видимо, ожидала от него обслуживания класса «люкс», чтобы ушки каждый час протирали, и пылинки сдували. Но это утопия. Как ни крути, такая ситуация — проблема родителей. Ведь волосы девочки можно было убрать обручем или обработать специальным средством и спрятать под тканевый ободок. Но дело даже не в этом.

Проблему можно было решить, не выясняя отношения на женских форумах, от них вообще вреда больше, чем пользы. Ведь можно было по-доброму подойти к медсестре дошкольного заведения и «за шоколадку» попросить иногда проверять ушки малышки. Всегда можно попробовать решить проблему полюбовно.

Проблема 3: отсутствие конфиденциальности

Двое моих сыновей посещают один и тот же детский сад. Разница между ними - 2 года. Хотя они выглядят как близнецы - по характеру мальчики абсолютно разные. Если старший активный и общительный, младший - тихий и немного замкнутый. Воспитательница считает нужным каждый раз говорить об этом, притом делает это в общем чате, при всех других матерях. Она вечно рассказывает о том, что с мальчиком что-то не так, он совсем не любит общаться с другими детьми. Требует от меня каких-то действий. Мне немного обидно, что она при остальных родителях обсуждает моего сына. Она намекает на то, что я плохо справляюсь.

Ирина, 29 лет

Конечно, педагог ведет себя некорректно по отношению к матери. Кроме того, необщительность еще не означает какое-то отклонение. Это скорее всего просто особенность характера малыша. Однако обсуждение при других мамочках — это непедагогично. В схожих ситуациях следует задать ответный вопрос: «Так что же вы, как педагог, посоветуете мне сделать в такой ситуации?» Можно также прилюдно, в общем чате. Обижаться на такое поведение не стоит. Можно лишь намекнуть женщине, что стоит обсуждать сына наедине.

Проблема 4: устаревшие методы воспитания

Знакомая поделилась историей о том, как ее дочку в детском саду научили писать правой рукой. Звучит хорошо, да только до этого она была левша. Одним вечером мама девочки заметила, что та держит ложку не в левой руке, как это обычно было. На вопрос почему ты так ешь, малышка сказала, что в садике ругают, когда держишь не в той ручке. Маму эта весть крайне возмутила. На следующий же день женщина вступила в полемику с директором заведения, почему без ведома родителей идут на такие кардинальные перевоспитания. Как оказалось, женщина придерживается советских норм обучения и считает, что все дети должны быть одинаковы в поведении. Разразился скандал и девочку пришлось перевести в другой, более современный садик.

Возмущение женщины оправданно полностью. Развитие неврозов, упадок зрения, заикание, проблемы с речью и даже непроизвольное мочеиспускание — все это может стать следствием . Переученная девочка долгое время заикалась. Детский сад не вправе вмешиваться в здоровье ребенка и исправлять его «дефекты» без ведома опекуна. Вы должны это понимать.

Мамам, которые только планируют познакомиться с дошкольным учреждением, нужно знать:

  • Детский сад, особенно государственный, это не СПА для ребенка, вы должны это понимать. Требовать от воспитателей и заведующей особого трепета не стоит.
  • Контролировать нахождение малыша в этом заведение — нужно. Для этого достаточно прислушиваться к своему чаду, чаще интересоваться его прибыванием там и отношениями с другими детьми и педагогами.
  • Доверяй словам своего ребенка и будь на его стороне, особенно когда его ругает воспитатель. Малыш должен чувствовать себя в безопасности и под защитой мамы. Серьезный разговор и наказания лучше оставить наедине с крохой.
  • Не обманывай ожиданий крохи о детском саду, словно это самое прекрасное место на свете и каша там самая вкусная. Конечно так легче получится «затащить» туда дошколенка. Но пребывание его там будет омрачено родительским обманом.
  • Не используй метод «мама исчезла», когда приводишь ребенка. Не нужно незаметно уходить, чтобы он якобы не заметил этого и меньше расстраивался. Дети очень боятся оставаться брошенными. Этот момент может нанести ему психологическую травму.
  • Не ругайтесь с работниками по пустякам. Это в дальнейшем может усложнить его нахождение в заведение. Возможно и изменится к вам двоим отношение. Будь сдержаннее и дипломатичнее.

Будет детский сад приносить ребёнку и родителям радость или проблемы, как ни странно, во многом зависит именно от взрослых. Ульяна Громова, воспитатель ясельной группы, лауреат премии Петербурга в номинации «Лучший воспитатель Государственного дошкольного образовательного учреждения» рассказала, что могут и должны сделать родители, чтобы дошкольное образование стало залогом успешной и счастливой жизни ребёнка.

– Когда ребёнка отдают в детский сад, означает ли это, что родителям можно в некоторой степени расслабиться?

– Перед тем, как родители могут немного расслабиться, ребёнок и его родители проходят сложный период – период адаптации. Отрыв от матери – огромный стресс для малыша, ведь до сих пор он был единственным и вся любовь и внимание доставались ему одному. В детском саду совсем другие условия и, чем более самостоятелен малыш к моменту начала посещения дошкольного учреждения, тем легче будет проходить его привыкание. Тяжёлым период адаптации становится для избалованных, несамостоятельных детей, которые в связи с высокой опекаемостью, бояться самостоятельно произвести какие-либо действи, особенно в новых условиях. Они будут хвататься за маму, бояться от неё отойти на шаг. Чем более самостоятелен ребёнок, тем он смелее, увереннее в себе и своих возможностях, тем выше его познавательный интерес. Скорее всего такие дети не так сильно испугаются новой обстановки и сразу ринутся изучать игрушки в группе, смогут самостоятельно найти себе занятие.

То, как будет проходить первая социализация ребёнка в его первом обществе, во многом зависит и то, как он будет входить в коллектив в школе, в университете, на работе, как он будет общаться с новыми людьми при первой встрече, когда подрастёт.

Ульяна Громова.jpg

– А что конкретно могут сделать родители, чтобы ребёнок стал самостоятельнее и был готов к садику?

– Зачастую родители не стремятся отучить ребёнка от многих, не свойственных возрасту и условиям детского сада привычкам: соска, памперсы, грудное вскармливание, неоправданно частое использование коляски. Все эти вещи необходимы совсем маленьким детям, но к моменту посещения детского сада надо распрощаться с этим набором.

Во-первых, отучение от всего, что не соответствует возрасту, тормозит развитие многих психических, физических и умственных процессов. Во-вторых, резкое прекращение привычного в первые же дни посещения детского сада усилит стресс ребёнка, который и так в растерянности от отсутствия рядом мамы и папы. Ведь воспитатель не сможет предложить малышу прогулки на коляске.

Также для подготовки к детскому садику можно порекомендовать заранее узнать и приучать ребёнка к режиму дня, который будет в учреждении. Желательно выяснить, какие блюда готовят в садике, в который он пойдёт, и постепенно вводить в рацион эти блюда. Часто дети с недоверием и страхом относятся к незнакомой пище, отказываются от неё, переживают. Это может стать дополнительным стрессом, так же как и ранний подъём, если до первого дня посещения садика ребёнок несколько лет вставал в 10, 11 часов утра. Хорошо заранее рассказать ребёнку о том, что ждёт его в садике, познакомить его с будущими воспитателями, чтобы он был немного подготовлен психологически, и многое в садике соответствовало тому, что рассказывала мама. Это действительно во многом может облегчить встречу с новым и будет намного спокойнее для малыша, чем внезапная смена образа жизни.

– Что особенного в периоде адаптации к детскому саду и какова в этом роль родителей?

Период адаптации в детском саду формально длится месяц. В это время воспитатели не проводят занятия, не водят детей в другие помещения детского учреждения, а помогают привыкать и приспосабливаться к новым условиям.

Период адаптации начинается с сокращённого времени посещения, затем, ориентируясь на поведение и состояние нервной системы ребёнка, педагоги и родители решают, когда лучше увеличить время пребывания в группе.

Маме, которая отдаёт малыша в садик, можно порекомендовать, не спешить выходить на работу, если есть такая возможность или подключить к детскому садику бабушку. В период привыкания к садику малышу особенно важно дома максимальное общение с мамой и папой, чтобы понять, что его никто не бросил, что его по-прежнему любят и что мама никуда не денется от него, что садик это временно.

Если период адаптации в детском саду только месяц, то реально адаптация проходит намного дольше. У некоторых детей это могут быть не только месяцы, но и годы. Всё очень индивидуально.

  1. ребёнок спокойно расстаётся с родителями;
  2. не тревожится весь день в садике, что их нет рядом;
  3. свободно пользуется туалетом;
  4. не отказывается от пищи;
  5. перестаёт часто болеть.

Не стоит ругать ребёнка, который только начал посещать детский сад за истерики, за возвращение к прежним привычкам (писается, сосёт палец и т.д.). Это всё проявление нервности, которая, к сожалению, будет первое время присутствовать, ввиду резкой смены привычной жизни. Ребёнку необходимо обеспечить дома покой и полное принятие его таким, какой он есть, даже с истериками и полным пакетом мокрого белья. Всё это временно и пройдёт, когда детский сад станет привычным, повседневным, желаемым.

Но здесь я хочу подчеркнуть, что появление детского сада или школы в жизни ребёнка никак не отменяет участие родителя в воспитании и образовании. Родители – главные педагоги ребёнка на всю жизнь!

– Ульяна, а с какими проблемами могут столкнуться и родители, и дети уже после адаптационного периода и каковы их причины?

Одни из часто возникающих проблем – это сложности между родителями и детским садом. Очень многое зависит от первоначального настроя родителей и педагогов на конструктивное общение.

Говоря о причинах подобных конфликтов, в первую очередь стоит отметить, что, к сожалению, педагогический состав стремительно стареет, а родители это большей частью молодые, активные люди. Разные подходы к воспитанию, разные взгляды на жизнь порождают конфликты.

Надо с сожалением констатировать, что профессия воспитателя сейчас находится в глубоком кризисе. Проблема кадров – это проблема общества, не проблема конкретной заведующей конкретного детского сада.

Во-вторых, многие родители уже имеют опыт посещения частных детских клубов, где, как правило,детей в группе мало, условия работы другие, как и подходы к воспитанию. В таких учреждениях не предъявляют требований: всё, как захочет малыш. Не хочет рисовать со всеми? Ну, пусть повисит на люстре. Главное, чтобы он ходил сюда ещё, и мама была довольна.

В государственном детском саду педагог поставлен в более сложные условия. Детей в группе много, есть временные ограничения: режим дня, занятия, гигиенические процедуры, соблюдение требований СанПина и многих других нормативных документов. Ребёнок должен всё делать немного быстрее, чем дома, должен успевать, поспевать, догонять. Непонимание родителей этого иногда становится причиной конфликта.

Также, в последнее время во многих семьях процветает «педагогика вседозволенности», отсутствия каких-либо требований к ребёнку. Однако детский коллектив таков, что если разрешить одному висеть на люстре, то через пять минут вся группа в 25 детей будет делать то же самое. И если малыш кидает пюре на голову соседу, а мы на это никак не реагируем, то будьте уверены, в пюре сразу будет вся группа.
Родители должны понимать, что попадая в общество, ребёнок должен учиться определённым правилам поведения. Иногда получается так, что малышу ещё не объяснили, что так делать не надо, но уже ругают за это. Ребёнок начинает бояться проявлять себя, получая такие незаслуженные порицания.

Другой пример, сейчас часто встречаются дети, которые постоянно дерутся, громко скандалят, агрессивно себя ведут по отношению к сверстникам. Мама считает, что это нормально и период такого поведения рано или поздно пройдёт. Давайте посмотрим на положение такого ребёнка в коллективе. Воспитатель, оберегая других детей, постоянно порицает поведение такого ребёнка, прерывает его агрессивные нападки, ругает, дети начинают бояться обидчика, избегать игр с драчуном, жаловаться на него родителям, родители жалуются на этого ребёнка воспитателю. Вокруг ребёнка растёт клубок негативного отношения. Возможно, этот рюкзак изгоя ему придётся нести с собой всю жизнь, если родители вовремя не начнут вычленять причины такого поведения, уберут из его жизни агрессивные мультфильмы, компьютерные игры, возможно, драки со старшим братом, изменят свои неправильные подходы к воспитанию.

Агрессия почти всегда идёт из дома. Сейчас в некоторых семьях душевный разговор с использованием ласковых слов типа «солнышко», «моя радость» отсутствуют вовсе. Недавно наблюдала, как бабушка разговаривает с внучкой постоянное назидание, раздражение в голосе, грубость и отсутствие всякого тепла взаимоотношений. «Сколько я буду тебя ждать?», «Мне уже надоело, что ты скачешь!», «Я позвоню папе с мамой, чтобы они тебя отругали!» и таким высказываниям не было конца. При этом ребёнок никак не реагировал на все претензии. Но при этом получал пример агрессивного общения, которое непременно принесёт в детский коллектив.

Дети в подобных семьях как обуза для общения: ребёнок всё время что-то спрашивает, чего-то хочет, спорит, не слушается, раздражает, а взрослый, вместо того, чтобы мудро переключить ситуацию, начинает показывать ребёнку пример деструктивного общения. «Ребенок зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, говорил В. А. Сухомлинский, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

Повышенная конфликтность некоторых родителей лежит именно в нервном напряжении, а не в том, что «натворил» воспитатель. Одна мама пришла в наш сад в начале сентября этого года. Она не видела ни группы, ни воспитателей и сразу заявила заведующей: я очень скандальная, я вам всем покажу, вы заранее готовьтесь. Таких родителей, как правило, мало интересуют проблемы ребёнка, они удовлетворяют свои амбиции. Им не нужен реальный повод, они будут придираться ко всему, если воспитатель вовремя не сможет бесконфликтно противостоять такому поведению и свести его на нет. А это не каждому под силу.

– Как родителям справляться с этими проблемами, особенно если дети жалуются на воспитателей, на чью сторону вставать?

Знаете, есть такая шутка в интернете: «Дорогие родители, не верьте всему, что говорят про нас ваши дети, тогда мы не будем верить всему тому, что они говорят нам про вас». Худший вариант развития такой ситуации, это не зная подробностей происшедшего, ругать и унижать в глазах ребёнка педагога.

Если проблема незначительная, на ваш взгляд, отвлеките чем-нибудь ребёнка, расскажите интересную историю. Это научит его в более старшем возрасте не зацикливаться на мелких неприятностях. Иногда воспитатель ругает детей за дело, это часть воспитательного процесса.

Иногда дети фантазируют, сочиняют истории и не только про воспитателей, но и про сверстников, родителей. Если вы проявите большой интерес в подобной ситуации, будете бурно реагировать, подробно расспрашивать, проявлять много новых интересных для ребёнка эмоций, то, скорее всего, ребёнок будет стремиться каждый день приносить вам много новых историй о том, как «провинилась» сегодня Маргарита Сергеевна. Особенно, подобным поведением отличаются дети, которые испытывают дефицит внимания и общения со стороны родителей. Они, таким образом, привлекают внимание к себе, пусть оно даже носит негативный характер. Эта ситуация неправильная в первую очередь потому, что авторитет взрослого, который чему-то учит ребёнка, не должен рушиться родителем, как и авторитет родителя педагогом! Как будете выглядеть вы, родитель, оставляя на целый день своего любимого ребёнка какой-то «противной тётке».

Если вы считаете, что ситуация серьёзная, действительно требующая вашего вмешательства, то пообещайте ребёнку поговорить с воспитателем на эту тему. Не стоит давать первоначальных оценок, не зная, насколько правильно ребёнок передал вам суть конфликта.
Поговорите с педагогом спокойно, обсудите проблему, выслушайте его мнение, объяснение. В дальнейшем, если ваш ребёнок уже довольно сообразительный, объясните, почему произошёл конфликт, как надо было поступить ему или другому участнику конфликта, чтобы избежать произошедшей ситуации.

Я бы, как педагог, посоветовала переносить такие разговоры на вторую половину дня, когда вы забираете ребёнка. Утренние «разборки» могут испортить настроение и вам, и воспитателю на весь день. Не стоить вести такие разговоры на повышенных тонах, дайте остыть своим эмоциям. Также не стоит вести конфликтных разговоров при ребёнке. Иначе вы подаёте ему пример проявления агрессии и конфликтности.

Был у нас в садике мальчик Андрей, он уже давно подросток. Вдруг он стал постоянно маме рассказывать подобные истории: «Всем сегодня давали банан, а мне нет». Мама после нескольких таких историй, не разобравшись, сразу налетела с криками на воспитателей, которые пытались что-то объяснить, но выслушаны не были. В следующий раз мальчик сказал маме, что все ходили на музыкальное занятие, а меня не взяли, я сидел один в группе. Тут уж воспитатель, мама и ребёнок втроём стали разбирать ситуацию. Воспитатель: «Ну, как же Андрей?! Ведь ты был в маске мишки, танцевал с Машей. Помнишь?». Мальчик опустил глаза и подтвердил слова воспитателя.
Для ребёнка это игра, для взрослых нервные срывы, обиды, расстройства. Позже, когда мальчик подрос и пошёл в другую группу, воспитатель на занятии по развитию речи дала такое задание: «Расскажите, как дома вас ласково называет мама». Все дети по очереди стали делиться своими «домашними именами»: заинька, сынуля, солнышко, рыбка… Анрюша ничего не ответил и заплакал. После занятия воспитатель подозвала к себе ребёнка и спросила наедине, почему он плакал. Мальчик ответил: «Мама никогда не называет меня ласково».

Возможно, так оно и есть, а возможно, ребёнок опять играет свою любимую роль никому не нужной жертвы. Причина такого поведения очевидна, мальчику не хватает внимания в семье.

– Как определить точку невозврата, когда невозможно справиться с конфликтами в саду и ребёнка надо забирать? Как правильно поступить в такой ситуации?

Может я и ошибаюсь, но точек «невозврата» в саду не бывает, если только кто-то сам не захочет её сотворить своими силами. Надо всеми силами не довести ситуацию до такого момента. Если 25 родителей водят своих детей в эту группу, и ни у кого нет серьёзных конфликтов с педагогами, то, скорее всего, проблема в вас.

Как бы не складывались ваши отношения с педагогом, ребёнок не должен быть свидетелем и участником ваших конфликтов. Если вы доверяете и уважаете воспитателя, то и ребёнок будет с удовольствием ходить в детский сад, не переживать и не нервничать. Если педагог действительно выходит за рамки дозволенного и вы не единственный «пострадавший», то стоит обратиться к администрации учреждения, психологу сада, если он есть, и найти пути выхода из сложившейся ситуации.

Определите точно, это конфликт между вами и педагогом или ребёнком и педагогом. Если это только ваши взаимоотношения, то не стоит ребёнка переводить в другой сад, подвергать его стрессам, связанным с новой адаптацией, потерей старых друзей. Сделайте над собой усилие, сведите к минимуму общение с педагогом, может другой член семьи найдёт больше взаимопонимания с воспитателями. Моя мама учительница. Мой старший брат ходил в класс «Б», который славился своей хулиганистостью. Учителя не раз предлагали перевести маме сына в другой более успешный класс. Но мама рассуждала так: в жизни будут попадаться разные люди и надо уметь общаться с разными людьми. В результате брат неплохо учился и умел ладить с другими ребятами, никто его не обижал. Ведь основной пример ребёнок берёт всё равно из семьи. Поддержка семьи, правильное воспитание дают ребёнку уверенность в себе, хорошую самооценку, которые делает его неподвластным чужому дурному влиянию.

Слышала и такой рассказ: «У нас есть знакомый, у него куча денег и он может позволить себе не только частный детский сад, но и частную няню, но водит он своих детей в обычный детский сад. Пусть учатся жить среди обычных детей, которые будут их окружать всю жизнь». Он руководствуется тем же принципом: во взрослой жизни никто не будет сортировать для его детей людей по категориям, надо будет уметь общаться со всеми людьми. И это очень правильное решение.

Переводя ребёнка из группы в группу, из сада в сад, из школы в школу, мы будем преподносить ему дополнительные стрессы, неприятности, обиды. Но, создавая стерильные условия подобным образом, мы не научим его общаться, находить выходы из непростых ситуаций, использовать различные способы улаживания конфликтов. А именно подобный опыт и называется социализацией, умением жить в коллективе, продуктивно взаимодействовать с разными людьми.

Детский сад – это первый социум, первая ступенька социализации. Уже здесь ребёнок получает свои первые уроки жизни, не стоит его излишне оберегать, иначе во взрослой жизни он будет более зависим от вас, менее самостоятелен и менее уверен в себе.

Что еще почитать