Как снимать животных: кто и зачем фотографирует собак? Эти фотографы знают как снимать домашних животных

В данной статье я буду рассматривать только экстерьерную съёмку собак.
Что такое экстерьерная съёмка собак? Ну, в общем, само название говорит за себя, фотография должна показать экстерьер собаки.
Самое главное, не забывайте, фотография должна отображать реальность!
Рассмотрим ошибки, наиболее часто встречаемые при фотографирование собак, вынесем правила и сделаем выводы.

Основными пунктами, влияющими на качество полученной фотографии, являются:
Свет
Фон
Правильный ракурс
Опрятный вид собаки и хендлера

А теперь пройдёмся по каждому пункту подробнее.

Свет.

В течение дня солнце меняет своё положение и, соответственно, по-разному влияет на полученные снимки.
Можно снимать собак в утренние и вечерние часы. Не забывайте, что закатное солнце окрашивает собак и они смотрятся рыжее. При таком солнце можно добиться очень интересных эффектов.
Днём, при ярком солнце тени имеют резкие очертания, а это не очень хорошо.
На светлой собаке, из за яркого солнца, могут появиться пересветы.
Источник освещения должен находиться за спиной фотографа, т.е. за вашей спиной.
Ни в коем случае не снимайте собаку против света (конечно если это не художественное фото и вы хотите добиться определённого эффекта) иначе вы получите непонятное тёмное пятно вместо собаки.
Лучше всего снимать днём, без яркого солнца, когда небо затянуто облаками. Облака рассеивают свет, он будет мягким, и на фото не получится жёстких теней.
Собака не будет щуриться, а вам не придётся задумываться, как ляжет свет.
Собака должна быть освещена равномерно, следите, что бы на неё не попала тень от деревьев и кустов. Следите, что бы в кадр не попала ваша собственная тень.

Фон и место для съёмок.

Фон так же очень сильно влияет на восприятие собаки на фото.
Обязательно при съемке нужно уделять самое пристальное внимание заднему плану. Большинство любительских снимков, сильно грешат неподходящим, захламленным фоном, мешающим восприятию главного - собаки.
Ковер, детали мебели или ноги прохожих на заднем плане - худшее, что можно придумать. Избавляемся от хоз-быта в качестве фона. Хороший фон - достаточно размытый и однородный, без ярких и контрастных пятен.
Он не должен отвлекать внимание, не должен сливаться с собакой.
Большой ошибкой будет снимать тёмную собаку на тёмно зелёном фоне, она непременно с ним сольётся. Для тёмных собак нужны светлые фоны. Фон должен быть как можно более однородным.
Остерегайтесь стволов деревьев на заднем плане, может получиться так, что морда собаки имеющей чёрную маску попадёт на это дерево и сольётся – это сильно испортит кадр и восприятие на нём собаки. Так же может случиться, что дерево будет за головой и это уже будет олень, а не собака. В общем остерегайтесь всех резких тёмных пятен на фоне, они помешают целостности восприятия, «разобьют» линии собаки.

При выборе места для съёмки собаки обратите внимание, что бы на этом месте не было высокой травы, иначе она скроет лапы и собака, будет смотреться коротконогой. Что бы поверхность, на которой стоит собака, была ровной, иначе может исказиться линия верха собаки.
Следите, что бы в кадр не попали посторонние предметы и мусор.
Помните, чем дальше от фона вы ставите собаку, тем более размытым он получится, это несомненный плюс так фон будет более однородным.

Опрятный вид собаки и хендлера.

Не забудьте о самой модели! Важно подготовить собаку к фотосъёмке, причешите собаку, если она линяет лучше вычесать её, это будет смотреться гораздо приятнее, чем «клочкастая линяющая псина». Часто у собак текут слюни (от жары или просто от волнения) они пачкают лапы и это портит общее впечатление, не поленитесь вытрите лапы насухо и причешите.
Очистите нос собаки, часто на нём остаётся присохшая еда. Нос можно протереть ватным диском смоченном маслом. Если собаку необходимо снять с хендлером, позаботьтесь и о его внешнем виде. Хендлер одетый в халат домашние тапки не украсит рекламного снимка.
Собакам быстро надоедает стоять в одной позе, они устают и начинают «корячиться» как могут. В этом случае поможет игра, поиграйте с собакой, можно пробежаться (каждый хозяин знает подход к своей собаке).

Правильный ракурс.

Ну, вот теперь, когда мы выбрали хороший фон, учли расположение освещения (солнца), позаботились о внешнем виде собаки и хендлера, можно приступать к самому важному.
Начинаем фотографировать. И ту возникает вопрос, а как? Как должна стоять собака, какое положение относительно собаки, должен занимать фотограф?

Вот основные правила:

Даже самая крупная собака всё равно намного ниже человека. Новички любят делать снимки типа «вид c вертолёта». На снимке, сделанном с такого ракурса, собака будет казаться меньше, чем на самом деле. Она будет будто прижата к земле и из собаки хорошего формата, с хорошей длинной конечностей вы сделаете нечто растянутое и коротконогое.
Не ленитесь присесть на колени перед собакой, а перед маленькой собакой или щенком придется даже лечь!
При зоотехнической съемке собак - демонстрации достоинств представителя породы, экстерьера - ракурс фиксирован. Такие снимки делаются, как правило, со стороны левого бока, строго в профиль, причем объектив фотоаппарата должен «смотреть» в точку пересечения вертикали, опущенной от холки собаки, и горизонтали, проведенной через плечевой сустав, а оптическая ось его должна быть параллельна земле.

Этот фотограф создает по-настоящему уникальные и захватывающие фотографии дикой природы Африки, его зовут Ник Брандт . Мастер снимает исключительно в Африке и его образы действительно впечатляют. Кроме фотосъемки, Брандт в свое время занимался съемкой видеоклипов, именно он снял знаменитый клип на песню Earth Song Короля поп музыки Майкла Джексона в Танзании. Тогда-то фотограф и влюбился в животных Восточной Африки. В 2000 году он решил заняться амбициозным фотографическим проектом, в котором смог бы увековечить животных Восточной Африки. Его третья книга вышла в сентябре 2013 года.

2. Шарон Монтроз

Один из самых востребованных коммерческих фотографов животных, Шарон Монтроз создает прекрасные портреты животных и имеет внушительный список клиентов, который включает в себя многих знаменитостей. Можно потратить часы на просмотр всех фотографий собак, кошек и других животных, сделанных фотографом. Одной из популярнейших коллекций фотографий Монтроза являются портреты детенышей животных, среди которых есть медвежата, белый тигр и кенгуру. Фотограф размещает малышей на белом фоне, а затем делает кадр.

3. Карли Дэвидсон

Смешные и трогательные. Эти два слова наиболее удачно характеризуют работу замечательного фотографа Карли Дэвидсона . Дэвидсон является внештатным фотографом Oregon Zoo, в его портфолио множество оригинальных и интересных фотографий животных. Эта уникальная серия привлекла к Карли особое внимание со стороны Интернет пользователей. Фотографии собак крупным планом после купания не оставили равнодушным никого. Так же мастер уделяет особое внимание животным с ограниченными возможностями, вот как сам фотограф прокомментировал эту идею: «Я хотел создать проект, демонстрирующий различные травмы домашних животных. Каждая фотография рассказывает свою историю в которой эти животные, ни смотря ни на что радуются жизни. Они не грустные, они, как и прежде, любят своих хозяев, а хозяева любят их.»

4. Рон Шмидт

Рон Шмидт является автором самых оригинальных и необычных портретов собак. На сайте мастера представлены снимки, изображающие, так называемую «тайную» жизнь собак. Вместе со Шмидтом работает его жена Эми. С 2005 года, на сайте креативной семейной пары появляются все новые и новые оригинальные фотографии собачек. Кроме съемки Шмидты занимаются благотворительностью и помогают животным.

5. Роб Мациннис

Еще один чудесный фотограф, заслуживающий нашего внимания - Роб Мациннис прославился своими фотоснимками забавных и очень милых животных. Для фотосъемки он использует фотоаппарат Hasselblad среднего формата. Мациннис предпочитает фотографировать портреты животных, живущих на ферме. «Я начал фотографировать животных, потому что мне было интересно посмотреть на них как на моделей, и постараться передать их красоту» говорит фотограф. «Я хотел провести параллель между съемками профессиональных моделей, которых я снимаю каждый день и животными».

6. Сет Кастил

Как и Карли Дэвидсон, Сет Кастил поработал над очень захватывающим и оригинальным проектом, который стал хитом во всем Интернете. Фотограф запечатлел собак, ныряющих в воду. Эти забавные и веселые фотографии впечатлили зрителей по всему миру и принесли ему известность. Кастил опубликовал книгу с изображениями ныряющих собак.

Съемка в условиях помещений (выставки). Оценка освещения

Нередко профессиональному фотографу собак и кошек приходится осуществлять съемки выставочных рингов. Как правило, выставки собак и кошек проводятся в помещениях, причем выбор этих помещений продиктован исключительно готовностью собственников таких помещений сдать их для проведения подобных мероприятий. Здания, соответственно, могут быть самого разного размера, предназначения, а значит, и условия освещенности в этих зданиях могут быть самыми разными. С одной стороны, хорошо, когда в помещении есть большие окна, с другой, по законам Мерфи, вам придется фотографировать четко напротив окна. Хорошо, когда помещение большое, по типу стадионов или больших выставочных комплексов, таких как «Крокус Экспо», но, с другой стороны, там вы не встретите низких белых потолков для отражения света от вспышки.

Соответственно, как только вы попали на мероприятие под названием «выставка», вам следует осмотреться первым делом на предмет выбора объектива, параметров съемки и возможности применения внешней вспышки. О вспышке мы поговорим чуть ниже, поэтому остановимся на объективах и параметрах аппарата.

Безусловно, съемка в помещениях относится к съемкам в условиях недостаточной освещенности, поэтому лучшим выбором для съемки без применения вспышки будет светосильный объектив (диафрагмы от 1,4 до 2,8). Использование более «темных» объективов практически невозможно в современных залах без применения дополнительного освещения. Выбор фокусного диапазона зависит от задач, которые перед вами стоят, а также от размеров рингов.

Если вам надо сфотографировать экспонентов в экстерьерных стойках (если мы говорим о собаках), а выставочных ринг составляет всего лишь 7 на 7 метров, то чтобы сфотографировать «среднюю» собаку в полный размер без человека, лучше использовать штатный телеобъектив с фокусными расстояниями 24(28)-70. Такой объектив даст гораздо лучший результат, нежели телевик, если условия освещения очень плохие, за счет меньшего веса и меньшего риска получения «смаза».

Если же ринг намного больше и вы имеете возможность осуществлять съемку с другого угла ринга, не мешая при этом участникам, то удобнее использовать телевики – например, объективы с фокусным расстоянием 70-200 мм. Такой объектив даст вам возможность «отделить» участника от, как правило, довольно пестрого фона из мелькающих на заднем плане людей.

Иногда для получения интересного кадр достаточно просто прогуляться по выставке и понаблюдать, как готовят собак к рингам, как происходит общение хозяев с питомцами, и самих питомцев друг с другом. Данный снимок относится к разряду репортажных. Коккер спаниель просто ждал своего хозяина в клетке-загоне.

Теперь о параметрах. Первым делом выставляем чувствительность. Чем выше значение ISO без слишком сильных шумовых эффектов позволяет использовать ваш аппарат, тем больше у вас возможностей получить резкие кадры без применения вспышки. Значения диафрагмы минимальные (т.е. максимально открытая диафрагма). Что касается выдержки, то я рекомендую в таких условиях использовать режим приоритета диафрагмы и доверяться аппарату: какую выдержку он подберет. Хорошего эффекта вы сможете добиться, если дополнительно введете компенсацию экспозиции от +0,3 до +7 или даже +1. В условиях плохой освещенности лучше немного переэкспонировать кадр, чем «провалить» его – в переэкспонированном кадре будет гораздо меньше шумов, чем если вы начнете «вытягивать» темный кадр.

Ну и, наконец, важно понимать, какие объекты можно пробовать снимать без вспышки, а какие лучше даже не пытаться. Животные светлых окрасов, либо с сочетанием светлых и ярких (рыже-белые, черно-белые, палевые, триколоры и т.д.) вполне позволят сфотографировать себя в ринге без вспышки: и не только в статике, но и в движении. Сплошные окрасы черного, коричневого, животные с преобладанием черных или коричневых тонов с меньшей вероятностью получатся без вспышки, если только ваш аппарат позволяет применять значения ISO 3200 и выше без сильного вреда для кадров.

Данный кадр является примером съемки в экстерьерном ринге в движении, чтобы показать, как двигается данный представитель породы итальянский бракк.

На выставках можно снимать не только экстерьерные ринги, но и делать репортажные снимки. От вас требуется только внимательность и ловкость рук. Довольно интересно наблюдать за тем, как собак причесывают, пудрят, стригут, как они общаются с другими себе подобными… На выставках кошек интересно снимать кошачьи портреты: насколько отличаются выражения их «лиц» в зависимости от той или иной породы.

Примеры репортажных фото с выставок

Применение внешней вспышки

Очень часто в условиях съемок на выставочных мероприятиях сложно обойтись без вспышки. Однако очень не хочется применять ее «в лоб». Хотя на съемках в помещениях, особенно ближе к вечеру, когда освещение с улицы заменяется искусственным освещением лампочек, бывают ситуации, когда только вспышка «в лоб» может дать какой-то более-менее приемлемый результат. Поэтому если вы понимаете, что по-другому сфотографировать невозможно, то лучше примените вспышку, чем, не применив ее, получите лишь силуэт на темном фоне.

Другие варианты съемок с применением вспышки: вспышка на отражение от потолка (если позволяет его высота) и вспышка под углом с применением отражающего «козырька» (насадки на вспышку или специальной карточки, которая в некоторых моделях является встроенной).

Пример фото с экстерьерного ринга с использованием вспышки. Помещение: Крокус Экспо

Съемка экстерьерного ринга на примере выставки собак

Экстерьером называется внешний вид, совокупность характерных внешних признаков, по которым определяют принадлежность особи определенной породе, полу, возрасту и использованию.

Стандарты разведения, как национальные, так и международные, существуют для всех видов домашних животных, чьей профессиональной селекцией занимаются заводчики. Соответственно есть особые породные признаки, которые заводчики хотят видеть на снимках; при этом они не хотят подчеркивать имеющиеся недостатки, и уж тем более не хотят увидеть у своего представителя той или иной породы свойств, которые не свойственны этой породе, а возникли исключительно благодаря неправильному, непродуманному ракурсу. Любой заводчик хочет увидеть на фотографиях именно свою породу, а не просто собаку или кошку… и даже не просто морскую свинку.

Таким образом, при съемке домашних животных с учетом их экстерьерных и породных данных, фотограф должен поинтересоваться видом животного, конкретной породой, прочитать стандарт и требования, которые предъявляют к нему селекционеры. Необходимо посмотреть фотографии и рисунки типичных представителей снимаемой породы, отметить для себя типичные ракурсы.

Осуществляя фотосъемку экстерьерного ринга животных, в частности собак, следует помнить о следующих вещах:

– съемка в ринге требует хорошей реакции на правильную стойку экспонента. Как правило, участники много перемещаются сами по себе, не все собаки могут замирать в нужной стойке на долгое время, не всегда они занимают правильное положение или же выгодный ракурс;

– публиковать результаты с подобных мероприятий следует очень аккуратно и осторожно. Также нужно всегда быть готовым убрать фотографию, если она не нравится хозяину собаки, которая попала в кадр;

Крупных собак допускается фотографировать без человека, их выставляющего, в кадре, но собак средних и мелких пород лучше фотографировать с его участием. Если же вы решаете «обрезать» человека, то лучше это делать с максимальным изображением в кадре собаки, а не «отрезать» только его голову.

Пример фото в экстерьерной стойке голден ретривера в экстерьерном ринге. Помещение: Крокус Экспо. Вспышка отсутствует

Съемка в студии. Применение светового оборудования, схемы света

Студия является искусственной средой как для человека, так и для животных. Если на природе животное легче и быстрее может раскрыться через естественное отношение к природе, через движение и легкость, то в студии это же животное скорее зажмется, то есть придется раскрывать «образ» с помощью вспомогательных средств.

Всегда надо дать животному время для знакомства с новой обстановкой, запахами. Важно проверить его отношение к «фону», который может быть слишком скользким для лап. Может быть, стоит постелить коврик или другое нескользящее покрытие. Если фон бумажный, это также спасет вас от его повреждения когтями. Очень важным моментом является реакция животного на импульсный свет, поэтому следует несколько раз сработать вспышками «вхолостую» с непременным поощрением животного на безбоязненную реакцию. Если вы видите, что животное поджимает уши, прижимается к фону, прячет хвост или ложится, то не стоит начинать съемку: лучше продолжить процесс привыкания. Подключите к этому хозяев животного, прибегните к лакомству, игрушкам и словам.

Параллельно, пока проходит процесс привыкания, вы можете выставлять свет в нужном вам варианте. Рассмотрим схемы света. Оговоримся сразу, что применять мы будем импульсное оборудование, так как оно не нагревается, а также дает более предсказуемую цветовую температуру, нежели источники постоянного света.

1) Классической схемой является схема с тремя источниками. Первые два ставятся под углом 45 градусов к объекту, третий направляется на фон для создания светового пятна.

2) Схема с четырьмя источниками света аналогична первой, только четвертым источником еще создается контровый свет для подсветки шерсти.

Почему при съемке животных лучше не использовать один источник света с отражателем, тогда как при съемке человеческого портрета такая съемка считается классикой? Все дело в строении животного и в том, как ложатся тени. Если при съемке человеческого портрета с помощью отражателя можно подсветить тени так, что портрету придастся глубина и объем, то с портретом животного все будет гораздо прозаичнее. Тени создадут лишь ненужные полосы, препятствующие должному восприятию животного. Поэтому всегда в схемах по съемке животных участвуют два источника с двух сторон.

Что касается настроек фотоаппарата, то они довольно просты. Единственный параметр, который вы должны регулировать, – это диафрагма. Выставляется ручной режим (М), устанавливается выдержка, подходящая для синхронизации со вспышками (в разных моделях разная, в среднем 1/250). ИСО – минимально возможное. И, наконец, диафрагма. В среднем в студиях диапазон диафрагм варьируется от 11 до 16.

Для синхронизации вспышек и аппарата можно использовать как внешнюю вспышку, так и различные устройства – ИК-пускатель или радиопускатель, а также кабели синхронизации. Но следует иметь в виду, что лишние провода (кабели) лишь затрудняют передвижения фотографа по студии, поэтому целесообразно использовать любые вышеуказанные устройства.

Когда животное свыклось с обстановкой, успокоилось, а вы настроили аппаратуру и подготовили фон и свет, можно приступать к съемке.

Выбор фона. Белое и черное

В студийной съемке выбор фона является основным вопросом, который должен задать себе фотограф, прежде чем приступать к съемке. На выбор фона влияет следующее:

окрас животного;
задачи съемки;
имеющиеся аксессуары.

Пример использования фона теплых тонов при съемке рыже-коричневого окраса. Гриффон смотрится довольно эффектно и гармонирует с подобранным фоном. Материал – фотобумага. Три источника света.

Цвет фона, безусловно, должен гармонировать с окрасом. Если окрас животного относится к теплым тонам, то и выбирать следует теплые тона. Если окрас относится к черным или серым тонам, то следует выбирать холодные оттенки. Есть универсальные цвета, такие как серый или бежевый. Такие фоны способны хорошо подчеркнуть любые окрасы.

Пример съемки на белом фоне. Два источника под 45 градусов

Зачастую, если стоит задача снять животное как главный объект снимка, то прибегают к помощи белого фона. Такой фон не отвлекает на себя, выводит на передний план снимаемый объект и подходит почти всем (кроме очень светлых окрасов, которые либо потеряются на фоне, либо фон станет не белым, а серым). Кроме того, белый фон позволяет скрыть некоторые технические огрехи. При съемке на белом фоне стоит задача максимально выбелить фон, поэтому на него могут быть направлены даже два источника, либо один источник повышенной мощности.

Черный фон используется для подчеркивания темных тонов животного, когда стоит задача отразить фактуру и лоск. Такой цвет, правда, не позволяет допускать ошибок и требует аккуратности исполнения. Чаще всего применяется схема с контровым светом и мягким рассеянным светом, направленным на объект.

Черные собаки очень сложны для фотосъемки в любых условиях. Очень сложно передать фактуру их шерсти, цвет и объем. Здесь представлена попытка изобразить черное на черном. Было использовано всего два источника, один из которых направлен наполовину на фон, наполовину как контровый. Материал – пластик.

Пример съемки черной собаки на черном фоне. Два источника света, один смещен почти на контровый

Имеющиеся аксессуары также могут продиктовать цвет фона. Например, при задумке «охотничьего» снимка, будут преобладать скорее коричневые и черные оттенки, возможно, рыжие, что диктует теплую гамму для фона и темные его тона.

Примеры фото с выбором фона в теплых тонах в виду теплого окраса животных

Съемка в домашних условиях с применением фона и светового оборудования (выездная студийная съемка)

Не каждое домашнее животное возможно привезти в студию. Щенки, котята, а также просто мелкие животные типа крыс, свинок и хомячков гораздо лучше будут чувствовать себя в домашней обстановке. А щенки с котятами нуждаются в прививках и не должны вывозиться в другие места до полного прививания.

Более того, не у каждого фотографа есть своя студия. Поэтому среди фотографов-анималистов распространены выездные съемки, когда фотограф привозит свое оборудование и фон на место съемки: в квартиру или дом, а иногда и на выставки для организации фотостенда для съемки победителей.

Оборудование для выездных съемок не должно быть громоздким и тяжелым, чтобы его довольно просто было поместить в автомобиль, а также, чтобы было проще собрать и разобрать. Конечно, такое оборудование менее мощное, чем профессиональное студийное. Однако от него и не требуется выполнения таких серьезных задач, как от студийных вспышек. Вполне достаточно будет мощности от 100 до 250 Дж для осуществления домашних съемок.

В идеале лучше всего иметь три вспышки и три стойки под них, две – одинаковой мощности, одну – меньшей мощности для фонового освещения. Однако в домашних условиях зачастую бывает так, что негде разместить три источника, не говоря уже о четырех, поэтому часто применяется схема всего с двумя источниками, расположенными под углом в 45 градусов по отношению к объекту.

Пример группового снимка мопсов на белом фоне. Данный цвет наиболее нейтрален и даже выделяет дополнительно изображаемые объекты, акцентируя внимание только на них. Два источника под 45 градусов. Материал – пластик.

Пример фотографии, снятой на фоне из фотобумаги

Фоны также подбираются такие, которые легко вмещаются в транспортное средство, легко устанавливаются в домашних условиях, а также легко чистятся после проведения съемки. Среди возможных вариантов фонов используются: пластик, фотобумага, нетканка, органза. Пластик легко моется, фотобумага продается в довольно толстых рулонах, поэтому после использования просто отрезается кусок, подвергшийся повреждению. Что касается нетканки, то с нее довольно трудно убирается шерсть, поэтому чистке данного фона надо уделить большее внимание. Если пластик и фотобумага представляют собой очень гладкий материал, который выглядит довольно ровно на фотографии, то в случае с нетканкой следует учитывать тот аспект, что при близком размещении объекта к фону при больших значениях ГРИП будет видна текстура фона. В каких случаях это не будет мешать восприятию, следует решать, исходя из конкретных примеров. Но я бы рекомендовала размещать объекты максимально далеко от фона, при возможности использовать телевики, дающие меньшую ГРИП: тогда такой эффект сведется к минимуму.

Пример фотографий, снятых на фоне из пластика

Фон может устанавливаться на стойки, если они имеются в наличии и это позволяет помещение. Однако по причине, как правило, довольно маленьких габаритов квартир, приходится устанавливать фон самыми различными способами – от размещения его на диване до приклеивания к стенам кухни. Не важно, какое место вы приспособите для съемки: важно, чтобы фон сзади был ровным и не падал на объекты съемок, а «почва» под ногами животных была ровной. Если вы используете диван, то следует подложить под фон снизу твердое покрытие типа плотного картона или доски. Это позволит избежать ненужных складок вокруг лап. Если вы снимаете на кухне, то идеальным будет использование стола.

Настройки аппарата аналогичны студийной съемке с поправкой на мощность вспышек. В среднем диапазон диафрагм при домашних съемках варьируется от 8 до 14 в зависимости от окраса снимаемых животных. Чем темнее окрас, тем больше света они будут поглощать, и тем больше вам придется открыть диафрагму.

Пример фотографии, снятой на фоне из нетканого материала

Правила привлечения животных остаются те же. Важно помнить, что щенки гораздо лучше реагируют на звуки, чем котята или другие мелкие животные. Котята и кошки предпочитают звукам различные «махалки» – специальные предметы на длинных палочках, которыми привлекают внимание кошек. Мелкие грызуны вообще практически не реагируют на звуки или движения, поэтому им следует помогать дополнительными аксессуарами.

Дата публикации: 30.11.2016

NIKON D700 / 60.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 160, F9, 1/125 с, 60.0 мм экв.

В наше время, возможно, как никогда раньше, мода захватила практически все сферы жизни. Она определяет, что мы будем носить в следующем сезоне, какие бургеры есть, на какой фотоаппарат это всё снимать и в каких социальных сетях выкладывать получившиеся картинки. Плохо это или хорошо, но мы все стараемся идти в ногу со временем или как минимум следим за тем, что популярно. Из-за высокого ритма жизни в современном мегаполисе тенденции меняются очень быстро. И мода остаётся лишь на что-то яркое, интересное и необычное. Или на то, что способно тронуть нашу душу.

NIKON D700 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F9, 1/125 с, 50.0 мм экв.

Nikon D810 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 125, F6.3, 1/160 с

Уже долгое время практически во всём мире не угасает интерес, связанный с темой животных. В интернете, социальных сетях и глянцевых журналах мы ежедневно видим тысячи фотографий домашних питомцев. А у некоторых животных даже есть свои персональные странички с огромным количеством изображений. Один из секретов успеха подобных аккаунтов - качественные и оригинальные фотографии. Глядя на них, некоторые владельцы собак и кошек пытаются повторить успех подобных звёзд, фотографируя своих любимцев. Но, как известно, одного лишь обладания хорошей техникой недостаточно. Нужны ещё и определённые знания. И вот с этим мы можем вам помочь. Мы - это проект Bow Wow Photo, который специализируется на студийной съёмке животных. Наши модели - это преимущественно собаки, породистые и простые дворняги. А среди тех, кто к нам обращается за фотографиями, можно условно выделить три группы людей:

  • простые владельцы животных;
  • те, кто хочет приобрести оригинальный подарок (например, сертификат на фотосессию);
  • редакторы модных журналов, владельцы магазинов для животных, а также производители товаров для собак и кошек;
  • отдельная категория - это различные приюты и волонтёры, которым мы помогаем по мере наших возможностей.

Nikon D810 УСТАНОВКИ:

Фотографии, которые мы делаем, владельцы собак нередко используют для украшения интерьера своего дома. Наши портреты очень яркие, сочные и выполнены с хорошей детализацией, поэтому, чем больше формат, тем лучше они смотрятся.

Эффектные фотосессии животных - путь к коммерческому успеху

Специально для любителей животных мы подготовили статьи, теоретические и практические, в которых подробно расскажем о съёмке собак. Начиная с того, откуда пришла мода на фотографирование домашних питомцев, заканчивая конкретными уроками и советами для тех, кто только приступает к работе в студии.

NIKON D700 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F9, 1/125 с, 48.0 мм экв.

NIKON D700 УСТАНОВКИ: ISO 200, F13, 1/160 с, 60.0 мм экв.

На Западе домашние животные - больше, чем просто любимые питомцы. Они неотъемлемая часть общества, и присутствие их в социальной жизни человека никого уже не удивляет. Для них создаются комфортные условия проживания, не хуже наших с вами: они могут ходить в кафе и рестораны, магазины, посещать парикмахера, стилиста и даже психолога. Всё, как у людей. Поэтому уже давно никого не удивляют семейные фотосессии питомцев и уж тем более присутствие животных на страницах модных журналов и рекламных билбордов. В Европе, США и Австралии давно поняли, что фотографирование собак и кошек - это достаточно перспективный сегмент в фотографии, а также обширная платформа для творчества. Вдобавок ко всему появление милой собачки в рекламе, например, женских украшений, только увеличит количество просмотров и интерес к продаваемому товару. А благодаря социальным сетям, где эти фотографии активно распространяются, эффект усиливается в разы. К слову, многие наши клиенты узнали о нас именно из Facebook и Instagram.

Nikon D810 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ:

NIKON D700 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 200, F8, 1/160 с

NIKON D700 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 1/200 с

Почти все интересные идеи и веяния Запада приходят к нам с некоторым опозданием, поэтому неудивительно, что тема фотографирования домашних животных в нашей стране начала набирать популярность лишь в течение последних нескольких лет. И главным образом благодаря социальным сетям. Ну и конечно, речь идёт в первую очередь о крупных городах России.

NIKON D700 / 60.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 125, F11, 1/160 с, 60.0 мм экв.

Рост интереса к фотографированию животных напрямую связан с увеличением количества владельцев преимущественно собак и кошек. Одними из первых, кто почувствовал потребность в «специальном» фотографе, стали заводчики дорогих и редких пород. Для них фотографии - это возможность прорекламировать щенков и котят, подчеркнуть все достоинства животного и показать его в наиболее выигрышном свете, в итоге - выгодно продать. Постепенно стали появляться фотографы, которые работали только на специализированных выставках и соревнованиях. Их фотографии прежде всего интересны заводчикам и хендлерам - людям, которые готовят и демонстрируют собаку в породном ринге, для них картинки с выставок - это часть рабочего портфолио.

NIKON D700 / 24.0-70.0 mm f/2.8 УСТАНОВКИ: ISO 160, F9, 1/125 с, 70.0 мм экв.

NIKON D700 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F6.3, 1/160 с

Как правило подобные изображения не могут похвастаться художественной составляющей. Это рабочие фотографии, экстерьерные или репортажи с выставок, к которым предъявляются определённые требования. Последний вариант наиболее сложный, так как предстоит работать в помещении с небольшим количеством света. При этом люди и животные практически постоянно находятся в движении - не просто быстро ходят, а бегают. В этих условиях идеальным было бы использование камеры с высокой скоростью съёмки и высоким рабочим ISO, а также быстрым автофокусом, например, Nikon D610 или Nikon D750 . Из объективов лучше выбирать светосильные телеобъективы. Благодаря Nikkor 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED или Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II можно не только фотографировать с расстояния, но и избежать искажений объекта, что в условиях выставки собак немаловажно. Во время работы камеру лучше установить в ручной режим или снимать с приоритетом выдержки, когда собаки бегают. Режимы М и S соответственно.

Популярность таких выставок растёт. И некоторые фотографы стали приезжать с мобильной студией, включающей в себя один фон (чаще тёмный), один или два источника импульсного света с небольшими софтбоксами и принтер для моментальной печати фотографий. С таким набором любой желающий может практически моментально получить полный пакет сувенирной продукции: фото в рамочке, магниты, брелоки и т. п.

Фотографии для семейного альбома

Одновременно с «рабочими» фотографиями быстро набрали популярность домашние фотосессии любимых животных. Сейчас практически у всех есть фотоаппарат или как минимум телефон с неплохой камерой. Поэтому количество картинок питомцев стремительно растёт. А местом их основного распространения стали социальные сети, в первую очередь, конечно же, Instagram. Большинство таких изображений сделаны, что называется, для себя, на простую камеру и в домашних условиях. О качестве и какой-то художественной ценности говорить не приходится. Но уже стали появляться фотографы, которые начали относиться к фотосессии животных более серьёзно. Они тщательно готовятся к съёмкам, подбирая наиболее интересные и красивые места как в городе, так и за его пределами, стремятся подчеркнуть индивидуальность животного, поймать яркую эмоцию и мимику.

Nikon D810 / 50.0 mm f/1.8 УСТАНОВКИ: ISO 100, F10, 1/160 с

Студийное качество

Было бы удивительно, если бы рекламщики не отреагировали на столь бурный рост популярности. Собаки и кошки стали появляться не только в рекламе корма и товаров для животных, но и в рекламе одежды, обуви и аксессуаров для людей. Естественно, картинки для таких целей должны отвечать главному требованию - быть максимально качественными и резкими. Итак, идеальное место для съёмки - студия.

Если у вас есть домашнее животное, скорее всего, у вас есть бесчисленное количество фотографий, хранящихся на вашем телефоне или компьютере. Как и дети, домашние животные постоянно делают то, что достойно фотографии, даже когда они непослушны. Но количество не всегда равно качеству. Часто лучше иметь небольшую коллекцию необычных домашних фотографий, которые искусно захватывают истинную сущность вашего пушистого друга. Выходя за рамки смартфонов, фотографы подняли тему своим профессиональным оборудованием и, прежде всего, острым глазом. Сопряженные с творческим мышлением, эти образы животных становятся незабываемыми.

Что делает домашнее фото хорошим?

Некоторые из лучших любительских фотографий выходят за рамки «симпатичного» и смотрят в душу животного. Фотограф Роберт Баху — фантастический пример этого; он и запечатлел честные взгляды домашних существ для своей серии под названием Animal Soul. «Я избегал всякого отвлечения, ограничивая фотографии средними кадрами с черным фоном, — пишет он, — и я намеренно избегал юмора в качестве способа продажи» . Продолжая: «Я хочу, чтобы люди смотрели на животных таким образом, каким они обычно не смотрят. Я хочу показать хорошо знакомых им животных так, как они их раньше не видели» . С этими минималистскими снимками раскрываются особенности личности существ, такие как маленькие ухмылки и острые выражения.




В то время как Баху сосредотачивается на внутреннем мире животного, фотограф Сет Кастель углубляется по-другому. Его работы полны игривости и передают это настроение всем, кто их видит. Созданный в Калифорнии творческий коллектив впервые получил похвалу много лет назад с серией «Underwater Dogs» («Подводные собаки»), в которой энергичные дворняжки погружаются в глубины бассейна, чтобы получить свои любимые игрушки. С тех пор он создал похожие серии о щенках и котятах (хотя они и не были под водой). Результаты веселые и технически впечатляющие — как образами, так и количеством времени, которое Кастель потратил, чтобы сделать эти снимки. «Я преподавал уроки плавания более чем 1500 щенкам, помогал им строить уверенность и навыки безопасности в воде.»







Фотограф Софи Гаманд проводит линию между острыми, концептуальными изображениями животных и игривыми образами. Ее серия «Мокрая собака» — говорит сама за себя, она демонстрирует портреты вымывания собаки во время сеансов ухода. Банные процедуры с глупыми прическами заставят вас посмеяться, но Гаманд также надеется, что они заставят вас задуматься. «Я хочу, чтобы другие видели собак такими, какими они есть на самом деле: больше, чем просто животные. Наша связь настолько сильная и уникальная, что у них действительно есть особое место в человеческом образе жизни. Они больше, чем животные, они спутники жизни. Поэтому, когда я фотографирую собак, я ищу человека в них: выражение, жизнь в их глазах, улыбку».




Другая серия Софи Гаманд называется «Flower Power : Pit Bulls of Revolution » («Сила цветов: питбули революции»). Здесь она украшает стигматизированных питбулей мягкими изящными цветами, бросая вызов нашему восприятию породы. «Серия вдохновлена эстетикой барокко и рококо, с использованием традиционных принципов портрета» , – объясняет она. «Цветы символизируют эфемерное качество жизни, напоминая нам, что эти существа хрупкие и драгоценные» .




Как и в других аспектах фотографии, есть советы и приемы, которые используют профессионалы, чтобы убедиться, что они получают максимальную отдачу от своего животного. «Думайте за пределами одного кадра» , – рассказывает креативный фотограф домашних животных Серена. «Практикуйте свои методы» . Но она добавляет: «Самое главное, сделайте так, чтобы животному было интересно» .





Фотограф Элке Фогельсанг предлагает больше технических советов и говорит: «Каждая собака так сильно отличается от всех прочих» . Помня об этом, вы поймете: то, что работает для одного животного, не может соблазнить другого. «Некоторые собаки хорошо реагируют на шум. Есть собаки, которые делают самые симпатичные повороты головы, когда вы говорите одно из их любимых слов. Да, у собак есть любимые слова, и они понимают довольно много.» Угощения хорошо работают в большинстве случаев, но игрушки могут быть проблемой. «Некоторые собаки испытывают чрезмерное возбуждение, когда им предлагают их любимую игрушку». Серена напоминает о том, что фотосъемка должны быть забавой для животного. «Искусство заключается в поиске интересных картин среди сделанных вами снимков».





Литовский фотограф Андриус Бурба:


Andrius Burba
Andrius Burba
Andrius Burba

Гамбургский фотограф Ральф Хагартен говорит что все дела в мимике. В его серии фотографий «Собачья жизнь» портреты собак очень похожи на человеческие лица.




А вот фотографии Рона Шмидта из его серии «Свободные поводки» наполнены не только юмором, создается впечатление что собаки просто ведут себя естественно, это их повседневная жизнь, и это действительно забавно.


Ron Schmidt
Ron Schmidt
Ron Schmidt
Ron Schmidt

Венгерская фотограф Шарлота Бан создает коллажи с бездомными собаками. Её проект называется «Поможем собакам при помощи снимков», главная цель которого – помочь найти нашим четвероногим друзьям крышу над головой и любящих хозяев.Однажды, фотограф Стефани МакКомби заметила, что если вымазать нос собаки арахисовым маслом, то она очень активно начинает облизывать свой нос, так и появилась небольшая, но забавная серия снимков собак во время этого процесса.


Что еще почитать