Какие бывают пробы золота. Что такое проба золота. Клеймение. Именник производителя. «Девочка в кокошнике» на пробе

Золото - любимый всеми и один из самых востребованных драгоценных материалов. В натуральном виде для производства украшений он применяется редко из-за своей хрупкости, подверженности деформации и высокой цены. Чтобы узнать состав, количество благородного металла и примесей, ювелиры 17 века придумали определение «проба». Какие есть пробы на золото, и чем они различаются, подробно рассмотрим в статье.

Определяемся с понятием

Соотношение всех составляющих, образовавших сплав, указывает на его индекс качества. К ним относятся золото, серебряная и медная составляющая. Законодательство Российской Федерации предполагает обязательное клеймирование всех спаек, включающих металлы, именуемые как драгоценные. На поверхности таких вещей отпечатывается специальный оттиск, указывающий процентное включение чистого вещества в произведенном сплаве. Его именуют пробой или клеймом.

Существует несколько определений стандартов в мире.

Лотовая система

Употребляется в ряде скандинавских стран и считается одной из первых общепринятых таблиц определения проб золота и обозначения части основного вещества. Максимальный показатель составляет 16 лотов и соответствует 99,99% чистого металла в привычной нам метрической системе. Далее, отметки опускаются на две позиции вниз до окончательной цифры 6, обозначающей 375 стандарт.

Золотниковая система

Впервые появилась в царской России, во время правления Петра I в 1798 году и образовалась благодаря бывшему тогда в обиходе фунту, который складывался из 96 золотников. Именно такая доля и соответствует нынешним 99%. Потом этот показатель изменялся до 36. На различных старинных ювелирных изделиях можно встретить цифры – 56, 72, 92, 96 соответствующие 585, 750, 958 и 999 обозначениям метрики. Чтобы золотниковое клеймо просчитать в каратном виде, достаточно значение разбить на 4.

Метрическая система

Метрическая – простой и понятный для нас вариант, четко указывающий чистый процент благородного металла. Самая низкая проба, ставящаяся на золотых изделиях, – 375. Это означает, что в составе 37% благородного металла. Далее следует 500-я, соответственно указывающая включение аурума и других примесей в пропорции ½. Наиболее популярна в обиходе 585-я, пришедшая на замену советской 583-ей. Затем идет не менее востребованная 750-я. Клеймо с цифрами 958 встречается крайне редко, а 999 – золото, почти не включающее примесей, которое применяется только для создания банковских слитков. В СССР был еще и цветовой стандарт. 375 имел розовый, темный оттенок, 583 – красный, а драгоценности, проштампованные 750 - были лимонные. В настоящее время по одному только оттенку нельзя с точностью назвать пробу.

Каратная система

Используется в Европе и в США. Стоит обратить внимание, что в данных регионах красное золото не востребовано, ювелирные украшения производят лимонно-желтыми, приближая их по оттенку к натуральному и белыми, с виду напоминающими платину, но значительно более демократичными по цене.

Если на территории России чистый металл – это без одной сотой 100%, то в каратной шкале исчисления ему соответствует обозначение 24к. Затем идет по убыванию от 23к, до 8к. Например, обозначение 18к говорит, что в 24 долях сплава включено 18 долей чистого золота.

Соотношение между системами проб золота
Метр ическая система проб
999 958 750 585 583 500 375
Каратная система проб
24 23 18 14 14 12 9
Доля чистого золота 99,9% 95,8% 75% 58,5% 58,3%
50% 37,5%

Чтобы легко перевести каратную пробу в метрическую можно воспользоваться формулой: каратная проба: 24 * 100

Со второй половины XVII века в царской России для клеймения использовалось обозначение двуглавого орла, при этом содержание самого материала колебалось от 80 до 83 % и соответствовало качеству импортированных монет, которые переплавляли для ювелирных потребностей. Нередко в интернете можно встретить фото, где видно, какими были пробы на золоте пару столетий назад.

С 1890 года изображение изменили на женщину в кокошнике. Затем, уже при советской власти, на смену пришел силуэт рабочего, позже замененный в 1957 всем известным серпом и молотом.


Внешний вид драгоценного клейма в государствах Востока представлен иероглифами, а в европейских – государственные гербы и символы городов, рядом с каратной пробой. Есть случаи, когда на продукте стоит две отметки, например, 925 и 375 – тогда это подразумевает информацию, что товар сделан из серебра 925 пробы и золота 375-й, причем второй, очень мало. Обычно это пластина или золотое напыление.

Клеймо можно нанести двумя методами: механическим оттиском и лазерным способом. Последний является сложным в исполнении и надежным, благодаря чему фальсификация изделий исключается практически стопроцентно.

Виды проб на золоте

Лигатура – это примеси к благородным металлам неблагородных. По сути это те компоненты сплава, которые определяют его свойства.Так благодаря различному составу золото приобретает оттенки не присущие чистому металлу, а именно: белый, желтый, даже зеленый, багряно-красный и необычные черный и вишневый. Перед покупкой дорогостоящего украшения, нужно сначала изучить, какие бывают стандарты качества и в чем их отличие. Далее рассмотрим все имеющиеся на данный момент категории:

  • 999. Это высочайший индекс, % примесей в котором 0,1. В изготовлении ювелирных товаров золото без примесей не используется, так как легко деформируется, имеет высокую стоимость и тусклый оттенок. Из чистого металла делают слитки на продажу профессиональным инвесторам и обеспеченным людям, которые хотят таким образом сохранить или приумножить свой капитал.

  • 958 проба обозначает очень мягкие украшения, не подверженные коррозии. Их оттенок лимонно-желтый максимально приближен к чистому веществу. Обычно из подобного сплава изготавливают обручальные кольца. Стоят они неоправданно дорого из-за большого содержания чистой доли. А кроме этого, ювелиры вынуждены производить массивные модели во избежание деформации хрупкой структуры.
  • 925. Клеймированию подвергают все металлы, именуемые драгоценными. Серебро не исключение. 925 проба несет информацию о том, что это качественный предмет, с использованием основного материала 92,5%. В качестве добавок уже много лет берут германий и кадмий, обеспечивающие поверхности стартовый глянцевый блеск и красоту.
  • 875. Такие украшения популярны и востребованы. Их чаще остальных пытались подделывать, заменяя 87,5% серебро свинцом и алюминием. Для придания идентичного вида, товар покрывали напылением серебра и выдавали его за высокопробный металл.
  • 750. Если условно разделить состав на 1000 частей, 750 из них будет составлять золото. Это самое большое соотношение, которое применяется в промышленных масштабах для изготовления многообразных ювелирных изделий. Добавки этого сплава представляют собой элементы таблицы Менделеева: серебро и медь в пропорции 1 к 4,3. 18-каратный состав широко применяется в восточных государствах для производства оригинальных женских и мужских аксессуаров. Он хорошо поддается обработке, но является довольно хрупким и требует аккуратного использования. Подобные изделия легко деформировать, поцарапать или повредить. В большинстве случае их используют, как «праздничные» варианты туалета.

  • 585 – учитывая все номера проб, какие бывают у золота, это самая распространенная для производства современных драгоценных украшений. Любой ювелирный магазин порадует разнообразием цепочек, колец, браслетов и других мелких товаров с клеймом 585. Ввиду популярности этого стандарта для массового использования и оценивания, чтобы оттиск было тяжелее подделать, его выполняют лазерным или электроискровым оборудованием.
  • 583. В СССР широко использовалось именно такое клеймо. Кстати сказать, после Второй мировой войны, в Европе использовать массово украшения в 14 карат. Если осуществить несложные вычисления: 14/24*1000, то получим значение 583. Из такого металла было изготовлено большинство обручальных колец с драгоценными и полудрагоценными камнями. Только начиная с 2000 года на территории Российской Федерации ввели 585 пробу, как основную, полностью исключив из производства советский прототип.
  • 500 – означает, что предмет в равных частях содержит аурум и лигатуру. В производстве такой сплав не используется, но он популярен среди частных мастеров и позволяет покупателям по достоинству оценить товары с оригинальным дизайном. Широко применяются за границей варианты данного образца для выпуска таких специфических вещей ежедневного использования, как портсигары, броши и запонки. В зависимости от пропорции того или иного элемента в составе, эти изделия меняют цвет от красного до зеленоватого.
  • Золотые украшения с показателем 385 уже содержат больше половины различных примесей. Красноватый оттенок получается при увеличенном количестве меди в составе, а серебро - придает белесый цвет. Чтобы металл лучше поддавался обработке, необходимо уменьшить температуру его плавления, для желтого она составляет 1080°С, для серебра – 1550, а для дорогостоящей платины 1780. Чтобы добиться требуемых показателей к составу добавляют железо.

  • 375 стоит последней в системе проб. Подобные изделия наиболее дешевы, благодаря низкому процентному содержанию благородного металла. Высокое количество меди и серебра неизбежно приводят к окислению и образованию темных пятен. Восстановить изначальный презентабельный вид потемневшей поверхности довольно трудно, особенно при наличии сложных резных деталей. Однако дешевое сырье позволяет массово выпускать востребованную доступную продукцию, которая пользуется спросом.

Самая популярная проба золота

Соизмеряя различные факторы, одним из которых является внешний вид, отзывы покупателей и общие рейтинги, было получено мнение, что оптимальными украшениями считаются изделия 585 образца. По внешним параметрам они не уступают 22- и 24-каратным аналогам, но стоят дешевле. Клеймо обычно гравируется на внутренней стороне поверхности. По праву первое место по выпуску подобных аксессуаров занимают итальянские умельцы.



В чем суть дополнительных символов

Поговорим о том, какие бывают пробы золота с буквами и какие дополнительные обозначения ставят на ювелирные изделия. Мастера прошлых веков не давали письменное сопровождение, удостоверяющее принадлежность к тому или иному металлу. Вместо этого, штамповалась выпуклая аббревиатура с именным знаком, определяющим кем выпущен товар. Заводы в настоящее время для обозначения своих изделий ставят дополнительное клеймо так называемый именник. Длина надписи строго ограничена 4 символами, первый из которых обозначает год выпуска. Вторая буква – место, где опломбировали драгоценный металл и последние две остаются для обозначения компании, частного ювелира, придумавших и реализовавших продукцию.

Итоги

Зная, какие пробы золота существуют, есть возможность, выбирая украшение, быстро оценить содержание в нем чистого металла и объективно определить стоимость. Находясь за границей, где применяются другие системы стандартов, легко, руководствуясь коэффициентами, перевести число в привычную для россиян метрическую форму.

Варианты 585 и 750 – наиболее удачные и популярные сочетания, так как содержат немного лигатуры, но достаточно для того, чтобы изделие сохраняло прочность и презентабельный внешний вид. Драгоценности с отметкой ниже 500 являются наиболее доступными по ценовой политике, но имеющими ряд недостатков.

Проба – это процент содержания золота или серебра в драгоценном металле, обозначенный цифрами. На каждом ювелирном изделии стоит клеймо, в котором указана проба.


375 проба – 37,5% содержание золота (золото, серебро, медь)
500 проба – 50% содержание золота (золото, серебро, медь)
585 проба – 58,5 % содержание золота (золото, серебро, медь, палладий, никель)
750 проба – 75% содержание золота (золото, платина, серебро, медь, палладий, никель)
999 проба – 99,9 содержание золота (золото).


Золото - металл мягкий и дорогостоящий. Поэтому ювелирные изделия изготавливают из сплавов золота с другими металлами – это намного практичнее. Чем больше содержание золота, тем мягче сплав, тем больше на поверхности украшений появляется царапин и вмятин в процессе носки украшений. Такие изделия быстро теряют вид и практически не блестят. Это необходимо учитывать при выборе любых изделий из благородных металлов.

Состав сплавов влияет и на цвет полученного металла. Если много меди, то золото имеет красноватый оттенок. Никель отбеливает, серебро – желтит. Интересен факт, что содержание золота в ювелирном изделии должно несколько превышать объём устанавливаемой пробы, чтобы её подтвердить в Пробирной палате.

На каждое украшение ставится государственное пробирное клеймо. Вероятность подделки в этом случае фактически равна нулю. Покупателю необходимо только знать, как именно выглядит подлинное государственное клеймо, и проверить его наличие перед покупкой.

На клейме должен быть код пробирной палаты, цифровое обозначение пробы, а также специальный знак пробирного удостоверения. Сегодня на клейме в виде знака изображена женская голова в профиль в русском национальном головном уборе – кокошнике. Также изображена русская буква – это шифр пробирной инспекции. Для каждой из 18 пробирных инспекций предназначена своя буква.


Пробы других благородных металлов:

Серебро – 800, 830, 875, 925, 960, 999
Платина – 850, 900, 950
Палладий – 500, 850.

Согласно действующему законодательству пробированию подвергаются все промышленно выпускаемые сплавы, содержание благородных металлов в которых свыше 30%. На таких изделиях в обязательном порядке должно быть нанесено государственное клеймо с соответствующей пробой.

Каратная система
В Европе и США используется другая система обозначения содержания золота – каратная. Караты показывают количество частей чистого золота из 24 частей сплава.
Проба 9 карат – это 9 частей золота из 24-х (375 проба)
Проба 10 карат – это 10 частей золота из 24-х (500 проба)
Проба 14 карат – это 14 частей золота из 24-х (585 проба)
Проба 18 карат – это 18 частей золота из 24-х (750 проба)
Проба 24 карат – это 24 частей золота из 24-х (чистое золото).

Каратная система проб используется сегодня по всему миру. Если покупать ювелирное украшение за пределами СНГ, то проба почти всегда будет обозначена в каратной системе.
До каратной системы в Западной Европе действовала лотовая проба (12 лотов = 750 проба).

спец предложения для вас


Из истории пробирования в России

Первое московское клеймо на драгоценном металле, обнаруженное на территории России, относится к 1651 году. Клеймо представляло собой изображение двуглавого орла и дату, обозначенную славянскими буквами. Это были ещё не полноценные в современном понимании пробы, поскольку они не отражали содержание драгоценного металла в сплаве. Но такое клеймо было свидетельством того, что металл соответствует образцу, признанному законом.

В те времена эталоном считались «любские талеры» или «ефимки» – это были привозные европейские монеты, которые переплавлялись в ювелирные украшения. В конце 17 века в России появился «левок» – клеймо, которое свидетельствовало о низкопробном образце золота.

Государственное клеймение в России было официально узаконено в 1613 году для серебра, в 1700 году - для золота. На других металлах клеймо не ставили.

Во всех городах России в 18-19 веке ставили клеймо с изображением:
- герба города, год в щитке различной формы;
- начальных букв имени и фамилии ювелира (именник пробирного мастера);
- клейма мастера, изготовившего изделие;
- двух цифр, обозначающих пробу (число золотников в лигатурном фунте).

Все мастера и ювелиры на фабриках были обязаны ставить свои клейма-именники и представлять изделия государственному пробиреру.

1 января 1899 года в России ввели единообразное клеймо. Изображение представляло собой женскую голову в кокошнике, с инициалами управляющего пробирным округом. Иногда ставились цифры – золотниковая проба (72 золотника=750 проба). Такой вид клейма в разных вариантах просуществовал вплоть до 1927 года, после чего систему проб и клеймирования изменили. Вместо женской головы в кокошнике появилась голова рабочего с молотом, а сама проба стала обозначаться числом тысячных долей золота в сплаве, как это делается в настоящее время. В систему добавились платиновые и палладиевые пробы. В клейме появился шифр пробирного учреждения (буква греческого алфавита).

С 1958 года на советских пробирных клеймах стали изображать серп и молот на фоне пятиконечной звезды. А шифр пробирной инспекции стали обозначать русскими буквами.

С 1994 года в России введены пробирные клейма, которые действуют в настоящее время. Клейма с серпом и молотом ходили вплоть до 2000 года.

Сегодня на клейме изображена женская голова в кокошнике в профиль, направленная вправо. Также изображена русская буква – шифр пробирной инспекции. Для каждой из 18 пробирных инспекций предназначена своя буква.


Рассматривая сокровища в витринах ювелирных магазинов, миллионы покупателей задают себе вопрос – какую пробу выбрать? Какая лучше?

Если у вас нет цветовых предпочтений, то выбирать изделие нужно по трём основным критериям: практичность, эстетическая привлекательность, стоимость.

Самая распространенная проба золота – 583-я. Цвет такого металла может варьироваться – это напрямую зависит от процента содержания в сплаве различных металлов. К примеру, если сплав золота 583-й пробы состоит из 58,3% – золото, 36% – серебро, 5,7% – медь, то в таком случае металл отличается зеленоватым оттенком. Та же самая 583-й проба с содержанием 18,3% – серебро, 23,4% – медь, имеет уже розовый оттенок. Если же в этом сплаве 8,3% – серебро, а 33,4% – медь, то золото будет иметь явные оттенки красного.


В целом, золото 583-й пробы считается самым практичным, поэтому пользуется повышенной популярностью. 50% процентное содержание золота в сплаве делает изделия прочными – такие украшения меньше царапаются и не деформируются.


Чего не скажешь о золоте 958-й пробы. Такой сплав не отличается прочностью, поэтому не пользуется высоким спросом у покупателей ювелирных украшений. В этом сплаве, также, в незначительном количестве содержится серебро и медь. Металл получается ярко-жёлтого цвета – практически чистое золото. Часто используется при изготовлении свадебных колец. Но из-за повышенной мягкости поверхность таких украшений требует регулярной полировки.


Сплав 750-й пробы состоит из 3-х компонентов – золото, медь, серебро. Иногда в качестве лигатуры включается немного родия, палладия, никеля и цинка. Цвет металла может быть самым разнообразным – от желто-зелёного оттенка до красноватого и белого. Сплав очень техничный и идеально подходит в качестве основы для ювелирной эмали. Почти всегда украшения из золота 750-й пробы отличаются благородными оттенками и оригинальным изысканным дизайном, поскольку выпускаются не очень большими партиями.

Сплав золота 375-й пробы состоит из компонентов: 37,5% – золото, 10,0% –серебро, 48,7% – медь, 3,8% – палладий. Широко используется при производстве обручальных колец.

Белое золото

Белого золота, по сути, не существует. Это обычное золото с разным содержанием металлов в сплаве.

Белое золото 585-й пробы:
23,7-28,7% – серебро, 13,0-18% – палладий, 17% – никель, 8,7% – цинк, 16% –медь.
Белое золото 750-й пробы: 7,0-15,0% – серебра, 14% – палладий, 4% – никель, 2,4% – цинк, 7,5-16,5% – никель, 15% – медь.


Белое золото пользуется высокими спросом у любителей ювелирных украшений, и является прекрасным компаньоном для бриллиантов.

Серебро

В России законодательно разрешены к использованию следующие пробы серебра: 800, 830, 875, 925, 960, 999.

Серебро 875-й пробы - самое практичное и распространённое. Именно из такого сплава производится большая часть серебряных украшений. Сплав содержит 81,5% чистого серебра. Остальное приходится на медь, которая эффективно препятствует окислению металла. Серебро 875-й пробы менее подвержено потемнению, чем серебро 830-й и 720-й пробы.


Из серебра 916-й пробы изготавливают предметы для сервировки стола. Сплав 960-й пробы используется при изготовлении особо филигранных изделий.

Чтобы защитить серебряные и латунные изделия от окисления, их поверхность нередко покрывают тонким слоем золота 999-й пробы (золочение) или серебра 999-й пробы (серебрение).

Платина и палладий

В ювелирном деле сплавы платины и палладия используются в очень незначительных количествах.

Платиновый сплав успешно заменяется сегодня белым золотом. Некоторые ювелирные изделия изготавливают из двухкомпонентного сплава 950-й пробы, в составе которого вместе с платиной присутствует медь и иридий.

Палладий до сих пор не признали в качестве самостоятельного металла для производства ювелирных украшений. Тем не менее, у палладия вполне прекрасная перспектива, поскольку он дешевле платины, имеет насыщенный белый цвет, прекрасную способность к механической обработке и устойчивый блеск.

В жизни каждого человека бывает ситуация, когда ему необходимо проверить подлинность украшения в домашних условиях. Тем более что в современном мире мошенники научились подделывать золотые украшения так, что не всегда профессионал отличит. Рассмотрим 14 самых популярных способов как сделать это дома.

Как отличить от подделки

Конечно, самым верным способом отличить золото от подделки является поход к ювелиру. Только он сможет дать 100% гарантию. Однако многие мастерские берут за эту услугу неплохую сумму денег. Если же Вы не готовы выбрасывать деньги на ветер, попробуйте самостоятельно сделать это одним из предложенных способов.

На зубок

Одним из самых простых способов проверки подлинности золотого украшения является метод наших предков. Нужно просто укусить его. На настоящем драгоценном металле всегда останутся следы Ваших зубов. Опасностью этого эксперимента является то, что в нем могут пострадать ваши зубы. Порой в подделках встречаются очень твердые металлы.

Клеймо и проба

Возьмите в руки ювелирное украшение, которое вы хотите проверить. На каждом золотом изделии имеется знак качества – проба. Для того, чтобы её рассмотреть, Вам, скорее всего, понадобиться лупа.

По всемирным требованиям проба ставится в следующих местах:

  • На цепочках и браслетах пробу чаще всего ставят на застежке.
  • На сережках с английским замком клеймо стоит на внешней или внутренней стороне застежки (дужке).
  • (если кольцо с камнем или имеет фигурное дополнение, проба должна стоять посередине).
  • На золотых часах проба стоит с внутренней стороны самого циферблата. В случае, когда часы полностью выполнены из золота (и циферблат и ремешок) пробу ставят внутри застежки.
  • На сережках гвоздиках проба стоит на застежке , или же очень редко на самой ножке.

Важно: на клеймо всегда точно указывается проба золота цифрами (например, 585).

Интересный факт! В магазинах мы почти всегда покупаем золото 585 пробы. Однако никто не знает, что проба чистого золота без примесей других металлов 999. Все остальные пробы указывают на сплав. Чем выше проба, тем больше золота в нем содержится.


На кольцах ищите клеймо внутри изделия

Вид и звук

Для того чтобы проверить качество золотого украшения дома, необходимо просто бросить его на ровную поверхность стола:

  • Настоящее золото по звону должно напоминать хрусталь. Его звук должен быть очень звонким.
  • Провести проверку на звук можно только с маленькими украшениями: серьгами, брошами и кольцами. Браслеты и кольца не подойдут для данного эксперимента.
  • Если же со столом у Вас возникают проблемы , его можно заменить стеклянным стаканом.

По внешнему виду, золото определить бывает довольно трудно. Его цвет зачастую зависит от его подвида. В мире есть белое, желтое, красное и розовое золото. Тем более что сплавы некоторых менее ценных металлов дают именно золотистый цвет.

Главным внешним признаком подделки является чрезмерно желтый цвет. Однако и здесь есть свои подводные камни: турецкое золото также имеет насыщенный желтый цвет.

Проверка подручными средствами

Конечно, проверка вышеперечисленными способами не всегда дает 100% гарантию того, что перед вами не подделка. Возможно, Вы сами провели эксперимент неправильно (не увидели пробу или верхнее покрытие Вашего стола оказалось слишком мягким) или все еще сомневаетесь в качестве золотого изделия.

Тогда Вам на помощь придут такие подручные средства как йод, уксус и обычный черный хлеб. Как провести проверку, читайте далее.

Йод

Для того чтобы проверить подлинность с помощью йода нужно:

  • Капните на украшение, которое Вы хотите проверить , одну каплю йода и подождите пять минут.
  • Протрите йод салфеткой или смойте водой. Если украшение поменяло цвет (потемнело) – перед Вами подделка. При потемнении цвет изделия изменяется на серый или черный с зеленоватым подтоном.

Капните на украшение, которое Вы хотите проверить, одну каплю йода и подождите пять минут

Уксус

Еще один легкий способ проверить подлинность – воспользоваться обычным столовым уксусом:

  • Для этого нужно налить в керамическую или пластиковую посуду (ни в коем случае не в железную) небольшое количество уксуса.
  • Поместить в него украшение и оставить на несколько минут (не менее 5).
  • Золото никак не поменяет внешний вид , а подделка потемнеет.

Азотная кислота

Еще одним методом химической проверки золота на подлинность является реакция на азотную кислоту:

  • Для проведения эксперимента положите проверяемое украшение в глубокую металлическую чашу и капните на него всего одну каплю азотной кислоты.
  • Если изделие не меняет цвет на зеленый или молочный – значит перед Вами находится не подделка.

Для проведения эксперимента положите проверяемое украшение в глубокую металлическую чашу и капните на него всего одну каплю азотной кислоты

Поцарапать иглой

Проверить подлинность золотого изделия можно и с помощью обычной иголки. Для этого необходимо с силой поскрести проверяемое украшение иглой. Настоящему золоту ничего не будет. А вот позолота с легкостью слезет.

Контакт с золотом

У каждого человека есть золотое изделие, в подлинности которого он не сомневается:

  • Для того чтобы провести проверку необходимо: на жесткой поверхности провести линию настоящим золотом.
  • Аналогичное действие провести на той же поверхности и с предметом, в котором Вы сомневаетесь.
  • Различий между линиями быть не должно.

Магнит

Каждый человек знает, что чистое золото никак не магнитится:

  • Приложите проверяемое изделие к магниту и смотрите , что из этого всего выйдет.
  • Если изделие хоть немного притягивается к магниту – перед Вами сплав металлов. За золото чаще всего могут выдавать медь. Однако в подделках золотых изделий очень часто участвуют такие металлы как алюминий, медь и олово. Они тоже не реагируют на магнитную проверку, но по весу являются более легкими, чем аналогичные изделия из золота.


Ляписный карандаш

Ляписный карандаш – это препарат для остановки крови и обработки ран. Его с легкостью можно купить в аптеке.

Для того чтобы проверить украшение нужно:

  • Намочите изделие проточной водой.
  • Проведите на мокром изделии линию ляписным карандашом.
  • Сотрите отметку сухой тканью.

Если на поверхности изделия останется след от карандаша – перед Вами очередная подделка.

Черный хлеб

Для данного эксперимента Вам понадобится мякиш свежего хлеба. Проверить таким способом можно абсолютно любое изделие:

  • Берем мякиш и оборачиваем в него золотое изделие.
  • Скатываем шарик и оставляем на пару дней пока он не зачерствеет.
  • Когда это случится, извлекаем изделие из хлеба. Внешний вид золота никак не изменится, а вот сплавы подвергнутся окислению и поменяют цвет.


Керамическая плитка

Если у Вас дома есть необработанная керамическая плитка, можно использовать ее в качестве проверки золота:

  • Для этого необходимо провести по плитке различными металлами и изделием , которое Вы хотите проверить.
  • След от него должен быть золотым. Остальные металлы оставят после себя черные и серые полосы.

Реакция на солнце

Для этого способа проверки Вам придется немного погадать с природой. Требуется яркий солнечный день:

  • Сначала, внимательно рассмотрите проверяемое изделие в тени. Запомните, как оно блестит, какой у него цвет.
  • Теперь проделываем то же самое под прямыми солнечными лучами. Стоя на улице, посмотрите, также ярко и презентабельно выглядит Ваше изделие, как оно это делало в тени.
  • Настоящее золото, никогда не теряет своего внешнего вида при любых погодных условиях.

Метод Архимеда

Данный способ проверки больше подходит для крупных золотых предметов (например, золотых слитков). Однако он требует некоторых усилий и знаний.

Для этого эксперимента понадобится глубокая емкость и вода:

  • Наполняем емкость водой до краев. Предварительно следует узнать, какой объем воды вы набрали.
  • Медленно и аккуратно погружаем золотое изделие в емкость и даем воде перелиться за края (вытечь).
  • Теперь вспоминаем закон Архимеда о выталкивании: «На тело погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объеме погруженного предмета».
  • С помощью формулы F A =pgV, где p – это плотность жидкости, g – это ускорение свободного падения и V – это объем погруженного тела, узнаем массу золотого изделия. Плотность воды равна 900 килограмм на 1 кубический метр.

По закону Архимеда золото должно тонуть. Так как его вес больше объема вытесняемой жидкости.

С каждым годом стоимость золота растет. Вместе с ним растут и способы мошенничества и подделки. Для того чтобы снизить риск приобретения подделки, при покупке, воспользуйтесь следующими советами:

  1. Покупайте ювелирные украшения только в проверенных магазинах. Не стоит приобретать изделие с рук или на улице. Также стоит избегать ломбардов и магазинов сомнительного внешнего вида.
  2. Драгоценные металлы всегда стоят дорого. Если Вы видите подозрительно дешевое изделие, то, скорее всего перед Вами подделка.
  3. Обратите внимание на внешний вид изделия. Оно должно блестеть, иметь ровный окрас. На нем не должно присутствовать царапин, вмятин и пятен.
  4. Как это ни странно, но золото не имеет никакого запаха. Если Вас одолели сомнения, никто не запретит Вам в магазине понюхать украшение. Лучше выглядеть глупо, чем выкинуть деньги на ветер.

Пользуясь этими советами, Вы рискуете в несколько раз меньше наткнуться на подделку. Ну а если у Вас все же есть сомнения, Вы знаете, как проверить подлинность.


Что такое именник на золотом изделии, как выглядит именник и какую информацию об изготовителе (ювелирном заводе или частном ювелирном предприятии) содержит?

Именник – это оттиск на ювелирном изделии (будь-то золото или другой драгоценный металл), которое ставит производитель. Именник содержит информацию о производителе (индивидуальный код), годе выпуска изделия и территориальной инспекции, к которой относится изготовитель. Рядом с именником обязательно должно стоять клеймо .

Код года выпуска : каждой букве соответствует определенный год.

А - 2001 год
Б - 2002 год
В - 2003 год
Г - 2004 год
Д - 2005 год
Е - 2006 год
З - 2007 год
И - 2008 год
К - 2009 год
Л - 2010 год

Код Государственной Инспекции Пробирного надзора : в регионе деятельности которой находится производитель. По букве, обозначающей территориальную государственную инспекцию, легко можно определить, где было произведено украшение.

Перечень шифров государственных инспекций пробирного надзора


Наименование ГИПН
Почтовый адрес
Шифр
1
Верхневолжская 157940, п. Красное-на-Волге Костромской обл., ул. Красная пл., 7
В
2 Волго-Вятская
603006, г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, 416
Г
3 Восточносибирская
660021, г. Красноярск, ул. Ленина, 126
Я
4 Дальневосточная 680009, г. Хабаровск, ул. Промышленная, 20
Ю
5 Донская 344018, г. Ростов-на-Дону, пр-т Буденновский 104/91
К
6 Забайкальская 670031 Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 9
Ж
7 Западная 236040, г. Калининград, Гвардейский пр-т, 15
Ф
8 Западносибирская 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе 57/2
Н
9 Поволжская 450076 Башкортостан, г. Уфа, ул. Зенцова, 47
П
10 Подмосковная
540170 Бронницы Московской обл., Комсомольский перю, 53
Б
11 Прикаспийская 367026 Дагестан, г. Махачкала, пр-т Калинина, 42
З
12 по Республике Саха
677027 Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 30
Д
13 Северная
162340, г. Великий Устюг Вологодская обл., ул. А.Угловского,1
А
14 Северо-Западная 195272, г. Санкт-Петербург, пл. К.Фаберже, 8, корп.2
Л
15 Уральская
620089, г. Екатеринбург, ул. Чайковского, 75
С
16 Центральная
103104, г. Москва, ул. М.Бронная,18
М

Код изготовителя – это индивидуальный шифр изготовителя, который регистрируется в инспекции Пробирного надзора в обязательном порядке.

Все организации (заводы) и индивидуальные предприниматели (частные ювелиры) должны иметь свои уникальные именники, формы которых регистрируются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (Пробирной палатой) ежегодно.

Основные требования, предъявляемые Пробирной службой к именникам: соблюдение форм и размеров, четкий контур установленного образца, читаемые буквы. Если изготовитель нарушил стандарты, госинспекция имеет право отказать в регистрации такого именника.

Серебро относится к числу благородных металлов, которым не страшны окисление или коррозия. В периодической системе Д.И. Менделеева серебро обозначено как Ag (от латинского Argentum) и числится под номером 47. Это металл серебристо-белого цвета, для которого характерна высокая пластичность.

Чистое серебро достаточно мягкое, поэтому оно не подходит для производства посуды, ювелирных и иных изделий. Чтобы серебро не гнулось и не ломалось, в него добавляют другие металлы. Так как с момента начала производства серебра количество таких примесей было различным, появилась необходимость ввести понятие «проба».

Проба показывает, какое количество серебра содержится в конкретном сплаве. Например, проба 800 означает, что в 1000 г сплава содержится 800 г серебра и 200 г примесей. В дальнейшем эта информация используется для того, чтобы применять серебряный сплав конкретных проб для производства тех или иных изделий. Например, проба 800 больше подходит для изготовления столовых приборов, в то время как 925-я проба применяется для ювелирной продукции (подробнее об этом ниже). Также пробой называют клеймо, проштампованное на серебряном изделии.

Виды проб серебра

В качестве основного элемента серебряного сплава обычно используют медь. Содержание в сплаве меди делает его более прочным, но в то же время изделие становится желтым и со временем темнеет на воздухе. Чем больше в нем меди, тем интенсивнее происходит потемнение серебра.

В приведенной ниже таблице представлены наиболее распространенные пробы серебра в метрической системе проб. Эта система действует в России и странах СНГ, в Германии, Франции и тех государствах, которые подписали Конвенцию по контролю и клеймению изделий из драгметаллов.

Характеристики проб серебра

Это высокопрочный сплав, для которого характерны хорошие литейные свойства. Однако серебро этой пробы подвержено быстрому окислению (темнеет на воздухе) и из-за большого содержания меди отливает желтизной, из-за чего его используют для изготовления столовых приборов, но не для ювелирной продукции. Его также называют желтым серебром.

Присутствие лишних 30 г серебра в каждом килограмме сплава делает его более пригодным для изготовления украшений. Из-за низкого содержания серебра украшения такой пробы стоят дешевле, однако и свойства их оставляют желать лучшего. Они также быстро окисляются.

Серебро этой пробы прекрасно подходит для столовых приборов, но для драгоценностей серебряный сплав по-прежнему содержит слишком много меди. Хотя в сравнении с 800-й пробой такое серебро не имеет характерного желтого оттенка, однако оно со временем теряет свою красоту и с трудом поддается механической обработке.

Серебро этой пробы, именуемое также стандартным или стерлинговым, более всего распространено в производстве ювелирных изделий. Это связано с тем, что большое количество серебра в сплаве делает его достаточно пластичным и красивым, чтобы создавать изделия самой причудливой формы. При этом присутствие 75 граммов меди не придает серебру желтого оттенка и в то же время делает сплав более прочным, чем чистое серебро. Серебро 925-й пробы могут путать с золотом, поскольку ювелирные изделия из серебра этой пробы часто покрывают позолотой. Чтобы избежать путаницы, достаточно знать, что у золота такой пробы не существует.

Серебро указанной пробы считается высококачественным и применяется для ювелирной продукции. Поскольку оно очень мягкое, из него получаются украшения и предметы декора, требующие тончайшей художественной работы. Расплатой за такое количество серебра в сплаве становится то, что готовые изделия легко поцарапать и повредить. Чтобы продукция получалась более прочной, ее эмалируют.

999-я проба . Поскольку чистое серебро слишком мягкое и подвергается деформации в процессе использования, из него не делают ювелирных изделий. В обиходе серебро наивысшей пробы применяют в производстве припоев, а также для изготовления деталей разнообразных приборов. Его же можно найти и в банках в виде серебряных слитков. В некоторых странах, например в Японии, чистое серебро используют в магических ритуалах.


В метрической системе измерения существуют и другие пробы (см. таблицу ниже). Например, в советское время была распространена с характерной формой клейма в виде бочонка. Ее использовали для изготовления украшений, посуды, подсвечников и изделий для проведения различных ритуалов. Сегодня эта проба не применяется.

Серебряный сплав низкого сорта, в котором присутствует менее 80% серебра (пробы ниже 800-й), называют техническим. Обычно его используют в промышленности, например для производства плат.

Другие системы проб

В каталоге продукции нашего сайта присутствуют , которая может просто озадачить. Неужели возможно создавать изделия, где в килограмме сплава всего 84 грамма серебра? На самом деле эта проба указана в другой системе измерения. До 1927 года в России существовала так называемая золотниковая система проб, измеряемая в золотниках. Если перевести ее в метрическую систему, то 84-я проба будет соответствовать 875-й пробе серебра (см. таблицу ниже).



Разновидности серебра

Еще в древности было замечено, что от состава серебряного сплава зависят не только его качества, но и внешний вид. Так появились различные виды сплавов, а также разные способы обработки готовых изделий, которые пользуются большой популярностью при производстве серебряной продукции.

Черненое серебро

В Древней Руси еще до наступления нашей эры открыли способ чернения серебра, когда изделия покрывали красивыми черными узорами. Смешивая в определенных пропорциях серебро, медь, свинец и серу, получали так называемую чернь. После гравировки серебряного изделия его нагревали до тех пор, пока чернь полностью не растворялась и не чернела. В результате получалось интересное сочетание темных и светлых оттенков.


Вначале черненое серебро использовали в основном для создания оберегов и эликсиров, но с расцветом чернения в XVII веке стали появляться гравюры, портсигары, посуда и прочие изделия, иметь которые считалось очень модным. Особенностью черненого серебра является его прочность. Изделия из него не нуждаются в чистке.

Оксидированное серебро

Соединение серебра с серой также приводит к потемнению благородного металла, но у такого сочетания есть свои особенности. Если черненое серебро представляет собой прочное соединение, то об оксидированном серебре сказать этого нельзя. Эффект потемнения здесь создается с помощью специальной пленки, которую легко повредить в процессе чистки изделия. Поэтому нужно внимательно осматривать изделие при покупке, чтобы не купить оксидированное серебро вместо черненого.

Стоит заметить, что тот и другой способ обработки серебра имеет свою ювелирную ценность. В частности, оксидирование позволяет играть с оттенками черного и даже фиолетового цветов, придавая изделию не только эффект старины и благородства, но и делая его более колоритным. После полировки выпуклые части оксидированного серебряного изделия становятся блестящими, а вогнутые - темными.


Обычно оксидированное серебро применяют при создании ювелирной продукции небольшого размера. Это могут быть сережки, цепочки или браслеты ручной работы, а также изделия, нуждающиеся в реставрации. Поскольку по цене черненое и оксидированное серебро практически не отличаются, покупатель решает сам, какому материалу отдать предпочтение.

Матовое серебро

Матовое серебро отличается благородным видом и устойчивостью к потемнению. Естественный блеск серебра убирается с помощью специального оборудования вроде пескоструйного аппарата, а также травлением в определенных растворах.


Позолоченное серебро

Напыление на серебро тонкого слоя золота придает серебряному изделию не только роскошный вид, но и увеличивает его химическую стойкость. Столовые приборы из позолоченного серебра подходят для соленой и кислой среды, где обычное серебро вступит в химическую реакцию.


Существуют и другие разновидности серебра, полученные с помощью разных техник и веществ.

Подлинность серебряных изделий

На рынке существует довольно много поддельных серебряных изделий, на которых могут стоять «фирменные» клейма (пробы). Большая востребованность такой продукции связана с тем, что многие покупатели не имеют представления, как должна на самом деле выглядеть проба. Наличие такой пробы они уже считают достаточным основанием, чтобы поверить в подлинность продукции. В то же время для мастеров подделок постановка клейма не является особо большой проблемой. Вот только профессионал всегда сумеет отличить фальшивое клеймо от настоящего.

Поддельные пробы

Чтобы определить подлинность того или иного клейма, нужно как минимум знать специфику самого процесса подделки. Поддельные изделия зачастую выполняют из мягких металлов, поэтому клейма имеют более мягкие контуры.

При определении подлинности пробы на антикварном серебряном изделии нужно учитывать особенности производства. Мошенники зачастую не берут во внимание, что та или иная проба использовалась только в конкретные годы выпуска, а также ставилась в определенные . Например, в России на серебре ставили клеймо с изображением женской головки в кокошнике, цифрового знака пробы и буквы госинспекции. Вначале лицо женщины было повернуто влево, но с 1908 года его развернули в противоположную сторону. Также в разные годы клейма на продукции ставили в разных местах.



Кроме этого в разных странах действуют свои стандарты, которые также нужно учитывать при работе с пробой. Например, имеют свои особенности по сравнению с или российскими клеймами.

Одним из частых приемов производителей фальшивок является перенос подлинного клейма с одного предмета на другой. В частности, его могут взять с ложки и припаять к дорогому старинному серебряному предмету. Профессионалы при этом искусно прячут место пайки под гравировкой. И все же при детальном рассмотрении следы пайки можно обнаружить, особенно если подышать на это место.

При тщательном рассмотрении изделия под лупой можно также заметить разницу в износе клейма и самого изделия, что тоже говорит о подделке.

В то же время качественные фальшивки могут определить только профессионалы с помощью специального оборудования. Оно позволяет обнаружить как нехарактерный для того или иного периода производства состав сплава, так и отсутствие защиты. Информация о степенях защиты содержится в технической документации к клейму и находится под охраной государства.

Как определить подлинность серебра

Подлинность серебряного изделия должен определять эксперт, особенно если речь идет об антиквариате. Однако в домашних условиях всегда можно провести простые опыты, которые позволят заподозрить фальшивку.

Если серебряное изделие магнитится, то перед вами подделка, так как серебро не магнитится никогда. В то же время отсутствие взаимодействия с магнитом не доказывает его подлинности, так как некоторые металлы и сплавы также не магнитятся.


Явным признаком подделки может служить и наличие другого металла под серебром. Достаточно сделать царапину острым предметом, чтобы выяснить это.


Если изделие не стало горячим при опускании на несколько секунд в горячую воду, значит, в нем есть металлы с низкой теплопроводностью. Серебро нагревается мгновенно, так как имеет высокую теплопроводность.


Если серебряная вещица испачкала руки, в ней содержится много цинка. Ушлые продавцы в таких случаях любят придумывать разные оправдания, например, что на человеке, которому испачкало руки серебряным амулетом, лежит порча.


Стоит присмотреться и к качеству самого изделия. Например, если речь идет о серебряной цепочке, то у фирменной вещи тщательно проработана каждая деталь. В то же время в подделке обычно мелкие элементы низкого качества или укрупнены для упрощения производства. На поддельных изделиях могут плохо закрываться замки, а отдельные элементы иметь неровные края или неправильную форму. Также возможны разрывы звеньев, разная их длина и форма.


Особенностью домашних методов определения подлинности серебряного изделия является то, что их нельзя назвать достоверными. С их помощью можно только заподозрить подделку, но нельзя доказать оригинальность изделия, поэтому всегда лучше обратиться за помощью к экспертам.

Что еще почитать