Каким должен быть современный ведущий, тамада? Золотые правила ведущего Каким должен быть топовый ведущий

Выбирайте ведущего как друга — у вас должны быть похожие шутки, понимание с полуслова и одинаковое видение вашей свадьбы.

Миф 1. «Быть ведущим — легко. Работаешь только в выходные и всегда на праздниках»

Помимо традиционных субботних свадеб ведущий может быть задействован еще как минимум на 3-4 мероприятиях на неделе. Но самое главное, что каждое событие требует подготовки, проработки сценария и программы, встреч с клиентом. Поэтому работа ведущего не начинается исключительно в день свадьбы, а проходит задолго до нее. Помимо этого в день свадьбы, когда вы и гости отдыхаете, ведущий работает: контролирует ход мероприятия, подстраивается под аудиторию и находится на ногах минимум 5-6 часов мероприятия. Согласитесь, это не отдых.

Миф 2. «Ведущим может стать каждый, у кого есть микрофон»

Работа ведущего требует определенных навыков, главный из которых – умение работать с разной аудиторией. Микрофон, к сожалению, не наделяет человека способностью грамотно и четко излагать свои мысли, быстро реагировать на ситуацию, находить общий язык с разными людьми и подстраиваться под разный тип аудитории. Поэтому при знакомстве с ведущим обращайте внимание в первую очередь на его чувство юмора, желание идти на контакт и манеру общения, а не на фотографии с микрофоном в студии.

Миф 3. «Ведущий должен петь и танцевать»

Прежде всего стоит помнить, что профессиональный ведущий – это не шут. Его ключевая функция – провести свадьбу, сделать так, чтобы всем гостям было комфортно и уютно, создать идеальную атмосферу для знакомства и общения всех присутствующих. Безусловно, очень здорово, когда ведущий в перерывах демонстрирует свой талант (если он есть), но, к сожалению, умение петь, как и умение танцевать, дано отнюдь не всем. Вероятность того, что вам попадется настоящий человек-оркестр, который и свадьбу проведет, и споет, и станцует — очень мала, и лучше найти подрядчика, который занимается чем-то одним.

Миф 4. «Ведущий не должен отклоняться от сценария»

Любая свадьба подразумевает под собой живое общение ведущего с гостями, поэтому невозможно заранее предугадать реакцию гостей на те или иные моменты, ответы на вопросы и т.д. Хороший ведущий должен уметь импровизировать, ловко выходить из любой ситуации для того, чтобы ваш праздник получился таким, как вы хотели! Редки те свадьбы, когда все идет исключительно по плану, поэтому при выборе ведущего заранее оговорите сценарий, но будьте готовы к тому, что в реальности могут быть какие-то не кардинальные изменения.

Другие мифы

Миф 5. «Ведущий должен говорить без остановки»

Если ведущий будет разговаривать без остановки и каждые 20 минут проводить конкурсы, у вас и ваших гостей не получится расслабиться и отдохнуть. Некоторые профессиональные ведущие по договоренности с женихом и невестой организовывают раз в час небольшие перерывы, на которых гости могут выйти из-за стола, прогуляться и т.д. Но создавать вечный шум на фоне и постоянно привлекать к себе внимание ведущий не должен. Ведь в первую очередь вам хочется пообщаться с вашими гостями.

Миф 6. «Ведущий должен со всеми пить»

Хороший ведущий не пьет на свадьбах вообще. Никогда. Даже если очень просят. Стоит помнить, что для гостей свадьба – это праздник, а для ведущего – работа. И профессионал своего дела, неважно работает ли он в развлекательной или другой сфере, не пьет на работе. К тому же, если ведущий будет выпивать со всеми Вашими гостями, есть огромная вероятность того, что ваше торжество закончится раньше, чем планировалось.

Миф 7. «Одной встречи с ведущим достаточно»

Чтобы ваш праздник прошел так, как вы мечтали, нужно встретиться с ведущим несколько раз. Во-первых, одной встречи недостаточно для полноценного знакомства. Ведущему необходимо узнать вас и ваших гостей поближе, составить программу, обсудить сценарий и тайминг, а вам в свою очередь раскрыться и доверить человеку вести ваше мероприятие. Во-вторых, первое впечатление бывает обманчивым, и понравившийся вам ведущий может в рабочей обстановке показать себя с другой стороны.

Решаем главные вопросы свадебной подготовки

Миф 8. «Ведущий = тамада»

В понимании большинства людей разница между тамадой и ведущим заключается лишь в названии. В действительности все несколько иначе. Термин «тамада» пришел к нам из Грузии, где этим словом принято называть человека, который руководил именно праздничным застольем, следил, чтобы у всех были наполнены бокалы и произносил тосты. В современном понимании «тамада» будет предлагать вам неуместные конкурсы и пошлые шутки, диктовать свой стиль ведения и вряд ли будет подстраиваться под вашу пару. Функция же профессионального ведущего – создать условия для легкого и непринужденного общения, а не смущать их конкурсами с переодеванием и песнями под баян.

Миф 9. «Все ведущие — актеры или играют в КВН»

Играть на сцене, где диалог с публикой сведен к минимуму, и вести свадьбу – это две совершенно разные вещи. Чтобы быть хорошим ведущим, вовсе не обязательно быть профессиональным актером и иметь многолетний опыт игры на сцене. Безусловно, это огромный плюс в профессии ведущего, но отнюдь не самый главный. Столкнувшись с проблемой выбора свадебного ведущего, стоит помнить о том, что красный диплом театрального ВУЗа – еще не показатель таланта. О профессионализме ведущего позволяют судить положительные отзывы клиентов, а также количество и уровень проведенных им мероприятий.

Миф 10. Ведущий может организовать вашу свадьбу

Вы вряд ли доверите пошив свадебного платья фотографу или оформление ужина персоналу ресторана. Поэтому не стоит думать, что ведущий может организовать вам свадьбу. Это абсолютно другой процесс подготовки, который требует специальных знаний и опыта. Вы можете узнать у ведущего контакты свадебных подрядчиков, при этом важно, чтобы он никого Вам не навязывал, предоставляя полную свободу выбора. Помните, что ведущий не может быть в курсе всех тонкостей организации свадеб и дает Вам советы по выбору подрядчиков, опираясь исключительно на свой вкус.

Ведущий мероприятий - это человек, который проводит вечеринки, корпоративы и подобные мероприятия. Как правило, задача ведущего состоит в том, чтобы представлять участников мероприятия, делать объявления, выступать связующим звеном между аудиторией и программой, сделать мероприятие интересным для всех присутствующих. Хотя это достаточно сложная профессия, но, следуя советам из этой статьи, вы сможете стать успешным ведущим, излучающим уверенность и обаяние. Вы сможете сделать любое мероприятие незабываемым праздником.

Шаги

Подготовка

    Определите характер мероприятия. Данное руководство относится ко всем видам праздничных мероприятий, начиная с выпускного вечера и заканчивая свадьбой и торжественным приемом знаменитости. Самое главное в работе ведущего – уверенность в себе. Узнайте, как будет проходить мероприятие и что вам необходимо говорить, ведь от этого зависит все остальное.

    Познакомьтесь со своими обязанностями. Ведущий ответственен за создание и поддержание соответствующей мероприятию атмосферы на протяжении всего мероприятия. Предполагаемая атмосфера зависит от вида мероприятия. Как правило, от ведущего требуется создать веселую и позитивную атмосферу. Основные обязанности ведущего:

    • Проводить мероприятие и соединять части программы, являясь связующим звеном.
    • Поддерживать интерес аудитории и следить за тем, чтобы всем было весело.
    • Помочь каждому участнику почувствовать свою значимость и важность. Общаться с каждым человеком во время мероприятия.
    • Помочь выступающему ощутить свою значимость.
    • Вкладываться в отведенные временные рамки.
    • Держать всех в курсе о происходящем на мероприятии.
  1. Знайте, что от вас ожидают другие. Если вы хотите быть ведущим, вы должны обладать прекрасным чувством юмора, уметь работать с большой аудиторией и быть хорошим оратором. Кроме того, вы должны уметь импровизировать, поскольку не всегда программа будет соответствовать сценарию. Например, возможно, вам придется развлечь аудиторию, пока следующий выступающий вышел из зала или покуда есть необходимость в замене неработающего микрофона.

    • Не забывайте улыбаться. Улыбка ведущего подчеркивает приятную атмосферу мероприятия. Кроме того, улыбаясь, вы сможете завоевать любовь публики.
    • Однако вы не должны выходить на передний план, ваша цель – не стать звездой, ваша цель сделать так, чтобы другие почувствовали себя звездами.
  2. Проведите исследование. Поговорите с выступающими, чтобы иметь достаточно интересной информации о них. Используйте эту информацию, когда будете представлять выступающего. Благодаря этому ваши вступительные слова будут звучать более искренне.

    Будьте организованы. Просматривая программу мероприятия, учитывайте каждую минуту: время, когда выступающие выходят на сцену и уходят с нее, представление гостей и ораторов, а также темы их выступления, слова благодарности за интересное выступление и многое другое.

На мероприятии

    Сохраняйте спокойствие. Быть ведущим мероприятия – непростая задача. Успех мероприятия во многом зависит от умелой работы ведущего. Если что-то пошло не так, оставайтесь спокойным и сосредоточьтесь на выполнении вашей работы. Чтобы оставаться спокойным, придерживайтесь следующих советов:

    • Не останавливайтесь, если вы запутались . Если вы прекратите говорить, вы сделаете свою ошибку более очевидной. Постарайтесь выкрутиться и продолжать программу. Если вы сделаете это успешно, зрители очень быстро забудут о вашей ошибке.
    • Определите точку, на которую вы будете смотреть во время выступления . Если вы будете смотреть на кого-то из аудитории, то вы можете начать нервничать. Вместо этого, попробуйте смотреть выше уровня глаз, избегая зрительного контакта.
    • Говорите медленно . Если вы будете говорить слишком быстро, то другие поймут, что вы нервничаете. Кроме того, вы будете запинаться, и люди не поймут вас. Лучше замедлить темп речи. Не торопитесь, делайте небольшие паузы между предложениями.
  1. Подготовьте вступительные слова. Представьтесь и поприветствуйте аудиторию. Если необходимо поприветствуйте определенных лиц отдельно. Это должны быть недолгие, но искренние слова приветствия.

    Представляйте выступающих. На ведущем лежит ответственность представлять выступающих, а также важных особ, присутствующих на мероприятии. Важных гостей представляйте, упоминая больше подробностей. После того как вы представили выступающего, предложите зрителям поддержать его аплодисментами, пока он не подойдет к микрофону. Когда оратор закончит свою речь, снова побудите зрительный зал поаплодировать ему, пока выступающий не займет свое место в зрительном зале.

    Связывайте номера между собой. Вы можете использовать шутки для связи номеров в единое целое. Перед началом мероприятия подумайте, что бы вы могли использовать для соединения разных номеров. Это могут быть интересные высказывания, анекдоты, шутки и тому подобное. Кроме того, комментируйте происходящее. Попробуйте найти что-то смешное или интересное в речи предыдущего оратора. Свяжите это с выступлением следующего участника.

  2. Будьте готовы ко всему. Как уже упоминалось выше, ведущий должен быть всегда начеку. Очень часто на мероприятиях случаются непредвиденные ситуации: кто-то проливает напиток, ответственный за музыку включает другой трек или назначенный оратор выходит в туалет, хотя ему пора на сцену. Будьте готовы к тому, чтобы сгладить все неприятные ситуации и сохранить праздничную атмосферу.

    • Если что-то пойдет не так или кто-то не будет слушаться ваших указаний, вы в любом случае должны оставаться позитивным.
    • Помните, ваша работа не заключается в том, чтобы кого-то отчитывать. Ваша работа состоит в том, чтобы сгладить все острые углы, если что-то пойдет не так. Ведущий с отрицательным складом ума вряд ли оставит приятные впечатления после себя.
  3. Продумайте заключительную часть мероприятия. Заключительная часть должна быть такой же захватывающей и интересной, как и вступительная часть. Как правило, в заключительной части ведущий благодарит зрителей, выступающих и ораторов. Кроме того, хорошим жестом будет поблагодарить тех, кто помог организовать мероприятие. Подведите итог, обобщив все то, что происходило на сцене, а также подчеркните, что каждый слушатель может вынести полезное для себя. Побудите аудиторию к действиям.

    • Вы можете побудить вашу аудиторию прийти на следующую встречу, пожертвовать деньги или продолжать развивать свои способности. Побуждайте присутствующих принимать участие.

Аналитический материал и виртуальный мастер-класс для ведущих.

На данном этапе я не планирую говорить о какой-то своей своей «методике», или даже «школе». В этой статье я постараюсь рассказать о том — как я работаю и о том как, на мой взгляд, должен работать современный ведущий. Скажу сразу, что мои высказывания не претендуют быть аксиомами, но мне кажется, что мнение человека, который является экспертом центральных каналов по вопросам организации свадеб, который проводит около 100 свадеб в год, и которому доверяют главные свадебные события. Думаю, что данная статья будет интересна, в первую очередь, представителям индустрии праздников и свадеб, свадебным ведущим. Тем, кто только начинает свой путь, или готов что-либо изменить в своей работе. Кроме того многие московские ведущие давно просят устроить им мастер-класс, а у меня всё руки не доходят. Вот я и решил изложить всё письменно, чтобы ответить на множество накопившихся вопросов.

На частый вопрос: «Как стать хорошим ведущим? Что надо сделать, чтобы тебя заметили и завалили заказами?» я отвечу более чем удивительно… Трудно сказать, что нужно сделать, но гораздо проще понять, что делать точно не надо! Именно в этом главный залог успеха! Понимание одного этого иной раз уже даёт Вам 100% успеха!

Ведущий должен исключить любую фамильярдность, «тыканье» гостей. Всех гостей, независимо от возраста, нужно называть уважительно на «Вы», если не поступало особых пожеланий на этот счёт. Можно по имени, но на «Вы». Я обращаюсь так даже к маленьким детям на свадьбах. Это не значит, что я играю в пафос, или навожу лишний официоз. Вовсе нет. В отдельных случаях я делаю это с юмором, иронией, стёбом, но никогда не допускаю фамильярности.

Ведущий не должен кричать: «Горько!»

За последние 5 лет пары, которые когда-то относились терпимо к крикам «Горько!» уже окончательно испарились! Как сказала одна «моя» невеста: «Мы что им – котики дрессированные на команды отзываться?» Действительно, абсолютное большинство молодожёнов — не просто не хочет криков «Горько!», а даже требует от ведущего сделать так, чтобы их не было. Индустрия свадебных аксессуаров тоже сделала шаг вперёд в этом направлении – существуют всевозможные колокольчики с надписями: «Если Вы хотите, чтобы мы поцеловались – звоните в этот колокольчик!» и.т.п.

Ведущий не должен напрягать гостей с тостами, не должен быть навязчив!

Один из самых страшных кошмаров у гостей на свадьбах, когда ведущий без предупреждения дёргает людей: «А теперь, вот Вы, скажите тост!», или самый колхозный вариант: «А теперь, микрофон идёт по кругу! Каждый должен поздравить молодожёнов, или сказать для них ласковый эпитет!». Глупее только — идея «всех сплотить», чтобы микрофон шёл по кругу и каждый должен о себе рассказать в течении 1 минуты! От свадебного ведущего, современного тамады требуется элементарное понимание того, что на любом мероприятии есть процент людей даже из числа родственников молодожёнов, которые не хотят ничего говорить публично в микрофон! Это их полное право и абсолютно незачем их насиловать принудительным объявлением, неожиданной передачей микрофона. Мой принцип работы – прописать только для формата первого часа список самых близких людей (мамы, папы, бабушки, дедушки, крёстные, братья и сёстры). Перед тем как представить человека, во время паузы между тостами, я подхожу и спрашиваю у человека (записанного в сценарии): «Молодожёны надеются, что Вы их поздравите! Вам будет удобно поздравить их через один тост?» Если человек отказывается, или просит перенести его «на потом», то я так и поступаю. Важно, чтобы поздравления друзей, коллег не опережали поздравления родных и близких. Если человек отказался от тоста, или попросил его перенести на середину, конец вечера, то по крайней мере, он уже не обидится и будет знать, что его не забыли, его указали в сценарии, как особо близкого гостя.

Незадолго до окончания тостов от всех «официальных лиц» я делаю объявление, что «Никаких списков поздравлений нет! Никого не напрягаем. Отдыхайте, наслаждайтесь вечером, праздником! Если Вы хотите поздравить молодожёнов, то идентифицируйте себя любым удобным способом, например, поднятием руки. Я подойду во время паузы и запишу — как Вас представить!» Подобное сразу же облегчает жизнь всем гостям, которые привыкли сидеть на свадьбах и бояться, когда их вызовут, или когда напрягут тостом, или дурацким конкурсом.

На мой взгляд, ведущий свадеб вообще не должен говорить никаких тостов. У каждого второго ведущего есть шаблон: «Первый тост — за молодых!» и хорошо, если на этом месте будет «Стоп!» и тамаду не понесёт дальше по кочкам так, что гостям не останется места для собственных поздравлений. Но хуже всего, когда свадебный ведущий начинает говорить шаблонные вещи, или взятые из Интернета поздравления. Шаблонов очень много. Сегодня редко кто из индустрии организации свадеб не слышал про «брак без брака», про «любовь — не вздохи на скамейке и не прогулки при луне!» и многое другое. Что простительно гостям, которые приготовились на скорую руку, не заморачиваясь, или в меру своего развития, образования — не простительно ведущему, тамаде. Когда кто-то из гостей делает параноидальное поздравление конца 19-го столетия: «Вот Вам морковь, чтоб в доме была любовь! Вот Вам помидор, чтоб в доме не было ссор!» (и так ещё на 15 минут стишков сопровождаемых раздачей реальных овощей), то это можно понять и отнестись снисходительно. Хотя однажды, я сам не выдержал, потому что подобное делали не бабушки, приехавшие из глухих деревень, а друзья молодожёнов, и симпровизировал в конце этой тирады: «Вот Вам фейхоа, чтоб денег было… очень много!» Это была настоящая бомба после подобного двадцатиминутного действа! Но одно дело, когда мы видим такое от гостей, а когда такие эпизоды включаются в программу ведущим свадьбы, то это уже диагноз.

Ведущий не должен, не умолкая говорить, как радио.

Многие ведущие праздников почему-то думают, что работа настоящего ведущего в том, чтобы не умолкать и постоянно что-то говорить! Сказали гости тост, нужно сразу же продолжить его анекдотами, какой-то историей, после которой объявить следующий тост, а потом опять – анекдоты, прибаутки, случаи их жизни. На мой взгляд, задача ведущего – направлять праздник в нужное русло, чтобы всё незаметно шло своим чередом. Конечно, есть отдельная категория ведущих эгоцентричной манеры ведения с непрерывными шутками, монологами, анекдотами. Своеобразный театр одного актёра, в жанре которого работают многие известные, и даже скандальные ведущие. Соответственно, те Клиенты, которые хотят увидеть и услышать что-то в этом жанре подбирают ведущего из этой категории. Однако если речь идёт о работе свадебного ведущего, то данный жанр в подавляющем большинстве случаев не актуален.

Штампованные аксессуары.

На мой взгляд, современный ведущий должен навсегда исключить из своей работы такие банальные вещи, как «Диплом тёщи», «Диплом тестя», «Грамота невесты», «Технический паспорт жениха» и.т.п. Раньше подобные «остроты» ведущие «сочиняли» и воплощали сами, а в наши дни это поставлено на поток и продаётся в лубочно-штампованном виде в любом ларьке свадебных аксессуаров и используется многими ведущими. Когда ко мне гости подходят с такими вещами на свадьбе и просят этот ужас обыграть – я уверяю их, что если они окончательно и бесповоротно хотят вылить на молодожёнов этот поток «креатива», то намного убедительнее он прозвучит из их уст, а не из моих!

Конкурсы на свадьбе.

Самым важным фактором в работе ведущего праздников и при выборе ведущего является конкурсная программа. Это самое больное и самое слабое место подавляющего большинства ведущих. Когда я встречаюсь с молодожёнами, мне часто говорят: «Вы уже десятый с кем мы встречаемся, но пока что нам не везло!» Я отвечаю: «Да я представляю, сколько Вы наслушались уже! И про яблоко с зубочистками, про шляпу, которая «угадывает мысли», и «Сказку про Репку», и про то, как «забавно» танцевать на газетах и как «уморительно» лопать воздушные шарики, или находить прищепки на одежде с завязанными глазами!» В большинстве случаев я вижу изумление на лицах молодожёнов: «Вам уже про нас рассказывали? Вы знаете этих ведущих?»Я отвечаю, что этих ведущих я не знаю, но у них, как правило, одна и та же конкурсная программа, которую придумали их прапрадеды, и с тех пор она не меняется десятилетиями. Ко мне часто подходят гости после свадеб и говорят, что мой стиль ведения и моя конкурсная программа полностью перевернула их сознание и отношение к профессии тамады и свадьбе как таковой. Бывает, что во время подготовки к встрече с молодожёнами гости говорят обречённо: «Ну, что первый час сидим-едим, а потом будем яйцо через штанину катать, пеленать кукол, красть невесту и жених со свидетелем танцуют стриптиз?» Я подшучиваю, отвечая: «А Вы что читали сценарий и все секреты знаете уже?» На что мне отвечают: «Да нет, просто всё как обычно. Так, наверное, ведь и нужно?!»

Вывод простой – на любой товар всегда будет свой покупатель. От интеллекта, вкуса и уровня ведущего зависит – с какой программой он работает. Для кого-то перекатывание яиц через штанину, «танец маленьких лебедей» с мужиками в женском белье, переодевание гостей в «Верок-Сердючек» — апогей юмора, но я ориентируюсь на отсутствие пошлости и банальности. От подобного рода заказов я отказывался даже на заре своей карьеры ведущего праздников, а сейчас у меня таких запросов вообще не бывает. Рекомендую начинающим свадебным ведущим всё-таки ориентироваться не на то, что делают все, а на свою индивидуальность. Это вторая важная составляющая успеха – не делать «как все» (после понимания того, что точно не нужно делать вовсе).

Анализируем основные этапы классической свадьбы.

Давайте возьмём обычную классическую свадьбу и разберём её, пройдём по порядку. Я буду описывать вариант «как у всех» (назовём его «колхозный») и тут же приводить вариант как это может быть иначе. Причём без особого креатива, а просто по-европейски. За основу своих суждений я беру тот факт, что мы имеем дело с современными молодожёнами , среди которых за последние 10 лет я не видел ни одной пары, которая бы утвердила, или просила бы сделать им так, как я буду описывать в «колхозном» варианте. Итак…

Встреча молодожёнов.

Вариант 1 (колхозный). Тамада делает ряд наибезумнейших манипуляций: достаёт огромную корзину с адским реквизитом и раздаёт всем гостям кучу цветных ленточек, погремушек, расстилает какие-то немыслимые рушники на землю со стенгазетами. Молодожёнам часто завязываются две (ближние друг к другу) ноги, чтобы они могли допрыгать до места, «преодолевая» таким образом «препятствия жизни». Также пару заставляют преодолеть все натянутые цветные ленточки, каждая из которых, оказывается, символизирует стихию огня, воды и.т.п. Как вариант, жениха заставляют нести невесту на руках через всё это, а гости берутся за руки, образовывая «навес» над молодожёнами, напоминающий игру «ручеёк». Затем следует никому ненужный обряд «омовения рук» — как некий символ «новой» жизни. Не обходится и без «традиционного» маразма: «А теперь, кланяйтесь в ноги родителям! Жених, как ты будешь называть тёщу? Правильно! Мама! А ты как будешь называть свекровь? Мама! Умница!» Весь этот бред ведёт тамада, который (-ая) вылезает на передний план и комментирует не переставая, включая саму встречу родителями с караваем. После того, как тема каравая себя отработала, родители по команде тамады поднимают каравай вверх и таким образом создают «врата новой жизни», через которые молодожёны должны войти в ресторан. Молодожёнов принимает диджей, который непременно включает из «Winamp» с ноутбука стандартный «Марш Мендельсона». Затем их ждёт «традиционная» баянная песня «Обручальная кольцо», «Родительский дом» и «сбор подарков, даров». Согласитесь, что так жить нельзя? Но с другой стороны, очень много молодых пар, доверяя тамаде, проходят весь этот маразм без особого восторга, но с мыслью, что «так, наверное, надо»?!

Вариант 2 (адекватный). Как я организовываю встречу молодожёнов в формате современной классической свадьбы? Очень просто. Я не напрягаю гостей во время фуршета – даю им время освоиться, пообщаться, прийти в себя и перекусить. При этом я отвечаю на все их вопросы, консультирую, если им что-то непонятно. В «час Х» выхожу на связь с молодожёнами, или свадебным распорядителем, откуда получаю информацию о 10-ти минутной готовности. После этого я приветствую ещё раз всех гостей в микрофон и сообщаю, так сказать, минимальный прожиточный минимум на этап встречи: готовность 10 минут, встреча будет происходить на улице/в фойе, будем/не будем «мусорить» (засыпать молодожёнов лепестками роз или пневмо-конфетти); конверты и цветы дарим в ресторане сразу же после общего прибытия туда. Всё! Что самое главное и самое важное – я консультирую родителей на фуршете, если они имеют вопросы по встрече молодожёнов, и никогда не лезу ни с какими речами и прибаутками на первый план во время встречи молодожёнов. На мой взгляд, ведущий свадьбы не должен ничего говорить на встрече, а тем более в примитивных стихах и фольклорных шаблонах!

Во время встречи я нахожусь за спиной у родителей, чтобы тихо подсказать им алгоритм: «Теперь предлагаем шампанское, теперь можно пригласить молодожёнов и гостей в ресторан!» в случае, если родители начнут волноваться или растеряются. Кроме того, я смотрю, чтобы фужеры, которые молодожёны будут в скором времени бросать, не попали в гостей, или в припаркованный свадебный лимузин. После того как каравай откушен/отломлен – его также не надо пускать по всем гостям, чтобы они его доели: «Отведайте, гости дорогие, нашего каравая с солью!» — как будто это последняя еда в ресторане! Кстати, если молодожёны заказали каравай не в ресторане, а где-то ещё и он попал в пробку, то не стоит сходить с ума и кричать, что «свадьба срывается», «без каравая свадьба не получится», а нужно просто включить мозг и сгенерить свежую идею, как, например, я на свадьбе 5 августа 2009 года предложил заменить опаздывающий на 2-3 часа каравай на тарелку с красной икрой. Потрясающяя была картина, которую запомнили не только молодожёны, но и гости, а родители сказали: «как здорово, что каравай опоздал и вовремя не приехал!»

После традиционной встречи гости проходят за молодожёнами и попадают вместе с ними в зал торжества. Молодожёны встают в «место Х» — как правило, перед своим столом и организованно принимают конверты и цветы. Самый нормальный европейский вариант. Плюсов тут великое множество. Во-первых, гости освобождают от букетов руки и могут спокойно сесть за стол. Во-вторых, у молодожёнов появляется фото с каждым гостем и их никто не дёргает во время свадьбы: «Ой, а сфоткаемся со мной на мой айфон?» Так, все гости знают, что с каждым из них есть профессиональное фото. В-третьих, гости равномерно поступают за столы и ресторан успевает за ними ухаживать. За столы садятся по 1-2-3 человека, а не 30-40-50 одновременно. Во-четвёртых, молодожёны сразу получают все конверты с деньгами лично в руки, а не во время свадьбы на подносы, или прилюдно. К тому же, часть гостей на свадьбе имеет привычку добавить к своему тосту в конце: «И вот Вам от дяди Бори первый кирпичик в Ваш фундамент! Тут в конверте целых 3 «красненькие»!» Поэтому, лучше нейтрализовать всё это вежливо и приватно без подобных «шоу»!

Исключение, наверное, составляют только национальные свадьбы. На национальных свадьбах есть ряд традиций, которые принципиальны молодожёнам, хотя часто современные молодожёны пренебрегают и ими. Например, встреча лавашом и мёдом на армянских свадьбах, или «сбор даров» на татарской или кавказской свадьбе, снятие фаты на молдавской свадьбе.

Вывод : не нужно напрягать и без того вымотанных подготовкой к свадьбе и самим свадебным днём молодожёнов деревенскими «приколами». Всё должно быть максимально просто, лаконично. В центре традиционной «встречи молодожёнов» должны быть самые родные люди – мамы и папы, а не тамада, которого молодожёны видят второй раз в жизни!

Почему-то 99% ведущих считают, что первый тост «по старинке» должен сказать ведущий, тамада. Почему должен? Кому должен? Я никогда не говорил и не говорю никаких тостов, потому что считаю, что задача ведущего грамотно и непринуждённо организовать выступления гостей. Если гостей на свадьбе 40-50 человек и среди них найдётся 15-20 поздравлений, то для 5 активных часов свадьбы это будет очень ощутимо! Поэтому, перегружать программу отсебятиной, и вставлять сюда тосты от ведущего, которого все видят в первый раз, на мой взгляд, неуместно.

Я говорю слова поздравлений молодожёнам на свадьбах от 100 и более человек, когда принимается принципиальное решение: никому не давать слова вообще по причине того, что даже четверти гостей дать слово не реально, а если кому-то дать, а кому-то не дать, то будут обиды. В таких случаях ставится второй оператор в отдельном зале, или фойе, в камеру которого гости могут высказаться, а молодожёны увидят это в свадебном фильме. Программа свадьбы наполняется выступлениями артистов, конкурсами ведущего, свадебными традициями (букет невесты, торт и.т.п.), но предполагает, чтобы люди хотя бы раз в час-полчаса централизованно поднимали бокалы. В этой связи и появляются тосты ведущего, которые просто изначально обусловлены форматом мероприятия.

После первого тоста большая часть тех, кто гордо именует себя «диджеями» почему-то ставят, как я писал выше, песню «Обручальное кольцо».

Доля истины в этих словах есть, но звучит она иначе: «Гости не готовы в первом часе для динамичных конкурсов, танцевальных блоков и прочей активности». Однако это не означает, что ведущий должен просто тупо отбывать этот час на площадке за счёт Заказчика!

Формат первого часа в моей работе строится приблизительно следующим образом (описываю самый простой вариант моей работы и работы диджея без поддержки творческих коллективов и артистов):
— поздравления родителей (по очереди с каждой стороны. Как правило, это два тоста);
— застольный конкурс на 5-7 минут, чтобы переключиться с тостов и не уходить в формат «политбюро»;
— затем 1-2 тоста, видеовключение (переозвученные обращения политиков, звёзд, либо видеопоздравление дальних родственников);
— застольный конкурс (3-5 минут),
— один тост от гостей, просмотр свадебного «love story» на экране, которая становится подводкой к первому танцу молодожёнов,
— первый танец молодожёнов;
— перерыв (10-15 минут) с параллельным перекуром и танцевальным блоком.

Конкурсная программа первого часа должна быть ненавязчивой. Именно первыми конкурсами ведущий зарабатывает себе авторитет перед гостями, внушает им либо доверие и симпатию, либо полную антипатию и необходимость терпеть «это» из уважения к молодожёнам.

Ведущий на свадьбе не должен вообще трогать молодожёнов в течение всего праздника , если они сами не захотят принять участие в конкурсах! А как показывает практика – в 99% случаев они этого не захотят! Большинство ведущих делает крайне банальные конкурсы в формате первого часа: «яблоко с двумя десятками зубочисток», которые нужно молодожёнам вытащить, называя друг друга ласковыми эпитетами на каждой зубочистке; либо деревенский конкурс с пеленанием куклы, или поиском денег в капусте. Менее жёсткий, но крайне банальный вариант – играть на свадьбе в «Вспоминаем песни со словом «любовь»»! Есть ещё один «остроумный» вариант со «шляпой, которая угадывает мысли», или «ведущий-экстрасенс». Суть одна – в первом случае тамада позволяет себе подойти к гостю: «О чём это думает этот мужчина, сидя с такой роскошной спутницей?» и одеть на голову бедного гостя антисанитарную, лет 5-7 не стираную шляпу. В этот момент диджей включает какого-нибудь Богдана Титомира: «Ерунда! А я хочу тебя!»Подразумевается, что подобное «разоблачение» должно вызвать смех. После этого горе-тамада обходит ещё 7-10 человек, одевает на них туже шляпу и все слушают «их мысли»! Второй вариант с «ведущим-экстрасенсом» всё тоже самое, но с рукой ведущего вместо шляпы.

Но вернёмся к конкурсам первого часа . Это самый актуальный впрос всем ведущих: «А что тогда делать? Какие хорошие свадебные конкурсы посоветуете?» Я не планирую по понятным причинам раскрывать свои авторские секреты и находки, но акцентирую внимание на том, что кроме перечисленной паранойи есть простые и далеко не банальные (хоть и не дико креативные конкурсы). Формат первого часа можно разбавить конкурсами, наподобие, известного на телеканале СТС «Угадай мелодию», или облегчёный вариант радиостанции «Love Radio» (музыкальные перевёртыши) — в облегчённом варианте. Не глумиться над человеком в наушниках в течение 30-40 минут, а заранее сделать 10-12 хитовых музыкальных композиций, которые нужно перевернуть в компьютерной программе задом наперёд. Перевёртыш (15-25 секунд) слушают и угадывают все гости, сидя на своих местах, а в случае правильного ответа – диджей включает фонограмму в оригинале.

В первый час праздника можно включить стёбовые викторины про самые неизвестные факты из жизни молодожёнов по аналогии с известными телешоу. Разумеется, все вопросы согласовываются в сценарии с самими молодожёнами.

Вот Вам достойный и грамотный первый час праздника без всякого креатива, но и без банальности и пошлости.

Пройдёмся по основным свадебным традициям и свадебным обрядам.

Первый танец молодожёнов.

Его не нужно ставить в самое начало праздника (до застолья по прибытии) и в самый конец – перед, или даже после свадебного торта, как умудряются некоторые ведущие свадеб. В первом случае – слишком рано и неуместно (молодожёны банально устали и проголодались), а во втором может быть банально поздно (по алкоголю) и неактуально. Не нужно обкладывать танец молодожёнов никакими «икеевскими» свечками , делая из них горящие сердечки. Это пошло, старо, банально и огнеопасно!

Сбор денег на ползунки . На мой взгляд, не нужный и архаичный обычай. Благо, что на моих свадьбах такое бывает реально, ну может быть, один раз в год. Отказать молодожёнам в этом невозможно и бессмысленно, потому что для многих это воспринимается как «потеря традиции». Если же молодожёны настаивают на проведении этого «шоу», то лучше его обыграть силами свидетелей – ведущий руководит процессом, организовывает, а все деньги собирают и считают свидетели. В идеале (если уж делать эту «традицию») – вообще не трясти на свадьбе никаким детским бельём, а собрать деньги в подносы, или красивые сундуки. После проведения сбора денег на ползунки необходимо проследить, чтобы все полученные от акции средства были переданы молодожёнам, а не затерялись.

Букет невесты. Тут два важных эпизода, чтобы «не быть как все». Не надо «раскручивать невесту»! Этого я вообще никогда не понимал! Зачем её крутить, когда невеста может быть (ненужное зачеркнуть/нужное оставить): на каблуках, в кринолине, немного не трезвой, немного беременной, просто неважно себя чувствовать! Достаточно поставить невесту спиной к незамужним девушкам и попросить их «перемешаться». Второй момент – бейте сковородкой убогих умом диджеев, которые включают песню Аллегровой «Свадебные цветы» на полёт букета невесты! По банальности и шаблонности с этим может конкурировать только первый танец молодожёнов в исполнении Серова «Я люблю тебя до слёз»!

Разжигание семейного очага . Это особая тема. Я говорил о ней в своей статье«Классические свадьбы». Тут лишь позволю процитировать себя. Традиция«разжигание семейного (домашнего) очага» пошла с древней Руси. Молодожёны возвращались домой из церкви и родители перво-наперво топили им печь, передавая тем самым своё тепло, любовь, заботу и опыт. В наши дни традиция модифицировалась и стала иметь более упрощённую форму: родители с тонкими горящими свечами в руках одновременно зажигают толстую свечу, которую молодожёны держат в своих руках. Это может быть как просто свеча, так и свеча, которая находится в фарфоровом домике. Свадебному ведущему важно знать ситуацию в семье, потому что если родители, например, в разводе, то нет никакого смысла делать эту традицию, или сделать, но силами мам. Почему-то многие ведущие проводят этот обычай в самом конце свадьбы, считая, что тема горящих свечек трогательна и актуальна именно в конце вечера. На самом деле, семейный очаг является «переходящим знаменем» и зажигается на последующие семейные торжества (годовщина свадьбы), являя собой своеобразную нить времени. Горения семейного очага впоследствии хватает на N-ое количество семейных годовщин! В этой связи, не совсем правильно зажечь его в самом конце застолья, чтобы практически тут же потушить! Семейный очаг должен по полной программе «отработать свою тему» на свадьбе и не сгореть при этом (бывает и такое, когда молодожёны используют «икеевскую таблетку» вместо хорошей свечи). Семейный очаг логично зажечь после того, как родители скажут своё первое слово за столом. Второй очень важный момент, связанный с семейным очагом это то, что многие ведущие доводят этот обычай до абсурда и гротеска. В надежде «выбить слезу» у родителей и гостей, ведущие часто предлагают продолжить этот обряд тем, что абсолютно все гости «прикуривают» от семейного очага свои свечи, зачастую под какую-нибудь «продвинутую» композицию наподобие «Родительский дом, начало начал…» и дружно качаются с горящими свечами в руках. Подобная акция символизирует то, что дом молодожёнов всегда открыт для этих гостей. Я согласен, что огонь всегда красив и фотогеничен, но считаю полным абсурдом превращать свадьбу в погост.

Свадебный торт . Ведущий обязательно должен согласовать с молодожёнами «судьбу» первых кусков свадебного торта. В подавляющем большинстве случаев первые куски свадебного торта молодожёны отдают родителям, но бывают случаи, когда жених и невеста хотят устроить аукцион первого куска. Это также важно согласовать, чтобы со стороны ведущего не было никаких денежных конкурсов, если того не пожелают сами молодожёны. Хочется заметить, что многие ведущие делают такую «дурку», как «молодожёны должны покормить друг друга первым куском свадебного торта и обязательно перепачкать в нём лица для пущего умиления». На мой взгляд, этот бред стал архаизмом ещё лет 15-20 лет тому назад. Мне повезло — за время работы свадебным ведущим у меня не было ни одной просьбы провести что-то подобное, но многих видеоператоров, я с этой просьбой вежливо отфутболил, когда от них поступала просьба объявить подобное в микрофон и стребовать с молодожёнов сей не поддающийся логике ритуал.

На этом заканчивается то, что принято считать современной классикой жанра. Некоторые добавляют сюда «последний танец молодожёнов», который почему-то часто норовят обставить гостями со свечками. Но возникает вопрос: «Почему последний?» Наверное, это из серии, чтобы намекнуть гостям: «Всем спасибо! Все свободны!»

Хочется сказать ещё про одну «традицию». Всё чаще и чаще невесты стали интересоваться: «А что это за тема такая, про которую все говорят на форумах: обряд снятия фаты »?

Эта традиция пришла к нам из Молдавии, но также прижилась в отдельных частях Украины. Если Ваша свадьба национальная, то этот обряд имеет место быть. Я делал его на молдавских, украинских свадьбах. Правда иногда, по настоянию молодожёнов, приходилось проводить и на русских. Смысл обряда снятия фаты в том, что играет музыка, мать жениха снимает с невесты фату и начинает поочерёдно надевать её на головы танцующих незамужних девушек. Типа — Ваша очередь не за горами! Они недолго (15-20 секунд) танцуют по очереди в фате. Заканчивается эта феерия тем, что на невесту надевают косынку и фартук, лишний раз, указывая, что «твоё место, женщина, на кухне!»

По поводу свадебных традиций и обрядов я хочу внести некоторую ясность. На меня часто обижаются на свадебных форумах, пишут на почту, что я иной раз резко, стёбно отзываюсь о той или иной традиции. Я не против традиций. Просто, на мой взгляд, многое безнадежно умерло из-за своей архаичности и это нормально. Время идёт вперёд и прогресс очевиден во всём. Моя супруга писала кандидатскую диссертацию по современным креативным свадьбам и свадебным традициям прошлого. Изучая то, что она находит иной раз в архивах, я прихожу в ужас! Поделюсь некоторыми фактами.

На Руси было очень много наитупейших свадебных традиций и свадебных обрядов . Например, в отдельных регионах было принято, чтобы невеста перед свадьбой познала… радости лесбийской любви, а потом была обязана раскаяться в этом мужу. Он её должен отругать («покорить»), даже побить, но непременно простить. Именно в этом «прощении» была суть этой нелепой традиции. Многие современные люди не задумывались, откуда пошло выражение:«Я там не стоял – свечку не держал!» Я нашёл происхождение этого выражения в русских свадебных традициях.

«Держали свечку» — либо свекровь, которая смотрела за первой брачной ночью молодых, чтобы всё было «правильно», а главное, чтобы «невеста оказалась честной и не поменяла простыню с признаками честности»; либо – близкие родственники жениха. Апогеем дикости и тупости была ещё одна русская свадебная традиция – вывешивать простыню после первой брачной ночи, чтобы показать всему селу, что невеста честная! На самом деле это лишь малая часть того, какими дикими были русские свадебные обряды в их оригинальном исполнении. В этой связи, я призываю задуматься тем, кто говорит о «чистоте классического свадебного жанра», о том, что традиции надо сохранять. Было бы, чем гордиться!

Но при этом я не отрицаю национальный русский колорит, традиции, которые были уместны и актуальны в то время. Но мы живём в 21 веке, всё таки!

Возвращаясь к анализу современных свадеб, добавлю, что полным отсутствием вкуса и стиля, на мой взгляд, становится банальный финал, когда диджей или живые музыканты исполняют песню «Мы желаем счастья Вам!». Это абсолютно из той же оперы, что я «Я люблю тебя до слёз!»

Я надеюсь, что этот мой огромный опус всё-таки найдёт отклик в сердцах тех, кто хочет создавать новые и яркие свадебные тенденции и поможет не только ведущим праздников, ведущим свадеб, но и молодожёнам, которые готовятся к предстоящему Событию.

Внутривузовские игры непременно должен кто-то вести. Если вам не удастся найти подходящего кандидата среди организаторов игр, рано или поздно придется искать его «на стороне» и проводить «кастинг». Так что можно заранее прописать примерный список требований к ведущему.

1. Обычно в качестве ведущих выступают лица мужского пола ― уж такова традиция.

2. Очевидно, что всем будет удобней, если ведущий будет учиться в вузе (желательно на 1-3 курсах, чтобы можно было «растить» ведущего на перспективу) или хотя бы иметь отношение к нему.

3. Незаменимые качества ведущего ― общительность, креативность, умение импровизировать и умение держаться на сцене. Желательно чувство юмора. Только человек, обладающий такими качествами, сможет выкрутиться во время возникающих пауз, сделать игру более смешной за счет своих реплик, в том числе на разминке. Кстати, нередко команды строят часть шуток на ведущем, и его отклик, включение в номер тоже очень хорошо оцениваются залом.

4. Как и у актеров команд, у ведущего должна быть хорошая дикция, либо ее нужно натренировать. Ведущий в определенном смысле более важная фигура, чем жюри и команда: именно он объясняет схему сезона, раскрывает суть конкурсов, зачитывает оценки. И если у ведущего в момент объяснения во рту будет каша, зритель многого не поймет.

5. Одна из черт ведущего ― объективность и беспристрастнсть, ведь своими симпатиями он может повлиять на результаты, а этого быть не должно. Объективность еще и в том, что ведущий должен адекватно оценивать происходящее на сцене: если выступает 5 команд-новичков, то вряд ли стоит обнадеживать зрителя, обещая ему супермегафеерично-смешное шоу ― лучше сказать: «Сейчас выступят 5 команд-новичков, которые долго готовились к этой игре, и мы надеемся, что вы повеселитесь от души».

6. Ведущий должен более-менее разбираться в КВНе вообще и знать особенности развития КВНа вузовского. Впрочем, обо всем этом организаторы могут рассказать уже в процессе подготовки к игре.

7. Еще два важных требования, имеющие больше отношение к физиологии. Во-первых, у ведущего должна быть хорошая память: непременно потребуется запоминать отдельные имена членов жюри, названия команд и проч. Да, все слова будут на листочке, но вот соотнести название с образом конкретной команды или имя с образом конкретного члена жюри может только сам человек.

Во-вторых, ведущий должен хорошо видеть (не говорю, что у него должно быть хорошее зрение, ведь оно может корректироваться за счет линз или очков). С плохим зрением сложно следить за реакцией зала (а иногда это нужно), озвучивать оценки, поднятые членами жюри.

8. Наконец, у кандидата на роль ведущего должны быть ярое желание и возможность вести игры, ведь если это будет ведущий на раз, то к следующей игре придется искать нового. Между тем, думается, ведущий должен быть постоянным и не меняться из игры в игру. Как стимул ведущему можно предложить официальное освобождением от занятий. Хотя все равно определяющими моментами будет желание и возможность самого человека.

И скажу немного о других моментах, которые нужно иметь в виду, когда ведущий уже выбран. Организаторы должны позаботиться о том, чтобы у ведущего заранее была «рыба» его слов: список команд, список жюри, регламент игры с максимальными баллами, дополнительные тексты, которыми можно заполнить паузы, и т.д. Генеральную репетицию рекомендуется проводить с ведущим ― не следует делать так, чтобы он «попадал с корабля на бал». Игру ведущие традиционно проводят в костюмах (брюки-рубашка-пиджак).

Каждая пара желает, чтобы их свадьба была настоящей сказкой и прошла без сучка без задоринки. Для этого важно найти верного союзника и поддержку в лице профессионального ведущего. На протяжении всего вечера именно этот человек будет контролировать хорошее настроение всех приглашённых. Так каким же должен быть профессиональный ведущий?

Соблюдающий интересы каждого

Ведущий в обязательном порядке должен соблюдать интересы молодых и направлять банкет в нужное доброжелательное и весёлое русло. Профессионал с лёгкостью минует подводные камни, нередко портящие свадебное торжество, — скуку, недовольство, ссоры, драки и претензии.

Помощник и опора

Если обратиться к свадебным традициям, то выяснится, что ведущий — не самый главный человек на свадьбе, главный — это отец жениха. Именно этот человек приглашает гостей к столу, произносит первый тост. Если вы сторонники подобной традиции и хотите соблюсти её на своей свадьбе, то в этом случае ведущий исполнит роль помощника, который в определённые моменты не даст растеряться гостям и молодожёнам, аккуратно напомнит и подскажет, что нужно делать.

Тактичный и сдержанный

Свадьба — это изобилие тостов и пожеланий, которые чаще всего произносит ведущий. Хороший конферансье знает, когда нужно заполнить паузу, а когда лучше промолчать и проявить тактичность и уважение к гостям. Помните, профессионал никогда не заговорит о деньгах, которые были потрачены на свадьбу, о скором пополнении семейства, о принятии решения «всё-таки пожениться», о разводе, об отсутствующем госте или родном человеке, о первой брачной ночи — это категорически запрещённые темы, которые быстро испортят настроение молодым.

Отличный психолог

Хороший ведущий должен обладать ненавязчивостью, наблюдательностью и проницательностью. Он всегда чувствует настроение праздника, предугадывает реакцию гостей на свою программу, не станет заставлять участвовать в конкурсе или постановке гостя, который не желает этого делать.

Хороший импровизатор

Ведущий должен уметь выкрутиться из любой ситуации. Главное — быстро сориентироваться, не растеряться и настроить на правильный ритм гостей и молодожёнов. Для этого ведущий должен быть творческим человеком, с хорошей фантазией и богатым опытом работы.

Вежливый, приветливый и общительный

Ведущий — это универсальный человек, он найдет общий язык с каждым приглашенным. Каким бы сложным не был гость: молчаливым, застенчивым или капризным — к каждому ведущий должен найти свой подход. Умение общаться с людьми и помнить о каждом госте — качества отличного ведущего. Никто из приглашённых не должен себя почувствовать лишним на празднике.

Универсальный человек

Хороший ведущий и споёт, и станцует, если нужно, и конкурс проведёт, и публику «заведёт». Это обаятельный, интересный человек, за которым интересно наблюдать и которого приятно слушать. Такой человек будет интересен как молодой публике, так и людям постарше. Талантливый ведущий сможет развеселить любую компанию и найти адекватные конкурсы для разных возрастных групп.

Найти самого вам поможет наш каталог специалистов.

Что еще почитать