Культурология любви. Гнев в интимных отношениях. Проблемы межкультурных браков

Любовь - самое прекрасное чувство, которое способен испытывать человек. Мы повсеместно ощущаем его.

Однако, не смотря на всю романтичность данного чувства, общество оказывает большое влияние на то, как человек оценивает свои переживания и как проявляет свои чувства. Узнаем как представители различных культур воспринимают любовь!

Исследования о любви в разных культурах

Учеными было проведено несколько интересных психологических исследований, которые показали разницу в восприятии любви для жителей западных и восточных стран мира .

Так, группа исследователей во главе с психологом Робертом Левайном провели опрос студентов из 11 стран мира и задавали им один и тот же вопрос: "Предположим, что мужчина (или женщина) обладает всеми теми качествами, которые Вы бы хотели видеть в человека рядом. Смогли бы Вы связать себя узами брака с ним (или с ней), если при этом Вы не влюблены в него (нее)? "

Интересно, что ответ на этот, как могло бы показаться вполне понятный вопрос, был неоднозначным.

Так, большинство студентов, из западных стран мира и стран где преобладает западная культура, дали отрицательный ответ. А вот молодые люди из восточных стран, большее предпочтение отдают наличию у партнера необходимых качеств, а романтические отношения отодвигают на задний план.

Кроме того, исследователи сравнили отношение к романтической любви, ярким примером, хоть и печальным, является история о Ромео и Джульетте, среди студентов США, Японии и Германии.

Данное исследование показало, что самым пылким и страстным отношением к любви обладает молодежь Германии, а японские студенты придерживаются более консервативных взглядов, которые к романтике относятся крайне посредственно. Среди американцев мнения разделились, и они заняли промежуточную позицию.

Что такое любовь для разных культур?

Романтическая любовь - это сильные внутренние переживания индивида. Зачастую она толкает человека на необдуманные и импульсивные решения.

Брак, который начинается с подобных пылких отношений, нередко становится камнем преткновения между членами семей влюбленных. Наплевательское отношение на мнение других по поводу собственных чувств - это суть романтической страстной любви.

В таких романтических отношениях влюбленные погружаются в мир друг друга, не видя других. Данная модель вполне подходит для представителей западной культуры.

Восточная же культура, не может позволить себе столь импульсивных решений. Соответственно романтика отходит у них на второй план. Им куда более важно как другие члены семьи или социальной группы оценят их выбор.

Среди представителей восточной культуры самый большой процент договорных браков. Причем стоит отметить, что пару из жениха и невесты могут построить еще задолго до их вступления в законный брачный возраст.

Так, влюбленный европеец спрашивает у себя: "Что я чувствую?", а китаец "Что подумают другие?"

При исследовании различных аспектов любви, ученые обнаружили, что молодые азиаты зачастую классифицируют свои отношения как дружескую любовь, практически не воспринимая романтичной любви, которая за счет страсти толкает людей на неоправданные риски.

Но и среди представителей Востока есть различия в восприятие любви.

Любовь по-китайски

В Китае существует такое понятие как "ган куинг" . Оно обозначает важные и близкие для человека взаимоотношения.

Данное понятие не имеет практически ничего общего с западным представлением о романтической любви. Ведь "ган куинг" не подразумевает под собой сексуального влечения к человеку. Данное чувство зарождается тогда, когда один человек что-то делает или чем-то помогает другому человеку.

Так, проявлением любовь по-китайски может проявляться как в починке мебели или помощи в учебе. Очень часто брачные отношения в Китае строятся именно на этом чувстве. И только после этого дополняют его сексуальными отношениями и другими "атрибутами западной любви".

Любовь по-корейски

А вот проявление любви по-корейски отличается от понимания данного чувства их соседями. Так, в Корее самым ценным чувством, считается "джунг" - чувство , которое зарождается между людьми на протяжении длительного времени. Корейцы считают, что "джунг" намного сильнее и теснее связывает людей между собой, нежели страстная романтическая любовь.

Интересно, что это же чувство может возникать между людьми, которые испытывают неприязнь друг к другу. Ведь страстное чувство непринятия другого человека также устанавливает связь между людьми.

Любовь по-японски

Японцы же крайне позитивно оценивают так называемое «амэ» — эмоциональное состояние, в котором совершенно пассивный объект любви получает удовольствие от того, что о нем заботится партнер, это несколько похоже на взаимоотношения матери и ребенка. В английском, так же как в любом другом языке нет эквивалента для слова «амэ» ; самое близкое по значению слово — зависимость, эмоциональное состояние, которое в западной культуре считается ненормальным в отношениях взрослых людей.

Интересно, но именно таким образом в глазах молодого поколения различные культуры формируют представление об "идеальной" любви. На самом деле не важно, какую именно любовь Вы испытываете, главное - это то, что она есть в Вашей жизни.

Введение

Классификация форм любви

Истоки и эволюция понятия любви

Значение любви

Любовь по Фромму

1 Любовь - ответ на проблему человеческого существования

2 Любовь между родителями и детьми

3 Объекты любви

Список литературы

Введение

Что такое любовь?

Любовь - чувство, свойственное человеку, глубокая привязанность к другому человеку или объекту, чувство глубокой симпатии.

Любовь - одна из фундаментальных и общих тем в мировой культуре и искусстве. Рассуждения о любви и её анализ как явления восходят к древнейшим философским системам и литературным памятникам, известным людям.

Любовь рассматривается также как философская категория, в виде субъектного отношения, интимного избирательного чувства, направленного на предмет любви.

Способность к любви у высших животных может проявляться в форме привязанности, сложных взаимоотношений социального типа внутри группы, но в полной мере она спорна и пока не подтверждена.

Этимология

Русское «любовь» восходит через др.-рус. любы к праслав. (тот же корень, что и у глагола «любить»). Данное слово, так же, как и «кровь», «свекровь» и многие другие, относилось к типу склонения на. Уже в древнерусском языке этот тип распался, лексемы, относящиеся к нему перешли в более продуктивные типы, тогда же форма именительного падежа была вытеснена первоначальной формой винительного падежа любовь (праслав.). Существует также гипотеза о заимствованном характере данного слова в русском языке.

Основы понимания любви Терминология

Сложность и диалектическая многоплановость любви породила значительное количество трактовок феномена в различных языках, культурах в течение всей истории человеческого общества.


Различение отдельных типов любви можно видеть уже в древнегреческом языке: «эрос» (др.)- стихийная, восторженная влюблённость, в виде почитания, направленного на объект любви «снизу вверх» и не оставляющая места для жалости или снисхождения.

§«филиа» (др.-греч.)- любовь-дружба или любовь-приязнь, обусловленная социальными связями и личным выбором;

§«сторгэ» (др.-греч.) - любовь-нежность, особенно семейная;

§«агапэ» (др.-греч.) - жертвенная любовь, безусловная любовь, в христианстве- любовь Бога к человеку.

Также греками выделялось ещё 3 разновидности:

§«Людус» - любовь-игра до первых проявлений скуки, основанная на половом влечении и направлена на получение удовольствий.

§«Мания» (от греческого «мания» - болезненная страсть) - любовь-одержимость основа которой - страсть и ревность. Древние греки называли манию «безумием от богов».

§«Прагма» - рассудочная любовь, когда переживание этого чувства в человеке побуждается не сердечной привязанностью, а лишь в корыстных интересах с целью извлечения выгод и удобств.

В дальнейшем на этой основе был разработан ряд классификаций, в том числе предложенная канадским социологом Дж. А. Ли концепция шести любовных стилей: три основных стиля- эрос, сторгэ и людус, любовь-игра, в своих смешениях дают ещё три- агапэ, любовь-манию и рациональную любовь-прагму. Владимир Сергеевич Соловьёв определяет любовь как влечение одного одушевленного существа к другому для соединения с ним и взаимного восполнения жизни, и выделяет три её вида:

.Любовь, которая более дает, чем получает, или нисходящая любовь(лат.amor descendens) - к этому виду любви он относит родительскую любовь, преимущественно материнскую любовь к детям. У человека эта любовь, или попечение старших о младших, защита слабых сильными, создает отечество и постепенно организуется в национально-государственный быт.

.Любовь, которая более получает, чем дает, или восходящая любовь (лат. amor ascendens) - к этому виду любви он относит любовь детей к родителям, а также привязанность животных к своим покровителям, особенно преданность домашних животных человеку. У человека, по его мнению, эта любовь может распространяться так же на умерших предков, а затем и на более общие и отдалённые причины бытия (до всемирного провидения,единого Отца Небесного), и является корнем всего религиозного развития человечества.

.Любовь, которая равно даёт и получает, или половая любовь (лат. amor aequalis) - к этому виду любви он относит любовь супругов друг к другу, а также устойчивую связь между родителями у других видов животных (птиц, некоторых животных и т. п.). У человека эта любовь может достигать вида совершенной полноты жизненной взаимности и через это становиться высшим символом идеального отношения между личным началом и общественным целым.

Соловьёв подчёркивает, что в Библии отношения между Богом (в том числе в лице Христа и Церкви) и избранной им народностью изображается преимущественно как супружеский союз, из чего он делает вывод, что идеальное начало общественных отношений, по христианству, есть не власть, а любовь. Так же Соловьёв пишет, что с точки зрения этики, любовь представляет собой сложное явление, состоящее из:

.Жалости, преобладающей в родительской любви;

.Благоговения (pietas), преобладающего в любви детей к родителям и вытекающей из неё религиозной любви;

.Чувства стыда, в соединении с двумя первыми элементами образующего человеческую форму половой или супружеской любви.

2. Истоки и эволюция понятия любви

В истории религий любовь дважды получила первенствующее значение: как дикая стихийная сила полового влечения - в языческом фаллизме (еще сохраняющемся кое-где в виде организованных религиозных общин, каковы, например, индийские сактисты с их священно-порнографическими писаниями, тантрами), и затем, в противоположность с этим, как идеальное начало духовного и общественного единения - в христианской агапэ.

Естественно, что и в истории философии понятие занимало видное место в различных системах. Для Эмпедокла любовь (греч.) была одним из двух начал вселенной, именно началом всемирного единства и целости (интеграции), метафизическим законом тяготения и центростремительного движения. У Платона любовь есть демоническое (связывающее земной мир с божественным) стремление конечного существа к совершенной полноте бытия и вытекающее отсюда «творчество в красоте» (см. Платонизм). Это эстетическое значение любви было оставлено без внимания в философии патриотической и схоластической. Платон в своём трактате «Пир», вводит существенно формулировку о связи любви и познания. Любовь у него процесс непрерывного движения. Платонический эрос - есть эрос познания.

Согласно Аристотелю, целью любви является дружба, а не чувственное влечение. Аристотель предложил так определить понятие любви: «любить значит желать кому-нибудь того, что считаешь благом, ради него [то есть этого другого человека], а не ради самого себя, и стараться по мере сил доставлять ему эти блага»

В Средневековье своеобразное слияние христианских и платонических идей об этом предмете мы находим у Данте. Вообще в средние века любовь была предметом религиозной мистики, с одной стороны (Викторинцы, Бернард Клервоский и особенно Бонавентура в его сочинениях «Stimulus amoris», «Incendium amoris», «Amatorium»), и особого рода поэзии с другой; эта поэзия, из Южной Франции распространившаяся по всей Европе, была посвящена культу женщины и идеализованной половой любви в смысле гармонического соединения всех трёх её элементов: благоговения, жалости и стыдливости.

В эпоху Возрождения трудами Марсилио Фичино, Франческо Каттани, Джордано Бруно и других, начинает развиваться течение неоплатонизма. В основе этой любовной философии находится учение о красоте. Природа любви есть стремление к красоте. Эта концепция связывает этику и эстетику и оказывает значительное воздействие на искусство эпохи Возрождения.

В эпоху барокко Бенедикт Спиноза дал следующее определение: «Любовь есть наслаждение, сопровождающееся идеей внешней причины» (лат. Amor est Laetitia concomitante idea causae externae) Спиноза отождествляет любовь с абсолютным познанием (amor Dei intellectualis) и утверждал, что философствовать есть не что иное, как любить Бога.

В новой философии следует отметить теорию половой любви у Шопенгауэра («Metaphysik der Liebe» в «Parerga u. Paral.»). Индивидуализацию этой страсти у человека Шопенгауэр объясняет тем, что жизненная воля (нем. Wille zum Leben) стремится здесь не только к увековечению рода (как у животных), но и к произведению возможно совершеннейших экземпляров рода; таким образом, если этот мужчина страстно любит именно эту женщину (и наоборот), то значит, он именно с ней может в данных условиях произвести наилучшее потомство.

В XX веке взаимосвязь между любовью и сексуальностью легла в основу работ Зигмунда Фрейда. Любовь по Фрейду иррациональное понятие, из которого исключено духовное начало. Любовь в теории сублимации, разработанной Фрейдом, низводится к первобытной сексуальности, являющейся одним из основных стимулов развития человека.

Впоследствии были предприняты попытки развития теории Фрейда и перехода от чистого биологического описания к социальной и культурной составляющей как основе явления. Это новое направление, зарождённое в США, было названо неофрейдизмом. Одним из лидеров неофрейдизма считается психоаналитик Эрих Фромм.

В январе 2009 года ученые института Стони Брук (Нью-Йорк, США) подвели научную базу под существование «вечной любви»: они пришли к выводу, что уровень допамина (гормона удовольствия жизнью) одинаков и у старожилов любви, и у только что полюбивших. Однако они не учитывали уровень окситоцина, который отвечает за привязанность и его уровень изменяется с течением времени.

3. Значение любви

Эрих Фромм, в своих работах, предложил сберечь слово «любовь» только для особенного вида единения между людьми, которое, по его мнению, «имеет идеальную ценность во всех великих гуманистических религиях и философских системах прошедших четырёх тясячелетий истории Запада и Востока», единения, которое он считает зрелым(единственным разумным и удовлетворительным) «ответом на проблему человеческого существования». Фромм выделяет такую любовь из других форм любви, которые, по его мнению, являются незрелыми.

Сознание человека может породить дихотомии. Основная экзистенциальная дихотомия - это проблема существования: человек осознает, что он смертен, так стоит-ли жить, и если жить, то как? История религии и философии есть история поисков ответов на этот вопрос Зрелый и плодотворный ответ на этот вопрос и есть любовь.

В историю религии навсегда вошли такие имена учителей человечества как Будда, Моисей (Муса), Иисус Христос (Иса) и многие другие. В философии широко известны такие имена как Гегель, Маркс, Толстой, Ленин и многие другие.

Л.Н.Толстой полагал, что «Любовь есть единственная разумная деятельность человека»и предостерегал:

Любовь эта, в которой только и есть жизнь, проявляется в душе человека, как чуть заметный, нежный росток среди похожих на нее грубых ростков сорных трав, различных похотей человека, которые мы называем любовью. Сначала людям и самому человеку кажется, что этот росток, - тот, из которого должно вырастать то дерево, в котором будут укрываться птицы, - и все другие ростки все одно и то же. Люди даже предпочитают сначала ростки сорных трав, которые растут быстрее, и единственный росток жизни глохнет и замирает; но еще хуже то, что еще чаще бывает: люди слышали, что в числе этих ростков есть один настоящий, жизненный, называемый любовью, и они вместо него, топча его, начинают воспитывать другой росток сорной травы, называя его любовью. Но что еще хуже: люди грубыми руками ухватывают самый росток и кричат: «вот он, мы нашли его, мы теперь знаем его, возрастим его. Любовь! Любовь! высшее чувство, вот оно!», и люди начинают пересаживать его, исправлять его и захватывают, заминают его так, что росток умирает, не расцветши, и те же или другие люди говорят: все это вздор, пустяки, сентиментальность. Росток любви, при проявлении своем нежный, не терпящий прикосновения, могущественен только при своем разросте. Все, что будут делать над ним люди, только хуже для него. Ему нужно одного, - того, чтобы ничто не скрывало от него солнца разума, которое одно возращает его.

4. Любовь по Фромму

любовь сексуальность сублимация фрейд

Эрих Фромм в своих работах сравнивает две противоположные формы любви: любовь по принципу бытия или плодотворную любовь, и любовь по принципу обладания или неплодотворную любовь. Первая «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею. Она возбуждает и усиливает ощущение полноты жизни. Это процесс самообновления и самообогащения». Вторая означает лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем. «Такая любовь не дарует жизнь, а подавляет, губит, душит, убивает её». Он также говорит о глубоком отличии зрелой любви от её незрелых форм и всесторонне исследует предмет любви.

«Если человек любит только одного человека и безразличен ко всем другим, его любовь - это не любовь, а симбиотическая привязанность, или расширенный эгоизм».

Плодотворная любовь подразумевает заботу, ответственность, уважение и знание, а также желание, чтобы другой человек рос и развивался. Она является деятельностью, а не страстью.

4.1 Любовь - ответ на проблему человеческого существования

Человек - это осознающая себя жизнь, для которой невыносимо переживание отчужденности от природы, от других людей. Поэтому глубочайшей, стержневой потребностью человека является стремление покинуть тюрьму своего одиночества, стремление обрести единение с другими людьми. «История религии и философии есть история поисков ответов на этот вопрос».

«В противоположность симбиотическому союзу любовь - это единение при условии сохранения собственной целостности, индивидуальности. Любовь - это активная сила в человеке, сила, которая рушит стены, отделяющие человека от его ближних; которая объединяет его с другими. Любовь помогает ему преодолеть чувство изоляции и одиночества, при этом позволяя ему оставаться самим собой и сохранять свою целостность. В любви имеет место парадокс: два существа становятся одним и остаются при этом двумя»."Установлено, что фрустрация потребности в любви приводит к ухудшению соматического и психического состояний".

4.2 Любовь между родителями и детьми

Новорождённый воспринимает мать как источник тепла и пищи, он пребывает в эйфорическом состоянии удовлетворения и безопасности, в состояние нарциссизма. Позже к нему приходят переживания «гарантированной» любви матери «я любим, потому что это я». Если материнская любовь есть, то она «равна блаженству, если же ее нет, это все равно как если бы все прекрасное ушло из жизни - и ничего нельзя сделать, чтобы эту любовь искусственно создать». Проходит время и к ребёнку приходит ощущение способности возбуждать любовь своей собственной активностью. «Впервые в его жизни идея любви из желания быть любимым переходит в желание любить, в сотворение любви». Много лет пройдет с этого первого шага до зрелой любви. В конце концов ребёнку, может быть уже в юношеском возрасте, предстоит преодолеть свой эгоцентризм, увидев в другом человеке не только средство для удовлетворения собственных желаний, а самоценное существо. Потребности и цели другого человека станут так же, если не более, важны, как собственные. Давать, дарить окажется куда более приятно и радостно, чем получать; любить даже более ценно, чем быть любимым. Любя, человек покидает тюрьму своего одиночества и изоляции, которые образуются состоянием нарциссизма и сосредоточенности на себе. Человек переживает счастье единения, слиянности. Более того, он чувствует, что способен вызывать любовь своей любовью, - и ставит эту возможность выше той, когда любят его. Детская любовь следует принципу «Я люблю, потому что я любим», зрелая - «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь кричит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя»

В родительской любви каждого взрослого человека есть материнское и отцовское начала. Материнская любовь (материнское начало) безусловна, а отцовская любовь (отцовское начало) обусловленна. «…зрелый человек соединяет в своей любви материнское и отцовское чувства, несмотря на то, что они, казалось бы, противоположны друг другу. Если бы он обладал только отцовским чувством, то был бы злым и бесчеловечным. Если бы обладал лишь материнским, то был бы склонен к утрате здравомыслия, препятствуя себе и другим в развитии». И одного начала недостаточно для нормального развития личности.

4.3 Объекты любви

Способность любить тесно связана с отношением человека к миру вообще, а не только к одному «объекту» любви. Поэтому любовь - это установка, ориентация характера. Однако большинство людей уверены, что любовь зависит не от собственной способности любить, а от свойств объекта любви. «Они даже убеждены, что, раз они не любят никого, кроме „любимого человека, это доказывает силу их любви», однако это не любовь, а симбиотический союз.

Таким образом любовь - это ориентация, которая направлена на всё, а не на что-то одно. Однако же существуют различия между разными типами любви, зависящими от видов объекта любви.

Список литературы

1.Болонь Жан-Клод История любовных побед от античности до наших дней. М., Текст, 2010. ISBN 5-7516-0803-3

Вышеславцев Б. П. Этика преображенного Эроса. Проблемы Закона и Благодати. М.: Республика. - 1994. - 368 с.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.

Карпов М. М. Что такое любовь? Очерк. - Ростов н/Д. 2005. - 76 с.

Любовь как тема искусства и философии, психологической и социологической, медицинской и сексологической литературы, гендерных исследований, публицистики, бытовых коммуникаций между людьми и т.п. является одним наиболее распространенных предметов интеллектуальных и эмоциональных рефлексий раз­ного жанра 1 .

Однако собственно культурологических исследований, где бы любовь анализировалась как одно из значимых явлений человеческой культуры, как ни странно, очень мало. Культурологи предпочитают изучать не любовь как таковую, а именно те или иные виды рефлексий на нее (чаще всего художественных и философс­ких) 2 .

Более того, как мне кажется, этот необъятный вал рефлексий фактически заслоняет собой саму любовь как явление человеческой жизни и уводит интерес ученых от самой любви к тому, что про любовь написали Шекспир, Кант, Пушкин, Соловьев, Толстой и т.п. Видимо, нет нужды доказывать, что сама любовь отнюдь не сводится к тому, что о ней сказали Шекспир или Кант, тем более, что далеко не все авторы высказываний на эту тему относятся к корифеям мировой культуры. Не будем забывать и про то, что основная масса нецензурных и циничных высказываний, тоже сосредоточена в основном вокруг любовно-эротической темы. Но это как раз стало объ­ектом достаточно интересных и серьезных исследований в области мифологии и социальной жаргонистики 1 .

В чем же собственно заключается культурологический подход к этому вопросу? Прежде всего, в том, что любовь анализируется как сложный биокультурный комплекс, выражающийся в определенных психологических состояниях, социальных отношениях, семиотических формах своего внешнего выражения, а так же в бесконечных рефлексиях (интеллектуальных, эмоциональных и пр.), о которых уже шла речь. Наверное, в человеческой жизни нет другого такого явления, о котором говорили, писали, размышляли и т.п. столько же, сколько о любви. Для того, чтобы этот необъятный по объему материал как-то проанализировать, мне придется дифференцировать его на пласты: эротико-эмоциональный, семиотический, социальный и, конечно же, рефлексивный (куда теперь от него денешься).

1. Эротико-эмоциональная основа любви

Здесь имеются в виду как физиологические и психологические, так и культурные аспекты, формирующие любовь как специфическое отношение двух людей друг к другу 2 .

Наш известный социал-антрополог Э.А.Орлова как-то в приватной беседе высказала следующую версию возникновения любви. У каждого человека время от времени (естественно, в молодом возрасте намного чаще, чем в пожилом) по каким-то внутренним биологическим причинам наступает период нарушения адреналинового баланса в крови. Это состояние резко повышает половую потребность, и человек начинает внимательно изучать свое окружение (часто специально расширяя круг общения), как бы сканируя окружа­ющих людей и стремясь найти представителя про­тивоположного пола, в данный момент страдающего таким же нару­ше­нием адреналинового баланса. В случае, если такой потенциальный партнер обнаружен и чисто человеческое сближение с ним проходит успешно, отношения между этими людьми принимают любовный характер. В подтверждение этой теории приводилась масса примеров, когда между людьми, хорошо знакомы­ми на протяжении долгого времени и годами поддерживавшими сугубо дружеские отношения, эти отношения на каком-то этапе без всяких видимых причин быстро превращались в любовные и даже могли привести к браку.

Не возражая против подобного объяснения актуализации половой потребности и возникновения сексуальных отношений (которые, кстати, далеко не всегда перерождаются в эмоционально-любовные), я не нахожу здесь оснований для той высокой индивидуальной избирательности и тщательности, проявляемой в выборе партнера, которая отличает именно любовные отношения.

Мне представляется, что в основе этой избирательности лежат преимущественно следующие факторы:

Эротическая привлекательность партнера (в социальных слоях, которые можно назвать отстающими по своему интеллектуально-культурному и образовательному уровню, это сводится к соответствию партнера модному в настоящее время сексуальному имиджу и стилю поведения; в более развитых и образованных слоях существенную роль играют также и индивидуализиру­ющие, оригинальные черты личности партнера);

Интеллектуально-культурная близость между партнерами (общность интересов, ценностных ориентаций, общекультурной эрудиции, иногда – это общность образования или профессии и т.п.);

Социальная адекватность (принадлежность партнеров к единой иди близким социальным стратам; несмотря на распространенные сейчас социальные мезальянсы между представителями разных сословий и социокультур­ных групп, как правило, такие дуэты оказываются неустойчивыми и весьма недолговечными; к тому же социальный мезальянс обычно означает отсут­­ст­вие должной интеллектуально-культурной близости);

Психологическая совместимость (это очень коварный фактор, который на ранней стадии романа может не играть большой роли, но с момента начала совместной жизни его значимость неуклонно взрастает, хотя он является обстоятельством, более или менее компенсируемым);

Фактор практической осуществимости альянса (очень многие складывающиеся пары не могут выдержать некоторых чисто технических препятствий, которые возникают в лице вмешивающихся в их отношения родителей, отсутствия места для совместной жизни или хотя бы интимных встреч, дефицита свободного времени, а также финансовых сложностей, наличия сопер­ников и т.п.) 1 .

В связи с проблемой индивидуального выбора и его эротических оснований возникает традиционный вопрос о возможности платонической любви, вообще лишенной сексуального компонента. Я думаю, что при каких-то экстраординарных обстоятельствах отсутствие сексуального компонента может психологически замещаться какими-то другими факторами. Но в обычных обстоятельствах – это ненормальная ситуация, чреватая скорым крахом отно­шений. Мы живем уже в XXI веке, прошли через «сексуальную революцию» 1970-х гг., существенные достижения движения феминизма ХХ века, и современная культура любви уже существенно отличается от эпохи «тургеневских девушек», будучи гораздо более «раскованной» в вопросах интимных отношений.

Другое дело, что многие молодые девушки влюбляются и даже выходят замуж, не испытывая выраженной потребности в половой близости с избранником. Как ни парадоксально, но при всей эмоциональности такой влю­бл­ен­ности она фактически является формой чисто дружеской привязанности. Не будем забывать, что дружба между мужчиной и женщиной (в ее эмоциональном аспекте) очень мало отличается от любви. А точнее – только отсутствием сексуального компонента. В этой связи можно сказать и так: любовь – это друж­ба плюс секс (а вот секс без дружбы – это уже вид спорта). Поэтому подобное замужество или любовничество «по дружбе» могут развиться в полноценную любовь лишь по мере развертывания всего комплекса интимных отношений в альянсе.

Очень важной и плохо объяснимой чертой любви является необычайно высокий накал эмоций, особенно характерный для стадии ухаживания и первого периода любовных отношений. Впрочем, из литературы и социальной практики мы знаем и немало примеров того, когда такой высокий накал эмоций сохраняется длительное время и при совместной жизни. Видимо, в любовном дуэте каждой конк­ретной пары присутствует множество черт и деталей, сугубо индивидуальных именно для данной пары и не являющихся широко распространенными.

Можно объяснить эту неординарную эмоциональность остротой страс­ти, силой сексуального влечения, и я думаю, что это значимый компонент подобной эмоциональности. Есть объяснение, согласно которому все сводится к психологической потребности в успехе, любовной победе, завоевании предмета своей страсти. Возможно, что в каких-то случаях дело обстоит имен­но так, хотя в этом проскальзывают и некоторые моменты шизоидальности (не путать с шизофренией как заболеванием).

Мне представляется, что в статистическом большинстве случаев столь высокая эмоциональность любви строится на совершенно ином основании, а именно на поиске собственной востребованности и очень высокой психологической значимости этой обретенной востребованности для человека. Заявления типа: «Я люблю сам и не нуждаюсь во взаимности» – не более, чем игра. На самом деле именно взаимность, т.е. не только твоя потребность в любимом человеке, но в еще большей мере его потребность в тебе и лежит в основе столь высокой любовной эмоциональности и особенно ревности. Не про­с­­то остаться одному, но – главное – никому не нужным – это очень большой психологический стресс для человека.

Я думаю, что это одна из очень показательных черт социальности человека, его потребности во взаимодействии с социальным окружением, но в данном случае выплеснутая в сферу сугубо при­ватной личной жизни. Кстати, в основе глубокой и верной дружбы лежит по существу тот же принцип – востребованности. Поэтому потеря близкого друга бывает не меньшим горем, чем потеря любимого. Собственно любимый – это и есть близкий друг, с которым тебя связывает еще и сексуальная близость, общие дети и т.п.

Важным компонентом эротико-эмоционального пласта любовной куль­туры является уровень соответствия в типах сексуального поведения каждого из партнеров. Понятие «тип сексуального поведения» означает довольно сло­ж­ный комплекс, как эротических намерений человека, так и его практической «раскованности» и технических умений в данном вопросе. От степени сочетаемости этих типов, свойственных каждому из партнеров (или, говоря иначе, от сочетания их эротических склонностей), в немалой мере зависит уровень сексуальной удовлетворенности каждого (как в чисто физиологическом, так и особенно в психологическом плане), а отсюда – устойчивость и длительность альянса, склонность к изменам или отсутствие этого и т.п. Традиционно типы сексуального поведения делились на мужские и женские, но одной из побед движения феминизма стало устранение (в основном) подобного деления в современной культуре любви.

В принципе этих типов довольно много: от инертно-пассивного до жестко агрессивного (свойственного обоим полам); они различаются прежде все­го уровнем сексуальной ак­тивности, интенсивностью (по крайней мере, на уровне готовности), воспитанной с детства стеснительностью, допустимыми техническими формами интимных контактов (то, что раньше называлось степенью распущенности) и т.п. Эти типы не обязательно должны совпадать, они могут и органично дополнять друг друга. Главное, чтобы оба партнера были довольны сложившимся альянсом. Впрочем, тип сексуального поведения, как правило, яв­ляется лишь продолжением в постели типа социального поведения в межли­ч­ностных отношениях в целом. Так или иначе, этот аспект представляется абсолютно культурным по своему происхождению, обусловленным традици­ями культуры любви, свойственной тому или иному народу, результатом домашнего воспитания, социального происхождения, начитанности и другими формами художественной эрудированности и пр.

Не будем забывать о том, что у каждого народа исторически складывается свой высоко специфичный комплекс компонентов культуры любви, который у одних народов является сравнительно динамичным и склонным к саморазвитию (или заимствованию чего-то из других культур), у других народов, напротив глубоко традиционным. Не менее сложной дифференцированностью культура любви обладает у разных социальных страт, сословий, профессиональных групп.

Я рассмотрел в этой части только несколько вопросов эротико-эмо­ци­онального пласта культуры любви; те, которые, на мой взгляд, являются в на­ибольшей мере культурогенными. Разумеется, только этим проблема не исчерпывается.

Чувство любви, это то чувство, которые испытывают все люди на планете, во все времена. Но мало кто знает, что само понятие любовь, зависит от социального уровня и общества, в котором проживает человек. У разных народов и рас, идеальная любовь, это абсолютно разные понятия. Если говорить о Европе, то там, настоящая и идеальная любовь, считается в стиле Ромео и Джульетты. Она должна быть страстная, всепоглощающая, романтическая и вечная. Если это присутствует, то только тогда европейцы готовы соединить себя узами брака. Но существуют и такие расы и культуры, где романтическая любовь, не только не одобряется, но и подлежит критическому осуждению.

Психологи сделали опрос среди студентов одиннадцати стран, и задали им такой вопрос. Если парень или девушка имеют такую характеристику и качества, которые соответствуют вашему идеалу, но между вами нет чувства любви, то сможете ли вы пожениться? И выяснилось, что в развитых странах запада, большинство опрашиваемых, ответили, нет. Тогда, как в восточных странах, положительных ответов было гораздо больше.
И если в западных странах, учитывается личное мнение человека, то есть, он сам решает жениться ли ему или нет, то в странах востока, это решает его родители и родственники и часто их браки заключаются по расчёту. И к тому же, их любовь приравнивается больше к дружбе, чем к романтике и страсти. А в понятие романтики у них входит например, если он отремонтировал табуретку или починил плиту, в общем обычная помощь в быту.

Если проанализировать понятие любви в африканских племенах, то там вообще, можно сказать, что такого понятия и нет. Это и не удивительно, ведь они практически не живут, а выживают. Поэтому их браки заключаются, исходя из того, какое поголовье скота и сколько земли имеется у претендентов на брачный союз. Это же касается и жителей далёкого севера. В большинстве, даже можно сказать исключительно, за них всё решают их родители и родственники. Сами же кандидаты на брачный союз, не имеют абсолютно никакого права выбора и собственного мнения.

Если пристально изучить, приглядеться и проанализировать, принципы любви и семейных отношений во всех странах мира, то можно обнаружить, что есть абсолютно чудовищные понятия об этом факторе, но это только для нас. Тогда, как для тех культур, это является не только нормой, но и догмой. А наше понятие любви, будет для них не понятно и смешно. Так, что любовь, во всех странах разная. Конечно же, само чувство любви может быть одно, но понятие о совместной жизни и семье, абсолютно различается.

  • Маслова О.В.
  • Джидарьян И.А.

Ключевые слова

NOTIONS OF LOVE / VALUE-MEANING ASPECT OF LOVE / CROSS-CULTURAL STUDY / CENTRAL AFRICAN REPUBLIC / PASSION / FRIENDSHIP / PATIENCE / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ / ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ АСПЕКТ ЛЮБВИ / КРОСС-КУЛЬТУРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / РОССИЯНЕ / ЦЕНТРАФРИКАНЦЫ / СТРАСТЬ / ДРУЖБА / ТЕРПЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы - Маслова О.В., Джидарьян И.А.

Предметом изучения в представленном исследовании является ценностно-смысловой аспект любви в разных культурах. На примере жителей Центральной Африканской Республики (ЦАР) и России проверялась гипотеза о влиянии культуры на содержание представлений о любви . В исследовании приняли участие 50 пpeдстaвитeлeй ЦАР и 50 россиян. Группы были уравнены по половому составу (в кaждoй былo 25 жeнщин и 25 мужчин) и сопоставимы по возрасту. В качестве методик использовался авторский опросник «Представления о любви » и классический ассоциативный эксперимент. Сопоставительный анализ полученных данных показал, что представления о любви даже в столь далеких друг от друга культурах имеют заметно больше общего, чем различий. В представлениях о любви как россиян, так и жителей ЦАР превалирует идеализация данного чувства, рассмотрение его как созидательной и возвышающей человека силы, способной преодолевать разные трудности. Общим является также связь с самоотдачей и со смыслом жизни. Данные ассоциативного эксперимента подтверждают эту общность, поскольку в обеих группах любовь ассоциируется со страстью , дружбой и терпением . В то же время данные исследования показывают, что концепт любви у россиян в большей степени амбивалентен: любовь у них ассоциируется не только со светлыми, условно позитивными чувствами и отношениями, но и со страданием, самопожертвованием, они охотнее соглашаются с условно отрицательными высказываниями о любви. А представления о любви жителей ЦАР в большей степени связаны с религиозными чувствами и ее действенными составляющими.

Похожие темы научных работ по психологии, автор научной работы - Маслова О.В., Джидарьян И.А.,

  • Лингвокультурологическая характеристика концепта "love" в современной англоязычной музыкальной культуре

    2018 / Куламихина Ирина Валентиновна, Федорко Полина Дмитриевна
  • Традиции эстетики любви и дружбы в русской речевой коммуникации

    2014 / Дементьев Вадим Викторович
  • Классики о любви: современный взгляд

    2018 / Джидарьян Инна Аршавировна, Маслова Ольга Васильевна
  • Своеобразие реализации темы любви в произведениях русских писателей второй половины ХХ века (А. Проханов, А. Битов, В. Михальский, В. Белов)

    2017 / Евдокимова Марина Петровна
  • Любовь в менталитете современной студенческой молодежи Китая

    2017 / Лю Цунъин

This research focuses on the value-meaning aspect of love in different cultures. In this study, we looked at people from Central African Republic (CAR) and Russia, and tested the hypothesis on how much influence a culture has on the way love is viewed. 50 people from Central African Republic and 50 people from Russia took part in this research. Groups had equal gender representation (25 females and 25 males in each group) and comparable age. As a methodology, we used our questionnaire “Notions about love” and classical associative experiment. Comparative analysis of the data showed that notions of love even in such distant cultures have many more similarities than differences. In both groups (Russia and CAR), the idealization of this feeling (love) prevails. Love is seen as a power that helps people create, grow and overcome obstacles. Another similarity is that both groups associate love with dedication and the meaning of life. Data from the associative experiment confirms this commonality, because in both groups, love is associated with passion , friendship and patience . At the same time, the results of this experiment show that concept of love is ambivalent among the Russians: they associate love not only with positive feelings, but with suffering and selfsacrifice. Russians are more likely to agree with relatively negative statements about love. Notions about love among people from Central African Republic is mostly associated with religion and action-related components.

Текст научной работы на тему «Представления о любви и культура: результаты эмпирического исследования»

researches with use of a polygraph at the organization of psychological work with staff of criminal and executive system]. Ryazan, 2012, 72.

9. Svobodnyi F. K. Poligraf v deiatel"nosti pravookhranitel"nykh organov: problemy i perspektivy primeneniia. . Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Tomsk state university, no. 2(314) (2008): 119 - 124.

10. O poriadke provedeniia psikhologicheskogo i psikhofiziologicheskogo issledovanii v ugolovno-ispolnitel"noi sisteme . Indications of FSIN of Russia from 7.18.2011, no. 7-13191-01.

11. Ushatikov A. I., Kazak B. B. Psikhologiia deiatel"nosti lichnosti i kollektiva sotrudnikov penitentsi-arnykh uchrezhdenii . Ryazan, 1999, 198.

Received 14.03.2016, accepted 17.04.2016.

УДК 159.9.072.432

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЛЮБВИ И КУЛЬТУРА: РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

О. В. Маслова1 @1, И. А. Джидарьян2" @2

1 Российский университет дружбы народов

2 Институт психологии Российской Академии наук @1 [email protected]

@[email protected]

Предметом изучения в представленном исследовании является ценностно-смысловой аспект любви в разных культурах. На примере жителей Центральной Африканской Республики (ЦАР) и России проверялась гипотеза о влиянии культуры на содержание представлений о любви. В исследовании приняли участие 50 представителей ЦАР и 50 россиян. Группы были уравнены по половому составу (в каждой было 25 женщин и 25 мужчин) и сопоставимы по возрасту. В качестве методик использовался авторский опросник «Представления о любви» и классический ассоциативный эксперимент. Сопоставительный анализ полученных данных показал, что представления о любви даже в столь далеких друг от друга культурах имеют заметно больше общего, чем различий. В представлениях о любви как россиян, так и жителей ЦАР превалирует идеализация данного чувства, рассмотрение его как созидательной и возвышающей человека силы, способной преодолевать разные трудности. Общим является также связь с самоотдачей и со смыслом жизни. Данные ассоциативного эксперимента подтверждают эту общность, поскольку в обеих группах любовь ассоциируется со страстью, дружбой и терпением. В то же время данные исследования показывают, что концепт любви у россиян в большей степени амбивалентен: любовь у них ассоциируется не только со светлыми, условно позитивными чувствами и отношениями, но и со страданием, самопожертвованием, они охотнее соглашаются с условно отрицательными высказываниями о любви. А представления о любви жителей ЦАР в большей степени связаны с религиозными чувствами и ее действенными составляющими.

Ключевые слова: представления о любви, ценностно-смысловой аспект любви, кросс-культурное исследование, россияне, центрафриканцы, страсть, дружба, терпение.

Для цитирования: Маслова О. В., Джидарьян И. А. Представления о любви и культура: результаты эмпирического исследования // Вестник Кемеровского государственного университета. 2016. № 2. С. 114 - 119.

Среди большого многообразия человеческих чувств и эмоций вряд ли можно назвать другое, более значимое для людей, чем любовь. Однако в психологии феномен любви долгие годы оставался за рамками исследовательской проблематики, лишь изредка оказываясь предметом специального внимания ученых. Наука уклонялась от его изучения, предоставив это мастерам искусства и литературы . По образному выражению Я. Сутти, для психологов характерно «бегство от нежности», которое Г. Олпорт объясняет боязнью ученых показаться излишне эмоциональными, сентиментальными и личностно пристрастными . Любовь, безусловно, представляет большие трудности для эмпирических исследований. Тем не менее наука, как бы эта задача ни казалась труднораз-

решимой и чуть ли не фантастической, не могла от нее полностью отказаться и рано или поздно должна была подойти к ее решению. Систематическое проведение эмпирических исследований любви началось в 80-е гг. прошлого столетия, которые сегодня прочно связываются с началом формирования в мировой психологической науке нового научного направления, получившего название позитивной психологии . О. Ценг в обзоре работ, посвященных изучению любви, отмечает, что большинство исследований проведено в рамках различных теоретических концепций и для измерения различных состояний любви и близких отношений . Феномен любви в большинстве работ определяется в терминах межличностных отношений: привлекательности, симпатии, пре-

данности и пр., - и большинство исследований направлены преимущественно на изучение эмоционально-поведенческих и когнитивно-поведенческих аспектов любви.

Усиление межкультурного взаимодействия в современном мире, а также увеличение числа смешанных браков способствуют возрастанию актуальности кросс-культурных исследований любви.

В исследовании Buss (1988) были проанализированы факторы, обуславливающие возникновение влюбленности. На основе опроса 10 тысяч респондентов, представляющих 37 культур, было выявлено, что все исследованные мужчины выше, чем женщины, оценили значение физической привлекательности, также они предпочитали более молодых женщин. А женщины в 36 из 37 культур выше, чем мужчины, оценили финансовую состоятельность, амбиции и трудолюбие (29 из 36) и предпочитали мужчин более старшего возраста. Установленное сходство гендер-ных различий в выборе партнера у представителей разных культур автор связывает с эволюционным отбором. Этот же вопрос (качества, влияющие на выбор партнера) был рассмотрен в работе Hatfield & Sprecher (1995), где сравнивались студенты из США, России и Японии. Авторы подтвердили вывод Buss о большей значимости физической привлекательности для мужчин, также ими была показана специфика выбора в разных культурных группах. Так, американцы выше, чем русские, ценят экспрессивность, открытость, чувство юмора, а русские предпочитали эти качества больше, чем японцы. Японцы меньше других культур ценят доброту и понимание, способность быть хорошим собеседником, а также физическую привлекательность и статус. В ряде работ рассматривалось отношение к любви и романтическим связям и значение любви для брака. Simmons, von Kolke & Shimizu (1986), исследуя американцев, немцев и японцев, выявили, что романтическая любовь выше ценится в менее традиционных культурах, с менее выраженными родственными связями. Levine, Sato, Hashimoto & Verma (1995) на основе исследования студентов из 11 стран (Индии, Пакистана, Таиланда, Мексики, Бразилии, Японии, Гонконга, Филиппин, Австралии, Англии, США) выявили, что в индивидуалистических культурах любовь считается необходимым (а иногда и достаточным) условием для заключения брака, а ее исчезновение - достаточным основанием для развода. Не случайно в странах, где романтическая любовь ценится выше, более высокие показатели разводов и ниже рождаемость. Культурные различия в отношении к любви и браку зарегистрированы также в исследованиях Furnham (1984), Murstein, Merighi & Vyse (1991), Dion & Dion (1993), Ellis et al (1994). Представители разных культур по-разному определяют любовь и романтические отношения и придают им разное значение .

Эти исследования, показавшие как сходства, так и различия в отношении к любви, свидетельствуют о том, что есть ядерный элемент страстной любви, заложенный в каждой культуре (возможно, он имеет эволюционную основу). Но то, как он проявится, зависит от культурного контекста . Dion & Dion

(1993) внимательно рассмотрели культурные различия и сделали вывод о том, что большинство культурных вариаций романтической любви можно объяснить индивидуализмом/коллективизмом культуры. Например, пары в коллективистических культурах должны пройти непростой путь отделения от семьи и сообщества, прежде чем они смогут стать близкими друг другу. Однако совсем не просто все многочисленные различия объяснить только вариабельностью культур .

Д. Мацумото на основе информации, собранной в кросс-культурных исследованиях, высказал сомнение в валидности популярных двухкомпонентной (Berscheid &Hatfield) и трехкомпонентной (Sternberg) теорий любви и выдвинул гипотезу о том, что концепты любви различаются в разных культурах .

Нам близка подобная точка зрения, и выдвинутая ученым гипотеза представляется убедительной. В соответствии с этой гипотезой мы попытались сравнить представления о любви в двух различающихся культурах и ответить на вопрос - одинаковы ли компоненты и психологическое значение любви в этих культурах?

В исследовании Э. Коянонго, проведенном под нашим руководством, приняли участда 100 чeлoвeк: 50 пpeдстaвитeлeй ^игральной Африканской Pe-спублики (ЦАР) и 50 россиян. Группы были уравнены по половому составу (в каждой было 25 жeнщин и 25 мужчин) и сопоставимы по возрасту. Все респонденты - работающие в разных сферах люди. Был при-мeнен опросник «Представления о любви» , направленный на выявление ценностно-смыслового аспекта любви и включающий в себя 26 высказываний о любви, принадлежащих выдающимся представителям разных эпох и народов (У. Шекспир, Ж. Ж. Руссо, О. Бальзак, Вольтер, Л. Толстой и др.). Также был проведен ассоциативный экспepимeнт на слово «любовь», когда необходимость быстрого ответа обычно снижает уровень осознанности ответов. Обе методики предъявлялись на родном для респондентов языке. Для этого опросник был переведен на французский язык.

По шкалам опросника,

По стeпeни согласия с oтдeльными утвeр-жданиями опросника (по средним значениям и рангам),

По структурe прeдстaвлeний о любви.

Для выделения структуры пpeдстaвлeний - ядра и периферии - данные ассоциативного эксперимента были обработаны по схеме П. Вepжeсa .

В целом все испытуемые - как центрафриканцы, так и россияш - рассматривают любовь как возвышающую человека силу, как источник всeгo доброго и свeтлoгo, пpoявлeниe уникального и лyчшeгo в чeлoвeкe. Они склонны идeaлизиpoвaть дaннoe чувство, рассматривать ero в сooтвeтствии с пpeдстaв-лeниями клaссичeскoй литературы как о даком poмaнтичeскoм идeaлe, созидательной силe, способной пpeoдoлeвать различные трудности. Общим в пpeдстaвлeниях и россиян, и центрафриканцев явля-

ется также ее связь с самоотдачей, служением и жизнью в другом, умением отдавать, а также со смыслом жизни (таблица 1). Однако применение статистического и-критерия Манна-Уитни показало, что значения по шкалам «Любовь - возвышающая человека сила» и «Любовь - самоотдача», отражающие степень согласия с ними респондентов, у центрафриканцев значимо выше, чем у россиян. Менее всего обе группы считают любовь помехой и неконструктивным чувством (таблица 1).

Наиболее приоритетными (высокоранговыми) для обеих групп оказались высказывания: «Любовь -

творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого», «Любовь - желание сделать счастливым другого», «Где любовь - там и Бог». Наименьшую степень согласия в обеих группах получили утверждения: «Любовь - помеха в жизни», «Любовь - игра, в которой все плутуют», «Любовь -всего-навсего скверная шутка, которую природа шутит с людьми, чтобы добиться продолжения рода», а также «Любовь - это все дары - в костер, и всегда -задаром», они заняли самые последние ранги.

Таблица 1. Результаты статистического сравнения двух групп по шкалам опросника «Представления о любви»

Table 1. The results of statistical comparison of the two groups within the scales of the questionnaire "Notions about Love"

Шкала Ср. балл ЦАР Ср. балл россиян P - level

«Любовь - помеха» (max = 32) 20,46 22,86 0,17

«Любовь - самоотдача» (max = 36) 32,78 28,04 0,000

«Любовь как возвышающая человека сила» (max = 36) 34,52 30,1 0,001

Данные исследования показывают также, что с наиболее позитивными и нравственно возвышенными высказываниями о любви представители ЦАР согласны в большей степени, чем россияне. Так, они в большей степени, чем россияне, согласны с такими высказывания о любви: «Любить глубоко - это значит забыть о себе» ф < 0,05), «Любить - значит жить жизнью того, кого любишь» ф < 0,001), «Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого и светлого» ф < 0,05), «Сострадание - высшая стадия любви, а возможно - и сама любовь» ф < 0,001), «Любовь долго терпит, надеется, всему верит, все переносит, не мыслит зла...» ф < 0,05) и др. Респонденты из России, напротив, значимо сильнее, чем центрафриканцы, согласились с некоторыми условно отрицательными утверждениями о любви, такими как: «Любовь -помеха в жизни» ф < 0,01); «Любовь - торжество воображения над разумом» ф < 0,001); «Любовь зла, полюбишь и козла» ф < 0,05). Это свидетельствует о их меньшей романтизации значения любви (таблица 2).

Дальнейший анализ полученных данных - через сравнение рангов, которые получили пункты опросника в обеих исследованных группах, - позволил расширить и более объемно раскрыть межгрупповые различия.

Остановимся на сопоставлении наиболее принимаемых (самых высокоранговых по степени согласия) утверждениях о любви в исследованных группах (таблица 2). Самым разделяемым (наиболее высокоранговым) высказыванием для центрафриканцев является утверждение «Где любовь - там и Бог», в то время как для россиян наиболее приоритетным является «Любовь - это желание сделать счастливым другого». Одновременно центрафриканцы в большой степени, чем россияне, согласны с высказыванием «Любить - значит жить жизнью того, кого лю-

бишь», в то время как россияне скорее не согласны с ним. Если у первых оно занимает 4 место, то у вторых - только 22-е. Также намного важнее для представителей ЦАР оказалось утверждение «Любовь способна низкое прощать и в доблести пороки превращать...». Оно получило у них ранг 2,5, а у россиян только 10.

В свою очередь ряд пунктов опросника занимают более высокие места (ранги) в иерархии в группе россиян, чем в группе центрафриканцев. Это касается таких высказываний: «Любовь - желание сделать счастливым другого» (1-й ранг у россиян и 6-й - у ЦАР), «Любовь - великий учитель» (2,5 и 9 ранги соответственно), «Любовь подобна всему на свете и ни на что не подходит» (6 и 15 ранги). Россияне гораздо в большей степени согласны с тем, что «Любовь -торжество воображения над разумом», чем центраф-риканцы (8 и 22 ранги соответственно).

Рассмотренные выше содержательно-смысловые различия, как и сходства россиян и центрафриканцев по данным опросника, были дополнены в нашем исследовании результатами ассоциативного эксперимента. Для обработки и анализа его данных был применен структурный подход Абрика и схема П. Вержеса, позволившая выявить «ядро» и «периферию» представлений о любви у респондентов рассматриваемых групп . Результаты представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 2. Сравнение принятия в1>1ск";ш>1в;11шй o любви цeнтpaфpикaнцами и рoссиянами Table 2. The agreement with statements about love by the Russians and the people from CAR

ЦАР Россияне

Выскaзывaниe ср. ср ср. ср P - level

знач. ранг знач. ранг

Любовь - игра, в которой всегда плутуют. 2,52 23 2,90 20,5 0,097454

Любить глубоко - это значит забыть о себе. 3,40 16,5 2,90 20,5 0,036643*

Любить - значит жить жизнью того, кого любишь. 4,12 4 2,78 22 0,000000**

Любовь - творец всего доброго, возвышенного, сильного, теплого 4,08 5 3,50 2,5 0,012757*

и светлого.

Любовь - это не когда люди смотрят друг на друга, а когда они 4,16 2,5 3,34 8 0,000141**

смотрят в одном направлении.

Где любовь - там и Бог. 4,48 1 3,42 5 0,0000**

Любовь - желание сделать счастливым другого. 4,02 6 3,64 1 0,067057

Любовь - помеха в жизни. 1,90 26 2,62 25 0,0025**

В любви - вся жизнь моя и вера. 2,94 18 3,18 13 0,313977

Сострадание - высшая стадия любви, а возможно - и сама любовь. 3,72 10,5 2,94 18 0,000547**

Любовь - всего-навсего скверная шутка, которую природа шутит с людьми, чтобы добиться продолжения рода. 23,5 0,039234*

Любовь - самая сильная из всех страстей, потому что она 3,98 7 3,48 4 0,012506*

одновременно завладевает головою, сердцем и телом.

Любовь - мистический огонь. 3,48 14 3,08 15 0,030250*

Любовь - великий учитель. 3,74 9 3,50 2,5 0,136027

Вся прелесть любви - в переменах. 3,40 16,5 3,06 16 0,147291

В любви самое интересное - это победа и разрыв; все остальное - 2,84 19 2,48 26 0,199471

канитель.

Любовь - это единственный разумный и удовлетворительный 3,66 12 2,92 19 0,002808**

ответ на вопрос о смысле человеческого сществования.

Для любящего человека вся вселенная слилась в любимом 3,56 13 3,34 8 0,435613

существе.

Любовь - это умение приносить дары 2,74 20 3,22 12 0,053739

Любовь - торжество воображения над разумом. 2,56 22 3,34 8 0,000465**

Всякое препятствие любви только усиливает её. 3,72 10,5 3,02 17 0,002325**

Любовь способна низкое прощать и в доблести пороки 4,16 2,5 3,28 10 0,000117**

превращать...

Любовь подобна всему на свете и ни на что не подходит. 3,44 15 3,36 6 0,633279

Любовь долго терпит, надеется, всему верит, все переносит, не 3,90 8 3,24 11 0,011777*

мыслит зла.

Любовь зла, полюбишь и козла. 2,60 21 3,10 14 0,039234*

Любовь - это все дары, все в костер, и все задаром. 2,44 24 2,68 23,5 0,269821

В «ядро» представлений о любви, характеризующее наиболее устойчивые и распространенные суждения о любви, у центрафриканцев вошли: любовь, чувства, нежность, уважение и умение отдавать (таблица 3), в то время как у россиян в области ядра оказались: семья, доверие, надежда, страдание, страсть, самопожертвование и дружба (таблица 4). Как видим, что у обеих групп любовь ассоциируется, прежде всего, с эмоциями и отношением к другому. Но сами эмоции - очень разные по тональности. У центрафриканцев - они более спокойные (нежность, уважение), чем у россиян (страсть, страдание, самопожертвование). Для россиян любовь связана с семьей и с серьезными отношениями (доверие, дружба, надежда, самопожертвование). Т. е. «ядро» представлений о любви у россиян получилось более амбивалентным, чем у центрафриканцев.

Периферии представлений о любви также различаются в двух группах. У центрафриканцев гораздо

больше понятий, характеризующих действенную составляющую любви: служить другому, поддерживать другого, быть привязанным, отдаться полностью, пожениться, верить, прощать. У россиян ядро представлений о любви, связанное с семьей и с самопожертвованием, в периферии конкретизируется в главном элементе семьи - детях, а также в понятиях, обозначающих важные в семейной жизни психологические качества и условия крепкой семьи -терпение, понимание, ответственность, преданность, взаимность. В переферии у центрафриканцев есть высказывание «Бог - это любовь и любовь - это Бог», что связано с уже отмеченной выше их большей религиозностью. В переферии россиян содержится и «романтический» компонент представлений о любви: любовь - это сказка.

Таблица 3. Результаты ассоциативного эксперимента к слову «любовь» в группе центрафри-канцев

Table 3. The results of the associative experiment with the word-stimulus "LOVE" in the group of people from Central African Republic

^ Ср. ранг Частота < 1,84 > 1, 84

> 5, 44 любовь (19; 1,68), чувства (8; 1,5), нежность (7; 1,71), уметь делиться (6;1,83), уважение (6; 1,66) быть привязанным (7; 2,28), терпение (7; 2,14), прощение (7; 1,85)

< 5, 44 сердце (4; 1,75), поддерживать другого (2; 1,5), дружба (2; 1,5) отдаться полностью (3; 2,66), служить другому (4; 2,5), Бог - это любовь и любовь - это Бог (4; 2,25), страсть (4; 2), верить (2; 2), верность (3; 2), пожениться (3; 2)

Таблица 4. Результаты ассоциативного эксперимента к слову «любовь» в группе россиян Table 4. The results of the associative experiment with the word-stimulus "LOVE" in the group of Russians

ранг Частота" < 1,73 > 1, 73

> 3, 75 доверие (9; 1,44), семья (7; 1,42), надежда (5; 1,4), страдание (5; 1), страсть (4; 1,5), самопожертвование (4; 1,5), дружба (4; 1)

< 3, 75 понимание (3; 1,66), терпение (3; 1,33), преданность (3; 1), дети (3; 1) взаимность (2; 4), любовь (2; 3), ответственность (2; 2), белое (2; 2), сказка (2; 2,5)

Показательно, что только 3 ассоциации являются общими для обеих групп. Это - страсть, дружба и терпение. Невольно напрашивается аналогия с теорией Р. Стернберга, в которой выделяются 3 стороны любви - страсть, интимность (понимаемая как теплота, близость, откровенность, взаимопомощь) и преданность (т. е. намерение, несмотря на трудности, поддерживать отношения) . Общая для обеих исследованных групп ассоциация дружба предполагает интимность (в понимании Р. Стернберга), а терпение является ключевым условием преданности. Таким образом, результаты проведенного нами ассоциативного эксперимента подтверждают справедливость трехкомпонентной модели любви Р. Стерн-берга.

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что представления о любви в столь далеких друг от друга культурах во многом схожи. В целом все испытуемые - как центрафриканцы, так и россияне - рассматривают любовь как возвышающую человека силу, как источник всего доброго и светлого в человеке. Они склонны идеализировать данное

чувство, рассматривать его как романтический идеал, созидательную силу, способную преодолевать различные трудности. Общим в представлениях и россиян, и центрафриканцев является ее связь с самоотдачей, а также со смыслом жизни. Обе группы респондентов связывают любовь со страстью, дружбой и терпением.

Однако выявлены и различия. Представления центрафриканцев о любви в большей степени связаны с религиозными чувствами и ее действенными составляющими. А представления о любви россиян в большей степени амбивалентны: любовь у них ассоциируется не только с условно положительными чувствами и отношениями, но и со страданием и самопожертвованием. Россияне значимо сильнее, чем центрафриканцы, согласились с некоторыми условно отрицательными утверждениями о любви («Любовь -помеха в жизни»; «Любовь - торжество воображения над разумом»; «Любовь зла, полюбишь и козла»). Вероятно, это одно из проявлений «загадочной антиномичности» и «двойственности» русской души, о которой так ярко писал Н. Бердяев .

Литература

1. Бердяев Н. Судьба России. М.: Советский писатель, 1990.

2. Джидарьян И. А. Оптимизм: проблемы теории и методов изучения // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 1. С. 25 - 35.

3. Джидарьян И. А., Беловол Е. В.. Маслова О. В. Разработка методики изучения представлений о любви // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 1. С. 111 - 119.

4. Мацумото Д. Человек, культура, психология. Удивительные загадки, исследования и открытия. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008.

5. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. М.: Смысл, 2002.

6. Селигман М. Новая позитивная психология. М.: София, 2006.

8. Tomlinson J. M., Aron A. The Positive Psychology of Romantic Love // Positive Psychology of Love. Ed. Hajjat M., Cramer D. USA: Oxford university press, 2013. P. 3 - 12.

9. Tzeng О. C. S. Measurement of Love and Intimate Relations: Theories, Scales, and Applications for Love Development, Maintenance, and Dissolution. Westport, CT. 1993.

10. Verges P. L"Evocation de l"argent: une methode pour la definition du noyau central d"une re presentation // Bulletin de Psychologie. 1992. T. XLV. № 405. P. 203 - 209.

Маслова Ольга Васильевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов (РУДН), [email protected].

Джидарьян Инна Аршавировна - кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института психологии Российской Академии наук, [email protected].

Статья поступила в редколлегию 08.02.2016 г., принята к печати 26.04.2016 г.

NOTIONS ABOUT LOVE AND CULTURE: RESULTS OF AN EMPIRICAL STUDY

Olga V. Maslova1" @1, Inna A. Dzhidaryan2" @2

1 Peoples" Friendship University of Russia

2 Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences @1 [email protected]

@2 [email protected]

This research focuses on the value-meaning aspect of love in different cultures. In this study, we looked at people from Central African Republic (CAR) and Russia, and tested the hypothesis on how much influence a culture has on the way love is viewed. 50 people from Central African Republic and 50 people from Russia took part in this research. Groups had equal gender representation (25 females and 25 males in each group) and comparable age. As a methodology, we used our questionnaire "Notions about love" and classical associative experiment. Comparative analysis of the data showed that notions of love even in such distant cultures have many more similarities than differences. In both groups (Russia and CAR), the idealization of this feeling (love) prevails. Love is seen as a power that helps people create, grow and overcome obstacles. Another similarity is that both groups associate love with dedication and the meaning of life. Data from the associative experiment confirms this commonality, because in both groups, love is associated with passion, friendship and patience. At the same time, the results of this experiment show that concept of love is ambivalent among the Russians: they associate love not only with positive feelings, but with suffering and self-sacrifice. Russians are more likely to agree with relatively negative statements about love. Notions about love among people from Central African Republic is mostly associated with religion and action-related components.

Keywords: notions of love, value-meaning aspect of love, cross-cultural study, Central African Republic, passion, friendship, patience.

For citation: Maslova O. V., Dzhidaryan I. A. Predstavleniia o liubvi i kul"tura: rezul"taty empiricheskogo issledovaniia . VestnikKemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Kemerovo State University, no. 2 (2016): 114 - 119.

1. Berdiaev N. Sud"baRossii . Moscow: Soviet writer, 1990, 346.

2. Dzhidaryan I. A. Optimizm: problemy teorii i metodov izucheniia . Psikhologicheskii zhurnal - Psychological journal, 34, no. 1 (2013): 25 - 35.

3. Dzhidaryan I. A., Belovol E. V., Maslova O. V. Razrabotka metodiki izucheniia predstavlenii o liubvi . Psikhologicheskii zhurnal - Psychological journal, 35, no. 1 (2014): 111 - 119.

4. Matsumoto D. Chelovek, kul"tura, psikhologiia. Udivitel"nye zagadki, issledovaniia i otkrytiia . Saint-Petersburg: Praim-Evroznak, 2008, 668.

5. Allport G. Stanovlenie lichnosti: izbrannye trudy . Moscow: Smysl, 2002, 461.

6. Seligman M. Novaia pozitivnaia psikhologiia . Moscow: Sofiia, 2006.

7. Boniwell I. Positive Psychology in a Nutshell. A balanced introduction to the science of optimal functioning. London: PWBC, 2006.

8. Tomlinson J. M., Aron A. The Positive Psychology of Romantic Love. Positive Psychology of Love. Ed. Hajjat M., Cramer D. USA: Oxford university press, 2013, 3 - 12.

9. Tzeng О. C. S. Measurement of Love and Intimate Relations: Theories, Scales, and Applications for Love Development, Maintenance, and Dissolution. Westport, CT, 1993.

Что еще почитать