Любят ли дети болеть? Почему некоторые дети часто болеют. Психологические причины болезней детей Почему некоторые дети не болеют

Часто болеющий ребёнок - что делать? Для начала, понять, что это совсем не диагноз. Это группа диспансерного наблюдения. В нее входят дети, которые часто болеют респираторными инфекциями, и это не связано с явными врожденными и наследственными патологиями. Формально, группа "часто болеющих" определяется так:

    если ребенок в возрасте от 3 до 4 лет – болеет чаще 6 раз в год;

    если ребенок в возрасте от 4 до 5 лет – болеет чаще 5 раз в год; - если ребенок старше 5 лет - болеет чаще 4 раз в год.

    Когда такое происходит, родители часто винят "плохих врачей" и начинают самостоятельно мучить детей новыми и новыми лекарствами - чем могут только усугубить проблему. Если ребенок часто болеет, это означает, что он постоянно сталкивается с источниками инфекции. Они могут находиться внутри самого организма или во внешней среде - например, при большом числе контактов с людьми. Не случайно многие родители связывают всплеск заболеваний именно с началом посещения ребенком детского сада. Но причины могут быть и дома, в семье.

Внешние факторы

  • отсутствие санитарной культуре в семье, дефекты ухода, например, нерациональное питание, с ребенком не гуляют, не занимаются физкультурой;
  • материальное неблагополучие, плохие санитарно-бытовые условия, а во вполне благополучных семьях наоборот – гиперопека над ребенком;

    бесконтрольное применение антибиотиков, жаропонижающих средств, которые нарушают работу защитных факторов организма ребенка;

    наличие хронических заболеваний лор-органов у родителей и других членов семьи, которые проживают вместе с ребенком; пользование общей посудой и т.д.;

    проведение прививок перед началом посещения детского учреждения. Многие родители зачастую откладывают вакцинацию до момента поступления детсад, а вакцины ослабляют работу иммунной системы – в результате ребенок заболевает через несколько дней после начала адаптации к условиям детского учреждения;

    родители не провели профилактических мероприятий перед началом посещения детсада, в результате организм ребенка не справляется с переутомлением и перевозбуждением нервной системы;

    начало посещения ребенком детского сада (особенно в возрасте до 3 лет). В этом возрасте дети очень восприимчивы к респираторным заболеваниям.

    большое количество контактов в местах с массовым пребыванием людей: транспорт, супермаркеты и др.

Лор-врач двух моих детей Светлана Данилова обычно категорично заявляет родителям, дети которых страдают синуситами, отитами, аденоидитом – нужно срочно забирать детей из учреждения домой хотя бы на пару месяцев. "Была бы моя воля - все бы садики закрыла",- категорично заявляет Светлана Владимировна.

Но у родителей зачастую нет возможности оставить ребенка дома: или не с кем, или финансовое положение не позволяет трудиться только папе или маме.

Внутренние факторы частой заболеваемости ребенка:

  • До- и послеродовые неблагоприятные сценарии развития ребенка, например, гипотрофия, рахит, анемия, недоношенность, гипоксия в родах, энцефалопатия;
  • раннее искусственное вскармливание влияет на созревание иммунной системы;

    аллергия, особенно та, которая передалась по наследству;

    наличие у ребенка очагов хронической инфекции в рото- и носоглотке;

    на слизистой оболочке носоглотки ребенка могут находиться вирусы и патогенная флора;

    плохо работает «местный» иммунитет слизистой оболочки дыхательных путей;

    у ребенка нарушены процессы терморегуляции и термоадаптации;

    нарушение состава микрофлоры кишечника.

    Комментирует Иван Лесков , отоларинголог:

“Настоящая проблема начинается тогда, когда ребенка приходится отдавать в детский сад, где в группе 20-25 человек. Из них трое-четверо всегда находятся в продромальном периоде инфекции, или приходят в детский сад после больничного – не долеченными. И хотя 3-4-летний ребенок уже может выработать антитела к инфекции, главное звено иммунитета – Т-система - еще не работает (она формируется к 5-6 годам). А это значит, что с 3 до 6 лет есть опасность формирования у ребенка хронических бактериальных очагов инфекции (тонзиллит, аденоидит), или персистирующих (лат. «постоянно пребывающих») хронических вирусов, к которым, в частности, относятся вирус Эпштейна-Барр, аденовирусная и цитамегаловирусная. Если ребенок часто болеет, простая стимуляция его иммунитета не даст желаемых результатов».

Что делать?

Три грамотных шага позволят вам разорвать порочный круг:
1. Выявить и санировать хронические очаги инфекции;

    Сдать анализы на антитела к вирусам;

    После выполнения двух первых пунктов – начать реабилитацию иммунной системы ребенка

    Надо показать ребенка не только педиатру, но и отоларингологу. Именно лор-врач может оценить состояние миндалин, аденоидов, придаточных полостей носа и барабанной перепонки уха. Именно заболевания лор-органов является причиной частых болезней детей.

    Лор-врач должен дать направление на анализ – посев со слизистой оболочки зева и носа для оценки микробного состояния. В слизистой носоглотки у часто болеющих детей зачастую мирно « живут» грибы рода Candida, стафилококки, гемофильная палочка (кстати, с прошлого года детям из группы риска прививку от гемофильной инфекции стали делать бесплатно), энтеробактерии. Они-то и являются источником воспалительного процесса.

В результате оценки анализов – назначается адекватное лечение. И только после того, как ребенок полностью выздоровеет, можно приступать к реабилитации иммунной системы.

Как проводить реабилитацию иммунной системы ребенка?

Сегодня очень часто педиатры используют в своей практике препараты растительного происхождения и гомеопатические препараты. Большинству из нас известны растения-адаптагены. Для стимуляции иммунитета используются элеутерококк, эхинацея, заманиха, левкой, лимонник китайский, родиола розовая, аралия маньчжурская. В аптеках продаются экстракты и настойки этих растений. В практике обычно применяют такую дозировку: 1 капля настойки на 1 год жизни. В эпидемический период иммунномодуляторы дают ребенку в течение недели – исключая выходные – в течение месяца.

Знатоки пчелиной продукции утверждают, что иммунитет можно поднять маточным молочком, пчелиным молочком, прополисом.

Если ребенок постоянно мучается насморками, отитами, у него необходимо стимулировать местный иммунитет. Необходимо применение препаратов (по рекомендации лор-врача и после сдачи анализов), которые нормализуют иммунитет в слизистой оболочке верхних дыхательных путей. Эти лекарства содержат лизаты бактерий. Они помогают предупреждать инфекции в носоглотке. Известны рибосомальные иммуномодуляторы, бактериальные лизаты и мембранные фракции и их синтетические аналоги. Специально не называю сами препараты, их должен назначить только доктор, желательно хороший иммунолог .

Комментирует Федор Лапий , иммунолог-инфекционист:

“Перед тем, как назначить препарат, необходимо оценить состояние здоровья ребенка. Для начала смотрится общий анализ крови – в норме ли содержание клеток-лимфоцитов. Их количество свидетельствует о том, есть ли у ребенка грубое нарушение иммунной системы (норма для детей в возрасте от 4 лет - 6,1 – 11,4х109/л). Выясняется, перенес ли ребенок пневмонию, гнойные отиты, менингит и другие тяжелые заболевания. После этого могут потребоваться другие исследования – иммунограммы. Они бывают разными. Иногда для того, чтобы правильно оценить происходящее с ребенком и назначить адекватное, эффективное лечение – иммунолог может назначить очень узконаправленный тест. При этом сама иммунограмма будет показывать норму. Но это не будет означать, что проблема снята».

Хорошо проводить интерферонопрофилактику . Даже новорожденным педиатры назначают в период сезонной заболеваемости нативный лейкоцитарный альфа-интерферон (в ампулах). Есть рекомбинантные виды интерферона – гриппферон и виферон (свечи), анаферон и афлубин. Индуктором интерферона является арбидол, помимо этого это еще и противовирусный препарат. Не стоит забывать оксолиновую мазь. Утром и вечером после того, как очистили нос ребенка от слизи и просто от корочек – аккуратно смазывать слизистую ватной палочкой с нанесенной на нее мазью.

Есть также физиотерапевтичксие варианты восстановления иммунитета. В многих пульмонологических отделениях и в центрах здоровья детей есть так называемые галакамеры , они моделируют основные параметры соляных пещер. Очень рекомендуются детям с бронхолегочными заболеваниями, аллергикам, да и просто часто болеющим детям. Нахождение в галокамере активизирует Т-клетки, повышается синтез эндогенного интерферона и уровень иммуноглобулинов. Обычно проводят два курса в год. Например, осенью и весной.

Ароматерапия – физиотерапевтическая процедура с использованием летучих биологически активных веществ. В зависимости от использования эфирного масла определенного растения – будет и соответствующий эффект. Широко известны противовоспалительные и антибактериальные свойства масла хвои, лаванды, лавра, фенхеля и базилика. В ароматерапии обязательно строго индивидуальный подбор эфирного масла.

Чуть подзабытое УФО – ультрафиолетовое облучение . Физиотерапевтические кабинеты детских поликлиник обычно оборудованы этими аппаратами. В результате воздействия ультрафиолетовых лучей не только возрастает бактерицидная активность крови, также усиливается фагоцитарная активность, происходит рост антимикробных антител.

При этом надо не забывать выполнять другие «немедикаментозные» мероприятия по оздоровлению. О них все знают или хотя бы слышали, но выполнение этих абсолютно грамотных инструкций требует от взрослых педантичной постоянности. Правила должны стать нормой жизни.

    Правильно организовать режим дня ребенка. Он должен и погулять, и поиграть, и вовремя лечь спать.

    Избегать стрессов. Потушить все конфликтные ситуации в семье. Как правильно замечают психологи: очень часто ребенок заболевает в тех семьях, где есть неразрешенные ситуации между родителями. Малыш таким образом привлекает внимание противоборствующих сторон на себя. В другом варианте –иммунитет ребенка падает из-за постоянного стресса в связи с ситуацией в семье.

    Сделать правилом несколько раз в день промывать нос раствором поваренной соли (0, 9 %) или физраствором (стоит копейки). Многие родители покупают спреи, например, «Аква-Марис». Чтобы сэкономить – после того, как раствор в покупном препарате заканчивается, можно аккуратно плоскогубцами снять крышку и залить в бутылочку физраствор. Дешево и сердито. Другие спрей-системы не позволяют использовать их повторно.

    - Применять адаптагены. Они помогут ребенку восстановить иммунитет.

    - Обеспечить доступ к чистому воздуху. Чаще проветривайте, хотя бы перед сном делайте в комнате ребенка влажную уборку пола. Если есть возможность – уберите ковры-пылесборники. Или часто и очень тщательно чистите их.

    • Очень хорошая традиция – хотя бы раз в год вывозить ребенка на море , желательно на две недели (не меньше). Если такой возможности нет – отправляйтесь в деревню, открывайте нынче тоже модный дачный сезон. Ребенку надо дать возможность прочистить бронхи от городского воздуха, квартирных аллергенов. Лето для начала закаливающих процедур – самое благоприятное время. Что может быть лучше - облить ножки малыша холодной водой на траве или пробежаться с ним вдоль берега реки, а потом и искупаться с солнечными брызгами…

    - Составить график посещения специалистов. Для часто болеющего ребенка очень важна такая педантичность. Основные - педиатр, отоларинголог, стоматолог, физиотерапевт. По дополнительным показаниям: врач ЛФК, аллерголог, иммунолог, невропатолог.

"Вот заболею и умру", - решил мальчик (а, может быть,
девочка, а, может быть, это я - маленькая
или ты, человек, читающий эти строчки).
"Умру и тогда они все узнают, как им без меня будет плохо".
(из тайных мыслей многих мальчиков и девочек,
а также - невзрослых дядей и тетей).

Наверное, у каждого человека хоть раз в жизни была такая фантазия про свою болезнь и смерть. Это когда кажется, что ты больше никому не нужен, про тебя все забыли и удача отвернулась от тебя. И хочется, чтобы все дорогие тебе лица с любовью и тревогой обратились к тебе. Одним словом, не от хорошей жизни возникают такие фантазии. Ну, разве среди веселой игры или в день рождения, когда тебе подарили то самое, о чем мечтал больше всего, разве тогда приходят такие мрачные мысли? Ко мне, например, нет. И ни к кому из моих знакомых то же.

Такие сложные мысли не приходят в голову очень маленьким детям, тем, которые еще не учатся в школе. Они про смерть еще вообще мало знают. Им кажется, что они жили всегда, не хотят понять, что когда-то их не было, и, тем более, что их когда-то не будет. О болезни такие малыши не думают, больными, как правило, себя не считают, и не собираются прерывать своих интересных занятий из-за какой-то . Зато как здорово, когда мама тоже остается с тобой дома, не идет на свою работу, и целый день щупает тебе лоб, читает сказки и предлагает что-нибудь вкусненькое. А то еще (если ты девочка), обеспокоенный твоей высокой температурой папка, придя с работы, сгоряча обещает тебе подарить золотые сережки, самые красивые. И тут же бегом приносит их из какого-нибудь укромного местечка. А если ты хитрый мальчик, то возле твоего печального одра могут навсегда помириться мама и папа, которые еще не успели развестись, но уже почти что собрались. А когда ты уже поправляешься, тебе накупят всяких вкусностей, о которых ты, здоровый, даже и помышлять не мог.

Вот и думай, стоит ли долго оставаться здоровым, когда про тебя целый день никто и не вспомнит. Все заняты своими важными делами, например, работой, с которой родители часто приходят злые-презлые, и ходят по дому, и только знай себе придираются то к твоим немытым ушам, то к разбитым коленкам, как будто бы в детстве сами их мыли и не били. Это если вообще заметят твое существование. А то один под газету от всех спрятался, "мама - барыня такая" (из реплики маленькой девочки, приведенной К.И. Чуковским в книге "От двух до пяти") в ванную стирать отправилась, а тебе некому показать свой дневник с пятерками.

Нет, когда болеешь, жизнь определенно имеет свои приятные стороны. Любой смышленый ребенок может веревки вить из своих родителей. Или шнурки. Может быть, поэтому на подростковом сленге родителей так иногда и зовут - шнурками? Точно не знаю, но предполагаю.

То есть, ребенок болеет, конечно, не специально. Он не произносит страшных заклинаний, не совершает колдовских пассов, но внутренняя программа выгоды болезни время от времени самозапускается, когда другим способом достичь признания среди своих близких не удается.

Механизм этого процесса несложен. То, что организму и личности в каком-то плане выгодно, реализуется автоматически. Причем, у детей, да и у почти всех взрослых, не осознается. В психотерапии это называют рентным (т.е. дающим выгоду) симптомом. Таким способом можно получить много желанного, например, удержать мужа от попытки уйти к другой женщине "сердечным" приступом - и он останется, раздавленный, покоренный, даже научившийся быть довольным этой жизнью, пока не уйдет из жизни первым от какой-то внезапной сосудистой катастрофы. Бывают и другие судьбы.

Он оставил ее больную, с высокой температурой, с детьми на руках. Ушел и не вернулся. Она, придя в себя и столкнувшись с жестокой необходимостью жить дальше, сначала чуть не тронулась, а потом просветлела умом. У нее даже открылись способности, которых раньше не было - рисование, стихи. Муж потом к ней вернулся, к той, которую не страшно бросить, а потому и не хочется бросать, с которой рядом интересно и надежно. Которая тебя не грузит, а помогает нести.

У Агаты Кристи, по свидетельству одного из своих биографов, сложилась судьба, похожая на эту. Ее оставил муж, когда она хоронила свою мать. И, еще находясь в одном горе, она потеряла память от второго. Где она блуждала, потом сама вспомнить не могла. А, придя в себя, вспомнила детские стишки про Шалтая-Болтая:

Шалтай-Болтай сидел на стене,
Шалтай-Болтай свалился во сне.
И вся королевская конница,
И вся королевская рать,
Не могут Шалтая, не могут Болтая,
Шалтая-Болтая собрать.

Это она сама - Шалтай-Болтай. И нет никого, кто бы смог ее собрать. Собирать себя надо было самой. Вот выдержка из биографии Агаты Кристи Маргариты Ковалевой.

"И вот я осталась одна. Теперь мне следовало выяснить, что я за человек - и не стала ли я непоправимо зависимой от других, как я боялась... Теперь мне не о ком думать, не с кем считаться, кроме себя самой".

Это не приступ эгоизма. Наоборот, это признание в зависимости от других. Агата хорошо понимала себя: "По характеру я относилась к собакам: собака сама не пойдет на прогулку, если ее кто-нибудь не возьмет с собой, не выведет. Возможно, мне предстояло остаться такой на всю жизнь. Но я надеялась на лучшее".

Ее бегство из дома - поступок человека, потерявшего себя... Но она решила обрести собственный облик. Два года после смерти матери она не писала. Она собирала себя после "великого падения".

Речь шла почти что о воскрешении из мертвых. Сказать заранее - она вышла победительницей? Да, потому что она сохранила способность меняться, побеждая обстоятельства, она получила свой жизненный урок, стала сильной, и эту ее новую изменчивость я сравню скорее с умением античного божества, Протея, менять облик по собственному желанию.

Агата Кристи отлично отдавала себе отчет в своих возможностях и способностях. "Я никогда не старалась во что бы то ни стало заниматься тем, что у меня получается плохо, к чему у меня нет способностей от природы". Составила длинный список того, что не может делать и что может. Второй начинался так: "Ну что ж, я могу писать". У нее был отличный девиз: "Не можешь вести поезд - смазывай колеса!"

Так как же нам относиться к мужьям в этой ситуации? Я думаю, что дело не только в мужьях, а в той различной позиции, которую заняли женщины. Одни из них пошли по пути эмоционального шантажа, другие - использовали возникшую трудность как шанс стать самими собой, настоящими. Кстати, Агата Кристи вышла замуж потом, на сей раз счастливо. Они своей жизнью реализовали основной закон дефектологии: любой дефект, недостаток, является стимулом к развитию личности, компенсации дефекта.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

"Людям нужна сила трения, которая их останавливает, чтобы они хотели двигаться вперед, и сила тяжести, которая придавливает их к земле, чтобы они мечтали взлететь". (Наталья Дарьялова).

И, возвращаясь к заболевшему ребенку, мы увидим, что болезнь на самом деле может быть ему нужна для того, чтобы захотелось стать здоровым, не должна ему приносить привилегий и лучшего, чем к здоровому, отношения. И лекарства должны быть не сладкими, а противными. И в санатории и в больнице не должно быть лучше, чем дома. И маме нужно радоваться здоровому ребенку, а не заставлять его мечтать о болезни, как о пути к ее сердцу. Одна мама покончила с простудами дочери следующим образом. Ее поступок выглядел жестоко. Она просто выставила дочь на балкон, предложила постоять ей на холоде: уж болеть, так болеть, в смысле, любить - так королеву, украсть - так миллион. Болезнь очень быстро кончилась. И, вообще, дальше болела редко. Не испортило ли это их отношений? Нет, сейчас, через много лет, дочь уже взрослая, и они с мамой лучшие подруги.

А если у ребенка нет другого способа узнать о любви родителей, кроме болезни, это большая его беда, и взрослым надо хорошо об этом подумать. Способны ли они принять с любовью живого, активного, непослушного ребенка, или он, в угоду им, запихает свои гормоны стресса в заветный орган и готов будет в очередной раз сыграть роль жертвы в надежде, что палач опять раскается и пожалеет его.

Во многих семьях формируется особый культ болезни. Хороший человек, он все близко к сердцу принимает, у него от всего сердце (или голова) болит. Это как бы признак хорошего, порядочного человека. А плохой, он равнодушный, ему все, как об стенку горохом, ничем его не проймешь. И ничего у него не болит. Тогда вокруг произносят с осуждением:

И голова у тебя ни за что не болит!

Как в такой семье вырасти здоровому и счастливому ребенку, если это как-то не принято? Если с пониманием и сочувствием относятся только к тому, кто покрыт заслуженными ранами и язвами от тяжелой жизни, кто терпеливо и достойно влачит свой тяжкий крест. Сейчас очень популярен остеохондроз, который чуть не до параличей разбивает своих обладателей, а, чаще - обладательниц. И бегает вокруг вся семья, наконец-то оценившая замечательного человека рядом с собой. Кто узнал себя и обиделся, закройте немедленно книжку - она не для вас. Кому интересно стать хорошим и здоровым и вырастить таких же детей, можете продолжать. А болеют время от времени все, в том числе и автор строк. Потому что слабаками оказались в какой-то момент. Но если живы остались, есть шанс подумать, хочется ли снова наступать на те же грабли?

«Вот заболею и умру», - решил мальчик (а, может быть, девочка). Умру, и тогда они все узнают, как им без меня будет плохо».

Наверное, у каждого человека хоть раз в жизни была такая фантазия про свою болезнь и смерть. Это когда кажется, что ты больше никому не нужен, про тебя все забыли и удача отвернулась от тебя. И хочется, чтобы все дорогие тебе лица с любовью и тревогой обратились к тебе. Одним словом, не от хорошей жизни возникают такие фантазии. Ну разве среди веселой игры или в день рождения, когда тебе подарили то самое, о чем мечтал больше всего, разве тогда приходят такие мрачные мысли? Ко мне, например, нет. И ни к кому из моих знакомых тоже.

Такие сложные мысли не приходят в голову очень маленьким детям, тем, которые еще не учатся в школе. Они про смерть еще вообще мало знают. Им кажется, что они жили всегда, не хотят понять, что когда-то их не было, и тем более что их когда-то не будет. О болезни такие малыши не думают, больными, как правило, себя не считают и не собираются прерывать своих интересных занятий из-за какой-то ангины. Зато как здорово, когда мама тоже остается с тобой дома, не идет на свою работу и целый день щупает тебе лоб, читает сказки и предлагает что-нибудь вкусненькое. А то еще (если ты девочка), обеспокоенный твоей высокой температурой папка, придя с работы, сгоряча обещает тебе подарить золотые сережки, самые красивые. И тут же бегом приносит их из какого-нибудь укромного местечка. А если ты хитрый мальчик, то возле твоего печального одра могут навсегда помириться мама и папа, которые еще не успели развестись, но уже почти что собрались. А когда ты уже поправляешься, тебе накупят всяких вкусностей, о которых ты, здоровый, даже и помышлять не мог.

Вот и думай, стоит ли долго оставаться здоровым, когда про тебя целый день никто и не вспомнит. Все заняты своими важными делами, например работой, с которой родители часто приходят злые-презлые, и только знай себе придираются то к твоим немытым ушам, то к разбитым коленкам, как будто бы в детстве сами их мыли и не били. Это если вообще заметят твое существование. А то один под газету от всех спрятался, "мама - барыня такая" (из реплики маленькой девочки, приведенной К. И. Чуковским в книге "От двух до пяти") в ванную стирать отправилась, а тебе некому показать свой дневник с пятерками.

Нет, когда болеешь, жизнь определенно имеет свои приятные стороны. Любой смышленый ребенок может веревки вить из своих родителей. Или шнурки. Может быть, поэтому на подростковом сленге родителей так иногда и зовут - шнурками? Точно не знаю, но предполагаю.

То есть ребенок болеет, конечно, не специально. Он не произносит страшных заклинаний, не совершает колдовских пассов, но внутренняя программа выгоды болезни время от времени самозапускается, когда другим способом достичь признания среди своих близких не удается.

Механизм этого процесса несложен. То, что организму и личности в каком-то плане выгодно, реализуется автоматически. Причем у детей, да и у почти всех взрослых, не осознается. В психотерапии это называют рентным (то есть дающим выгоду) симптомом.

Один мой коллега описал однажды клинический случай с молодой женщиной, заболевшей бронхиальной астмой. Случилось это следующим образом. Муж ее оставил и ушел к другой. Ольга (так мы ее назовем) была очень привязана к мужу и пришла в отчаяние. Тут она простудилась, и впервые в жизни у нее разыгрался астматический приступ, настолько тяжелый, что испуганный неверный супруг вернулся к ней. С тех пор у него время от времени случались такие попытки, но решиться оставить больную жену, приступы у которой становились все тяжелее, так и не смог. Так они и живут рядом - она, распухшая от гормонов, и он - понурый и раздавленный.

Если бы у мужа хватило мужества (в другом контексте это бы назвали подлостью) не возвращаться, не устанавливать порочной и прочной связи между болезнью и возможностью обладания объектом привязанности, у них могло бы получиться, как у другой семьи в аналогичной ситуации. Он оставил ее больную, с высокой температурой, с детьми на руках. Ушел и не вернулся. Она, придя в себя и столкнувшись с жестокой необходимостью жить дальше, сначала чуть не тронулась умом, а потом просветлела разумом. У нее даже открылись способности, о которых раньше не знала, - рисование, стихи. Муж потом к ней вернулся, к той, которую не страшно бросить, а потому и не хочется бросать, с которой рядом интересно и надежно. Которая тебя не грузит в пути, а помогает идти.

Так как же нам относиться к мужьям в этой ситуации? Я думаю, что дело не столько в мужьях, сколько в той различной позиции, которую заняли женщины. Одна из них пошла по пути невольного и неосознанного эмоционального шантажа, другая - использовали возникшую трудность как шанс стать самой собой, настоящей. Она своей жизнью реализовали основной закон дефектологии: любой дефект, недостаток, является стимулом к развитию личности, компенсации дефекта.

И, возвращаясь к заболевшему ребенку, мы увидим, что болезнь на самом деле может быть ему нужна для того, чтобы захотелось стать здоровым, не должна ему приносить привилегий и лучшего, чем к здоровому, отношения. И лекарства должны быть не сладкими, а противными. И в санатории и в больнице не должно быть лучше, чем дома. И маме нужно радоваться здоровому ребенку, а не заставлять его мечтать о болезни как о пути к ее сердцу.

А если у ребенка нет другого способа узнать о любви родителей, кроме болезни, это большая его беда, и взрослым надо хорошо об этом подумать. Способны ли они принять с любовью живого, активного, непослушного ребенка или он в угоду им запихает свои гормоны стресса в заветный орган и готов будет в очередной раз сыграть роль жертвы в надежде, что палач опять раскается и пожалеет его?

Во многих семьях формируется особый культ болезни. Хороший человек, он все близко к сердцу принимает, у него от всего сердце (или голова) болит. Это как бы признак хорошего, порядочного человека. А плохой, он равнодушный, ему все как об стенку горохом, ничем его не проймешь. И ничего у него не болит. Тогда вокруг произносят с осуждением:

И голова у тебя ни за что не болит!

Как в такой семье вырасти здоровому и счастливому ребенку, если это как-то не принято? Если с пониманием и сочувствием относятся только к тому, кто покрыт заслуженными ранами и язвами от тяжелой жизни, кто терпеливо и достойно влачит свой тяжкий крест? Сейчас очень популярен остеохондроз, который чуть не до параличей разбивает своих обладателей, а чаще - обладательниц. И бегает вокруг вся семья, наконец-то оценившая замечательного человека рядом с собой.

Тема болезней была бы недостаточно раскрыта без разговора о психологическом смысле болезней как разновидности негативной ситуации. Когда-то Генрих Манн написал: "Болезнь - это гениальный путь к познанию, человеку, любви". Это высказывание сразу выбивает почву из-под привычного представления об однозначной негативности болезни и любого другого несчастья. И действительно, с точки зрения психолога, болезнь имеет не меньше трех функций.

Сигнальная. Она не просто сообщает о том, что подкачали физические возможности человека, а еще о том, что нарушились его интимные внутриличностные процессы, его собственная экология, которая является не чисто физическим, и даже не психофизическим феноменом, а проявлением триединства дух - душа - тело. Появившийся симптом у взрослого - хороший повод задать самому себе вопрос: что я делаю не так в своей жизни, чем, каким своим поведением я наступаю себе на горло, или на голову, или на бронхи, или на желудок?

Если стал нездоров ребенок, родителям нужно честно спросить себя, чем и как они способствует болезни любимого существа. Даже у домашних собак сколько угодно бывает нарушений на нервной почве. Я знаю одного опытного ветеринара, который пользует своих мохнатых пациентов, проводя обязательную "семейную" терапию с хозяевами. Что о детях тогда говорить. Не всегда мы можем жить экологично, в гармонии со своим внутренним личностным пространством. Часто нам приходится приносить в жертву необходимости (такой, какой мы ее видим) здоровье свое и своих детей. Просто при этом неплохо помнить, что наша доля участия здесь присутствует тоже. Тогда, возможно, удастся улучить удобный момент, чтобы развернуть ситуацию в нужном направлении, когда не будет острой необходимости хвататься за бревно, плывущее в водоворот.

Сепарирующая. Сепаратор отделяет сливки от сыворотки, а болезнь - "мух" от "котлет". Когда происходит несчастье, все лишнее и ненадежное из жизни быстро уходит. Рядом остаются только те, кто действительно любит и дорожит нами, с человеком остаются только те мысли и заботы, без которых он не может обойтись. Это очень жестокий способ расстановки акцентов и взросления, но не зря в народе всегда говорили, что за одного битого двух небитых дают.

Стимулирующая развитие. Человек - существо упрямое, и если жизнь загоняет его в угол, он начинает из него выбираться, вдруг открывая в себе еще незнаемые способности. Прикованная на какое-то время в детстве к постели, Астрид Лингрен придумала своего Карлсона. И пусть написала о нем через много лет, но тогда, в детстве, он уже помог ей перенести необходимость постельного заточения. Известный психолог, великая американская бабушка Эда Ле Шан, описывает эпизод из своего детства, когда вынужденное постельное прозябание побудило ее выпустить свою первую стенгазету. Даже знание о том, что тебе осталось жить уже недолго, может побудить прожить остаток жизни с высоким качеством и принести кому-то счастье, как падающая звезда. Она мгновенно прочерчивает светящимся следом небосклон и оставляет ощущение чуда.

Болезни роста и короткие штанишки

Детский организм, как и маленькое растущее деревце, очень уязвим. Все его защитные и адаптивные системы еще только формируются, постепенно приспосабливаясь к условиям так же меняющейся среды. Только организм взрослого, зрелого человека является полноценно функционирующей системой приспособления человека к среде. Поэтому детский организм дает частые сбои и нуждается во внешней поддержке. Вопрос - в какой?

Одна моя коллега - психолог, сын которой болел нейродермитом, как-то сказала мне, что все понимает о причинах болезни, о роли отношений ребенка с ней, матерью, но дает ему лекарства, потому что это намного легче, чем перестраивать свои отношения с миром и ребенком, и все люди видят, что она его лечит. Хотя сама понимает, что не лечит, а залечивает ребенка. А многие другие мамы и вовсе не представляют себе природу большинства детских заболеваний.

Традиционная медицина толкует о коварных микробах, гнездящихся в укромных уголках организма, и плохой экологии, недостатке важных компонентов пищи и предлагает нам десятки и сотни новых сильнодействующих и все более эффективных препаратов. Приятных на вид и даже вкусных. Так что болезнь превращается в сплошное удовольствие, и ни о чем думать не надо. Раз в день закапай. Проглоти - и до завтра как огурчик. И так сколько? Да хоть всю жизнь. Мы еще лекарства сделаем! Еще лучше прежних! Мало того, у людей появляется представление о том, что внешние по отношению к нему факторы, бездушная стихия, оказываются сильнее его, и он просто не может существовать без всевозможных костылей и подпорок.

По сути дела это ветеринарный подход к человеку и его взаимоотношениям со средой через проблемы организма. Надо сказать, что лекарства оказываются нередко опаснее самой болезни своими побочными действиями. Палка всегда о двух концах. Я сторонница альтернативной медицины, не бьющей из пушек по воробьям, а сохраняющей и пестующей собственные защитные силы. Это и лечебный массаж, и гомеопатия, фитотерапия, остеопатия, психотерапия.

Моя специальность - психотерапия. Более чем двадцатилетний врачебный и материнский опыт, опыт совладания со своими собственными многочисленными хроническими болезнями позволил сделать несколько выводов:

1. Большинство детских болезней (разумеется, не врожденного характера) носит функциональный, приспособительный характер и человек из них постепенно вырастает, как из коротких штанишек, если у него появляются другие, более конструктивные способы отношений с миром. Например, с помощью болезни ему не нужно привлекать к себе внимания мамы, мама и так научилась замечать его здорового и радоваться ему такому. Или не нужно своей болезнью мирить родителей. Я лет пять работала подростковым врачом, и меня поразил один факт - несоответствие между содержанием амбулаторных карт, которые мы получали из детских поликлиник, и объективным состоянием здоровья подростков, за которым велись регулярные наблюдения в течение двух-трех лет. В картах значились гастриты, холециститы, всевозможные дискинезии и дистонии, язвы и нейродермиты, пупочные грыжи и прочее. Как-то на медосмотре у одного мальчика не оказалось описанной в карте пупочной грыжи. Он говорил, что маме предлагали операцию, но она все не могла решиться, а он начал тем временем заниматься спортом (ну не терять же, в самом деле, времени). Постепенно грыжа куда-то делась. Куда делись их гастриты и прочие хворости, жизнерадостные подростки тоже не знали. Вот и выходит - переросли.

Таким образом, условиями выздоровления, перерастания болезни, становится, с одной стороны, осознание родителями приспособительного характера любой болезни, иногда ее психологической выгодности для себя или ребенка, а с другой - создание (в первую очередь у себя) установки на болезнь как на короткие штанишки, из которых дети постепенно вырастают. Вам могут помочь ритуалы: убирая из употребления старую детскую вещь, вы думаете и говорите ребенку, что с этой вещью уходят его детские болезни и проблемы. Отдавая вещь другим маленьким детям, ее достаточно хорошенько постирать и отдать с хорошими чувствами - она не "передаст" другому ребенку какой-либо негативной информации. Эти элементы домашней магии близки психике детей и женщин, которая оперирует в основном конкретными образами, картинками, чувственными представлениями.

2. Клин вышибают клином. Есть болезни, приобретающие хронический, монотонный характер (если родители в свое время не поняли ее психологической подоплеки и имели представления о болезнях как о чем-то неизменном). Они тянутся годами, существенно не меняя своего течения. Формируется стойкий порочный круг с мощной доминантой в коре головного мозга. Это своеобразная запись в памяти мозга о том, как жить с болезнью, это привычка организма так жить. И пока в коре мозга не возникнет другой, более сильной доминанты, которая сможет "перевесить" и поглотить активность первой, болезнь не желает отступать. То есть победа над болезнью становится вопросом возникновения своеобразной встряски, шока, стресса. Стресс может быть двух разновидностей - физиологическим и психоэмоциональным.

Совсем недавно один мой хороший знакомый рассказал историю об одном своем друге. Молодой еще мужчина заболел ревматизмом, одним словом, все его суставы постепенно сковывала болезнь, он все хуже и хуже двигался. Лечение в поликлинике и больнице оказалось неэффективным. Тем временем жена узнала о какой-то "сильной" бабушке из сельской местности, уговорила мужа попробовать. Вдвоем с сыном усадила его за руль, и они поехали в деревню. Бабушка справила свой таинственный ритуал при свечах, мужчина вышел оттуда в состоянии легкого помрачения и, сев снова за руль, врезался в чей-то новенький забор. С проклятиями заплатил за нанесенный ущерб, прикидывая, откуда взять деньги на ремонт машины, и поклялся больше никогда в жизни не ходить к бабушкам, а равно и к дедушкам. Вернувшись домой, сидел на больничном в состоянии угрюмого безразличия. От нечего делать попробовал лечение по новому рецепту - ванны с травами. Как-то, принимая ванну в очередной раз, услышал звонок телефона, стал вылезать из ванны. Поскользнулся, грохнулся на спину, да еще ударился головой о стиральную машину. Придя в себя, вскочил на ноги с отборной руганью (всю жизнь для такого случая берег), извернувшись, осмотрел в зеркале повреждения... и только тогда понял, что он не выполз, как обычно, а выскочил, что увидеть свою спину раньше он мог только с помощью другого зеркала, но никак не повернувшись. На радостях сбегал(!) в магазин за бутылкой водки. Вернувшиеся домой жена и сын застали его весело празднующим свое прощание с болезнью.

Сильный стресс встряхнул все его временные нервные связи, создал мощный очаг длительного возбуждения в коре головного мозга, который поглотил очаг, связанный с его болезнью. Эмоция злости оказалась на этот раз целительной, так как материализовалась на уровне осознания в эмоциональный взрыв. Гормоны стресса впервые за долгое время пошли не на саморазрушение, вовнутрь, а наружу. Старый путь был катастрофически разрушен, новый путь проторен.

Надя с детства болела гломерулонефритом, его вялотекущим, но стойким вариантом. Став взрослой и выйдя замуж, как любая нормальная женщина, захотела родить ребенка. Врачи (и не какие-нибудь, а из ведущего института страны) ее предупредили, что слишком велик риск очень скоро оставить ребенка сиротой. Во всяком случае, в их практике обнадеживающих случаев не было. Надя долго мучилась, но в конце концов забеременела и ребенка оставила. Будь что будет - решила. После родов анализы мочи впервые оказались нормальными. И с тех пор прошло тринадцать лет. И мама, и сын живы и здоровы.

Второй случай иллюстрирует механизм стресса физиологического, связанного с гормональной перестройкой. Он наиболее характерен для женского организма, в котором последовательно проходят очень интенсивные превращения - сначала становление месячного цикла, потом беременности, роды и лактация. Все эти периоды содержат в себе зародыши больших изменений. Если внутренняя установка женщины на развитие и здоровье - она поправляется. Для этого в болезни она не должна щадить и поглаживать себя, искать привилегии, послабления, опеку. Болезнь ни в коем случае не должна обеспечивать скидку в проявлении социальной активности, выполнении обязанностей. Только если в болезни трудно до отчаяния, встряска сломит ее.

Вы сейчас прочитали описание двух случаев из реальной жизни. Рядом я могла бы поместить еще великое их множество. Далеко не надо ходить - свои собственные болезни (хронический бронхит, вазомоторный ринит и нейродермит) мне удалось одолеть с помощью механизма физиологического стресса (в одном случае это оказались беременности и роды, в двух других - контраст сауны и холодного бассейна, и плавание до изнеможения, до открытия второго дыхания). Физиологический стресс, таким образом, бывает не только гормональный, но и искусственный, создаваемый эффектом контраста или чрезмерного физического напряжения.

Всегда ли и однозначно ли действие стресса? Можно ли ожидать всегда гарантированного успеха? Безусловно, нет. В молодости, при наличии гибких, эластичных сосудов, стресс более позитивен по результатам и менее чреват сосудистыми катастрофами, чем в преклонном возрасте. Стресс, встряска - это всегда риск, это способ мужественных или отчаявшихся, в нем нет места сомнениям и колебаниям. Это игра ва-банк. Применять или не применять способ стресса - решать лично вам. Нужна ли при этом врачебная консультация? Разумеется, ведь есть заболевания, при которых первый же стресс может оказаться последним. Врач должен при этом учесть всю совокупность обстоятельств, построить прогноз возможного риска и рассмотреть альтернативы возможного результата, но он не имеет морального права принимать за пациента или его родителей это решение.

Один из типичных в детской практике вариантов стресса - это естественный гормональный кризис пубертата. Нужна здоровай установка подростка и его родителей на встряску этого возраста, и она станет целительной во многих случаях. Надо оговориться еще раз, что в данном контексте не стоит думать о врожденных аномалиях развития, генетических болезнях, не стану говорить о сахарном диабете - здесь надежда на науку будущего. Особенно благоприятен пубертат девочек. Их половые гормоны являются замечательными адаптогенами.

Другой вариант физиологического стресса для детей - все виды закаливания, обливания, в том числе по Иванову. Важно только, чтобы это было не пыткой для ребенка, а преодолением, на которое он соглашается добровольно и испытывает удовлетворение от своего мужества.

Эмоциональный стресс для детей практикуется позитивный, связанный с радостью преодоления трудностей, осуществляется как длительный (несколько часов) период интенсивной физической и эмоциональной нагрузки. В детской психотерапии это реализуется в программах игровых марафонов, длящихся 3-5 часов, лучше - вместе с родителями. Очень интересна и результативна программа московского профессора Ю. С. Шевченко - детского психиатра и психотерапевта, которая называется ИНТЭКС - терапия (интенсивная эмоционально-экспрессивная терапия). Эмоциональный подъем и чувство радости, которое испытывают дети в процессе игр, становятся своеобразным клином, вышибающим болезнь из ее вместилища.

3. Роль новой сильной мотивации. Когда у человека появляется очень значимая для него цель, он становится способным свернуть горы болезней и немощи. История Валентина Дикуля - нашего легендарного циркового артиста-тяжелоатлета, богатыря, восставшего с одра инвалида, поразила меня. После тяжелой спинномозговой травмы (компрессионный перелом позвоночника) врачи приложили все усилия, чтобы вернуть его к жизни. Он остался жив.

"Но зачем? - думал Валентин, лежа неподвижно на постели. - Зачем мне теперь эта жизнь - без ног?.." Врачи пытались успокоить его:
- Мы сделали все, что смогли, - говорили они. - Сидеть будете. Примите свою судьбу такой, какая она есть.

Нет, он этого делать не собирался. Парализованный, слабый, приговоренный медиками к вечной неподвижности, Дикуль только и думал о том, как встать на ноги. Ни минуты не сомневался он в том, что это должно произойти... (Зиновьева А. А. "Спасибо тебе, атлетизм").

Он не захотел смириться вопреки всем разумным доводам и изобрел (благо больше нечем было заняться) собственную систему реабилитации, перечитав множество медицинских книг. Через пять лет он начал подниматься на ноги с помощью костылей, затем - палок. Потом вернулся на арену цирка и открыл реабилитационный центр для людей, перенесших спинальные травмы. Знаменитый Арнольд Шварценеггер оказался вдохновленным судьбой русского атлета и создал себя сам подобно ему.

Другие публикации на тему данной статьи:

У всех без исключения детей иногда болит живот - причем, тому может быть с десяток разных причин. Как самостоятельно, без помощи врача, определить: какая боль в животе у ребенка опасная и требующая быстрых «спасательных» мер, а какую боль вполне можно устранить самолечением?

Не бывает на свете деток, у которых никогда не болел бы живот. Взрослые дети могут подробно рассказать о том, где и как у них болит, ребятишки помладше - покажут пальчиком, ну а младенцы, увы, ничего о своей боли поведать не смогут. Меж тем именно от природы боли в животе у детей, и от места ее локализации зависит не только способ лечения, но даже и то, останется малыш дома или его необходимо срочно госпитализировать...

Боль в животе – знакома с детства

...А рядом бегемотики
Схватились за животики:
У них, у бегемотиков,
Животики болят...
...И бежит Айболит к бегемотикам,
И хлопает их по животикам,
И всем по порядку
Даёт шоколадку,
И ставит и ставит им градусники!...

С точки зрения педиатрии Корней Иванович, конечно, слегка приукрасил ситуацию – «взаправду» вылечить боль в животе у ребенка (пусть даже и у «ребенка» бегемота) с помощью шоколадки и похлопываний, увы, не получится. Придется подбирать «настоящее» и безопасное лекарство. Но средство от боли в животе можно только тогда подобрать правильно, когда вам точно ясна причина, почему у ребенка болит живот. А их - причин - как выясняется, насчитывается ни один десяток...

Например, у новорожденных детей и у грудничков самая распространенная причина боли в животе - конечно же, . Около 70% всех младенцев страдает этим временным явлением и горько плачет во время приступов. Но, к счастью, колики у новорожденных и грудничков - напасть временная, и, как правило, они проходят сами по себе к возрасту 4-6 месяцев.

Почему у ребенка болит живот: самые распространенные причины боли

Итак, новорожденные и груднички, чаще всего плачут как раз от весьма специфической и сугубо младенческой напасти - от колик. А что же ребятишки постарше? Почему у этих детей болит живот?

Чем старше становится ребенок, тем больше существует потенциальных причин для боли в животе.

У детей постарше (начиная с возраста, когда , а сам ребенок становится более «мобильным» и активным) среди групп причин боли в животе обычно значатся:

  1. Самая частая и наиболее распространенная причина, почему у ребенка болит живот, сводится к одному слову - запор. Напасть эта случается у ребятишек, в свою очередь, тоже по вине различных обстоятельств - .
  2. Гастроэнтериты (то есть воспалительные заболевания желудка и/или тонкой кишки). Наибольшую боль ребятишкам причиняют кишечные инфекции, причем как вирусные (самая распространенная из них - ), так и бактериальные (например, дизентерия).
  3. Особенности питания (малыш съел некачественный продукт, вызвавший диарею, или какой-то из продуктов спровоцировал , или просто - ребенок съел намного больше, чем способен переварить и т.п).
  4. Отравление ядами и лекарствами (например, большинство антибиотиков могут вызывать несильные боли в животе у детей).
  5. Болезни хирургического «характера», например: непроходимость кишечника, аппендицит, язва, грыжа и другие.

Как узнать: вызвана ли боль в животе у ребенка каким-то серьезным заболеванием, требующим госпитализации?

Это факт - чаще всего животы у ребятишек болят от колик (если они еще совсем груднички) и от запоров (если их возраст уже «перевалил» за 6-12 месяцев).

Чуть реже - от (вроде ротавируса) и банальных пищеварительных расстройств (съел «не то» или съел слишком много чего-то...). Остальные же причины, почему у ребенка болит живот, встречаются и того реже.

Однако, когда наш малыш, согнувшись пополам, плачет от боли в животе, мы обычно воображаем себе напасти куда более серьезные - может, у ребенка острый аппендицит? Или он отравился ядом? А вдруг у него язва, гастрит или грыжа? Одним словом, родительское воображение молниеносно рисует мрачную картину в самых «черных красках»...

Но в действительности, такие опасные и острые боли в животе, которые реально могут свидетельствовать о серьезных заболеваниях, требующих срочной врачебной помощи, можно определить по некоторым особым маркерам (признакам). Наиболее явный и простой из них - точное место локализации боли.

В подавляющем большинстве случаев детки, говорящие, что у них «болит животик», показывают при этом на область пупка. И это - в определенном смысле хороший знак! Запомните: чем дальше от области пупка располагается то место, которое «со слов» малыша у него болит - тем быстрее надо вызывать врача. Особенно - если ребенок хватается ручками за бок (любой) и говорит, что там сильно болит. В этом случае немедленно звоните в скорую.

Однако есть и другие симптомы, связанные с болью в животе, которые требуют срочного медицинского вмешательства. Итак:

У ребенка болит живот: в каких случаях необходимо срочно найти врача

  1. У ребенка болит живот, но боль находится не в области пупка;
  2. Боль длится более 24 часов;
  3. Если боль в животе сопровождается одним или несколькими следующими симптомами:
  • у ребенка выступил холодный пот, а кожа стала бледного цвета;
  • у ребенка резко повысилась температура;
  • в кале или в рвоте появилась кровь (причем любое количество - даже одной капли уже достаточно, чтобы «лететь» к врачу!);
  • малышу стало больно писать (болезненные мочеиспускания);
  • ребенка рвет и рвота желтого, зеленого или черного цвета;
  • малыш стал очень вялым, сонным, отказывается не только от еды, но и от питья.
  • у мальчиков - боль в животе сочетается с болью в области паха или яичек.
  1. Если у ребенка болит живот, но боль не постоянная, а эпизодическая, и при этом она сочетается с диареей, которая длится уже более 72 часов, либо сочетается с рвотой, которая не проходит уже более суток.

Родителям очень важно знать, что если у ребенка случилась рвота, то самостоятельно ни в коем случае нельзя использовать противорвотные препараты. Никакие и ни при каких условиях!

Абсолютное большинство случаев боли в животе у ребенка, которые не входят в этот список (то есть боль локализуется именно в области пупка и она не сопровождается вышеперечисленными признаками) не требует медицинского вмешательства.

И тем не менее - боль ведь никто не отменял! Ребенок действительно страдает от того, что у него болит живот. Как в таких случаях ему помочь (коль уж вы определили, что в неотложной врачебной помощи он не нуждается)?

Как избавить ребенка от боли в животе

Естественно, в первую очередь меры помощи ребенку, у которого болит живот, будут соответствовать тому, почему эти боли появились. Иначе говоря, причина всегда определяет лечение.

  1. Выясните, нет ли у малыша запора. И если есть - дайте средство от запора на основе сиропа лактулозы.
  2. Прекратите ребенка кормить. Если боль появилась на фоне введения в программу прикорма нового продукта - срочно отмените этот продукт.
  3. Введите режим обильного питья. В идеале нужно давать пить специальные средства для пероральной регидратации (продаются в аптеках), которые восстановят водно-солевой баланс в организме ребенка. Нет таковых - давайте чистую негазированную воду. Ни в коем случае нельзя давать: сладкую газировку (любой лимонад и «шипучку»), любые фруктовые соки и молочные напитки.
  4. Если причиной болей в животе у ребенка стало чрезмерное газообразование, ему можно дать любой препарат на основе вещества симетикон.

Крайне распространенный способ родительской помощи, когда у ребенка болит живот - грелка. Однако, в некоторых ситуациях (например, при любом воспалительном процессе) грелка при болях в животе может вызвать резкое ухудшение состояния. Поэтому грелку на живот может назначить только врач, и только - после постановки точного диагноза.

У ребенка болит живот и поднялась температура: что это значит?

Если у ребенка болит живот и при этом наблюдается высокая температура, это дает большие шансы заподозрить у ребенка кишечную инфекцию. Кстати, помимо роста температуры, здесь могут быть и другие симптомы, например – массовых характер заболевания.

При кишечных инфекциях люди (в том числе и дети) никогда не болеют по одиночке - подобные болезни всегда носят массовый характер. Поэтому, если вы знаете, что в детском садике или в школе выявились случаи какой-либо кишечной инфекции, и ваш малыш стал жаловаться на боли в животе и на жар - есть огромная вероятность, что он тоже «подобрал» инфекцию «по цепочке»...

Если у малыша болит живот и поднялась температура, приготовьтесь к тому, что лечиться, скорее всего, придется от кишечной инфекции, причем - всей семье.

Любую инфекционную болезнь необходимо незамедлительно лечить, тем паче - кишечную инфекцию. Однако, мы уже говорили несколько сотен раз - только квалифицированный врач в праве поставить диагноз ребенку, у которого заподозрили инфекцию. И только он, полагаясь на диагноз, способен максимально правильно составить план лечения.

Таким образом, если ваш ребенок пожаловался на боли в животе и при этом у него резко повысилась температура - немедленно обращайтесь за врачебной помощью.

Кстати, интересный факт: большинство наиболее опасных заболеваний, при которых обычно сильно болит живот, и которые требуют срочного хирургического вмешательства, никогда не сопровождаются повышенной температурой. Оказывается, жар охотно «составляет компанию» инфекциям, но почти всегда держится в стороне от хирургических заболеваний.

Итак, резюмируем: у абсолютного большинства детей время от времени случаются боли в животе. Наиболее часто причиной тому становятся запоры или некие проблемы с питанием. Особо пугаться таких болей не надо - они проходят (и чаще всего - проходят быстро), не требуют никакой серьезной терапии и даже более того - зачастую даже не требуют осмотра врача.

Если ребёнок здоров, у него вряд ли будет болеть голова. Но в некоторых ситуациях головная боль всё-таки может возникать и у здоровых детей. Причин для её возникновения великое множество. Это одна из 10 жалоб, которая входит в десятку самых частых, по поводу которых родители с детьми обращаются к врачу. Особенно остро этот вопрос возникает у подростков.

Причины головной боли у детей

Жалобы на головную боль могут появиться у детей приблизительно с 5-ти лет, когда ребёнок в состоянии описать те ощущения, которые он испытывает. В дошкольном возрасте головная боль встречается у 3-8% детей, а у подростков эти цифры увеличиваются до 50-80% . У маленьких детей, которые не могут рассказать о своей боли, существует ряд признаков, позволяющих определить её наличие.

Все структуры головы - венозные синусы, черепные нервы, сосуды, мозговые оболочки, надкостница, мягкие ткани головы, а также крупные сосуды лица и шеи имеют болевые рецепторы. Рецепторы – это клетки, которые путём взаимодействия с определёнными веществами в организме человека, отвечают за возникновение боли.

Головная боль в медицине именуется красивым термином «цефалгия». Цефалгией можно назвать любые неприятные ощущения или чувство боли в области головы, начиная от бровей и заканчивая затылком. Она появляется, когда происходит раздражение болевых рецепторов в области головы или шеи. Воздействие на них может быть вызвано различными факторами, поэтому симптом головной боли чаще всего не является специфическим признаком какой-либо одной патологии, а присущ многим заболеваниям и состояниям.

Существует несколько видов головной боли:

В том случае, если боль является главным и единственным симптомом заболевания, беспокоящего ребёнка, говорят о первичной головной боли. Такие головные боли не вызваны вирусами, бактериями или другими микроорганизмами. К ним относятся мигрень, головные боли напряжения и кластерные (пучковые) боли.

Вторичная головная боль является не главным, а одним из нескольких симптомов, возникающих при каких – либо общих заболеваниях или состояниях. Вторичные цефалгии возникают при многих инфекциях, при повышении температуры, но они исчезают по мере выздоровления и снижении температуры. Причин, вызывающих вторичную головную боль существует более трёхсот.

Наиболее распространёнными из них являются:

Боли после травмы головы (посттравматические)
боли, как реакция на изменения окружающей среды или в организме (реактивные). Таких изменений может насчитываться сотни (аллергия, недосыпание или пересыпание, инфекции, медицинские вмешательства, обезвоживание, заболевания различных органов и систем, приём медикаментов и многое другое)
боли при воспалении околоносовых пазух (синуситах)
боли, как реакция на приём избыточного количества лекарств (абузусные). Обычно, как ни парадоксально это звучит, такими лекарствами являются препараты, снимающие головную боль.

Из первичных причин чаще всего у детей встречаются мигрень и головные боли напряжения. Пучковые боли встречаются редко и только у подростков.

Мигрень у детей

Мигрень начинается в подростковом возрасте, но бывает и у 2-3х летних детей. Часто этим заболеванием страдает кто-то из родителей ребёнка. Обусловлено оно резким сужением и расширением сосудов головного мозга. Для мигрени характерны приступы боли в одной половине головы пульсирующего характера, сопровождающиеся тошнотой или рвотой, свето - или звукобоязнью и усиливающиеся при физической нагрузке. Приступ обычно длится 4-72 часа и проходит после короткого сна.

Возникновение мигренозных приступов провоцируют такие факторы:
- эмоциональный стресс
- физические нагрузки,
- голодание
- употребление какао, шоколада, орехов, цитрусовых, сыра, копченостей, яиц, томатов, консервов, бобовых, жирных и острых блюд и т.д.
- холодная вода, мороженое
- прием алкоголя, курение у подростков,
- для девушек имеет значение фаза менструального цикла
- изменение режима сна
- длительная езда в транспорте
- резкий свет
- неприятные запахи
- длительный просмотр телепередач
- изменения погоды
- общие заболевания и др.

Головная боль напряжения у детей

Головная боль напряжения вызывается внезапно возникшим или постоянным длительным стрессом. Такая боль составляет около 90 % всех видов головной боли. Психическое перенапряжение сопровождается сильным сокращением мышц головы и расположенных в них сосудов, что приводит к болевым ощущениям. Длительность болей при этом - от 30 минут до 7 дней. Характеризуется чувством стягивания, сжимания, сдавливания головы по типу «шлема» или «каски». Повседневная активность у ребёнка сохраняется, однако качество учёбы ухудшается. Физическая нагрузка не усиливает боль. На пике приступа может быть тошнота, отсутствие аппетита, звуко – или светобоязнь. Иногда головные боли напряжения могут вызываться длительным нахождением ребёнка в неудобном положении (школьные головные боли).

В последнее время стали появляться статьи о том, что головные боли напряжения у детей есть не что иное, как хроническое воспалении мозговых оболочек, вызванное бактерией под названием стрептококк.

Пучковые (кластерные) боли у ребенка

Пучковые (кластерные) боли связаны с раздражением крупного черепно-мозгового нерва, который называется “тройничным”. Боль острая, сильная, сверлящая, односторонняя, приступообразная, короткая, беспокоящая в области глаза или в височной области. Продолжительность от 15 минут до 3х часов по нескольку раз в течение дня, причём в основном ночью. Характерны сопровождающие симптомы, такие как: слезотечение, заложенность носа, потливость, опущение верхнего века, сужение зрачка и западение глаза на больной стороне. Чаще пучковые головные боли бывают у мальчиков.

Очень важно разделение боли на острую и хроническую. Острая боль возникает внезапно или недавно и протекает тяжело. Недавно - это значит, что с момента её появления прошло не больше недели. Однако, при сохранении острой головной боли в течение нескольких часов, следует срочно обратиться к врачу. Часто это состояние требует неотложных мероприятий.

Причины острой головной боли:

Внечерепные инфекции

детские инфекции (корь, эпидемический паротит, скарлатина, краснуха)
другие инфекционные заболевания (ангина, синусит, инфекционный мононуклеоз, грипп, малярия, туляремия)
воспаление уха
кишечные инфекции (сальмонеллёз, холера)
глисты (трихинеллез)
воспаления зубов
воспаление околоносовых пазух

Внутричерепные инфекции: абсцессы мозга (наличие гнойных очагов), воспаление вещества мозга (энцефалит), воспаление оболочек мозга (менингит)

Травмы: сотрясение, ушиб мозга

Психическое перенапряжение: головные боли напряжения, впервые возникшие

Психические заболевания: невроз страха, депрессия

Сосудистые заболевания:

внечерепные
*повышенное артериальное давление
*опухоль надпочечников
*сердечные заболевания (пороки сердца, нарушение ритма)
*почечные заболевания
внутричерепные
*мигрень, впервые возникшая
*неправильное развитие сосудов головного мозга (аномалии)
*неправильное строение артерий (аневризма - патологическое расширение участка сосуда)
*плохое кровоснабжение (ишемия) головного мозга

Внутричерепные кровоизлияния: в оболочки мозга, в мозг

Повышение внутричерепного давления: опухоль мозга, отёк мозга

Приём и отмена лекарственных средств:
*приём препаратов, расширяющих сосуды
*приём препаратов, содержащих амфетамин
*отмена препаратов, содержащих кофеин

Контакт и вдыхание токсических химических веществ: бензол, нитраты, углекислый газ, свинец, дихлофос

Другие причины:

*головные боли после спинномозговой пункции
*доброкачественная головная боль, возникающая при физической нагрузке
*воспалительные заболевания глаз и нарушения зрения (близорукость, дальнозоркость, астигматизм)
*повышение внутриглазного давления (глаукома)
*воспаление черепных нервов (невриты и невралгии)

Хроническая головная боль у детей

Хронические головные боли возникают периодически в течение длительного периода времени, как правило, недель, месяцев и даже лет. Сюда относятся мигрень, головные боли напряжения, пучковые головные боли.

Встречается головная боль, не связанная с повреждением в организме. Боль может возникнуть от внешнего давления (длительное раздражение кожи головы при ношении тесных, плотных шапок, повязок на голове, очков для плавания). При воздействии холода (холодная погода, ветер, плавание, ныряние в холодной воде, холодная пища, холодное питьё, мороженое).

Обследование ребенка с головной болью

При обращении с ребёнком к врачу будьте готовы ответить на несколько вопросов. Постарайтесь максимально полно раскрыть их, от этого зависит насколько быстро и точно доктор поставит диагноз.

Вы должны знать:
Как давно появилась головная боль?
Были ли травмы?
Были ли раньше такие эпизоды головной боли?
Какая она: постоянная или периодическая?
Какими характеристиками она обладает (пульсирующая, сдавливающая, распирающая, тупая, колющая)?
В каком участке головы она сосредоточена (затылок, лобная область, виски)?
Двухсторонняя или односторонняя?
Какая она по силе (интенсивная, лёгкая, средняя)?
Сколько длится приступ головной боли по времени?
Есть ли симптомы, которые предупреждают о возникновении боли (предвестники)?
Происходит ли изменение эмоционального состояния перед приступом?
В какое время года, суток возникает боль?
Чем сопровождается головная боль (тошнота, рвота, светобоязнь, боязнь шума)?
Чем провоцируется головная боль?
Усиливается ли она при подъёме по лестнице, беге, занятиях спортом?
Что облегчает боль или она проходит самостоятельно?

Приготовьтесь ответить и на общие вопросы, которые могут волновать медработника:
Устаёт ли ребёнок после школьного дня, бывают ли у него стрессы (например, беспокойство по поводу школьного задания)? Есть ли у ребёнка дефицит сна? Эмоционален ли он? Часто ли устаёт физически? Возникает ли головная боль при изменении погоды, связана ли с приёмом какой либо пищи (какой)? Как часто приходилось из-за головной боли пропускать школу за последние месяцы? Как часто болит голова во время школьных каникул? Регулярно ли питается ребёнок, сколько спит? Как много он смотрит телевизор и работает за компьютером? Насколько интенсивны и продолжительны уроки в школе? Занимается ли он дополнительно после школы?

Нужно рассказать врачу о том, какими заболеваниями страдают родители и ближайшие родственники в семье. Получив ответы на эти вопросы, скорее всего получится установить причину головной боли у ребёнка.

Существуют некоторые тревожные симптомы, при появлении которых нужно незамедлительно показать ребёнка доктору. Если острая боль возникла впервые, и она нарастает по интенсивности, то вероятность наличия опасного заболевания намного выше. Как правило, это указывает на серьёзное и может быть даже опасное для жизни заболевание (кровоизлияние, воспаление мозговых оболочек, опухоль, воспаление мозга).

Симптомами опасности являются:

Сильная головная боль, начавшаяся внезапно
- Необычный характер головной боли
- Изменение характера головной боли в зависимости от положения головы
- Наличие утренней головной боли
- Изменился характер и частота приступов периодической головной боли или они стали сильнее
- Головная боль сопровождается нарушением сознания
- Головная боль появилась через несколько дней или недель после, на первый взгляд лёгкой травмы головы

Маленькие дети, в силу своего возраста, не могут сказать, что их беспокоит, но мама, зная определённые симптомы, может заподозрить, что у ребёнка головная боль. У грудных детей она проявляется возбуждением, беспричинным плачем, нарушением сна, обильными срыгиваниями, рвотой фонтаном. Крик у этих детей монотонный, страдающий. Большой родничок начинает выступать над уровнем костей черепа.

Дети 1,5-2 лет могут показать, что болит, просятся полежать, могут пожаловаться на усталость. Они протягивают ручки к голове, дергают волосы, царапают лицо. У новорождённых причиной головных болей является родовая травма, что проявляется повышенным внутричерепным давлением и развитием гипертензионного синдрома.

Причиной цефалгии у детей дошкольного возраста могут быть заболевания носа и придаточных пазух, длительный насморк, аденоиды, воспалительные заболевания уха.

Сниженное зрение при отсутствии очков вызывают головную боль у старших детей. Иногда очки подобраны неправильно или требуется коррекция линз, что также способствует возникновению цефалгии.

Частой причиной головной боли у детей является обычная анемия (недостаток в крови гемоглобина).

Первая помощь ребенку при головной боли

Если вашего ребёнка беспокоит небольшая головная боль, и она возникает не часто, то ему можно помочь, проделав простые действия. Нужно по возможности уложить ребёнка в постель, создать тихую обстановку, положить на голову прохладную влажную салфетку и постараться, чтобы ребёнок уснул. Если он перенервничал, поможет элеутерококк, лимонник. Чай с лимоном – хорошее средство поднятия тонуса жизни ребенка. Полезна также и аскорбиновая кислота, успокаивающие травы (валериана, пустырник). При мигрени нужно стараться избегать определённых продуктов (шоколад, орехи, сыр), способных вызывать приступы головной боли.

Если эти методы не помогают, то можно прибегнуть к медикаментам. Но большинство препаратов, которые принимают взрослые, не применяются у детей. Детям самостоятельно, без назначения врача, можно давать только единственный разрешённый болеутоляющий препарат - Ибупрофен. Для больших детей это таблетки, для маленьких суспензия или свечи Нурофен. Доза препарата зависит от веса. На 1 кг веса нужно дать 5-7-10 миллиграмм препарата.

На 10кг это от 50 до 100 миллиграмм
На 12кг это от 60 до 120 миллиграмм
На 15кг это от 75 до 150 миллиграмм
На 20кг это от 100 до 200 миллиграмм и т.д.

Однако лекарственными препаратами можно пользоваться только в крайнем случае.
Прежде, чем назначить вашему ребёнку лечение, доктор осмотрит ребёнка и расскажет, какое обследование нужно пройти. Обычно требуется сдать анализы крови, мочи и кала. Затем посетить лор – врача, окулиста, невропатолога, инфекциониста, эндокринолога, психиатра, психолога, девочкам - гинеколога и других специалистов. Возможно, потребуется рентгенологическое обследование, компьютерная томография. В особо сложных случаях, по решению врача, может понадобиться стационарное лечение, где проведут спинномозговую пункцию (взятие на анализ мозговую жидкость).

Чтобы головная боль беспокоила вашего ребёнка как можно реже, нужно постараться создать ему для жизни максимально комфортные условия.

Профилактика головной боли у детей

Соблюдать режим дня
Регулярно питаться
Достаточно пребывать на свежем воздухе
Родителям не курить в помещении
Часто проветривать комнату
Не нагружать чрезмерными умственными нагрузками
Создавать благоприятную психологическую обстановку в семье
Чаще общаться с ребёнком
Заниматься с ним плаванием, ходить на массаж
Заниматься физкультурой и делать утреннюю зарядку

Врач педиатр Сытник С.В.

Что еще почитать