Мастер и маргарита тема верности измены. Сочинения. Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты

Образ Маргариты, возлюбленной и музы Мастера, занимает важное место в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита». С этой героиней связана в произведении тема истинной любви, творчества, свободы. Большую роль этот персонаж играет и в развитии сюжета произведения.

Маргарита входит в роман не сразу. Булгаков описывает мытарства Мастера и его тоску по настоящей любви. И вот наконец происходит роковая встреча – герой встречает свою музу.

Всю свою жизнь до встречи с Мастером Маргарита была несчастна. И это несмотря на то, что внешне ее жизнь была вполне благополучной, многие завидовали героине. У Маргариты был любящий муж - прекрасный человек, занимающий высокий пост и способный полностью обеспечить свою жену. Материально героиня ни в чем не нуждалась. Но ей не хватало любви, тепла, смысла, ради которого стоило бы жить.

Мне кажется, эта женщина чувствовала, что ей уготована другая судьба – судьба музы и вдохновительницы. Встреча Маргариты с Мастером носила какой-то мистический характер. Они повстречались в безлюдном переулке и сразу же поняли, что любят друг друга: «Она-то, впрочем, утверждала впоследствии, что это не так, что любили мы, конечно, друг друга давным-давно, не зная друг друга, никогда не видя…»

Маргарита стала для героя музой. Именно она, прочитав первые страницы его романа, нарекла своего возлюбленного мастером. Благодаря ей он написал великолепный роман, имеющий огромную художественную ценность.

Важно заметить, что для Булгакова тема музы была особенно актуальна. Ведь прототипом Маргариты оказалась последняя жена писателя - Елена Сергеевна Булгакова. Именно она была с Булгаковым до конца, вместе с ним переживала все гонения и всегда вселяла веру и надежду в своего мужа.

С образом Маргариты связана в романе тема преданности и верности. Героиня всегда была верна своей любви. Именно любви, поэтому нельзя, мне кажется, рассматривать ее тайную жизнь с Мастером как измену мужу. И Маргарита до конца была верна великому творению своего Мастера.

Даже сам герой не обладал такой силой воли и выдержкой! Когда роман был готов и перепечатан, Мастер вышел с ним в свет. Многие издательства отказывались печатать такое «крамольное» произведение. Именно Маргарита помогла роману «увидеть свет». Она нашла одну редакцию, отважившуюся напечатать несколько глав произведения в своем журнале. Вот тут-то и начались гонения на Мастера. Каждая газета считала своим долгом высмеять героя и его труд.

Не выдержав такой агрессии и неприятия, Мастер начинает сходить с ума. Он отрекается от своего творения, сжигает роман в печи и самостоятельно уходит в клинику для душевнобольных. В клинике Мастер отрекается даже от своей возлюбленной, считая, что в таком ужасном психическом состоянии способен принести Маргарите только одни несчастья.

Все это время героиня чувствовала себя несчастной, она не жила, а существовала. Но Маргарита осталась верна своему любимому до конца. Не только ему, но и его детищу, его роману. Долгое время Маргарита хранила то немногое, что у нее осталось на память о любимом: «… старый альбом коричневой кожи, в котором была фотографическая карточка мастера, книжка сберегательной кассы со вкладом в десять тысяч на его имя, распластанные между листками папиросной бумаги лепестки засохшей розы и часть тетради в целый лист, исписанной на машинке и с обгоревшим нижним краем».

Свободу и любовь возвращает героине нечистая сила в лице Воланда и его свиты. Натершись волшебным кремом Азазелло, Маргарита становится ведьмой. Теперь она может покинуть ненавистную ей реальность и перестать быть пленницей рамок и запретов окружающего ее общества. Глава «Полет» начинается словами, символизирующими состояние новоявленной ведьмы: «Невидима и свободна! Невидима и свободна!»

Таким образом, ради лишь одной возможности узнать что-то о судьбе своего Мастера Маргарита отправляется к самому Сатане и соглашается быть королевой на его балу. Ради любви героиня становится ведьмой, связывается с нечистой силой, отбросив все страхи и опасения. Только благодаря Маргарите Мастер был вызволен из клиники.

Даже Сатана не мог не восхититься и не оценить Маргариту. Воланд решает щедро наградить героиню за ее преданность и верность. Лишь благодаря Маргарите Воланд возвращает из праха роман, говоря при этом важнейшую во всем произведении фразу: «Рукописи не горят».

Мастер предал свой роман, отрекся от своих убеждений и от своей возлюбленной, поэтому он не заслужил Света. Наградить его мог только Сатана, подаривший Мастеру вечный покой. А Маргарита, верная во всем и всегда следующая за своим возлюбленным, от начала до конца разделила с героем его судьбу. Именно этот образ стал воплощением истинной преданности, любви, женственности, вдохновения в русской литературе 20 века.

История Мастера и Маргариты известна даже никогда не читавшим произведение Михаила Булгакова. Одна из вечных, вневременных тем, тема любви в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова притягивает глубиной и искренностью.

Герои до встречи друг с другом

Устами самого Мастера Булгаков рассказывает нам о его жизни до встречи с героиней. По образованию историк, герой работал в одном из музеев столицы, иногда «занимался переводами» (знал несколько языков). Он был одинок, знакомых в Москве имел мало. Выиграв по облигации, полученной на работе, большие деньги, снял подвальные комнаты в маленьком доме, купил нужные книги и начал писать роман о Понтии Пилате. Мастер, имевший тогда имя, переживал свой «золотой век». Наступившая весна была прекрасна, роман о Пилате «летел к концу».

Однажды «случилось нечто гораздо более восхитительное», нежели крупный выигрыш – Мастер встретил женщину, очень красивую, с «необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах», и с этого момента жизнь его обрела полноту.

Женщина эта была красива, обеспечена, замужем за молодым успешным специалистом, и, по меркам окружающих людей, совершенно благополучна. Рассказывая о ней, автор восклицает: «Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!» Героиня одинока и несчастна – в ее жизни нет любви. Вместе с Мастером в жизнь Маргариты пришел смысл.

Так с рассказа о, казалось бы, случайной встрече героев начинает звучать в романе «Мастер и Маргарита» тема любви.

Проблема любви в романе

Любовь не сделала героев лучше или хуже – она, как истинное чувство, сделала их другими.

Мастер и Маргарита поняли, что свела их «сама судьба и что созданы они друг для друга навек». Любовь «поразила нас мгновенно», «поразила нас сразу обоих! – восклицает Мастер, разговаривая с поэтом Бездомным, – так поражает молния, так поражает финский нож!» – навсегда и бесповоротно.

Мастер теперь создавал великий роман, его вдохновляла любимая. Маргарита же обрела счастье, став «тайной женой», подругой и единомышленницей писателя. И, как не было в переулке, по которому, впервые встретившись, шли герои, «ни души», так в новой их жизни не было места никому: только двое и общее их дело – роман, творимый Мастером.

Роман был дописан, и «настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь».

Мир литературы, реальность, в которую погружается Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта, ломает его.

Героям приходится противостоять окружающему миру. Следя за судьбой писателя и его возлюбленной, мы видим, как многопланово решается проблема любви в романе «Мастер и Маргарита».

Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие

Булгаков пишет историю любви самоотверженной и бескорыстной.

Маргарита принимает интересы героя как свои, она делает все, чтобы любимый ее был счастлив и спокоен, в этом теперь смысл ее существования, она вдохновляет писателя, помогает творить и делает его Мастером. Жизнь их становится единой.

Ни минуты не чувствуя себя счастливой в готическом особняке, Маргарита тем не менее не может причинить боль мужу, уйти, ничего не объясняя, ведь он «не сделал никакого зла» ей.

Мастер, создавший гениальный, но «несвоевременный» роман, сломлен. «Я теперь никто». Он не хочет больше ничего, кроме того, чтобы видеть любимую, но считает себя не вправе ломать ей жизнь.

Милосердие и сострадание в любви героев

Любовь в романе «Мастер и Маргарита» милосердна и сострадательна.

Чувство, которое испытывает героиня к избраннику, неразрывно связано с ее любовью к людям. С достоинством выполняя роль королевы на балу Сатаны, она одаривает всех великих грешников любовью и вниманием. Собственные страдания побуждают ее избавить от страданий других: даже не задумываясь, «человек исключительной доброты», «высокоморальный человек» ли она, просит у Воланда не о себе, а о прощении Фриды, раскаявшейся убийцы собственного ребенка.

Даже в порыве мщения любовь позволяет Маргарите оставаться женщиной, чуткой и милосердной. «Дикий разгром», учиненный героиней, прекратился, как только, она увидела в одном из окон испуганного малыша. Жаждущая расправы с критиком Латунским, погубившим Мастера, Маргарита не способна обречь его на смерть. Превращение ее в ведьму не лишает главного – истинной женственности.

Последний шаг перед растворением в вечности любящие делают вместе. Маргарита требует отпустить душу Пилата, так долго мучимого совестью, Мастер же получает возможность сделать это, закончив роман одной фразой: «Свободен! Свободен! Он ждет тебя!»

Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты

Оставшись одна, не имея никаких известий о любимом, Маргарита хранит свое чувство и надежду на встречу. Ей все равно, как и где состоится она, кто ее устроит.

Именно в произведении «Мастер и Маргарита» тема вечной любви и верности как спасительной силы человеческой души раскрывается перед нами автором. На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь – об этом заставляет нас задуматься повествование.

Узнать о Мастере – единственное желание отчаявшейся Маргариты, ради которого можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны. Для нее стираются границы Света и Тьмы: «потустороннее или не потустороннее – не все ли это равно», – уверена она. Иешуа прочитал роман, просит подарить покой писателю и его возлюбленной, и «князь тьмы» покой «устраивает». Маргарита останется с любимым навсегда, рядом с ним смерть не страшит. «Беречь твой сон буду я», – говорит она, идя с Мастером к их вечному дому.

Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным («я никогда больше не допущу малодушия», – обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.

Тема любви в произведении Булгакова, возможно, потому так пронзительна и достоверна, что автору выпало счастье любить самому и быть любимым женщиной, которая и воплотилась в образе Маргариты.
Идет время, история вечной любви, рассказанная на страницах «Мастера и Маргариты», не стареет, убеждая, что настоящая любовь – существует.

Многие современники пытались дать свой анализ любви в романе и причин ее появления, приведенные рассуждения призваны помочь 11 классам при написании сочинения на тему «Любовь в романе «Мастер и Маргарита» Булгакова».

Тест по произведению

    Известно, что над романом «Мастер и Маргарита» - главной книгой своей жизни – Булгаков работал в течение целых 12 лет. Первоначально писатель задумал роман о дьяволе, но возможно уже к 1930 году замысел изменился. Дело в том, что в этом году Булгаков...

  1. Новое!

    (по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита») Что мы вспоминаем, когда слышим имя «Михаил Булгаков»? Конечно же, «Мастера и Маргариту». Почему? Ответ прост: здесь поднят вопрос о вечных ценностях - добре и зле, жизни и смерти, духовности и бездуховности....

  2. Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многоплановое произведение, в котором причудливо переплетаются три основные сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события, связанные...

    Литературовед Б. В. Соколов считает, что «нечис­тая сила в «Мастере и Маргарите» не без юмора обна­жает перед нами людские пороки». Это действительно так. Столкновение с дьявольской силой выводит в ро­мане на всеобщее обозрение то, что обычно скрыто...

    Среди «последних похождений» Бегемота и Коровьева – посещение ресторана писательского «Грибоедова». «Вы писатели?» спросила гражданка, которая в толстую конторскую книгу записывала входящих в ресторан «неизвестно для каких причин», «Ваши удостоверения?»...

    Я хочу рассказать вам о замечательном романе М. А. Булгакова Мастер и Маргарита. Существуют книги, которые недостаточно прочитать один или два раза. Человек всю жизнь как бы поднимается по невидимой лестнице, поднимается неравномерно, то бегом, то застывая...

>Сочинения по произведению Мастер и Маргарита

Верность

Над романом «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков работал до последнего дня своей жизни. Именно эта работа принесла ему посмертную мировую славу. В ней автор знакомит нас с искренне любящими героями, готовыми пройти через множество жертв лишь бы быть вместе навсегда. Маргарита - красивая, молодая женщина, которая замужем за достойным человеком, который дает ей и достаток, и спокойствие. Но героиня не любит своего мужа. С первой же минуты он полюбила скромного и ничем не выдающегося писателя по имени Мастер .

В ходе романа мы узнаем, что героиня готова жить в коморке, терпеть материальные лишения, но только, чтобы любимый ею Мастер всегда был рядом. Такой и представляет идеальную любовь М. А. Булгаков, наделивший своих героев неординарными характерами и задатками. Навеки вошла в мир русской литературы фраза: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!» Любовь поэтическая, любовь земная, любовь героическая - вот та сила, которая движет всеми событиями романа «Мастер и Маргарита».

Однако влюбленным на смену счастью приходит горькое расставание. Тогда автор им на помощь отправляет профессора черной магии и «князя тьмы» всемогущего Воланда . Возникает вопрос: Как такому светлому чувству на помощь автор мог отправить темные силы? У Булгакова был особый подход к любви. Он не делил это чувство на светлое или темное, и вообще не относил его ни к какому разряду. Любовь - это такое чувство, которое можно было рассматривать наравне с жизнью или смертью. Она могла быть как порочной, так и божественной. Также автор по отношению к ней использует следующие эпитеты: верная, настоящая, вечная, всепрощающая, искупающая.

Именно такой была любовь у Мастера и Маргариты, за что им Воланд подарил вечное счастье и вечный покой. За это, однако, была заплачена недешевая цена. Обеспокоенная исчезновением своего возлюбленного, Маргарита соглашается на все, что ей предлагают подельники Воланда. Она превращается и в ведьму, и в королеву сатанинского бала, и выпивает кровяного напитка из бокала-головы покойного Берлиоза , и учиняет разгром в доме критика Латунского, из-за которого у Мастера начались проблемы. Ключевой сценой в романе является бал у сатаны, во время которого Маргарита выступает не только как королева торжества, но и как непосредственный участник на приеме бывших грешников: убийц, палачей, грабителей.

Во время бала ее внимание привлекает одна печальная гостья, зовут которую Фрида . Ее грех слишком тяжкий. Она детоубийца, которой вот уже тридцать лет подносят тот самый платок, которым она задушила собственного ребенка. Маргарита искренне жалеет ее и в счет своего единственного желания просит Воланда освободить эту несчастную от дальнейших страданий. При этом мессир понимает, что она жертвует ради чужого человека своим личным счастьем, поэтому он все-таки возвращает ей Мастера. Сила настоящей любви велика и способна творить чудеса. В награду за свою верность и любовь, герои Булгакова в конце романа получили заслуженный покой.

­Верность

Над романом “Мастер и Маргарита” Михаил Булгаков работал до последнего дня своей жизни. Именно эта работа принесла ему посмертную мировую славу. В ней автор знакомит нас с искренне любящими героями, готовыми пройти через множество жертв лишь бы быть вместе навсегда. Маргарита – красивая, молодая женщина, которая замужем за достойным человеком, который дает ей и достаток, и спокойствие. Но героиня не любит своего мужа. С первой же минуты он полюбила скромного и ничем не выдающегося писателя по имени Мастер.

В ходе романа

мы узнаем, что героиня готова жить в коморке, терпеть материальные лишения, но только, чтобы любимый ею Мастер всегда был рядом. Такой и представляет идеальную любовь М. А. Булгаков, наделивший своих героев неординарными характерами и задатками. Навеки вошла в мир русской литературы фраза: “За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!” Любовь поэтическая, любовь земная, любовь героическая – вот та сила, которая движет всеми событиями романа “Мастер и Маргарита”.

Однако влюбленным на смену счастью приходит горькое расставание. Тогда автор им на помощь отправляет профессора черной магии и “князя тьмы” всемогущего Воланда. Возникает вопрос: Как такому светлому чувству на помощь автор мог отправить темные силы? У Булгакова был особый подход к любви. Он не делил это чувство на светлое или темное, и вообще не относил его ни к какому разряду. Любовь – это такое чувство, которое можно было рассматривать наравне с жизнью или смертью. Она могла быть как порочной, так и божественной. Также автор по отношению к ней использует следующие эпитеты: верная, настоящая, вечная, всепрощающая, искупающая.

Именно такой была любовь у Мастера и Маргариты, за что им Воланд подарил вечное счастье и вечный покой. За это, однако, была заплачена недешевая цена. Обеспокоенная исчезновением своего возлюбленного, Маргарита соглашается на все, что ей предлагают подельники Воланда. Она превращается и в ведьму, и в королеву сатанинского бала, и выпивает кровяного напитка из бокала-головы покойного Берлиоза, и учиняет разгром в доме критика Латунского, из-за которого у Мастера начались проблемы. Ключевой сценой в романе является бал у сатаны, во время которого Маргарита выступает не только как королева торжества, но и как непосредственный участник на приеме бывших грешников: убийц, палачей, грабителей.

Во время бала ее внимание привлекает одна печальная гостья, зовут которую Фрида. Ее грех слишком тяжкий. Она детоубийца, которой вот уже тридцать лет подносят тот самый платок, которым она задушила собственного ребенка. Маргарита искренне жалеет ее и в счет своего единственного желания просит Воланда освободить эту несчастную от дальнейших страданий. При этом мессир понимает, что она жертвует ради чужого человека своим личным счастьем, поэтому он все-таки возвращает ей Мастера. Сила настоящей любви велика и способна творить чудеса. В награду за свою верность и любовь, герои Булгакова в конце романа получили заслуженный покой.


Другие работы по этой теме:

  1. ­Художественное мастерство Булгакова Роман “Мастер и Маргарита” Булгаков начал писать в конце 1920-х годов и продолжал работать над ним до конца своей жизни. В сюжете...
  2. ­Вечная любовь Произведение “Мастер и Маргарита” – это роман о настоящей любви, ради которой человек готов пожертвовать всем. М. А. Булгаков так изобразил это вечное...
  3. ­Человек и время В русской литературе на сегодняшний день сложно найти еще одно такое произведение как “Мастер и Маргарита”. По своей популярности роман М. А....
  4. ­Москва и москвичи Роман “Мастер и Маргарита” – подлинная жемчужина творчества Михаила Афанасьевича Булгакова. Писатель создавал его как особую летопись своего времени, по которой можно...
  5. ­Одиночество Философско-мистический роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” считается вершиной его творчества. Вот уже много десятилетий он будоражит общественность и вызывает жаркие споры. В одном...
  6. ­Бал у сатаны Мистический и скандально интригующий роман Михаила Булгакова “Мастер и Маргарита” по праву считается вершиной его творчества. При чтении этого романа возникает великое...
  7. “Мастер и Маргарита”- это замечательный и увлекательный роман о большой и чистой любви с элементами фантастики. Это произведение увидело мир только после смерти своего автора,...

Что еще почитать