Мужчины 30 х. Платья в стиле Чикаго: все новое – это хорошо забытое старое

Мода 30-х годов — это эпоха спокойной, «холодной» элегантности, отточенных простых форм и выверенных линий. Афишировать богатство так, как это было присуще предыдущему десятилетию джаза, стало неприлично. Поэтому показная роскошь уступила позиции своеобразному «незаметному шику».

Женская мода 30-х годов

Десятилетие принесло моду с «новым лицом». Образ пацанки в короткой юбке, с дерзкой челкой, — перестал быть актуальным. Женские наряды удлиняются, волосы отращиваются и завиваются в привлекательные локоны. Идеал красоты — Грета Гарбо, ставшая легендой еще при жизни. Миллионы модниц выщипывают брови, ополаскивают волосы ромашковым настоем, словом, делают всё для того, чтобы приблизиться к иконе стиля.


Материалы

Одежда в стиле 30-х годов — это трикотаж во всем своем многообразии (хлопчатобумажный, шерстяной, шелковый), используемый для пошива свитеров, джемперов, кардиганов, пуловеров и даже платьев с костюмами. Актуальны также повседневные наряды из муслина, твида, вискозы, полотна, маркизета, перкаля, файдешина, всевозможных крепов и твидов.

Кроме этого, дизайнеры предлагали женщинам вечерние варианты туалетов — нарядные блузы и шикарные пижамы из гипюра, парчи, шелка, шифона, бархата. В середине десятилетия модной становится блестящая фактура ткани (атлас, ламе).

Модные детали

Многочисленные драпировки, складки и прочие детали на одежде должны были приближать женскую фигуру к облику, который на тот момент считался идеальным, - дама с узкими бедрами и талией, небольшим бюстом и удлиненным стройным силуэтом. В тренде выразительные украшения для вечерних нарядов — пайетки, стразы, перья, вышивка, бисер, хрустальные блестки.



Актуальные модели

Символ моды 30-х - юбки и платья, длина которых резко поползла вниз практически разу после банковского кризиса 1929 года. Сначала «выжившие» Дома моды удлинили модели одежды до середины икры, а затем — почти до самой щиколотки. Модные, но малообеспеченные дамы удлиняли свои старые платья и юбки, пришивая к ним клинья с оборками.

Большинство женщин в период «Великой депрессии» вынуждены были взвалить на свои плечи нелегкий груз новых проблем. И стиль 30-х годов своеобразно отразил это в моделях одежды. Эффект широких, а значит, сильных плеч зрительно достигался при помощи подплечников, шарфов, многослойных воланов, крылышек и сборок на рукавах.


В эту самую эпоху впервые появились раздельные купальники, которые тогда наделали в обществе немало шума.

К концу десятилетия в моду входят модели, соответствующие стилю военного времени — платья Х-образного силуэта, юбки до колена, пояса и верхняя одежда с накладными карманами. Еще один тренд — модели с пышной юбкой и туго затянутой талией.

Тенденции

Мода этой сложной эпохи стала носить массовый характер. Законодателем гламурного стиля являлся Голливуд, его кинозвезды — Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Джин Харлоу, Кэрол Ломбард, Мэй Уэст. Готовой одеждой впервые начали торговать при помощи каталогов, рассылаемых по почте. Издания распространяли среди женщин популярные дизайнерские модели миллионными экземплярами.


Доступным развлечением оставался спорт. Во всем мире шла пропаганда здорового образа жизни, создавались объединения и гимнастические союзы. Элитарные виды спорта (теннис, гольф, авиа- и автоспорт) и соответствующие им костюмы нашли свое отражение в моде 30-х годов. Однако постепенно спортивные наряды превратилась просто в одежду для отдыха.

  • Тренд эпохи : спортивные шорты. Впервые эту деталь гардероба на корт надел Генри Уилфрид Остин в 1932 году во время Уимблдонского турнира. Спустя год его примеру последовала теннисистка Элис Марбл.

Прекрасные вечерние туалеты требовали от модниц не только идеальной фигуры, но и идеального нижнего белья. Появляется эластичное белье с латексом, корсеты и пояса для чулок, которые отлично утягивали бедра и талию.


Модные цвета и принты

И в женской, и в мужской моде 30-х годов актуальна геометрия — полоска и клетка. Также пользовались популярностью ткани в горошек и с мелкими цветочными узорами.

В летней повседневной одежде отдавалось предпочтение белому цвету. Актуальными цветами вечерних нарядов с середины 30-х годов стали золотой и серебряный.


Платья в стиле 30-х

Распространенная модель повседневного платья — наряд темного цвета с белым воротничком.


Вечерние и коктейльные платья были откровенно женственными и соблазнительными — того требовал гангстерский стиль Чикаго 30-х. Длина нарядов для выхода варьировалась от колена и до щиколотки, но иногда она всё же поднималась и до колена. На смену рукавам пришли смелые бретельки. Актуальны модели облегающего силуэта с оголенной спиной и глубоким декольте. Талия на платье была слегка заниженная, но это уже считалось прогрессом, ведь в предыдущем десятилетии акцент на этой части женского тела отсутствовал вовсе либо талия на нарядах была занижена почти до середины бедра.

  • Тренд эпохи : косой крой подола. Такие модели вечерних платьев позволяли особенно красиво обрисовать дамскую фигуру.

Длинные вечерние туалеты без проблем позволяли исполнять модные танцы 30-х годов — свинг, фокстрот, танго.


К платьям в стиле Чикаго время от времени обращаются современные модельеры. А Ральф Лорен посвятил моде начала прошлого века свою предпоследнюю коллекцию.


Костюмы в стиле 30-х

Костюмы этой эпохи смотрелись куда менее эффектно. Да и женщины, надевающие традиционно мужские вещи, в то время еще продолжали вызывать сильное раздражение. Однако брючный костюм был и практичней, и удобней в носке, особенно для деловых женщин.

Фасоны костюмов характеризовались большим разнообразием отделок и линий. В целом крой нарядов усложнился, он опирался на геометрию — это придавало женскому силуэту четкость.


Понятие единого ансамбля в женском костюме в 30-е годы отсутствовало. Сложная экономическая ситуация практически стерла его с лица моды. Подбирать одежду в комплекте стало слишком расточительным, но тут сыграли свою неоценимую роль аксессуары.


Верхняя одежда в стиле 30-х

На вечер, а также на прохладную погоду выбирался плащ самой простой вариации — пелерина до бедер или талии с прорезями для рук, расположенными спереди. Не менее стильной, зато более доступной верхней одеждой были треугольные шали, палантины, широкие шарфы с бахромой или кистями. Такие детали гардероба ценились модницами за свою универсальность — сегодня носишь его так, завтра — уже совершенно по-другому.


Обувь в стиле 30-х

С закругленным носком и фигурным каблучком средней толщины и высоты. Желательным элементом обуви являлся ремешок на подъеме ноги или вокруг лодыжки. Именно такие туфли как нельзя лучше дополняли женственность платьев и сглаживали мужественность брючных костюмов. Обувь для вечернего выхода в свет нередко обтягивали серебряной или золотой тканью и украшали декоративной пряжкой.


Увлечение летними видами спорта обусловило моду на босоножки — обувь с открытым носком и пяткой. Их надевали как на белые носочки, так и на голую ногу.

С 1938 года в моду вошла обувь на танкетке и невысокой платформе. Этот тренд стал совместной заслугой итальянского обувщика Сальваторе Феррагамо и парижского кутюрье Жака Хейма.


Мужская мода 30-х годов

Для мужчин той эпохи мода стала более консервативной. Законодателем стиля по-прежнему оставался Эдуард VIII, герцог Виндзорский. Именно он ввел в моду небрежную и какую-то «усталую» элегантность. А благодаря Фреду Астеру, популярному в те года киноактеру, вернул свои позиции фрак.


Тренды массовой мужской моды — стандартные костюмы с широкими плечами и приталенными пиджаками, брюки с отворотами. Головной убор — обязательный атрибут повседневной одежды в стиле 30-х, это была фетровая шляпа или кепка.

Актуальная мужская прическа 30-х — волосы средней длины, зачесанные («зализанные») назад и зафиксированные воском. Обувь — классические ботинки со скругленным квадратным или овальным носком.

  • Тренд эпохи : гамаши (как правило, белые) — своеобразные чехлы, которые не только предохраняли обувь от намокания (а в кризисное время вообще приходилось относиться к гардеробу максимально бережно), но и стали модной деталью стиля 30-х.


Аксессуары под гардероб 30-х

Основной тенденцией стиля 30-х годов было собирать комплекты из сумочки, шляпки, обуви и перчаток. Все эти аксессуары подбирались в одном цвете. Модные фасоны шляп — широкополые и, напротив, совсем крошечные.


Нарядные платья модницы дополняли головной лентой, декорированной цветками, перьями, блестками. Сумочка для вечернего выхода в свет подбиралась в виде конверта, который носился под мышкой, а не на лямке. Актуальный элемент 30-х годов — перчатки.

  • Тренд эпохи : удлиненные модели перчаток из бархата и шелка, а также модели с большими раструбами.

Непременными атрибутами женской моды 30-х годов являются также чулки, боа из перьев и длинный изящный мундштук (курящий женский пол тогда был в тренде).


В качестве украшения для шеи использовались меховые горжетки из чернобурки и песца, банты, ожерелья из позолоченных звеньев и искусственных кристаллов, длинные бусы. Настоящие драгоценности в эпоху «Великой депрессии», увы, были непозволительной роскошью. Поэтому десятилетие ознаменовалось первым модным бумом дешевой бижутерии.

  • Совет стилиста: удачным дополнением к ретроплатью в стиле Чикаго станет длинная нить жемчуга (пусть даже искусственного), завязанная на узел под грудью.


Прически в стиле 30-х

По-мальчишески озорные прически 20-х годов сменились . Тренды десятилетия — завитки и волны, создающие эффект тяжелых, густых и блестящих волос. Для этого использовались бигуди, химическая и холодная завивка (без использования завивочных средств — только женские пальчики и шпильки с невидимками).


С началом 30-х годов в моду пришло радикальное осветление волос. Законодательницей блонда стала популярная актриса Джин Харлоу, которой старались подражать, используя не только профессиональные краски для волос, но даже перекись и отбеливатели для стирки белья.


Макияж в стиле 30-х

Полностью соответствует гангстерскому духу того времени. Главные акценты мейк-апа — бархатистая бледная кожа, ярко накрашенные глаза и алые губы. Тренд — тщательно выщипанные брови-ниточки, «удивленный» изгиб которых прорисовывался темным карандашом. Макияж глаз призван был придавать взгляду драматизм, для чего темные тени наносились слегка угловато и почти до самой переносицы. Завершала образ соблазнительная мушка над губой или на щеке.

Мода 30-х годов — это эпоха спокойной, «холодной» элегантности, отточенных простых форм и выверенных линий. Афишировать богатство так, как это было присуще предыдущему десятилетию джаза, стало неприлично. Поэтому показная роскошь уступила позиции своеобразному «незаметному шику».

Женская мода 30-х годов

Десятилетие принесло моду с «новым лицом». Образ пацанки в короткой юбке, с дерзкой челкой, — перестал быть актуальным. Женские наряды удлиняются, волосы отращиваются и завиваются в привлекательные локоны. Идеал красоты — Грета Гарбо, ставшая легендой еще при жизни. Миллионы модниц выщипывают брови, ополаскивают волосы ромашковым настоем, словом, делают всё для того, чтобы приблизиться к иконе стиля.


Материалы

Одежда в стиле 30-х годов — это трикотаж во всем своем многообразии (хлопчатобумажный, шерстяной, шелковый), используемый для пошива свитеров, джемперов, кардиганов, пуловеров и даже платьев с костюмами. Актуальны также повседневные наряды из муслина, твида, вискозы, полотна, маркизета, перкаля, файдешина, всевозможных крепов и твидов.

Кроме этого, дизайнеры предлагали женщинам вечерние варианты туалетов — нарядные блузы и шикарные пижамы из гипюра, парчи, шелка, шифона, бархата. В середине десятилетия модной становится блестящая фактура ткани (атлас, ламе).

Модные детали

Многочисленные драпировки, складки и прочие детали на одежде должны были приближать женскую фигуру к облику, который на тот момент считался идеальным, - дама с узкими бедрами и талией, небольшим бюстом и удлиненным стройным силуэтом. В тренде выразительные украшения для вечерних нарядов — пайетки, стразы, перья, вышивка, бисер, хрустальные блестки.



Актуальные модели

Символ моды 30-х - юбки и платья, длина которых резко поползла вниз практически разу после банковского кризиса 1929 года. Сначала «выжившие» Дома моды удлинили модели одежды до середины икры, а затем — почти до самой щиколотки. Модные, но малообеспеченные дамы удлиняли свои старые платья и юбки, пришивая к ним клинья с оборками.

Большинство женщин в период «Великой депрессии» вынуждены были взвалить на свои плечи нелегкий груз новых проблем. И стиль 30-х годов своеобразно отразил это в моделях одежды. Эффект широких, а значит, сильных плеч зрительно достигался при помощи подплечников, шарфов, многослойных воланов, крылышек и сборок на рукавах.


В эту самую эпоху впервые появились раздельные купальники, которые тогда наделали в обществе немало шума.

К концу десятилетия в моду входят модели, соответствующие стилю военного времени — платья Х-образного силуэта, юбки до колена, пояса и верхняя одежда с накладными карманами. Еще один тренд — модели с пышной юбкой и туго затянутой талией.

Тенденции

Мода этой сложной эпохи стала носить массовый характер. Законодателем гламурного стиля являлся Голливуд, его кинозвезды — Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Джин Харлоу, Кэрол Ломбард, Мэй Уэст. Готовой одеждой впервые начали торговать при помощи каталогов, рассылаемых по почте. Издания распространяли среди женщин популярные дизайнерские модели миллионными экземплярами.


Доступным развлечением оставался спорт. Во всем мире шла пропаганда здорового образа жизни, создавались объединения и гимнастические союзы. Элитарные виды спорта (теннис, гольф, авиа- и автоспорт) и соответствующие им костюмы нашли свое отражение в моде 30-х годов. Однако постепенно спортивные наряды превратилась просто в одежду для отдыха.

  • Тренд эпохи : спортивные шорты. Впервые эту деталь гардероба на корт надел Генри Уилфрид Остин в 1932 году во время Уимблдонского турнира. Спустя год его примеру последовала теннисистка Элис Марбл.

Прекрасные вечерние туалеты требовали от модниц не только идеальной фигуры, но и идеального нижнего белья. Появляется эластичное белье с латексом, корсеты и пояса для чулок, которые отлично утягивали бедра и талию.


Модные цвета и принты

И в женской, и в мужской моде 30-х годов актуальна геометрия — полоска и клетка. Также пользовались популярностью ткани в горошек и с мелкими цветочными узорами.

В летней повседневной одежде отдавалось предпочтение белому цвету. Актуальными цветами вечерних нарядов с середины 30-х годов стали золотой и серебряный.


Платья в стиле 30-х

Распространенная модель повседневного платья — наряд темного цвета с белым воротничком.


Вечерние и коктейльные платья были откровенно женственными и соблазнительными — того требовал гангстерский стиль Чикаго 30-х. Длина нарядов для выхода варьировалась от колена и до щиколотки, но иногда она всё же поднималась и до колена. На смену рукавам пришли смелые бретельки. Актуальны модели облегающего силуэта с оголенной спиной и глубоким декольте. Талия на платье была слегка заниженная, но это уже считалось прогрессом, ведь в предыдущем десятилетии акцент на этой части женского тела отсутствовал вовсе либо талия на нарядах была занижена почти до середины бедра.

  • Тренд эпохи : косой крой подола. Такие модели вечерних платьев позволяли особенно красиво обрисовать дамскую фигуру.

Длинные вечерние туалеты без проблем позволяли исполнять модные танцы 30-х годов — свинг, фокстрот, танго.


К платьям в стиле Чикаго время от времени обращаются современные модельеры. А Ральф Лорен посвятил моде начала прошлого века свою предпоследнюю коллекцию.


Костюмы в стиле 30-х

Костюмы этой эпохи смотрелись куда менее эффектно. Да и женщины, надевающие традиционно мужские вещи, в то время еще продолжали вызывать сильное раздражение. Однако брючный костюм был и практичней, и удобней в носке, особенно для деловых женщин.

Фасоны костюмов характеризовались большим разнообразием отделок и линий. В целом крой нарядов усложнился, он опирался на геометрию — это придавало женскому силуэту четкость.


Понятие единого ансамбля в женском костюме в 30-е годы отсутствовало. Сложная экономическая ситуация практически стерла его с лица моды. Подбирать одежду в комплекте стало слишком расточительным, но тут сыграли свою неоценимую роль аксессуары.


Верхняя одежда в стиле 30-х

На вечер, а также на прохладную погоду выбирался плащ самой простой вариации — пелерина до бедер или талии с прорезями для рук, расположенными спереди. Не менее стильной, зато более доступной верхней одеждой были треугольные шали, палантины, широкие шарфы с бахромой или кистями. Такие детали гардероба ценились модницами за свою универсальность — сегодня носишь его так, завтра — уже совершенно по-другому.


Обувь в стиле 30-х

С закругленным носком и фигурным каблучком средней толщины и высоты. Желательным элементом обуви являлся ремешок на подъеме ноги или вокруг лодыжки. Именно такие туфли как нельзя лучше дополняли женственность платьев и сглаживали мужественность брючных костюмов. Обувь для вечернего выхода в свет нередко обтягивали серебряной или золотой тканью и украшали декоративной пряжкой.


Увлечение летними видами спорта обусловило моду на босоножки — обувь с открытым носком и пяткой. Их надевали как на белые носочки, так и на голую ногу.

С 1938 года в моду вошла обувь на танкетке и невысокой платформе. Этот тренд стал совместной заслугой итальянского обувщика Сальваторе Феррагамо и парижского кутюрье Жака Хейма.


Мужская мода 30-х годов

Для мужчин той эпохи мода стала более консервативной. Законодателем стиля по-прежнему оставался Эдуард VIII, герцог Виндзорский. Именно он ввел в моду небрежную и какую-то «усталую» элегантность. А благодаря Фреду Астеру, популярному в те года киноактеру, вернул свои позиции фрак.


Тренды массовой мужской моды — стандартные костюмы с широкими плечами и приталенными пиджаками, брюки с отворотами. Головной убор — обязательный атрибут повседневной одежды в стиле 30-х, это была фетровая шляпа или кепка.

Актуальная мужская прическа 30-х — волосы средней длины, зачесанные («зализанные») назад и зафиксированные воском. Обувь — классические ботинки со скругленным квадратным или овальным носком.

  • Тренд эпохи : гамаши (как правило, белые) — своеобразные чехлы, которые не только предохраняли обувь от намокания (а в кризисное время вообще приходилось относиться к гардеробу максимально бережно), но и стали модной деталью стиля 30-х.


Аксессуары под гардероб 30-х

Основной тенденцией стиля 30-х годов было собирать комплекты из сумочки, шляпки, обуви и перчаток. Все эти аксессуары подбирались в одном цвете. Модные фасоны шляп — широкополые и, напротив, совсем крошечные.


Нарядные платья модницы дополняли головной лентой, декорированной цветками, перьями, блестками. Сумочка для вечернего выхода в свет подбиралась в виде конверта, который носился под мышкой, а не на лямке. Актуальный элемент 30-х годов — перчатки.

  • Тренд эпохи : удлиненные модели перчаток из бархата и шелка, а также модели с большими раструбами.

Непременными атрибутами женской моды 30-х годов являются также чулки, боа из перьев и длинный изящный мундштук (курящий женский пол тогда был в тренде).


В качестве украшения для шеи использовались меховые горжетки из чернобурки и песца, банты, ожерелья из позолоченных звеньев и искусственных кристаллов, длинные бусы. Настоящие драгоценности в эпоху «Великой депрессии», увы, были непозволительной роскошью. Поэтому десятилетие ознаменовалось первым модным бумом дешевой бижутерии.

  • Совет стилиста: удачным дополнением к ретроплатью в стиле Чикаго станет длинная нить жемчуга (пусть даже искусственного), завязанная на узел под грудью.


Прически в стиле 30-х

По-мальчишески озорные прически 20-х годов сменились . Тренды десятилетия — завитки и волны, создающие эффект тяжелых, густых и блестящих волос. Для этого использовались бигуди, химическая и холодная завивка (без использования завивочных средств — только женские пальчики и шпильки с невидимками).


С началом 30-х годов в моду пришло радикальное осветление волос. Законодательницей блонда стала популярная актриса Джин Харлоу, которой старались подражать, используя не только профессиональные краски для волос, но даже перекись и отбеливатели для стирки белья.


Макияж в стиле 30-х

Полностью соответствует гангстерскому духу того времени. Главные акценты мейк-апа — бархатистая бледная кожа, ярко накрашенные глаза и алые губы. Тренд — тщательно выщипанные брови-ниточки, «удивленный» изгиб которых прорисовывался темным карандашом. Макияж глаз призван был придавать взгляду драматизм, для чего темные тени наносились слегка угловато и почти до самой переносицы. Завершала образ соблазнительная мушка над губой или на щеке.

Образ в стиле Чикаго – манящий, таинственный, женственный, и одновременно провокационный, дерзкий. Примерив его, вы непременно почувствуете себя уверенней, смелее и сексуальнее. Многие новые идеи, которые нам выдают дизайнеры, берутся из модных направлений давно минувших лет. Вот и стиль Чикаго возрождается подобно фениксу, обрастая новыми идеями и пополняясь оригинальными фасонами.


Характерные черты

Платье в стиле Чикаго можно безошибочно узнать по некоторым характеристикам:

* Небольшая длина, которая позволяет продемонстрировать колени.
* Низкая линия талии, которая доходит практически до бедер.
* Тонкие бретели и асимметричные линии верха платья, которые создают эффект игривости, но не вульгарности.
* Косые линии кроя.
* Возможны вырезы на спине.
* Удлиненные линии плеча, которые создаются за счет платков, шарфов, палантинов, драпировок и бретель с крылышками.

Изысканно и обольстительно смотрятся платья в стиле чикаго 30-х годов.
В современной моде популярным трендом считаются платья в стиле ретро, выполненные по подобию фасонов прошлого столетия.

Следует отметить, что фасоны платьев в стиле Чикаго носили в начале 20-х и конце 30-х годов. Платья 20-х годов можно назвать более сдержанными и закрытыми, а в 30-е года низ платья постепенно укорачивается, что придает наряду откровенность и сексуальность. Более того, длина рукавов может варьироваться от длинного до короткого. Также более глубоким становится декольте и появляются вырезы на спине. Немного видоизменяется и сам крой платья – ранее заниженная талия слегка поднимается. Это дает возможность сделать силуэт более обтягивающим и подчеркивающим женские прелести.

Платья с бахромой

Бахрома является самой актуальной частью отделки. Особенно эффектно она смотрится в моделях, где юбка имеет срез от центра к линии бедра. Такие модели шикарно смотрятся в темных и бежевых оттенках, выполненные из атласной ткани.




Черные платья с бахромой и висюльками отлично смотрятся с туфлями-лодочками или на высоких каблуках серебряных или темных оттенков. В качестве аксессуаров используют длинные бусы из жемчуга, блестящие клатчи в один тон с туфлями, а отличным дополнением к стилю ретро 30-х послужат повязки из перьев и сеточек на голову.

Красное платье

Не менее выразительным и сексуальным выглядят красные платья в стиле чикаго разной длины и фасонов. Такие модели шикарно смотрятся с жемчужной бижутерией, ретро шляпками 20-х годов совместно с дополняющими украшениями на голове в виде повязок, выполненных из камней, узоров и перьев.




Свадебное платье в стиле Чикаго

На данный момент хитами моды среди свадебных нарядов являются свадебные платья 30-х. Изысканные, креативные, необычные платья, выполненные из нежных оттенков гипюра и рюшей, украшенные камнями и различным декором.








Платья длинные

Несмотря на всю откровенность тенденции нарядов в стиле чикаго 30-х, длинные и платья в пол были по-своему легендарны. На сегодняшний день такой фасон считается вечерним изысканным нарядом для стройных фигур, подчеркивающих женственность и утонченность.


Стильные длинные платья 30-х выполнялись из шелковых, атласных тканей однотонных цветов с переливами и богатым декором. Незаменимым аксессуаром для таких моделей является воротник из меха, украшенный камнями, а также двойные жемчужные нити на шее.

Повседневный образ и на вечернюю прогулку

Даже на каждый день можно выбрать себе платье в стиле Чикаго. Выбор должен падать на простые наряды, максимально элегантные, без выраженной сексуальности и ярких деталей.

Если вы занимаете высокую должность и хотите сделать платье в стиле Чикаго своим рабочим образом, то нужно склоняться к пудровым и пастельным оттенкам. Возможна драпировка в области декольте.



На вечернюю прогулку допустимо выбирать легкие платья, возможно с бахромой. Позвольте летнему солнцу играть бликами на атласном платье. Для повседневного наряда не стоит выбирать платье с глубоким декольте или оголенной спиной. Оставьте такой наряд для более торжественных поводов.








Причёски в стиле Чикаго

Чикаго 30-х годов…. Время гангстеров и шикарных дам. Этот период окружен романтикой и шармом.

Женские образы отличаются выразительностью, изысканностью и определенной сложностью. Здесь нет минимализма и скромности. Именно поэтому многих современных женщин привлекает стиль, популярный в 30-х годах XX века в американском Чикаго.








Популярными украшениями причесок в стиле Чикаго 30-х годов были ободки-повязки на лоб, украшения с перьями или цветами, маленькие шляпки с вуалью.






Платье в стиле Чикаго - с чем носить

На начальном этапе зарождения стиля Чикаго появляться в свете без шляпки для дамы было просто не прилично. Однако в 30-х одновременно с укорачиванием длины платья, оголением рук и плеч появилась возможность демонстрировать и прически. А в качестве головного убора к такому платью очень модным стало носить ободок на волосах, украшенный бисером, камнями или пышным пером.



Поскольку длина платья 30х годов приоткрыла на обозрение женские ножки, то в моду входят шелковые чулки. Поэтому, выбирая сегодня платье в стиле Чикаго, также не забудьте уделить внимание этой детали. Если платье открывает руки и плечи, то можно добавить такой аксессуар, как перчатки.


Идеальным украшением для стиля Чикаго станут тонкие бусы в ярких тонах или тонкие цепочки в виде подвесок. Драгоценности использовать не обязательно, ведь в период Великой депрессии они были доступны ограниченному кругу людей. Из недорогой бижутерии можно создать шикарные образы. Большие сумки к подобным образам не подходят. А вот небольшой, аккуратный клатч, приближенный к классике, - достойный вариант.



Стиль Чикаго позволяет экспериментировать и проявлять себя в комбинировании цветов, выборе фасонов и подборе аксессуаров.
Если вы выбрали платье в стиле Чикаго, то будьте готовы к мужскому вниманию и женской зависти. Ваше поведение и внутренний настрой должны соответствовать выбранному образу - легкая надменность, аристократизм и женское очарование.







Мода 30-х годов особенная, можно сказать уникальная страница в мировой истории моды. Дело в том, что ее становление пришлось на период «великой депрессии». В 1929 году на Уолл-стрит разразился банковский кризис, разросшийся вскоре до мирового экономического. Рушились финансовые системы, акционерные общества становились банкротами. Казалось, что о моде можно забыть. Но этого не случилось. Экономический кризис, безусловно, повлиял на развитие моды, но никоим образом не остановил его. По сравнению с модой 20-х годов мода 30-х стала более практичной, зрелой и элегантной.

История моды 30-х годов

На смену раскрепощенной и слегка легкомысленной женщине 20-х годов пришел образ деятельной, но при этом женственной девушки. Не все дома моды пережили депрессию – закрылись легендарный «Поль Пуаре» и русский дом вышивки. Но на смену им приходят новые бренды. В 1932 году появился «Нина Риччи», а в 1935 – «Эльза Скьяпарелли». Одежда, выпускаемая конвейерным способом, становиться более ноской и долговечной. Распространяется практика покупок по каталогам. В 1929 году Жан Пату вводит в моду длинные юбки. Сначала они достигают середины голени, а в середине 30-х удлиняются до щиколотки. Практичные модницы удлиняют свои наряды самостоятельно, дошивая клинья и оборки. Настоящими иконами стиля становятся звезды кинематографа: , Джоан Кроуфорд. Именно с большого экрана приходит образ, ставший эталоном моды этого периода.

Мода 30-х годов и платья

Далеко не случайно как раз платья стали квинтэссенцией того, что можно объединить под названием «мода 30-е». Ведь именно платья в наибольшей мере соответствовали созданному новому образу женщины. В 30-е годы мода развивается по двум основным направлениям: классическое представляет Коко Шанель, авангардное – Эльза Скьяпарелли. Строгие платья с белыми отложными воротничками соседствуют с роскошными элегантными моделями с удлиненной баской. Юбки кроятся по косой или декорируются клиньями и воланами по низу подола. Чтобы «уравновесить» такой низ, плечи расширяются за счет рукавов-фонариков или воланов, а позже – подплечников.

Немаловажную роль играют и аксессуары. Сумочка, шляпка и перчатки, пожалуй, единственно доступный для большинства элемент «роскоши» в наряде – выполняется в «универсальных» черных либо белых тонах. И уж совершенно шикарным аксессуаром считается мех.

«Жить стало лучше, жить стало веселее!»

В 30-е годы потребности советских людей росли, всем хотелось носить добротную одежду, иметь возможность купить праздничное платье, теплое зимнее пальто и хорошую обувь, приобрести удобные и красивые детские вещи, но разрушенная, и пока еще далеко не полностью восстановленная швейная промышленность СССР, с трудом обеспечивала население огромной страны, не то что красивым и модным, а даже самым насущным. Кругом ощущался дефицит.

Дискуссии о принципиально новой одежде нового советского человека, характерные для двадцатых годов, к тридцатым затихли, вопрос о «массовой моде победившего пролетариата» постепенно утратил былую важность. Круг потребителей модной продукции оставался весьма ограниченным – бывшие нэпманы, сумевшие заработать хорошие деньги за период новой экономической политики, семьи военных и партийных начальников, а также руководителей наиболее важных для СССР должностных постов, по советской терминологии, так называемых, номенклатурных работников, творческая элита, и те, кто устроился на какие-либо «хлебные места», связанные с дефицитом.

В стране, где все должно было быть подчинено руководящим структурам, пока еще не был сформирован единый моделирующий центр, а работа проектировщиков одежды, как их тогда называли, находилась в начальной стадии своего развития, хотя к этому времени в СССР уже существовали талантливые мастера, создающие модели модной одежды и незаурядные художники по тканям, такие как Надежда Макарова, Александра Лямина, Надежда Ламанова, Фёкла Гореленкова, Анна Бланк, Варвара Степанова, Кира Мосякова, Оскар Грюн, М. Ануфриева, В. Маслова, М. Назаревская, Д.Лехтман и многие другие.

Крупные фабрики страны открывали собственные художественные и конструкторские мастерские, приступившие к разработке новых тканевых расцветок и моделей одежды. В государственном издательстве легкой промышленности даже начали выпускать каталог, предназначенный для торговых организаций, которые могли бы заказывать все эти модели на соответствующих фабриках. Но на самом деле одежда такого уровня, в советских магазинах продавалась крайне редко. Огромной проблемой и для выпуска хороших тканей, а, следовательно, и для качественной одежды было производственное сырьё, которого катастрофически не хватало.

В 30-е годы в стране резко возросло производство ситца, чрезвычайно популярного из-за дешевизны. В этот период текстильная промышленность развивалась под девизом «Советская ткань – лучшая ткань в мире!». Была поставлена цель увеличения выработки тканей повышенного качества и при этом снижение их себестоимости. Задача трудновыполнимая! Для её достижения реконструировался целый ряд текстильных предприятий, появились первые отечественные автоматические ткацкие станки, осваивались новые сорта тканей – креп, шерстянка, фуляртин, сатин, коленкор, атлас, коверкот, шевиот, сукно, бостон, коломенк, фланель, бумазея и др. Увеличился выпуск тонких тканей – вольты, майи, маркизета, батиста, зефира, тканей с вискозным волокном, производились фавориты 30-х - шелк, атлас, крепдешин, файдешин, крепжоржет. Правда, в продаже эти ткани появлялись нечасто даже в крупных городах, а в некоторых местностях не появлялись совсем.

Для снижения себестоимости новых тканей пришлось уменьшить количество валов печатных машин, что ограничивало возможности художников. В конце 20-х начале 30-х годов обязательным для всех текстильных фабрик было, производство набивных тканей с агитационными узорами, прославляющими труд советского человека – серпами и молотами, звёздами, тракторами, сеялками, комбайнами, заводскими трубами с дымом, аэропланами и пр. Даже такие талантливые мастера как Варвара Степанова, Кира Мосякова, Оскар Грюн были охвачены идеей создания агиттекстиля и придумывали ткани с идеологическими рисунками. В связи с этой тенденцией массово были уничтожены многие старые гравировочные валы с прекрасными традиционными для ткацкого производства орнаментами. Поверхности валов стачивали и наносили идеологический рисунок. Советский текстильный феномен, слава богу, просуществовал недолго. На художественных советах и совещаниях все чаще стали говорить о том, что подобные «творческие находки» слишком громоздки для текстиля, не сочетаются с назначением и фактурой ткани, неудобны в крое, требуют большого расхода и поэтому нерентабельны для швейных предприятий. Фельетон, опубликованный в газете «Правда», под названием «Спереди - трактор, сзади – комбайн», подвел черту в спорах о тематических рисунках, с 1933 года их производство было прекращено приказом Совнаркома за вульгаризацию идей социализма и коммунизма.

Во второй половине 30-х годов в характере оформления тканей произошли некоторые изменения. Если в ситцах присутствовала традиционность, то в новом ассортименте прослеживалась иная трактовка цветочного узора - экспрессивные рисунки в характере наброска, без прорисовки форм, часто сделанные только заливкой цвета без контура. Рисунки второй половины 30-х годов отличала динамичность композиции, которая достигалась за счет поворотов линий и штрихов: цветы словно летели и кружились по цветному фону.

В это время госфабрики, где пробовали свои силы молодые советские художники-модельеры, стали своеобразными центрами по моделированию. Существенным недостатком их работы был сугубо прикладной характер, ограничивающий творческую фантазию художника, модельеры должны были учитывать потребности массового производства и подстраиваться под реальные возможности каждой конкретной фабрики и ее смежников. Конструкторы одежды в основном ориентировались на возможности своей фабрики. К настоящему формированию моды такая система, жестко подчиненная интересам конкретного производства, имела мало отношения.

Другой причиной тормозящей развитие модных тенденций в начале 1930-х годов являлся сохранявшийся в стране острый дефицит одежды и низкие доходы населения. Многие даже не задумывались, о том модная у них одежда или нет, а попросту носили то, что еще можно было носить. В начале 30-х годов и в одежде и в прическах еще очень чувствовалось влияние 20-х годов. В 1930 – 1935 годах, в условиях нормированного распределения, производимая в стране одежда и обувь, наравне с хлебом и другими продуктами питания, в основном продавалась по карточкам. Карточная система начала отменяться с 1935 года. Как и в 1920-е годы, одежда и обувь были сравнительно дороги, их покупали в силу практической необходимости, а не для смены вышедшего из моды гардероба. Когда в 1930 году в СССР стало вводиться обязательное начальное образование, многие дети не могли посещать школу из-за отсутствия у них одежды и обуви, особенно в зимний период. Небогатое, а порой и нищее в своей массе советское общество, конечно же, не готово было к серьезному восприятию такого явления, как «мода ».

Конец эпохи НЭПа в конце 1920-х годов, начатый по инициативе Сталина и его окружения «великий перелом», сопровождавшийся искоренением индивидуализма и пропагандой коммунального быта, призывы к аскетизму, не способствовали развитию сферы моды и потребления. Были закрыты частные парикмахерские, магазинчики, рестораны, ателье, кооперативные магазины. С середины 1930-х годов стал наблюдаться относительный рост жизненного уровня советских людей, особенно среди существенно выросшего городского населения. Процессы индустриализации, идущие в стране, влияли на динамику распространения городской культуры, включая и моду .

В 1931 году были открыты, так называемые «Торгсины» (Всесоюзное объединение по торговле с иностранцами - Торговый синдикат), которые занимались обслуживанием гостей из-за рубежа и советских граждан, имеющих наличную валюту , а также золото, драгоценности и прочие ценные вещи, которые можно было обменять на продукты питания или другие потребительские товары. Торгсины изобиловали всевозможными товарами повседневного спроса - хорошей одеждой и обувью, нижним бельем, текстилем и пр. Просуществовали торгсины до 1936 года. Кроме того, в крупных городах процветала комиссионная торговля, благодаря которой можно было приобрести отличные товары, в том числе и зарубежные, если конечно посещение комиссионного магазина было «по корману». Начиная со второй половины 1920-х годов, в стране практиковалась продажа товаров по рабкредиту. Государственные и кооперативные торговые учреждения продавали рабочим и служащим товары с рассрочкой платежа при условии предоставления гарантий предприятиями или учреждениями, где работали потенциальные покупатели. Долгосрочный кредит получали обычно на полгода в объеме месячного заработка. Были даже организованы специализированные рабкредитовские магазины.

Несмотря на критику традиционной моды , ей с удовольствием следовали многие деятельницы революционного движения и жены тех, чьи имена тесно связаны с советской идеологией. Модная элегантная одежда вписывалась в круг интересов знаменитых русских революционерок Инессы Арманд и Ларисы Рейснер, воспетой Всеволодом Вишневским в образе комиссара в «Оптимистической трагедии», Александры Коллонтай, ставшей первой в истории женщиной-послом в послереволюционной России, гражданской жены писателя Максима Горького актрисы и общественного деятеля Марии Андреевой, являвшейся почитательницей и покровительницей модельера Надежды Ламановой, жены наркома Молотова Полины Жемчужиной, ставшей руководителем Главпарфюмера и членом Художественного совета при Московском Доме моделей, жены наркома просвещения Луначарского актрисы Натальи Розенель, считавшейся одной из самых модных дам Москвы 20х - 30-х годов. Розенель регулярно получала из Европы модные обновки. Да и сам Луначарский был небезразличен к одежде, носил американские костюмы, часто менял галстуки, бабочки и сорочки.

В 1930-е годы советской номенклатуре, в отличие от обычных граждан, была доступна модная одежда, том числе и иностранного производства. Например, в гардеробе наркома НКВД Генриха Ягоды кроме несметного количества рубашек, было 21 пальто и 22 костюма, причем большинство из них – иностранных марок. Тем не менее, особо не поощрялось, чтобы жены и дети партийных руководителей, одевавшиеся в своей среде модно и респектабельно, демонстрировали достаток простому народу. В начале 1930-х годов в среде советской элиты было принято заказывать одежду у дорогих частных портных или посещать закрытые ателье, к примеру, Галина Кравченко, начинающая актриса и молодая сноха Льва Каменева, посещала элитную ведомственную мастерскую пошива одежды Наркоминдела на Кузнецом мосту. В том же ателье, у той же портнихи одевалась и супруга Сталина Надежда Аллилуева.

В период государственной политики, названной впоследствии «неонэпом», стала возможна реанимация моды , издание модных журналов, создание в крупных городах государственных образцовых универмагов с модными ателье при них (кроме обычной системы государственных ателье индпошива). В 30-е годы в стране появилось понятие Советский Дом Моделей, изначально, по сути, это были просто модные ателье, например, Дом Моделей Мосторга, располагавшийся на Большой Дмитровке. Он появился в 1933 году и был знаменит тем, что в его стенах работала великолепная портниха Ревека Ясная, попасть на прием к которой, можно было только по знакомству. В 1934 году в Москве при опытно-технической швейной лаборатории треста «Мосбельё» состоялось открытие первого в стране крупного Дома моделей одежды на Сретенке, руководителем которого до 1949 года была племянница Ламановой модельер Надежда Макарова. Для художественного оформления здания пригласили Владимира Андреевича Фаворского, тогда уже известного художника. Фаворский настолько заинтересованно отнесся к деятельности Дом моделей, что был введён в его художественный совет. Его соображения о фасоне платьев, о выборе ткани нередко конкурировали с идеями самих модельеров, и находили у последних поддержку.

- Воспроизведение данного материала запрещено -



Что еще почитать