Национальная одежда монголии. Традиционные головные уборы женщин монголии


Монгольская национальная одежда имеет богатую историю, обладает многовековыми художественными традициями. Она тесно связана с образом жизни монгольского народа, спецификой его хозяйственного уклада, с природными условиями страны. Костюм должен соответствовать самым разным бытовым ситуациям-едет ли человек на коне по степи, сидит ли у себя в юрте, танцует ли на народном празднике.

Своеобразие климатических условий также влияет на характер одежды - возникают костюмы, предназначенные для разных времен года. Летом монголы носят легкий халат "Тэрлэк", весной и осенью ватный халат "Ховонтэй дээл" или халат на ягнячьей овчине "Хурган дотортой дээл", зимой овчинный халат, напоминающий шубу "Цагаан нэхий дээл". Свой отпечаток накладывает на одежду и возрасть ее обладателя. Костюм пожилых людей, как правило, неярок, скромен, а молодежь предпочитает более красочные, элегантные одежды. В женском костюме существуют различия между одеждой девушки и замужней женщины. Костюм последней богаче украшениями и отделкой.

С давних времен монголы носили халат с косым бортом "Ташуу энгэртэй дээл", и халат, напоминающий длинную безрукавку с прямым бортом "Задгай энгэртэй дээл". Это подтверждается одеждами хуннского периода, найденными при раскопках Ноин-ульского кургана. Конструкция одежды, сочетание цветов, орнаментальные украшения говорят о древней культуре монгольского народа. Материалы, из которых сделана одежда, обнаруживают связь монгольской культуры с культурой соседних стран Востока.

Вместе с тем несомненен тот вклад, который внесен самими монголами в искусство костюма, национально-самобытный характер монгольской одежды. Позже очень популярным стал с прямоугольным бортом "Дуроэлжин энгэртэй дээл". В процессе приспособления меняющимся социально-экономическим условиям происходила дальнейшая эволюция национального костюма, сохранившая однако в обогащенном виде древние традиции. И по сей день монголы продолжают носить халаты с косыми бортами "Ташуу энгэртэй" и прямоугольными бортами "Дурбэлжин энгэртэй дээл". Материалы, из которых шили одежды, изготовлялись самими монголами "кожа, шерсть, меха" или привозились из заграницы. Неизвестно, когда началось в Монголии собственное производство тканей, однако твердо установлено, что уже очень давно одежду шили из шелка, хлопчатобумажных тканей, шерстянах тканей, парчи.

Некоторые из костюмных тканей, особенно в Хуннский период, привозились из других стран Востока. Естественно, что костюмы для разных сезонов шились из разных материалов. Подкладка зимней одежды была из овчины, козлиной или волчьей шкуры, корсака, рыси, россомахи, енота, лисьего и собольего меха. Зимняя шуба могла быть просто из овчины, а иногда верх шубы делался из хлопчатобумажной ткани, чесучи, шелка, парчи, атласа. Часто белую овчину окрашивали в желтый или зеленый цвет и наносили орнамент. На летнюю одежду шили названные выше ткани, а также сукно и бархат. Подкладку делали из тонких материалов. Как правило, одежда была богато украшена. Народные мастера - умельцы изготовляли украшения из золота, серебра, кораллов, жемчуга и других драгоценных камней.

Изучая национальные костюмы, видишь перед собой как бы овеществленную историю народа, историю его культуры. Изготовление одежды с давних пор считалось искусством. Было много подлинных мастеров, славившихся своими золотыми руками, причем одежду шили не только женщины, но и мужчины. От портного требовались самые разнообразные знания и умения. Он был одновременно художником, вышивальщиком, умел и клеить, стегать, он был знаком с символикой орнамента, применяемого в одежде, с символикой цветов и их сочетаний. Вообще символика одежды представляет большой интерес. Например, устремленная к небу остроконечная верхушка шапки покоящаяся на куполообразном основании, символизирует процветание, благополучие. Петелька на верхушке сампина у шапки означает луну, узелок сампина - прочность, крепость, нижняя часть сампина, называемая тав символизирует солнце. Вниз от тава отходят четыре полоски, обозначающие очаг, и тридцать две прошивки-солнечные лучи. Сампин и прошивки бывают на большинстве шапок цвета сампина - обычно красный или коричневый.
Широко применяется в отделке костюма вышивка разных видов - строчная, стеж-ковая и т. д.

Давнюю традицию имеет украшение одежды орнаментами, причем каждой одежде свойствен строго определенный вид орнамента, имеющий, как уже было сказано, собственную символику. Интересно познакомиться с цветовой гаммой монгольского костюма. Народные одежды были главным образом коричневого или синего цветов. Как известно Монголию населяют разные народности - халха, буряты, дербеты, тор-гуты, барга, дариганга, узумчины, байты, урянхайцы, хотоны, мингаты, захчины, дархаты, олеты, казахи. Естественно, национальные различия не могли не сказаться в одежде. Вариации в костюмах разных народностей касаются конструкции, цвета, покроя, формы.

Например, неодинаковы борта халатов, форма безрукавки, надеваемой поверх халат, обшивки по краям бортов, украшения и орнаменты. В костюме халхасца преобладают синий и коричневый цвета, в костюме бурят - синий, хотона - темные цвета. Почти все национальности для обшивки борта употребляют черный бархат и кроме того пускают тонкую полоску черного бархата по самому краю борта. Однако формы обшивки различны - иногда с прямоугольным вырезом, иногда без него. Женские безрукавки "ууж" в общем сходны, но и в их конструкции можно наблюдать отдельные различия. Как халхаские, так и мингатские женщины носят одежду с высокими буфами на рукавах, однако у халхасок стежки на буфах располагаются горизонтально, а у мингаток - вертикально. Некоторые мужчины надевают халаты с разрезом, как и женщины. Различия в национальных женских костюмах затрагивают и украшения.

Несколько слов нужно сказать о прическе, важной части женского туалета. Прическа у халхаских и мингатских женщин как бы "крылатая", волосы заплетены в две косы, расширяющиеся у висков в виде крыльев, причем размах крыльев в прическе халхасок - шире, у мингаток - уже, и украшения волос более просты. Совершенно своеобразна прическа у барга и дариганга. Женщины некоторых национальностей не носят заколок в волосах, а вместо них употребляют "хадлага". Узумчины и дариганга любят коралловые украшения, халха-золотые, серебряные, жемчужные.

Не лишены своеобразия и головные уборы. Почти каждая народность вносит свое в конструкции, форму, цвета головного убора, в его украшения, так что существует много типов монгольских шапок. В западной Монголии распространены шапки типа "Торцог", "Юден", "Жарантай" отличные от головных уборов халха и бурят. Можно указать несколько видов обуви, которую носят монголы, "наамал ултай гутал", сапоги с прикленной подошвой, "шохойтой гутал", "ханчин гутал", притом и здесь прослеживаются различия между обувью отдельных национальностей. Если торгуты носят сапоги типа "тоохуу гутал", то буряты "улсан гутал". После народной революции монгольская национальная одежда претерпела существенные изменения, стала проще, скромнее.

Монгольская национальная одежда имеет богатую историю, обладает многовековыми художественными традициями. Она тесно связана с образом жизни монгольского народа, спецификой его хозяйственного уклада, с природными условиями страны. Костюм должен соответствовать самым разным бытовым ситуациям-едет ли человек на коне по степи, сидит ли у себя в юрте, танцует ли на народном празднике.

Основу женского костюма составлял дээл - халат с длинными рукавами, средняя часть которых часто по цвету контрастировала с верхней и нижней. Ее украшали нашивками из полосок парчи, шелка, плиса и позумента. К концам рукава пришивали широкие обшлага. На плечах дээла делали высокие буфы. Воротник и верхнюю полу халата расшивали парчой и позументом.

Это фотографии начала 20 в.в.

В женском костюме существуют различия между одеждой девушки и замужней женщины. Костюм последней богаче украшениями и отделкой.

Монголию населяют разные народности - халха, буряты, дербеты, тор-гуты, барга, дариганга, узумчины, байты, урянхайцы, хотоны, мингаты, захчины, дархаты, олеты, казахи. Естественно, национальные различия не могли не сказаться в одежде. Вариации в костюмах разных народностей касаются конструкции, цвета, покроя, формы.

Для праздничных нарядов использовали особую шёлковую ткань - торго, которая благодаря своей плотности держала форму и могла скрыть недостатки фигуры.

Шапка с остроконечной верхушкой из шелка и бархатным околышем. Навершие ее может украшать золотистый шарик - знак принадлежности к высшему сословию.

Ниже современные варианты, назовем их исторической реконструкцией

И немного фотографий с традиционного монгольского фестиваля Надам.

Куда состязаться в ловкости и силе приезжают самые крутые монгольские парни:)

А девушки в традиционной одежде танцуют, прославляя своих героев

По материалам интернета

Национальная одежда монголов - дели (монгол дээл). Эта одежда хорошо приспособлена к кочевому образу жизни и представляет из себя халат(тунику), одинаковый для мужчин и женщин.

Монгольская национальная одежда имеет богатую историю, обладает многовековыми художественными традициями. Она тесно связана с образом жизни монгольского народа, спецификой его хозяйственного уклада, с природными условиями страны. Костюм должен соответствовать самым разным бытовым ситуациям - едет ли человек на коне по степи, сидит ли у себя в юрте, танцует ли на народном празднике.

Монголию населяют разные народности - халха, буряты, дербеты, тор-гуты, барга, дариганга, узумчины, байты, урянхайцы, хотоны, мингаты, захчины, дархаты, олеты, казахи. Естественно, национальные различия не могли не сказаться в одежде. Вариации в костюмах разных народностей касаются конструкции, цвета, покроя, формы.

Разницы в покрое между мужским и женским дели нет. Будничные дели шьют из плотной хлопчатобумажной ткани «далембы», праздничные - из узорчатого шелка. Зимой дели подбиваются теплым мехом. Этот вид монгольской одежды очень практичен. Верхняя часть дели до пояса служит как бы большим карманом, из которого ничего не выпадет даже при самой быстрой скачке. Покрой одежды, застегивающейся сбоку, спасает аратов от сильных ветров. Дели - идеальная одежда для верховой езды.

Женский национальный костюм

Основу женского костюма составлял дээл – халат с длинными рукавами, средняя часть которых часто по цвету контрастировала с верхней и нижней. Ее украшали нашивками из полосок парчи, шелка, плиса и позумента. К концам рукава пришивали широкие обшлага. На плечах дээла делали высокие буфы. Воротник и верхнюю полу халата расшивали парчой и позументом.

В женском костюме существуют различия между одеждой девушки и замужней женщины. Костюм последней богаче украшениями и отделкой.

Одежда халхаской девушки ранее не отличалась от мужской, она носила такой же халат и кушак, как мужчины, волосы заплетала в длинную косу, в которую вплетались украшения (шелковые кисти, бляшки и пр.).

Головной убор состоял из прически (хабтагай), при устройстве которой пряди волос в верхней части (по сторонам головы) были склеены в тонкие, широкие, полукруглые полосы (похожие на распростертые крылья), перехваченные серебряными пластинками (хапчик), а в нижней были заплетены в две косы (курилъго), покрываемые чехлами из бархата или плиса. Поверх прически надевался серебряный или металлический венчик (толгоин болт), украшенный различными подвесками, и остроконечная шапка (малагай) с бархатным или плисовым околышем и лентами (дзалга) сзади. Описанную выше халхаскую прическу и костюм могла носить только женщина, прошедшая обряд бракосочетания. Прическа и костюм были взаимосвязаны. В тех случаях, когда женщина в силу каких-либо причин заплетала волосы в косу, она должна была надеть девичий халат.

Ранее замужние женщины не носили пояса. В монгольском языке существует для обозначения женщины термин бусгуй («беспоясная»), для мужчин - бустэй («с поясом»), от слова бус - «пояс». Сейчас почти все женщины носят пояс.

В настоящее время вместо крылатой прически женщины-халхаски носят одну или две косы, некоторые коротко стригут волосы; горожанки делают различные современные прически.

В качестве головных уборов теперь носят платки, широко распространены также береты фетровые и пуховые, равно как встречаются фетровые мужские шляпы, а также мужские фуражки. В отдельных случаях на торжественных празднествах некоторые женщины появляются в европейских шляпах последних фасонов.

Обувью служат гутулы, русские сапоги, иногда и русские туфли.

Халаты шьются из русского и китайского шелка разных цветов, из русских хлопчатобумажных и шерстяных тканей.

Мужской национальный костюм

Национальная мужская одежда халха-монголов состоит из рубашки и штанов, сшитых из далембы (тонкая хлопчатобумажная ткань), бязи или другой материи. Сверху надевается халат (дэлъ), застегивающийся на правой стороне. Он шьется на подкладке из материи, под зимний подводится мех из мерлушки. Зимняя одежда шьется также из выделанных бараньих шкур и не покрывается материей. Халат подпоясывается широким кушаком из цветной материи, иногда такой кушак достигает в длину 7-8 м и служит предметом щегольства. Халат делается очень длинный, над опояской образуется как спереди, так и сзади напуск, что позволяет держать за пазухой различные вещи, которые легко достаются правой рукой. Рукава делаются также очень длинные и в локте собираются в складки. На конце их прежде пришивались воронкообразные обшлага (нударага) из плиса или бархата; теперь их уже не делают. Для праздничной одежды материалом служит чесуча или шелк. Воротник и передний край верхней полы украшаются узкой полосой цветной материи. К кушаку на шнурках или цепочках прикрепляются прибор для добывания огня, состоящий из кожаного кошелька с вделанным в него огнивом, кремня и трута, а также трубкообразный футляр, в котором находятся нож и две костяные палочки. Последние употребляются для еды мелких кусков мяса, риса и др. За пояс засовывается кисет с табаком, а раньше обязательной принадлежностью была и табакерка для нюхательного табака, которая всегда предлагалась во время встреч и приветствий друг другу. В настоящее время у монголов в ходу папиросы и спички.

В торжественных случаях прежде поверх халата надевалась шелковая безрукавка (ханътадзе).

В дождливое время мужчины носят плащ (цабун), который делается обязательно из красного сукна с разрезами от пояса до низа как спереди, так и сзади. Воротник, полы и рукава по краям обшиваются желтым кантом. На голову надевается такого же цвета башлык.

Обувью служат сапоги (гутулы) с загнутым вверх носком. Подошва, состоящая из простеганных в несколько рядов слоев войлока, подшивается снизу кожей. Союзки и задники иногда украшаются кожаными.цветными аппликациями. Сапоги надеваются на войлочные чулки, края которых выступают над сапогами и обшиваются цветной материей, часто украшенной орнаментом, выполненным тамбурным швом. В настоящее время на фабрике в Улан-Баторе изготовляются сапоги и дамские туфли русского образца, точно так же на промкомбинате и в артелях изготовляется валяная обувь.

На голову надевалась шапка с высокой, остроконечной тульей и лентой сзади, теперь предпочитают носить фетровые шляпы и фуражки русского образца. В зимнее время на голове носят меховые шапки в виде

башлыка. Кочевники зимой на голое тело надевают овчинные штаны и шубу того же покроя, что и халат. Голову в настоящее время мужчины бреют. Прежде не посвященные в ламы (хара хун) носили косу и брили только полголовы.

Основная одежда и мужчин, и женщин — длинный халат без плечевого шва с запахом спереди. Монгольский халат всегда застегивается слева направо и традиционно имеет пять застежек.
Пример типичного монгольского халата, можно увидеть на портрете Чингисхана, изображенном ниже.

Современный монгольский халат, мало изменился со времен империи, разве что теперь они более часто имеют декоративно вырезанные полы, маленькие круглые вырезы горловины и иногда «мандаринные» воротники. Однако на изображениях монголов времен империи мы видим халаты, больше похожие на те, которые продолжают носить ламы в современной Монголии: с более открытым вырезом, без воротника и с очень просто скроенными полами. (См. рис.1)

Как правило, длина мужского халата — чуть ниже колена. Женская одежда обычно длиннее мужской, особенно при императорском дворе, где она была длиной до земли и могла даже иметь шлейф.

Широкие рукава — редкость и, возможно, особенность только женского придворного платья; большинство халатов прошлого и настоящего имеют длинные прямые рукава, скроенные так, чтобы можно было закрывать кисти рук в холодную погоду. Отвороты («лошадиные копыта»), встречающиеся в наши дни, возникли предположительно под манчжурским влиянием и не встречались до 17-го века.

У князей и чиновников были в употреблении широкие халаты китайского и маньчжурского образца (ширина достигалась за счет вставки клиньев в боковые швы).

Изготовление

Сконструировать халат несложно. Собственно, выкройка прямой рубашки без кокетки может быть легко переделана в выкройку халата: достаточно удлинить ее на необходимое количество сантиметров, расширить линию низа для расклешения и добавить запах к левой полочке.
На рис. 2а показана простая схема выкройки. Можно использовать также выкройку с цельнокроенным рукавом (рис.2б). Обычные пропорции халата: ширина подола к ширине плеча 3:1, длина по среднему шву к ширине подола 4:3, ширина рукава к длине рукава 1:3.

Для халата традиционного покроя берется полотнище ткани в три длины изделия и складывается втрое поперек. Если ткань набивная, ее нужно несколько больше — для подгонки рисунка.
Одну длину отрезают, она идет на дополнительную правую полу, рукава, воротник, подкройную обтачку. Из оставшейся ткани выкраивают правую и левую половины халата. Для этого ткань по линии сгиба делят на три равных отрезка и соединяют эти точки с серединой нижнего края. Линия сгиба — это линия плеча халата (рис. 3).

Получившиеся детали складывают лицом к лицу и сшивают по кромке до линии плеча, примеряют, прорезают горловину. Из оставшегося полотнища кроят рукав прямоугольной формы (пропорции см. выше).

Несшитые рукава пришиваются к халату по линии проймы, после чего изделие сшивается по боковым швам и швам рукавов. Выкраивают дополнительную левую полу (треугольник, наставляющийся на левую полу для увеличения запаха), воротник (стойка-шалька до начала запаха), из остатков — подкройные обтачки переда, низа изделия и низа рукавов. Все это пришивается.

Источник — www.members.aol.com, перевод — нет сведений

Монгольская одежда обусловлена суровым климатом и приспособлена к кочевому образу жизни, продумана мельчайшая ее деталь. Средневековый путешественник писал: «Удивительно, как эта нация создала одежду, соответствующую всем сезонам и потребностям, хорошо продуманную и используемую разными способами».

Традиционная монгольская одежда - это дээл, который носят как в рабочие, так и в праздничные дни. Это длинная, свободная цельная мантия с рукавами и высоким воротником. Широкие полы дээла накладывается спереди друг на друга, опоясывается створкой.

До революции 1921 года у каждого социального слоя была своя одежда. Животноводы носили обычный дээл как летом, так и зимой. Ламы носили желтый дээл с накидкой (орхимж), обернутой вокруг груди. Светские феодалы носили шикарные шляпы и шелковые жилеты поверх дээла.

А женщины особенно ценили дээл как предмет моды, пытаясь превзойти друг друга в выборе ткани, элегантности выреза и оригинальности обрезки.

Обычно различают три вида дээл, которые носят в зависимости от сезона.

Дан дээл напоминает платье, выкраивается из простой ткани без подкладки. Сельские женщины носят его круглый год, в холодную погоду надевая сверху теплую одежду.

Тэрлэг утеплен лишь слегка, его надевают веной и осенью. Зимний дээл утеплен подкладом из овечьей шерсти.

Мужской и женский дээл имеет один и тот же срез, но мужской дээл шире и менее яркий. Для повседневного дээла обычно выбирают ткань серого, коричневого или другого темного цвета; праздничный дээл шьется из синего, зеленого или красного шелка, носится с шелковым поясом контрастного цвета длиной несколько метров.

Пояс - не просто украшение, он служит еще и мягким корсетом во время длительных поездок на лошадях. Мужчины носили на поясе ножны с ножом, табачный мешочек, кремнь и крючок для чистки труб, специальную серебрянуюая ложку для чистки языка. Характерно, что монголы прятали трубку для курения в сапогах.

Воротник дээл, передняя часть и рукава обычно украшаются кожей и цветной парчой, широкой или узкой. Пуговицы дээл, если они не изготовлены из декоративных камней или серебра, представляют собой узкую тесьму, завязанную в замысловатые узлы.

Сегодня монголы, живущие в городах, как правило, носят одежду в европейском стиле, но в сельской местности современный наряд часто неудобен и непрактичен. В дополнение к дээл в холодную погоду монголы носят куртку или хүрэм, ее надевают сверху на дээл.

Гутал - это высокие сапоги из жесткой кожи, утепленные тонким войлоком и украшенные вышивкой и аппликациями из кожи. Левый и правый сапог традиционно одинаковой формы, носятся с толстыми носками из стеганого полотна. Традиционные гутал имеют загнутые носки и не имеют пяток. Многие иностранцы ошибочно считают, что загнутые носки монгольской обуви - проявление уважения и бережного отношения к земле, но в первую очередь загнутые носки позволяют великолепно сохранять тепло благодаря «воздушному карману».

Различные монгольские этнические группы имеют разные костюмы. Существует приблизительно 400 различных предметов одежды, 20 различных сапог и десять поясов.

Один из самых ярких и оригинальных предметов национальной одежды - традиционный головной убор или малгай. Малгай по-прежнему очень распространен в сельской местности. Головные уборы различаются по форме и назначению - для молодых и старых, мужские и женские, праздничные и повседневные, для лета и зимы, праздников и церемоний. Внешний вид, крой и цвет варьируются в зависимости от пола владельца, его или ее социальной касты и в зависимости от того, к какой этнической группе принадлежит будущий владелец.

Существует более 100 различных традиционных стилей. Каждая этническая группа имеет свой собственный стиль дээл, отличающийся вырезом, цветом и отделкой.

Халхская этническая группа состоит из четырех подгрупп, в значительной степени они названы по названию тех мест, где они осели: Элжгэн халх, Ээвэнхэн халх, Төв халх и Боржигон халх. Халх до сих пор является доминирующей этнической группой в Монголии, составляющей 80 процентов населения.

Халхские женщины традиционно носят очень своеобразный дээл с чрезвычайно широкими плечами. Женская прическа Халха очень отличается от других групп, представляя собой мифическую птицу гаруду. Прическа украшается 5-10 кг серебра и драгоценных камней. Халхи обожают красно-синие цвета, которые символизируют огонь и небо.

На костюм Баргутов гораздо больше серебряных украшений, чем на одежде других групп: на голове женщины Барги может находиться 20 кг серебра. Барга дээл отличается серебряным орнаментом, который изображает оленей и природные сцены.

Люди Баяда любят фиолетовый цвет. В особых случаях женщины Баяда носят цэгдэг - дээл с очень широкими рукавами, отделанными черным бархатом. Они также носят замысловатые украшения, похожие на серебряные конверты для волос (кос). Мужчины баяд ежедневно носят белый дээл с широкой черной отделкой и воротником. Зимой они носят малгай под названием шаазгай.

Бурятский костюм отличается уникальным стилем среди других монгольских этнических групп и имеет свои особенности.

Головные украшения народности Дарьганга украшены богаче, чем других этнических групп, что иллюстрирует мастерство ремесленников Дарьганга. Их дээл похож на дээл халхасов.

Традиционный дээл Дурвуда сильно отличается от одежды центральных монголов, более напоминая стиль Ойрада. Он сохранил многие характеристики древнего монгольского костюма. Мужчины носят дээл с белой кожаной отделкой по нижнему краю. Женщины носят белый воротник над дээл, обшитый красочной ниткой. Они также не опускают нижнюю часть дээл и добавляют длинную одежду без рукавов. Говорят, что отсутствие края символизирует свободу. Самая распространенная малгай Дурвуда называется махлай, но другие называются төгрөг, дуулгал, тойруул, халван и хасаг. Замужняя представительница Дурвуда носит две косы, каждая в тонком хлопчатобумажном мешке с серебряным орнаментом в форме бабочки.

Хотон. Женщины-хотоны традиционно заплетают волосы в две косы, которые убирают в хлопчатобумажный мешочек, называемый чачвагом, он свисает по спине женщины. Чудесные предметы, называемые ладонями чачвага, висят в конверте. Кисточка с драгоценностями проходит от ладоней чачвага до нижнего лоскута дээл.

Мужчины Мянгад носят дээл халхского стиля, отделанный черным шелком и имеющий красный или желтый воротник. Женский дээл и украшения похожи на халх, так как племена халх и мянгад имеют древние связи. Одной из характерных черт женщин мянгад является маленький нож, который они носят справа, предположительно, для того, чтобы подчеркнуть свою силу.

Торгууды особенно примечателен тем, что сохранили свой традиционный костюм в XIX и XX веке. В теплое время года мужчины традиционно носят тонкие хлопчатобумажные дээл с малгай под названием жатаг, лоовууз или халван, но теперь они в основном носят эти головные уборы только во время исполнении танцев и песен. Женщины торгууд традиционно носят маленькую малгай, верхушка которой украшена своеобразным узелком-шишкой, украшенным кораллами.

Для малгай характерны шесть или восемь цветов и форма луны на передней части, выполненная из серебряной нити. Костюм Торгууд отличается от других этнических костюмов рукавами и тем, что наиболее узок в груди. И мужчины, и женщины носят войлочную обувь, называемую тоохуу, изготовленную из влажной толстой необработанной кожи коровы.

Традиционный костюм Урианхай демонстрирует различия в классе и статусе, особенно ярко показывает богатство человека. Женский дээл имеет широкие рукава, костюм включает в себя длинную одежду без рукавов, узкую в груди. Мужчины ежедневно носят белый дээл, похожий на Халх дээл. Основное различие заключается в том, что урианхайский мужской дээл имеет разрезы с обеих сторон и черные спиральные узоры над прорезями. Грудь и нижняя часть дээл отделаны широким черным шелком и овечьей шкурой. Урианхайские мужчины обычно носят малгай под названием лоовууз, с которого свисает толстая красная шелковая нить, или малгай, называемый тоохуу. Мужчины заплетают свои волосы в пять косичек.

Женщины Захчин любят бледно-голубые и голубовато-зеленые цвета и оттенки. И мужчины, и женщины носят малгай под названием халбан. Женщины Захчин традиционно носят белый воротник над дээл, символизирующий «молочное» сердце. Пятицветные шарфы свисают по обеим сторонам длинной одежды без рукавов, похожие на волны, символизируя мягкое сердце женщины.

Что еще почитать