Содержание статьи:
Безнадежно больной человек - это тот паллиативный пациент, показатели здоровья которого дают ему минимальные шансы на жизнь. Возрастной фактор при этом не имеет какого-либо значения, потому что подобный приговор судьба оглашает и взрослым, и детям. Близким людям тяжелобольного человека следует прислушаться к рекомендациям этой статьи, чтобы облегчить участь инкурабельного пациента.
Для начала необходимо расшифровать уже озвученные термины, которые могут быть неизвестны для простого обывателя, не столкнувшегося с подобной бедой.
Паллиатив - это лечение при отказе жизненно важных органов человека, которое позволяет облегчить его страдания, но не способно избавить пострадавшую сторону от самой патологии.
Инкурабельный больной - это пациент, которого спасти практически невозможно с точки зрения современной медицины.
Хоспис - заведение, где человек на паллиативе получает соответствующий уход и моральную поддержку.
Прежде чем говорить о помощи таким людям, необходимо разобраться в самом восприятии пациентом случившегося с ним несчастья. В данной ситуации речь идет о двойной реакции при возникшей проблеме: ужасе самого больного при постановке страшного диагноза и беспомощности его ближайшего окружения из-за некомпетентности в озвученном вопросе.
Множество ныне модных клиник просто процветает за счет посредников так называемого медтуризма. Больные и их родные хватаются за ту соломинку, которую предлагают им известные реабилитационные центры. Испания и Германия уже прославились тем, что берут на так называемое экспериментальное лечение детей с последней стадией нейробластомы (рак у малышей, возникающий от года до трех лет их маленькой жизни). Индия известна своим стремлением подарить человеку новое сердце даже при весьма запущенной стадии заболевания неоперабельного пациента. Корея всегда готова помочь буквально каждому при любом диагнозе, и от нее не отстает Турция вместе с Израилем.
Вопрос в данном случае не в вариантах, что предлагают известные клиники, которые берутся спасти инкурабельного человека и запрашивают неимоверные суммы за свои услуги. Дилемма заключается в том, как правильно организовать (пусть даже на дому) помощь безнадежно больным людям. Речь уже идет о паллиативе, когда человеку необходимо скрасить последние дни жизни при максимально грамотной организации его быта.
При оповещении о страшном диагнозе родным следует придерживаться такой стратегии, которая нанесет наименьший моральный ущерб инкурабельным людям.
Внимание! При общении с человеком на паллиативном лечении необходимо поспешая не торопиться. Подобный парадокс расшифровывается как рекомендация от специалистов при трезвой оценке ситуации дать понять родной душе, что за нее борются и на контакт с ней всегда найдется свободная минутка.
Приемное отделение – зеркало детской больницы. Чистота, уют, отсутствие суеты при приеме детей в больницу создают благоприятное впечатление о лечебно учреждении, уменьшают тревогу и настороженность у больных и их родителей.
Больничная обстановка при поступлении (особенно впервые) в стационар оказывает на многих детей отрицательное воздействие. Госпитализируемый ребенок с обостренным вниманием следит за действиями, поведением медицинских работников приемного отделения.
От внимательных, настороженных глаз больных детей и их родителей нельзя скрыть безразличие, а порой грубость и бестактность медицинского персонала, отсутствие у него чувства сострадания.
В приемном отделении оформляют медицинскую документацию на больного, измеряют температуру тела, определяют рост и массу тела, проводят объективное обследование по системам, санитарную обработку больного. В случае необходимости больному оказывают первую медицинскую помощь.
От профессиональной эрудиции медицинской сестры приемного отделения, правильности решения некоторых организационных вопросов, своевременного проведения противоэпидемических мероприятий, внимательного и чуткого отношения к больному и его родственникам во многом зависит характер эмоционально-поведенческих реакций ребенка, вызванных госпитализацией в стационар.
Задача медицинской сестры – как можно быстрее снять психоэмоциональное напряжение у ребенка и его родителей. От того, насколько хорошо проведет медицинская сестра первую беседу в приемном отделении, будут зависеть выраженность эмоционального напряжения и характер адаптации ребенка к стационару.
По данным систематических наблюдений за характером поведенческих реакций при поступлении в стационар, проведенных у 264 детей разного возраста, и по результатам опроса специально разработанными анкетами для детей и медицинских сестер приемного отделения, пациенты были разделены на три группы:
Первая – со спокойной реакцией на госпитализацию (64,5% детей).
Вторая – с умеренно выраженной негативной реакцией (27,8%).
Третья – с резко выраженной негативной реакцией (7,7%).
В структуре эмоционального статуса детей второй и третьей групп преобладали реакции пассивного протеста – плач, отсутствие положительных эмоций и контактов (умеренно и резко выраженные).
Анализ проведенных наблюдений показал, что в первой группе (со спокойной реакцией на госпитализацию) 70% составили дети школьного возраста (почти все – из организованных коллективов), 85% из них ранее лечились в стационаре. Большинство детей назвали основной мотив госпитализации – «желание быть здоровым». Осознание самими детьми необходимости госпитализации – главная причина спокойных поведенческих реакций в этой группе больных. Отсюда следует, что у старших детей желательно вырабатывать при госпитализации активную установку на лечение в стационаре.
Во второй группе больных (с умеренно выраженной негативной реакцией на госпитализацию) 50% составили школьники, а остальные – дети ясельного и дошкольного возраста. Большинство из этих детей (93%) были единственным ребенком в семье.
В третью группу (с резко выраженной негативной реакцией на госпитализацию) вошли преимущественно дети раннего возраста, из них 60% - из организованных коллективов в возрасте до 3 лет и впервые госпитализированных в стационар. Единственным ребенком в семье были 80% детей третьей группы.
У девочек негативные реакции наблюдались чаще, чем у мальчиков.
Таким образом, наблюдения показали, что реакция детей на госпитализацию может быть как спокойной, так и резко выраженной негативной. Из всех факторов, которые могут влиять на характер поведенческих реакций ребенка при госпитализации, на первое место следует поставить возраст и воспитание в семье (число детей в семье), а затем – частоту госпитализации и пребывание в организованном коллективе.
Почему столь важно правильно оценить характер эмоционально-поведенческих реакций у ребенка еще в приемном отделении? Потому что эмоциональный стресс при госпитализации может повлиять на ход адаптации к пребыванию в стационаре, эффективность лечения и сроки выздоровления.
Думается, что если медицинская сестра уже при оформлении титульной стороны истории болезни обратит внимание на указанные нами факторы, то она в какой-то мере сможет прогнозировать возникновение негативных реакций при последующем осмотре и обследовании ребенка. Сможет предупредить их появление или уменьшить их выраженность путем создания оптимальной психологической обстановки в приемном отделении в данный момент.
В этой связи важную роль играет соответствующее оформление приемного отделения: яркие игрушки, картины ни стенах с изображением любимых героев из детских сказок, стенды со снимками детей, находящихся в стационаре, и пр. Все это переключает внимание ребенка, меняет его представление о больнице, ослабляет негативную реакцию на разлуку с близкими людьми.
Должна уметь создать такую обстановку и так подойти к больному ребенку, чтобы не запугать его предстоящим осмотром, а сделать его занимательным и интересным.
Можно по этому поводу привести воспоминания профессора С.С. Вайля о том, как хороший детский врач, лечивший его маленького внука, первый осмотр начал с того, что предложил малышу нажимать поочередно на пуговицы своего пиджака, и каждый раз при этом пищать по-разному. Ребенок охотно включился в игру, и осмотр был уже продолжением забавы. Каждого последующего посещения врача он ожидал не со страхом, а с нетерпением.
Очень важен в работе сестры приемного покоя хороший эмоциональный тонус – улыбка при обращении к ребенку, приятный ласковый голос, спокойный разговор. При обращении к больному ребенку нельзя «сюсюкать», искажать слова, разговорная речь должна быть правильной.
К родителям ребенка желательно обращаться по имени отчеству, на «Вы». Такая форма обращения ориентирует родителей на соответствующую форму обращения к медицинской сестре.
Во время беседы с родителями большое значение имеют тональность голоса, выражение лица медицинской сестры . Нельзя допускать, чтобы расспрос родителей о болезни ребенка звучал «как допрос».
Подавленная болезнью ребенка и предстоящей разлукой с ним, мать в таких случаях начинает волноваться, отвечает односложно на задаваемые ей вопросы. Тревога матери передается ребенку. Все это может усилить негативную реакцию на госпитализацию.
В подобных случаях врачу придется приложить немало усилий, чтобы восстановить контакт с родителями. Лучший способ расположить мать к себе – сказать несколько хороших слов о ее ребенке. Ведь дети всегда восхищают своей непосредственностью, они всегда по-своему красивы.
Негативные реакции на госпитализацию у детей усиливаются в случаях, если родители не могут сдержать своих чувств, при больных детях – плачут или «причитают» перед разлукой с ними. Больной не должен видеть слезы, тревогу в глазах матери.
В подобных случаях нужно успокоить, отвлечь каким-либо разговором, сообщить ей, в каком отделении будет находиться ее ребенок, дать номер телефона, по которому близкие могут получить сведения о состоянии ребенка, указать, в какое время дня можно звонить для этого в детское учреждение.
По мнению медицинских сестер приемных отделений, психологическая подготовка матери перед направлением ребенка в стационар должна проводиться еще в поликлинике.
Таким образом, в приемном отделении должно быть исключено любое психотравмирующее воздействие на ребенка и родителей. Необходимо учитывать эмоциональный статус ребенка при поступлении в больницу. Это позволит более эффективно осуществлять контроль адаптации к стационару и прогнозировать ее нарушения.
ЭТИКО-ДЕОНТОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ МЕДРАБОТНИКА
Медицинская этика - это нормы и правилу регулирующие поведение медицинского работника и взаимоотношения с окружающими, которые должны соблюдаться им в повседневной деятельности,
Медицинская деонтология – совокупность этических норм и принципов поведения медицинского работника при выполнении своих профессиональных обязанностей, направленная на максимальное повышение эффективности лечения.
В медицинской деонтологии два стратегических требования:
1 - высокий профессионализм;
2- доброжелательное отношение к людям.
ВНЕШНИЙ ВИД МЕДРАБОТНИКА
Медработник: должен строго соблюдать личную гигиену; ногти стричь коротко, от него не должен исходить резкий запах (духов, дезодоранта, табака, пота и др.), применение косметики должно быть умеренным. Халат должен быть чистым, достаточно длинным, чтобы прикрывать полностью одежду, рукава халата должны прикрывать рукава одежды.
Под халат необходимо надевать легко стирающуюся одежду, лучше их хлопчатобумажных натуральных тканей. Волосы лучше убирать под шапочку.
Обувь должна быть легко моющаяся, поддающаяся дезинфекции, позволяющая бесшумно передвигаться.
ОТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ С ВРАЧОМ
Медицинская сестра должна: помнить, о субординации: недопустимы грубость, неуважительное отношение в общении с врачом.
Исполнять врачебные назначения своевременно, четко и профессионально.
СРОЧНО информировать врача о внезапных изменениях в состоянии больного.
В случае возникновения каких-либо сомнений и процессе выполнения врачебных назначений в тактичной форме выяснить все нюансы с врачом в отсутствие больного.
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕДИЦИНСКИХ СЕСТЕР МЕЖДУ СОБОЙ
1. Недопустимы грубость и неуважительное отношение к коллегам.
2. Замечания должны делаться тактично и в отсутствие больного.
3. Более опытные медицинские сестры должны охотно делиться с молодыми своим опытом.
4. В сложных ситуациях медицинские сестры должны помогать друг другу.
ОТНОШЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ К БОЛЬНЫМ ДЕТЯМ
1. Отношение к детям должно быть доброжелательным, недопустимы любые замечания, нельзя кричать на детей, противопоказаны наказания и отчитывания.
2. Отношение к детям должно быть ровным, недопустимо деление детей на «хороших» и «плохих».
3. Медицинская сестра детского отделения должна быть тонким психологом, учитывать индивидуальные психологические особенности ребенка, знать обстановку в семье, социальное положение родителей, уметь выслушать ребенка, поддержать его в трудных ситуациях, стремиться понять его переживания.
4. Перед тяжелыми и болезненными процедурами медицинская сестра должна разъяснить ребенку в доступной форме значение и смысл данной процедуры, ее необходимость для успешного лечения и выздоровления, снять психоэмоциональное напряжение ребенка.
5. Палатная медицинская сестра должна организовать детей в палатах так, чтобы они были спокойны, доверчивы и доброжелательны друг к другу и беспрекословно выполняли ее требования.
6. Медицинская сестра должна обучать детей элементарным гигиеническим навыкам соответственно их возрасту.
Необходимо всегда помнить, что настроение медицинской сестры легко передается детям, с которыми она работает. Душевность, спокойствие, деловитость, уместная требовательность медицинской сестры оказывают благоприятное воздействие на всех ее подопечных.
Основа отношения медицинской сестры к больным детям - любовь, терпение, искреннее сочувствие и желание помочь скорейшему выздоровлению ребенка.
ОТНОШЕНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ ДЕТСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ К РОДИТЕЛЯМ И БЛИЗКИМ БОЛЬНОГО РЕБЕНКА
1. Медицинская сестра должна помнить, что родители, особенно матери больного ребенка, психически травмированы и могут давать неадекватные реакции. В любых ситуациях необходимо сохранять внутреннюю сдержанность, внешнее спокойствие и тактичность.
2. Особое внимание медицинская сестра должна уделять матерям, ухаживающим за тяжелобольными детьми; не только успокоить, но и позаботиться об условиях их отдыха, питания, убедить в правильности и необходимости назначаемых детям процедур и манипуляций.
Родители, особенно матери, в большинстве случаев тяжело переживают заболевание ребенка
Особое внимание должно уделяться матерям, осуществляющим уход за тяжелобольным ребенком в стационаре. Важно не только успокоить женщину словами, но и создать необходимые условия для полноценного отдыха, питания, убедить ее, что ребенок получает правильное лечение и находится в «хороших руках». при необходимости можно обучить маму выполнению отдельных манипуляций, например инъекций, ингаляций и др.
Большинство родителей относятся к медицинским работникам с теплотой, доверием. Однако встречаются и довольно «трудные» родители, которые пытаются грубостью и нетактичным поведением добиться особого внимания сотрудников больницы к своему ребенку. С такими родителями медицинские работники должны проявлять внутреннюю сдержанность и внешнее спокойствие
Большого такта требует беседа медицинского работника с родителями и близкими больного ребенка в дни посещений и приема передач. Несмотря на загруженность, медицинский работник должен найти время спокойно и неторопливо ответить на все вопросы.
Не следует идти «на поводу» у родителей, стремиться выполнить необоснованные требования, например, прекратить назначенные врачом инъекции, изменить режим и диету и т.п.
Во взаимоотношениях медицинских работников с родителями немаловажное значение имеет форма обращения. Обращаясь к родителям, медицинские работники должны называть их по имени и отчеству, не допускать фамильярности.
Контакты медицинских работников с родителями в детских отделениях, как правило, эмоционально насыщенные, тесные и частые. Правильная тактика общения медицинского персонала с родными и близкими больного ребенка создает должное психологическое равновесие межличностных взаимоотношений медицинский работник – больной ребенок – его родители.
Главная психологическая проблема пожилых людей – поиск смысла прожитых лет. В период 60 – 70 лет открывается перспектива взглянуть на прошлую жизнь.
Основными стрессами людей пожилого и старшего возраста можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; уход человека в себя. Наиболее сильным стрессом в старости является одиночество. Самый мощный стрессовый фактор – это смерть близкого человека. Перенести ее удается не каждому.
Однако более существенным в старости оказываются психологические аспекты, отражающие осознание одиночества как непонимания и безразличия со стороны окружающих.
Уважение личности престарелых людей, заботливое отношение к ним – основные условия работы с ними. Большое значение имеет психологически правильное общение с пожилыми пациентами. Кроме современных лекарственных препаратов в лечении пациентов огромную роль играет личный контакт, внимание, искренность, любовь и забота.
В домах престарелых находятся люди преклонного возраста, которые неспособны содержать себя, заботиться о себе и не имеют близких, на которых могли бы быть возложены эти обязанности. О них заботится государство. В домах престарелых старики обычно делятся на две группы (хотя провести границу между двумя этими группами не всегда просто): на группу условно «нормальных» и на группу лиц с теми или иными патологическими отклонениями, Кроме стариков, в домах престарелых можно встретить немалое количество взрослых и подростков, страдающих врожденным слабоумием.
Дом престарелых – коллектив. Его можно сравнить с большой семьей, где – в благоприятных условиях – господствует мир и гармония. Но эта гармония может быть и легко нарушена из-за несоответствующего поведения отдельных больных и психологических ошибок руководства и обслуживающего персонала.
Большое влияние на атмосферу дома престарелых оказывает и настроенность лечащего персонала и руководства. Бывает, что сестры умеют прекрасно обращаться со стариками, и это доминирует в их работе.
Часто конфликты и столкновения возникают и на почве эмоциональных, любовных, сексуальных проблем.
Немало забот причиняет группа больных, вечно критикующих питание,
трудности сопряжены с желанием жильцов домов престарелых держать домашних животных.
Об атмосфере, господствующей в доме престарелых, можно судить уже по оборудованию, обстановке: теплота, домашний уют или же холодная стерильная чистота, нерушимый порядок, до педантизма, тяжелым грузом давящего на стариков, мучительная необходимость поддерживать такой порядок, формализм во всем.
Важную роль играют и все работники дома престарелых. Нужно, чтобы сестры, сиделки, социальные работники разбирались в тех проблемах, с которыми приходится встречаться в ходе работы в доме престарелых.
Работа медсестры с детьми дошкольного и школьного возраста имеет ряд особенностей, обусловленных спецификой организма ребенка и заболеваниями в этом возрасте, характером реагирования на госпитализацию. Это возлагает на медицинскую сестру, работающую в детском отделении, дополнительные обязанности.
В общении медсестры с больным можно выделить три этапа: I - знакомство, II - этап достаточно длительного общения и III - этап расставания.
При поступлении в отделение и на протяжении первых дней пребывания в стационаре в ряде случаев наблюдаются отклонения от обычного поведения ребенка, вплоть до появления патологических симптомов. Это связано с тем, что большинство детей не могут осознать необходимость госпитализации, особенно дошкольники, которые часто рассматривают свое пребывание в стационаре как наказание.
Первые впечатления, полученные ребенком при госпитализации, имеют значение не только для контакта с медперсоналом отделения, но и для здоровья пациента. Первый день в стационаре является самым трудным, поэтому встретить больного необходимо особенно приветливо и доброжелательно. Незнакомая среда, предоставленность самому себе, чувство заброшенности и покинутости может стать причиной как временной, так и стойкой психологической травмы. Поэтому следует позаботиться о том, чтобы ребенок не чувствовал себя лишним и одиноким, он не должен ожидать, когда, наконец, на него обратят внимание.
Практически все больные не хотят находиться в одноместной палате. «Лежу один, как тигр в клетке» - это высказывание хорошо поясняет состояние ребенка в одиночестве. Дети плохо переносят перевод из одной палаты в другую, особенно из общей в одноместную. У больных могут отмечаться различные формы страха: возможность летального исхода, страх перед болезненными процедурами и осмотром врача, боязнь не найти себе друга в палате. Медсестра должна создавать положительную психологическую обстановку в отделении, которая способствовала бы быстрой адаптации к стационару, хорошему настроению, формированию активной установки на лечение. Для этого ей требуется много терпения, душевного тепла к детям. Внимательное отношение к просьбам и запросам ребенка (а зачастую и капризам) помогает детям быстрее привыкнуть к новым условиям. Вновь поступившего больного необходимо ознакомить с распорядком дня. Следует позаботиться о том, чтобы дети в палате приняли его дружелюбно и приветливо, сразу пригласили участвовать в играх, позволяющих отвлечься от грустных мыслей, связанных с пребыванием в стационаре, поскольку ребенок лишен привычных условий и заботливых материнских рук. Чтобы облегчить пребывание больного в отделении, необходимо рекомендовать родителям по возможности как можно дольше общаться с ребенком, объяснять каждую, даже обычную процедуру, организовать досуг детей, соблюдать лечебно-охранительный режим.
Раздражительность, капризность, нервозность ребенка требуют от медперсонала такта, особого контакта и психотерапевтического подхода к пациенту. Больным необходимо создать обстановку покоя и вселить веру в выздоровление. Порой следует указать родителям на необходимость организации дополнительных педагогических воздействий на малыша, особого внимания к нему в семье.
Очень важно доброжелательное отношение ко всем без исключения больным. Дети болезненно реагируют, когда сестра называет их по фамилии. Психологический вред наносят такие определения, как «больной с пороком» или «больной- ревматик». Недопустимо пренебрежительное отношение к ребенку, проявляющееся не только в словах, но и в поступках. Спор с больным всегда отражается на его самочувствии, психологическом состоянии и течении заболевания.
Особое внимание необходимо уделять детям, находящимся в одноместной палате. Медсестре следует чаще заходить к ним, вступая в разговор, найти интересующую ребенка тему. Уже одно то, что медсестра называет больного по имени, знает его любимую игрушку или книгу, является достаточным свидетельством ее внимательного и заботливого отношения. Ребенок должен знать и чувствовать, что медсестра всегда придет к нему на помощь. Во взаимоотношениях с детьми требуется предельная искренность, так как они остро чувствуют притворство и фальшь. Контакт и доверие являются краеугольным камнем взаимоотношений медсестры с больными.
Медсестра не должна проявлять равнодушие и незаинтересованность, в любой форме угрожать больным, давать советы относительно тех вопросов, по которым она не располагает нужными сведениями, разъяснять больным и их близким возможный исход заболевания, результаты исследования и проводимого лечения.
Весьма ответственным является этап выписки из больницы. Младшие дети могут по многу раз спрашивать, почему так долго не идет мама. Ребенка следует успокоить и объяснить, что родители обязательно заберут его домой. Необходимо обратить внимание на то, что в день выписки больного у товарищей по палате может ухудшиться настроение. Среди детей младшего возраста иногда возникают конфликты, вызванные тем, что ребенок, поступивший в стационар позже, выписывается раньше других. Таким детям нужно объяснить, что выписывают домой при выздоровлении, а не по сроку пребывания в больнице.
Порой в отделении встречаются самые драматические ситуации, требующие идеально тактичного и бережного отношения к маленьким пациентам и их родственникам. Разговаривая с родителями тяжелобольного ребенка, медсестра должна помнить, что перед ней люди очень взволнованные, обеспокоенные, не всегда адекватно реагирующие. В тех случаях, когда медицина оказывается бессильной, наступает самый тяжелый час в работе медицинской сестры и всего коллектива отделения. В это время нужно не только находиться с умирающим ребенком, но и не оставлять его близких. Старшие дети могут предчувствовать близкую смерть. Возраст и личность ребенка определяют в таких случаях характер возможных реакций: появление депрессии, переживание страха, иногда полное равнодушие ко всему. Посещение родственниками больных детей облегчает трагичность положения.
Работа медсестры трудна и ответственна. Основным критерием профессиональной пригодности является любовь к детям. Отсутствие радости от общения с ребенком, равнодушие при расставании с пациентами - абсолютные противопоказания к работе в детском отделении.
sampfuncs.ru - В женской косметичке. Портал для любимых дам