Особенности воспитания и развития детей-погодок. Споры и компромисс. Из мам в будущие мамы: период ожидания

Многие родители, мечтающие о детях с небольшой разницей в возрасте (один за другим), представляют, что выросшие дети будут дружить и превратятся чуть ли не в одно целое. Но очень часто реальность разрушает все ожидания: погодки в старшем возрасте не могут найти друг с другом общий язык, а иногда и вовсе прекращают общение. Каковы причины такого поведения? Как ? Выяснил «Я - Родитель».

Мы собрали заблуждения мам и пап, для того чтобы на реальных примерах показать, какие сложности могут возникнуть при воспитании погодок и как родителям вовремя предотвратить ошибки.

«После роддома мне хочется отдать все свое внимание малышу»

Мнение психолога: Период адаптации после родов действительно очень сложный, и если есть возможность обратиться за помощью к бабушкам и няням, то это самый подходящий момент! Стоит учитывать, что физические и психологические ресурсы не безграничны, поэтому в такой период для мамы необходимо вводить понятие распределения нагрузки. Если часть забот о старшем ребенке берет на себя , это действительно может дать маме сил. При этом важно проследить, чтобы старший не подумал, что младший забирает все время мамы. Желательно уделять большее количество внимания старшему ребенку, пока младший спит или в вечернее время, когда папа возвращается с работы и может помочь с младшим.

Реакция старшего ребенка на вернувшуюся из роддома маму тоже может оказаться далеко не очевидной. Вы думаете, что он соскучился и тут же бросится в объятия. Но встреча может быть и весьма холодной: старший малыш может отталкивать маму, отворачиваться, пищать и даже бить. Ему непонятно, почему мамы не было так долго, и он не может предугадать, не повторится ли такая разлука в ближайшее время, поэтому таким образом малыш пытается защитить себя от переживаний.

В этот момент нужно понимать и принимать смешанные чувства старшего ребенка по отношению к маме. При этом проговорить и свои ощущения: «Я понимаю, что тебе может быть обидно, и кажется, будто я про тебя забыла, но это не так. На время я действительно исчезла - мне пришлось ехать в больницу, чтобы вернуться к тебе с твоим родным маленьким человеком».

Если папа научился управляться с первым ребенком, то с именно он становится основным помощником. Отец может укладывать спать старшего, кормить, гулять с ним, в то время как мама занимается с младшим. Не стоит забывать и о семейных прогулках на выходных.

«Я часто срываюсь на старшего! Он ревнует меня к младшему ребенку, может ударить малыша, все время шумит и прыгает по квартире… Мои нервы не выдерживают»

Мнение психолога: Защищать маленького нужно, но не агрессивными методами по отношению к старшему. Физически наказывать нельзя. В противном случае поведение старшего только усугубится. Скорее всего, старший ребенок не запомнит ругань в столь раннем возрасте, но в подсознании останутся негативные переживания. В этот момент его чувства страха и боли начинают ассоциироваться с младшим ребенком. То есть старший думает: «Я ему что-то сделаю - и после этого получаю». При повторении подобных ситуаций в дальнейшем очень сложно выстроить дружеские, доверительные отношения между погодками. Позже, уже во взрослом возрасте, люди приходят на прием к психологу с искренним непониманием причин ненависти к своему брату или к сестре.

Для того чтобы остановить агрессивное поведение , необходимо четко, но довольно мягко и без повышенных интонаций проговорить, что делать нельзя: «Я понимаю, что ты это делаешь не для того, чтобы навредить специально. Но ты априори больше и сильнее, поэтому можешь сделать малышу плохо и больно». Чтобы ребенок услышал вас и, главное, понял, необходимо перед разговором установить зрительный контакт.

«Одежду мы покупать не будем. Зачем? Младший все носит после старшего»

Мнение психолога: В основном, это касается детей одного пола, но похожая ситуация может наблюдаться и в семьях с разнополыми детьми (например, когда они еще совсем маленькие или носят вещи из разряда «унисекс»). О чем идет речь: у погодок очень часто встречается феномен слияния, когда старший и младший не различают друг друга. Они даже не способны идентифицировать себя при ответе на некоторые вопросы («Кто разбил чашку?»). Оба будут показывать друг на друга. И не потому, что врут - они как будто неделимое целое. Разумеется, в случае с одеждой основная часть вещей будет общая, но все-таки найдите возможность приобрести собственные вещи и младшему ребенку. Эти вещи будут подчеркивать его индивидуальность (подходить под цвет глаз, настроение и пр.). При воспитании погодок необходимо акцентировать внимание не на сходствах, а на различиях.

Любопытный феномен: чем больше этих различий поддерживают мама и папа, тем мягче будут отношения между детьми. И если одному ребенку интересно заниматься музыкой и рисовать, а другой предпочитает бокс и легкую атлетику, постарайтесь услышать желания обоих малышей. Не стоит отдавать их в одну и ту же секцию или вести кого-то одного на занятия насильно. Попробуйте дать возможность детям развиваться отдельно друг от друга . Возможно, со временем они сами увлекут друг друга.

«Они пойдут вместе в школу - в один класс. Удобно будет забирать»

Мнение психолога: Действительно, такой подход экономит время и силы родителей, но если погодки ходят в одну группу в детском саду, отправляются в один класс, то это опять-таки больше напоминает близнецовую модель воспитания. Причем, если мы говорим о погодках, ориентиром в ней служит уровень развития старшего ребенка. Выходит, младшему приходится развиваться не в своем природном темпе, а так же, как старшему. Все-таки разница в возрасте есть! И чем младше дети, тем больше эта разница прослеживается.

Разумеется, воспитание погодок - это отдельная тема, в которой всегда найдется место для дополнительных вопросов, рассуждений и споров, но в целом как при воспитании погодок, так и при воспитании одного ребенка, есть одно универсальное правило: «Ошибки есть у всех родителей - и это нормально». Не нужно казнить себя за ошибки, винить - на чувство вины уходит много энергии, которую можно было бы потратить на исправление ошибок.

Вы запланировали появление еще одного малыша в семье, но не знаете, как отреагирует ваш первенец? Психологи портала Я-родитель подготовили тест для родителей дошкольников, который позволит определить, готов ли малыш к появлению брата или сестры.

Как воспитывать детей в большой семье? Как вырастить их интересными и разносторонними личностями? И самое главное - как сделать их счастливыми? В новой рубрике «КЛУБ МНОГОДЕТНЫХ» на портале «Православие и мир» опытом делится психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова. Пятое заседание посвящено теме воспитания погодков - детей с разницей в возрасте до 2 лет.

Екатерина Бурмистрова. Фото Юлии Маковейчук

Не секрет, что во многих семьях растут дети-погодки, т. е.дети с совсем небольшой разницей в возрасте. И когда возникает необходимость возить их на занятия, готовить их к школе, возникают определённые сложности.

Дети-погодки - это вообще особая ситуация развития. Надо сказать, что погодками считается разница не только в год, а от года до двух - они тоже растут как погодки.

Потребности таких детей близки, но не одинаковы. Для ребенка-дошкольника каждые несколько месяцев - это огромная ступень развития. А погодки находятся в такой ситуации, что как будто бы младшему почти возможно догнать старшего (с его точки зрения).

Очень часто ритм и развитие младшего ребенка обусловливается именно скоростью развития старшего: он все время тот, кто догоняет, и даже пытается перегнать. Когда старшему, а вскорости и младшему исполняется 3, начинается эра социализации, появляется возможность водить детей на занятия, и у родителей возникает вопрос: как же лучше устроить жизнь с погодками?

Мне кажется, что какой бы маленькой ни была разница, пока дети не выйдут из подросткового возраста, пока им не исполнится 16–17 лет, их не стоит объединять в занятиях. Я знаю ни одну семью, где мама из соображения удобства отдавала погодков в один класс.

Да, это экономит и силы и время, но если мы их отдаем куда-то вместе, мы их ставим в близнецовую ситуацию, и получается, что младшему нужно бежать не в своем темпе, потому что обычно близнецовая ситуация ориентируется не на уровень развития младшего ребенка, а на уровень развития старшего.

Желая объединить погодков, скорее, младшего отдадут на занятия пораньше, чем старшего попозже. И это приведет к тому, что у младшего ребенка возникнут к себе очень высокие требования. У второго из детей-погодков эти требования и так довольно высоки: он и так постоянно смотрит на старшего брата или сестру и старается быть как он. Если еще и родители, и ситуация на занятиях эту идею подкрепляют, младший может стать очень нервным и даже дойти до каких-то невротических проявлений.

Например, 3 и 4 года - колоссальная разница для тех, кто знает, что такое развитие детей. То, что у четырехлетки получается легко и быстро, у младшего получается гораздо медленнее и не так легко просто в силу особенностей созревания нервной системы. У четырехлетки уже дозрело, у трехлетки еще нет.

У четырехлетнего или пятилетнего ребенка уже миелинизированность в нервной системе большая и, соответственно, более быстрая реакция, более высокие результаты. У младшего ребенка в силу того, что еще мало миелина на нервных волокнах, реакции медленнее. И это развитие не в своем темпе накладывает серьезный отпечаток на всю жизнь, даже взрослую. Поэтому краткий ответ на вопрос: водить ли детей вместе на занятия - нет, не водить.

А дома, когда мама занимается с детьми, на кого ей стоит ориентироваться? Она выбирает книжку: выбирать книжку для старшего или для младшего, чтобы почитать сразу обоим?

В занятиях дома с детьми, когда нужно выбирать, какого уровня книжку читать, все-таки нужно выбирать две книжки. Даже год, а минимальная разница год и три, - это совсем не мало. Разные потребности: кому-то нужна «Курочка ряба» еще, а кому-то уже нужна «Красная шапочка» или «Золушка».

Мне кажется, что погодкам нужно выделять их собственный уникальный профиль: вот твой любимый цвет, вот то, во что ты любишь играть (если у одного медведи, то у другого, например, ежи).

Для погодков это особенно важно, потому что у них, как и у близнецов, может быть так называемый феномен слияния эго - что они плохо различают, где кто. Спросишь: «Кто это сделал?», - и они показывают перекрестно: «Это он», - «Нет, это он». И не потому, что они врут - они как будто слитное существо. Нужна спецификация: тебе идет клеточка, а тебе идет полосочка, ты любишь играть в рыцарей, а ты любишь играть в проволочных человечков.

Нужно не сливать их, а, наоборот, подчеркивать различия. Соответственно, если мы дадим себе немного труда, это совсем не сложно.

И важно также, чтобы младший не все донашивал за старшим, потому что это тоже приводит к слиянию. Требования разные, но при этом на младшего как-то особо «не заморачиваются»: все осталось от старшего, мы на него и наденем, ничего, что немножко выстиранное, что не очень идет (покупалось под другой цвет глаз), - ничего, сойдет.

Мне кажется, очень важно какие-то небольшие вещи понимать про каждого ребенка. Конечно же, основная одежда у вас останется. Но купите что-нибудь, что именно его, ему идет, его по стилю, подчеркнет его индивидуальность.

В плане занятий подумайте, что ему более интересно - что не было интересно вашему старшему. Тут нужно не на сходствах акцентировать внимание, а на различиях. Удивительный феномен, что чем больше мама и папа разрешают этих различий, тем мягче отношения между детьми.

Когда каждый из погодков лучше ощущает, кто он, у него становится меньше вражды, и он меньше воспринимает второго как соперника. Нет ситуации отражения: это моя тень, и я хочу от нее отклеиться. Этого все равно в отношениях погодков будет много: младший будет обезьянничать, а потом чуть позже старший будет переживать, что у младшего что-то получается лучше, и он за ним будет тянуться. Поэтому задача родителей - понять уникальность каждого и создать ему личную не только зону в доме, но и личную нишу успешности, развития.

Мне кажется, у погодков обязательно должны быть свои кроватки, и лучше, если они будут не выкатные (есть такие кровати для маленьких комнат, когда одна кровать выкатывается из-под другой ночью, а днем она закатывается). Получается как в камере.

Кровать - это зона, это место жизни, это территория обитания. Там сидят какие-то игрушки, мишки, там под подушкой можно спрятать всякие сокровища. Эта зона должна быть неприкосновенна. Это то, с чем ребенок себя ассоциирует.

Дети-дошкольники любят двухэтажные кровати. Но традиционно, пока младший еще малыш, верхний этаж достается старшему. Вот когда погодки подрастают, может быть, может иметь смыл периодически меняться, договариваться, что «до Деда Мороза ты спишь наверху (до конца декабря - до середины января), а после Деда Мороза, когда елку убираем, до лета спишь ты наверху». Но часто бывает, что одному комфортно внизу, а другому комфортно наверху. И наверху не всегда комфортно старшему. Надо подойти к этому гибко.

Очень важно, пытаясь заниматься дома с детьми, не давать им одинаковое задание, а пытаться учитывать возраст. Мама всегда ориентирована на старшего, мама заточена на потребности старшего. Если вы покупаете рабочие тетрадки, подумайте о том, что было бы интересно второму - не покупайте две одинаковые тетрадки. Есть очень простой ход, который поможет объяснить вашим погодкам, почему вы поступаете именно так. Нужно говорить: «Смотри, тебе сколько годиков (для ребенка количество лет - это магическое понятие, магическое число)?« - «Мне четыре», - «А на этой тетрадке написано: „Пять“. Это только тем, кому пять. Вот ему уже можно. Когда на следующий год тебе будет пять, мы пойдем и купим тебе точно такую же книжку».

Это не будет поводом потом для ревности. Аргументы, связанные с возрастом, ребенок воспринимает как данность. Они немножко чужаки в нашем мире, поэтому магию числа - возраст - они воспринимают с очень большим доверием и почтением.

Точно также, апеллируя к возрасту, стоит реагировать, когда младший сокрушается о своих не таких больших успехах. Например, он все-таки что-то нарисовал, или слепил, или построил - а старший построил лучше. Особенно четко эта разница видна у однополых погодков. Девочка и мальчик - всегда немножко разная сфера. А если обе девочки или оба мальчика, - конкуренция жестче, соответственно, младший попробовал, сделал, а это хуже.

Очень полезно с погодками говорить: «Тебе сейчас сколько лет? Пять? Давай посмотрим нашу папку, как рисовал наш старший Сенечка в пять лет. Видишь, как он рисовал? Но сейчас-то ему шесть с половиной. Что ты смотришь на то, как он рисует сейчас? Давай посмотрим на то, как он рисовал, когда ему было столько же, сколько тебе. И давай посмотрим, как рисуют дети твоего возраста».

Нужно ориентироваться на достижения сверстников. И, конечно, это даст перспективу роста, представления о том, что он может сделать, когда станет старше.

Но есть такое понятие - «возраст психологический». Иногда бывает, что психологический возраст отличается от календарного. Младший может оказаться более зрелым, чем старший.

Мне доводилось консультировать семьи, где младший погодок уже перерос старшего. Не в 3 или в 4 года, но в 6 или в 10 лет это вполне возможно. Он выглядит физически взрослее, физически крупнее; в подростковом возрасте у него могут даже раньше начаться процессы, связанные с созреванием. И тут уже ситуация травмирует старшего: маленькому удалось догнать и перегнать.

Если вы, родители, видите такую историю, нужно говорить вашему старшему о том, что мы все разные; рассказать детям о психологическом возрасте, апеллируя к тем примерам, которые есть в его опыте. Ведь среди нас, взрослых, тоже очень четко видны различия паспортного возраста и календарного: кто-то в 50 лет может выглядеть абсолютным дедушкой, а кто-то - вполне бодрым моложавым мужчиной. И с женщинами такая же картина.

Можно говорить о том, что есть то, сколько человеку лет, а есть то, как он себя чувствует и на сколько выглядит. Это бывает, и это не плохо. Это то же самое, что у него лучше физика, а у тебя лучше русский. Опять же - та же идея спецификации, та же идея подчеркивания различий между погодками с усилением личностных достоинств.

Как быть, если мы поняли, что у нас однополые погодки, и одно и то же занятие им было бы интересно? Нужно смотреть, какого возраста дети в группе, и выбирать этот вариант, только если наши дети находятся в возрастной серединке.

Педагоги инстинктивно любят сравнивать братьев и сестер, а это - огромный повод для развития ревности. Очень неполезно сравнивать братьев и сестер по достижениям. Очень неполезно говорить: «Ну что ж ты, Юля! У тебя вон Маша как легко научилась!».

Тем самым мы просто испортим их отношения. Дети несопоставимы - это как разные планеты, как разные народы. Они родились в одной семье, они очень тесно связаны, но они абсолютно разные. И они не могут быть одинаковые. Даже однояйцевых близнецов нельзя сравнивать, людей вообще нельзя сравнивать.

Идея сравнения людей между собой порождает очень большую вражду, в особенности при маленькой разнице между детьми. Поэтому, даже отдавая в разные группы, но к одному и тому же педагогу, стоит внимательно проконтролировать, а не станет ли он их сравнивать, и, по возможности, предупредить, если с педагогом есть контакт, если педагог вменяем, если у него есть силы, чтобы с родителями общаться.

И если кто-то где то: педагоги, или бабушки, или друзья и подруги, или кто-то на улице, - сравнили детей, нужно обязательно это взять в рамку, сказать: «Знаешь, а мне вообще не нравится идея сравнения. Вы же не скаковые лошади, и вы родились не для того, чтобы соревноваться. Вы родились для того чтобы дополнять друг друга». Тогда отношения будут более мягкими, и ревности будет меньше.

Рождение первого малыша полностью меняет жизнь молодых мам и пап. Появляется немало хлопот и волнений, однако любовь, счастье, первые детские улыбки и слова компенсируют все сложности. Поэтому многие родители решают родить своему первенцу младшего брата или сестру.

Чаще всего разница между детьми в семье составляет несколько лет, но иногда радостное известие застает родителей в тот момент, когда первый ребенок еще только учится сидеть и даже не умеет ходить.

В нашей статье мы расскажем, с какими подводными камнями могут столкнуться мамочки в процессе беременности и воспитания детей-погодок.

Снова мама: предупреждаем проблемы

Прежде всего, следует помнить, что новая беременность вскоре после первых родов – большая нагрузка для женского организма.

Решение рожать следует только приветствовать, однако теперь необходимо заботиться о своем здоровье и самочувствии с удвоенной силой. В этом вам помогут наши рекомендации.

  1. Регулярное наблюдение у врача. В вашем словаре теперь отсутствует слово «лень», даже если вам не хочется идти на консультацию или вставать рано утром для сдачи анализов. Забудьте о столь небрежном отношении к себе, только строгое соблюдение медицинских предписаний сохранит ваше здоровье и предотвратит негативные последствия.
  2. Полноценное питание. Женский организм после родов и без того требует правильного питания, чтобы восстановить работу органов и поддержать водно-солевой баланс. В случае повторной беременности не следует ограничивать себя в еде. Сейчас вам нужно употреблять полезные блюда, а также не забывать о большом количестве жидкости.
  3. Витамины. Женщина не может восполнить запас витаминов и минералов за такой короткий перерыв между родами самостоятельно. Вот почему вопрос о приеме специальных комплексов стоит особо остро. Однако выбирать их наобум не следует – обязательно проконсультируйтесь со специалистом.
  4. Снижение нагрузки. Конечно, приятно ощущать себя хорошей хозяйкой, которая сама убирает и готовит обеды и ужины. Однако беременной женщине с грудничком на руках следует обзавестись помощниками из числа родных и близких. Возможно, бабушки возьмут на себя уборку и поход по магазинам, муж или дедушки помогут спускать и поднимать коляску.

Ну и конечно, необходимо создать эмоционально комфортную атмосферу в семье, которая зависит от обоих супругов: все возникающие трудности и проблемы следует решать вместе. Тем самым вы подготовитесь к пополнению в семействе и в психологическом плане.

Плюсы и минусы воспитания погодок

По поводу рождения погодок существуют разные мнения: кто-то считает, что минимальная разница в возрасте по-своему выгодна с точки зрения затраченного на воспитание детей времени, другие же уверены, что забота о двух младенцах сразу – очень нелегкая работа. Кто же из них прав?

Недостатки рождения детей-погодок

  • Отказ от грудного вскармливания. Некоторые врачи выступают против кормления грудью во время второй беременности. Во-первых, при стимуляции сосков активно вырабатывается окситоцин, который также участвует в сокращении мускулатуры матки, а значит, повышается риск выкидыша. Во-вторых, для правильного развития плоду требуется все питательные вещества, которые способен дать женский организм. При грудном вскармливании значительная их часть попадает в молоко.
  • Нехватка времени и отдыха. Согласитесь, от первого ребенка вы не дождетесь не только помощи, но и минимальной самостоятельности. И если после первых родов мамочка могла немного полежать и отдохнуть, когда захочется, то теперь об этом остается лишь мечтать. С рождением второго малыша количество свободного времени резко уменьшается, поскольку режимы детей совсем разные, и младший постоянно у мамы на ручках.
  • Зависимость от родных. Уговорить бабушку или других родственников посидеть с одним ребенком намного проще, чем с погодками. Перед мамой встает сложный выбор: или постоянно просить о помощи, или обходиться своими силами. Конечно, воспитывать малышей-погодок можно и без поддержки близких, однако есть большая вероятность, что в этом случае вас ждет хроническая усталость.
  • Финансовые затраты. Вас придется тратиться вдвойне на подгузники, молочные смеси, игрушки. Если погодки разнополые, то у вас не получится сэкономить на одежде, передавая ее по наследству. К тому же в дальнейшем их нужно будет расселить по разным комнатам, что также приведет к затратам.
  • Стресс и депрессия. Нередко мама выматывается не только физически, но и психологически. Папа начинает активно зарабатывать деньги, а значит, вся ответственность за развитие детей ложится на материнские плечи. Частые крики, ссоры, многочисленные капризы, борьба за родительское внимание смогут вывести из себя даже самую спокойную и любящую мать. Не за горами нервные срывы (на крох и мужа) и депрессия. Можно ли в такой ситуации говорить о комфортной атмосфере в семье? Конечно, нет.

Преимущества рождения детей-погодок

  • Адаптация в обществе. Привыкание к садику проходит у погодок намного проще, так как у них есть опыт общения не только с родителями и бабушками, но и со сверстником. Дети умеют взаимодействовать, решать конфликты, договариваться насчет игрушек.
  • Детская ревность практически не возникает. Считается, что такая небольшая разница между детьми значительно снижает вероятность появления у первенца ревности по отношению к младшему ребенку. А если даже она и появляется, то выражена не так сильно.
  • Лучшие друзья. Поскольку различие в возрасте между малышами минимально, им нравится играть друг с другом. Следовательно, в скором будущем маме больше не понадобится ломать голову, выдумывая новые занятия для деток, пока она готовит обед или занимается домашней работой.
  • Дети тянутся друг за другом. Погодки оказывают положительное влияние друг на друга. Первенец учится ответственности за младшего ребенка и по мере сил помогает матери ухаживать за ним, а тот, в свою очередь, пытается во всем походить на старшего. Если один малыш, к примеру, учит буквы, то и второй начнет проявлять интерес к чтению, а значит, его развитие значительно ускорится.
  • Свежий родительский опыт. Если между детьми в семье большая разница в возрасте, то родители зачастую забывают ранее полученный опыт и отвыкают от периода пеленок и ночных кормлений. В случае с погодками навыки с успехом применяются в уходе за вторым младенцем.
  • Карьера. После выхода из декретного отпуска вы сможете вернуться на работу и вплотную заняться карьерным ростом. А если вы захотите поменять рабочее место, то у вас появится преимущество перед другими соискательницами. Руководители с большей охотой принимают именно опытных мам, меньше опасаясь, что те снова уйдут в декрет.
  • Экономия одежды. О финансовом факторе мы писали в минусах, однако в случае с однополыми погодками он превращается в преимущество. Не будет особых проблем с куртками, сапогами, другими вещами, которые старшие малыши просто не успевают износить.
  • Меньше шансов воспитать эгоиста. Дети-погодки растут менее эгоистичными, так как с рождения привыкают к постоянному присутствию сестры или брата, учатся делиться, сотрудничать, учитывать потребности и желания других людей.

7 правил воспитания погодок

Большинство негативных моментов, связанных с воспитанием детей-погодок, родители могут заранее предусмотреть и, соответственно, подготовиться к ним. Необходимо лишь соблюдать несколько несложных правил.

1. Режим дня

Многие трудности, которые начинаются после рождения второго малыша, связаны с тем, что родители не придерживаются строгого режима, поэтому дети кушают, купаются и ложатся спать в разное время.

Маме необходимо заранее организовать определенный распорядок дня и постараться приучить младенца к режиму, в котором живет старший. В этом случае она сможет избежать переутомления и выкроит немного времени на себя и домашние дела.

2. Техника для мамы

Облегчить повседневную жизнь семье с двумя малышами поможет бытовая техника. Мать сможет подольше поиграть и позаниматься с каждым ребенком, если готовить взрослую пищу в мультиварке, а смесь и молочные каши подогревать в специальном приспособлении.

Посудомоечная машина и моющий пылесос тоже не будут лишними. Некоторые родители приобретают коляску для погодок, упрощая тем самым ежедневные прогулки с крохами.

3. Подготовка первенца

Постарайтесь подготовить старшего малыша к пополнению в семействе.

Если он привык спать в родительской кровати, приучите к собственной постели. Лучше всего это сделать за пару месяцев до появления новорожденного, иначе он станет ревновать.

Чтобы старший ребенок не отбирал пустышки у младенца, попробуйте отучить его от них заранее. Бутылочку также следует заменить поильником или чашкой. Приобретите верхнюю одежду и обувь на липучках, чтобы приучить старшего к самостоятельному одеванию.

4. Равное внимание

При воспитании погодок необходимо каждому малышу уделять свою порцию внимания, чтобы минимизировать проявления ревности и соперничества. Например, вы можете кормить грудью младшего и одновременно общаться со старшим – рассказывать сказку или просто разговаривать.

5. Мамин помощник

Поощряйте общение детей, если хотите, чтобы они быстрее сдружились и полюбили друг друга.

Под присмотром взрослых старший малыш может заботиться о младшем – приносить подгузник, качать кроватку, подавать бутылочку. В этом случае взаимная привязанность у крох появится намного раньше.

6. Особый подход к детям

Самое важное в воспитании детей-погодок – осознать тот факт, что каждый малыш является личностью со своими особенностями и предпочтениями. Создайте в детской два игровых уголка с личными игрушками, книжками, вещами.

С самых ранних лет приучайте детей к мысли, что у каждого предмета есть хозяин, поэтому брать чужую вещь без спроса нельзя.

В будущем же ориентируйтесь на детские вкусы: если один из погодок любит танцевать, а второй кататься на велосипеде, подберите каждому кружок по интересам.

7. Помощь нянь и бабушек

Помните, что если в доме погодки, поддержка близких людей просто необходима. Делегируйте часть полномочий супругу, принимайте с благодарностью помощь бабушек и других родственников. Если времени на обоих детей все равно катастрофически не хватает, возможно, следует задуматься над тем, чтобы взять на работу няню для старшего малыша.

Ошибки в воспитании погодок

Некоторые родители, не имеющие опыта воспитания малышей-погодок, совершают ошибки, которые способны повлиять на развитие детей и их взаимоотношения в дальнейшем. Итак, чего стоит избегать, если в вашей семье детки с небольшой разницей в возрасте?

  1. Зачастую взрослые объединяют познавательные занятия погодок, поскольку считают, что они развиваются примерно одинаково. Это опасное заблуждение. Психологи уверены, что в ранние дошкольные годы развитие идет колоссальными темпами, так что даже разница в несколько месяцев имеет решающее значение при выборе методик и упражнений.
  2. Нельзя отдавать детей ради удобства или по другим причинам в одну группу в детском саду и в один класс. Погодки – не близнецы, а значит, потребности, интересы, умения и знания у них сильно отличаются. Кроме того, увеличивается вероятность возникновения конкуренции и соперничества между малышами.
  3. Еще одна широко распространенная родительская ошибка – сравнение детей. Не следует ставить крох в пример друг другу, иначе вы рискуете испортить их отношения, они станут воевать за ваше внимание, положительную оценку.

Безусловно, воспитывать погодок непросто, они приносят родителям много хлопот и требуют удвоенного внимания. Однако когда малыши чуточку подрастут, все вложенные в них усилия обязательно вернутся к вам в «двойном размере» – объятиями в четыре руки и звонким смехов двух детских голосов.

Другая информация по теме

Здравствуйте, наши дорогие читатели! Сегодняшняя статья о воспитании погодок не обычная. А особенна она тем, что её нам прислала читательница . В этой статье она делится своим опытом.

Я бы сравнила погодок с современной киноиндустрией. Смотришь трейлер к новому фильму, и сразу же хочется бежать в кинотеатр. Прибегаешь в кинотеатр, покупаешь билет и понимаешь, что тебя обманули!

Но это же, конечно, шутка. Своих детей я очень люблю, но иногда воспитание погодок загоняет в тупик истерик, раздражения и нервов.

Правило номер раз. Режим дня и самодисциплина.

Как справиться с двумя малышами? В первую очередь нужно правильно организовать свой день. Начала я с анализа своих эмоциональных и физических затрат, воров времени и т.д.

По хорошему счету меня спасло то, что еще до рождения второго ребенка, я приучила первенца к строгому распорядку. Мы вовремя кушали, гуляли, играли и ложились спать. К появлению второго ребенка мы подошли практически на автоматизме – это существенно сократило мои трудозатраты.

Правило номер два. Помочь мне? Да, пожалуйста!

Сначала моё воспитание погодок строилось по схеме: «я сама – я сама – я сама». Вытащить две коляски и двоих детишек на улицу? Не проблема! Потная и красная я долго довольствовалась своей самодостаточностью. Но потом осенило: а зачем? Ведь можно попросить о помощи:

* мужа;

* родственников мужа;

* своих родственников;

* друзей;

* подруг;

* соседей;

* случайных прохожих.

Признаюсь Вам очень честно: в душе мне ВСЕГДА было стыдно кого-то просить о помощи. Мне казалось, что я обязываю людей. Такие эмоции одолевали меня и в том случае, если приходилось просить о помощи совсем близких людей.

Шаг за шагом я начала себя «ломать». Сначала просила о сущих мелочах. Окрепнув на этом поприще, шла дальше: просила забежать в магазин или помочь спустить ту же коляску. Так что не стоит отказываться от чьей-либо помощи.

Правило номер три. Каждому по калачу.

Воспитание погодок – это весьма интересный в своей сложности процесс работы с ревностью. Здесь очень важно каждому уделить внимание. И при этом, уход за одним можно сочетать с общением с другим. Например, когда я кормлю младшего, старший всегда возится с нами. Он либо смотрит на процесс кормления, либо мы с ним разговариваем или играем в простые устные игры. В конце концов, можно и сказку рассказать.

Правило номер четыре. Два ребенка = две личности.

А знаете, что для меня самое главное в воспитании погодок? Это осознание и принятие того факта, что два ребенка – это две разных личности со своими вкусами и характерами. В нашей детской у каждого из мальчишек есть свой маленький уголок. У младшего – это пока только кроватка и манеж, а у старшего – своя игровая зона и кровать. В дальнейшем, я полагаю, нужно будет еще больше разделять пространство и игрушки. По моему мнению, дети должны понимать, что у каждой вещи есть хозяин. И брать чужое (пусть и брата или сестры) без разрешения нельзя!

Правило номер пять . Средства два в одном.

Воспитание погодок – это замечательная способность одновременно вырастить двух замечательных людей. И заложить в них такие важные качества, как сотрудничество и компромисс. Я стараюсь разнообразить наши игры: в игровой форме дети должны научиться совместному принятию решений. Командные игры помогают сблизить «соперников» и показывают одну простую истину: победа достижима только общими усилиями! Чем мне нравится это правило? Оно одновременно выполняет две функции (а, значит, экономит мое время): занимает время детей и развивает их как личность.

Мама двоих очаровательных погодок
Ольга Алексеева.

фото Елены Медведевой.

Многим может показаться, что если у детей небольшая разница в возрасте, то это облегчает жизнь родителям. На самом деле все не так просто. Растить детей-погодок - довольно сложный процесс.

Представьте годовалого малыша, который ощущал на себе в полной мере мамину любовь, и вдруг его мир полностью меняется. Место у маминой груди занято другим. Если ребенку постарше уже можно что-то объяснить, то, как быть с таким крохой?

Между детьми-погодками чаще всего возникает соперничество, и справиться с ним бывает очень сложно.

Но если малышей правильно воспитывать, то они станут настоящими друзьями.

Режим дня детей-погодок

Чтобы справиться с двумя малышами, нужно грамотно организовать свой день. Погодки – это не близнецы, и желания и потребности у них будут совершенно разными.

Еще до рождения второго малыша приучите первенца к строгому распорядку. Вы должны точно знать, когда дети кушают, когда ложатся спать.

Не отказывайтесь от помощи родственников, это поможет вам освободить хоть какую-то часть времени.

Когда вы кормите малыша, пусть старший тоже побудет с вами. Пусть смотрит, как ест малыш. Вы можете разговаривать с ним или играть в простые игры, можно почитать книжку. Старший ребенок отчаянно ревнует «новичка» к маме. Воспитание таких детей – это постоянная борьба с этой ревностью.

Погодки – две личности

Обязательно нужно учитывать, что ваши дети – это две разные личности со своими характерами и вкусами. Продумайте, чтобы у каждого ребенка был свой маленький уголок, где бы он мог уединиться. У каждого ребенка должны быть свои игрушки, и дети должны четко это понимать. Брать игрушки брата или сестры нельзя без разрешения хозяина. С ними можно играть, но их нельзя ломать.

Воспитание детей погодок

Заниматься можно с двумя детьми сразу. Одну часть занятия делайте попроще, чтобы младший мог проявить себя, а вторую часть – посложнее - для старшего. Младший будет тянуться за старшим.

Играя с детьми, старайтесь придумывать игры, где дети должны будут сотрудничать друг с другом, чтобы победы они могли добиться только сообща. Такие игры помогут объединить и сблизить «соперников».

И опять-таки учитывайте разные вкусы детей. Если один из них увлекается музыкой, то совсем не обязательно водить в музыкальную школу и второго ребенка. Запомните, что это воспитание двух личностей, двух разных детей, хоть и с очень маленькой разницей в возрасте.

Дети-погодки - сплошные плюсы

Дети-погодки очень часто бывают близкими друзьями. Они вместе играют, ходят в один детский сад и почти одновременно идут в школу. Это облегчает им адаптацию в новой среде.

Чтобы дети быстро подружились и полюбили друг друга, не нужно препятствовать их общению. Очень часто родители делают это из страха, что старший может неловким движением навредить малышу. Но под присмотром взрослых такое общение будет безопасным и очень полезным для обоих детей. А если старший ребенок будет помогать Вам заботится о младшем, подавать бутылочку, качать коляску или кроватку, привязанность появится намного раньше.

Конечно, первый год после рождения второго ребенка будет нелегким периодом. В это время процессы развития у детей будут очень разными. Старший начинает активно познавать мир, каждый день открывая для себя что-то новое. А младший пока не может составить ему в этом компанию.

Кроме того, первенец еще помнит, что ему еще совсем недавно безраздельно принадлежало все Ваше внимание. И появление нового ребенка на руках у мамы вызывает ревность и обиду. Но со временем эти проблемы разрешатся сами собой.

Старший ребенок забывает, что когда-то был единственным. Ему становится интересно играть с подросшим малышом, учить его ходить, говорить, играть одними игрушками. И младший очень быстро всему учится.

Когда погодки подрастают, маленькая разница в возрасте, из-за которой возникло столько проблем в первое время, становится очень удобной и для детей, и для родителей. Дети будут иметь общие интересы и занятия.

Старший забудет то время, когда он был единственным ребенком, и будет помнить, как он рос вместе с младшим, поэтому ревности и соперничества между детьми будет меньше. Они будут расти менее эгоистичными, привыкнут всем делиться и заботиться друг о друге. Им будет легче делить одну комнату.

Денежные затраты на вещи для второго ребенка будут минимальными, ведь после старшего они еще не успеют выйти из моды. Погодок можно отдать в школу одновременно. Они могут учиться в одном классе, вместе расти и взрослеть. В переходном возрасте им будет легче вдвоем справляться с возникающими возрастными проблемами. Они будут доверять друг другу свои секреты.

Видео-материалы по теме статьи

Как организовать прогулку с погодками:

Сложности и как их преодолеть:

Первый год жизни погодок:

Что еще почитать