Почему платье невесты должно быть белым. Почему платье невесты должно быть белым Черно-белое свадебное платье

Традиционно свадебное платье ассоциируется с белым цветом. Когда речь заходит о невесте, мы сразу представляем пышное белое платье… как правило… Уже не редкость, что невесты предпочитают другой цвет при выборе своего свадебного наряда, но всё же белый остается основным, главным, первым, лидером… как хотите, так и называйте, но это факт! И будь – то
кремовый, жемчужный или молочный – это всё равно БЕЛЫЙ цвет.

Но, думаю, никого не удивлю, сообщив, что свадебное платье было белым не всегда и уж тем более на Руси.

В 16– 17 веках подвенечное платье белого цвета надеть могла лишь «Христова невеста», т.е. девушка, которая захотела посвятить себя Богу, уйти в монастырь. «Обычные» невесты же шли под венец в платьях розового или светло голубого цвета. Темные цвета не использовались совсем.

В разных странах и поверья были свои по поводу цвета подвенечного наряда. Так во Франции существовало поверье, что невеста в фиолетовом свадебном платье, обретет мужа, который будет любить её всю жизнь. Ирландские же девушки выходили замуж исключительно в зеленых свадебных одеяниях, считая этот цвет счастливым. А на Руси? Те русские наряды для свадьбы, что мне попадались на глаза, были с преобладанием красного цвета или же оранжевого. Что это – отголоски язычества? поклонение огню? Скорее всего, так оно и есть, ведь несмотря на то, что белый цвет по древним поверьям олицетворял непорочность, а «девица на выданье» и должна была быть таковой, для подвенечного платья всё же выбирали красный цвет и его оттенки.

В средневековье девушки шли под венец в платьях самых ярких цветов и расцветок, и отличия в нарядах проявлялись в зависимости от места проживания невесты и/или сословия брачующихся, их достатка. Свадебные платья были просто лучшими, самыми нарядными и дорогими одеждами, в которых венчались.

Но вернемся к белоснежным свадебным нарядам. Откуда появилась такая традиция и почему так резко изменился цвет платья, тем более, что произошло это не в отдельно взятой стране, а по всему миру.


Моду на светлые - слоновой кости, кремовые, но еще не белые - платья принесла с собой эпоха Неоклассицизма. В результате раскопок в Помпеях и Геркулануме достоянием общественности стало множество образцов римского искусства - скульптура из светлого мрамора. Это оказало очень сильное влияние на моду вообще и на цвет подвенечных платьев в частности. Стали популярными платья мраморного цвета, постепенно подводящие нас к белым платьям.

Существует две более-менее правдоподобные версии происхождения традиции выбора белого цвета для свадебного платья.

Первая версия. Королева Виктория в середине XVII века надела на свадьбу белое свадебное платье. И, естественно, все стали повторять за ней.

Вторая версия. Немого раньше, моду на белые подвенечные наряды ввела Анна Австрийская. Её платье было настолько прекрасно, что все женское высшее общество Франции стало подражать Анне. А Позднее эта мода пришла в Испанию, Англию и Португалию.

Однажды закрепившись, белый цвет для подвенечного платья стал традиционным. Поскольку одно из непременных качеств наряда для вступления в брак - его традиционность и некая старомодность. Т.е. невеста в своем подвенечном платье должна выглядеть именно немного старомодно, чтобы соответствовать вкусам предыдущего поколения, к которому принадлежат родители ее будущего мужа.

История свадебного платья уходит своими корнями в древность, однако традиционный белый наряд с фатой появился сравнительно недавно – в XIX веке. Как складывалась история свадебного платья в России и почему все-таки оно белое?

История свадебного платья насчитывает несколько сотен лет. Праздничная одежда невесты то и дело менялась, следуя моде, кроме того, не всегда этот наряд был белым. Как складывалась история белого свадебного платья?

До того, как белое платье с длинной фатой стало традиционным нарядом невест в большинстве стран мира, оно прошло отнюдь не короткий путь, однако с древнейших времен это был особенный наряд для каждой девушки.

Самые первые свадебные платья не были даже платьями вообще: в древнем мире наряды для подобного торжества мастерили из травы и цветов и украшали жемчужинами или красивыми раковинами. В Древней Греции молодых невест облачали в пеплос – самую обычную женскую одежду из легкой ткани без рукавов, украшенную двумя застежками на плечах, причем чем богаче была семья невесты, тем изысканнее были эти застежки. Голову же невесты покрывали золотой тканью, которая символизировала солнечную радость, богатство и счастье.

Поскольку в Древнем Египте повседневной женской одеждой был своеобразный сарафан, плотно облегавший тело (он назывался калазирис) , то в нем и выходили замуж. Невесту же в те времена от остальных женщин отличала не одежда, а украшения, которые на ней можно было увидеть во множестве – всевозможные талисманы, амулеты, браслеты, диадемы и прочее.

В древней Руси невесты облачались либо в красный сарафан, либо одевали традиционную белую рубаху, украшенную вышивкой, с понеовой, своеобразной предшественницей юбки (выбор наряда зависел от региона) . Иногда поверх понеовы надевался еще и передник. Поскольку считалось, что именно красный цвет защищает от злых духов, то все на невесте – ленты, вышивки, отделки – были только красного цвета. Такой наряд просуществовал вплоть XVIII века: именно тогда благодаря реформам Петра I Россия стала перенимать европейскую моду. В деревнях же и небогатых семьях невест одевали традиционным образом и в XIX, и даже еще в начале XX века, хотя в общем и целом начиная с XVIII века история свадебного платья в России шагала в ногу со свадебной модой европейских стран.

Что касается западной средневековой свадебной одежды, то платья невест являлись обычной праздничной одеждой, соответствовавшей моде того времени. Традиция надевать именно новое платье на свадьбу появилась только в XV веке. В богатых семействах свадебные наряды должны были демонстрировать социальный статус невесты, поэтому они были пошиты по последней моде из эксклюзивных тканей и отделаны дорогими мехами. Цвет платья мог быть абсолютно любой, особой популярность пользовались алый, красный или пурпурный цвета, хотя свадебные платья шили и темно-зелеными, и розовыми, и коричневыми, и даже черными. Выбор цвета был связан по большей части с практическими соображениями: средневековые улицы были очень пыльными и грязными, а стирка в те времена была не дешевым удовольствием. Да и свадебные платья тогда, в отличие от современности, не являлись нарядом «одного дня», после бракосочетания невесты одевали их еще несколько раз и на другие торжественные события.

Мода на однотонные торжественные наряды появилась в конце XV века, благодаря так называемым «белым балам», которые пользовались во Франции большой популярностью.

В эпоху барокко свадебные платья начали богато украшать кружевами – эта традиция до сих пор присутствует в свадебной моде. Поскольку в то время восторг вызывала полнота, это не могло не повлиять и на свадебные платья: они становятся объемными, со множеством юбок и пышными рукавами.

В начале XVII века невесты выбирают более романтичные цвета для своих свадебных нарядов. Особой популярностью пользуются розовые и коралловые оттенки, а помимо кружев платья стали украшать еще и воротниками фрэза.

Поскольку в XVIII веке в моду вошли воротники Медичи, ни одно свадебное платье не обходилось без этого атрибута, что касается цветовой гаммы, то наибольшей популярностью стали пользоваться пастельные тона. Свадебные наряды по-прежнему богато украшаются кружевом, плюс вводится мода на золотую вышивку. Девушки-простолюдинки, руководствуясь, прежде всего, соображениями практичности, выбирают для свадебных нарядов коричневые, серые или бежевые цвета.

С эпохой рококо история свадебного платья вновь меняется: невест затягивают в невероятно узкие корсеты, а юбки таких нарядов достигают апогея своей пышности, благодаря специальной конструкции, называемой панье, которая обеспечивала широкие бока, почти параллельные полу. Помимо этого у свадебного наряда появляется флейф, причем чем выше социальный статус невесты, тем он длиннее. Что касается цвета наряда, наиболее актуальны серебряные и жемчужные оттенки.

Моду на совсем светлые, хотя еще не белые свадебные наряды принесла эпоха неоклассицизма. В это время происходят раскопки города Помпеи и европейские женщины были покарены античными скульптурами и фресками, на которых они увидели древних модниц в платьях свободного покроя. Корсеты и пышные юбки уходят в прошлое, теперь невесты, скорее, напоминают древних римлянок: высокая талия, маленькие рукавчики и драпировки из легких тканей.

Датой «рождения» традиционного белого свадебного платья принято считать 10 февраля 1940 года: именно тогда в Англии состоялась свадьба королевы Виктории с герцогом Альбертом. На церемонии бракосочетания невеста предстала в кипельно-белом платье с длиннющим шлейфом (чтобы нести его, были приглашены 12 дочерей английских лордов) . Официальная фотография королевских особ в свадебных нарядах была опубликована и пользовалась большой популярностью, а невесты, подражая королеве, стали выбирать белый цвет для своих подвенечных нарядов, что стало высшим проявлением моды, стиля и шика. Индустриальная революция, произошедшая в то время, оказалась как нельзя кстати – благодаря повсеместно открывавшимся универсальным магазинам каждая девушка получила возможность стать модной невестой в белом. Так началась история белого свадебного платья.

Время до начала I мировой войны часто называют «прекрасной эпохой» (Le Belle Epoquе) . В моде господствует стиль «модерн», невесты возвращаются к корсетам, которые создают четкий силуэт с несколько удлиненной талией, юбки же похожи на опущенный книзу цветок. Платье невесты можно сравнить с изогнутым стеблем лилии, излюбленным символом модернистов.

В военные и послевоенные 40-е годы XX века, естественно, было не до свадебных платьев, женились и вовсе без нарядов, зато в 50-е годы, когда нехватка тканей канула в лету, невест охватило кружевное безумие, хотя сами платья были воплощением самой скромности.

Представление, что невеста должна быть похожа на принцессу в белом платье, окончательно утвердилось в 1956 году, когда по телевизору транслировалась «свадьба века»: бракосочетание актрисы Грейс Келли с князем Монако Ренье III. Уникальный наряд невесты был пошит из белой шелковой тафты и старинного кружева из роз.

Индустрия свадебной моды с тех пор развивается бешеными темпами, а в разных странах ежегодно проходит так называемая «Неделя свадебной моды». Наиболее известная из них проводится в рамках Couture Fashion Weekв Нью-Йорке.

Свадебное платье, в котором блистает невеста, всегда приковывает к себе всеобщее внимание. С юного возраста девочки мечтают о том, как они будут выглядеть на своей свадьбе, и весь период взросления доводят в своем воображении этот образ до совершенства. Большое количество невест предполагают, что белый цвет свадебного платья стал общепринятым в далеком прошлом, однако данная традиция сформировалась лишь пару веков назад. История возникновения свадебного платья, вызывающая живой интерес у многих, будет освещена в разделах данной статьи.

Цвет платья невесты в далекие времена

Наряды белого цвета невесты стали надевать впервые в Древней Греции. Они назывались "пеплос", имели застежки на плечах, по внешнему виду которых судили об их благосостоянии. Чтобы брак девушки был наполнен счастьем, ее укрывали длинным отрезом ткани золотистого цвета.

Невесты в Древнем Риме надевали на свадебную церемонию ничем не примечательный наряд, облегающий тело, дополняли его большим количеством роскошных украшений.

История свадебного платья на Руси гласит, что в далекие времена в нашей стране господствовали языческие традиции. Обычно представительницы прекрасного пола облачались в красные сарафаны, яркий цвет которых являлся символом защиты от злых духов. Был распространен и другой образ невесты: просватанные девицы носили рубашки, декорированные вышивкой, юбку в красно-синюю клетку с пышно украшенным подолом. Традиция надевать на свадебную церемонию наряды красного цвета сохранялась на Руси до XVIII века.

Свадебная мода в средние века

Во времена средневековья европейские невесты не отдавали предпочтение определенному цвету платья. Они надевали на свадебные церемонии свои лучшие праздничные наряды, отличавшиеся богатой вычурностью. История свадебного платья свидетельствует, что покупать наряды специально для бракосочетания барышни, проживающие на территории Европы, стали в XV веке. Традиционно в этот временной отрезок невесты из богатых семей надевали на церемонию бракосочетания шикарные платья, декорированные мехами, ювелирными изделиями, дорогими тканями.

Девушки в средние века предпочитали выбирать платья темных или ярких цветов. К выбору оттенка свадебного одеяния (история свадебного платья является доказательством этому факту) они подходили с практической точки зрения. На городских улицах в те времена было пыльно и грязно, поэтому платья светлого, а тем более белого цвета можно было легко испачкать.

XVI-XVII века

В этот временной отрезок платья белого цвета носили только представительницы женского пола, ушедшие в монастырь и без остатка посвятившие свою жизнь служению Богу. Темные цвета в XVI и XVII веках уступили господство пастельным голубым и розовым тонам. Нюансы истории свадебного платья на протяжении двух столетий имели прямую взаимосвязь с обычаями разных культур:

  1. Во Франции девушки очень часто выбирали для бракосочетания платья фиолетового цвета, сулившие им любящего супруга на всю жизнь.
  2. Ирландские невесты предпочитали выходить замуж в зеленых одеяниях. По народному поверью, этот цвет привлекает в дом счастье и удачу.

Когда белый свадебный наряд стал традиционным

Как гласит история белого свадебного платья, вплоть до 1840 года традиции надевать на свадебную церемонию наряд белого цвета не существовало. Невесты, как правило, облачались в новые красивые платья, сшитые по последней моде. Революцию в свадебной моде совершила королева Англии Виктория, которая продемонстрировала окружающим на своей свадьбе великолепное белоснежное платье из атласа. Над лентой из кружев, украшавшей линию декольте наряда королевы, опытные мастерицы трудились на протяжении шести месяцев. После свадьбы Виктории образцы изысканного кружева, чтобы никто не мог воссоздать их неповторимый узор, подверглись уничтожению.

Для украшения своего одеяния Виктория использовала лишь брошку с сапфиром, подаренную ей женихом. Внешний вид юной королевы настолько восхитил всех окружающих, что белое свадебное платье стало традиционным не только на территории Англии, но и во всем мире. В России (история свадебного платья подтверждает данный факт) невесты стали облачаться в такие наряды только в XIX столетии.

Этапы эволюции свадебной моды

В эпоху позднего средневековья изысканное и утонченное одеяние невесты отличалось узким кроем, шикарным декольте, длинными рукавами и шлейфом. В эпоху Возрождения, пришедшую ей на смену, свадебное платье, обычно декорированное жемчугом и вышивкой, обязательно должно было подчеркивать пышность форм представительницы женского пола, ниспадая на пол массивными складками.

Эпоха рококо (как гласит история свадебного платья) добавила одеяниям невест напускной вычурности. Стильными в этот временной отрезок считались платья с огромными многослойными юбками и большим количеством шлейфов, рюшей и бантов. В дополнение к данным нарядам невесты нередко надевали массивные парики. Свадебные платья эпохи ампира, имевшие завышенную талию, были легкими и воздушными. Их шили из тончайшего шелка и надевали с перчатками.

Непременным атрибутом подвенечных являлось кружево.

Свадебные наряды XX века

С приходом XX столетия свадебная мода начала вновь обретать простоту и становиться элегантной и более сдержанной. Кардинальные изменения (история свадебного платья служит доказательством данному факту) затронули и длину наряда. Если в начале столетия платье, которое слегка открывало лодыжки, считалось дерзким, то в шестидесятые годы появились прямые и свободные подвенечные наряды рубашечного покроя, а с течением времени ультрамодными стали платья мини.

Фасоны свадебных нарядов в XX веке также претерпели немало изменений. В 20-е годы невесты вступали в законный брак в платьях простого покроя с незначительно приспущенной талией, в 30-е образ новобрачных стал более женственным, в 40-е свадебная мода отличалась строгостью и четко очерченными линиями. В 50-е годы модным стал романтический стиль, в 60-е - минимализм, в 70-е - стиль хиппи со своей простотой и свободой, в 80-е - спортивный стиль. С 90-x годов XX столетия уверенно стало набирать свои позиции белое платье как у сказочной принцессы, окутывающее представительниц прекрасного пола ореолом невинности.

Приметы, связанные со свадебным нарядом

Вот некоторые приметы, связанные со свадьбой:

  • жених не должен видеть платье своей суженой до свадьбы;
  • запрещается продавать свадебный наряд, чтобы сохранить брачный союз, нужно хранить его всю жизнь;
  • свадебное платье девушке следует надевать только через голову;
  • не рекомендуется брать свадебное одеяние напрокат или приобретать с рук, оно непременно должно быть новым, иначе представительницу слабого пола будут преследовать долги;
  • чтобы защититься от сглаза, невесте необходимо сделать несколько стежков нитками синего цвета на подоле платья.

Тенденции современности

В настоящее время невесты могут остановить свой выбор на свадебном платье (мистические истории, связанные с этим нарядом, будоражили общество во все времена) любого фасона и цвета. Стили и модели свадебных нарядов поражают своим разнообразием, белый цвет подвенечного платья, трактующийся как невинный и непорочный, остается традиционным.

В наши дни девушка в самый важный день своей жизни может предстать в образе, который она лелеяла в своих мечтах. У нее есть свобода выбора и шанс перевоплотиться в деловую леди, романтичную прелестницу, принцессу из Средневековья, греческую богиню. Не самое главное, на каком платье остановит свой выбор невеста, главное, чтобы она была самой счастливой.

Невесты! Вот вы когда выходите замуж, идёте в салоны и покупаете свадебное платье . Конечно, покупаете платье, которое вам понравится. А вот вы когда-нибудь задумывались, почему невесты одевают именно белое свадебное платье , а не сарафан, к примеру. Не задумывались? А вот и зря, потому что история свадебного платья очень интересна.

normal">Самые главные события в жизни человека – это рождения ребёнка, свадьба и похороны . А дни рождения и юбилеи - это всего лишь приходящие и уходящие праздники. Однако свадьба для кого-нибудь становится самым главным событием в жизни. Вот поэтому многие невесты выбирают свадебное платье с любовью и большим трепетом. Потому что хочется выглядеть на своей свадьбе настоящей королевой и удивить своего будущего мужа.

normal">А вот вы знаете, что современная традиция гласит, что одеть свадебное платье можно один раз в жизни. Такая традиция появилась на свет во время правления королевы Виктории. В 17-18 веках женщина с огромным денежным достатком имела возможность одевать дорогие платья и навещать своих друзей. А ведь в Индии до сих пор женщины одевают своё красное свадебное сар и и идут в гости.

normal">Однако не все свадебные традиции потеряли своё значение. Ведь вся свадьба состоит из традиций. Например, обмен кольцами – это не только прекрасно, но одна из традиций, которая очень сильно закрепляет ваш брак. Так же вешать замочки на перелы моста с вашими именами. Многие невесты выходят замуж с фатой на голове, но не знают для чего она. А нужна она для защиты от злых глаз, а так же от людей, которые попытаются украсть вашу невесту .
А вот англосаксонская традиция гласит, что характерная особенность в туалете невесты, должна объясняться вот такими словами: что-то новое, что-то старое, что-то глубокое и что-то позаимстванное. Если у невесты в гардеробе будет все перечисленное, то это обеспечивало долгую и счастливую семейную жизнь. Под словом старое имелось виду, что-то из старого бабушкиного сундука, возможно даже бабушкино свадебное платье . А новое имеется виду, символ будущей жизни. Можете использовать ваше ожерелье, фату или свадебное платье. Вещь, которую вы должны будете заимствовать у других людей, можете всё, что хотите. Например, у свекрови платок или серёжки.

normal">Следующим этапом был костюм, который был голубого цвета. Спросите почему? Потому что голубой цвет – это цвет, который притягивает любовь, верность и деньги. Но всё же в 18 веке предпочтение отдавали ярким и насыщенным цветам. Популярностью пользовались цвета как голубой, серый и красный. А белый цвет показывал невинность невесты и часто этот цвет заменяли на голубой. А голубой цвет, считался, символом непорочной Девы Марии.

normal">Так же в стороне не оказался и розовый цвет. Но англичане, считали, что если кто-то выйдёт замуж в розовом платье, то всё состояние потеряет. Но самым невостребованным цветом, был зелёный. По многочисленным легендам он привлекал, только гномов и разных непонятных созданий, которые жили в лесу. Далее коричневый и бежевый цвет считались цветом деревни, села. То есть его могли носить только люди из низшего социального слоя. Но невесты из деревни одевали платье серого цвета. Эти же платье они одевали, для того, чтобы сходить в воскресенье в церковь и посплетничать.

normal">Королева Виктория вышла замуж в 1840 году за принца Альберта. Тем самым она кардинально изменила принципы про свадебное платье. Гостям женского пола понравилось платье белого цвета. В 17 веке белый цвет означал непорочность невесты и богатство её.Ведь ослепительное белое платье может позволить себе дама с большим денежным достатком. Роскошное белое платье можно одеть только раз.
Однако, в начале 20 века Коко Шанель перевернула понятие о белом свадебном платье . Она показала миру свадебное платье до колена с изящным шлейфом. Оно выглядело не только привлекательно, но и экстравагантно. Но когда началась Вторая Мировая война она остановила революцию свадебного платья . Все эти события, заставили наших бабушек и прабабушек выходить замуж в серых костюмах. Однако вернулась эпоха королевы Виктории, когда выходили замуж в белых пышных платьях.

В подавляющем большинстве современных стран принято наряжаться на свадьбу в белое платье. Перед тем, как отправиться под венец со своим суженным, каждая невеста подолгу выбирает это самое белое платье – свадебные салоны готовы предоставить массу решений в разных стилях. Даже более того: существует свадебная мода, актуальные фасоны меняются каждый год.

Почему это именно так, откуда взялась эта традиция? Из-за чего платье должно быть белым, а другие цвета рассматриваются очень скептически? Наверняка любознательные люди хотя бы раз задавались этим вопросом.

Белый цвет – это не аксиома


Сегодня от этой традиции зачастую отходят – подвенечное платье выбирают и разноцветное, и бежевых, и голубых оттенков. Прогрессивные невесты не боятся осуждения, остаются в стороне от предрассудков, и могут выбрать даже серебристый или черный наряд. Иногда это действительно бывает красиво, выглядит необычно и интересно. Тем более, что белый цвет не универсален для всех случаев и каждой народности. Даже сегодня многие люди предпочитают выбирать другие решения, не думая об общепринятых тенденциях.

Интересный факт: у ряда народов не принято использовать для брачной церемонии белое платье. В Индии невесты носят красное, а в Японии девушка использует сразу два наряда, белый и красный. А многие африканские и азиатские народы предпочитают выбирать для свадьбы национальные костюмы.

К тому же, традиция надевать белое укрепилась только в 19 веке, а зародилась на 1-2 века ранее. Это относительно недавняя тенденция, ее возникновение принято связывать с одним из двух случаев, когда европейские королевы стали выбирать этот цвет для платья на свадьбу.

Королевы и подвенечное платье


Анна Австрийская – это испанская принцесса, которая выбрала белое платье для свадьбы с королем Франции. Бракосочетание состоялось в 1615 году. Ее образ настолько поразил окружающих, что в дальнейшем все состоятельные дамы начали подражать ей, выбирая этот цвет для подвенечного платья. И далее эта мода начала активно распространяться, принцессе начали подражать в других европейских странах, а затем и в России. Постепенно эта традиция перешла от высших слоев общества ко всем остальным.

Есть и второй вариант, другой ответ на эту загадку. Во втором случае моду на свадебные платья белого цвета относят к королеве Виктории, которая правила Англией – она вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского в 1840 году. Женщина подумала о том, что традиционный образ с серебристой парчой ей не пойдет, и сделала ставку на белое платье, что было очень ново. Ведь серебристый цвет был традиционным на свадьбах правящих особ этой страны. Она надела белое атласное платье, на каждый рукав которого ушло до полуметра материала только на украшения. Этот материал был кружевами ручного плетения, которые готовили полгода целой деревней мастериц, и после свадьбы наряд был уничтожен, чтобы никто не попробовал его копировать.

Свадебные платья в разные времена


Считается, что первые свадебные платья начали использоваться древними греками – это был белый пеплос, который украшался застежками на плечах. Украшений невестам не полагалось, эти застежки были единственными аксессуарами, их стремились изысканно украшать. Чем богаче была семья невесты, тем вычурнее были эти украшения. Не было модных платьев и в Риме – девушку облачали в облегающие одежды, но аксессуаров у нее было больше, украшений у невесты оказывалось множество. На Руси невесты наряжались в соответствии с языческими традициями. Им полагался красный сарафан, который, как считалось, отгонял злые силы своим цветом. Другой вариант предполагал нарядно вышитую рубаху и красно-синюю юбку в клетку.

Юбка считалась символом помолвки – если девушка начинала ходить в ней, значит, ее уже просватали. Русские женщины стремились надевать на свадьбу красные вещи до 18 века, только потом постепенно начал внедряться образ белоснежного платья.

Средневековые традиции

В Европе в Средневековье не было традиции шить отдельное платье на свадьбу – в кругах простолюдинов этого не делалось. Девушка просто выбирала самое красивое из тех платьев, что у нее были, и шла в нем под венец. Платье могло быть не новым, оно могло быть просто праздничным, она могла носить его по особым случаям и до свадьбы, и после нее. Только богатые семьи примерно с 15 века начали выдавать своих дочерей в специально купленных для этого платьях.

Соответственно, средневековые платья на свадьбу могли быть любого цвета, невесты могли делать ставку на яркие или темные цвета, белый никто не выбирал. Стоит помнить, что пыль и грязь на средневековых улицах не способствовали чистоте и сохранности одежды, а шить платье только на один раз было расточительством даже для обеспеченных семей.

Современный взгляд на свадебные платья


Белоснежное платье невесты, согласно современным взглядам, говорит об ее чистоте, символизирует невинность. В прошлом такие платья носили «невесты Христовы» – девушки, уходящие в монастырь. А еще белый цвет символизирует совершенство, праздник жизни. Таким образом, белое платье – это отнюдь не древняя, но очень красивая традиция, а следовать ли ей – это каждая невеста решает сама. Многие следуют, ведь белые платья для невест сегодня предлагаются в самых разных стилях.

Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Что еще почитать