Психологические потребности ребенка. Потребности развития ребенка (определение понятий "потребности",теория иерархии потребностей, основные потребности ребенка)

Эксперты по детскому развитию утверждают, что способность родителей удовлетворить базовые детские потребности влияет на адекватность восприятия ребенком мира, который его окружает. Дети учатся чувствовать любовь, эмоциональную поддержку и безопасность от своих родителей. Кроме того, когда родители достаточно заботятся об удовлетворении базовых детских потребностей, их дети вырастают эмоционально стабильными, заботливыми, здоровыми и независимыми взрослыми. Существует достаточно большой список базовых детских потребностей, но самыми главными остаются: базовые физические потребности, чувство безопасности, доверительные отношения со взрослым, потребность в самооценке, потребность в самоактуализации и образовании.

Базовые физические потребности

Считается, что физиологические потребности организма в воде, еде, воздухе и сне должны удовлетворяться в первую очередь. Как родитель, вы можете удовлетворить эти потребности, следя за рационом вашего ребенка, который должен быть здоровым и сбалансированным, а также соблюдать режим питания и сна. Будет очень хорошо, если у вас будут утренние и вечерние ритуалы, когда ваш ребенок будет умываться, чистить зубы и принимать ванну или душ. Важно не забывать о регулярных медицинских осмотрах и физических упражнениях.

Чувство безопасности

Согласно пирамиде потребности Маслоу, дети очень трепетно относятся к вопросам безопасности, для них крайне важно, чтобы потребность в безопасности была полностью удовлетворена. Чтобы сделать это, вам, как родителям, нужно обеспечить вашему ребенку физическую безопасность и свободу от страхов. Безопасная и комфортная атмосфера дома может помочь в удовлетворении данной потребности. Дайте своему ребенку эмоциональную поддержку и утешение, когда он в этом нуждается. Если вы своим примером будете показывать ребенку, как можно владеть собой в независимости от того, на сколько вы разозлились, ему будет значительно проще овладеть этим навыком. Никогда не угрожайте вашему ребенку и не наносите ему физического вреда.

Доверительные отношения со взрослым

Важной потребностью вашего ребенка являются доверительные отношения со взрослым(и). Маслоу утверждал, что человек постоянно борется с чувством одиночества с помощью создания доверительных и близких отношений с другими людьми. Детям важно ощущение любви, привязанности и принадлежности близкому человеку. Дети учатся строить близкие отношения на примерах взрослых. Мы показываем им как строить отношения с другими людьми, как доверять и получать доверие в ответ. Чтобы удовлетворить потребность ребенка в близких и доверительных отношениях, вы должны постоянно показывать ему что ваша любовь безусловна. Не пренебрегайте физическим контактом: обнимайте, целуйте и ласкайте ваших детей как можно чаще. Не забывайте о том, что личный пример - это лучшее что вы можете дать вашим детям. Обсуждайте с детьми их потребности, мысли и чувства, и принимайте их такими, какие они есть.

Потребность в самооценке

Все человеческие существа имеют потребность в высокой самооценке и уважении. Когда эта потребность удовлетворена, ваш ребенок чувствует себя уверенным в себе и ощущает, что он является ценным членом общества. Когда данная потребность не удовлетворена, ребенок чувствует себя никчемным и неуверенным. Вы можете помочь вашему ребенку, давая ему безусловную любовь и поддержку. Кроме того, поощряйте ваших детей, если они проявляют честность, независимость или другие положительные качества. Искренняя похвала закладывает хороший фундамент для формирования правильной самооценки. Аккуратно направляйте ваших детей: давайте им возможность самостоятельно делать выбор, учите их гордиться своими достоинствами. Самостоятельные ошибки - это лучший опыт для вашего ребенка, не упускайте дать ему возможность учиться. Если ваш ребенок будет чувствовать поддержку с вашей стороны, то ему будет не страшно пробовать новое, экспериментировать, а в случае неудачи ваш ребенок не будет стыдиться или расстраиваться, он попытается исправить ошибку или сохранить опыт на будущее.

Потребность в самоактуализации и образовании

Чтобы ваш ребенок вырос независимым и успешным вы должны удовлетворить потребность ребенка в самоактуализации и образовании. Самоактуализация - это стремление человека к более полному выявлению и развитию своих способностей. Когда эта потребность не удовлетворена, ребенок может чувствовать себя очень неуверенно. Вы можете помочь вашему ребенку удовлетворить данную потребность, поощряя его интересы и стремление к новым знаниям. Помогите ребенку выполнить домашнее задание, играйте в обучающие игры и читайте. Кроме того, вы можете разделить ваши личные интересы с ребенком и увлечь его. Сводите его в театр, кино, музей или займитесь вместе спортом. Расскажите ему о ваших увлечениях и займитесь ими вместе.

Если вы сможете удовлетворить перечисленные выше базовые потребности, ваш ребенок станет независимым и способным добиваться поставленных целей. Главная задача родителей удовлетворить основные потребности детей и помочь им стать независимыми.

Ставьте лайк, если статья вам понравилась!

1. Потребность в защищенности.

Для гармоничного развития ребенка необходимо ощущение безопасности, защищенности, которое должны обеспечить родители. При неблагоприятной атмосфере в семье (ссоры, взаимные оскорбления, пьянство, развод родителей...)
ребенок чувствует себя в опасности, его среда нарушается, что приводит к формированию страхов. При неудовлетворенности потребности в защите, ребенок становится тревожным, начинает чего-либо бояться и т.д.

2. Потребность в любви.

Любовь родителей различается по своей природе и воздействует на психику ребенка по-разному. Материнская любовь безусловна, она не зависит ни от каких внешних и внутренних причин. Любовь матери - это право на жизнь. Отцовская любовь - любовь-гордость, она обусловлена достижениями ребенка и тем самым помогает развиваться, это право на развитие.

3. Потребность в научении.

Родители должны научить ребенка всему, что необходимо для его автономности, с тем, чтобы к 16-ти годам ребенок был способен самостоятельно удовлетворять все свои физические, бытовые потребности (приготовление пищи, уход; за своими вещами, комнатой и т.д.), а также желательно дать ребенку несколько простых ремесленных умений (что-либо делай, своими руками).


4. Потребность быть своего возраста.

Удовлетворение этой потребности выражается в соответствии предъявляемых к ребенку требований его возрастным возможностям. Если требования завышены, у ребенка понижается самооценка, формируется неуверенность в себе, что является причиной неудач во взрослой жизни. Если требования занижены - самооценка завышается и при столкновении с реалиями жизни, которые ее не подтверждают, ребенок предпочитает уходить от выполнения любой деятельности. Во взрослом возрасте это проявляется в поведении "непризнанного гения", все достижения которого на словах, а на деле - избегание работы и ответственности.

5. Потребность быть самим собой.

С одной стороны, задача родительского воспитания - приучить ребенка к требованиям общества, к жизни в обществе, сформировать личность, то есть набор социальных ролей, которые необходимо выполнять. Но в то же время каждый человек рождается индивидуальностью и очень важно и воспитательном процессе не потерять этой неповторимости внутренней сущности каждого ребенка. Индивидуальность необходимо видеть, ценить и уважать. Многие педагоги и родители совершают непоправимые ошибки, сравнивая детей между собой (сравнивая несравнимое), вырабатывая потребность быть лучше всех (что невозможно и ведет к постоянной неудовлетворенности). А также, родители, которые сами не реализовались, очень часто перекладывают свои ожидания от жизни на детей, перегружая их долгом и ответственностью.

Для того, чтобы выявить травмы перинатальною уровня психики (2-ой уровень) необходимо проанализировать опыт перинатальною развития человека или, так называемые, Перинатальные матрицы (по С. Грофу). Перинатальный уровень - то, что переживалось на поздних стадиях беременности, во время процесса рождении и непосредственно после. Влияние родовой травмы на последующую жизнь в большинстве случаев недооценивается современной психиатрией.

Рождение считается самым ранним для человеческого существа и, возможно, наиболее травматическим переживанием, связанным с угрозой жизни. Мы действительно заканчиваем свое существование-, т.е. умираем как плод, и начинаем жить как дышащий ребенок. К тому же жизнь рождающегося существа может оказаться под угрозой по причине родовых осложнений. Мать, с которой мы связаны в течении этого процесса, также переживает угрозу для жизни.

Станислав Гроф, систематизируя опыт рождения, разделил его на четыре стадии (Базовые перинатальные матрицы) и связал эти стадии и любые травмы, возникающие на этих стадиях, с различными видами психопатологий.

Потребности ребенка в разные периоды жизни отличаются лишь степенью выраженности. В данной статье рассмотрим базовые детские психологические потребности и выясним, что рекомендуют психологи сделать родителям, чтобы удовлетворить каждую из них.

Классификация базовых потребностей по Маслоу

Несмотря на то, что родители действительно любят своих детей, они далеко не всегда умеют вести себя так, чтобы дети действительно чувствовали себя любимыми. Чтобы сделать своего ребенка счастливым, необходимо понимать какие психологические потребности для него являются базовыми.

Американский психолог Абрахам Маслоу утверждал, что все потребности человека являются врожденными, а также описал их как иерархическую систему доминирования, состоящую из пяти уровней.

  • На первом, базовом уровне – физиологические потребности.
  • На втором уровне, более высоком – потребность в безопасности. Для человека не станет ведущей потребность более высокого ранга, если потребности более низкого уровня не удовлетворены. Так, например, человек не будет думать о безопасности, если он голодает.
  • На третьем уровне ­– потребность принадлежности к какой-то социальной группе, например семье, рабочему коллективу.
  • Четвертый уровень – потребность в уважении и признании.
  • Пятая и высшая потребность – самоактуализация, то есть потребность в саморазвитии, личностном росте.

У разных людей степень выраженности той или иной потребности варьируется в зависимости от их психологического склада. Для некоторых людей остаются ведущими потребности низших уровней, а к высшим они никогда не испытывают большого устойчивого интереса.

Данная теория потребностей обращает внимание родителей и педагогов на тот факт, что дети не станут стремиться к развитию, если в первую очередь не будут удовлетворены их потребности в безопасности, принадлежности к группе и уважении.

Основные психологические потребности детей

Даже при должном присмотре без удовлетворения базовых психологических потребностей дети замирают в развитии. Например, психологи установили, что физический тактильный контакт младенца с матерью или другим взрослым, который заботится о ребенке, – необходимый фактор для нормального роста детского организма. А младенцы, полностью лишенные общения со взрослыми, получают задержки в умственном развитии.

По мере взросления дети переживают кризисы роста, которые делают более актуальными те или иные психологические потребности. Так, к основным психологическим потребностям ребенка дошкольного возраста можно отнести: до трех лет – общение, эмоциональные связи с другими людьми, потребность в познании; с трех до семи лет – уважение, независимость. Основные потребности детей младшего школьного возраста – признание, самоактуализация; детей подросткового возраста – принадлежность к группе, независимость.

Уровни потребностей по Маслоу дают подсказку родителям и педагогам, на какие действия необходимо ориентироваться в воспитании ребенка.

Потребность в безопасности

Правила и порядки, которые навязывают родители своим детям в процессе воспитания, далеко не всегда лишь ограничивают или лишают чувства свободы. Часто дисциплина также выполняет важную для психики ребенка функцию: дает структуру, чувство упорядоченности жизни. И тем самым удовлетворяет одну из базовых психологических потребностей – потребность в безопасности .

Вседозволенность, отсутствие поддержки опытного человека, который даст совет, как действовать в новой незнакомой ситуации, порождает чувство тревоги. Даже бунтующему подростку важно знать, что в случае чего мама и папа подстрахуют, что можно им довериться и обратиться за помощью.

Семейные традиции и ритуалы – отличный способ дать ребенку чувство стабильности и безопасности. Это может быть что угодно: еженедельный семейный обед, вылазка на природу с ночевкой в одно и то же время года, походы на спортивные матчи, ежемесячная генеральная уборка, в которой участвуют все члены семьи. Главное – сделать мероприятие обязательным. Подобные традиции не только дают чувство стабильности, но и сплачивают семью и дарят теплые воспоминания на всю жизнь.

Дети гораздо сильнее взрослых нуждаются в теплой и мирной семейной атмосфере. В случае возникновения ссор и скандалов, ребенок чувствует угрозу: его устоявшемуся безопасному миру грозит опасность. Не нужно делать маленького человечка свидетелем выяснения отношений, а если конфликт уже произошел при ребенке, то и мириться нужно на его глазах. Так, малыш научиться понимать, что на смену плохому всегда приходит хорошее, и в будущем, став случайным свидетелем ссоры, не станет испытывать такую сильную тревогу.

Если же дело дошло до развода, нужно быть максимально деликатным. Дети в таких ситуация испытывают вину и страх, ощущают себя брошенными и ненужными. Заверить в своей неизменной любви – обязательный шаг в удовлетворении потребности ребенка в чувстве безопасности. Однако важно сделать еще одну вещь: помочь ребенку увидеть дальнейшее будущее в условиях развалившейся семьи. Ведь казавшийся таким стабильным и понятным мир ребенка разрушен. Важно успокоить сына/дочь и объяснить, как перемены скажутся на привычном образе жизни ребенка.

Потребность в принадлежности к группе

Данный мотив не стоит в приоритете среди потребностей детей дошкольного возраста, становится более актуальным у школьников и достигает максимальной значимости у подростков. Но даже маленьким детям обидно чувствовать себя изолированными, когда от их общества отмахиваются, ссылаясь на их юный возраст.

С детьми можно и нужно обсуждать финансовые вопросы и рабочие проблемы родителей. Конечно, не стоит этого делать в тревожно-пессимистическом ключе. Но, приобщая детей к этой части жизни, можно дать им почувствовать себя частью «семейной команды», научить их ответственности и показать пример того, как справляться с жизненными трудностями. Хорошим способом приобщить ребенка к кругу взрослых может стать семейный совет, на котором будут сообща решаться различные бытовые и семейные проблемы. Принимая участие в таких обсуждениях, ребенок чувствует ценность своего мнения для родителей и осознает важность своей роли в жизни семьи.

Ощущая крепкую связь со своими близкими, ребенку проще противостоять негативным влияниям извне и избежать попадания в плохую компанию подростков. Ведь такая очень важная потребность, как желание быть частью значимой группы, уже удовлетворена как минимум в кругу семьи.

Потребность в уважении и признании

К числу основных потребностей ребенка дошкольного возраста относится желание ощущать себя самостоятельным существом. Упрямство и своеволие – обычные симптомы кризиса трех лет у детей. Именно в этом возрасте ребенок осознает себя как отдельную личность, оценивает границы собственной воли и желаний.

Также потребность в уважении остро осознается в подростковом возрасте. Детям в этот период просто необходимо, чтобы в них видели полноценных людей, и дали им право на собственные мысли и чувства. Дать ребенку право на собственные чувства – это значит не игнорировать его эмоции, не высмеивать и не уменьшать значимость его переживаний. Пусть с высоты опыта взрослого человека детские проблемы кажутся неважными, но для ребенка это не так. Если детские чувства подавляются или опошляются родителями, ребенок просто замыкается. В итоге поведение сына/дочери становиться или робким и неуверенным, или чрезмерно вызывающим, агрессивным. В обоих случаях эмоциональный контакт с ребенком и его доверие к нам теряется.

Ничто так не вредит самооценке, как чрезмерная и грубая критика. Если в негативных замечаниях по поводу поведения ребенка не улавливается и тени заботы о его чувствах, это заставляет подростка чувствовать себя так, как будто своими замечаниями родители пытаются подогнать его под некий идеализированный стандарт, угодный только им самим. Но ребенок – отдельная личность. Поэтому необходимо, чтобы взрослые считались с его желаниями так же, как и со своими собственными.

Потребность в саморазвитии

Каждый человек с рождения обладает уникальными способностями и талантами. Выявить их – не значит найти то, в чем ребенок самый лучший. Для развития настоящего дарования мало тяжелого и кропотливого труда – энтузиазм в работе так же необходим. Чтобы потребность ребенка в росте была реализована, необходимо поддерживать его естественные интересы к любым занятиям: и к тем, в которых он силен, и даже, на первый взгляд, к бесполезным занятиям. Родители часто неосознанно, а порой и вполне понимая, что делают, пытаются реализовать с помощью детей свои собственные амбиции. Но ребенок не приходит в этот мир, чтобы потешить эго родителей. Он рождается, чтобы быть счастливым, реализуя свои собственные цели и мечты. И только самостоятельно ставя перед собой задачи и преодолевая стоящие на пути трудности, можно расти как личность и развиваться.

Искусство обхождения с детьми – это умение позаботиться об их истинных, а не надуманных родителями потребностях.

Им не нужен восьмой айфон – они хотят почувствовать себя значимыми, дети не хотят устраивать истерики – они нуждаются в вашем внимании, и они не хотят отказываться от общения, а лишь избегают вашей грубой критики и обидных замечаний.

Этот ресурс для тех, кто хочет вырастить своих детей счастливыми.

Если наши цели совпадают, то «Добро пожаловать!».

Эта страница – гид по проекту, его азы и принципы.

Существуют тысячи книг, лекции и статей о воспитании детей.

Чем «Детология» выделяется из общей массы?

Системой!

Это не набор советов, а новый взгляд на старые проблемы.

Все вы слышали о пирамиде потребностей Абрахама Маслоу.

Маслоу разработал эту концепцию, но он изучал взрослых.

Она идеально подходит для того, чтобы понять, что делает человека счастливым, а что — несчастным.

Я адаптировала теорию Маслоу для воспитания счастливых детей.

Любой каприз, страх, непослушание, агрессия и т.п. объясняется этой теорией.

И более того, благодаря представлениям о потребностях вашего ребёнка, вы можете не только понять его поведение, но и исправить !

Вы можете сами узнать,
насколько счастлив ваш ребенок уже сегодня!

ПРИСЛАТЬ ТЕСТ?

ХОЧУ ПРОВЕРИТЬ СЕБЯ!

Отлично! Письмо подтверждения выслано на ваш e-mail!

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Как это работает?!

Смотрите видео или читайте объяснение.

Для понимания нам нужно разобраться с некоторыми понятиями.

Истинные потребности – это врожденные желания каждого человека, будь то голод или желание учиться.

Всего истинных потребностей по Маслоу пять:


У детей, как и у взрослых, есть глубинные, истинные потребности; и постоянное их удовлетворение закономерно приводит к формированию здоровой личности.

Маслоу называл людей с высокой степенью удовлетворения потребностей высокоактуализированными людьми, т.е. людьми, которые максимально раскрыли свой потенциал.

Маслоу: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято».

Фрустрация — неудовлетворение потребностей, приводит к тому, что ребенок растет несчастным. Систематическая фрустрация потребности приводит к торможению и искажению формирования личности ребёнка.

Маслоу: «Неудовлетворенная потребность вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы».

Узнайте о важности детских потребностей!

Физиологические потребности – это основание в пирамиде.

Замечали, что дети во время болезни или при недосыпе становятся капризными? Вот это самый простой пример фрустрации физиологических потребностей растущего организма.

Проблемы со здоровьем всегда накладывают отпечаток на личность ребёнка.

Так как это фрустрация базовой потребности, то, как снежный ком, она влечёт за собой фрустрацию и других потребностей.

Без крепкого фундамента дом рухнет.

И при фрустрациях вышестоящих потребностей зачастую в первую очередь достается физиологии.


Это болезни от нервов, т.е. если банально, то ребенок перевозбудился, перенервничал и заболел.

Но это может быть разово, а может быть закономерностью, которая конкретно так портит жизнь всем членам семьи.

Подробнее в видео:

Потребности в безопасности

«потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности» (А.Маслоу).

К каким последствиям ведет неудовлетворенность потребности в безопасности?

1) К общему чувству тревоги, которое может выливаться в

2)К нарушению аппетита и сна, т.е. физиологических потребностей.

3) К зависимости от родителей, т.е. не происходит самоактуализация ребенка. Ребенок ничего не может сделать сам, спит с родителями, и т.п.

4) Это может быть непослушание, в поисках стабильных границ.

Полную картину я раскрываю здесь:

Потребность в любви база для построения доверительных отношений с ребенком. Это потребность ребенка в безусловной любви родителей.

К сожалению, большинство тех, кто сейчас уже стал родителями, сами в детстве не знали безусловной любви.

Если вас постоянно одергивали,
навешивали ярлыки,
пытались из вас вылепить какого-то человека,
порицали за слезы и гнев,
требовали от вас каких-то результатов, и т.п.
то значит, и вы выросли в условиях фрустрации потребности в любви.

И вроде вполне себе счастливы, да?

Без всего этого вы были бы гораздо счастливее.



Потребность в социализации – желание быть частью коллектива.

Это одна из высших потребностей.

Один ребенок может воевать за место под солнцем.

Он может агрессивно отстаивать свое, драться, обзываться и т.п. И каждый раз получать негативную оценку своему поведению, и вероятно своей личности в целом.

Отсюда пойдет уже фрустрация потребности принятия и любви, а этот сценарий мы уже обсуждали.

Другой ребенок, наоборот, замкнется, постарается стать серым и незаметным. Здесь другая опасность.

Такой ребенок с большой вероятностью станет зависимым от кого-то, т.е. потеряет свою самостоятельность.

В чем суть родительской помощи детям? Смотрите в видео:

Потребность в самоактуализации – это многоуровневая потребность. Здесь и потребность в самостоятельности, и в познании, и в справедливости, эстетике, самовыражении и т.п.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители, это несамостоятельность, лень, отсутствие желания учиться.

Всё это следствия фрустраций!

Что вызывает фрустрацию потребности в самоактуализации, я рассказываю в видео:

Как же вырастить ребёнка счастливым?

Теперь вы понимаете, что плохое поведение, конфликты, непослушание и т.д. – это всё признаки фрустраций.

А значит, вы можете перестать ходить вокруг да около, сможете вырваться из замкнутого круга и наконец-то удовлетворить истинные потребности ребёнка.

Система потребностей позволяет разложить всё по полочкам!

Конечно, одного знания о самих потребностях мало.

Это лишь начало вашего пути.

И движетесь вы в правильном направлении.

Что еще почитать