Ребенка оскорбляют в школе дети что делать. Что делать, если ребёнка обижают в школе? Что делать, если насмешки продолжаются

Школа - это важная ступень в жизни любого человека. От ощущения комфорта и уверенности в себе зависит развитие способностей сына или дочери и желание учиться. В том, что делать родителям, если ребенка обижают в школе, поможет разобраться психология. В такой ситуации ни в коем случае нельзя пускать дело на самотек.

Ребенка обижают в школе: что делать родителям, каковы признаки изгоя

Школьнику очень трудно сосредоточить свое внимание на занятиях, если он вдруг стал объектом насмешек в классе. А если такие обиды перерастают во что-то более серьезное, то их последствия могут сломать ребенка. Он в будущем не сможет принимать решения, озлобится на весь мир и не сможет никому доверять.

Как же родителям понять, что дело неладно, если чадо не признается? Есть несколько признаков, по которым это становится очевидным :

  1. Школьник всячески пытается остаться дома, не хочет идти на учебу, его успеваемость резко падает.
  2. Малыш находится по будням в подавленном состоянии, а в выходные настроение налаживается.
  3. Присутствуют внешние признаки - испорчены вещи, на теле есть следы побоев.
  4. Ребенок жалуется на головные боли, что может быть симптомом психологической проблемы.

Выбор жертвы

Многие люди думают, что травле подвержены люди, которые отличаются от других своей внешностью или социальным статусом. На самом деле высмеивать могут любого человека. Стоит только раз оступиться - репутации конец. Различный доход или особенности внешности не могут влиять на травлю и обуславливать ее. Намного большее значение имеют семейные отношения.

Если человек умеет давать отпор, он спокоен и самоуверен, то любые шутки над ним очень быстро прекращаются. Нападкам чаще всего поддаются :

Чтобы малыш чувствовал себя комфортно в любом обществе, родители должны воспитывать в нем чувство достоинства и уверенности в себе. Тогда в семье не возникнет вопрос о том, что делать, если в школе обижают сына или дочь.

Ошибки родителей

Родители, задумываясь над тем, как поступить, если ребенка обижают в школе, должны понимать, что неверными действиями они могут навредить школьнику.

Не стоит делать следующее :

Если ребенка обижают в школе, советы психолога всегда будут кстати. Можно обратиться к нему за консультацией или привести на нее школьника. Возможно, специалист найдет к нему подход и разберется в проблеме лучше родителей.

Неотложная помощь

Прежде всего нужно трезво оценить ситуацию и величину проблемы.

Помочь может :

Правила развития успешного человека

Чтобы развить в ребенке силу воли, уверенность и успешность, родителям не нужны специальные знания и умения.


  1. Родители должны постоянно восхищаться ребенком, даже если он не достиг чего-то особенного. Приложенные усилия к чему бы то ни было всегда должны быть отмечены. Только тогда он не будет бояться нового.
  2. Чрезмерная опека всегда вредит человеку и лишает его возможности брать ответственность на себя.
  3. Не стоит ждать от малыша больше, чем он может сделать в своем возрасте.
  4. Необходимо позволять задавать любые вопросы, ведь любопытство - одно из упражнений для умственного и личностного развития.
  5. Не стоит злиться и критиковать чадо. Говорить о том, что он сделал нечто плохое, нужно обязательно, но при этом нужно предлагать малышу пути решения и поддерживать его.
  6. Не нужно перегибать со строгостью. Родительский авторитет нужно сохранять, но излишняя требовательность только навредит.
  7. Обязательно нужно учить дитя настойчивости и говорить о том, что не стоит сдаваться при первом поражении, ведь не все приходит сразу.

Любой родитель хочет своему чаду счастья и здоровья, а для этого нужно действовать сообща. Гораздо проще заниматься профилактикой, чем лечить. Нельзя равнодушно относиться к проблемам ребенка.

Родители всегда должны объяснять ребенку, что делать, если тебя обижают в школе, и всячески помогать ему в решении проблемы . Если вашего ребенка травят в любом социуме, будь то школа, спортивная секция или дворовая компания, не оставайтесь в стороне.

Не всем детям, к сожалению, везет оказаться в классе, где все дружат. Ситуация довольно редкая. В основном, обязательно находятся несколько человек, которые хулиганят и дразнят остальных детей. Что делать, если ребенка обижают в школе, как реагировать, с кем разбираться и как вести себя в данной ситуации родителям? Попробуем сегодня разобраться в этой теме.

Как вовремя определить, что ребенка обижают в школе

Дети совсем нечасто обращаются к родителям за помощью. Иногда им стыдно признаться, что их обижают, а иногда просто боятся жаловаться. Боятся, что родители пойдут в школу разбираться с обидчиками, а потом станет еще хуже. Бывают случаи, когда детская жестокость переходит все границы, и ребенок просто запуган. Как же понять, что действительно у вашего сына или дочери есть серьезные проблемы?

  1. Отказ идти на учебу. Эта ситуация сразу должна насторожить маму и папу, потому что основной и настоящей причиной могут быть не проблемы с учебой, а потому что ребенку плохо в школе и в коллективе. Дети не хотят делиться такими проблемами с родителями, часто замыкаются, и их успеваемость стремительно падает.
  2. Иногда родители даже не знают, что их дитя прогуливает уроки или что ситуация уже критическая, пока ребенок не начинает приходить домой с синяками и ссадинами, и весь в слезах.
  3. Если сын или дочь уже с утра начинают придумывать повод, чтобы не идти на уроки, то стоит начать беседу, только в спокойном тоне. Если у вас в семье доверительные отношения, то, скорей всего, ребенок поделится переживаниями. Но, если отношения с отпрыском у вас натянутые, то особо не ждите его откровений.
  4. Регулярные опоздания, плохие отметки должны насторожить любого родителя. Если сын или дочь находятся в подростковом возрасте, то не списывайте все на кризис. Возможно, ситуация несколько иная, и требуется ваше непосредственное вмешательство.

5. Осматривайте периодически вещи ребенка. Если часто ваш ученик приходит в грязной и измятой одежде, у него постоянно ломаются или исчезают личные вещи, то этот тревожный звонок придется принять и перестать закрывать глаза.

Кто из детей наиболее часто подвергается унижению в школе

В группу «обиженных и оскорбленных» могут попасть все дети. Многое зависит от воспитания и атмосферы в семье, отношений между родителями и детьми. Иногда мамы и папы, сами того не желая, могут быть причиной того, что их дети подвергнутся насилию и издевательствам со стороны одноклассников.

  • Очень часто предметом насмешек и оскорблений становятся какие — то внешние недостатки ребенка: плохие зубы, торчащие уши, лишний вес или маленький (высокий) рост. Другая национальность и, соответственно, другие привычки и традиции вызывают раздражение, и желание поиздеваться у других детей в классе.
  • Когда вы в силу каких — то причин поменяли школу, а в старой ваш ребенок был лидером, то в новом коллективе лидирующие позиции ему завоевать будет крайне сложно. Ведь ни друзей, ни приятелей в классе у него еще нет. А могут и не появиться, если вы не проведете со своим сыном или дочерью беседу. Поддержите ребенка и объясните, что необязательно быть лидером, чтобы тебя уважали. Достаточно быть интересной личностью и воспитанным, доброжелательным человеком.
  • Если ребенок сам конфликтный. Драчливость у мальчиков не является чем — то необычным, поэтому приглядитесь. Если после такой потасовки ваш сын вполне нормально себя ведет, и не замыкается в себе, значит ничего особо страшного не произошло. Хотя, если такие ситуации происходят регулярно, то придется пойти в школу и узнать, что происходит на самом деле. Возможно, что ваш забияка сам провоцирует конфликты в классе и является зачинщиком распрей.

В таком случае следует провести воспитательную беседу с ребенком дома, ограничить компьютерные игры, которые активно развивают жестокость в детях, а насилие, в том числе и физическое, пропагандируют как норму поведения.

  • Особенно негативно относятся к детям из неблагополучных семей. У них обычно нет дорогих вещей, телефонов, они выглядят неухоженными, и часто плохо учатся.
  • Если ребенок тихий, неактивный и не научен давать отпор, то этим могут воспользоваться те, у которых дома привыкли к хамству и наглости. В таком случае вам необходимо прийти в школу и выяснить обстоятельства. При необходимости нужно встретиться с родителями этих детей и с классным руководителем. Вы должны встать на защиту своего ребенка.
  • Особенной группой являются дети с психологическими проблемами или дети холерического темперамента. Вывести такого ребенка из себя можно за считанные минуты. А потом начинается такая революция, что не всегда справиться могут педагоги со стажем. У одноклассников такие ситуации вызывают неподдельный интерес и оживление. Поэтому если ваш сын или дочь — холерики и легко возбудимые дети, то следует предупредить учителей, а, если понадобиться, то и одноклассников.

Бывают и совершенно неожиданные поводы, особенно в старших классах: безответная любовь, какие -то случаи, где с ребенком случился казус или недоразумение. Это способно привести к тому, что детская жестокость и стадность в лице одноклассников будет изводить несчастное дитя долгое время, пока не вмешаются взрослые.

Советы родителям, что нужно делать, если ребёнка обижают в школе

1. Многие занятые папы и мамы до последнего не вмешиваются, пока на дежурный вопрос: «Как дела в школе?» узнают, что именно там их ребенок уже давно не появляется. Не доводите ситуацию до критической точки. Потому что потом будет крайне трудно помочь ребенку вернуться в нормальное психоэмоциональное состояние.

2. Родителям стоит найти ту золотую середину, когда внешнее спокойствие их ничем не выдаст тревогу и уже предпринятые действия по нормализации ситуации. С одной стороны, вы должны дать возможность детям научиться самим принимать решения и отстаивать себя. Но, с другой, когда вы видите, что сын иди дочь подвергаются физическому насилию и жестокость детей вышла за рамки дозволенного в классе, вы просто обязаны реагировать.

3. Спросите у ребёнка кто его обижает. Уточните, это делает один человек или несколько. Насколько давно всё это происходит и как реагирует он сам на подобные действия обидчиков. Все эти сведения необходимы вам, для того что бы вы смогли скорректировать своё поведение, а также сына или дочки в данной ситуации. Возможно, будет достаточно побеседовать с ребёнком дома, а в сложных случаях придётся подключить педагога и школьного психолога.

4. Если к оскорблениям добавляется и телесные унижения, необходимо срочно бить тревогу. В ваши родительские обязанности входит прямая защита вашего ребенка, беседы с ним наедине, беседы с классным руководителем, с детьми, которые обижают, и с их родителями. Охватите всех, кто, так или иначе, причастен к избиениям и оскорблениям.

5. Важно в беседе с ребенком акцентировать внимание на том, что на насмешки и обидные слова нужно отвечать не слезами и ответными обидами, а совершенно спокойно, то есть не вестись на провокации. Тогда такой человек автоматически перестает вызывать интерес, ведь он не кричит, не лезет в драку, а проявляет силу и достоинство.

6. Часто нападкам, со стороны других учеников, подвергаются дети слишком застенчивые или домоседы. Постарайтесь максимально социализировать такого ребёнка. Запишите его в спортивную или другу секцию по интересам. Там ваш сын или дочь смогут найти себе новых друзей, получат новые знания и умения, что в значительной степени повысит его самооценку. Постепенно и отношение в школе к ребёнку изменится в лучшую сторону.

7. Тот же совет касается и слишком агрессивных детей. У которых так же, как и у застенчивых страдает самооценка. Они пытаются привлечь к себе внимание негативными поступками. В ответ получают то же самое. Записав такого ребёнка в спортивную секцию, вы решите сразу несколько проблем: повысите самооценку своего сына или дочери, сделайте его более спокойным человеком, которому больше не нужно ничего доказывать. Если ребёнок получил награду в соревнованиях или конкурсах, принесите в школу. На линейках и классных часах учителя обычно обязательно говорят об этом.

8. Иногда дети подвергаются насилию со стороны других учеников, потому что не умеют общаться. Научите своего ребёнка нескольким приёмом эффективного общения. Проговорите с ним ситуации, в которых он мог бы применить новые навыки. Постарайтесь почаще выходить с ним туда, где он сможет много общаться, знакомиться с новыми людьми.

9. Научите своих детей поддерживать других. Ребёнок, который может сказать другому человеку: «Ты отлично бегаешь!» или «Классный бросок, молодец!» — всегда имеет верных и надёжных друзей. Хотите, чтобы у вашего сына или дочери было много друзей, научите его этому простому приему позитивного общения.

10. Постарайтесь, чтобы ребенок всегда был опрятным, и у него были карманные деньги на буфет и на какие — то свои нужные мелочи. Если ваш ребёнок перешёл в другую школу, вы можете пригласить новых одноклассников в гости, чтобы дети могли ближе познакомиться. Помогите ребенку быстрее адаптироваться.

Заключение

В современном мире дети под влиянием постоянных сцен насилия и жестокости, демонстрируемых с экранов телевизора, в интернете, могут дойти до очень жестоких поступков. А педагоги, к которым уважительное отношение ни воспитывается родителями, не имеют зачастую никакого авторитета и ни могут повлиять на ситуацию. Что делать, если ребенка обижают в школе, может подсказать психолог семейный или школьный.

Чтобы в классе ребенок чувствовал себя комфортно, необходимо регулярно интересоваться его делами, ходить в школу на родительские собрания и на беседы с учителями. Не демонстративно, но достойно поддерживайте и защищайте ребенка, не стойте в стороне.

Попытайтесь сделать так, чтобы ваш сын или дочь всегда приходили в школу чистыми и опрятными. Если есть проблемы с внешностью у вашего ребенка (плохие зубы, лишний вес), то ваша прямая обязанность их решать. Защищайте ребенка не только на словах, но и на деле.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

(5 оценок, среднее: 5,00 из 5)


К сожалению, мы живем в жестоком мире, в котором даже школьник может оказаться «жертвой» для своих одноклассников. И дети зачастую не ограничиваются одними лишь оскорблениями, они начинают унижать, шантажировать и избивать того, кого выбрали изгоем. Но что делать, если ребенка обижают в школе ?

Как поступать родителям в этой ситуации? Как помочь своей дочери или сыну?

Давайте начнем по порядку и сначала попробуем проанализировать за что ребенка могут обижать в школе .

За что обижают ребенка его одноклассники?

Как бы страшно это ни звучало, но сейчас, наверное, в каждом классе есть ученик, над которым постоянно смеются и издеваются его же одноклассники.

Происходит это от того, что дети таким образом пытаются самоутвердиться за чужой счет. Ведь если они покажут свою силу, заставят кого-то трястись от страха, то в глазах остальных учеников они станут крутыми, и их репутация резко возрастет.

При этом одноклассники начнут принимать участие в унижениях «изгоя» лишь для того, чтобы стать другом «крутого» хулигана. А если они вдруг встанут на сторону «жертвы», то рискуют сами же оказаться объектом насмешек и издевательств.

Печально, конечно, но это именно так.

В основном дети осознанно выбирают ученика, над которым продолжают издевательства на протяжении всей школьной жизни. И, как правило, в категорию «изгоев» можно попасть, обладая следующими критериями:

  • Нетипичная внешность , сильно отличающаяся от других. Это слишком высокие или, наоборот, слишком низкие по росту дети, которым в итоге дают прозвища «дылда» и «карлик». Это толстые, прыщавые или имеющие заметный дефект во внешности (сильно оттопыренные уши, косоватые глаза, слишком длинный или горбатый нос) подростки.
  • «Забитый» характер . Это слишком скромные, стеснительные, неуверенные в себе дети, которые не способны дать отпор обидчику, чем тот в свою очередь и пользуется.
  • Агрессивное поведение и конфликтность . Если ребенок начинает проявлять агрессию к каждому, кто его случайно толкнул или как-то резко высказался, то он становится не хулиганом, а наоборот, изгоем. Ведь те, кого он обидел просто объединяются между собой и начинают свою месть в виде оскорблений и унижений. И даже если ребенок обладает сильным характером, имеет неплохие физические навыки, то с толпой ему уже справиться невозможно. Поэтому если он затевает драку, то в борьбе оказывается один против всех.
  • Медлительность и невнимательность . Таких детей одноклассники часто любят разыгрывать, причем иногда шутки бывают далеко небезобидными. Дело в том, что учеников просто забавляет нелепая реакция ребенка на тот или иной «прикол».
  • Многие стараются одеваться стильно и модно, но увы, не у каждого ребенка родители могут похвастаться хорошими доходами. В итоге дети просто вынуждены носить дешевую одежду, которая, например, может нелепо сочетаться с обувью (хотя вопрос «сочетания-не сочетания» настолько субъективен). И, конечно же, для одноклассников это является еще одной причиной поунижать ученика, который для них является «нищим».
  • Лидерский характер. Да, нередко бывает и такое. Получается, что даже волевые и сильные по характеру люди могут стать «изгоями». Как правило, такое происходит только в тех случаях, когда ребенок, попадая в новый коллектив, пытается взять власть в свои руки (активно предлагает интересные идеи, пытается убедить всех в правильности своей точки зрения). Он просто переходит дорогу действующему лидеру, который, не желая уступать свое место другому, начинает настраивать «свою» свиту против него.

Разумеется, стать объектом насмешек может абсолютно любой ученик. И часто даже нелепая публичная ошибка, по секрету рассказанная история или кем-то придуманная сплетня, могут на долгие годы «отравить» жизнь ребенку в школе.

Как определить, что ребенка обижают в школе?

Именно поэтому родителям важно самим определить, что их ребенок стал объектом унижений, причем сделать это нужно как можно раньше.

Итак, как понять, что ребенка обижают в школе :

  1. он приходит домой в плохом настроении: грустный, печальный, озлобленный; он часто опаздывает на уроки, несмотря на то, что из дома уходит вовремя;
  2. он начинает хуже учиться и вместо привычных пятерок в дневнике оказываются тройки и даже двойки;
  3. он ищет причины, чтобы не пойти в школу, ссылаясь на плохое самочувствие или отсутствие уроков в этот день;
  4. он постоянно «теряет» личные вещи: ручки, тетради, ластики;
  5. он возвращается домой с грязным портфелем или в порванной одежде, уверяя при этом родителей, что якобы случайно упал в лужу или его обрызгала машина.

Действие или Бездействие?

Итак, все мы понимаем, что школа — это некий жизненный этап для любого человека, пройдя через который он станет взрослым. Но как известно, на любом пути встречаются препятствия, преодолевая которые мы становимся сильнее, опытнее и мудрее.

И дети не являются исключением.

Однако, если взрослые будут постоянно контролировать их шаги, вовремя убирая «грабли» из под ног, или вовсе решать проблемы своего чада, то в итоге, когда ребенок вырастет — он станет несамостоятельным и будет не способен справляться с трудностями сам.

Ведь даже мы порой благодарны своим прошлым «ошибкам» за то, что они изменили нас и сделали в чем-то сильнее.

Но одно дело, когда ребенок сталкивается с небольшими трудностями (ссора с другом, поражение в соревновании, двойка по истории), и другое — когда он оказывается в опасной проблеме, становясь «изгоем» в своем классе.

Допустим, вы уже узнали об этой ситуации, и теперь вас наверняка мучает вопрос: вмешиваться или позволить ребенку самому решить свои проблемы?

Давайте, почитаем две реальные истории, которые дадут ответ на ваш вопрос.

История первая. Мальчик Андрей был изгоем в своем классе, ребята постоянно шутили над ним, оскорбляли, унижали и били.

Возвращаясь домой, мальчик не находил поддержки со стороны матери, ведь она относилась безразлично к проблемам своего сына.

Возможно, она хотела воспитать в нем самостоятельность или просто она уделяла все свое внимание сестре Андрея, которая была младше своего брата на 7 лет.

Так или иначе он был слишком одинок, ведь ни один человек в этом мире не мог поддержать его, утешить и защитить. А ведь Андрей так мечтал стать счастливым, он хотел быть известным политиком…

Но унижения продолжались и тогда, когда мальчик вырос: однокурсники избивали его, девушки смеялись, коллеги по работе презирали.

Андрей «сломался».

Он, конечно женился в дальнейшем, и у него родилось двое детей, которых он любил до безумия, но «прошлая жизнь» его все-таки погубила.

Нет, он не сделал с с собой ничего плохого и даже сумел прославиться на весь мир.

Но кому нужна такая слава? Ведь этот мальчик — Андрей Чикатило , от рук которого погибло более 50 человек, и в основном это были дети от 7 до 17 лет.

История вторая. Американский мальчик Стивен тоже был «изгоем» в своем классе.

Ученики издевались над ним, причем порой очень жестоко, но когда он возвращался домой, то вместо безразличия получал материнскую поддержку.

Мама сильно любила своего сына, заботилась о нем и всячески старалась, чтобы мальчик был счастлив хотя бы дома.

В итоге любовь не позволила ему «сломаться», и повзрослев, мальчик стал Стивеном Кингом — известным писателем, одним из богатейших людей в мире.

Вывод — не бездействуйте!

Конечно, очень обидно, если весь класс ополчился против вашего ребенка, поэтому в такой ситуации только вы способны помочь ему.

Ни в коем случае НЕ БЕЗДЕЙСТВУЙТЕ, ведь постоянные насмешки одноклассников могут морально покалечить маленького человечка.

Как помочь ребенку?

Многие родители, узнав о том, что их любимого ребенка обижают одноклассники, в первую очередь пытаются лично побеседовать с «обидчиками» или с их родственниками.

Возможно, разговор подействует, но только в том случае, если дети учатся в начальных классах. Но и то не исключено, что повзрослев, они вновь не начнут издеваться над ребенком.

А если ваш сын или дочь уже являются подростками, то беседа с их одноклассниками, наоборот, спровоцируют учеников на более жестокие издевательства.

Дело в том, что в переходном возрасте дети уже не особо прислушиваются к взрослым, и в большинстве случаев они делают то, что хотят сами.

Поэтому, «попросив» их не трогать вашего ребенка, они назло начнут сильнее запугивать его, обвинять в «стукачестве» и шантажировать побоями, если он вдруг вновь решит кому-либо пожаловаться.

Поэтому, если вы действительно хотите помочь своему чаду, то для начала обсудите проблему с ним и проанализируйте ее, чтобы отыскать верное решение.

Давайте попробуем составить наш план решения возникших проблем:

1. Беседа с ребенком. Разумеется, ребенку этот разговор будет весьма неприятен, особенно, если он скрывает от вас факт издевательства над собой в школе.

Но тем не менее, вы должны обсудить с ним проблему и предложить свою помощь.

Только ни в коем случае не давите на своего ребенка, наоборот, постарайтесь сделать так, чтобы он сам доверился вам. Покажите ему, что вы друг для него, и что вы интересуетесь проблемами не для того, чтобы удовлетворить свое любопытство, а для того, чтобы действительно помочь ему.

И для полной убедительности расскажите реальную историю из своей жизни, где вы либо оказались в такой же ситуации, либо столкнулись с не менее серьезной проблемой.

Доверьтесь ему сами, и тогда ваш ребенок доверится вам.

2. Анализ проблемы. Затем вам нужно проанализировать проблему и понять, из-за чего именно одноклассники стали издеваться над вашим ребенком.

Как правило, причина очевидна — детям просто «нравится» его реакция на оскорбления.

Конечно, изначально они всегда цепляются за внешность (длинный нос, маленький рост, кривые ноги), за характер (агрессивность, скромность, стеснительность), за совершенные ошибки (нелепые публичные оговорки), за неумение что-то делать (красиво рисовать, хорошо играть в футбол, плавать), но в конечном итоге именно из-за реакции ребенка они решают — продолжать над ним издевательства или нет. То есть, если ученик не способен дать сдачи обидчику (не обязательно физической, часто достаточно просто «подобрать нужные слова»), и получая оскорбления в свой адрес, он начинает плакать, выполнять требования хулигана или жаловаться, то дети ради этого его постоянно будут обижать.

3. Устранение причины проблемы. Если причина, по которой одноклассники ополчились против вашего ребенка ясна, то можно попытаться исправить ее.

Нетипичная внешность. Внешность каждому дана от природы и, как правило, без хирургического вмешательства ее изменить невозможно. Но можно поменять внутреннее психологическое состояние ребенка. А также внешний вид ребенка. Например, постараться одевать ребенка очень стильно и со вкусом. Чтобы его сверстники могли только завидовать такому модному «прикиду». И детские комплексы пройдут сами собой. Не понадобятся никакие кардинальные меры. Ведь ребенок станет модным и уверенным в себе.

Забитый характер. Как правило, в подростковом возрасте характер у ребенка уже сформирован и изменить его очень сложно. Ведь даже скромные дети понимают, что именно их стеснительность и боязнь «ответить» обидчику сделали из них «изгоев», но, увы, поменять себя они не могут.

На самом деле есть способы даже в такой ситуации помочь ребенку, и они описаны пунктах 4 — 7 нашего с Вами плана.

Агрессивное поведение. Если ребенок всегда агрессивно реагирует на замечания (даже сказанные по делу), на случайные толчки, на нежелание принимать его точку зрения, то вы должны научить его более уважительно относиться к окружающим.

Объясните, что мир не вертится только вокруг него, и своим поведение он делает хуже только себе. И в следующий раз, если кто-то сделает ему замечание, пускай он не огрызается, а выслушает его. Если кто-то случайно толкнет, то пускай «простит» своего обидчика. А если кто-то выскажет свое мнение, то пускай он выслушает его и расскажет о своей точке зрения, но ни в коем случае не начнет заставлять всех с ней соглашаться. Ведь как говорится: «сколько человек — столько и мнений».

Медлительность и невнимательность. Исправить эти недостатки у ребенка относительно не сложно, обычно достаточно лишь записать его в секцию, которая разовьет реакцию (настольный теннис, боевые искусства, баскетбол) и скорость (легкая атлетика, футбол, лыжный спорт). Также можно и дома выполнять подходящие упражнения, нацеленные на развитие данных навыков.

Неаккуратность и неряшливость. После серьезного разговора ребенок может осознать, что именно неряшливость сделала из него «изгоя» в классе, и скорее всего, попытается исправиться. Ведь следить за своей гигиеной и чистотой не так-то и сложно. Правда, для малообеспеченных семей это может стать настоящей проблемой, так как они из-за финансовых трудностей не всегда могут купить ребенку даже нужные вещи. Но если дело уже касается оскорблений, то в такой ситуации все-таки стоит «раскошелиться» на новую одежду для ребенка.

Лидерский характер. Когда ребенок от природы лидер, то ему сложно смириться с тем, что в компании есть кто-то главнее его. Но если вы переводите его в новую школу, то постарайтесь объяснить, что в первое время ему не следует даже пытаться взять власть в свои руки. Ведь для остальных учеников он не является пока что авторитетом. Пускай сперва он сдружится с одноклассниками, получит их уважение, и тогда даже стремление стать главным не сделает уже из него «изгоя».

4. Помощь психолога. Не во всех, но в некоторых ситуациях помощь психолога просто необходима, особенно, если одноклассники начинают «ломать» ребенка. Если он боится ходить в школу, вздрагивает при неожиданных прикосновениях, с опаской всматривается в толпу, боясь встретить очередного «хулигана», то значит психика его уже слегка нарушена, и если вовремя не обратиться к специалисту, то последствия могут быть самыми ужасными (о них даже страшно говорить).

Многие секции способны воспитать определенные навыки у ребенка (сила, скорость, реакция, логика, ораторская речь), которых, возможно, ему как раз и не хватает, чтобы справиться с издевательствами над собой. Поэтому целесообразнее записать его на какой-либо кружок, который не только поможет приобрести нужные навыки, но и позволит найти хороших друзей с общими интересами.

Важно! Если у вашего ребенка замкнутый характер, он не очень общительный, то лучше рекомендуйте ему заниматься индивидуальными видами спорта, желательно единоборствами.

6. Фильмы и книги. Когда ребенок свободен обязательно покажите ему фильм или дайте почитать книгу, где герои столкнулись с такой же проблемой, как и он. Как правило, персонажи поначалу терпят насмешки, но в конечном итоге преодолевают все трудности, добиваясь неплохих успехов в жизни. Возможно, чужие истории придадут уверенности вашему ребенку и он сможет повторить подвиг своего «героя».

7. Помощь влиятельного ученика. В каждом классе есть свои лидеры, и, как правило, вся школа знает о них.

Поэтому если вашего ребенка обижают, то можно попытаться попросить какого-либо старшеклассника помочь вашему ребенку.

Если влиятельный мальчишка не согласится защитить вашего пятиклассника «просто так», то возможно небольшое финансовое вознаграждение его убедит.

Ему достаточно лишь будет «припугнуть» главного хулигана, и объяснить, что если он еще раз тронет вашего ребенка, то за последствия будет отвечать не только он, но и вся его свита.

Как правило, страх оказаться побитым самому, заставит хулигана прекратить издевательства над одноклассником.

8. Смена школы. Разумеется, проще всего уйти от проблемы, отправив ребенка учиться в другую школу. Но на самом деле это не выход из ситуации. Ведь если в первой школе он по каким-то причинам стал «изгоем», то не исключено, что и во второй школе он вновь не станет «жертвой» своих одноклассников.

Поэтому первым делом все-таки попытайтесь разобраться с ситуацией, ну а потом, уже можно перевести ребенка и в другую школу. Если он, конечно, сам не захочет продолжить обучение с теми, кто его постоянно обижал.

9. Заявление. Когда издевательства доходят уже до избиений ребенка и постоянной порчи его вещей, то в данной ситуации нужно прибегать к серьезным методам борьбы с хулиганами. Не стесняйтесь обращаться в полицию, напишите заявление инспектору по делам несовершеннолетних, а также заявление на имя директора. Отправьте письмо с жалобой в министерство образования, в местный департамент образования, во все возможные инстанции, а также родителям хулиганов.

Ведь до тех пор пока дети будут чувствовать свою безнаказанность — они будут продолжать издевательства над вашим ребенком.

Поэтому БОРИТЕСЬ за него всеми методами! ИДИТЕ ДО КОНЦА и ДОБИВАЙТЕСЬ того, чтобы хулиганов исключили из школы, чтобы их наказали! И помните, что в данной ситуации нельзя терять ни минуты, так как с каждым днем, ученики «ломают» психику вашего ребенка, «ломают» его собственное «Я».

Ведь в подобных ситуациях бездействие может привести к весьма плачевным результатам.

Кроме всего прочего, школа для ребенка - это место, где он впервые остается на какое-то, пусть небольшое, время без присмотра взрослых, вместе со своими одноклассниками. Но как быть, если отношения с одноклассниками не складываются? Если другие дети - это не друзья и товарищи, а источник тревоги и даже опасности?

Проблема насилия в школе в последние годы стоит особенно остро. И всем родителям необходимо задуматься, что можно предпринять, чтобы избежать детских конфликтов. Прежде всего, необходимо обратить внимание на обстановку в семье. Чаще всего жертвой насилия в школе становится ребенок, в чьей семье часто случаются ссоры, где привычным является общение на повышенных тонах. Дети, растущие в таких условиях усваивают такую модель поведения как стандартную и автоматически переносят ее на новую среду, что существенно затрудняет общение.

Если в семье властные, авторитарные родители, которые полностью подавляют волю своего ребенка и принимают за него все решения, то такой ребенок также попадает в категорию детей, чаще всего подвергаемых насмешкам и даже побоям одноклассников.

Поэтому в первую очередь обратите внимания на то, какова атмосфера внутри семьи, может быть именно это стало предпосылкой для непростых отношений Вашего ребенка с одноклассниками.

Однако зачастую конфликты случаются и у детей из благополучных семей, особенно если Ваш ребенок особенный: отличается от других детей ростом, весом, нестандартной внешностью, или же просто определенными чертами характера и поведения. Нападкам в школе может повергаться и слишком маленький, и слишком высокий, слишком полный или слишком худой, рыжеволосый, очкарик, слишком застенчивый или слишком обидчивый ребенок. Но даже если Ваш малыш не обладает ни одной из этих черт, все равно стоит поинтересоваться, каковы взаимоотношения Вашего ребенка с остальными детьми. Если Вы узнаете, что Ваш сын или дочь стали объектом насмешек, нужно немедленно вмешаться в ситуацию, потому что насмешки часто перерастают в более серьезную проблему - детское насилие. Необходимо внимательно изучить поведение ребенка в первые дни в школе. Необязательно это будет открытая травля или насилие, это может быть и пассивное неприятие (нежелание сидеть за одной партой, играть в одной команде) или игнорирование ребенка (не замечать его, не обращать на него внимания). Все это травмирует детей не меньше, чем придирки и насмешки.

Как же противостоять детским конфликтам в школе и помочь ребенку?

Многие из родителей в такой ситуации предлагают ребенку справиться самому, дабы развить в нем самостоятельность. Если это всего лишь мелкий конфликт с кем-то из одноклассников, который не приводит к серьезным последствиям, это может быть действительно неплохой метод. Однако если проблема глубже и ребенок находится в противостоянии с большой группой детей или со всем классом, без помощи родителей и учителя ему не обойтись.

Бывает и обратное решение - пойти и урегулировать конфликт самим. В такой ситуации родители могут отчитать хулиганов, что приводит к негативным последствиям: обидчики начинают угрожать своей жертве расправой за сообщение о конфликте родителям. Попытки родителей разобраться в ситуации с родителями обидчиков тоже чаще всего ни к чему не приводят.

Психологи в этой непростой ситуации советуют научить ребенка защищать себя самостоятельно. Причем имеется в виду не физическая сила, потому что силовые методы обычно оказываются неэффективны против морального насилия. Хотя безусловно иногда занятия спортом могут стать лучшим выходом: например, если Вашего ребенка дразнят из-за лишнего веса или неловкости, занятия спортом могут помочь ему развить силу, ловкость, похудеть и приобрести уверенность в себе. Но самое главное - научить ребенка уважать себя как личность, только в таком случае ребенок сможет заставить окружающих уважать себя. И в этом Вы тоже должны помочь ему. Ребенок осознает свою индивидуальность через осознание себя "таким как все". В этом смысле иногда полезно пойти у него на поводу: если ребенка смущает что-то из его вещей, одежды и он хочет, чтобы было "как у ребят", попробуйте сделать так, как он хочет - скорее всего, это придаст ему уверенности в себе. Но это не значит, что нужно исполнять все капризы, во всем должна быть мера.

Помогите Вашему ребенку подружиться с одноклассниками. Расспросите его, в какие секции, кружки ходят его новые товарищи. Может быть Вашему малышу будут интересны какие-то из них. Это отличный повод сдружиться с другими детьми на основе общих интересов. Также поощряйте общение детей вне школы, может быть, стоит приглашать время от времени некоторых ребят к себе домой. Особенно хорошо сближают детей общешкольные или классные мероприятия. Проконтролируйте участие Вашего ребенка в таких мероприятиях.

Именно родители могут лучше всего научить ребенка общению со сверстниками, дать ему модель правильного поведения, научить постоять за себя и дать отпор. Но не стремитесь решать все конфликты в одиночку. В сложных ситуациях, когда ребенок стал изгоем в классе, имеет смысл привлечь к решению проблемы учителей, классного руководителя и психологов. Совместные усилия обязательно приведут к успеху и Ваш ребенок станет полноценным членом коллектива, найдет себе друзей и будет комфортно чувствовать себя в школе.

Тперь вы знаете, что делать, если ребёнка обижают в начальной школе одноклассники, советы психолога.

Звонок на перемену. Катя выходит из класса, в дверях её обгоняют одноклассники, задевая плечом, выкрикивают: «Катя- жирная корова!». На другой день в классе стайка ребят подходит к ней, один из них говорит: «Дай молочка!» Катя понимает посыл, но, не зная, что делать, вступает в диалог:

  • У меня нет молока…
  • Как же ты живёшь, корова без молока! - Ребята дружно хохочут, кто-то в приступе смеха сгибается пополам.

На следующий день Катя идёт по коридору, мимо проносятся ребята, на ходу бросают: «Мууу…»

Катя в слезах обращается к учительнице с жалобой, что её дразнят. «Что ж они говорят?» - спрашивает учительница. «Му», - честно и всё ещё с надеждой отвечает Катя. «Ну, это что такое, это вообще не к тебе относится. Ты притягиваешь», - отвечает учительница с облегчением. Занавес.


Арсенал реакций и действий учителя на ситуацию моббинга разнообразен – игнорировать, решительно запрещать, увещевать, беспомощно вопрошать («Дима, ну зачем ты ударил Петю?»), вызывать родителей (чаще всего родителей обижаемого)- но неэффективен.


В Российской школе на настоящий момент нет ни единой российской, ни частной школьной политики в отношении моббинга – травли ученика другими учениками (или учителем и учениками). Но это не означает, что всегда будет так. Кажется, пришла пора менять порядки беспорядки на здоровые позитивные порядки.

Если вы – родитель ученика, и оказалось, что в классе идёт моббинг, то ваш ребенок вовлечён в него безусловно – либо в качестве свидетеля, либо в качестве жертвы, зачинщика или подпевалы. Вероятнее всего, раз вы читаете эту статью, то вы подходите ответственно, и не хотите, чтобы опыт свидетеля разъел душу человека малодушием, опыт гонителя полюбился и впитался, а опыт жертвы оставил болезненные рубцы на памяти и самооценке.

Травля возникает не на пустом месте. Есть предпосылки и причины возникновения травли. И причины находятся в семейной обстановке ребенка, осуществляющего травлю. Предпосылки (порой и причины) возникновения травли в классе формируются в школе.


О семье. В ребенке подросткового возраста нарастает потребность самореализоваться, почувствовать свою значимость. Эта глубокая потребность реализуется, когда человек 1) по движению своей воли делает что-то полезное для других 2) принимает ответственные решения 3) получает положительное подкрепление от родных – уважение, любовь, радость от его успехов и его существования как такового.


Представьте себе старшего сына в многодетной семье, которому родители поручают заботиться о младших и хвалят, поощряют его, поддерживают в его собственных начинаниях. Такого ребенка не вообразишь во главе стайки мобберов.


Если у ребенка нет регулярных ситуаций, где он должен принимать решения, где он помогает и служит людям, если ребёнок не получает поддержки от близких или получает противоречивое послание от родителей, если родители (это может быть очень устроенная семья в материальном и социальном отношении) общаются с ребенком поверхностно, предоставляют его самому себе, или очень давят и прессингуют, то ребенок попытается самореализоваться во зле. Человек, организовывающий травлю другого, получает удовольствие от власти - от злой власти.

Вместе с потребностью в самореализации в подростке проявляется и потребность в принадлежности к группе, в принятии среди сверстников – потребность пережить сплочённость. Учёба в этом не помогает. Дело в том, что учебная деятельность в школе не является групповой. Каждый учится сам для себя параллельно с одноклассником, как в первых цехах средневековья ремесленники трудились каждый над своим заказом, сидя рядом друг с другом. И если конструктивное групповое отсутствует, то дети будут получать удовольствие от сплочения ПРОТИВ кого-то. Это мотив участия в травле «подпевал», он движет ими вместе со страхом и желанием отвести удар от себя.

Важно понимать, что нет причин для травли в ребёнке, против которого она ведётся – есть лишь поводы (телесные особенности, национальность, успехи/неуспехи в учёбе и т.д.). Иллюстрирует этот тезис один пример: если вдруг этот ребёнок стал неудобным объектом для моббинга, например, ушёл из школы; окреп и научился отстаивать своё достоинство, то группа находит другой подходящий объект.

Повторю ещё раз, поскольку для школьного сообщества эта мысль нова - Мотив моббинга не имеет связи с жертвой. Это внутренний мотив ребенка, осуществляющего травлю. Потребность в любви, в признании его как важного и значимого, в самореализации, которую не направили в созидательное русло.

О школе. Главная предпосылка травли в том, что школа выполняет сугубо функцию образования. Дать знания – вот на что работают учителя. Выходит однобоко: в школе не стоит задачи воспитания.

Бывает, и не редко, что в школе есть и причины возникновения травли. Учитель невольно инициирует моббинг, делая регулярные уничижительные высказывания в адрес ученика. А иногда и специально учитель создаёт и поддерживает гонения, чтобы легче управлять классом.

Что делать родителю ребёнка в отношении школы.

Вы разобрались и прояснили с очевидностью, что идёт не противостояние соперничающих сил, а именно травля. Не молчите, поговорите с учителем. Обозначьте проблему моббинга, поскольку она часто не осознаётся как таковая.


Покажите учителю своё видение ситуации как травли, учитель может быть не согласен и привести доводы в обвинение вашего ребенка («она у вас сама кричит, дерётся») и в оправдание обижающих («это переходный возраст, ну что вы хотите») – будьте стойки в своей позиции и аргументируйте фактами. Когда консенсус в восприятии ситуации достигнут, постарайтесь найти общие с учителем цели - такие цели, про которые можно сказать «мы с Вами» – «мы с Вами вместе заботимся о создании дружелюбной среды в классе». Придите к согласию об однозначной недопустимости травли. Спросите, какими средствами учитель предлагает эту проблему решать. Если учитель не знает, как решать проблему в классе (что скорее всего, раз травля возникла) – предложите источники информации, книги, сайты. Дайте понять, что вы не обвиняете никого и не требуете от учителя « уметь справляться с моббингом» , но точно настаиваете, что пришла пора научиться. Преодоление травли в школе – это ответственность, в первую очередь, школы. Сообщите, что вы будете разговаривать с директором. Обязательно выходите с этой темой на более высокий уровень, не откладывая, каждый новый школьный день – это новые риски и новые душевные раны для детей. А преодоление моббинга по определению лежит в поле более широком, чем один класс.


Напишите письменное обращение к директору школы, подайте его секретарю и получите входящий номер. Почему важно письмо: мы живём в бюрократическом мире. Если разговор с директором ведётся на словах, то для директора вы малая весовая категория, и многие ли из директоров привыкли считаться с родителями? Но если есть входящее письмо, то по нему директор будет отчитываться в вышестоящей инстанции о данном ответе и принятых мерах. Более того, директор понимает, что если Вы написали ему, то можете написать и выше, его руководству. В Москве, например, принята система рейтинга, в которой оценивается и умение директора строить диалог с родителями, находить доверие. Если родители пишут выше (пусть они и не правы были бы) – это означает, что директор недостаточно работал с родителями, не договорился, и получит минус в рейтинге. Поэтому директор постарается более внимательно и ответственно выслушать Вас и решить проблему.


После передачи письма договоритесь о встрече с директором и назначьте день и время. Если нужно для вашей моральной поддержки, придите вдвоём с другим небезразличным взрослым, поскольку директор, вполне возможно, примет вас в присутствии классного руководителя, завуча и может быть, вызовет психолога или социального педагога. Поэтому, чтобы вы не растерялись, присутствие разделяющего вашу позицию человека очень поможет. Также, как с учителем, обозначьте директору видение ситуации как травлю, и, возможно, что опять надо будет доказывать и иллюстрировать это фактами. Когда вы пришли к единому видению ситуации, спросите, что предлагает делать директор для исправления атмосферы в классе. Директор обладает большими ресурсами и знает свой коллектив, в котором могут быть учителя, зрелые как личности, обладающие авторитетом среди детей и понимающие детей.

Директор может задействовать их. В его распоряжении целый комплекс мер. Главное, чтобы эти меры работали с истинной причиной, побуждающей детей к травле.

Моббинг возник не за секунду, и его не преодолеть в одночасье. Тут нужен бархатный каток долгосрочных целенаправленных усилий. В первую очередь – неусыпных усилий родителя. Хочется закончить статью на радостной ноте, или просто на светлой. Но будущее нам не видно, загадывать трудно, поэтому расскажу красивый пример из настоящего - живого состоявшегося будущего: о людях из одного класса Салтыковской средней школы Балашихинского района Московской области, которые закончили школу в 1951 году, и которых я лично знаю. Они учились в классе, где учитель обладал авторитетом, дружба была ценность, взаимовыручка культивировалась, труд был нормой жизни. Они все состоялись как люди. Их дружба и сплочённость такова, что, и сейчас, когда им за восемьдесят, каждую весну все, кто жив, собираются на встречу выпускников.

Анна Шапошникова

Москва, 07.02.2016

P.S. За рамками статьи осталось рассмотрение что делать родителю в отношении детей – ради фокуса на теме статьи.

Что еще почитать