Ребенок 2 с половиной года. Развитие ребенка в возрасте двух с половиной лет

В возрасте два с половиной года физически и психически дети делают колоссальный скачок: они готовят своим родителям новую проверку их компетентности и терпения. Предстоит кризис 3 лет. Ребенок продолжает расти не по дням, а по часам. Главные трудности воспитания заключаются в том, что у малыша начинается осознание себя личностью, он старается найти свое положение в социуме, доказать всем право на собственное мнение. Темперамент и характер его уже, в сущности, установился, появилось много новых интересов. Многие ребятишки готовятся идти или уже посещают детский садик.

Физические возможности возраста

По сравнению с параметрами 2 лет, малыш прибавил в весе около 1200 г и подрос приблизительно на 5 см. Он уже научился проворно ходить и стремительно бегать, сходить по лестнице и подниматься по ней, переступать через барьеры, стоять на цыпочках. В два с половиной года ребенок превосходно контролирует свои движения. Во время ходьбы он равномерно переставляет ноги, произвольно может изменить скорость движения и маневра: бег сменить остановкой или разворотом.

В этом возрасте детям легко дается овладение трехколесным велосипедом. Без проблем они шустро подпрыгивают двумя ногами, могут удерживать равновесие на одной ноге в течение нескольких секунд, с успехом справляются с упражнениями на шведской стенке. Интерес представляют для них игры с мячом: ребята бросают его вперед, перекидывают через преграду, могут поймать двумя руками.

Повышение физической активности ребятишек может привести к тому, что некоторые из них отказываются от дневного сна, хотя мнение педиатров однозначное: они рекомендуют сохранить режим дня с дневным сном до 5 лет.

Бытовые навыки

Значительно расширяется список того, что должен уметь ребенок 2,5 лет в обиходе.

Большинство малышей:

  • своими силами справляются с умыванием, используя при этом мыло и полотенце, даже чистят зубы;
  • умеют расчесывать волосы;
  • стараются по возможности ликвидировать всякие следы небрежности;
  • поддерживают порядок, готовы сами убирать игрушки, укладывать свои вещи на стул или в шкаф;
  • сами кушают, пользуясь ложкой, и пьют из чашек;
  • одеваются и обуваются без чужой помощи, если нет застежек;
  • контролируют телесные нужды.

Учебные умения и объем лексикона

Развитие ребенка в 2,5 года происходит стремительно и бурно. У них получается играть в привычные игрушки: они могут правильно собрать по размерам деталей пирамиду, состоящую из нескольких колец разного цвета, построить башенку из кубиков, составить матрешки по росту одну в другую.

Они уже прекрасно удерживают в руке карандаши и кисточку, могут нарисовать самые простые рисунки – лесенку или крестик. Малыши знакомы с основными цветами: красным, желтым, зеленым, синим, запомнили несколько несложных геометрических фигур. Они с восторгом собирают пазлы, включающие несколько элементов, а также занимаются лепкой из пластилина и теста, аппликацией, раскрашиванием картинок. Ребятам доступно отгадывание простеньких загадок, к примеру, с описанием животных.

Детский словарный запас увеличивается до 1000 слов и даже иногда больше. Произношение становится более четким, хотя в некоторых словах встречаются погрешности и промахи, к примеру, перестановка букв или слогов, иногда отсутствуют шипящие звуки, отдельные слова существуют в укороченном варианте. Малыши часто совершают грамматические ошибки при употреблении родов, падежей, чисел, но понять их можно. Нежелательно восхищаться этими просчетами, даже если они очень потешные, чтобы малыш не зафиксировал неточный выговор слова.

Тем более что он не замолкает ни на мгновение, проговаривая все, что видит и делает сам. Не рекомендуется заставлять его помолчать, ведь именно таким образом он отрабатывает свои речевые навыки. Самым интересным в этом возрасте является явление словотворчества, когда малыши сами придумывают собственные оригинальные словечки, созданные по законам родного языка, но в настоящий момент в языке не функционирующие.

Речь ребятишек становится ярче и выразительнее за счет появления в ней всех частей речи: местоимений, прилагательных, наречий. Говорят они, употребляя простые предложения из двух-трех слов. Вдобавок малыш научился пользоваться силой голоса и контролировать ее. Вопросы его перешли на другой уровень: вместо ранее интересовавших его «куда» и «где», чаще звучит вопрос «почему». Ребенок с удовольствием слушает простенькие сказки, кое-какие выражения из них повторяет.

Психологическое взросление

Происходит приближение трехлетнего кризиса, когда родителям придется находить равновесие между санкциями и одобрением: нельзя слишком много требовать от ребенка и в то же время допускать вседозволенность. Происходит расширение эмоциональной сферы малыша, у него появляется много новых утонченных и глубоких переживаний, к примеру, он может тосковать, сочувствовать, сопереживать, опасаться, завидовать, испытывать нежность.

Ребенок, как и прежде, обожает маму, но расстается с ней почти всегда без плача. Он радуется, когда справляется с чем-то, а его за это хвалят. Напротив, получив негативный отзыв о своей неудаче, малыш расстраивается. Становятся все более сложными игры, которыми он интересуется, главным образом ролевые, которые позволяют ему перестраивать их поочередно.

Ребенок в 2,5 года в своем развитии требует от родителей определенных знаний из области психологии. Приблизительно в это время у него наступает период, когда он старается делать все наоборот. Часто на все обращения к нему он отвечает отказом, но не из-за своеволия или непослушания, а из-за того, что он начинает ощущать свою личность и отстаивает права на свое собственное мнение.

В таких случаях родители должны реагировать безошибочно, не подавляя индивидуальность своего дитя, но и не потакая его капризам и причудам. Им следует набраться терпения и выдержки, чтобы переключать внимание ребенка в подобных кризисных ситуациях. Не рекомендуется при этом использовать повелительное наклонение глаголов, лучше договариваться, ласково отвлечь его, сосредоточить его интерес на чем-то другом.

Ребенок в 2 года и 5 месяцев приобретает множество новых навыков в своем развитии. Это очень важные изменения, которые родители должны уметь контролировать и обращать в пользу ребенку. Больше всего отличает малыша необходимость в безостановочном движении, готовность к беготне, прыжкам, игре. Этот возраст является вершиной самостоятельности: он сам легко выполняет все гигиенические процедуры, осваивает новые слова и более сложные игры, помогает по дому маме. С этого времени малыш ставит перед собой цель, а главным для него является не действие, а результат.

В возрасте двух с половиной лет развитие малыша, как физическое, так и психическое, снова делает огромный шаг вперед. Теперь характер крохи уже практически сформировался. Малыш любит ролевые игры и книги. Многие из деток 2,5 лет собираются пойти в детский сад, а кто-то уже посещает это учреждение. Какими умениями обладает малыш к этому возрасту и как заниматься с ребенком, чтобы стимулировать его дальнейшее развитие?


С ребенком в 2,5 года можно поиграть во множество игр

Особенности возраста

  • Физическая активность карапуза продолжает повышаться. Из-за этого некоторые дети 2,5 лет перестают спать в дневное время, хотя педиатры советуют оставить дневной сон в режиме дня малыша-дошкольника минимум до 5 лет.
  • Близится новый кризис развития (трех лет), поэтому родителям важно отыскать баланс между запретами и разрешениями. На ребенка нельзя давить, но и допускать вседозволенности тоже не следует.
  • Гамма эмоций ребенка расширяется. У ребенка уже есть тонкие и весьма сложные эмоциональные реакции, например, тоска, сочувствие, опасение, зависть или нежность. Ребенок уже может сопереживать. Кроха по-прежнему привязан к маме, но расставание обычно происходит без слез. Когда у малыша что-то получается и он получает похвалу, это очень радует кроху. Услышав в свой адрес неодобрение, ребенок огорчается.
  • Игры, которыми интересуется малыш, постепенно усложняются. Особенно это относится к ролевым играм, в которых кроха может менять роль по очереди.
  • В речи малыша 2,5 лет уже присутствуют все части речи. Кроме того, ребенок научился контролировать силу голоса. Если раньше карапузу было больше интересно «куда» и «где», то теперь самым частым вопросом становится «почему».


Ребенок нуждается в играх как со взрослыми, так и с детьми

Сделайте вместе с крохой открытку для бабушки по методике «Маленький Леонардо». В следующем видео занятие показывает эксперт по интеллектуальному развитию Теплякова О. Н.

Рассчитайте календарь прививок

Укажите дату рождения ребенка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 Января Февраля Марта Апреля Мая Июня Июля Августа Сентября Октября Ноября Декабря 2019 2018 2017 2016 2015 2014 2013 2012 2011 2010 2009 2008 2007 2006 2005 2004 2003 2002 2001 2000

Сформировать календарь

Рост и вес

Если сравнить с показателями в 2 года, то ребенок прибавляет примерно 1100-1200 г и вырастает на 5 см. Средние показатели физического развития, а также границы нормы этих показателей мы представили в таблице:

Настало время выучить с ребенком основные цвета. Поможет в этом вам следующее видео педагога дошкольного образования Анны Веденеевой.

Что малыш должен уметь?

Большинство деток в 2,5 года умеет:

  • Ходить в быстром темпе и бегать.
  • Спускаться и подниматься по лестнице.
  • Перешагивать через препятствие.
  • Ходить, приподнявшись на носки.
  • Прыгать на двух ногах.
  • Самостоятельно есть, а также пить из чашки.
  • Умываться и чистить зубы, а также самостоятельно причесываться.
  • Надевать без помощи простые вещи, а также обувь, у которой несложная застежка.
  • Понимать шутки.
  • Подражать взрослым в домашних делах.
  • В играх подражать роли своего пола.
  • Участвовать в разговоре.
  • Говорить простыми предложениями, включающими два-три слова.
  • Рисовать карандашами и красками.
  • Складывать кубики и играть с конструктором.
  • Собирать простые (из 2-4 деталей) пазлы.
  • Играть с мячом – бросать его двумя руками, перебрасывать через препятствие, а также ловить двумя руками.
  • Ориентироваться в 3-4 цветах, а также в 4-6 геометрических формах.
  • Контролировать физиологические потребности.


Кинетический песок будет способствовать развитию моторики крохи и займет ребенка при невозможности сходить в песочницу

Занятия

  1. Учите ребенка не только подпрыгивать на одном месте, но и прыгать вперед, отталкиваясь обеими ногами. Также для физического развития рекомендуются игры с мячом.
  2. Предлагайте крохе собирать картинки и пазлы, у которых есть 3-4 детали. Также можно собирать квадрат Никитина.
  3. Играйте с конструктором, предлагая малышу не только строить произвольно, но и ориентироваться на чертеж.
  4. Рассматривайте с ребенком разные картинки и обсуждайте их. Предлагайте отыскать на них ошибки (используйте для этого пособия).
  5. Для музыкального развития крохи включайте ребенку разнообразные мелодии, вместе слушайте звуки разных инструментов, а также обращайте внимание малыша на звуки вокруг него (чирикание птички, шум транспорта, звук воды в ванной, шуршание листьев от ветра). Если ребенку нравятся детские песни, предложите ему угадывать напетую мамой знакомую мелодию.
  6. Занимайтесь с ребенком рисованием. Для этого используйте карандаши, краски, мелки, фломастеры, а также рисуйте палочкой по снегу или песку во время прогулок. Малышам 2,5 лет по-прежнему нравятся пальчиковые краски. Также уже можно предложить малышу раскрашивать картинки.
  7. Много общайтесь с ребенком, чтобы его словарный запас постоянно расширялся. Стройте с малюткой диалоги, отвечайте на вопросы карапуза и задавайте свои.
  8. Лепите с крохой из пластилина либо из соленого теста, а также делайте разнообразные аппликации.
  9. Изучайте с малышом понятия мало-много, ниже-выше, справа-слева.
  10. Сортируйте с ребенком разные предметы, взяв за основу цвет, тип, величину или другую характеристику.
  11. Загадывайте ребенку несложные загадки, например, описывайте животное и предлагайте его отгадать.
  12. Предлагайте крохе поиграть с кубиками, прищепками, водой, рамками-вкладышами, мозаикой, шнуровкой.
  13. Предложите крохе отгадать предмет на ощупь.
  14. Рассматривайте с малышом карточки Домана и пользуйтесь для развивающих занятий другими пособиями.
  15. Для развития памяти карапуза прячьте игрушки и находите их, предлагайте ребенку принести вам предмет по памяти, обсуждайте события, которые недавно произошли.
  16. На прогулке, а также с помощью книг и видео изучайте с ребенком окружающий мир – животных, транспорт, явления природы, насекомых, продукты питания, цветы и многое другое.


Больше занимайтесь с ребенком над более слабыми областями развития

Два с половиной года прошло с того момента, как ваш малыш появился на свет. Возраст довольно серьезный. Запасы энергии ребенка все возрастают, а характер меняется с каждым днем.

Целый ящик новых эмоций для деток в этом возрасте может стать как подарком, так и настоящим грузом. Поэтому будьте особенно внимательными к малышу и гибкими к его капризам.

Два с половиной года: особенности физиологии

Вы не перестаете удивляться, где у этого маленького чуда берется столько энергии. Сон ребеночка в этом возрасте длится 10-12 часов в сутки. Часто детки с небольшой охотой ложатся спать днем, но педиатры все же рекомендуют это делать. Повышенная активность без дневного отдыха – большая нагрузка для детского организма.

Навыки и умения в 2 года и 6 месяцев:

· Самостоятельно кушает.

· Участие в разговорах. Ребенок понимает, о чем говорят, и пытается вставлять свои слова и предложения.

· Детки воспринимают шутки и даже сами пытаются шутить.

· Малыш уже может надевать некоторые вещи, обуваться.

· Умывание, причесывание и чистка зубов – без сторонней помощи.

· Ходят и бегают детки уже достаточно быстро и уверенно, как и перемещаются по лестнице.

· Одно из любимых занятий деток этого возраста – подражать родителям. Не удивляйтесь, если ваш ребенок включит пылесос или станет ходить по квартире, имитируя разговор по телефону.


Особенности воспитания ребенка

Этот период – начало кризиса 3 лет. Сейчас будет сложно и ребенку, и вам. Вы должны в это время четко расставлять запреты и решить, что малышу можно. Постарайтесь не давить на ребенка, но это еще не значит, что ему можно все разрешать.

Организация жизни ребенка 2,5 лет

Приучите малыша, что мыть руки после улицы и каждый раз перед едой – обязательно. Очень полезный навык – полоскать ротик после приема пищи. Ели малыш научится этому с детства, то проблем с зубками будет меньше.

Эмоции и что с ними делать?

Весьма интересно, что ребенку в этом возрасте больше нравится общаться с взрослыми, чем со сверстниками. Малыш уже демонстрирует самые разные эмоции, в том числе нежность, скуку, тоску или даже сочувствие. Детки ведут себя по-разному с тем, кто им симпатичен и очень хорошо чувствуют «не своих» людей. Ребенок и далее сильно привязан к родителям, но уже способен на разлуку с ними без слез.

В 2 года и 6 месяцев детки часто сильно увлекаются игрой. Любят ролевые игры, например, играть в продавца, врача или папу-маму любимой игрушки. Ребенок радуется, если вы его хвалите, одобряете его действия, но как только малыш слышит негативные отзывы, то расстраивается.

Какой должна быть речь ребенка в 2 года и 6 месяцев?

Теперь ребенок не только пытается использовать все части речи в своем разговоре, но и контролирует силу голоса. Все больше вопросов теперь направлено на познание мира, его строения. Если вопрос «почему?» еще не стал любимым словом вашего малыша, то попробуйте сами его задавать. Таким образом вы простимулируете любознательность малыша.

Что делать родителям ребенка 2,5 лет?

В этот период происходит новое строение взаимоотношений ребенка и родителей. В некоторых ситуациях вам будет легче уступить, от некоторых капризов получится отвлечь внимание. Многие утверждения замените на вопросы. К примеру, не говорите: «Иди кушать», а спросите малыша, будет ли он кушать. Так вероятность получить отказ меньше. Если вы решили сказать малышу «нет», то будьте упрямы и до конца настаивайте на своем.

Уверенно бегает, подпрыгивает, приседает. Прыгает на двух ногах вперед или подпрыгивает вверх, удерживая равновесие и не падая. Проходит на цыпочках не менее шести‑семи шагов. Должен уметь постоять без поддержки на одной ноге хотя бы 2 секунды.

Отбивает мяч одной рукой. Бросает мяч двумя руками от груди, снизу, из‑за головы. Ловит мяч, брошенный с близкого расстояния, двумя руками. Половина детей в этом возрасте могут поймать мяч, брошенный с расстояния в 2 метра. Перебрасывает мяч через препятствия. Имеет более уверенную и скоординированную позу, когда пинает большой мяч так, чтобы он катился (сравните позу с рисунком в предыдущем этапе). Но ударяет пока не сильно и не всегда по центру мяча (рис. 55).

Самостоятельно поднимается по лестнице. Многие дети умеют подниматься, чередуя ноги: ставит по одной ноге на каждую ступеньку при подъеме вверх (сравните с приставными шагами на предыдущем этапе).

Сидит на трехколесном велосипеде и отталкивается ногами от пола. Крутить педали и ехать на велосипеде могут только половина детей в 2,5 года.

Ест уверенно, самостоятельно ложкой. Если до сих пор вилку не использовали, то теперь может быстро научиться есть и вилкой. Бытовые навыки. Сам надевает и снимает носки, штанишки, трусики, просторную куртку и другую удобную для этого одежду. Некоторые дети могут расстегивать и застегивать несколько пуговиц. Шнурки завязывать еще не умеют.

Все дети в этом возрасте должны уметь самостоятельно мыть руки с мылом и вытирать их полотенцем.

С вашей помощью чистит зубы.

Целый день остается чистым – оправляется на горшок или в туалете. Перед туалетом сам опускает и поднимает штаны, но иногда нужна помощь при застегивании.

Психическое развитие

Игра. Собирает пирамидку из четырех – восьми колец по убыванию – сначала нанизывает самые крупные кольца, а затем все меньшие и меньшие. Делает это после вашего показа. Если ребенок хорошо справляется с пирамидкой и проявляет интерес, то покажите ему и предложите сделать более сложный вариант: собрать пирамидку в обратном порядке – от меньшего кольца к большему.

Строит башни, ставя 7–8 и более кубиков один на другой.

После демонтрации взрослого строит из кубиков паровоз.

Может воспроизвести и более сложные сюжетные постройки из деревянных кубиков.Причем если в первый раз строит после показа взрослого, то затем начинает самостоятельно изменять, перестраивать, комбинировать постройки. В 2,5 года больше половины детей самостоятельно строят «мостик» (два кубика ставятся рядом с небольшим промежутком, а один на них сверху), «паровоз» (на ряд кубиков сверху ставится еще один в виде трубы).

Ориентируется в четырех – шести геометрических формах (кубик, шар, кирпичик, призма, цилиндр, конус). Если показать ему одну из фигур, то из оставшихся выберет и даст вам такую же. Подбирает, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям. Подбирает, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу. При попытках вставить предметы все реже пытается запихнуть один неподходящий объект в другой с помощью силы. При игре с вкладышами хорошо вставляет фигуры в нужные отверстия или соответствующие формы. К 2,5 годам в играх детей совершенствуется сюжетная игра. Ребенок совершает уже не два, а три‑четыре последовательных действия: например, кормит куклу, раздевает ее, затем укладывает спать; нагружает игрушечную машину, затем водит ее и разгружает.

Из кубиков, конструктора или подсобных материалов начинает самостоятельно делать простые сюжетные постройки и называет их: дом, гараж, дорога и т. д. Вместо отсутствующих игрушек может использовать несколько предметов‑заместителей, так включается воображение. Некоторые дети начинают использовать эти постройки для сюжетной игры с машинкой, мишкой, куклой.

Игра носит и ролевой характер – «семья», «доктор и больной» и т. д. Обычно при игре в семью малыш подражает своему полу: девочка – маме, мальчик – папе. Ребенок может брать на себя и роль других близких людей. Если он изображает доктора, то именно того, к которому он ходил в поликлинику. Сюжет ролевой игры пока упрощенный и короткий. Например, врач заглядывает в горло, затем дает таблетку. Свою роль в сюжете выполняет, но не называет, не говорит: «Я врач».

Уже в 2,5–3 года можно заметить разницу в использовании, казалось бы, одних и тех же игровых предметов в зависимости от пола ребенка. Девочки в 6 раз чаще обращаются к игре с куклой. Мальчики предпочитают технические игрушки. Если у девочек интерес к кукле проявляется в игровых сюжетах бытового характера (стирка, уборка, приготовление обеда и проч.), то у мальчиков игра с куклой разворачивается в связи со строительными ситуациями, транспортными услугами. Например, мальчики строят дома для кукол, перевозят в машинах кукол и их имущество. Покупать надо машинки средних размеров. Особенно привлекают ребенка машины– фургоны с открывающимися дверцами, потому что такая машина содержит загадку: что же внутри?

Двух‑, трехлетним детям будут по силам так называемые игры‑пазлы, позволяющие собирать забавные картинки из двух, а затем и более деталей. Ребенок может быть сильно увлечен игрой, иногда даже трудно отвлечь от нее. Спокойно выполняет знакомые действия. Огорчается, сердится на свои неудачи.

В игре и поступках стремится к самостоятельности, говорит при этом: «Я сам».

Начинает с интересом наблюдать за игрой других детей. Старается подражать игровым действиям другого ребенка. Совершает попытки совместной игры на 1–2 минуты. Активнее участвует в подвижных играх с группой детей. Понимает необходимость соблюдения правил в игре: твоя очередь – моя очередь. Запоминает и выполняет и другие несложные правила игры. С этого времени для полноценного развития ребенку требуется общение со сверстниками, хотя бы на детской площадке или с соседскими детьми.

Начало посещения детского сада в 2,5 года еще мало что дает для развития ребенка. Повторю, что постоянное общение с другими детьми в условиях детского сада становится полезным с 3 лет для девочек, так как девочки лучше и быстрее привыкают к детскому саду. Для мальчиков начало посещения детского сада можно отложить до 3,5 лет.

Рисует. Берет карандаш ведущей (обычно правой) рукой. Захват еще не правильный, но двухлетний ребенок зажимает карандаш уже не всем кулаком, а держит его между большим и соседними пальцами руки. В основном захват осуществляется тремя пальцами. Ребенок может по указанию или собственному желанию рисовать точки, круговые закорючки.

К 2 годам 6 месяцам должен повторить за взрослым нарисованную горизонтальную или вертикальную линию, кривую замкнутую линию (неправильный круг или овал), латинскую букву V (галочку). Некоторые дети могут в этом возрасте повторить за вами и рисунок креста. Если у ребенка хорошо получается рисовать после того, как ему покажут, учите его копировать изображение с образца. Такое задание является более сложным, так как при копировании, в отличие от действий по показу, ребенок не должен видеть, как были нарисованы эти фигуры.

В 2 года повышается активность в изучении окружающей среды, но пока еще не сформировалось чувство осторожности и понимание опасности (рис. 57).

Однако в этом возрасте уже можно и нужно объяснять ребенку опасность огня, острых предметов, высоты, уличного транспорта и т. д. В процессе повседневной жизни нужно обращать внимание ребенка на ваше собственное правильное поведение. Например, нельзя переходить улицу на красный свет, даже если за километр не видно никаких машин. При этом надо рассказывать ребенку обо всех возможных неприятных последствиях неправильного, опасного поведения. Необходимо внушить ребенку необходимость обращаться за советом и разрешением взрослого в потенциально опасных ситуациях.

Общение (понимание речи, эмоции). Четко выполняет поручения (инструкции), состоящие из трех этапов: возьми чашку, пойди в кухню и поставь ее на стол. Выполняет такую чисто словесную инструкцию без помощи жестов и указывающих действий со стороны взрослого. Ближе к трем годам ребенок может запомнить и правильно выполнить 4–5 действий подряд. Например, выполнит инструкцию: встань со стула, подойди к столику, возьми со столика карандаш, принеси карандаш и положи его на стул. При проверке этого навыка следует учесть, что у некоторых детей в этот период наблюдается пик непослушания.

У других детей этот пик уже миновал, и они становятся более управляемыми. Ребенок уже не такой несговорчивый и упрямый, каким был на втором году жизни. В меньшей степени проявляет недовольство при необходимости подождать, при запрете. Становится эмоционально сдержанным при указаниях: «нужно», «надо», «подожди» и др. Однако не всегда еще может оценить доброту или понять наказание. Чувствует сильно– и слабохарактерных людей в семье. Ведет себя с ними по‑разному, кому‑то подчиняется, а кого‑то, наоборот, не слушается. Взрослым необходимо продолжать выполнять рекомендации по запретам и наказаниям (см. предыдущие этапы по второму году жизни).

В 2 года ребенок испытывает и другие эмоциональные состояния: нежность, любовь к ближнему, сочувствие, жалость, обиду, зависть, тоску, радость, гнев (агрессию), боязнь, интерес к животному и растительному миру, явлениям природы. Начинает чувствовать красоту. Эмоционально сопереживает близкому человеку в доступных для понимания ребенка ситуациях. Способен понять радость или печаль другого ребенка. Может определить свое состояние: мне больно, мне весело, мне хочется и т.д.

Оценивает взрослых («плохой», «хороший») в зависимости от их эмоционально‑индивидуальных черт характера и отношения к нему самому. Появляется долговременная эмоциональная память. Вспоминает свои прежние эмоциональные ощущения, оказываясь в разных ситуациях. Вспоминает и понимает: на празднике, в гостях – весело; когда болеешь – неприятно, плохо.

Остается выраженным чувство привязанности к маме, папе, близким взрослым. Беспокоится при их уходе, но быстрее успокаивается, чем в меньшем возрасте.

Появляется элементарное понимание количественных соотношений – один и много. Для проверки этого понимания можно провести тест.

Заметно повзрослевший малыш в возрасте 2,5 года отличается повышением желания к самостоятельности, его характерные особенности все более проявляются, а внутренние переживания становятся глубже. Кроха находится на одном из переломных этапов в своей жизни. В это время непросто приходится не только малышу, но и его родителям. Мамы замечают, что дети становятся более капризными, излишне эмоциональными и требовательными. Взрослые должны вооружиться терпением и мудростью, чтобы выстоять в этой непростой борьбе.

Приближаясь к рубежу трех лет, ребенок может становиться более капризным, и сладить с ним все труднее

Физические параметры

Насколько здоров ребенок и насколько хорошо он физически развит, помогут узнать следующие показатели:

  • рост;
  • окружность головы;
  • окружность грудной клетки.

Вес может иметь большие расхождения значений в этом возрасте – от 12 до 15 кг. Любой из показателей, входящих в этот диапазон, будет в пределах нормы.

Рост у ребенка в возрасте 2 года 6 месяцев колеблется от 85 до 95 см (рекомендуем прочитать: ). Ниже предлагаем к рассмотрению таблицу, отображающую параметры роста и веса мальчиков и девочек до 3-летнего возраста:

Параметры детей до 3 лет
Месяцы Мальчики Девочки
Вес (г) Рост (см) Вес (г) Рост (см)
30 13480 91,8 12980 90,7
31 13620 92,6 13110 91,4
32 13770 93,2 13260 92,1
33 13900 93,8 13400 92,9
34 14030 94,4 13570 93,6
35 14180 95 13710 94,2
36 14300 95,7 13850 94,8

Показатели окружности головы и грудной клетки к этому периоду сравниваются и в среднем составляют от 45 до 51 см. Прежде голова новорожденного была больше по отношению к груди, теперь они выровнялись, но совсем скоро грудная клетка начнет свой более активный рост.

Чему малыш научился?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

2 года 6 месяцев

В этом возрасте маме нужно научиться оставлять своего любимого малыша наедине со сверстниками. Это отличная возможность для установления общения между детьми, так они будут учиться взаимодействовать, а значит им потом будет легче в детском саду, в школе и вообще в жизни.

На первый план выходят групповые игры, но в то же время ребенок может неохотно расставаться со своими игрушками или «с боем» возвращать то, что взял поиграть. Всегда приходите на помощь, подсказывая, как правильно попросить или отдать, когда пора вернуть чужую вещь. Учите кроху обходиться без конфликтов.

Физическое развитие ребенка в 2 года и 6 месяцев не стоит на месте, напротив - оно движется вперед семимильными шагами (подробнее в статье: ). Еще так недавно кроха осваивал технику бега, теперь он уже с легкостью прыгает и умеет стоять на одной ножке.

Ребенок в этом возрасте:

  • может назвать имена самых близких друзей, своих сестер и братьев;
  • активно реализует свои творческие возможности: начинает рисовать на абсолютно любой поверхности, нередко обои выступают в качестве самого главного и любимого холста.

В этот период проявляются творческие способности ребенка - он начинает самостоятельно рисовать, лепить, сочинять

2 года 7 месяцев

Карапуз теперь любит поговорить, а значит время вашего монолога миновало. Ему нравится общаться и он начинает задавать множество вопросов. Для расширения словарного запаса взрослые должны читать двухлетке много разных книг. Когда ребенок сам не задает вопросы, пробуйте расшевелить его фантазию сами: рассказывайте истории и задавайте наводящие вопросы.

Кроха в возрасте 2 лет и 7 месяцев начинает проявлять фантазию, иногда мамы могут насторожиться появлением у любимого чада вранья. Нужно постараться деликатно объяснить малышу разницу между фантазиями и ложью, ведь маме и папе очень важно слышать от сына или дочки только правду.

В возрасте 2 года 7 месяцев ребенок уже умеет:

  • называть свое имя при знакомстве;
  • сочинять фантастические истории;
  • самостоятельно одевать штанишки и носочки;
  • спрашивать о самых разных вещах;
  • задаваться вопросом, откуда появляются дети (это будет особенно актуальным, если в семье ожидается или уже свершилось пополнение).

2 года 8 месяцев

Детское воображение работает уже на полную мощность. В арсенале малыша в 2 года 8 месяцев все больше информации об окружающем мире и большой словарный запас. Кроха уже может интуитивно почувствовать ответ на свой вопрос, ведь он уже вполне понимает границы разрешаемого.


Ребенок начинает чувствовать границы дозволенного, а также учится взаимодействовать с родителями более тонко

Постарайтесь всегда соблюдать режим дня. Это поможет крохе чувствовать себя увереннее и комфортнее. Любые перемены и неожиданности могут спровоцировать всплеск негатива. Многие дети в возрасте 2 года 8 месяцев любят петь. Воспользуйтесь этим любимым занятием и разучите песенки про алфавит, цифры или начните изучать с помощью песен английский язык.

Малыш к этому периоду обычно:

  • составляет длинные предложения из 4 и более слов;
  • активно использует в речи прилагательные;
  • научился рисовать кроме линий крестики, а значит он встал на путь готовности к обучению письму.

2 года 9 месяцев

Ребенок понимает и реагирует на различные эмоции окружающих людей. Произошедшая с мамой перемена непременно заинтересует карапуза и он осведомится, что стало причиной этому. Благодаря поучительному примеру со стороны взрослых, ребенок учится контролировать и свои эмоции.

Нередко у малыша в 2 года и 9 месяцев появляется некий воображаемый друг, что будет являться абсолютно нормальной ситуацией. Порождают этого друга фантазии и желание иметь партнера для игр. Очень часто воображаемый товарищ останется с малышом почти до школы.


Фантазия ребенка развивается - теперь он может играть сам, придумывать сюжетные истории

Ребенок в 2 года 9 месяцев старается:

Ребенок проявляет все большую самостоятельность. Теперь для малыша в 2 года 10 месяцев уже привычное дело увлечься играми или мультиками на несколько часов.

Присущая этому возрасту любознательность переключается теперь на собственное тело. Ребенок после 2-летнего возраста начинает активно интересоваться различиями между мальчиками и девочками, для чего изучает и трогает свои половые органы. Это абсолютно нормально.

Ребенок в 2 года и 10 месяцев уже освоил:

  • процесс четкого разговора;
  • принцип сохранения сухих штанишек не только днем, но и ночью;
  • демонстрацию самых разных эмоций;
  • рисование автопортрета.

Взрослые наблюдают обогащение эмоциональной палитры малыша

2 года 11 месяцев

Кроха в 2 года 11 месяцев ведет разговор длинными предложениями, его речь становится все более четкой, а общее поведение приближается к взрослому. Все малыши в 10-11 месяцев третьего года обожают играть в подвижные игры.

Малыш в 2 года и 11-месячном возрасте научился:

  • объяснять, как можно использовать два предмета вместе;
  • в периоды радости и счастья бегать, прыгать (во время игр);
  • концентрироваться на определенной игре продолжительное время;
  • ездить на трехколесном велосипеде;
  • одевать всю одежду самостоятельно.

Общее и интеллектуальное развитие

Дети в 2,5 года обычно легко умеют делать следующее:

  • кушают ложкой, пьют из кружки, а не из поильника;
  • одевают несложные вещи и обувь без застежек;
  • моют руки, лицо и чистят зубы;
  • осуществляют подъем и спуск по лестнице, не прибегая к помощи взрослых;
  • играют в догонялки, катаются с горки и прыгают с невысоких опор.

Интеллектуальное развитие:

  • может собрать пирамидку из 5-9 колец;
  • из кубиков строит башни, «мостик» и «паровоз»;
  • различает некоторые геометрические формы (куб, шар, цилиндр и другие);
  • методом подбора определяет подходящие объемные фигуры к плоской форме;
  • умело собирает вкладыши разных форм и подбирает правильные отверстия в сортере, попыток вставить неверный элемент силой все меньше;
  • из простых предметов (конструктор, кубики) делает несложные постройки, определяя их назначение (дом, башня, ворота);
  • умеет собирать несложные пазлы;
  • хорошо работает память;
  • правильно держит карандаш во время рисования.

Развитие в социальном и эмоциональном плане

Ребенок воспринимает себя все более осознанно как отдельную личность. Уже не говорит про себя: «Саше больно», но скажет: «Мне больно». Местоимение «я» теперь звучит в его речи все чаще. Малыш начинает выражать свои чувства и эмоции: «Я устал», «Мне страшно».

Кроха все чаще увлекается каким-либо процессом, отвлекать от которого его не стоит. Он может с большим интересом играть или смотреть мультик, при этом заставить карапуза играть в неинтересную с детской точки зрения игру вы никогда не сможете.

Детское поведение становится все более эмоциональным. Он искренне расстраивается, когда у него что-то не получается и очень радуется, когда сумел сделать какое-то дело. При неудачах кроха расстраивается больше всего, также его весьма огорчает отсутствие ожидаемой похвалы. Начинает разбираться в людях, чувствовать их, понимать. При встрече всегда дает оценку человеку, является он хорошим или плохим. Ищет более «слабого» взрослого и пытается им манипулировать. Двухлетка чувствует и понимает, с кем в семье лучше не спорить, а с кем можно и покапризничать.


При помощи капризов и истерик малыш может начать манипулировать родителями

В своем психическом развитии ребенок входит в фазу потребности в самоутверждении. Во всем и везде старается быть первым, о чем непременно будет рассказывать: «Я самый сильный», «Мой папа самый смелый». Приближаясь к возрасту трех лет, кроха начинает оценивать не только чужие поступки, но и свои. На все свои действия он начинает смотреть критично и осознает, когда он сделал кому-то плохо. Критике подвергаются не только свои, но и чужие промахи. Приближается кризис трех лет.

Речевое развитие

Подчеркнем еще раз важность окончания периода, когда малыш говорил о себе в третьем лице. Теперь на арене только «Я». Вместо «Ваня хочет спать» вы услышите: «Я хочу спать».

Речевые особенности:

  • сложные предложения, состоящие из 3 и более слов;
  • задает много вопросов, начинающихся со слов «почему», «как», «где», «что»;
  • умеет отвечать на простые вопросы;
  • знаком с названиями частей тела, предметов быта и некоторых животных;
  • при внимательном слушании хорошо понимает прочитанную сказку и может ответить на вопросы по ней;
  • пополняет словарный запас.

Речевые фразы становятся все более взрослыми. Пропадают детские неправильные слова, на их смену приходят уже полноценные, взрослые.

Ребенок в этом возрасте способен на полноценный диалог. Хорошо отвечает на вопрос: «Как твое имя?» и может ответить на подобные несложные вопросы. Малыш знает имена дедушек, бабушек, папы и мамы, а также некоторых знакомых детей. Во время совместных игр с детьми вступает с ними в диалог, учится у них, подражает.

Малоговорящий ребенок или совершенный молчун должен в этом возрасте насторожить родителей. Следует сходить для консультации к неврологу или логопеду. Не стоит пускать проблему на самотек, мол, сам заговорит. Задержка речевого развития может повлиять на более сложное овладение речью в целом и способность к правописанию. Не упускайте возможности развивать детский речевой аппарат, обратившись к специалистам, ведь если кроха не разговаривает сейчас, это может быть опасно для его будущего.


Ребенок постепенно становится интересным собеседником, ведь он может вести осмысленный диалог

Дневной распорядок

Распорядок дня ребенка в возрасте 2 года 6 месяцев уже устоявшийся. Общее время сна составляет около 12-12,5 часов, куда также входит двухчасовой дневной сон. Кроха уже подрос, но это не значит, что пора отменять дневной перерыв для отдыха и восстановления сил. Детская нервная система сильно возбуждается, если не получает некоторого перерыва более 6 часов подряд. Большинство педиатров придерживаются мнения, что дневной сон следует сохранять до возраста 5-6 лет. Подъем утром желательно осуществлять в промежутке между 7 и 8 часами, а укладывание на ночь – в 9 часов (в 21:00).

Рацион

Ребенок в 2,5 года ест 4 раза в день. Перерывы между приемами пищи – около 4 часов. Малыш очень активен, много бегает, прыгает, играет, отчего обмен веществ в организме происходит очень быстро. Это говорит о том, что детский организм нуждается в восполнении энергозатрат. Для полноценного развития в сутки малышу требуется 50 грамм белков, 50 грамм жира и 210 грамм углеводов. Общая калорийность пищи в сутки составляет примерно 1500 ккал.

Не забывайте о важности включения в рацион питания белков животного происхождения, их должно быть около 70% от общего числа. Получить такие белки можно из рыбы, мяса, печени, молочных продуктов и яиц.

Сохраняйте 10% составляющую растительных жиров. Помните о том, что растительное и сливочное масла должны подаваться в сыром виде без термообработки.

Кисломолочные и молочные продукты занимают большую нишу в детском меню. Их объем в сутки составляет 500-600 мл. В числе прочих непременно включайте в рацион питания сыры, кефир и творог. В дополнение к обеденному супу предлагайте немного хлеба. Его присутствие в ежедневном меню также важно, объем должен составлять около 60-90 г в день.


Молочные и кисломолочные продукты на детском столе обязательно должны присутствовать

Разнообразьте утренние каши использованием различных злаков. Для приготовления выбирайте рис, гречку, овсянку и манку. Макароны также будут вполне уместны в рационе малыша двух с половиной лет.

Сахар в детском рационе нужен, но количество его строго ограничено. Потреблять в день можно не более 60 грамм.

Овощи и фрукты можно предлагать практически в неограниченном количестве. Минимальный объем – 300 г, а максимальный - 500 г. Разнообразие здесь весьма большое, а потому накормить кроху витаминами будет проще.

Следует помнить, что правильное распределение пищи в течение дня имеет очень важное значение. На первую половину дня лучше отвести блюда, богатые белком и жирами, потому что они способны нарушить спокойный сон малыша, приведя в возбуждение нервную систему. Белковая и жирная пища крайне плохо усваивается в ночное время. Во второй половине дня отдайте предпочтение овощным блюдам, а также кашам и молочным продуктам.

Что еще почитать