Ручные швы: виды и схемы. Какие виды строчек есть на современных швейных машинках

Когда мы говорим о вышивке, первое, что приходит в голову – это вышивка крестиком. Но на свете существует огромное количество других декоративных швов и техник вышивки. Декоративные швы — вовсе не означает сложные. Зачастую вышивать ими легче, чем крестом. Многие ручные декоративные швы не требуют такого скрупулезного подсчета, как крест, «прощают» ошибки неопытных пальчиков. Есть и еще один плюс. Простыми швами можно делать вышивку не на канве, а на обычной ткани. Вышивайте сразу на уголке скатерти, или украсьте декоративными швами джинсы. Вариантов множество! И никакой канвы. Делать эффектные вышивки можно даже швом «вперед иголка». Куда уж проще? Что уж говорить о потенциале тамбурного шва или «французских узелков».

Простые швы о которых мы собираемся рассказать, станут великолепным материалом вышивки для начинающих рукодельниц.

Прямой стежок.

Это самый основной стежок. С помощью него можно вышивать что-угодно. Его можно класть в любом направлении, любой длины.

Снежинка прямыми стежками. Рисуем круг, намечаем середину. Размечаем окружность на нужное количество точек-лепестков. Выводим иглу из центра и делаем стежки, все время возвращая иглу в центр. В-А; С-А; D-A и так далее.

Шов «вперед иголку»

Пожалуй, самый известный простейший шов. Что бы его украсить можно менять длину стежков: например 2 коротких 1 длинный и т.д.

Гладь

Гладь – очень красивая самостоятельная вышивка. Особенно была распространена в середине прошлого века. Возможно, у кого-то дома сохранились бабушкины вышивки гладью– наволочки, салфетки. Можно гладь использовать как элемент для заполнения. Стежки в этой технике кладутся аккуратно параллельно друг другу вдоль всей фигуры, которую нужно заполнить.

Как шить гладью: Сначала рисуем нужную фигуру на ткани. Начинаем с края рисунка. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем в точке В, а затем выводим на лицо в точке С, рядом с точкой А. Продолжаем вышивать плотно кладя стежки один рядом с другим.

Строчка или шов «назад иголку»

Шов назад иголку используется часто: им вышивают стебли, надписи, делают обводку (например, в вышивке крестиком). Шьют вручную, когда нужно сшить крепко две детали.

Как шить швом «назад иголку»: Рисуем линию на ткани. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А.Вкалываем в точке В, она находится за точкой А. А затем выводим на лицо в точке С, она находится впереди точки А. Следующий стежок делаем вкалывая иглу в точку А и выводим впереди точки С.

Стебельчатый шов

Как и шов «назад иголку» вышивка стебельчатым швом используется для стеблей, надписей, контурных рисунков.

Как шить стебельчатым швом: Чертим линию на ткани. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А в начале линии. Делаем стежок В-С, точка С находится посередине между А и В. Следующие стежки: Д – В, Е –Ди.т.д. Нитка, при выполнении стежков должна оставаться всегда с одной стороны. При изгибе линии, стежки могут распадаться, что бы этого не происходило, стежки можно делать мельче.

Как смотрится эта строчка на готовом изделии можно увидеть, например, на Она полностью выполнена этим швом.

Шов «папоротник»

Декоративный шов. Шов «папоротник» похож на стебель с листиками. Что бы рисунок выглядел естественней, можно изменять угол наклона и длину листьев.

Как шить швом «папоротник»: Нарисуем изогнутую линию. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А на некотором удалении от начала линии. Вкалываем иглу в точке В (начало линии)) и выводим на лицо в точке С (сбоку от намеченной линии), вытягиваем нитку. Делаем стежок А – D (точка D находится по другую сторону намеченной линии), вытягиваем нитку. Далее делаем стежок А – Е по линии. Получается стволик с веточками.

Тамбурный шов

Один из самых распространенных и красивых декоративных швов. Маленькая, детская машинка «Кузнечик» шьет этим швом. Тамбурным швом начинают вышивать еще в детском саду, почему-то считается, что он очень прост. Им можно шить вдоль линии, оконтурить рисунок, вышить надпись и даже заполнить форму.

Как шить тамбурным швом: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке В (рядом с точкой А) и выводим на лицо в точке С, но не протягиваем нитку, пока не проведем ее под образовавшуюся петельку. Далее делаем следующую петлю: вколов иглу рядом с точкой С (внутри предыдущей петли)и выведя ее в точке Е. Опять продеваем в образовавшуюся петлю и т.д. Для того чтобы закончить шов вкалываем иглу в точку F и выводим нитку на изнаночную сторону.

Полностью тамбурным швом выполнены .

Петельный шов или краевой

Этим швом обрабатывают край изделий, обметывают в ручную петли для пуговиц. Он очень красиво смотрится и прост в изготовлении. Можно использовать в качестве декоративной строчки.

Как шить петельным швом: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке В и выводим на лицо в точке С, но не протягиваем нитку, пока не проведем ее под иглой.Продолжаем класть стежки слева направо. Когда ряд будет закончен, вкалываем иглу в точку D сразу за петлей. Старайтесь класть стежки на равном расстоянии друг от друга.

Можно чередовать длину ножек стежков – получится красиво.

Можно почитать подробнее про . Там прописаны варианты и различные украшательства этого шва.

Тамбурная петля (цветок)

Тамбурная петля – это вариант тамбурного шва, в котором каждая петля в цепочки вышивается отдельно. Если вокруг центральной точки вышить несколько тамбурных петель, то получится цветок. Листик выйдет из отдельной тамбурной петли

Как вышивать тамбурной петлей: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке В (рядом с точкой А) и выводим на лицо в точке С, но не протягиваем нитку, пока не проведем ее под образовавшуюся петельку. Далее вкалываем иглу в точку D, тем самым закрывая лепесток-петельку, и выводим в точке А. Продолжаем делать лепестки по кругу.

Открытая декоративная петля или У-петля или полупетля

Эта петля похожа на тамбурную петлю, но с открытым концом. Открытой декоративной петлей можно вышить лепестки на цветке, или лучики у солнца.

Как вышивать открытой декоративной петлей: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Вкалываем иглу в точке В (в стороне от точки А) и выводим на лицо в точке С, накинем нитку под иглу и вытягиваем. Далее вкалываем иглу в точку D, тем самым закрепляя нитку. Стежок С- D можно делать разной длины.

Бархатный шов, или «козлик»

Декоративный бархатный шов, похож на серию крестиков, близко расположенных друг к другу. Выполняется по двум параллельным линиям.

Как сделать бархатный шов: Рисуем две параллельные линии. Работаем слева направо. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А в начале намеченной линии верхней линии. Делаем стежок назад на нижней линии В – С, далее стежок назад на верхней линии D- E и т.д.

Шов «ёлочка»

Шов «ёлочка» очень декоративен. Его приятно вышивать, и он прост в исполнении. Можно шить равномерно и аккуратно, тогда получиться строгий геометрический узор. А можно варьировать наклон и длину стежков, тогда узор выйдет более естественным.

Как шить шов «елочка»: Нарисуем на ткани линию. Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А в начале намеченной линии. Вкалываем иглу в точке В (сбоку от точки А)) и выводим на лицо в точке С (впереди по намеченной линии), вытягиваем нитку, предварительно продев ее под иглу. Получилась полупетля. Делаем стежок D — Е (точка D находится по другую сторону намеченной линии), вытягиваем нитку, так-же продев ее под иглу. Продолжаем вышивать. В конце, для закрепления шва выводим иглу на изнанку с другой стороны петли, как в тамбурном шве.

Шов «куриный след» или «рыбий скелет»

Этим декоративным швом хорошо вышивать листики растений, он как будто специально для этого создан. Можно шить, кладя нитку плотно друг к другу. А можно вышивать свободно, получиться ажурный листок.

Как сделать шов «куриный след»: Нарисуем форму (например листочка). Выводим иглу с изнанки в углу нарисованной формы в точке А и делаем прямой стежок В-С (точка В находится на центральной оси, точка С – с краю на линии обводки). Далее делаем стежок D-E (D – с другого края на линии обводки, Е – на центральной оси), заводим нить под иглу и вытягиваем нитку. Закрепляем нитку, вводя иглу в точку F и выводим рядом с точкой С. Продолжаем вышивать пока не заполним всю форму.

Французский узелок

Французский узелок используются в вышивки как элемент. Они немного выступают над поверхностью вышивки. Часто с помощью французского узелка делают серединки цветов. Если расположить узелки близко друг к другу может получиться кудрявые волосы.

Как вышивать французский узелок: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Левой рукой два раза обводим ниткой вокруг иголки. Разворачиваем иглу перпендикулярно ткани и вкалываем в точке В (рядом с точкой А), туго натягивая обвивку. Выводим иглу на изнанку, а на лицевой стороне получился узелок.

Шов «сноп»

Этот шов назван так, потому что действительно напоминает снопы пшеницы. Шов «сноп» легко выполняется и оригинально выглядит. Он сможет украсить салфетку.

Как сделать шов «сноп»: Делаем три прямых стежка (длинной1,2 см, промежуток 0,3см)Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А, посередине между первым и вторым стежком. Дважды оборачиваем иголку с ниткой вокруг трех стежков, сильно натягивая нить. Чтобы закончить узел, вкалываем иглу в точку В.

шов «сноп»

Шов «паучок»

Красивый и оригинальный декоративный шов. Количество основных стежков должно быть нечетным. Интересно использовать в этом шве нитки разных цветов для основных стежков и для обвива. Если обвив сделать не по всей длине стежков, то получится солнышко или цветочек. Для обвива лучше использовать тупую иглу, или обвивать другой стороной иглы.

Как сделать шов «паучок»: Рисуем круг, намечаем середину. Делаем прямыми стежками снежинку. Лучиков должно быть нечетное количество. Выводим иглу с тупым концом с изнаночной стороны в точке А (ближе к центру. Обвиваем лучики, подводя иглу то под них, то над ними, чередуя. Заполняем основу по спирали наружу. Заканчиваем вышивку, протяну нить на изнаночную сторону.

Шов «настил»

Швом «настил» забавно вышивать, он в чем то похож на шов «паучок». Получается кусочек парящей ткани. Можно обвить две нити-основы – получится лепесток или листик для цветка. Из нескольких ниток-основ можно сделать большой листок. А можно поиграть с натяжением ниток-обвива — получатся разные интересные формы. Интересно брать разные цвета нитей для основы и обвива.

Как сделать шов «настил»: Прокладываем на ткани два прямых стежка, не очень удаленных один от другого. Вытаскиваем нить обвива у начала получившихся стежков и проводим иглу над первой ниткой и под второй. Иглу поворачиваем и не трогая ткань опять проводим иглу над первой ниткой и под второй. (Подсчет идет уже с другой стороны). Продолжаем, пока нити основы не будут полностью заполнены.

Узелки навивкой или рококо

Для узелка рококо нитку обвивают вокруг иголки и получается объемный стежок. Этот узел достаточно сложен в исполнении, но эффектен. Им можно вышить лепестки розы, шерсть мохнатых животных или дреды.

Как сделать узелки «рококо»: Выводим иглу с изнаночной стороны в точке А. Делаем стежок В-А (около 0,6см)Левой рукой семь раз обводим ниткой вокруг иголки. Придерживая накрученную нить на игле, проталкиваем иглу через навивку и ткань, узел при этом соскользнет к точке В. Аккуратно распределяем навивку вдоль всего стежка. Чтобы закончить узел, вкалываем иглу в точку В.

Декоративная сетка

Декоративная сетка хороша для быстрого заполнения больших пространств. Большие длинные стежки заполняют всю форму в вертикальном и горизонтальном направлении. А на пересечении ниток маленькие крестики можно сделать контрастной нитью или нитью того же цвета.

Как вышить декоративную сетку: На первом этапе заполняем всю форму прямыми вертикальными стежками от края до края на равном расстоянии друг от друга. На втором – делаем тоже самое только кладем горизонтальные стежки. И в конце, чтобы прикрепить наши нити к ткани на каждом пересечении вышиваем крестик.

Переносим рисунок на ткань.

Способ 1. Если ткань достаточно тонкая, то можно перенести рисунок стеклением . Для этого используется стол с подсветкой или обычное оконное стекло. Приклейте рисунок скотчем к стеклу, сверху положите ткань и тоже приклейте скотчем. Обведите рисунок карандашом или водорастворимым маркером.

Способ 2. На толстую или темную ткань можно рисунок перенести при помощи копирки. На ровную поверхность кладем ткань, затем копирку, цветной стороной к ткани, далее наш рисунок. Обводим рисунок шариковой ручкой. Чтобы линии не стирались рисунок на ткани желательно обвести водорастворимым маркером.

Способ 3. Печатаем нужный нам рисунок на струйном принтере. Кладем ткань на гладильную доску, сверху рисунок, напечатанной стороной вниз и проглаживаем утюгом без пара. Если рисунок получится не ярким, можно обвести его маркером. Получившиеся линии таким способом не стираются и еще: на материале ваш рисунок будет зеркальным.

Центрируем рисунок

Чтобы найти середину на прямоугольнике, нужно ткань или бумажный рисунок сложить пополам.По линии сгиба прочерчиваем линию. То же самое делаем по горизонтали. Пересечение линий и будет середина.

Если рисунок не прямоугольный: складываем его в обоих направлениях, совмещая самую широкую и самую длинную части рисунка. Прочерчиваем карандашом по линии сгибов.

Кладем ткань и бумажный рисунок на стол, совмещая горизонтальные и вертикальные линии.

Начала и концы

Использованы материалы из книги Николас Кристин «Дизайнерская вышивка. 65 новых идей для украшения дома»


Сегодня мы расскажем о швах, которые выполняются на швейной машине. Машинные швы подразделяются на 3 основные группы — соединительные, отделочные и краевые. Изучив виды швов, поняв, как выполняется каждый их швов и попрактиковавшись на образцах, вы добьетесь того, что в изделиях все швы будут выполнены идеально.

Школа Шитья Анастасии Корфиати
Бесплатная подписка на новые материалы

Соединительные стачные швы

Стачные швы применяются для стачивания деталей изделия, и являются наиболее распространенными при пошиве изделий. Стачные швы выполняются при помощи простой машинной строчки. Длина стежка зависит от ткани и назначения шва.

Рис. 1. Виды швов — соединительные

Стачной шов «на ребро»

Для образования стачного шва на ребро складывают две детали лицевыми сторонами внутрь, уравнивают срезы и прокладывают машинную строчку на расстоянии 0,5–2,0 см от края.

Шов может быть выполнен как без посадки, так и с посадкой одной из сшиваемой детали. При выполнении шва
с посадкой верхнюю деталь припосаживают. Стачной шов на ребро применяется при соединении рукавов с проймами, деталей мешковины карманов, а также при выполнении других стачных швов.

Стачной шов «в заутюжку»

При выполнении стачного шва взаутюжку сначала выполняют стачной шов на ребро, затем припуски приутюживают и оба припуска заутюживают на одну из сторон. Стачной шов взаутюжку применяется для соединения боковых, плечевых и других швов изделий из тонких тканей.

Стачной шов «в разутюжку»

При выполнении стачного шва вразутюжку сначала выполняют стачной шов на ребро, затем строчку приутюживают, припуски разутюживают в разные стороны. Шов применяется для соединения боковых, плечевых и других швов изделий.

Рис. 2. Виды швов — соединительные накладные

Накладной шов с открытыми срезами

Для выполнения накладного шва с двумя открытыми срезами детали накладывают друг на друга лицевыми сторонами вверх и стачивают на одинаковом расстоянии от срезов. Срезы оставляют открытыми. Ширина припусков – 0,2–0,7 см. Такой вид шва применяется при пошиве изделий из ткани, не требующией обработки – лодена, дубленочных тканей, частей прокладок и т. п.

Накладной шов с одним закрытым срезом

При выполнении накладного шва с одним открытым срезом сначала выполняют стачной шов на ребро. Затем строчку приутюживают, припуски шва заутюживают на одну из деталей, по которой с лицевой стороны прокладывают отделочную строчку. Расстояние от строчки стачивания до строчки настрачивания зависит от модели 0,5–1,0 см.

Если по модели предусмотрены две отделочные строчки, то расстояние от строчки стачивания до первой строчки настрачивания 0,2 см. Расстояние от первой строчки до второй 0,5–0,7 см.

Накладной шов с одним открытым срезом применяется для соединения деталей (например, кокетки с полочкой) при изготовлении одежды.

Накладной шов с двумя закрытыми срезами

а) Для выполнения накладного шва с двумя закрытыми срезами, края срезов подгибают на изнаночную сторону или заметывают на 0,5–0,7 см. Один край накладывают на другой и прокладывают строчку на расстоянии от подогнутых краев 0,1–0,2 см. Таким швом обрабатываются пояса, хлястики, манжеты и т.д.

б) Второй способ выполнения накладного шва с двумя закрытыми срезами – подогнуть оба среза на 0,5–0,7 см, наложить на изделие и настрочить на расстоянии 0,2 мм от каждого края. Применяют при выполнении кулисок.

Рис. 3. Виды швов — соединительные бельевые

Французский шов

Для выполнения французского или двойного шва детали складывают изнанкой внутрь и стачивают шириной шва 0,3–0,5 см. Потом выворачивают деталь на лицевую сторону и выправляют шов стачивания так, чтобы он располагался по краю. Вторую строчку прокладывают на расстоянии 0,5–0,7 см от сгиба, чтобы срез шва был запечатан внутри. Такой вид шва применяется при пошиве одежды из сыпучих и прозрачных тканей.

Запошивочный шов

Для выполнения запошивочного шва две детали складывают лицевыми сторонами внутрь, припуск по одной детали срезают до 0,5 см. Затем стачивают детали. Припуски отгибают в сторону детали так, чтобы закрыть меньший срез. Срез большего припуска подгибают и прокладывают вторую строчку на расстоянии 0,1–0,2 см от подогнутого края. Ширина запошивочного шва равна 0,7–1,0 см. Запошивочный шов применяется для изготовления постельного белья, а также в изделиях из тонких тканей без подкладки, джинсовой одежды.

Шов «в замок»

Шов «в замок» по конструкции похож на запошивочный, но выполняется немного иначе. Сначала выполняют накладной шов с двумя открытыми срезами. Затем каждую деталь отворачивают на срез
и настрачивают по припуску. Шов «в замок» очень прочный и применяется при пошиве изделий, где требуется усиленная строчка – рабочей одежды, рюкзаков и т. п.

Рис. 4. Виды швов — отделочные

Расстрочной шов

Для выполнения расстрочного шва сначала выполняют стачной шов, затем припуски шва раскладывают в разные стороны и с лицевой стороны прокладывают две отделочные строчки на одинаковом расстоянии от стачной строчки. Расстояние от строчки стачивания до строчки расстрачивания зависит от модели (0,2-0,5 см), от среза шва до строчки расстрачивания – 0,2-0,5 см. Расстрочной шов применяется для соединения срезов изделий из материалов, где разутюживание швов не допускается. Например, в изделиях из кожи.

Застрочной шов

Для выполнения шва необходимо разметить необходимую ширину складки, заложить складку по разметке и застрочить. Шов применяется для выполнения складок на изделиях.

Настрочной шов с открытым срезом

Для выполнения настрочного шва с открытым срезом необходимо притачать деталь по разметке, отвернуть ее на лицевую сторону и отстрочить по краю. Припуск шва при этом остается открытым. Такой шов применяется при выполнии карманов, кокеток и т. д.

Настрочной шов с закрытым срезом

Выполняется так же как и настрочной шов с открытым срезом, но припуск шва срезается и застрачивается внутри отделочным швом. Такой шов применяется при выполнении карманов, кокеток и т. п.

Рис. 5. Виды швов — отделочные

Накладной шов с кантом

Кант вложить между деталями по разметке, пристрочить. Строчку проложить на расстоянии 0,3–0,4 см от края канта. Детали отвернуть на лицевую сторону, припуски заложить на одну из деталей, приутюжить. Применяется при отделке швов с лицевой стороны изделий и на подкладке.

Обтачной шов с кантом

Кант сложить с деталью изделия, притачать. Детали отвернуть на лицевую сторону, приутюжить. Такой вид шва применяется при отделке карманов, воротников, постельного белья и т. п.

Рис. 6. Виды швов — краевые

Окантовочный шов с открытым срезом

При выполнении шва косая бейка пристрачивается к детали изделия на расстоянии 0,5 см от края, отгибается на лицевую сторону и настрачивается на 1 мм правее края бейки. Внутренний срез остается открытым и может быть закрыт подкладкой или остаться открытым, в зависимости от изделия.

Окантовочный шов с закрытым срезом

При выполнении шва косую бейку пристрочить к припуску изделия на расстоянии 0,5 см от края, припуск обернуть бейкой, край бейки подвернуть и настрочить на расстоянии 0,2 мм от края. Применяется при окантовке срезов изделий без подкладки.

Окантовка тесьмой

При выполнении окантовкой тесьмой используется тесьма с закрытыми срезами. Ширина тесьмы определяется моделью. Чтобы выполнить шов, край детали оборачивается тесьмой, перегнутой пополам, по краю тесьмы прокладывается шов. Применяется при окантовке карманов, воротников и других деталей.

Окантовочный шов «в рамку»

Для выполнения шва косую обтачку необходимо перегнуть пополам, приутюжить. Наложить обтачку по разметке, выполнить шов, обтачку отогнуть, приутюжить. Такой вид шва применяется при обработке карманов в рамку.

Обтачной шов «В раскол»

При выполнении обтачного шва в раскол сначала выполняют стачной шов «на ребро», затем детали отворачивают на лицевую сторону, выправляют шов так, чтобы он располагался по краю. Шов применяется при обработке поясов и других двухсторонних деталей.

Обтачной шов «в кант»

При выполнении обтачного шва «в раскол» сначала выполняют стачной шов «на ребро», затем детали отворачивают на лицевую сторону, выправляют шов с образованием канта с одной стороны. Шов применяется при обработке подбортов, воротников, манжет и других деталей одежды.

Рис. 7. Виды швов — краевые

Обтачной шов с закрытой бейкой

Для выполнения шва необходимо перегнуть бейку пополам, пристрочить к детали изделия по краю на расстоянии 0,5 см от края, отвернуть бейку на лицевую сторону и настрочить по краю. Такой шов может применяться для обработки низа деталей и рукавов, обтачки карманов и т. п.

Обтачной шов двойной бейкой

Для обработки шва необходимо притачать одну сторону бейки по краю детали, отвернуть бейку на лицевую сторону, подогнуть по краю и настрочить на расстоянии 0,2 мм от края бейки.

Рис. 8. Узкие краевые швы

Московский шов

Для выполнения припуск необходимо подвернуть на 0,5 см и на расстоянии 0,2 мм от края проложить строчку. Излишки припуска срезать, край детали подогнуть на 0,3 мм и проложить вторую строчку поверх первой. Московский шов применяется для обработки краев изделий из тонких тканей – шарфов, платков и т. п.

Зиг-заг

Для выполнения шва зиг-заг необходимо подогнуть срез и проложить строчку по краю. Ширина и частота строчки определяется моделью. Излишки припуска срезать. Такой шов применяется для обработки краев воланов, пошиве изделий из трикотажа и т. п.

Шов в подгибку с открытым срезом

Шов в подгибку с открытым срезом выполняется таким образом: срез шва обрабатывают оверлочным швом, припуск подгибают и настрачивают.

Такой шов применяется при подгибе низа и рукавов изделий.

Шов в подгибку с закрытым срезом

При выполнении шва в подгибку с закрытым срезом, срез шва подгибается на 0,5–0,7 см. Строчка прокладывается на расстоянии 0,2 см от края.


1. Нитку для работы не отрывайте и тем более не откусывайте зубами (испортите зубы); отрезайте ее ножницами не поперек, а под острым углом — такой конец легче вдеть в иголку. Многие делают еще так: сначала вдевают нитку в ушко, а потом отрезают — в этом случае она более послушна в работе: не пугается, не скручивается.
2. Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку — не более 60—70 см. Есть очень точная русская пословица: «длинная нитка — ленивая девка». А вот еще и верная примета: «длинной ниткой шить — далеко от мамы жить». Так что не стоит рисковать.
З. Каждый шов начинают с закрепления нитки. Самое простое — завязать узелок на конце (рис. 5): конец нитки зажимают между большим и указательным пальцами правой руки, одновременно натягивают ее левой рукой и обводят вокруг указательного пальца правой руки, скручивают между пальцами, спуская вниз по указательному, зажкмают нитку с нитками между пальцами и стягивают их вниз по нитке, помогая нопем большого пальца.

Иначе говоря, опытные мастерицы узелок не любят и закрепляют нитку так (рис. 6): ткань прокалывают с лицевой стороны на изнаночную и через 2—З мм выводят иголку на лицевую сторону — первый стежок образовался на изнанке, а «хвостик» остался на лицевой стороне. Затем первый стежок прошивают поперек вторым и после этого нитку туго затягивают. Потяните за нитку — и вы убедитесь, насколько прочно она закреплена.
4. Необходимо помнить: руки самопроизвольно припосаживают верхнюю ткань, а швейная машинка — нижнюю. Например, если сложить вместе срезы ткани одинаковой длины и, не сметывая, стачать их на машинке, то в результате нижний срез окажется короче. Чтобы этого не произошло, во время строчки нужно слегка натягивать нижнюю ткань. Если же два одинаковых среза сшить вручную, то «окоротится» верхняя деталь. Опытные портнихи, зная эту особенность, используют ее. Например, сшивая руками косой срез с долевым, шьют по косой, а на машинке строчат, расположив косой срез снизу.
5. Все ручные швыг можно разделить на прямые и возвратные. Если иголка, прокладывая стежки, движется только вперед — это прямые швы, например, шов «вперед иголку». Когда же приходится иголку не только продвигать вперед, но и возвращать назад, чтобы получился очередной стежок — это швы возвратные (шов «назад иголку», «козлик» и др.).


Шов «вперед иголку», или сметочный, считается самым простым (рис. 7) — с него и начнем. Им временно соединяют участки ткани, а коли временно, то для сметки используют недорогие, низкосортные нитки. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной сторонах одинаковой длины.
Если нужно сметать попрочнее, то стежки прокладывают иначе (рис. 8): один стежок — длинный (8—9 мм), один — короткий (2 мм); на изнанке при этом образуются два коротких.
Сметывание с помощью булавок — еще один способ соединения тканей (рис. 9). Обычно им пользуются портнихи, сметывая ткани в полоску, клетку, а лоскутницы — почти постоянно. Этот способ убыстряет процесс ручного шитья, но им нужно пользоваться с умом. Здесь главное — правильно вколоть булавки, чтобы они не попали под машинную иглу: их втыкают острием, направленным под прямым углом к шву. Если соединяют прямые участки, то булавки вкалывают через 3—4 см, аккуратно выравнивая срезы тканей и одинаково их натягивая.
На закругленных линиях булавки располагают чаще — через 5—10 мм. Соединяя ткани в полоску или клетку, булавки вкалывают сообразно рисунку, к примеру, в каждую полоску, а если она широкая, то с обеих сторон, тщательно соединяя ее с такой же полоской на нижней ткани. Но в любом случае нужно помнить: булавки должны лежать обязательно под прямым углом к срезам ткани.


Шов «назад иголку» (рис. 10). Этим прочным, эластичньтм швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку», только стежки покороче и повыпуклей. На изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга, образуя непрерывную линию, и каждый в три раза длиннее стежка на лицевой стороне. для такого прочного шва и нитки нужны прочные, качественные. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т. д.
Шов ручная «строчка » (рис. 11). Этот шов -- разновидность шва «назад иголку», но еще более прочный. Выполняют его точно так же, как предыдущий) только без просветов между стежками, поэтому длина стежка на изнанке не в три, а только в два раза больше, чем у лицевого стежка (исключен просвет). Аккуратно выполненную ручную «строчку» трудно отличить от машинной. По прочности она ей не только не уступает, но даже превосходит, особенно если выполнена качественными нитками.
Потайной шов (рис. 12). Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной, ни тем более с лицевой стороны. Шьют справа налево. Им подшивают низ изделия прикрепляют ленты, тесьму, пришивают обтачки и т. д. В старину работу портнихи прежде всего оценивали по тому, как подшiгг подол: если стежков не видно — значит, портниха опытная и аккуратная. Обратите особое внимание на этот шов и научитесь выполнять его по всем правилам.
Возьмите кусочек светлой ткани размером 20х20 см, тонкую короткую иголку № 2 и черные нитки (чтобы на образце сразу были видны все погрешности). Подверните одну из сторон на 4 см и прометайте, отступив от края 5 мм (ни в коем случае не утюжьте подгиб — он должен быть воздушным). Теперь сделайте на нитке маленький узелок, введите иглу внутрь подгиба, выведите в сгиб и вколите иголку точно под ниткой, торчащей из сгиба, захватив всего одну-две нити ткани (следите, чтобы иголка не проткнула ткань насквозь). Вытяните нитку. Опять введите иголку в сгиб, вколов ее рядом с предьщущим проколом, и сделайте стежок внутри сгиба (7—8 мм), затем выведите иголку из сгиба, вытяните нитку до конца и точно под ее выходом прошейте ткань, захватив одну-две нити. Продолжайте шить, проверяя время от времени, не видна ли черная нитка с лицевой стороны образца.
Маленькая подсказка: чтобы лучше видеть ход иголки по сгибу, отверните на лицевую сторону подгиб, сложив его лицевая с лицевой изделия.


Крестообразный шов —«козлик» (рис. 13). Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани, подшивают трикотаж, используют в аппликациях. Шьют слева направо, а также снизу вверх. На кусочке ткани подогните один край и заметайте. Вденьте в иголку черную нитку и закрепите ее в подгибе, отстугiив вверх от края на 5 мм. Вколите иголку (острием влево) в ткань под подгибом, подцепите одну-две нити и вытяните иголку. Сделайте такой же стежок на подгибе, отступив 7 мм от точки закрепления нитки, затем нижний и так чередуйте.
Петельный шов (рис. 14). Петельньими стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезньте петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево. Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2—4 мм, высота стежка — от 5 до 10 мм.


Дерево и сова выполнены из лоскутиков, пришитых к мешковине петельным швом. Листики вышиты "козлыком".

Ручные швы

Прежде чем рассказать о швах, которые нам придется использовать в работе с лоскутами, познакомьтесь с общими правилами для всех видов ручных швов.

  • Нитку для работы не отрывайте и тем более не откусывайте зубами (испортите зубы); отрезайте ее ножницами не поперек, а под острым углом — такой конец легче вдеть в иголку. Многие делают еще так: сначала вдевают нитку в ушко, а потом отрезают — в этом случае она более послушна в работе: не путается, не скручивается.
  • Если хотите быстро шить, не вдевайте в иголку длинную нитку — не более 60—70 см. Есть очень точная русская пословица: «Длинная нитка — ленивая девка». А вот еще и верная примета: «Длинной ниткой шить — далеко от мамы жить». Так что не стоит рисковать.
  • Каждый шов начинают с закрепления нитки. Самое простое — завязать узелок на конце (рис. 1): конец нитки зажимают между большим и указательным пальцами правой руки, одновременно натягивают ее левой рукой и обводят вокруг указательного пальца правой руки, скручивают между пальцами, спуская вниз по указательному, зажимают нитку с витками между пальцами и стягивают их вниз по нитке, помогая ногтем большого пальца.
    Нужно сказать, что первоклассные портнихи считают, что закреплять нитку на ткани необходимо иначе, без узелка, так как даже небольшой аккуратный узелок нередко при строчке на машинке попадает под иглу и застревает в машинном шве, откуда его трудно удалить. Кроме того, на тонких прозрачных тканях узелок может просвечивать в подшивке и отпечатываться под утюгом.
  • Необходимо помнить: руки самопроизвольно припосаживают верхнюю ткань, а швейная машинка — нижнюю. Например, если сложить вместе срезы ткани одинаковой длины и, не сметывая, стачать их на машинке, то в результате нижний срез окажется короче. Чтобы этого не произошло, во время строчки нужно слегка натягивать нижнюю ткань. Если же два одинаковых среза сшить вручную, то «окоротится» верхняя деталь. Опытные портнихи, зная эту особенность, используют ее. Например, сшивая руками косой срез с долевым, шьют по косой, а на машинке строчат, расположив косой срез снизу.
  • Все ручные швы можно разделить на прямые и возвратные. Если иголка, прокладывая стежки, движется только вперед — это прямые швы, например, шов «вперед иголку». Когда же приходится иголку не только продвигать вперед, но и возвращать назад, чтобы получился очередной стежок — это швы возвратные (шов «назад иголку», «козлик» и др.).

Шов «вперед иголку», или сметочный , считается самым простым (рис. 3) — с него и начнем. Им временно соединяют участки ткани, а коли временно, то для сметки используют недорогие, низкосортные нитки. Стежки прокладывают справа налево. Длина стежка — от 5 мм до 2 см в зависимости от назначения шва. Стежки на лицевой и изнаночной сторонах — одинаковой длины.

Если нужно сметать попрочнее, то стежки прокладывают иначе (рис. 4): один стежок — длинный (8—9 мм), один — короткий (2 мм); на изнанке при этом образуются два коротких.

Сметывание с помощью булавок — еще один способ соединения тканей (рис. 5). Обычно им пользуются портнихи, сметывая ткани в полоску, клетку, а лоскутницы — почти постоянно. Этот способ убыстряет процесс ручного шитья, но им нужно пользоваться с умом. Здесь главное — правильно вколоть булавки, чтобы они не попали под машинную иглу: их втыкают острием, направленным под прямым углом к шву. Если соединяют прямые участки, то булавки вкалывают через 3—4 см, аккуратно выравнивая срезы тканей и одинаково их натягивая.

На закругленных линиях булавки располагают чаще — через 5—10 мм. Соединяя ткани в полоску или клетку, булавки вкалывают сообразно рисунку, к примеру, в каждую полоску, а если она широкая, то с обеих сторон, тщательно соединяя ее с такой же полоской на нижней ткани. Но в любом случае нужно помнить: булавки должны лежать обязательно под прямым углом к срезам ткани.

Шов «назад иголку» (рис. 6). Этим прочным, эластичным швом когда-то, до изобретения швейной машинки, шили одежду. Внешне он похож на шов «вперед иголку», только стежки покороче и повыпуклей. На изнанке — никакого сходства: стежки заходят друг за друга,образуя непрерывную линию, и каждый в три раза длиннее стежка на лицевой стороне. Для такого прочного шва и нитки нужны прочные, качественные. Шьют справа налево: иголку выводят с изнанки на лицевую сторону, делают стежок назад и под тканью проходят на два стежка вперед, затем возвращаются, прокладывают очередной стежок назад на некотором расстоянии от предыдущего и под тканью — два стежка вперед и т. д.

Потайной шов (рис. 8). Название говорит само за себя: стежки не должны быть заметны ни с изнаночной, ни тем более с лицевой стороны. Шьют справа налево. Им подшивают низ изделия, прикрепляют ленты, тесьму, пришивают обтачки и т. д. В старину работу портнихи прежде всего оценивали по тому, как подшит подол: если стежков не видно — значит, портниха опытная и аккуратная. Обратите особое внимание на этот шов и научитесь выполнять его по всем правилам.

Возьмите кусочек светлой ткани размером 20x20 см, тонкую короткую иголку № 2 и черные нитки (чтобы на образце сразу были видны все погрешности). Подверните одну из сторон на 4 см и прометайте, отступив от края 5 мм (ни в коем случае не утюжьте подгиб — он должен быть воздушным). Теперь сделайте на нитке маленький узелок, введите иглу внутрь подгиба, выведите в сгиб и вколите иголку точно под ниткой, торчащей из сгиба, захватив всего одну-две нити ткани (следите, чтобы иголка не проткнула ткань насквозь). Вытяните нитку. Опять введите иголку в сгиб, вколов ее рядом с предыдущим проколом, и сделайте стежок внутри сгиба (7—8 мм), затем выведите иголку из сгиба, вытяните нитку до конца и точно под ее выходом прошейте ткань, захватив одну-две нити. Продолжайте шить, проверяя время от времени, не видна ли черная нитка с лицевой стороны образца.

Маленькая подсказка : чтобы лучше видеть ход иголки по сгибу, отверните на лицевую сторону подгиб, сложив его лицевая с лицевой изделия.

Крестообразный шов — «козлик» (рис. 9). Таким швом соединяют толстые несыпучие ткани, подшивают трикотаж, используют в аппликациях. Шьют слева направо, а также снизу вверх. На кусочке ткани подогните один край и заметайте. Вденьте в иголку черную нитку и закрепите ее в подгибе, отступив вверх от края на 5 мм. Вколите иголку (острием влево) в ткань под подгибом, подцепите одну-две нити и вытяните иголку. Сделайте такой же стежок на подгибе, отступив 7 мм от точки закрепления нитки, затем нижний и так чередуйте.

Петельный шов (рис. 10). Петельными стежками обметывают срезы тканей, используют в аппликациях, выполняют воздушные и прорезные петли для пуговиц. Удобнее прокладывать стежки слева направо, но можно работать и справа налево. Закрепляют нитку слева и набрасывают ее на иголку в виде петли. Расстояние между стежками 2—4 мм, высота стежка — от 5 до 10 мм.

М. Максимова М. Кузьмина «Лоскутики»

ИСТОЧНИК:

Ручные швы

. Прокладочный шов (рис. 1) применяется для обозначения середины изделия, а также для обозначения исправлений, отмеченных булавками во время примерки. Длина стежка - 2-3см. При наложении стежков на ткань нить не натягивают. Проколы иглой производятся справа налево.

. Силки (рис.2) применяются для переноса линий на одноимённые детали. Для этого по линии прокладывают смёточные стежки, не натягивая нить. Стежки образуют петельки 1.5-2см. После наложения силков детали раздвигают, нитки стежков между ними натягивают и разрезают.

. Смёточный шов (рис.3) применяется для временного скрепления деталей между собой. Длина смёточного стежка зависит от его назначения и толщины ткани.

. Потайной шов (рис.4) применяется для подшивки низа платья, горловины, рукавов. Для выполнения этого шва подогнутый и слегка отвёрнутый край ткани прокалывают иглой внутри ткани, продвигают иглу на 0.5-1см, около выхода иглы прокалывают нижнюю ткань, захватывая 1-2 нитки и т.д.

. Шов «через край» (рис.5) применяется в тех случаях, когда требуется соединить две кромки ткани.

. Шов сборки (рис.6) применяется для собирания ткани в сборку (рис.6а), а также в качестве отделочного (рис.6б).

. Ручной шов строчка (рис.7) по внешнему виду напоминает машинный. При его выполнении игла вкалывается в место выхода её в предыдущем стежке. Длина стежка этого шва на изнанке равна двум стежкам с лицевой стороны. На лицевой стороне стежки должны плотно сходиться друг к другу. Ручной шов употребляется, когда требуется плотная и крепкая строчка, а применить машинный шов невозможно.

. Шов «за иглой» (рис.8) применяется при смётывании тканей в клетку и полоску. Выполняется так же, как и ручной шов строчка, однако между стежками допускается некоторый интервал.

. Штуковка (рис.9) применяется для того, чтобы прочно и незаметно зашить порез в шерстяных и суконных изделиях. А также для пошива меховых изделий. В шерстяных изделиях штуковку выполняют в следующем порядке: вводят иглу, несколько отступая от края пореза изделия, и делают стежки через край взад-вперёд иголкой как при штопке, слегка притягивая один край пореза к другому (рис.9а). Штуковка прямого пореза в грубых тканях (драп, сукно) требует следующего приёма: иглу вводят в край пореза, не проходя всей толщины ткани (рис.9б), а лишь доходя до верхнего угла пореза. Стежки делают не через край, а внутрь с края пореза взад-вперёд иголкой. Затем с изнанки прокладывают шов через край, не прокалывая иглой всей ткани, а лишь захватывая изнаночный слой. Второй шов (рис.9в) выполняют для прочности заделанного пореза. Нитки подбирают соответственно цвету и толщине ткани.

Штопка (рис.10) применяется для починки протёртых мест в тканях. Стежки при штопки накладываются в долевом и поперечных направлениях.

Ручные швы

Шов - Это место соединения деталей. Ниточное соединение деталей выполняется строчкой на швейной машине или вручную.

Это ряд повторяющихся стежков.

Стежок - Это переплетение ниток между двумя проколами иглы.

Расстояние между двумя последовательными проколами иглы называют длиной стежка .

Расстояние от среза детали до строчки -- ширина шва .


По назначению ручные стежки делятся на соединительные и отделочные . Ручные стежки образуют строчки временного и постоянного назначения.

Ручные стежки и строчки

Стежки

строчки

графическое
изображение

Строчки временного назначения

Прямые

Сметочные

Копировальные

Строчки постоянного назначения

Косые

Обметочные (в 1 см 3 - 4 стежка)

Подшивочные (в 1 см 3 - 4 стежка)

Петлеобразные

Стачные (в 1 см 4 - 5 стежков)

Петельные

Обметочные


Виды отделочных ручных стежков

Подготовка к работе

Для того чтобы качественно выполнить те или иные швейные ручные работы, необходимо знать приемы вдевания нитки в иглу, завязьвания узла на конце нитки, работу с наперстком.

Длина нитки для ручных работ должна быть равна удвоенному расстоянию от кисти до локтя работающего (не больше 80 см).

Пословица - Длинная нитка, ленивая швея.

Перед вдеванием нитки в иглу конец нитки закручивают между большим и указательным пальцами правой руки. Иглу держат между большим и указательным пальцами правой руки, ушком в сторону нитки. Левой рукой скрученную нить вводят в ушко иглы и вытягивают ее на 2 / 3 длины.

Завязывать узел на конце нитки необходимо для того, чтобы не распускалась строчка.

Выполнение ручных строчек


6. Сметочные строчки удаляют после стачивания.

Ручной шов

Ручной шов. Большая часть читательниц, открыв нашу "Энциклопедию" на этой главе, скажут, что совершенно лишне говорить подробно о ручном шве, особенно теперь, когда так часто машинный шов заменяет ручной

Спешим им ответить, что из всех дамских работ важнее всего знать во всех деталях именно ручной шов, так как именно он представляет основу всякой работы иголкой.

Руки, которые исполняют хорошо все роды шва, не встретят затруднений при исполнении любого рода орнамента.

Впрочем, каковы бы ни были условия, в какие вас поставила жизнь, всегда полезно уметь хорошо шить. Потому что если, с одной стороны, умение шить облегчает правильную оценку чужой работы, то, с другой стороны, всегда имеешь возможность исполнить хорошо и прочно работу собственными руками, если необходимость заставляет это сделать.

Положение тела. Прежде чем перейти к объяснению стежков и швов, заметим, что, какова бы ни была ваша работа, надо позаботиться об удобной позе. Долгий опыт позволяет нам положительно утверждать, что нет такого шва или вышивания, который заставлял бы нас сидеть неудобно.

Прежде всего для удобной и спокойной позы надо, чтобы высота стула соответствовала высоте стола. Руки должны держать работу на такой высоте, чтобы не являлось необходимости опускать голову, которую надо держать по возможности прямо и, самое большее, чуть-чуть наклонять вперед.

Никогда не надо прикалывать работу к колену: поза, которую принимает при этом тело, некрасива и негигиенична. Работу надо прикалывать к подушке с тяжелым основанием, чтобы эта подушка не могла подаваться при стежках.

Иголки. Для шитья надо употреблять иголки первого сорта и очень упругие. Чтобы узнать, достаточно ли они упруги, переломите руками одну иголку. Если она достаточно упруга, то перед переломом почувствуется порядочное сопротивление и самый перелом выйдет гладким.

Но если иголка ломается легко, как стекло, или гнется, как проволока, она плоха. Никогда не надо шить искривленными иголками, потому что при употреблении их стежки выходят неправильные. Ушко иголки должно быть очень гладкое, чтобы не рассучивался и не прорезывался кончик нитки.

Швы на тонком белье делаются короткими или полудлинными иголками. Другие работы исполняются длинными иголками. Поэтому полезно иметь по крайней мере три сорта иголок.

Иголка должна быть чуть-чуть толще нитки, чтобы нитка свободно скользила в дырочки.

Чтобы предохранить иголки от ржавчины, хорошо класть в пакетики немного талька в порошке. Хорошо также тем особам, у которых потеют руки (отчего иголки ржавеют), от времени до времени погружать кончики пальцев в коробочку с амиантом.

Можно также набить подушечку мелким песком и в нее вкалывать иголки, слегка заржавевшие.

Ножницы. Ножниц для работы надо иметь две пары: одни большие с одним острым, другим закругленным концом, другие — маленькие, для обрезания нитки, кончиков и вырезания небольших частиц материи. Эти же ножницы употребляются и при множестве описанных ниже работ. Кольца ножниц должны быть круглые и насколько возможно шире, потому что маленькие кольца утомляют руку и оставляют следы на пальцах.

Наперсток. Стальной наперсток лучше костямрго, который слишком хрупок, и серебряного, в котором слишком мелки ямочки. Хороший наперсток должен быть легок, немного скруглен на конце, и края его не должны отставать вокруг пальца.

Длина нитки. Нитка для шитья не должна быть длиннее на 50 см.; для приметки она может быть и длиннее.

Нитку лучше отрезать, чем обрывать, отчего она раскручивается.


Рис.1. Укрепление нитки подле ушка

(Рис. 1)

Если нитка не длинна, но ее не хотят еще менять, то можно закрепить ее петлей у самого ушка иголки.

Что касается узлов, о какой бы работе ни шла речь, они должны быть почти незаметны, хотя и завязаны прочно.

Не все равно также, какой конец нитки продет в иголку. Продевать надо непременно тот конец, который отрезали от катушки. Если продеть обратным концом, нитка косматится и теряет блеск.

Нитки.

Для наметки употребляются дешевые нитки, мягкие и специально для этого фабрикующиеся.

Для шитья лучше всего эльзасские х/б. нитки D. M. C., черные и белые.


Рис.2. Положение рук при шитье с подушечкой

(Рис. 2).

Материю приколоть к подушке и придерживать левой рукой. Но левая рука не должна никогда опираться ни на подушечку, ни на стол.

Большой и указательный пальцы правой руки должны захватить иголку на половине длины.

Средний палец, на который надет наперсток, опирается на ушко иголки и продвигает ее в материю достаточно далеко, чтобы большой и указательный могли захватить ее ниже стежка и протянуть вместе с ниткой.

Нитка проходит между 4-м и 5-м пальцами и образует на последнем петлю, которую надо протащить постепенно, чтобы не образовалось узла. пальцами



Рис.3. Положение рук для шитья без подушечки

Положение рук для шва без подушечки. (Рис. 3)

Если нельзя употреблять подушечки, то не надо обертывать материей указательный палец левой руки, а только держать ее большим и указательным пальцами и оставить ее свободно свешиваться через остальные пальцы.

Впрочем, если материя должна быть несколько натянута, то зажать ее между 4-м и 5-м пальцами. Тогда материя не собирается и не вытягивается по шву.


Стежки.

Для различного рода швов есть четыре сорта стежков: вперед иголку, за иголку, рубец и через край.


Рис.4. Шов вперед иголку

(Рис. 4).

Это самый простой шов и его прежде всего показывают детям.

Иголку вкалывают в материю немного впереди предыдущего стежка (нитки через 2 - 4) и вытягивают обратно на таком же (иногда меньшем) расстоянии.

Если позволяет материя, то иголку вкалывают несколько раз подряд, туда и обратно, а потом уже вытягивают вместе с ниткой.

Этот шов употребляется для простого шва, сборок и при стачивании легких материй.


Рис.5. Шов за иголку


(Рис. 5).

Захватывают иголкой справа налево шесть ниток ткани, потом, вытянув нитку, вкалывают иголку назад, за ниткой.


Рис.6. Строчка

(Рис. 6).

Так называется шов за иголку, если между стежками нет промежутка. Иголка вкалывается в ту же дырочку, из которой выходит предыдущая нитка, и вытягивается на расстоянии, равном следующему стежку.

Этот шов должен быть очень правильным, и это достигается сначала только тем, что считают нитки материи.

Стежок занимает одну-две нитки, смотря по толщине материи. При прямой строчке для белья выдергивают нитку тонкой ткани там, где должен быть шов.

Выдернутую нитку заменят стежки. Если строчка должна идти вкось или по толстой материи, то, чтобы строчка была прямая, делают наметку ниткой, отличающейся цветом от материи.


Рис.7. Рубец строчкой

(Рис. 7).

Он исполняется швом, только что описанным. Рубец сначала загибают по прямой нитке. Потом выдергивают нитку (или делают наметку) для строчки, отступя две-три нитки от загиба. Лицо работы - с той стороны, где стежки строчки.

(Рис. 8).

Чтобы рубец вышел хорошо, надо сначала загнуть материю по прямой нитке. Если материя жесткая, как полотно, нансук или коленкор, то сначала, чтобы сделать ее мягче, ее трут между пальцами. Первый загиб делается самое большое на 2 мм во всю длину шва. Потом делают второй загиб (какой нужно ширины). Край материи скрывается между двумя загибами. Приметываются только рубцы шире 1 см а первый загиб делается только такой ширины, чтобы материя не высыпалась.


Рис.8. Простой рубец

Для стежка захватывают одну нитку материи под рубцом и пропускают иголку немного наискось, на две нитки выше загиба рубца. Промежуток между стежками - две нитки. Стежки должны образовать прямую линию. Выдергивать для этого нитку не рекомендуется, так как материя от этого теряет прочность.

Шерстяная материя не держит загиба, а потому ее приходится загибать постепенно на два-три стежка или наметывать.

Этот шов употребляется еще в тех случаях, когда надо сделать подвернутый шов. Иголка должна проходить в нижнюю материю и в средний (подвернутый) слой, но стежки не должны быть заметны с той стороны, которая лежит на левой руке.


Рис.9.


Рис.10.

ПРОДОЛЖЕНИЕ на САЙТЕ: http://encework.liferus.ru/ruchn_shov.aspx

В своей работе хирурги используют хирургические швы, виды их существуют разные, это один из самых распространенных методов, используемых для соединения биологических тканей: стенок внутренних органов, краев раны, и других. Также они помогают остановить кровотечение, течение желчи, все благодаря правильно подобранному шовному материалу.

В последнее время главным принципом создания любого типа шва считается бережное отношение к каждому краю раны, независимо от ее типа. Шов следует накладывать так, чтобы точно были сопоставлены края раны и каждый из слоев внутреннего органа, который требует наложения шва. Сегодня эти принципы объединены в термин «прецизионность».

В зависимости от того, какой инструмент используется для создания шва, а также техники выполнения, можно различить два типа: ручной и механический швы. Для наложения способом используют обычные и травматические иглы, иглодержатели, пинцеты и другие приспособления. Для сшивания могут быть выбраны рассасывающиеся нити синтетического или биологического происхождения, металлическая проволока или другие материалы.

Механический шов наносится специальным аппаратом, где используют скобы из металла.

Во время сшивания ран и формирования анастомозов доктор может наложить швы как в один ряд - однорядные, так и послойно - в два, а то и четыре ряда. Наряду с тем, что швы соединяют вместе края раны, так они еще и отлично останавливают кровь. Но какие существуют сегодня виды шовного материала?

Классификация хирургических швов

Как мы уже говорили, швы могут быть как ручными, так и механическими, но есть еще несколько классов их разделения:

  • по технике их наложения они бывают узловые, а также непрерывные;
  • если разделить их по форме - простые, узловые, в форме буквы П или Z, кисетные, 8-образные;
  • по своей функциональности их можно разделить на гемостатические и вворачивающиеся;
  • по количеству рядов - от одного и до четырех;
  • по сроку нахождения внутри ткани - съемные и погруженные, в первом случае швы после определенного времени удаляются, а во втором случае остаются в теле человека навсегда.

Также стоит упомянуть, что хирургические швы, виды их подразделяются в зависимости от используемого материала: они могут быть рассасывающимися, если используют кетгут - это биологический вид и викрил, дексон - это синтетические. Прорезывающиеся в просвет органа - эта разновидность шва накладывается на полые органы. Постоянные - это те виды швов, которые не удаляются, они остаются в теле навсегда и окружены соединительнотканной капсулой.

Виды сырья для наложения шва

Шовный материал включает в себя различные материалы, используемые для перевязки сосудов, накладывая хирургические швы. Виды материала для сшивания тканей и кожи с каждым годом сильно менялись в зависимости от того, как развивалась хирургия. Что только не использовали хирурги для того, чтобы соединить ткани внутренних органов и кожи:

  • сухожилия млекопитающих;
  • кожа рыб;
  • полученные из хвостов крыс нити;
  • нервные окончания животных;
  • волос, взятый из гривы коней;
  • пуповина только что рожденного человека;
  • полоски из сосудов;
  • конопляные или кокосовые волокна;
  • каучуковое дерево.

Но, благодаря современным разработкам, в настоящее время стали популярны синтетические нити. Бывают и такие случаи, когда могут применяться также металлические.

К любому шовному материалу прилагаются определенные требования:

  • высокая прочность;
  • ровная поверхность;
  • эластичность;
  • умеренная растяжимость;
  • высокий уровень скольжения по тканям.

Но одним из важных критериев, который предъявляют к шовному материалу, является совместимость с тканями человеческого организма. Известные на сегодняшний день материалы, используемые для швов, имеют антигенные и реактогенные свойства. Абсолютных видов по этим характеристикам не существует, но степень выраженности их должна быть минимальной.

Также очень важно, чтобы шовный материал поддавался стерилизации, а также сохранял ее как можно дольше, при этом его основные характеристики должны оставаться первоначальными. Шовная нить может состоять из одного или нескольких волокон, которые соединены между собой путем скручивания, вязания или плетения, а чтобы их поверхность была гладкой, их покрывают воском, силиконом или тефлоном.

В настоящее время в хирургии используются рассасывающиеся и нерассасывающиеся виды шовного материала. Классификация хирургических швов, большая ее часть предусматривает использование рассасывающих нитей - кетгута, который изготавливается из мышечной оболочки тонкой кишки овцы, а также для его создания могут использовать подслизистый слой. Сегодня существует 13 размеров кетгута, которые между собой отличаются диаметром.

Прочность материала для шва увеличивается вместе с размером. Так, например, прочность трехнулевого вида составляет около 1400 г, а вот шестой размер - 11500 г. Рассасываться такого типа нитки могут от 7 и до 30 дней.

Из нерассасывающегося шовного материала в хирургии используют нити из шелка, хлопка, льна и конского волоса.

Виды швов

При наложении шва на обязательно берет во внимание, насколько глубоко разрезана или разорвана рана, ее протяженность и насколько ее края разошлись. Также учитывается место ранения. Самыми популярными в хирургии считаются такие хирургические швы, фото в статье покажут, как они выглядят:


Это поможет понять, какие именно способы наложения хирургических швов наиболее часто применяются при сшивании наружной раны.

Непрерывный внутрикожный тип

Его в последнее время применяют наиболее часто, обеспечивая наилучший косметический результат. Его основной плюс заключается в отличной адаптации краев раны, прекрасном косметическом эффекте и минимальном нарушении микроциркуляции, если сравнивать его с другими видами швов. Нить для сшивания проводится в слое собственно плоскости кожи параллельно ей. Однако для более легкого протягивания нити лучше взять монофиламентный материал.

После того, как проводится виды швов могут выбираться различные, но часто врачи отдают предпочтение рассасывающему шовному материалу: биосину, монокрилу, полисорбу, дексону и другим. А из нитей, которые не рассасываются, отлично подойдут монофиламентный полиамид или полипропилен.

Узловой шов

Это еще один из популярных видов наружного шва. При его создании кожа лучше всего прокалывается режущей иглой. Если использовать ее, то прокол выглядит как треугольник, основание которого направлено к ране. Подобная форма прокола позволяет надежно удерживать шовный материал. Иглу вводят в эпителиальный слой как можно ближе к краю раны, отступив всего 4 мм, после чего на косую проводят в подкожной клетчатке, при этом немного отдаляясь от края, как можно дальше.

После того как достигнут один уровень с краем раны, иглу поворачивают по направлению к средней линии и вкалывают в самую глубокую точку раны. Игла в этом случае проходит строго симметрично в ткани с другой стороны раны, только в этом случае в шов попадет одинаковое количество тканей.

Горизонтальный и вертикальный матрацный шов

Виды хирургических швов и узлов выбираются хирургом в зависимости от тяжести раны, если есть небольшие затруднения в сопоставлении краев раны, то рекомендуется использовать матрацный шов в форме буквы П, проходящий по горизонтали. Если накладывается узловой первичный хирургический шовна глубокую рану, то в этом случае можно оставить остаточную полость. В ней может скапливаться то, что отделяется раной и приводит к нагноению. Этого можно избежать, если накладывать шов в несколько этажей. Такой метод ушивания возможен как при узловом, так и непрерывном типе.

Кроме этого нередко применятся шов по Донатти (вертикальный матрацный шов). При его осуществлении первый прокол проводится через 2 см от края раны. Выкол делается на противоположной стороне и на таком же расстоянии. При следующем проведении вкола и выкола расстояние от края раны составляет уже 0,5 см. Нити связывают только после того, как все швы будут наложены, таким образом, можно облегчить манипуляции в самой глубине раны. Использование шва Донатти дает возможность сшивать раны при большом диастазе.

Чтобы результат был косметическим, при любой операции должна быть тщательно проведена первичная хирургическая обработка ран, виды швов подобраны правильно. Если неаккуратно сопоставить края раны, то в результате это приведет к грубому рубцу. Если приложить чрезмерное усилие при затягивании первого узла, то появятся уродливые поперечные полосы, располагающиеся по всей длине рубца.

Что касается завязывания узлов, то все связываются двумя узлами, а синтетические и кетгут - тремя.

Виды хирургических швов и способы их наложения

При наложении любого а их в хирургии используется много, крайне важно четко соблюдать технику выполнения. Как правильно накладывается узловатый шов?

С помощью иглы на иглодержателе сначала прокалывают края на растоянии 1 сантиметра, удерживая пинцетом. Все вколы проводятся один напротив другого. Иглу разрешается проводить сразу через оба края, но можно проводить поочередно, то через один, то через другой. После завершения конец нити придерживают пинцетом и иглу удаляют, а нить связывают, при этом края раны должны быть подведены один к другому как можно ближе. Так проделывают и остальные швы и до тех пор, пока полностью рана не будет зашита. Каждый шов должен быть на расстоянии 1-2 см друг от друга. В некоторых случаях узлы могут быть завязаны, когда уже все швы наложены.

Как правильно завязать узел

Чаще всего хирурги используют простой узел для связывания шовного материала. А делают его так: после того, как шовный материал продет в края раны, концы сближают и завязывают узел, а над ним еще один.

Может быть выполнен и другим способом: также продевают нить в рану, одной рукой берут за один конец, а второй за другой и, сблизив края раны, делают двойной узел, а уже над ним простой. Концы нити обрезают на расстоянии в 1 см от узла.

Как правильно сшить рану, используя металлические скобы

Виды хирургических швов и способы их наложения могут быть разными, что определяется местом локализации раны. Одним из вариантов может быть сшивание при помощи металлических скоб.

Скобы представляют собой металлические пластины, ширина которых несколько мм, а длина - около сантиметра, но может быть и больше. Оба их конца представлены в виде колец, а изнутри имеют острие, которое проникает в ткани и не дает скобам соскальзывать.

Чтобы наложить скобки на рану, следует ее края захватить специальным пинцетом, свести их вместе, хорошо приставить, удерживая так одной рукой, второй нужно взять еще одним пинцетом скобу. После этого наложить ее на линию шва, сжав концы, приложив усилие. В результате подобной манипуляции скоба сгибается и обхватывает края раны. Накладывать следует на расстоянии 1 см друг от друга.

Снимают скобы, как и швы, по истечении 7-8 дней после их наложения. Для этого применяется крючок и специальный пинцет. После снятия скобы можно выровнять, простерилизовать и снова использовать для зашивания ран.

Виды швов в косметологии

Косметический хирургический шов может быть сделан любым из существующих шовных материалов: шелком, кетгутом, льняной нитью, тонкой проволокой, скобами Мишеля или конским волосом. Среди всех этих материалов, только кетгут рассасывается, а все остальные нет. Швы бывают погруженными или съемными.

По технике наложения в косметологии используют непрерывные и узловатые швы, последние также можно поделить еще на несколько типов: морские, обычные женские или хирургические.

У узловатого вида есть одно основное преимущество перед непрерывным: он надежно удерживает края раны. А вот непрерывный шов пользуется спросом потому, что он накладывается быстрее и экономичнее в качестве используемого материала. В косметологии могут применяться такие виды:

  • матрацный;
  • непрерывный шов Ревердена;
  • непрерывный скорняжный;
  • портняжный (волшебный);
  • подкожный (американский шов Хальстеда).

В тех случаях, если у пациента сильное натяжение тканей, врач может использовать пластинчатый или свинцово-пластинчатый швы, а также шов с валиками, благодаря которым появляется возможность закрыть большие дефекты и надежно удерживать ткани на одном месте.

В пластической хирургии также доктор иногда может использовать аподактильный шов. Его суть заключается в том, что его накладывают и завязывают только при помощи специального инструмента: иглодержателя, пинцета и торзионного пеана.

Конский волос - это лучший шовный материал. Виды хирургических швов и узлов, существующих в косметологии, хорошо создавать с его помощью. Он часто применяется при ЛОР-операциях, ведь практически не инфицируется, не раздражает кожу и ткани, а в местах его наложения нет нагноений и рубцов. Конский волос эластичный, поэтому в отличие от шелка, он не будет врезаться в кожу.

Использование швов в стоматологии

Стоматологи также используют разные виды швов, чтобы остановить кровотечение или скрепить края большой раны. Все виды швов в хирургической стоматологии очень схожи с теми, что мы уже описали, единственное, что есть небольшие отличия в видах инструмента. Для наложения шва в ротовой полости чаще всего используют:

  • иглодержатель;
  • глазной хирургический пинцет;
  • маленький двузубый крючок;
  • глазные ножницы.

Проводить операции в ротовой полости бывает трудно, и только профессионал своего дела сможет выполнить эту работу качественно, ведь здесь важна не только качественная первичная обработка ран. Виды швов в стоматологии также важно правильно подобрать, но чаще всего - это простой узловой шов. А накладывается он так:

  1. Последовательно необходимо проколоть обе стороны раны на достаточном расстоянии один от другого, нить нужно протянуть как можно больше, оставив только небольшой конец - 1-2 см.
  2. Длинный конец нити и иглу удерживают в левой руке, после чего им нужно обернуть иглодержатель по часовой стрелке 2 раза.
  3. При помощи иглодержателя захватить короткий кончик и протянуть через образовавшуюся петлю - это первая часть узла, аккуратно его затянуть, потихоньку сближая края раны.
  4. Также, удерживая петлю, нужно проделать такие же манипуляции, только прокручивать против часовой стрелки один раз.
  5. Затянуть уже полностью сформировавшийся узел, обязательно следить за равномерностью натяжения нити.
  6. Сместить узел с линии разреза, обрезать конец нити, вот и все, шов готов.

Также стоит помнить, что правильно накладывать швы нужно от середины раны и стежки делать не слишком часто, чтобы не нарушить кровообращение в тканях. Чтобы заживление шло стабильно, особенно это касается ран, полученных в результате травмы, необходимо на несколько дней установить дренаж между швами.

Разновидности хирургических швов и способы наложения внутренних швов

Не только внешние швы необходимо накладывать правильно, внутри ткани также должны быть сшиты надежно. Внутренний хирургический шов также может быть нескольких видов и каждый из них предназначен для сшивания определенных частей. Давайте рассмотрим каждый из типов, чтобы лучше во всем разобраться.

Шов Апоневроза

Апоневрозом - это место, где происходит сращивание сухожильных тканей, которые обладают высокой прочностью и эластичностью. Классическим местом апоневроза считается средняя линия живота - где сращиваются правая и левая брюшины. Сухожильные ткани имеют структуру волокна, именно поэтому их сращивание вдоль волокон усиливает их расхождение, между собой хирурги этот эффект называют эффектом пилы.

За счет того, что у этих тканей повышенная крепость, для их сшивания необходимо использовать определенный тип швов. Самым надежным считается непрерывный обвивной шов, который делают при помощи синтетических рассасывающих нитей. К таковым можно отнести "Полисорб", "Биосин", "Викрил". Благодаря использованию рассасывающих нитей можно предотвратить образование лигатурных свищей. Также для создания подобного шва можно использовать и нерассасывающиеся нити - "Лавсан". При их помощи можно избежать образования грыж.

Шов на жировой клетчатке и брюшине

В последнее время очень редко сшивают эти виды тканей, ведь они сами по себе обеспечивают отличное сращение и быстрое заживление. К тому же отсутствие швов не нарушает кровообращение в месте образования рубца. В тех случаях, если без шва не обойтись, доктор может его наложить, используя рассасывающиеся нити - "Монокрил".

Швы кишечные

Для сшивания полых органов используют несколько швов:

  • Однорядный серозно-мышечно-подслизистый шов Пирогова, у которого узел размещается на внешней оболочке органа.
  • Шов Матешука, его особенностью является тот факт, что узел при его создании остается внутри органа, на его слизистой.
  • Однорядный шов Гамби используется, когда хирург работает с толстым кишечником, который по своей технике очень схож со швом Донатти.

Швы печени

В связи с тем, что этот орган достаточно «рассыпчат» и обильно пропитан кровью и желчью, выполнить на его поверхности шов бывает очень трудно даже для профессионального хирурга. Чаще всего в этом случае доктор накладывает непрерывный шов без захлеста или непрерывный матрацный шов.

На желчном пузыре используют П-образный или 8-образный хирургические швы.

Швы на сосудах

Виды хирургических швов, применяемых в травматологии, имеют свои особенности. Если нужно сшить сосуды, то в этом случае как нельзя лучше поможет непрерывный шов без захлеста, который обеспечивает надежную герметичность. Использование его часто приводит к образованию «гармошки», но избежать такого эффекта можно, если использовать однорядный узловой шов.

Хирургические швы, виды, применяемые в травматологии и хирургии схожи между собой. У каждого из видов есть свои недостатки и плюсы, но если правильно подойти к их наложению и подобрать оптимальный вариант нитки, то любой шов сможет выполнить поставленные перед ним задачи и надежно зафиксировать рану или сшить орган. Сроки снятия шовного материала в каждом отдельном случае определяются индивидуально, но в основном уже на 8-10 сутки их снимают.

Сегодня настал черёд изучить средства художественной изобразительности в вышивке - различные швы. Будьте терпеливы, дочитайте статью до конца, вас ждёт мотивация и вдохновение!

Скажу сразу, что при таком невероятном многообразии швов и техник в вышивке мы будем рассматривать только самые важные и интересные, на мой взгляд, мои любимые способы вышивания.

Крестик. Начну с самого простого, но вместе с тем с самого значимого элемента и способа вышивки. Про его связь с обрядами и верованиями древних русичей мы уже говорили в первой части нашей беседы о вышивке. Крест считался защитой от тёмных сил и любого зла. Его и сейчас используют в тех же целях. Крест лаконичен и красив, но самое магическое и невероятное его свойство для меня в том, что благодаря маленькому колючему ёжику» получаются картинки. Всё дело в размере и количестве этих «ёжиков», конечно. Крестики как пиксели: чем их больше, тем изображение чётче и реалистичнее.

Расход ниток будет меньше, работа будет продвигаться гораздо быстрее, вышивка будет выглядеть аккуратнее, если вы сначала вышьете нижние диагонали всех крестиков (например: справа налево снизу вверх). А потом уже будете заканчивать крестики перпендикулярной перекладиной (например: слева направо снизу вверх). Обратите внимание! На рисунке показан способ экономии времени: не обязательно вытягивать иголку под пяльцами, а потом снова возвращать её на лицевую сторону вышивки. Можно одним движением сделать стежок и сразу оказаться в нужном месте! 🙂 Вот такая маленькая хитрость.

Когда говорят про вышивку крестиком, сразу представляется простой крест или «русский крестик» , а ведь существует ещё множество видов вышивки крестом.

Остановлюсь ненадолго на сложном (двойном) кресте и на счётной глади.

Двойной крест или «болгарский крест» немного похож на снежинку и состоит из двух крестов, наложенных друг на друга со сдвигом.

К вышивке крестом относится также и счётная гладь. Напомню, «счётной» эта гладь называется потому, что длина стежка определяется считанным числом нитей основы (канвы).

Теперь логично будет познакомиться с тёзкой счётной глади - с гладью несчётной . На Руси её называли Поверхность готовой вышивки ровная и гладкая как атлАс. Атласник отличается от счётной глади тем, что длина и направление его стежка определяются только контуром той или иной детали вышивки.


Для важно подготовить «настил» - это как скелет для костно-мышечной ткани, как фундамент для будущего дома. Настилом может быть контур детали вышивки (листка, лепестка и т.д.) «обведённый» тамбурным или другим швом (тамбурный шов мы рассмотрим позже).

Если деталь вышивки крупного размера, то необходим настил (как я его называю) по всей её площади, который чаще выполняется нитками в тон фона. Стежки настила могут быть достаточно редкими, они не должны покрывать всю площадь детали, но важно, чтобы они были перпендикулярны будущей основной вышивке атласником. Такой «фундамент» поддержит верхнюю вышивку, сделает её объёмной, придаст ей аккуратный и ровный вид. Лицевые (верхние) стежки самой глади не будут проваливаться или провисать. Обратите также внимание на натяжение нити во время вышивания, чтобы стежки ложились плотно, но в то же время не стягивали ткань.

Для экстра объёма деталь можно вышить гладью в два слоя, стежки которых будут перпендикулярны друг другу.

Следующим номером нашей программы будет Шов «цепочка» или «тамбур» - это непрерывная цепочка петелек, выходящих одна из другой. Петельки могут быть мелкие и крупные в зависимости от толщины нитки и длины выполняемого стежка. Тамбурной цепочкой вышивают различные узоры по свободному контуру или застилают рядами всю плоскость мотива. Этот шов тоже имеет свои вариации и усложнения.

«Петлю с прикрепом» можно считать разновидностью тамбурного шва или скорее отдельно взятым его элементом.

А теперь на нашей сцене «французский узелок» - милейшее изобразительное средство в вышивке! С его помощью можно легко придать работе объём и шарм. Сами видите, какие разные образы можно создать с помощью этого маленького, да удаленького узелка. 🙂

А между тем, делается он очень просто: иголка обвивается двумя кругами нитки, вкалывается в ткань рядом с выходом конца нитки из ткани и протаскивается сквозь эти петли. Узелок готов!


Следующий шов - рококо. М не это название напоминает курочку. 🙂 И если «французский узелок» - это цыплёнок, то рококо - его мама, потому что рококо - это усложнённая интерпретация французского узелка, на мой взгляд. Для рококо иголку нужно вкалывать на расстоянии от выхода нити из ткани, а когда конец иглы появится рядом с выходящей из канвы нитки, на него нужно намотать немного больше петелек нитки, чем для узелка. После того, как вы протянете иголку с ниткой сквозь петли, у вас получится «гусеничка» или «улыбка», как кому нравится. Её мы укладываем, как этого требует задумка и композиция вышивки, и фиксируем, вкалывая иголку в ткань в нужном месте. Обратите внимание на то, что нитка должна быть полностью прикрыта петлями: «гусеничка» должна получиться плотная. Для этого количество оборотов нитки вокруг иглы должно соответствовать расстоянию между выходом нитки из ткани и последующим входом иглы в ткань. Вы можете немного подтянуть и уплотнить петельки на нитке, но не до бесконечности.

Рококо чаще всего используют для вышивки цветов и листьев.

А сейчас… Моя любимая. Когда моя мама преподавала «мастерские» (труд) в педагогическом училище, она по собственному желанию освоила и этот вид рукоделия, хотя и так владела и владеет внушительным набором творческих навыков. Вечерами я с упоением наблюдала, как мама колдует над пяльцами и вытворяет чудеса с ниточками…

По-моему, самое неприятное в мережке - это скучный и довольно-таки трудоёмкий процесс вытягивания ниточек из ткани (продёргивание), чтобы создать «плацдарм»: для дальнейшего творчества. А дальше необходимо вооружиться какой-нибудь оптикой и обеспечить хорошее освещение (как и для любого вида рукоделия). Если наберётесь терпения, то шедевр вам обеспечен! Мережка - это дух народной вышивки! Это невероятно красиво, самобытно и нежно! Смотрите сами:

Существуют разные мережки. Есть виды мережки, предназначенные для работы с«дорожками» (как я для себя называю дырявые продёрнутые полосатые пространства на ткани). А есть виды мережки подходящие для украшения и обработки углов будущего узора.


Чтобы избежать разочарований, начать нужно с «забега на короткую дистанцию» - с простого вида мережки и короткой «дорожки». Когда положительный результат вас вдохновит, можно браться и за более трудные варианты этой сквозной вышивки. Дерзайте!

На мой взгляд, мережка - сестра плетения и родственница макраме.

Преклоняюсь перед красотой и благородством ещё одного вида вышивки. Знакомьтесь! Великолепное собственной персоной. Также как и мережка, этот способ вышивки пограничный с другими видами рукоделия. Ришелье очень похоже на кружево. Также ришелье близко к вязанию и макраме, потому что содержит «навесные» (как я их называю) элементы над фрагментами ткани, которые впоследствии будут вырезаны. Эти плетёные из ниточек перетяжки, похожие на канатные мосты над пропастью, как атланты держат на себе всю композицию и центральные фрагменты ажурной, сквозной вышивки.


Следующий шов, который мы с вами рассмотрим - стебельчатый. С вашего позволения, на нём я и закончу. Но не торопитесь уходить. 🙂 В конце этой статьи вас ждёт самое интересное!

Это был наш последний «экспонат» на сегодня. Но прошу вас, прочитайте публикацию до конца.

Если вы всё это время восхищались изделиями мастеров, любуясь картинками и фотографиями, и с грустью думали, что вам создание таких шедевров не по плечу… Приведу вам причины, которые смогут вас вдохновить.

1.В Китае живёт женщина, которая родилась без рук в прямом смысле этого слова. Самое удивительное заключается в том, что она является талантливой вышивальщицей!

Согласитесь, что после такого говорить о себе полноценной и здоровой: «безрукая» или «не из того места руки растут» - просто грех!

2.Современный мир предлагает в помощь столько всяких приспособлений, которые облегчают процесс творчества и помогают получать одно сплошное удовольствие от вышивания.

В вашем распоряжении удобные лампы с увеличительными стёклами, чтобы сберечь зрение. Сконструированы пяльца разнообразных размеров, форм и моделей, целые установки для закрепления тканей во время вышивки.

3. Мы имеем гораздо больше возможностей, времени и сил для творчества ради удовольствия , чем наши прапрабабушки, на которых было натуральное хозяйство с домашними животными и птицами, сад-огород, как правило, многодетные семьи и тяжёлый физический труд в поле.

4. Вы можете не только наслаждаться процессом творчества, но и использовать результат (продукт своей деятельности). Он может стать прекрасным подарком для родных и близких, оберегом вашего дома, украшением для вас самих. Кто-то за своё хобби ещё и материальное вознаграждение получает, как мастера Ярмарки, например.

5. И наконец, самое главное, на мой взгляд! Творчество даёт современной женщине возможность почувствовать себя немного феей, доброй волшебницей, созидательницей уюта и доброй атмосферы в доме. Вышивка или другой вид творчества способно сделать из вас ещё более «добрую и счастливую» женщину, жену, маму, сестру, подругу… Любое рукоделие во много раз полезнее для душевного равновесия и здоровья вообще, чем просмотр сериалов по ТВ или сплетни с соседями. Творчество помогает снять стресс, найти внутреннюю гармонию и покой.

Поэтому занимайтесь творчеством и будьте счастливы, дорогие волшебницы!

Что еще почитать