Во сколько лет отдавать ребенка в школу? Когда ребенок готов к школе? Стоит ли отдавать детей на бокс

Когда ребенок подрастает и начинает активно двигаться, у многих родителей возникает закономерное желание отдать его в спортивную секцию.

В этом вопросе мамы и папы часто руководствуются своими личными предпочтениями, либо степенью удобства расположения секции относительно дома.

На что же в действительности нужно обращать внимание, выбирая спортивную секцию для ребенка?

Сначала нужно внимательно присмотреться к своему крохе. Может быть, он уже выказывает интерес к какому-то определенному виду спорта – спросите его об этом напрямую или покажите трансляции по телевизору.

Если с определением направления возникли сложности, поводите ребенка на максимальное количество секций и кружков. Где-то он точно «найдет своих».

В каком возрасте отдать ребенка в спорт

Малышей до 3 лет в спортивные секции обычно не берут. Поэтому до этого возраста вы можете лишь приучать малыша к спорту самостоятельно – оборудуйте дома спортивный уголок, купите мячики, занимайтесь с ребенком гимнастикой.

С 3-4 лет можно уже отправляться на занятия под присмотром тренера. Этот возраст очень хорош для развития координации и гибкости – предложите девочке занятия аэробикой, художественной гимнастикой, балетом, теннисом, акробатикой. Мальчикам можно попробовать футбол, теннис и хоккей.

Особенности развития в раннем возрасте

В 3-4 года стоит начать занятия для развития гибкости – в этот период тело ребенка наиболее податливо к растяжке. Также надо знать, что костный скелет в этом возрасте сформирован не окончательно, поэтому компрессионной нагрузки на позвоночник лучше избегать – прыжки и занятия спортивной гимнастикой стоит исключить.

Если вы не хотите, чтобы ребенок связал свою жизнь с профессиональным спортом, усердствовать в том, чтобы он был постоянно на занятиях, не стоит. На самом деле, до 5 лет для нормального здорового развития ребенку достаточно легких спортивных нагрузок и подвижных игр.

Выбираем вид спорта для малыша

Для того чтобы лучше понять, в каком виде спорта ребенок почти наверняка покажет отличные результаты, обратите внимание на его телосложение. Например, если ребенок имеет рост выше среднего, ему подойдет баскетбол, в то время как для гимнастики это скорее нежелательный показатель.

Специалисты выделяют несколько типов телосложения

Астеноидынй тип

Характеризуется худощавостью, ноги и руки обычно длинные, плечи узкие, мышцы выражены слабо. Таким малышам подойдут те виды спорта, где делается упор на выносливость и подвижность – например, спортивное плавание и художественная гимнастика.

Торакальный тип

Это обычно крепко сбитые малыши с неплохо выраженной мышечной массой, активные и подвижные. Отличительный признак – равная ширина плеч и грудной клетки. Из них выходят отличные футболисты и фигуристы.

Мышечный тип

Такие дети имеют крупный скелет и хорошо выраженную мышечную массу. Им подходят все виды единоборств, футбол, хоккей, водное поло.

Дигестивный тип

Такие дети имеют лишний вес (обычно «животик») и невысокий рост. По своей природе они не очень активны, но им может подойти гимнастика, единоборства и плавание.

Наш эксперт – инструктор по рукопашному бою Олег Ковалык .

В 5 или в 12?

В Японии, на родине карате, джиу-джитсу, айкидо и дзюдо, малышей отдают в школы боевых искусств после 5 лет. В Китае, родине легендарного ушу, начинают ставить боевую технику и того раньше – уже в 4 года. А вот в Корее, на родине тхеквондо, считается, что ученик должен окрепнуть, и на это ему дается время до 7–8 лет. Афробразильское танцевально-боевое искусство капоэйра хорошо ляжет на душу либо в совсем юном возрасте – в 5–6 лет, либо в подростковом – после 12. Борьбой, боксом, русским рукопашным боем, а также боевым самбо рекомендуется заниматься не ранее 7–8 лет, поскольку костная и мышечная системы ребенка должны окрепнуть.

Бокс или самбо?

Какой из видов боевых искусств подойдет вашему ребенку, во многом зависит от его темперамента.

Медлительный – такому ребенку требуется развивать быстроту реакции, смелость, напор, вестибулярный аппарат. И вместе с тем нужен курс, который подводит к цели обстоятельно, без спешки. Малыш должен осознавать, чему и для чего он учится. Так что начните с бокса, борьбы, затем он сам сможет выбрать свое направление.

Ласковый плакса рискует вырасти избалованным и женоподобным, посему боевые искусства для него в некотором роде спасение. Однако не следует начинать с жестких тренировок. Начните с тех видов, где рекомендуется дыхательная гимнастика, медитация… Это ушу, айкидо.

Упрямый станет только при явном личном желании. Однако если по ходу обучения оно начнет пропадать, ребенка следует заново мотивировать довести начатое дело до конца. Ребенку, ведущим качеством личности которого является упорство, рекомендуются карате и , вся философия которых направлена на достижение высот через разумную мотивацию силы воли.

Агрессивный нередко заставляет родителей и педагогов думать, что вполне обойдется без того, чтобы уметь облекать свою агрессию в соответствующую боевую форму. Ошибочное мнение! Восточная философия, на базе которой построена духовная составляющая боевых искусств, как раз учит смирять гордыню и справляться с такими страстями, как гнев, ярость, жажда мести… Ушу, джиу-джитсу – эти направления при условии правильного начала – с медитацией, дыхательной и мышечной гимнастиками, правильным духовным настроем – за несколько лет сделают из истеричного агрессора выдержанного и ответственного маленького бойца.

Стеснительный нередко бывает достаточно сильным, чтобы чисто физически суметь дать отпор обидчикам, но боится, «как бы не заругали и не наказали». Робость такого ребенка проявляется во всем. И для него необходима свобода движений, которая очень скоро даст ему и свободу внутреннюю. Самбо, рукопашный бой, бокс научат мальчика проявлять и правильно применять свою физическую силу, радоваться ей.

Жизнерадостный часто бывает хорошим учеником и годен, в общем-то, для любого вида боевых искусств. Его натуру может привлечь эстетика боя, поэтому для него хороши зрелищные направления – кикбоксинг, карате, айкидо.

Маленький философ уже на интуитивном уровне знает то, что другие ребята только начнут изучать в школе боевых искусств. Духовная сторона боя для него может быть ясной. Ему стоит развивать скорость и ловкость в таких направлениях боевого искусства, как джиу-джитсу, айкидо, тхеквондо.

Перед тем как записать ребенка в любую спортивную секцию, необходимо:

>> Серьезно подойти к выбору школы или спортклуба, где будет заниматься ваш ребенок. Посетите несколько залов, где дети занимаются боевыми искусствами, понаблюдайте, как проводятся занятия. Осмотритесь на месте: насколько удобно, светло и тепло, хорошо ли проветривается помещение, хватает ли на всех необходимых защитных средств; оцените степень износа и гигиенического состояния спортивного инвентаря…

Не ставьте при выборе во главу угла близость школы к вашему дому и дешевизну занятий. Это не самое главное.

>> Проконсультироваться с педиатром и получить разрешение. При необходимости – пройти полный осмотр одним или несколькими специалистами и сдать рекомендованные анализы.

>> В спокойной обстановке поговорить с тренером. Спросите себя не раз и не два: вы можете доверить этому человеку вашего ребенка? Вы уверены, что занятия будут безопасными? И только если каждый раз ответ окажется положительным, можете смело вести ребенка на занятия.

>> И, наконец, запомните, что главное – это искреннее желание вашего ребенка заниматься боевыми искусствами!

«Никто не станет воином против воли! – говорили тибетские монахи. – А учитель приходит только тогда, когда готов ученик».

Родители часто задаются вопросом: во сколько лет детям лучше начинать заниматься каратэ ? Чтобы дать корректный ответ, тренер или преподаватель, прежде всего, захочет увидеть самого юного кандидата. Иногда, возможно, специалист даже попросит о возможности пообщаться с ребенком один на один, без присутствия родителей. Главное - узнать мотивацию, уровень интереса к каратэ, учесть другие пожелания ребенка.

Подобный подход, прежде всего, характерен для европейских стран и Америки.

При отборе детей в секцию тренер всегда смотрит тип телосложения ребенка, проверяет степень гибкости малыша, уровень координации, силу мышц, быстроту реакции и решает, будет он заниматься с этим ребенком или нет.

В азиатских странах, а в частности в Японии, все обстоит немного иначе. Как известно, каратэ и другие боевые искусства Японии являются составной частью школьного образования и с самого первого класса ребенок по своему усмотрению и, конечно, по подсказке родителей выбирает тот или иной вид единоборств. Однако, система клубного каратэ в Японии позволяет отдельно от школьного образования начинать заниматься и в более раннем возрасте. Обычно в японских клубах встречаются мальчики и девочки пятилетнего возраста, которых родители приводят в клуб с целью изучения азов боевых искусств. Таким образом, уже к 10 годам некоторые "вундеркинды" мира каратэ получают свой первый дан. Как пример - видео, в котором семилетняя девочка, обладательница черного пояса, демонстрирует свою технику каратэ:

В России тоже все чаще и чаще встречаются случаи, когда на занятиях в клубах и секциях можно увидеть 5-6-летних детей. Безусловно, детям такого возраста требуется особое внимание. Здесь необходим не просто опыт и знания тренера или преподавателя в области боевого искусства, но и огромные педагогические навыки, опыт и мудрость, т. к. на время занятий, которые длятся в основном полтора-два часа, тренер или преподаватель в известной степени заменяет родителей. Некоторые дети на первых порах еще не в полной мере ощущают себя в коллективе, часто плачут, ищут глазами родителей: есть ли папа и мама в додзё... Маленькие дети нуждаются в поддержке и сочувствии. Тренер должен организовать тренировочный процесс таким образом, чтобы дети забыли на время, что у них есть родители и с наслаждением погрузились в групповые занятия, нашли себе друзей и с нетерпением ждали каждого следующего занятия.

Очень важно на первых порах, чтобы родители и тренеры стремились к всестороннему гармоничному развитию ребенка как в духовном, так и в физическом смысле. Форсирование тренировочного процесса ради заурядных целей (победы на соревнованиях, чемпионские титулы и т.д.) могут убить в маленьком каратисте самое главное - интерес к единоборству.

Обычная практика показывает, что наиболее благоприятным этапом для начала занятий каратэ является возраст прихода ребенка в школу. Будущий каратист уже ощущает себя полноценным членом коллектива, способен понять, что именно от него требуется. Начальное развитие ребенка в школе совпадает с началом пути в спорте, и, таким образом, занятия в таком возрасте проходят более качественно. Подобный подход к началу обучения каратэ является наиболее благоприятным для ребенка и очень удобным для тренеров.

Таким образом, отвечая на главный вопрос данной статьи, резюмируем: начинать обучение детей каратэ предпочтительнее в 6-7 лет. Именно в этом возрасте маленькие каратисты готовы к тренировкам физически и морально, они способны воспринимать коллективные тренировки правильно, а также искать для себя в каратэ полезные и интересные моменты.

Как правило, верно выстроенный процесс обучения с самого начала способствует будущим победам потенциальных звезд каратэ. Побольше бы таких случаев!

Мы отобрали для вас самые практичные и необходимые модели.

На тренировках ребенок получает гармоничное физическое развитие. Он развивает силу, координацию, выносливость и скорость. По этим показателям маленький боксер опережает своих сверстников, занимающихся другими видами спорта.

Бокс для детей полезен, но травматичен

Кроме физических качеств, у ребенка изменяется и характер:

  • Он становится дисциплинированным и терпеливым, учится ставить перед собой цели и достигать их.
  • Ребенок обретает уверенность в себе и общается с другими такими же уверенными в себе малышами.
  • Маленький боксер учится не опускать руки в сложных ситуациях, принимать экстренные решения, не поддаваться отчаянию.

Родители замечают, что дети, которые занимаются боксом, начинают лучше учиться в школе.

Главная негативная сторона бокса – это, конечно же, травмы. Ребенку не избежать синяков и ссадин. Иногда также бывают вывихи, переломы пальцев, рассечение бровей и т. д. Ранние и неграмотные тренировки без общей физической подготовки могут привести к нарушению осанки, так как в этом случае мышцы развиваются неравномерно. Частые удары в голову могут привести к тому, что ребенок иногда будет испытывать головные боли и шум в ушах.

Важно найти для малыша хорошего тренера, который не только будет развивать ребенка физически, но и объяснит, что просто так применять полученные навыки вне спортивной школы не стоит. В обратном случае ребенок будет постоянно ввязываться в драки, ощущая свою силу и физическое превосходство над сверстниками.

Со скольки лет можно заниматься

Начинать заниматься можно с четырехлетнего возраста. Подбирайте группу по возрасту:

  • 4-6 лет – общая физическая подготовка с элементами бокса и кикбоксинга;
  • 7-10 – общая физическая подготовка, более глубокое изучение основ и техник бокса;
  • 11-12 – младшая группа;
  • 13-14 – средняя группа;
  • 15-17 – старшая группа.

Если вы ведете свое чадо на первую тренировку, приготовьте для него шорты, футболку и обувь на мягкой подошве. Когда вы поймете, что малышу нравится, и он хочет заниматься дальше, сможете купить для него специальную боксерскую форму и перчатки.

Необязательно делать из своего малыша чемпиона мира, вы можете отдать его на занятия по боксу просто для общего физического развития. Если ребенок проявляет интерес к этому спорту, не отказывайте ему.

Помочь ребенку раскрыть свои способности и таланты – одна из важнейших задач любящих родителей. Именно в детском возрасте энергия плещет через край, проявляются первые наклонности, закладываются жизненные увлечения. Разумеется, взрослые стремятся поддержать малыша в его начинаниях и, возможно, дать базу для любимого впоследствии дела. Физическое, эстетическое, музыкальное развитие, прикладные навыки – всё это могут дать ребенку разнообразные кружки, секции и студии. Но как правильно подойти к вопросу выбора? С какого возраста имеет смысл отдавать ребенка в кружки? На что следует обращать внимание при выборе кружка для дошкольника? Об этом мы поговорим в сегодняшней статье.

Особенности дошкольного возраста

Дети-дошкольники – это настоящее средоточие креатива! Они постоянно выдают что-нибудь «этакое»: поют песенки и сочиняют стихи со своеобразными рифмами и ритмом, рассказывают истории о выдуманных ими самими персонажах, исполняют невиданные танцы и показывают «трюки», рисуют картинки, в которых порой трудно угадать смысл. Но всё это – необходимый и очень важный этап жизни ребенка. Пока ему не нужны рамки, указания и советы, как делать «правильно». Малыш впитывает то, что его окружает и создает собственную интерпретацию. Пусть нам она иногда и кажется нелепой, мешать ребенку творить не нужно.

Главное, о чем нужно позаботиться родителям дошкольника – это наличие благоприятной среды, стимулирующей развитие. Сейчас ваш малыш активно подражает всему, что ему нравится. Мама рисует – и он рисует «каляки-маляки», папа собирает мебель – и ему хочется вкрутить куда-то винтик, бабушка вяжет – и ему хочется попробовать. Действия взрослых становятся для ребенка стимулом к собственному созиданию. Возможно, вы замечали, что маленьким детям нравятся именно их собственные танцы, каракули-«письма», коряво слепленные фигурки из пластилина. А попытки взрослых научить, «как надо», воспринимаются в штыки или игнорируются. Это естественный способ защиты своего права быть первооткрывателем, творцом.

Родителям стоит поощрять ребенка в его начинаниях, подавать ему пример своей деятельностью и обеспечивать необходимые материалы, аксессуары для того или иного занятия. Такой подход будет намного более эффективен, чем какие бы то ни было регулярные занятия (неважно, в кружках или дома).

Нужны ли кружки дошкольнику?

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: стимулирующая среда для развития дошкольника важнее, чем специальное обучение. Но это не означает, что кружки и секции противопоказаны детям до школы. Они вполне имеют место быть, но к их выбору и времени начала посещения стоит подойти серьезно. Кружки, которые посещает дошкольник, должны соответствовать его возрасту и не нести излишней нагрузки (физической и психологической). Кроме того, любые занятия должны в первую очередь искренне нравиться малышу. Мода, престижность и посещение «за компанию» – не лучшие критерии выбора кружка. Не забывайте и о том, что интересы в дошкольном возрасте еще неустойчивы, и ребенок пока всего лишь пробует разные виды деятельности.

Когда отдавать ребенка в кружки и секции?

В идеале специализированное обучение ребенка (рисование, пение, танцы, профессиональный спорт) лучше начинать не ранее 5-6 лет. Именно этот возраст является отправной точкой для «настоящей» учебы, т.е. ребенку становится проще повторять, делать по образцу, он постепенно отходит от детской спонтанности.

Не стоит бояться того, что вы упустите время, и малыш чего-то недополучит. Наоборот, в сравнении со сверстниками, посещавшими разнообразные секции с самого раннего возраста, он будет более свободен в самовыражении, будет лучше понимать свои желания и возможности, испытывая к занятиям искренний интерес. Детям, которых уже в 3 года целеустремленные родители отдали, допустим, в профессиональный спорт, бывает сложно потом понять, действительно ли это «их» дело.

Если говорить о конкретных видах занятий, то для самых маленьких (с 2 лет) можно посоветовать только занятия физкультурой, ритмикой – это полезно для гармоничного развития. Начинать обучение пению лучше не раньше 5 лет, музыке – не раньше 6 лет. Музыкальную теорию ребенок будет готов воспринимать с 7-8 лет.

Танцы , несмотря на кажущуюся очевидной пользу, вызывают массу споров среди родителей. С одной стороны, они способствуют физическому и эстетическому развитию ребенка, а с другой – возникают вопросы, для чего эти занятия нужны вообще: для удовольствия или в качестве профессионального спорта со всеми вытекающими последствиями. Танцевать для удовольствия можно и в 3-4 года, но в кружке это в любом случае будет обучение, которое мешает ребенку придумывать собственные (пусть и дикарские) танцы. А начать настоящие тренировки, направленные на участие в конкурсах и чемпионатах, ребенок сможет не раньше 5 лет.

Примерно так же обстоят дела с профессиональным спортом . Не стоит торопиться: если ребенок еще маленький, а вы выбираете по собственным соображениям спорт для «будущего чемпиона» (чаще всего прилично вкладываясь материально), тем самым вы лишаете его возможности самостоятельного выбора в будущем. Кроме того, профессиональный спорт не лучшим образом влияет на здоровье и психику ребенка, поэтому решение о таком выборе должно определяться настоящими желаниями и способностями ребенка. И конечно, отдавать его на серьезные тренировки нужно не ранее 5-6 лет.

Водить ребенка в бассейн до 5 лет можно лишь с целью веселых игр в воде. Адекватно воспринимать указания тренера и выполнять их малыш сможет по достижении 5-6 лет. Это относится не только к профессиональным спортивным занятиям (вы хотите вырастить олимпийского чемпиона), но и к простому обучению плаванию.

Рисование , несомненно, очень полезно для детей, даже для полугодовалых крох. Однако освоение техники рисунка не стоит начинать до 4-6 лет.

Занятия иностранными языками очень манят родителей, ведь школы раннего развития обещают, что научат даже 3-летку говорить на иностранном языке (а то и не на одном!). Действительно, 3 года – возраст наиболее восприимчивый для усвоения речи. Но все-таки речи в первую очередь родной. Раннее изучение иностранного языка вызывает путаницу в голове ребенка, что мешает ему овладевать родным языком, который формируется лишь к 6-8 годам. Конечно, есть дети, растущие в двуязычных семьях, но о них следует говорить отдельно. Специалисты-логопеды предупреждают об опасности раннего изучения иностранного языка. В частности, возможно возникновение дисграфии – нарушения письма, довольно часто встречающееся у современных школьников. Поэтому логопеды и советуют не торопиться с иностранным языком. Если вы четко настроены обучить ребенка иностранным языкам уже в 3-4 года, выберите всего один и не забывайте, что занятия должны происходить в игровой форме. Кроме того, занятия языком в дальнейшем должны будут носить регулярный характер, иначе они полностью утратят смысл – ребенок попросту забудет всё, чему его учили.

Начинать ли посещение кружков в первом классе?

С началом учебы в школе у ребенка начинается новая жизнь, к которой он приспосабливается более или менее успешно. Родителям, естественно, хочется, чтобы их первоклашка развивался не только академически, но и занимался дополнительно спортом, музыкой или чем-то еще.

С точки зрения психологии, записывать ребенка во всевозможные кружки с первых дней учебы неправильно. Дайте малышу время привыкнуть к новым условиям, адаптироваться к коллективу, учебным требованиям и нагрузкам. Даже если вам кажется, что всё идет гладко, не торопитесь.

Ребенку нравится учиться? Он нашел в классе друзей, учеба дается легко, и у него куча свободного времени? Так и хочется занять его чем-то полезным. Правильное начинание! Но все же подходить к нему нужно здраво. Вот несколько советов:

  1. Не перегружайте ребенка. Если всё его время будет расписано по минутам, результатом станет не радость от наполненной жизни, а усталость и расшатанные нервы.
  2. Количество кружков и времени, тратящегося на их посещение, должно зависеть от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка. Для среднестатистического школьника нормальным будет количество занятий не более двух раз в неделю в будни плюс одного раза в выходной день. Учитывайте и то, насколько выбранные кружки удалены от дома. Постоянные поездки в разные концы города вымотают ребенка.
  3. Если ваше чадо не отличается усидчивостью, имеет смысл записывать его в несколько кружков сразу. Попробует, найдет «свое» и на нем остановится.
  4. Спокойного и старательного ребенка лучше сразу приобщать лишь к одному-двум основным занятиям. Иначе потом, по мере возрастания школьной нагрузки, когда придется выбирать между несколькими кружками в пользу самых важных, ему будет сложно отказаться от дел, на которые уже потрачено столько сил и времени.
  5. Между школьными и внешкольными занятиями детям необходимо предоставлять перерыв для отдыха – не менее 1 часа.

Нормы времени занятий в кружках и секций по возрастам

Возраст ребенка определяет уровень допустимой для него нагрузки, с которым нужно считаться как родителям, так и руководителям детских кружков, секций, школ, клубов по интересам.

Нормы, касающиеся времени начала и окончания занятий, их продолжительности, количества перерывов, определены Республиканским центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

Как уже было сказано выше, между занятиями в школе и в заведениях дополнительного образования обязателен перерыв не менее 1 часа.

Начало занятий в детских кружках и секциях возможно не раньше 8.00 (оптимально – начиная с 9.00). Время окончания занятий определяется возрастом ребенка:

  • младший школьный возраст (6-10 лет) – не позднее 20.30;
  • средний и старший школьный возраст (с 10 лет) – не позднее 21.00.

Занятия могут проводиться в любой день недели и месяца, включая выходные и дни каникул. Максимальное количество занятий в неделю и их продолжительность зависит от возраста ребенка:

  • дошкольный возраст – 2 занятия в неделю продолжительностью до 35 минут каждое;
  • младший школьный возраст – до 4 учебных часов (1 учебный час = 45 минут) в неделю;
  • средний школьный возраст – до 6 учебных часов в неделю, не менее 2 раз в неделю;
  • старший школьный возраст – до 10-12 учебных часов в неделю, не менее 3 раз в неделю.

Если ребенок посещает более одного кружка, недопустимо записывать его в два кружка одной направленности (к примеру, спортивные) в один и тот же день.

Время практической деятельности ребенка не должно превышать 60-70% от общей длительности занятия. А непрерывная практическая работа не может длиться более, чем:

  • дети 4-6 лет – 5 минут;
  • дети 7-9 лет – 7-10 минут;
  • дети 10-11 лет – 10-13 минут;
  • дети 12-13 лет – 15-18 минут;
  • дети старше 14 лет – 20-25 минут.

Типовые программы для учреждений дополнительного образования и учреждений общего среднего образования, разработанные Республиканским центром технического творчества учащихся, утвержденные Минобразования РБ и Национальным институтом образования, определяют возраст зачисления детей в различные учреждения дополнительного образования следующим образом:

Направление деятельности

Минимальный возраст на начало занятий

Художественный профиль

Хореография, изобразительное искусство, театральные, музыкальные

дошкольный возраст

«Музыкальное», «Изобразительное», «Народное декоративно-прикладное», «Хореографическое», «Театральное», «Народное творчество», «Художественно-эстетическое»

6-9 лет (при 7-летнем курсе обучения) или 9-11 лет (при 5-летнем курсе обучения)

Кружок фотолюбителей

Ручное ткачество

Переплетно-реставрационное дело

Кружок цифровой фотографии

Спортивно-технический профиль

Автомоделирование, моделирование транспортной техники, ракетно-космическое моделирование, авиамоделирование

Кружок автоконструкторов-картингистов

4-7 класс, допускается с 6 лет

Кружок мотоциклистов

Кружок юных водителей мопедов

Радиоспорт, спортивная радиопеленгация, многоборье радистов

Технический профиль (подготовительные занятия)

Начальное техническое моделирование, электрифицированная игрушка

Начальное моделирование транспортной техники

Технический профиль

Столярно-конструкторский кружок

Резьба по дереву

Радиоконструирование, радиоэлектроника

Электронная автоматика

Кружок юных менеджеров

Машинопись и делопроизводство

Технология и физика металлов

Информатика и программирование

13-14 лет, допускается с 8 лет

Компьютерная графика

Практическая астрономия

Что еще почитать